<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>
c) опросник самоотношения С.В.Столина 4. Способность к самоопределению. Направленность выбора в социо-культурных ситуациях, способ самоопределения. "Неоконченное предложение", "Акт добровольцев", "День уроков по выбору", "Час творчества" и др., методика В.К.Зарецкого и Р.Г.Каменского. 5. Культурное развитие учащихся. Общекультурная осведомленность, креативность тесты на общекультурную осведомленность, методика диагностики уровня творческой активности М.И.Рожкова и др. 6.Критерий интеллектуального развития учащихся. Критичность, владение навыками мышления, личностно-смысловое отношение к изучаемому материалу Контрольно-диагностические задания по методике Е.Д.Божович.7. Развитие научно-методического обеспечения педагогического процесса. Рост психолого-педагогической компетентности педагогов; включение в опытническую и исследовательскую деятельность. Результаты аттестации, школьного конкурса педагогического мастерства, конкретные научно-методические разработки.
8. "Углубление" развития. Наличие тенденции развития всех подсистем педагогической системы школы. Целевая экспертиза планов всех структур школы; экспертный анализ положения дел во всех ключевых подсистемах школы.
СТРАТЕГИЯ ПЕРЕХОДА
К МОДЕЛИ ШКОЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САОМОПРЕДЕЛЕНИЯ
Задачи и направления работы школы I этап
Этап подготовки школы к переходу на новую модель 1997-98 у.г. II этап
Этап реализации новой модели 1998/99 - 2002/03 у.г. III этап
Этап обобщения
Результатов новой модели
2003/04 у.г.
1. Организация среды социокультурного самоопределения ребенка
1.1. создание культурной среды обучения 1. определение нереализованного культурного потенциала процесса обучения
2. совершенствование личностно-ориентированного подхода в обучении
3. реализация ХКК ГОС в начальной школе 1. обогащение содержания образования культурным компонентом (спецкурсы, предметы школьного компонента)
2. использование культуроемких технологий и многообразия качественных средств дисциплин гуманитарного и естественного циклов
3. развитие культурной среды активной учебной деятельности учащихся, их самообразования
4. реализация ХКК ГОС 1. совершенствование культурной среды обучения и самообразования
2. анализ и обобщение результатов работы по созданию культурной среды обучения 1.2. создание социокультурной среды детской и подростковой самодеятельности, дополнительного образования, личностного общения взрослых и детей 1. определение нереализованного культурного потенциала пространства внеурочной деятельности
2. создание общего коммуникативно-игрового пространства школы
3. подготовка учащихся к позиции субъекта реализации новой модели школы 1. развитие системы школьного самоуправления
2. создание и развитие общего познавательно-коммуникативно-игрового пространства школы
3. создание и совершенствование деятельности детских общественных объединений
4. развитие системы межпоколенных культурных связей в школьном сообществе 1. совершенствование культурной среды общения взрослых и детей
2. анализ и обобщение результатов работы по развитию внеурочной деятельности 1.3. развитие предметной культурной среды школы См.2.6. материально-техническое обеспечение См.2.6. См 2.6 1.4.совершенствование культурной среды семьи 1. подготовка родителей ко взаимодействию со школой в условиях реализации новой модели
2. помощь родителям в совершенствовании культурной среды семьи 1. разработка и реализация целевой программы взаимодействия педагогов и родителей по совершенствованию культурной среды семьи и школы 1. анализ и обобщение результатов работы по совершенствованию культурной среды семьи 1.5. обеспечение ребенку помощи в самосовершенствовании культурной среды зоны саморазвития личности 1. формирование ориентационного поля самоопределения ребенка в педагогическом процессе
2. совершенствование программ и методики преподавания предметов "Практическое самопознание" и "Уроки игры и творчества"
3. усиление субъективного компонента содержания образования как средства саморазвития личности 1. развитие ориентационного поля самоопределения
2. совершенствование программ и методики преподавания предметов школьного компонента
3. разработка и реализация модели социально-психологической службы школы 1. анализ и обобщение результатов работы по совершенствованию культурной среды саморазвития ребенка
2. Обеспечение педагогического процесса, ориентированного
на развитие у ребенка способности к социокультурному самоопределению
2.1. совершенствование педагогического управления 1. аттестация администрации школы
2. повышение управленческой компетентности руководителей и педагогов школы в области современных подходов к управлению
3. приведение организационной структуры школы в соответствие с новыми функциями 1. повышение управленческой компетентности руководителей и педагогов школы в области современных технологий управления
2. совершенствование функций педагогического управления
3. совершенствование организационной структуры управления
1. совершенствование системы педагогического управления
2. анализ и обобщение результатов деятельности школы за 7 лет 2.2. программное обеспечение 1. разработка программ предметов школьного компонента: "Психология делового общения", "Практическое самопознание" (5-6 кл.), "Экология", "Культура деловой речи" (11 кл), "Психология человеческой эффективности"
2. разработка системы классных часов "История русского этикета" (5 кл.), "народные праздники и семейные традиции" (6 кл.) 1. реализация и совершенствование программ предметов школьного компонента
2. разработка и реализация программ деятельности детских общественных объединений
3. разработка и реализация локальных целевых программ деятельности классных руководителей 1. обобщение и распространение опыта разработки и реализации программ 2.3. научно-методическое сопровождение 1. разработка программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов
2. разработка программы выявления, формирования, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта 1. реализация программы повышения профессиональной компетентности педагогов школы
2. повышение исследовательской культуры педагогов 1. анализ и обобщение результатов реализации программ повышения профессиональной компетентности педагогов и работы с эффективным педагогическим опытом.
2. систематизация и публикация материалов научно-методической работы. 2.4. информационное обеспечение 1. входная диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы
2. обеспечение информацией о теоретических наработках в области изучаемой проблемы
3. обеспечение информацией о существующих образцах педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы в новой модели 1. текущая диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы
2. обеспечение информацией о теоретических наработках и образцах практических решений изучаемой проблемы
3. обеспечение информацией о результатах текущей диагностики с целью коррекции хода ОЭР 1. итоговая диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы.
2. анализ и обобщение результатов итоговой диагностики, выводы о результативности ОЭР, условиях развития способности к эффективному социокультурному самоопределению 2.5. кадровое обеспечение 1. принятие на работу организатора в среднем звене, социального педагога, психолога, логопеда, преподавателя "Практического самопознания"
2. создание ориентационного поля педагогического коллектива как системы личностных и системных ценностных ориентаций
3. использование аттестации педагогических кадров как механизма повышения компетентности педагогов в области проблемы социокультурного самоопределения 1. обеспечение условий для самоопределения педагогов в ориентационном поле, его понимания, принятия и опредмечивания в собственной деятельности
2. создание условий, обеспечивающих саморазвитие педагогов, их субъектную позицию в педагогическом процессе 1. совершенствование условий, способствующих саморазвитию педагогов и обеспечивающих им субъектную позицию в педагогическом процессе.
2. анализ работы по кадровому обеспечению ОЭР
2.6. материально-техническое обеспечение 1. Обновление художественно-эстетического оформления школы 1. приобретение персонального компьютера
2. приобретение множительной техники
3. Обновление художественно-эстетического оформления школы
4. капитальный ремонт отопительной системы
5. капитальный ремонт спортзала 1. Обновление художественно-эстетического оформления школы
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ I ЭТАПА
РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ШКОЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Задачи и направления работы школы I этап
Этап подготовки школы к переходу на новую модель 1997-98 у.г. 1. Организация среды социокультурного самоопределения ребенка 1.1. Создание культурной среды обучения 1.1.1.Определение нереализованного культурного потенциала процесса обучения
1.1.1.1. Определение критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы школы
1.1.1.2. Осуществление диагностических процедур с помощью полученного инструментария
1.1.1.3. Анализ и осмысление результатов исследования, выводы о наличии нереализованного культурного потенциала педагогической системы школы
1.1.2. Совершенствование личностно-ориентированного подхода в обучении
1.1.2.1. Отработка задачного подхода к конструированию личностно-ориентированного содержания предмета
1.1.2.2. Совершенствование технологий личностно-ориентированного обучения
1.1.2.3. Диагностика педагогических затруднений в реализации личностно-ориентированного подхода
1.1.3. Реализация ХКК ГОС в начальной школе 1.2. Создание социокультурной среды детской и подростковой самодеятельности, дополнительного образования, личностного общения взрослых и детей 1.2.1. Определение нереализованного культурного потенциала пространства внеурочной деятельности
1.2.1.1. см 1.1.1.1. - 1.1.1.3
1.2.2. Создание общего коммуникативно-игрового пространства школы
1.2.2.1. Разработка и реализация модели общешкольной игры "Мельница", обеспечивающей возможности самоопределения и самореализации каждому школьнику
1.2.3. Подготовка учащихся к позиции субъекта реализации новой модели школы
1.2.3.1. Обсуждение и осмысление органами ученического самоуправления, детскими коллективами целей и перспектив развития школы, идей и ценностей, положенных в основу ее деятельности
1.2.3.2. Расширение полномочий и сфер деятельности органов школьного ученического самоуправления
1.2.3.3. Совершенствование организационной структуры ученического самоуправления 1.3. Развитие предметной культурной среды школы См.2.6. Материально-техническое обеспечение 1.4.Совершенствование культурной среды семьи 1.4.1. Подготовка родителей ко взаимодействию со школой в условиях реализации новой модели
1.4.1.1. Обсуждение и осмысление родителями целей и перспектив развития школы, целей и ценностей, положенных в основу ее деятельности
1.4.1.2. Привлечение родителей к участию в подготовке и проведении юбилея школы
1.4.2. Помощь родителям в совершенствовании культурной среды семьи
1.4.2.1. Разработка программы лектория для родителей "Культурная среда семьи"
1.4.2.2. Определение дня информации и консультаций, разработка программы психологических, социальных и юридических консультаций для родителей 1.5. Обеспечение ребенку помощи в самосовершенствовании культурной среды зоны саморазвития личности 1.5.1. Формирование ориентационного поля самоопределения ребенка в педагогическом процессе
1.5.1.1. Обучение педагогов по вопросам ценностных ориентаций, структуры ориентационного поля, способов его формирования, критериев диагностики.
1.5.1.2. Формирование педагогами и ученическим активом ориентационного поля ученического коллектива
1.5.1.3. Разработка системы моральных и материальных стимулов успешной деятельности учащихся школы
1.5.2. Совершенствование программ и методики преподавания предметов "Практическое самопознание" и "Уроки игры и творчества"
1.5.2.1. Обновление содержания предметов школьного компонента с целью расширения материала, вооружающего ученика средствами социокультурного самоопределения и самосовершенствования
1.5.3. Усиление субъективного компонента содержания образования как средства саморазвития личности 2. Обеспечение педагогического процесса, ориентированного на развитие у ребенка способности к социокультурному самоопределению 2.1. Совершенствование педагогического управления 2.1.1. Аттестация администрации школы
2.1.2. Повышение управленческой компетентности руководителей и педагогов школы в области современных подходов к управлению
2.1.3. Приведение организационной структуры школы в соответствие с новыми функциями
2.1.3.1. Уточнение схемы организационной структуры в связи с инновационным процессом
2.1.3.2. Составление органиграммы с учетом обновляющейся деятельности руководства
2.1.3.3. Обеспечение новой организационной структуры нормативной базой. Разработка соответствующих локальных нормативных актов 2.2. Программное обеспечение 2.2.1. Разработка программ предметов школьного компонента:
2.2.1.1. "Психология делового общения",
2.2.1.2. "Практическое самопознание" (5-6 кл.),
2.2.1.3 "Экология",
2.2.1.4."Культура деловой речи" (11 кл),
2.2.1.5. "Психология человеческой эффективности" (11 кл)
2.2.2. Разработка системы классных часов
2.2.2.1. "История русского этикета" (5 кл.),
2.2.2.2. "Народные праздники и семейные традиции" (6 кл.) 2.3. Научно-методическое сопровождение 2.3.1. Разработка программы повышения психолого-педагогической компетентности педагогов на 7 лет
2.3.2. Психолого-педагогическое просвещение педагогов в области проблемы социокультурного самоопределения
2.3.3. Демонстрация технологии освоения новшеств
2.3.4. обеспечение педагогов необходимой и достаточной информацией о сущности социокультурного самоопределения, педагогических условиях развития этой способности, эффективном педагогическом опыте, его носителях.
2.3.5. Диагностика педагогических затруднений
2.3.6. Разработка программы выявления, формирования, обобщения и распространения эффективного педагогического опыта 2.4. Информационное обеспечение 2.4.1. Входная диагностика по критериям эффективности экспериментальной работы; обеспечение педагогов информацией о выводах по результатам диагностики
2.4.2. Обеспечение педагогов информацией о теоретических наработках в области изучаемой проблемы
2.4.3. Обеспечение информацией о существующих образцах педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы в новой модели 2.5. Кадровое обеспечение 2.5.1. Принятие на работу организатора в среднем звене, социального педагога, психолога, логопеда, преподавателя "Практического самопознания"
2.5.2. Создание ориентационного поля педагогического коллектива как системы личностных и системных ценностных ориентаций
2.5.2.1. Обсуждение и принятие целей развития школы, идей и ценностей, положенных в основу его деятельности (ориентиры-ценности, ориентиры-цели)
2.5.2.2. Разработка системы материальных и моральных стимулов успешной деятельности педагогов школы (ориентиры-стимулы)
2.5.2.3. См.2.3.6. (ориентиры-опыт)
2.5.2.4. См. 2.3.1. (ориентиры-знания)
2.5.2.5. Разработка положения и проведения праздника педагогической славы "Звездный час"
2.5.2.6. использование аттестации педагогических кадров как механизма повышения компетентности педагогов в области проблемы социокультурного самоопределения 2.6.Материально-техническое обеспечение 2.6.1. Приобретение множительной техники
2.6.2. Приобретение персонального компьютера
2.6.3. Обновление художественно-эстетического оформления школы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ........................................................................... 3 Программа курса "Инновационный менеджмент"........................ 4 Краткое учебное пособие по курсу .......................................... 6 1. Основные понятия педагогической инноватики ................... 6 2. Инновационная деятельность в образовании: содержание и структура ...................................................................
7 3. Управление развитием образовательного учреждения ........... 12 4. Управление персоналом при нововведениях ...................... 19 5. Управление инновационными проектами .......................... 22 Вопросы для контроля и самоконтроля .....................................
Список литературы ............................................................... 26
27 Дидактические материалы по курсу .......................................... 28
План 2003
Кузнецова Алла Геннадьевна
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебно-методический комплект
Лицензия ЛР №0201139 от 14.01.97.
Хабаровский институт переподготовки
и повышения квалификации педагогических кадров
680006, г.Хабаровск, ул.Забайкальская, 10.
Тел:.: (4212) 34-01-16.
Сдано в набор 04.04.03. Подписано в печать 23.04.03.
Формат 21х30/2. Бумага "Светокопи". Гарнитура школьная.
Отпечатано на оборудовании фирмы "Rex Rotary".
Усл.печ.л. 3,5 Тираж 100 экз.
Издательство ХК ИППК ПК, 680011, Хабаровск, ул.Забайкальская, 10
1 Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.,1996. - С.149.
2 С.И.Краснов. Нормы социального проектирования и имитации инновационной деятельности //Проблемы проектирования в работах аспирантов ИПИ РАО за 1994 г. - М., 1995. - С.59-64.
3 Немова Н.В. Методы управления развитием муниципальных систем образования: Дидактический материал к учебному курсу. - М., 2002.
4 Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1994. - С.29-30.
5 Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М., 2002.
6 Управление школой: теоретические основы и методы /Под ред.В.С.Лазарева. - М., 1997.
7 Немова Н.В. Методы проектирования территориальных систем образования: Дидактический материал к учебному курсу. - М., 2002
8 Немова Н.В. Методы управления развитием муниципальных систем образования: Дидактический материал к учебному курсу. - М., 2002
9 Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - М.,1996. - С.134.
10 Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. - М., 2000. - С.115
11 Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. - М., 2000. - С.120.
12 Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М., 1995.
13 Гуревич В.Л. Предисловие научного редактора //Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., 1997. - С.24.
??
??
??
??
2
<< Пред. стр. 5 (из 5) След. >>