<< Пред.           стр. 20 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу

 в труде Ленина «Материализм и эмпириокритицизм»
 Начало революции в естествознании. На рубеже XIX и XX вв. началась революция в естествознании. Эта революция имеет колоссальное философское значение, поскольку непрестанно изменяет картину мира, обогащает наши представления о путях его познания и преобразования человеком.
 Гениальность Ленина состояла в том, что в самом начале этой грандиозной революции, по истечении всего лишь десяти лет со времени первых великих открытий в физике (электрона, радиоактивности, рентгеновских лучей и т. д.), он сумел дать ответ на наиболее важные философские вопросы, выдвинутые революцией в естествознании перед научной философией. Эти выводы имеют очень большое значение и по сей день. Другие философы-марксисты этого периода не сумели эти вопросы по-настоящему даже поставить. Читая статью А. Деборина «Диалектический материализм», где в весьма общей форме
 ' В. И, Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр 222 — 223.
 587
 
 
 
 отмечалось наличие «нового течения в области естествознания» и была сделана попытка определить значение открытия электрона для диалектического материализма, Ленин заметил на полях: «Плеханов молчит об этом „новом течении", не знает его. Деборин неясно его представляет» 1.
 Ленин видел одну из основных задач книги «Материализм и эмпириокритицизм» в том, чтобы выявить связь махизма с одной из школ в физике XX в. и вместе с тем показать несостоятельность претензий эмпириокритицизма, объявлявшего себя «философией современного естествознания».
 Ленин о кризиса в физике и путях выхода из него. Махизм был связан с определенным направлением новейшей физики, представленным самим Э. Махом, а также А. Пуанкаре, П. Дюгемом, В. Оствальдом и другими учеными; это течение Ленин метко окрестил «физическим идеализмом». Распространение идеалистического поветрия среди части физиков Ленин расценил как кризис в физике. «Суть кризиса современной физики, — писаЛ Ленин, — состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т. е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом»2. Таким образом, кризис в физике надо понимать прежде всего как кризис ее философских основ. Несоответствие между диалектическим характером процессов природы, открытых новейшей физикой, и устаревшим метафизическим воззрением на природу — такова та почва, на которой вырос и которая питала «физический идеализм» начала XX в. Конкретизируя этот общий тезис, Ленин указал на две гносеологические причины, непосредственно обусловившие появление «физического идеализма» той поры.
 Первая причина — математизация теоретической физики. Уже в начале XIX в. в теоретической механике стали широко применяться системы дифференциальных уравнений. Открытие закона сохранения и превращения энергии положило начало термодинамике — важнейшей области теоретической физики, изучающей тепловые'процессы. Термодинамика, не вникая во внутренний механизм определенного процесса (он может быть вообще неизвестен), но исходя из законов сохранения энергии, возрастания энтропии и т. д., может сделать некоторые точные предсказания о ходе этого процесса в будущем. Именно в связи с успехами термодинамики появилась такая разновидность «физического идеализма», как «энергетизм» В. Оствальда.
 Развитие теории электромагнетизма в последней трети XIX в. привело к дальнейшему расширению применения систем дифференциальных уравнений и внедрению в теоретическую физи-
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, стр. 532 — 533.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 272 — 273,
 588
 
 
 
 ку еще более необычного, более опосредованно связанного с опытом математического аппарата, (например, тензорного анализа).
 Рост применения математики в физике есть прямой показатель ее прогресса; математика колоссально расширяет возможности познания законов природы, раздвигает рамки научного предвидения. Но в этом прогрессивном явлении заключена известная опасность, особенно для лиц, специализирующихся на приложении математики к физике. Ученые начинают видеть свою задачу не в том, чтобы отобразить реальный процесс, а в том, чтобы изобрести «удобную» математическую схему, которая возможно более просто «описала» бы совокупность имеющихся опытных данных. Например, Оствальд, Мах и некоторые другие ученые отрицали существование атомов в конце XIX в. потому, что системы дифференциальных уравнений в термодинамике можно было составить и без атомистических представлений. «Крупный успех естествознания, — писал Ленин, — приближение к таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых допускают математическую обработку, порождает забвение материи математиками. «Материя исчезает», остаются одни уравнения. На новой стадии развития и, якобы, по-новому получается старая кантианская идея: разум предписывает законы природе»'.
 Вторая причина, обусловившая появление «физического идеализма», — крутая ломка представлений в физике конца XIX — начала XX в. и связанное с ней распространение идей релятивизма. Коренные изменения в физической теории были прежде всего связаны с развитием двух ее ветвей: теории электромагнитных процессов и атомистики. До конца XIX в. физики были убеждены в универсальной значимости законов классической механики Галилея — Ньютона. Ее считали долгое время полностью приложимой не только к обычным телам, но также к электричеству и гипотетическому эфиру — невесомой и непрерывной среде, передающей электрическое и магнитное взаимодействие тел. Физика XIX в. верила в то, что все процессы в природе рано или поздно можно будет свести к механическому взаимодействию мельчайших частиц, как-то: атомов, ч-астиц эфира и т. д.
 К концу XIX в. гипотезу механического эфира пришлось отбросить, ее место заняло представление об электромагнитном поле, колебаниями которого оказались столь различные на первый взгляд явления, как видимый свет, радиоволны и открытые на пороге нового века лучи Рентгена. Были открыты неожиданные свойства этого поля. В опытах Лебедева было подтверждено предсказание теории о давлении света; этим было доказано, что электромагнитное поле имеет массу. Разрушено
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 326.
 
 
 
 было также одностороннее представление о непрерывности поля: в 1900 г. Планк для объяснения процесса излучения ввел представление о распространении света определенными порциями, квантами, т. е. о прерывности поля наряду с его непрерывностью. Неприменимость к полю представлений классической механики ярче всего проявилась в очень точных опытах Майкельсона, обнаружившего еще в 1881 г., что обычное правило сложения скоростей для света нарушается. Над объяснением этого «диковинного» факта физики бились около четверти века; только в 1905 г. Эйнштейн в частной теории относительности разрешил этот вопрос, пересмотрев самые основы классической механики — ее представления о пространстве и времени. Время и пространство считались в ньютоновской механике абсолютными, не зависящими от движения тела и не связанными друг с другом. Теория относительности при объяснении процессов электромагнетизма пришла к другому выводу, выходящему по своему значению далеко за пределы электродинамики, а именно что время и пространство взаимосвязаны и что они относительны — в том смысле, что зависят от взаимного движения тел (но не в смысле зависимости от сознания человека).
 Таким образом, развитие теории электромагнетизма и теории относительности привело к крушению представлений об универсальности законов механики, к краху механической картины мира.
 С другой стороны, не успела еще заглохнуть оппозиция консерваторов от науки, отрицавших реальность атомов, как открытие радиоактивности (1896) и электрона (1897) поставило в порядок дня науки вопрос о внутреннем строении атома. Радиоактивное излучение свидетельствовало о наличии внутри атома колоссальных, пока еще не изученных источников энергии и о превращаемости химических элементов, например радия в гелий и свинец. При исследовании электронных пучков было найдено, что масса электрона изменяется при изменении скорости его движения. Появились первые теории атома, предполагавшие, что атом, будучи в целом электрически нейтральным, состоит из отрицательных и положительных электронов. Вскоре после выхода в свет книги Ленина Резерфорд доказал, что носитель положительного заряда в атоме не положительный электрон, а атомное ядро. Все эти открытия вошли в противоречие с устоявшимися механистическими представлениями о неизменности атома и постоянстве массы.
 Замечательной попыткой соединения электродинамики и атомистики явилась электронная теория Лоренца. Эта теория исходила из того, что атом состоит из отрицательно и положительно заряженных электронов, а поскольку все тела состоят из атомов, то предполагала, что все явления мира сводятся к электричеству. В этом плане электронная теория попыталась дать
 .590
 
 
 
 ответ и на вопрос о природе массы, утверждая, что масса электрона (а значит, и масса вообще) имеет целиком электромагнитный характер, т. е. определяется взаимодействием между электронами, носителями электрического заряда, и электромагнитным полем, которое создается их движением. Иначе говоря, электронная теория дала новую, электромагнитную картину мира вместо механической картины, господствовавшей в XIX в.
 Электромагнитная картина мира в последующем не удержалась, поскольку свести все качественно различные физические йвления к электромагнитному полю не удалось, но эта теория сыграла огромную роль в крушении старого, механистического воззрения на природу.
 Таким образом, за короткий срок, особенно за последнее десятилетие перед выходом в свет «Материализма и эмпириокритицизма», в физике произошла подлинная революция. В период ломки старых представлений, когда конечный результат этой ломки предугадать было нельзя, ясное представление о масштабах революции в науке составить было трудно. В такие периоды легко сбиться на релятивизм, т. е. на одностороннее отрицание всех старых принципов, на точку зрения полного «краха» старых принципов, от которых остаются будто бы одни «руины».
 При незнании диалектики релятивизм может вести и к идеализму, и именно таков был путь к нему большинства «физических» идеалистов начала XX в. Ленин писал о выдающемся французском ученом А. Пуанкаре: «Ломка самых основных принципов доказывает (таков ход мысли Пуанкаре), что эти принципы не какие-нибудь копии, снимки с природы, не изображения чего-то внешнего по отношению к сознанию человека, а продукты этого сознания» '.
 Таковы две основные причины «физического идеализма», коренящиеся в развитии самой физической науки. При других социальных условиях эти причины могли бы вызвать отдельные ошибки у отдельных ученых, но не привести к появлению школы «физического идеализма», к кризису в физике.
 Когда физика добралась до глубин материи, где диалектический характер процессов природы уже нельзя было игнорировать, старый, механистический и метафизический материализм как философская основа ее развития вошел в противоречие с новыми фактами и представлениями. Это противоречие может быть разрешено только переходом физиков на позиции материализма диалектического, который к рассматриваемому времени существовал уже более полувека. Диалектический материализм давал выход из затруднений, в которые попала физика
 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 267.
 591
 
 
 
 начала XX в., не оставляя места для идеалистического толкования философских проблем физики.
 Но марксистская диалектика была для физиков того времени, воспитанных в духе буржуазного мировоззрения, «книгой за семью печатями». Подавляющая масса физиков в начале XX в. (так же как и в XIX в.) продолжала придерживаться материалистических взглядов на природу. Такие выдающиеся ученые, как Больцман, Планк, Ланжевен, Томсон, Умов, Лебедев, и многие другие вели активную борьбу с «физическим идеализмом», отстаивая материалистическое понимание природы и самой физики как отображающей существующий мир науки, теории которой имеюг значение объективных истин. Однако материализм ученых-физиков того времени был материализмом метафизическим, а у большинства ученых, поскольку они не связывали его сознательно с материализмом как философским направлением, к тому же материализмом стихийным. Немалая часть ученых — физиков, биологов и т. д., будучи на деле материалистами, «стыдливо» умалчивали об этом, называя себя «агностиками», «позитивистами» и т. д. Анализируя взгляды английского физика Риккера, боровшегося против «физических идеалистов», но допускавшего при этом неточности, Ленин пришел к выводу, что недостает этому физику только знания диалектического материализма.
 Возможность впасть в идеализм в период математизации физики и крутой ломки ее теорий безусловно существовала. Она превратилась в действительность для группы физиков, о которой идет речь, вследствие незнания ими диалектического материализма. Но это незнание в свою очередь целиком определялось социальными условиями. «...Вся обстановка, в которой живут эти люди, — писал Ленин о физиках в буржуазных странах, — отталкивает их ог Маркса и Энгельса, бросает в объятия пошлой казенной философии» 1.
 ,Ленин высказал твердую уверенность, что кризис современной физики — явление временное, как всякая болезнь, что «материалистический основной дух физики, как и всего современного естествознания, победит все и всяческие кризисы, но только с непременной заменой материализма метафизического материализмом диалектическим» 2:
 Ленин о так называемом исчезновении материи. Ленин не только провозгласил необходимость перехода ученых-естествоиспытателей на позиции диалектического материализма, но и тщательно рассмотрел те гносеологические вопросы, которые причиняли наибольшие трудности физикам. Ленин прежде всею разобрал
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 279.
 2 Там же, стр 324.
 592
 
 
 
 заявления ученых об «исчезновении» материи, заявления, которые подхватывались«физическим» и всяким прочим идеализмом для очередных «ниспровержений» материализма.
 Попытки объявить материю «исчезнувшей» в конце XIX — начале XX в. шли по двум основным линиям. Во-первых, этот нелепый вывод некоторые неискушенные в философии естествоиспытатели делали из электронной теории. В XIX в. физики обычно говорили о трех видах реальных тел:«весомой материи», электричестве и эфире. Электронная теория свела «весомую материю» к электричеству. «Новая система просто ставит электричество на место материи», — писал, к примеру, итальянский физик А. Риги.
 Ленин разоблачает попытки махистов «играть» на подобных заявлениях физиков: «Когда физики говорят: «материя исчезает», они хотят этим сказать, что до сих пор естествознание приводило все свои исследования физического мира к трем последним понятиям — материя, электричество, эфир; теперь же остаются только два последние, ибо материю удается свести к электричеству...»' Когда же эфир стали понимать как электромагнитное поле, все три традиционных вида реальных тел при создании «электромагнитной картины мира» были сведены к одному виду, который нередко продолжали называть электричеством. Но материя в философском смысле и материя как обозначение «весомых тел», т. е. одного из видов физической реальности, — совершенно различные понятия. Термин «материя» употреблялся Риги и другими физиками именно для обозначения определенного вида материи.
 Ленин выясняет действительный смысл нелепых фраз об «исчезновении материи». Он пишет, что «выражение: «материя исчезает», «материя сводится к электричеству» и т. п., есть лишь гносеологически-беспомощное выражение той истины, что удается открыть новые формы материи, новые формы материального движения, свести старые формы к этим новым и т. д.» 2.
 Таким образом, неправильное употребление понятия «материя» приводило некоторых физиков начала нашего века к тому, что относящийся к физике вопрос о видах материи и ее строении оказался спутанным с философским вопросом об отношении сознания к материи. Распутав этот «узел», В. И. Ленин подчеркнул, что «единственное «свойство» материи, с признанием которого связан философский материализм, есть свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания» 3.
 1 В. И. Ленин Полн. собр. соч., т. 18, стр. 274 — 275.
 2 Там же, стр. 332.
 3 Там же, стр 275
 593
 
 
 
 Второе направление атак на понятие материи и на материализм было связано с таким течением внутри «физического идеализма», как «энергетизм». Создатель «энергетизма» немецкий ученый Оствальд предлагал «устранить противоположность» материи и духа сведением их к третьему началу, а именно к энергии. Оствальд вполне определенно высказывался о цели такой операции: «Построить миросозерцание исключительно из энергетического материала, совершенно не пользуясь понятием материи»'. Тем самым Оствальд проповедовал движение без его материального носителя, без материи, и не удивительно, что он (как и Мах) оказался в числе тех обскурантов от науки, которые в конце XIX в. выступали против атомно-молекуляр-ной теории, признавая атомы и молекулы всего лишь «удобными гипотезами».
 Большинство физиков и химиков не поддержали претензий «энергетизма», справедливо усмотрев в них покушение на материалистические основы естествознания. Активно боролись против идеалистических концепций Оствальда и Маха физики, сознательно стоявшие на позициях материализма, — Л. Больцман в Австрии, Д. Фицджеральд в Англии, А. Г. Столетов в России и многие другие. Столетов, например, отмечал, что Оствальд безосновательно приписывает энергии свойство вещества, т. е. материи, что понятие энергии употребляется им в отрыве «от возрастившей его механической (т. е. материалистической. — Авт.) почвы»2.
 Ленин критикует «энергетизм» в специальном параграфе своей книги, озаглавленном «Мыслимо ли движение без материи?». Отрыв движения от материи — вот что приводит сторонников «энергетизма» к отрыву мышления от объективной реальности. Действительно, энергия есть определенная мера движения. Если подвести понятия материи и духа, как это делает Оствальд, под понятие энергии, или (что то же самое) движения, то мы получаем тезис: «Мир есть движение». Но что же в таком случае движется, спрашивает сторонников «энергетизма» Ленин. Если материя исчезает, растворившись в энергии, то движется, видимо, мысль? «Если нет, если с исчезновением материи исчезла и мысль, с исчезновением мозга и нервной системы исчезли и представления и ощущения, — тогда, значит, все исчезло, исчезло и ваше рассуждение, как один из образчиков какой ни на есть «мысли» (или недомыслия)! Если же — да, если при исчезновении материи предполагается не исчезнувшей мысль (представление, ощущение и т. д.), то вы, значит, тайком перешли на точку зрения философского идеализма»3.
 ' В. Оствальд. Натурфилософия. М., 1902, стр 122 — 123.
 2 Л. Г. Столетов Собраниесочинений, т. II. М — Л., 1941, стр. 320.
 3 В. И. Ленин. Пола. собр. соч., т. 18, стр. 283.
 594
 
 
 
 Борьба Ленина с «физическим идеализмом» по проблемам причинности, пространства и времени. Ленин подвергает критическому разбору попытки «физического идеализма» использовать новейшие данные физики для протаскивания идеалистических воззрений на причинность и закономерность, на пространство и время. Идеалисты и агностики всех мастей выступали против материализма по этим проблемам на редкость единодушно, так как если по вопросу о существовании вещей вне сознания между кантовской и юмовской разновидностями агностицизма имеется существенное различие, то они вполне согласны в том, что пространство, время, причинность «вносятся» в мир человеческим сознанием.
 Глава «физического идеализма» того времени Э. Мах объявил причинность «устаревшим», «метафизическим» понятием на том основании, что в физику проникло математическое представление о функциональной зависимости. Действительно, механистическое представление о причинности все более уступало в физике место более полному, диалектическому пониманию причинности как такой связи, где причина и следствие взаимодействуют и где, следовательно, математическое понятие функции позволяет более точно отобразить реальное взаимодействие тел.
 Но для Маха критика механистического, упрощенного понимания причинности была лишь поводом для того, чтобы отвергнуть объективный характер причинности и протащить мысль о том, что причинность вносится в мир явлений разумом человека. Аналогичным образом Пуанкаре называл законы науки «символами», «условностями», которые человек создает для «удобства», для «гармонизации» своего опыта, т. е. ощущений.
 Критикуя Маха, Пуанкаре и поверивших им на слово русских махистов, Ленин выступает против подмены философского вопроса о признании или непризнании причинности вопросом о той или иной формулировке причинных связей. Наука, проникая все глубже в сущность явлений, будет открывать нам в реальном мире все новые, более сложные формы причинной связи явлений. Относительность наших представлений о причинности показывает, что причинность, необходимость, закономерность существуют в природе независимо от нашего сознания и находят в законах науки свое все более точное отображение.
 Махисты проповедовали субъективизм и в понимании пространства и времени. Критикуя устаревшее ньютоновское представление об абсолютном пространстве и абсолютном времени, Мах приходил к отрицанию объективного времени и пространства, к выводу о том, что не человек с его сознанием находится в пространстве и во времени, а, наоборот, пространство и время существуют лишь в голове человека. Физик Мах под
 595
 
 
 
 влиянием Маха-философа доходил до такой бессмыслицы, что в 1872 г. предлагал искать атомы химических элементов, а в 1906 г. — электроны вне реального пространства с его тремя измерениями. «Рассуждение Маха, — писал Ленин, — есть переход из лагеря естествознания в лагерь фидеизма. Естествозна-яие и в 1872 и в 1906 г. искало, ищет и находит — по крайней мере, нащупывает — атом электричества, электрон, в пространстве с тремя измерениями. Естествознание не задумывается над тем, что вещество, которое им исследуется, существует не иначе, как в пространстве с 3-мя измерениями, а следовательно, и частицы этого вещества, хотя бы они были так мелки, что видеть мы их не можем, «обязательно» существуют в том же пространстве с 3-мя измерениями» '.
 Ленин отмечает, что в решении философской стороны проблемы пространства и времени релятивисты применяют такой прием: изменчивость, относительность научных представлений и ошибку метафизического материализма, утверждавшего, что наши знания носят абсолютный характер, они используют для атак на материализм вообще. Представления о пространстве и времени как раз в этот период, когда создавалась и входила в сознание ученых теория относительности, испытывали коренную ломку, и это облегчало релятивистам их задачу.
 Ленин показывает беспочвенность подобного рода попыток: «Изменчивость человеческих представлений о пространстве и времени так же мало опровергает объективную реальность того и другого, как изменчивость научных знаний о строении и формах движения материи не опровергает объективной реальности внешнего мира» 2.
 Ленин о неисчерпаемости материи. Замечательным примером философского обобщения достижений естествознания является ленинская идея о неисчерпаемости незадолго перед тем открытого электрона.
 Открытие электрона разрушило метафизическое представление об атомах как «последних», неделимых частицах. Но многие склонные к метафизическому мышлению ученые пытались объявить теперь уже не атом, а электрон искомой и наконец найденной «последней» частицей. В противовес этим тенденциям Ленин формулирует мысль о бесконечности материи вглубь: «...природа бесконечна, как бесконечна и мельчайшая частица ее (и электрон в том числе)», «электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна...»3
 Последующее развитие науки полностью подтвердило эту идею Ленина. Мы не зна-ем и сегодня с достоверностью, состоят ли электрон и другие микрочастицы из более мелких составных
 ' В. И Ленин Полн собр. соч., т. 18, стр. 187 — 188.
 2 Там же, стр S81 — 182.
 3 Там же, стр. 330, 277.
 596
 
 
 
 частей, хотя гипотеза «кварков» дает известные основания для положительного ответа на данный вопрос. Но независимо от этого открытие десятков «элементарных» частиц, их многочисленных свойств, их превращений друг в друга прямо подтверждает ленинскую мысль о неисчерпаемости материи вглубь.
 Таким образом, в книге «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин дал ответ на важнейшие философские вопросы, поставленные развитием физики начала XX в., и тем самым доказал полную возможность с позиций диалектического материализма преодолеть философские трудности, возникающие в ходе развития современного естествознания.
 § 4. Защита и развитие Лениным исторического материализма
 Бурное развитие общественных процессов в эпоху империализма, обострение классовых столкновений, первая русская революция и революционные события в других странах, мировая война 1914 — 1918 гг. — все это ставило перед марксистами задачу творческой разработки новых сложных и трудных проблем общественного развития. Основные закономерности капитализма продолжают действовать и при империализме, но приобретают специфический характер. Неравномерность экономического и политического развития в условиях монополистического капитализма вызывает острые социальные и политические конфликты. Изменения в соотношении классов, новые формы классовой борьбы, усиление национально-освободительного движения в колониальных и зависимых странах по-новому ставят вопросы о характере и движущих силах революции, о государстве. Идеологическая борьба обостряется и приобретает все большее значение.
 Для того чтобы правильно определить задачи рабочего класса и его революционной партии в борьбе за победу социализма, марксистам необходимо было дать научное объяснение общественному развитию в новую эпоху. Эту задачу успешно выполнили Ленин и его соратники.
 Идеологи буржуазии и ревизионисты усилили нападки на исторический материализм. Особенно большую опасность представлял философский ревизионизм. Ленин писал: «Все более тонкая фальсификация марксизма, все более тонкие подделки антиматериалистических учений под марксизм, — вот чем характеризуется современный ревизионизм и в политической экономии, и в вопросах тактики, и в философии вообще, как в гносеологии, так и в социологии»'. Либеральные народники,
 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 351.
 597
 
 
 
 «легальные марксисты», экономисты, меньшевики, оппортунисты Я Интернационала вслед за буржуазными социологами пытались в корне извратить материалистическое понимание истории, подменить его различными идеалистическими теориями: они отождествляли общественное бытие и общественное сознание, отрицали объективные общественные закономерности, классовые противоречия и классовую борьбу и т. п.
 Единство диалектического и исторического материализма. Объективный характер общественных закономерностей. В борьбе с либеральными народниками и ревизионистами различных оттенков Ленин творчески разработал вопрос о неразрывной связи диалектического и исторического материализма. «Материализм вообще, — писал Ленин, — признает объективно реальное бытие (материю), независимое от сознания, от ощущения, от опыта и т. д. человечества. Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества. Сознание и там и тут есть только отражение бытия, в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение. В этой философии марксизма, вылитой из одного куска стали, нельзя вынуть ни одной основной посылки, ни одной существенной части, не отходя от объективной истины, не падая в объятия буржуазно-реакционной лжи»'. Ленин последовательно отстаивал марксистское положение, что исторический материализм есть распространение основных принципов диалектического материализма на область общественных явлений. Задача исторического материализма — познать основные законы общественных изменений, объективную логику этих изменений, с тем чтобы использовать эти законы для революционного преобразования капиталистического общества в социалистическое.
 Во взаимоотношении между общественным бытием и общественным сознанием Ленин подробно рассматривает и другую сторону — обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие. Общественное сознание не просто отражает общественное бытие, но и само активно участвует в развитии общества. В работах Ленина показано, что в новую историческую эпоху роль идей в жизни общества все более возрастает.
 Либеральные народники и ревизионисты с идеалистических позиций подходили к объяснению общественного развития, по существу отрицали объективные социальные закономерности. Движущей силой исторических процессов они считали идейные мотивы, разум критически мыслящей личности и т. д. А. Богданов, отождествляя общественное бытие и общественное сознание, пришел к выводу, что общественные закономерности являются продуктом творчества сознания субъектов, их «социально-организованного опыта».
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., г. 18, стр. 346.
 598
 
 
 
 Опровергая подобного рода положения, Ленин раскрывает объективный характер законов общественного развития. Ключ к объяснению всех сторон жизни общества дают материальные общественные отношения, складывающиеся — не проходя через сознание людей — объективные закономерности развития этих отношений.
 Ленин конкретизирует понятие общественно-экономической формации, характеризующейся исторически определенным соотношением производительных сил и производственных отношении и отношением между базисом и надстройкой. «Марксизм, — писал Ленин, — указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных «главенствующих» идей или в толковании их, вскрывая корни без. исключения всех идей и всех различных тенденций в состоянии материальных производительных сил»'.
 Ленин показывает несостоятельность попыток буржуазной социологии объяснить социальные процессы лишь при помощи законов неживой и живой природы. Общественные явления качественно отличаются от процессов природы, и познать их можно, только изучая общественные закономерности. Отождествление этих закономерностей с закономерностями физических, химических и биологических явлений не имеет ничего общего с подлинной общественной наукой. Высмеивая подобную попытку буржуазных социологов и ревизионистов, Ленин писал: «Вся эта попытка от начала до конца никуда не годится, ибо применение понятий «подбора», «ассимиляции и дезассимиля-ции» энергии, энергетического баланса и проч. и т. п. в применении к области общественных наук есть пустая фраза. На леле никакого исследования общественных явлений, никакого уяснения метода общественных наук нельзя дать при помощи этих понятий. Нет ничего легче, как наклеить «энергетический» или «биолого-социологический» ярлык на явления вроде кризисов, революций, борьбы классов и т. п., но нет и ничего бесплоднее, схоластичнее, мертвее, чем это занятие»2.
 Роль народных масс и личности в истории. В эпоху империализма все более широкие народные массы вовлекаются в общественную жизнь. Идеологи и политики буржуазии, а также плетущиеся за ними ревизионисты всячески отрицали решающую роль трудящихся в исторических процессах, приписывая такую роль. эксплуататорскому меньшинству или отдельным личностям, вы-
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 57 — 58.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 18, стр. 348.
 599
 
 
 
 ражавшим интересы господствующих классов. В России антинаучные концепции по этому вопросу отстаивали вслед за помещичьими и буржуазными теоретиками либеральные народники, меньшевики, эсеры и т. п.
 Только марксизм впервые дал научное объяснение места и роли народных масс в развитии общества. Ленин указывал, что прежние исторические теории «в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей» и «не охватывали как раз действий масс населения...» 1. Исторический материализм раскрыл причины, закономерности деятельности широких народных масс, отдельных классов.
 Ленин особенно большое внимание уделил анализу исторической роли рабочего класса как главной общественной силы в революционном преобразовании капитализма в социализм. Ленин показывал, что в условиях империализма, когда развитие промышленности и ее концентрация достигли особенно высокого уровня, когда быстрыми темпами создаются материальные предпосылки для перехода к социализму, возрастает историческая роль пролетариата. Рабочий класс, указывал Ленин, «должен быть руководителем, гегемоном в борьбе всего народа за полный демократический переворот, в борьбе всех трудящихся и эксплуатируемых против угнетателей и эксплуататоров. Пролетариат революционен лишь постольку, поскольку он сознает и проводит в жизнь эту идею гегемонии»2.
 Особенно детально исследовал Ленин развитие рабочего движения в России. В связи с тем что центр мирового революционного движения перемещался в Россию, перед русским пролетариатом встали особо важные задачи. Еще в своей ранней работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» Ленин с гениальной прозорливостью предвидел усиление влияния рабочего класса России на мировое революционное движение. В начале XX в. Ленин писал: «История поставила теперь перед нами ближайшую задачу, которая является наиболее революционной из всех ближайших задач пролетариата какой бы то ни было другой страны. Осуществление этой задачи, разрушение самого могучего оплота не только европейской, но также (можем мы сказать теперь) и азиатской реакции сделало бы русский пролетариат авангардом международного революционного пролетариата»3. Последующие исторические события, в особенности революции 1905 и 1917 гг., полностью подтвердили ленинское научное предвидение.
 Данный Лениным всесторонний анализ классовой природы пролетариата, закономерностей его развития, выяснение его места и роли в эпоху империализма — образец творческой разработки марксистской теории о роли народных масс в истории.
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр 57.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 20, стр. 308.
 3 В. И. Ленин. Пола. собр. соч., т. 6, стр. 28.
 600
 
 
 
 Ленин считал важным выяснить также и роль многомиллионных масс мелкой буржуазии, особенно трудящихся масс крестьянства. Он подробно разработал вопрос о двойственной социальной природе крестьянства, о путях и закономерностях развития мелкой буржуазии в период империализма, о борьбе пролетариата за превращение трудящихся масс крестьянства в надежного союзника пролетариата. Ленин подчеркивал, что пролетариат, его революционная партия всячески поддерживают и развивают прогрессивную сторону в мелкой буржуазии и стремятся преодолеть отрицательное влияние частнособственнических тенденций, мелкобуржуазной стихии. Мелкая буржуазия занимает промежуточное положение между пролетариатом и буржуазией и одна, самостоятельно не в состоянии освободить себя от эксплуатации. Только под руководством рабочего класса она может добиться этой цели. Ленин писал в 1905 г.: «Социал-демократ никогда не забудет, конечно, о двойственной Полнтико-экономической натуре мелкобуржуазной городской и сельской массы, он никогда не забудет о необходимости отдельной и самостоятельной классовой организации борющегося за социализм пролетариата. Но он не забудет также, что у этой массы есть «кроме прошлого будущее, кроме предрассудков рассудок», толкающий ее вперед, к революционно-демократической диктатуре; он не забудет, что просвещение дается не одной книжкой, и даже не столько книжкой, сколько самим ходом революции, раскрывающей глаза, дающей политическую школу»'. Ленин подверг обстоятельной критике точку зрения Плеханова и меньшевиков, которые подходили к крестьянству метафизически, видели в нем лишь реакционную силу и тем самым отрицали союз рабочего класса и крестьянства. Вместе с тем Ленин критиковал и тех, кто отходил от диалектического понимания социальной природы мелкой буржуазии, преувеличивал ее революционность и признавал ее способной самостоятельно, обособленно от рабочего класса добиться революционного преобразования эксплуататорского общества.
 Либеральные народники и другие сторонники субъективной социологии извращенно понимали соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей. Они игнорировали историческую необходимость и преувеличивали роль воли и действий отдельных людей. Метафизике либеральных народников Ленин противопоставлял диалектическое положение марксизма: «...идея исторической необходимости, — доказывал он, — ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей. Действительный вопрос, возникающий при оценке общественной деятельности личности, со-
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 10, стр. 13 — 14.
 601
 
 
 
 стоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех? в чем состоят гарантии того, что деятельность эта не останется одиночным актом, тонущим в море актов противоположных?» ' Марксистская теория исходит из того, что не только выдающаяся личность, но и рядовые люди играют ту или иную роль в исторических событиях. Решающая же роль в истории принадлежит народным массам. Ленин учил, что все трудящиеся, каждый из них, участвуя в революционной борьбе, вносят определенную лепту в решение задачи низвержения эксплуататорского строя и победы социализма. «Марксизм отличается от всех других социалистических теорий замечательным соединением полной научной трезвости в анализе объективного положения вещей и объективного хода эволюции с самым решительным признанием значения революционной энергии, революционного творчества, революционной инициативы масс, — а также, конечно, отдельных личностей, групп, организаций, партий, умеющих нащупать и реализовать связь с теми или иными классами» 2.
 Ленин решительно изобличал попытки необоснованного возвеличения роли отдельных личностей, создания культа этих личностей. Для того чтобы руководитель пролетарской партии успешно выполнял свои задачи, нужно, указывал Ленин, чтобы партия постоянно оказывала необходимое воздействие на своих руководителей, направляла всю их деятельность, чтобы партия ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами. Неоднократно подчеркивая, что рабочему классу, его партии нужны авторитетные руководители для умелой организации классовой борьбы, для теоретической разработки программы и тактики этой борьбы, для обобщения опыта революционного движения, Ленин вместе с тем отмечал, что коллективная борьба передовых, сознательных рабочих каждой страны, их революционной партии всегда будет наибольшим авторитетом при решении задач пролетарской революции и социалистического строительства 3.
 Раскрытие специфических особенностей и закономерностей развития империализма. Ленин и другие марксисты много внимания уделяли всестороннему изучению новой, высшей ступени в развитии капитализма причин возникновения и развития империализма, закономерностей этого процесса. Без глубокой научной разработки этих вопросов нельзя было определить задачи рабочего класса и его партии в новых исторических условиях.
 В работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» и в других своих произведениях Ленин показал, что капитали-
 ' В И Ленин. Полн. собр соч., т. 1, стр 159
 2 В И. Ленин. Полн собр соч., т. 16, стр 23.
 3 См. В. И. Ленин. Полн собр. соч., т. 14, стр. 226.
 602
 
 
 
 стическое общество не есть нечто постоянное, что оно развивается, проходя две основные фазы: 1) домоноПолнстический капитализм; 2) империализм. Переход к империализму совершается в силу действия объективных общественных законов, присущих капитализму. Свободная конкуренция в эпоху домоноПолнстического капитализма порождает свою противоположность — монополию. Именно моноПолня и становится одной из отличительных черт новой стадии капитализма
 Ленин глубоко раскрыл диалектику развития империализма. Одна из основных закономерностей империализма — усиление противоречия между общественным характером производства и частной формой присвоения. Ленин писал: «Капитализм в его империалистской стадии вплотную подводит к самому всестороннему обобществлению производства, он втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воли и сознания, в какой-то новый общественный порядок, переходный от полной свободы конкуренции к полному обобществлению» 1. Однако это, как и другие его противоречия, не может быть разрешено в условиях империализма. И только в процессе революционного преобразования капитализма в социализм эти противоречия находят разрешение.
 Ленин подвергает критике выдвинутые буржуазными социологами и ревизионистами антинаучные концепции особенностей и закономерностей империализма. К. Каутский, например, метафизически подходил к определению империализма, не видел диалектической взаимосвязи всех основных его признаков. Так, он сводил сущность империализма к стремлению промышленных наций присоединить к себе аграрные страны и области.
 Империализм породил такие опасные социальные явления, как захватнические, империалистические войны. Оппортунисты II Интернационала выдвинули ряд «теоретических» концепций для оправдания империалистических войн. Под различными предлогами они пытались рассматривать войну своих правительств как справедливую. Они утверждали, что победа в войне обеспечит более быстрое развитие капитализма, а это в свою очередь приблизит социализм. Поэтому, говорили социал-шовинисты» рабочий класс каждой страны заинтересован в победе «своего» правительства. Разоблачая социал-шовинизм, Ленин показал несостоятельность такого подхода к исследованию причин и характера войн. Чтобы определить характер войны, необходимо посмотреть, какова была Полнтика государств до войны, ибо всякая война есть продолжение этой политики, только иными средствами. Ленин писал: «Если Полнтика была империалистская, т. е. защищающая интересы финансового капитала, грабящая и угнетающая колонии и чужие страны, то и война, вытекающая из этой политики, есть империалистская война. Если Полнтика была
 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 27, стр. 320 — 321.
 603
 
 
 
 национально-освободительная, т. е. выражавшая массовое движение против национального гнета, то война, вытекающая из такой политики, есть национально-освободительная война»'.
 Первая мировая война была несправедливой, империалистической с обеих сторон. Поэтому Ленин считал, что единственно правильным лозунгом является борьба против империалистических правительств, за превращение войны империалистической в войну гражданскую. Ленин показал принципиальное, качественное различие между войнами империалистическими, несправедливыми и войнами прогрессивными, справедливыми. К таким справедливым войнам относятся вооруженная борьба пролетариата, трудящихся масс против эксплуататоров, национально-освободительные войны.
 Ленинская теория социалистической революции. В своих работах В. И. Ленин доказал, что развитие и обострение противоречий империализма — внутренних (экономические кризисы, безработица, усиление классовой и национально-освободительной борьбы и т. д.) и внешних (обострение конкурентной борьбы международных монополистических объединений, войны и т. д.) — имеют своим закономерным следствием и буржуазно-демократические, и социалистические революции. Ленин разработал цельную, стройную теорию различных типов революций в эпоху империализма. В отличие от меньшевиков и оппортунистов II Интернационала, которые механически переносили в новые условия характерные особенности буржуазных революций, происшедших в прошлые столетия в странах Запада, Ленин на основе конкретно-исторического анализа показал, что в эпоху империализма буржуазные революции имеют свои специфические черты, закономерности. На опыте прежде всего революции 1905 — 1907 гг. и Февральской революции 1917 г. можно было убедиться, что буржуазно-демократическая революция существенно отличается от прежних буржуазных революций, во-первых, по своим движущим силам и, во-вторых, по формам и целям борьбы. Движущими силами буржуазно-демократической революции являются рабочий класс и крестьянство. Врагами революции выступали не только помещики, но и крупная буржуазия. Раскрывая диалектику первой буржуазно-демократической революции в России, Ленин писал: «Своеобразие русской революции заключается именно в том, что она была по своему социальному содержанию буржуазно-демократической, но по средствам борьбы была пролетарской»2.
 В новых исторических условиях актуальным стал вопрос о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. Меньшевики метафизически отрывали социалистическую революцию от буржуазно-демократической, не видели
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 82 — 83.
 2 Там же, стр. 311.
 604
 
 
 
 диалектики перерастания одной в другую. Ленин подверг обстоятельной критике меньшевистские догмы и противопоставил им научно обоснованную теорию перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую. «Пролетариат должен провести до конца демократический переворот, присоединяя к себе массу крестьянства, чтобы раздавить силой сопротивление самодержавия и парализовать неустойчивость буржуазии. Пролетариат должен совершить социалистический переворот, присоединяя к себе массу полупролетарских элементов населения, чтобы сломить силой сопротивление буржуазии и парализовать неустойчивость крестьянства и мелкой буржуазии»1.
 Анализ особенностей, закономерностей империализма привел Ленина к новому выводу относительно путей осуществления социалистической революции. Как известно, Маркс и Энгельс считали, что социалистическая революция может победить лишь одновременно во всех основных капиталистических странах или в большинстве их и не может победить в одной, отдельно взятой, стране. Это положение Маркса и Энгельса вытекало из анализа закономерностей развития домонополистического капитализма.
 В эпоху империализма складывается иная историческая обстановка, изменяется соотношение классовых сил. Всесилие империализма подрывается обострением противоречий и ростом рабочего и национально-освободительного движения. Значительно выросли противоречия между империалистическими странами, что создает возможность раскола объединенных сил империализма.
 Создавая новую теорию социалистической революции, Ленин прежде всего исходил из действия закона неравномерности экономического и политического развития в эпоху империализма. «Неравномерность экономического и политического развития, — писал Ленин, — есть безусловный закон капитализма. Отсюда следует, что возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, капиталистической стране»2. Поскольку победа социалистической революции в одной, отдельно взятой, стране неизбежно вызывает стремление со стороны буржуазии империалистических государств разгромить победоносный пролетариат, то отсюда следует и возможность нового типа войн. В ходе их победивший пролетариат в союзе с трудящимися массами крестьянства при поддержке пролетариев других стран должен с оружием в руках защищать свое социалистическое отечество.
 Обобщая опыт революций в России и в других странах, Ленин разработал вопрос о путях и формах развития социалистической революции. В зависимости от конкретно-исторических условий, от соотношения классовых сил социалистическая ре-
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 11, стр. 90.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 26, стр. 354.
 605
 
 
 
 волюция совершается немирным путем, т. е. в виде вооруженной борьбы пролетариата и идущих за ним трудящихся с эксплуататорами, или мирным путем, т. е. без вооруженного восстания, без гражданской войны, или в диалектической связи и взаимопереходах обеих форм развития революции. Анализируя развитие революционных событий в России после Февральской революции 1917 г., Ленин пришел к выводу, что вначале имелась возможность перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую путем сравнительно мирного перехода всей власти в руки Советов. Для обеспечения такого развития революции большевики считали возможным идти на временное соглашение с меньшевиками и эсерами. Ленин писал:
 «Только во имя этого мирного развития революции — возможности, крайне редкой в истории и крайне ценной, возможности, исключительно редкой, только во имя ее большевики, сторонники всемирной революции, сторонники революционных методов, могут и должны, по моему мнению, идти на такой компромисс»'.
 Новая теория социалистической революции, разработанная В. И. Лениным, явилась ярким образцом творческого развития марксизма, классическим примером научного предвидения. все положения ленинской теории социалистической революции, разработанной в годы первой мировой войны, были подтверждены ходом событий. Первоначально социалистическая революция победила в одной, отдельно взятой, стране — в России. Революционному пролетариату России пришлось выдержать длительную войну против внутренней реакции и империалистических государств. Победившая страна социализма стала оплотом мирового рабочего движения, об успехах которого свидетельствует существование могучего лагеря социалистических стран.
 Развитие Лениным марксистской теории государства. Ленин отстаивал и дальше развивал марксистское учение о государстве. В условиях империализма вопрос о государстве приобрел особую важность и остроту, вызвав ожесточенную идеологическую борьбу.
 Огромную опасность для рабочего движения представляли оппортунистические теории государства. Ленин писал: «Борьба за высвобождение трудящихся масс из-под влияния буржуазии вообще, и империалистской буржуазии в особенности, невозможна без борьбы с оппортунистическими предрассудками насчет «государства»»2. Ленин подвергает сокрушительной критике антимарксистские концепции государства, особенно ревизионистов II Интернационала. Каутский, например, утверждал, что тезис о разрушении буржуазной государственной машины является анархистским. Выдвинутая им концепция «чистой демократии» отвергала диктатуру пролетариата.
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 34, стр. 135.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч, т. 33, стр. 4.
 606
 
 
 
 Леяин творчески развил марксистское положение о возникновении государства в результате появления классов и борьбы между ними, о том, что государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Буржуазные идеологи утверждают, что государство (особенно государство эпохи империализма) представляет собой орган примирения классов. В действительности же государство, в том числе и эксплуататорское государство эпохи империализма, не может быть таким органом, так как оно всегда находилось и находится в зависимости от экономически господствующего класса, является его орудием. Государство эксплуататорских обществ закрепляет экономическое господство определенного класса, оно есть «орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконяет и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов»'.
 Что же касается вопроса о формах пролетарского государства, создаваемого в результате социалистической революции, то Ленин считал, что решать его необходимо с учетом конкретно-исторической обстановки, опыта революционной борьбы рабочего класса. Некоторые марксисты полагали, что наиболее подходящей формой диктатуры пролетариата является демократическая республика. Ленин, опираясь на работы Маркса и Энгельса, посвященные анализу опыта Парижской коммуны, считал, что пролетариату необходимо государство типа Парижской коммуны. Развивая дальше марксистское учение о диктатуре пролетариата, Ленин на основе опыта революционной борьбы в России (революция 1905 — 1907 гг.. Февральская революция 1917 г.) пришел к выводу, что наиболее целесообразной формой государственной организации пролетариата являются Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Поэтому Ленин провозгласил в Апрельских тезисах: «Не парламентарная республика, — возвращение к ней от С. Р. Д. было бы шагом назад, — а республика Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху»2. Ленин при этом подчеркнул, что Советы, созданные' в ходе Февральской революции, должны превратиться в диктатуру пролетариата.
 Поскольку на первом этапе после Февральской революции реальная власть находилась в руках Советов, Ленин считал возможным путем изменения соотношения сил внутри Советов в пользу большевиков без вооруженного восстания установить в России диктатуру пролетариата. Обстоятельства, сложившиеся в России к июлю 1917 г., не дали возможности реализовать .эту ленинскую идею.
 Диктатура пролетариата рассматривалась Лениным как государство особого рода, принципиально отличающееся от всех
 ' 5. И. Ленин Полн. собр. соч., т. 33, стр. 7.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 31, стр. 115.
 607
 
 
 
 предшествующих типов государств. Специфика диктатуры пролетариата состоит в том, что она есть господство большинства над меньшинством. В борьбе с ревизионистами Ленин отстаивал идею об исторической необходимости диктатуры пролетариата для построения социалистического общества, об укреплении и развитии диктатуры пролетариата на протяжении всего периода социалистического строительства. Ленин называл пролетарское государство «полугосударством» лишь в том смысле, что в отличие от предшествующих форм государства, основанных на господстве частной собственности, оно свободно от основной их функции — угнетения, эксплуатации трудящихся. Эксплуататорские классы стремились увековечить свое государство. Рабочий класс не преследует такой задачи. Ему необходимо государство нового типа для подавления сопротивления эксплуататоров, для построения коммунистического общества, для защиты от нападения извне. После выполнения этих исторических задач социалистическое государство отомрет. Имея в виду эту конечную перспективу, Ленин называл диктатуру пролетариата также отмирающим государством. В то же время Ленин решительно разоблачал всяческие оппортунистические домыслы, будто диктатура пролетариата начинает отмирать уже с момента возникновения, критиковал анархистов, враждебных всякому государству.
 Ленин гениально предвидел, что «переход от капитализма к коммунизму, конечно, не может не дать громадного обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» 1.
 Разработка марксистской теории национального вопроса. В эпоху империализма большое теоретическое и политическое значение приобрел национальный вопрос. В своих работах «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение», «О брошюре Юниуса» и других Ленин глубоко научно разработал теорию национальных отношений. Он критиковал позицию Р. Люксембург, которая возражала против включения в программу социал-демократии параграфа о праве наций на самоопределение и выступила против поддержки национально-освободительных войн, утверждая, что всякая война в эпоху империализма должна превратиться в войну империалистическую.
 Ленин и его соратники подходили к решению национального вопроса конкретно-исторически. Раскрывая диалектику развития национальных отношений в условиях капитализма, Ленин указывал на две противоречивые тенденции в этих отношениях. «Развивающийся капитализм знает две исторические тенденции в национальном вопросе. Первая: пробуждение национальной жизни и национальных движений, борьба против всякого нацио-
 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 33, стр. 35.
 608
 
 
 
 нального гнета, создание национальных государств. Вторая: развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка национальных перегородок, создание интернационального единства капитала, экономической жизни вообще, политики, науки и т. д.
 Обе тенденции суть мировой закон капитализма. Первая преобладает в начале его развития, вторая характеризует зрелый и идущий к своему превращению в социалистическое общество капитализм» 1. В странах, находящихся на различном уровне социального развития, национальный вопрос ставится по-разному. Если в большинстве европейских стран он решался в период создания национального государства, то в некоторых из них он оставался на повестке дня. К таким странам, в частности, относилась Россия, где нерусские национальности составляли значительную часть населения страны. Естественно, что марксисты должны поддерживать демократические движения, имеющие целью национальное освобождение, ибо эти движения направлены против остатков абсолютизма и феодальной отсталости. Ленин указывал, что революция 1905 г. вызвала пробуждение «целого ряда буржуазно-демократических национальных движений, стремлений к созданию национально-независимых и национально-единых государств. Именно потому и только потому, что Россия вместе с соседними странами переживает эту эпоху, нам нужен пункт о праве наций на самоопределение в нашей программе»2.
 Однако не только указанными выше обстоятельствами вызывается необходимость поддержки партиями пролетариата национально-освободительных движений. В эпоху империализма, когда крупнейшие державы стремятся переделить сферы влияния и колонии, следует ожидать нового подъема национально-освободительного движения в колониях против империализма. «Не только вероятны, — писал Ленин, — но неизбежны в эпоху империализма национальные войны со стороны колоний и полуколоний... Продолжением национально-освободительной политики колоний неизбежно будут национальные войны с их стороны против империализма»3. Ленин указывал, что «даже в Европе нельзя считать национальные войны в эпоху империализма невозможными»4. Дело в том, что финансовый капитал стремится к порабощению не только аграрных, но и промышленных стран. Однако Ленин стоял за поддержку не всякого национального движения. То национальное движение, которое мешает международной солидарности пролетариата в борьбе за социализм, порождает буржуазно-националистические тенденции в его среде, является реакционным.
 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 24, стр. 124.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 25, стр. 269.
 3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 6 — 7.
 4 Там же, стр. 8.
 609
 
 
 
 Ленин всесторонне обосновал положение, то в условиях капитализма нельзя добиться уничтожения национального гнета. «Для этого необходимо уничтожить классы, т. е. ввести социализм. Но, базируясь на экономике, социализм вовсе не сводится весь к ней. Для устранения национального гнета необходим фундамент — социалистическое производство, но на этом фундаменте необходима еще демократическая организация государства, демократическая армия и пр.» '. Ленинская теория национального вопроса оказала большое влияние на развертывание революционного движения как в России, так и в других странах.
 Ленин, говорится в Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции, в новых исторических условиях империализма «творчески развил теорию марксизма, поднял ее на новую ступень. Ленинская теория социалистической революции явилась крупнейшим вкладом в научный коммунизм»2. Ленин всесторонне разработал диалектический и исторический материализм, применил научно-философский метод марксизма в условиях новой эпохи. Истинность и жизненная сила марксистской философии были проверены опытом международного революционного пролетариата и подтверждены победой Великой Октябрьской революции.
 ' В. И. Ленин. Полн собр. соч , т. 30, стр 22
 2 «50 лет Великой Октябрьской социалистической революции». Тезисы ЦК КПСС. М., 1967, стр. 7.
 
 
 
 ГЛАВА XX
 ЛЕНИНСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
 РАЗВИТИЕ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО И ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА
 В ЭПОХУ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
 
 § 1. Развитие диалектического и исторического материализма в послеоктябрьских трудах В. И. Ленина
 Победа Великой Октябрьской социалистической революции и новые задачи марксистской философии. Победа Великой Октябрьской социалистической революции привела к общему кризису мировой капиталистической системы и резкому обострению всех ее противоречий, вызвала коренной поворот в международном рабочем движении. Оценивая наступающую новую эпоху, Ленин писал, что «уничтожение капитализма и его следов, введение основ коммунистического порядка составляет содержание начавшейся теперь новой эпохи всемирной истории»'
 Перед марксистской наукой, в частности перед философией, возникли новые проблемы в связи с революционным преобразованием капиталистического общества в социалистическое, строительством социалистической экономики, созданием социалистического государства, культурной революцией, формированием новой морали и т. д. Нужно было также обобщить новый опыт международного рабочего движения, раскрыть закономерности революционного движения в колониальных и зависимых странах в период общего кризиса капитализма, подвергнуть критике реформистскую идеологию II Интернационала, софистику и эклектику его теоретиков. Эти исторические задачи были решены В. И. Лениным, Коммунистической партией Советского Союза и марксистско-ленинскими партиями других стран. Ими творчески развита марксистская философия, разработаны многие актуальные проблемы диалектического и исторического материализма.
 Деятельность Ленина после революции развертывалась в переходный период от капитализма к социализму, когда в Советской России происходила борьба пролетариата с разгромлен-
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 41, стр. 425.
 611
 
 
 
 ной, но окончательно не уничтоженной как класс буржуазией в области политики, экономики и идеологии. Шла борьба и в философии. Надо было создавать пролетарские идеологические кадры, которые могли бы противопоставить буржуазной философии марксистскую науку. Между тем в высших учебных заведениях философию продолжали еще преподавать буржуазные философы-реакционеры Лосский, Радлов, Шпет и другие, пропагандировавшие религиозно-мистические взгляды, различные формы идеализма. В некоторых журналах еще печатались неогегельянец Ильин, ницшеанец Шестов, идеалист Челпанов и др. В частных издательствах выходили книжки и брошюры философствующих реакционеров. В печати, в высших учебных заведениях кипела острая идеологическая борьба.
 Первые годы революции характеризовались открытой борьбой свергнутой буржуазии и ее идеологов против строительства социалистической культуры: в области науки, образования, литературы, искусства и пр. Часть буржуазной интеллигенции эмигрировала и за рубежом включилась в активную борьбу против Советского государства и марксистско-ленинской идеологии.
 Внутри большевистской партии Троцкий, Бухарин, национал-уклонисты и другие антипартийные элементы вели борьбу против теоретических основ марксизма-ленинизма. С антимарксистскими взглядами в области философии и культуры выступили Богданов и находившиеся под его влиянием деятели «Пролеткульта». Партия большевиков во главе с Лениным дала сокрушительный отпор этим и другим антимарксистским воззрениям, глубоко научно решила важнейшие проблемы, вставшие перед ней в переходный период от капитализма к социализму. «...Ленин разработал важнейшие теоретические и практические проблемы строительства социализма и коммунизма. Ленинские идеи вдохновляют новые и новые поколения борцов за социальное переустройство общества. Ленинизм — вечно живой источник революционной мысли и революционного действия»'.
 Философский анализ закономерностей переходного периода. Переходный период, указывал Ленин, является «периодом борьбы между умирающим капитализмом и рождающимся коммунизмом; — или иными словами: между побежденным, но не уничтоженным, капитализмом и родившимся, но совсем еще слабым, коммунизмом»2. Эта борьба составляет главное содержание переходного периода, его основную закономерность. Рабочий класс и руководимые им трудящиеся массы ведут борьбу за ликвидацию капиталистических отношений и создание на основе развития производительных сил нового, социалистического базиса и со-
 ' «50 леч Великой Ошябрьской социалистической революции». Тезисы ЦК КПСС, стр. 7.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч. т. 39, стр. 271.
 612
 
 
 
 циалистической надстройки Указанная закономерность имеет всеобщий характер, хотя ее конкретные формы различны в той или иной стране. Опыт социалистического строительства в странах народной демократии Европы и Азии полностью подтвердил это ленинское положение.
 В статье «О нашей революции» и других своих произведениях Ленин раскрыл качественное отличие социалистической революции от революции буржуазной. Оно состоит в том, что социалистическая революция совершается при отсутствии готовых форм социалистических производственных отношений, которые не могут сложиться и созреть при капитализме. Новый, социалистический базис создается в переходный период в процессе классовой борьбы с буржуазией внутри страны и вне ее. Возникший социалистический уклад непрерывно набирает силы и побеждает в ходе ожесточенной борьбы с капиталистическим укладом и преодоления противоречий с мелкотоварным укладом. Возникает новый, социалистический способ производства. В отличие от базиса антагонистического общества социалистический базис возникает не стихийно, а создается народом под руководством коммунистической партии. Создание социалистического базиса не разовый акт, а занимает сравнительно длительный переходный период от капитализма к социализму. Главным орудием создания нового базиса становится пролетарское государство.
 В связи с анализом закономерностей переходного периода Ленин рассматривал вопрос о противоречиях этого периода и их конкретных формах в экономической, политической и идеологической областях. Исключительное значение для понимания противоречий социалистического общества имело теоретическое положение Ленина о том, что «антагонизм и противоречие совсем не одно и то же. Первое исчезнет, второе останется при социализме» '. Этот ленинский тезис представляет собой ключ к пониманию диалектики общественного процесса современной эпохи и предполагает конкретный подход к таким диалектическим понятиям, как противоположность, противоречие, и к их разрешению в условиях социализма.
 Ленин устанавливает два типа принципиально различных противоречий. Наряду с основным антагонистическим противоречием переходного периода — между умирающим капитализмом и рождающимся социализмом — в стране победившей революции существовали противоречия неантагонистические, например противоречия между социалистической промышленностью и мелкотоварным крестьянским хозяйством и, следовательно, противоречие между рабочим классом и крестьянством. В работах Ленина дан также анализ таких форм противоречий, как противоположность между городом и деревней, между фи-
 ' Ленинский сборник XI. М. — Л., 1929, стр. 357.
 613
 
 
 
 зическим и умственным трудом, между социалистической идеологией и отсталым мелкобуржуазным сознанием значительной части населения и т. д.
 Раскрывая диалектику общественно-исторического процесса переходного периода и исследуя новые формы противоречий, Ленин указывает на способ разрешения этих противоречий. Существенное методологическое значение имеет ленинское положение о том, что в условиях строительства социализма партия, общество используют существующие противоречия, соединяя в нужном направлении их противоположные стороны. «Но мы, — говорил Ленин, — все-таки марксизму немножко учились, учились, как и когда можно и должно соединять противоположности, а главное: в нашей революции за три с половиной года мы практически неоднократно соединяли противоположности»'. Так, Ленин обращает внимание на необходимость при разрешении неантагонистических противоречий сочетать общественные и личные интересы трудящихся. Объективный ход развития революции, говорил он, требует сочетания личной заинтересованности, хозяйственного расчета с энтузиазмом, рожденным великой революцией. Сочетание личных и общественных интересов составляет общую закономерность социализма.
 Диалектическое единство общих закономерностей и конкретных особенностей перехода к социализму. Развивая марксистское учение о переходном периоде и социализме на основе обобщения опыта социалистического строительства в Советской России, Ленин в своих трудах, в частности в работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920), подчеркнул всеобщий характер новых закономерностей общественного развития в период перехода от капитализма к социализму. Закономерности развития социалистического общества в России показывают будущее других стран. «...Мы имеем уже перед собой очень порядочный международный опыт, который говорит с полнейшей определенностью, что некоторые основные черты нашей революции имеют не местное, не национально-особенное, не русское только, а международное значение»2.
 Вместе с тем особенности исторического развития отдельных стран находят свое отражение в особенностях их движения к социализму. «Революция в Италии, — говорил Ленин, — будет протекать иначе, чем в России. Она начнется иным образом»3. Однако исторические и национальные особенности представляют собой конкретную форму общего закона социалистической революции и не отменяют главного: необходимости социалистической революции. Игнорирование же этих особенностей может
 1 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 42, стр. 211,
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 41, стр. 3.
 3 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 44, стр. 19.
 614
 
 
 
 порождать внутренние противоречия и трудности. В докладе на II Всероссийском съезде коммунистических организаций народов Востока Ленин говорил: «Опираясь на общекоммунистическую теорию и практику, вам нужно, применяясь к своеобразным условиям, которых нет в европейских странах, суметь применить эту теорию и практику к условиям, когда главной массой является крестьянство, когда нужно решать задачу борьбы не против капитала, а против средневековых остатков»'. Ленин подчеркивал, что забвение общих закономерностей развития стран, переходящих к социализму, и раздувание национальных особенностей отдельных стран означают отказ от пролетарского интернационализма.
 Диктатура пролетариата является всеобщей исторической-закономерностью, формы ее в различных странах приобретают историческое своеобразие. «Все нации, — писал Ленин, — придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни» 2.
 Ленин теоретически обосновал возможность социалистического развития ранее отсталых в экономическом отношении стран, не прошедших капиталистическую стадию развития. С помощью пролетариата передовых стран эти страны могут перейти к социализму, минуя капиталистическую стадию развития. Это ленинское положение имеет не только теоретическое, но и величайшее практическое значение для многих стран Азии, Африки, вступивших и вступающих на путь некапиталистического развития. Ход истории подтвердил этот тезис Ленина. Еще при жизни его монгольский народ при помощи советского народа добился независимости и приступил к ликвидации феодализма в своей стране и созданию условий для строительства социализма.
 Фундаментальное значение имеет ленинское положение об отношениях между социалистической страной и капиталистическим миром. Раскрывая диалектику общественного развития, Ленин выдвинул тезис о возможности мирного сосуществования социалистического государства и капиталистических стран, об их экономическом соревновании, подчеркнув при этом историческую неизбежность победы коммунизма. Ленин показал, что возможность такого сосуществования вытекает из неравномерности общественного развития. Сосуществование социалистических и капиталистических государств представляет собой определенную форму классовой борьбы, одну из форм антагонистических противоречий между капитализмом и социализмом в мировом масштабе. Ленинская идея мирного сосуществования
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 39, стр. 329.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 30, стр. 123.
 615
 
 
 
 государств с различным общественным строем выражает объективную экономическую и политическую закономерность. Мировая революция — это целая историческая эпоха, когда от системы империализма будут отпадать капиталистические страны, а ряд бывших колониальных и полуколониальных стран будет вовлекаться в строительство социализма. Мирное сосуществование имеет объективно-экономическую основу. «Есть сила, — писал Ленин, — большая, чем желание, воля и решение любого из враждебных правительств или классов, эта сила — общие экономические всемирные отношения, которые заставляют их вступить на этот путь сношения с нами»1.
 Развитие учения о классах, государстве и диктатуре пролетариата. В центре внимания Ленина стоял вопрос о диктатуре пролетариата как коренном содержании социалистической революции, о классовой структуре возникающего социалистического общества и классовой борьбе в переходный период, о государстве и партии.
 В работе «Великий почин» Ленин дал развернутое определение понятия класса. «Классами, — писал он, — называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства»2. Из этого определения следует, что уничтожение классов может быть достигнуто прежде всего путем ликвидации антагонистических производственных отношений. Именно поэтому борьба за победу социализма есть борьба за уничтожение классов и причин, порождающих деление общества на классы.
 Ленин, Коммунистическая партия теоретически и практически разработали конкретные пути решения проблемы ликвида-. ции классов. Всю сложность этой задачи они усматривали не столько в ликвидации остатков буржуазии и помещиков, сколько в преобразовании крестьянского хозяйства в крупное общественное хозяйство. Если эксплуататорские классы можно и должно экспроприировать, то крестьянство необходимо вовлечь в социалистическое строительство, переведя крестьянские хозяйства на путь кооперативного общественного хозяйства. Для полной же ликвидации классов в обществе необходимо преодолеть существенные различия между городом и деревней, между умет-
 ' В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 44, стр. 304 — 305.
 2 В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т, 39, стр. 15.
 616

<< Пред.           стр. 20 (из 27)           След. >>

Список литературы по разделу