<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  4. Формулировка проекта.
  Эта формулировка носит общий, описательный характер.
  5. Задачи.
  Чего вы хотите достичь (формулировка включает в себя ответы на вопросы "что, кто, когда, где и сколько?")?
  6. Методы.
  Выбор стратегии.
  7. Деятельность.
  Каким образом вы собираетесь достигнуть поставленных задач?
  8. Финансирование.
  Затраты
  Включены ли все затраты, включая накладные расходы?
  Потенциальные спонсоры.
  Бюджет и собственный вклад.
  9. Реализация
  Планирование деятельности
  Соотнесение деятельности со сроками
  Реалистичен ли ваш план работы?
  10. Сотрудничество.
  С какими государственными, общественными организациями и частными лицами вы сотрудничаете в рамках профилактической программы, и каким образом?
  11. Обучение.
  Наращивание профессионального потенциала проекта.
  Планируете ли вы проводить обучение своих коллег и партнеров?
  12. Координация и управление.
  Координируете ли вы профилактическую программу с другими организациями и ведомствами?
  Если "да", дайте краткое описание.
  13. Оценка
  Как вы будете оценивать результаты вашей профилактической программы?
  Каковы критерии?
  14. Наращивание потенциала проекта
  Каким образом вы будете наращивать ресурсы и деятельности в рамках проекта?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ
 
  1. Раскройте несколько аспектов содержания понятия "инновация".
  2. Как определить уровень новизны того или иного новшества?
  3. Какова структура инновационной деятельности?
  4. Раскройте содержание основных этапов инновационного процесса.
  5. Раскройте понятие инновационной инфраструктуры и покажите механизмы формирования инновационной инфраструктуры на уровне государства, региона, образовательного учреждения.
  6. Раскройте сущность регулятивной инновационной деятельности на государственном, региональном, муниципальном уровне, на уровне образовательного учреждения.
  7. Охарактеризуйте основные методы управления развитием образовательных систем.
  8. Каковы основные причины сопротивления персонала нововведениям и пути его преодоления.
  9. Типология инноваций и динамика отношения персонала к ним.
  10. Проектирование как вид инновационного поиска: понятие, логика, методы.
  11. Логика разработки и логика представления программы развития образовательного учреждения.
  12. Методологический алгоритм разработки проекта индивидуальной педагогической технологии.
  13. Логика разработки и структура социального проекта.
  14. Методы управления проектами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.
 2. Н.И.Бабкин, А.А.Глебов, А.Н.Кузибецкий. Обновление образования: управленческое и профессионально-методическое обеспечение. - Волгоград, 1994.
 3. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М., 1997
 4. Воропаев В.И. Управление проектами в России. - М., 1995.
 5. Гусаков М.А., Максимов В.В., Румянцев А.А. Методология исследования проблем научной и инновационной деятельности в регионе. - СПб, 1996.
 6. Дудченко В.С. Основы инновационной методологии. - М., 1996.
 7. Егоршин А.П. Стратегия развития образования в XXI века. - Н.Новгород, 2000.
 8. Егоршин А.П. Управление персоналом. Н.Новгород, 2001
 9. Инновационный менеджмент. - М., 2001
 10. Инновации в российском образовании. Общее образование. 1999. - М., 1999.
 11. Инновации в российском образовании. Общее образование. 2000. - М., 2000.
 12. Инновации в российском образовании. Общее образование. 2001. - М., 2001.
 13. Кабанов А.Я. Управление персоналом. Регламентация труда. М., 1999
 14. Калуве Л., Маркс Э., Петри М. Развитие школы: модели и изменения. - Калуга, 1993.
 15. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995
 16. Краснов С.И. Нормы социального проектирования и имитация инновационной деятельности //проблемы проектирования в работах аспирантов ИПИ РАО. - М., 1995.
 17. Копейкин М. Российская государственная политика в области инвестиций и инноваций. //Маркетинг. - 1995. - № 4. - С.3-10.
 18. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М., 1997
 19. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1994. - С.29-30.
 20. Лазарев В.С. Системное развитие школы. - М., 2002
 21. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993
 22. Немова Н.В. Организация функционирования и развития школы. - М., 2002
 23. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика. - М., 1994.
 24. Проектирование в образовании: проблемы, поиски, решения. - М., 1994.
 25. Сергеева В.П. Управление образовательными системами. - М., 2002
 26. Ушаков К.М. Подготовка управленческих кадров образования. - М., 1997.
 27. Ушаков К.М. Руководитель и ближний круг. - М., 2000.
 28. Ушаков К.М. Ресурсы управления школьной организацией. - М., 2000.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дидактические материалы
 по курсу
 "ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ"
 
 
 (для работы со слушателями курсов повышения квалификации)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ХАБАРОВСКА
 
 
 
 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
 муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 74 г.Хабаровска
 
 
 "ШКОЛА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ"
 
 
 
 
 
 Директор: ЛОМАЧЕНКО Г.М.,
 Заслуженный учитель РФ
 
 Научный руководитель: КУЗНЕЦОВА А.Г., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Хабаровского государственного педагогического университета
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Хабаровск
 1997
 Структура программы
 
 1. Актуальность программы
 2. Информационно-аналитическая справка
 3. Замысел проекта
 4. Ведущие идеи
 5. Этапы опытно-экспериментальной работы
 6. Концепция педагогической системы школы социокультурного самоопределения
 7. Модель школы социокультурного самоопределения
 8. Критерии результативности педагогического процесса
 
 
 АКТУАЛЬНОСТЬ:
  В современном мире идет интенсивный процесс пересмотра ряда представлений о человеке, его природе, о знании, возможностях и условиях его использования. Существующая ныне система образования выстраивалась на идеях, унаследованных от эпохи Просвещения: освобождение человека от гнета чуждых ему сил связывалось, в первую очередь, с овладением знаниями о законах природы и общества; применение этих знаний позволяет человеку управлять разнообразными процессами, контролировать их и направлять их развитие в своих интересах; следовательно, главная задача школы- выработка у учеников соответствующих знаний, умений и навыков.
  Успехи системы образования, основанной на этих идеях, во многом неоспоримы. Однако изменения, происходящие в современной культуре, делают традиционную схему образования несоответствующей той реальности, в которой живет современный человек.
  Образование и культура, по оценкам культурологов, сегодня далеко разошлись, и обучение (в соответствующих формах) вовсе не ведет за собой культурное развитие. Образование предельно рационализировано и вербализовано, из него выхолощен аффективно-эмоциональный заряд детства, что приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида, как считает философ А.В.Толстых. К этому же мнению приходит Л.П.Буева, утверждая, что до сих пор понятие "образованный человек" остается синонимом "информированного человека" и расходится с понятием "культурный человек". Явление "образованщины" привело к тому, что функционально-профессиональные знания разошлись с гуманистическими ценностями и человек стал опасен для самого себя.
  Новую ситуацию в мире и в образовании в том числе характеризуют неопределенность и ориентация на будущее. Ситуация социальных перемен имеет принципиально неопределимые параметры, и человек, живущий в ситуации, в которой отсутствуют готовые решения, должен уметь не только к ней приспосабливаться, сколько активно ее осваивать, самоопределяться в ней, находить решения, принимать их и нести за них ответственность.
  Ориентация на будущее современной реальности обусловлена тем, что традиционная префигуративная культура (М.Мид), ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, сменяется конфигуративным и даже постфигуративным типом культурной организации, ориентированной на будущее, когда опыт отцов лишь частично полезен детям, а детям уже тоже есть чему поучить отцов.
  При этом рушится мир устоявшихся ценностей в области образования и воспитания. Акцент на формирование у ребенка некоторой суммы знаний, умений и навыков сегодня не адекватен структуре современного детства и психологическим особенностям нынешних детей. Становится очевидным, что применение знаний не определяется автоматически самими знаниями (их наличием и объемом), а является творческой задачей, решаемой каждый раз в неповторимой ситуации. Из вышесказанного следует, что образование, ориентированное на традиционные для прошедшего периода цели, противоречит набирающим силу тенденциям общественного развития, ориентированного другими целями.
  Анализ современных тенденций общественного развития дает возможность обнаружить новый "социальный заказ" как своего рода веление времени. Начинают востребоваться люди, умеющие быстро приспосабливаться к любым изменениям, гибкие, способные работать более, чем в одной профессиональной позиции, любознательные, пытливые, стремящиеся выяснить, что происходит, и оказать влияние на происходящее, способные сохранять самообладание в условиях неопределенности (вплоть до полного беспорядка и абсолютной неясности), способные, не имея навыка в какой-то пожизненной специальности, вместе с тем обладать опытом в нескольких областях, способные перемещать идеи из одной области в другую. Другими словами, в грядущем устройстве мира будут вознаграждаться прежде всего индивидуальность и предприимчивость, ориентированность на будущее (А.В.Толстых).
  Новый "социальный заказ" связан с изменением ключевых ценностей культуры, новым их наполнением и предполагает переосмысление целевых ориентиров образования, его общественно значимых функций, так как образование рассматривается как относительно самостоятельный механизм запуска новых форм культуры.
  Традиционная функция образования - социализация , посредством которой общество как бы воспроизводит самое себя. Образование как одна из форм социализации - средство встроить человека в общее для всех жизненное пространство; процесс приобщения человека к общему и должному (О.С.Газман).
  Другая задача и функция образования - индивидуализация или саморазвитие как помощь человеку в личностном самоопределении и самодвижении, обеспечение условий, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других, помогающих ему встать в практическое и творческое отношение к самому себе, своей индивидуальной жизнедеятельности во всем многообразии и уникальности ее проявлений.
  Наконец, факт разрушения старой культурной ситуации одновременно является и свидетельством рождения новой культуры. При этом задачей образования становится воспитание не только пользователей и не только массовой культуры, но и сотворцов новой культурной ситуации, то есть инкультурация - как введение ребенка в мир человеческой культуры, помощь ему в определении собственного способа вхождения в культуру. Функция инкультурации в образовании определяется следующим образом:
 * обеспечение взаимодействия и коммуникации между подрастающим поколением и сообществами, между ребенком и взрослым;
 * поддержка в формировании и саморазвитии личностной культуры ребенка;
 * обеспечение развития человека как субъекта культуры;
 * создание культуросообразных условий для сохранения и наследования посредством образования гуманистических и демократических ценностей различных сообществ, для формирования личности как носителя этих ценностей;
 * участие в создании новых культурных форм и образцов, что предполагает понимание образования как творческой (в том числе и альтернативной) деятельности (Н.Б.Крылова).
  Процесс социализации привычен для школы, освоен ею. Сегодня мы осмысляем новое гуманистическое качество этого процесса, его современную культурную интерпретацию.
  Над задачами индивидуализации и саморазвития школа № 74 г. Хабаровска работала на протяжении четырех предыдущих лет (опытно-экспериментальная работа по проблеме саморазвития личности ребенка в педагогическом процессе). Определены пути решения этих задач в педагогическом процессе, сделаны выходы на создание индивидуальных (авторских) личностно ориентированных пед.технологий. Поиск путей, форм и средств реализации задач саморазвития ребенка в пед.процессе, отработка найденных технологических решений будет продолжаться, но уже в контексте органического синтеза всех трех задач: социализации, индивидуализации, инкультурации.
  Такие ценностные и целевые ориентиры позволили нам обозначить перспективу дальнейшего развития нашей школы: "ШКОЛА СОЦИОКУЛЬТУРНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ".
  Предполагается, что школа в период создания модели образовательного учреждения социокультурного самоопределения будет работать в режиме эксперимента, поскольку:
  а) вопрос о технологиях личностно ориентированного, культуросообразного воспитания остается еще во многом исследовательским из-за отсутствия или недостатка практической интерпретации идей современной философии, культурологии, психологии, педагогики, поэтому речь не может идти о внедрении каких-либо готовых решений данных задач в школьную практику. Говорить приходится о разработке этих технологий, о создании на основе исследования процессов развития личности в современной культурной ситуации различного рода дидактических и методических материалов и их экспериментальной апробации.
  б) в настоящее время в России существует несколько школ, работающих в области, связанной с обозначенной проблемой (Москва, Новгород). Однако специфические условия нашей школы, о которых пойдет речь ниже, не позволяют просто воспользоваться уже имеющимся опытом решения проблемы самоопределения.
 
 
 
 
 
 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
 
  Данная школа создана в 1957 году, размещается в небольшом трехэтажном здании. Школа рассчитана на 350 учеников, однако в настоящее время в ней занимается 763 ребенка.
  Школа находится на окраине Хабаровска, на границе военного гарнизона и частного сектора, растянувшегося на шесть автобусных остановок и относящегося к микрорайону школы. В микрорайоне еще две новых больших школы, поэтому объяснимо желание родителей отдавать детей в образовательные учреждения, имеющие более современные помещения для учебы и внеурочной деятельности. В этой связи основной контингент учащихся школы - жители частного сектора окраины Хабаровска и двух пригородных сел - Краснореченское и Рощино. Местоположение школы определяет совокупность тех проблем, с которыми ей приходится сталкиваться: большая ротация педагогических кадров, значительную часть которых составляют жены военнослужащих; очень разнородный по уровню обеспеченности, культурного и интеллектуального развития коллектив детей; низкий культурный потенциал окружающей среды и др. У наших учеников изначально более низкие стартовые социальные, культурные, материальные и интеллектуальные возможности, чем у учащихся соседних школ. Поиск педагогического коллектива, собственно, и направлен на компенсацию этого разрыва.
 
 
 Администрация: директор школы - ЛОМАЧЕНКО ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА,
 58 лет, стаж работы - 35 лет, стаж работы в этой школе директором 28 лет, директор высшей категории, учитель высшей категории, "Отличник просвещения", "Ветеран труда".
 Зам.директора по УВР - ТРИФОНОВА ТАМАРА ЯКОВЛЕВНА,
 61 лет, стаж работы 41 год, стаж работы в этой школе завучем 28 лет, завуч высшей категории, учитель высшей категории, "Отличник просвещения", "Ветеран труда".
 Зам.директора по УВР - ВИННИК ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА,
 51 год, стаж работы -35 лет, стаж работы в этой школе завучем - 21 год, завуч высшей категории, учитель высшей категории, "Отличник просвещения".
 Зам.директора по воспитательной работе - АРСЕНОВА ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА, 48 лет, стаж работы 27 лет, стаж работы в этой школе заместителем директора по воспитательной работе - 9 лет, зам.директора по воспитательной работе высшей категории, учитель высшей категории, "Отличник просвещения".
 Зам.директора по научно-методической работе - КУЗНЕЦОВА АЛЛА ГЕННАДЬЕВНА, 38 лет, стаж работы 16 лет, стаж работы в этой школе (ст.п/вожатая, организатор воспитательной работы, зам.директора по научно-методической работе) - 14 лет, кандидат педагогических наук, зам.директора по научно-методической работе высшей категории, "Отличник просвещения".
 Численность учащихся 763
 Число смен с указанием классов по сменам: 1 смена - 1АБ, 2АВ, 3А, 8АБВ, 9АБВ, 10АБ,11АБ.
 2смена - 1В, 2Б, 3БВ, 5АБВГ, 6АБВ, 7АБ
 Число классов по ступеням образования: 1 ступень - 9, II ступень - 15,
  III ступень - 4. Итого - 28 класса.
 Количество учителей: 52 , в том числе:
 имеющих высшее образование - 40, среднее специальное -12
 имеющих высшую квалификационную категорию 11, I к/к - 17, II к/к - 16,
 11 разряд - 1, 10 разряд - 2, 9 разряд - 2, 8 разряд - 3.
 Кандидат педагогических наук - 1, Соросовский стипендиат - 1, аспирант - 1.
 
 Имеющих почетные звания: "Отличник просвещения" - 6
  "Ветеран труда" - 7
 мужчин - 5, женщин - 47,
 имеющих стаж работы до 5-ти лет - 10, 5-10 лет - 9, 10-15 лет - 5, 15-20 лет -4, 20-25 лет - 9, более 25 - 15.
 Средний возраст педагогов - 36 лет
 Режим школы - шестидневка.
 Продолжительность уроков по классам 1-11 кл - 40 минут.
 Состояние материально-технической базы:
  спортзал - 1
  спортплощадка -1
  стадион -1
  актовый зал (число мест) - нет
  киноустановки - 4
  столовая (число мест) - 50
  телевизор - 6
  видеомагнитофон - 1
  музыкальный центр - 1
  магнитофон - 4
  количество и оснащенность кабинетов - 14 аттестованных кабинетов и
 2 мастерские (обслуживающего и технического труда)
 Фонд библиотеки : худ. литературы - 9491
  справочной - 42
  научно-популярной - 1075
  методической - 914
  учебники - 8974 экземпляра.
 Медицинский кабинет.
 Характеристика внеурочной воспитательной работы:
 кружки спортивные - 11
 художественные - 6

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу