<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Разрешение споров о праве водопользования
 
 Защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными объек­тами, а также разрешение споров по любым вопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебном порядке.
 Защита прав пользования водными объектами в административном по­рядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а реше­ния, принятые в таком порядке, могут быть обжалованы в суд.
 
 Правовая охрана вод
 
 Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.
 Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направ­ленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загряз­нением или засорением водное законодательство признает ухудшение качест­ва вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных ча­стиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема (ст. 1 Водного кодекса РФ).
 В сфере охраны водных объектов важное значение имеют разработка и реализация государственных программ по использованию и охране вод, эко­логический мониторинг водных объектов, осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод, ведение государственного водного кадастра*.
 ________
 *См. главы 4, 5 данного учебного пособия.
 
 С целью обеспечения соблюдения юридическими лицами и гражданами установленного порядка рационального использования и охраны водных объ­ектов, стандартов, нормативов и правил в области использования и охраны вод, режима использования территорий водоохранных зон водных объектов и иных требований водного законодательства осуществляется государственный контроль за использованием и охраной вод органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерством природных ресурсов РФ, государственными органами в области охраны окружающей среды**.
 ________
 ** См. Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и ох­раной водных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 №716.
 
 Законодательством предусмотрено, что использование водных объектов должно осуществляться с минимально возможными негативными последст­виями для водных объектов. При их использовании гражданам и юридичес­ким лицам необходимо проводить производственно-технологические, мели­оративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов. Данные требова­ния раскрываются через систему рассмотренных выше обязанностей указан­ных субъектов, образующих содержание права водопользования.
 Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специ­альных мер, требований и запретов но охране вод.
 Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответству­ющем экологическим требованиям, обеспечивается в первую очередь с по­мощью установления и соблюдения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. Они устанавливаются исходя из:
 - предельно допустимой величины антропогенной нагрузки, длительное воздействие которой не приведет к изменению экосистемы водного объекта;
 - предельно допустимой массы вредных веществ, которая может посту­пить в водный объект и на его водосборную площадь.
 В целях охраны вод, обеспечения здоровья и безопасности населения ус­танавливаются нормативы содержания загрязняющих, вредных веществ в воде - их предельно допустимые концентрации (ПДК). На поддержание ка­чества вод, соответствующего этим нормативам, направлены нормы водно­го законодательства, регулирующие хозяйственную деятельность, которая оказывает негативное воздействие на воды.
 Для предупреждения и устранения загрязнения водных объектов, кото­рое может наступить в результате этой деятельности, определяются источни­ки загрязнения. Источниками загрязнения признаются объекты, с которых осуществляется сброс или иное поступление в водные объекты вредных ве­ществ, ухудшающих качество поверхностных и подземных вод, ограничива­ющих их использование, а также негативно влияющих на состояние дна и берегов водных объектов.
 Охрана водных объектов от загрязнения осуществляется посредством ре­гулирования деятельности как стационарных, так и других источников за­грязнения.
 Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и дру­гих объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объ­ектов и вредное воздействие вод (ст. 106). Сброс сточных вод, содержащих вредные вещества, допускается при наличии лицензии, выдаваемой органа­ми управления использованием и охраной водного фонда, а также если та­кой сброс не приводит к увеличению содержания загрязняющих веществ свыше установленных норм - нормативов предельно допустимых концент­раций вредных веществ в воде (ПДК).
 В связи с этим каждый источник загрязнения должен соблюдать установ­ленные для него компетентными государственными органами нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ (ПДВ). Нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ устанавливаются исходя из условия недопустимости превышения предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в водных объектах.
 При эксплуатации хозяйственных и других объектов запрещается:
 - осуществлять сброс в водные объекты не очищенных и не обезврежен­ных в соответствии с установленными нормативами сточных вод;
 - производить забор воды из водных объектов, существенно влияющий на их состояние;
 - осуществлять сброс сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены предельно допустимые концентрации, или содержащих воз­будителей инфекционных заболеваний.
 В случае превышения норм ПДВ или сброса сточных вод, содержащих вещества, для которых не установлены соответствующие нормативы, нару­шении других требований по рациональному использованию и охране вод, сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен вплоть до прекращения деятельности производственного объекта по реше­нию Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ по представлению органов управления водным фондом, охраны окружаю­щей среды или санитарно-эпидемиологического надзора.
 При размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию хозяйственных и других объектов, а также внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов и окружающую природную среду. Места строительства (реконструкции) хозяй­ственных и иных объектов, влияющих на состояние водных объектов, а также ведение строительных, дноуглубительных, взрывных и иных работ на водных объектах должны согласовываться с органом управления водным фондом, го­сударственным органом санитарно-эпидемиологического надзора, другими органами управления использованием и охраной природных ресурсов.
 Запрещается ввод в эксплуатацию:
 - хозяйственных и других объектов, в том числе фильтрующих накопи­телей, захоронений отходов, городских и других свалок, не оборудованных устройствами, очистными сооружениями, предотвращающими загрязнение, засорение, истощение водных объектов;
 - водозаборных и сбросных сооружений без устройств, обеспечивающих учет забираемых и сбрасываемых вод;
 - водозаборных и иных гидротехнических сооружений без установления зон санитарной охраны и создания пунктов наблюдения за показателями со­стояния водных объектов.
 Источники загрязнения, находящиеся на суше, не должны вызывать за­грязнения и засорения водных объектов сверх установленных нормативов воздействия на водные объекты, что должно обеспечиваться приоритетным применением технологий, не оказывающих негативного влияния на окружа­ющую природную среду, ограничением использования токсичных веществ и тяжелых металлов, введением научно обоснованных методов измерения и расчетов сбросов сточных вод в водные объекты.
 Закон устанавливает обязанности водопользователей принимать меры к сокращению расхода воды, прекращению сброса сточных вод путем совер­шенствования технологии производства и схем водоснабжения (применения безводных технологических процессов, воздушного охлаждения, замкнутых систем технического водоснабжения и др.) (ст. 98, 105 Водного кодекса РФ).
 В интересах устойчивого удовлетворения в воде потребностей населения и отраслей экономики, поддержания оптимальных условий водопользова­ния, рационального использования водных ресурсов и обеспечения благо­приятного экологического и санитарно-эпидемиологического состояния водных объектов Министерством природных ресурсов РФ для водопользо­вателей устанавливаются лимиты водопользования.
 Лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) - это пре­дельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов или сброса сточных вод нормативного качества в водные объекты в течение определенного пе­риода времени*.
 ________
  *Пункты 14-18 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользова­ния, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержден­ные Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 № 383.
 
 В целях охраны вод от засорения запрещается сброс в водные объекты и за­хоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96 ВК РФ).
 Запрещается захоронение и сброс радиоактивных и токсичных веществ (материалов) в водные объекты, а также проведение на водных объектах ра­бот, при которых используется ядерная и иные виды технологий, сопровож­дающихся выделением радиоактивных и токсичных веществ.
 Владельцы средств водного транспорта, плавучих и других сооружений на водных объектах, лесосплавляющие организации должны не допускать загрязнения и засорения вод вследствие потерь масел, древесины, химичес­ких, нефтяных и других продуктов.
 Не разрешается эксплуатация самоходных и несамоходных судов, а так­же иных объектов, находящихся на поверхности водных объектов, без уст­ройств по сбору сточных вод, отходов и отбросов, образующихся на этих су­дах и объектах.
 Предприятия, организации и учреждения обязаны не допускать загрязне­ния и засорения поверхности водосборов и ледяного покрова водоемов произ­водственными, бытовыми и другими отходами и отбросами, а также нефтяны­ми продуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами, смыв которых повлечет ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
 Существенной чертой правовой охраны вод является установление водо­охранных зон водных объектов.
 Водоохранная зона - это территория, примыкающая к акваториям рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятель­ности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истоще­ния водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов живот­ного и растительного мира.
 Соблюдение специального режима на территории водоохранных зон яв­ляется составной частью комплекса природоохранных мер по улучшению гидрологического, гидрохимического, гидробиологического, санитарного и экологического состояния водных объектов и благоустройству их прибреж­ных территорий.
 В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения природопользования. Правовой режим этих территорий регулируется Поло­жением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных полосах.
 В целях охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяй­ственно-бытового водоснабжения, а также лечебных, курортных и оздоро­вительных нужд населения, устанавливаются зоны и округа санитарной ох­раны.
 Водным кодексом РФ регулируются также вопросы аварийного загрязне­ния вод в результате залповых сбросов вредных веществ, определяются по­нятия зон чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия на водных объектах (ст. 97, 116 ВК РФ), предусматриваются меры преду­преждения и ликвидации последствий вредного воздействия вод (наводнений, затоплений, разрушения берегов, плотин и т. д., заболачивания и засо­ления земель, эрозии почв, селей и др.).
 Законодательством предусмотрено создание различных категорий особо охраняемых водных объектов - природных экосистем, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оз­доровительное значение, которые полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности. Это могут быть участ­ки внутренних морских вод, водно-болотные угодья, водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам, зоны охраны истока или устья водных объектов, места нереста ценных видов рыб и др. Специ­альным Федеральным законом «Об охране озера Байкал» установлен особый правовой режим охраны уникальной экологической системы - Байкальской природной территории, которая является природным объектом всемирного наследия.
 
 Ответственность за нарушения водного законодательства
 
 В случае нарушения закрепленных законом правил рационального ис­пользования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
 Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответ­ственность в соответствии с законодательством РФ.
 Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. 47, 57- 60).
 Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномочен­ного государственного органа управления использованием и охраной водно­го фонда за следующие виды водных нарушений:
 - самовольный захват водных объектов, самовольное водопользование, переуступку права водопользования, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собствен­ности на воды;
 - загрязнение и засорение вод, нарушение водоохранного режима на во­досборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вред­ные явления;
 - ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и засорение вод или их вредное воздействие;
 - забор воды с нарушением планов водопользования, самовольное про­изводство гидротехнических работ, бесхозяйственное использование воды (добытой или отведенной из водных объектов), нарушение правил первич­ного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод и определения качества сбрасываемых вод;
 - повреждение водохозяйственных сооружений и устройств, нарушение правил их эксплуатации;
 - невыполнение лицами командного состава судна или другого плавуче­го средства обязанностей по регистрации в судовых документах операций с вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря веществами и смесями.
 Уголовная ответственность предусмотрена нормами Уголовного кодекса РФ за следующие экологические преступления в сфере охраны вод:
 - загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природ­ных свойств (ст. 250);
 - загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и мате­риалов, вредных для здоровья людей и живых ресурсов моря либо препятст­вующих правомерному использованию морской среды (ст. 252).
 Разграничение таких нарушений водного законодательства как загрязне­ние, засорение, истощение вод, наказуемых в уголовном порядке, и подоб­ных же административных проступков осуществляется по квалифицирую­щим признакам состава преступления - причинению существенного вреда, совершению этих деяний на территории заповедника, заказника, в зоне эко­логического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации и др.
 В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О прак­тике применения законодательства об ответственности за экологические пра­вонарушения» эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, комму­нальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспор­тировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, иные действия, повлекшие загрязнение водоемов и водных источников и при­чинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, так и другие лица (п. 9).
 Привлечение к уголовной или административной ответственности не ос­вобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.
 Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками ис­числения ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
 Иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результа­те нарушения водного законодательства, вправе предъявлять органы управления водным фондом, охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора.
 Сделки, совершенные с нарушением водного законодательства, призна­ются недействительными и влекут за собой последствия, предусмотренные общими положениями гражданского законодательства о недействительных сделках.
 
 
 
 
 Глава 11. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА
 
 Правовое регулирование отношений в области охраны
 и использования животного мира
 
 Животный мир - один из компонентов при­родной среды, естественных экологических сис­тем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т. д., а также окружающей среды в целом.
 С древних времен животный мир является предметом хозяйственного интереса людей, объ­ектом охотничьего и рыбного промысла, источ­ником промышленного, технического, лекарст­венного сырья. Однако разрушение среды обитания животных в результате расширения масштабов экономической деятельности, освое­ния земель, вырубки лесов, загрязнения окружа­ющей природной среды, а также хищническая эксплуатация животного мира приводят к сокра­щению численности многих видов животных, уменьшению разнообразия живых организмов.
 Поэтому охрана и рациональное использова­ние животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную госу­дарственную задачу, выполнение которой на­правлено на удовлетворение экономических, эко­логических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»).
 Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению жи­вотного мира, важное место среди которых зани­мает его правовое регулирование.
 Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчиво­го существования и использования животного мира, сохранения генетичес­кого фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.
 Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном ми­ре - кодифицированный Федеральный Закон «О животном мире» 1995 г. Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных ак­тов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира: «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и го­сударственного мониторинга объектов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342, «О специально уполномоченных государственных органах по охра­не, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67, «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных ма­гистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» от 13 августа 1996 № 997, «О Красной книге РФ» от 19 февраля 1996 № 158, «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» от 29 сентября 1997 № 1251 (с изменениями от 15 ноября 1997) и др.
 Значительную часть рассматриваемых актов образуют акты охотничьего и рыболовного законодательства: Положение об охоте и охотничьем хозяй­стве РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 (с изменениями от 23 июня 1993), Постановление Прави­тельства РФ «О любительской и спортивной охоте в РФ» от 26 июля 1993, Положение об охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водо­емах СССР, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 (с последующими изменениями и дополнениями), Поста­новление Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996 и др.
 Нормы, регулирующие отношения по поводу охраны и использования жи­вотного мира и среды его обитания, содержатся в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды», Федеральных законах «Об исключительной экономической зоне РФ», «О континентальном шельфе РФ», в земельном, лесном, водном, а также уголовном, административном и гражданском зако­нодательстве.
 
 Животный мир как объект правовой охраны
 
 Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).
 Из данного понятия животного мира следует, что животные, которые от­носятся к объектам правовой охраны, должны обладать рядом признаков.
 Во-первых, речь идет только о диких животных и, во-вторых, о тех, кото­рые обитают в состоянии естественной свободы (на суше, в воде, в атмосфере и в почве). Отношения по поводу сельскохозяйственных и других одомашнен­ных животных, а также животных, содержащихся в неволе, регулируются не экологическим, а гражданским и иными отраслями законодательства. В-тре­тьих, животные могут находиться на территории страны временно или посто­янно. Этот признак учитывает особенности жизнедеятельности мигрирующих видов животных.
 Под животными понимаются все организмы животного происхожде­ния: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной эко­номической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млеко­питающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов мор­ского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы*.
 ________
 * Ст. 4 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ», Федерально­го закона «О континентальном шельфе РФ».
 
 Таким образом, понятие животного мира охватывает не все живые орга­низмы, находящиеся на территории страны, но является достаточно широ­ким, поскольку распространяется не только на наиболее ценную в экономи­ческом отношении часть дикой фауны - объекты охоты и рыболовства (диких зверей, птиц и рыб), - но и на многих других ее представителей.
 
 Право собственности на животный мир
 
 Животный мир РФ в пределах ее территории является государственной собственностью. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в отношении животных на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.
 Это означает, что животный мир РФ изъят из гражданского оборота, а сделки по отчуждению объектов животного мира (продажа, залог и др.), на­рушающие в прямой или скрытой форме право государственной собственно­сти на животный мир, недействительны. Оборотоспособность диких живот­ных допускается лишь в отдельных случаях по специальным разрешениям (распорядительным лицензиям), выдаваемым компетентными государствен­ными органами*.
 ________
 * См., например, Порядок выдачи разрешений (распорядительных лицензий) на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержден­ный Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996.
 
 Объекты животного мира, изъятые из естественной среды обитания, мо­гут находиться в частной, муниципальной, государственной или иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение такими объекта­ми регулируется гражданским законодательством.
 Правомочия собственника в отношении животного мира осуществляют­ся совместно Российской Федерацией и ее субъектами.
 В соответствии с Федеральным Законом «О животном мире» и Указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» к федеральной собст­венности относятся следующие объекты животного мира:
 - редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;
 - обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения (в заповедниках, национальных парках и др.);
 - населяющие территориальное море, континентальный шельф и исклю­чительную экономическую зону РФ;
 - подпадающие под действие международных договоров;
 - относящиеся к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;
 - мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.
 От имени Российской Федерации и ее субъектов право собственности реализуют соответствующие государственные органы - общей компетенции (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, местные адми­нистрации) и специально уполномоченные органы. Согласно Указу Прези­дента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 № 1142 и Постановлению Правительства РФ «О специаль­но уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регу­лированию использования объектов животного мира и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67 к ним относятся Госкомэкология России, Минсельхозпрод России (департамент охраны и использования охотничьих ресур­сов), Госкомрыболовства России, Рослесхоз, Федеральная пограничная служба РФ и их территориальные органы.
 Государство в лице своих компетентных органов предоставляет живот­ный мир в пользование различным субъектам.
 
 Понятие и виды права пользования животным миром
 
 Право пользования животным миром - это система правовых норм, ко­торые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов оз­начает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отноше­нию к предоставленным им в пользование объектам животного мира.
 Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о жи­вотном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).
 Коренные малочисленные народы и этнические общности, самобытная культура которых включает в себя традиционные методы охраны и исполь­зования объектов животного мира, граждане, принадлежащие к этим группам населения, и их объединения имеют право на приоритетное пользова­ние животным миром на территориях традиционного расселения и хозяйст­венной деятельности. Переуступка права на приоритетное пользование жи­вотным миром другим гражданам и юридическим лицам запрещена (ст. 49 Закона о животном мире, ст. 9 Закона о континентальном шельфе РФ).
 Объектами права пользования животным миром являются объекты жи­вотного мира - организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции (ст. 1 Закона о животном мире).
 Право пользования животным миром можно классифицировать на от­дельные виды по срокам, целям и способам пользования.
 Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о жи­вотном мире не определяются конкретные сроки пользования или их пре­дельные размеры.
 Пользование животным миром может осуществляться двумя способами -с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.
 По целевому назначению выделяются следующие виды пользования жи­вотным миром (ст. 34 Закона о животном мире):
 - охота;
 - рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских мле­копитающих;
 - добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естествен­ной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологичес­ких коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);
 - извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей природ­ной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а поль­зователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);
 - изучение, исследование и иное использование животного мира в науч­ных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследо­вания) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В пер­вом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бес­платно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);
 - получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной сре­ды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 За­кона о животном мире).
 Федеральными законами «О континентальном шельфе РФ» и «Об исклю­чительной экономической зоне РФ» предусмотрены и другие виды пользова­ния животным миром - товарное выращивание, искусственное воспроизвод­ство водных биологических ресурсов и т. д. (ст. 10 Закона о континентальном шельфе, ст. 8 Закона об исключительной экономической зоне РФ).
 
 Основания возникновения права пользования животным миром
 
 Основаниями возникновения права пользования животным миром явля­ются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия -разрешение специально уполномоченного государственного органа по охра­не, контролю и регулированию использования объектов животного мира.
 Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долго­срочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отно­шении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственнос­ти) или органа исполнительной власти субъекта РФ.
 Долгосрочная лицензия должна содержать сведения о пользователе, ви­дах, объектах, сроках, условиях пользования животным миром, границах территории, акватории, необходимой для пользования.
 Пользователь также должен заключить договор о предоставлении в поль­зование территории (акватории), необходимой для пользования животным миром с органом исполнительной власти соответствующей территории (ак­ватории).
 При наличии нескольких претендентов может проводиться конкурс.
 Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполно­моченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
 Именная разовая лицензия дает право на однократное использование животных с указанием их видов и количества, места и срока пользования.
 
 Платность пользования животным миром
 
 Право пользования животным миром является платным. Система плате­жей включает в себя:
 - плату за пользование животным миром;
 - штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
 Предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания произ­водится по лицензиям или разрешениям, определяются в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда Постановлением Правительства РФ «О плате за пользование объектами животного мира» от 29 сентября 1997 (с дополнениями от 15 ноября 1997 г.). Так, плата за добывание лося установлена в размере 5-10 минимальных размеров оплаты труда, кабана - 1-2, бобра - 0, 4-0, 9 и т. д.
 Плата за пользование животным миром поступает в бюджеты РФ и ее субъектов и расходуется на цели, связанные с охраной, воспроизводством и устойчивым использованием животного мира и среды его обитания.
 Пользователи животным миром уплачивают также сбор за выдачу лицен­зии (ст. 53 Закона о животном мире).
 Пользование животным миром может осуществляться бесплатно, если это не требует получения лицензий.
 
 Содержание права пользования животным миром
 
 Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объек­тами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, ли­цензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о живот­ном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное раз­решение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установлен­ном порядке распоряжаться объектами животного мира.
 Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязан­ности пользователя животным миром, которые составляют содержание рас­сматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъек­тов пользования.
 Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):
 - пользоваться предоставленными им объектами животного мира;
 - пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретен­ными для расселения на закрепленной территории в установленном поряд­ке, если эти объекты содержатся в полувольных условиях;
 - собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;
 - выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
 - заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на исполь­зование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
 - вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, получен­ной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реали­зовывать произведенную продукцию и изделия;
 - на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуще­ствления деятельности, связанной с пользованием животным миром;
 - предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными дейст­виями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;
 - оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользо­вателями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.
 Пользователи животным миром обязаны:
 - осуществлять только указанные в лицензии виды пользования живот­ным миром;
 - соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования жи­вотным миром;
 - применять при пользовании животным миром способы, не нарушаю­щие целостности естественных сообществ;
 - не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;
 - осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов живот­ного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
 - проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизвод­ство объектов животного мира;
 - оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
 - обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
 - применять при пользовании животным миром гуманные способы.
 
 Правовое регулирование охоты и рыболовства
 
 Наиболее важное значение в характеристике правового режима использо­вания животного мира имеет правовая регламентация охоты и рыболовства.
 Действующее охотничье законодательство признает охотой выслежива­ние с целью добычи, преследование и добычу диких зверей и птиц лицом, имеющим право на охоту.
 Нахождение в местах обитания диких зверей и птиц с оружием, собака­ми, ловчими птицами, капканами и другими орудиями охоты либо с добы­той продукцией приравнивается к охоте.
 Объектом охоты являются дикие животные в состоянии естественной свободы. Истребление домашних, сельскохозяйственных животных, а также диких животных, находящихся в неволе, рассматривается как уничтожение имущества и другие противоправные действия.
 Перечень конкретных видов животных, отнесенных к объектам охоты, исходя из их видов, численности, традиций в использовании, получаемой про­дукции, утверждается Правительством РФ. Так, в соответствии с Перечнем объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 № 1289, объектами охоты являются: волк, лисица, медведь, заяц, норка, соболь, белка, олень, гуси, ут­ки, куропатки и др.
 Различается два вида охоты - промысловая и спортивная (любительская).
 Промысловая охота представляет собой в основном профессиональную деятельность охотников-промысловиков, которая осуществляется на основе нарядов на отстрел животных или договоров с охотопромысловыми хозяйст­вами на заготовку продукции охоты (шкур, мяса, меха и т. д.).
 Спортивной или любительской охотой могут заниматься граждане, до­стигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, техни­ке безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружи­ем и уплатившие государственную пошлину в установленном размере.
 Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста (п. 14 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР с изменениями от 10 октября 1993 г.)
 Согласно Постановлению Правительства РФ «О любительской и спор­тивной охоте в РФ» от 26 июля 1993 № 728 документами, удостоверяющими право осуществления охоты служат (п. I):
 - охотничьи билеты, выдаваемые государственными органами управле­ния охотничьим хозяйством, или членские охотничьи билеты, выдаваемые общественными охотничьими организациями, с отметкой этих организаций о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, об­ращению с охотничьим оружием и об уплате государственной пошлины;
 - путевка или лицензия, выдаваемая в установленном порядке, на отст­рел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием сро­ков их отстрела(отлова) и места охоты.
 Охота допускается при наличии разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, которое выдается органами внутренних дел.
 При производстве охоты охотники должны соблюдать установленные Правилами охоты, принимаемыми органами исполнительной власти субъ­ектов РФ, требования, которые касаются норм, сроков, мест, орудий и спо­собов охоты.
 Нормы добычи (отстрела, отлова) диких животных определяются в соот­ветствии с их численностью и расчетом сохранения их поголовья.
 Охота, как правило, осуществляется в охотничьих угодьях, закрепленных за охотничьими обществами и охотничьими хозяйствами. Любительская и спортивная охота в угодьях, в которых охотничье хозяйство ведется общест­венными охотничьими организациями, другими юридическими и физичес­кими лицами, осуществляется с их разрешения, а в иных охотничьих угодь­ях - с разрешения государственных органов управления охотничьим хозяйством. В заповедниках, национальных парках, зеленых зонах городов и на других особо охраняемых территориях охота запрещена.
 Сроки охоты устанавливаются в зависимости от вида животных, условий их обитания и размножения.
 Вопросы использования орудий и средств охоты регулируются Поста­новлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира», ти­повыми правилами охоты, действующими в разных регионах, и другими нормативными актами.
 К орудиям охоты относятся ружья, капканы и другие предметы для вы­слеживания и добычи зверей и птиц. Запрещается применение орудий и способов охоты, ведущих к массовому истреблению животных; опасных для окружающей среды; с использованием бедственного положения животных (например, спасающихся от бури, наводнения, снегопада, пожара и др.), а также разорение гнезд и нор. К запрещенным предметам и приемам охо­ты, в частности, относятся: малокалиберные винтовки, боевое оружие, ядо­химикаты, устройство ловчих ям, выжигание растительности, применение автотранспортных средств, вертолетов и др.
 Охота запрещена полностью на животных, которые принадлежат к ред­ким и исчезающим видам животных, занесенных в Красную книгу. В Рос­сийской Федерации, к примеру, не допускается охота на тигра, зубра, снеж­ного барса, белого медведя, лебедя, аиста и др.
 Охотники обязаны также активно участвовать в охране животного мира и среды обитания животных, оказывать помощь в их воспроизводстве.
 Правовое регулирование рыболовства осуществляется на основе специ­альных нормативных актов, образующих рыболовное законодательство.
 Указанное законодательство относит к рыболовству не только лов рыбы, но и добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих.
 В состав рыбных запасов РФ согласно Положению об охране рыбных за­пасов и регулированию рыболовства в водоемах РСФСР входят природные запасы рыб в водоемах РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны.
 Рыболовство, как и охота, может быть промысловым (осуществляется предприятиями рыбной промышленности и другими рыбозаготовительными организациями) и спортивным или любительским. Последнее не вклю­чает в себя добывание морских млекопитающих.
 Организация указанных видов рыболовства осуществляется в соответст­вии с Положением о лицензировании промышленного рыболовства и рыбо­водства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995; Положением о лицензировании деятельности по организации спортив­ного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1995, По­становлением Правительства РФ «О правилах, сроках и перечнях разрешен­ных к применению орудий и способов добывания объектов животного мира» от 18 июля 1996, Правилами рыболовства, принимаемыми органами исполни­тельной власти субъектов РФ, и другими нормативными актами.
 Правила рыболовства предусматривают места, сроки, орудия лова, пере­чень запрещенных к лову рыб. Указаны в них и нормы лова (количество экземпляров или вес рыбы определенного вида в сутки на одного рыболова или на одну лодку).
 Спортивный и любительский лов рыбы разрешается всем гражданам сво­бодно во всех водоемах общего пользования, за исключением заповедников, национальных парков, рыбопитомников, водоемов, принадлежащих рыбо­ловным обществам, культурных рыбных хозяйств и в некоторых других мес­тах. Запрещается, в частности, лов рыбы в местах нерестилищ, у плотин и др.
 Лов рыбы разрешен с берега или с лодки ручными удочками либо спин­нингом с соблюдением установленных правил. Не разрешается применение взрывчатых и отравляющих веществ, электротока, колющих орудий, огнест­рельного оружия, сетей, неводов, багрения и т. д.
 Устанавливаются определенные сроки лова рыбы с учетом биологичес­ких особенностей воспроизводства отдельных ее видов.
 Существуют также законодательные запреты на лов рыбы особо ценных, редких или исчезающих видов, а также лицензионный порядок отлова неко­торых видов рыб.
 
 Основания прекращения права пользования животным миром
 
 Основаниями прекращения права пользования животным миром явля­ются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:
 - отказ от пользования;
 - нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на поль­зование животным миром;
 - возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов жи­вотного мира в целях их охраны;
 - использование территории, акватории для государственных нужд, ис­ключающих пользование животным миром;
 - ликвидация предприятия, организации, учреждения-пользователей животным миром.
 Право пользования животным миром прекращается путем аннулирова­ния соответствующими органами лицензии на пользование объектами жи­вотного мира.
 
 Правовая охрана животного мира
 
 Правовая охрана животного мира - это закрепленная законом система мер, направленных на сохранение биологического разнообразия и обеспече­ние устойчивого существования животного мира, а также на создание усло­вий для непрерывного использования и воспроизводства объектов животно­го мира.
 Необходимыми условиями осуществления деятельности по охране жи­вотного мира являются разработка и реализация федеральных и территори­альных государственных программ по охране животного мира и среды его обитания; ведение государственного учета, государственного кадастра и экологического мониторинга объектов животного мира.
 Пользователи животным миром обязаны ежегодно проводить учет ис­пользуемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представ­лять эти данные в компетентные государственные органы, ведущие учет и кадастр объектов животного мира. Государственный мониторинг объектов животного мира необходим для своевременного выявления изменений в со­стоянии животного мира, предупреждения и устранения последствий нега­тивных процессов и явлений в целях сохранения биологического разнообра­зия, рационального использования животного мира*.
 ________
 * Подробнее о государственном кадастре и мониторинге объектов животного мира см. гла­вы 4, 5 данного учебного пособия.
 
 Организация и осуществление указанной деятельности регламентирует­ся Постановлением Правительства РФ «О порядке ведения государственно­го учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объек­тов животного мира» от 10 ноября 1996 № 1342.
 Обязательной мерой охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, предшествующая принятию хозяйственных реше­ний, способных повлиять на животный мир и среду его обитания. Обязатель­ной государственной экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостиму­ляторы роста растений, а также материалы, обеспечивающие объемы (квоты, лимиты) изъятия объектов животного мира и проведение работ по акклимати­зации и гибридизации этих объектов. Она осуществляется государственным органом по охране окружающей природной среды при участии органов по ох­ране животного мира.
 В целях обеспечения соблюдения всеми юридическими лицами и граж­данами требований законодательства РФ о животном мире осуществляется государственный контроль органами общей и специальной компетенции (Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.), особое место среди которых занимают специализированные подраз­деления - охотничьи инспекции, рыбоохрана и др.*
 ___________
 * Постановление Правительства РФ «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного ми­ра и среды их обитания» от 19 января 1998 № 67.
 
 Должностные лица этих органов наделены широкими полномочиями при осуществлении своих контрольных функций (ст. 31 Закона о животном мире):
 - проверять у юридических лиц и граждан документы на право пользо­вания животным миром, право находиться на особо охраняемой территории (акватории) и разрешения органов внутренних дел на хранение и ношение огнестрельного оружия;
 - задерживать нарушителей законодательства о животном мире, состав­лять протоколы на совершенные ими правонарушения и доставлять указан­ных нарушителей в правоохранительные органы;
 - производить досмотр вещей и личный досмотр задержанных лиц, оста­новку и досмотр транспортных средств, проверку оружия и других орудий добывания объектов животного мира, полученной от них продукции;
 - изымать у нарушителей незаконно добытую продукцию, оружие и дру­гие орудия добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, а также соответствующие документы;
 - хранить и носить служебное огнестрельное оружие и специальные средства при исполнении служебных обязанностей;
 - применять в установленном порядке физическую силу, специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак и огнестрельное оружие.
 Во исполнение данной статьи Закона о животном мире и в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 133 были утверждены правила использования и приме­нения служебного оружия и специальных средств должностными лицами органов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государ­ственного комитета РФ по охране окружающей среды и Федеральной служ­бы лесного хозяйства России и их территориальных органов.
 Сохранение животного мира может быть достигнуто как в процессе не­посредственной охраны самих животных и их популяций, так и охраной сре­ды их обитания. Поэтому меры охраны животного мира реализуются по трем основным направлениям:
 - организация рационального использования животного мира, регули­рование численности животных и их воспроизводства;
 - сохранение видового многообразия животных (генетического фонда животных сообществ);
 - охрана среды обитания животных.
 Содержание этих направлений раскрывается применительно к следую­щим основным требованиям (мерам) охраны животного мира, закрепленным в законодательстве:
 1. Регулирование рационального использования животного мира. Оно осуществляется прежде всего путем нормирования в области охраны и ис­пользования животного мира, которое заключается в установлении лимитов (объемов, квот) использования животных, а также стандартов, норм и пра­вил их рационального использования и охраны.
 Особое значение имеет установление запретов и ограничений на исполь­зование объектов животного мира. В целях их сохранения и воспроизводст­ва определенные виды пользования или пользование отдельными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или запрещены в определенных местах или на определенные сроки (ст. 17, 21 Закона о живот­ном мире). Вопрос о реализации указанных мер был затронут в связи с рас­смотрением правового регулирования использования животного мира.
 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
 Закон устанавливает общее правило о том, что любая деятельность, вле­кущая за собой изменение среды обитания животных и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований по охране животного мира.
 В частности, при размещении, проектировании, строительстве населен­ных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенство­вании существующих и внедрении новых технологических процессов, вве­дении в хозяйственный оборот целинных земель, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса скота, туристичес­ких маршрутов и организации мест массового отдыха и т. д. должны преду­сматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания и путей миграции животных.
 При размещении и строительстве транспортных магистралей, линий эле­ктропередачи и связи, а также каналов, плотин и других гидротехнических сооружений должны осуществляться меры по сохранению путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки (ст. 22 Закона о животном мире).
 В целях охраны мест обитания редких или ценных в научном либо в хо­зяйственном отношении животных выделяются защитные участки террито­рий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуще­ствления их жизненного цикла. На них запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и порядок их про­ведения.
 На обеспечение охраны среды обитания животных от загрязнения и раз­рушения направлены также нормы земельного, лесного, водного законода­тельства, законодательства о недрах и особо охраняемых природных терри­ториях.
 3. Наиболее полное и эффективное сохранение животных сообществ мо­жет быть обеспечено в заповедниках, заказниках, национальных парках и других особо охраняемых территориях. В пределах этих территорий полностью запрещено или ограничено пользование животным миром, а также вся­кая деятельность, не совместимая с целями охраны животных.
 4. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, воспроизводство которых в естественных условиях невоз­можно, специально уполномоченные органы обязаны принимать меры по созданию необходимых условий для разведения их в неволе - в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (ст. 26 Закона о живот­ном мире). При этом лица (как юридические так и физические), которые за­нимаются содержанием и разведением животных, обязаны гуманно обра­щаться с ними, соблюдать надлежащие санитарно-ветеринарные и зоологические требования. В противном случае они могут быть привлечены к ответственности, а животные подлежат конфискации в судебном порядке.
 5. Закон «О животном мире» предусматривает специальные меры по пре­дотвращению гибели животных при осуществлении производственных процессов. Эти требования конкретизируются в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1996 № 997, которым утверждены «Требования по предот­вращению гибели объектов животного мира при осуществлении производст­венных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи». Указанные требования распространяются на сельскохозяйственную, лесохозяйственную и лесопро­мышленную деятельность, эксплуатацию транспортных магистралей и объ­ектов, линий передачи и связи, промышленные и водохозяйственные про­цессы, ирригационные и мелиоративные работы и объекты и др.
 Имеется в виду предотвращение гибели животных в результате измене­ния среды обитания и нарушения путей миграции, попадания в водозабор­ные сооружения, узлы производственного оборудования, под движущийся транспорт и сельскохозяйственные машины, а также в результате строитель­ства производственных объектов, добычи, переработки и транспортировки сырья, столкновения с проводами и действия электротока, воздействия эле­ктромагнитных полей, шума и вибрации и др.
 Так, запрещается выжигание растительности, хранение и применение ядохимикатов и удобрений без соблюдения мер по охране животных, долж­ны устанавливаться специальные предупредительные знаки или ограждения на транспортных магистралях в местах концентрации животных, предусма­триваться переходы для мигрирующих животных при строительстве трубо­проводов, не допускается применение в сельском хозяйстве технологий и механизмов, вызывающих массовую гибель животных и др.
 6. В интересах охраны животного мира в Российской Федерации издает­ся Красная книга РФ и Красные книги субъектов РФ. Они содержат сведе­ния о состоянии редких, исчезающих и находящихся под угрозой исчезно­вения видов животных и растений, о необходимых мерах по их сохранению (ст. 24 Закона о животном мире).
 Основанием для включения в Красную книгу того или иного вида живот­ных служат данные об изменении их численности, условий существования, требующие принятия срочных мер. Включение в Книгу означает повсемест­ное запрещение уничтожения, отлова, отстрела данных видов животных и разрушения среды их обитания.
 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 № 158 «О Красной книге РФ» Книга издается не реже одного раза в 10 лет, а в периоды между ее изданиями подготавливаются и распространяются пе­речни (список) животных, занесенных в Красную книгу.
 7. Законодательством регулируется добывание животных для зоологиче­ских коллекций (ст. 29 Закона о животном мире) - фондовых научных кол­лекций зоологических институтов, университетов, музеев, а также собрания чучел, препаратов и частей животных, живых коллекций зоопарков, цирков, питомников, океанариумов и др.
 Все зоологические коллекции, представляющие научную, культурную, просветительскую, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, отдельные выдающиеся экспонаты коллекций независимо от формы их собст­венности подлежат государственному учету.
 Порядок обращения с зоологическими коллекциями установлен Поста­новлением Правительства РФ от 17.07.96 «О порядке государственного уче­та, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы РФ и ввоза на ее территорию зоологических коллекции».
 8. Законом о животном мире определяются и другие вопросы, связанные с охраной животного мира - акклиматизация, переселение и гибридизация животных (ст. 25), регулирование численности животных в целях охраны здоровья и жизни людей, предотвращения ущерба народному хозяйству и природной среде (ст. 27) и др.
 
 Ответственность за нарушения законодательства о животном мире
 
 За нарушения положений законодательства, устанавливающего требова­ния по охране и рациональному использованию животного мира, может на­ступать юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.
 Перечень нарушений указанного законодательства, которые являются осно­ваниями для ее применения, содержится в ст. 55, 58 Закона о животном мире:
 - незаконные сделки, нарушающие право государственной собственно­сти на животный мир;
 - нарушение порядка осуществления пользования животным миром (включая самовольную переуступку права пользования животным миром, самовольное пользование объектами животного мира);
 - незаконный ввоз в РФ животных и растений, признанных наносящи­ми ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги;
 - нарушение правил охраны среды обитания животных;
 - нарушение правил создания зоологических коллекций и торговли ими;
 - самовольная переселение, акклиматизация и скрещивание объектов животного мира;
 - нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинивший ущерб животному миру;
 - уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения объек­тов животного мира или совершение иных действий, которые могут привес­ти к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания ука­занных объектов животного мира;
 - нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществле­ния других видов пользования животным миром;
 - нарушение правил китобойного промысла;
 - ввоз в РФ и вывоз за ее пределы объектов животного мира, их продук­тов и частей без соответствующего разрешения;
 - нарушение требований по предотвращению гибели объектов животно­го мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транс­портных средств;
 - нарушение режима охраны объектов животного мира в заповедниках, за­казниках, национальных парках и на других особо охраняемых территориях;
 - нарушение установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животно­го мира из среды их обитания и др.
 Указанные виды нарушений влекут за собой наступление администра­тивной ответственности в виде штрафа в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 48(1), 84(1)-86).

<< Пред.           стр. 6 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу