<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 пришло несколько десятков тысяч писем, в которых люди де-
 лились впечатлениями и просили сообщить им дополнитель-
 ные сведения по практике осознанных сновидений. Отклика-
 ясь на эти просьбы, я решил написать вместе с Ховардом
 Рейн галлом новую книгу. Ховард подробно изложил вопросы,
 касающлеся сознания, творчества и работы во сне.
 Книга "Исследование мира осознанных сновидений" пред-
 ставляет собой самоучитель, поэтапное руководство в освоении
 и использовании осознанных сновидений. Вы, в удобном для
 вас темпе и на соответствующем вашим возможностям уровне,
 можете научиться видеть осознанные сны, которые обогатят
 вашу жизнь. В книге содержится множество примеров, заимст-
 вованных из писем по станфордской программе, подобных трем
 процитированным в начале главы. Наряду с данными тщательно
 контролируемого эксперимента, необходимыми для проверки
 научных теорий, большой интерес для углубления иссладова-
 ний представляет также информация, порой анекдотического
 характера, полученная от непрофессионалов.
 После выхода в свет книги "Осознанные сновидения" наша
 исследовательская группа продолжила работу по изучению
 взаимосвязи во время сна сознания и тела в лаборатории
 Стэнфордского университета, а также на курсах и семинарах
 с добровольцами-онейронавтами (oneironaut - означает "ис-
 следователь мира сновидений"). Мы работали над методами
 вызывания, продления и использования осознанных сновиде-
 ний. Настоящая книга опирается на ряд источников, в том
 числе на стэнфордские исследования, учения тибетских сно-
 видящих йогов и другие работы. Особо следует отметить важ-
 ность исследований немецкого психолога Поля Толя, изучав-
 шего этот феномен на протяжении последних двадцати лет.
 
 НАШ ПОДХОД
 
 В этой книге последовательно предлагается информация, не-
 обходимая для приобретения опыта осознанных сновидений.
 В той или иной степени полезны все приведенные здесь тех-
 ники и упражнения, но их эффективность будет зависеть от
 психофизических особенностей каждого человека. Выполняя
 различные упражнения, смотрите, что вам подходит лучше
 всего.
  Книга построена следующим образом: сначала даются пред-
 варительные рекомендации для обучения осознанному снови-
 дению, потом подробные техники, а затем примеры использо-
 вания осознанных сновидений в жизни. Если вы тщательно
 следуете всем рекомендациям, то будете гораздо чаще видеть
 осознанные сновидения. Чтобы вы могли разобраться в при-
 роде этого явления и использовать его в дальнейшем, в пятой
 главе приводится научное обоснование теории осознанных
 сновидений. Последующие главы содержат рассказ о том, как
 с помощью таких сновидений можно улучшить свою жизнь
 во сне и наяву. Взятые из нашего банка примеры иллюстри-
 руют некоторые возможности осознанных сновидений.
 Насколько нам известно, подробные инструкции по осо-
 знанным сновидениям впервые становятся широко доступны-
 ми. Это не значит, что можно обучиться осознанному снови-
 дению, бегло листая эту книгу- Как и все, достойное изуче-
 ния, осознанное сновидение требует усилий. Существенную
 помощь в овладении этим искусством оказывает мотивация:
 вы должны изо всех сил стремиться к определенному резуль-
 тату и уделить достаточно времени для практики. Если вы
 настойчиво выполняете предлагаемые упражнения и проце-
 дуры, то мы уверены в вашем успехе.
 
 КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
 В этой главе приводятся доводы в пользу обучения осознан-
 ному сновидению и дается обзор содержания книги.
 В главе второй - "Подготовка к обучению осознанному
 сновидению" - содержится необходимая информация о при
 
 роде сна, помогающая преодолеть предубеждение против осо-
 знанных сновидений и ускоряющая процесс обучения. Кроме
 того, она помогает вам понять свои сны. Вы научитесь вести
 журнал сновидений и запоминать их. До того как вы овладее-
 те приемами вхождения в осознанное сновидение, необходимо
 научиться запоминать хотя бы один сон за ночь. Когда в ва-
 шем журнале сновидений появится несколько записей, можно
 начинать составлять каталог признаков сна, то есть характер-
 ных деталей, которые можно использовать в качестве вех в
 продвижении к осознанности.
 В главе третьей - "Пробуждение в мире сна" - пред-
 ставлены техники для осознания состояния сна внутри него
 самого. Предлагаются две основные техники: модифицирован-
 ная техника намерения, в основе которой лежит вопрос, "сплю
 я или бодрствую?", и техника "мнемонического вхождения в
 осознанное сновидение" (МВОС), используемая для обучения
 вхождению в осознанный сон по желанию. Благодаря МВОС
 вы научитесь распознавать состояние сна.
 В главе четвертой - "Сознательное-вхождение в сон" -
 описываются приемы вхождения в осознанное сновидение не-
 посредственно из состояния бодрствования.
 В главе пятой - "Структура, сновидений" - дается науч-
 ное толкование причин и природы сновидений и обсуждается
 место осознанных сновидений, среди сновидений вообще.
 В главе шестой - "Принципы и практика осознанных сно-
 видений" - объясняется, как установить контроль над сном:
 как удержаться в осознанном сновидении, как проснуться по
 своему желанию, как наблюдать мир сна и управлять им. Кро-
 ме того, в ней обсуждаются преимущества принятия во время
 сновидения независимой, гибкой и недирективной роли.
 В главе седьмой - "Приключения и открытия" - расска-
 зывается, как можно использовать осознанные сновидения для
 достижения своих целей. Содержащиеся здесь примеры и со-
 веты Не только откроют вам новые миры и помогут пережить
 захватывающие-дух приключения, но и будут способствовать
 вашему самосовершенствованию.
 В главе восьмой - "Репетиция жизни" - показано, каким
 образом осознанные сновидения могут подготовить вас к ре
 
 альной жизни. Их можно использовать как своего рода трена-
 жер для подготовки к различным жизненным ситуациям. Дей-
 ствия, производимые вами во сне, могут обогатить ваш жиз-
 ненный опыт, повысить работоспособность и углубить пони-
 мание реальности.
 В главе девятой - "Решение творческих задач" - осо-
 знанные сновидения рассматриваются как щедрый источник
 творческих идей в науке, искусстве, бизнесе и частной жиз-
 ни. Многочисленные примеры демонстрируют, как осознан-
 ные сновидения помогли людям подобрать имя своему буду-
 щему ребенку, сменить машину, разобраться в абстрактных
 математических понятиях и т. д.
 В главе десятой - "Избавление от ночных кошмаров" -
 поясняется, как с помощью осознанных сновидении преодо-
 леть свои страхи и скованность, которые, возможно, мешают
 более полной реализации жизненных возможностей. Освобож-
 даясь от ночных кошмаров, люди практикующие осознанные
 сновидения, могут .научиться извлекать пользу из самой не-
 благоприятной ситуации.
 В главе одиннадцатой - "Исцеляющий сон" - показана
 связь между практикой осознанного сновидения и формирова-
 нием более цельной, здоровой личности. Осознанные сновиде-
 ния могут помочь разрешить различные межличностные кон-
 фликты и проблемы, в том числе пережить кончину близких
 людей. Кроме того, они учат гибкости мышления. Решить свои
 проблемы можно и каким-нибудь необычным способом, по-
 скольку во сне человеку ничто не может навредить. Это раз-
 нообразит ваше поведение в реальном мире и уменьшает ве-
 роятность того, что вы окажетесь в затруднительном положе-
 нии.
 Глава двенадцатая называется "Жизнь - это сон: открове-
 ния Большого Мира". В ней совершается выход за пределы
 повседневной жизни и демонстрируется, как с помощью осо-
 знанных сновидений можно более глубоко постичь самого себя
 и свою связь с миром. Осознав себя таким, каким вы видите
 себя во сне, вы начинаете понимать, до какой степени наше
 бодрствующее "я" ограничено привычными понятиями о нем.
 Трансцендентальные переживания в осознанных сновидениях
 
 
 укажут направление, в котором можно было бы исследовать
 свой внутренний мир.
 Завершает книгу послесловие <Приключение продолжает-
 ся>, где читателя приглашают присоединиться к Институту
 осознанных сновидений - сообществу людей, созданному для
 продолжения исследовании природы и возможностей осознан-
 ного сновидения.
 
 ЖИЗНЬ КОРОТКА
 
 Прежде чем вдаваться в подробности освоения осознанно-
 го сновидения, необходимо разобраться в причинах, побуж-
 дающих обучаться этому. Действительно ли потенциаль-
 ная польза от обучения оправдывает время и усилия, за-
 траченные на овладение навыками осознанного сновидения ?
 Мы считаем, что да, но решайте сами. Как известно, жизнь
 коротка. На самом деле она еще короче, поскольку от чет-
 верти до половины нее мы проводим во сне. Большинство
 людей в основном не осознают своих снов. Сон не осмыс-
 лен, и это приводит к потере многочисленных возможнос-
 тей сознательной жизни.
 Неужели проспать свои сновидения - наилучшее ис-
 пользование скупо отпущенного нам времени? Это не толь-
 ко пустая трата времени, но и упущенный шанс приобрес-
 ти знания, способные обогатить нашу жизнь. Проникая в
 сны, можно приобрести дополнительный жизненный опыт.
 Кроме того, дополнительное время сознательного состоя-
 ния, используемое для тренировки своего ума, может при-
 нести большую пользу.
 <Сны - это сокровищница знания и опыта, - пишет
 тибетский буддист Тартанг Чулку. - Однако их часто не-
 дооценивают как- средство познания действительности. В
 состоянии сна наше тело отдыхает, но мы видим и слы-
 шим, передвигаемся и даже способны обучаться. Правиль-
 ное использование состояния сна равносильно увеличению
 времени нашей жизни в два раза: вместо ста лет мы живем
 двести>2.
 Осознанные сновидения - это не только знание, но и на-
 
 
 строение. Радостное пробуждение после чудесного осознан-
 ного сна явится причиной прекрасного настроения. Ярким
 примером тому - первое осознанное сновидение молодой жен-
 щины, пережитое ею мосле прочтения статьи об этом явле-
 нии. Осознав, что спит, она <попыталась вспомнить совет,
 данный в статье>, но единственное, что пришло ей в голову,
 было ее собственное замечание: <Это - высшее наслажде-
 ние>. Она почувствовала, как ее охватило <блаженное ощу-
 щение меняющихся и переливающихся красок и света>, кото-
 рое завершилось всепоглощающим оргазмом. После этого она
 стала <мягко приближаться к осознанному пробуждению> и в
 течение двух или более недель была буквально переполнена
 радостью3.
 Этот перенос положительных эмоций в бодрствующее со-
 стояние является важным аспектом осознанных сновидений.
 Независимо от того, запоминаем мы сны или нет, они нередко
 влияют на наше настроение 'непосредственно после пробуж-
 дения, а иногда и в течение долгого времени. После <плохих>
 снов мы чувствуем, что <встали не с той ноги>, приятные же
 сны вызывают эмоциональный подъем, бодрость и уверенность
 в себе. Это более чем достаточный стимул к обучению осо-
 знанному сновидению.
 Вы, возможно, все еще думаете: <Моя жизнь во сне и
 так достаточно интересна. Зачем мне прилагать усилия для
 большего ее понимания?> Если это так, то обратимся к
 традиционным мистическим учениям, согласно которым,
 большая часть человечества пребывает во сне. Когда Идри-
 са Шаха, выдающегося суфийского учителя, попросили
 назвать основное заблуждение человека, он сказал: <Это
 думать, что он живет, в то время как он просто заснул в
 преддверии жизни>4.
 Осознанное сновидение может помочь вам понять слова
 Шаха. Если вы хоть раз, находясь во сне поняли, что спите и
 что ваши возможности значительно шире, чем высмоли, то
 вы можете вообразить, что аналогичное осознание возможно
 и по отношению к вашей бодрствующей жизни. В Пятикни-
 жии (Торе) сказано: <Наша .реальная жизнь - это по сути
 бодрствование во сне>.
 
 ОПЫТ ОСОЗНАННЫХ СНОВИДЕНИЙ
 
 Человеку, не пережившему осознанных сновидений, довольно
 трудно понять, что это такое- Несмотря на то что подлинное
 знание возможно только в результате обретения опыта, ка-
 кое-то представление об осознанном сне можно все же полу-
 чить путем сравнения его с более привычным для вас состоя-
 нием сознания - например, тем, в котором вы находитесь в
 данный момент. Следующее упражнение поможет вам глубже
 понять свое обычное состояние бодрствования. Каждый этап
 должен длиться около минуты.
 
 УПРАЖНЕНИЕ;
 СОЗНАНИЕ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ
 
 1. Зрение
 Посмотрите вокруг. Постарайтесь ощутить окружающий мир,
 богатство и разнообразие его форм, цвета, движения, простран-
 ства.
 
 2. Слух
 Прислушайтесь к разнообразным звукам, включая простое чудо
 речи и волшебство музыки, к их громкости, тембру, тональнос-
 ти.
 
 3. Осязание
 Ознакомьтесь с предметами на ощупь (гладкие они, шерохова-
 тые, сухие, липкие или влажные), на вес (тяжелые, легкие, оплош-
 ные или полые), вызывают ли они удовольствие, боль, тепло,
 холод и так далее. Обратите внимание также паевое самочувст-
 вие в данный момент и сравните его с тем, что вы чувствовали в
 другое время: усталость или бодрость, свободу или напряжение,
 боль или комфорт и т. д.
 
 4. Вкус
 Попробуйте на вкус все, что хотите: различные продукты и ве-
 щества, или постарайтесь вспомнить и представить себе в пол-
 ной мере их вкус.
 
 5. Обоняние
 Постарайтесь вспомнить и представить себе как можно больше
 
 
 
 запахов: разгоряченного тела, земли, ладана, дыма, парфюмерии,
 кофе, лука, алкоголя, моря.
 
 6. Дыхание
 Обратите внимание на свое дыхание. Минуту назад вы, вероят-
 но, не отдавали себе .отчета в том, что дышите, хотя, выполняя
 это упражнение, вдохнули и выдохнули раз пятьдесят. Задержи-
 те дыхание на несколько секунд, Выдохните. Теперь глубоко вдох-
 ните. Вы видите, что осознание своего дыхания дает вам воз-
 можность произвольным образом менять его.
 
 7. Эмоции
 Обратите внимание на свои эмоции. Вспомните, чем отличается
 гнев от радости, безмятежность от возбуждения. Вспомните и
 другие эмоции (чем больше, тем лучше). Постарайтесь опреде-
 лить, насколько реально они ощущэются,
 
 8. Мысли
 Сосредоточьтесь на своих мыслях. О чем вы думали, выполняя
 это упражнение? О чем вы думаете сейчас? Насколько реальны-
 ми кажутся вам мысли?
 
 9. <Я>
 Постарайтесь осознать тот факт, что ваш мир всегда содержит
 ваше <я>. По замечанию Уильяма Джеймса, основой процесса
 восприятия является то, что именно Я вижу, Я слышу, Я ощу-
 щаю, Я думаю5. Вы не есть то, что вы видите, слышите, думаете
 или чувствуете, - вы лишь воспринимаете это. Другими сло-

<< Пред.           стр. 2 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу