<< Пред. стр. 12 (из 14) След. >>
во сне развиваться своим чередом. Я увидела разного вида стран-ные макаронные изделия. Я знала, что все на этом рынке <осо-
бенное>, поскольку это <Рай>. Насмотревшись на лапшу, я ус-
тавилась на вывеску и стала наблюдать, как она меняется,
поинтересовавшись, может ли она мне что-нибудь сказать. И
что самое невероятное, после, секундной паузы она произнесла:
<Золотая земля>. Это мало что для меня значило, но выгляде-
ла мило. Я предложила Л. пойти дальше и поискать другую
вещь, которую я хотела. Мы шли через универмаг. Я подумала,
что из-за такого <руководства> теряется контроль над снови-
дением, и тут же почувствовала, как сновидение и ощущение
<бодрствования> стали интенсивнее. Дело в том, что обычно я
слишком много повелеваю, манипулирую и думаю в своих осо-
знанных снах, и, как мне показалось, это мешает восприятию
чего-то, что можно было бы назвать <внутренним светом>. Я
выхожу. Вокруг темно. Я начинаю подниматься. Звезды пре-
красны. Л. внизу. Я приглашаю его полететь со мной. Он согла-
шается и находится рядом со мной до тех пор, пока свет не
мигает, вновь, и я просыпаюсь. (Л. Л., Рэдвуд-Сити, Калифор-
ния)
БУДУЩЕЕ ТЕХНОЛОГИИ ОСОЗНАННЫХ
СНОВИДЕНИЙ
Созданная нами аппаратура способна в комбинации с умст-
венными усилиями повысить в пять и более раз шансы чело-
века осознать себя во сне. Это звучит замечательно, но пока
нельзя с уверенностью сказать, что с помощью <Дримлайта>
вы обязательно увидите осознанное сновидение. Так что ра-
бота продолжается.
Наши дальнейшие исследования процесса возникновения
осознанности во сне, а также сопровождающих его состояний
мозга и других систем, значительно расширят возможности
стимуляции осознанных сновидений. И конечно, мы хотим
передать эти знания онейранавтам. Если вы хотите больше
знать о <Дримлайте>, о прогрессе в наших исследованиях,
воспользуйтесь приглашением, сделанным в Послесловии.
4
СОЗНАТЕЛЬНОЕ
ВХОЖДЕНИЕ В СОН
ОСОЗНАННЫЕ СНОВИДЕНИЯ,
ИНИЦИРУЕМЫЕ ИЗ СОСТОЯНИЯ
БОДРСТВОВАНИЯ
В предыдущей главе мы говорили о стратегии осознанных
сновидений, использующей перенесение идеи из мира бодрст-
вования в мир сна, например, намерения осознать состояние
сна, привычки проверять свое состояние или привычки распо-
знавать признаки сна. Эта стратегия должна помочь человеку
добиться осознанности во сне.
В данной главе для этой цели предлагается ряд совершенно
иных способов, основывающихся на идее сознательного вхож-
дения в сон. Суть их заключается в удержании осознанности
при переходе из состояния бодрствования в сон. Они позволя-
ют входить в состояние осознанного сна без каких бы то ни
было провалов в сознании. Засыпая, вы можете сосредоточи-
ваться на гипнагогических образах, на мысленных представле-
ниях, на своем дыхании или сердцебиении, на ощущениях в
теле, на своем <я> и т.д. Если вы удержите свой ум достаточно
активным, когда ваш мозг стремится погрузиться в БДГ-сон, то
почувствуете, что тело уснуло, а вы, то есть ваше сознание,
остались бодрствовать. В итоге вы оказываетесь в мире сна в
полном сознании.
Эти две различные стратегии достижения осознанности
приводят к двум различным типам осознанных сновидений.
Случаи, когда люди засыпают с сохранением осознания, из-
вестны как осознанные сновидения, инициируемые из состо-
яния бодрствования (ОСИСБ'), в отличие от осознанных сно-
видений, инициируемых из состояния сна (ОСИСС), когда
люди засыпают бессознательно1. Эти два типа сновидений раз-
личаются по множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровож-
даются кратким пробуждением (иногда всего на одну-две се-
кунды) с последующим возвращением в БДГ-сон. У спящего
возникает ощущение, будто он проснулся. В случае ОСИСС
это не так.
Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще про-
исходят под утро, доля ОСИСБ в общем их количестве к утру
тоже возрастает. Другими словами, ОСИСБ чаще всего слу-
чаются в поздние утренние или полуденные часы. Это хорошо
видно из моих записей. Из сорока трех осознанных сновиде-
ний, имевших место во время первого БДГ-периода, только
одно (3%) было ОСИСБ, в то время как после полудня они
имели место в тринадцати случаях из тридцати двух (41%)2.
Вообще говоря, ОСИСБ встречаются реже, чем ОСИСС; в
лабораторном исследовании, состоявшем из семидесяти шес-
ти осознанных сновидений, семьдесят два процента оказались
ОСИСС, а двадцать восемь - ОСИСБ3. Интересно, что доля
ОСИСБ, зафиксированная в лаборатории, значительно выше,
чем в домашних условиях.
В моем случае ОСИСБ составляют от пяти до десяти про-
центов осознанных сновидений, имевших место в домашних
условиях, в то время как среди моих первых пятнадцати осо-
знанных снов в лаборатории их было целых сорок процентов4.
Я вижу две причины такой разницы: все ночи, проведен-
ные в лаборатории сна, я сохранял высокий уровень осознан-
ности в моменты пробуждения и, кроме того, старался по-
меньше двигаться, чтобы не вносить помехи в работу записы-
вающей аппаратуры. Таким образом, при выходе из БДГ-сна в
лаборатории у меня было больше шансов осознанно вернуть-
ся в него, чем дома, где у меня не было потребности ни в
повышенном внимании к себе, ни к окружающей обстановке,
ни в сохранении неподвижности. Это говорит о том, что при
соответствующих условиях техника ОСИСБ может быть вы-
соко эффективной.
Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные уси-
лия, которых требуют поначалу техники прямого вхождения в
сон, отдача от них столь же значительна5. При определенной
настойчивости с их помощью можно развить способность вхо-
дить в осознанное сновидение практически в любое время.
СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА
ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗАХ
Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в
сосредоточении в процессе засыпания на возникающих в это
время гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всего, бу-
дете видеть относительно простые образы, вспышки света, гео-
метрические узоры и тому подобное. Но постепенно появятся
более сложные формы: лица, люди и в конце концов, целые
сцены6. Следующий пример <состояния полусна>, как его назы-
вал русский философ П. Д. Успенский, дает живое представле-
ние о том, на что похожи гипнагогические видения:
Я засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые
точки, искры и звездочки. Эти искры и звездочки постепенно
погружаются в золотую сеть с диагональными ячейками, ко-
торые медленно движутся в такт ударам моего сердца. Я слы-
шу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение золотая
сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем
марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю
из окна высокого дома в Галате, в Константинополе, как они
шагают по узкой улице, выходящей на старую верфь и Золотой
Рог, с его парусниками и пароходами; за ним видны, минареты
Стамбула. Римские солдаты тесными рядами продолжают
маршировать перед моим взором. Я слышу их тяжелые, мерные
шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь
от подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном по-
ложении медленно пролетаю над улицей, над домами, над Золо-
тым Рогом, в направлении Стамбула. Я чувствую запах моря,
ощущаю ветер, теплое солнце. Этот полет мне невероятно
нравится, я не могу удержаться - и открываю глаза7.
Состояния полусна Успенского явились, результатом при-
вычки созерцать содержимое своего ума при вхождении в сон
и в полусонном состоянии после пробуждения. Он отмечает,
что делать это значительно легче утром после пробуждения,
чем вечером, перед сном, и что <без-определенных усилий
такие состояния вообще не возникают8.
Д-р Натан Раппорт, американский психиатр, выработал ме-
тод вхождения в осознанное сновидение, очень близкий методу
Успенского: <Находясь в постели перед сном, экспериментатор
каждые несколько минут прерывает поток мыслей и вспоминает
их содержание, которое стремится исчезнуть перед каждым втор-
жением его навязчивого внимания>9. Эта привычка переносится
и в сон, приводя к результатам, подобным следующим:
Вспыхнул ослепительный свет, и мириады бликов брызну-
ли от изумительной хрустальной люстры. Множество ори-
гинально выполненных статуэток на камине напротив даль-
ней стены, обшитой панелями в стиле рококо, привлекали к
себе внимание, как и все экстравагантное. Справа веселая
группа прекрасных дам с кавалерами в самых элегантных
нарядах викторианской эпохи любезничали друге другом.
Какое-то время я. бессознательно наблюдал эти сцены, пока
наконец не понял, что это не реальность, а игра моего ума.
Мгновенно картина стала сказочно красивой. С величайшей
осторожностью мой полупроснуешийся ум стал ее рассмат-
ривать: я знал, что это замечательное видение можно раз-
рушить грубым вторжением.
<Действительно ли эта воображаемая картина неподвиж-
на?> - подумал я. Как бы в ответ, одна из юных леди грациозно
провальсаровала по комнате. Затем она вернулась к остальным
дамам и, обернувшись ко мне через плечо, застыла с ослепитель-
ной улыбкой на милом личике. В целом цветовая гамма картины
была скромной, несмотря на калейдоскопические блики на по-
верхности люстры, изысканные голубые и кремово-розовые тона
богатых декораций и костюмов. Я почувствовал, что мое вни-
мание перешло на то единственное, что меня интересует в сно-
видениях, - на краски: изысканные, но в то же время живые,
как бы светящиеся изнутри10.
ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ
/. Полностью расслабьтесь.
Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, пле-
чи, спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные
зажимы, дышите медленно и спокойно. Получите удовольствие
от расслабления, дайте уйти всем своим мыслям, заботам и пла-
нам. Если вы только что проснулись, этого должно быть доста-
точно для расслабления. Если нет - попробуйте применить на-
растающую релаксацию (стр. 51) или 61-точечную релаксацию
(стр. 52). Пусть все утихнет, станет медленнее, расслабленнее,
пока ваш ум не сделается спокойным, как море в безветренную
погоду.
2. Наблюдайте за видениями.
Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые посте-
пенно будут появляться перед вашим мысленным взором. Смот-
рите, как они появляются и исчезают. Старайтесь наблюдать за
ними как можно более пассивно, чтобы они отражались в вашем
уме такими, каковы они есть. Не пытайтесь их остановить, а
просто наблюдайте, независимо и безучастно. Поначалу вы бу-
дете видеть быстро сменяющие друг друга видения. Постепенно
они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и
в конце концов объединятся в связный сюжет.
3. Войдите в сновидение.
Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, по-
звольте себе быть <пассивно втянутым> в мир сна. Не делайте
для этого усилий, просто продолжайте беспристрастно наблю-
дать за образами. Пусть ваш интерес к происходящему вовлечет
вас в сон. Но следите за тем, чтобы этот интерес не притупил
вашего внимания. Не забывайте, что теперь вы спите!
Комментарий
Наверное, самое сложное в этой технике - научиться входить в
сон на третьем этапе. Трудность состоит в выработке утончен-
ной бдительности, позиции беспристрастного наблюдателя, с ко-
торой вы позволяете вовлечь себя в сон. Как подчеркивал Поль
Толи, <не стоит проявлять активность при внедрении в сюжет,
поскольку это, как правило, приводит к его исчезновению>11. Здесь
требуется пассивное желание, сходное с тем. что описано в
предыдущей главе в разделе о самовнушении. По словам Толи,
<вместо активного желания внедриться в сюжет, следует попы-
таться пассивно дать перенести себя туда>12. Тартанг Тулку дает
похожий совет: <Осторожно наблюдая за своим умом, мягко вве-
дите его в сновидение, как если бы вы вели за руку ребенка>13
Другая опасность подстерегает вас уже в состоянии сна: его мир
может показаться настолько реалистичным, что легко потерять
осознанность, как случилось в начале описанного выше ОСИСБ
Натана Раппорта. На такой случай Толи рекомендует иметь на-
мерение выполнить во сне какое-либо действие; тогда, если вы
вдруг утратите осознанность вы можете ее восстановить, вспом-
нив, что должны что-то сделать.
ПРАКТИКА ВИЗУАЛИЗАЦИИ
Другой подход к ОСИСБ, наиболее принятый в тибетских тра-
дициях, предусматривает беспристрастную визуализацию сим-
вола одновременно с концентрацией на гипнагогических обра-
зах. Символичность этих образов может помочь сохранить не-
прерывность сознания в процессе возникновения сна. Здесь будут
представлены три варианта этой техники: два - из древних
тибетских наставлений, датируемых VIII веком, и третий -
предложенный учителем тибетского буддизма Тартангом Тулку.
Возможно, вы обратите внимание, что в приводимых уп-
ражнениях образы визуализируются в области гортани. Пси-
хофизиология йогов считает, что наше тело содержит тонко-
материальные <центры сознания>, именуемые чакрами. Их
семь, и размещены они вдоль оси тела, от основания позво-.
ночника до макушки. Считается, что горловая чакра, регули-
рует состояния сна и бодрствования. Состояние, в котором
мы находимся - бодрствование, сон или сновидение, - зави-
сит от степени ее возбуждения14. Любопытна параллель меж-
ду функциями, приписываемыми горловой чакре древневос-
точными психологами, и установленной современными запад-
ными физиологами ролью ствола мозга в регулировании сна и
бодрствования15. Я бы не стал отвергать, не проверив, ут-
верждения таких тонких наблюдателей, как йоги, только из-за
того, что они не укладываются в русло современной научной
методологии - системы стандартов, которой не существова-
ло, когда зарождалась йога. Напротив, я с нетерпением жду
дальнейших научных исследований идей древнего Востока.
Тибетские техники вхождения в осознанное сновидение
непосредственно из бодрствующего состояния, приводимые в
данной главе, включают специальный метод глубокого дыха-
ния, именуемый <горшкообразным дыханием>, по той причи-
не, что нижняя часть живота при его выполнении надувается
наподобие горшка. В следующем упражнении описана техни-
ка <горшкообразного дыхания>.
ТЕХНИКА <ГОРШКООБРАЗНОГО ДЫХАНИЯ>
/. Устройтесь поудобнее.
Упражнения на релаксацию, медитацию и сосредоточение, пред-
лагаемые в этой книге, можно выполнять в удобной позе сидя,
поскольку в положении лежа слишком легко уснуть. Но первое
время вам все же рекомендуется делать это упражнение лежа-на