<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 другому.
 Интерпретативная работа, которую я ему предложила по поводу различных типов
 коллажей, способствовала изменению режима эротических репрезентаций. Новый тип
 сна, следующий из важной ассоциативной деятельности, конституировал прогресс в
 выработке субъективного единства26. Во сне осуществляется детская потребность
 испытывать единство своего порочного тела, минуя иллюзорный синкретизм со своими
 разрозненными составляющими (отцом, матерью, первой идеализированной супругой).
 Эта унификация во сне заимствует путь вербального означающего, модулированного
 первоначальными процессами развития, сенсорным опытом и опытом влечений, что
 отражается на фантазматической деятельности. Отныне выражение актов от первого
 лица (Я 4- глагол) заменяет оформление действия (коллажи), сублимационное
 действие которых уменьшало тоску и способствовало построению фантазматических
 конструкций.
 
 
 
 ОБ АНАЛЬНОЙ СТАДИИ В ОТНОШЕНИИ К ОТЦУ. НАКАЗАНИЕ И СИМВОЛИЗАЦИЯ
 Трансфер, "позитивный в целом", переместился к отцовскому эдиповому полюсу.
 Кроме того, пациент изложил мне серию своих снов, на редкость необузданных и
 направленных против своего отца. Анализ этих снов по отношению к анальным
 влечениям позволил произвести важное исследование извращенного характера
 пациента. Желание воздействовать анальным способом на отца было интерпретировано
 как желание отомстить отцу за себя, поскольку он оставил
 271 Душа и образ
 Дидье в виде пассивного объекта для матери. Во время данного анализа я была этим
 беззащитным отцом, и его атаки были адресованы против меня (Дидье мучился
 анальными влечениями, до сих пор неизвестными). Кроме того, он продолжал мстить
 за себя теми образами, которые приходили во сне из-за страха, который внушали
 ему мои интерпретации: из страха быть униженным еще и пассивностью. Анальные
 конфликты, задавленные лечением, были приняты во внимание, хотя, скорее всего,
 они не были ликвидированы. Если такая цель лечения и возможна, то она кажется
 мне дискуссионной и даже опасной для такого пациента, как Дидье. Его
 извращенность едва формирует нарциссический заслон несостоятельности,
 удерживаемой при помощи анальной стадии (в виде анальной возбудимости,
 препятствующей способности к половому размножению, в виде идеализирующих
 анальную стадию живописных произведений). При таком раскладе черты анальной
 стадии, пригодные для восприятия, остаются необходимыми (при "поврежденной"
 форме) для сохранения психической идентичности. Без таких мер предосторожности
 возможны две перспективы: ликвидация анальной защиты приведет к психопатическому
 краху или же она приведет аналитика к бесконечному воспроизводству... анальных
 инцидентов. Эта последняя развязка открывает, со всей очевидностью, секрет
 склонностей к занятиям психоанализом. Дидье не был готов встать на такую
 позицию. Тем временем выявляется возможность для анализа эдиповых конфликтов с
 отцом.
 Попытка считать себя мужчиной противопоставляла Дидье его эдиповому
 соперничеству с собственным отцом. Предшествуя этой эдиповой страсти, отрицание
 породило фантазм тотального сексуального опыта. Теперь сексуальность включала в
 себя угрозу частичной кастрации отца, против которой решительно выступал Дидье.
 Однако я убедилась, что эдипова вина (которая при встрече лицом к лицу с
 предполагаемым психоаналитиком ведет к осуждению "тотального наслаждения",
 которого жаждет пациент, воображает и преподносит ему) имеет отношение к
 множеству Причин не тяжелой, но очень беспокоившей болезни Дидье, претерпевшего
 хирургическое вмешательство. Эта соматизация показывает, что психическая
 репрезентация способствует ей, но она не берет на себя полностью ответственности
 за конфликт влечений. В какой мере извращенная организация этого пациента была
 ответственна за такую соматическую эдипову развязку? Подвергаясь этому
 "наказанию", Не хотел ли Дидье наказать меня, женщину и аналитика,
 272 Ю. Кристева
 неспособную разрешить свою сексуальность без посредничества третьего мужского
 лица? Я настаиваю на мысли, что основное хирургическое вмешательство было
 выбрано в психологическом регистре "отыгрывания" и даже в "коллаже" или
 "деколлаже". В этом смысле оно свидетельствует о неустранимой и недоступной
 эротической интимности развратника. Зато, привнося эти события в трансфер,
 пациент сохранял для врача привилегированное место: воображаемое и символическое
 место, в котором разыгрывается драма его индивидуации.
 
 
 
 ПОРТРЕТ В ПОДАРОК: ПСИХИЧЕСКАЯ МЕТАМОРФОЗА
 Перед окончанием лечения Дидье вручил мне мой портрет. Никакого коллажа,
 правильная живописная репродукция фотографии, на которой я сижу с сигаретой в
 руке. Не считая того, что здесь, на портрете Дидье, мои пальцы сжимают пустоту.
 Здесь мне видятся означающие первого сна, хотя они и иначе артикулированы.
 Ироничная улыбка, рука индийского истукана, колесо мандалы и иностранка,
 повторяющаяся вновь в зеркале без сдвига и повреждения, взгляд, переносимый без
 сожаления и присутствие ничто. "Ничего в руках, нет пениса, нет идола. Хорошо
 смотрится, а?" - улыбается Дидье, как всегда "замысловатый", но все более и
 более жизнерадостный, свободный.
 Мы начинали с защитной идеализации психоаналитика. Мы принимали в расчет
 семиотические произведения27, коллажи, которые можно рассмотреть как факсимиле
 первоначальных процессов и вещественных репрезентаций, в которых идеализация
 преломляется в сублимацию. Ее истолкование содействует воспроизведению фантазма
 в речи. Одновременно чувствительность, обеспеченная сенсорной системой
 (тактильной, скопической) как индексирующей неосознанные влечения (оральные,
 анальные, уретральные), содействовала импульсивной обработке, вытесненной или
 сублимированной прежде. Истолкование догенитальных полиморфных фантазмов,
 включающих обширную садо-мазохистскую часть, приводит пациента к этапу
 дальнейшего психического развития: к обнаружению и реконструкции эдипового
 комплекса. Кроме того, часть психоаналитической работы является в меньшей
 степени работой по анамнезу, чем реконструкцией поврежденных или не относящихся
 к субъекту компонентов, перед их уничтожением (ауал.йсти;). Обращение к
 реконститутивному и сублимаци
 273 Душа и образ
 онному языку может подвергаться необходимой обработке "нарциссических личностей"
 в целом.
 Бесконечная длительность подобного лечения поражает аналитика. Где и почему
 нужно остановиться? Дать ответ здесь труднее, чем в случаях с другими
 пациентами, в связи с такой открытостью психического аппарата, который
 становится во время лечения поистине источником экзистенциального и эротического
 непостоянства. Вопрос остается: что означает выражение и попытка "анализировать
 извращение"? В конце нашего пути у меня появилось впечатление, что его
 "извращенная организация" была всего лишь вывернута, как перчатка28. Итак,
 вначале отдельные удовольствия, импульсивное поведение и коллажи
 (операциональные фантазматические композиции) кажутся бытием абсолюта, который
 не терпит никакого лишения, в конце же лечения им сопутствует "негатив": невроз,
 анализируемый до бесконечности. Не исчезая, эта извращенная оболочка включается
 в структуру, в которой другой расклад (трансфер и контртрансфер вынуждают к
 этому). Они понимаются здесь как испытанные в отдельных удовольствиях и
 фантазмах, отныне сформулированных. Не является ли неизбежным то, что всякая
 сексуальность - это извращение, если согласиться с Фрейдом?
 Следовательно, "извращение", которое соприкасается с аутистическим избеганием
 сексуальности через самоэротическое обесценивание, не смешивается с
 сексуальностью, которая понимает свой извращенный характер. Эта последняя
 отличается репрезентативной работой, которая открывает субъект навстречу его
 психическому пространству: осуществлен приход негативного и его кастрационных
 последствий, различий, другого. Мы произвели психическую трансплантацию тонкой
 пелликулы - негатива воображаемого и символического. Прилив и отлив извращения
 орошают ее, ей угрожает уязвленный нарциссизм. Но не труднее ли для развратника
 признавать большей, чем свою личную кастрацию, кастрацию женщины и своего
 аналитика?
 Я остаюсь образом, с которым Дидье играет, не замуровывая его в могилу
 невыраженного возбуждения и не уничтожая его. Протягивая мне мой портрет,
 выполненный в новом стиле, и комментируя его своими словами, он возвращает мне
 то, что я дала ему. Это сложнее, чем просто уход. Аналитическая работа оказалась
 возможной, она открыла Дидье доступ к его психике. Выражая через трансфер его
 нагроможденные, изолированные и сопротивляющиеся репрезентации, анализ
 восстанавливал неосознанное влечение и речь через операциональные
 фантазматические кон-
 274 Ю. Кристева
 струкции, каковыми являлись его коллажи. Неподвижное и нейтрализованное "кино"
 Дидье и его страдающее тело были преобразованы в новое динамическое
 пространство: в психическую жизнь вместе с другим и для другого. Дальше
 продолжать ему самому.
 Возделывая "логос души", я заметила, что Дидье поистине приобретал другое тело.
 Это была программа... Демокрита и, кроме того, Фрейда. Пока мы еще лишь в начале
 пути, для которого характерны медлительность, малый охват и непритязательность
 анализа. Но кто еще занят сейчас интимными проблемами?
 
 
 
 Примечания:
 Перевод Ж.Горбылевой статьи "L'ame et I'image" выполнен по изданию: Julia
 Kristeva. "Les nouvelles maladies de l'ame". - Paris: Fayard, 1993. С.9-47.
 1. Превосходная книга Жака Пижо, La Maladie de fame. Etude sur la relation de
 fame et du corps dans la tradition medico-philosophique antique, Les Belles
 Lettres, 1989, излагает эту историю, извлекая из нее эпистемологические и
 моральные выводы для современных гуманитарных наук, которыми мы и
 руководствуемся.
 2. Сf. Naissance de la clinique, Paris, PUF, 1963, et Histoire de la folie a
 I'age classique, Gallimard, 1972.
 3. Ph.Pinel, Traiti medico-philosophique sur I'alienation mentals, Paris, an IX,
 repr. phot., Tchou, 1965; et Nosographie philosophique, 5-e ed., Paris, 1813.
 4. Сf. J.Pigeaud, op.cit., p.534.
 5. Дуалистическая позиция просматривается во всем творчестве Фрейда и выражается
 особым способом с введением влечения к смерти, противостоящего влечению к жизни:
 "Наша концепция была дуалистической с самого начала и до сих пор, даже после
 того, как мы заменили оппозицию инстинктов и примитивных инстинктов на оппозицию
 инстинктов жизни и инстинктов смерти". Au-dela du principe de plaisir (1920).
 trad. fr. Payot, 1963. p.67.
 6. С Esquisse d'une psychologie scienlifique (1895) до Interpretation des reves
 (1900) и к Mitapsychologie (1915) этот "психический аппарат" принимает форму
 двух хорошо известных топик (Сознательное, Пред-сознательное, Бессознательное;
 Сверх-Я, Я, Оно) и не перестает сохранять эти структуры в работах различных
 преемников главы психоанализа (Лакан и Бион предлагают свои варианты).
 7. Jacques Hochmann et Marc Jeannerot, Esprit ou es-tu? Psychanalyse et
 neuroscience, Odile Jacob, 1991, p.71.
 275 Душа и образ
 8. Z.Pylyszyn, "Computation and cognition. Issues in the foundation of cognitive
 science", Behavioural Brain Sciences, 1980, 3, р.111-169, cite par Jeannerot,
 op. cit., p.81. 9 J.Hochmann et M.Jeannerot, op. cit., p.129.
 10. Ibid., p.53.
 11. Назовем некоторые из этих известных нозографических открытий:
 - H.Deutsch, "Some forms of emotional disturbances and their relationship to
 schizophrenia" (1934) in La Psychanalyse des neuroses, Payot, 1970.
 - D.W.Winnicott, "Distorsion du moi en fonction du vrai et faux-self" (1960) in
 Processus de maturation chez I'enfant, Payot, 1970.
 - P.Marty, L'Ordre psychosomatique, Payot, 1980.
 - O.Kernberg, Les Troubles limites de la personalite, Privat, 1979.
 - A.Green, Narcisslsme de vie, narcissisme de mort, Ed. de Minuit, 1983.
 12. Мазуд Кан, как и другие авторы, подчеркивал двуличность извращения: сильную
 и тайную эмоциональную "интимность", с одной стороны, и тенденцию "предписывать"
 (в диктаторском смысле этого глагола) законы партнеру, с другой. (In Figures de
 la perversion (1979), Gallimard. 1981, p.31)
 13. "Опыт случаев, рассматриваемых как аномальные, учит нас, что в этих случаях
 существует тесная связь .между сексуальным влечением и объектом, которую мы
 можем не видеть вследствие однообразия нормального строения, в котором влечение
 содержит в себе объект". И далее: "Это может присутствовать в случае наиболее
 отвратительных извращений, которые нужно допустить как психическое участие в
 наиболее широкой трансформации влечений. Часть психической работы в этом случае
 выполнена, и, несмотря на ее ужасный результат, нельзя отрицать ценность
 идеализации влечений", Freud, Trois Essais sur la theorie de la sexualite
 (1905), trad. fr. Gallimard, p.57 et 74.
 14. R.Marty et M. de m'Uzan, "La pensee operatoire", in Revue francaise de
 psychanalyse, 1963, 27, р.345-346; P.Marty, L'Ordre psychosomatique, Payot,
 1980.
 15. Я употребляю этот термин в смысле, который не сохраняет в точности своего
 психосоматического значения, но который кажется мне полезным для выражения
 сложной психической организации Дидье, направленной на эмоциональное
 деблокирование слова. В конце концов, этот пациент сдерживает свои эмоции и
 демонстрирует мне технично-замысловатую и отстраненную речь, которая не
 ограничивается навязчивым желанием изоляции, но соприкасается с соматизацией. В
 моем употреблении термин "операциональный" включает значение извращенности,
 соматизации, самообмана и навязчивых состояний Дидье.
 16. W.N.Gillepsie, "Notes on the analysis of sexual perversions", International
 Journal of Psychoanalysis, 33, 1952.
 17. E.Glover, "The relation of perversion-formation to the development of
 reality sense", in On the Early Development Mind, London, Imago, 1956.
 18. W.H.Winnicott, The Maturational Process and the Facilitating Environment,
 London, Hogard Press, 1965; trad. fr., Processus de la maturation chez I'enfant,
 Payot, 1970.
 276 Ю. Кристева
 19. Задаваясь вопросом "психической каузальности в отношении к преждевременным
 либидным влечениям", сначала Джойс Макдугалл обнаружил в извращенности доэдиповы
 конфликты (Plaidoyer pour ипе cerfaine anormalite, Gallimard, 1978), прежде чем
 постулировать примитивную садистскую синкретичную сексуальность, которая могла
 бы быть источником психосоматических регрессий, проявляющихся в качестве
 защитных реакций против смертоносной реальности, восприимчивой, кроме того, к
 извращенным действиям (cf. Theatres du Je, Gallimard, 1982, р.37). Развивая идеи
 Мелани Кляйн и М.Малер об извращении как уклонении от депрессивного состояния,
 Джойс Макдугалл уверяет, что техника извращения может поддерживать свою
 сексуальную идентичность, за которой, однако, скрывается угроза для субъективной
 идентичности (cf. J.McDougall, "Identifications, Neoneeds and Neosexualities",
 in International fournal of Psychoanaly-sis, 1986, 67, 19, р.19-31, et M.Mahler,
 in On Human Symbiosis and the Vicissitudes of Identification, vol.1. New York
 International University Press, 1968).
 20. А.Грин постулирует "нарциссизм смерти", который он называет "негативным
 нарциссизмом", чтобы предложить клинику "белой серии": "негативную галлюцинацию,
 белый психоз и белый траур, проистекающие из сплошного радикального и
 темпорального деблокирования, которое оставляет следы в бессознательном в виде
 "психических дыр", которые будут заполнены через восстановление, а также через
 выражение деструктивности, высвобожденной этим ослаблением эротического
 либидного окружения. Проявления ненависти и процесс исправления, который
 совершается в дальнейшем, являются вторичными проявлениями с его центральным
 деблокированием первичного материнского объекта" (cf. Narcissisme de vie,
 narcissisme de mort, op. cit., 1983, p.226-227). А. Грин определяет "негативный
 нарциссизм" как "стремящийся к психической смерти"(с. 278). Дидье не является
 ребенком "мертвой матери" в смысле Грина. Однако такой анализ обнаруживает, что
 он переживает момент раскрепощения своей сексуальности и своей полной
 субъективности в момент сексуальной идентификации.
 21. Диссоциация, которую я наблюдала между языком, фантазматиче-скими
 репрезентациями и неосознанными влечениями, казалась мне отмеченной ремаркой
 Лакана, согласно которой символическое, воображаемое и реальное не
 "уничтожаются" в извращении, но они "различны". Некое постоянство отцовской
 функции обеспечивает эту различающуюся связь, которая, избегая психоза,
 приобщает развратника к "симптому". Идеализированное стремление к идеальному
 отцу, "извращение означает всего лишь поворот к отцу": оно провоцирует и
 глумится над законом, чтобы испытывать большее наслаждение (In Ornicar? 6, "Le
 Sinthomme", 11 nov. 1975). В лечении Дидье модификация отношений
 язык-фантазм-влечение приводит к познанию кастрации, поскольку она является
 отцовской функцией. После анализа соматического симптома отрицаемый отец
 (идеализированный и/или обесцененный) достигает у этого пациента постоянства
 эдипова отца. Cf. "Subversion du sujet et dialectique du desir", in Ecrits,
 Seuil, 1966, p.823-825.
 277 Душа и образ
 22. Преднаслаждение происходит из отцовской версии извращения, из версии
 аперитива для наслаждения (Ornicari3 5, "RSI", le 18 mars 1975). "Это - попытка
 выразить то, что всякая человеческая сексуальность извращена, если следовать
 Фрейду" (Ornicar? 11, le 11 mars 1976).
 23. Жанин Шассегет-Смиргель показывает, как "садистски-анальный регресс
 осуществляет абстракцию от всех различий", замещая фантазм, регресс у
 развратника, "приводит обратно к восстановлению желания, его источника, его
 цели, репрезентаций, которые с ним связаны в садистско-анальной области, которая
 не только позволяет избежать отсрочки удовлетворения, но и упразднить само
 понятие отсрочки, в том же измерении, в ^котором исчезает генитальное измерение
 психо-сексуальности" (in Ethique el eslhetique de la perversion, Champ Vallon,
 1984, p.186). Анализ, который я предлагаю, идет другим путем, путем однородных
 констатации, кроме того, мое словесное вопрошание, деблокирующее Дидье, может
 быть прочитано в диалоге с проблематичностью "ложного" (субститутивная
 анальность фалличности у параноика), которую Ж. Шассегет-Смиргель особенно
 отметила в "Le rossignol et 1'empereur de Chine, Essai psychanalytique sur le
 "faux", in Revue francaise de psychanalyse, 1969, p.115-141). Тем не менее без
 параноидальной контр-инвестиции (ни Сад, ни "Marienbad") Дидье признает,
 проявляет и поражает своей импотенцией вплоть до собственной анальной защиты и
 своих произведений.
 24. Ph.Greenacre, "On focal symbiosis", in Dynamic Psychopathology on Childhood,
 LJessner and E.Ravensteld, New York, Grune and Stratton, 1959.
 25. M. Кан говорит о "внутреннем объекте-коллаже" при образовании извращений в
 Figures de la perversion, Gallimard (1979), 1981. Дидье производит настоящие
 коллажи, как для подтверждения гипотезы интрапсихического "объекта-коллажа". Мне
 казалось, что я обнаружу у Дидье "отыгрывание" "внутреннего коллажа-объекта",
 что не является одним и тем же, но где оно проявляется больше... в извращении
 или в искусстве? Проблематично, что в идеализации эта часть является составной
 частью сублимации. "Часть психической работы выполнена в этом случае, и,
 несмотря на ее странный результат, невозможно отрицать значение идеализации
 неосознанных влечений" (Freud, op.cit., cf. р.14 note 2).
 26. Эта пластичность фантазматических логик, таких как логик сна, возвращается к
 размышлениям Мишеля Нейро о плюрализме логик бессознательного, cf. Les Logiques
 de I'inconscient, Paris, Hachette, 1978.
 27. Я различаю семиотическое (предзнак и предяэык) и символическое (грамматика и
 знаки) как две разновидности хода означивания. Я определяю семиотическое как
 предшествующее зеркалу и фаллической позиции, в La Revolution du langage
 poitique, Le Seuil, 1975. Представляя собой семиотическое в действии, техника
 коллажей может быть рассмотрена как отпечаток первичных процессов (Мишель Нейро
 внушил мне эту мысль).
 28. "Невроз существует, чтобы выразить оборотную сторону извращения", Freud,
 Trois essais, op. cit., p.80 et 179.
 
 
 
 Юлия Кристева

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу