<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 Важное место в сфере правового регулирования горных отношений зани­мают Положение о порядке лицензирования пользования недрами, утверж­денное Постановлением Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 № 3314-1, Положение о государственном контроле за геологическим изучением, раци­ональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132, Положение о порядке и услови­ях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и уча­стками морского дна, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1992 № 828 и другие подзаконные нормативные акты.
 Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране недр, со­держатся также в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной сре­ды», законах о правовом режиме природных ресурсов (Земельном, Водном, Лесном кодексах и др.), а также в административном, гражданском, уголов­ном и других отраслях законодательства.
 
 Понятие и виды права пользования недрами
 
 Право пользования недрами (в объективном смысле) - это система пра­вовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и ис­пользования недр, права и обязанности недропользователей. Для субъектов недропользования это право представляет собой совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых ими в связи с предоставлением участ­ка недр в пользование.
 В зависимости от целей использования недр право недропользования может подразделяться на следующие виды:
 - для геологического изучения. Имеется в виду общее геологическое изучение (научно-исследовательские работы по получению данных о строе­нии недр, протекающих в них процессах, режиме подземных вод, прогнози­рованию землетрясений, вулканической деятельности, палеонтологические изыскания и т. д.), а также поиск и оценка месторождений полезных иско­паемых;
 - для разведки и добычи полезных ископаемых, то есть извлечения из недр минерального сырья неорганического и органического происхожде­ния, а также для использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
 - для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связан­ных с добычей полезных ископаемых (туннелей, метрополитенов, трубопро­водов, производственных объектов, хранилищ нефти и газа, захоронения от­ходов производства, сброса сточных вод и т. д.);
 - для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказ­ников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);
 - для сбора минералогических, палеонтологических и других геологиче­ских коллекционных материалов (ст. 6 Закона РФ «О недрах»).
 Пользователями недр (субъектами права недропользования) могут быть любые субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.
 Исключение составляет использование недр для добычи радиоактивного сырья и захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ - субъ­ектами такого права недропользования могут быть только государственные предприятия и организации.
 К пользователям недр или привлекаемым ими для использования недр лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией (свидетельством, дип­ломом).
 Участниками горных правоотношений могут стать и лица, не являющи­еся недропользователями. Так, граждане, выявившие признаки месторожде­ния полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минерало­гического, палеонтологического образования, представляющего научную или культурную ценность, на ранее неизвестном участке недр, вправе его за­регистрировать и получить поощрительное вознаграждение. Если открытое месторождение имеет промышленную ценность, то лицо имеет право на го­сударственное денежное вознаграждение (ст. 34 Закона РФ «О недрах»).
 Объектами права недропользования являются обособленные в установ­ленном законом порядке участки недр, предоставляемые субъектам в поль­зование.
 Они могут выступать в виде горного отвода - геометризированного бло­ка недр (в случае добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуата­ции подземных сооружений, образования особо охраняемых геологических объектов) или геологического отвода (в случае геологического изучения недр).
 В границах горного отвода получивший его субъект имеет исключитель­ное право осуществлять пользование недрами, а в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр.
 
 Сроки пользования недрами
 
 Право недропользования может быть срочным и бессрочным. Недра пре­доставляются в пользование:
 - для геологического изучения - на срок до 5 лет;
 - для добычи полезных ископаемых - на срок до 20 лет;
 - при совмещении, указанных видов пользования - на срок до 25 лет.
 Без ограничения срока недра предоставляются в пользование для строи­тельства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископа­емых, образования особо охраняемых геологических объектов и др.
 
 Основания возникновения права недропользования
 
 Предоставление недр в пользование осуществляется в соответствии с единым порядком выдачи лицензий, включающим информационную, науч­но-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление, то есть государственной системой лицензирования.
 Таким образом, основанием возникновения права недропользования яв­ляется сложный юридический состав как совокупность юридических фактов, главное место среди которых занимает лицензия - специальное разрешение компетентного государственного органа по управлению использованием и ох­раной недр.
 Лицензия представляет собой документ, удостоверяющий право ее вла­дельца на пользование участком недр в определенных границах и в соответ­ствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении заранее оговоренных условий. Лицензия необходима для получения всех ви­дов права недропользования.
 Она должна содержать: данные о пользователе, об органе, ее предоста­вившем, целевом назначении работ, границах участка недр, сроках, услови­ях платежей, уровне добычи минерального сырья и соглашение о его доле­вом распределении, требования по охране недр, окружающей среды, безопасного ведения работ, а также сведения о праве собственности на гео­логическую информацию и др.
 Порядок и основания предоставления лицензий зависят от вида недро­пользования (целей использования недр) и подробно урегулированы Поло­жением о порядке лицензирования пользования недрами.
 По общему правилу предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется через проведение конкурсов и аукционов. Основные крите­рии, которые при этом учитываются, - это научно-технический уровень представляемых на конкурсы и аукционы программ по геологическому изуче­нию и использованию недр, полнота извлечения полезных ископаемых, вклад в социально-экономическое развитие территории, сроки реализации соответ­ствующих программ, эффективность природоохранных мероприятий.
 Законодательство устанавливает антимонопольные требования при пользовании недрами (ст. 17 Закона РФ «О недрах»). Запрещаются действия, направленные на:
 - ограничение доступа к участию в конкурсе или аукционе юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами;
 - уклонение от представления лицензий победителям конкурса или аук­циона;
 - замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами;
 - дискриминацию пользователей недр, создающих конкурирующие структуры;
 - дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объ­ектам транспорта и инфраструктуры.
 По результатам конкурса или аукциона принимается совместное реше­ние органа управления государственным фондом недр и органа исполнительной власти субъекта РФ. Данное решение служит основанием для выда­чи лицензии.
 Выдача, оформление и регистрация лицензий на право пользования не­драми осуществляются государственными органами управления фондом недр.
 Для пользования недрами континентального шельфа РФ необходимо ре­шение Правительства РФ по результатам конкурса или аукциона.
 На бесконкурсной основе предоставляются недра для использования:
 - в целях захоронения радиоактивных отходов и токсичных веществ (на основании решения Правительства по согласованию с органами исполни­тельной власти субъектов РФ);
 - в порядке переоформления лицензий (при переходе права пользования к другому лицу, например, в случае реорганизации юридического лица);
 - в целях геологического изучения недр (на основании решения органа управления фондом недр по согласованию с органом исполнительной влас­ти субъекта РФ).
 Особенности порядка предоставления недр в пользование определяются также видами полезных ископаемых, добыча которых производится.
 Действующее законодательство подразделяет все полезные ископаемые на два основных вида: общераспространенные и необщераспространенные.
 Общераспространенные распределены в недрах относительно равномер­но и их месторождения встречаются повсеместно (например, песок, галька, гравий, глина, мел и др.). К необщераспространенным относятся все прочие полезные ископаемые (нефть, газ, металлические руды и др.). Эта классифи­кация имеет важное юридическое значение.
 Порядок пользования общераспространенньми полезными ископаемыми устанавливается субъектами РФ.
 Собственники, владельцы земельных участков имеют право, по своему усмотрению (свободно и бесплатно), в их границах осуществлять без приме­нения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископае­мых, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и сква­жин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником центра­лизованного водоснабжения (ст. 19 Закона РФ «О недрах»).
 Таким образом, право недропользования непосредственно вытекает из права на земельный участок. Связь указанных видов прав проявляется и в других случаях: предоставление лицензий на пользование недрами осуще­ствляется при наличии предварительного согласия органа управления зе­мельными ресурсами или собственника земель на отвод соответствующего земельного участка для целей недропользования. (ст. 11 Закона РФ «О не­драх»). Отвод земельного участка и оформление земельных прав недропользователя производятся в общем порядке, предусмотренном земельным зако­нодательством. Земельные участки, необходимые для проведения работ, связанных с геологическим изучением и использованием недр, временно или постоянно могут отчуждаться для государственных нужд с возмещением собственникам этих земельных участков их стоимости по решению орга­нов исполнительной власти.
 Следовательно, право недропользования не создает автоматически права на земельный участок, а лицензия - лишь основание для его получения. Недропользователь выступает субъектом одновременно двух самостоятельных прав - недропользования и землепользования.
 Помимо лицензии конкретные условия недропользования могут опреде­ляться договором, который заключается уполномоченным на то органом го­сударственной власти и владельцем лицензии. Так, стороны могут заключать соглашение о разделе продукции. Отношения, возникающие в процессе за­ключения, исполнения и прекращения таких соглашений, регламентируют­ся Федеральным Законом «О соглашениях о разделе продукции».
 Перечни участков недр, право пользования которыми может быть предо­ставлено на условиях раздела продукции, устанавливаются законодательством.
 Сторонами соглашения являются: Российская Федерация - от ее имени выступают Правительство РФ или исполнительный орган субъекта РФ, и инвесторы - граждане РФ и иностранцы, юридические лица и объединения юридических лиц, осуществляющие вложения средств в поиски, разведку и добычу полезных ископаемых.
 Соглашения заключаются государством с победителем конкурса или аук­циона, проводимых в порядке, установленном законодательством о недрах. Законом предусмотрены случаи бесконкурсного заключения соглашений. Со­глашения, заключенные без проведения конкурса или аукциона, а также свя­занные с недропользованием на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и на участках, отнесенных к особым государственным стратегическим интересам, должны утверждаться федеральным законом.
 Соглашения о разделе продукции регулируют вопросы поисков, развед­ки, добычи минерального сырья, раздела произведенной продукции между государством и инвестором, а также ее транспортировки, хранения, перера­ботки, использования и реализации.
 Особенности приобретения и осуществления права недропользования предусмотрены законодательством также применительно к добыче отдель­ных видов необщераспространенных полезных ископаемых.
 В частности, государство сохраняет свою монополию на добычу радиоак­тивного сырья, захоронение радиоактивных отходов и токсичных веществ. В соответствии с Федеральным Законом «О драгоценных металлах и драгоцен­ных камнях» государству (Российской Федерации и ее субъектам) принадлежит преимущественное право на заключение договоров о приобретении в собствен­ность добытых драгоценных металлов и драгоценных камней в целях пополне­ния Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, золотого запаса РФ, государственных фондов драгоценных металлов и драго­ценных камней субъектов РФ (п. 5). Отдельные разведанные месторождения драгоценных металлов и драгоценных камней, состоящие на государственном учете, не передаются в пользование или изъяты из пользования и включаются в Федеральный фонд резервных месторождений.
 
 Платность недропользования
 
 Право недропользования является платным, за исключением использова­ния недр для общего геологического изучения, создания особо охраняемых геологических объектов, а также добычи общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод собственниками и владельцами земельных уча­стков для своих нужд.
 Система платежей, взимаемых при пользовании недрами, включает: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии; платежи за пользова­ние недрами (их вносят все недропользователи); отчисления на воспроиз­водство минерально-сырьевой базы (их вносят пользователи недр, осуще­ствляющие добычу полезных ископаемых); акцизы (установлены на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с от­носительно лучшими характеристиками).
 Помимо этого пользователь недр уплачивает и другие платежи, сборы и налоги (за землю, акваторию и т. д.).
 Форма внесения платы может быть как денежной, так и натуральной - в ви­де части объема добытой продукции, выполнения работ или оказания услуг.
 
 Содержание права недропользования
 
 Содержание права недропользования составляют права и обязанности субъектов по использованию недр. Конкретный набор таких прав и обязан­ностей зависит от вида пользования недрами.
 Наиболее общие права и обязанности недропользователей закреплены Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 22 пользователь недр имеет право:
 - использовать предоставленный ему участок недр в соответствии с це­лями, обозначенными в лицензии;
 - самостоятельно выбирать формы своей деятельности;
 - использовать результаты своей деятельности (в соответствии с лицен­зией);
 - использовать отходы своего горнодобывающего и другого производст­ва, если иное не установлено в лицензии;
 - ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах горного отвода;
 - проводить геологическое изучение недр в границах горного отвода;
 - обращаться в компетентные органы по поводу пересмотра условий ли­цензии при возникновении новых обстоятельств.
 Вместе с тем пользователь несет обязанности по:
 - соблюдению законодательства о недрах;
 - соблюдению требований технических проектов, недопущению потерь, выборочной отработки полезных ископаемых;
 - ведению геологической и иной документации и представлению досто­верной геологической информации в компетентные государственные органы;
 - безопасному ведению работ, связанных с недропользованием;
 - соблюдению правил охраны недр, окружающей природной среды, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с недропользованием;
 - приведению участков земли и других природных объектов в состояние, пригодное для дальнейшего использования;
 - обеспечению сохранности или ликвидации горных выработок и буро­вых скважин в соответствующих случаях;
 - выполнению условий лицензии;
 - своевременному и правильному внесению платежей за пользование недрами.
 Право недропользования может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территориях населенных пунктов, приго­родных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть ча­стично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или ок­ружающей природной среде.
 
 Основания прекращения права недропользования
 
 К числу наиболее общих оснований прекращения права недропользова­ния относятся:
 - истечение установленного в лицензии срока пользования;
 - отказ владельца лицензии от права пользования недрами;
 - возникновение условия, указанного в лицензии, с наступлением кото­рого прекращается право недропользования;
 - переоформление лицензии с нарушением требований закона.
 Право пользования может быть досрочно прекращено, а также приоста­новлено или ограничено в случаях:
 - возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ по недропользованию;
 - нарушения недропользователем существенных условий лицензии;
 - систематического нарушения пользователем правил пользования не­драми;
 - возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий, воен­ных действий и др.);
 - если пользователь в течение установленного срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах;
 - ликвидации предприятия-недропользователя;
 - по инициативе владельца лицензии.
 
 Порядок разрешения споров по вопросам пользования недрами
 
 При возникновении споров о праве недропользования пользователь мо­жет защитить свои права в административном или судебном порядке (ст. 20, 50 Закона РФ «О недрах»).
 
 Правовая охрана недр
 
 Правовая охрана недр представляет собой урегулированную правом сис­тему мер, направленную на обеспечение рационального использования недр, предупреждение их истощения и загрязнения в интересах удовлетво­рения потребностей экономики и населения, охраны окружающей природ­ной среды.
 Богатства недр относятся к числу исчерпаемых и невозобновляемых при­родных ресурсов, поэтому главной задачей и основной особенностью их ох­раны является организация рационального и комплексного использования в процессе их разведки и разработки с целью предотвращения расточительной и бесхозяйственной эксплуатации полезных ископаемых, потерь минераль­ного сырья.
 Исходя из этого основными требованиями по охране недр являются (ст. 23 Закона РФ «О недрах»):
 - соблюдение установленного законодательством порядка предоставле­ния недр и недопущение самовольного пользования;
 - обеспечение полноты геологического изучения, рационального, ком­плексного использования и охраны недр;
 - проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечива­ющего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств уча­стка недр, предоставляемого в целях, не связанных с добычей полезных ис­копаемых;
 - обеспечение наиболее полного извлечения запасов основных и совме­стно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, а также достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах их запасов;
 - охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводне­ния, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископае­мых и промышленную ценность месторождений;
 - предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с недропользованием (подземное хранение нефти, газа, захоронение вредных веществ и отходов, сброс сточных вод);
 - предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод.
 Учитывая невоспроизводимый характер и экономическое значение ми­неральных богатств, заключенных в недрах, закон устанавливает приоритет использования и охраны полезных ископаемых. Участок недр, располагаю­щий запасами месторождений полезных ископаемых, предоставляется в первую очередь для их разработки. Проектирование и строительство насе­ленных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объ­ектов разрешается только после получения заключения органов управления государственным фондом недр об отсутствии полезных ископаемых в не­драх под участком предстоящей застройки.
 Застройка площадей залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения орга­нов управления фондом недр и горного надзора при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономи­ческой целесообразности застройки.
 Важнейшими направлениями деятельности по охране недр являются го­сударственный учет, государственная экспертиза и государственная регист­рация, которые осуществляются специально уполномоченными органами управления фондом недр.
 Государственный учет осуществляется путем ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также госу­дарственного баланса запасов полезных ископаемых (ст. 30, 31 Закона РФ «О недрах»).
 Государственный кадастр включает сведения по каждому месторожде­нию полезных ископаемых (о количестве и качестве как основных, так и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, условиях их разработ­ки, геолого-экономическую оценку).
 С целью учета состояния минерально-сырьевой базы страны ведется го­сударственный баланс, который содержит данные о количестве и качестве запасов каждого вида полезных ископаемых, их размещении, освоении, до­быче, потерях, а также об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.
 Государственная экспертиза проводится с целью создания условий для ра­ционального комплексного использования недр, определения платы за поль­зование, границ участков недр, предоставляемых в пользование, и т. д. Экс­пертизе подлежат не только запасы полезных ископаемых, но и геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
 Предоставление недр в пользование может разрешаться только после проведения государственной экспертизы.
 Государственной регистрации - включению в государственный реестр -подлежат участки недр, предоставляемые в пользование, работы по геологи­ческому изучению недр, а также лицензии на пользование недрами.
 К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности субъектов права пользования недрами по безопасному ведению работ, связанных с недропользованием, соблюдению порядка ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с до­бычей полезных ископаемых. Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр, а также ликвидация и консервация соответствующих предприятий и сооружений допускаются только при обеспе­чении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий, населе­ния, проживающего в зоне влияния работ по недропользованию, и охраны ок­ружающей природной среды (предотвращение ее загрязнения, нарушения водного баланса, оседания поверхности земли и т. д.).
 В случае нарушения перечисленных требований по охране недр право пользования недрами может быть ограничено, приостановлено или прекра­щено компетентными государственными органами.
 Специфической особенностью деятельности по охране недр является ох­рана геологической информации.
 Информация о геологическом строении недр, полезных ископаемых, ус­ловиях их разработки и т. д. может находиться в государственной собствен­ности (если она получена недропользователем за счет государственных средств) или в собственности недропользователя (если она получена за счет его собственных средств). Она представляется в государственный фонд гео­логической информации (в последнем случае - с условием ее использова­ния в коммерческих целях).
 Должностные лица государственных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации и несут ответственность за ее несанкционированное разглашение.
 Необходимым элементом деятельности по охране недр является государ­ственный контроль в сфере отношений недропользования.
 Государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля и органами государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами, в том числе правоохранительными*.
 ________
 * Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 № 132.
 
 Особая форма правовой охраны недр состоит в заповедной охране уни­кальных геологических объектов. Редкие геологические обнажения, мине­ралогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены геологическими заповедниками, заказниками либо памят­никами природы или культуры.
 
 Ответственность за нарушения законодательства о недрах
 
 Нарушение установленных законом правил и мер по охране и рацио­нальному использованию недр влечет за собой применение юридической ответственности.
 Перечень недронарушений, за которые может наступить административ­ная ответственность, содержится в ст. 49 Закона РФ «О недрах»:
 - незаконные сделки, связанные с пользованием недрами;
 - предоставление лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным Законом о недрах;
 - нарушение установленного законом порядка пользования недрами;
 - самовольное пользование недрами;
 - выборочная отработка месторождений, приводящая к необоснован­ным потерям запасов полезных ископаемых, и другие нарушения рацио­нального использования недр, приводящие к порче месторождений;
 - нарушение стандартов и норм по безопасному ведению работ, связан­ных с недропользованием, по охране недр и окружающей среды, в том чис­ле загрязнение недр;
 - нарушение права собственности на геологическую информацию или ее конфиденциальности;
 - самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых;
 - необеспечение сохранности зданий, сооружений а также особо охра­няемых территорий и объектов окружающей природной среды при недропользовании;
 - уничтожение и повреждение скважин, маркшейдерских и геодезичес­ких знаков;
 - систематическое нарушение порядка внесения платы за пользование недрами;
 - невыполнение требований по приведению ликвидируемых или кон­сервируемых горных выработок в состояние, обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности полезных ископаемых и гор­ных выработок на время их консервации;
 - неприведение участков земли и других природных объектов, нарушен­ных при недропользовании, в состояние, пригодное для их дальнейшего ис­пользования.
 В приведенном перечне недронарушений можно выделить их три основ­ных вида: нарушения права собственности на недра и порядка недропользования (например, самовольное пользование недрами, невнесение платы и др.); нарушения требований по безопасному ведению работ, связанных с не­дропользованием; экологические недронарушения (выборочная отработка, порча месторождений, загрязнение недр и др.).
 Согласно ст. 49 Закона о недрах указанный перечень не является исчер­пывающим. В частности, Кодекс РСФСР об административных правонару­шениях, предусматривающий ответственность за недронарушения (ст. 46-56(3), 57(1), 84(5), 84(6), 88, 89), устанавливает дополнительные их виды:
 - самовольная добыча янтаря с месторождений или мест промышленной разработки;
 - нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр;
 - нарушения законодательства о континентальном шельфе: незаконная выдача лицензии (разрешения) на осуществление деятельности на конти­нентальном шельфе; нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований на континентальном шельфе; нарушение правил за­хоронения отходов и других материалов на континентальном шельфе; неза­конная передача минеральных ресурсов континентального шельфа и др.
 Налагать административные взыскания в виде штрафа за нарушения за­конодательства о недрах вправе органы государственного горного надзора, органы по охране окружающей среды и природных ресурсов, органы по ге­ологии и использованию недр (ст. 211, 219 КоАП РСФСР).
 В зависимости от степени общественной опасности, размера причинен­ного ущерба и других обстоятельств одни и те же деяния могут повлечь как административную, так и уголовную ответственность.
 Уголовный кодекс РФ содержит несколько составов преступлений, свя­занных с использованием и охраной недр:
 - исследование, разведка, разработка естественных богатств континен­тального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ, прово­димые без соответствующих разрешений (ст. 253);
 - захоронение или иное обращение радиоактивных, бактериологичес­ких, химических веществ и отходов с нарушением установленных правил (ст. 247);
 - нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных работ, на взрывоопасных объектах (ст. 215-217);
 - нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных метал­лов и драгоценных камней (ст. 192)
 К числу экологических преступлений УК РФ относит деяния, предусмо­тренные ст. 255, согласно которой уголовная ответственность наступает за нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, раз­мещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобы­вающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительно­го ущерба.
 Гражданско-правовая (материальная) ответственность за недронарушения может наступать по общим нормам гражданского законодательства о возмещении причиненного вреда, признании сделок недействительными и др., а также по правилам специальных нормативных актов, устанавливаю­щих порядок и размер возмещения ущерба для отдельных видов недронарушений.
 В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользовате­лю недр в результате деятельности предприятий, организаций, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или со­здании условий, исключающих возможность дальнейшего пользования не­драми, подлежит возмещению за счет средств виновных лиц. Вред, причи­ненный государству в результате деятельности недропользователя, подлежит возмещению за счет средств пользователя.
 Размер вреда определяется органом управления фондом недр.
 Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, про­изведенных за время незаконного пользования (ст. 25, 51 Закона о недрах).
 
 Глава 9. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЛЕСОВ
 
 Правовое регулирование лесных отношений
 
 Лес - это совокупность лесной растительно­сти, земли, животного мира, других компонен­тов окружающей природной среды, имеющая важное экологическое, экономическое и соци­альное значение.
 Леса как составная часть биосферы Земли осуществляют климаторегулирующие, средозащитные, санитарные функции. Они играют большую роль в сохранении водных и земельных ресурсов, служат местом обитания многих видов животных, а также активно преобразовывают хи­мические атмосферные загрязнения, являются резервом чистого воздуха и пополнения атмо­сферы кислородом.
 Выступая источником древесины и другой лесной продукции, необходимой для удовлетво­рения потребностей народного хозяйства и насе­ления, леса выполняют важные экономические функции. В условиях возрастающей урбаниза­ции, увеличения масштабов хозяйственной дея­тельности усиливается их оздоровительное, научно-познавательное и эстетическое значение в жизни людей.
 Поэтому экологическая политика российско­го государства предполагает обеспечение все­мерной охраны лесов, организацию их рацио­нального использования и воспроизводства. Ее основные направления раскрываются в поло­жениях Федеральной целевой программы «Ле­са России», утвержденной Правительством РФ в 1997 г.
 Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводст­ва лесов, а также земель лесного фонда - лесные отношения - регулируют­ся лесным законодательством.
 Отношения в области использования древесины, технического и лекар­ственного сырья, а также иных лесных ресурсов, добытых при пользовании лесами, регулируются гражданским и иным законодательством РФ.
 Конституционной основой правового регулирования лесных отношений являются нормы Основного Закона РФ, устанавливающие право собствен­ности на природные ресурсы, экологические права и обязанности граждан РФ, компетенцию государственных органов экологического управления.
 Базовым нормативным актом в системе лесного законодательства явля­ется Лесной кодекс РФ, принятый 22 января 1997 г. Нормы Лесного кодек­са конкретизируются и дополняются в других нормативных актах лесного законодательства (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, инструкциях министерств и ведомств), которые должны ему соответст­вовать.
 К числу наиболее важных среди них относятся: Положение об аренде участков лесного фонда, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 № 345, Правила отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 551, Положение о Федеральной службе лесного хозяйства России, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 10 января 1998 № 173, Положение о предоставлении участков лесного фонда в безвозмездное пользование, ут­вержденное Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 № 224, Положение о государственной лесной охране РФ, утвержденное Постанов­лением Правительства РФ от 27 июля 1998 № 850, Порядок осуществления Федеральной службой лесного хозяйства России и ее территориальными ор­ганами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, утвержденный Поста­новлением Правительства РФ от 1 июня 1998 № 544 и др.
 Нормы, регулирующие лесные отношения, содержатся также в актах за­конодательства об охране окружающей природной среды (Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» и др.), об использовании и ох­ране отдельных видов природных ресурсов (Земельном, Водном кодексах, Законе РФ «О недрах», федеральных законах «О животном мире», «Об осо­бо охраняемых природных территориях» и др.), в гражданском, уголовном, административном законодательстве.
 Государственное управление в сфере использования и охраны лесов осу­ществляют органы общей компетенции (Правительство РФ, Президент РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ), а также специально уполно­моченные органы - Федеральная служба лесного хозяйства России, ее тер­риториальные органы (лесхозы), национальные парки, заповедники и др. Особое место среди них занимают органы государственной лесной охраны.
 
 Понятие и состав лесного фонда РФ
 
 С юридической точки зрения объектом государственного управления и охраны, а также различных прав: собственности, пользования является лес­ной фонд РФ и его отдельные части.
 Лесной фонд РФ образуют леса Российской Федерации вместе с земля­ми лесного фонда, не покрытыми лесной растительностью. (ст. 7 Лесного кодекса РФ).
 Под землями лесного фонда понимаются как лесные, так и нелесные земли. Лесные земли - это земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, пустыри, прогалины и т. п.). Нелесные земли - это земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (дороги, просеки, сельскохозяйственные уго­дья), а также иные земли в границах лесного фонда (болота, неудобья и др.).
 В состав лесного фонда не входят леса, расположенные на землях оборо­ны и на землях городских поселений (городские леса).
 Лесной кодекс выделяет также понятие древесно-кустарниковой расти­тельности. Она не включается в состав лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд. Древесно-кустарниковая растительность представляет собой деревья и группы деревьев и кустарников, расположенные на:
 - землях сельскохозяйственного назначения, в том числе предоставлен­ных для садоводства и личного подсобного хозяйства;
 - землях транспорта (на полосах отводов железнодорожных магистралей и автомобильных дорог);
 - землях населенных пунктов (поселений), в том числе предоставленных для дачного, жилищного и иного строительства (за исключением городских лесов);
 - землях водного фонда (на полосах отвода каналов);
 - землях иных категорий.
 Леса, входящие в состав лесного фонда и не входящие в него, а также древесно-кустарниковая растительность имеют различный правовой режим.
 В целях сохранения и рационального использования лесных богатств страны, дифференцированного ведения лесного хозяйства лесной фонд РФ разделяется на три группы, а леса первой группы разграничиваются по кате­гориям защитности (ст. 55-60 Лесного кодекса РФ, Постановление Прави­тельства РФ «О порядке отнесения лесов к группам лесов и категориям за­щитности лесов первой группы» от 15 сентября 1997 № 1169).
 Основаниями такой классификации служат экономическое, экологическое и социальное значение лесов, их местоположение и выполняемые функции.
 К лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.
 Эти леса разделяются на следующие категории защитности:
 - запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
 - запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промыс­ловых рыб;
 - противоэрозионные леса;
 - защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомо­бильных дорог федерального, республиканского, областного значения;
 - леса на пустынных, степных, и малолесных горных территориях, име­ющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
 - леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
 - леса зон санитарной охраны источников водоснабжения и курортов;
 - особо ценные лесные массивы;
 - орехово-промысловые зоны;
 - леса заповедников, национальных и природных парков, памятников природы и другие.
 К лесам второй группы относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью наземных транспортных путей, леса, выполня­ющие водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровитель­ные и иные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохране­ния которых требуется ограничение режима лесопользования.
 Леса третьей группы - это леса многолесных районов, имеющие преиму­щественно эксплуатационное значение. При заготовке древесины должно обеспечиваться сохранение экологических функций этих лесов. Леса треть­ей группы разделяются на освоенные и резервные.
 В лесах всех рассмотренных групп могут быть выделены особо защитные участки лесов с ограниченным режимом лесопользования (берего- и почво­защитные участки вдоль берегов водных объектов, склонов оврагов, места распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений и др.).
 
 Право собственности на леса
 
 Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным зако­нодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и рас­поряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.
 Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.
 Формы собственности на леса, расположенные на землях городских по­селений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным за­коном.
 Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, ес­ли она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.
 Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в за­висимости от условий ее появления на земельных участках. Если это про­изошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собствен­ник осуществляет по своему усмотрению. В других случаях правомочия соб­ственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).
 Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и со­вершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуж­дение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лес­ной фонд, запрещены.
 Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не вхо­дящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным за­конодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским зако­нодательством.
 Древесно-кустарниковая растительность может быть предметом гражданско-правовых сделок как принадлежность земельных участков, находя­щихся в собственности граждан и юридических лиц, и переходит от одного лица к другому в порядке, предусмотренном гражданским и земельным законодательством.
 
 Понятие права лесопользования
 
 Лесной фонд предоставляется гражданам и юридическим лицам в пользова­ние на условиях и в порядке, установленных лесным законодательством.
 Право лесопользования - это система правовых норм, регулирующих поря­док и условия пользования лесом, права и обязанности лесопользователей.
 Право лесопользования как субъективное право представляет собой при­надлежащие субъекту права и обязанности, возникающие в связи с предо­ставлением лесов в пользование.
 Объектами права лесопользования являются обособленные участки лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд, предоставленные для использования в установленном порядке. Границы таких участков должны быть обозначены в натуре с помощью лесохозяйственных знаков или указаны в планово-картографических материалах (лесных картах).
 Субъектами права лесопользования являются граждане и юридические лица, в том числе иностранные, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда или лесов, не входящих в лесной фонд. К числу основных субъектов права лесопользования относятся лесопромышленные предприятия, охотничьи, заготовительные, сельскохозяйственные организации и др.
 Необходимо различать лесопользователей и участников лесных отноше­ний. Круг последних значительно шире: участниками лесных отношений помимо граждан и юридических лиц являются Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (от их имени выступают соответст­вующие государственные и муниципальные органы).
 
 Виды права лесопользования
 
 Право лесопользования классифицируется по нескольким основаниям.
 Как и все виды права природопользования оно может быть общим и спе­циальным.
 Реализуя право общего лесопользования, граждане могут находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных ме­роприятиях, охотиться.
 Данное право возникает для граждан непосредственно из закона (ст. 86 Лесного кодекса РФ) и осуществляется свободно и бесплатно, то есть без ка­ких-либо специальных разрешений, если это не ограничено или не запреще­но (например, в национальных парках, заповедниках и др.). При этом граж­дане обязаны соблюдать экологические требования по охране лесов: правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение лесов, уничтожение и разорение муравейников, гнезд птиц и др. Запрещаются сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу РФ, а также в перечень наркосодержащих растений и при­родного наркосодержащего сырья.
 Перечень видов права специального лесопользования, которое подразде­ляется в зависимости от целевого назначения использования лесов, предус­мотрен в ст. 80 ЛК РФ:
 - заготовка древесины;
 - заготовка живицы;
 - заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, хвойных лап, новогодних елок и др.);
 - побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, лекарст­венных растений, опавших листьев и др.)
 - пользование для нужд охотничьего хозяйства;
 - пользование для научно-исследовательских целей;
 - пользование для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
 Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
 Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одно­го или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
 Права пользования лесом различаются также по юридическому содержа­нию, объему составляющих их правомочий. Лесной кодекс РФ выделяет их следующие виды: аренда, концессия, безвозмездное пользование, кратко­срочное пользование, сервитуты (ст. 22).
 Участки лесного фонда предоставляются субъектам на основании оформления всех указанных видов прав. Правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование.
 При этом все права лесопользования осуществляются в соответствии с принципом многофункционального значения лесов (одновременного ис­пользования различными лицами и в различных целях).
 
 Сроки лесопользования
 
 Право лесопользования может быть краткосрочным и долгосрочным.
 Краткосрочное право лесопользования осуществляется на срок до 1 года. Долгосрочное право реализуется в форме аренды, концессии, безвозмездно­го пользования лесом на срок от 1 года до 49 лет.
 
 Содержание права лесопользования
 
 Содержание права лесопользования составляют права и обязанности субъекта, конкретный набор которых определяется в зависимости от вида лесопользования. При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право:
 - получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;
 - осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;
 - возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в установ­ленном порядке;
 - иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства РФ.
 Вместе с тем лесопользователи обязаны:
 - осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством;
 - соблюдать условия договоров аренды, концессии, безвозмездного поль­зования, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
 - не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природ­ной среде;
 - вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие лесо­пользования на состояние лесов, водных и других природных объектов;
 - соблюдать санитарные правила в лесах, правила пожарной безопасно­сти, а в случае возникновения лесного пожара обеспечить его тушение;
 - не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заго­товленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вы­возки;
 - проводить очистку лесосек от порубочных остатков;
 - осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на усло­виях, указанных в договорах аренды, концессии, лесорубочном билете, ор­дере, лесном билете;
 - приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в поль­зование, за свой счет в состояние, указанное в соответствующих договорах и других документах на лесопользование;
 - своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
 - выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законода­тельством.
 
 Платность лесопользования
 
 Право лесопользования является платным. В соответствии с лесным за­конодательством система платежей за пользование лесом включает их следу­ющие виды:
 - лесные подати. Они взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъек­тов РФ по согласованию с органами лесного хозяйства за единицу лесного ресурса или за гектар участка лесного фонда;
 - арендная плата. Вносится арендатором при аренде участков лесного фонда и определяется на основании ставок лесных податей. Ее конкретные размеры, сроки, порядок и условия выплаты устанавливаются договором аренды.
 Ряд категорий лесопользователей имеют льготы по выплате указанных платежей или освобождаются от них полностью (инвалиды, участники Ве­ликой Отечественной войны и др.).

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу