<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  КАТЕГОРИЯ "СОГЛАСИЕ" И ФОРМЫ ЕГО ДОСТИЖЕНИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.
 
  Российское общество, переживающее период кардинального изменения общественного строя, отличается неустойчивостью, нестабильностью во всех основных областях социальной жизни. Период современных преобразований в России характеризуется высоким уровнем социальной напряженности и конфликтогенности. Вместе с тем формирование рыночных отношений и построение демократического общества в России осуществляется не только через конфликты, но и через согласие. Вероятно, в целях стабилизации общества праздник 7 ноября объявлен президентским указом Днем национального согласия и примирения, а 1997 год был назван годом Согласия. Памятна также попытка достижения солидарности общественных и политических движений, когда весной 1994 года Государственная Дума приняла Меморандум Согласия, а Президентом РФ был предложен для подписания широкими общественно-политическими движениями, партиями Договор об общественном согласии.
  Однако достижение согласие состоит не только в идеологической аргументации его необходимости. Жизнь показывает, что указами и постановлениями воплотить гуманистическую идею согласия в реальность невозможно. Согласие предполагает общность точек зрения, убеждений и действий по важнейшим общественным проблемам. Общественное согласие -это такие взаимоотношения между различными социальными субъектами, которые подчинены общим жизненно важным целям. Согласие проявляется в поддержке со стороны широких народных масс общественных преобразований, государственной власти, социальной политики и т.д. Согласие цементирует общественные отношения.
  Разработка теоретических проблем согласия не соответствует возросшим потребностям общества и социализации современного человека.
  Любая научная категория должна иметь точное определение. Понятие "согласие" употребляется лишь на уровни констатации и на сегодняшний день отсутствуют фундаментальные труды, посвященные проблеме категориального
  статусирования. В соей работе мы попытаемся приблизится к теоретической сути вопроса.
  В науке такие понятия как "консенсус" и "согласие" часто рассматриваются как синонимы. "Консенсус" происходит от латинского consensus, что в переводе означает согласие, общее мнение; единомыслие, единодушное стремление, единогласное решение.
  В. Даль под согласием понимает "соразмерность, взаимное соответствие частей целого, сообразность, симметрия, или пропорциональность".
  С.И. Ожегов дает следующее определение: "согласие - это разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественные отношения, единодушие; стройность, гармония".
  В современном экономическом словаре консенсус (согласие) трактуется "как договоренность, согласие по поводу условий осуществления операции, деятельности, в которых заинтересованы несколько сторон".
  Большой юридический словарь в понятие "консенсус" вкладывает следующий смысл: "принятие решения или текста договора на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без проведения формального голосования, если против него не выступает ни один из участников данного форума.
  Предпринятые попытки поиска согласия в разных сферах жизнедеятельности общества дают основание для вывода об универсальном характере согласия. Его проявления обнаруживаются в законах механики, физики и химии, в астрономии и минералогии. Согласие обнаруживается в эволюции живой материи от низших форм к высшим, в естественном отборе, взаимодействии, наследственности и среды обитания.
  Человек постоянно живет в состоянии согласования своих чувств, хотений, представлений, знаний, действий с себе подобными, с общественным укладом жизни, нормами и пороками своего социума, класса, национальности, к которым принадлежит; вместе с тем он постоянно согласовывает все свои преднамеренно, со своей биологической природой, социальной сущностью, с государственными властями, политическим режимом, нравственными нормами, идеалами и запретами, достоинствами и пороками своего существования.
  Таким образом, объем понятия "согласие" достаточно обширен. Во Вселенной нет какого-либо тела или процесса, которые не находились бы в отношениях согласия-несогласия.
  Разрозненные идеи, мысли, суждения о согласии, содержатся в трудах философов Древности, Средневековья и Нового времени, в частности Цицерона, Платона, Аристотеля, Гераклита, Шеллинга, Роттердамского, Гегеля, Фрейда, Юнга, Шопенгауэра, Бердяева, Чичерина, Бонхеффера, Лоренца и многих других. Т. Гоббс в работах "О гражданине" и "Левиафан", Ф. Вольтер в работе "Метафизический трактат", Ж.-Ж. Руссо в "Общественном договоре", Р. Вормс в "Общественном организме", П. Гольбах в работе "Об обществе", И. Кант в работе "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" высказывают принципиальные в теоретическом плане, но разрозненные идеи о роли согласия во всемирной общественной истории.
  Подход О. Конта к согласию как систематизирующей основе общества не получил прямого продолжения в социологии. Р. Парк и Э. Берджесс изучали свойства согласия в межличностном общении людей, находящихся в социальном коллективе. "С точки зрения коллективного поведения, - утверждают авторы, - все элементы культуры, обычаи, нравы, навыки и идеалы могут быть сведены к одному понятию "согласие".
  Т. Ньюком дает одно из немногих определений понятия "согласие" в мировой социологической мысли. Под понятием "согласие" я подразумеваю не больше и не меньше, как существование между двумя или более личностями сходных ориентации по отношению к чему-нибудь".
  Одним из теоретиков, которые включили согласие в теорию равенства и справедливости является Джон Роулс. Его книга "Теория справедливости" (1971) открыла согласие в обществе как важнейший фактор гражданского мира.
  О фундаментальном значении согласия в рамках человеческой коммуникации говорит Э. Шрёдингер, соотнося его с единством мира. При этом он не видит противоречия между всеохватностью согласия и плюрализмом личных позиций.
  Идея согласия проникает и в научную литературу современного периода. Как отмечает Т. Майер в работе "Либерализм и социализм", "определенная минимальная форма синтеза социалистических и либеральных представлений о взаимоотношениях индивида, государства и общества и социальных основах индивидуальной свободы, - эта форма синтеза стала своего рода базовым консенсусом (согласием) западных демократий".
  Анализ существующих подходов к исследованию согласия и его трактовок позволяет утверждать, что дефиниция "согласия" в социуме в настоящее время разработана недостаточно.
  Категориальное поле согласия образуют следующие понятия: единство, мера, интеграция, солидарность, сплоченность, стабильность, устойчивость. порядок, партнерство, целостность. В качестве универсального определения можно принять следующее: согласие - это состояние, признак и процесс взаимодействия различных элементов системы, находящихся в единстве ценностей, интересов, целей, потребностей , при которых система обладает солидарностью, сплоченностью, интеграцией, упорядоченностью, стабильностью, сохраняется как целостность.
  Целостность государства покоится на "4-х китах": 1) территориальная целостность; 2) системообразующем единстве пространства (в правовом, экономическом, социальном и во всех других смыслах); 3 территориальная интеграция; 3) общенациональная идеология. Целостность российского государства складывается из целостности региональных систем, а именно способности каждого их элемента согласованно реагировать на внешние и внутренние воздействия.
  Современные региональные социальные процессы в России имеют ряд тенденций.
  1. Рост поляризации российского пространства по многим социально-экономическим показателям.
  2. Увеличение столичной ренты и ренты главных городов регионов, что означает получение дополнительного дохода, получаемого главными городами в связи с его статусным положением.
  3. Дезинтеграции и фрагментации российского пространства.
  4. Усиление регионализации российского пространства по тяготению к отдельным странам и зонам мира.
  5. Двойственность отношений между федеральным центром и субъектами Федерации. С одной стороны, наблюдается слабость центральной власти и непродуманность стратегии. С другой - государство все же выступает главной общественной силой и время от времени прибегает к регламентации тех областей региональной жизни, которые с позиции конституционного права должны бы находиться в компетенции региональных властей. Вмешательство государства ведет к дроблению объектов социально-экономического управления, неадекватности управленческих воздействий, их двойному подчинению (региональному и федеральному), что усложняет структуру управления и процесс принятия решений. Поэтому проблема согласования федеральных и региональных интересов является ключевой для российской государственной политики, разработки общей доктрины развития и сотрудничества.
  6. Зачатки становления региональных идеологий на фоне дефицита единой национальной государственной идеологии.
  На сегодняшний день в России отсутствует национальная доктрина согласия. Вместе с тем достижение согласия в обществе - не самоцель. Согласие призвано служить основным средством для выработки ориентиров развития социума. Выход России из сложившейся ситуации политического, экономического и культурного разногласия видится в принятии новой идеологии, идеологии гуманизма.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
  Арухов Загир Сабирович - к. филос. н., зам руководителя Центра исламских исследований Северного Кавказа при Дагестанском госуниверситете (г. Махачкала).
  Аствацатурова Майя Арташесовна -к. истор. н., доц.,. зам. директора по научной работе ПФСКАГС (Пятигорск)
  Барбашин Максим - председатель Студенческого информационно-аналитического Центра ИППК при РГУ.
  Бережной Сергей Евгеньевич - ведущий сотрудник Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, аспирант РГУ.
  Волков Юрий Григорьевич - доктор философских н., проф., Заслуженный деятель науки РФ, директор ИППК при РГУ
  Дегтярев Александр Константинович - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Новочеркасского военного института связи
  Добаев Игорь Прокопьевич - к. полит. н., докторант, зам. директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ.
  Зартман Уильям - проф. школы передовых международных исследований Джона Гопкинса
  Золотухин Всеволод - студент ф-та философии и культурологии РГУ
  Карпук Ирина - студентка отделения "Регионоведение" ИППК при РГУ
  Козлова Анна Владимировна - аспирант ИППК при РГУ
  Малышева Дина Борисовна - д.ф.н., проф. Института мировой экономики и международных отношений РАН (Москва).
  Маркедонов Сергей Мирославович - к. истор.н., доц., зав. отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (г. Москва)
  Мельков Сергей Анатольевич - к.ф.н., докторант военного университета (г. Москва)
  Мирошниченко Инна Валерьевна - аспирант Кубанского госуниверситета (г. Краснодар).
  Морозова Елена Васильевна - д. филос. н., профессор кафедры политологии и политического управления Кубанского Госуниверситета (г. Краснодар).
  Пацев Александр - студент отделения "Регионоведение" ИППК при РГУ
  Ракова Ирина Викторовна - соискатель СКАГС
  Рябцев Владимир Николаевич - к. ф. н., доцент РГУ.
  Рябцева Ирина Геннадьевна - к. фил.наук., доц. РГПУ.
  Сарматин Евгений Сергеевич - к. филос.н., доц. ВФМИУ (Волгоград).
  Соловьев Виктор Андреевич - к. полит. н., начальник управления анализа, прогноза и информационного обеспечения представительства Президента Российской Федерации по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта
  Уланов Виталий Петрович - к. соц. н., докторант ИППК при РГУ
  Чернобровкин Игорь Павлович - к.филос.н., доц., докторант ИППК при РГУ
  Черноус Виктор Владимирович - к. полит. н. доцент, директор Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ.
  Чубенко Александр Владимирович - аспирант СКАГС
 
 Центр системных региональных исследований и прогнозирования
  Института по переподготовке и повышению квалификации
  преподавателей гуманитарных и социальных наук
  при Ростовском государственном университете.
 
  Создан в сентябре 1999 года.
  Основные задачи:
  создание информационной базы данных по Южному федеральному округу;
  организация и проведение фундаментальных и прикладных региональных (северокавказских) научных исследований;
  проведение научных конференций, симпозиумов, семинаров по регионалистике;
  разработка образовательных проектов и программ в области регионоведения.
 
  Центр действует в комплексе с отделением "Регионоведение" и кафедрой теоретической и прикладной регионалистики ИППК при РГУ.
  С 2001 года издает серию научных проблемных сборников и монографических исследований "Южнороссийское обозрение".
  Вып. 1 Ислам и политика на Северном Кавказе. Ростов н/Д.
  Изд. СКНЦ ВШ. 2001г. 188 с.
  Вып. 2 Русские на Северном Кавказе: вызовы XXI века. Ростов н/Д.
  Изд. СКНЦ ВШ. 2001 г. 215 с.
  Вып. 3 Добаев И.П. Политические институты исламского мира: идеология и практика. Отв. ред. Ю.Г.Волков. Ростов н/Д. Изд. СКНЦ ВШ. 2001 г. 80 с.
  Вып. 4 Современное положение Чечни: социально-политический аспект. Ростов н/Д. Изд. СКНЦ ВШ. 2001 г. 156 с.
  Вып. 5 Современные проблемы геополитики Кавказа. Ростов н/Д. Изд. СКНЦ ВШ. 2001 г. 196 с.
  Готовятся к печати сборники по проблемам радикализма в исламе; становлению парламентаризма на Юге России; консерватизму и традиционализму.
  Более подробно о результатах деятельности Центра можно узнать на http//www.ippk.rsu.ru
  Приглашаем к сотрудничеству специалистов - кавказоведов.
  Выполняем заказы на проведение исследования гуманитарной и социальной проблематики Северного Кавказа.
  Контактный адрес: 344006, г. Ростов - на - Дону, ул. Пушкинская, дом 160,
  ИППК при РГУ, к. 22
  Телефоны: 65-34-51, 64-19-12
  Факс: 64-49-33
  E - mail: volkov@iritp.rsu.ru
 1 Хоперская Л.Л. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Р н/Д. 1997, Волков Ю.Г. Политическое состояние общества Юга России в постперестроечное время // Проблемы этнополитики и политологии. Ростов-на-Дону.2000. Социально-политическая ситуация на Кавказе: история, современность, перспективы. Отв. Ред.: А.А. Шаравин и С.М. Маркедонов. М. 2001 и др.
 2 См. напр.: Верховский А.Н., Прибыловский В.В., Михайловский Е.В. Национализм и ксенофобия в российском обществе. М. 1998.
 3 См.: Реальность этнических мифов. М. 2000.
 4 Научная мысль Кавказа, 1998. №1. с. 56.
 5 История Кабардино-Балкарии. Нальчик. 1995.и др.
 6 Хотко С.Х. Черкесские (адыгские) правители Египта и Сирии в XII - XVIII в. Майкоп: 1994. с. 20 - 25.
 7 Россия и Чечня. Документы свидетельствуют. М.: 1997. 211 с.
 8 Авксентьев В.А. Проблемы формирования нового образа неконфликтных этнических отношений в Северо-Кавказском регионе // Этнические проблемы современности. Ставрополь, 1999. Вып. 5.
 9 Боров А.Х., Думанов Х.М., Кажаров В.Х. Современная государственность Кабардино-Балкарии: истоки, пути становления, проблемы. Нальчик, 1999, Дзамихов К.Ф. Адыги и Россия. М., 2000.
 10 Волков Ю.Г. Политическое состояние общества Юга России в постперестроечное время: состояние, перспективы, ожидания // Проблемы этнополитики и политологии. Ростов-на-Дону, 2000, Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999. №3.
 11 Казанцев В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в Южном регионе России. Ростов-на-Дону. 2000
 
 
 
 
 1 Косолапов Н.А. Конфликты постсоветского пространства. - Мировая экономика и международные отношения. 1995, №10, с.5.
 2 Зеркало. Баку, 16.02.2000.
 3 Искандарян А. Миграционные процессы на постсоветском Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. Стокгольм, №3 (3), 1999, с.141.
 4 Баблумян С. В Армении подсчитали ущерб, понесенный беженцами из Азербайджана // Известия. 6.11.1998.
 5 Акопов П., Колесников А. Уроки армянского // Известия. 24.04.2000.
 6 Арсеньев А. Парадоксы статистики //Независимая газета. 1.12.1999.
 7 Жажнев А. Южная Осетия в очередной раз проголосовала за независимость // Независимая газета. 12.04.2001.
 8 Там же.
 9 Харкет Е. В Абхазии возобновляются боевые действия //Независимая газета. 5.10.2001.
 10 В.Барановский. Россия: конфликты и мирное урегулирование споров // Ежегодник СИПРИ 1998, М., Наука, 1999, с. 152.
 11 Г.Чуфрин. Бассейн Каспийского моря: измерения безопасности //Ежегодник СИПРИ 1999, М., 2000, с.251.
 12 "Мы хотим иметь самые добрые отношения с Россией //Центральная Азия и Кавказ. 2000, №2, с22.
 13 Там же.
 14 Хисамова З. Где восходит грузинское солнце? //Эксперт. № 47, 11 декабря 2000, с. 86.
 15 Искандарян А. Указ. соч, с. 141.
 16 Демографическая катастрофа //Известия. 8.09.2001.
 17 Ильин Г. Просьба к соседу //Известия. 9.11.2001.
 
 1 Тегин Ю.А. Идеологическмя концепция Ассоциации "Братьев-мусульман" как рудия реакции (критический анализ). Дис. Канд. филос. наук.-М. 1983; Дельлмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Дис... канд наук.-М. 1987; Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. Дис... канд филос наук.-Махачкала. 1995; Агрономов А.И. Джихад священная война мухамеддан.-Казань. 1877; Керимов Г.М. Проблемы войны и мира в исламе// Вопросы научного атеизма. Выеп. 31-М. 1983. С. 148 - 162; Сагадеев А. Джихад// Наука и религия. 1986. №6. С. 18-20; Ротарь И. Война и мир в исламе.-М. 1999 и др.
 2 В русле этой концепции, например, джихад взят на вооружение афганскими маджахедами и талибами, религиозными экстремистами во всем мире, в арабо-израилском противостоянии и т.д. На нее опирается военная политика и военно-политическая мысль большинства мусульманских государств.
 3 Арухов З.С. Конццепция джихада в раннем исламе. Дис... канд.филос.наук..- Махачкала, 1995. С. 3
 4 Peters, Rudolf. Gihad in Mediaeval and Modern Islam. Leiden: E.J.Brill, 1977, Island and Colonialism: The doctrine of Jihad in Modern History. The Haque: Moauton, 1979; Schwarts W.Gihad unter Musterheiten.-Studien Jum Musterheiten prrjblem in Islam. Wiesbaden, 1980; Ferguson G War and Peace in the world s religions. L., 977; Watt W.M. Muhammad at Mecca/ L., 1953, Muhammad at Medina. Oxf., 1956.
 5 Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Автореферат дис...канд. филос. наук..- М. 1987. С.3.
 6 Peters, Rudolf. Islam and Colonialism: The Doctrine of Jihad in Modern History. The Haque: Moauton, 1979.p. 4
 7 Khaddury, Majid. The Islamic Conceptor of Gustise. Baltimore: Gohus Hopkins Press, 1984; Maududi, S. Abu-l-a la. Gihad in Islam. Lahore: Islamic Publications, 1980; ал-Алайани, Али Нафайа. Ахдаф ал-джихад ва гайатуху, ар-Рийад, 1411; Вахба, Тауфик Али. Ал-Харб фи-л-ислам ва фи-л-муджтама ад-дували ал-му асыр. Ал-Кахира, 1393;Кадурри, Мухаммад ибн Абдаллах. Ал-Джихад фи сабили ллах. Джидда, (б.г.); ат-Тантави, Мухаммад ас-Сарайа ал-харбийа фи-л-аср ан-набави, ал-Кахира (б.г.).
 8 Noth a. Heiliger Krieg und heiliger Kampf in Islam und Christentums/ Bonner hist. Forsh.Band 28.- Bonn. 1966.- S. 147.
 9 Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Автореферат дис...канд. филос. наук..- М. 1987. С.8
 10 Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V - VII вв. - М. 1981.
 11 Бартольд В.В. Сочинения. Т. 6. - Ь. 1966. С. 417.
 12 Жизнеописание пророка (Программы по изучению шариатских наук). - М. 1999. С. 21.
 13 3:142. Здесь и далее Коран цитируется в переводе Крачковского И.Ю. Первая цифра означает номер суры, вторая - номер аята.
 14 16:125.
 15 42:41.
 16 Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. Газ "Минраб ислама". - М. 1995, № 4-5.
 17 4:77.
 18 13:11.
 19 Есть и другие классификации. Например, Ибн Кайима ал-Джаузи: "джихад ан-нафс" (борьба за духовное самоусовершенствование), "джихад аш-шайтан" (противоборство с дьяволом), "джихад ал-куффар" (борьба с неверными) и "джихад ал-мунафикин" (борьба с лицемерами). При этом "джихад ал-куффар" рекомендуется вести рукой, то есть силовыми методами. См. : ал-Джаузи, Ибн ал-Дин Мухаммад ибн Бакр. Заад ал-ми ад фи хайда хайр ал-ибад. Дж.З. Байрут, 1412/1991.
 20 2:218.
 21 Облегчение исламского права.- Эр-Рияд. 1415 (первое издание). С.134.
 22 Ислам Энциклопедический словарь. - М. 1991. С. 66 - 67.
 23 ал - Мини, Ибрахим. Дурус мин-с-сакафа ал-исламийа. Та риб ал-устаз Джа фар ал-Хади. Дж. 1-2. Кум ал-мукаддаса. 1411.
 24 Арухов З.С. Концепция джихада в раннем исламе. Дис...канд.филос.наук..-Махакала. 1995. С.46.
 25 9:12-13.
 26 2:190
 27 49:9.
 28 4:75.
 29 9:24
 30 аз-Зубайди, Мухтасар сахих ал-Бухари, Ахмад ар-Рийад, 1412/1992, 1160/2810. Мусульманский мир. 950 - 1150.- М. 1981 С.4.
 31 2:251.
 32 Большаков О.Г. Ичслам - сила организуюшая//Минбар ислама.- М. 1995. №3-4. С.5.
 33 Мусульманский мир. 950 - 1150.- М. 1981 С.4.
 34 4:128
 35 2:190
 36 2:194
 37 9:41
 38 2:190
 39 2:191
 40 8:67
 41 Облегчение исламского права. - Эр-Рияд. 1415 (первое издание). С. 136.
 42 Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. Дис...докт.филос.наук. - М. 1985.С.38.
 43 Там же С. 138.
 44 Облегчение исламского права. - Эр-Рияд. 1415 (первое издание). С. 136.
 45 Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Автореферат дис...канд. филос. наук..- М. 1987. С.11.
 46 Независимое военное обозрение, 1997, №46.
 47 Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Автореферат дис...канд. филос. наук..- М. 1987. С.13.
 48 Дельмаев Х.В. Сущность и социальная роль исламской концепции джихада. Автореферат дис...канд. филос. наук..- М. 1987. С.14.
 49 Маркс К. Объявление войны. К истории возникновения восточного вопроса//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 10.- М. С. 167.
 50 Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике (XIX - XX вв.).- М. 1982. С. 105.
 51 Имам Хомейни.- М.ю 1999. С. 60.
 52 Политическиое завещение Имама Хомейни.// Там же. С. 303, 321.
 53 Марчук Н.И. Война в Афганистане. Дис...доктюфилос.наук. - М. 1993; Афганистан. Итоги бесконечной войны.- М. 1999 и др.
 1 Степанов Е.И. Методология анализа социальных конфликтов. Социальные конфликты в современной России. - М., 1999. - С.41.
 
 2 Амелин В.В. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. - М., 1997. - С.119.
 
 3 Козер Л. Функции социального конфликта. - М., 2000. - С.18.
 
 4 Цит. по: Санистебан Л.С. Основы политической науки. - М., 1992. - С. 106-107.
 
 5 Тишков В. А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. -1993. -№4. - С. 8.
 
 6 Тишков В. А. О природе этнического конфликта // Свободная мысль. -1993. -№4. - С. 8.
 
 7 Котанджян Г.С. Этнополитология консенсуса - конфликта. М., 1992.
 
 8 Банк данных по этнотерриториальным конфликтам в бывшем СССР (сост. Глезер О.Б., Петров Н.В., Стрелецкий В.Н.) // М., Центр политико-географических исследований. - 1991-1996.
 
 9 Тишков В.А. Амбиции лидеров и надменность силы. Заметки о чеченском кризисе // Свободная мысль, - 1995. - №1.
 
 10 Алаев Э.Б. Региональные этнические конфликты // Федерализм, - 1996. - №1. - С. 103-118.
 
  1 Р.Г.Абдулатипов. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М., 1995, с. 128.
 
  2 Р.Г.Абдулатипов. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. М., 1995, с. 128.
 
  3 "Независимая газета", 23 марта 1994 г.
  4 А.Г.Здравомыслов. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации., М., РОССПЭН, 1998, с.16.
  5 А.Г.Здравомыслов. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации., М., РОССПЭН, 1998, с.16.
 
  6 А.Г.Здравомыслов. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации., М., РОССПЭН, 1998, с. 21.
 
 7 В.В.Амелин. Вызовы мобилизованной этничности. Конфликты в истории советской и постсоветской государственности. М., 1997, с. 279.
 
 1 Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М., 1997
 
 2 "Синдром из семнадцати пунктов Л. Пая, в совокупности определяющих характер политического процесса "незападного типа":1.В незападных обществах сфера политики не отделена резко от областей общественных и личных отношений.2.Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представляют образ жизни.3.Политический процесс отличается преобладанием клик.4.Характер политических ориентаций предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная работа в определении стратегии и тактики.5.Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений. 6.Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия единой коммуникационной системы. 7.Политический прогресс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.8.Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений. 9.Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия.10.Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений. 11.Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменимости ролей. 12.В политическом процессе невелика значимость явным образом организованных групп интересов, играющих функционально-специализированные роли. 13.Национальное руководство вынуждено апелировать к недифференцированной общественности. 14.Неструктурированный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определенных взглядов во внешней, а не во внутренней политике.15.Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем. 16.Велика роль харизматических лидеров. 17.Политический процесс обходится в основном без участия политических "брокеров". // Там же. С. 18 - 19.
 
 3 Рашковский Е. Постмодерн: культурная революция или культурная контрреволюция // МЭМО, 1999, № 9. С. 46.
 
 4 Там же, С. 47.
 
 5 Крапивенский С.Э. Социокультурная детерминанта исторического процесса.// Общественные науки и современность, 1997, №4, С. 134.
 
 6 Философия. (Под. ред. Губина В.Д. и др.).М., 1998, С.408.
 
 7 Соловьев А. И. Политическая культура: проблемное поле метатеории // Вестник МГУ. Сер. 12. Полит. науки. 1995. № 2, 3; Пивоваров Ю. С. Политическая культура: методологический очерк. М., 1996; Журавлев В. В. Человек. Культура. Политика. М., 1998; Гаджиев К. С. Политическая культура: концептуальный аспект // Полис. 1991. № 6; он же. Размышления о политической культуре современной России // МЭМО. 1996. № 2; Ирхин Ю. В. Политология. 2-е изд. М., 1996; Ирхин Ю. В., Слизовский Д. Е. Роль политической культуры и лидерства в общественном развитии. М., 1995.
 
 8 Соловьев А. И. Политическая культура: проблемное поле метатеории // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 1995, № 2, С. 35.
 
 9 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. М.,1992, С.300.
 
 10 Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. М., 1996, С. 6-7.
 
 11 Страны мира. Сравочник. 1999, С. 314.
 Чиркин В. Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право, 1994, № 1.
 12 Васильев Л. С. История религий Востока. Ростов-на-Дону, 1999.
 
 13 Демократия в мусульманских странах: сравнительный анализ перспектив Турции. // Международный журнал социальных наук. 1991, № 1, С. 115 - 133.
 
 14 Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе, Ростов-на-Дону, 1998. С. 420.
 
 15 Маркедонов С. М. Казачий круг как политический институт // Полис, 1996, № 1, С. 151.
 
 16 Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Выпуск 1. М., С. 71-83.
 
 17 Селезнев П.Н. Политические системы современности. С-Петербург, 1996, С.89.
 18 Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1996. С. 47.
 
 19 Индия: страна и ее регионы. М., 2000. С. 124.
 
 20 Там же, С.125.
 
 21 Бергер Я. М. Модернизация и традиция в современном Китае. // Полис. 1995, № 5. С. 63 - 64.
 
 22 Индия: страна и регионы. М., 2000. С. 125.
 
 23 Морозова Е. В. Региональная политическая культура. Краснодар, 1998. С. 93.
 
 24 Холодковский К. Г. Италия: массы и политика. М., 1989, С. 25.
 
 25 Нэсбитт Д., Эбурдин Л. Что нас ждет в 90-е годы?// Мегатенденции - 2000. М., 1992, С.137.
 
 26 Нзуанкэ Ж.-М. Отношение к демократии в Африке // Международный журнал социальных наук, 1991, №1, С. 155.
 
 27 Сумбатян Ю.Г. Военные режимы и армия: африканский опыт // Африка и Азия сегодня, 1996, №5, С.76.
 
 28 Японский феномен. М., 1996. С. 91.
 
 29 Льюс Р. Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. М., 1999. С. 34.
 
 30 Морозова Е.В. Региональная политическая культура, Краснодар, 1998, С.389
 
 31 Шилз Э.Общество и общество: макросоциологический подход. // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972, С.348-59.
 
 32 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 241.
 
 33 Цит. по Ретроспективная и сравнительная политология. М., 1991. С.15.
 
 34 Там же, С. 12.
 
 35 Политическая модернизация в третьем мире: некоторые обобщения / Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М., 1998. С.304.
 
 36 Дягтерев А.А. Основы политической теории. М., 1998. С.224.
 
 14 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. М., 2000, с. 418.
 15 Тишков В.А. Общество в вооруженном конфликте. М., 2001, с. 552.
 16 Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2001, с. 464.
 17 Серебрянников В.В. Генералы и политика // Формирование России: от мифов к реальности. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2000 г. Т. 1. М., 2001, с. 261.
 18 Красная звезда. 2000. 10 января, с. 1.
 19 Сампиев И.М. О некоторых аспектах противостояния религиозному экстремизму // Ислам и политика на Северном Кавказе (отв. ред. В.В. Черноус). Вып. 1. Ростов-на-Дону, 2001, с. 79.
  ? Зартман, Уильям (Zartman William) - известный американский специалист в области конфликтологии и ведения переговоров. Он автор множества книг и руководств, многие из которых имеют мировую известность (в частности, работа ''Переговорщик'', 1982). В настоящее время является профессором Школы передовых международных исследований знаменитого Университета Джона Гопкинса (США).
 Предлагаемая вниманию читателя публикация представляет собой работу, развивающую основные мысли данного автора по вопросам предупреждения и предотвращения конфликтов (см. W.Zartman. Preventiv Diplomacy. Setting the Stage // Космополис. Альманах 1999. М., 1999. С.153-160). При переводе произведены некоторые сокращения текста. В силу специфической терминологии У.Зартмана, а также невозможностью однозначного толкования ряда используемых им понятий, местами дается авторизованный перевод его работы. (Примечание переводчиков).
  1 В.В Шалин. Толерантность. Ростов-на-дону, 2000 г., с. 6.

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу