<< Пред.           стр. 8 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Основные направления правовой охраны окружающей человека среды
 
 Правовая охрана окружающей человека среды обеспечивается по двум основным направлениям - в отраслях народного хозяйства (в промышлен­ности сельском хозяйстве, энергетике, в военной деятельности, на транс­порте и др.), а также в пределах отдельных территорий (городских и сель­ских поселений, рекреационных зон и др.).
 В отраслях экономики правовая охрана окружающей человека среды осу­ществляется на всех стадиях хозяйственного процесса: проектирования, раз­мещения, строительства и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других производственных объектов; при эксплуатации указанных объек­тов, включая выпуск готовой продукции, а также выброс вредных веществ и размещение производственных и других отходов.
 На всех этапах производственного процесса важными элементами пра­вовой охраны окружающей человека среды являются соблюдение требова­ний экологического законодательства и экологический контроль.
 Основные экологические требования, предъявляемые на стадиях хозяйст­венной деятельности, предусмотрены Законом РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды» (ст. 40-55). При размещении, технико-экономичес­ком обосновании проекта, проектировании, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений в промыш­ленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергетике, водном, комму­нально-бытовом хозяйстве, прокладке коммуникаций, линий связи, электро­передач, трубопроводов, каналов и других объектов, оказывающих прямое или косвенное влияние на состояние окружающей природной среды, должны выполняться требования экологической безопасности и охраны здоровья на­селения, предусматриваться мероприятия по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окру­жающей среды.
 Вместе с тем правовая охрана окружающей человека среды имеет свои характерные направления применительно к отдельным стадиям производст­венного процесса.
 На стадии размещения, проектирования, строительства и ввода в эксплу­атацию основное значение приобретают следующие направления:
 - установление нормативов качества окружающей среды: предельно до­пустимых концентраций загрязняющих веществ в воздухе, воде и почве; предельно допустимых уровней вредных физических воздействий: шума, ви­брации, вредных излучений, магнитных полей и др.;
 - обеспечение производственных объектов очистными сооружениями и устройствами по охране водоемов, почв, атмосферного воздуха от загрязне­ния сточными водами и промышленными выбросами. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями, со­оружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов до уровня установленных нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения работ по рекультивации земель, оздоровлению окружающей среды;
 - осуществление оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности с целью выявления и предотвращения возмож­ных неблагоприятных ее последствий - экологических, социальных, демо­графических, экономических и других и принятия соответствующих мер по их предупреждению;
 - проведение государственной, а при необходимости и общественной, экологической экспертизы проектов размещения, строительства и реконст­рукции хозяйственных объектов, внедрения новых технологий, оборудова­ния, материалов, продукции и т. д.;
 - осуществление строительства и реконструкции предприятий и соору­жений в соответствии с действующими природоохранными, санитарными, строительными и другими нормами и правилами, предотвращающими вред­ное влияние этой деятельности на окружающую среду.
 На стадии эксплуатации производственных объектов основными направ­лениями правовой охраны окружающей среды являются:
 - соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) за­грязняющих веществ в окружающую среду и других условий, обеспечиваю­щих охрану окружающей среды и здоровья населения;
 - предупреждение и ограничение вредных воздействий производствен­ного шума, вибрации, магнитных полей и других физических факторов;
 - предупреждение и устранение загрязнения окружающей среды, сни­жение, обезвреживание и очистка вредных выбросов путем обеспечения эф­фективной работы очистных сооружений, а также средств контроля за за­грязнением;
 - выброс (сброс) вредных веществ в окружающую среду только в соот­ветствии с разрешениями, выдаваемыми компетентными государственными органами;
 - рациональное использование природных ресурсов, соблюдение уста­новленных лимитов природопользования (водопотребления, добычи полез­ных ископаемых, лесных ресурсов и др.), ресурсосбережение, использова­ние альтернативных источников энергии и материалов, вторичного сырья;
 - соблюдение правил обращения с химическими, биологическими и ра­диоактивными веществами при их производстве, хранении, транспортировке и применении. Запрещается применение токсичных химических препа­ратов, не подвергающихся распаду, активно воздействующих на организм человека и окружающую природную среду, а также применение и разведе­ние биологических объектов (микроорганизмов), не свойственных природе данного региона и полученных искусственным путем, без эффективных мер предупреждения их неконтролируемого размножения. Предприятия и орга­низации обязаны не допускать превышения установленных норм радиации, а в случае их превышения - немедленно информировать органы, обеспечи­вающие радиационную безопасность, принимать меры к ликвидации очагов заражения. В РФ создана система государственного учета и контроля ядер­ных материалов*;
 _________
 *Правила организации системы государственного учета и контроля ядерных материа­лов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 № 746.
 
 - совершенствование производственных процессов в сторону снижения их отходности, внедрения экологически чистых транспортных средств и энергетических установок, малоотходных и безотходных технологий произ­водства, основанных на комплексном использовании природных ресурсов, утилизации отходов, замкнутом цикле производства и др.;
 - ограничение, приостановление и прекращение выбросов (сбросов), дру­гих вредных воздействий на окружающую среду и иной хозяйственной дея­тельности, причиняющей вред здоровью населения и природной среде, вплоть до прекращения работы предприятий и организаций, а также перепрофилизации деятельности экологически вредных объектов в случае невозмож­ности уменьшения их вредного воздействия до установленных пределов;
 - экологический контроль за выбросами (сбросами) загрязняющих ве­ществ, выполнением требований экологического законодательства, а также проведением обязательных мероприятий по охране окружающей среды предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
 Особым направлением охраны окружающей среды является проведение мероприятий по предотвращению техногенных аварий и катастроф, ликвида­ции вредных экологических последствий стихийных бедствий и других чрез­вычайных ситуаций. Правовые основы защиты граждан РФ и окружающей среды от этих явлений определяет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
 На послеэксплуатационной стадии производственного процесса на пер­вый план выдвигаются экологические требования, обеспечивающие:
 - проверку соблюдения экологических требований к выпускаемой про­дукции, товарам, выполняемым работам и услугам. Экологические требова­ния по предупреждению вреда природной среде, здоровью и генофонду чело­века устанавливаются в стандартах на продукцию производства и потребления (новую технику, материалы, вещества, товары и др.). Госкомэкология России организует и проводит обязательную сертификацию товаров (работ, услуг) на соответствие их экологическим требованиям, подтверждающую их экологиче­скую безопасность;
 - обезвреживание, переработку, утилизацию и размещение (складирова­ние или захоронение) промышленных отходов с соблюдением требований экологической безопасности.
 Складирование и захоронение отходов производится в местах, определя­емых органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными органами государственного управления в области охра­ны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
 Захоронение потенциально опасных и особо токсичных отходов произ­водится с разрешения компетентных государственных органов. Запрещается размещение токсичных отходов, в том числе атомной промышленности, на территориях вблизи городов и других населенных пунктов, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах.
 Правовые основы обращения с отходами с целью предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную сре­ду, а также вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве допустимого источника сырья регулируются Федеральным законом «Об отходах произ­водства и потребления» 1998 г.
 Специальным законодательством регулируется размещение радиоактив­ных отходов. В целях комплексного решения проблем обращения с радиоак­тивными отходами и отработавшими ядерными материалами Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу «Обращение с радиоактив­ными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1990-2005 годы» (от 23 октября 1995 г.), Порядок приема для последующей переработки на российских предприятиях отработавшего ядер­ного топлива зарубежных атомных электростанций и возврата образующихся при его переработке радиоактивных отходов и материалов (от 29 июля 1995 г.).
 Помимо общих направлений правовой охраны окружающей среды, рас­смотренных выше, в каждой отрасли экономики проявляются ее специфи­ческие черты, обусловленные особенностями осуществляемой хозяйствен­ной деятельности.
 Так, правовая охрана окружающей среды на транспорте предполагает проведение мероприятий по:
 - рациональному размещению транспортных потоков, вывод их за пре­делы жилой зоны, устройство транзитных дорог за чертой города;
 - установлению и соблюдению нормативов ПДВ для двигателей, усиле­ние контроля за их выполнением, техническим состоянием транспортных средств;
 - снижению токсичности и нейтрализации вредных веществ, содержа­щихся в выхлопных газах автомобилей и других транспортных средств;
 - разработке и внедрению новой технологии, связанной с переводом транспорта на более экологически чистые виды топлива (железнодорожного - на электрическую тягу, автомобильного - на газ, электроэнергию, водо­родное топливо и др.).
 Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве осуществля­ется с учетом необходимости:
 - охраны окружающей среды от вредного воздействия сельскохозяйст­венных мероприятий. Сельскохозяйственные предприятия и организации обязаны рационально использовать землю и воду, проводить меры по преду­преждению их истощения, улучшению земель, повышению продуктивности почв, борьбе с эрозией, а также по предотвращению гибели животных при осуществлении сельскохозяйственных работ. Вокруг крупных животновод­ческих и птицеводческих ферм и комплексов устанавливаются санитарно-защитные зоны. При строительстве и эксплуатации мелиоративных систем должны приниматься меры по сохранению водного баланса на окружающей территории, по охране рыбных запасов в водоемах и др.;
 - охраны земель, вод, лесов, недр, животного мира от загрязнения про­изводственными отходами и химическими веществами. Строительство и эксплуатация сельскохозяйственных предприятий должны соответствовать общим требованиям об обеспечении вводимых объектов очистными соору­жениями, обезвреживающими сточные воды и другие отходы, о проведении мер по их утилизации путем использования в сельском хозяйстве.
 Сельскохозяйственные предприятия и организации должны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения химических веществ по борьбе с вредителями и болезнями растений, гербицидов, пестицидов, сти­муляторов роста растений, минеральных удобрений и других агрохимикатов, используемых в сельскохозяйственном производстве.
 Осуществление правовой охраны окружающей среды в энергетике долж­но проводиться с учетом экологических требований к отдельным видам энергетических объектов - источников, вырабатывающих энергию, - гид­рологических, атомных, тепловых электростанций, а также иных объектов (реакторов, котлов и др.):
 - при размещении, строительстве и эксплуатации ГРЭС должны учиты­ваться рельеф местности, проводиться меры по максимальному сохранению земель, лесов, населенных пунктов, памятников природы, истории и куль­туры, эффективной охране рыбных запасов, своевременной утилизации древесины и плодородного слоя почв при расчистке и затоплении ложа во­дохранилищ; по недопущению отрицательных изменений в окружающей среде (подтоплению, заболачиванию и др.);
 - при размещении, строительстве и эксплуатации АЭС должны прини­маться меры по обеспечению радиационной безопасности населения и ок­ружающей природной среды в соответствии с международными правилами. Запрещается размещение АЭС на территории с большой плотностью населе­ния, курортных, рекреационных, лечебно-оздоровительных зон, в сейсми­чески опасных районах, вблизи крупных водоемов;
 - при размещении, строительстве и эксплуатации ТЭС необходимо пре­дусматривать их оснащение высокоэффективными фильтрами и другими средствами для очистки вредных выбросов и отходов, использования эколо­гически безопасного вида топлива (газа и др.).
 Правовое регулирование охраны окружающей среды в военной деятель­ности осуществляется сравнительно недавно, хотя сама эта деятельность представляет собой одну из самых загрязняющих окружающую среду.
 Особенности осуществления охраны окружающей среды в данной сфере обусловлены как характером самой деятельности, так и необходимостью со­блюдения интересов государственной безопасности и государственной тай­ны, функционированием ведомственной системы органов экологического контроля в составе Вооруженных Сил, Министерства обороны РФ.
 Правовая охрана окружающей среды в военной деятельности осуществ­ляется на основе норм Закона РСФСР «Об охране окружающей природ­ной среды», Постановления Правительства РФ от 31 октября 1996 № 1310 «О первоочередных мероприятиях по обеспечению экологической безопас­ности при осуществлении деятельности Вооруженных сил РФ (на 1997-2000 гг.), Положения о проведении государственного экологического кон­троля в закрытых административно территориальных образованиях, на ре­жимных, особорежимных и особо важных объектах Вооруженных сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружений и военной техни­ки, военных объектов и военной деятельности, утвержденного Постановле­нием Правительства РФ от 18 мая 1998 № 461 и др.
 Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунк­тов осуществляется по следующим основным направлениям:
 1) планирование охраны окружающей среды. Оно проводится в процессе градостроительного планирования путем разработки схем, планов, меропри­ятий по охране окружающей среды. В частности, эти вопросы предусматри­ваются в соответствии со ст. 34, 35 Градостроительного кодекса РФ в терри­ториальных комплексных схемах градостроительного планирования развития территории районов, сельских округов, а также в генеральных пла­нах городских и сельских поселений;
 2) планировка и застройка территории с учетом экологических требова­ний. Организация территорий городских и сельских поселений предполага­ет, что разработка градостроительной документации, строительство и рекон­струкция зданий, строений и сооружений должны осуществляться с соблюдением требований охраны окружающей природной среды, экологи­ческой безопасности и санитарных правил, с учетом состояния территорий городских и сельских поселений и ограничений в области экологической бе­зопасности, установленных территориальными комплексными схемами ох­раны природы и природопользования, а также с учетом последствий вредно­го воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и здоровье человека (ст. 10 Градостроительного кодекса РФ). Предусматриваются специальные мероприятия по охране недр, по зем­леустройству, а также охране окружающей среды зон чрезвычайной эколо­гической ситуации и экологического бедствия, крупных промышленных центров и территориально-производственных комплексов.
 Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участ­ков и иных объектов недвижимости при осуществлении градостроительной деятельности обязаны соблюдать требования охраны окружающей среды, экологической безопасности, санитарные правила.
 Размещение предприятий и организаций должно отвечать правилам зонирования территорий, обеспечения благоприятных условий для проживания населения, а также требованиям сохранения объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
 Жилые массивы, промышленные предприятия и другие объекты должны размещаться таким образом, чтобы исключить неблагоприятное воздействие на здоровье населения и санитарно-бытовые условия жизни горожан. При осуществлении градостроительной деятельности предусматриваются раз­личные виды благоустройства территорий - водоснабжение, канализация, устройство уличных покрытий, озеленение, освещение, обеспечение сани­тарной очистки и т. д.
 При создании и развитии систем инженерной инфраструктуры и благо­устройства учитываются интересы поселений, расположенных на прилегаю­щих территориях, в целях недопущения загрязнения источников водоснаб­жения, почв, атмосферного воздуха, объектов зеленого фонда.
 При планировке и застройке территорий городов осуществляется зонирование, которое направлено на обеспечение благоприятной среды жизне­деятельности, защиту территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предотвращение чрезмерной концен­трации населения и производства, загрязнения окружающей природной сре­ды; охрану и использование особо охраняемых природных территорий, в том числе природных ландшафтов, территорий историко-культурных объек­тов, а также сельскохозяйственных земель и лесных угодий (ст. 37 Градост­роительного кодекса РФ).
 В соответствии с градостроительной документацией на территории го­родских и сельских поселений могут выделяться жилые, производственные, общественно-деловые, рекреационные зоны и др.
 В целях предотвращения загрязнения территорий жилых зон, а также для нейтрализации вредных воздействий производственных объектов устанавлива­ются санитарно-защитные зоны со специальным режимом вокруг промышлен­ных предприятий для отделения их от жилых районов (от 50 до 1000 м в зави­симости от класса вредности промышленного объекта) с обязательным поясом зеленых насаждений (ст. 43 Градостроительного кодекса, ст. 12 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения);
 3) обеспечение санитарного режима городов. Санитарный режим обеспе­чивается путем проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды, борьбе с шумом, вибрациями, другими вредными физическими воздействиями, по утилизации и захоронению про­мышленных и бытовых отходов.
 Цель санитарной охраны городов - обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, под которым Федеральный закон «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» понимает такое со­стояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствуют опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности (ст. 1).
 Основные функции по реализации правовых мер санитарно-эпидемиологического благополучия населения выполняют службы санитарно-эпидемиологического надзора, входящие в систему Министерства здравоохране­ния РФ*.
 ________
 * Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ, утвержден­ное Постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 № 680
 
 Санитарные правила, то есть нормы, устанавливающие критерии безо­пасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания, требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности, обязательны для соблюдения всеми предприятиями, организациями учреж­дениями, государственными органами, должностными лицами и граждана­ми (ст. 1 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения).
 При проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и ком­мунально-бытовых объектов в городах должны осуществляться меры по пре­дупреждению загрязнения атмосферного воздуха, водоемов, подземных вод и почвы. Качество воды источников централизованного водоснабжения, во­доемов в черте города, а также атмосферного воздуха должно соответство­вать санитарным правилам (ст. 18-20 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
 Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспечивающих эффек­тивной очистки, обезвреживания, улавливания вредных отходов и выбросов. В отношении предприятий и транспорта действуют все установленные пра­вила и требования по охране вод, воздуха и почв, рассмотренные выше.
 Санитарный режим городов связан с устранением отрицательного влия­ния на здоровье людей и окружающую среду вредных физических воздейст­вий. Для производственно-хозяйственных объектов, агрегатов, машин и т. д. установлены предельно допустимые уровни шума. Органы местного само­управления должны проводить мероприятия по снижению интенсивности и устранению шума в производственных, общественных, жилых зданиях, дво­рах, улицах и др.
 При выполнении работ с радиоактивными веществами и другими источ­никами ионизирующего и неионизирующего излучения (вибрация, электро­магнитные поля радиочастот, ультразвук и другие виды излучений) должны соблюдаться санитарные правила.
 Граждане РФ имеют право на радиационную безопасность, которая обес­печивается мероприятиями по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующих излучений выше установленных норм и правил, выполнению гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, тре­бований к обеспечению радиационной безопасности.
 Общие принципы, требования и основные направления обеспечения ра­диационной безопасности, права и обязанности граждан и их объединений, полномочия компетентных органов, а также осуществление контроля в дан­ной сфере регулируются Федеральными законами «О радиационной безо­пасности населения», «Об использовании атомной энергии» и другими нор­мативными актами.
 В соответствии с Законом о радиационной безопасности населения вве­дена радиационно-гигиеническая паспортизация организаций и террито­рий, которая является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и на­правлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности**.
 ________
 ** См. Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и террито­рий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 января 1997 № 93.
 
 Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевремен­ной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказы­вающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах, в том чис­ле от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источни­ков ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о ради­ационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности (ст. 19 Основ законодательства об охране здоровья граждан, ст. 23 Закона о радиационной безопасности населения).
 Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны удовлетворять требованиям безопасности и безвредности для здоро­вья населения (ст. 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
 В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и по­требления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана здоровья населения, поддержание благоприятного состояния окружающей природной среды. Территории го­родских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в со­ответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Эту деятельность организуют органы местного самоуправления (ст. 13).
 4) охрана зеленой растительности городских и сельских поселений. Рас­тительность городских и сельских поселений может включать в себя город­ские леса, лесопарки, лесные массивы, а также парки и скверы, ботаничес­кие и дендрологические сады, озеленительные деревья и кустарники.
 Зеленая растительность городов выполняет важные санитарно-гигиенические, культурно-оздоровительные и эстетические функции. Она снижает запыленность воздуха, шум, создает благоприятную жизненную среду.
 Санитарные и строительные правила предусматривают оптимальные размеры площади зеленых насаждений в расчете на одного жителя, предпи­сывают обязательное устройство общегородских и специализированных парков, садов, скверов, бульваров.
 Важную роль в обеспечении благоприятных условий для жизнедеятель­ности населения и развития города играют пригородные, а также рекреаци­онные зоны.
 Рекреационными зонами называются естественные или окультуренные участки земельного или водного пространства, предназначенные для восста­новления здоровья и трудоспособности людей, организации массового от­дыха и туризма.
 В состав таких зон могут входить участки городской территории (сады, парки, скверы, спортивные комплексы), пригородные и зеленые зоны, лесо­парки, национальные, природные парки, ботанические и зоологические са­ды, туристские маршруты, территории домов и баз отдыха и др.
 На территории рекреационных зон не допускается строительство и рас­ширение действующих промышленных, коммунальных и других объектов, непосредственно не связанных с эксплуатацией объектов оздоровительного и рекреационного назначения (ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
 Пригородные зоны - это земли, непосредственно окружающие террито­рию города, которые служат для развития и расширения последней, местом размещения и строительства сооружений, связанных с благоустройством и нормальным функционированием городского хозяйства (сельскохозяйст­венных предприятий, сооружений транспорта, водоснабжения, канализации и др.), а также занятые лесами, лесопарками и другими зелеными насажде­ниями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения (садоводческие товарищества, дома отдыха, турбазы, дачи и др.) (ст. 49 Градостроительного кодекса РФ).
 В пригородную зону может входить или частично выходить за ее преде­лы зеленая зона. Это территория за городом, но в близкой доступности для его населения, занятая лесами, лесопарками и другими зелеными насажде­ниями, выполняющая защитные, санитарно-гигиенические функции и яв­ляющаяся местом массового отдыха населения. В зеленых зонах запрещает­ся хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природную среду (ст. 50 Градостроительного кодекса РФ).
 Город и его пригородная зона рассматриваются в экономическом и пла­нировочном аспектах как единое целое: правовой режим пригородной зоны подчинен интересам функционирования города.
 
 
 
 Правовой режим экологически неблагополучных зон
 
 Усиление антропогенного воздействия на природу в условиях современ­ного научно-технического прогресса проявляется в возрастании темпов за­грязнения окружающей природной среды, истощении природных ресурсов, ухудшении среды обитания человека. Это приводит к сокращению экологи­чески благоприятных для жизни людей территорий и образованию зон повышенной экологической опасности, характеризующихся высоким и посто­янным уровнем загрязнения, истощения природной среды и как следствие этого - повышенной заболеваемостью населения.
 В числе таких зон Закон об охране окружающей природной среды выде­ляет зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия (ст. 58, 59).
 Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки тер­ритории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происхо­дят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
 Зоны чрезвычайной экологической ситуации объявляются федеральны­ми органами государственной власти по представлению специально уполно­моченных государственных органов по охране окружающей среды на осно­вании государственной экологической экспертизы.
 В таких зонах должны прекращаться деятельность, отрицательно влияю­щая на окружающую природную среду, приостанавливаться работа пред­приятий и организаций, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих не­благоприятное влияние на здоровье человека, его генетический фонд и окружающую природную среду, ограничиваться отдельные виды природо­пользования, проводиться оперативные меры по восстановлению и воспро­изводству природных ресурсов.
 Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за со­бой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
 Зоны экологического бедствия объявляются в том же порядке, что и зо­ны чрезвычайной экологической ситуации. На территории зоны должны прекращаться деятельность хозяйственных объектов, кроме связанных с об­служиванием проживающего на ней населения, запрещаться строительство, реконструкция новых хозяйственных объектов, существенно ограничивать­ся все виды природопользования, приниматься оперативные меры по вос­становлению и воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окру­жающей природной среды.
 
 Ответственность за нарушение законодательства
 об охране окружающей человека среды
 
 За нарушение норм экологического законодательства, регулирующего отношения в сфере охраны окружающей человека среды, может наступать юридическая ответственность, основные вопросы применения которой бы­ли рассмотрены в предыдущих темах данного учебного пособия примени­тельно к охране окружающей природной среды и ее отдельных компонентов (земель, вод, атмосферного воздуха и др.).
 Нарушения законодательства о здравоохранении, градостроительстве, санитарно-эпидемиологическом благополучии, радиационной безопасности и т. д. влекут ответственность по нормам указанного законодательства (ст. 66 Градостроительного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона «О радиационной безопасности населения», ст. 61, 62 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», ст. 28 Федерального закона «Об отходах производства и по­требления», ст. 55-57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»), а также по нормам уголовного, администра­тивного, гражданского законодательства, предусматривающим санкции за соответствующие правонарушения, например, за нарушения санитарно-эпидемиологических правил, правил охраны окружающей среды при производст­ве работ, правил обращения экологически опасных веществ и отходов, неза­конное обращение с радиоактивными материалами, правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов и др. (ст. 42,43,144,145 КоАП РСФСР, ст. 215, 220, 236, 246-248 УК РФ).
 
 Содержание
 
 ОБЩАЯ ЧАСТЬ.............................................................................................................................................................................................. 2
 Глава 1. ПОНЯТИЕ, ОБЪЕКТЫ И ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА....................................................................... 2
 Глава 2. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ............................................................................................ 10
 Глава 3. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.................................................................................................................................. 13
 Глава 4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ......................................................................................... 18
 Глава 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА................................................................... 26
 Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА................................... 31
 ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.................................................................................................................................................................................. 38
 Глава 7. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ.............................................................................. 38
 Глава 8. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР.................................................................................... 51
 Глава 9. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ................................................................................. 60
 Глава 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД.................................................................................... 72
 Глава 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА................................................... 83
 Глава 12. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА............................................................................................... 95
 Глава 13. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ................................................... 101
 Глава 14. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ............................................................................... 108
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 8 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу