<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Калибровка Мета-сообщений.
 Мета-сообщение - хороший способ получения обратной связи.
 Мы много говорили об обратной связи, о калибровке и получении сигналов от других людей. Давайте сейчас немного потренируемся. Расшифровка мета-сообщений - прекрасный способ тренировки. Она позволяет выразить словами невербальную часть обратной связи, и таким образом вывести ее на осознание.
 Давайте сейчас сделаем другие группы по 5-6 человек. Один из вас будет Водящим и его задача угадать, какое мета-сообщение посылает каждый член микрогруппы. Делать мы это будем так - Водящий выходит за дверь, а все остальные выбирают по мета-сообщению и настраиваются на него. Только не надо выбирать что-то очень сложное - у вас нет задачи запутать водящего, а только дать ему возможность потренироваться. Например, вы можете выбрать:
 * Это мне нравится.
 * Это мне не нравится.
 * Это интересно.
 * Мне скучно.
 * Мне все равно.
 * Желательно, чтобы члены группы вслух проговаривали то мета-сообщение, которое они собираются показать.
 Водящий входит, подходит к группе и может либо поговорить со всеми или с кем-то в отдельности, либо просто посмотреть на всех со стороны и пробует угадать, у кого какое мета-сообщение, и предположительное намерение. Это можно делать несколько раз, только в пределах разумного. На каждого человека по 5 минут.
 Постарайтесь откалибровать не только мета-сообщение, но и возможное намерение человека.
 При чем Водящему не требуется угадать дословно, а скорее общую идею, общее направление.
 ??20 мин.
 Обсуждение.
 ??10 мин.
 Пройденная информация.
 1. Темы, которые прошли.
 * Работа с залом - запись на доску.
 ??10 мин.
 2. Мозговой штурм.
 * Каждой группе по большому листу и набору маркеров.
 В группах по 6-8 человек. Попробуйте организовать все эти темы.
 ??20 мин.
 3. Обсуждение.
 ??10 мин.
 3 канала и 4 репрезентативные системы.
 Давайте немного кратко пройдемся по тем вещам, о которых вы уже знаете и плавно перейдем к новому. Итак:
 NLP - это способ думать.
 Для строительства зданий обычно используются кирпичи, цемент, дерево, железо. Но при помощи этих четырех вещей можно построить громадное количество зданий. Но все они будут ограничиваться возможностями этих четырех вещей. Так вот, тем что можно построить занимаются архитекторы, а как назвать тех, кто занимается строительным материалом и самим строительством? Строители, материаловеды? Вот НЛП занимается не тем, что строить, а КАК и из ЧЕГО.
 Моделирование, как способ восприятия мира.
 То, чем занимается НЛП называется моделированием. Эта концепция предполагает, что философские, религиозные, психотерапевтические, физические, политические, экономические, мистические и т.д. способы описания не являются абсолютными, а представляют собой модели - различные возможные способы восприятия этого сложного мира. Это связано как с тем, что мы воспринимаем этот мир не напрямую, а через органы чувств, так и с ограниченностью нашего сознания.
 Я надеюсь что вы уже поняли, что с моей субъективной точки зрения абсолютно объективного мнения не существует. Именно поэтому, все что здесь написано - сплошное вранье. Но если вы на какое-то время, просто для интереса, разрешите себе считать этот взгляд приемлемым для себя, то вы сможете обнаружить, что это дает вполне определенные возможности.
 Есть модели, описания, которые могут мне в чем то помочь и привести к какой-то цели. Если они могут это сделать, то модель считается эффективной в данном контексте. Впрочем, как если у вас что-то не получается, просто считается что для данной ситуации модель не подходит.
 Сознание ограничено.
 Я не буду особенно распространяться по поводу непрямого восприятия, а скажу несколько слов по поводу ограничения сознания. В свое время психологи и нейрофизиологи, после того как им надоело мучать крыс, смогли в серии опытов определить что в сознание помещается 7 ( 2 единицы информации. Поэтому, если мелки вещи еще туда влазят достаточно легко в своем обычном виде, то с более крупными приходится возиться и искажать, обобщать и исключать. Вообще говоря, мир достаточно крупная вещь, если не сказать необъятная, и в сознание он целиком просто не помещается. Приходится совершать с ним определенные действия, в результате чего и появляются модели: философские, религиозные, семейные и т.п.
 Карта - личная модель мира каждого человека.
 Как вы уже догадались, у каждого человека есть своя личная модель мира. В этой модели находится все, что человеку известно, а также способ отношения к этим вещам. Вот такая личная модель называется картой. И на этой карте обозначено что важно, а что не важно, что правильно, что не правильно, что он хочет в этой жизни, а чего не хочет.
 Карты можно менять.
 Но мне бы хотелось предостеречь вас от представления о том, что карта это нечто застывшее и закрепленное раз и навсегда. Меняется мир, меняется его восприятие вами, меняются ваши карты.
 Гибкость - способность легко изменять собственную карту.
 Некоторые люди с большим трудом могут что-то поменять в своем представлении, другие же могут легко приспособиться к изменениям в окружающем мире, изменить свою карту. Вот такая способность называется гибкостью. Гибкость не предполагает, что у вас "меняется мнение во время спора", она предполагает, что обнаружив, что ваша модель мира неэффективна, вы способны ее изменить. А не согнуть тридцать гвоздей при попытке повесить картину на железобетонную стену.
 Сознание фильтрует поступающую информацию.
 
 Но вернемся к ограниченности сознания. Так как сознание не способно обработать все, что может воспринять человек, оно начинает просеивать и отделять то, что для него важно, от того что оно считает не важным. Это же, как вы помните, определяется картой. Вы уже занаете, например, такой фильтр восприятия, как Врата Сортировки.
 Один из фильтров - каналы восприятия.
 
 У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. В НЛП используют следующие обозначения:
 1. Визуальная (В). То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
 2. Аудиальная (А). То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
 3. Кинестетическая (К) (От "кинес" - "тело" по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус. Иногда хорошо поделить Кинестетику на 3 части: тактильные - ощущения кожи; внутренние - мышечные, ощущение в желудке, тепло; мета-ощущения - оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и пр.Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
 Обычно человек более ориентируется на один из каналов.
 Но самое забавное состоит в том, что человек как бы выбирает один канал, предпочитая его всем остальным. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.
 Представление слова.
 Слова, которые мы произносим - это просто набор звуков, при помощи которого мы обозначаем некие куски своего опыта. Если я скажу "кошка", то кто-то увидит большого белого кота, кто-то услышит мяуканье или мурчанье, а кто-то почувствует, как он гладит маленькую пушистую кошечку. А кто-то и увидит, и услышит, и почувствует. Чтобы немного разобраться, какие слова для кого что обозначают, давайте немного поиграем.
 Объединитесь в группы по 5-6 человек. Один из вас будет Ведущим. Он называет какое-нибудь слово, а все остальные, по очереди, говорят о том, как это слово представлено в их внутреннем опыте.
 * Только просьба, сначала называйте предметы (лес, береза, кровать, собака), а понятия (вера, надежда, любовь) ближе к концу.
 - Мотоцикл.
 - Я вижу цветную фотографию большого черного мотоцикла.
 - А для меня это, в первую очередь, звук мотора.
 - А я чувствую себя сидящим на мотоцикле, вижу дорогу по которой еду и слышу свист ветра в ушах.
 После того, как закончится круг, Ведущим становится сидящий слева от него и игра повторяется сначала.
 * Естественно запрещается слова повторять.
 ??15 минут.
 Дополни описание.
 Давайте еще немного поиграем. Для начала просто послушайте.
 - Эта комната светлая, просторная. И стены покрашены в такой милый цвет, что кажется что она еще больше. И хотя стулья черные, они хорошо смотрятся на общем фоне.
 - Да, но здесь достаточно шумно. И акустика не очень. Звук как бы глохнет. Кажется, что говоришь громко, а на самом деле почти никому не слышно.
 - Ну и чего. Зато здесь тепло, и стулья мягкие. И даже зимой не дует, а дышать легко. А то иногда в других местах такие сквозняки бывают, так дует по ногам, что аж мурашки по коже - хочется подобрать ноги, свернуться в комочек и угреться.
 - Все это конечно правильно. Но хочу обратить ваше внимание на то, что территория расположена достаточно далеко от метро, и на мой взгляд оплате несколько завышена по отношению к тому, с каким качеством и в каком количестве здесь дается информация.
 Это 4 разных способа описать одну и ту же комнату. Про три вы уже поняли. Это - В, А и К. А вот четвертый тип описания связан с так называемой Дигитальной репрезентативной системой - внутренним диалогом.
 * Репрезентация - буквально "повторное воспроизведение". Репрезентативная система - механизм при помощи которого человек обращается к собственному внутреннему опыту. Считается, что репрезентативных систем 4-ре:
 1. Визуальная (В);
 2. Аудиальная или Аудиально-тональная (А или Ат);
 3. Кинестетическая (К);
 4. Дигитальная или Аудиально-дигитальная (Ад );
 Этот способ представления опыта появился исключительно благодаря языку и коренным образом отличается от всех остальных. Но об этом мы поговорим немного позже, а теперь задание.
 Объединитесь в группы по 4 человека. Первый человек рассказывает о некой картинке, о некоем образе - это может быть картинка леса, квартиры или моря. И говорит он только о том, что видит. Второй - тот, который сидит слева от него - продолжает его рассказ, но уже говорит о том, что слышно. Третий соответственно о том, что там можно почувствовать. А вот четвертый говорит скорее по поводу, высказывая свое отношение и оценку. По несколько предложений каждый, потом меняетесь ролями - просто начинает тот, кто в предыдущем упражнении был вторым. И так пока все не побывают во всех 4-х ролях.
 ??15 минут.
 Типы людей.
 Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал. Обозначается он Ад. Если В, А и К - аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад - дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.
 У людей есть одно замечательное свойство: если человек предпочитает одну репрезентативную систему остальным (а большинство так и делает) это накладывает на него вполне определенные ограничения. Для того, чтобы понять, к чему это приводит давайте сделаем так. Вы сейчас займетесь анализом и творчеством. Идею я вам подал. Но могу дать еще одну подсказку. Если человек в данный конкретный момент находится в каком либо канале, то он проявляет большинство свойств данного типа людей. А Вам нужно попробовать определить, чем конкретно отличаются Визуалы, Аудиалы, Кинестетики и Дигиталы друг от друга. Попробуйте найти отличия по таким пунктам:
 1. поза;
 2. голос;
 3. дыхание;
 4. движения;
 5. речь;
 6. характерные особенности;
 От вас не требуется невозможного. Просто попробуйте пофантазировать и поразмышлять о том, что такое мир для человека, который более предпочитает видеть, чем слышать или чувствовать, или разговаривать с собой, чем ощущать и представлять. Попробуйте это испытать на себе, довести до крайности - возможно так вам будет проще.
 Но только помните, что если человек Визуал, то это не означает, что он ничего не слышит и не чувствует. Просто видеть он любит больше всего остального.
 И самое главное - разрешите себе ошибаться!
 Разрешите себе немного вольностей.
 ??15 минут.
 Обсуждение.
 Итак, что вы получили? Давайте последовательно по группам, у кого что.
 * После обсуждения желательно выдать таблицу различий между типами людей (из приложения) и прокомментировать ее.
 * При этом следует особенно обратить внимание на слова относящиеся к каждому каналу:
 Визуальные Аудиальные Кинестетические Неопределенные ярко;
 ясно;
 резкость;
 четкость;
 синий;
 цветной;
 радужный;
 искристый;
 смотреть;
 приглядывать
 осмотреться;
 белесый; громко;
 тихо;
 ритмично;
 мелодия;
 слушать;
 разговор;
 беседовать;
 хрипло;
 бас;
 рычать;
 визжать;
 стон; чувствовать;
 двигаться;
 тепло;
 мокро;
 ощущение;
 боль;
 ныть;
 подрагивать;
 прохладно;
 резь;
 действовать;
 напряжение; уют;
 важно;
 определенность
 посредственно;
 возможность;
 приятно;
 странность;
 вероятно;
 осознание;
 понять;
 удивиться;
 настроение; А теперь несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:
 Визуалы - 35%;
 Кинестетики - 35%;
 Аудиалы - 5%;
 Дигиталы - 25%;
 А, например, для США это выглядит немного иначе:
 Визуалы - 45%;
 Кинестетики - 45%;
 Аудиалы - 5%;
 Дигиталы -5%;
 Если говорить о культуре, то можно сказать что в России и США визуально-кинестетические культуры. А вот в Англии аудиально-визуальная культура. В то же время почти все древние культуры были кинестетическими - вспомните хотя бы древнеиндийские или персидские рисунки.
 При этом учтите что у людей разных типов свой стиль одежды, свои компании, свои разговоры и своя работа. Например, среди чиновников весьма большой процент дигиталов и аудиалов, впрочем как и среди военных.
 Но при этом надо помнить, что вообще говоря, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь.
 ??15 минут.
 Винни-Пух и все-все-все...
 * Желательно просмотр отрывков из мультфильмов про Винни-Пуха, наиболее четко демонстрирующих данные примеры.
 Моя жена Лида как то подметила, что хорошей демонстрацией данных типов может служить восхитительные мультфильмы серии "Винни-пух" (наши, а не Диснеевские).
  Винни-Пух, естественно, Киенестетик - плотный, двигающийся, озабоченный, что бы поесть. Жестикулирует в нижней части туловища, эмоциональный, дома бардак, голос низкий, постоянно почесывается...
 "Пух почувствовал что должен немедленно преподнести бедному ослику какой-нибудь подарок. Он побежал к себе домой, возле дверей дома он наткнулся на Пятачка, пытающегося достать до кнопки звонка.
 * Здравствуй, Вини.
 * Привет, Пятачок. Ты что тут делаешь?
 * Хочу позвонить. Я шел мимо...
 * Давай помогу. А ну отойди. Плохие новости, Пятачок: у Ослика Иа хвост пропал. (Звонит) Что-то не открывают. (Стучит) Да что они там, заснули что ли?
 * Пух, ведь это же твой дом!
 * А, верно. Ну тогда войдем."
 Кролик, скорее, Визуал (очками это особенно подчеркивается) - тощий, ходит и сидит прямо, жестикуляция выше головы, дома все красиво расставлено. Голос, кстати, достаточно высокий.
 * Что значит "я"? "Я" бывают разные!
 * "Я" - значит я, Винни-Пух.
 * Ты в этом уверен? * Ну конечно!
 Кролик наклонился к самому носу медвежонка, и прищурил свои близорукие глаза.
 * Действительно, Винни-Пух...
  Сова более походит на Аудиала - особенно это заметно по большому желанию поговорить по любому поводу и проверке орфографии на слух (помните, как она надписывала горшок). Жестикуляция на среднем уровне, пытается передать максимум информации голосом. Вот, к примеру, диалог Винни-Пуха с Совой по поводу поздравительной надписи на горшочке из-под меда:
 * Я хотел... чтобы ты написала на нем: "Поздравляю. Пух".
 * И это все?!!
 * А что еще?
 * Надо написать так: "Поздравляю с днем рожденья! Желаю счастья в личной жизни!"
 * Здорово! Так и напиши. Только прибавь еще: "Пух".
 На роль Дигитала явно претендует Ослик Иа - завязший в рассуждениях, понурый, говорящий очень обще и на отвлеченные темы с самим собой:
 - Ну вот, я так и думал. С этой стороны ничуть не лучше. А все почему и по какой причине? И какой из этого следует вывод? К какому типу принадлежит Пятачок, определить не удалось - и мы постановили считать его полимодальщиком, то есть хорошо ориентирующемся во всех каналах сразу.
 
 Демонстратор.
 * Колода карт.
 Объединитесь в группы по 6-7 человек. На каждую микрогруппу раздаются 7-8 карт. Все члены группы их разбирают по одной. А потом все по очереди показывают различные типы людей, в зависимости от того, какая кому карта досталась. Ваша задача - максимально наглядно показать признаки данного типа людей. Это можно даже сделать несколько гротескно, но обязательно ярко, чтобы всем было понятно "кто есть кто".
 * При этом обязательно должны присутствовать невербальные признаки типа, а не только слова.
 Небольшая рекомендация. Максимально войдите в образ и доведите его до крайности. Попробуйте максимально выразить это состояние, этот способ восприятия мира. А остальные члены группы угадывают, кого им показывают. Наиболее удачные демонстрации провожаются бурными аплодисментами.
 * Карты могут обозначать следующее:
 * бубни - В;
 * черви - А;
 * пики - Ад;
 * крести - К;
 * Но это, как вы понимаете, на вкус ведущего.
 ??20 минут.
 Домашнее задание.
 1. "Стать кинестетиком".
 Попробуйте сделать так: один день вы обращаете максимум внимания на звуки, вас окружающие, в другой день на ваши ощущения, в третий на то, что вы видите, в четвертый - на смысл и числа. Только выбирайте день, когда вам это не повредит: максимально прочувствовать все свои переживания по поводу выволочки у начальника, возможно, не самое приятное занятие.
 Если не можете посвятить этому целый день, займите полдня, час. Только, если наметили какое-то время, то все его целиком и отрабатывайте.
 И самое главное. Попробуйте увидеть, услышать, почувствовать и понять ту гармонию и поэзию, которая скрыта в этом мире. Настройтесь на то, что вы ищете что-то волшебное и попадаете в немного другой мир. А ведь это действительно так, если вы попробуете расширить ваше восприятие, то вы обнаружите множество ранее не замечавшихся вами вещей. Представьте, что вы первый раз попали сюда, взгляните на все новыми глазами, найдите гармонию. Ведь гораздо интересней жить в поэтическом мире, чем в мире сером, монотонном и безвкусном. И помните, что каждый находит в этом мире то, что ищет.
 Попробуйте на целый день стать Аудиалом. Старайтесь как можно больше слышать, обращать внимание на мельчайшие различия звучания, на самые незаметные шорохи и стуки. И вы вдруг обнаружите, что мир заполнен огромным количеством самых разнообразных звуков, на большинство из которых вы до этого совершенно не обращали внимания. Просто целый день прислушивайтесь, слушайте, пытайтесь расслышать как можно лучше. Погрузитесь в волшебный мир звуков, воспринимайте этот мир через звуки, которые он издает, станьте сплошным слухом.
 И возможно, вы научитесь слышать тончайшие изменения голоса вашего собеседника и поймете, насколько они важны, как много они говорят о другом человеке, о его внутреннем мире, о его гармонии и мелодии. Ведь каждый человек обладает своей собственной мелодией, своим собственным звучанием. А его голос - это музыка, которая вышла наружу. И слыша эту мелодию, вы можете подыграть ей и сделать так, чтобы другой человек звучал с вами в унисон.
 А на следующий день вы можете стать Кинестетиком. Ощущение воздуха, одежды, запахи, оттенки вкуса, расслабление или напряжение мышц - вот на что вы обращаете внимание. Настройтесь на ваше тело - это очень сложный датчик, из каждой его клеточки идет своё ощущение. Настройтесь на эти мельчайшие изменения. Почувствуйте этот мир: холодный он или теплый, какой у него запах, шероховатый он или гладкий, напряженный или расслабленный. А может, он вибрирует или колышется. А как он движется...
 Потрогайте кожу другого человека. Она может быть шелковистой и сухой, гладкой и немного шершавой. Каждый человек ощущается совершенно по-другому. Он чувствуется по-другому. А если вы попробуете встать на его место и ощутить то, что у него внутри - его эмоции, чувства, переживания. Ведь это так интересно - на время стать другим, чувствовать мир как другой - возможно, это основа понимания.
 На третий день вы можете стать Визуалом и увидеть громадное разнообразие форм, оттенков цвета, яркости, резкости. Мельчайшие детали и оттенки. Вы - это зрение. Вы только глядите, наблюдаете, смотрите, рассматриваете, приглядываетесь и окидываете взором. Весь мир - это только набор зрительных образов...
 А что вы видите в других людях? Насколько гармонично они сложены и одеты? Подходят ли им эти цвета? А мельчайшие изменения цвета кожи, выражения лица, движения или напряжение мышц - они сообщают намного больше, чем слова. Слова могут лгать, а тело говорит правду. Просто надо это заметить, увидеть все то, что вам хочет сказать тело другого человека. Это громадный, обычно практически неосознаваемый способ общения. Он передает больше, чем все остальные, вместе взятые. Просто заметьте это...
 На четвертый день вы можете попробовать стать Дигиталом. Подумайте, насколько это великолепно - холодный прагматичный ум, отсутствие лишних эмоций. Вы способны заниматься тем, для чего требуется четкая рассудительность и конструктивный подход. Вам доступны чистая логика и отвлеченные понятия. Это именно то состояние, когда вы способны в наибольшей степени понять глубинный смысл и великолепие словесных формул и умозаключений.
 Ведь это совершенно восхитительно - понимать мир через его законы и правила, приводить хаос к единому знаменателю. Определить мир при помощи самых метких слов, осознать гармонию чисел. Понять многие философские школы до конца можно только в этом состоянии. Иной способ восприятия, отрешенный, очищенный, самоуглубленный...
 Что вам понравилось больше всего - только видеть, слышать, чувствовать или размышлять?
 Надеюсь, что вы понимаете, это только тренировка, настройка. Хороший способ обучения - разбить на части и осваивать по кусочкам. После этого кусочки надо сложить в единое целое, чтобы из отдельных элементов мозаики появилась картина.
 2. Во время общения откалибруйте ваших собеседников: не менее 3 человек. Помните, что калибровка может быть как пассивной (вы просто наблюдаете) так и активной - вы что-то делаете и наблюдаете за реакцией.
 3. Напишите 4 "сочинения" (все на одну тему) - например, "Объяснительная по поводу опоздания на работу" или "Как я провел лето" - соответственно, для Визуала, Аудиала, Кинестетика и Дигитала.
 Заключительная медитация.
 ??5 минут.
 
 6-е занятие. Перекрывание реальностей.
 Настроечная медитация.
 ??5 минут.
 Общий круг.
 ??15 мин.
 Что ты за тип?
 Вспомнить слова.
 При работе с залом. Вспомнить слова, относящиеся к В, А, К и Н.
 ??10 минут.
 Упражнение.
 Объединитесь в группы по 4 человека. Один из вас будет Выступающим, а остальные - Калибровщиками.
 Выступающий будет рассказывать о чем-то (о чем угодно), а 1-й Калибровщик будет записывать за ним В слова, 2-й - К, и 3-й - А.
 После рассказа подсчитывается количество слов, употребленных в каждом из каналов (повторения тоже засчитваются): В - 15, К - 7, А - 1.
 Соответственно, есть прямая зависимость от количества употребляемых слов и предпочитаемым каналом.
 ??20 минут.
 Обсуждение.
 ??5 минут.
 Подстройка под канал.
 В группах по 3 человека: Клиент, Гипнотизер и Режиссер.
 Режиссер из-за спины Гипнотизера, так чтобы он не мог увидеть их даже боковым зрением, показывает карточки (В, А, К, Ад), Клиент входит в этот канал, а Гипнотизер должен подстроиться.
 Режиссер оценивает ситуацию со стороны и меняет карточки не раньше, чем Гипнотизер адекватно отреагирует на поведение Клиента. Если же Гипнотизер реагирует неправильно, карточка все равно через какое-то время меняется, но к "проблемному" каналу стоит возвращаться почаще.
 * Обратите внимание на то, что "вход канал" должен происходить на всех уровнях: голос, слова, движения, поза и т.д. При чем акцент должен быть на невербалике.
 * Порекомендуйте избегать гротескных изображений типа людей, слишком явных фраз: - Я посмотрел и увидел ярко-синее небо!
 ??20 минут.
 Перекрывание реальностей.
 * Сначала проводится демонстрация.
 Сегодня мы познакомимся со способом наведения транса под названием "Перекрывание Реальностей". При работе с этим способом наведения вы сможете еще потренироваться в своем умении работы с каналами восприятия. Идея этого способа наведения состоит вот в чем. Если в обычном состоянии сознания человек в одном канале, то в трансе будет что-то другое. И ваша задача просто плавно перевести из одной реальности в другую. Но здесь главное не разрушить подстройку и все сделать очень плавно и аккуратно.
 
 [Академия Знакомств [Soblaznenie.Ru] - это практические тренинги знакомства и соблазнения в реальных условиях - от первого взгляда до гармоничных отношений. Это спецоборудование для поднятия уверенности, инструктажа и коррекции в "горячем режиме". Это индивидуальный подход и работа до положительного результата!]
 1. Основной канал.
 Задайте своему партнеру вопрос:
 - Опиши пожалуйста то место, которое тебе нравится.
 - Это берег моря. Встает солнце, видно очень далеко, море голубое и спокойное. Кругом желтый песок, серые камни. А вдали скалы в дымке.
 Здесь явно визуальный канал. И вы просто начинаете развивать картину.
 2. Подстройка.
 * Представь себе этот берег моря. Ты стоишь и можешь оглянуться по сторонам. Вдали ты можешь разглядеть скалы в дымке, песок под ногами желтый, неровный. И ты можешь пройтись по нему, поглядывая по сторонам.
 Это все подстройка. Вы просто возвращаете ему сказанную им же самим информацию и начинаете ее развивать, следя на сколько хорошо вы к нему подстроены.
 3. Перекрывание реальностей.
 Если вы уверены, что подстроены хорошо, то вы делаете следующий шаг.
 - И ты можешь посмотреть на море и услышать, как волны накатываются на песок.
 И здесь вы делаете собственно перекрывание реальностей. Если есть море, то обычно есть волны, хотя бы и мелкие. И естественно они издают звук. Вот здесь вы и совершаете переход от визуальной системы в аудиальную. Можно было перевести и в кинестетику:
 - И ты можешь посмотреть на море, взглянуть на песок под ногами и почувствовать, как ты наступаешь на него.
 На этом этапе старайтесь употреблять максимально общие слова. Это потом, когда вы начнете вести вы можете конкретизировать. А пока пусть человек сам решает, что конкретно он слышит или чувствует. Ваша задача просто направить, задать область поиска.
 Это немного напоминает 5-4-3-2-1, только там вы работали с переживаниями, которые происходят с человеком в данный момент, а здесь - с переживаниями, которые могли бы происходить в его внутреннем опыте.
 4. Развитие транса.
 После этого вы уже можете его вести, конкретизируя и переводя из системы в систему, но проверяя при этом невербальные признаки транса. То есть вы следите, насколько хорошо вы его ведете, принимает ли он предложенную вами реальность.
 5. Использование.
 Использовать можно самыми различными способами, но сейчас я предложу более творческий подход.
 - Ты идешь по берегу по тропе, чувствуешь на лице сырость воздуха и ощущаешь запах гниющих водорослей, и сейчас на тропе тебе встретится предмет. Это что-то очень важное, что поможет тебе решить давно волнующую тебя проблему. Возможно это будет некий символ, некая метафора, а может тебе повезет, и ты найдешь конкретное решение. Просто когда ты наконец встретишь его и поймешь, что это именно то, что тебе нужно, дай мне какой-нибудь знак - кивни головой или подними большой палец, чтобы я был уверен, что ты нашел то, что тебе необходимо. После этого ты сможешь вернуться сюда.
 Предложите вашему партнеру пофантазировать и самостоятельно выбрать, с чем и как ему работать. Пусть он поищет некую метафору, некий намек на решение собственной проблемы.
 Только обязательно сделайте связку между нахождением необходимого предмета и сигналом. При желании его можно продержать в этом состоянии достаточно долго, пока он хоть что-то не найдет. Если же вы видите. что поиск слишком затянулся, можно слегка сманипулировать, и вернуть его уверяя, что сигнал был послан, но он это не отследил. Так как его возвращение связано с нахождением "чего-то", то он это что-то обязательно найдет.
 6. Возвращение.
 - А теперь пришла пора вернутся. Ты можешь взять с собой этот предмет, и то знание, понимание которое он тебе дает. Возьми это сюда, в эту комнату, в свою жизнь.
 Чтобы человек не оставил это решение там, в его внутренней неосознанной реальности, можно предложить взять это "понимание" с собой сюда, чтобы он мог им пользоваться и в этой жизни.
 7. Комментарий.
 После всего этого вы можете попросить вашего партнера рассказать о том, что он пережил, и особенно о том, что он понял. Чтобы он проговорил и вывел это на осознание.
 * Если Клиент утверждает, что он ничего пока не понял, можно предложить ему фразу типа:
 * - Но это понимание может прийти не сразу. Просто в какой-то момент ты осознаешь. зачем тебе это было нужно.
 Домашнее задание.
 1. Во время разговора отмечайте предикаты, употребленные собеседником и считайте их количество (в зависимости от канала): Вася В-15, А-3, К-24; Петя В-4, А-12, К-3. Не менее 7 человек.
 2. Подстраивайтесь под собеседника "по каналу". Обратите внимание на то, чтобы подстройка происходила по всем уровням: поза, голос, речь, движения... Не менее 3 человек.
 3. Попробуйте в процессе обычного разговора перевести собеседника из канала в канал и отследите реакцию. 1 раз.
 
 Заключительная медитация.
 ??5 минут.
 
 7-е занятие. Экология общения.
 Настроечная медитация.
 ??5 минут.
 Общий круг.
 ??15 мин.
 Таблица перевода.
 А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы подумали о следующем. Одну и ту же мысль можно выразить разными словами. И для разных типов людей это будет звучать по разному. Дигитал сможет сказать "интересный человек", визуал - "яркая личность", кинестетик - "чувственная натура", а аудиал - "громкое имя". Давайте сейчас немного займемся переводом с языка на язык - ведь у каждого типа людей свой стиль общения, одежды, темы разговоров и соответственно язык. А вам как хорошим Гипнотизерам положено быть прекрасными переводчиками.
 1. Перевод слов.
 Объединитесь в микрогруппы по 5-6 человек. И попробуйте составить словарь перевода с "языка на язык" основных терминов (слов и выражений). У вас должно быть соответствие 4 типов - Визуальные, Аудиальные, Кинестетические и Нейтральные. И учтите, что жесткого соответствия нет, но есть определенные нюансы и оттенки.
 ??20 минут.
 2. Обсуждение.
 * Разбор результатов с составлением приблизительной таблицы переводов.
 В А К Неопределенные увидеть главное услышать основное уловить суть понять смысл упустить из виду не услышать пропустить проигнорировать некрасивый неблагозвучный неприятный плохой яркая личность громкое имя сильная личность известный человек посмотрим обговорим прикинем обдумаем тусклый однозвучный вялый обычный осматриваться прислушиваться заострить внимание быть внимательным показать рассказать продемонстрировать объяснить просмотреть прослушать прочувствовать осознать красиво выглядит хорошо звучит гладко выходит все правильно ??15 минут.
 3. Тренировка.
 Сядьте в другие микрогруппы по 5 человек. Игра такая. Один называет нейтральное слово, следующий по кругу - визуальный аналог, следующий - аудиальный и последний - кинестетический. Потом опять идет новое нейтральное слово и все повторяется по кругу.
 * То есть это задание на практическую отработку предыдущего упражнения.
 ??10 минут.
 Переводчики.
 Объединитесь в группы по 4 человека. Роли распределяются так: 2 Иностранца, Переводчик, Наблюдатель. А история такая.
 Встречаются два Иностранца, они говорят как бы на одном языке, но один из них предпочитает один канал, а другой - другой. И получается, что они друг друга не понимают. Но тут на радость им появляется знающий НЛП Переводчик. Он помогает им в меру сил и возможностей, переводит с языка одного типа на другой. И делает это не только вербально, но и помогает себе телом, интонациями, дыханием. То есть сохраняет подстройку как под говорящего, так и под слушающего. Наблюдатель наблюдает, следит за временем и может в случае замешательства помочь переводчику. А самое главное - пытается найти альтернативный перевод.
 Учтите, что иностранцы друг друга действительно не понимают. Они реагируют только на то, что им говорит Переводчик. Это ему дополнительная обратная связь на то, насколько точно он переводит. Свой тип Иностранцы выбирают из соображений того, какой канал максимально ему незнаком. И, естественно, желательно чтобы вы попробовали максимально разнообразные пары в своей микрогруппе.

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу