<< Пред.           стр. 1 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 Т.Г. Лешкевич
 
 вводныи kypc
 
 
 1998 ГОД
 
 
 ББК 86.3 Л 33
 Т.Г. Лешкевич
 Л 33 Философия. Вводный курс - Изд. 2-е, дополненное М.: "Контур", 1998. - 464 с.
  Второе дополненное издание учебного пособия предлагает новый нетрадиционный взгляд на периодизацию историко-философского процесса, согласно которому концептуальный потенциал и этическая направленность мудрости герметизма кладется в основание всей последующей философии. Следуя традициям систематического философского образования, наряду с проблемами, связанными со спецификой философии, философской онтологией, атрибутами универсума, научной картиной мира и философской антропологией, включает в себя ряд принципиально инновационных тем, ориентированных на менталитет нации. Рассматривается феномен энергии в оценках ученых и эзотериков, объясняются аномальные явления на основе информационно-энергетических взаимодействий, понятия ноосферы, синергетики, экософии, экологии человека, киборгкультуры и постмодерна.
  Предназначено широкому кругу читателей: учащимся старших классов школ, гимназий, лицеев, колледжей, абитуриентам и студентам, изучающим философию, а также всем интересующимся наукой о мышлении.
 ББК 86.3
 ISBN 5-86065-006-Х (c) "Экспертное бюро", 1998
 (c) Оформление "Экспертное бюро-М", 1998 (c) Т.Г. Лешкевич, 1998
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 От автора...................................................................................... 21
 Введение....................................................................................... 23
 Раздел первый. ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ
 ТЕМА 1. Возникновение герметической философии в древнеегипетской цивилизации ............................................. 29
 Источники изучения древнеегипетской цивилизации: "Книга мертвых", "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", а также труды античных авторов: Геродота, Плутарха. - Ритмичность и цикличность как основа мировосприятия Древнего Египта. - Основные достижения древнеегипетской цивилизации. Египетская магия - тайна, хранимая жрецами. Знаменитая эннеада - девятка богов, почитавшихся во всем Египте. - Исповедь отрицания.
 ТЕМА 2. Литературно-мифологический портрет бога Гермеса, его функции и отношения с другими богами........................................................................................... 41
 Древнеегипетская, эллинская и римская версии толкования бога Гермеса. - Литературно-мифологический портрет Гермеса. - Функции Гермеса. - Тот (Джехути) - древнеегипетский бог мудрости и письменности. - Гермес в греческой мифологии. - Возникновение образа Гермеса Трисмегиста в период поздней античности. - Римский бог Меркурий.
 ТЕМА 3. Проблемы концептуального анализа тайной мудрости. "Священная книга Тота" и "Изумрудная скрижаль" Гермеса Трисмегиста................................................................. 49
 Учение, хранимое в тайне. Единство абсолютной реальности. - Трехчастное деление "Священной книги
 
 Тота". - Формула: "Человек живет в мире разума, разумом и в разуме". - Двойственная природа человека. - Тринадцать заповедей "Изумрудной скрижали" Гермеса Трисмегиста. - Трехступенчатый путь познания в формуле "Правильно, верно без лжи и несомненно истинно". - Метод аналогий - основной метод герметизма.
 ТЕМА 4. Понятие герметической философии и ее составляющих............................................................................. 55
 "Популярная герметика" и "ученая герметика". - Герметика как собрание теософско-оккультных текстов 2 - 3 вв. - Проблема сотворения мира духом как центральный вопрос герметизма. Трактат "Пимандр". - Космогоническая картина и ступени эманации верховного ума-логоса. Многомерный мир герметики. - Семь принципов организации Вселенной: принцип ментализ-ма, соответствия, вибрации, полярности, ритма.причин и следствий, пола. - Энергийный характер герметизма. - "Слово сильнее оружия". - Испытания посвящения. - Адепты и профаны. - Герметизм человеческой дущи. - Герметические аксиомы. Контрольные вопросы................................................................ 67
 Темы рефератов.......................................................................... 67
 Раздел второй. О СПЕЦИФИКЕ ФИЛОСОФИИ
 ТЕМА 5. Особенности мифологического сознания............ 69
 Мифология как наиболее древняя форма духовной культуры. - Антропоморфизм, образность, синкретизм, ге-нетизм, символизм мифологии. - Основные группы мифов и мифологическая картина мира. - Философы и этнологи в поисках ответа на вопрос: "Что такое миф?". - Функции мифотворчества. - Проблема ре-мифологизации (возрождения мифа). Теогония как форма предфилософии. - Возникновение философем. -
 
 Мифология, теогония, натурфилософия. - Мифогенная, гносеогенная и гносеомифогенная концепции возникновения философии. - "Семь мудрецов" и зарождение нравственной рефлексии.
 ТЕМА 6. Натурфилософия и софисты.................................... 85
 "Фисиологи" и их учения о первоэлементах. - Безлич-ностно-понятийный способ истолкования природы, идея причинности, становления, прозорливые гипотезы. Классическая греческая философия - "италийская философия" (Аристотель). -Дальнейшая рационализация мышления. - Пифагорейцы, элеаты, плюрализм Эмпедокла и Анаксагора. - Атомистика. Софисты и софистика. - Учителя красноречия,"мудрецы за плату". - Перемещение философских интересов в сферу этики, политики, теории познания. - Софизмы - "пути и распутья" словесно оформленной мысли. - Примеры софизмов. - Влияние софистики на весь европейский способ мышления. - Определение софистики. - Две школы софистов. - Релятивизм - признание абсолютной изменчивости. - Софисты и Сократ. - Платон о благе и государстве.
 ТЕМА 7. Почему философия не может быть наукой всех наук?.............................................................................................. 99
 Соотношение философии и науки. - Объектность науки и универсальность философии. - Естественные, общественные и технические науки, - Понятийный аппарат науки. - Факты науки и умопостигаемые сущности философии. - Точное знание и смысложизненная проблематика. Особенности метода философской рефлексии. - Язык философии. - Связь философии с другими формами общественного сознания. - Философия как совокупный опыт духовного развития человечества. - Философия науки как философская дисциплина и как философское направление.
 
 ТЕМА 8. Смысл и предназначение философии.................... 113
 Философия - духовная квинтэссенция своего времени. - Связь философии с жизнью и конец спекулятивного, умозрительного конструирования. - Позиция духовной выдержки. - Философия - любовь к мудрости. - Облик философа-мудреца. - Содержательный анализ понятия "мудрость". - Философия как образ жизни, школа мысли. - Способность и ответственность суждения. - Философия - целостное постижение универсума.
 ТЕМА 9. Философское мировоззрение.................................. 127
 О специфике философского мировоззрения. - Мировоззрение как "система взглядов на мир в целом" и как "проекция человеческой жизнедеятельности на ось исторического времени". - Деятельностный аспект, историческая оптика, этническая архитектоника мировоззрения. Структурные компоненты мировоззрения: картина мира, система идеалов, оценок, целеполагаю-щих ориентиров. - Интеллектуальная и эмоциональная составляющие мировоззрения. - Миропонимание - мироощущение - мировосприятие. - Убеждение, установка, уверенность, вера - результативные составляющие мировоззрения. Теоретический и практический уровни мировоззрения. - Обыденное мировоззрение повседневности. - Догматизм и скептицизм - два полюса мировоззрения. - Смысл подлинного этического мировоззрения.
 ТЕМА 10. Что такое философия? Спор дефиниций............. 135
 Анализ существующих определений философии. - Философия как форма общественного сознания, как система взглядов на мир в целом, как одна из форм мировоззрения. - Нетрадиционные интерпретации специфики философского знания. - Философия - "это мышление
 
 вслух"(М. Мамардашвили). - Философия - "культура всеобщего взаимопредполагания мысли и бытия" (В. Библер). - Философия как "вопрошание сущего" (М. Хайдеггер), "притязание обрести смысл жизни"(К. Ясперс).
 ТЕМА 11. Русская философия в поисках подлинной сущности философского знания .......................................................... 140
 Русская философия - концентрированное выражение духовного опыта нации. - В.Н. Татищев: "Филозофия не токмо полезна, но и нуждна вере". - А.Н. Радищев. "О человеке, о его смертности и бессмертии" - первый научный подход к антропологизму. - Творчество славянофилов И.В. Киреевского и А.С. Хомякова. - Убеждение в непосредственном постижении реальности - отличительная особенность всей русской философии. - Направленность на поиск цельного знания о цельном бытии Вл. Соловьев. - "Философия как добросовестное искание достоверной истины". - Метафизика - "критическая наука идей о сущем " (С.Н. Трубецкой). - Философия как переживание, "душевно-духовное делание" (И.А. Ильин). -"Учение о смысле человеческого существования" ( Н.А. Бердяев). - Ответ С.Л. Франка на вопрос "Что делать?".
 ТЕМА 12. Основной вопрос и функции философии ........... 151
 Формулировка основного вопроса философии. - Его структура и терминологические эквиваленты. - Соотношение предмета философии и ее основного вопроса. - О критерии различения материализма и идеализма.- Основной вопрос философии и многообразие философских дисциплин. - Специфика современных философских направлений сквозь призму основного философского вопроса: аналитическая философия, философия науки, экзистенциализм, философия
 
 жизни, прагматизм, интуитивизм, феноменология, герменевтика. - Мировоззренческая функция философии. - Методологическая функция философии. - Ее операциональная и конструктивная составляющие. Контрольные вопросы................................................................ 157
 Темы рефератов.......................................................................... 158
 Раздел третий. ФИЛОСОФСКАЯ ОНТОЛОГИЯ - УЧЕНИЕ О БЫТИИ
 ТЕМА 13. Бытие как философская проблема....................... 159
 Личностно-индивидуальный смысл проблемы бытия. - Конкретно-исторический способ бытия. - Танатология. - Тропы бытия: быть или иметь; бытие как самореализация; бытие как долженствование. Возникновение и внутренняя логика развития проблемы бытия. - Парадокс Парменида: "Сущее есть, не-сущего нет". - Бытие как трансцендирование (Платон). - Panta rei - бытие как становление. - Бытие как реальный процесс жизнедеятельности.
 ТЕМА 14. Постмодерн как тип современного бытия.......... 171
 Постмодерн - "новая" страница в истории человеческой бытийственности. - Возраст постмодерна. - Что значит "пост"? - Новый тип человека в постмодерне. - Две версии постмодерна. - Размышления о логике постмодерна. - Ведет ли постмодерн ко всеобщему кризису духовности? - Что такое киборгкультура? - Бытие или небытие? - "Трактат о небытии".
 ТЕМА 15. Основные формы бытия.......................................... 181
 Онтология. Философское понимание бытия природы. - Специфика человеческого бытия. - Бытие духовного: индивидуализированное и объективированное бытие. - Бытие социального. - Соотношение мира естественного
 
 и мира искусственного. - О двух формах объективного процесса. - Бытие и существование. - Типологии и классификации форм бытия. - Общественное бытие. - Иллюстративная карта.
 ТЕМА 16. Прогресс и его критерии......................................... 195
 Понятие прогресса. - Идея общественного прогресса. - Прогресс и регресс. - Источники прогресса. - Фаталистическое, волюнтаристское, идеалистическое и материалистическое понимание источников прогресса. - Критерии общественного прогресса. Относительный характер прогресса, его противоречивый характер. - Прогресс и идеалы.
 ТЕМА 17. Философское учение о материи............................ 200
 Об этимологии термина "материя". - Субстратное понимание материи и его альтернативы. - Формирование представлений о материи в истории философии. - О методологии определения категории "материя". - Материя как объективная реальность. - Определение понятия материи и его связь с принципом развития. - Соотношение философского понимания материи и конкретно-научных представлений о ее строении и свойствах.
 ТЕМА 18. Приемлема ли категория субстанции в современной философии?................................................................... 211
 Субстанция как причина самое себя. - Проблема субстанции в истории философии. - Монизм, дуализм, плюрализм. - Атрибуты и модусы субстанции. - Субстанция и субстрат. - Основные идеи о субстанции в философии Декарта. - Развитие категории субстанции в философии Спинозы. - Теоретические характеристики субстанции и парадокс субстанциональности. - Субстанциональное единство бытия как единство сущности и существования, материального и духовного.
 
 ТЕМА 19. Системная организация универсума ................... 219
 Основные типы материальных систем. - Эвелюция материи и ее структурные уровни. - Характеристики микро-, макро- и мегамира. - Парадоксальные эффекты микромира. - Место человека в иерархии структурных уровней материи. - Геоцентрические и негеоцентрические типы материальных систем. - Человеческое общество как целостная развивающаяся система.
 ТЕМА 20. Ноосфера - сфера разума .................................... 225
 Биосфера как пленка жизни. - О термине "ноосфера". - Ноосфера как эволюционный скачок в планетарном и космическом развитии. - Значимость гуманистической научной мысли.-Границы ноосферы. - О значении нового вида энергии. - Два сценария развития ноосферных процессов. - Необходимость "экологического императива". - "Мысль - сила, и ничто не остановит ее" (В.И. Вернадский). - Соотношение науки и философии.
 ТЕМА 21. Научная картина мира и ее эволюция................ 231
 Характеристики и функции научной картины мира. - Классическая, неклассическая и постнеклассическая научная картина мира. - Активность индивида и современная постнеклассическая методология бельгийской школы И. Пригожина. - Понятийный аппарат постнеклассической методологии. - Учение о самоорганизации материи и синергетика Г. Хакена. - Типологии хаоса.
 ТЕМА 22. Феномен энергии в оценках ученых иэзотериков................................................................................ 241
 Представление об энергии. - Понятие "силы" как ведущее понятие 17 в. - Сила - источник изменения вещей. - Определение энергии. - Энергетизм и критика
 10
 
 концепции тепловой смерти Вселенной. - Современная типология видов энергии. - Что такое энергия? Ответ Рерихов. - Свойства тонких энергий. - Энергия мысли и воображение. - Энергия как план астраль-ности. - Энергия и проблема зла. -Проблема обращения с высшей энергией.
 ТЕМА 23. Что мы знаем об энергоинформационном обмене?.......................................................................................... 257
 Концепция универсальной космической голограммы. - Попытка объяснения аномальных явлений на основе информационно-энергетического (ИЭ) обмена. - Понятие биоинформатики. - Типы взаимодействий ЭМ (энерго-материальные), МЭ (материально-энергетические), ЭИ (энергоинформационные и информационно-энергетические). - О пятом фундаментальном физическом взаимодействии информационного типа. - Торсионные поля. - Три класса информационных взаимодействий: Человек - Земля - Космос . Контрольные вопросы................................................................ 261
 Темы рефератов.......................................................................... 262
 Раздел четвертый. АТРИБУТЫ УНИВЕРСУМА
 ТЕМА 24. Споры об атрибутивности движения .................. 263
 Движение: атрибут или модус? -Истоки диалектического понимания движения. - Трудности логического отображения движения (апории Зенона). - Движение и панпсихизм Возрождения. - Ограниченность метафизических представлений о движении как о модусе бытия. - Движение как изменение вообще. - Противоречивость движения. - Проблема источника движения. - Идея самодвижения. -"Двигаться - значит быть в данном месте и одновременно не быть в
 11
 
 нем". - Абсолютность движения и относительность покоя.
 ТЕМА 25. Основные формы движения материи.................. 273
 Понятие "форма движения материи". - Классификация наук О. Конта. - Принципы классификации форм движения материи Ф. Энгельса. - Качественная специфика и взаимосвязь форм движения материи. - Современная методология и проблема классификации форм движения. - Магистральные и периферийные ветви развития. - Геологическая форма движения. - Основные, частные и комплексные формы движения материи.
 ТЕМА 26. Пространство и время - коренные условия бытия............................................................................................. 280
 Развитие взглядов на пространство и время в истории философии и в естествознании. - Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. - Критика субъективных и априористских трактовок пространства и времени. - О специфике пространства и времени в микро-, макро- и мегамире. - Объективность пространственно-временного континуума: место и положение, длительность и миг. - Метрические и топологические свойства пространства и времени. - Эмпирический постулат трехмерности пространства.
 ТЕМА 27. Порядок и направление времени.......................... 289
 Две серии временных понятий: "прошлое - настоящее - будущее"; "раньше - позже". - Динамическая и статическая концепции времени. - Парадокс Аристотеля - Августина. -Диалектика прошлого, настоящего, будущего. Настоящее как миг и длительность. - Ограниченность линейной модели времени. - Что такое время? - определения Г. Рейхенбаха. Перцептуаль-ное время и время человеческого существования. -
 12
 
 Многообразие типов временных отношений. - Социальное время. - Проблема размерности социального времени.
 ТЕМА 28. Противоречий конечного и бесконечного........... 295
 Конечное и бесконечное как философские категории. - Определенность и граница - характеристики конечного. - Соотношение конечности и движения. - Бесконечное как отрицание конечного. -Бесконечность как неограниченность, неопределенность и неисчерпаемость. - Онтологический статус бесконечного и невозможность его эмпирического обнаружения. - Критика понятия "дурной" бесконечности, идеалистического истолкования бесконечного. - Анализ версий соотношения конечного и бесконечного в неопозитивизме.- Диалектика конечного и бесконечного. - О трудностях интеллектуального постижения бесконечного. - Апории, антиномии, парадоксы как средства отображения бесконечного в познании. - Актуальная и потенциальная бесконечность.
 ТЕМА 29. Конечное и бесконечное в космологии................ 303
 Бесконечность мира в пространстве и времени. - Интенсивная и экстенсивная бесконечность. - Космологические антиномии И. Канта и их современная интерпретация. - Философские основания идеи бесконечности Вселенной. - Проблема бесконечности Вселенной в релятивистской космологии. - Космологические модели Вселенной.
 ТЕМА 30. Отражение и информация...................................... 309
 Отражение как всеобщее свойство материи.- Взаимодействие и отражение. "Каждое явление - зеркало и эхо Вселенной" (С. Л. Рубинштейн). - Уровни отражательного процесса и их характеристика. Эволюция форм
 13
 
 отражения, их единство и качественное различие. Особенности отражения в неживой и живой природе. - Специфика психического отражения. О многообразии проявлений социального уровня отражения. - Проблема опережающего отражения действительности. Концепция П.К. Анохина. Взаимосвязь отражения и информации. О трех подходах к определению сущности и природы информации: коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепции. Контрольные вопросы................................................................ 319
 Темы рефератов.......................................................................... 320
 Раздел пятый. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СОЗНАНИИ
 ТЕМА 31. От понятия "душа" к понятию "сознание"......... 321
 Трактат Вольтера "О душе". - Душа (anima) как всеобщая одушевленность космоса. - Установки гилозо-изма. - О взаимосвязи душевных и телесных проявлений. - Концепция телесного происхождения души (Аристотель). - Потенции души. - Душа и глубинный внутренний мир личности. - Душа как средоточие мирового разума. - Активность души. - Душа - восприемница нравственности.
 ТЕМА 32. О двух традициях в объяснении природы сознания....................................................................................... 327
 Особенности картезианской традиции. - Сознание как замкнутая в себе духовность. Поход "внутрь" сознания. - Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (Маркс). - Детерминанты сознания - за пределами сознания. -"Бытие определяет сознание". - Общественная природа сознания, коллективность -
 14
 
 "соборность" сознания. О необходимости интегрирования двух традиций. - Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). - Сознание - отражение действительности ( гносеологический аспект). - Сознание - продукт развития биологической и социальной формы движения материи (генетический аспект). - Сознание -фактор управления поведением (функциональный аспект).
 ТЕМА 33. Проблема антропосоциогенеза ............................. 333
 Загадки антропосоциогенеза. - Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания: сложная психическая деятельность высших животных, зачатки орудийной деятельности, стадная жизнь человекообразных предков. - Выход за рамки природно-биологического круга. - Инвариантное "поведенческое амплуа" высших животных и универсальная деятельность "по мерке любого вида" у человека. Теория двух скачков - как объяснительная модель антропосоциогенеза. Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. - Синергетика и проблема возникновения человека. - Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса.
 ТЕМА 34. Трактовка человека в научной и философской традициях..................................................................................... 343
 Биологизаторский и социологизаторский подходы. - Человек как целостное социально-биологическое существо. - Природа и сущность человека. - "Человек есть мера всех вещей". - Антропоцентризм и человекораз-мерность. - Природоцентризм и принцип натурализма. - Космоцентризм, теоцентризм. - Теокосмизм как разум космоса. - Социоцентризм, отдающий приоритеты культурно-цивилизационным факторам. - Со-циобиологи о "теории геннокультурной коэволюции".
 15
 
 - "Компьютерная метафора" когнитивной психологии. - Философская антропология как философская дисциплина и как направление современной западной философии. - Плеснер об эксцентричности человека. - Персонализм: экстериоризация, интериориза-ция, трансценденция - как методы постижения личности. - Экзистенциализм: три стадии восхождения к экзистенции: наслаждение, долг, страдание.
 ТЕМА 35. Разговор о сущности человека: многообразие определений................................................................................ 351
 Homo sapiens - человек разумный.- Animal rationale - животное рациональное. - A tool making animal -"животное , производящее орудия". - "Animal symbolicum" - "человек как символическое животное". - Человек-существо, делающее выбор.- "Человек - это животное, способное обещать". - "Размышляющий человек - просто испорченное животное". - Антагонизм идей и позиций. - Декартово cogito ergo sum - я мыслю, следовательно, существую. - Берклианское: существовать значит быть воспринимаемым. - Volo ergo sum (Мен де Биран) - "хочу, следовательно, существую". Ницше о воле к власти и Фрейд о либидо как руководящей идее человека. - Значимость экономического стимула Маркса. Человек - проблема для самого себя. - Гоббс об эгоистической природе человека . - "Человек человеку волк", "война каждого с каждым ". - Путь общественного договора. - Локк и его "Опыты о человеческом разуме". - "Мысли" Паскаля о человеке. - Просвещение и новое видение природы человека.
 ТЕМА 36. Кому принадлежит открытие человека?............. 359
 Принадлежит ли открытие человека античности? - Легенда об Атлантиде. - Представления о человеке в эзотеризме. - Человек есть центр магических сил. -
 16
 
 Эзотерическая традиция о двуединой и тройственной природе человека. - Семь планов существования человека. - Концепция человека П. Успенского. - Человек есть машина. - Идея двойственной природы человека. - Н.А. Бердяев о двойственности человека. - Двойственность, бинарность как плодотворная методологическая установка.
 ТЕМА 37. Индивидность, индивидуальность, личность .... 369
 "Человек по природе своей есть существо политическое" (Аристотель). Была ли личность в античности? - Стоическая "невозмутимость" и Amor fati - "любовь к року".- Основания запрета на индивидуальность. -"Принцип ин-дивидуации" Фомы Аквинского и ренессансное мышление. - Значение Человека в первом высшем Аркане Таро. - Mens (дух), Anima (душа), Corpus (тело). - Карма - Совесть - Воля человека. - Вл. Соловьев о соотношений индивидуальности и индивидности. - Проблема определения понятия "личность". - Персонализм о личности как главном достижении земной цивилизации. - Индивид как репрезентант массы. - Голод, половое влечение и инстинкт власти - витально-инстинктивные факторы жизнедеятельности индивида. - Э. Фромм и К. Юнг о "социальных болезнях" нашего современника.
 ТЕМА 38. Экософия - персональный кодекс ценностей..................................................................................... 379
 Проблема экологии человека. - Самореализация. - Категориальный строй экософии. - Глубокое осознание цели. - Сознание в виде спектра. - Модели сознания. - Эволюция человека.- Оккультные способности в каждом. -Включить прожектор внутри себя. - Схема расширения способностей. - Медитация - средство очищения. - Борьба с отрицательными эмоциями. - О последующей эволюции человека. - Задача воссоздания
 2-T.Лешкевич 17
 
 личности. - Проблема преодоления смерти. - Экосо-фия и новейшие выводы эниологии.
 ТЕМА 39. Язык как знаковая реальность.............................. 389
 Синхронные и диахронные способы передачи опыта. - Коммуникация и трансляция. Язык - знаковая реальность. - Язык как внебиологическая система кодирования и воспроизведения социальности. - Язык как практическое сознание, действительность мысли. - М. Фуко о языке: объект-язык, субъект-язык. Знак и значение. - Функции языка. - Связь мышления и языка. - Критика идеалистических представлений о взаимосвязи мышления и языка. - Критика неопозитивистской абсолютизации языковой реальности. - Современная философия о соотношении языка, сознания и действительности. - Гипотеза именного происхождения языка. - Личностно-именной, профессионально-именной и универсально-понятийный типы языка.
 ТЕМА 40. Психофизическая проблема .................................. 399
 Соотношение психического и физиологического. - Критика концепции психофизиологического взаимодействия Декарта. -Критика психофизиологического параллелизма Лейбница. - Сознание, мозг и внешний мир, характер их взаимосвязи. - Критика вульгарного материализма: мышление как отражение физиологических процессов организма (Кабанис, Фогт, Молешотт, Бюхнер). - Махистская трактовка психофизиологической проблемы. - Философский и естественнонаучный подходы к исследованию мышления. - Мышление - способность строить схемы внешней деятельности.
 ТЕМА 41. Структура и функции сознания............................ 409
 Понятие структуры и роль системно-структурного метода в изучении сознания. - Эмпирическая явленность
 18
 
 сознания: активность, интенциональность, способность к рефлексии и самонаблюдению, мотивацион-но-ценностная ориентация. - Анализ основных структурных компонентов сознания: ощущение, восприятие, представление, память, эмоции, воля, левополушар-ное и правополушарное мышление. - Когнитивное и ментальное в сознании. Знание как способ существования сознания. - Единство объективного и субъективного в знании. - Сознание как целостность и рефлексия. Функции сознания: отражательная, преобразовательная, ориентировочная. - Смысловая нагрузка функций сознания и их взаимосвязь.
 ТЕМА 42. Сознание и самосознание....................................... 417
 Самосознание - стремление к осознаванию и оценке. - Основа формирования самосознания. - Индивидуальный и общественный уровни проявления. - Самосознание индивида, группы, этноса. - Анализ формулы: "Познай самого себя!". - Диалогичность, интроекция, интуиция - путь к самоосознаванию. - Самопознание и саморегуляция - формы самосознания, их различия и взаимосвязь. - Роль самосознания в структуре сознания.
 ТЕМА 43. Идеальное................................................................... 421
 Природа идеального. - Дискуссия по проблеме идеального в отечественной философии. Три концепции идеального как поиск идеального на стороне субъекта, на стороне практики, на стороне объекта. - Анализ представлений об идеальном как субъективной реальности; как объективированной мыслительной форме; как природном эталоне. - Проблема материального носителя идеального и ее решение. - Абсолютность и относительность противоположности материального и идеального. - Итоги и перспективы дискуссии по проблеме идеального.
 19
 
 ТЕМА 44. Природа бессознательного..................................... 433
 Природа и формы проявления бессознательного. - Роль бессознательного в бытии сознания, его полезные и деструктивные функции. - Проблема бессознательного в историческом развитии. - 3. Фрейд, К. Юнг о природе бессознательного. - Коллективное бессознательное - архетипы родовой памяти. - Теория установки Д. Узнадзе. - Бессознательное и поведенческие программы. - Бессознательное как источник творчества. Контрольные вопросы................................................................ 440
 Темы рефератов.......................................................................... 441
 ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ (на заметку преподавателю) ..... 443
 Приложение. Методика деловой игры .................................. 445
 Литература................................................................................... 451
 20
 
 От автора
  В аудиториях академического типа существуют негласные правила - все страсти, истории и увлекательные сюжеты, всё кипение стихийно-спонтанного жизненного процесса оставлять за пределами сих почтенных стен. Из года в год и из десятилетия в десятилетие мерная поступь основных тем необыкновенно древней и вечно современной философии встречает каждого, вновь вступающего в Храм Мудрости, словно череда древнеегипетских пирамид, неумолимых и непреклонных. Они пролагают путь следования традиции, которая постулативна и величественна не позволяет себе треволнения по поводу дня сегодняшнего и неопределенности грядущего, она не расположена к собственному критическому переосмыслению. Многие вопросы в ней нежелательны. Например, сочетается ли современная философия с той тайной герметической мудростью древних, которая стояла у колыбели древнегреческой и всей европейской цивилизации? И правильно ли связывать возникновение философии лишь с именами древнегреческих мыслителей? Самодостаточен ли рационализм, говорящий от имени мудрости, провозглашающий любовь к ней, но совершенно отсекающий герметизм человеческой души.
  Во втором дополненном издании книги "Философия. Вводный курс" предлагается новый нетрадиционный взгляд на периодизацию историко-философского процесса, ибо первая тайная мудрость герме-тизма есть подлинное основание концептуального потенциала и этической направленности всей последующей философии. В ней не только злонамеренные деяния, но и даже сами мысли о плохом считались недопустимыми и вредоносными. Первым богом мудрости и письменности, "первым интеллектуалом" был древнеегипетский бог Тот (он же впоследствии Гермес Трисмегист). Великие мужи античности не мыслили себе вхождение в обитель праматери всех наук без путешествия на Восток. Ретроспективный анализ сущности и специфики философии, ведущий начало от памятников древнеегипетской цивилизации 4 тыс. до н.э., аксиом и принципов герметизма до основных положений и законов современной постнеклассической картины мира 20 в. н.э., позволяет представить философию в новом и нетрадиционном свете. И оказывается, что герметический принцип вибрации парадоксальным образом совместим с современным признанием абсолютности движения, закон причины и следствия в герметизме сочетается непосредственным образом с принципом детерминизма, а древняя аксиома
 21
 
 полярности очень походит на всем известный закон единства и борьбы противоположностей. Принцип ментализма близок идеям о ноосфере, а принцип соответствия - коэволюции.
  Данное издание, не поступаясь требованиями систематического философского образования и рассматривая круг проблем, связанных со спецификой философии, философской онтологией (учением о бытии) и философской антропологией (учением о человеке и его сознании), включает с себя круг принципиально инновационных тем и разделов. Среди них - размышления по поводу, что представляет собой феномен энергии в оценках эзотериков и ученых, каковы свойства тонких энергий, попытки объяснить аномальные явления на основе информационно-энергетических взаимодействий, понятие синергетики и эниологии. Включенные в пособие темы "Русская философия в поисках подлинной сущности философского знания", "Постмодерн как тип современного бытия ", "Что такое киборгкультура?" весьма значимы в мировоззренческом плане и ориентированы на менталитет нации.
  В разделе, посвященном изучению человека и его сознания, освещается инновационная тематика: "От понятия "души" к понятию "сознания", загадки антропосоциогенеза - возникновения человека и человеческого общества и основания запрета на индивидуальность. Здесь выдерживается принцип сопряжения философского, научного и Эзотерического подходов. Описываемые эзотерикой семь планов бытия человека, его двойственная и триединая природа, значение человека в первом высшем Аркане Таро не делают его меньшей проблемой для самого себя. Многообразие философских определений человека, начиная от Homo sapiens - человек разумный, animal rationale - животное рациональное, a tool making animal - "животное, производящее орудия", "animal symbolicum" - "человек как символическое животное", и кончая "человек - существо, делающее выбор", "человек - это животное, способное обещать", "размышляющий человек - просто испорченное животное", говорят о необходимости комплексного изучения человека.
  Рассматриваемая в пособии проблема экософии - персонального кодекса ценностей, который ставит во главу угла вопросы экологии человека, его самореализации и развития его способностей, учитывает новейшие выводы эниологии (учения об энерго-информацион-ных взаимодействиях) в борьбе за очищение психосферы и позволяет прийти к этически значимым выводам каждому читателю.
 22
 
 Введение
 Хоть жизнь и является школой философии, но слишком часто она напоминает детский сад, в котором все дети занимаются кто чем хочет, но никто ничему не учится. Уильям Сомерсет Моэм
  Гегель, имевший опыт преподавания в гимназии, утверждал, что изучение философии следует начинать в юношеском возрасте: тогда легче перевести спонтанную рефлексию в саморефлексию. Как бы был доволен старик Гегель, узнав, что во многих странах философия интенсивно вводится в систему школьного образования, а у подростков, прошедших философские классы, успехи в сфере гуманитарных и естественных наук значительнее, чем у их ровесников, с философией не знакомых. Овладение искусством рационального, логически аргументированного мышления, умением правильно формулировать вопросы и анализировать смысложизненную проблематику, делать выводы и проводить аналогии, связывать значение с контекстом и культурно-историческим фоном эпохи, одним словом - "философствовать", не только способствует наполнению внутреннего мира личности, но и обеспечивает лингвистическую свободу, за которой приходит интеллектуальная и психологическая раскрепощенность и творческая спонтанность. А они и есть знаменитое аристотелевское "то, ради чего" (цель) - родные сестры самореализации. В ней - смысловая составляющая человеческой жизни, предполагающая наиболее полное раскрытие и проявление индивидуальности.
  Издревле на философию возлагались большие надежды. В представлении средневековых алхимиков философский камень - это чудодейственное вещество, способное превращать металл в золото, исцелять от болезней, возвращать молодость и удлинять жизнь. Надежды на чудо - превращение металла в золото - тщетны. Однако не зря подобная
 23
 
 мечта была облачена в название философский камень, ибо философия способна исцелять душу и сохранять спокойствие, превращать кипение страстей в крепость духа, способствуя поддержанию здоровья и достижению долголетия.
  И вместе с тем в суждениях о том, что есть философия, единства нет. Существует множество разговорных и академических определений этого термина. Словом "философия" иногда называют сентенции о жизни и смерти, интеллектуальную рефлексию, нравственные поиски и экзистенциальные размышления. Герои чеховских рассказов связывают с ним скучные, наполненные мертвым знанием, пространные рассуждения. В античности философия - любомудрие, поиск первоначал, удивление истиной. В средневековье - служанка теологии. Со времен Возрождения со словом "философия" связывают вообще какое бы то ни было светское знание, дабы отличить его от богословия. Однако принципом подвергать все сомнению и апелляцией к интеллекту философия всегда превосходила религию.
  В "Словаре русского языка" С.И. Ожегова зафиксировано несколько значений термина "философия" и "философский". Философией могут называться "отвлеченные, не идущие к делу рассуждения", иногда философским именуют разумное, спокойное отношение к невзгодам жизни. Есть и весьма "оригинальное" мнение, согласно которому философия - это игрушка, которую каждый мастерит по-своему. Иногда философию представляют как некое злоупотребление терминами, которые специально и придуманы для этих целей. Из всего сказанного видно, что в обиходе понятию философия придается характер оценки: либо положительной, либо негативной.
  В устах вечно спешащего нашего современника часто звучат слова: "Попрошу не философствовать, а делать дело". Или же: "Нечего разводить философию!". Философия представляется ему как некая туманная область, пустое суесловие, предаваться которому - лишь попусту тратить время. Иногда, впрочем, философии отдают должное, призывая по-философски смотреть на
 24
 
 жизнь. Философом же величают человека, который разумно относится к тяготам бытия, спокойно и рассудительно переносит невзгоды и превратности судьбы, устремлен к пониманию исходных причин и начал.
  Любопытные результаты наблюдений употребления этого понятия приведены в монографии А. В. Потемкина "О специфике философского знания". Из 27 значений слова "философия" самые характерные можно сгруппировать следующим образом: (1) негативные - отвлеченные, оторванные от жизни рассуждения, схемы, навязанные жизни. (2) Нейтральные - рассуждения о смысле жизни или обо всем вообще, что не касается вполне конкретных житейских обстоятельств. (3) Совокупность принципов жизнедеятельности, выливающихся, к примеру, в формулу: "Моя философия - никому не делать зла!". (4) Научное мышление или человеческое мышление вообще. (5) Иногда слово "философия" используется для украшения слога с целью похвалить книгу, фильм, музыкальное произведение или глубокомысленный возвышенный научный, а иногда, напротив, наукообразный и запутанный стиль авторского письма.
  Часто можно столкнуться с ситуацией, когда понятие философия отождествляют с понятием метафизика. Метафизика в свою очередь также интерпретируется во многих смыслах: как синоним философии вообще; как область философии, занимающаяся объектами, находящимися за пределами чувственного опыта (Кант); как обозначение определенного уровня онтологии. "Метафизика" - название главного труда Стагирита, хотя и принадлежит его комментатору Андронику Родосскому (I в. н.э.), вполне уместно. Вопросы, которые в ней разбираются, находятся на уровне "мета" (поверх) "фюзис" (природа). С понятием "метафизика" иногда связывают такую систему знания, в которой отсутствует идея развития, и тогда подобная философская доктрина рассматривается как антагонист диалектики, представляющей теорию развития.
  Дать такое определение философии, с которым бы согласились все без исключения, пожалуй, невозможно. Ведь самих
 25
 
 философских направлений, каждое из которых по-своему видит и определяет суть собственной специфики и особенностей своего диалога с миром, множество. А строгое дефинирование (процедура определения) предполагает единую систему отсчета, что вряд ли возможно. Ибо один из истоков философии сращен с эмоционально-чувственной стороной человеческого Я, со смысложизненным отношением к миру, включающим в себя всю палитру человеческих переживаний: страх, страдание, заботу, надежду, стремление все изменить, поиск счастья. А другой претендует на постижение безличных первоначал и первопричин, выявление истины мира.
  Тем не менее существует целая когорта людей, объединенных общим именем - философы. Полукурьезно суждение о том, что раз представители многообразных философских направлений не могут прийти к единому мнению о том, в чем же собственно суть их общей деятельности, то философию, не мудрствуя лукаво, можно определить как то, чем занимаются философы. И если последует вопрос: "А кто такие сами философы?" - можно смело утверждать: "Это те, кого признали таковыми их современники".
  Современники не очень-то балуют философское сословие лестными отзывами. Не внимая сути их выводов и игнорируя культуру философского мышления, они укоряют философов: "Куда вы смотрели? Что же вы молчали?".
  Н, А. Бердяев считал поистине трагичным положение философа в этом мире, где его никто не любит, он вечно одинок. В чем же причина такого отношения? Быть может, в вечном поиске и неуспокоенности, в вечной критике и сомнении? А может быть, в неистребимом стремлении к истине и независимости философствующего духа? В этом смысле можно признать правоту Гуссерля, предполагающего, что существуют два вида философии: философия как строгая наука и мировоззренческая философия. Стремление философии постигнуть "саму вещь, как она есть сама по себе"(объективно), приближает ее к науке. Однако то, что философия помимо интеллектуального интереса в отношении к
 26
 
 миру обнаруживает еще и удивление перед миром, интерес к сфере ценностей, то, что ее критерии - не проверяемость (верификация) как таковая, а умопостигаемая очевидность, выводит философию на простор целостного охвата жизни, т.е. мировоззрения. "Наука без философии слепа, философия без науки пуста" - слова, которые достаточно образно иллюстрируют связь и зависимость философии и науки. Однако философия, являясь самопознанием духа вообще, соприкасается не только с наукой, но учитывает достижения других форм общественного сознания: культуры, искусства, религии, политики, техники. Она как бы делится на собственно философское ядро с центральным вопросом об отношении Я и не-Я (где не-Я есть внешний мир, бытие) и расходящиеся от него лучами радиусов многообразные философские дисциплины: этика, эстетика, логика, антропология, история философии и пр.
  И если в обиходе философию называют "игрой в слова", подлинный философ знает: человек не может философствовать, если у него не было опыта духовного переживания, если его отношение к миру не стало предметом напряженных раздумий и поиском смысла, истины, добра и красоты. Философ верит, что есть нечто, о чем не в силах умолчать, от чего невозможно отречься, что нельзя скрыть.
  Философия не может начаться без осознанной потребности личности. Индивидуальный импульс к философствованию должен соотноситься с общезначимыми категориями - специфическими формами философской мысли, позволяющими судить о мире с точки зрения всеобщности и необходимости. Без этого навыка нельзя понять и философских текстов. При всей возможной широте мышления философ должен заботиться о ясности концепции. ("Ясность - вежливость философа".) Возможно ли это без систематического философского образования? Вряд ли достаточно одного лишь желания получить правильные ответы на мировоззренческие вопросы. К нему необходимо присоединить умение пользоваться философским языком, увы, весьма далеким от повседневной жизни категориальным
 27
 
 аппаратом, при помощи которого можно задавать и обсуждать "извечные вопросы", претендующие на статус философских. И если наука или искусство могут существовать без самосознания и раздумий над собственной сущностью, а религия постулирует веру в существование сверхчувственных сил, правящих миром, философия начинается с вопроса о себе самой. Она является рефлексией, оборачиванием на свои исходные основания и предстает как мышление о мышлении. Переходя от собственной сущности к первоначалам бытия, философия трансцендирует, преодолевает границы отдельных предметов, связывая единичное и всеобщее, случайное и необходимое. Противопоставляя вере сомнение, философия стремится к истине, т.е. к соответствию мысли действительному положению дел. Но Истину, Добро и Красоту философ соотносит с жизнью, оценивая ее в метрике человеческих смыслов.
 
 Раздел первый. ТАЙНАЯ МУДРОСТЬ ДРЕВНИХ
 Теш 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
 Источники изучения древнеегипетской цивилизации: "Книга мертвых", "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", а также труды античных авторов: Геродота, Плутарха. - Ритмичность и цикличность как основа мировосприятия Древнего Египта. - Основные достижения древнеегипетской цивилизации. - Египетская магия - тайна, хранимая жрецами. Знаменитая эннеа-да - девятка богов, почитавшихся во всем Египте. - Исповедь отрицания.
  Абсолютное большинство книг, трактатов и учебных пособий, посвященных узучению философии, начинает повествование со времен античности. Именно античная философия мыслится многими историками философии лоном зарождения западноевропейской традиции философствования. Иногда специального внимания удостаивается восточная философия: философия Древней Индии и Древнего Китая. И уж совсем немногочисленны упоминания в контексте университетских и вузовских курсов о цивилизации Древнего Египта как родине тайной философской мудрости древних. Тем не менее ее солидный возраст (6 тыс. до н.э.) поражает и заставляет застывать в почтении. А те сведения, которыми, согласно дошедшим до нас источникам, она располагала, требуют по-новому посмотреть на периодизацию всего историко-философского процесса. Ибо первая тайная мудрость восхищает и покоряет нас не только своими бездонными глубинами символизма, она, что парадоксально, весьма современна своим концептуальным потенциалом и этической
 
 направленностью. Не приветствовался не только зловредный поступок, но даже мысль о злом деянии считалась недопустимой и вредоносной.
  Начиная разговор о герметической философии - наиболее древнем и тайном знании, хотелось бы напомнить пророчества Мишеля Нострадамуса:
 Мир ждет повелителя света и знаний. Казалось, что он никогда не придет. Дорогу Гермеса мостят ожиданием...
  Отталкиваясь от дня сегодняшнего, можно заметить, что ожидание, затянувшееся на несколько тысячелетий, начинает оправдываться сторицей. Волны любви к герметической философии, бороздившие просторы исторического времени, охватывали не только мужей античности, не мысливших себе без путешествия на Восток вхождения в обитель праматери всех наук, но и философов начала средневековья. Они, интерпретируя по-своему доставшиеся им древнейшие памятники интеллектуального миропостижения, положили начало так называемому "ученому герметизму". А тот огромный интерес к герметической философии, который испытывали мыслители эпохи Возрождения, и то внимание, с которым тянется наш современник к герметической философии как к чаше животворной воды, говорит о новом и небывалом увлечении. Это по-своему подтверждает бытующую в народе мудрость: "Новое есть хорошо забытое старое". А в данном случае речь идет о подлинной старине. Ибо первые сведения о боге Тоте, а именно с его образом связывают древнегреческого Гермеса Трисмегиста и римского бога Меркурия , могут быть отнесены к 4 тыс. до н. э. Гермес, чье имя дало наименование герметизму - всесторонней нравственно направленной сфере миропостижения, - есть олицетворение стройной системы метафизических знаний, астральных умений и науки физического плана, процветавших в египетских святилищах древности.
 30
 
  Древнеегипетская цивилизация, датируемая 6 - 4 тысячелетиями до н.э., представлена интереснейшей и во многом необычной, на взгляд рационалиста, концепцией освоения мира. Утверждается, что Египет - это греческое название страны Кем, что в переводе означает "тайна, загадка". Вряд ли ее, как и древнегреческую цивилизацию, можно назвать "детством человечества". Напротив, мощь и инаковость древнеегипетской цивилизации поражает и ставит вопрос о масштабах и логике преемственности в культурном развитии человечества. Ведь греки, обязанные своим "древнегреческим чудом" (как именовалась греческая цивилизация) знаниям, вывезенным из Древнего Египта и с Востока, не особенно распространялись об источниках и авторстве. Известно, что даже сама знаменитая теорема Пифагора - теорема, существовавшая задолго (порядка 2 - 3 тысяч лет) до математических изысканий эллинов, геометрическая конструкция древнеегипетских мудрецов.
  Итак, чем же выделяется, кроме своего бесспорно древнейшего возраста, древнеегипетская культура? Ответ найти непросто из-за отсутствия полных и систематических источников. Его можно лишь реконструировать, опираясь на оставшиеся памятники мудрости древних: "Книгу мертвых", "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книгу коровы", "Книгу часов бдений", "Книг о том, что в загробном мире", "Книгу дыхания", "Адмуат", а также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5-7 в. до н.э., и Плутарха (1-2 в. н.э.),оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе". Однако оценка, согласно которой из Древнего Египта пришли основные тайные, оккультные учения, которые оказали сильное влияние на философию всех рас и народов, потому что именно из тайного учения заимствовали свои знания и Индия, и Персия, и Халдея, и Китай, и Япония, и даже Древняя Греция и Рим, вполне оправдана. Так как почти одновременно возникшие в цивилизации Древнего Египта многообразные области человеческого знания: медицина, химия, астрология,
 31
 
 музыка, акустика, риторика, магия, философия, математика, геометрия, анатомия, география и ораторское искусство имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем.
  IV тысячелетие до н.э. было периодом активного развития Древнего Египта. Основу древнеегипетского хозяйства составляли ирригационное земледелие и скотоводство. При-родно-климатические условия страны, и в частности происходившие с точной периодичностью разливы Нила, обусловили ритмичность и цикличность мировосприятия древних египтян. Разливы Нила "оплодотворяли землю и определяли жизнь". От них зависел стабильный ритм жизнедеятельности страны.
  Развитие земледелия повлекло за собой развитие геометрии как землемерия (reo-метрии). Возникли и географические (описывающие землю) карты. Особое значение имело изобретение паруса. Парус стал первым шагом в использовании энергии ветра.
  Египетские математики установили форму отношения длины окружности к диаметру (то самое "пи" равно ...), производили исчисления с дробями, решали уравнения с двумя неизвестными.
  Формой правления в древнеегипетской цивилизации была фараонская деспотия. Была выработана практика захоронения фараонов. Как "сын" Солнца, фараон не мог уйти на тот свет незамеченным. Поэтому строились гигантские пирамиды - места захоронения фараонов, а сама процедура погребения обставлялась захватывающими и символически значимыми ритуалами. Восемьдесят пирамид, искусно сложенных из огромных, нередко многотонных каменных глыб, осталось в наследство от Древнего Египта. Возле пирамиды Хеопса возведено прекрасно-загадочное изваяние - знаменитый сфинкс с львинным телом и человеческой головой.
  Достигшее необычайных высот строительное искусст-во(глинобитные строения, а также из сырцового кирпича)
 32
 
 сопровождалось развитием металлургии меди, совершенствованием деревообделочного, каменнообделочного и гончарного мастерства. Как отмечает английский физик и социолог науки Дж. Бернал (1901 - 1971), наши стулья, столы не изменились с тех пор, как их создали первые египетские мастера. Кресла с плетеными сидениями и гнутыми ножками были известны 4500 лет назад. На особом месте находилась обработка папируса, кож и выделка льняных тканей.
  Египетские медики поражали своим знанием анатомии человека и точным описанием течения многих болезней. Они уже имели представление о кровообращении. На высоте были и химические знания, сплавы и красители активно использовались в практической деятельности древних египтян. Широко описываемые в древнеегипетской мифологии весы стали выдающимся достижением хозяйственной практики. Изобретение календаря и элементов астрономии трудно переоценить. Все эти завоевания древнеегипетской цивилизации образовали особый этап развития культуры.
  Мифология Древнего Египта, развиваясь на базе достаточно высокой цивилизации, сопровождалась изобретением письменности. Однако дешифровать египетские иероглифы крайне трудно. Некоторые из папирусных свитков, хранящихся в европейских музеях, и по сей день не разгаданы. Можно понять, что в них речь идет о магических операциях, магических текстах, заговорах, заклятиях, но что этим достигается - остается неясным. К наиболее понятным папирусам относится "магический папирус Гарриса". Его основное содержание составляли заклинания, служащие для защиты живых.
  Трудности в изучении египетской магии объясняются еще и тем, что она была тайной, хранимой жрецами, которые строго следили, чтобы тайные знания не проникли в народ. Об этом свидетельствуют фрагменты из "Книги мертвых", в которой строго запрещается совершать при
 3-Т.Лешкевич 33
 
 свидетелях описываемые там церемонии, при них не мо
 гут присутствовать даже отец и сын покойника. Строго на
 казывалась каждая попытка завладеть магическими свя
 щенными книгами, а тем более употреблять их для каких-
 либо целей. Этим объясняется и ставшее известным изре
 чение древнеегипетских жрецов: "Все для народа, но че
 рез народ ничто".
  Понимание герметизма и герметичности как чего-то тайного, "закрытого настолько, что никто и ничто не может проникнуть", сохранилось и в современной языковой практике. В герметизме соблюдался принцип держать в тайне от профанов сокровенные знания о Вселенной и человеке, но передавать их ученикам, посвященным.
  Уникальная черта древнеегипетской мифологии, которую можно назвать зооморфизмом, была связана с обожествлением животных и приданием своим богам облика животного. Божество воплощалось в то или иное животное. Интересующий нас бог Тот связывался с образом ибиса и изображался человеком с головой и клювом птицы. Зооморфные признаки божества сочетались с антропоморфными, в отличие от древнегреческой мифологии, где зооморфизм был вытеснен полностью.
  Космогонические мифы Древнего Египта, повествующие о происхождении всего из водного хаоса, также сохраняют в себе следы зооморфизма. Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами. Иногда его отождествляли с образом женщины богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. По этому поводу в "Текстах пирамид" можно прочитать следующее: "Могуче сердце твое... о великая ставшая небом... Наполняешь ты всякое место своею красотою. Земля вся лежит перед тобою, ты охватила ее, окружила ты и землю и все вещи своими руками".
  Существует знаменитая эннеада - девятка богов, почитавшаяся во всем Египте. Бог Атум, отождествленный с
 34
 
 богом Ра и появившимся из хаоса Нуном (создавшим сам себя, сам себя оплодотворивший, проглотив собственное семя, и родивший, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу (бога воздуха) и Тефнут (богиню влаги). Те произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут. У них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет.
  Вопрос о монистичности или же плюралистичности религии Древнего Египта решается весьма своеобразно, так как "египтяне не видели никакого противоречия в упоминании богов рядом с Богом" как верховным Существом и Творцом мира. В качестве последнего выступал бог Ра, ему поклонялись еще в доисторические времена. Причем заходящее Солнце называлось Атму, восходящее - Хепера, а полуденное - Ра. Это были три образа бога Солнца.
  Однако практически в каждом местечке, деревушке или городке имелись свои собственные излюбленные боги. Случалось, что от них отрекались, и менее известные боги в какой-либо знаменательный день могли стать верховными. Иногда атрибуты одного бога перемешивались с атрибутами другого. Пантеон местных богов был изменчив. Помимо местных, семейных, национальных богов в него входили боги природных стихий: рек, гор, земли, неба. В попытках объяснить такое многообразие богов исследователи допускают предположение о существовании в Древнем Египте нескольких крупных теологических центров, жрецы которых стремились к возвеличиванию и признанию превосходства именно собственных богов.
  Есть несколько версий сотворения мира. Египетские тексты сообщают о временах, когда "не существовало ни неба, ни земли, ничего кроме безграничных изначальных вод, окутанных густой тьмой. В этом состоянии изначальные воды пребывали очень долго, хотя в них и были сокрыты семена всего, что появилось потом в этом мире, и сам мир. Наконец дух изначальных вод почувствовал желание творить, и когда он произнес слово, мир сразу же
 35
 
 воплотился в образе... Следующим этапом творения было создание семени или яйца, из которого появился Ра, бог Солнца, в чьем сияющем образе была воплощена всемогущая сила божественного духа"2.
  Заметим, что бог Тот в знаменитую девятку не входит, потому что он, как бог мудрости, письменности и счета, воплощает собой не природные, а духовные качества. Его называли "писцом богов" и "Мастером Мастеров".
  Впервые мы встречаемся с богом Тотом на процедуре загробного суда в древнеегипетской мифологии. Описанию этого действа посвящена 125 глава "Книги мертвых". Примечательно, что вера в посмертный суд была мощным мотивом поступков и деятельности при жизни и коренилась столь же глубоко, сколь и надежды на бессмертие. В самых древних источниках указывается, что египтяне ожидали страшного суда после смерти, причем тело их должно было быть мумифицировано и положено в гробницу. Загробный суд вершил Осирис. Самым главным моментом суда являлась психостасия - взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (или справедливостью) - символом богини Маат со страусиным пером на голове. Если две чаши весов приходили в равновесие, то умерший оправдывался. Тот - бог мудрости отмечал результат взвешивания. Оправдание на суде производилось согласно так называемой "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125 главе "Книги мертвых". В ней находился перечень грехов, которых не совершал покойный: тот, кто был покорным и терпеливым в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя, а также "чистый-сердцем" ("я чист,чист, чист - утверждал на суде умерший).
  В "Отрицательной исповеди" (или "Исповеди отрицания") - своеобразном кодексе египетской морали - содержатся 42 положения, которые должен произнести умерший перед взвешиванием его сердца и вынесением приговора.
 36
 
 Многие из этих положений весьма поучительны и для современного человека.
 1. Я не чинил несправедливости.
 2. Я не разбойничал.
 3. Я не причинил насилия ни одному человеку.
 4. Я не совершал воровства.
 5. Я не убивал ни мужчину, ни женщину.
 6. Я не сжигал бушуля.
 7. Я не поступал предательски.
 8. Я не брал того, что принадлежит Богу.
 9. Я не произносил лжи.
 10. Я не отбирал ничего силою.
 11. Я не произносил низких или дурных слов.
 12. Я не отбирал пищу силою.
 13. Я не прибегал к обману.
 14. Я не ел своего сердца (т.е. не выходил из себя и не впадал в гаев).
 15. Я не захватывал (ничьей земли).
 16. Я не убивал животных, посвященных Богу.
 17. Я не опустошал вспаханных земель.
 18. Я избегал всего, что способно причинить зло.
 19. Я не открывал уст против какого-либо из людей.
 20. Я не давал воли гневу без надлежащей причины.
 21. Я не совершал прелюбодеяний и не предавался содомии.
 22. Я не осквернял себя.
 23. Я не возлежал с женой другого.
 24. Я не внушал страха никому из людей.
 25. Я не давал своей речи пылать гневом.
  26. Я не позволял себе быть глухим к словам правды и справедливости.
 27. Я не был причиной слез другого.
 28. Я не изрекал богохульств.
 29. Я не совершал насилия.
  30. Я не торопил свое сердце, не поступал поспешно без должного размышления.
 31. Я не пронзал свою кожу и я не заслужил мести Бога.
 37
 
 32. Я не продолжал речь свыше того, что должно быть сказано.
 33. Я не обманывал и не смотрел на зло.
 34. Я никогда не изрекал проклятий фараону.
 35. Я не осквернил бегущей волны.
 36. Я не возвышал своей речи.

<< Пред.           стр. 1 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу