<< Пред. стр. 4 (из 5) След. >>
музыкальные - 2технического творчества - 2
кройки и шитья - 2
Школа №74 ведет опытно-экспериментальную работу в течение ряда лет. Первый этап экспериментальной работы был связан с разработкой проблемы саморазвития личности ребенка в педагогическом процессе (1993/94 - 1998/99 учебные годы). Второй этап, на котором школа находится сейчас, сохраняет определенную преемственность с первым и посвящен поиску решений проблемы развития у учащихся способностей к социокультурному самоопределению (1999/2000 - 2003/2004 уч.гг).
ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА
Замысел проекта школы социокультурного самоопределения выстраивается на следующих ценностных основаниях:
* человек как субъект воспитания:
* культура как среда, растящая и питающая личность;
* творчество как способ существования человека в культуре;
* общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности как культурное ядро содержания образования.
Основой замысла проекта движения к новой модели, основным ценностным ориентиром в деятельности педагогического коллектива является образ выпускника школы социокультурного самоопределения.
Наш выпускник - гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и на общечеловеческие ценности. Способность легко и ответственно вписываться в новые условия проявляется в готовности личности выпускника к социальному взаимодействию, в адекватном отношении к себе и к окружающим, в позитивной Я-концепции и готовности к осознанному целенаправленному самосовершенствованию.
Успешная адаптация личности выпускника обеспечивается ее общекультурным развитием; достаточно высоким уровнем ее коммуникативной культуры. Такая личность обладает эмоциональной сферой, сформированной в соответствии с этнокультурными традициями и общечеловеческими ценностями, отличается творческим характером мышления, обнаруживающимся в коммуникативно целесообразной, индивидуально окрашенной речи, в творческой осмысленной стратегической деятельности.
Уточнение ценностных и целевых ориентиров движения школы, осмысление нового для нас образа нашего выпускника влечет за собой пересмотр образа профессиональной компетентности педагога, способного воспитать такого человека. Функция культурного развития человека, которое призвано обеспечить образование, имеет большое значение для определения культурных смыслов и специфики педагогической деятельности. Педагогическая культура сегодня уже не сводится к культуре педагогического общения и профессиональной технологии. Современный педагог - это субъект культуры, самообразовывающийся и саморазвивающийся, человек, активно культивирующий у себя, благодаря рефлексии, свою индивидуальность, творческий потенциал и профессиональное мастерство, стремящийся занимать авторскую позицию в личной и профессиональной сферах, способный к расширению и преодолению пределов нормативной деятельности.
Общие представления о ценностных основаниях позволяют сформулировать ЦЕЛЬ деятельности школы: создание условий для эффективного самоопределения ребенка в социокультурном пространстве.
Предположения о совокупности оптимальных условий, которые могут быть созданы в педагогическом процессе для обеспечения эффективного самоопределения ребенка в социокультурном пространстве, содержатся в ГИПОТЕЗЕ исследования:
Педагогический процесс школы может стать фактором развития у ребенка способности к успешному социокультурному самоопределению, если в школе будут созданы условия для развития у детей способности к самоопределению и будет целенаправленно организована культурная среда, создающая многообразие зон развития и ситуацию их культурного выбора, что предполагает свободу ситуативного, социального и культурного самоопределения ребенка.
Цель и гипотеза опытно-экспериментальной работы позволяют выдвинуть две группы ЗАДАЧ, решение которых позволит обеспечить эффективное самоопределение ребенка в социокультурном пространстве.
I. Развитие у учащихся способности к самоопределению:
1. Создание условий для актуализации у детей потребности в самоопределении.
2. "Вооружение" учащихся инструментами, способами, приемами самоопределения.
3. Обеспечение возможности реальных актов самоопределения и приобретения позитивного опыта самостоятельного выбора ценностей, целей и средств собственной деятельности.
II. Создание социокультурного пространства самоопределения:
1.Создание культурной среды обучения и преподавания с помощью культуроемких технологий и многообразия качественных средств различных дисциплин гуманитарного и естественного знания, а также культурного компонента содержания всех учебных предметов.
2. Создание культурной среды детской и подростковой самодеятельности, дополнительного образования, художественной жизни школы, среды личностного общения взрослых и детей.
3. Развитие предметной культурной среды школы, в том числе дизайн-среды, среды художественного оформления.
4. Совершенствование культурной среды семьи.
5. Обеспечение ребенку помощи в самосовершенствовании культурной среды зоны саморазвития личности, внутреннего культурного пространства.
6. Приведение системы управления в соответствие с обоснованными задачами и функциями школы.
ВЕДУЩИЕ ИДЕИ деятельности школы социокультурного самоопределения:
1.Идея культуросообразности выражает тесную взаимосвязь между воспитанием и развитием ребенка как субъекта культуры. Это означает, что культурное ядро содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, национальные и региональные ценности, а отношение к ребенку - строиться, исходя из восприятия его как свободной, целостной личности, способной по мере своего развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры и творческой самореализации (Е.В.Бондаревская). Воспитание при этом не навязывает те или иные ценности, а лишь создает условия для их узнавания, понимания и выбора, стимулирует этот выбор и последующую внутреннюю работу ребенка над своими действиями и поступками.
Реализация идеи культуросообразности предполагает переход от культуры полезности, оправдывающей прагматический подход к человеку, его оценивание, осуждение и т.п., к культуре достоинства, свято чтящей ценности индивидуальности, развития, творчества, понимающей и прощающей человека (по А.Г.Асмолову).
2. Идея выбора. Осознанный выбор ценностей, целей и средств своей деятельности является сущностью самоопределения, поэтому предоставление ребенку возможностей выбора в самых различных ситуациях играет роль важнейшего условия для актуализации потребности и развития навыков самоопределения. А организация рефлексии оснований и последствий выборов станет инструментом постепенного перехода к более высоким пространствам самоопределения (от ситуативного через социальное, культурное к экзистенциальному) и овладению все более сложным типом жизненной активности (по В.К.Зарецкому, Р.Г.Каменскому)
2. Идея саморазвития. Основной целью, механизмом и результатом педагогического процесса является собственная активность личности, включение ее в этот процесс в качестве субъекта и соавтора. Поэтому главное внимание направляется на развитие с раннего детства субъективных свойств личности: внутренней независимости, самостоятельности, самодисциплины, самоконтроля, самоуправления, саморегуляции, способности к рефлексии, критичности, креативности и др. Соответственно педагогическое управление развитием ребенка осуществляется в формах педагогической помощи и поддержки, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.
3. Идея творчества как способа развития человека; как способности к преодолению и расширению пределов нормативной деятельности; как формы реализации субъективности личности.
4. Идея игры как свободной деятельности, востребующей личностные функции человека, создающей особое творческое, эвристическое, партнерское состояние деятельности.
5. Идея успеха как важнейшего условия формирования позитивной Я-концепции личности, фактора, обеспечивающего восхождение по лестнице личных достижений каждому субъекту педагогического процесса.
ЭТАПЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Этап
Сроки Прогнозируемые педагогические результаты Прогнозируемые научно-методические
продукты Переходный 1999-2000 уч.год Теоретическая, методическая и психологическая готовность педагогов к реализации идей эксперимента. Субъектная позиция учащихся по отношению к идеям и методам эксперимента. Готовность родителей к обновлению способов взаимодействия с детьми и школой. Модель содержания образования школы социокультурного самоопределения (уровни: от учебного плана до учебно-методического материала). Микроисследования по проблеме эксперимента. Этап реализации новой модели 2000-2001 - 2002-2003 уч.годы Повышение эффективности социальной интеграции учащихся, развитие способности к самоопределению, расширение общей культуры, развитие креативности, повышение степени интеллектуального развития. Алгоритмы конструирования календарно-тематического плана и плана урока на основе личностно ориентированного, мыследеятельностного, задачного, феноменологического и интегративно-гуманитарного подходов. Календарно-тематические планы и планы-конспекты открытых уроков, сконструированные на этой основе. Видеотека уроков школы социокультурного самоопределения. Обобщенная модель конструирования индивидуальной воспитательной технологии на основе современных подходов. Образовательные программы по предметам школьного компонента. Контрольно-диагностические задания для стимулирования и диагностики интеллектуального развития Этап обобщения итогов 2003-04 уч.год Развитие способности к эффективному социокультурному самоопределению по все более высоким нормам. Отчет по итогам опытно-экспериментальной работы, публикации, выступления на конференциях и семинарах, методические рекомендации.
КОНЦЕПЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ШКОЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
В основу педагогического процесса школы социокультурного самоопределения положен личностно ориентированный подход. Личностно ориентированное образование - это "педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, жизнь социума, развитие всех его творческих способностей и возможностей" (Е.В.Бондаревская). Принципиальное отличие личностно ориентированного образования от других подходов - подчеркнутая ориентация на развитие тех сторон человеческой личности, которые составляют специфичность человека, то есть способностей строить самого себя и свою судьбу, быть "причиняющей" силой своей жизни и истории, того, что в гуманитарной психологии называют субъективностью, самостью и т.п.
Именно развитая субъективность лежит в основе способности к осознанному эффективному самоопределению человека в различных пространствах - ситуативном, культурном, социальном, экзистенциальном. В этой связи основным условием развития способности к самоопределению становится развитие субъективности личности: широкой общей культуры и способности к ее самостоятельному обогащению, ценностного самопознания и постижения мира, рефлексивности, креативности, критичности, "вненаходимости" и т.п.
Субъективности нельзя научить, она "запускается", реализуется, "упражняется" и развивается только в тех ситуациях, где она востребуется. Именно поэтому основным педагогическим инструментом для нас становится методика виртуальной субъективности: создание ситуаций, востребующих к жизни субъективность ребенка. Поскольку основной меткой таких ситуаций является субъектная позиция ребенка, ревизия под таким углом зрения существующих педагогических методик и технологий позволяет определить веер педагогических средств, адекватных поставленным задачам: технологии, основанные на выборе, договоре, проектные технологии, диалоговые и дискурсивные, исследовательские и эвристические, технологии творческой деятельности, классных собраний, имитационных игр и т.д. Кроме того, такой подход становится инструментом для проектирования индивидуальных педагогических технологий развития способности к самоопределению.
Методика виртуальной субъективности обеспечит актуализацию потребности в самоопределении и даст возможность ее реализации, приобретения опыта успешного самоопределения. Но ребенка необходимо научить способам самоопределения в смысловых пространствах: оценке результатов деятельности, рефлексии действий, анализу последствий, рефлексии деятельности, установлению ограничений, ответственности, рефлексии бытия. Для этого нужны специальные занятия, целенаправленно "вооружающие" детей способами самоопределения.
Кроме того, важно создание того самого социокультурного пространства, в котором возможна реализация и развитие способности к самоопределению. Пространства, которое, с одной стороны, должно стать моделью реального социокультурного пространства за пределами школы, с другой стороны, должно создавать культурные образцы желаемого и /или ожидаемого будущего с тем, чтобы ребенок создавал собственные культурные образцы решений в иных, чем прошлые и настоящие, социокультурных обстоятельствах.
Современная культурология выделяет три основных пласта культуры: этнический (или культурная антропология), национальный пласт или национальная культура, существующая в традиции не столько устной, сколько письменной речи (филология и лексика), и массовый пласт, лишенный четко выраженной национальной окраски, связанный с включением человека в профессиональную деятельность в той или иной сфере материального или духовного производства (социология). Следовательно, выстраивая культурные среды всех уровней и целостную среду школы, мы должны позаботиться об их "пропитанности" культуроемким содержанием в следующих компонентах:
1. Национальная культура - духовные национальные ценности, обычаи, традиции, обряды и т.п.
2. Комплекс гуманитарных и исторических наук. При этом помним, что речь идет не только о специальных предметах, но и об усилении гуманитарной направленности и обогащении культурной составляющей содержания всех, в том числе и естественнонаучных и математических дисциплин.
3. Социологическое знание - представления о закономерностях развития социума и становления в нем личности, выстраивание отношений личности с собой, природой, миром, обществом, другими людьми.
Очевидно, что введение того или иного культурного содержания в педагогический процесс должно совершаться природосообразно, то есть сообразно природе ребенка, его возрастным психологическим и физиологическим особенностям, с учетом возрастной специфики процессов социокультурной адаптации.
Основные параметры модели школы социокультурного самоопределения изложены в таблице (см. "Модель школы социокультурного самоопределения").
Модель школы социокультурного самоопределения будет выстраиваться на основе последовательной и целенаправленной разработки и внедрения в практику школы тех условий саморазвития личности и условий, стимулирующих развитие способности к социокультурному самоопределению, которые удалось разработать на основе анализа теории вопроса и состояния образовательной практики. Данные условия группируются по следующим направлениям:
* совершенствование содержания и методики традиционных предметов;
* включение в учебный план предметов школьного компонента, целенаправленно вооружающих ребенка механизмами саморазвития и средствами социокультурного самоопределения;
* развитие внеурочной работы на принципах самоопределения, самоуправления и коллективной творческой деятельности;
* совершенствование методической работы школы, превращение ее в научно-методическую;
* совершенствование организационной структуры и функций управления.
Содержание обучения будет стимулировать саморазвитие и самоопределение ребенка, как нам удалось установить, лишь в том случае, если оно будет диалогичным, проблемным, опирающимся на познавательный и жизненный опыт ребенка и обогащающим его, обращенным к его ценностно-смысловой сфере;
будет включать в себя не только знания, умения и навыки, как готовую систему результатов опыта предыдущих поколений, но и способы мышления и творческой деятельности. Содержание современного образования должно быть культуроемким, гуманитаризированным, а не сциентистским с тем, чтобы познавая любой предмет, ребенок стремился его средствами больше узнавать о себе и своем месте в этом мире.
Совершенствование содержания образования будет связано с выделением в нем предметного, технологического и субъективного компонентов, "инвентаризацией" предметного компонента на основе принципов гуманитаризации, экологизации, диалогизации, регионализации и др.; наработкой технологического компонента на основе мыследеятельностного подхода и программы развития общеучебных умений и навыков В.Татьянченко; определением субъективного компонента на основе личностно ориентированного, интегративно-гуманитарного и феноменологического подходов. "Сборка" продуктов этой работы будет совершаться в ходе переработки новой формы календарно-тематического планирования и планов-конспектов уроков.
Для того, чтобы методика обучения стала средством саморазвития личности, она должна обеспечивать ребенку позицию субъекта познания, деятельности, общения, творчества. Поэтому будут конструироваться и отрабатываться индивидуальные педагогические технологии на основе методов организации стратегической деятельности учащихся, методов освоения и развития способов мышления, методов развития интеллектуальных качеств, методов развития рефлексии, методов организации смыслотворчества, методов развития креативности, методики виртуальной субъективности. Особый акцент будет делаться на освоение учащимися проектирования как современного вида деятельности.
В учебный план школы необходимо включение предметов школьного компонента, с помощью которых будут решаться следующие задачи:
* помощи ребенку в осознании потребности саморазвития, облегчения встречи с самим собой, своим внутренним миром, вооружения способами и приемами самопознания, самоконтроля, самосовершенствования, самоопределения (предмет "Практическое самопознание" 1-7 классы, "Основы психологии общения" 8-9 классы);
* помощь в осознании своей ответственности за свое будущее, свою семью и своих детей; в обретении представлений о семейном строительстве и воспитании детей в семье (предмет "Основы семейного воспитания" 10 класс);
* развитие внутренней мотивации детей в школе, потребности в самодетерминации и повышении компетентности, способности к творчеству ("Уроки игры и творчества" ("Я - Homo ludens") 1-7 класс);
* развитие способности к личностному и профессиональному самоопределению ("Психология человеческой эффективности" 11 класс);
* развитие способности к диалогу с культурой, миром и самим собой, помощь в определении собственного способа вхождения в культуру, воспитание не только пользователя культурных богатств, но и творца новой культурной ситуации ("Народная художественная культура" 1-3 классы, "Мировая художественная культура" 5-8 классы);
* повышение компетентности в области делового общения ("Искусство делового общения" 11 класс).
По сложившейся традиции, системообразующими видами внеурочной деятельности в школе являются коллективная творческая деятельности и деятельность-забота, обращенная к ветеранам, престарелым людям микрорайона школы и Краснореченского Дома инвалидов. С помощью общешкольных игр "Торнадо" и "Мельница" создается игровое (для младших школьников) и коммуникативное (для подростков и старших школьников) общешкольные пространства, создающие многообразие зон развития и ситуации их выбора.
Для подростков, находящихся в возрасте перебора возможностей, предусматривается создание "поля социальных проб" в виде мастерских, работа в которых предусматривает создание краткосрочных проектов, позволяющих определиться в собственных интересах и способностях.
Кроме того, проектирование возрастного подпространства школы предусматривает обозначение культурных границ возраста, определенных ритуалов перехода из возраста в возраст с освоением соответствующих меток возраста: прав, обязанностей, новых видов и форм деятельности: "Посвящения в ..."", "Неделя самоопределения", семинары "Автопоэзис"(10 класс) и "Я иду себя искать" (8 класс) и др.
Каждый ребенок в школе должен получить возможности успешной самореализации, испытывать успех и радость от его публичного признания. В этой связи в педагогическом процессе предусматриваются специальные возможности самореализации детей: "Лестница успеха", "Марафон самореализации" и др., а также персональный "Паспорт достижений" для каждого ребенка.
Педагоги на основе распредмечивания современных воспитательных технологий (договора, нравственных дилемм, КОД, интимно-личностного общения, развивающих тренингов и т.д.) будут конструировать индивидуальные воспитательные технологии, адекватные задачам эксперимента.
Реализация модели школы социокультурного самоопределения требует соответствующего научно-методического обеспечения. Прежде всего, естественно, будет изменяться содержание научно-методической работы. Актуальными проблемами, требующими серьезной теоретической проработки и практической интерпретации, на ближайшие годы станут вопросы культурологии, инкультурационной функции образования, теории саморазвития личности, вопросы психологии субъективности и т.п. Изменяются формы научно-методической работы. Значительная часть педагогического коллектива обладает высокой исследовательской культурой, поэтому ряд педагогов сможет работать по индивидуальному исследовательскому плану, объединяться в творческие группы для исследования одной проблемы. Проблематика и характер экспериментальной деятельности требуют от педагогов освоения позиции проектировщика своей профессиональной стратегии и тактики. Более значительными в творческом и практическом плане станут результаты научно-методической работы.
Предполагается строить работу с педагогическим коллективом на основе системно-ориентационного подхода (Е.И.Казакова) и в этой связи рассматривать научно-методическую работу как одно из средств формирования ориентационного поля - совокупности личностно и профессионально значимых ценностных ориентиров, которые призваны играть роль своего рода "социального клея", системообразующего фактора.
По классификации Е.И.Казаковой, структура ориентационного поля включает в себя: ориентиры-цели, ориентиры-стимулы, ориентиры-принципы, ориентиры-опыт (личный или значимого другого), ориентиры-знания. Научно-методическая работа, выстраивающаяся на основе системно-ориентационного подхода, может стать фактором определения этих ориентиров, а каждому педагогу обеспечить позицию соавтора ориентационного поля, создать условия для понимания, эмоционального принятия этих ориентиров и опредмечивания их в собственной деятельности каждым учителем.
Помощь педагогу в самоназначении в позицию субъекта научно-методической работы, исследовательской деятельности будет связана с обучением самоанализу и самоописанию собственного эффективного опыта, концепции собственной деятельности, индивидуальной технологии.
Одной из важнейших уровневых характеристик целостной системы является ее связь с внешней средой. Становление педагогической системы нового уровня организации предполагает соответствующее изменение внешних связей.
Воспользуемся для определения линий связи педагогической системы с внешней средой результатами исследования Ю.С.Мануйлова, который считает, что реализация воспитательного потенциала внешней среды может осуществляться следующими способами: дифференциации, интеграции, генерирования и декомпенсации.
Дифференциация среды предполагает ее изучение и диагностику для получения информации о ее структуре и тенденциях, которая позволит корректировать направление дальнейшего развития школы.
Интеграция воспитательных сил среды будет осуществляться по ряду направлений: установление содержательных связей с соседними школами, укрепление и расширение контактов с ДОРА, районной библиотекой, Центром творчества и досуга молодежи, детским клубом и Домом культуры с.Краснореченское. Предполагается обновить идеологию работы с родителями наших учеников на основе представления о субъектной позиции родителей в педагогическом процессе и соответственно продумать формы реализации этих идей в практике школы.
Генерирование связано с влиянием школы, ее духа ее педагогов и воспитанников на окружающую среду. Мера и степень этого влияния, редко прямого, чаще опосредованного, могут быть увеличены за счет расширение общественно значимой деятельности школьников. Кроме того, реально возникновение во внутришкольном пространстве крепких эмоциональных и духовных связей, поля эмоционально-нравственного напряжения (Л.Уманский) или того самого неизмеримого, но сильно действующего "духа" школы будет сопровождаться и усилением радиации этого "духа" во внешнюю среду, ученики и педагоги школы станут носителями ее гуманистической идеологии за пределы школьных стен.
Декомпенсация среды - самая сложно осуществимая функция школы, связанная с устранением, блокированием тех влияний, которые приобретают характер неизменной избыточности. Сегодня чрезвычайно сильны нравственно деформирующие влияния средств массовой информации, "желтой" прессы, улицы с ее законами зоны и дикого рынка, семьи, часто круглосуточно озабоченной лишь удовлетворением самых насущных физиологических потребностей, и не имеющей ни сил, ни времени на заботу о душе ребенка и др.
Сверхзадача вообще всей модели школы социокультурного самоопределения: путем создания культурного пространства школы декомпенсировать и корректировать деформирующее влияние среды, научить ребенка самостоятельно определять свое отношение к этим влияниям и им противостоять или учитывать их в своей деятельности. Специальная работа по декомпенсации среды будет также связана с созданием в перспективе медико-социально-психологической службы, главной задачей которой будет декомпенсация факторов среды, препятствующих формированию здорового образа жизни, безопасного поведения, нормальному физическому и психическому развитию детей.
Новые задачи школы, соответственное изменение ее функций, содержания и технологий деятельности непременно должно повлечь за собой изменения в идеологии, технологии и структуре управления с тем, чтобы управление могло обеспечить эффективную реализацию проекта развития. Гуманистические преобразования во всех сферах деятельности школы реально могут быть осуществлены лишь при условии совершенствования педагогического управления на гуманистических основаниях.
Обновление концепции внутришкольного управления основывается на идеях мотивационного, рефлексивного, системно-ориентационного подходов.
Системно-ориентационный подход, предложенный петербургским профессором Е.И.Казаковой, предполагает использование в качестве системообразующего фактора при моделировании педагогической системы ориентационного поля как системы ценностных ориентиров, личностно и профессионально значимых для субъектов педагогического процесса. Управление будет связано с созданием системы ценностных ориентиров; созданием условий для самоопределения педагогов в этом ориентационном поле, принятия этих ориентиров и опредмечивания их в собственной деятельности; постоянным соотнесением целей жизнедеятельности школы (тактических и операциональных) с этими ценностями, то есть управление школой обеспечивает выстраивание не только целесообразной, но и ценностносообразной педагогической практики.
Рефлексивный подход предполагает создание сотворческого типа управленческих отношений, целью которых является обеспечение условий для позитивного саморазвития школы и каждого ее педагога и ученика. При таком подходе выявление проблемных ситуаций в педагогическом процессе происходит в результате перспективной рефлексии. При этом проблема рассматривается как скрытая возможность развития. Инициатором выявления и постановки проблемы может быть любой субъект воспитательной системы школы Решения проблем рождаются в полилоге, в котором участвует каждый на уровне своей компетентности. Возможно делегирование управленческих полномочий определенным лицам для оформления и реализации проекта решения
Близок к рефлексивному подходу по своей ориентации на развитие субъективности всех участников педагогического процесса и мотивационный подход. При его реализации серьезное внимание уделяется целенаправленному развитию мотивационной сферы деятельности воспитательного коллектива. Мотивационное управление связано с созданием условий для самооценки и самоанализа педагогами собственной деятельности; обеспечением включенности и субъектной позиции каждого педагога в инновационных процессах школы; разработкой системы стимулов, способствующих реализации программы развития; созданием обстановки уверенности в успехе, в способности к преодолению трудностей и достижению поставленных целей.
Обновление концептуальных оснований педагогического управления в школе соответственно отразится в совершенствовании организационной структуры управления. Предполагается, что на всех этапах развития эксперимента организационная структура будет достаточно гибкой, чтобы отражать и обеспечивать изменения в функциях и содержании как школы в целом, так и ее отдельных подсистем. Динамичность и эффективность организационной структуры управления будет обеспечена за счет увеличения самостоятельности субъектов управления при принятии решений; определенности разделения труда и ответственности; исключения или компенсации моментов, препятствующих нововведениям; коллективного решения проблем.
Изменение концептуального видения педагогического управления и организационной структуры повлечет за собой и некоторые изменения в функциях педагогического управления. Эти нововведения будут связаны, прежде всего, с ориентацией на идеи успеха и саморазвития. В этой связи новый аспект приобретают функции организации и руководства, обеспечивающие не только реализацию целей деятельности, но и обстановку успеха для каждого участника педагогического процесса. Функция контроля обогащается неразрывно с ней связанной функцией поддержки мотивов успеха и функцией развития самоконтроля в деятельности педагогов и воспитанников.
Конкретные технологии и механизмы управленческой деятельности должны будут определяться строго на основе вышеизложенных концептуальных положений.
М О Д Е Л Ь
ШКОЛЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
(МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 74
Г.ХАБАРОВСКА)
Возрастная специфика социокультурной адаптации Пед.предпосылки развития спос-ти к с/к самоопред-ю Задачи педагогического процесса 1 2 3 Младший шк.возраст.
Нравственные оценки формируются на основе принятия готовых норм референтной группы, некритично; действия на основе узаконенных правил поведения, стыд при их нарушении.
Ведущая деятельность - учебная. Основные педагогические механизмы:
- научение;
- воздействие словом и примером;
- общение;
- чувственное познание мира и узнавание ценностей культуры;
- этические сопереживания. - сохранение и обеспечения здоровья ребенка;
- развитие его природных способностей, ума, нравственных и этических чувств, потребности в деятельности;
- обеспечение первоначального опыта общения с людьми, природой, искусством;
- введение в мир нравственной культуры, культуры поведения, культуры обрядов и традиций.
Подростковый возраст:
интенсивное физическое и социальное созревание личности, создание предпосылок начала культурной идентификации, вхождения в мир национальной и общечеловеческой культуры; чувство взрослости, разрушение отношений зависимости, стремление к построению отношений партнерства, равенства.
Ведущая деятельность: социально-значимая деятельность (мл.подр) и интимно-личностное общение (ст.подр) - включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления;
-нравственно-мотивирован-
ные отношения;
-помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков;
-включение в культурное творчество -помощь в самоопределении в сфере общечеловеческих и национальных ценностей;
- помощь в самоопределении в сфере общения людей;
- помощь в освоении "нового" тела, физической и психологической полоидентификации;
- помощь в становлении новых, более независимых отношений в семье;
- помощь в осознании потребности в самосовершенствовании
Старший шк. возраст:
Процессы духовно-нравственной автономизации, физическое и нравственное самосовершенствование, вхождение в жизнь общества, жизненное самоопределение; социально-психологическая адаптация.
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная.
- теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук;
- диалог с культурой;
- Интеграция знаний в целостную картину мира;
- культурная рефлексия;
- саморегуляция;
- принятие решений в ситуации выбора;
- жизнетворчество;
- саморазвитие. -развитие рефлексивной культуры личности;
- создание условий для социального и профессионального самоопределения;
- - помощь в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.
Содержание обучения
Содержание внеурочной деятельности Технологии педагогического процесса 4 5 6 Интерпретация содержания обучения на основе личностно ориентированного подхода (предметный, технологический, субъективный, культурный компоненты)
Региональный компонент курсов "Чтение", "Природоведение", "Искусство"
Предметы школьного компонента: "Практическое самопознание", "НХК" (2,3 кл.), "Уроки игры и творчества" (1-3) Социально-значимая трудовая деятельность.
Художественное творчество в связи с ценностями национальной культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Сюжетные игры. Технологии развивающего, опережающего, корректирующего обучения, личностно ориентированные технологии.
Дидактическая, имитационно-моделирующая игра. Создание игрового пространства.
Технология классных собраний (У.Глассер), нравственных дилемм.
Воспитание как воздействие словом и примером, пед.защита, психолого-педагогическая коррекция индивидуального развития Интерпретация содержания обучения на основе ЛОП (предметный, технологический, субъективный, культурный компоненты)
Региональный компонент курсов "Биология", "География","История","Литература", "Химия", "Искусство"
Предметы шк.компонента: "Практическое самопознание"(5-7), "Психология общения" (8,9),"МХК" (5-9), блок "Этнография речи и речевая культура" в курсе "Русский язык" (5,6) "История русского этикета" - кл.часы (5 кл.); "Народные праздники и семейные традиции в России" - кл.часы (6 кл.)
Вариативность, общественная направленность, культуроемкость любого вида деятельности.
Самоуправление.
Деятельность общения во всех формах.
Деятельность самопознания ("Я иду себя искать"). Поле социальных проб.
Самореализация ("Лестница успеха") Технологии ценностно-ориентационного характера (проблемное обучение, учебная дискуссия, дискурс, учебное исследование, имитационная игра и др.) Коммуникативно-лингвистические игры, нравственные дилеммы.
Создание коммуникативного пространства. Технология организации интимно-личностного общения, КТД, методика виртуальной субъективности.
Воспитание как поддержка, сопровождение психического развития ребенка Интерпретация содержания обучения на основе ЛОП
Рег.компонент курсов "Биология", "География", "Литература", "Химия", "История".
Предметы шк.ком-та "ЭПСЖ"(10), "Психология человеч.эффективности" (11), "МХК"(10,11), "Искусство деловой речи" (10,11). "Экология"(10,11) Познавательная исследовательская деятельность.
Деятельность-забота о младших (любое содержание и вид деятельности).
Творческая деятельность (не только художественное творчество). Проектная д-ть.
Самоуправление. Самореализация ("Марафон самореализации"), самостроительство ("Автопоэзис") Технология рефлексивно-творческого обучения (на диалоговой, личностно-смысловой основе). Эвристическое обучение. Проблемные уроки-размышления. Учебное исследование. Технология КОД, технология договора. Методика виртуальной субъективности.
Воспитание как сотрудничество, взаимодействие, сотворчество, "встреча"
КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
КРИТЕРИИ ПОКАЗАТЕЛИ МЕТОДИКИ
1. Образовательные результаты Стабилизация или рост образовательных результатов. Экспертная оценка; объективные данные о количественных и качественных успехах. 2. Удовлетворенность всех субъектов развития. Степень удовлетворенности. Опросы; анализ поля конфликтов; методики А.А.Лутошкина, Л.М.Фридмана и др. 3.Повышение эффективности социальной интеграции учащихся. a) уровень личной тревожности;
b) типичные способы реагирования в конфликтных ситуациях;
c) самоотношение. a) опросник личной тревожности Ч.Спилбергера;
b) опросник К.Томаса в модификации Н.В.Гришиной;