<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Постановлением Правительства РФ «О минимальных ставках платы за дре­весину, отпускаемую на корню» от 19 сентября 1997 № 1199.
 
 Основания возникновения права лесопользования
 В соответствии с Лесным кодексом РФ основаниями возникновения права лесопользования являются:
 - акты государственных органов (лесорубочный билет (ордер) или лес­ной билет);
 - договоры (аренды, концессии, безвозмездного пользования, установ­ления лесного сервитута);
 - судебные решения (в случае спора о праве лесопользования);
 - иные (например, протокол лесного аукциона) (ст. 23 ЛК РФ).
 Право лесопользования может также переходить от одних лиц к другим (кроме концессии):
 - в порядке правопреемства - при реорганизации юридических лиц, на­следовании собственности граждан и др.;
 - по договору лесопользователя с другим лицом, не являющимся его правопреемником, в случаях и порядке, установленных законодательством и с согласия собственника лесного фонда.
 Независимо от вида предоставляемых юридических прав осуществление лесопользования допускается только на основании специальных разреши­тельных документов - лесорубочного билета (ордера) или (и) лесного биле­та (ст. 42 ЛК РФ).
 Лесорубочный и лесной билеты выдаются лесопользователю при кратко­срочном пользовании лесным фондом (на срок до 1 года), а также ежегодно - на осуществление видов лесопользования, указанных в договорах аренды, концессии, безвозмездного пользования.
 Эти документы предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (раз­мере) и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет дает право его владельцу на заготовку и вывозку древесины, живицы и второсте­пенных лесных ресурсов. В нем определяется место нахождения участка лесного фонда, количественная и качественная характеристика отпускае­мых лесных ресурсов, их стоимость, сроки работ, условия и способы восста­новления лесов и очистки мест рубок.
 Лесорубочный билет выдается лесхозом, а лесорубочный ордер - лесниче­ством на мелкий отпуск древесины на корню и второстепенных лесных ресур­сов. Лесной билет дает право на проведение побочных лесных пользований (выдается лесничеством на один сезон), а также других видов пользования, кроме предоставляемых по лесорубочному билету (выдается лесхозом).
 Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета могут быть договоры аренды, концессии, безвозмездного пользования, а также протокол лесного аукциона или решение органа власти субъекта РФ.
 
 Порядок предоставления права лесопользования
 
 Участки лесного фонда предоставляются в пользование в порядке пря­мых переговоров, лесных торгов или конкурсов.
 Конкретные основания и порядок возникновения отдельных прав поль­зования участками лесного фонда обусловлены целью лесопользования, его субъектами, сроками и другими обстоятельствами, указанными в законе.
 Аренда участков лесного фонда регулируется Лесным кодексом РФ (ст. 31-35), Положением об аренде участков лесного фонда РФ и другими нормативными актами.
 Предоставление участков лесного фонда в аренду осуществляется на ос­новании решений органов государственной власти субъекта РФ (принимае­мых по представлению органов лесного хозяйства) или по результатам лес­ных конкурсов.
 Без проведения лесных конкурсов (на основании решения органа госу­дарственной власти субъекта РФ) леса предоставляются в аренду на срок от 1 года до 5 лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощно­сти для этого, а также гражданам. Заинтересованные граждане и юридичес­кие лица подают для этого документы (заявление и др.) в лесхоз.
 На основании решения органа государственной власти или протокола о результатах лесного конкурса заключается договор аренды участка лесного фронда.
 По договору аренды участка лесного фонда лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством (арендодатель) обязуется предоставить лесопользователю (арендатору) участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
 Добытые в соответствии с договором аренды участка лесного фонда лес­ные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.
 Субаренда, то есть передача арендатором по договору права аренды уча­стка лесного фонда другому лицу, а также выкуп арендованных участков лесного фонда запрещаются.
 Договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации.
 Передача участков лесного фонда в концессию осуществляется на осно­вании договора концессии, который заключается по результатам проведения лесного конкурса или аукциона (ст. 37- 41 ЛК РФ).
 Участки лесного фонда, передаваемые в концессию, выставляются на конкурс или аукцион Правительством РФ по согласованию с органом госу­дарственной власти соответствующего субъекта РФ.
 Сторонами договора концессии являются Правительство РФ или упол­номоченный им федеральный орган исполнительной власти и лица, призна­ваемые в соответствии с законодательством РФ инвесторами. По договору концессии участка лесного фонда одна сторона обязуется предоставить дру­гой стороне на срок от 1года до 49 лет право возмездного пользования на оп­ределенных условиях лесными ресурсами на соответствующем участке лес­ного фонда.
 По договору концессии предоставляются в пользование участки лесного фонда, как правило, не освоенные, без сложившейся инфраструктуры и тре­бующие значительных средств для вовлечения этих участков в эксплуата­цию. Поэтому в договоре концессии предусматриваются обязанности инве­стора, в частности, по строительству и содержанию дорог и других объектов инфраструктуры.
 Договор концессии, также как и договор аренды, считается заключен­ным с момента его государственной регистрации.
 Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное поль­зование регулируется Лесным кодексом РФ и Положением о предоставле­нии участков лесного фонда в безвозмездное пользование.
 Безвозмездное пользование лесами осуществляется в соответствии с до­говором, по которому лесхоз обязуется предоставить лесопользователю уча­сток лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до 49 лет для осу­ществления одного или нескольких видов лесопользования (ст. 36 ЛК РФ).
 Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решений органов государственной власти субъектов РФ, прини­маемых по представлению территориальных органов управления лесным хо­зяйством.
 Договор безвозмездного пользования также подлежит государственной регистрации.
 Следует отметить, что во всех случаях заключения рассмотренных выше договоров (аренды, концессии, безвозмездного пользования) права лесо­пользования возникают лишь с момента получения лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
 Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование (на срок до 1 года) по результатам лесного аукциона или на основании ре­шения органа государственной власти субъекта РФ.
 В последнем случае (без проведения аукциона) леса передаются в поль­зование для удовлетворения потребностей образовательных бюджетных уч­реждений, сельскохозяйственных организаций и населения.
 При проведении лесных аукционов лицо, выигравшее его, и организатор аукциона (лесхоз) подписывают протокол о результатах лесного аукциона, который имеет силу договора.
 Предоставление участков лесного фонда в краткосрочное пользование производится посредством выдачи лесорубочного билета, ордера или лесно­го билета (ст. 43 ЛК РФ).
 Лесной кодекс РФ 1997 г. впервые вводит понятие лесного сервитута. Он представляет собой право ограниченного пользования участком лесного фонда для конкретных хозяйственных и иных целей.
 Лесные сервитута могут быть публичными и частными (ст. 21 ЛК РФ).
 Публичный сервитут - это право граждан свободно пребывать в лесах, которое представляет собой не что иное, как право общего лесопользования, рассмотренное выше.
 Частный лесной сервитут означает право ограниченного пользования участками лесного фонда, находящимися в пользовании других лиц, то есть ограничение права лесопользования граждан и организаций в пользу иных заинтересованных лиц.
 Публичный сервитут возникает из закона (ст. 21, 86 ЛК РФ), а частный -на основании договора или судебного решения (в случае спора), а также ак­тов государственных органов.
 
 Основания прекращения права лесопользования
 
 Право лесопользования прекращается при наступлении оснований, пре­дусмотренных лесным законодательством:
 - при отказе лесопользователя от прав пользования;
 - по истечении срока пользования;
 - при прекращении деятельности юридического лица-лесопользователя или смерти гражданина-лесопользователя;
 Принудительное прекращение права лесопользования возможно только в случаях:
 - систематического (более двух раз) нарушения лесопользователем лес­ного законодательства;
 - аварий, стихийных бедствий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер;
 - систематического или более трех месяцев в течение года невнесения лесопользователем платежей за пользование лесным фондом;
 - нарушения лесопользователем установленных правил пользования участками лесного фонда или условий, предусмотренных лесорубочным би­летом, ордером, лесным билетом;
 - невыполнения лесопользователем лесовосстановительных и противо­пожарных работ, а также несоблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
 - изъятия участка лесного фонда для государственных нужд (ст. 28 ЛК РФ).
 Прекращение права лесопользования производится путем расторжения соответствующих договоров пользования лесами (аренды, концессии, без­возмездного пользования), аннулирования лесорубочных билетов, ордеров, лесных билетов.
 Вместе с тем закон предусматривает и случаи временного ограничения или приостановления прав пользования лесами при нарушении лесопользователями требований лесного законодательства или невыполнении условий лесорубочного билета, ордера или лесного билета в целях обеспечения раци­онального использования и охраны лесов, защиты конституционного строя, обеспечения безопасности и обороны, охраны здоровья населения и окру­жающей природной среды, историко-культурного и природного наследия, прав граждан.
 Если обстоятельства, вызвавшие ограничение или принудительное пре­кращение права лесопользования, устранены, оно восстанавливается в пол­ном объеме.
 В то же время ограничение, приостановление или принудительное пре­кращение права лесопользования не освобождает лесопользователя от юри­дической ответственности за нарушение лесного законодательства.
 
 Разрешение споров о праве лесопользования
 
 Защита нарушенных или оспариваемых прав пользования лесами, в том числе обжалование решений компетентных государственных органов об ограничении, приостановлении или прекращении прав лесопользования, а также разрешение споров в области охраны, защиты и воспроизводства ле­сов осуществляются в судебном порядке.
 В административном порядке споры в области использования и охраны лесов рассматриваются только в случаях, прямо предусмотренных законом.
 
 Правовая охрана лесов
 
 Предусмотренная лесным законодательством система мер, направлен­ных на организацию рационального использования и воспроизводство ле­сов, их охрану от загрязнения, истощения и уничтожения, защиту от пожа­ров, вредителей и болезней, образует понятие правовой охраны лесов.
 Охрана и защита лесов осуществляется лесхозами, государственной лес­ной охраной, базами авиационной охраны лесов и другими организациями лесного хозяйства. Она проводится наземными и авиационными методами.
 Экологические требования и меры, входящие в содержание правовой ох­раны лесов, адресованы всем субъектам: организациям, ведущим лесное хо­зяйство, лесопользователям и тем предприятиям, организациям и учрежде­ниям, деятельность которых оказывает влияние на состояние лесов.
 К числу важнейших организационно-правовых мер, осуществляемых с целью охраны и защиты лесов, относятся учет и ведение лесного кадастра, мониторинг лесов, разработка и осуществление государственных федераль­ных программ, связанных с развитием лесного хозяйства и лесопромышлен­ного комплекса страны, а также государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и воспроизводством лесов*.
 ________
 * См. Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее тер­риториальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Постанов­лением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544.
 
 Первостепенное значение для охраны лесов имеют основные требования, предъявляемые к ведению лесного хозяйства. На организации, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), возлагаются функции по учету лесного фонда, организа­ции рационального и целевого его использования, контролю за проведением работ, выполняемых лесопользователями, пресечению нарушений норм и пра­вил лесопользования, по противопожарному и санитарному обустройству тер­ритории лесного фонда. Они должны осуществлять уход за лесом, мероприятия по улучшению породного состава и качества лесов, по восстановлению лесов и лесоразведению, борьбе с вредителями и болезнями леса*.
 ________
 * Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постанов­лением Правительства РФ от 10 февраля 1998 № 173.
 
 В системе органов управления лесным хозяйством в целях осуществления деятельности по обеспечению сохранения экологического и биологического потенциала лесов, соблюдения правил использования, воспроизводства, охра­ны и защиты лесов организована специальная служба - государственная лес­ная охрана. Она наделена полномочиями по предупреждению и пресечению правонарушений на территории лесного фонда, имеет право налагать админи­стративные штрафы на должностных лиц и граждан, предъявлять иски о воз­мещении причиненного лесному хозяйству ущерба, направлять материалы в соответствующие государственные органы о привлечении виновных лиц к дисциплинарной и уголовной ответственности**.
 ________
 ** Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постановлением Пра­вительства РФ от 27 июля 1998 № 850.
 
 Важную роль в охране лесов играет выполнение лесопользователями ус­тановленных для них законом обязанностей, входящих в содержание права лесопользования, рассмотренного выше.
 Что касается граждан и юридических лиц, деятельность которых может оказать или оказывает негативное воздействие на состояние лесов, то на них возложена законом обязанность проводить согласованные с органами уп­равления лесным хозяйством и органами власти субъектов РФ технологиче­ские, санитарные и иные мероприятия по охране и защите лесов.
 Требования законодательства об охране окружающей природной среды, предусматривающие необходимость обеспечения производственных объек­тов очистными сооружениями и устройствами, служат предотвращению вредного воздействия на леса сточных вод, химических веществ, промыш­ленных и коммунально-бытовых выбросов и отходов.
 Места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроизводст­во лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы.
 Проведение в лесном фонде строительных работ, добыча полезных иско­паемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, произво­дятся на основании разрешения лесхоза. Способы, которые применяются при осуществлении указанных работ, не должны ухудшать состояние лесно­го фонда, воспроизводство лесов.
 В случае, если предприятия и организации проводят работы, отрицатель­но влияющие на состояние или воспроизводство лесов, не обеспечивают ох­рану лесов от пожаров, такие работы могут быть приостановлены или запре­щены впредь до устранения причин этих действий.
 Основополагающее значение для рационального использования и охра­ны лесов имеет распределение их по группам и установление свойственного каждой из них режима рубок и правил охраны.
 Законодательство предусматривает приоритет особо охраняемых лесов первой группы - лесов заповедников, охранных зон, особо ценных лесных массивов, запретных лесных .полос и других, правовой режим которых ха­рактеризуется тем, что они в первую очередь используются по основному назначению, отвечающему их защитным и санитарным функциям. В этих лесах запрещены рубки деревьев, за исключением санитарных рубок и рубок ухода за лесом, устанавливается повышенная ответственность за нарушение правил их использования и охраны(ст. 114 ЛК РФ).
 В других лесах производится заготовка древесины и иные виды пользо­вания, которые должны осуществляться с соблюдением принципов непре­рывного, неистощительного и рационального лесопользования, требований по сохранению и усилению средообразующих, водоохранных и защитных функций лесов, обеспечению условий для их воспроизводства, а также науч­но обоснованных норм лесопользования.
 Это предполагает установление и соблюдение правил заготовки древесины и осуществления других пользований, борьбу с незаконным пользованием и нарушением его порядка, защиту лесов от пожаров, вредителей и болезней.
 Заготовка древесины производится в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ и должна осуществляться согласно научно обоснованной норме рубки леса, которая предполагает, что объем рубок леса и заготовки древесины, используемой для нужд экономики и населения, уста­навливается с учетом ежегодного прироста леса. Этот объем определяется пу­тем утверждения государственными органами управления лесным хозяйством расчетной лесосеки для каждого предприятия, ведущего лесное хозяйство и заготовку древесины, а также по административно-территориальным едини­цам или зонам лесопользования (ст. 62 ЛК РФ). Превышение установленного объема заготовки древесины запрещается законом.
 Реализация принципа неистощительного лесопользования обеспечива­ется и путем проведения работ по воспроизводству лесов. Они осуществля­ются на площадях, ранее бывших покрытыми лесом (вырубки, гари и др.) или предназначенных для разведения лесов на нелесных землях. Обязанно­сти по лесовоспроизводству и лесоразведению возложены как на организа­ции, ведущие лесное хозяйство (лесхозы), так и на самих лесопользователей (ст. 89, 90 ЛК РФ).
 Одно из наиболее важных направлений в обеспечении охраны и защиты лесов - борьба с лесными пожарами.
 В связи с этим законодательством установлены специальные правила по­жарной безопасности в лесах*. Они запрещают совершение в лесу действий, создающих реальную угрозу возникновения и распространения пожаров, а также регламентируют проведение лесных противопожарных мероприятий для организаций, производящих работы в лесах или вблизи лесных массивов.
 ________
 * См. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1993 № 886.
 
 Правила пожарной безопасности обязательны для всех юридических лиц и граждан. Так, гражданам не разрешается бросать в лесу горящие окурки, разводить костры в местах с подсохшей травой, в торфяниках, под кронами деревьев и т. д. В случае обнаружения лесного пожара необходимо немед­ленно принять меры по его тушению, а при невозможности потушить пожар своими силами сообщить о нем работникам лесного хозяйства, милиции или местного органа власти.
 Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки.
 Государственный пожарный надзор в лесном фонде и не входящих в не­го лесах осуществляется государственной лесной охраной. Для защиты лесов от пожаров может использоваться авиационная охрана, осуществляемая спе­циализированными организациями Федеральной службы лесного хозяйства России.
 Помимо пожарной безопасности органы лесного хозяйства и лесопользователи обязаны обеспечивать защиту лесов от вредителей и болезней, что достигается путем систематического слежения за состоянием лесов, своевре­менного выявления очагов вредителей и болезней, их локализацией и лик­видацией. Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней регла­ментируются специальными санитарными правилами (ст. 98 ЛК РФ).
 
 Ответственность за нарушения лесного законодательства
 
 Нарушение установленных законом правил и норм по рациональному использованию и охране лесов влечет за собой юридическую ответствен­ность - уголовную, административную, гражданско-правовую и иную.
 Новый Лесной кодекс РФ не содержит перечня лесонарушений. Его нор­мы, посвященные ответственности, имеют отсылочный характер: в соответст­вии со ст. 110 и 111 лица, виновные в нарушениях лесного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
 Административная ответственность за лесонарушения предусмотрена Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 61-76).
 Административному взысканию в виде штрафа подвергаются лица, ви­новные в:
 - нарушении установленного порядка использования лесосечного фон­да, заготовки и вывозки древесины, заготовки живицы;
 - незаконной порубке и повреждении деревьев и кустарников;
 - осуществлении лесных пользований не в соответствии с целями или требованиями, предусмотренными в лесорубочном билете (ордере) или в лесном билете;
 - нарушении правил восстановления и улучшения лесов;
 - самовольном сенокошении и пастьбе скота, самовольном сборе дико­растущих плодов, орехов, ягод, грибов;
 - незаконном использовании земель лесного фонда;
 - засорении лесов бытовыми отходами и отбросами;
 - вводе в эксплуатацию производственных объектов без устройств, пре­дотвращающих вредное влияние на леса;
 - повреждение леса сточными водами, химическими веществами, вред­ными выбросами, отходами и отбросами;
 - уничтожении полезной для леса фауны;
 - нарушении требований пожарной безопасности и др.
 Административная ответственность установлена также за нарушение права государственной собственности на леса - самовольную переуступку права лесопользования, совершение других незаконных сделок (ст. 48 КоАП РСФСР).
 Штрафы за эти правонарушения налагаются должностными лицами фе­дерального органа управления лесным хозяйством и его территориальных органов.
 Уголовная ответственность наступает по нормам Уголовного кодекса РФ, который содержит несколько составов экологических преступлений в сфере использования и охраны лесов:
 - незаконная порубка, а равно повреждение до степени прекращения роста деревьев, кустарников и лиан (ст. 260);
 - уничтожение или повреждение лесов в результате неосторожного об­ращения с огнем или иными источниками повышенной опасности (ч. 1 ст. 261);
 - уничтожение или повреждение лесов путем поджога, иным общеопас­ным способом либо в результате загрязнения вредными веществами, отхода­ми, выбросами или отбросами (ч. 2 ст. 261).
 Таким образом, за отдельные виды правонарушений может наступить уголовная или административная ответственность, что определяется в зави­симости от размера ущерба, причиненного лесонарушением или другими признаками, предусмотренными законом.
 Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 № 14 в случае незакон­ной порубки разграничение экологического преступления и административ­ного правонарушения проводится по предмету: состав преступления, преду­смотренный ч. 1 ст. 260 УК РФ, образует незаконная порубка деревьев, кустарников и лиан в лесах первой группы, в особо защитных участках ле­сов всех групп либо не входящих в лесной фонд или запрещенных к поруб­ке, если эти деяния совершены в значительном размере (п. 13).
 Наряду с административной и уголовной ответственностью к правонару­шителям применяется гражданско-правовая (материальная) ответствен­ность.
 Сделки с участками лесного фонда - купля-продажа, дарение, залог, са­мовольный обмен участков лесного фонда - признаются недействительны­ми со всеми юридическими последствиями, предусмотренными граждан­ским законодательством применительно к недействительным сделкам (ст. 167-169 Гражданского кодекса РФ).
 Граждане и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам (ст. 111 ЛК РФ). Разме­ры и порядок возмещения ущерба определяются специальными норматив­ными актами, в частности, Постановлением Правительства РФ «Об утверж­дении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах РФ и такс для исчисления размера взы­сканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного за­конодательства, в лесах Российской Федерации» от 5 февраля 1992 № 67.
 В виде неустойки гражданско-правовая ответственность применяется за нарушение правил заготовки и вывозки древесины, живицы, второстепен­ных лесных ресурсов, а в виде такс - при незаконной порубке, уничтожении или повреждении деревьев, кустарников, других лесных культур, наруше­нии правил осуществления побочных пользований. Такса представляет со­бой условную денежную сумму за единицу незаконно добытой продукции, поврежденных или уничтоженных лесных культур. Размер ее зависит от группы лесов, возраста, породы деревьев и кустарников.
 Древесина и иная незаконно добытая продукция, заготовленные без со­ответствующих разрешительных документов, подлежат изъятию в установ­ленном законом порядке и передаче органам местного самоуправления. При невозможности изъятия незаконно добытой продукции взыскивается ее сто­имость.
 
 Глава 10. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ВОД
 
 Правовое регулирование водных отношений
 
 Воды как часть окружающей природной сре­ды - незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнеде­ятельности людей, экономического, социально­го и экологического благополучия общества.
 Воды представляют собой возобновимый, но ограниченный и уязвимый природный ресурс, поэтому экологическое законодательство регу­лирует их рациональное использование и всесто­роннюю охрану.
 Предметом правового регулирования явля­ются водные отношения, то есть отношения в об­ласти использования и охраны водных объектов.
 Водным объектом признается сосредоточе­ние вод на поверхности суши в формах ее релье­фа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.
 Что же касается воды как химического соеди­нения, находящегося в окружающей среде и не сосредоточенной в водных объектах или изъятой из них, то отношения по поводу нее регулируют­ся не экологическим, а гражданским и другими отраслями законодательства РФ.
 Законодательство, регулирующее водные от­ношения (водное законодательство), базируется на нормах Конституции РФ и состоит из Водного кодекса РФ 1995 г. и других нормативных актов РФ и ее субъектов. К числу наиболее важных сре­ди них относятся Федеральные Законы «О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне РФ» 1998 г., «Об исключительной экономической зоне РФ» 1998 г., «Об охране озера Байкал» 1999 г., «О плате за пользование водными объектами» 1998 г., Положение об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 № 716, Положение о водоохранных зонах водных объек­тов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное Постановлением Пра­вительства РФ от 23 ноября 1996 № 1404, Правила предоставления в пользо­вание водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные Постановле­нием Правительства РФ от 3 апреля 1997 № 383, и др.
 
 Понятие и состав водного фонда
 
 Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законо­дательством, подразделяются на несколько видов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков (ст. 7-19 Водного ко­декса РФ):
 - поверхностные водные объекты. Они состоят из поверхностных вод и земель, покрытых ими и сопряженных с ними (дна и берегов). Это поверх­ностные водотоки (реки, ручьи, каналы), поверхностные водоемы (озера, водохранилища, болота и пруды), а также ледники и снежники (естествен­ные и постоянно сохраняющиеся скопления льда и снега);
 - внутренние морские воды (моря, заливы, проливы и др.);
 - территориальное море РФ (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль в соответствии с нормами международного права);
 - подземные водные объекты (бассейны подземных вод, водоносные го­ризонты, месторождения подземных вод, естественные выходы подземных вод).
 Совокупность всех перечисленных водных объектов в пределах террито­рии РФ, включенных или подлежащих включению в водный кадастр, обра­зует водный фонд РФ.
 
 Право собственности и другие права на водные объекты
 
 В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации признают­ся государственная, муниципальная и частная формы собственности на при­родные ресурсы.
 Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью (ст. 34, 35 ВК РФ).
 Муниципальная и частная собственность допускается только на обособ­ленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водо­ем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объ­ектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным зако­нодательством.
 Обособленные водные объекты принадлежат на праве собственности му­ниципальным образованиям (городским и сельским поселениям), гражда­нам и юридическим лицам. Отношения по их использованию и охране регу­лируются гражданским и земельным законодательством и лишь в части, не урегулированной ими, - водным законодательством.
 Субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация и субъекты РФ. Водный объект не может находиться одновре­менно в собственности нескольких субъектов права государственной собст­венности и не подлежит передаче в собственность муниципальным образо­ваниям, гражданам и юридическим лицам (ст. 33, 35 ВК РФ).
 От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы испол­нительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и ох­раной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его терри­ториальные органы.
 В федеральной собственности находятся:
  - поверхностные и подземные водные объекты, расположенные на тер­ритории двух и более субъектов РФ;
 - водные объекты, необходимые для обеспечения нужд обороны, безо­пасности, федерального транспорта, федеральных энергетических систем и иных федеральных государственных нужд;
 - водные объекты, являющиеся особо охраняемыми природными терри­ториями федерального значения;
 - трансграничные (пограничные) водные объекты;
 - территориальное море РФ;
 - иные водные объекты по согласованию с субъектами РФ.
 Содержание права собственности на водные объекты определяется граждан­ским законодательством РФ, если иное не установлено водным законодатель­ством. Это обусловлено естественными особенностями такого природного ре­сурса как воды в качестве объекта права собственности. В частности, в ст. 31 Водного кодекса РФ подчеркивается, что понятие владения неприменимо во всей полноте к водным объектам, поскольку сосредоточенная в них вода нахо­дится в состоянии непрерывного движения и водообмена. Вместе с тем измене­ние русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект (ст. 34 ВК РФ).
  Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут по­влечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к дру­гому могут переходить только права пользования водными объектами в слу­чаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность зе­мельных участков, на которых они находятся.
 Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):
 - право долгосрочного пользования;
 - право краткосрочного пользования;
 - право ограниченного пользования (водный сервитут).
 В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.
 Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объек­том для определенной цели: забора воды без применения технических со­оружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в каче­стве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).
 Водные сервитуты могут быть публичными и частными.
 Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедо­ступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.
 Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Вод­ного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользова­ния, реализуемым по отношению к водным объектам.
 
 Понятие и виды права водопользования
 
 Право водопользования как важнейший институт водного права пред­ставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и ус­ловия использования водных объектов, права и обязанности водопользова­телей.
 В субъективном смысле право водопользования - это совокупность кон­кретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.
 Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.
 Объектом права водопользования являются водные объекты или их час­ти (ст. 7 ВК РФ).
 Водное законодательство классифицирует право водопользования на не­сколько видов с различным правовым режимом.
 В зависимости от хозяйственной цели использования водных объектов (по целевому назначению) выделяются следующие виды водопользования: для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; промышленности и энергетики; сельского хозяйства; лесного хозяйства, лесосплава; здравоо­хранения; строительства; пожарной безопасности; рыбного хозяйства; охот­ничьего хозяйства и иных целей. При этом закон устанавливает приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водопользования, предусматривая пер­воочередность удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, особые требования к качеству вод, предназначенных для этих целей.
 Согласно ст. 133 ВК РФ для питьевого и хозяйственно-бытового водо­снабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Пригодность их для данного водоснабжения определяется государственным органом санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к источникам питьево­го водоснабжения должно осуществляться с учетом его надежности и воз­можности организации зон и округов его санитарной охраны.
 Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, для иных целей вообще не допускается, кроме исключи­тельных случаев.
 Применительно к способам пользования водными объектами различают­ся общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуще­ствляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких соору­жений и устройств.
 Типичными случаями общего водопользования являются забор воды от­дельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водо­емов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плава­тельных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных ор­ганов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.
 Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах об­щего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, на­ходящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся вод­ные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).
 Общее водопользование на обособленных водных объектах, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, может осуществляться только при условии регистрации данного ограничения права собственности на обо­собленные водные объекты и выплаты вознаграждения собственнику. При этом обособленные водные объекты, принадлежащие субъектам на праве му­ниципальной и частной собственности, могут использоваться как объекты об­щего водопользования лишь на условиях, установленных собственниками по согласованию с органом управления водным фондом. Собственник обособ­ленного водного объекта обязан объявить об условиях общего водопользова­ния или о его запрещении (ст. 88 ВК РФ).
 Специальное водопользование с применением различных технических средств (плотин, насосных станций, шлюзов и т. д.) осуществляется в уста­новленном законом порядке на основе разрешений, выдаваемых государст­венными органами управления использованием и охраной водного фонда после согласования с органами, производящими санитарный надзор, охрану рыбных запасов и другими заинтересованными организациями.
 Перечень видов специального водопользования утверждается Министер­ством природных ресурсов РФ.
 Использование водных объектов может осуществляться с изъятием (за­бор воды) либо без изъятия (сброс, использование в качестве водных путей и др.) водных ресурсов.
 Водные объекты могут предоставляться для удовлетворения одной или нескольких целей как одному, так и нескольким субъектам. В последнем случае имеет место так называемое совместное водопользование. Совмест­ное (комплексное) водопользование - наиболее распространенный вид во­допользования. В соответствии со ст. 76 ВК РФ государственными органами управления использованием и охраной водного фонда разрабатываются схе­мы комплексного использования и охраны водных ресурсов.
 Для обеспечения нужд обороны, федерального транспорта, федеральных энергетических систем, а также иных государственных и муниципальных нужд водные объекты, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться в особое пользование по решению Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 87 ВК РФ).
 
 Сроки пользования водными объектами
 
 Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, предо­ставляются гражданам и юридическим лицам в долгосрочное и краткосроч­ное пользование в зависимости от целей использования, ресурсного потен­циала и экологического состояния водных объектов.
 Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до 3 лет, а долгосрочного - на срок от 3 до 25 лет.
 Право пользования водным объектом может быть продлено по инициа­тиве водопользователя в установленном законом порядке (ст. 42 ВК РФ).
 
 Платность водопользования
 
 Основным принципом экономического регулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов является плат­ность водопользования.
 Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, регу­лируется Водным кодексом РФ, федеральным Законом «О плате за пользо­вание водными объектами» 1998 г., а также Постановлением Правительства РФ «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за поль­зование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономиче­ским районам» от 22 июля 1998 № 818 и другими нормативными актами.
 Граждане и юридические лица, имеющие лицензию на право водополь­зования, вносят:
 - плату за пользование водными объектами (водный налог);
 - плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.
 
 Содержание права водопользования
 
 Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Вмешательство со стороны органов исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с ис­пользованием водных объектов, запрещается, кроме случаев, установленных законом.
 Содержание права водопользования образуют права и обязанности субъ­екта по владению и пользованию предоставленным ему водным объектом. К числу наиболее общих из них относятся следующие.
 Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователи имеют право:
 - осуществлять водопользование в соответствии с водным законодатель­ством;
 - получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;
 - осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.
 Вместе с тем водопользователи обязаны:
 - рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и тре­бования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользо­вания водным объектом;
 - не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нане­сения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;
 - не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесе­ния ущерба хозяйственным и иным объектам;
 - содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и дру­гие водохозяйственные сооружения;
 - информировать в установленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние вод­ных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупрежде­нию и устранению;
 - выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;
 - вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систе­матические наблюдения за водными объектами;
 - своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;
 - соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;
 - выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законода­тельством.
 
 Основания возникновения права водопользования
 
 Основаниями возникновения права водопользования являются юридиче­ские факты. В соответствии с водным законодательством к ним относятся:
 - лицензии на водопользование;
 - договоры пользования водными объектами;
 - решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о предоставлении водного объекта в особое пользование (ст. 91 ВК РФ).
 Согласно водному законодательству водные объекты предоставляются в пользование на основании специальных разрешений компетентных госу­дарственных органов - лицензий на водопользование. Все виды специально­го водопользования осуществляются только при наличии лицензии.
 Лицензия на водопользование представляет собой акт государственного органа управления использованием и охраной водного фонда, который со­держит (в зависимости от способов и целей использования водных объектов): сведения о водном объекте, о водопользователе, водопотребителях, указания на способы и цели использования водного объекта, указание про­странственных границ (координат) водного объекта или его части, мест за­бора (сброса) воды, сведения о лимитах водопотребления, сроки действия лицензии, требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды и др. (ст. 48, 49 ВК РФ).
 Передача права пользования водным объектом от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ, осуществляется на основании распоря­дительной лицензии.
 Лицензирование водопользования, то есть оформление, выдача и регис­трация лицензий, осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.
 Порядок выдачи и оформления лицензий установлен Правилами предо­ставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выда­чи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии. Лицензия на водопользование и распорядительная лицензия вступает в силу только после ее регистрации (п. 42 Правил).
 Получения лицензии на водопользование не требуется при осуществ­лении:
 - общего водопользования;
 - использования водных объектов для плавания на маломерных судах;
 - разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
 - водопользования для пожарных нужд;
 - забора воды из одиночных скважин и колодцев с применением быто­вых насосов, обустроенных владельцами земельных участков, при использо­вании первого от поверхности водоносного горизонта, если он не использу­ется для централизованного водоснабжения;
 - пользования обособленными водными объектами (п. 5 Правил).
 В то же время новый Водный кодекс РФ предусматривает обязательное заключение договоров пользования водными объектами.
 Договором пользования водным объектом признается соглашение орга­на исполнительной власти субъекта РФ с водопользователем о порядке ис­пользования и охраны водного объекта или его части.
 Договор пользования водным объектом должен заключаться на основа­нии и в соответствии с лицензией. В случае противоречия договора услови­ям лицензии на водопользование указанный договор признается недействи­тельным. После выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом явля­ется обязательным.
 Договоры пользования водными объектами могут заключаться в следую­щих видах:
 - договор краткосрочного пользования водным объектом;
 - договор долгосрочного пользования водным объектом;
 - договор установления частного водного сервитута.
 Последний вид договора заключается между водопользователем и лицом, в пользу которого ограничивается право пользования водным объектом, то есть устанавливается частный водный сервитут.
 К договорам пользования водными объектами применяются нормы гражданского законодательства о сделках, договорах и аренде, если иное не установлено водным кодексом.
 Права пользования водными объектами возникают с момента регистра­ции соответствующего договора государственным органом управления вод­ным фондом в государственном реестре договоров. Отказ в регистрации до­пускается только при несоответствии договора условиям лицензии или водному законодательству (ст. 46, 59 ВК РФ).
 Право особого водопользования приобретается на основании решения Правительства РФ или органов исполнительной власти субъектов РФ о пре­доставлении водных объектов в особое пользование, выданной на его осно­ве лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней дого­вора пользования водным объектом.
 Права на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) приобре­таются в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законода­тельством для приобретения недвижимости (земельного участка), частью которого является водоем (путем заключения сделок, договоров, наследова­ния и др.).
 Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (пуб­личный сервитут) или договором, а в случае спора - на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.
 Непосредственное предоставление водных объектов в пользование осу­ществляется путем выделения участков акватории, мест забора и сброса во­ды и другими способами (ст. 91 ВК РФ).
 Водный кодекс допускает приобретение права водопользования не толь­ко в порядке предоставления водных объектов, но и посредством перехода прав пользования водным объектом (ст. 22, 46, 52 ВК РФ).
 Права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому только в случаях, если указанные лица осуществляют водопользо­вание для собственных нужд и цели использования при переходе прав не ме­няются (ст. 47 ВК РФ). Переход прав пользования водными объектами, как указывалось выше, происходит на основании распорядительной лицензии.
 Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц.
 Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.
 
 Основания прекращения права водопользования
 
 Основаниями прекращения права водопользования являются следующие юридические факты:
 - отказ водопользователя от пользования водным объектом;
 - смерть водопользователя-гражданина или прекращение деятельности водопользователя-юридического лица;
 - прекращение особого пользования водными объектами;
 - естественное или искусственное исчезновение водных объектов;
 - истечение срока пользования водным объектом;
 - переход прав пользования водными объектами в установленном по­рядке.
 Принудительное прекращение прав пользования водными объектами возможно в случаях:
 - неиспользования водного объекта в течение трех лет;
 - неиспользования в течение одного года водных объектов, предназна­ченных для водоснабжения, при ограниченности водных ресурсов;
 - использования водных объектов не по целевому назначению;
 - возникновения необходимости использования водных объектов для государственных или муниципальных нужд;
 - несоблюдения условий и требований, установленных в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;
 - запрещения использования водных объектов.
 Право водопользования прекращается путем аннулирования лицензии на водопользование. В случае принудительного прекращения права водо­пользования лицензия аннулируется после предупреждения водопользова­теля о допущенных нарушениях водного законодательства и неустранения их в установленный срок.
 Аннулирование лицензии является основанием для расторжения догово­ра пользования водным объектом.
 Возможен и обратный порядок прекращения права водопользования, когда расторжение договора пользования водным объектом становится ос­нованием для аннулирования лицензии на водопользование (ст. 61 ВК РФ).
 

<< Пред.           стр. 5 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу