<< Пред.           стр. 1 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 КРАТКИЙ
 ОЧЕРК
 ИСТОРИИ
 философии
 
 Под редакцией
 М. Т. ИОВЧУКА, Т. И. ОЙЗЕРМАНА, И. Я. ЩИПАНОВА
 Второе, переработанное издание
 
 ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЫСЛЬ»
 МОСКВА • 1971
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 Настоящее, второе издание «Краткого очерка истории философии» отличается от предыдущего: авторский коллектив, учитывая критические замечания и пожелания, высказанные в рецензиях, опубликованных в печати, и при обсуждении первого издания на кафедрах высших учебных заведений, несколько расширил одни разделы книги и произвел небольшие сокращения в других разделах. Книга дополнена кратким анализом развития марксистской философской мысли в СССР и зарубежных странах за истекшие после первого издания 7 лет (1960 — 1967) и критикой «новейших» буржуазных философских концепций. Кроме того, авторы книги пытались учесть и пожелания методического характера. Были также устранены отдельные неточности и ошибочные формулировки.
 Задачи, которые стремились решить авторы «Краткого очерка», — дать систематическое изложение основных этапов развития философии с древнейших времен до наших дней, анализ борьбы материализма и идеализма — главных направлений в философии, осветить возникновение и развитие диалектического и исторического материализма, подвергнуть критике современную буржуазную философию, отражающую общий кризис капиталистической системы.
 «Краткий очерк истории философии» предназначен в качестве учебного пособия для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений, а также для самостоятельно изучающих историю философии.
 Книга подготовлена коллективом авторов, созданным Министерством высшего и среднего специального образования СССР, в составе: заслуженного деятеля науки РСФСР профессора В. Ф. Асмуса (МГУ), члена-корреспондента АН СССР М. Т. Иовчука (Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук при МГУ), члена-корреспондента АН СССР А. О. Маковельского (Азербайджанский государственный университет), профессора Ю. К. Мельвиля (МГУ), члена-коррес-
 3
 
 
 
 пондента АН СССР Т. И. Ойзермана (МГУ), профессора М. Н. Руткевича (Уральский государственный университет), члена-корреспондента АН СССР Б. А. Чагина (ЛГУ), профессора И. Я. Щипанова (МГУ) совместно с другими преподавателями истории философии высших учебных заведений и работниками научно-исследовательских учреждений, названными ниже.
 Главы и параграфы книги написаны следующими авторами: глава I — М. Т. Иовчуком; в главе II § 1 — В. Ф. Асмусом, § 2 — кандидатом философских наук Ян Хин-шуном, § 3 — А. О. Мако-вельским и профессором Ш. Ф. Мамедовым; глава III — В. Ф. Асмусом; в главе IV § 1 — Ян Хин-шуном, § 2 — 7 — А. О. Маковельским и Ш. Ф. Мамедовым; раздел «Философская мысль в странах Западной Европы» — В. Ф. Асмусом; раздел «Философская мысль в России в IX — XVII вв.» — И. Я. Щипановым; глава V — профессором В. В. Соколовым; глава VI — В. Ф. Асмусом; глава VII — И. Я. Щипановым; в главе VIII § 1, 5 — Т. И. Ойзерманом, § 2, 3, 4 — В. Ф. Асмусом; глава IX — Т. И. Ойзерманом; в главе Х § 1 — И. Я. Щипановым, § 2 — Ш. Ф. Мамедовым, § 3 — профессором И. С. Нарским, § 4 — Ян Хин-шуном, глава XI — В. Ф. Асмусом; главы XII — XIII — Т. И. Ойзерманом; в главе XIV § 1 и 3 — Б. А. Чагиным, § 2 — М, Н. Руткевичем; глава XV — Б. А. Чагиным; глава XVI — М. Т. Иовчуком; главы XVII и XXI — Ю. К. Мельвилем; глава XVIII — И. Я. Щипановым; в главе XIX § 1 и 4 — профессором Г. С. Васецким, § 2 и 3 — М. Н. Руткевичем (с использованием материала Б. А. Чагина); глава XX — М. Т. Иовчуком (§ 5), § 1 — Б. А. Чагиным, § 2 — доктором философских наук Л. Н. Суворовым, § 3 — профессором А. Д. Косичевым, § 4 — М. Н. Руткевичем (с использованием материала кандидата философских наук Л. В. Скворцова в § 2 и 3). Заключение написано М. Т. Иовчуком.
 Перечень рекомендуемой для изучения литературы дан в программе по истории философии для гуманитарных факультетов, ряд источников, монографий и пособий указывается в тексте глав «Краткого очерка».
 Авторы выражают свою благодарность профессору Ги Бесс и его сотрудникам (Франция), М. Д. Бычварову (НРБ) и другим зарубежным ученым, А. Н. Маслину и другим советским ученым, которые в своих рецензиях или присланных отзывах дали ценные замечания по первому изданию «Краткого очерка истории философии».
 Авторы и редакторы книги ждут от преподавателей и студентов высших учебных заведений, от всех других читателей отзывов, предложений и критических замечаний о книге. Эти замечания будут учтены при подготовке следующих изданий.
 
 
 
 ГЛАВА I
 ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗНАЧЕНИЕ
 
 § 1. Предмет истории философии как науки
 Основной вопрос философии и ее предмет. Философия 1 — особая форма познания мира, система взглядов по наиболее общим проблемам бытия и познания, и прежде всего по вопросу об отношении мышления к бытию, духа к природе, составляющему ее основной вопрос. Философия — одна из форм общественного сознания, принадлежит к идеологической надстройке и в классовом обществе выражает мировоззрение определенного класса. Вместе с тем философия всегда осуществляет познавательные (и в той или иной мере эвристические) функции и по мере своего развития становится самостоятельной наукой, которая имеет свой предмет, изменяющийся в ходе развития общества и научного знания. Предмет марксистско-ленинской философии, т. е. диалектического материализма, — наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
 Основной вопрос всякой философии имеет две стороны. Первая его сторона — это вопрос о том, что первично — материя или дух, бытие или мышление. Философы, считающие материю, природу, бытие первичным, а дух, сознание, мышление вторичным, относятся к лагерю материализма. Философы, утверждающие, что первично сознание, мышление, дух (или, как считают многие из них, бог), относятся к лагерю идеализма. Другая сторона основного вопроса философии — вопрос о том, познаваем ли мир, могут ли представления и понятия людей быть объективной истиной или мир непознаваем и объективной истины во взглядах людей быть не может. Материализм признает принципиальную познаваемость мира и рассматривает познание как отражение внешней действительности. Идеалисты в тех случаях, когда они признают познаваемость мира, отрицают, что в сознании людей отражается объективная реальность. Значительная часть идеалистов являются агностиками, т. е. отрицают познаваемость
 ' «Философия» происходит от древнегреческих слов phileo (люблю) и sophia (мудрость),
 5
 
 
 
 мира. Агностицизм представляет собой попытку отказаться от решения основного вопроса философии, занять промежуточную позицию между материализмом и идеализмом.
 Философия возникла около трех тысяч лет назад в странах Древнего Востока. Уже в древности в философии образуются два противоположных направления: материализм и идеализм. Наряду с противоположностью материалистического и идеалистического мировоззрения в ходе развития философии возникают два противоположных подхода к познанию мира: диалектический и метафизический методы мышления.
 Диалектический метод рассматривает все явления как находящиеся во взаимной связи, в процессе развития и изменения, раскрывает обусловливающие этот процесс внутренние противоречия и их борьбу. Метафизический метод, имевший, по словам Энгельса, «в свое время великое историческое оправдание», ограничивается по преимуществу анализом и классификацией предметов и явлений вне их взаимной связи и развития, рассматривает их как изменяющиеся главным образом количественно, свободные от внутренних противоречий и борьбы между ними. Диалектика и метафизика представляют собой, таким образом, не только различный подход к действительности, но и различное ее истолкование.
 Марксистское понимание предмета истории философии как науки. История философии как наука всегда занималась и занимается исследованием возникновения и развития учений, дающих то или иное решение проблем философии, то или иное материалистическое или идеалистическое, диалектическое или метафизическое объяснение общих законов бытия и познания.
 Предмет марксистской истории философии как науки — это история возникновения и решения философских проблем и прежде всего история формирования и развития основных философских направлений — материализма и идеализма, их взаимной борьбы и тесно связанная с ними история становления, развития и взаимной борьбы диалектики и метафизики. При этом марксистская история философии в первую очередь исследует развитие материалистической философии в ее борьбе с идеализмом, смену одних форм и видов материализма другими, а также зарождение, возникновение, развитие диалектики и ее борьбу с метафизикой. Поскольку философия есть определенная, специфическая форма познания действительности, выражаемая в логических категориях, философских понятиях и идеях, история философии исследует также зарождение, возникновение и развитие важнейших категорий познания.
 Марксистская история философии уделяет особое внимание исследованию и изучению возникновения и развития диалектического материализма, который является научно-философской
 6
 
 
 
 системой, методом познания и революционного преобразования мира, философской основой научного мировоззрения рабочего класса и других сил, борющихся за социализм.
 Круг вопросов философии и его изменение в ходе истории. В процессе исторического развития философии менялся круг вопросов, которыми она занималась, в результате чего изменялись предмет философии и его понимание. Так, в эпоху рабовладельческого общества еще не существовало обособленных, частных наук о природе и обществе, об отдельных формах движения материи и философия представляла собой теоретическое знание вообще и первоначально его фактически единственную форму. В дальнейшем, с возникновением частных наук, происходит размежевание между ними и философией, отпочкование их от философии. Развитие знаний и их дифференциация вели к тому, что философия постепенно переставала выступать в роли всеобъемлющей «науки наук» и предметом ее изучения оставались наиболее общие вопросы бытия и познания. Научная философия современности — диалектический материализм — изучает наиболее общие законы развития действительности и их отражение в человеческом мышлении.
 Как бы ни изменялся круг вопросов философии, а следовательно и сам предмет философии, на всех ступенях истории мысли человечества были и ныне остаются общие для всех философских учений проблемы бытия, познания, человеческой жизни, составляющие в большей или меньшей мере предмет всех философских теорий.
 Философы всегда так или иначе отвечали на вопросы о том, существуют ли природа, мир сами по себе, т. е. материальны ли они, или зависят от чего-либо «потустороннего», представляют собой его «отблеск»; вечен ли мир, или он сотворен духом, божеством; находятся ли мир, природа в движении, изменении, развиваясь по своим объективным, независимым от сознания, духа законам, или таких объективных законов нет, а движение, изменение в мире зависят от вмешательства извне, от духа, бога или от сознания людей, от их разума, воли и т. д. Все эти и многие другие вопросы, которые в старых, домарксистских философских учениях принято было называть онтологическими, всегда входили и входят в круг вопросов философии.
 В центре внимания философии был и остается ныне как важнейшая проблема философии вопрос об отношении человека к миру, неразрывно связанный с основным вопросом философии и решаемый в процессе практической и теоретической деятельности человека, которая, как правило, носит общественный характер и в конечном счете обусловлена способом материального производства, господствующим в обществе.
 Развитие науки и самой философии с необходимостью вело к возрастанию значения гносеологической проблематики, т. е. во-
 7
 
 
 
 просов, относящихся к процессу познания. Таковы, в частности, проблемы соотношения мышления и бытия, наших представлений о мире и реального мира, проблемы субъекта и объекта, вопросы о путях и средствах, ступенях, формах, методах познания действительности, об истине и ее критерии и т. д.
 Философы всегда применяли те или иные методы познания, подходили к явлениям мира, к их объяснению с позиций диалектики или метафизики. Следовательно, вопросы о том или ином подходе к явлениям материального мира и познания, о способе их объяснения, о методах познания действительности, т. е. методологические вопросы, также входили и входят в круг вопросов философии, составляют ее предмет.
 Философское мышление есть логическое мышление, оно предполагает определенные логические формы, категории, понятия, в которых мышление осуществляется, законы, по которым развивается человеческое мышление; вопросы логического мышления были и остаются неотъемлемой составной частью предмета философии.
 В прошлые эпохи истории науки и философии, когда уровень развития естествознания был еще невысоким, а сведения, доставляемые различными науками о природе, были разрозненными и отрывочными, некоторые философы пытались, не опираясь на данные естествознания, решить вопрос о законах, по которым живет природа, найти связь между отдельными явлениями природы и т. д. Эти «натурфилософские» проблемы до середины XIX в. входили в круг вопросов философии. По мере развития естественных наук, особенно после великих открытий естествознания XIX в., необходимость в «натурфилософских» объяснениях явлений природы отпала. На смену им пришло философское обобщение достижений естественных наук, раскрывших законы природы, действительные связи между явлениями. Предметом философии в сфере познания природы стало выяснение наиболее общих закономерностей перехода одних форм движения материи в другие, их взаимных связей, исследование объективной диалектики природы, диалектического характера законов естественных наук, изучение логики научного познания в сфере естествознания. Эти общие философские вопросы естествознания ныне также входят в предмет философии.
 Будучи выражением мировоззрения тех или иных классов, общественных групп, философские учения выясняют, каковы основы общественной жизни и почему она изменяется, развивается ли общество, подчиняясь объективным законам, независимым от воли людей, или это развитие зависит от воли и сознания людей, от божества или других сверхъестественных сил и т. д. Философия всегда занималась вопросами о месте человека в обществе и его назначении, о «смысле» истории, о том, каковы ее движущие силы, куда идет общество, каково его будущее и т. п. Эти и другие важнейшие вопросы, которые в до
 8
 
 
 
 марксистских философских системах были предметом так называемой философии истории, также относятся к предмету философии.
 В круг вопросов философии в прошлом входили и в известной мере входят и ныне вопросы социологии (о сущности, закономерностях и структуре общественной жизни, о соотношении между материальными и духовными ее элементами, об отношениях и взаимосвязях между людьми, между личностью и обществом и т. д.), этики (об основных принципах морали, законах нравственности) и эстетики (о сущности прекрасного, об отношении искусства к действительности и т. д.).
 Таким образом, если различные формы движения материи и закономерности их развития изучаются конкретными естественными науками (физика, химия, биология и др.), а различные стороны общественной жизни и закономерности их развития исследуются конкретными общественными науками (политическая экономия, правовые науки, искусствоведение и др.), то философия призвана давать ответ на наиболее общие вопросы бытия и познания. Историческое развитие взглядов людей по этим вопросам составляет предмет истории философии.
 § 2. Марксистские принципы в применении к истории философии
 Принцип партийности в истории философии. Марксизм-ленинизм исходит из того, что история философии всегда была и является ныне ареной борьбы партий в философии — материализма и идеализма; в этой борьбе находят свое выражение общественные интересы и идеология различных классов и социальных групп. «Новейшая философия, — говорит В. И. Ленин, — так же партийна, как и две тысячи лет тому назад» '. Материализм включает в себя партийность, считая, что философия при всякой оценке событий становится на точку зрения определенной общественной группы. Но многие философы, выражавшие мировоззрение и интересы господствующих классов эксплуататорского общества, представляли свои учения «надклассовыми», «надпартийными» и выдавали их за «общечеловеческую», «вечную» и «абсолютную» истину. Прикрываясь флагом «беспартийности», идеалисты тем не менее пытаются исключить материализм из истории философии, выдавая идеализм за единственное направление действительно философской мысли. Даже такой выдающийся философ-диалектик, как Гегель, всячески принижал материализм и по существу исключал его из истории философии. Он утверждал, что «философия стоит на той же почве, на
 ' 5 И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 380.
 9
 
 
 
 которой стоит и религия, имеет тот же предмет: всеобщее, в себе и для себя сущий разум» '. По Гегелю, различны лишь формы выражения этого общего содержания, и это отличает историю философии от истории религии. Материализм же Гегель вопреки истине считал «низшей формой философствования», игнорировал его роль в истории философии.
 В противоположность идеалистической философии, ряд течений которой связан с идеологией и интересами господствующих классов эксплуататорского общества, но не признает этого, марксистская философия открыто заявляет, что она представляет собой составную часть мировоззрения революционного пролетариата, философский фундамент научного коммунизма, обосновывает революционное преобразование буржуазного общества в общество коммунистическое. Партийность марксистской философии заключается, далее, в том, что она решительно борется против реакционной буржуазной философии, осуждает различные попытки «примирить» материализм и идеализм, стать «выше» их, критикует всякие отступления от материализма в сторону идеализма и религии.
 Поскольку классовые интересы революционного пролетариата и других сил, борющихся за социализм, в конечном счете совпадают с объективным историческим процессом, постольку партийность марксистской философии неразрывно связана с ее научной объективностью и дает возможность всесторонне и верно познать действительность и законы ее развития.
 Марксистский принцип историзма в применении к истории философии. Изучая и оценивая философские системы прошлого, марксизм подходит к ним конкретно-исторически. Ленин говорил, что о мыслителях следует судить не по тому, чего они не дали в сравнении с современными требованиями, а по тому, что нового дали они в сравнении со своими предшественниками. «Весь дух марксизма, вся его система, — указывал Ленин, — требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (а) исторически; (р) лишь в связи с другими; (у) лишь в связи с конкретным опытом истории»2.
 Следуя марксистскому принципу историзма, научная история философии не отбрасывает идеализма с порога, а выясняет корни и сущность идеалистических учений, рассматривает содержащиеся в них противоречия, раскрывает ценные элементы, заключающиеся в некоторых идеалистических системах (например, в философии Гегеля — его диалектику). Она показывает, что хотя некоторые идеалистические воззрения представляют собой пустоцвет, но пустоцвет на живом древе человеческого знания; они вытекают из самого процесса познания, имеют гносеологические корни, связанные с отступлениями от правиль-
 ' Гегель Соч., т. IX, стр. 62
 2 В. И. Ленин. Полн. собр соч, т. 49, стр. 329.
 10
 
 
 
 ного пути познания, с односторонностью, субъективизмом и т. п. Эти отступления от истины были раздуты, закреплены интересами господствующих классов и превращены в идеалистические системы, смыкающиеся с религией и нередко враждебные науке.
 Энгельс указывал, что идеализм есть ложная, но для своего времени и для самого хода развития познания неизбежная форма философии 1. В. И. Ленин учил, что «с точки зрения диалектического материализма философский идеализм есть одностороннее, преувеличенное... развитие (раздувание, распухание) одной из черточек, сторон, граней познания в абсолют, оторванный от материи, от природы, обожествленный. Идеализм есть поповщина. Верно. Но идеализм философский есть („вернее" ц „к роме того") дорога к поповщине через один из оттенков бесконечно сложного познания (диалектического) человека» 2.
 В своем историческом подходе к философским учениям марксистская история философии учитывает ценные элементы во взглядах на историю философии, выработанных мыслителями прошлого — Аристотелем, Бэконом, Фейербахом, Герценом, Чернышевским и др. Марксизм ценит «рациональное зерно», содержащееся в учении Гегеля об истории философии; оно состоит в том, что Гегель, хотя и на идеалистической, неверной основе, раскрывал закономерную связь различных философских учений и преемственность в их развитии, в результате чего история философии выступала не как хаотическое нагромождение взглядов и представлений, а как исторический процесс развития познания. Заслуга Гегеля состояла также в том, что он прослеживал развитие диалектики в истории философии.
 Говоря о научных достижениях тех буржуазных ученых, которые вольно или невольно выступают в эксплуататорских обществах как «приказчики» господствующих классов, Ленин считал, что задача марксистов состоит в том, чтобы «усвоить себе и переработать те завоевания, которые делаются этими «приказчиками»... и уметь отсечь их реакционную тенденцию, уметь вести свою линию и бороться со всей линией враждебных нам сил и классов» 3. Это относится и к истории философии.
 История философии в кривом зеркале современной буржуазной философии. Вокруг понимания истории философии, ее предмета и метода в настоящее время идет острая идеологическая борьба марксизма-ленинизма против реакционных идеалистических концепций современности.
 Многие представители широко распространенного течения современной идеалистической философии — неопозитивизма
 ' См К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20, стр 513.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 322.
 3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 364.
 11
 
 
 
 (Ф. Франк, Л. Витгенштейн и др.) по существу отрицают, что у философии есть свой специфический предмет, отличный от предмета конкретных наук; задачи философии они сводят к изучению приемов и средств логического мышления, структуры «языка науки». Исходя из такого понимания предмета философии, они отвергают положительное содержание истории философии, отрицают ее огромную и самостоятельную роль в познании мира.
 Несколько иную, но также неправильную точку зрения на историю философии высказывают представители другого течения современной буржуазной философии — экзистенциализма. Так, К. Ясперс, не отрицая необходимости изучения истории философии, считает невозможным объективное рассмотрение ее как единого исторического процесса. Согласно Ясперсу, каждый философ выступает как творец своего индивидуального субъективного мира, независимого от истории, а философия в целом представляется ему «борьбой духа, не заключенного во времени». Субъективизм Ясперса и других экзистенциалистов ведет их к произволу в обращении с фактами истории философии;
 не случайно Ясперс, не считаясь с действительной историей философской мысли, объединяет философов различных эпох и направлений в общие «группы» (например, Платона с Кантом, Гоббса с Фихте, Фому Аквинского с Гегелем, Цицерона с Вольтером и т. д.). В результате такого произвольного обращения с историческими фактами подлинная история философской мысли извращается.
 Другие течения современной идеалистической философии, (например, неотомисты, спиритуалисты и другие представители объективного идеализма) держатся близкого к религии взгляда, утверждая, будто предметом философии всегда был и остается некий вечный абсолютный дух, мировой разум (который оказывается псевдонимом бога).
 Таким образом, современные буржуазные историки философии, как те, кто философию подчиняет религии и превращает историю философии в придаток истории религии, так и те, кто считает историю философии следствием субъективного творчества отдельных мыслителей, по существу отрывают историю философии от реального процесса истории общества и науки. Реакционные философы-идеалисты, в том числе и в области истории философии, ведут борьбу против материализма, пытаются принизить и уничтожить его достижения и традиции. Они объявляют идеалистические философские учения стоящими вне классов и партий, отбрасывают материалистическое и диалектическое наследие философской мысли.
 Марксистско-ленинская философия подвергает критике реакционные историко-философские концепции современных буржуазных философов, искажающие картину развития философской мысли человечества и посягающие на ее лучшие традиции.
 12
 
 
 
 § 3. Марксистский метод познания истории философии и закономерностей ее развития
 Сущность марксистского метода в истории философии. Диалектический и исторический материализм видит в философии две стороны: познавательную, поскольку философия в той или иной мере осуществляет функции познания мира и в определенных условиях функции науки, и идеологическую, поскольку она представляет собой составную часть идеологической надстройки. Раскрывая зависимость философских учений от общественных отношений определенной эпохи (и в конечном счете от способа материального производства), от классовой борьбы, от развития науки и других форы общественного сознания, история философии выясняет мотивы, которыми руководствовались философы, создавая свои учения, выявляет коренные причины, по которым философские идеи, выражавшие мировоззрение той или иной общественной группы, получили определенное направление.
 История философии — это закономерно развивающийся процесс, в котором философские учения различных стран взаимосвязаны, взаимообусловлены, развиваются в ходе борьбы противоположных направлений и тенденций в философии (материализма и идеализма, диалектики и метафизики и т. д.). Эта борьба ведет к качественным изменениям в философии: сменяются формы материализма и диалектики, а в середине XIX в. происходит революционный переворот в философии — возникает диалектический и исторический материализм.
 Марксистская история философии не ограничивается описанием, изложением тех или иных философских учений, а дает общую картину поступательного развития философских знаний от низшего к высшему в процессе борьбы материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой, раскрывает закономерности этого развития. Марксистский метод истории философии рассматривает все философские учения исторически, как определенные ступени в развитии познания мира человеком, не допуская их модернизации и не приписывая мыслителям прошлого таких идей, которых у них не было и быть не могло. При изучении любого философского учения марксизм требует выяснения его социальных и гносеологических корней, всестороннего исследования и оценки с научных, марксистских позиций системы философских взглядов, развиваемых в этом учении.
 Некоторые общие и особенные закономерности развития философии. Марксизм-ленинизм различает всеобщие диалектические закономерности, присущие всем формам развития бытия и познания, особенные закономерности, характерные для всех форм общественного сознания, в том числе и для философии, и специфические, относящиеся к философии как особой
 13
 
 
 
 форме общественного сознания и ее истории. Всеобщие закономерности развития всякого познания, как и бытия, — это законы диалектики, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей как источник всякого развития и т. д. Особенной и вместе с тем общесоциологической закономерностью, определяющей развитие всех форм общественного сознания, является прежде всего решающая роль способа материального производства в возникновении и развитии всех общественных идей. Философия, как и другие формы общественного сознания (политическая идеология, право, мораль, религия, искусство), относится к надстройке над экономическим базисом общества.
 Поскольку философия, особенно ее материалистическое направление, развивается во взаимосвязи с естествознанием, характер и уровень ее развития в значительной мере зависят от успехов промышленности, научно-технического прогресса, с которыми неразрывно связано естествознание. «...Философов, — писал Энгельс, — толкала вперед отнюдь не одна только сила чистого мышления, как они воображали. Напротив. В действительности их толкало вперед главным образом мощное, все более быстрое и бурное развитие естествознания и промышленности» '.
 Общесоциологическая закономерность развития общественного сознания в классовых обществах выступает в форме зависимости общественного сознания от борьбы классов. Эта борьба находит свое выражение не только в Полн.тической, но и в идеологической области. В классовых обществах философские учения выражают мировоззрение определенных классов или социальных групп, носят классовый характер.
 В истории идеологии, в том числе и философии, закономерно проявляется взаимная связь национальных и международных условий развития общественного сознания. Философская мысль каждого народа зависит в своем развитии не только от экономической жизни и борьбы классов данной страны, но и испытывает влияния философии и общественной мысли народов других стран, находящихся в экономическом, Полн.тическом и идейном общении с народом данной страны.
 Марксистская история философии выступает против неправильных взглядов тех философов, которые считают, что существуют народы, внесшие свой вклад в развитие философии, и народы, которые ничего или почти ничего не прибавили в сокровищницу философских идей. Еще Гегель неправильно считал, что народами, «воплотившими» в своем «национальном духе» философские богатства «абсолютного духа», были лишь западноевропейские народы: греки, римляне и особенно немцы. Он утверждал, что «философия в собственном смысле начинается
 1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 285.
 14
 
 
 
 на Западе. Лишь на Западе восходит... свобода самосознания»', что философия восточных народов являлась низшей стадией философии («мысль на стадии созерцания»), что она не оказала существенного влияния на всемирную философию.
 Европа действительно была ярким очагом научной и философской мысли. Философия античной Греции достигла большого расцвета, и в ней в зародыше содержались многие более поздние виды философии. Немецкая классическая философия конца XVIII — начала XIX в. и особенно родившийся в Германии диалектический материализм явились философскими учениями всемирно-исторического значения. Но это отнюдь не означает, что только Европа была колыбелью философского знания, как утверждают сторонники «европоцентризма». «Европоцентристская» точка зрения принята большинством современных буржуазных философов, которые либо вопреки истине отвергают наличие философской мысли в странах Востока, либо считают ее сплошь религиозно-мистической, созерцательно-чувственной, чуждой рационального мышления, науки и т. п. Ф. Ибервег, например, утверждал, что у народов Востока «не может быть и речи о наличии... философии в собственном смысле».
 Неправильные взгляды, согласно которым восточная философия не играла никакой роли в развитии всемирной философской мысли, опровергаются самой историей философии. Развитие философской мысли в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Китай, Индия) началось задолго до возникновения древнегреческой философии и, как показано в нашей книге, обогатило философию многими ценными материалистическими и диалектическими идеями. В дальнейшем философия на Востоке развивалась в том же направлении, что и философия на Западе, и они оказывали влияние друг на друга. Все это свидетельствует о том, что «европоцентристские» теории, говорящие о застое философии на Востоке, о «вековой» противоположности и вражде так называемого западного и восточного образа мышления, несостоятельны.
 Однако в сравнении с Западом, где эпоха Возрождения, революции XVII — XIX вв., научно-технический прогресс и особенно освободительное движение рабочего класса породили бурный подъем научно-философской и общественной мысли, в странах Востока, где на многие века затянулось господство феодализма и религиозной идеологии, не было столь благоприятных условий для развития прогрессивной философии и она в новое время не оказала такого могучего влияния на мировую философскую мысль, как философия Запада.
 Несостоятельны и реакционны также распространяющиеся в ряде восточных стран «азиацентристские» теории, согласно которым только на Востоке развивалась подлинная философия,
 ' Гегель. Соч., т, IX, стр. 92,
 15
 
 
 
 тогда как Запад погряз в «рационализме» и был чужд религиозно-этических учений (в которых «азиацентристы» видят суть философии); не имеет под собой основания и утверждение «азиацентристов» о том, что крупнейшие философские течения Запада (в том числе французский материализм, классическая немецкая философия) и даже марксизм имеют своим источником философию Конфуция и другие идеалистические учения Древнего Востока.
 Марксистско-ленинская наука, следующая принципу интернационализма, показывает, что история философской мысли развивалась и на Востоке, и на Западе и философские учения, возникшие в различных странах, решали в основном общие проблемы философии и обогащали сокровищницу философской мысли.
 Относительная самостоятельность развития философии и его внутренняя логика. Философия, как и другие формы идеологии, характеризуется относительной самостоятельностью развития. «...Раз возникнув, всякая идеология, — писал Энгельс, — развивается в связи со всей совокупностью существующих представлений, подвергая их дальнейшей переработке» 1.
 При всей зависимости развития философии от экономического базиса и в конечном счете от условий материальной жизни общества было бы неправильно выводить непосредственно из них каждую философскую идею, как то делали А. Богданов, В. Шулятиков и другие вульгаризаторы марксизма, пытавшиеся объяснять любое философское понятие непосредственными интересами буржуазии или развитием техники капиталистического производства. Если в конечном итоге направление развития философии обусловлено экономической жизнью общества, то содержание философских идей и особенно логические категории, формы, в которых развивается философская мысль, не непосредственно вытекают из экономики, а связаны в значительной мере с идеологической борьбой своего времени, с развитием смежных форм общественного сознания (искусство, религия и др.), с наукой, с тем мыслительным материалом, который оставлен философам их предшественниками. В этом прежде всего проявляется относительная самостоятельность философии.
 Относительная самостоятельность философии проявляется также в том, что, отражая жизнь общества и соответствуя в общем характеру экономического базиса, философская мысль в своем развитии может отставать от него или опережать его. Так, в период освободительных движений против феодального строя, господствующей идеологией которого была религия, передовая философская мысль, связанная с этими движениями, нередко отставала в развитии форм сознания, принимая идеалистические, религиозные формы. Ярким примером опережения
 ' К.. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 313.
 16
 
 
 
 философской мыслью хода общественного развития является возникновение и развитие при капитализме диалектического и исторического материализма, который образует теоретическую основу социалистической идеологии.
 Относительная самостоятельность философии состоит также в том, что нередко философская мысль достигает высокого уровня в странах, сравнительно отставших от других стран по своему экономическому и Полн.тическому развитию. Ф. Энгельс писал: «...как особая область разделения труда, философия каждой эпохи располагает в качестве предпосылки определенным мыслительным материалом, который передан ей ее предшественниками и из которого она исходит. Этим объясняется, что страны, экономически отсталые, в философии все же могут играть первую скрипку: Франция в XVIII веке по отношению к Англии, на философию которой французы опирались, а затем Германия по отношению к первым двум. Но как во Франции, так и в Германии философия, как и всеобщий расцвет литературы в ту эпоху, была также результатом экономического подъема» '.
 Философия как определенная форма познания мира, система взглядов по наиболее общим вопросам бытия и мышления обладает своей внутренней логикой, выражает в обобщенном виде закономерности познания мира, представляющие собой отражение объективных закономерностей природного и общественного бытия. У философии есть свои специфические закономерности, в известной мере проявляющиеся и в других сферах общественного сознания (наука, искусство, общественно-политическая идеология), поскольку философия оказывает на них свое идейно-теоретическое влияние. Такими специфическими закономерностями развития философии являются борьба материализма и идеализма, борьба диалектики и метафизики и т. п.
 Внутренняя логика развития философской мысли состоит в том, что этот процесс по преимуществу идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Этот процесс «приращения» философских знаний не прямолинейный, а зигзагообразный. В ходе его нередко происходят и отступления от правильного познания действительности в сторону идеализма, мистики, религии. В целом же этот процесс восходящий и в конечном счете ведущий к познанию объективной истины.
 § 4. Основные периоды развития философии
 Поскольку развитие философии, как и других форм общественного сознания, в конечном счете определяется возникновением и развитием общественно-экономических формаций и их сменой, марксизм делит историю философии на периоды, соответствующие в основном общественно-экономическим формациям или эпохам перехода от одной общественно-экономической
 ' К.. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 37, стр. 419 — 420.
 17
 
 
 
 формации к другой и важнейшим вехам в истории борьбы классов. Такими периодами в истории философии явились следующие: 1) философия в рабовладельческом обществе; 2) философия в феодальном обществе; 3) философия в эпоху перехода от феодализма к капитализму; 4) философия в эпоху утверждения капитализма до возникновения марксизма; 5) философия в эпоху домоноПолн.стического капитализма, возникновения и развития революционного движения пролетариата; 6) философия в эпоху империализма и пролетарской революции и 7) философия в эпоху построения социализма, борьбы двух противоположных систем — социализма и капитализма, победы коммунизма.
 Внутри каждого исторического периода развития философии марксизм выделяет различные этапы, ступени, подчас существенно отличающиеся друг от друга по характеру и уровню развития философских учений. Вместе с тем на различие между периодами истории философии как специфической формы научного познания, обладающей относительной самостоятельностью, оказывают большое влияние характер и направление философских учений той или иной эпохи. Научная история философии делит историю философской мысли на две эры: 1) история философии до возникновения марксизма и 2) история философии после возникновения марксизма. В истории философии одни формы материализма и диалектики сменяются другими. Так, эпоха перехода от феодализма к капитализму характеризуется развитием философии Возрождения. В эпоху капитализма выделяются периоды развития материализма XVII — XVIII вв. и классической немецкой философии. Высшая историческая форма материализма и диалектики — философия марксизма — также не стоит на месте, а развивается и обогащается, конкретизирует и разрабатывает свои законы и категории, уточняет свои выводы и положения на основе практики революционной борьбы, обобщения новых процессов общественного развития и завоеваний науки.
 Творческое развитие диалектического и исторического материализма в период империализма и пролетарской революции и в новую историческую эпоху построения социализма, борьбы двух противоположных систем, победы коммунизма знаменует собой новый, ленинский этап в философии марксизма. Яркие образцы развития марксистской философии в неразрывной связи с жизнью, практикой даны в трудах В. И. Ленина и его учеников, в важнейших документах марксистско-ленинских партий, в работах советских и зарубежных ученых-марксистов.
 § 5. Значение истории философии как науки
 История философии есть философская и вместе с тем историческая наука. Изучение ее дает возможность понять развитие
 18
 
 
 
 мысли человечества и ее закономерности, осмыслить великий опыт познания мира человеком. История философии показывает, как вырабатывались формы и категории теоретического мышления, методы научного познания, учит правильному диалектическому мышлению, применению диалектики в процессе познания и преобразования мира. «...Теоретическое мышление, — писал Энгельс, — является прирожденным свойством только в виде способности. Эта способность должна быть развита, усовершенствована, а для этого не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии»'.
 Научная история философии, раскрывая гносеологические корни идеализма и метафизики, выясняя причины теоретических ошибок и заблуждений мыслителей прошлого, вместе с тем предупреждает против их повторения в теоретическом мышлении в настоящее время, против односторонности, субъективизма и догматической окостенелости в теории и практике, вселяет в сознание людей уверенность в силе человеческого разума, в способности познать мир и его законы.
 Изучение истории философии имеет не только познавательное значение, но и важное практически-Полн.тическое, воспитательное значение. Оно помогает обогатить память человека философскими знаниями, накопленными человечеством, хранить и продолжать лучшие, прежде всего материалистические и диалектические, традиции философской мысли своего народа и всего человечества, сыгравшие важную роль в истории мировой культуры.
 История философии учит распознавать за «гносеологической схоластикой» современных буржуазных философских течений интересы господствующих классов капиталистического общества, раскрывать за этими «новейшими» течениями старые, отжившие свой век реакционные философские учения. Тем самым изучение истории философии вооружает на борьбу против идеализма, религии и реакционной идеологии вообще.
 История философии как наука показывает, что результатом развития и критической переработки всех важнейших достижений культуры и науки, в том числе и философской мысли, является диалектический и исторический материализм. «История философии и история социальной науки, — отмечал В. И. Ленин, — показывают с полной ясностью, что в марксизме нет ничего похожего на «сектантство» в смысле какого-то замкнутого, закостенелого учения, возникшего в стороне от столбовой Дороги развития мировой цивилизации. Напротив, вся гениальность Маркса состоит именно в том, что он дал ответы на вопросы, которые передовая мысль человечества уже поставила.
 ' К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т, 20, стр. 366.
 19
 
 
 
 Его учение возникло как прямое и непосредственное продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма»'.
 Главное идейно-воспитательное и практически-политическое значение истории философии состоит в том, что она помогает соединять теорию с практикой революционной борьбы и коммунистического строительства, формировать научное, марксистско-ленинское мировоззрение, вырабатывать высокие нравственные идеалы и хорошие эстетические вкусы, способствуя тем самым коммунистическому воспитанию трудящихся.
 История философии, доведенная до наших дней, неопровержимо доказывает, что единственно верным философским учением нашего времени является диалектический материализм. Марксистская история философии учит глубоко овладевать теорией и методом диалектического материализма, творчески применять их в жизни, на практике, неустанно бороться с враждебной марксизму буржуазной идеологией, ревизионизмом и догматизмом.
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 23, стр. 40.
 
 
 
 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
 ИСТОРИЯ ДОМАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ
 
 ГЛАВА II
 ФИЛОСОФИЯ В СТРАНАХ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
 
 Наиболее древними философскими учениями были учения, возникшие в государствах Древнего Востока: в Индии, Китае, Египте и Вавилоне.
 § 1. Философия в Древней Индии
 Возникновение философии в Древней Индии относится примерно к середине I тысячелетия до н. э., когда на территории современной Индии стали формироваться государства. Во главе каждого такого государства стоял раджа, власть которого опиралась на власть землевладельческой аристократии и родовой жреческой знати (брахманы). Сильны были пережитки патриархальных отношений между господствующими классами и угнетенными.
 Древнеиндийское общество делилось на варны — группы, которые впоследствии легли в основу кастовой системы. Их было четыре: 1) жреческая варна (брахманы); 2) варна военной аристократии (кшатрии); 3) варна земледельцев, ремесленников, торговцев (вайшьи) и 4) низшая варна (шудры). Шудры находились в подчинении у брахманов, кшатриев, вайшьев; они не имели права на общинную собственность, их не принимали в члены общины, они не участвовали в решении ее дел. Деление на варны освящалось религией. Родовитые жреческие семьи оказывали значительное влияние на общество и были носителями образованности и специальных знаний, влияли на развитие религиозной идеологии.
 Древнейший памятник индийской литературы — Веды. В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной Жизни. Веды делятся на четыре группы, или части. Древнейшая из них — Самхиты. Произведения остальных групп представляют
 21
 
 
 
 собой комментарии и дополнения к Самхитам. Самхиты состоят из четырех сборников. Самый ранний из них — Ригведа, сборник религиозных гимнов (ок. 1500 г. до н. э.). Вторую часть Вед составляют Брахманы — сборник ритуальных текстов. На них опиралась религия брахманизма, господствовавшая до возникновения буддизма. Третья часть Вед — Араньяки, содержащие правила поведения для отшельников. Завершают Веды Упани-шады, собственно философская часть, возникшая около 1000 г. до н. э. Уже в период господства религиозных и мифологических взглядов, отразившихся в Ведах и в Упанишадах, возникли первые элементы философского сознания и началось оформление первых философских учений, как идеалистических, так и материалистических.
 Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед) и неортодоксальные (не признающие авторитета Вед). Большинство из них были ортодоксальными и религиозными. Таковы школы веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Однако в ряде этих школ из-под внешней религиозно-этической формы проступает материалистическая тенденция. К неортодоксальным школам относятся джайнизм, буддизм и школа чарваков-локаятиков.
 Джайнизм. В результате развития древних учений «мудрецов» возникла философия джайнизма. Последний в ряду «мудрецов» — Вардхамана, живший, по преданию, в VI в. до н. э., получил прозвище Победитель — Джина. Его последователи стали называться джайнистами. Джайнизм в своей главной части — этическое учение, указывающее путь «освобождения» души от ее подчинения страстям. Подобная этика стала традиционной для ряда индийских систем. Цель философии джайнизма — «святость», особый образ поведения, при помощи которого достигается указанное освобождение. Источником мудрости в джайнизме считается не бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания.
 Джайнизм как этическое учение опирается на особое учение о бытии. Согласно этому учению, существует множество вещей, наделенных реальностью и обладающих, с одной стороны, постоянными, или субстанциальными, с другой — случайными, или преходящими, свойствами. Из неживых субстанций особое значение принадлежит материи (пудгала). Материя выступает или как разделенная на элементы, далее неделимые (на атомы), или как собранная — в виде сочетания атомов. Кроме материи к числу неживых субстанций принадлежат пространство, время, условия движения и покоя.
 Основным признаком души джайнизм считает сознание. Степень сознательности в различных душах различна. По своей
 22
 
 
 
 природе душа совершенна, а ее возможности безграничны: в возможности душе доступны и безграничное знание, и безграничная мощь, и безграничное счастье. Но душа склонна отождествлять себя с телом. Во всякий момент душа есть результат всей своей прошлой жизни — всех своих прошлых действий^ чувств и мыслей. Основная причина, порождающая зависимость души, — ее сильные желания, или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Поэтому познание должно освободить душу от материи. Условие истинного познания не только доверие к авторитету учителей, но и правильное поведение, правильный образ наших действий. «Освобождение», составляющее цель учения джайнизма, должно привести к полному отделению души от материи. Достигается это посредством аскетизма.
 Буддизм. В VI — V вв. до н. э. возникает религиозное учение буддизма, враждебное древней жреческой религии брахманизма. Буддизм распространялся среди городских низов, где классовые противоречия были всего острее.
 Господствующие классы после некоторого сопротивления признали и поддержали буддизм, исходя из своих классовых интересов. Как раз в эту эпоху в Индии возникали крупные государства. Брахманизм защищал преимущества жрецов, в буддизме же сильной была антижреческая тенденция. В то же время идеология буддизма требовала покорности и примирения и поэтому казалась не опасной для господствующего класса.
 Буддизм — одна из мировых религий — находится в одном ряду с христианством и мусульманством. Учения буддизма основываются на легенде об основателе религии принце Сиддхартхи, или Гаутаме Будде. Время жизни Будды относится к VI в. до н. э. Буддийская литература возникла значительно позже. Первая попытка систематизации буддизма дана в так называемой «Трипитака» («Три корзины учений»). В третьей из этих книг рассматриваются философские вопросы. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиаме. Другая ветвь буддизма утвердилась в Тибете, Китае и Японии.
 Буддизм выдвигает следующие краеугольные положения:. 1) жизнь исполнена страданий; 2) существует причина возникновения страданий; 3) имеется возможность прекращения страданий; существует путь, идя по которому можно избавиться от страданий. Необходимость страдания выводится из обусловленности и зависимости всех событий или фактов. Уже факт рождения неизбежно влечет за собой цепь страданий. Жизнь человека, его стремление к наслаждению обусловлены чувственным опытом и сопровождаются страданиями. Мудрецы буддизма учат, что цель познания — освобождение человека от страданий. В основе этики буддизма лежит убеждение в том, что избавление от страданий достижимо не в загробной, а в настоящей
 23
 
 
 
 жизни. Такое прекращение страданий называется у буддистов нирваной. Буквальное значение этого слова «угашенный». Под нирваной буддисты понимают состояние полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, отвлечение от внешнего мира, а также от мира мыслей.
 Некоторые положения буддийского учения представляют интерес с философской точки зрения. Таковы учение о всеобщей изменчивости, отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания.
 Вопрос о практических путях этического совершенствования разработан в буддизме очень подробно. Это учение о восьми «добродетелях», которые достигаются теми, кто проходит такой путь. Добродетели состоят в правильном поведении, образе жизни, правильной речи, правильном направлении мысли, сосредоточении или успокоении и невозмутимости.
 Успех буддизма был обусловлен тем, что он был «религией спасения», вселял в души верующих надежду на то, что повсеместно распространенное страдание может быть побеждено и устранено. Как все религии, буддизм вовсе не стремился к устранению причин страданий в реальной общественной жизни. Он был не учением борьбы, а религией покорности. В своем дальнейшем развитии буддизм разделился на ряд школ.
 Начало древнеиндийского материализма. Философия локаята. О первых учениях древнеиндийской философии судить не легко, так как сочинения, особенно произведения философов-материалистов, утеряны, а сообщения о древнейших учениях, идущие от позднейших идеалистов, сильно искажены.
 Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видимому, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.
 Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и законов их сочетаний, нет никакой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия. Вещи природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Сознание, по этому учению, существует реально и удостоверяется восприятием. Однако сознание не может быть свойством духовной и нематериальной сущности, оно является
 24
 
 
 
 свойством живого материального тела. Личность неотделима от тела.
 На основе учения о бытии в философии локаята строится и этика. Человек испытывает и наслаждение, и страдание. Полностью устранить страдания невозможно, но можно свести их к минимуму, а наслаждения сделать максимальными. Что касается обычных этических понятий о добродетели и о пороке, то они выдумка авторов священных книг. Такая же выдумка ад, рай и весь ритуал жертвоприношений.
 Впоследствии в учение локаята проникает элемент скептицизма, заключавшийся в воздержании от суждений по вопросам, на которые существуют взаимоисключающие ответы.
 Системы, опирающиеся на Веды: миманса и веданта. В древнеиндийской философии имеются системы, непосредственно опирающиеся на Веды. В этих системах тексты Вед рассматриваются в качестве священных книг подобно древнееврейской Библии и новозаветной христианской литературе. Эти системы — миманса и веданта. Для них Веды — непререкаемый авторитет.
 Отличительная черта мимансы в том, что, будучи учением, цель которого — оправдание ведийского ритуала, миманса уделила большое внимание вопросам теории познания и логики. Чувственное восприятие рассматривается ею как особый источник знания. Предметы восприятия характеризуются как реальные и обладающие различными объективными признаками. Кроме восприятия источниками познания считаются логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство священных книг и признание некоторых невоспринимаемых истин постулатами.
 Идеалистическое учение веданты впервые систематически развил Бадараяна. В этом учении были различные оттенки, обусловленные различием в понимании отношения между душой и богом. Наиболее крайними взглядами были: 1) взгляд, согласно которому душа и бог совершенно различны, и 2) взгляд, по которому они совершенно едины. Первое учение защищал Мадхва, второе — Шанкара. Веданта требует, чтобы ученик покорно следовал за учителем, посвященным в мудрость веданты, упражнялся в постоянном размышлении над ее истинами до тех пор, пока он не достигнет непосредственного и притом постоянного созерцания истины.
 Согласно веданте, связанная со своим телом душа несвободна, она жаждет чувственных удовольствий и испытывает Длинный ряд перевоплощений. Победа над незнанием, порабощающим душу, достигается изучением веданты. Будучи системой объективного идеализма, Веданта приводит к мистике, к созерцательности, к отказу от борьбы и к подчинению философских учений религии.
 25
 
 
 
 Философия санкхья. Очень древней формой философии в Индии было учение санкхья. Основатель его Ка-пила жил, согласно некоторым источникам, около 600-х годов до н. э.
 Учение санкхья предполагает два начала: вещественное и духовное. Для объяснения мира исходным санкхья считает понятие о материальной первопричине всех вещей и явлений, в том числе явлений психических. Первопричина, будучи вещественной, должна вместе с тем быть настолько тонкой и всепроникающей, чтобы были возможны даже самые тонкие порождения, такие, например, как ум. Первопричина не может быть порождена никакой предшествующей ей причиной. Она вечная самопричина, вечная основа всего мира. Все без исключения предметы способны вызывать в нас или удовольствие, или боль, или безразличное состояние. Причиной этих состояний являются три составные части предметов, которые называются гунами и которые непосредственно не воспринимаются. Из этих трех составных частей состоит не только первичная субстанция — пракрити, но и все вещи мира. Пракрити — причина существования тел, органов чувствования и действия, чувства «Я», ума и интеллекта. Но кроме всего этого существует сознание; оно выше всяких изменений и по своей природе уже нематериально. Все множество предметов реального мира возникает после того, как материальная причина — пракрити — соприкасается с пуруши, или «Я». Происходя от пракрити, ум не вечен, он сложен и представляет собой субъект, возникающий и разрушающийся во времени. Из этого учения о бытии философия санкхья выводит учение о познании. Кроме восприятия и логического вывода санкхья признает источником познания также и учения («свидетельства») древних священных книг — Вед. Достоверное познание возникает тогда, когда в интеллекте отражается не предмет, а само сознание, или «Я».
 Предпосылку этики санкхья составляет убеждение во всеобщей распространенности страдания. Философия санкхья, как и ряд других школ древнеиндийской философии, главной задачей мудрости считает познание пути и средств, ведущих к полному освобождению человека от страданий и несчастий.
 Система йога. Во многих отношениях близкой к системе санкхья была система йога. Слово «йога» означает, по-видимому, «сосредоточение». Основателем йоги считается мудрец Патанджали.
 В системе йога вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие успешной практической деятельности, направленной к освобождению от страданий. Среди средств, которые йога рекомендует для освобождения, часть относится к практике аскетизма, часть — к принципам этики, основанной на сочувствии всем формам и видам жизни. В числе правил йоги содержится ряд рациональных, в известной
 26
 
 
 
 мере проверенных на опыте предписаний, относящихся к гигиене дыхания, режиму питания и т. п. В систему предписаний йоги входит также и требование поклонения богу. В этом важное различие между йогой и атеистической системой санкхья.
 Материалистическая система ньяя. Основателем ньяи считается мудрец Готама (или Гаутама). Наиболее древние тексты школы восходят к III в. до н. э., остальные написаны не ранее чем в первых веках нашей эры. Философия ньяя — учение о познании, в частности о логическом выводе, развитое на основе материалистической теории бытия. Теория бытия ньяи призвана служить не теоретической, а практической задаче — освобождению человека от всех страданий. Философия ньяя рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания, самое реальность. Истинное знание может быть постижением или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью свидетельства (авторитета), или с помощью сравнения. Восприятие обусловлено органами чувств и дает непосредственное знание о предмете. Для логического познания требуется вычленение признака, неотделимого от познаваемого предмета.
 В целом философия ньяя наивноматериалистическая. И по происхождению, и по содержанию она ставит истину в зависимость от реальной природы познаваемых объектов. Предмет существует раньше знания о нем. Впоследствии в это основное материалистическое содержание проникли элементы религии и идеалистической психологии.
 Материалистическая система вайшешика. Одна из наиболее зрелых систем древнеиндийского материализма — система вайшешика. Название школы происходит от слова «вишеша», означающего «особенность», и указывает, что для вайшешики при объяснении действительности первостепенное значение имеет категория специфического различия субстанций, атомов, душ и т. д. Вайшешика возникла приблизительно в VI — V вв. до н. э. Основателем ее считается Канада. Философия вайшешика возникла первоначально как материалистическое учение о бытии и теория атомизма. Впоследствии в круг вопросов вайшешики были включены вопросы логики.
 Как и ньяя, вайшешика видит цель мудрости в освобождении человеческого «Я» от страдания и зависимости. Последняя причина страдания — незнание. Путь к освобождению лежит через знание, т. е. через истинное постижение реальности. Такое познание предполагает исследование категорий реальности, т. е. высших родов бытия. Категория — это не понятие ума, а прежде всего предмет, обозначенный термином. Поэтому классификация категорий совпадает с классификацией предметов, или °бъектов.
 Материальный носитель всех качеств вещей, особенностей, Действий, а также причина всего сложного — субстанция. Из
 27
 
 
 
 различных видов субстанций следующие пять — земля, вода, свет, воздух и эфир — составляют физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Они невоспринимаемы чувствами, и об их существовании мы узнаем только посредством вывода. Характерная особенность учения вайшешика об атомах — признание качественного различия между ними. Качества в отличие от свойств рассматриваются как нечто изначальное. Движение не качество, а свойство, так как оно передается от одного предмета к другому. В бестелесных субстанциях движения и действия быть не может, такие субстанции — эфир, пространство, время и душа.
 Важными для познания категориями система вайшешика считает всеобщее и особенное. Имея общую природу, вещи некоторого класса получают и общее имя. Общее реально, находится в самих предметах данного класса, но не тождественно с их индивидуальными свойствами, оно сущность отдельных предметов. Но если бы существовало только всеобщее, невозможно было бы отличить одну субстанцию от другой, так как каждая субстанция имеет нечто, принадлежащее ей одной. Это и есть особенность. Так как субстанции вечны, то вечны и их особенности.
 Впоследствии некоторые учители этой школы стали утверждать, что все действия атомов восходят к воле высшего существа, которое и направляет все к моральному очищению, что возникающий мир наделен мировой душой и что все страдающие в нем существа по истечении некоторого повторяющегося цикла освобождаются от страданий. Условие этого освобождения — разрушение мира и существующих в нем соединений атомов.
 Со временем религиозная окраска философии вайшешика усилилась. Позднейшие учители школы вайшешики стали рассматривать атомы только как материальную причину мира, а действенной причиной мира провозгласили бога.
 § 2. Возникновение и развитие философской мысли в Древнем Китае
 В Древнем Китае в VIII — VI вв. до н. э., в период формирования и развития рабовладельческого общества вырисовывались две тенденции в идеологии: консервативная и прогрессивная, мистическая и атеистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивноматериалистические идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противоположных началах (инь и ян), о естественном пути (дао) и другие, возникшие еще на рубеже II — I тысячелетий до н. э. как результат обобщения первоначальные знаний того времени. Однако формирование философских течений относится к VI — V вв. до н. э. Между этими течениями ве
 28
 
 
 
 дась напряженная борьба на протяжении- почти трех столетий, борьба, связанная с крутым переломом в истории древнекитайского общества.
 Философские и этические взгляды Конфуция и его последователей. В истории древнекитайской идеологии важное место занимает этико-политическое учение конфуцианства, основоположником которого был Конфуций (551 — 479 до н. э.). Он внес серьезный вклад в развитие китайской культуры. Ему приписывается составление ряда древних книг («Книга песен», летопись «Весна и осень» и др.), в которых были собраны письменные памятники прошлого.
 Придерживаясь традиционных религиозных взглядов, согласно которым небо, как верховное божество, диктует свою волю человеку, Конфуций утверждал, что «жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба».
 В центре философии Конфуция — проблемы воспитания. «Все люди, — говорил он, — близки друг к другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания»; «для того чтобы познать новое, необходимо изучать старое»; «учение без размышления бесполезно, а размышление без учения — пустое дело».
 Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы (372 — 289 до н. э.). Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена «небесной воле», которую выражает и исполняет мудрый государь — «сын неба». Человек от рождения добр, ему присущи четыре качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи. Но вследствие дурного влияния общества эти качества быстро утрачиваются. Мэн-цзы .выдвинул теорию врожденных знаний; эти знания заложены в человека божественным «необъятным духом»; человек должен полностью раскрыть эти знания, чтобы у самого себя найти ответы на все вопросы жизни, установить причины своих неудач и бед, не возмущаться несправедливостью в обществе и не питать ненависти к тем, кто его притесняет.
 Учение Мо-цзы. Теория познания моистов. Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы (Мо Ди) (-479 — 381 до н. э.). Он призывал людей оказывать друг другу помощь независимо от социального положения. В противовес конфуцианцам он утверждал, что предопределенной судьбы нет. Судьба человека зависит от того, как он будет осуществлять в жизни принцип всеобщей любви, выражающей «небесную волю». В соответствии с этим «небесный владыка» награждает или наказывает его. Мо-цзы выступал против захватнических войн, проповедовал мир между государствами.
 В теории познания Мо-цзы содержатся некоторые элементы Материализма. Так, он говорил, что знание возникает из непо-
 29
 
 
 
 средственного изучения действительности. В дальнейшем последователи Мо-цзы — монеты — освободили в основном рациональные идеи своего учителя от мистической оболочки и развили их с позиций наивного материализма. Монеты разрабатывали главным образом логику и теорию познания. Они признавали объективное существование вещей вне нашего сознания. Все наши знания, учили монеты, — это результат совместных усилий наших органов чувств (у-лу) и мышления (син).
 Материалистические тенденции моистов были направлены прежде всего против софистов Хуэя Ши (IV — III вв. до н. э.) и Гунсунь Луна (III в. до н. э.). Хуэй Ши пытался свести противоречие конечного и бесконечного, относительного и абсолютного к тождеству, растворить их в «великом единстве». Он отрицал качественное различие вещей. Согласно Гунсунь Луну, конкретные вещи возникают в результате соединения в нашем представлении самостоятельно существующих отдельных идей (например, белая лошадь — это соединение идеи белизны с понятием лошади).
 Учение Лао-цзы о дао и его последователи. В развитии философии Древнего Китая важное значение имел даосизм — учение Лао-цзы о дао — пути вещей. Основная идея Лао-цзы (VI — V вв. до н. э.) — жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определенному естественному пути — дао. Дао — это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы, в мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Лао-цзы верил, что соответственно с этим законом справедливость в конечном итоге восторжествует, ибо самые слабые со временем станут сильными и одолеют тех, кто в настоящее время обладает силой. По мнению Лао-цзы, человек не должен вмешиваться в естественный ход развития. Кто попытается изменить этот ход, подчинить его своим личным интересам, тот неизбежно потерпит неудачу. Лао-цзы выступал против произвола знати, призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первобытнообщинной жизни.
 Одним из видных последователей Лао-цзы был Ян Чжу, живший в IV в. до н. э. Ян Чжу отрицал существование сверхъестественных сил. Он считал, что мир вещей управляется собственными законами и находится в непрерывном изменении. Согласно учению Ян Чжу, человек отличается от других существ тем, что он самый умный среди животных. Душа человека неотделима от его тела, и она исчезает вместе с его смертью. При жизни человек должен иметь возможность удовлетворять все свои потребности, разумно использовать вещи, дабы «сохранить в целости свою природу».
 30
 
 
 
 Сторонники даосизма из «Дворца науки Цзися»' — Сун Цзянь, Инь Вэнь и другие — развивали учение о материальной субстанции ци. Ци у них делится на два вида: на «тончайшее» и «грубое». Из первого возникает душа человека, второе образует его тело. Главную роль в организме человека играет тончайшее ци. От него зависит и умственная способность человека. Мудрость человека не дается божественными силами, а есть проявление тончайшего ци. Древние материалисты полагали, что тончайшее ци покидает человека, когда у него наступает смерть, и образует то, что люди называют демоном и богом.
 Высший этап в развитии древнего даосизма — учение Чжуан-цзы (IV — III вв. до н. э.). Чжуан-цзы, как и Лао-цзы, считал, что в мире вещей существует неумолимый естественный закон дао, согласно которому происходит непрерывное обновление вещей. Чжуан-цзы утверждал, что от мельчайших органических существ в воде — цзи — произошли животные, а от последних — человек. Единым материальным началом — ци — наполнена вся поднебесная. «Рождение человека, — говорил Чжуан-цзы, — это скопление ци. Собирается ци — возникает жизнь; рассеивается ци — наступает смерть»; «вместе со смертью исчезает и душа». Чжу-анцзы назвал человеческое мышление «зеркалом множества вещей». В его наивноматериалистическом учении немало диалектических суждений. «То, что лишено различия, — утверждал он, — пребывает в том, чему присуще различие»; каждая вещь существует как «это» и как «другое», так как она «изменяется с каждым движением, с каждым мигом». Признавая диалектику действительности, Чжуан-цзы вместе с тем абсолютизировал единство многообразного, призывал «слиться» с вечно существующим дао и безразлично относиться к земной жизни. Это положение послужило одним из источников формировалия религиозного даосизма на рубеже нашей эры.
 Наивно-материалистические взгляды Сюнь-цзы. Наивноматериалистические идеи получили дальнейшее развитие в учении одного из крупнейших представителей конфуцианства — Сюнь-цзы (298 — 238 до н. э.). Сюнь-Цзы в отличие от других конфуцианцев считал, что небо — составная часть природы, материальное начало. Смена небесных явлений происходит по определенным естественным законам, и с ней не связано существование мудрого или дурного управления в государстве. Судьбы людей не определяются небесной волей, ее нет в действительности, все зависит от самих людей.
 ' «Дворец науки Цзися», напоминающий Академию в Древней Греции, существовал в IV — III вв. до н. э. в царстве Ци (на территории восточной части нынешней провинции Шаньдун). В нем обучались, творили и пропагандировали свои идеи представители самых различных направлений, но среди них ведущее положение занимали сторонники даосизма.
 31

<< Пред.           стр. 1 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу