<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 во сне развиваться своим чередом. Я увидела разного вида стран-
 ные макаронные изделия. Я знала, что все на этом рынке <осо-
 бенное>, поскольку это <Рай>. Насмотревшись на лапшу, я ус-
 тавилась на вывеску и стала наблюдать, как она меняется,
 поинтересовавшись, может ли она мне что-нибудь сказать. И
 что самое невероятное, после, секундной паузы она произнесла:
 <Золотая земля>. Это мало что для меня значило, но выгляде-
 ла мило. Я предложила Л. пойти дальше и поискать другую
 вещь, которую я хотела. Мы шли через универмаг. Я подумала,
 что из-за такого <руководства> теряется контроль над снови-
 дением, и тут же почувствовала, как сновидение и ощущение
 <бодрствования> стали интенсивнее. Дело в том, что обычно я
 слишком много повелеваю, манипулирую и думаю в своих осо-
 знанных снах, и, как мне показалось, это мешает восприятию
 чего-то, что можно было бы назвать <внутренним светом>. Я
 выхожу. Вокруг темно. Я начинаю подниматься. Звезды пре-
 красны. Л. внизу. Я приглашаю его полететь со мной. Он согла-
 шается и находится рядом со мной до тех пор, пока свет не
 мигает, вновь, и я просыпаюсь. (Л. Л., Рэдвуд-Сити, Калифор-
 ния)
 
 БУДУЩЕЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННЫХ
 СНОВИДЕНИЙ
 
 Созданная нами аппаратура способна в комбинации с умст-
 венными усилиями повысить в пять и более раз шансы чело-
 века осознать себя во сне. Это звучит замечательно, но пока
 нельзя с уверенностью сказать, что с помощью <Дримлайта>
 вы обязательно увидите осознанное сновидение. Так что ра-
 бота продолжается.
 Наши дальнейшие исследования процесса возникновения
 осознанности во сне, а также сопровождающих его состояний
 мозга и других систем, значительно расширят возможности
 стимуляции осознанных сновидений. И конечно, мы хотим
 передать эти знания онейранавтам. Если вы хотите больше
 знать о <Дримлайте>, о прогрессе в наших исследованиях,
 воспользуйтесь приглашением, сделанным в Послесловии.
 
 
 4
 
 СОЗНАТЕЛЬНОЕ
 ВХОЖДЕНИЕ В СОН
 
 
 
 ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ,
 ИНИЦИРУЕМЫЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ
 БОДРСТВОВАНИЯ
 
 В предыдущей главе мы говорили о стратегии осознанных
 сновидений, использующей перенесение идеи из мира бодрст-
 вования в мир сна, например, намерения осознать состояние
 сна, привычки проверять свое состояние или привычки распо-
 знавать признаки сна. Эта стратегия должна помочь человеку
 добиться осознанности во сне.
 В данной главе для этой цели предлагается ряд совершенно
 иных способов, основывающихся на идее сознательного вхож-
 дения в сон. Суть их заключается в удержании осознанности
 при переходе из состояния бодрствования в сон. Они позволя-
 ют входить в состояние осознанного сна без каких бы то ни
 было провалов в сознании. Засыпая, вы можете сосредоточи-
 ваться на гипнагогических образах, на мысленных представле-
 ниях, на своем дыхании или сердцебиении, на ощущениях в
 теле, на своем <я> и т.д. Если вы удержите свой ум достаточно
 активным, когда ваш мозг стремится погрузиться в БДГ-сон, то
 почувствуете, что тело уснуло, а вы, то есть ваше сознание,
 остались бодрствовать. В итоге вы оказываетесь в мире сна в
 полном сознании.
 Эти две различные стратегии достижения осознанности
 приводят к двум различным типам осознанных сновидений.
 Случаи, когда люди засыпают с сохранением осознания, из-
 вестны как осознанные сновидения, инициируемые из состо-
 яния бодрствования (ОСИСБ'), в отличие от осознанных сно-
 
 видений, инициируемых из состояния сна (ОСИСС), когда
 люди засыпают бессознательно1. Эти два типа сновидений раз-
 личаются по множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровож-
 даются кратким пробуждением (иногда всего на одну-две се-
 кунды) с последующим возвращением в БДГ-сон. У спящего
 возникает ощущение, будто он проснулся. В случае ОСИСС
 это не так.
 Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще про-
 исходят под утро, доля ОСИСБ в общем их количестве к утру
 тоже возрастает. Другими словами, ОСИСБ чаще всего слу-
 чаются в поздние утренние или полуденные часы. Это хорошо
 видно из моих записей. Из сорока трех осознанных сновиде-
 ний, имевших место во время первого БДГ-периода, только
 одно (3%) было ОСИСБ, в то время как после полудня они
 имели место в тринадцати случаях из тридцати двух (41%)2.
 Вообще говоря, ОСИСБ встречаются реже, чем ОСИСС; в
 лабораторном исследовании, состоявшем из семидесяти шес-
 ти осознанных сновидений, семьдесят два процента оказались
 ОСИСС, а двадцать восемь - ОСИСБ3. Интересно, что доля
 ОСИСБ, зафиксированная в лаборатории, значительно выше,
 чем в домашних условиях.
 В моем случае ОСИСБ составляют от пяти до десяти про-
 центов осознанных сновидений, имевших место в домашних
 условиях, в то время как среди моих первых пятнадцати осо-
 знанных снов в лаборатории их было целых сорок процентов4.
 Я вижу две причины такой разницы: все ночи, проведен-
 ные в лаборатории сна, я сохранял высокий уровень осознан-
 ности в моменты пробуждения и, кроме того, старался по-
 меньше двигаться, чтобы не вносить помехи в работу записы-
 вающей аппаратуры. Таким образом, при выходе из БДГ-сна в
 лаборатории у меня было больше шансов осознанно вернуть-
 ся в него, чем дома, где у меня не было потребности ни в
 повышенном внимании к себе, ни к окружающей обстановке,
 ни в сохранении неподвижности. Это говорит о том, что при
 соответствующих условиях техника ОСИСБ может быть вы-
 соко эффективной.
 Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные уси-
 лия, которых требуют поначалу техники прямого вхождения в
 
 сон, отдача от них столь же значительна5. При определенной
 настойчивости с их помощью можно развить способность вхо-
 дить в осознанное сновидение практически в любое время.
 
 СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА
 ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ
 
 Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в
 сосредоточении в процессе засыпания на возникающих в это
 время гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всего, бу-
 дете видеть относительно простые образы, вспышки света, гео-
 метрические узоры и тому подобное. Но постепенно появятся
 более сложные формы: лица, люди и в конце концов, целые
 
 сцены6. Следующий пример <состояния полусна>, как его назы-
 вал русский философ П. Д. Успенский, дает живое представле-
 ние о том, на что похожи гипнагогические видения:
 
 Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые
 точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно
 погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, ко-
 торые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слы-
 шу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение золотая
 сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем
 марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю
 из окна высокого дома в Галате, в Константинополе, как они
 шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой
 Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны, минареты
 Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продолжают
 маршировать перед моим взором. Я слышу их тяжелые, мерные
 шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь
 от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном по-
 ложении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золо-
 тым Рогом, в направлении Стамбула. Я чувствую запах моря,
 ощущаю ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно
 нравится, я не могу удержаться - и открываю глаза7.
 
 Состояния полусна Успенского явились, результатом при-
 
 вычки созерцать содержимое своего ума при вхождении в сон
 и в полусонном состоянии после пробуждения. Он отмечает,
 что делать это значительно легче утром после пробуждения,
 
 чем вечером, перед сном, и что <без-определенных усилий
 такие состояния вообще не возникают8.
 Д-р Натан Раппорт, американский психиатр, выработал ме-
 тод вхождения в осознанное сновидение, очень близкий методу
 Успенского: <Находясь в постели перед сном, экспериментатор
 каждые несколько минут прерывает поток мыслей и вспоминает
 их содержание, которое стремится исчезнуть перед каждым втор-
 жением его навязчивого внимания>9. Эта привычка переносится
 и в сон, приводя к результатам, подобным следующим:
 
 Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызну-
 ли от изумительной хрустальной люстры. Множество ори-
 гинально выполненных статуэток на камине напротив даль-
 ней стены, обшитой панелями в стиле рококо, привлекали к
 себе внимание, как и все экстравагантное. Справа веселая
 группа прекрасных дам с кавалерами в самых элегантных
 нарядах викторианской эпохи любезничали друге другом.
 Какое-то время я. бессознательно наблюдал эти сцены, пока
 наконец не понял, что это не реальность, а игра моего ума.
 Мгновенно картина стала сказочно красивой. С величайшей
 осторожностью мой полупроснуешийся ум стал ее рассмат-
 ривать: я знал, что это замечательное видение можно раз-
 рушить грубым вторжением.
 <Действительно ли эта воображаемая картина неподвиж-
 на?> - подумал я. Как бы в ответ, одна из юных леди грациозно
 провальсаровала по комнате. Затем она вернулась к остальным
 дамам и, обернувшись ко мне через плечо, застыла с ослепитель-
 ной улыбкой на милом личике. В целом цветовая гамма картины
 была скромной, несмотря на калейдоскопические блики на по-
 верхности люстры, изысканные голубые и кремово-розовые тона
 богатых декораций и костюмов. Я почувствовал, что мое вни-
 мание перешло на то единственное, что меня интересует в сно-
 видениях, - на краски: изысканные, но в то же время живые,
 как бы светящиеся изнутри10.
 
 ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
 
 /. Полностью расслабьтесь.
 Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле-
 чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные
 
 
 
 зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие
 от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла-
 нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста-
 точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на-
 растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию
 (стр. 52). Пусть все утихнет, станет медленнее, расслабленнее,
 пока ваш ум не сделается спокойным, как море в безветренную
 погоду.
 
 2. Наблюдайте за видениями.
 Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые посте-
 пенно будут появляться перед вашим мысленным взором. Смот-
 рите, как они появляются и исчезают. Старайтесь наблюдать за
 ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в вашем
 уме такими, каковы они есть. Не пытайтесь их остановить, а
 просто наблюдайте, независимо и безучастно. Поначалу вы бу-
 дете видеть быстро сменяющие друг друга видения. Постепенно
 они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и
 в конце концов объединятся в связный сюжет.
 
 3. Войдите в сновидение.
 Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, по-
 звольте себе быть <пассивно втянутым> в мир сна. Не делайте
 для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблю-
 дать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему вовлечет
 вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил
 вашего внимания. Не забывайте, что теперь вы спите!
 
 Комментарий
 Наверное, самое сложное в этой технике - научиться входить в
 сон на третьем этапе. Трудность состоит в выработке утончен-
 ной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с ко-
 торой вы позволяете вовлечь себя в сон. Как подчеркивал Поль
 Толи, <не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет,
 поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению>11. Здесь
 требуется пассивное желание, сходное с тем. что описано в
 предыдущей главе в разделе о самовнушении. По словам Толи,
 <вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попы-
 таться пассивно дать перенести себя туда>12. Тартанг Тулку дает
 похожий совет: <Осторожно наблюдая за своим умом, мягко вве-
 дите его в сновидение, как если бы вы вели за руку ребенка>13
 Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна: его мир
 может показаться настолько реалистичным, что легко потерять
 
 
 
 осознанность, как случилось в начале описанного выше ОСИСБ
 Натана Раппорта. На такой случай Толи рекомендует иметь на-
 мерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы
 вдруг утратите осознанность вы можете ее восстановить, вспом-
 нив, что должны что-то сделать.
 
 
 ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
 
 Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских тра-
 дициях, предусматривает беспристрастную визуализацию сим-
 вола одновременно с концентрацией на гипнагогических обра-
 зах. Символичность этих образов может помочь сохранить не-
 прерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут
 представлены три варианта этой техники: два - из древних
 тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий -
 предложенный учителем тибетского буддизма Тартангом Тулку.
 
 Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых уп-
 ражнениях образы визуализируются в области гортани. Пси-
 хофизиология йогов считает, что наше тело содержит тонко-
 материальные <центры сознания>, именуемые чакрами. Их
 семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позво-.
 ночника до макушки. Считается, что горловая чакра, регули-
 рует состояния сна и бодрствования. Состояние, в котором
 мы находимся - бодрствование, сон или сновидение, - зави-
 сит от степени ее возбуждения14. Любопытна параллель меж-
 ду функциями, приписываемыми горловой чакре древневос-
 точными психологами, и установленной современными запад-
 ными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и
 бодрствования15. Я бы не стал отвергать, не проверив, ут-
 верждения таких тонких наблюдателей, как йоги, только из-за
 того, что они не укладываются в русло современной научной
 методологии - системы стандартов, которой не существова-
 ло, когда зарождалась йога. Напротив, я с нетерпением жду
 дальнейших научных исследований идей древнего Востока.
 Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение
 непосредственно из бодрствующего состояния, приводимые в
 данной главе, включают специальный метод глубокого дыха-
 
 ния, именуемый <горшкообразным дыханием>, по той причи-
 не, что нижняя часть живота при его выполнении надувается
 наподобие горшка. В следующем упражнении описана техни-
 ка <горшкообразного дыхания>.
 
 
 ТЕХНИКА <ГОРШКООБРАЗНОГО ДЫХАНИЯ>
 
 /. Устройтесь поудобнее.
 Упражнения на релаксацию, медитацию и сосредоточение, пред-
 лагаемые в этой книге, можно выполнять в удобной позе сидя,
 
 поскольку в положении лежа слишком легко уснуть. Но первое
 время вам все же рекомендуется делать это упражнение лежа-на

<< Пред.           стр. 12 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу