<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Административные взыскания накладываются компетентными государ­ственными органами охраны рыбных запасов, надзора за соблюдением пра­вил охоты, по охране окружающей среды (ст. 219(2) - 222 КоАП РСФСР).
 Уголовная ответственность предусмотрена в Уголовном кодексе РФ за сле­дующие виды экологических преступлений в сфере охраны животного мира:
 - незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных (ст. 256);
 - незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских мле­копитающих в открытом море или в защитных зонах (ст. 256);
 - производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировку древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачиваю­щих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
 - незаконную охоту (ст. 258)*;
 ________
 * В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 №14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологичес­кие правонарушения» незаконная охота - это охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или по­лучившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведен­ных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами (п. 12).
 
 - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяции этих животных (ст. 259).
 Отдельные виды рассмотренных правонарушений могут влечь как адми­нистративную, так и уголовную ответственность. Разграничение экологиче­ского преступления и административного проступка в данной сфере проис­ходит по нескольким критериям: юридическое значение могут иметь наличие вреда и его размер, места, способы и средства добывания животных при совершении правонарушения и другие обстоятельства.
 В частности, разграничение незаконной охоты и незаконной добычи рыб и других водных животных следует производить по квалифицирующим при­знакам состава преступления - причинению крупного ущерба, применению транспортного средства, взрывчатых или химических веществ и иных спосо­бов массового уничтожения животных, совершению деяний на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации и др. (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).
 При определении размера ущерба нужно учитывать не только количест­во добытого, поврежденного и уничтоженного, но и распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и др., а также учитывать причинен­ный экологический вред, то есть вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.
 К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный от­стрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нере­ста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и расте­ний, занесенных в Красную книгу РФ (п. 16 Постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ).
 Браконьерство - незаконная охота и незаконное рыболовство - один из наиболее распространенных видов правонарушений, сфера существования различных форм организованной преступности. Поэтому УК РФ предусма­тривает квалифицирующий состав данных видов преступлений - соверше­ние указанных деяний лицом с использованием своего служебного положе­ния либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 258, ч. 3 ст. 256).
 Наряду с уголовной и административной ответственностью за наруше­ния законодательства о животном мире наступает гражданско-правовая (ма­териальная) ответственность.
 Согласно ст. 56 Закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред животному миру и среде его обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно или по решению суда.
 Размер ущерба определяется в соответствии со специально установлен­ными законом таксами - денежными суммами за один экземпляр животно­го определенного вида, независимо от его размера и возраста. Они предус­мотрены Постановлением Правительства РФ от 24 мая 1994 № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причинен­ный уничтожением, незаконным выловом и добычей водных биологических ресурсов», приказом Минприроды РФ от 4 мая 1994 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным до­быванием или уничтожением объектов животного и растительного мира» и другими специальными нормативными актами.
 При отсутствии указанных такс и специальных методик исчисления ущерба вред возмещается по фактическим затратам на его компенсацию в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.
 Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов живот­ного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в установленном законом порядке. При невоз­можности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыски­вается ее стоимость (ст. 59 Закона «О животном мире»).
 
 Глава 12. ПРАВОВАЯ ОХРАНА АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
 
 Атмосферный воздух как объект правовой охраны
 
 Атмосферный воздух представляет собой эле­мент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепло­вой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосфер­ный воздух выполняет важнейшие экономичес­кие функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энер­гетической, транспортной и другой деятельности человека.
 Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспорт­ных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового со­става атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электро­магнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нару­шению ее естественного баланса.
 Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.
 Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляет­ся Федеральными Законами «Об охране атмо­сферного воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., Законом РСФСР «Об ох­ране окружающей природной среды» 1991 г., а также рядом подзаконных ак­тов - Положениями о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух, о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и др. Рос­сийская Федерация является участником нескольких международных согла­шений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Вен­ской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
 Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нор­мативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства.
 В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отноше­ния собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Эколо­гическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.
 Объектом правовой охраны является атмосферный воздух, то есть воздух во внешней, открытой среде. Охрана воздуха производственных, админист­ративных и иных помещений осуществляется нормами трудового и других отраслей законодательства.
 
 Понятие и способы правовой охраны атмосферного воздуха
 
 Правовая охрана атмосферного воздуха представляет собой систему за­крепленных законом мер, направленных на сохранение в чистоте и улучше­ние состояния атмосферного воздуха, предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и других воздействий на атмосфе­ру, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства, растительного и животного мира (ст. 1 Закона РСФСР об охране атмосферного воздуха).
 Своеобразие охраны атмосферного воздуха заключается в том, что она достигается, с одной стороны, через охрану других природных объектов (ле­сов, вод), влияющих на ее состояние, а с другой стороны, - путем регулиро­вания хозяйственного воздействия на атмосферу.
 Первый способ охраны реализуется посредством обеспечения правового режима лесов и вод, установленного соответствующим законодательством*. Законом об охране атмосферного воздуха регулируются вопросы осуществ­ления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей влияние на состо­яние атмосферы.
 ________
 * Данные вопросы рассматриваются в главах 9 и 10 учебного пособия.
 
 Содержание правовой охраны атмосферного воздуха
 
 Содержание правовой охраны атмосферного воздуха составляет ком­плекс мер, основными среди которых являются учет, контроль, установле­ние нормативов в сфере охраны атмосферного воздуха, обеспечение выпол­нения экологических требований источниками вредного воздействия на атмосферный воздух, а также организация территории населенных пунктов, промышленных зон с учетом норм и правил охраны атмосферного воздуха.
 Государственный учет и контроль в сфере охраны атмосферного воздуха
 Основой для регулирования охраны атмосферного воздуха является пре­дусмотренный законом государственный учет видов и количества (размеров) вредного воздействия на атмосферу, а также объектов, оказывающих такое воздействие (ст. 21-22 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Источники вредного воздействия на атмосферный воздух подразделяются на стационарные (предприятия, энергостанции и другие производственные, а также бытовые объекты) и передвижные (автомобили, самолеты, суда и другие подвижные средства и установки), что обусловливает особенности правового регулирования охраны атмосферного воздуха в процессе их деятельности.
 За состоянием атмосферного воздуха, его изменениями осуществляется наблюдение по химическим, физическим и биологическим показателям об­щегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязне­ния природной среды. Сбор, хранение, обобщение, анализ информации проводится с целью обеспечения ею заинтересованных организаций, а так­же составления прогнозов об уровне загрязнений атмосферного воздуха под влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий. На­блюдение (мониторинг) осуществляется специально уполномоченными ор­ганами Федеральной исполнительной власти по гидрометеорологии, охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическому надзору и др. (ст. 23 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет сво­ей задачей обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, условий вредного воздействия на атмосфе­ру, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмо­сферного воздуха (ст. 24 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Он осуществляется государственными органами санитарно-эпидемиологического надзора, органами по контролю за работой газоочистных и пыле­улавливающих установок, органами безопасности дорожного движения, ох­раны окружающей среды и др.
 Установление нормативов по охране атмосферного воздуха
 Для оценки состояния атмосферного воздуха предусмотрены стандарты его качества - нормативы предельно допустимых концентраций загрязняю­щих веществ в атмосферном воздухе (ПДК) и нормативы предельно допус­тимых уровней вредных физических воздействий на атмосферу (ПДУ).
 Нормативы предельно допустимых концентраций устанавливаются для загрязняющих веществ по каждому веществу или химическому соединению (окись углерода, двуокись азота, пыль, сера, свинец и др.) в расчете на 1 кубический метр воздуха, причем учитывается разовая и суточная концентрации, а нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий устанавливаются по отдельным видам таких воздействий (шум вибрация, ультразвук, инфразвук, радиация, электромагнитные поля и т. д. и измеряются в различных единицах в зависимости от характера вредного физического воздействия*.
 ________
 * См. Справочник предельно допустимых концентраций вредных веществ в продуктах пи­тания и среде обитания. М., 1993 г.
 
 Указанные нормативы утверждаются компетентными органами государ­ственного экологического управления: Федеральной службой России по ги­дрометеорологии и мониторингу окружающей среды, государственной санитарно-эпидемиологической службой Министерства здравоохранения РФ с участием других заинтересованных ведомств. Данные нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей, окружающей природной среды и являются едиными для всей территории страны.
 Для того, чтобы обеспечить соответствующее качество атмосферного воздуха на основе указанных нормативов, законодательством регулируется осуществление деятельности источниками вредных воздействий на атмо­сферный воздух. С этой целью устанавливаются нормативы предельно допу­стимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровней вредных физических воздействий на атмосферу для каждого источника та­кого вредного воздействия, то есть своеобразные индивидуальные нормати­вы, учитывающие особенности производственных, технологических и иных процессов, существующих на каждом предприятии и других объектах (ст. 12 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Обе группы нормативов тесно взаимосвязаны. Нормативы предельно до­пустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допус­тимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздей­ствия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предель­но допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном возду­хе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.
 Экологические требования, установленные для источников загрязнения атмосферного воздуха
 Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником за­грязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдавае­мого компетентным государственным органом. В разрешении предусматрива­ются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.
 Отдельные виды вредных физических воздействий также могут допус­каться лишь на основании специальных разрешений. Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблю­дения установленных предельно допустимых уровней таких воздействий, а в случаях, когда на него выдано разрешение, - соблюдения также других тре­бований, предусмотренных этим разрешением (ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха).
 При нарушении указанных требований деятельность предприятий, орга­низаций, отдельных цехов, установок может быть приостановлена, ограни­чена или запрещена по решению органа, осуществляющего контроль за ох­раной атмосферного воздуха.
 При превышении в результате аварийной ситуации установленных нор­мативов ПДВ руководители предприятий и организаций обязаны немедлен­но сообщить об этом органам, осуществляющим контроль за охраной атмо­сферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.
 При получении предупреждения о возможном повышении концентра­ции загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями (воздушные инверсии, антициклоны и др.) предприятия и организации обязаны проводить специ­ально разработанные по согласованию с органами контроля за охраной ат­мосферного воздуха мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу (ст. 19 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Большое внимание в Законе об охране атмосферного воздуха уделяется регулированию его охраны от загрязнения передвижными источниками.
 Регулирование выбросов загрязняющих веществ данными источниками осуществляется путем установления нормативов ПДВ для каждой модели транспортных и иных передвижных средств и установок. Основные эколо­гические требования обращены в данном случае к предприятиям и органи­зациям-изготовителям транспортных средств. Выпуск новых автомобилей, самолетов и других транспортных средств должен осуществляться с учетом требований по охране атмосферного воздуха.
 Так, ст. 17 Закона об охране атмосферного воздуха предусматривает, что запрещается производство транспортных и иных передвижных средств и ус­тановок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.
 В процессе эксплуатации таких средств количество загрязняющих ве­ществ, выбрасываемых ими в атмосферный воздух, также не должно превы­шать нормативов ПДВ, в противном случае использование таких транспорт­ных средств не допускается.
 Все транспортные и иные передвижные средства, находящиеся в эксплу­атации, должны подвергаться контролю за соблюдением нормативов ПДВ. Важную роль в его осуществлении играют органы Государственной инспек­ции по безопасности дорожного движения МВД РФ.
 В борьбе за чистоту атмосферного воздуха в настоящее время решающее значение имеет степень оснащенности предприятий и транспорта очистны­ми устройствами и приспособлениями.
 Законодательством установлено, что при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных пред­приятий, сооружений и других объектов, совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ.
 Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не удовлетворяющих требо­ваниям по охране атмосферного воздуха. Предприятия и организации, дея­тельность которых оказывает отрицательное воздействие на атмосферу, должны быть оснащены сооружениями и оборудованием для очистки вы­бросов в атмосферу, а также средствами контроля за их количеством и соста­вом (п. 7 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Помимо обязанностей предприятий и других производственных объектов по выполнению рассмотренных выше экологических требований указанные источники загрязнения должны осуществлять организационно-хозяйственные, технические и иные меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечить бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.
 Определение мест и проекты строительства предприятий и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами по контролю за охраной атмосферного воздуха.
 При проектировании предприятий и других объектов, при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны также предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.
 В целях борьбы с производственными и иными шумами проводятся меро­приятия по внедрению малошумных технологических процессов; улучше­нию конструкций транспортных средств и их эксплуатации, а также содер­жания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, уличных покрытий; размещению аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружений, являющихся источниками шума, на необходимом рас­стоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшению планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организаци­онные меры по предупреждению и снижению бытовых шумов. В частности, граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.
 Экологические требования при размещении и развитии городов
 Законодательство содержит специальные нормы об охране атмосферно­го воздуха в городах и других населенных пунктах.
 При планировании размещения и развития городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и задачи охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий.
 Проектирование, застройка, реконструкция городов и других населен­ных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими и дру­гими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха. В частности, в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций, оказывающих вредное воздействие на атмосферу (п. 1-3 ст. 16 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Органы местного самоуправления должны принимать меры к улучше­нию благоустройства и озеленения территории населенных пунктов.
 Основными направлениями деятельности в этой области являются со­блюдение норм о функциональном зонировании территории города и жилой застройки, устройстве санитарно-защитных зон вокруг производственных объектов, рациональной организации транспортных потоков, создании при­городных и зеленых зон вокруг городов, а также парков, скверов, садов и других озелененных территорий общего пользования.
 Законодательство предусматривает также необходимость соблюдения требований по охране атмосферного воздуха и в других случаях возможного вредного воздействия на него:
 - при внедрении новых техники, технологий, оборудования, материа­лов, веществ и другой продукции;
 - при хранении, обезвреживании, сжигании отходов производства и по­требления;
 - при осуществлении действий, направленных на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений (ст. 15, 18 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Учитывая актуальность экологических проблем, связанных с изменени­ем климата в результате антропогенных выбросов, и в целях выполнения обязательств по реализации Конвенции ООН об изменении климата и пре­дотвращения отрицательных последствий изменения климата для здоровья населения и экономики страны в Российской Федерации принята Феде­ральная целевая программа «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий»*.
 ________
 * См. Постановление Правительства РФ от 19 октября 1996 № 1242 «О Федеральной це­левой программе «Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий».
 
 
 Плата за загрязнение атмосферного воздуха
 
 Загрязнение атмосферного воздуха путем осуществления выбросов хими­ческих веществ и вредных физических воздействий на нее является платным.
 Виды и порядок определения платы и ее размеров регламентируются за­конодательством**.
 ________
 ** См. ст. 28 Закона об охране атмосферного воздуха. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отхо­дов, другие виды вредного воздействия, утвержденный Постановлением Правительст­ва РФ от 28 августа 1992 № 632.
 
 Плата предусматривается за следующие виды вредного воздействия на атмосферный воздух:
 - выброс загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источ­ников;
 - вредные физические воздействия: шум, вибрацию, электромагнитное, радиационное воздействие и др.
 Плата взимается по каждому ингредиенту загрязняющего вещества или ви­да вредного воздействия с учетом степени их опасности для здоровья людей и окружающей природной среды как за «правомерное» загрязнение атмосферно­го воздуха (в соответствии с нормативами ПДВ), так и за превышение норма­тивов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. В последнем случае установлены повышенные ставки платежей, которые взыскиваются за счет прибыли предприятий и других источников загрязнений.
 
 92. Правовая охрана озонового слоя
 
 Особые меры предусмотрены законодательством для охраны озонового слоя Земли от экологически опасных изменений.
 В соответствии со ст. 56 Закона об охране окружающей природной среды охрана озонового слоя обеспечивается:
 - организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
 - установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых вы­бросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озоново­го слоя;
 - регулированием производства и использования в быту химических ве­ществ, разрушающих озоновый слой;
 - применением мер ответственности за нарушение указанных требований.
 В соответствии с международным соглашением министерства и ведомст­ва, предприятия, учреждения и организации обязаны сократить и в последу­ющем полностью прекратить производство и использование химических ве­ществ, вредно воздействующих на озоновый слой.
 Список химических веществ и отходов производства, вредно воздейству­ющих на состояние озонового слоя Земли, утверждается государственными органами по охране окружающей природной среды и сообщается всем ми­нистерствам и ведомствам, предприятиям, организациям и учреждениям.
 Для обеспечения выполнения международных обязательств РФ по Вен­ской конвенции об охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой, создана Межведомственная ко­миссия по охране озонового слоя, основными задачами которой являются:
 - координация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти и организаций по выполнению указанных международных обязательств России;
 - организация и координация работ по выполнению программы по ох­ране озонового слоя и производству озонобезопасных хладонов;
 - разработка рекомендаций по ограничению антропогенного воздейст­вия на озоновый слой на основании оценки экологической обстановки;
 - организация мероприятий по совершенствованию контроля за состоя­нием озонового слоя*.
 ________
 * Постановление Правительства РФ от 20 мая 1997 № 612 «О межведомственной комис­сии по охране озонового слоя».
 
 Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха
 
 Действенным средством обеспечения соблюдения экологических требо­ваний по охране атмосферного воздуха призвана быть административная, уголовная, гражданско-правовая и иная ответственность, предусмотренная за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (ст. 31, 32 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Перечни правонарушений в сфере охраны атмосферного воздуха содер­жатся в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях и Уголов­ном кодексе РФ.
 Административная ответственность в виде предупреждения и штрафа ус­тановлена за следующие виды нарушений (ст. 77-84 КоАП РСФСР):
 - превышение нормативов предельно допустимых выбросов загрязняю­щих веществ в атмосферный воздух;
 - превышение нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферу;
 - выброс загрязняющих веществ в атмосферу или вредное физическое воздействие на атмосферный воздух без разрешения компетентных государ­ственных органов;
 - ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и со­оружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;
 - нарушение правил эксплуатации, а также неиспользование установ­ленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля вы­бросов в атмосферу;
 - выпуск в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других пере­движных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превы­шают установленные нормативы;
 - эксплуатация гражданами автомототранспортных и других передвиж­ных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превыша­ют установленные нормативы;
 - нарушение правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдение требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов;
 - нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшее или могущее повлечь загрязнение атмосферного воздуха;
 - невыполнение предписаний органов, осуществляющих государствен­ный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха.
 Уголовная ответственность применяется в соответствии со ст. 251 УК РФ за загрязнение атмосферы, то есть нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или нарушение эксплуатации установок, сооруже­ний и иных объектов, если эти деяния повлекли загрязнение или иное изме­нение природных свойств воздуха.
 Предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны также воз­местить вред, причиненный нарушениями законодательства об охране атмо­сферного воздуха (ст. 32 Закона об охране атмосферного воздуха).
 Поскольку в результате загрязнения атмосферного воздуха вред фактиче­ски причиняется другим объектам - растительному и животному миру, сель­скому, лесному, водному хозяйству, здоровью людей, размер возмещения оп­ределяется по специальным методикам с учетом затрат на восстановление природных объектов, средств на медицинское обслуживание и социальное страхование, компенсацию потерь сельскохозяйственного производства и др., а при отсутствии таких методик - по общим нормам гражданского законода­тельства о возмещении вреда.
 
 Глава 13. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
 
 Понятие особо охраняемых природных территорий
 
 Охрана окружающей природной среды осу­ществляется не только в форме организации ра­ционального использования природных ресур­сов, но и путем полного либо частичного изъятия природных комплексов и объектов из активного хозяйственного освоения и создания особо охраняемых природных территорий с це­лью их сохранения в неприкосновенности как эталонов естественной природной среды, мест обитания растений и животных, достопримеча­тельных и уникальных природных образований.
 Особо охраняемые природные территории -это участки земли, водной поверхности и воз­душного пространства над ними, где располага­ются природные комплексы и объекты, имею­щие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.
 Для них устанавливается особый (заповед­ный) режим охраны, сущность которого состоит в полном запрещении или ограничении хозяйст­венной и иной деятельности, противоречащей целям заповедования.
 Правовой режим особо охраняемых природных территорий регулируется актами экологиче­ского законодательства общего характера (Зако­ном РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Указом Президента РФ «Об особо охра­няемых природных территориях РФ» от 2 октября 1992 № 1155), законами о правовом режиме отдельных видов природных ресурсов (Лесным, Водным, Земельным кодексами, Федеральным законом «О животном мире», Законом РФ «О недрах» и др.), а также специальным законодательством об особо ох­раняемых природных территориях - Федеральными Законами «Об особо охраняемых природных территориях» 1995 г., «О природных лечебных ре­сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Постанов­лением Правительства РФ «О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий» от 19 октября 1996 № 1249, по­ложениями о конкретных видах особо охраняемых природных территорий (заповедниках, заказниках, национальных парках и др.).
 В системе рассматриваемого законодательства основным нормативным актом кодификационного характера, регулирующим организацию, охрану и использование особо охраняемых природных территорий, является Феде­ральный закон «Об особо охраняемых природных территориях».
 
 Категории и виды особо охраняемых природных территорий
 
 Закон об особо охраняемых природных территориях различает несколь­ко их категорий с учетом особенностей правового режима данных природ­ных территорий и статуса расположенных на них природоохранных учреж­дений (ст. 2):
 - государственные природные заповедники;
 - национальные парки;
 - природные парки;
 - государственные природные заказники;
 - памятники природы;
 - дендрологические парки и ботанические сады;
 - лечебно-оздоровительные местности и курорты.
 Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ и мест­ного самоуправления могут устанавливать и другие категории особо охраня­емых природных территорий - территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искус­ства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, природ­ные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.
 Важнейшее место в системе особо охраняемых природных территорий занимает природно-заповедный фонд, который включает несколько основных организационно-правовых форм заповедной охраны природы (заповедования) - заповедники, заказники, национальные, природные парки, памятники природы. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды относит к природно-заповедному фонду также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных, занесенные в Красную книгу РФ (ст. 60).
 
 Право собственности на особо охраняемые природные территории
 
 Законодательство относит особо охраняемые природные территории к объектам общенационального достояния, которые могут находиться в госу­дарственной или муниципальной собственности.
 Создание, развитие и расширение площадей особо охраняемых природ­ных территорий признается одним из приоритетных направлений государ­ственной экологической политики*
 ________
 *Указ Президента РФ «Об особо охраняемых природных территориях РФ» от 2 октября 1992 №1155.
 
 Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, ре­гиональное или местное значение, в зависимости от чего определяется их принадлежность и устанавливаются формы и виды собственности на них.
 К числу особо охраняемых природных территорий, которые имеют феде­ральное значение и находятся только в федеральной собственности, отно­сятся государственные природные заповедники и национальные парки.
 Территории государственных заказников, памятников природы, дендро­логических парков и ботанических садов, а также лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут иметь либо федеральное, либо региональное значение, то есть являются государственной собственностью Российской Федерации или ее субъектов. Природные парки принадлежат к территориям регионального значения, то есть являются собственностью субъектов РФ.
 Территориями местного значения, находящимися в муниципальной соб­ственности, могут объявляться лечебно-оздоровительные местности и ку­рорты.
 В зависимости от принадлежности указанных особо охраняемых природ­ных территорий осуществляется государственное управление и контроль в сфере их использования и охраны - органами исполнительной власти РФ или ее субъектов, органами местного самоуправления, а также соответству­ющими специально уполномоченными органами государственного экологи­ческого управления (Государственным комитетом РФ по охране окружаю­щей среды, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, Федеральной службой лесного хозяйства России и др.).
 С целью оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети особо охраняемых территорий, повышения эф­фективности государственного контроля за установленным на них режимом ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. В нем содержатся сведения о статусе этих территорий, их географическом положении и границах, режиме особой охраны, субъектах пользования, а также экологической, научной, экономической, культурной и иной ценнос­ти (ст. 4 Закона об особо охраняемых природных территориях).
 
 Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий
 
 Правовой режим различных особо охраняемых природных территорий отличается специфическими чертами, с учетом которых можно выделить его несколько основных видов: абсолютно заповедный, относительно заповед­ный, смешанный (дифференцированный).
 Абсолютно заповедный режим означает полное изъятие природного комплекса или объекта из хозяйственного и рекреационного использования, запрещение любого вмешательства в естественные процессы природы. Та­кой режим устанавливается для государственных природных заповедников и памятников природы.
 Относительно заповедный режим предполагает частичное изъятие при­родного комплекса или объекта из хозяйственного и рекреационного ис­пользования. При этом допускается ограниченная хозяйственная и рекреа­ционная деятельность, не противоречащая целям и задачам создания особо охраняемых природных территорий. Указанным режимом отличаются госу­дарственные заказники.
 Наконец, смешанный (дифференцированный) заповедный режим соче­тает в себе элементы абсолютного и относительного режимов, то есть озна­чает полное изъятие из хозяйственного и рекреационного использования от­дельных участков природной среды наряду с ограниченным рекреационным использованием охраняемой территории. Этот режим характерен для наци­ональных и природных парков.
 Особенностью правового режима всех особо охраняемых территорий яв­ляется создание на прилегающих к ним участках земельного и водного про­странства охраняемых зон или округов с ограниченным режимом природо­пользования в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий (п. 3 ст. 2 Закона об особо ох­раняемых природных территориях).
 
 
 
 
 Понятие и особенности правового режима отдельных особо
 охраняемых природных территорий
 
 Характеристика отдельных видов особо охраняемых природных террито­рий обусловлена особенностями правового режима, существующего на дан­ной территории, ее целевым назначением, степенью ценности и др.
 Государственные природные заповедники - это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образ­цы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира (ст. 6 За­кона об особо охраняемых природных территориях).
 Вместе с тем заповедники являются природоохранными, научно-иссле­довательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
 Природные ресурсы, имеющиеся на территории государственных при­родных заповедников, предоставляются им в бессрочное пользование. Все имущество заповедника, включая природные комплексы и объекты, являет­ся федеральной собственностью и не может быть предметом каких-либо сде­лок по его отчуждению.
 Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственного природного заповедника.
 На заповедники возложены следующие задачи:
 - осуществление охраны природных территорий в целях сохранения би­ологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охра­няемых природных комплексов и объектов;
 - организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
 - осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударст­венной системы мониторинга окружающей природной среды;
 - экологическое просвещение;
 - участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;
 - содействие в подготовке специалистов в области охраны окружающей природной среды.
 Наиболее характерной чертой правового режима государственного при­родного заповедника является то, что любая деятельность, противоречащая указанным задачам и правилам его особой охраны, запрещается. Пребыва­ние на территории заповедника граждан, не являющихся работниками дан­ных заповедников или должностными лицами органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций заповедников.
 В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.
 Национальные парки - это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма (ст. 12 Закона об особо охраняемых природных территориях).
 Также как и заповедники, национальные парки представляют собой при­родоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские уч­реждения. Их имущество является федеральной собственностью, предостав­лено им в бессрочное пользование, изъято из гражданского оборота и не подлежит приватизации.
 Основными задачами национальных парков являются:
 - сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природ­ных участков и объектов, а также историко-культурных объектов;
 - экологическое просвещение населения;
 - создание условий для регулируемого туризма и отдыха;
 - разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологи­ческого просвещения;
 - осуществление экологического мониторинга;
 - восстановление нарушенных природных и историко-культурных ком­плексов и объектов.
 Таким образом, в отличие от государственных природных заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные за­дачи, но и рекреационно-просветительские: в них создаются условия для от­дыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечатель­ностями.
 В этих целях национальному парку придается дифференцированный ре­жим с выделением различных функциональных зон:
 - заповедной, в пределах которой запрещены любая хозяйственная дея­тельность и рекреационное использование;
 - особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для со­хранения природных комплексов и объектов и на территории которой допу­скается строго регулируемое посещение;
 - познавательного туризма, предназначенная для организации экологи­ческого просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;
 - рекреационная, предназначенная для отдыха;
 - охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечи­ваются условия для их сохранения;
 - обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культур­ного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
 - хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хо­зяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирова­ния национального парка.
 Любая другая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национального парка и противоречит его задачам, запрещается, включая разработку полезных ископаемых, нарушение поч­венного покрова, изменение гидрологического режима, предоставление са­доводческих и дачных участков, строительство дорог, коммуникаций и дру­гих объектов, не связанных с функционированием национального парка, вырубка лесов, охота и рыболовство, движение транспорта, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест и т. д.
 Обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях нацио­нальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами и на основании лицензии, предоставляемых дирекциями национальных парков. Указанная деятельность регулируется Положением о порядке пре­доставлении в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления дея­тельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 № 926.
 Природные парки - это природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях (ст. 18 Закона об особо охраняемых природных тер­риториях).
 Их задачами являются:
 - сохранение природной среды, природных ландшафтов;
 - создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение ре­креационных ресурсов;
 - разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и под­держание экологического баланса в условиях рекреационного использова­ния территории природного парка.
 На территории природного парка устанавливается правовой режим с зо­нальным делением, близкий по своему характеру к правовому режиму наци­онального парка, поскольку природный парк создается с целью сохранения природной среды и обеспечения условий для отдыха населения.
 В зависимости от рекреационной и экологической ценности природ­ных участков на территориях природных парков могут выделяться природо­охранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зо­ны, включая зоны охраны историко-культурных комплексов и объектов.
 На территориях природных парков запрещается всякая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ланд­шафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреа­ционных качеств природных парков, нарушение режима содержания памят­ников истории и культуры.
 Государственные природные заказники - это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ст. 22 Закона об особо охраняемых природных территориях).
 Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в со­четании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указан­ные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказни­ков, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой ох­раны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.
 Государственные природные заказники могут иметь различный про­филь, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:
 - комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и вос­становления природных комплексов (ландшафтов);
 - биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и жи­вотных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;
 - палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;
 - гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназна­ченные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и эколо­гических систем;
 - геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплек­сов неживой природы.
 Правовой режим государственных природных заказников характеризует­ся тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ог­раничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказни­ка или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.
 Для обеспечения функционирования заказников создаются их админис­трации.
 Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в эко­логическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхожде­ния. Например, памятниками природы могут быть объявлены ботанические (деревья, реликтовые рощи), геологические (пещеры, скалы), гидрологичес­кие (водопады, гейзеры) образования, уникальные образцы природных тер­риторий.
 Границы расположения памятников природы обозначаются специаль­ными знаками. Как и в случае создания заказников, организация памятни­ков природы допускается с изъятием или без изъятия занимаемых ими зе­мельных участков у собственников, владельцев и пользователей, которые принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.
 Правовой режим памятников природы идентичен режиму государствен­ных природных заповедников, поскольку природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйствен­ного использования и запрещается любая деятельность, нарушающая их со­хранность.
 Дендрологические парки и ботанические сады - это природоохранные учреждения, в задачи которых входит создание специальных коллекций рас­тений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.
 Правовой режим их отличается двумя особенностями: во-первых, на их территории запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая нарушение сохранности флористических объектов, и, во-вторых, территории ботанических садов и дендрологических парков мо­гут быть разделены на функциональные зоны (экспозиционную, научно-экспериментальную, административную).
 Лечебно-оздоровительные местности - это территории (акватории), пригодные для организации и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи и др.) (п. 1 ст. 31 Закона об особо охраняемых природных территориях).
 Курортами являются освоенные и используемые в лечебно-профилакти­ческих целях территории, которые обладают природными лечебными ресур­сами, а также располагают необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (п. 5 ст. 31 Закона об осо­бо охраняемых природных территориях).
 Деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истоще­нию природных лечебных ресурсов указанных особо охраняемых террито­рий, запрещается, а в целях сохранения природных факторов, благоприят­ных для организации лечения населения, на данных территориях устанавливаются округа санитарной охраны (горно-санитарной охраны - для местностей, где лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные во­ды, грязи и др.).
 Порядок организации лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особенности их правового режима регулируются специальным законода­тельством, в частности, Федеральным законом «О природных лечебных ре­сурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г.
 
 Правовая охрана особо охраняемых природных территорий
 
 Правовая охрана рассматриваемых территорий представляет собой за­крепленную законом систему мер, направленных на обеспечение установ­ленного на них особого режима охраны природных комплексов и объектов.
 Обеспечение правового режима особо охраняемых природных террито­рий возлагается на органы, в ведении которых они находятся (администра­ции (дирекции) соответствующих природоохранных учреждений - заповед­ников, заказников, национальных парков и др.).
 Должностные лица и работники заповедников и национальных парков входят в состав специальных государственных инспекций по охране указан­ных территорий.
 Для осуществления своих функций они наделены обширными правами:
 - проверять у лиц, находящихся на территории заповедника или нацио­нального парка, разрешения на право пребывания, а также документы на право осуществления природопользования на территориях, прилегающих к заповедникам и национальным паркам охранных зон;
 - задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых при­родных территориях и доставлять их в правоохранительные органы;
 - направлять материалы о нарушениях в правоохранительные органы;
 - изымать у нарушителей продукцию и орудия незаконного природо­пользования, транспортные средства и документы;
 - производить досмотр транспортных средств, личных вещей на терри­ториях заповедников и национальных парков;
 - приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответст­вующую режиму особой охраны на данных территориях;
 - налагать административные взыскания за нарушения законодательст­ва об особо охраняемых природных территориях и предъявлять иски о воз­мещении ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповед­ников и национальных парков;
 - применять в установленном порядке служебное оружие и специальные средства (ст. 34 Закона об особо охраняемых природных территориях).
 
 Ответственность за нарушение правового режима особо
 охраняемых природных территорий
 
 Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использова­ния окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и в их охранных зонах влечет за собой административ­ную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность.
 Административная ответственность установлена ст. 36 Федерального за­кона «Об особо охраняемых природных территориях», а также ст. 19 Феде­рального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровитель­ных местностях и курортах» в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц и граждан, с конфискацией орудий и продукции незаконного природо­пользования или без таковой.
 Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, влечет наступ­ление уголовной ответственности по ст. 262 Уголовного кодекса РФ.
 Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах осо­бо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответст­вии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками ис­числения размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление согласно нормам гражданского законодательства.
 
 Глава 14. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА СРЕДЫ
 
 Понятие и особенности правовой охраны окружающей человека среды
 
 В процессе своей жизнедеятельности человек изменяет окружающую его природу, формируя новую среду обитания.
 Окружающая человека среда (среда обитания человека) представляет собой часть естественной природной среды, которая в результате взаимодей­ствия общества и природы преобразуется в качест­венно новую структуру, органически соединяю­щую в себе элементы естественной среды (земля, вода, воздух и др.) с искусственно созданными эле­ментами, продуктами хозяйственной деятельности человека (средства производства, предметы быта, культуры и т. д.). Она характеризуется сложным переплетением природных и социальных факто­ров, отражающих особенности взаимоотношений общества, человека и природы под воздействием научно-технической революции.
 Понятием окружающей человека среды охва­тываются города и другие населенные пункты, промышленные, аграрные, рекреационные зоны.
 Увеличение масштабов хозяйственной дея­тельности отрицательно влияет на состояние природы и условия жизни людей, приводит к то­му, что на данных территориях наблюдается по­вышенная степень загрязнения почвы, воды и воздуха, обеднение или отсутствие дикой флоры и фауны, преобладание искусственных элемен­тов среды, скопление промышленных и бытовых отходов, высокий уровень шума, магнитных по­лей и других вредных физических воздействий.
 В связи с этим особенностью окружающей человека среды как объекта правовой охраны является то, что в ней нарушены естественные процессы саморегуляции и самовосстановления, действующие в природе, вследствие чего необходима постоянная и целенаправленная деятельность людей по поддержанию качества среды обитания, гармонизации экологических и эко­номических интересов общества.
 Поэтому в отличие от природной среды, охрана которой обеспечивается путем сохранения и воспроизводства природных объектов и комплексов, ох­рана среды обитания человека достигается другими способами - посредст­вом ее оздоровления и улучшения, создания более благоприятных условий для жизни, деятельности и отдыха людей.
 Целью охраны окружающей человека среды является формирование та­кого ее качества, которое бы обеспечивало закрепленное Конституцией РФ и российским законодательством право граждан на благоприятную для жиз­ни и здоровья окружающую среду*. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблаго­приятных факторов среды его обитания (ст. 2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)**.
 ________
 * Ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной сре­ды», ст. 17 Основ законодательства об охране здоровья граждан, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.
 ** Об экологических правах граждан РФ см. главу 1 данного учебного пособия
 
 Конкретными критериями для оценки состояния окружающей человека среды и средствами обеспечения ее качества служат требования, правила и нормативы, предусмотренные экологическим законодательством.
 Правовая охрана окружающей человека среды - это система установлен­ных законом мер, направленных на предупреждение и устранение отрицатель­ных экологических последствий антропогенной деятельности, оздоровление и улучшение среды обитания человека в целях обеспечения благоприятной ок­ружающей среды для настоящих и будущих поколений людей.
 
 Правовое регулирование охраны окружающей человека среды
 
 Нормативной основой деятельности российского государства по охране окружающей человека среды являются Конституция РФ и целый комплекс нормативных актов различных отраслей законодательства - экологического, о здравоохранении, градостроительстве, санитарно-эпидемиологическом и радиационном благополучии и др.
 К числу наиболее важных законов, регулирующих охрану окружающей человека среды, можно отнести Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1992 г., Основы законодательства РФ об охране здоровья населения 1993 г., Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., Федеральные законы «О радиационной безопасности населения» 1996 г., «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 г., «Об ис­пользовании атомной энергии» 1995 г., «Об отходах производства и потреб­ления» 1998 г., «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» 1995 г., Градостроительный кодекс РФ 1998 г., Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г. и др.
 Нормы, касающиеся правовой охраны окружающей человека среды, со­держатся в лесном, водном, земельном, а также в уголовном, гражданском, административном законодательстве.

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу