<< Пред.           стр. 8 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  1. Если плотность вещества и излучения во Вселенной равна некоторой критической величине, то пространство является эвклидовым, т.е. обладает нулевой кривизной, и мир бесконечен.
  2. Если плотность меньше критической, то пространство Вселенной описывается геометрией Лобачевского, оно обладает отрицательной кривизной и бесконечным объемом, открыто и выглядит как седловина.
  3. Если же плотность вещества во Вселенной больше критической, то пространство имеет положительную кривизну, оно безгранично, но объем его конечен. Мир оказывается замкнут и конечен. Он описывается геометрией Римана.
  Мнения ученых расходятся. Одни приняли гипотезу бесконечно расширяющейся Вселенной и считают, что согласно концепции "Большого взрыва", около 17-20 миллиардов лет назад Вселенная была сконцентрирована в
 306
 
 ничтожно малом объеме в сверхплотном сингулярном состоянии. Произошедший "Большой взрыв" положил начало расширению Вселенной, в процессе которого плотность вещества изменялась, кривизна пространства разглаживалась. Другие считают, что на смену расширению вновь придет сжатие и весь процесс повторится. На этом основании выдвигается гипотеза пульсирующей Вселенной, в которой приблизительно каждые 100 миллиардов лет все начинается с "Большого взрыва". В одной из наиболее поражающих воображение гипотез предполагается, что в результате "начального взрыва" в гравитационном сверхпространстве из сингулярного состояния возникла не одна наша Метагалактика, а множество метагалактик. Каждая из которых может иметь самые разнообразные значения всех физических параметров: пространство особой топологии (локально открытое или локально замкнутое с разным количеством измерений) и свое космологическое время (возможно, неодномерное)16.
  В современных концепциях "множественных миров" рисуется удивительная картина Вселенной. И это согласуется с основным положением фундаментальной философии, согласно которому пространственно-временную бесконечность материального мира следует понимать не в смысле метрической бесконечности, а как неисчерпаемое разнообразие пространственно-временных структур материи.
  Вопрос о том, будет ли Вселенная расширяться или начнется процесс сжатия, остается открытым. Хотя явление "красного смещения" в настоящее время является общепризнанным фактом, свидетельствующим об удалении источника излучении, т.е. о том, что галактики "разлетаются" со скоростями, примерно пропорциональными расстоянию до них. В 1912 г. В.М. Слайфер открыл смещение спектральных линий излучения внегалактических туманностей к красному концу спектра - так называемое "красное смещение". Спустя некоторое время (в 1929 г.) Эдвин Хаббл установил закон, согласно которому, чем дальше от наблюдателя находится туманность, тем
 307
 
 больше величина "красного смещения", тем больше скорость, с которой она удаляется от него. И на больших расстояниях скорости галактик достигают гигантских значений.
  Тем не менее существует теоретическая возможность того, что наряду с расширением можно предположить модель сжимающейся Вселенной или даже пульсирующей Вселенной, в которой конечная в пространстве, но бесконечная во времени Вселенная попеременно то расширяется, то сжимается.
 
 Тема 30. ОТРАЖЕНИЕ И ИНФОРМАЦИЯ
 Отражение как всеобщее свойство материи.- Взаимодействие и отражение. "Каждое явление - зеркало и эхо Вселенной" (С. Л. Рубинштейн). - Уровни отражательного процесса и их характеристика. Эволюция форм отражения, их единство и качественное различие. Особенности отражения в неживой и живой природе. - Специфика психического отражения. О многообразии проявлений социального уровня отражения. - Проблема опережающего отражения действительности. Концепция П.К. Анохина. Взаимосвязь отражения и информации. О трех подходах к определению сущности и природы информации: коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепции.
  Вопрос о включенности человеческого сознания в универсум был всегда остроактуальным и волнующим. Как и почему, на каком этапе развития материя, состоящая из тех же самых атомов и электронов, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? "Каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения?" (Ленин).
  Любая философская концепция, претендующая на последовательность, должна взять на себя труд выявить необходимые предпосылки этого процесса и объяснить, как в восходящем развитии эволюции возникает такое уникальное явление, как мыслящий дух. Логично предположить, что в фундаменте самого здания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что "вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения"17.
  Гипотеза об отражении как всеобщем свойстве материи вылилась в теорию отражения, в которой эволюция различных
 309
 
 форм отражения выступила в качестве предыстории сознания. Без подобной объяснительной модели происхождение сознания казалось бы чудом. Свойство отражения стало как бы связующим звеном между материей косной и материей мыслящей.
  В истории человеческой мысли очень близко к проблеме отражения подходил гилозоизм, одухотворяющий универсум и наделяющий способностью ощущения всю природу. В диалоге "Разговор Д'Аламбера с Дидро" на вопрос "Ведь если та чувствительность, которой вы наделяете материю, является общим и существенным свойством ее, то нужно предположить, что и камень чувствует?" Дидро отвечает: "Почему нет?"18. Ответ во многом наивный, хотя к последней версии гилозоиз-ма, согласно которой природа мыслит и ощущает не непосредственно, а через своего представителя-человека, прислушаться можно.
  Итак, что же такое отражение? Отражение как всеобщее свойство объектов и явлений материальной природы - это прежде всего взаимодействие. Оно предполагает, что одно тело действует на другое, а другое отвечает или реагирует на воздействие первого (А<->В; В<->А). Такое взаимодействие включает в себя перенос свойств и особенностей одного тела на другое. Под отражением понимается процесс воспроизведения особенностей одного тела в структуре другого. И следовательно, отражение представляет собой совокупность изменений, адекватных внешнему воздействию. В результате взаимодействия структуры отражаемых систем как бы "снимаются" и воспроизводятся в преобразованном виде, в форме "следов", "отпечатков" в специфических структурах отражающих систем. Отражение может быть понято как способность взаимодействующих между собой предметов и явлений оставлять в своей структуре и свойствах следы этого взаимодействия.
  Характер проявления отражательного процесса зависит от уровня организации материи. В связи с этим выделяют различные уровни отражения:
 310
 
 - в неживой природе;
 - в живой природе;
 - в обществе.
  В процессе развития материи происходит усложнение ее организации, и поэтому можно выделить столько форм отражения, сколько мы различаем форм движения материи: механическое, физическое, химическое, биологическое (психическое), социальное.
  Эволюция форм отражения предполагает, что отражение, выступающее как свойство вещей и предметов неживой природы, составляет элементарную основу отражения более высоких уровней. На этом уровне отражение может выступать в виде простой механической деформации, сокращения или расширения в зависимости от колебаний окружающей температуры, отражения света, изменения электромагнитных волн, отражения звуковых волн (эхо), химических изменений (например, изменение цвета лакмусовой бумаги) и пр. Отражению в доорганической природе присущи свойства первичной избирательности и куму-лятивности - сохранения следов прошлых воздействий. Избирательность как характеристика отражения обусловлена спецификой вступающих во взаимодействие объектов. К примеру, химический элемент вступает в химические реакции и соединения не с каждым другим элементом, а выборочно и избирательно. Некоторые предметы в природе обладают экранирующими свойствами и отражают электромагнитные волны, другие же нет. Ку-мулятивность - накопление следов прошлых воздействий - позволяет судить о старении системы. Получается, что отражающая система как бы учитывает, "помнит" прошлые воздействия в своем дальнейшем функционировании.
  Когда мы говорим об отличии живого от неживого, мы вспоминаем универсальное определение жизни, возникшее еще во второй половине 19 в., которое современная наука не опровергает, а лишь детализирует. "Жизнь - это способ существования белковых тел". Наиболее важными компонентами живого являются белки, аминокислоты, нуклеиновые
 311
 
 кислоты. Отличительной способностью живого является воспроизведение, рост и обмен веществ. Способность к самовоспроизведению обеспечивается таким типом химических реакций, который не встречается в неживой природе и называется матричным синтезом. В.А.Энгельгардт указывает на еще одну существенную характеристику живых систем: а именно способность "создавать порядок из хаоса", т.е. антиэнтропийный характер жизненных процессов. Живые организмы способны творить упорядоченность из хаотического теплового движения молекул.
  Отражение в живой природе существует в виде раздражимости простейших одноклеточных и растений, возбудимости нервных тканей, а также в виде психического отражения на уровне животных, обеспечивающего регуляцию их поведения. Биологическое отражение - это свойство, без которого невозможна адаптация, приспособление живых организмов к условиям их существования. Известно, что листья некоторых растений постоянно поворачиваются к источнику света так, чтобы лучи падали на них под углом, стремящимся к 90 градусам. Разворачивается в сторону солнца головка подсолнуха. Аналогичные явления можно наблюдать и в росте корневой системы. В зависимости от того, в каком доступном для нее участке находятся оптимальные условия питания и водоснабжения, происходит ее интенсивное разрастание. Имеются растения, например "стыдливая" мимоза, которые реагируют на прикосновение изменением положения листьев.
  Своеобразной формой отражения в живой природе является широко известное явление мимикрии. Это такая форма отражения живых систем, которая позволяет лучше приспособиться к определенным условиям существования. О мимикрии говорят тогда, когда различные животные принимают форму, окраску или позу, делающие их незаметными или отпугивающие их врагов. К ней можно отнести и изменение окраски некоторыми животными в связи со сменой времен года. О подобной социальной мимикрии шла речь в чеховском рассказе "Хамелеон".
 312
 
 В художественной и медицинской литературе встречается описание такого состояния, как обморок - моментальное обез-движение организма. И хоть иногда можно поставить под сомнение естественность и искренность действующих лиц, факт остается фактом. Это защитная реакция организма, специфическая форма отражения факторов внешней среды, угрожающих индивидуальному существованию. Обездвижение организма (танатоз) - не только внешний поведенческий акт, но и новое состояние дыхательной, сердечно-сосудистой и прочих систем организма.
  В биологическом отражении имеют место два процесса. Во-первых, в отражении воспроизводится такая структура отражаемого, которая может быть присуща всем (более низшим) формам отражения. Например, под воздействием тепла любое тело, и организм в том числе, нагревается. Во-вторых, особенности отражаемого корреспондируются специфическими процессами отражения, присущими только живым системам. Применительно к приведенному процессу можно заметить, что происходит не просто нагревание огранизма, но и его обезвоживание. Растение испаряет влагу, человек потеет, изменяют нормальное функционирование все его внутренние системы. Согласно И. Павлову, структуру любого отражения представляют два основных компонента: внешний, который проявляется в форме реакций между предметами, и внутренний, который существует в форме внутренних состояний, следов, возникающих в результате взаимодействий.
  Биологическое отражение характеризуется раздражимостью и чувствительностью, хотя наиболее простой его вид проявляется в возбуждении и ответной избирательной реакции. Ощущение выступает исходной формой психического отражения, о наличии которого можно говорить, когда организм располагает нервной системой. Ощущение выступает как субъективное, внутреннее состояние организма, оказывающее влияние на его поведение, но отражает значимые для организма факторы как объективные. Чем отличается, к примеру, воздействие луча
 313
 
 света на глаз от воздействия его на камень? Воздействие луча света на глаз воспринимается как образ существующего вне глаза явления, а не как собственно физико-химические процессы, совершающиеся внутри глаза. В противном случае кошка должна была бы набрасываться не на предмет, находящийся вне ее, а царапать собственную глазную оболочку.
  К психической форме отражения наряду с ощущением относятся инстинкты, условные рефлексы, восприятие, эмоции, так называемое "ручное" мышление. Инстинкт выступает как сложное наследственное поведение.одинаковое у всех представителей данного вида. Но инстинкт целесообразен в крайне узких пределах. Пчелы умело изготавливают соты, совершенные по форме и прочности. Но если срезать дно ячейки, пчела не обратит на это внимание и будет по-прежнему заливать ячейку медом. Отличительной характеристикой отражения на уровне живого организма является то, что изменения, протекающие в живых системах в виде актуальных отражений, сохраняются и накапливаются в опыте индивидов и свойствах видов.
  В целом биологическая (психическая) форма отражения отличается адекватностью, избирательностью, целесообразностью, способностью формировать опережающие реакции. Чем активнее ведет себя субъект, тем больше предметов он отражает. Скала под воздействием волн разрушается, а коралловый риф - организм - разрастается. Он усваивает питательные вещества из воды и действует избирательно. Избирательность говорит о его активности.Организм не просто отвечает на воздействие, он изменяет окружающую среду.
  Отражение на социальном уровне организации материи включает в себя: а) сознательное отражение индивида, регулирующее его деятельность; б) науку, искусство и другие формы общественного сознания, отражающие жизнь общества; в) особое место занимает тип отражения в технике, связи и управлении, при которых человек создает искусственные системы.
  Определяя отражение как всеобщее свойство материи, необходимо выявить следующие характеристики отражения.
 314
 
 Во-первых, вплетенность отражения в вещественно-энергетические процессы акта взаимодействия.
  Во-вторых, лежащую в основе всякого процесса отражения причинно-следственную зависимость. Отражение может быть понято как частный случай причинно-следственных отношений, при котором структура, характер, особенности причинного агента передаются следствию. Следствие выступает как некая копия, подобие оригинала.
  В-третьих, отражение - это направленный процесс. Он идет от отображаемого к отображающему, а значит, данный процесс не симметричен. Действие агента причинения (отображаемого) - первично, а следствия (отображающего) - вторично. Даже простейшие акты отображения и их результаты вторичны по отношению к существованию и характеру отображаемых объектов.
  В-четвертых, особого внимания заслуживает объективность процесса отражения, понимаемого прежде всего как взаимодействие.
  В-пятых, степень соответствия образа и оригинала - адекватность - может быть различной. Внутренняя природа явления представляет собой ту призму, которая преломляет отраженное действие. Иными словами, результат отражения обусловлен не только внешними воздействиями (отражаемым), но и внутренней природой явления (отражающим).
  Идея опережающего отражения действительности принадлежит отечественному исследователю П. Анохину. Он обратил внимание на тот простой факт, что основные формы движения материи в пространственно-временных рамках существовали в неорганической природе задолго до появления живых организмов. "Живая материя" как бы "вписалась" в уже готовую пространственно-временную структуру мира и не могла не отразить на себе ее свойства. Возникла необходимость приспособления к существующим условиям, в процессе которого огромное значение имели внешние временные параметры, а точнее, последовательности.
 315
 
 Эти последовательности Анохин поделил на две группы.
  1. Существенные, регулярные и устойчивые ряды последовательностей, которые повторяются, возобновляются, характеризуются ритмичностью и цикличностью (день - ночь; весна - лето - осень - зима).
  2. Ряд последовательностей несущественных и случайных, которые не повторяются впоследствии на протяжении жизни данного организма (как, например, ураган, землетрясение). При существовании только последних жизнь не могла бы развиваться, и живой организм не мог бы иметь устойчивой и прочной структуры, ибо последняя может появиться только как результат отражения ритмически и периодически повторяющихся воздействий внешнего мира на организм. Взаимодействия, подчиненные природным ритмам, действуют на организм тысячи и миллионы лет. Они фиксируются в самом устройстве организмов, благодаря чему он оказывается способным к опережающему отражению.
  Осень: листва опадает, физиологические процессы замедляются, деревья обезвоживаются, готовясь встретить зиму, однако холода еще не наступили. Это пример опережающего отражения. Во времени изменение организма (субъекта) произошло раньше, чем на него подействовали внешние обстоятельства (объект). Опережающее отражение - это реакция живого организма на повторяющиеся воздействия со стороны неорганического мира, окружающей среды. Это основная форма приспособления живой материи к пространственно-временной структуре неорганического мира, в которой последовательность и повторяемость оказываются важнейшими параметрами.
  Сущность феномена опережающего отражения можно объяснить следующим образом. На живое тело (клетку, организм) в течение длительного времени действует цепь последовательных ритмически повторяющихся процессов А,Б,В,...К. В силу этого систематического повторения в протоплазме живого происходит формирование соответствующего ряда химических реакций а,б,в...к. При появлении только первого компонента
 316
 
 внешней последовательности событий "А" в действие приводится вся внутренняя цепь биохимических реакций вплоть до "к". Их быстрота обеспечивает опережение в поведении организма последовательности внешних влияний. Влияние среды приобретает сигнальное значение. Процесс разворачивания реакции в протоплазме опережает ход последовательности событий во внешнем мире. Оказывается, что организм отражает то, чего еще нет. Можно сказать, что опережающее отражение возможно вследствие разновременности физического (внешнего) и биологического (внутреннего) времени.
  Опережающее отражение делает живые системы надежными и устойчивыми в мире, полном изменений. У человека способность к опережающему отражению перерастает в форму научного предвидения и прогностики.
  Отражение и информация. Отражение может быть рассмотрено либо с процессуальной стороны, либо в результативном плане. После исчезновения внешнего реального предмета (отражаемого) само отражение как результат отражательного процесса не исчезает, а продолжает существовать в отражающем предмете как след. Таким образом, внешнее воздействие как бы откладывается, сохраняется в структуре отражающего. Имея в виду эту особенность отражательной способности материи, С.Л. Рубинштейн использует образное сравнение: каждое явление в известном смысле есть "зеркало и эхо Вселенной". На этой основе строится атрибутивная концепция информации.
  Вместе с тем само понятие "информация" достаточно сложно и неоднозначно. Этимологически его можно истолковать (от лат. informatio) как ознакомление, сообщение, разъяснение. В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации возникли по крайней мере три позиции. Во-первых, информация истолковывается как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, она понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочиванием взаимодействий. В-третьих, информация предстает как мера неоднородности распределения материи
 317
 
 и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеобозначенные понимания информации вошли в современную теорию под названием коммуникативная, функциональная и атрибутивная концепция информации.
  Атрибутивная концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражение разнообразия в любых объектах и процессах как в живой, так и в неживой природе. В ней информация в самом общем виде определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает всё протекающие в мире процессы.
  Коммуникативная концепция информации как передачи сведений, сообщений, осведомление о положении дел, будучи наиболее популярной, сохранялась до середины двадцатых годов нашего века. С ростом объема передаваемых сообщений появилась потребность в их количественном измерении. В 1948 г. К. Шенноном была создана математическая теория информации. В ней под информацией понимались не любые сообщения, передающиеся людьми друг другу, а только такие, которые уменьшают неопределенность у получателя. Была предложена абстрактная схема связи, состоящая из источника информации, передатчика, линии связи, приемника, адресата и источника помех. Такие процессы имели наиболее важное значение в познании и управлении. Н. Винер предложил использовать понятие информации в кибернетике - науке об управлении и связи в живых организмах, обществе и машинах. Информация стала пониматься в рамках функциональной концепции как такая форма отражения, которая связана с самоуправляемыми системами. В этом контексте информация интерпретировалась не как свойство всей материи, но как особенность живых самоуправляющихся систем или же сознательных существ, как основная предпосылка и условие оптимального управления. В рамках функциональной концепции принципиально инновационной выступила проблема информационной природы человеческого сознания.
 318
 
  К особенностям информации относят ее избыточность, недостаточность, оптимальность. Информационные потоки классифицируются на потоки констатирующей и управляющей информации. Информацию подразделяют также на социально изменчивую и инвариантную. Социально изменчивая информация несет в себе следы идеологических стереотипов, национальных, политических, экономических и других отношений, отражает нужды и психологические характеристики социальных групп.
  Сторонники "информационного общества" утверждают, что в обществе главное - информация и выдвигают проект глобальной электронной цивилизации. К негативным аспектам социальной информации относят появление сци-ентистских настроений, абсолютизирующих роль научных знаний,"мозаичность" восприятия возросшего объема знаний, отсутствие оперативной и организованной обратной связи. Так называемый "информационный голод" обусловлен несоответствием между огромным количеством сырых необработанных данных и недостаточным количеством нужной информации.
 Контрольные вопросы
 1. Как доказывался тезис об атрибутивности движения в истории философии?
 2. Почему мы говорим об абсолютности движения и относительности покоя?
 3. В чем заключаются трудности определения движения?
 4. Как обогатилась классификация форм движения материи со времен О. Конта и Ф. Энгельса?
 5. В чем суть субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени?
 6. Каково отличие метрических свойств пространства и времени от топологических?
 7. В чем состоят различия двух серий временных понятий: "раньше - позже", "прошлое - настоящее - будущее"?
 319
 
 8. Имеют ли понятия конечного и бесконечного онтологический статус?
 9. О каких моделях Вселенной ведется речь в современной релятивистской космологии?
 10. Как понимать процесс отражения?
 П. В чем суть концепции опережающего отражения действительности? 12. Что такое информация?
 Темы рефератов
 1. Апории Зенона и противоречивость движения.
 2. Проблема самодвижения.
 3. Современные классификации форм движения материи.
 4. Соотношение времени и вечности в античности.
 5. Пространство и время в эволюции культуры.
 6. Проблема пространства и времени в современной науке.
 7. Время и неопределенность.
 8. Проблема бесконечности Вселенной в релятивистской космологии.
 9. Имеет ли миф начало в пространстве и времени?
 10. Отражение и информация.
 11. Проблема опережающего отражения, в чем она?
 12. Материальна ли информация?
 
 Раздел пятый. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЕГО СОЗНАНИИ
 Тема 31. ОТ ПОНЯТИЯ "ДУША" К ПОНЯТИЮ "СОЗНАНИЕ"
 Трактат Вольтера "О душе". -Душа (anima) как всеобщая одушевленность космоса. - Установки гилозо-изма. - О взаимосвязи душевных и телесных проявлений. - Концепция телесного происхождения души (Аристотель). - Потенции души. - Душа и глубинный внутренний мир личности. - Душа как средоточие мирового разума. - Активность души. -Душа - восприемница нравственности.
 Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Ф. Тютчев
  Над тайной происхождения сознания человек стал задумываться еще с глубокой древности. Лучшие умы человечества в течение многих веков пытались раскрыть природу сознания. Однако способность мыслить, чувствовать, оценивать долгое время именовалась душой. И только в период зарождения буржуазного общества в европейской философии осуществился переход от понятия души к категории сознания.
  В противовес известному убеждению, что античные греки открыли "душу", французский философ эпохи Просвещения Вольтер в трактате "О душе" утвержал, что если кто и мог претендовать на честь изобретения того, что мы именуем душой, то, надо думать, это была каста брахманов и произошло это на берегах Ганга. Брахманы с незапамятных времен верили в существование души, они и придумали "метемпсихоз" - переселение
 21-Т.Лушхевич 321
 
 души, переходящей из тела в тело. Благодаря путешествиям в Индию первых греческих мудрецов, и в частности Пифагора, учение о душе и миф о ее переселении был привезен в Европу. Самый древний известный в Европе автор - Гомер отразил типичное для его времени понимание души. Она считалась небольшим воздушным образованием, легким и неосязаемым. В момент гибели тела она выходила из него вон и покидала его1.
  В то время душу называли многими именами: пневма.псю-хе, фантом, мана, квинтэссенция. Душа (от лат. anima) представала особой силой, обитающей в теле животного, человека и даже растения и покидающей свою обитель во время сна или после смерти. Отсюда легко прочитывалось ее этимологическое истолкование, понимание души как дыхания, вдоха и выдоха. После Гомера мыслители, называющие себя учителями, решили, что человеческая душа не просто дуновение ветерка, воздушная форма, фантом, но что она, кроме того, формирует и вожделения, желания, телесные страсти, она, наконец, рассуждает и выдвигает аргументы. Таким образом, душа предстала трехчастной сущностью: дыхание, творящее жизнь, стало называться растительной душой, псюхе стала душой чувственной, а нус - разумной. Проблема объяснения души была чрезвычайно трудной, особенно для материалистически мыслящих философов. И чтобы не подвергать сомнению эту особого рода тончайшую материю, неуловимую внутреннюю сущность, они объявили одушевленной всю природу. Эти воззрения нашли свое отражение в установке гилозоизма.
  В "Государстве" Платона имеется несколько отличная от предшествующих иерархия трех частей души: "рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой". Они локализованы соответственно в голове, груди и брюшной полости. У Аристотеля в трактате "О душе" душа и тело описываются как неотделимые друг от друга сущности, а учение о душе понимается как общее учение о жизни и ее формах. Различая растительное, животное и разумное начала души, Аристотель косвенным
 322
 
 образом формулирует идею развития применительно к психике. В человеке эти начала связаны в одно целое и проявляются в различных функциях: питательной, чувственной и рассудочной. Все душевные проявления тесно связаны с телесными, но зависят прежде всего от космических движений. И хотя душа изначально понималась как особая жизненная сила, внутреннее духовное начало, ее собственная активность объяснялась в античности исключительно как реализация общих законов космоса.
  В средневековой философии установилось общее представление о душе как связующем звене между земной и божественной деятельностью. Фома Аквинский считал, что душа "актуализует" человека, делает его тем, кто он есть. Возможности души Фома именует потенциями. Они включают в себя пять разновидностей: способность роста, способность чувственного восприятия, способность желания, способность пространственного движения, способность умопостижения. Одни потенции тесно связаны с телом, другие же, как умопостижение и воля, более подчиняются высшему началу. Однако тело необходимо, так как обеспечивает соединение всех душевных потенций.
  Для отцов церкви душа представляла собой лишь нечто, соответствующее или не соответствующее системе верований. Священник должен был обеспечить ее нормальное функционирование. В этом контексте душа интерпретировалась более как некое коллективно-всеобщее образование, на которое следует влиять, нежели фактор сугубо личной и индивидуальной жизни. Идея телесности души была поставлена церковниками под запрет. Разум и душа трактовались как атрибуты Бога. В человеке содержалась лишь крохотная искорка всепроникаю-щего божественного пламени, и чистота его духовных побуждений необходимым образом должна была быть сопряжена с божественным замыслом. Заботиться следовало лишь о спасении души, не чураясь при этом даже ущемления тела и в ущерб ему. Ибо бессмертна душа, человеческая же плоть смертна.
 323
 
  В новоевропейской философии понятие души стало отождествляться с глубинным, внутренним миром личности. Развитие частной инициативы и предпринимательства в капиталистической формации дало толчок к осознанию реальной ценности человеческих духовных стремлений. В ряде случаев происходила абсолютизация духовного начала, оно мыслилось более важным и значимым, нежели телесное, физическое, материальное. Люди объясняли свои действия из своего желания, вместо того чтобы связывать их со своими потребностями.
  И все-таки концепция телесного происхождения души не была забыта. Ламетри называет даже орган пребывания души. "Достаточно лишь малейшего изменения в нашем мозгу, где пребывает душа у всех людей, чтобы мы тотчас были низвергнуты вниз". "...Наша душа зависит непосредственно от наших потребностей и она настолько быстро их удовлетворяет и предупреждает, что ничто не может устоять перед ними"2. Активность души позволяет провести образное сравнение ее влияния с деятельностью полководца, который оказывается тем более искусным и энергичным, чем с большим числом неприятностей ему приходится сражаться.
  В душе присутствует весь мир. Она многолика. Блез Паскаль, удивляясь бесконечному разнообразию душевных порывов, хрупкости и богатству души, ее неповторимому своеобразию и непостоянству, пришел к выводу, что сущность человеческой души не может быть выражена формулой. О ней можно судить, лишь изучая жизнь, и наблюдая поведение человека. Эти проявления переводят глубинные духовные начала из плана внутреннего в план внешний. Душа выступает основой индивидуальности.
  Итак, имеющиеся в истории философии представления о душе: душа как всеобщая одушевленность космоса, как функция тела и как способ поведения, средоточие мирового разума - по-своему правомерны, но недостаточны. Для объяснения этого уникального феномена, реальность которого (души и душевной
 324
 
 жизни) сомнения не вызывает, необходимы энергетические, динамические и темпоральные характеристики. В литературе и поэзии, в обыденной речи часто упоминают о беспокойстве души, ее влечениях, движениях, исходной противоречивости душевных порывов. Перу Пауля Флеминга принадлежат поэтические строки, раскрывающие бесконечность и интенсивность духовных борений.
 С самим собой мирюсь и снова в бой вступаю,
 Себя себе продав, себя я покупаю.
 И мой заклятый враг в сей призрачной войне
 То валит с ног меня, то поддается мне...
 Я сам - свой друг и враг...
  Душа изначально понимается как некая моторная сила, источник неуспокоенности, энергийный ток и движущее начало. Тело рассматривается то как поле выражения души, то как "могила" души. Психоаналитик К. Юнг, обращая внимания на то, что ни душа, ни работа ее большинству невидима, предполагает, что значимые для нее факторы лежат за пределами яркой освещенности сознанием, за горизонтом сознания. Говоря "о цветах, распускающихся только ночью", Юнг обозначает тот временной интервал, когда, по его мнению, строятся и формируются все духовные начинания3.
  Практически всем философским течениям, школам и направлениям душа представляется как нечто глубинное, непостижимое, ускользающее от рационального анализа. И вместе с тем тематика, где присутствует апелляция к душе, где есть упоминание о чистоте души и душевных силах, голосе совести и доброте сердца, родстве душ и нравственном совершенстве, обширна. Можно говорить о некоей душевной автономии, имея в виду, сколь различны в своей качественной определенности должны быть душа воина и душа матери. Русский философ С.Н. Трубецкой, пытаясь вникнуть в суть душевных явлений, полагает, что "душа тот невидимый, реальный
 325
 
 субъект моей мысли и воли, носитель всех моих способностей и деятельностей, который проявляется эмпирически во внешнем и нравственном облике каждого человека и который сознает свое "Я" как свое личное местоимение"4. Бесспорным оказывается, что душа - это восприемница нравственности. Глубины подлиной душевности всегда ориентированы на справедливость и добро, а теневые стороны достойны порицания.
  Родоначальник экзистенциализма датский философ С. Кьер-кегор (1813-1855) приходит к весьма значимому выводу - душу можно выбрать, твой выбор за тобой! Наличие индивидуального душевного строя, интимного внутреннего мира усложняет человеческую жизнь и делает чрезвычайно сложной проблему постижения феномена сознания. Однако право быть самим собой остается исконным правом каждого живущего на Земле.
 
 Тема 32. О ДВУХ ТРАДИЦИЯХ В РАССМОТРЕНИИ ПРИРОДЫ СОЗНАНИЯ
 Особенности картезианской традиции. - Сознание как замкнутая в себе духовность. Поход "внутрь" сознания. - Сознание как отражение бытия, субъективный образ объективного мира, совместно приобретенное знание (Маркс). - Детерминанты сознания - за пределами сознания. -"Бытие определяет сознание". - Общественная природа сознания, коллективность - "соборность" сознания. О необходимости интегрирования двух традиций. - Сознание - продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). - Сознание - отражение действительности ( гносеологический аспект). - Сознание - продукт развития биологической и социальной формы движения материи (генетический аспект). - Сознание - фактор управления поведением (функциональный аспект).
  В философии Нового времени понятие сознания выделяется из более обширной сферы психического. Именно Декарту принадлежат приоритеты в оформлении понятия сознания, и именно с ним связан один из наиболее типичных подходов к этому феномену. Декарт предлагает понимать сознание как замкнутую в себе, отражающую не внешнее бытие, а самое себя, духовность. Сознание выступает как проявление внутреннего мира, который содержит в себе аффекты, эмоции, мысли, суждения, а также образы вещей. Оно источник собственной активности. Механизм развития сознания с точки зрения такого подхода следует искать в нем самом, в сфере духа. Сознание со всеми его компонентами: мысли, эмоции, воля, язык и т.п. - самодостаточно. Изучение сознания предполагало раскрытие составляющих его элементов. А совершенствование сознания становилось возможным
 327
 
 на основе совершенствования его структурных составляющих: мышления, эмоций, языка и пр.
  Этот подход закреплял необходимость обращения сознания на самое себя. Постичь его можно было только путем самоанализа и самонаблюдения. Опыт личного сознания объявлялся онтологически предельным, вне которого не существовало никаких иных оснований и детерминант. В рамках подобной рефлексивной установки ни о какой предметно-практической деятельности как основе формирования сознания речи не велось. Главной формой деятельности сознания оказывался логический строй мышления. Отсюда декартовское "cogito ergo sum" (я мыслю, следовательно, существую), подчиняющее сознанию все способности и проявления вплоть до такой ипостаси, как существование.
  Если попытаться прогнозировать особенности вытекающей отсюда естественнонаучной ориентации, то очевидным станет поход " внутрь" сознания: изучение физических условий его проявления, зависимости от физиологическиго аппарата, пристальное исследование механизмов мозга. Однако нейрофизиологи сомневаются в возможностях получения полной и удовлетворительной информации о феномене сознания на основе анализа структуры и деятельности мозга. Тем более, что при принятии картезианского подхода сразу же встает множество проблем. Как постичь другое Я? Можно ли что-нибудь сказать о характеристиках сознания как такового, о его общезначимой природе?
  Декартовское индивидуальное сознание как замкнутая самодостаточная целостность, ограниченная лишь собой, опытом настоящих и прошедших состояний, отрицает всеобщность и логическую природу сознания. Последнее, тем не менее, - факт достоверный. Любое обобщение есть превращение компетенции личного сознания в высказывание от имени всеобщего. Само допущение бесконечной, субстанциональной реальности выходит за пределы индивидуальной компетенции сознания. В этом смысле акт осознавания есть некая универсальная функция
 328
 
 человечества. Столь многочисленные проблемы не могли не вызвать к жизни иной подход к рассмотрению природы сознания.
  Во втором подходе точка отсчета в анализе сознания берется вне самого сознания, вне духовности. Предполагается, что образы сознания рождаются в результате воздействия на человека внешнего мира, и прежде всего в процессе деятельности. Еще Спиноза четко формулировал принцип, согласно которому в человеке мыслит сама природа. Мышление и сознание тем совершеннее, чем шире круг вещей, с которыми человек вступает в контакт, чем активнее сам субъект. Подлинными правилами мышления являются верно познанные формы и законы мира.
  Второй подход, в соответствии с которым сущность сознания следует искать не в нем самом, а во внешних определен-ностях, в определенностях практики, был развит Марксовой традицией. "Бытие определяет сознание" - краеугольный камень марксизма. Сознание - субъективный образ объективного мира, отражение бытия, коллективно полученное знание демонстрировало свою зависимость от внешнего бытия. Исходная коллективность, общественная природа сознания или, как сказали бы русские философы, "соборность" должна была объяснить всеобщность и общезначимость содержания сознания. Оно должно было предстать не как личностное и индивидуальное отправление, а как универсальный процесс всего человеческого рода.
  И именно нюансы этого подхода были проработаны отечественной философией и психологией. Все детерминанты сознания с необходимостью отнесены за его пределы... "Ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства, они только проявления действительной жизни"5. Материалистическое понимание сознания ориентировано на выведение всех его формообразований из реального процесса жизнедеятельности. Люди не начинают свою жизнь с чисто теоретического отношения к предметам внешнего мира, вся жизненная активность разворачивается вокруг необходимости удовлетворения потребностей, и прежде всего самой элементарной
 329
 
 потребности в еде и питье. Данную константу бытия невозможно обойти или объявить несуществующей. Удовлетворение одной потребности влечет за собой другие, что в свою очередь является иницирующей причиной всего естественно-исторического процесса развития.
  Логично предположить, что дальнейшее проникновение в суть феномена сознания потребует интегрирования этих двух традиций в некоторый синтетический подход, при котором точка отсчета при изучении природы сознания будет находиться одновременно и в нем самом и вне его, и в сфере духовности и в сфере материальных, предметно-практических отношений.
  Подобные дополнения необходимы и по чисто теоретическим обстоятельствам, их требуют в первую очередь основные идеи второго подхода, коль скоро он претендует на последовательность. Если сознание есть осознанное бытие, то само осознава-ние не может быть прозрачным и нейтральным, оно нагружено и преломлено формирующимися в процессе жизнедеятельности коллективными состояниями ментальности, национальными, географическими, конкретно-историческими особенностями "здесь" и "теперь" живущих людей. И процесс этой нагруженности (призматичности) осознавания протекает объективно, вне контроля отдельного самосознающего субъекта. Рождаясь, он априори застает и разделяет формы коллективной чувственности, обычаи и традиции, царящие в его среде. Вместе с "молоком матери" вбирает в себя национальные образы мира и способы мироотношения. Дворянская семья передавала по наследству последующим поколениям традиционные правила поведения, и выходцы из других слоев, даже имея высокие чины и титулы, не могли побороть впитанные с детства стереотипы своей среды и воспринять условности потомственно-дворянского быта. Зависимость сознания от первоначальной социализации и конкретно-исторической детерминации объясняет и ту парадоксальную ситуацию, когда ученые мужи, сделавшие крупнейшие научные открытия, так до конца дней и сохраняли внушенные им с детства предрассудки, религиозность и веру в мистицизм.
 330
 
  Никогда и ни в какой ситуации человек не может оградить себя от воздействий внешнего мира. Мир своими определеннос-тями, звуками, красками, многообразными информационными токами ежечасно и ежеминутно воздействует на организм, влияет, давит на него, перестраивает и организует. Можно говорить о некоем далее неразложимом первичном акте взаимодействия человека с миром, о таком континуальном потоке воздействий, в рамках которого еще нет оппозиции "субъект - объект". Акт осознавания по отношению к такому бесконечному, никогда не прекращающемуся потоку воздействий выступает как прерывание этой непрерывной континуальности, этого бесконечного процесса взаимодействий. В оппозиции Я и не-Я (мир) сознание оказывается не просто отражением, оно - отражение отражения. Ибо само не-Я уже преломлено и детерминировано исторически конкретным и специфически особенным способом отношения человека как уникального организма и мира как процесса бесконечных изменений, этакой "пляски электронов". Само сознание как осмысленность происходящего возгорается в момент встречи человека с миром, останавливающей эту континуальность формированием оппозиции: субъект - Я, объект - мир.
  Основные принципы интегрального подхода к анализу сознания предполагают, что сознание отражает мир и творит его одновременно. Оно, во-первых, опредмечивает себя в реальности, и поэтому о качественной интенсификации сознания можно судить по всем продуктам человеческой деятельности от элементарных и до сложнейших. Во-вторых, весь строй сознания: ощущения, восприятия, представления, эмоции, память, воображение, речь, воля и др., - инициируясь глубинными духовными мотивами и потребностями, окрашивает действительность палитрой тонов сугубо индивидуального отношения. А это значит, что для того, чтобы познать глубинные пласты сознания, недостаточно только мира опредмеченных человеческих сущ-ностных сил или вербального (языкового) его выражения, важны также "показания" интимных переживаний, зачастую скрывающих и маскирующих себя нормами общепринятого.
 331
 
  Подытоживая существующие в теоретической философии позиции, необходимо выделить следующие основные аспекты рассмотрения сознания:
  - по способу своего бытия сознание есть свойство мозга, нервные процессы головного мозга служат материальными носителями сознания. "Наше сознание и мышление, как бы ни казались они сверхчувственными, являются продуктами вещественного телесного органа - мозга"6. - Онтологический аспект;
  - по содержанию сознание представляет собой отражение объективной действительности, содержанием сознания является информация о внешнем мире, полученная на основе его целенаправленного отражения субъектом. - Гносеологический аспект;
  - по генезису (возникновению) сознание - продукт развития биологической и социальной форм движения материи, общественно-предметная деятельность субъекта есть условие исторического становления сознания. - Генетический аспект;
  - по функциональному назначению сознание - фактор управления поведением и деятельностью, условие становления форм логического мышления.- Функциональный аспект.
  И хотя существуют многоообразные нетрадиционные толкования сознания, отмечающие: а) его космичность; б) его парадоксальность; в) его энергийно-информационную природу; г) феномен его резервных возможностей, скрытую спонтанность и иррегулярность, а многие философы, и в частности М. Мамардашви-ли, позволяют себе роскошь на вопрос: "Что такое сознание? - ответить троекратным: "Не знаю, не знаю, не знаю", установившаяся практика дефинирования заставляет обозначить исходное рабочее определение. Сознание есть высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочно-целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в самоконтролируемом поведении человека.
 332
 
 Тема 33. ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
 Загадки антропосоциогенеза. - Материальные условия и предпосылки возникновения человеческой ступени сознания: сложная психическая деятельность высших животных, зачатки орудийной деятельности, стадная жизнь человекообразных предков. - Выход за рамки при-родно-биологического круга. - Инвариантное "поведенческое амплуа" высших животных и универсальная деятельность "по мерке любого вида" у человека. Теория двух скачков - как объяснительная модель антропосоциогенеза. Предметно-практическая деятельность как решающий фактор эволюции человека. - Синергетика и проблема возникновения человека. - Флуктуации и бифуркации эволюционного процесса.
  Проблема происхождения сознания традиционно связана с вопросом о возникновении человека и человеческого общества - с проблемой антропосоциогенеза. И хоть происхождение человека таится в отдаленных глубинах времени и "в нашей эволюции не все понятно", бесспорным остается то, что последовательная смена поколений, связанная узами "от матери к сыну", свидетельствует о единой целостности человеческого рода. Так называемый "первый человек" - это непременно множество людей, их групповая организация, орудийная деятельность, речь и использование огня.
  Широкое распространение трудовой теории антропосоциогенеза, имеющей во многом гипотетический характер, объясняется ее аргументированностью с опорой на археологические факты и вписанностью в эволюционную теорию развития. Согласно трудовой теории антропосоциогенеза, предшествующей эволюцией были сформулированы условия, которые выступили предпосылками возникновения человека и человеческого сознания. Речь шла о трех факторах, предваряющих генезис человеческой ступени сознания: сложная
 333
 
 психическая деятельность высших животных (1); зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков (2); стадная жизнь высших животных (3).
  Причем каждая из названных предпосылок была трансформирована в новое качественное состояние. Так, сложная психическая деятельность высших животных, обусловленная чисто биологическими закономерностями, служит регулятором их адаптивного (приспособительного) поведения. Животное генетически приурочено к видовым "поведенческим амплуа". Человеку же свойственна индивидуальная вариативность поведения. В отличие от животных он может вести себя "по мерке любого вида" (Маркс). А там, где вариабельность поведения недоступна в связи с естественной природной ограниченностью, человек создает и использует искусственных посредников - орудия труда.
  Эпизодически проявляющееся "ручное мышление" животных и их инстинктивный труд на этапе становления человека и человеческого сознания характеризуются переходом от присвоения готовых продуктов к систематической орудийной деятельности и созданию "второй очеловеченной природы". Новейшие данные археологии подтвердили известную мысль Энгельса о существовании стада "обезьян, берущих в руки палки".
  Важнейшим обстоятельством в процессе превращения прого-минида (обезьяноподобного предка) в человека является сложная стадная жизнь высших животных, человекоподобных предков. Это подчеркивает справедливость тезиса о том, что "нельзя выводить происхождение человека - этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков" (Энгельс).
  Итак, три предварительных условия: сложная психическая деятельность высших животных; зачатки орудийной деятельности, инстинктивный труд человекоподобных предков; сложная стадная жизнь высших животных - способствовали возникновению человеческой ступени сознания.
  Энгельс в работе "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", рассматривая проблему антропосоциогенеза,
 334
 
 указывал на обезьяну как на непосредственного предка человека. Однако современная антропология установила, что человек произошел от высокоорганизованных прогоминидов, близких как человеку, так и обезьяне. И современные высшие обезьяны- не предки наши, а только дальние родственники, имеющие с человеком общих "прародителей".
  Не может быть и речи о мгновенном или быстротечном превращении животного в человека. Как показывают современные исследования, процесс антропосоциогенеза длился в течении 3 - 3,5 млн лет, из которых 95% времени ушло на формирование первых коллективов с четко выраженными человеческими чертами. Если взять за объяснительную модель антропосоциогенеза эволюционную логику, согласно которой человек в ряду высокоорганизованных животных признается наиболее организованным, то необходимо зафиксировать его сходство и отличие от предшествующих особей.
  Общей предпосылкой всякого органического существования является обмен веществ между организмом и природой. В этом отношении и человек, и животное одинаково связаны с материальной средой вещественно-природными узами. Главной задачей оказывается перекачка из природной среды необходимой материальной энергии. Однако в отношении способов присвоения благ человек существенным образом отличается от животных.
  Во-первых, в животном и растительном мире обмен веществ между организмами и природой происходит непосредственно. Животное воспринимает ферменты природы в том виде, в каком они ему даны. Животные являются только потребителями того, что дает природа или сами служат объектами потребления для других организмов. В производстве потребляемых объектов они участия не принимают и ограничиваются тем, что пожирают готовые запасы пищи и никогда не преступают границ элементарного непосредственно-потребительского отношения.
  Во-вторых, отношение прямого потребления никогда не выводит процесс из природно-биологического круга. Каждый
 335
 
 новый акт потребления только повторяет качественно один и тот же процесс. При повторении этого процесса ничего нового не возникает, ничего нового не образуется, кроме естественных изменений в самой природе (рост, размножение биологического вида и стихийные изменения природной среды). В конце акта такого потребления, как и в начале всякого нового акта, мы имеем дело только с теми же двумя членами начального отношения: с определенным биологическим видом и природной средой, разумеется, несколько измененной. Между этими двумя членами не возникает никакой новой действительности. Процесс вращается в одной и той же плоскости, в границах природно-биологи-ческого отношения.
  Существенно иного рода отношение людей к природной среде. Но чтобы это новое отношение возникло и был разорван круг природно-биологического потребления, необходим скачок в развитии, и, может быть, не один. Отечественные антропологи, осмысливая этот процесс и опираясь на данные археологии, создали теорию двух скачков, которая дала свое решение проблемы "недостающего звена". Теория двух скачков соответствовала началу и концу антропосоциогенеза.
  Первый скачок был ознаменован началом изготовления орудий труда, переходом от стадии животных к формирующимся людям, зарождением общественных закономерностей.
  Второй - сменой неоантропа Homo sapiens (человек разумный), человеком современного физического типа, а также установлением и господством общественных закономерностей.
  Итак, уже на первом этапе речь идет о производственной деятельности. Хотя, строго говоря, производственная деятельность предполагает создание таких орудий труда, которых в природе в готовом виде нет, а материальное творчество предполагает идеальное, духовное творчество, мышление, речь. Возможно ли нечто подобное на этапе первого скачка, где только начинается процесс формирования человека? Ведь, с одной стороны, предполагается, что имеется орудийная деятельность, которая, согласно устоявшимся представлениям, может быть
 336
 
 только сознательной и целеполагающей, и, следовательно, есть уже человек и его сознание, а с другой стороны, фиксируется, что этот первый этап - лишь зарождение и формирование человека и его сознания на основе орудийной деятельности, и что это главным образом стадия животных. Как быть с названным противоречием?
  В 60-х гг. 20 в. последовало открытие в области археологии, которое многое прояснило. Выяснилось, что непосредственными предшественниками питекантропов были хабили-сы (Homo habilis - человек умелый). Хабилисы изготовляли орудия труда при помощи орудий (что доказывает наличие элементарной орудийной деятельности), но по своему строению и по морфофизиологической организации были чисто животными. С "производственной деятельностью" хабилисов и был связан первый скачок.
  Таким образом, накопленный наукой материал потребовал отказа от признания того, что производственная деятельность с самого начала была сознательной и волевой. В свете последних данных стало ясно, что производственная деятельность, с одной стороны, и мышление и язык - с другой, возникли с разрывом примерно в 1 - 1,5 млн лет. Хотя производственная деятельность в собственном смысле слова может быть только сознательной и волевой, реально она не могла возникнуть иначе как в животной форме, прийти на смену "ручному мышлению" животных, животной поведенческой деятельности. Этот факт находится в соответствии с классическим положением трудовой теории антропосоциогенеза, согласно которому труд создал человека. С точки зрения данной теории каверзный вопрос, предшествовал ли труд сознанию, получает сугубо положительный ответ.
  Обмен веществ между человеком и природой происходит не прямо и непосредственно, как в мире животных, а через целый ряд опосредующих звеньев, рождающих целый мир новых отношений общественного характера: отношений распределения и обмена, а в более развитых формах - хозяйственных
 22-T.Лешкевич 337
 
 и правовых отношений. Потребление оказывается лишь последним звеном в цепи, которому предшествуют: а) процесс производства, в котором продукты природы приспособляются к человеческим потребностям; б) распределение, которое разделяет продукты согласно общественным законам; в) обмен, который доставляет каждому потребные именно ему объекты; и лишь затем г) потребление, выключающее продукт из общественной циркуляции. Человек, являясь потребителем благ природы, предваряет и определяет потребление производством этих благ. Если при потребительском отношении между животными и средой не возникало никаких новых связей и никакой новой действительности, то при производственных отношениях между человеком и природой вырастают все новые и новые члены отношения, целый мир материальной культуры и общественных связей, складывающихся по поводу производства. Этот мир не является сугубо природным, он создается людьми, возводится ими между собой и природой. Он составляет не естественную, а искусственную, произведенную действительность. Согласно лингвистическому анализу, искусственная действительность в большинстве языков означает ручную, рукотворную природу - " вторую форму объективного процесса".
  Современная философия видит в основе возникновения сознания потребность, которая не зафиксирована в органическом теле животного организма, а является общественной потребностью. Именно поэтому непреходящую силу критериального суждения имеет тезис: "Людей можно отличать от животных по сознанию, по религии, - вообще по чему угодно. Сами они начинают отличать себя от животных, как только начинают производить необходимые им жизненные средства ..."'.
  Синергетика - теория самоорганизации предлагает новое и нетрадиционное объяснение проблемы возникновения человеческого сознания. Современный синергетический подход вкладывает в основной смысл мирового развития создание новых организационных форм, которые достаточно стабильны, согласованы между собой и с окружающей обстановкой
 338
 
 по ряду признаков. Любой процесс самоорганизации способен реализовать лишь те потенции, которыми располагает Природа. Если интерпретировать процесс антропосоциогенеза с позиций синергетики, то переход от приматов к Человеку - становление качественно новой формы жизни - типичный результат бифуркации. Точка бифуркации означает рубеж "обозримого коридора эволюции, предполагающий переход к новым структурам. На перекрестке эволюционных ветвей, где возникают точки бифуркаций - неединственности продолжения развития, - характер развития качественно меняется. Бифуркация предполагает как минимум разветвление, двувектор-ность возможных направлений эволюционирования системы. Переход на другую траекторию зависит от множества случайных воздействий и возмущений, так называемых флуктуации. В силу принципиально вероятностного характера этого порогового бифуркационного состояния оно приобретает направленность и необратимость. Иначе говоря, вероятность повтора подобного события равна нулю.
  Факт существования механизмов бифуркационного типа заставляет вносить определенные коррективы в общую картину восстановления эволюционного древа, одна из ветвей которого привела к появлению человека. Ибо не только дарвиновское постепенное совершенствование видов определяло процесс развития, не менее важную роль играли быстрые перестройки. И адаптационные, и бифуркационные алгоритмы составляли типичные классы механизмов, реализующих самоорганизацию вещества8.
  Стремление сохранить гомеостазис, позволяющий наилучшим образом адаптироваться к конкретным условиям, имело своим результатом пагубную узкую специализацию. Незначительные изменения внешних условий приводили подобные узкоспециализированные формы к гибели. Наибольшие перспективы в своем развитии получали не всегда те, кто казался наиболее сильным и приспособленным. Те приматы, к которым принадлежали наши предки, т.е. австралопитеки (их было несколько
 22* 339
 
 разновидностей), относились не к самым адаптированным к жизни в тропическом лесу особям. В начале четвертичного периода (где-то около трех миллионов лет тому назад) началось общее похолодание. Площадь тропических лесов стала сокращаться, ареал обитания человекоподобных обезьян резко сузился. В лесах остались лишь наиболее приспособленные. Менее приспособленные должны были уйти из леса в саван-ну, уступить свой ареал и освоить новую экологическую нишу. Однако именно это обстоятельство, - внешний толчок для изменения условий обитания - сделалось источником их дальнейшего "прогресса". В саванне нет спасительных деревьев, дающих пищу и кров, защищающих от врагов. Наш хилый предок, выжитый из леса более удачливыми собратьями, чтобы не погибнуть, был вынужден овладеть совершенно иных приемами жизни в новых условиях. Отказаться от вегетарианства и сделаться сильным и энергичным, вытянуться во весь рост и встать на задние лапы. Именно трудности нового образа жизни, по мнению академика Н. Моисеева, позволили реализовать потенциальные возможности эволюции, которыми владели в ту пору животные, называемые ныне австралопитеками9.
  Скорость эволюции, характеризующая начальные стадии антропогенеза, носила поистине взрывной характер . В очень жестком отборе особое значение приобретали зачатки интеллекта. Эволюционная метаморфоза состояла в том, что наш предок из хилого животного превратился в сильного и умного хищника, с развитым мозгом и прочной нервной системой. Он стал способен не только использовать те примитивные предметы, которые находились в его распоряжении, но и создавать новые орудия труда, овладеть огнем.
  Физиологи не могут обойти молчанием так называемый "парадокс резервирования". Суть его в том, что у человека в структуре головного мозга постоянно задействано лишь несколько десятых долей процента клеток мозга, следовательно, степень резервирования равна нескольким сотням. В то время как у
 340
 
 обезьян она равна 14 - 20%. Перестройка информационной основы мозга дополнялась появлением лобных долей, ответственных за мироощущение индивида, к ним добавлялись существенные морфофизиологические отличия, выделяющие человека из числа приматов.
  На заключительном этапе антропогенеза скорость эволюции значительно замедлилась. 30 - 40 тысяч лет тому назад развитие человека как биологического вида практически остановилось. Человек из Кроманьона (грот во Франции.где впервые были найдены его останки) - общий предок всех людей, по существу ничем не отличался от человека современного физического типа.
  С этого периода развитие человечества продолжалось с опорой на приобретение не индивидуальных, а социальных признаков. Компоненты дарвиновский триады - изменчивость, наследственность, отбор - продолжали действовать. Конкурирующие предки вытесняют менее приспособленных и воспринимают организационные и трудовые навыки более приспособленных. Однако отбор переносился на новый уровень - уровень организации общественной жизни. Темпы развития ускорялись, но уже на другой - цивилизаци-онной основе. Таким образом, синергетика обосновывает модель антропосоциогенеза, состоящую из следующих компонентов: биологическая эволюция - бифуркация - общественное развитие.
  В развитие темы вслед за И.В. Ватиным10 целесообразно упомянуть о модификациях концепции антропосоциогенеза, возвращающих к идее Геккеля и Фохта о "недостающем звене". Этим звеном предположительно могли оказаться высшие приматы, которые из-за потребности прибавки к растительной пище белков прибегали к трупоедению. Для свежевания туш предпринимались попытки изготовления режущих, колющих, скребущих приспособлений, что, в свою очередь, привело к использованию огня. Известный специалист по проблемам социо-генеза Б.Ф. Поршнев предположил, что в изготовлении этих
 341
 
 приспособлений и вызванном сложными адаптивными задачами ультрапарадоксальном состоянии центральной нервной системы и состоят биологические предпосылки начала человеческой истории.
  Существует и другой подход, Л. Мэмфорда, в котором ведущая роль отводится культу. Он считает, что технические умения недостаточны для определения активности интеллекта. Именно ритуальная точность церемоний, значительно предшествующая точности в работе, сформировала необходимые навыки ручного труда. Техника обязана своим существованием потребностям обрядово-культового характера, и следовательно, она всего лишь средство, но не главный агент. М. Маклюэн обращает внимание на связь и общение в качестве главного фактора антропосоциогенеза. Названные концепции не исчерпывают обилие подходов, предполагающих тот или иной ключ к проблеме антропосоциогенеза. Сложности и затруднения логического осмысления данного феномена столь велики и очевидны, что современная антропологическая мысль примирилась с его громким и парадоксальным названием: "Загадки антропосоциогенеза".
 
 Тема 34. ТРАКТОВКА ЧЕЛОВЕКА В НАУЧНОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИЯХ
 Биологизаторский и социологизаторский подходы. - Человек как целостное социально-биологическое существо. - Природа и сущность человека. - "Человек есть мера всех вещей". - Антропоцентризм и человекоразмер-ность. - Природоцентризм и принцип натурализма. - Космоцентризм, теоцентризм. - Теокосмизм как разум космоса. - Социоцентризм, отдающий приоритеты культурно-цивилизационным факторам. - Социобиоло-ги о "теориигеннокулыпурной коэволюции". - "Компьютерная метафора" когнитивной психологии. - Философская антропология как философская дисциплина и как направление современной западной философии. - Плес-нер об эксцентричности человека. - Персонализм: эк-стериоризация, интериоризация, трансценденция - как методы постижения личности. - Экзистенциализм: три стадии восхождения к экзистенции: наслаждение, долг, страдание.
  Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. Распознать природу человека, его место в мире, его предназначение пытались многие мыслители и ученые. В современной литературе признается факт природно-социального бытия человека. Биологизаторский подход ограничен, так как акцентирует эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения. Социологизаторский - объясняет природу человека в первую очередь социально значимыми причинами и приводит к господству образа человека как социального функционера, винтика государственной машины, использовать который можно без оглядки "на какие-то гены". Марксов тезис о сущности человека как совокупности всех общественных отношений дает возможность понять, что именно общественность, социальность составляет субстанцию, подоснову жизни человека.
 343
 
  У Маркса есть также понятие "частичного человека". Ситуация "частичного человек" актуальна и сегодня. Она обусловлена разделением труда, существованием неравенства и определяет отношение к человеку как к носителю конкретной социальной функции. "Частичный человек" - это послушный исполнитель предписанной ему социальной роли.
  Ведущие отечественные философы - специалисты по проблеме человека: И. Фролов, Б. Григорьян, Л. Буева, Р. Карпинская - пытались сломать схему социологизированного человека. Они доказывали, что человека нельзя рассматривать как чистую доску (как то утверждал еще в свое время Локк), на которой общество пишет нужные слова. Не следует недооценивать природно-биологические задатки индивида.
  В современной западной литературе обсуждается проблема "mind - bodi" (разум - тело), "nature - nurture "(природа - воспитание). Однако основная проблема не в дихотомической детализации названных сущностей, а в "воссоединении" человека, в создании его единого образа. В связи с этим необходим комплексный подход, соединяющий в себе достоинства социо-гуманитарного и естественнонаучного знания. Говоря об эволюции Homo sapiens необходимо выработать биосоциальные, а не просто биологические или просто социальные критерии.
  В дискуссиях о биологическом и социальном в человеке совершенно не получили освещения проблемы сексуальности, отношения полов, различий между мужчинами и женщинами, отношения поколений, проблема смерти.
  Между тем реальная жизнь человека "квантована" биологически датами рождения и смерти. В этих границах, как отмечает Р. Карпинская, жизнь континуальна" и переполнена измерениями, весьма зависимыми и от отношений поколений, и полов. В современной философии и науке изучение человека исходит из понимания его как целостного социально-биологического существа. Психолог А. Леонтьев назвал деятельность человека "единицей жизни". Считается, что понятие "индивид" выступает как предпосылочное для понятия "личность".
 344
 
  Проблема человека и его способностей занимает особое место в связи с тем, что при ее исследовании естественнонаучное познание весьма и весьма ограничено. Философское и гуманитарное знание также не может претендовать на монопольное знание о человеке. Остается только надеяться на комплексный подход, при котором границы изучения человека значительно раздвинутся за счет использования потенциала как всей рационалистической традиции осмысления природы человека, так и эзотерического мышления.
  Современная наука предлагает подойти к изучению феномена человека на основе синтеза естественнонаучного и обществоведческого знания. Основной проблемой оказывается выявление со-циобиологических предпосылок социального поведения человека. Широко обсуждается плодотворность аналогий между поведением человека и высших животных. Социобиология настаивает на принятии принципов и понятий дарвинизма: естественный отбор, понимание эволюционного процесса как адаптогенеза универсальности закономерностей популяционной генетики. Крен в сторону естественнонаучных методов познания человека опасен сведением человекознания к биологии. Игнорирование естественнонаучных достижений ведет к абстрактным и спекулятивным построениям, малополезным в деле реального изучения человека.
  Размышления о человеке приводят к необходимости различать природу и сущность человека. И хотя строгой демаркационной линии здесь провести нельзя, потому что человек всегда останется загадкой Вселенной, ее нераскрытой тайной, с природой человека принято связывать всю совокупность его наклонностей и качеств, которые, не запрещая его естественных проявлений (о чем иногда с огорчением говорят: "Такова уж человеческая природа!"), позволяют увидеть в нем Homo sapiens. Среди них, конечно же, разумность, способность к общению и социальной жизни.
  С сущностью же человека связывают глубинное ядро человеческой натуры, "истинно человеческое", или нечто критериальное, позволяющее в эволюционном плане отличить человека от высшего животного. На вопрос, в чем состоит сущность человека, мыслители отвечают по-разному. Марксова формула, согласно которой "...сущность
 345
 
 человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений"12, утверждает человеческую социальность в качестве приоритетной и фундаментальной основы всего человеческого рода. Она является реальной альтернативой философскому антропологическому релятивизму, который отрицает наличие единой глубинной сущности всего человечества и четко фиксируемой человеческой природы.
  Когда разговор о человеке ведется среди обывателей, то, как правило, утверждается, что сущность - врожденное качество, личность - благоприобретенное. Сущность нельзя потерять, переменить или повредить столь же легко, как личность. Личность можно изменить почти полностью, изменяя обстоятельства. Она может быть утрачена или трансформирована. Сущность является базисом физического и умственного состояния человека. Личность - все, что выучено. При построении личности имеет значение имитация - путь подражания и воображение. Существует и более парадоксальное суждение типа: когда сущность властвует над личностью, человеку нравится то, что для него полезно, когда личность - то, что для него вредно.
  Установка, согласно которой в центр мироздания помещался человек, всегда именовалась антропоцентристской Знаменитые слова античного софиста Протагора: "Человек есть мера всех вещей" - абсолютное ее выражение. Человекоразмерность становится одной из эталонных характеристик такого мира. Взаимодействие косной и органической природы, живого и неживого рассматривается с точки зрения человеческих норм, идеалов и притязаний. Человек, соответственно, полагается основной и величайшей ценностью мироздания.
  Однако кроме антропоцентризма при рассмотрении человека можно встретиться и с другими ориентациями. Это и натуралистическая, исходящая из культа природы, ориентация, так называемый природоцентризм и связанный с ним принцип натурализма. Здесь человек - дитя природы. Все его просчеты и недостатки так же правомерны и естественны, как и любые другие природные процессы. Это и космоцентризм - мировоззрение, указывающее на определяющее, детерминирующее влияние космоса, а также на "растворенность" человека в космических влияниях.
 346
 
 Именно космические стихии осуществляют справедливое возмездие, возвеличивая универсальный закон всеобщего воздаяния.
  Огромную роль в историко-цивилизационном процессе сыграл принцип геоцентризма. Он провозглашал верховное, сверхъестественное существо центральным и определяющим фактором мироздания.
  В современной литературе можно встретить и термин теокос-мизм, означающий разум космоса, или космический разум. Иногда именно апелляции к этому высшему космическому разуму оказываются последней инстанцией для аргументации необходимости нового качественного развития человека и человечества в целом. Высший космический разум как беспредпосылочное начало принимается за основную предпосылку, инициирующую активность, бесконечное движение и развитие, одухотворенность всего и вся. Все менее и менее пренебрегают прогнозами о влиянии теокосми-ческой идеи на планы и замыслы политиков, а также отдельных лиц в их обычной жизненной суете. Прогнозы по отношению к персонам, разделенным по знакам Зодиака и отнесенным по дате своего рождения к тем или иным годам, имеющим судьбоносные характеристики, связанные с повадками магического животного, весьма иллюзорны. По большей части они отвечают лишь психологическим ожиданиям преодоления неопределенности бытия.
  Перечень будет неполон, если не упомянуть о социоцентризме, отдающем все приоритеты культурно-цивилизационным факторам. Здесь человек предстает как податливый слепок социокультурной среды, он всего лишь продукт обстоятельств, в которые попадает и в которых вынужден существовать. Культуроцентризм, выступая понятием наиболее родственным социоценгризму, настаивает на том, что человек получает свой смысл через содержание культуры.
  Противоположная антропоцентризму ориентация, рассматривающая человека как одну из геологических сил наряду с прочими, получила название дезантропоцентризм. Сегодня это весьма популярная позиция, которая лишает человека его командного места и положения, заставляет задуматься о последствиях ничем не ограниченного произвола. Проблема, состоящая в том, чтобы вписать человека с произведенным им технократическим,
 347
 
 искусственным миром в универсальное эволюционное развитие, предстала как проблема коэволюции.
  Идея коэволюции означает сопряженное взаимодействие и взаимообусловленное изменение и природы, и человека. Человек признается не наблюдателем, а естественной частью космоса, воспринимающей его жизнь не только рационально, но и чувственно - через душу и тело. Развитием идеи коэволюции является предложенная социобиологами "теория геннокультурной коэволюции". В ней речь идет о наиболее оптимальных условиях совместного протекания органической и культурной эволюции, когда гены и культура, образно выражаясь, "держат друг друга на привязи". Примат, однако, отдается генам, ибо считается, что именно они программируют основные правила коэволюции. Природно-биологи-ческие основания остаются автономными и детерминирующими.
  Находящаяся в определенной связи с социобиологией когнитивная психология предлагает посмотреть на человека как активно действующее существо, воспринимающее и продуцирующее информацию, руководимое определенными стратегиями мыслительной деятельности. Активность индивида рассматривается не стихийно-спонтанно, а иерархизированно-упорядоченно. Это один из спорных моментов когнитивной психологии. Другое остродискуссионное положение состоит в том, что рационализм когнитивных психологов доходит до такой степени абсолютизации, что приемлет употребление так называемой "компьютерной метафоры". Они уподобляют процессы переработки информации в коре головного мозга преобразованиям, осуществляемым вычислительным устройством. Категориальный аппарат, который ими используется: сигнал, фильтр, информационный поток - говорит о значительном влиянии теории информации.
  Философская дисциплина, в центре философских интересов которой стоит вопрос о природе и сущности человека, носит название философской антропологии. Она необыкновенно богата размышлениями философов, в основном экзистенциально ориентированных. Многочисленные произведения, носящие самые броские названия, как, например, "Речи о достоинстве человека" Пико делла Мирандолы,
 348
 
 "О человеке" Гоббса и, наконец, "Человек-машина" Ламетри, обогащают сокровищницу человеческой мысли мудрыми наставлениями и бесценными откровениями. Антропологический подход выясняет специфику и особенности собственно человеческого бытия, занимается экзистенциальной аналитикой человека. Понятие экзистенции направляет исследовательское мышление в сторону поиска и выявления связей человека и мира, проявляющихся в первую очередь в его деяниях и страданиях. Аналитика нацеливает на различение слоев духовного смыслополагания, от низших, чувственно ориентированных, до высших, истинно духовных, занимающихся критикой чувств.
  Философская антропология как направление современной западной философии берет свое начало в трудах немецкого философа и социолога М. Шелера (1874-1928) и получает дальнейшее развитие в работах западногерманского философа X. Плеснера (1892- 1985), немецкого мыслителя А. Гелена (1904-1976). Плес-неру принадлежит знаменитое суждение: "Если жизнь животного центрична, то жизнь человека эксцентрична, он не может порвать центрирования, но одновременно выходит из него вовне. Эксцентричность есть характерная для человека форма фронтальной поставленности по отношению к окружающей среде"13. Это значит, что подлинное познание человека предполагает наблюдения за его жизнью во многообразии различных эмоциональных проявлений, среди которых забота, отчаяние, надежда, радость, любовь и раскаяние, чередуясь, сменяют друг друга. Это постижение человека в "пограничной ситуации", где на прочность проверяется истинно человеческое в нем. А также размышление о человеке как вечном одиночестве, которому Ортега-и-Гассет придал онтологический статус: "Мы оказываемся одни в универсуме, каждое Я по самой своей сущности является одиночеством"14.
  Противоборство духа и витальных влечений - вечное пульсирующее противоречие человеческого существования. И чем выше поднимается человек в своем духовном развитии, утверждает основоположник философской антропологии М. Шелер, тем жизненно слабее он становится. "Ах, если б молодость знала, ах, если б старость могла", - эта сентенция как нельзя удачнее подтверждает вывод мыслителя.
 349
 
  Персонализм, объявляющий личность основным смыслом об-щецивилизационного развития, предлагает весьма нетривиальные подходы к ее изучению. Личность с необходимостью обнаруживает себя вовне - это экстериоризация, она питается глубинными внутренними регулятивами и установками - это ин-териоризация. И наконец, трансценденция, когда личность трансцендирует к высшим ценностям: истине, добру и красоте, преходя ограниченные пределы своего реального эмпирического существования. Философы-персоналисты подкупают свежим и нетрадиционным восприятием всех ипостасей личности. Так, концепция личностной коммуникации рассматривается как состояние, когда каждый индивид "имеет цель в себе и в то же время во всех", а встреча Ты и Я в Мы создает особый персональный опыт - коммуникацию душ. Обществу, как совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, противопоставляется личностное сообщество, где происходит объединение людей "по ту сторону слов и систем"15.
  Экзистенциализм достаточно категорично заявил о неприменимости научных методов к познанию человека. Дефицит гуманности европейской цивилизации в период между первой и второй мировыми войнами скомпрометировал всю науку. Подлинное существование человека, т.е. экзистенция, не равна его предметному бытию. Она ускользает от научной объективности познания посредством терминов, понятий и абстракций. Человек всегда помещен в ситуацию выбора, он многократно меняется на пути к "самому себе". Отрекаясь от традиционной науки, родоначальник экзистенциализма С. Кьеркегор предложил весьма четкую трехстадийную теорию восходящего движения к подлинной экзистенции. На первой стадии - эстетической, связанной с детерминацией внешним бытием, главной является ориентация на наслаждение. На второй, этической - господствует долг и предписания морального закона. На третьей, религиозной, принципом существования оказывается сознательно принятое страдание. Это самоуглубление позволяет постигнуть новое "трансцендентное" измерение бытия.
 350
 
 Тема 35. РАЗГОВОР О СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА: МНОГООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
 Homo sapiens - человек разумный.- Animal rationale - животное рациональное. - A tool making animal - "животное , производящее орудия". - "Animal symbolicum" - "человек как символическое животное". - Человек -существо, делающее выбор.- "Человек - это животное, способное обещать". - "Размышляющий человек - просто испорченное животное". - Антагонизм идей и позиций. - Декартово cogito ergo sum - я мыслю, следовательно, существую. - Берклианское: существовать значит быть воспринимаемым. - Volo ergo sum (Мен де Биран) - "хочу, следовательно, существую". Ницше о воле к власти и Фрейд о либидо как руководящей идее человека. - Значимость экономического стимула Маркса. Человек ~ проблема для самого себя. - Гоббс об эгоистической природе человека . - "Человек человеку волк", "война каждого с каждым ". - Путь общественного договора. - Локк и его "Опыты о человеческом разуме". - "Мысли" Паскаля о человеке. - Просвещение и новое видение природы человека.
 Для наших первых дней полезен будет Локк И начинающим он ценный даст урок.... Прилежно он следил развитие ума От колыбельных дней до смертного холма, И, человеческой души открыв строение, Он в чувствах всех нашел основу размышления... Гельвеции. Счастье
  В различные эпохи мыслители определяли человека по-разному. Homo Sapiens - человек разумный, наиболее употребительное из определений. Animal rationale - животное рациональное - фигурирует в зоологической классификации Линнея; a tool making
 351
 
 animal - "животное, производящее орудия" - определение Франклина; "человек как символическое животное" - Animal symbolicum - итоговый вывод Кассирера. Идеи Кьеркегора можно проинтерпретировать так: человек есть существо, делающее выбор. А как не упомянуть суждение Ницше: "Человек - это животное, способное обещать", выводящее нас в мир нравственных императивов, или очень отрезвляющий вывод Руссо: "Размышляющий человек - просто испорченное животное". О человеке говорят как о звере, алчущем нового. Иногда его воспринимают как живое существо, которое может относиться к своей жизни принципиально аскетически. Иногда говорят о прямо противоположном свойстве человека, а именно о том, что изначальным родовым признаком человека является избыток влечений.
  М. Шелер уверен, что при слове "человек" в сознании образованного европейца сталкиваются три круга идей. Во-первых, это круг представлений иудейско-христианской традиции об Адаме и Еве, о творении, рае и грехопадении. Во-вторых, это греко-античный круг представлений, в котором самосознание человека впервые в мире возвысилось до понятия о его особом положении, и человек является человеком благодаря тому, что у него есть ум, речь, разумность. В-третьих, вспоминается круг представлений современного естествознания, согласно которому человек есть достаточно поздний итог развития Земли, существо, которое отличается от форм, предшествующих ему в животном мире, только степенью сложности соединения энергий и способностей, которые сами по себе уже встречаются в низшей по сравнению с человеческой природе16.
  Все названные и им подобные определения воссоздают собирательный образ человека, и тем не менее человек во все времена и у всех народностей не перестает представать великой тайной мироздания. Эти определения могут быть сопоставимы с откристаллизовавшимися в истории философии формулами, когда само существование человека определялось на основе единственно достоверного свидетельства. Так, Декартово "cogito ergo
 352
 
 sum" - я мыслю, следовательно, существую, или берклианс-кое - "существовать значит быть воспринимаемым", определение "Volo ergo sum", принадлежащее Мен де Бирану - "хочу, следовательно, существую", сентенция А. Камю: "Я бунтую, следовательно, я существую" и пр. также дают весьма богатую палитру оттенков человеческих проявлений и интенций. Если присовокупить в этому провозглашаемую Ницше "волю к власти" в качестве руководящей идеи человека, или же роль либидо - скрытого сексуального влечения у 3. Фрейда и обратить внимание на значимость экономического стимула, исследованного К. Марксом, то станет ясно, сколь проблемной областью оказывается философская антропология. В подобном антагонизме идей и позиций единство и однородность человеческой природы более скрывается, нежели раскрывается. Человек оказывается проблемой для самого себя.
  Например, Т. Гоббс, строя свой вариант философской антропологии, уверен, что рассмотрение человека следует начать с понимания того, что он лишь одно из тел, наряду с прочими природными и физическими телами. Затем необходимо заметить, что он еще и существо моральное, духовное, создатель искусственных тел: культуры и государственности.
  В объяснении человеческой жизнедеятельности и человеческой души у Гоббса преобладает механистический подход, даже более явственный, чем у Декарта. Жизнь есть движение членов, сердце - пружина, нервы - нити, а суставы - колеса, сообщающие движение всей машине человеческого тела.
  В человеке он подчеркивал его эгоистическую природу. Стремление человека к самосохранению приближает его к животному миру: "...люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям", они ищут "почета и выгод", действуют ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим"17.
  Любой народ, как считает автор знаменитого "Левиафана" (в библейской мифологии - огромное морское чудовище), проходит две стадии развития: догосударственную, или естественную,
 23-Т.Лешкевич 353

<< Пред.           стр. 8 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу