<< Пред. стр. 4 (из 5) След. >>
Все начинается с хорошего сценария, который прежде всего должен опираться на хорошую идею. Идея, обрамленная в слова, музыку, спецэффекты, - это и есть сценарий.Ваш рекламный ролик может быть изысканным или совсем простым, проще простого, но как бы то ни было он ДОЛЖЕН в три секунды приковать внимание слушателя и НЕ ДОЛЖЕН оставить его в недоумении; "А чья же, собственно, это была реклама?"
Вот несколько факторов, которые нужно иметь в виду, садясь за написание сценария.
Голос
Что касается голоса, то следует учитывать два момента: во-первых, в рекламных роликах должен звучать голос, приковывающий внимание слушателя; во-вторых, он должен хорошо сочетаться с излагаемой информацией.
У вас есть три относительно недорогих варианта:
* использовать персонал радиостанции;
* привлекать непрофессионалов-любителей;
* использовать, дикторов-профессионалов.
Использование персонала радиостанции
Если вы поручите производство ролика радиостанции, то, возможно, кто-то из дикторов сделает запись даже бесплатно. Это отлично - но вы, правда, рискуете: голос диктора может оказаться настолько знакомым и привычным, что слушатели не обратят на объявление никакого внимания. Чтобы избежать этого, попросите записать для вас ролик с голосом диктора ночных новостей или ведущего ночных программ. В этом случае есть шанс, что среднестатистический слушатель его знать не будет. Или: если вы знаете, что ваши объявления будут идти в эфир утром, пусть ваш текст прочтет человек, работающий в вечерних передачах. Иначе говоря, постарайтесь отыскать самый незнакомый голос, это послужит залогом того, что слушатель подсознательно не отключит внимание, слушая вашу рекламу. Ищите настойчиво и целеустремленно, и, возможно, вы откроете, что даже у очень известных журналистов есть скрытые таланты, которые можно использовать в рекламе: кто-то прекрасно пародирует известного певца, кто-то замечательно свистит соловьем и т.д.
Использование любителей
Одна из особенностей радио: даже непоставленный, нетренированный голос может оказаться весьма подходящим для рекламы. В сущности, чем больше отличается голос радиоролика от привычных голосов эфира, тем лучше.
Женский, детский или ваш собственный голос может привлечь внимание слушателей, поскольку они просто не ожидали его услышать.
Разумеется, если вы сами читаете текст (или это делает для вас другой непрофессионал), вы не добьетесь сразу идеального звучания. Постарайтесь в полной мере использовать своеобразие речи оратора. Слова и фразы должны произноситься выразительно и непосредственно, так, словно разговор идет с покупателем в вашем магазине или бюро.
Однако будьте очень осторожны и беспристрастны в оценке голоса. Какую бы симпатию вы ни питали к тому или иному человеку, его голос может звучать напряженно или фальшиво. Если у вас ювелирный магазин, а наш диктор завывает, как уличный жестянщик, это только навредит вам. И кто поверит, если вы будете заверять в своем высоком профессионализме
замирающим голосом, запинаясь на каждом слове?
Использование профессиональных дикторов
Если при производстве рекламы вы стремитесь к высоким стандартам, можете привлечь к чтению текста профессиональных дикторов или актеров. Это люди, которые зарабатывают свой хлеб голосом - они привнесут в ваши ролики шарм и красоту, их голоса могут взволновать и потрясти...
Ставки профессиональных дикторов и актеров зависят от их популярности и величины рекламного ролика и колеблются в странах СНГ в очень широких пределах.
Музыка
Роль музыки в рекламе трудно переоценить. Музыка поможет людям запомнить ваш ролик. Она будет напоминать о нем еще долго после того, как отзвучат слова. Существует множество возможностей включить музыку в ваш радиоролик:
* заказать сочинение оригинальной музыки;
* использовать лицензионную музыку, которую вам предоставит радиостанция;
* заручиться согласием на использование музыки известного композитора (но это трудный и дорогостоящий процесс);
* заказать музыку, по стилю похожую на произведения известных композиторов (созданием такой музыки занимаются студии звукозаписи в больших городах).
Единственное, чего не нужно делать - приносить из дому пластинку, чтобы использовать ее в ролике, ведь тем самым вы нарушите авторские права. И хотя Бах или Моцарт не могут подать на вас в суд, но исполнение их произведений определенным оркестром или певцом наверняка охраняется авторским правом. Не станем утверждать, что вас немедленно притянут к ответу, но порой это случается, и тогда стоит немало денег и нервов.
Если вы часто рекламируетесь на радио и телевидении, подумайте, возможно, стоит заказать для своей фирмы коротенькую мелодию или песенку (что-то вроде музыкального логотипа). Стоимость мелодии может доходить до тысяч долларов, но это весьма выгодная инвестиция. Удачная рекламная мелодия лучше, чем что-либо другое, поможет клиентам запомнить вашу фирму. Вспомните, что вы напевали сегодня утром под душем? Не песенку ли, звучавшую вчера с телеэкрана и восхваляющую достоинства новой жевательной резинки?
За условленную плату композитор должен предоставить вам несколько вариаций мелодии: для 30-секунд-ного и 60- секундного роликов. Кроме того, вы можете заказать одну и ту же мелодию в различных аранжировках: в стиле рок, кантри, джаз и т.д., чтобы использовать ее на различных по специализации радиостанциях.
Если вы купите достаточно много эфирного времени, радиостанция может бесплатно предложить вам рекламную песню. Прослушайте их предложения, но соглашаться не спешите: обычно это довольно посредственные, хотя и достаточно профессионально сделанные, вариации стандартных тем. Лучше потратить деньги и получить что-то действительно оригинальное.
Специальные эффекты
Пиф-паф, бух, мяу-у-у, дин-дон - это все (и еще многое другое) и есть спецэффекты, которые вам предложат практически на любой радиостанции, причем не будут вам стоить ни гроша (разве что вы потребуете очень уж изысканного и необычного оформления). Плеск волн, бьющихся о мол, поможет вам продать путевки на Кипр, а трели жаворонка - привлечь покупателей на весеннюю распродажу.
Радио может передать только звуки. Однако, пользуясь звуками, оно будит фантазию, передает запахи, чувства, зрительные образы. Тот, кто слушает внимательнее, больше запомнит. Не забывайте это.
Как сделать радиоролик. Практические советы
Радиоролик, как и любая другая реклама, призван достичь трех целей:
* в течение первых трех секунд привлечь внимание слушателя;
* представить ваше предложение;
* дать слушателю информацию, необходимую для реагирования на предложение.
Вам совершенно необходимо выполнить эти требования, но в какой форме вы их реализуете - дело вашего вкуса. Это может быть что-то невероятно экстравагантное или же, наоборот, нечто подчеркнуто-сдержанное.
Поскольку радио - очень экспрессивное СМИ, здесь очень поощряется юмор. В таблице 9 лается пример сценария радиорекламы.
Поскольку в 30-секундном ролике в среднем содержится 60-70 слов, информация должна быть достаточно сжатой. Исследования показали, что диктор, который говорит быстро, привлекает больше внимании, чем говорящий медленно - а кроме того, он произносит в минуту на несколько слов больше ( особенно профессиональный диктор) и доносит до слушателя больше информации. Помните, что на вас при этом лежит обязанность разработать, выразительный и яркий сценарий
Независимо от того, пишете вы сценарий самостоятельно, при помощи рекламного агентства, независимого автора или же самой радиостанции, начните с составления плана, в котором перечислите по пунктам то, что вы хотите сказать. Не забудьте при этом, что название вашей фирмы, часы работы, адрес и телефон - это информация, которая должна присутствовать в объявлении обязательно.
Если вы считаете, что можете многое сказать в пользу своего предложения, то, возможно, стоит разделить эту информацию на несколько роликов. К примеру, первый ролик сообщит слушателям: "На этой неделе ресторан "У князя" предлагает клиентам лососину и курицу по-польски по невероятно низкой цене -за 49 тысяч". Второй ролик звучит так: "Ресторан "У князя" - первое, что приходит на ум, когда разговор заходит о семейном торжестве или свадьбе". Если вы хотите, чтобы слушатель воспринимал все ролики как единое целое, можете "объединить" их мелодией, голосом диктора или общим стилем.
Некоторые фирмы пользуются в составлении рекламы свои собственными принципами. Кто-то в каждом ролике не менее трех раз упоминает название своей фирмы, кто-то всегда пользуется " талисманом" - одной музыкальной фразой и т.д.
Каких именно правил придерживаться - личное дело каждого предпринимателя. Если,к примеру, ваша фирма хорошо известна на рынке, давно рекламируется, используя запоминающуюся песенку, то вы могли бы изготовить хороший радиоролик, даже ни разу не упомянув название своей фирмы. Однако, как мы уже часто повторяли, что бы вы ни выбрали - будьте последовательны.
Купоны и другие радиопредложения
"Купон" прикладывается к радио ролику с такой же легкостью, как и к объявлению в газете или к посланной по почте брошюре. Достаточно добавить фразу: "Сообщите продавцу, когда вы слышали эту рекламу, и вам будет предоставлена 20-процентная скидка" или "Принесите с собой клочок бумаги с надписью "бар "Нон-стоп" и вы получите бесплатно фруктовый сок".
Радиокупоны не только мобилизуют слушателей к действию, но и позволяют вам проследить за их реакцией на вашу рекламу. Поэтому есть смысл предлагать на разных радиоканалах различные премии (скидки), а затем понаблюдать, за какой из них чаще всего обращаются слушатели. Для этой цели сократите ваш ролик с 30 до 25 секунд, чтобы в оставшиеся пять секунд ведущий мог прочесть короткий текст о премии "вживую" или же, записав его предварительно на магнитофон, "подключить" к ролику. Одно из неоценимых преимуществ радио - то, что после радиорекламы клиенты сразу же стянутся к вашему магазину. Фраза "первые 50 клиентов обслуживаются бесплатно (получают что-то бесплатно)" - дает эффект в течение минут, а не часов или дней.
Звуковой девиз фирмы
Если рекламная песенка по каким-либо причинам вам не подходит, в вашем распоряжении есть еще один неплохой вариант -давать в конце каждого ролика девиз вашей фирмы, который к этом случае называется звуковым девизом. Несмотря на то что девиз не запоминается так быстро, как рекламная песенка, если вы придумаете хороший девиз, то наверняка вскоре услышите его в разговоре, как сейчас часто слышите: "Ну очень смешные цены!" или "А Московский городской банк никуда не спешит!"
Запись ролика
После разработки сценария, выбора голоса, музыки и спецэффектов, настает пора приниматься за запись. Постарайтесь во время записи находиться в студии. Не можете сами - направьте своего представителя и приложите все усилия к тому, чтобы услышать ролик, прежде чем он будет пущен в эфир.
Если радиостанция невелика, то в студии, возможно, будет находиться только журналист, записывающий ролик, и вы. Журналист будет при этом обслуживать и аппаратуру. На больших радиостанциях техническое обслуживание обеспечивает инженер звукозаписи, и журналист может сосредоточиться на творческих вопросах.
Как правило, звукозапись проходит гладко и без эксцессов. Работники радио - профессионалы и обычно с полуслова понимают рекламодателя. Иногда может статься, что кто-то из них будет торопить вас или убеждать обойтись без двух-трех "мелких" деталей, которые, однако, кажутся вам существенными. К примеру, по вашему мнению, кульминация мелодии должна совпадать с кульминацией текстовой информации. Для достижения нужного эффекта придется несколько раз "прогнать" текст и мелодию. После 5-6 прогонов журналист или техник станут убеждать вас, что "хорошо и так", "это почти безукоризненно" и т.д. Однако не давайте сбить себя с толку - в конце концов, вы заплатили немалые деньги и вправе рассчитывать на то, чтобы к вашему мнению прислушивались.
Однако это не означает, что вы должны быть глухи к доводам другой стороны. Помните, что журналист может несколько иначе интерпретировать текст рекламы, и не ждите, что он прочтет его перед микрофоном именно так, как это себе представляете вы
Глава 12
1.КТО ДОЛЖЕН ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ РЕКЛАМОЙ
Телевидение - идеальный рекламный инструмент для предприятий, которым нужно "показать товар лицом" или создать, вокруг него атмосферу ажиотажа. Многие считают телевизионную рекламу наиболее эффективной, поскольку она передает зрительные образы - самые наглядные и убедительные из всех возможных.
Телереклама - не для пугливых и не для бедных. Это очень дорогое средство рекламы, которое поглотит больше вашего времени, мыслей и денег, чем любое другое.
Традиционно к телерекламе прибегают фирмы, которые хотят донести свою информацию до широкого круга клиентов. Однако в будущем ситуация может измениться: с развитием кабельного телевидения можно будет направлять теле- рекламу более узким, ограниченным кругам потребителей.
Достоинства телевидения:
* единственное среди всех СМИ позволяет рекламодателю облечь свою информацию в форму, содержащую визуальные образы, слова и
музыку;
* имеет ни с чем не сравнимые возможности для создания незабываемых образов;
* может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив предлагаемый товар или услугу;
* люди обычно смотрят телевизор в часы отдыха, когда никуда не спешат и не имеют никаких дел (особенно вечером);
* сам факт присутствия вашей фирмы на телеэкране может создать впечатление, что она больше, солиднее и крепче, чем в действительности;
* записавшие ту или иную передачу на видеомагнитофон, увидят присутствующую в ней рекламу несколько раз и в течение длительного времени;
* телевидение может создать вокруг рекламируемых товаров и услуг атмосферу актуальности, успеха и праздника.
Недостатки телевидения:
* стоимость разработки телевизионного ролика и эфирного времени может быть (но не обязательно) устрашающе высокой. Ошибки здесь обходятся очень дорого;
* ни один другой тип рекламы не требует столько мастерства, знаний и творческих способностей;
* от большей части производимых на местных студиях роликов остается впечатление провинциализма, серости, непрофессионализма. Кажется, что у рекламодателя слишком мало денег, а у клипмейстеров - совсем убогая фантазия и очень слабая техническая оснащенность. Это вызывает раздражение, но отнюдь не доверие;
* развитие кабельного телевидения затрудняет выбор телекомпании;
* владельцы видеомагнитофонов могут прокручивать кассету, пропуская рекламу.
2. СТОИМОСТЬ
Стоимость производства ролика средней сложности и средней продолжительности, предназначенного для трансляции по общенациональному каналу, может составлять до 250000$. Однако не впадайте в панику. Воспользовавшись услугами небольших независимых студий или местных студий телевидения, вы получите вполне профессионально сделанный ролик за 250 $ и останетесь очень довольны.
Стоимость рекламного времени слишком сильно колеблется в разных городах и странах, чтобы можно было бы привести какие-либо средние значения.
Однако даже на самых дорогих телестудиях опытный рекламодатель может купить рекламное время по достаточно разумной цене, поместив свой ролик в передачу, идущую вне пределов времени "пик", но имеющую постоянную аудиторию, совпадающую или близкую с его целевым рынком.
Нельзя не сказать о преимуществах рекламы на местных телестанциях. Вы имеете доступ к местной аудитории - т.е. именно к своим клиентам, при этом платите в десятки раз меньше, чем пришлось бы платить на центральном телевидении. Чаще всего местную рекламу помещают в передачи местного телевидения (новости, репортажи с культурных и спортивных мероприятий и т.д.).
но иногда местная станция может пустить ваш ролик сразу после или до передачи центрального телевидения, транслируемого ею на ваш регион.
3. КАК ДЕЛИТСЯ ЭФИРНОЕ ВРЕМЯ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ
Каковы ставки в зависимости от времени суток
Как и на радио, телевизионный день разделен на сегменты. Хотя это разделение может быть разным, типичный распорядок дня на телевидении выглядит так:
Утро с 6.00 до 12.00
Типичные передачи: новости, сообщения, учебные программы, программы по сельскому хозяйству. Аудитория: женщины-домохозяйки, дети.
День с 12.00 до 17.00
Типичные передачи: образовательные программы, передачи о природе, сериалы.
Аудитория: учащаяся молодежь, женщины-домохозяйки.
Вечер с 17.00 до 19.30
Типичные передачи: программы местного ТВ, новости, телеигры.
Аудитория: возвращающиеся с работы взрослые, дети
Вечер - время "пик"
(телевизор смотрит наибольшее число зрителей) с 19.30 до 22.00
Типичные передачи: новости, фильмы, спорт.
Аудитория: вернувшиеся с работы взрослые, бизнесмены.
Поздний вечер после 22.00
Типичные передачи: публицистические программы, фильмы.
Аудитория: не работающие люди, люди свободных профессий.
Если речь идет о негосударственном телеканале, то схема может претерпевать изменения. Иначе выглядит распорядок дня и в выходные, праздничные дни. В субботу, к примеру, пиковое время может продлиться до полуночи.
В отличие от радио, ставки рекламы на телевидении определяются не только временем суток. Свою цену имеет время в некоторых передачах (или даже в определенные фрагменты передач). Цена устанавливается исходя из популярности программы. К примеру, реклама, которая передается перед вечерними новостями, стоит дороже остальной вечерней рекламы. Можно привести и такой пример: каждый вечер по 1-й программе польского телевидения в течение нескольких минут передается подробнейший и точнейший прогноз погоды. Популярность этой коротенькой программы огромна, поэтому реклама, которая идет непосредственно перед прогнозом, стоит намного дороже.
Популярность (рейтинг) отдельных передач определяется путем социологических опросов, которые проводятся еженедельно. Опросы дают представление, какой процент зрительской аудитории смотрит ту или иную передачу. К сожалению, они проводятся только для центральных каналов и в масштабах либо всей страны, либо самых крупных городов. А ведь известно, что некоторые передачи, общенациональная популярность которых невысока, бывают очень популярны в отдельных регионах. Однако решая, куда, в какую передачу поместить рекламу, нужно иметь в виду не только популярность передачи (т.е. число зрителей, смотрящих их), но и состав аудитории. Программа, которую смотрят люди в возрасте от 25 до 49 лет, более полезна для рекламодателей, чем программы, предназначенные экономным пенсионерам или не имеющей доходов молодежи.
4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РЕКЛАМНОГО РОЛИКА
Стандартная продолжительность телеролика - 30 секунд. В зависимости от ценовой политики студии, время может продаваться по 10, 15,45, 60 или 65 секунд. По мере увеличения стоимости рекламы предприниматели все чаще покупают время по 15 секунд. Однако имейте в виду; стоимость 15 секунд может оказаться лишь немногим меньше стоимости 30 секунд.
С течением времени в СНГ наверняка приобретет большое распространение и так называемая инфореклама (англ. infbmerkials). Эта реклама часто используется в Америке и представляет собой продолжительную, до 30 минут, передачу, ничем не отличающуюся от обычных, кроме одного: цель ее - продать какой-либо товар. Такого типа передачи передаются поздним вечером за небольшую оплату, когда телевизионная аудитория очень ограничена.
5. КАК ЧАСТО ПЕРЕДАВАТЬ РЕКЛАМУ
Частота передачи рекламы зависит от того, в какое время и при каких условиях она идет в эфир. Несколько лет назад компьютерная фирма "Эйпл" передала свой футуристический ролик лишь однажды - во время трансляции финального матча по американскому футболу, который в Америке смотрят около 14 миллионов зрителей. В ролике молодая женщина метала молот в огромный телеэкран с изображением "Большого брата". Ролик произвел огромный фурор и долго обсуждался - и это после одного-единственного показа.
Производство ролика стоило 250 тысяч долларов: делался он в Голливуде, с привлечением самых талантливых кинематографистов, и, наконец, его пустили в эфир во время самого престижного (а поэтому и самого дорогого) матча года.
Наверняка вы не можете позволить себе подобной роскоши. И тем не менее в ваших силах эффективно воздействовать на местный рынок. Бюджет и творческие идеи - вот что нужно для производства хороших роликов, берущих не количеством показов, а качеством воздействия.
Эксперты чаще всего советуют строить передачи так, чтобы ежемесячно ваш ролик видели 150% телезрителей.
Что это означает? Ролик должен пройти трижды на половине всех телеэкранов (3 х 50% = 150%), или 6 раз на четверти экранов (6 х 25% = 150%), или 10 раз на 15% экранов и т.д. - в любой комбинации, в сумме охватывающей 150% телеаудитории.
Разумеется, на практике кто-то увидит ваш ролик дважды, кто-то -10 раз, а кто-то - ни разу. Все зависит от воли и желания зрителя. А чтобы "дойти" до максимального числа потенциальных клиентов, не забывайте о рейтинге передач, в которых вы рекламируетесь, и о составе телеаудитории.
Как и на радио, эффективность телерекламы можно увеличить правильной группировкой передач. Вместо того, чтобы передавать ролик равномерно в течение месяца, вы можете показать все за неделю или использовать половину купленного времени, пропустить неделю и использовать оставшееся .
6. НЕДОРОГАЯ И РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ РЕКЛАМНАЯ СТРАТЕГИЯ
У некоторых передач, даже если они и не из числа самых популярных, довольно большая и совершенно лояльная аудитория. Это значит: ваши ролики будут многократно смотреть одни и те же люди, возможно, умные и сознательные. Хотя считается, что реклама лучше всего воздействует на наивных, не обремененных интеллектом телезрителей - это всего лишь распространенное заблуждение. В действительности образованные потребители воспринимают рекламу лучше.
Цены на эфирное время в таких передачах часто в несколько раз ниже, чем цены во время вечернего пика.
Если вы установите, что ваш целевой рынок смотрит одну из таких передач, то получите большую выгоду.
Вот что следует иметь в виду малым и средним фирмам, рекламирующимся на телевидении:
* утренние информационные программы (с 6.00 до 9.00) смотрит около 10% телеаудитории. Цена эфирного времени намного (в 20 раз) ниже цены времени в вечерних новостях;
* передаваемые с утра повторы фильмов или сериалов собирают обычно 11-15% всей телеаудитории. И в этом случае цена времени намного ниже (в 10 раз);
* учебные программы смотрит чаще всего молодежь (до 17% телеаудитории). Товары молодежного спроса лучше всего рекламировать именно в них. Цены - умеренные;
* программы позднего вечера (после 23 часов) - фильмы и информационные передачи собирают 3-5% аудитории, причем очень своеобразной: если ваш целевой рынок - представители свободных профессий, то за небольшую плату вы можете приобрести очень много клиентов.
Само телевидение быстро меняется вследствие появления кабельного и спутникового телевидения, широкого распространения видеомагнитофонов. Изменения могут увеличивать ваши рекламные возможности, а могут и уменьшать или даже сводить к нулю эффективность вашей рекламы. Если вы прибегаете к услугам телевидения, внимательно следите, в каком направлении оно развивается. Несомненно, что и ваш телевизионный агент должен держать руку на пульсе событий.
7. КАК СДЕЛАТЬ ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РОЛИК
Разработка концепции рекламы
Первый шаг к производству рекламного телеролика - найти такое укромное местечко, где вы могли бы вместе со своим творческим коллективом (при наличии такового) разместиться и придумать что-то ошеломляющее.
Старайтесь думать образами. Не начинайте с составления текста, сначала закройте глаза и представьте цвета, пятна цвета, образы, жесты... После разработки видеоряда слова придут сами собой. Как и в любой рекламе, в телевизионной слова играют существенную роль. Однако образ, который отложится в памяти клиента, куда важнее. Слова должны лишь усиливать впечатление от него.
Если, не видя зрительного ряда, вы хорошо понимаете, о чем говорится в телеролике только по звуку, вы имеете дело с плохим роликом. Этот ролик может быть прекрасным для радио, но он не использует полностью тех возможностей, которые дает телевидение - возможностей визуального воздействия .
Что такое хорошая концепция рекламы
Принципы написания текстов радиорекламы, о которой шла речь в главе 4, применимы и для телерекламы. Сконцентрируйтесь на одной идее. Подчеркивайте преимущества покупателей, а не характеристику товара. Обращайтесь непосредственно и лично к потребителю. Укрепляйте свою позицию. Старайтесь, чтобы ваш товар (услуга) ожил в воображении зрителя.
Реклама не должна быть очень сложной (перегруженной). В сущности, перегруженностью страдают очень многие ролики, особенно произведенные на периферийных студиях. Их авторы пытаются слишком многое и слишком о многом сказать за слишком короткое время - ив результате не говорят потребителю ничего. Совершенству присуща простота.
Вот один из наиболее результативных и вместе с тем простых роликов: сотни пушистых цыплят среди автомобильных шин (дело происходит на выставке). Съемка очень проста: хорошее освещение, камера не движется, изображение не микшируется и нет и каких-либо спецэффектов. Голос за кадром произносит: "Хор цыплят споет вам песенку о выставке-продаже шин" - и голоса сопрано (надо думать, цыплята) поют: "чип, чип, чип, чип, чип, чип" - а "чип" по английски - это "дешево" или "дешевый".
Вот и весь ролик. Очень простой. Очень запоминающийся. Очень результативный. Возможно, вы не жаждете сообщить клиентам, что ваше предприятие "чип", но не приходится спорить - для выставки-продажи шин реклама очень удачная.
Смотрите телевизор. Обращайте внимание на ролики крупных фирм и на рекламу мелких предприятий. Анализируйте их, спрашивайте себя: "Что мне нравится? Что может принести плоды в моем случае? Что привлекает в этой идее?".
Неважно, что именно рекламируют по телевизору: жвачку или луноходы. Ищите нетрадиционные подходы, оригинальные сюжеты, своеобразную и доходчивую подачу информации. Обращайте внимание на информацию, которая будет интересна клиентам с вашего целевого рынка. Затем займитесь подробностями. Подсчитайте, сколько слов в ролике, в каком темпе они произносятся, как звучит голос диктора. Сколько в рекламе сцен? Как используется цвет? Каков фон? Как смотрятся актеры и почему? Запоминается ли музыка? Подчеркивает ли она ритм текста? И, наконец, задайте себе вопрос: что из этого я мог бы использовать в своей деятельности, учтя при этом размер своего рекламного бюджета и позицию фирмы.
Сценарий телеролика
Для телеролика всегда нужен сценарий. Примерный образец сценария дается в таблице 10- в левой колонке - описание зрительных образов, а в правой - текст. Чтобы представить будущий ролик более наглядно, вы можете попросить сделать раскадров-ку. Раскадровка напоминает по виду комикс: отдельные сцены изображаются в уменьшенном масштабе в виде рисунков с подписями, таким образом перед вашим внутренним взором на экране воображаемого телевизора как бы пройдет весь ролик.
Если ролик готовит рекламное агентство, оно наверняка предоставит вам раскадровку, которая даст вам представление о динамике действия, наличии крупных или общих планов, мизансценах и т.д. Раскадровка дает возможность проверить, не слишком ли вольно интерпретируется ваша идея, а кроме того, помогает избежать досадных и зачастую дорогостоящих ошибок, поскольку клиент, поставщик и агентство приходят к общему мнению уже на предварительном этапе.
Раскадровка может стоить довольно дорого (попросите агентство навести для вас справки о ценах). Поэтому, если ваш бюджет невелик, воображение - буйно, а доверие к поставщику - безгранично, вы можете сократить эту статью расхода. В случае чего пенять будете на себя.
Съемки "вживую" или слайды
Еще один способ сэкономить деньги - использование слайдов или таблиц (диаграмм) вместо производства сюжетного мини-фильма, показывающего "живые" образы. Слайды или диаграммы, если их применить творчески, могут сложиться в привлекательный и милый ролик. Однако нужно позаботиться о высоком качестве съемок, чтобы ролик хорошо смотрелся на экране. Собственно, создание слайд-фильма - еще более трудная задача, чем создание фильма игрового. Вам предстоит: творчески распланировать съемку отдельных кадров -раз, оригинально разместить образы на экране-два, добиться, чтобы они вызывали не меньший интерес, чем игровые фильмы, - три. Существуют и определенные методики действия, которые помогут вам справиться с этой нелегкой работой.
Можно, к примеру, так скомпоновать слайды, чтобы чередовались крупные планы и снимки, сделанные издали, или менять образы в ритме музыки. Предпочтительны слайды, снятые в необычном ракурсе, раскрывающие интересную тему и меньше всего похожие на стандартные любительские снимки, сделанные по принципу:
"Улыбайтесь, сейчас вылетит птичка!"
Допустимо быстро менять кадры (один, два или даже три снимка в секунду) - так, чтобы у зрителя еле-еле хватало времени на уяснение того, что изображено на каждом слайде. Можно создать ощущение движения, передвигая камеру вдоль снимка, выполняя "наезд" на слайд, приближая или удаляя от него телекамеру.
Не страдая отсутствием изобретательности, можно сделать абсолютно захватывающую рекламу, пользуясь одним-единственным слайдом. К примеру, диктор в течение целых 30 секунд с таким энтузиазмом расписывает прелести предстоящей распродажи, что, кажется, Джоконда, которая, сложив, по обыкновению, руки, слушает его болтовню (крупный план) - вот-вот шире улыбнется и скажет: "Я обязательно приду", - и именно это держит зрителя в напряжении все 30 секунд.
Кому поручить производство ролика
У вас два варианта:
* местному ТВ;
* независимой фирме, специализирующейся на телерекламе.
Первый из них, вообще говоря, дешевле, а может быть и совсем бесплатным. Однако не забывайте о ценной поговорке: скупой платит дважды. Скорее всего, ТВ отнесется к вам как к еще одному из толпы бесчисленных клиентов. Маловероятно, чтобы вам уделили много времени, основательно обсудив концепции, помогли распланировать ролик, тщательно обставили съемки, продумали освещение (а оно в телерекламе играет решающую роль), подобрали нужных актеров и провели с ними репетиции, а во время монтажа умело убрали огрехи съемки... Да, все это маловероятно...
Мы рекомендуем обращаться в этом случае в независимые фирмы. Однако при этом советуем быть достаточно осторожными и даже подозрительными. Слова "независимый", "частный" и т.д. еще не гарантия качества и добросовестности. И даже добросовестность - еще не гарантия хорошей технической базы. А высокий уровень технической оснащенности еще не говорит об опыте. На одну действительно хорошую рекламную фирму приходится пять таких, которые могут похвастаться лишь благими намерениями и современной аппаратурой. И хвастаются. Если у вас не достанет ума отличить похвальбу от истины -последствия будут самыми плачевными. Для вас. А фирма приобретет столь необходимый ей опыт. Но вам от этого вряд ли станет радостнее на душе. Итак, в поисках подходящей рекламной фирмы стремитесь к идеалу, который в этом случае видится в сочетании трех черт: квалификация, техническая оснаенность, добросовестность. Несколько советов:
* не нужно отказываться от просмотра демонстрационной кассеты фирмы, представляющей уже произведенные ею рекламы. Обращайте внимание на сюжет, выразительность образов и цветопередачу, композицию сцен, качество освещения, общее ощущение от роликов. Нечеткость съемок, резкие тени, перечеркивающие лица, свидетельствуют о том, что профессионализма здесь нет и в помине и вам лучше направить стопы в другое место.
* убедитесь, что у фирмы есть опыт именно в той области, которая вас интересует. Если фирма специализируется на анимации, она может не справиться с игровым роликом и т.д.
* удостоверьтесь, что аппаратура фирмы хорошего качества. Для производства ролика недостаточно видеокамеры VHS, используемой в быту.
* с другой стороны, остерегайтесь фирм, которые больше говорят о своей технической базе, чем о том, что они могут для вас сделать. "Пунктик" на почве аппаратуры - признак недостатка таланта и (или) пренебрежения к вашим проблемам.
* соберите как можно больше информации о том, сколько стоят услуги фирмы и что включает эта сумма. Ставки рекламных фирм могут быть очень разными. Одни определяют конкретную стоимость всех работ полностью, другие назначают цену за день съемок и затем за операции по обработке материала (монтаж и т.д.), а третьи требуют почасовую оплату. Будет хорошо, если вы сравните прейскуранты цен от нескольких фирм.
Видео или кинопленка?
Большая часть, рекламных роликов для небольших и средних фирм снимается на видеокамерах профессионального класса. Можно,Ы однако, снять ролик на кинопленку, а затем перевести изображение в видео (для, монтажа). Киноизображение несколько отличается от видеоизображения: оно качественнее, лучше передает цвета, и ролик кажется более дорогим. Так оно и есть в действительности. Фирмы, не имеющие значительного бюджета, часто работают исключительно с видео.
В то же время более богатые фирмы используют как кинопленку, так и видео. Если вы располагаете достаточными средствами, вы можете обратиться к кинопленке хотя бы только для того, чтобы получить тот труднообъяснимый оттенок, который она привнесет как в вашу рекламу, так и в вашу репутацию .
Подбор рекламных персонажей
Рекламные персонажи - это дикторы, читающие текст (за кадром или в кадре), и актеры, играющие в кадре. Все, что говорилось в главе 11 о подборе дикторов для радио, сохраняет свою актуальность и для телевидения, но плюс к этому вам придется еще оценить " кино-геничность" того или иного человека.
Для работы в ролике вы можете привлечь актеров, моделей из местного лома моды, персонал телестудии и т.д. - вам помогут советы рекламного агентства и знакомых бизнесменов.
Прежде чем будет заключен контракт, желательно просмотреть предыдущие ролики данного актера или диктора. Можно также провести небольшую пробу, для чего в принципе достаточно домашней видеокамеры. Будьте осторожны в стремлении самому сняться в рекламе или "запустить" в ролик членов своей семьи. Если это приносит хорошие результаты - прекрасно. Но будьте объективны. Не позвольте собственному самомнению отразиться на доходах. Прежде чем записать себя, жену, ребенка и собаку в кинозвезды, постарайтесь узнать, что по этому поводу думают другие
Глава 13
Почтовой рекламой называют рассылку по почте брошюр, писем, каталогов, открыток и т.д., которые должны склонить клиента к немедленной покупке товара (услуги) или же к обращению за дополнительной информацией. Принципы эффективной почтовой рекламы те же что и для разработки газетных объявлений с купо нами и предложениями о немедленной покупке. Эти же правила используют и в новейшей форме рекламы -рассылке материалов по факсу (в сущности, это та же почтовая реклама, но вместо обычной почты используют средства электронной связи). Во всех этих случаях вы не только стараетесь вызвать интерес к своему товару или услуге, но и продать его. Почтовая реклама очень эффективно справляется с этой задачей. Такого типа действия называются рекламой с медленным ответом.
Принципы почтовой рекламы можно использовать и при раздаче рекламных материалов на распродажах, показах, выставках и т.д. Этим вы добьетесь, что они будут воздействовать на клиентов даже тогда, когда вы не видите их и не имеете возможности поговорить с ними. Брошюра станет вашим полномочным представителем.
1. КТО МОЖЕТ ПРИБЕГАТЬ К ПОЧТОВОЙ РЕКЛАМЕ
Почтовая реклама - орудие предпринимателей, которые хотели бы донести свои предложения до определенного круга потребителей. Это хороший выход для тех, чей товар (услугу) невозможно описать за 30 секунд (типичная продолжительность радио- и телеролика). Этим способом могут пользоваться как фирмы, имеющие офисы и магазины, так и те, кому некуда пригласить клиентов.
Почтовая реклама может быть обращена к деловым женщинам и бизнесменам. Она подходит для тех, кого не страшит перспектива вложения в нее довольно большой суммы денег, имеющей целью вызвать массовую реакцию клиентов.
Достоинства почтовой рекламы:
* позволяет донести как информацию до клиентов на другом полушарии, так и ограничиться вашим 1 городом;
* дает возможность выбрать адресатов;
* можно точно оценить результативность кампании по числу обратившихся после нее клиентов;
* покупки по почтовым рекламным проспектам становятся все более популярными;
* несмотря на довольно высокую стоимость производства и рассылки рекламных материалов по почте, количество вызванных почтовой рекламой заказов оправдывает расходы;
* когда клиентам посылаются "срочные" сообщения, почтовая реклама способна значительно увеличить обороты;
* купоны, разосланные по почте, гораздо эффективнее купонов,помещаемых в прессе.
Недостатки почтовой рекламы:
* высокая стоимость производства и рассылки рекламы может существенно подорвать бюджет небольшой фирмы;
* малым предприятиям трудно организовывать рассылку тестовой рекламы - а только тесты могут дать представление об эффективности рекламы;
* обилие брошюр в почтовом ящике может раздражать их получателей. Прямое следствие - увеличивается число людей, которые, заботясь об окружающей среде, протестуют против расхода такого количества , бумаги на рекламу;
если вы не изучили досконально свой целевой рынок, большой процент разосланных брошюр пропадет напрасно.
2. СТОИМОСТЬ ПОЧТОВОЙ РЕКЛАМЫ
Она может быть различной и зависит от вида (каталоги, брошюры, открытки) рекламы и почтовых расценок. Типичный рекламный почтовый пакет содержит двухцветную брошюру, вложенную страничку с предложениями, конвертом с обратным адресом и купоном и рассылается наиболее вероятным потенциальным клиентам (от нескольких сотен до нескольких тысяч). Но чтобы разослать пакеты, нужно иметь адреса.
3. НАЧНИТЕ С АДРЕСОВ
Адреса клиентов - то, на чем базируется почтовая реклама; Список адресов позволит вам решить, что и как предлагать клиентам. По адресам вы сможете также с определенной долей вероятности определить, какой будет реакция на вашу рекламу. Различают три типа адресных списков. Первый тип: составляется список клиентов, уже совершавших покупки в вашем магазине или обращавшихся за информацией. Ценность такого списка, безусловно, велика - вы знаете, что все, кто в него внесен, интересуются вашим товаром хотят его купить. Однако часто такой список слишком короток. Когда хотят провести широкую кампанию по рассылке, или расширить область деятельности, или обрести новых клиентов то покупают или арендуют список адресов. Где и у кого? У фирм, близких по профилю , но не конкурентов и в специализированных агентствах почтовой рекламы. В некоторых случаях Вам помогут в местной торгово-промышленной палате.
Следует заметить, что в странах СНГ практика составления списков практически не развита, в от время как на Западе настолько широко распостранена, что по оценкам специалистов в ближайшем будущем позволит направлять почтовую рекламу только тем, кому она интересна, т.е. избежать появления "почтового мусора" и кстати, тем самым улучшить экологическую обстановку. Вы можете получить список адресов в виде компьютерной дискеты или распечатки. Фирмы, специализирующиеся на почтовой рекламе, часто просто берут на себя как подбор необходимых вам адресов, так и рассылку почтовых отправлений. Когда кто-то из адресатов отзывается на вашу рекламу, его адрес переносится в Ваш список клиентов и в будущем его можно использовать в очередных рекламных кампаниях.
Вы можете получить (арендовать или купить) два вида списков: компилятивные и респондентские.
Компилятивные списки
Это списки, созданные по каким-либо различным и отчасти случайным поводам: выборки из телефонных справочников, членские списки организаций, обществ и т.д., а также составленные на основании анкет специализированных агентств. Как уже говорилось, принципы создания таких списков могут быть весьма причудливы. Например, налоговое управление может составить список фирм-нарушителей, а затем этот список попадет в торговую фирму. Вряд ли этот список принесет ей заметную пользу. А вот заполучить список фирм, зарегистрированных в вашем районе органами власти, - действительно удача. Однако все компилятивные списки имеют крупный недостаток - для того, чтобы попасть в них, физические лица и фирмы не прилагают никаких усилий. Более того, они часто даже не знают об этом.
Стоимость списков очень разная. За одну фамилию придется отдать от нескольких центов до нескольких сот долларов. Впрочем, эти цены актуальны для Запада. Как уже говорилось, на просторах СНГ развитие почтовой рекламы - дело будущего.
Списки респондентов
Эти списки включают людей, уже ответивших однажды на почтовую рекламу. На западном рынке, где система списков широко развита, такие списки ценятся больше, чем компилятивные, поскольку люди, перечисленные в них, составляют особую, более "податливую" к рекламе аудиторию.
4. ПРИНЦИПЫ ПОЧТОВОЙ РЕКЛАМЫ
Прежде чем заняться разработкой пакета почтовой рекламы и подбором его составляющих, обратите внимание на приведенные ниже "железные" принципы почтовых рекламных кампаний.
Подчеркивайте пользу для покупателей
Этот принцип важен в почтовой рекламе больше, чем в какой-либо другой. Заголовок вашей брошюры (объявления, листка-вкладыша) должен настолько ярко и впечатляюще представлять основное полезное качество товара, чтобы клиент захотел во что бы то ни стало и как можно быстрее купить его. Помните, что, возможно, это ваш единственный случай поговорить с клиентом.
Повторите свое предложение несколько раз
Повторите свое предложение, чтобы быть уверенным, что оно не останется незамеченным. В типичном рекламном почтовом пакете предложение повторяют трижды: в рекламной брошюре, в купоне-заказе и в листке-вкладыше. В принципе, информацию, необходимую для того, чтобы сделать заказ, нужно помещать в каждом элементе пакета. В этом случае, даже если клиент потеряет купон, он все равно сможет заказать интересующую его вещь.
Используйте премии и скидки
Старайтесь, чтобы человек, заинтересовавшийся вашим предложением, сразу стал вашим клиентом. Для этого пользуйтесь системой премий и скидок. Фразы: "Сделайте заказ на печь СВЧ в течение ближайших 30 дней, и вы бесплатно получите в дополнение к ней книгу "Микроволновая кухня" или "До 15 сентября клиентам представляется 15% скидка" - действует почти магически.
Дайте гарантии
Поскольку люди опасаются покупать товар, которого они не видели, причем у продавца, которого тоже не знают, успокойте их, дав определенные гарантии, например:
"Если вы останетесь недовольны, мы вернем вам стоимость товара" или "Гарантируется высокое качество работ в течение трех лет".
Решающее слово - за автором текста
Для разработки почтовой рекламы нужно нанять опытного автора. Художник-дизайнер должен понимать, что в этом случае автор может изменить его замыслы. В почтовой рекламе иллюстрация играет подчиненную роль и служит лишь одной цели - она должна притянуть внимание читателя к вашему предложению.
Опытный автор текста как из теории, так и из практики будет знать, как расположить фотографию, когда пользоваться цветом, как разместить основной текст, какой величины его сделать, какие шрифты наиболее привлекательны для тех или иных категорий потребителей. (Кстати, далее об этих вопросах говорится подробнее.)
Не избегайте объемного основного текста
Как вы думаете, следует ли в рекламных кампаниях руководствоваться правилами логики?
Логика подсказываете не усердствуйте слишком! Логика подсказывает: если вы хотите что-то продать, не навязывайтесь покупателю. Логика подсказывает: получив толстый пакет, человек вряд ли прочтет все до конца.
Все эти подсказки логики верны. Мало кто прочтет до конца длинный, основательный текст - но те немногие, кто это сделает, скорее всего захотят сделать заказ.
Объемный основной текст служит в рекламе достижению двух целей:
* позволяет читателю глубже вникнуть в суть текста;
* помогает приблизить продажу, давая заинтересовавшемуся читателю больше информации о вашем продукте.
Не пишите слишком трудным языком
Если вы намереваетесь рассылать материалы широкому кругу читателей, пишите так, чтобы вас хорошо понял человек с начальным образованием. Даже в предложениях направляемым высокообразованным менеджерам, степень трудности языка не должна превосходить уровня средней школы. Не заставляйте людей перенапрягаться, читая ваш текст, - в противном случае они просто отбросят брошюру.
Дайте клиентам несколько возможностей среагировать на предложение
Если возможно, предоставьте потенциальным клиентам возможность заказать товар по телефону и письмом. Это гораздо - удобнее - и, значит, заказов будет больше. Если вы рассылаете материалы предприятия, предусмотрите возможность оформления заказов по факсу. Это удобно для клиентов, и приближает момент, когда вы получите заказ. Обе стороны в выигрыше.
5. КАК ПОДОБРАТЬ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОСЫЛОЧНОЙ РЕКЛАМЫ
И так, вы уже решили, кому пошлете рекламу и в чем будет состоять ваше предложение. Самое время определить, как будет выглядеть ваш почтовый рекламный пакет.
Рекламным пакетом может называться что угодно, начиная от обычной открытки и заканчивая бандеролью с видеокассетой или образцом товара. Каким будет ваш пакет, зависит от нескольких факторов:
* величины вашего бюджета;
* степени сложности информации, которую вы хотите передать;
* позиции вашей фирмы;
* предполагаемого времени, которое ваши клиенты потратят на изучение материалов.
Типичный пакет состоит из: конверта, в котором вы посылаете материалы, письма с предложением, купона-заказа и конверта с обратным адресом. Но если ваш пакет содержит другие элементы, к нему применимы все те же принципы.
Конверт, в котором вы посылаете материалы
Конверт - возможно, наиважнейший элемент вашего пакета. Если клиент не вскроет его, то уже не имеет ни малейшего значения, что вы положите вовнутрь. Поэтому постарайтесь, чтобы конверт был как можно более привлекателен для читателя. На этот счет существуют проверенные правила. Цвет и размеры конверта не должны указывать на то, что его отправили в рамках массовой рассылочной кампании.
Менее всего пригоден простой белый конверт. Лучшие результаты дают цветные конверты нетипичных размеров или же напоминающие по форме приглашения. Привлекают внимание и конверты, похожие на официальные повестки, телеграммы и т.д., то такого рода трюки часто вызывают недовольство клиентов.
Выберите подходящий ярлычок
Поскольку в странах СНГ почтовая реклама - редкая экзотика, то практически все, что абоненты выуживают из почтовых ящиков, прочитывается с большим любопытством и интересом. Однако для стран Запада характерно отношение к почтовой рекламе как к мусору, место которого - в мусорной корзине. Вероятно, с развитием рекламы такое явление будет повсеместным и у нас. В связи с этим важное значение приобретает подбор ярлычка или штемпеля на конверте. Он должен, по возможности, маскировать массовый характер рассылки.
Пишите на конвертах фразы-"приманки"
Если вы рассылаете материалы потребителям из точно очерченного рынка, можете поместить на конверте "приманку":
" Что делать, если курс рубля упадет?" или "Хотите сохранить моложавый вид до ста лет?" и т.д. Можно даже вынести на конверт информацию об основном преимуществе, которое вы предлагаете клиентам.
В то же время, если рассылка идет на большую аудиторию, то "ловушка" должна быть более "универсальной", т.е. сформулированной более обще.
Письмо-вкладка с предложением
Если нужно выбрать: посылать только рекламную брошюру или только письмо с предложением - пошлите письмо. Письмо -это уже личный контакт с адресатом. Тесты показали, что письмо как таковое гораздо эффективнее брошюры ( разумеется, вместе оба эти элемента оказывают на адресатов еще большее влияние).
По большому счету, рекламное письмо с предложением должно быть как можно более личным и максимально наполненным аргументами в пользу вашего товара. Вот несколько рекомендаций о том, как писать рекламные письма:
Обращайтесь лично к адресату
Письмо - форма личного общения. Это не анонимка. Оно должно быть подписано вами (или руководителем отдела маркетинга, сбыта, продажи и т.д.). Кто бы ни подписался под письмом, оно послание от человека к человеку. О себе говорите в письме "я", а не "мы", а к адресату обращайтесь так, как обратились бы к хорошему авторитетному другу.
После обращения поместите в письме дополнительный заголовок
Он служит для того же, для чего и заголовок в рекламной брошюре: объявляет об основном преимуществе и старается возбудить интерес читателя.
К примеру: "Сколько можно жить с лысиной?" или "Вклад под х % годовых? Это реально!" или "Не думали ли вы о том, как купить машину, не заплатив ни копейки наличными?"
Обращение к клиенту (заголовок письма) должно быть как можно более личным
"Уважаемый..." Что вы поместите после слова "уважаемый", весьма существенно. Если вы печатаете письма на машинке или в типографии, вам придется воспользоваться каким-либо стандартным обращением. Но даже в такой ситуации вы можете придумать что-то более оригинальное и индивидуальное, чем "уважаемый гражданин" или "уважаемая госпожа". Можно, к примеру, написать: "Уважаемый коллекционер марок!" или "Уважаемый обладатель "Жигулей")"
Еще лучше, если вы можете обратиться к адресату по имени ("Уважаемый Андрей!" или "Уважаемый Андрей Васильевич!"). Имена помещаются из списка адресатов при помощи специальной компьютерной программы. Шрифт обращения должен быть идентичен шрифту, которым написано все письмо.
Экономьте: пользуйтесь печатной машинкой или работайте на компьютере.
Не отдавайте письмо в типографию. Пусть ваш помощник напечатает письма на машинке или на компьютере, хорошо читающимся шрифтом.
Подчеркивания и восклицательные знаки вполне уместны
Иногда по почте приходит реклама, в которой некоторые фразы подчеркнуты (как бы от руки), отдельные слова обведены, на полях кто-то "птичками" пометил ключевую информацию или добавил комментарии - тоже как бы от руки.
Эти приемы эффективно привлекают внимание к тексту. Однако они затрудняют и удорожают печатание - письмо приходится печатать как минимум двумя красками (одной - текст, второй - пометки). Хорошо, если пометки будут написаны тем же "почерком", что и подпись автора листа. Письмо выглядит немного пестро, подействует, неплохо. Такой прием неуместен лишь тогда, когда вы знаете наверняка, что вашим клиентам по душе более сдержанный и благородный стиль.
Всегда приписывайте в конце письма PS
Постскриптум должен обязательно присутствовать в рекламном письме. Это - один из самых читаемых элементов в рекламном пакете. И это идеальное место, где вы можете вкратце еще раз повторить свое предложение и преимущество для клиента. Например: "P.S. Закажите до 31 октября книгу "Все о рекламе", и в качестве приложения вы бесплатно получите книгу "Рекламный бизнес сегодня". Это справочное издание, содержащее адреса и телефоны всех рекламных агентов Беларуси, несомненно, поможет вам в работе - поэтому оформите заказ сегодня!"
Рекламная брошюра
Брошюра в почтовой рекламе - самостоятельное средство воздействия на потребителей. Из брошюры клиент должен почерпнуть всю информацию, необходимую для того, чтобы должным образом отреагировать на ваше предложение. Брошюры, оставшиеся после рассылки. можно использовать на выставках и распродажах.
Объем брошюры не регламентируется. Стиль - любой, от классического до фантазийного. По желанию - в цвете или черно-белая (в большинстве случаев их воздействие одинаково). Прежде всего, рекламная брошюра должна быть динамичной и убедительной. Разрабатывая текст и дизайн брошюры, руководствуйтесь рекомендациями глав 4 и 5, особенно будьте внимательны к выбору шрифтов. Что еще нужно сделать, чтобы увеличить эффективность воздействия брошюры?
Часть заголовка и иллюстрацию разместите за сгибом брошюры (на тыльной стороне обложки)
Это один из приемов, который заставляет читателя развернуть издание. Брошюру следует сложить таким образом, чтобы нельзя было, не развернув ее, ни прочесть заголовок, ни рассмотреть иллюстрацию. Можно использовать и заголовок-ловушку. К примеру, на обложке вы пишете: "Кое-кто из жильцов вашей квартиры не платит ни за свет, ни за газ!" - а на обороте помещаете фотографию неприглядной крысы и текст, рекламирующий услуги по дератизации.
Подписывайте фотографии
Фотографии и иллюстрации в брошюре должны быть подписаны. Поскольку они притягивают взгляд, вы упустите немалый шанс, если не используете их для аргументирования своих предложений.
Подпись под иллюстрацией в брошюре, предназначенной для почтовой рекламы, - это далеко не то же самое, что подпись под фото в газете или журнале. Она вовсе не должна описывать то, что изображено на снимке. Подпись должна быть тематически связана с иллюстрацией, но не обязательно очень тесно. Зато в ней следует отразить преимущество, которое вы предлагаете клиентам. Представьте: на обложке рекламной брошюры туристической фирмы - пальмы на фоне плавящегося закатного солнца над океаном. Подпись под фотографией гласит: "Погрузите ноги в золотой песок и, попивая джин с тоникам, забудьте обо всем. Таити - один из пяти прекрасных островов, которые вы можете увидеть во время нашего элитного тура по южным морям".
Еще один результативный прием - размещение фрагментов текста вокруг снимка (так называемое обтекание). Нужно только проследить, чтобы не слишком затруднялось чтение самого текста.
Размещайте текст так. чтобы он притягивал взгляд читателя
o Если заголовок или подзаголовок занимает две строки, то вторая должка быть намного короче. Такое размещение естественно и ненавязчиво направляет взгляд читателя к находящемуся ниже основному тексту. Если же вторая строка окажется длиннее первой, она направит взгляд читателя в сторону - чего вы, разумеется, не можете допустить.
o Выделяйте начало абзацев или отделяйте абзацы друг от друга.
o Избегайте цветной печати в основном тексте и в подписях, особенно блеклого, ненасыщенного и слишком яркого, режущего глаз цвета. Он мешает читать текст.
Однако заголовки и подзаголовки можно смело делать цветными .
Важен не столько текст. сколько размещение материала. Именно оно продает ваш товар
Брошюра может представлять собой в несколько раз сложенный лист бумаги, а может быть многостраничной, вы должны больше думать о размещении материала, чем о самом материале. Если брошюра складывается, разместите фотографии и колонки текста именно на сгибах. Не беда, что изображение немного пострадает - для вас важны не отдельные элементы сами по себе, а общий их вид, целостность, от которой зависит продвижение товара.
Такая техника размещения, подчеркнем еще раз, способствует удержанию внимания читателя. Натуральное стремление дизайнера - использовать фотографии и страницы как естественные разграничители текста.
Так же воспринимает их и читатель. Однако вы, как руководитель проекта, не должны забывать о том, что каждый разграничитель - это еще и барьер. Барьер дает повод не читать дальше. Размещая текст и иллюстрации на сгибах, вы разрушаете барьеры и поощряете читателя ознакомиться со всем материалом.
Если брошюра сшита, то такой прием - размещение текста на двух страницах - не может быть использован, поскольку строки трудно выровнять. В этом случае можно разместить на двух страницах заголовок или цветную полосу, стрелку и т.д. -элемент, который объединит две страницы.
Будьте осторожны с цветным фоном
Некоторые дизайнеры очень любят использовать под самыми существенными фрагментами текста цветной фон для выделения важной информации. В сущности же цветовые пятна не достигают своей цели. Уменьшение контрастности между текстом и фоном лишь затрудняет чтение и мешает восприятию-информации. Цветной фон можно использовать для обозначения менее важных фрагментов текста (инструкций и т.д.). Таким образом, именно не выделяя цветом, вы подчеркнете главные элементы.
Рекламная брошюра должны быть напечатана на белой или очень светлой бумаге. Цветную печать используйте только там, где это необходимо. Важно, чтобы бумага была качественной. На матовой бумаге лучше воспринимается текст, а на блестящей (мелованной) - фотографии и рисунки.
Купон заказа
Посылая рекламу, вы должны дать клиентам возможность заказать товар либо по телефону, либо по почте. Для этого каждый пакет почтовой рекламы следует снабдить купоном заказа. Он может быть помещен в брошюре (что дешевле) или напечатан отдельно (что приносит лучшие результаты).
Даже если вам по каким-то причинам нужно, чтобы клиенты делали заказы только по телефону, напечатайте карточку с номером телефона и присоедините к пакету. Количество заказов возрастет.
Купон заказа должен содержать краткое изложение вашего предложения, полную информацию, касающуюся цены и способа посылки товара,ваш адрес(даже если купон будет послан в конверте). Ведь может случиться, что ваш потенциальный клиент потеряет все остальное из посылочного пакета, и тогда информацию он будет черпать только из купона.
Число заказов увеличится, если купон упакован в прозрачный целлофан или на нем помещена яркая (лучше красная) надпись "Да" или "Подпишись"'. Число заказов заметно растет и в том случае, если клиент должен оторвать от купона перфорированный талон, который и посылается в виде заказа -хотя причины этого непонятны. Купон можно также напечатать на цветной бумаге, это тоже дает определенные плоды.
Как и постскриптум в письме, купон является самым читаемым элементом рекламного пакета. Люди часто начинают именно с него и им же заканчивают. Поэтому постарайтесь, чтобы в купоне содержалась вся необходимая информация.
Если предполагается, что клиенты будут посылать ваш купон без конверта, следует напечатать его на достаточно плотной для такого путешествия бумаге. Купон должен легко отрываться от остальной части брошюры, письма. А размеры его должны быть такими, чтобы он легко помещался в обычном портмоне.
Если вы вкладываете в пакет конверт с обратным адресом, можно ограничиться написанием адреса и названия фирмы, а можно также разместить на нем информацию о товаре - "напечатать на обороте рекламный текст или вложить внутрь листовку (так, чтобы краешек выступал).
6. КРУПНОГАБАРИТНЫЕ ПОСЫЛКИ
По мере того как почтовая реклама набирала обороты, становилось ясно, что одолеть конкурентов можно, только если придумать что-то более оригинальное, чем простые рассылочные пакеты. Многие предприятия стали рассылать своим клиентам крупногабаритные рекламные посылки. Термином "крупногабаритные рекламные посылки" обозначаются отправления , в которые, кроме печатной продукции, входят и другие предметы, а также посылки с печатной продукцией, превышающие по размерам стандартные письма.
В некоторых случаях рекламные материалы отправляются не на бумаге, а на аудио- или видеокассете. Иногда клиентам посылаются рекламные сувениры (англ. advertising specialty), или предметы, не связанные напрямую с вашим предложением, но тем не менее подчеркивающими какой-либо ваш аргумент. Пользуясь таким предметом, клиент, возможно, помянет вас добрым словом. Популярные сувениры - канцелярские товары с атрибутикой вашей фирмы (бумага, блокноты, календарь и т.д.).
7.СЛЕДИТЕ ЗА РЕАКЦИЕЙ КЛИЕНТОВ НА ВАШУ ПОЧТОВУЮ РЕКЛАМУ
В любом учебнике по рекламе вы найдете утверждение, что главное в рекламе - тестирование реакции потребителей. Вы должны следить за тем, какие плоды приносит ваша рекламная кампания. Небольшие изменения в форме конверта, заголовка, дизайна могут привести к значительному увеличению или уменьшению числа заказов. Но ни в одном учебнике вы не найдете советов, как вести исследования, располагая бюджетом небольшого предприятия.
Для того, чтобы провести тест, поступают следующим образом: печатают два варианта посылочных пакетов, отличающихся только одним элементом (заголовок, основной текст и т.д.) и рассылают его небольшим (от 1000 до 5000 человек) группам потребителей, сравнивают результаты, затем повторяют процесс для "выигравшего соревнование" элемента и нового варианта. Если у вас есть время и достаточно средств, горячо рекомендуем - проведите такие тесты.
При небольшом бюджете можно обойтись "домашними" средствами тестирования. Регистрируйте каждый приходящий заказ. Если вы пользовались несколькими списками адресов, например, списком респондентов и покупным компилятивным списком, поместите на купонах соответствующие коды, чтобы отличать приходящие заказы. Позвоните нескольким клиентам из числа тех, кто не оформил заказы, и спросите, почему они не воспользовались вашим предложением.
По результатам тестирования скорректируйте рассылаемый пакет и снова собирайте результаты. Собственно, нельзя говорить однозначно, что такой-то вариант лучше такого-то: на результаты рекламной кампании оказывает влияние пора года, погода, уровень инфляции и т.д., но определенное представление о качестве пакетов это вам даст.
8. КОЛИЧЕСТВО ЗАКАЗОВ - ЧЕГО ОЖИДАТЬ?
Ни один эксперт не в состоянии предсказать, сколько заказов придет по результатам конкретной кампании, если только предварительно не было проведено тщательное тестирование. Количество заказов зависит от слишком многих переменных факторов. Однако имеются определенные статистические данные, о которых нужно помнить.
Многие фирмы, пользующиеся почтовой рекламой, получают от 0,3% до 0,5% от всех разосланных пакетов заказов. Казалось бы, это очень маленькие цифры. Но они позволяют фирмам жить и даже развиваться. Не спешите поэтому отказываться от почтовой рекламы. Подумайте, сколько заказов вы получите после теле- или радиорекламы? Наверное намного меньше. Не забывайте также, что величины в 0,3% и 0,5% дают массовые рассылки, а после рассылок, проводимых в более
узком кругу, можно получить гораздо лучшие результаты: до 2-5%. Некоторые очень известные западные фирмы, реклама которых находится на очень высоком уровне, считают кампанию неудачной, если она дает менее 7% заказов.