<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
  Л.Л. ЛЮБИМОВ
 Введение в экономическую
 теорию
  В 2-х книгах
  Книга 2
  Рекомендовано Министерством
 образования Российской Федерации в качестве учебника
 для студентов педагогических университетов.
  ИЗДАТЕЛЬСТВО ВИТА-ПРЕСС МОСКВА 1999
 
  УДК 373.167.1:330
  ББК65.01я721.6
  Л 93
 
  ФЕДЕРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА КНИГОИЗДАНИЯ РОССИИ
  Любимов Л.Л.
  Л 93 Введение в экономическую теорию: Учебник для студентов пед. Университов / Гос. унив. Высшая школа экономики. - В 2-х книгах. Кн. 2. - М.: Бита-Пресс, 1999. - 368 с.: ил. - ISBN 5-7755-0137-3 (кн. 2); ISBN 5-7755-0138-1
  Учебник служит введением в систему категорий современной экономической науки, дает представление о методах анализа экономических процессов.
  Содержит обширный иллюстративный материал
  Каждый раздел учебника сопровождается обобщенными формулировками, закрепляющими прочитанное.
  УДК 373.167.1:330
  ББК65.01я721.6
  ISBN 5-7755-0137-3 (кн.2)
  ISBN 5-7755-0138-1
  (c) Комиссия Европейского Союза, 1999
  (c) Художественное оформление.
  ООО Издательство "Вига-Пресс", 1999 Все права защищены
 
  Данный учебник входит в серию учебников, подготовленных в рамках Проекта Тасис "Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах", реализованного Государственным университетом - Высшей школой экономики (ГУ-ВШЭ) и Фондом экономических исследований Университета "Эразмус", Роттердам (SEOR/EUR) и в 1994-1998 годах.
 ТЕМА 15.
 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ
 Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
 * причины несостоятельности рынка как регулятора предложения ряда благ;
 * как недостатки рыночного регулирования могут быть исправлены в результате действий правительства;
 * различия между позитивным и нормативным анализом экономического поведения государства;
 * сущность проблемы общественного выбора;
 * различия между частными и общественными благами;
 * решение проблемы "безбилетника";
 * причины существования и совершенствования экономических функций государства;
 * что такое правило большинства, кто такой рациональный невежественный избиратель;
 * почему мы голосуем за перераспределение дохода и богатства;
 * в чем состоит теорема Эрроу;
 * что такое политическое равновесие;
 * в чем заключаются причины несостоятельности государственного сектора;
 * что такое основные налоговые системы, концепции налогового равенства, избыточное бремя;
 * в чем заключается принцип второго наилучшего.
  Вопрос об экономической роли государства, т. е. роли властей различных уровней, является одним из старейших в экономической науке. Назревший и выдвинутый еще в начале XVIII в., затем образно сформулированный А. Смитом ("государство - ночной сторож") принцип невмешательства государства в экономику вплоть до 30-х гг. XX столетия разделялся практически всеми странами и экономическими школами, исключая, конечно, Россию, ставшую тоталитарным государством после 1917 г.
  Этот принцип, получивший французское обозначение laissez-faire ("оставьте нас в покое"), и сегодня имеет некоторое число сторонников. И все-таки абсолютно подавляющей теоретической точкой зрения и практикой стала концепция совмещения рыночного регулирования и государственного вмешательства в экономику. Но, во-первых, серьезно нигде не идет речь о совмещении рыночной и централизованной плановой командной экономики. Во-вторых, степень вмешательства властей (пропорции "смешанной" экономики) не имеет каких-либо универсальных значений. Сколько стран - столько пропорций сочетания свободного рыночного регулирования и государственного вмешательства.
  Свободные рынки через систему цен, прибылей и убытков координируют поведение тех, кто принимает экономические решения.
  Вследствие того, что они отвечают на сигналы, отражающие реальные рыночные условия, их решения координируются без участия какого-либо сознательного вмешательства. На свободных рынках относительные цены отражают относительные затраты. Поэтому производители и потребители используют ограниченные ресурсы в соответствии с эффективностью распределения. Ценовая система рынка обладает способностью создавать силы, преодолевающие не равновесие.
  Когда мы говорим о несостоятельности рынка, мы вовсе не имеем в виду в первую очередь, что рыночная система не обеспечивает эффективности распределения ресурсов общества. Речь идет о том, что рыночная система плохо служит другим (отличным от эффективности распределения ресурсов) социальным целям - таким, как желаемое распределение совокупного дохода, охрана природы, обеспечение населения общественными благами.
  § 83. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, НЕ ДОСТИГАЕМЫЕ УСИЛИЯМИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
  Есть несколько создаваемых рыночной системой причин, которые могут вести к неэффективности. Первая из них - монополия, которая осуществляет производство, если цена превышает предельные затраты, что ведет к неэффективной. Мы знаем, что есть разные причины возникновения монополий, но ясно также и то, что регулировать их деятельность в нужном для общества направлении рынок не может. Это функция властей, государства.
  Вторая причина - наличие внешних факторов (экстерналий), т. е. затрат или выгод от операций, когда действия того (или нескольких) субъектов влияют на положение того, никак не связанного с первым. Внешние факторы, или экстерналии, могут быть отрицательными и положительными, что зависит от характера указанного влияния (отрицательного или положительного). Если химические заводы в г. N загрязняют Оку и Волгу на многие сотни километров вниз по течению, то это, конечно, отрицательный внешний фактор для жителей, живущих по берегам этих рек. Концепция внешних факторов позволяет рассматривать соотношение частных и социальных (общественных) затрат. Различие между ними ведет к несостоятельности рынка. Частные затраты измеряют наилучшее альтернативное использование ресурсов, доступных частному субъекту. Общественные затраты включают частные, а также вызванные наилучшим использованием всех ресурсов, доступных обществу в целом.
 
  Рис. 15-1
  В этом случае в общественные затраты входят затраты, навязанные заводами г. N жителям на берегах Оки и Волги.
  На рис. 15-1 показано, что конкурентная фирма будет выпускать продукцию, если частные предельные затраты равны рыночной цене. Но в таком случае (как и в случае с заводами г. N) каждая единица этой продукции создает "внешние", или экстернальные, затраты, которые равны расстоянию между кривой частных предельных затрат (МСр) и кривой общественных предельных затрат (МСs).
  Максимизируя прибыль, эта фирма выберет объем производства Q0 где ее МСр = Р. А если учесть полные общественные затраты, то объем производства должен при той же цене составить Q1 (либо придется увеличить Р до Р1). Для каждой единицы продукции между Q0 и Q1 затраты для всех членов общества превышают стоимость, полученную потребителями и составляющую Р. Общественные затраты в интервале Q0 - Q1, превышают частную выручку, что и составляет неэффективность распределения ресурсов. Другими словами, заводы г. N производят слишком много продукции и по слишком низкой цене.
  Этот же вывод относится и к положительным внешним факторам. Рекордные темпы роста Японии в 60-70-е гг., Сингапура, Тайваня, Южной Кореи в 70-80-е гг. во многом связаны с тем, что эти страны, пользуясь незащищенностью интеллектуальной собственности, бесплатно внедряли и применяли чужие технологии, в основном американские. Но в данном случае это означало, что американцы производили слишком мало и по слишком высокой цене. То есть если бы американцы допроизвели и продали то, что фактически у них было изъято бесплатно, объем их продукции был бы больше, а цены ниже.
  В обоих случаях возникает очевидная проблема с низкой эффективностью распределения ресурсов. Продолжение деятельности, создающей внешний фактор, сопровождается созданием предельного ущерба - дополнительного ущерба, возникающего в результате повышения уровня создающей внешний фактор деятельности на одну единицу. Если производство товара А загрязняет атмосферу, предельный ущерб составляет дополнительные затраты, которые навязываются жителям данной местности благодаря дополнительному загрязнению воздуха, возникающему вследствие увеличения производства на одну единицу (в течение времени t).
  Еще один, третий источник несостоятельности рынка - его неспособность обеспечить население общественными благами - товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление. Общественные блага радикально отличаются от частных благ, успешно обеспечиваемых рынком, во-первых, тем, что они не конкурируют в потреблении, во-вторых, тем, что никто не может быть исключен из процесса потребления этих благ. Это относится к оборонным услугам, школьному Образованию, созданию и применению законов и т.д.
  Рынок не может обеспечить все эти блага вследствие так называемой проблемы "безбилетника", являющейся одним из открытий теории игр. Суть ее сводится к тому, что, имея свободный выбор в решении платить или не платить, потребитель, скорее всего, платить не будет. Следовательно, рынок не будет обеспечивать население такими благами. Поэтому государство должно аккумулировать через налоговую систему необходимые средства на производство или обеспечение общественных благ.
  Общественным благом может с известными оговорками считаться распределение и перераспределение совокупного дохода. Подавляющая часть россиян, вероятно, готова заплатить какую-то сумму через налоговую систему, чтобы полностью устранить нищету. Достижение такой цели принесет облегчение не только тем, кто нищенствует, но и всем членам общества, снизив общественные расходы, которые необходимо нести в связи с последствиями нищеты. Но для этого нужно, чтобы была преодолена проблема "безбилетника", т. е. нужно вмешательство властей.
  Мы уже знаем, что есть два типа общественных благ:
 1) неконкурирующие в потреблении и не исключаемые из потребления любого гражданина;
 2) неконкурирующие, но исключаемые из потребления части граждан (например, школьные завтраки).
  Когда исключение невозможно, то частное (рыночное) обеспечение общественными благами будет несостоятельным. Когда они не конкурируют в потреблении, предельные затраты обеспечения общественными благами равны нулю, а эффективность требует свободного доступа к ним. Рыночное (частное) обеспечение общественными благами возможно, но неэффективно.
  § 84. ТЕОРЕМА П. САМУЭЛЬСОНА
  Возможность исключения из потребления имеет принципиальное значение, основанное на микроэкономических принципах. Эффективная экономика - экономика, которая производит то, что нужно людям. Рыночный спрос на частное благо - просто сумма того, что домашние хозяйства решают приобрести. При одной цене эта сумма равна А. При более высокой цене она будет ниже А. То есть рыночный механизм заставляет людей определить эту сумму, а фирмы - произвести товаров на нее. Но данный механизм работает только потому, что возможно исключение из потребления.
  Теперь представим себе, что индивид 1, если бы благо обеспечивалось рынком, при цене А купил бы его X1, единиц, а индивид 2 хотел бы получить X1 единиц этого блага за цену 1/2 А. Но благо является общественным, т. е. не конкурирующим в потреблении. Это значит, что его одновременно получают все. Следовательно, количество блага будет строго определенным. Если на каждого будет произведено X1 единиц, то и индивид 1, и индивид 2 получают по X1. Но если их будет произведено по X2 на каждого при цене 1/2 А за единицу, то каждый получит по X2 единиц.
  Чтобы определить рыночный спрос на общественные блага, мы должны не суммировать количества, а прибавить сумму, которую индивиды готовы платить за каждый потенциальный уровень производства этих благ. Если индивид 1 готов платить А, а индивид 2 готов платить 1/2 А за единицу X1, то общество, состоящее только из этих двух индивидов, готово платить А + 1/2 А за единицу при объеме, равном X1. За X2 они готовы платить 1/2 А + 1/2 А = А.
  Для частных благ рыночный спрос - горизонтальная сумма индивидуальных кривых спроса, т. е. сумма различных количеств, которые потребляются индивидами. Для общественных благ рыночный спрос - вертикальная сумма индивидуальных кривых спроса (мы складываем индивидуальные суммы, которые индивиды хотят заплатить за каждый уровень производства блага).
  Выдающийся американский экономист П. Самуэльсон полагает, что, если мы знаем, сколько общество хочет заплатить за общественное благо, нужно лишь сравнить эту сумму с затратами на производство. Пока общество (индивид 1 + индивид 2) готово платить больше МС, данное общественное благо следует производить. Ресурсы, отнятые от производства других благ, будут использованы только в том объеме, при котором население хочет получить данное количество общественных благ и платить за них. Тогда общество получает, по мнению Самуэльсона, оптимальный уровень обеспечения общественных благ.
 
  Рис. 15-2
  Но для производства оптимального количества каждого из общественных благ власти должны иметь информацию об индивидуальных предпочтениях. Однако, поскольку исключаемость из потребления отсутствует, индивиды не выявляют своих предпочтений. Их выявляет только рынок. Это противоречие остается нерешенным.
  Другой причиной несостоятельности рынка является то, что рыночное регулирование способно реализовать настолько глубокую дифференциацию богатства, что возникающая при этом проблема бедности становится неприемлемой в целом для общества. Если вновь представить, что общество состоит из двух индивидов (1 и 2) и каждый пытается максимизировать полезность, то на рис. 15-2 представлены комбинации полезностей индивидов 1 и 2. Ось Х отражает полезность индивида 1, а ось У- индивида 2. Любая точка внутри ОАЕ является эффективной, так как полезность обоих индивидов может быть улучшена. Но общество в целом предпочитает вместо точки С точки на самой кривой АЕ. Однако любая конкретная точка на АЕ дает конкретное соотношение полезностей для разных индивидов. Точка D отдает предпочтение индивиду 1, а точка В - индивиду 2. Хотя все точки на АЕ эффективны и индивиды вместе предпочитают точку F точке А, но при этом любая точка на кривой АЕ не может быть равно желательной для 1 и 2. Рыночная система точно укажет лишь одну возможную точку на АЕ. Она будет зависеть от способностей того или иного индивида зарабатывать доход, от его наследственной факторной наделённости, умения, здоровья и т.д. Но рыночное решение всегда оставляет кого-то "за бортом". Что же делать с ними? Отдельный потребитель делает выбор на основе своей личной функции полезности, а общество делает выбор на основе социальной функции полезности, которая воплощает этику данного конкретного общества. Этот выбор различен для разных обществ, но все они учитывают проблему бедности и осуществляют программы помощи.
  Однако проблема бедности не так проста, как кажется. Бедность в Эфиопии и бедность в Швеции - далеко не одно и то же. Поэтому во многих странах с полным учетом их конкретных особенностей определяют официальную черту бедности - официально устанавливаемый уровень дохода, отличающий бедных от небедных. В США, например, этот уровень устанавливается в 3 раза выше официального минимального продовольственного бюджета. Вы сами можете сравнить официальные российские оценки такого бюджета (стоимость 19 продуктов) и минимальные уровни зарплаты и пенсии.
  Едва ли не главной функцией государства в XX в. стала функция социальной защиты населения. Все последние десятилетия эта функция укрепляется, обеспечивая все более эффективные технологии социальной поддержки населения, в том числе ветеранов, молодежи, многодетных семей и т. д.
  Наконец, еще одной причиной несостоятельности рынка и необходимости государственного вмешательства является циклический характер экономической динамики и необходимость макроэкономической стабилизации. Эта проблема подробнее освещается в темах о фискальной и денежно-кредитной политике.
  § 85. ОБЩЕСТВЕННЫЙ (СОЦИАЛЬНЫЙ) ВЫБОР
  Общество - это множество индивидов, каждый из которых имеет свой набор предпочтений. Определение того, что следует считать предпочтениями общества в целом, нужно рассматривать как проблему общественного выбора. Эта проблема прямо связана с существованием правительства (властей), которое тоже состоит из индивидов (политиков и чиновников), имеющих свои собственные цели и предпочтения. Чтобы понять цели и действия правительства, нам нужно сначала понять те стимулы, с которыми сталкиваются политики и чиновники, а также сложности агрегирования предпочтений граждан в предпочтения общества.
  Принятый во всех демократических странах способ агрегирования предпочтений связан с механизмом голосования. Если бы все избиратели были единодушны, то это, бесспорно, вело бы к эффективным решениям. К сожалению, единодушия иногда трудно добиться среди двух человек и почти невозможно среди шести, ибо предпочтения каждого различны. Поэтому распространенным механизмом принятия решений является правило большинства. Хотя и в этом вопросе есть скептические мнения, выразившиеся в известной теореме Эрроу*. В соответствии с этой теоремой, названной теоремой невероятности (невозможности), ни одна система агрегирования индивидуальных предпочтений в социальные (общественные) решения не создает адекватных непроизвольных результатов.
  Экономисты любят приводить один известный пример, связанный с правилом голосующего большинства. Допустим, что, столкнувшись с необходимостью принять решение о будущем факультета, ректор университета предложил трем проректорам проголосовать следующий набор решений:
 
 Рис. 15-3
 а) увеличить число студентов и нанять дополнительный персонал;
 б) сохранить существующее число сотрудников и студентов;
 в) сократить персонал и число студентов.
  Рис. 15-3 демонстрирует предпочтения этих трех проректоров. Проректор-1 (Пр.-1) выбирает стратегию роста. Он предает А в сравнении с Б и Б в сравнении с В. Проректор-2 (Пр.2) выбирает стабильность и предпочитает Б в сравнении с А и В. Только если стабильность разрушится, Пр.-2 выберет В. Проректор-3 (Пр.-3) выбирает радикальное изменении предпочитает В в сравнении с А и А в сравнении с Б. Таблица 15-1 суммирует результаты проректорского голосования. Как мы видим, после двух голосований А имеет предпочтение в сравнении с Б, а Б имеет предпочтение в сравнении с В. Вроде бы все идет правильно. Но вот после голосования третьего выбора оказывается, что Пр.-2 и Пр.-3 предпочитают B в сравнении с А. Теперь получается, что А побеждает Б, Б побеждает В, а В(!) побеждает А(?). Итог является абсолютно Парадоксальным.
  Таблица 15-1
 Голосование Пр.-1 Пр.-2 Пр.-3. Результат А против Б А Б А А выигрывает: А > Б Б против В Б Б В Б выигрывает: Б > В
  В против А А В В В выигрывает: В > А
 
  Полученный в данном примере порядок голосования показал один из вариантов неадекватности и описан в теореме Эрроу. Он иллюстрирует тот факт, что любая система агрегирования индивидуальных предпочтений ведет к неадекватности. Но он иллюстрирует также и важность того, в чьих руках находится установление правил процедуры, в том числе порядка голосования вопросов. Если бы сначала голосовали выбор А и выбор В, то результаты были бы иными. Изменение порядка обеспечивает фабрикацию оценок. Опытные политики знают истинную огромную цену правил процедур и регламентов, а также людей, которые проводят в жизнь эти правила. Это означает, что такие заявления многих политиков-демагогов, как "такая-то политика нужна народу" (выбор В вместо А?!), являются абсолютно бессмысленными. Подобные заявления основаны на сфабрикованных оценках.
  Пытаясь понять поведение властей, экономисты применяют теорию общественного выбора, которая анализирует, как принимаются решения в государственном секторе. Чтобы понять сущность общественного выбора, следует сравнить его с выбором в частном секторе. Оба сектора совпадают в том, что они: 1) мотивированы собственными интересами; 2) сталкиваются с необходимостью конкурентного выбора в связи с ограниченностью ресурсов; 3) действуют в условиях конкуренции (политические партии конкурируют в борьбе за власть, чиновники - за долю их ведомства в госбюджете).
  Но у обоих секторов есть существенное отличие: 1) большинство предоставляемых государством благ являются бесплатными для получателей; 2) оплата этих благ осуществляется через налоговую систему, обязывающую нас платить независимо от того, нравится нам это или нет; 3) выбор благ, предоставляемых государством, в демократических странах определяется в основном голосованием.
  В частном секторе каждый из нас голосует своими рублями за благо, которое нам нужно. В случае с общественными благами каждый избиратель выбирает не благо, а сначала партию. Покупая частное благо, мы получаем его сразу, а производитель делает именно то, что нам нужно. Но с общественными благами, которые предлагают разные партии, все не очень ясно. Например, вы голосуете за кандидата А, а выигрывает выборы кандидат Б. Кто теперь будет выражать ваши предпочтения?
  Функционирование политической жизни, как и функционирование рынка, имеет свои правила и своих игроков. Игроки включают избирателей, политиков и чиновников. В последние два десятилетия проведено немало экономических исследований поведения политиков и чиновников, мотивационных структур, в которых они действуют.
  Политики выполняют функции, схожие с функциями менеджеров фирм в частном секторе. Но в фирмах менеджер знает, что фирма разорится, если она будет производить то, что не нужно покупателю. Однако чиновник не мотивирован на такое поведение.
  Предприниматель или менеджер за неэффективную работу расплатится прибылью, благополучием, банкротством. Чиновнику в ГАИ это не грозит, его продукт (например, ежегодную отметку в техническом талоне) обязан получить каждый водитель, и водитель стоит к нему в очереди за этой отметкой и ждет любых форм недобросовестных услуг. Такие услуги не ведут к ухудшению карьеры или благосостояния этого капитана или лейтенанта (скорее наоборот). Если бюджетные ассигнования министерству Х предоставляются на основе сумм, выделявшихся год назад, то это министерство имеет стимул тратить больше и доказывать необходимость затрат, хотя эти затраты и неэффективны.
  Мотивации политиков несколько сложнее. На их поведение воздействует идеология, желание быть на "капитанском мостике". Но главное в их поведении - максимизация шансов быть переизбранными. Между политиками и избирателями стоят группы интересов. Они хорошо известны россиянам. Аккумулируя вокруг себя некоторую часть электората, это абсолютное меньшинство общества способно взять под контроль целые стороны деятельности правительства. Такие ситуации называют ситуациями с непредставительным правительством.
  Теперь несколько слов нужно сказать о главном игроке - избирателях. Решение избирателя состоит в выборе кандидата, за которого (и его программу) он проголосует. Для этого избирателю нужна информация о кандидате, которая не является бесплатным благом. Поведение избирателя в отношении такой информации определяется известным нам уже из первой темы принципом рационального поведения: избиратель будет искать информацию, пока выигрыш от его поисков станет превышать затраты на них. К сожалению, в этой сфере выигрыш быстро исчерпывается, а затраты растут. Поэтому (и это отчетливо видно по поведению российского избирателя), избиратель останавливает поиски информации и решает не голосовать вообще. Экономисты называют такого избирателя рациональным невежественным избирателем. Это явление - абсолютно неизбежное следствие функционирования представительной демократии как формы политической организации общества.
  Тем не менее, несмотря на все указанные особенности, процесс принятия решений на политической сцене осуществляется.
  Общественный выбор - процесс, в котором так или иначе индивидуальные предпочтения должны быть скомбинированы в коллективное решение. В демократическом обществе главный механизм общественного выбора - демократический избирательный. Если рынок демонстрирует объективное неравенство предельного продукта труда, предельного продукта других факторов, доходов и т.д., то избирательный механизм на поверхности воплощает равенство, поскольку действует принцип "один человек - один голос". Как бы ни действовал этот механизм, в конечном счете, калейдоскоп предпочтений будет сведен к единственному решению, главной особенностью которого будет его неделимость для всего населения.
  Мы еще вернемся к спорным и трудным проблемам общественного выбора. Тем не менее, даже при наличии таких проблем государственный сектор признается абсолютно необходимым, поскольку считается, что с ним экономика действует на кривой производственных возможностей (КПВ), а без него (т.е. только как частная экономика) - внутри КПВ. Государственный сектор обеспечивает законы, оборону, дороги, здравоохранение, образование, финансовую систему, общественный порядок и безопасность и т.д.
  С точки зрения эффективности решения госсектора могут стать вредными, просто перераспределительными и эффективными. В демократических странах первый сценарий встречается реже, второй является нормальным (он ведет к увеличению расходов одних за счет других), третий сценарий имеет высокую вероятность. Этот третий сценарий обеспечивает улучшения по Парето. Такие улучшения означают увеличение полезности для всех без ущерба для кого бы то ни было. Обязательная вакцинация, поддержка научных исследований, улучшение общего образования дают выигрыш всем.
  Избирательный процесс теоретически имеет, как мы уже знаем, два контекста. Один - единодушное решение избирателей. Основанные на нем решения властей полностью отражают единообразные предпочтения населения. Другой контекст - появление большинства (правило большинства нам уже известно). Единодушие избирателей гарантирует решения властей по сценарию улучшений по Парето. К сожалению, единодушие - чисто теоретическая схема. Даже если систему решений по консенсусу (решение считается принятым, если нет официальных возражений) принять не для всего населения, а только для правительства, то такое правительство сможет лишь поддерживать статус-кво, каким бы оно ни было - плохим или хорошим.
  Правило большинства как основа принятия решений не гарантирует сценарий с улучшениями по Парето. Скорее, большинство сдвигает точку на КПВ в свою пользу, создавая проблемы для меньшинства. Поэтому одним из средств против диктатуры большинства является применение правила супербольшинства, т. е. решение проблемы двумя третями, тремя четвертями и более высокой пропорцией.
  В заключение следует сказать, что описанные выше трудности общественного выбора снижают эффективность госсектора, а в решении чисто экономических вопросов делают его совершенно неконкурентоспособным в сравнении с частным сектором. Решение этой проблемы (хотя бы в существенной степени) фактически означает достижение политического равновесия - ситуации, в которой предпочтения избирателей, политиков и чиновников будут в основном совместимыми. Центральной, следовательно, является проблема адекватного агрегирования индивидуальных предпочтений. Если 50% избирателей становятся рационально невежественными избирателями и не голосуют вообще, то это означает, что власти не получают информации о предпочтениях половины всех потенциальных избирателей. Если вдобавок существенную часть оставшихся 50% избирателей мобилизуют в свою пользу группы давления, то в целом избирательный процесс может давать чрезвычайно искаженную картину предпочтений населения. В России "лобби красных помещиков" - типичная группа интересов, целью которой является, во-первых, сохранение монополистических форм отраслевой организации и, во-вторых, перераспределение совокупного дохода в пользу своей в целом убыточной отрасли.
 § 86. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
  Государственный сектор в любой развитой рыночной экономике в первую очередь включает государственные финансы. Их важнейшим источником являются налоги. Налоги можно взимать с чего угодно - с операций, институций, имущества, деятельности, с очага и трубы, - но, в конечном счете, их платят домашние хозяйства. Налоговая база - мера, ценность, которая подлежит налогообложению. Для современной развитой страны налоговая база - выраженный в денежной форме объем осуществляемой экономической деятельности (совокупный доход), подлежащий обложению, налогами. Структура налоговой ставки - процент налоговой базы, который должен быть выплачен в форме налога.
  Налоги на объем (богатство) и на поток (доход) отличают две формы налоговой базы - объем, запас (богатство в форме недвижимости) и поток (доход - это поток наличности). Домовладельцы платят налог на недвижимость как процент от текущей оценочной стоимости их домов, которая оценивается на данный момент времени.
  Существуют три главные налоговые системы:
 - пропорциональная, при которой взимается одна и та же доля дохода со всех домашних хозяйств (например, 10%, т. е. 10 тыс. р. со 100 тыс. р., 100 тыс. р. с 1 млн р., 1 млн р. с 10 млн р. и т. д.);
 - прогрессивная, при которой налоговая ставка повышается по мере роста дохода;
 - регрессивная, при которой налоговая ставка понижается по мере роста дохода. В России, как и во многих других странах, действует прогрессивная система. В США - прогрессивно-регрессивная (налоговая ставка сначала повышается по мере роста дохода, а затем понижается). Однако следует знать, что, например, налог на покупки в розничной торговле является типичным примером регрессивного налога. Если, например, он равен 5% со стоимости покупки, то семьи с более высокими доходами платят существенно меньшую часть своего дохода на этот налог, чем семьи с низкими доходами.
  Следует также проводить различие между средней налоговой и предельной налоговой ставками. Средняя ставка - общий объем уплачиваемых вами налогов, деленный на ваш валовой доход. Предельная ставка - ставка, которую вы платите за любой дополнительный доход, зарабатываемый вами. Предельная ставка имеет особое значение для поведения индивида и фирмы. От ее величины зависит, во-первых, решение индивида о том, сколько он будет дополнительно работать, и, во-вторых, решение фирмы об инвестициях, которые дадут дополнительный (предельный) доход, облагающийся предельной ставкой.
  В теории налогообложения существенную роль играют концепции равенства и справедливости. Трудно представить, что эти концепции весьма противоречат друг другу и здравому смыслу. Концепция, основанная на принципе получаемой выгоды (налоги больше платит тот, кто больше получает из государственных расходов), предполагает, что богатый получает от государства больше, так как оно при помощи дорогих правоохранительных органов защищает его богатство. Но, с другой стороны, почему бы тогда и безработному, получающему приличное пособие по безработице, не платить больше других? Он-то пропорционально своим доходам получает от государства все 100% доходов!
  Другой концепцией равенства является концепция "способности платить". То есть налогоплательщик обязан платить столько, сколько он способен. Но кто должен определять меры этой "способности"? Вероятно, государство, власти. Если согласиться с идеей о том, что способность платить должна быть основой распределения налогового бремени, то из этого следуют еще две концепции. Первая - концепция горизонтального равенства, по которой те, у кого одинаковая способность платить, должны платить одинаковые налоги. Вторая - концепция вертикального равенства, по которой те, у кого способность платить больше, должны платить больше.
  Теоретически существуют три конкретные категории, претендующие на "должность" налоговой базы: доход, потребление и богатство. Доход, точнее, экономический доход, - это сумма потребительских расходов плюс изменение в богатстве. Потребление - это доход минус сбережения. Богатство - все, что имеет домашнее хозяйство за вычетом его обязательств. Все три налоговые базы имеют свои преимущества и свои недостатки. Однако абсолютно явного предпочтения экономисты не дают ни одному варианту (может быть, чуть больше симпатий в качестве налоговой базы вызывает потребление).
  Налоговое бремя в конечном счете несут домашние хозяйства. Налоги не всегда платят те, кто первоначально должен быть ответствен за их уплату. Косвенно или иначе, но это бремя часто перекладывается на других. Домашние хозяйства платят налоги или в форме сокращения их прямых доходов, или в форме увеличения их расходов.
  Когда налоги искажают экономические решения, они представляют для общества бремя, которое превышает налоговые поступления, получаемые правительством. Величина этого превышения называется избыточным бременем или чистой социальной потерей. Эта величина зависит от пределов, до которых искажаются экономические решения. Общим принципом, вытекающим из анализа избыточного бремени, является принцип нейтральности, который утверждает, что налог, нейтральный по отношению к экономическим решениям, является более предпочтительным, чем налог, который искажает эти решения.
  Размер избыточного бремени, который порождается искажающим решения налогом, зависит от того, в какой степени изменяются решения в ответ на налог. В случаях с акцизными налогами поведение потребителей отражается на эластичности спроса. Чем эластичнее кривая спроса, тем больше искажение, вызываемое любой данной налоговой ставкой. Если спрос абсолютно неэластичен, то не будет и искажения, а следовательно, не возникнет избыточного бремени. Налог будет просто изменять часть излишка, зарабатываемого потребителями. Кстати, именно поэтому экономисты предпочитают единый налог на землю всем другим налогам. Предложение земли абсолютно неэластично, и единый налог на все виды ее использования искажает экономические решения меньше, чем налоги на другие факторы производства, предложение которых эластично.
  После того как нам стали известны проблемы искажения избыточного бремени, можно сказать, что иногда нейтральные (по отношению к экономическим решениям) налоги желательны. Это происходит в том случае, если в экономике уже существуют другие искажения. Экономисты назвали это явление принципом второго наилучшего. По крайней мере, два фактора стимулируют не нейтральные налоги: а) наличие внешних факторов (экстерналий) и б) наличие других искажающих налогов.
  Мы уже знаем, что в случае отрицательного внешнего фактора фирма или домашнее хозяйство может сделать экономически неэффективный выбор. Эффективное распределение ресурсов в этом случае может быть восстановлено введением такого налога на деятельность, являющуюся источником внешнего фактора, который точно равен стоимости ущерба, причиненного этой деятельностью. Так как введение налога на внешний фактор меняет решения, оно тем самым имеет целью заставить источник внешнего фактора рассмотреть реальные издержки своей деятельности. В этом смысле искажение экономического решения, причиняемого введением налога, становится полезным, так как оно улучшает экономическое благосостояние. Вместо возникновения избыточного бремени происходит повышение эффективности.
  Искажающий налог полезен и тогда, когда такие налоги уже существуют. Допустим, что в экономике имеется лишь три товара - А, В, С и что уже введен 5%-ный акцизный налог на В и С. Он искажает решения потребителей, и те снижают покупки В и С в пользу А. Вводя аналогичный налог на А, правительство снижает искажение от действующей системы налогов. Когда потребитель сталкивается с равными налогами на все блага, он не может избежать уплаты налогов, меняя структуру покупок. В этом случае не нейтральный налог улучшает экономическую эффективность.
  Изучая возможности создания оптимальной налоговой системы, экономисты связали реакции потребителей на налоги со знанием эластичности спроса в отношении различных товаров и услуг. Идея состоит в том, чтобы ввести акцизы, которые были бы наиболее значительными для товаров и услуг с относительно низкой эластичностью спроса и наиболее легкими для товаров и услуг с относительно высокой эластичностью спроса.
 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
 * Вертикальное равенство
 * Внешние факторы (экстерналий)
 * Горизонтальное равенство
 * Избыточное бремя
 * Налоговая база
 * Общественные блага
 * Официальная черта бедности
 * Порядок голосования
 * Правило супербольшинства
 * Правило большинства
 * Предельная налоговая ставка
 * Предельный ущерб
 * Принцип второго наилучшего
 * Принцип нейтральности
 * Принцип получаемой выгоды
 * Прогрессивная система налогов
 * Пропорциональная система налогов
 * Рациональный невежественный избиратель
 * Регрессивная система налогов
 * Социальная функция полезности
 * Социальные (общественные) затраты
 * Способность платить (налоги)
 * Средняя налоговая ставка
 * Структура налоговой ставки
 * Теорема Эрроу
 * Теория общественного выбора
 * Улучшения по Парето
 * Частные затраты
 ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
 1. Рыночная система регулирования, эффективно обеспечивая рост производства товаров и услуг, оказывается несостоятельной в решении ряда крупных проблем жизнедеятельности общества. Рыночная система постоянно продуцирует монополистические тенденции, для подавления которых нужно государственное вмешательство. Рыночная система создает внешние факторы, ведущие к высоким социальным (общественным) затратам. Устранение этих факторов или их последствий возможно при вмешательстве государства. Рынок не может обеспечить население общественными благами - неделимыми, не конкурирующими в потреблении и не исключающими снабжения потребителей товарами и услугами. Рынок не может решить проблему "безбилетника". Государство обеспечивает предложение общественных товаров.
 2. Рынок распределяет факторные доходы в соответствии с производительностью факторов, что создает существенную объективную дифференциацию доходов, в том числе проблему бедности. А решать эту проблему должно государство на основе конкретных представлений о социальной функции полезности. Решая проблему бедности, государство устанавливает официальную черту бедности, принимает и проводит в жизнь программы помощи. Государство в XX в. взяло на себя функции социальной защиты населения.
 3. Рыночная экономика развивается циклически, создавая разрывы ВНП и снижая эффективность распределения ресурсов. Государство осуществляет макроэкономическую стабилизационную политику, сглаживая циклические последствия.
 4. Теория общественного выбора позволяет изучать поведение избирателей, политиков и государственных служащих, с тем чтобы найти более эффективные пути агрегирования индивидуальных и групповых предпочтений и добиться более устойчивого политического равновесия. Общепринятым в демократических странах механизмом агрегирования предпочтений через принятие решений на национальном уровне стало правило большинства. Это правило действует не идеально, что подтверждает множество принятых теорем и концепций. К ним относятся: теорема Эрроу, теорема о парадоксе голосования, концепция группы интересов и возможности непредставительного правительства, концепция о рациональном невежественном избирателе и др.
 5. Существенная часть государственной экономической деятельности состоит в управлении государственным бюджетом. Для того чтобы устранить или компенсировать многие негативные последствия функционирования рыночной системы и удерживать эффективный уровень распределения ресурсов общества (на кривой производственных возможностей), государство должно создавать и поддерживать налоговую систему. Существуют три главных вида налоговых систем: пропорциональная, прогрессивная, регрессивная. Налоговая база включает выраженный в деньгах объем национальной экономической деятельности. Распределение налогового бремени зависит от принятой в стране концепции распределения (принцип получаемой выгоды, способность платить, горизонтальное или вертикальное равенство). Инструментом налогообложения является средняя (объем налогов, деленный на валовой доход) и предельная (доля налогов в дополнительно заработанном доходе) налоговые ставки.
 6. Налоги могут искажать принимаемые экономические решения. Поэтому из всех налогов экономисты предпочитают нейтральные налоги, не влияющие на экономические решения. Иногда искажающие налоги полезны и могут повысить эффективность принимаемых решений. Это явление экономисты назвали вторым наилучшим. Условием оптимального налогообложения является введение более жестких налогов (акцизов) на товары и услуги с низкой эластичностью спроса и менее жестких налогов - на блага с высокой.
 ТЕМА 16.
 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ
 Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
 * причины создания системы национальных счетов;
 * в чем заключается концепция национальных счетов;
 * способы определения валового национального продукта и его составляющих;
 * недостатки современного состояния расчетов ВНП;
 * значение и способ определения ВНП в постоянных ценах.
  В нашей экономике доля людей, занятых физическим трудом и производящих товары (вещи), очень велика. В то же время в США доля рабочих уже упала ниже 25% от трудоспособного населения страны. Более 75% работающих американцев заняты в сфере услуг.
  Казалось бы, мы должны утопать в товарах (вещах), обладать индустриальной мощью, а США - терять эту мощь и довольствоваться чем-то неосязаемым, что нельзя надеть, съесть, распилить, склеить и т.д. К несчастью, макроэкономический анализ показывает, что это впечатление обманчиво.
  Макроэкономика - изучение экономики в целом как совокупности экономических явлений и их показателей. Макроэкономика позволяет понять структуру производства в стране, уровень производства, природу экономических колебаний, существо экономического роста, инфляции и безработицы. Для того чтобы получить знания о валовом производстве, общем уровне цен, безработице, инвестициях, личном потреблении, госрасходах, мы должны агрегировать данные о микрорынках. Агрегирование - процесс статистического соединения множества индивидуальных микроэкономических рынков в один всеобъемлющий рынок с целью определения валового производства и совокупного уровня цен. Макроэкономика изучает, кроме того, взаимодействие макроэкономических переменных, влияние на них экономической политики правительства, создает основу для экономических прогнозов.
  Макроэкономические исследования берут начало с 30-х гг. нашего столетия. В 1929-1933 гг. разразился экономический кризис такого масштаба, что он стал подлинной трагедией сотен миллионов людей. Получивший в США название Великой депрессии, этот кризис заставил ученых и политиков задуматься над причинами экономических колебаний и существом экономического роста. Однако первое, с чем они столкнулись, было отсутствие необходимых агрегированных данных, которыми оперирует современная макроэкономика. Конгресс США поручил выдающемуся американскому экономисту С. Кузнецу, будущему лауреату Нобелевской премии, создать инструментарий для измерения совокупного национального производства. В 1933 г. он уже подготовил данные о национальном доходе США за 1929-1932 гг., благодаря которым стало ясным тяжелейшее положение американской экономики. Для измерения национального дохода С. Кузнец создал систему национальных счетов - совокупность статистических показателей, которыми измеряется совокупное производство страны и его компоненты с целью определения состояния экономики в целом.
  В основе национальных счетов лежит концепция кругооборота доходов (потоков доходов). В простейшем виде этот
 
  Рис. 16-1
 кругооборот представлен на рис. 16-1. Экономика как бы поделена на две сферы - потребители (домашние хозяйства) и бизнес, между которыми происходит обмен. Производители оплачивают потребителям - владельцам факторов производства (земля, труд, капитал) их услуги, и эти доходы потребителей затем возвращаются в бизнес, поскольку, получив факторы производства, бизнес производит конечные товары и услуги, которые затем покупаются потребителями. Эта простейшая модель включает лишь частный сектор. Стоимость услуг владельцев факторов производства равна их затратам на конечные товары и услуги, произведенные бизнесом. Другими словами, стоимость конечных товаров и услуг должна быть равна заработной плате, ренте, прибыли и проценту.
 § 87. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП)
  Аббревиатуру ВНП мы часто слышим по радио, телевидению, встречаем в прессе. ВНП - валовая рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года на основе применения национальных факторов производства. В этом определении каждое слово важно так же, как в геометрических теоремах. Например, слово "национальных" присутствует в нем не случайно. Во Франции француз может легко купить автомобиль, произведенный во Франции американским или немецким собственником факторов производства.
  Даже в России мы все чаще сталкиваемся если не с иностранными производителями, то с продукцией так называемых смешанных предприятий. Конечно, в ВНП США включается прибыль и другие платежи американских владельцев факторов производства, например, в Англии.
  В отличие от ВНП, валовой внутренний продукт (ВВП) - валовая стоимость конечных товаров и услуг, произведенных из всех имеющихся в стране факторов производства, вне зависимости от того, кому они принадлежат. Если разница между ВНП и ВВП невелика, то это говорит о примерном совпадении доходов, заработанных американцами за рубежом, и доходов, заработанных иностранцами в США. Если такая разница есть, то она указывает на низкое значение иностранной собственности на факторы производства в данной стране. Между прочим, из-за этой особенности ВВП часто используют в международных оценках мировой экономики и в сопоставлениях.
  ВНП, ВВП измеряют стоимость не всей производственной продукции, а лишь стоимость конечных товаров и услуг - т. е. товаров и услуг, которые действительно покупаются для потребления или произведены для экспорта (вывоза за рубеж). Помимо конечной продукции, имеется еще промежуточная. Прежде чем электролампочка осветит вашу комнату, геолог должен найти нефть (А), нефтяник - добыть ее (В), транспортник - перевезти на нефтеперегонный завод либо перекачать по нефтепроводу (С), химик - извлечь из нее топочный мазут (Д), который будет переправлен (Е) на тепловую электростанцию, где производится электроэнергия (F). Если вы просуммируете А + В + С + D + Е + F, то получится огромная сумма, весьма далекая от стоимости реально потребляемой вашей лампочкой электроэнергии. Проще говоря, возникнет двойной счет из-за подсчета промежуточных продуктов - товаров, которые полностью потребляются в производстве конечных товаров и услуг.
  Допустим, что стоимость А включает 5 единиц (оборудование, транспорт, зарплата). Геолог продает свои знания нефтедобытчикам, которые добывают нефть на 20 единиц и продают перевозчикам, предварительно вычтя 5 единиц для расчета с геологами. Перевозчики за 25 единиц продают эту нефть химикам, вычтя 5 единиц для возмещения стоимости транспортного оборудования, зарплаты своим рабочим и других издержек. Химики перерабатывают нефть в топочный мазут, который продается за 100 единиц. Мазут поступает на электростанцию и сжигается для производства электроэнергии, которая продается за 200 единиц. Что же включать в ВНП? 200 единиц, уплаченных потребителями за электроэнергию, или 5 + 25 + 25 + 100 + 200 = 350 единиц, которые выплачены по всей цепочке - от геолога до электролампочки? Ответ: 200 единиц, т. е. стоимость только конечной продукции, которая получается не суммированием стоимости промежуточных продуктов, а суммированием только добавленной стоимости - т.е. стоимости, вложенной в конечный продукт фирмами на каждой из стадий единого производственного процесса. Добавленная стоимость представляет собой разницу между суммой продаж фирмы и суммой, на которую она закупает перерабатываемые ею промежуточные товары и услуги.
  Точно так же при подсчете ВНП в него включается лишь стоимость, добавленная во всех отраслях (сельское хозяйство, охота, рыболовство, горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, строительство, транспорт и коммунальные услуги, торговля, сектор финансов, услуги, деятельность правительства). Одним из вариантов показателя ВНП является валовой национальный продукт на душу населения, т. е. стоимость ВНП, деленная на все население страны. Этот показатель более точно отражает уровень экономического развития страны, поскольку, хотя и условно, он отнесен к каждому среднему человеку.
  Как и всякая подлинная наука, экономика - развивающаяся наука. А это значит, что ее анализ еще не охватил все немыслимое многообразие хозяйственной деятельности человека. Поэтому значительная часть этой деятельности пока не включается в ВНП либо включается при условных оценках. Например, ВНП оценивается в рыночных ценах, но часть конечных товаров и услуг не проходит через рынок. Собственники домов и квартир живут в них, и они обеспечивают людям жилые услуги, имеющие альтернативную стоимость. Если эти дома и квартиры сдавать, они принесут ренту.
  Поэтому такую условную ренту рассчитывают и включают в ВНП. Вместе с тем в ВНП не включаются многие непроизводительные сделки.
  Например, государственные трансферты (пенсии, пособия по безработице и многодетным и др.) выдаются без ожидания того, что их получатели что-то сделают для увеличения ВНП. Эти трансферты - просто перераспределение уже созданного ВНП. Стоимость предоставляемых правительством бесплатных товаров населению также рассчитывают (по реальным издержкам производства) и не включают в ВНП. Конечно, весьма сложно включить в ВНП незаконную деятельность (самогоноварение, наркобизнес, подпольный игорный бизнес, "теневое" производство товаров, "теневую" торговлю).
  Разумеется, из подсчета ВНП исключаются продажи подержанных товаров (они уже когда-то считались в составе ВНП предыдущих годов). Пожалуй, одной из наиболее важных, но, к сожалению, неучитываемых сфер деятельности является само домашнее хозяйство - источник важнейших для человеческой жизни услуг и продуктов, не приобретающих товарную форму. С учетом того, что за последнее столетие годовое рабочее время сократилось почти вдвое, значение этой сферы стало огромным и давно требует измерения ее результатов.
  Наконец, до сих пор не найден надежный измеритель качественных улучшений товаров и услуг для сравнительной оценки ВНП в долгосрочном периоде времени.
  Уже простая модель кругооборота доходов показала, что ВНП можно подсчитать двумя способами: суммированием всех расходов на покупку произведенных в данном году товаров и услуг либо суммированием всех доходов от производства этих товаров и услуг (доходов владельцев факторов производства) в этом же году.
 § 88. РАСХОДНЫЙ МЕТОД
  Реальный кругооборот потоков включает гораздо больше элементов, чем мы видели в простейшей модели. В расходном методе насчитываются 4 основные составные части ВНП: 1) личное потребление (включая расходы на товары кратковременного и долговременного пользования, а также на услуги), 2) валовые частные внутренние инвестиции (в том числе расходы на жилищное и прочее строительство, оборудование, изменения в запасах), 3) государственные расходы, 4) чистый экспорт (т. е. экспорт минус импорт).
  В западных странах основную часть потребительских расходов поглощают услуги. Они заменяют личные усилия потребителя, берегут его время. В расходах потребителей также значительна доля товаров длительного пользования. В это понятие включают автомобиль, бытовые приборы, домашнюю радиоэлектронику и др. Огромное разнообразие бытовой техники не случайно называют трудосберегающими приборами. В США, например, уже в 50-е гг. статистическая служба исключала из подсчетов насыщенности рынка те стиральные машины, у которых не было автоматического управляющего устройства, т. е. считалось, что у владельцев таких машин их как бы вообще нет, ибо они требуют времени на их обслуживание, в то время как автоматы работают сами в заданном им режиме.
  Инвестиции - затраты на новые капитальные товары (блага), чтобы с их помощью производить товары и услуги. Внутренние частные инвестиции - это инвестиции частного сектора, которые делаются внутри страны. В них включаются только новые машины и оборудование, новые жилые и производственные здания и сооружения.
  В инвестиции включаются все продукты, которые произведены в данном году, но не проданы. Это - запасы, и их оценивают по приросту в данном году (прирост и включают в ВНП) либо по снижению (объем снижения исключают из ВНП). Запасы считают инвестициями потому, что они все еще представляют собой непотребленный продукт, т. е. вложенный капитал, а не капитал принесший отдачу;
  Наконец, объясним понятие "валовые". Оно означает, что речь идет обо всех инвестиционных товарах, которые возмещают потребленные в течение года машины, здания, оборудование, но к ним добавляется чистый прирост капитальных благ, т. е. прирост машин, зданий и оборудования. Таким образом, валовые инвестиции - сумма восстановительных и чистых внутренних частных инвестиций.
  На рис. 16-2 показаны все главные элементы кругооборота потоков доходов и расходов. В расходном методе самый крупный элемент - расходы на личное потребление. 65% ВНП в США составляет именно этот элемент, что говорит и о высочайшей конечной эффективности экономики, и о ее ориентации на человека, на рост его благосостояния. На втором месте - госрасходы (20% ВНП), что говорит об очень высоком удельном весе собственно рыночного сектора, так как в большинстве других стран доля этих расходов в ВНП существенно выше.
  На третьем месте - инвестиции, которые устойчиво составляют 16-17% от ВНП. Эта доля не увеличивается более столетия и имеет тенденцию к медленному снижению. В сравнении с другими развитыми странами она рекордно низкая и говорит о высшей социально-экономической эффективности американского народного хозяйства. Ведь, исключая
 
  Рис. 16-2
 оборонные расходы и выплату процентов по государственному долгу, госрасходы, в конечном счете, тоже обеспечивают личное потребление. Иными словами, экономика США отвлекает всего одну шестую часть ВНП на то, чтобы обеспечить постоянную замену и улучшение своего производственного капитала.
  Наконец, последний элемент ВНП - чистый экспорт.
 § 89. ДОХОДНЫЙ МЕТОД
  Как уже отмечалось, этот метод суммирует доходы владельцев факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательские услуги). Поэтому его элементами являются заработная плата, рента, прибыль корпораций, процент, амортизационные списания (средства для восстановления изношенного капитала). Подавляющей частью ВНП является заработная плата. На втором месте плата за потребленный в течение года капитал (амортизация). Примерно по 7% достается на долю прибыли, процента и ренты (вместе с доходами собственников некорпорированного бизнеса*). Конечно, это отражает доходное и, следовательно, имущественное неравенство. Тем не менее рост заработной платы в течение XX в. шел параллельно росту производительности труда. Это означает, что не происходило отчуждения работника от результатов его труда, т. е. он получал то, что зарабатывал. Другие факторы производства также оплачивались в соответствии со своим вкладом. Однако после распределения всех государственных расходов и получения населением социальных благ доля владельцев фактора, который называется трудом, оказывалась несколько выше их вклада в создание ВНП.
 § 90. СОСТДВЛЯЮЩИЕ ВНП
  Для того чтобы произвести всю сумму товаров и услуг, придется допустить полный износ какой-то части машин, оборудования, зданий и т.д. Поэтому из объема произведенных за год машин, оборудования, зданий и др. нужно вычесть ту часть, которая направляется на восстановление их износа.
  Тем более что эта часть не связана с выплатой доходов, т. е. амортизация не прибавляет дохода никому. Вычтя из ВНП амортизационные списания, т. е. часть годовой продукции, которая должна восстановить потребленные в производстве блага, мы получили чистый национальный продукт (ЧНП). ЧИП - та часть конечных товаров и услуг, которая реально доступна в экономике. В расходном методе подсчета ВНП, так же как и в доходном, одинаково присутствуют амортизационные списания. Убирая их, мы получаем то, что реально добавляется к нашему богатству, нашему благосостоянию.
  Когда мы говорим о доходах в экономике в данном году, мы имеем в виду доходы, получаемые владельцами факторов. Чистый национальный продукт включает один элемент, который не является доходом от какого-либо из факторов. Речь идет о так называемых косвенных налогах на предпринимательскую деятельность, которые любая фирма рассматривает как издержки производства и включает в цену своей продукции. Косвенные налоги - доход государства, но это - незаработанный доход. Товар передается покупателю по цене, которая содержит в себе весь набор косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д.), и эта "добавка" не может входить в состав доходов факторов производства, так как она не является зарплатой, рентой или процентом. Эти доходы в совокупности составляют национальный доход страны, т. е. сумму доходов, заработанных поставщиками факторов производства и использованных для создания конечных товаров и услуг в данном году.
  Но доходы владельцев факторов производства отличаются от личных доходов. Из доходов собственников факторов производства нужно вычесть налоги на прибыли корпораций (кроме того, часть прибылей корпорации не распределяется, т. е. не доходит до владельцев факторов производства), взносы на социальное страхование, а затем добавить трансферты (платежи правительства населению). В результате мы получим, наконец, личный доход. Однако личные доходы во всех странах облагаются налогами, после вычета которых остается располагаемый личный доход, т. е. тот доход, которым каждый из нас может распоряжаться по своему усмотрению.
  Располагаемый личный доход, в свою очередь, распадается на потребительские расходы и личные сбережения. Доля сбережений в располагаемом личном доходе называется нормой личных сбережений. В США она уже традиционно низка (4-5%), в Японии столь же традиционно высока, в России была достаточно высока до 1991 г., а затем стремительно снижалась, так как в период быстрого роста цен нужно было пытаться тратить доходы даже до их получения. В последнее время она вновь возрастает.
 § 91. РОСТ ВНП
  Когда мы знаем, что ВНП в данном году вырос на 4%, мы чувствуем себя увереннее, чем если бы он сократился на 4%. Если говорить о долгосрочной тенденции, то ВНП во всех развитых странах мира растет. В США, например, вековой показатель роста ВНП колебался вокруг 3%. Но что означают эти 3%? При подсчетах ВНП в любом году они осуществляются в ценах этого конкретного года, т. е. в текущих ценах. ВНП, исчисленный в текущих ценах, называется номинальным валовым национальным продуктом.
  Но номинальный ВНП может вырасти по трем причинам: либо действительно за счет увеличения производства конечных товаров и услуг, либо просто за счет роста цен, либо одновременно за счет роста производства и роста цен. А как узнать - вырос ли ВНП реально, увеличилось ли производство конечных товаров и услуг? Для этого нужно устранить воздействие меняющихся цен на подсчеты ВНП, что делается измерением общей стоимости произведенных в данном году экономикой товаров и услуг в ценах, существовавших в каком-либо году из прошлых лет, который мы примем за базовый год. А для этого экономисты применяют дефлятор ВНП - ценовой индекс, который измеряет изменения цен от года к году. Его формула очень проста:
 
  Например, в 1980 г. номинальный ВНП составлял 1000 млрд р., а в 1990 г. - 2500 млрд р. Как мы можем узнать, какая часть этого роста была реальной, т. е. за счет увеличения производства конечных товаров и услуг, а какая часть - за счет роста цен? Мы произвольно выбираем базовый год - например, 1985 г., т.е. цены этого года мы берем за 100,0%. Дефлятор ВНП в 1980 г. составлял 75,0%, а в 1990 г. - 125,0%. Но откуда нам известны именно эти значения дефлятора за 1980 и 1990 гг.? Для этого статистические службы создают определенный набор товаров и услуг, который называют "рыночной корзиной", и оценивают его в данном, например, 1980 году и в базовом году (в нашем случае - в 1985 г.). Зная дефлятор, мы можем легко определить реальный ВНП.
  Так, реальный ВНП 1990 г. составляет:
 
  Точно так же
 
  Таким образом, ВНП как показатель реального количества произведенных конечных товаров и услуг и определяемый в результате устранения эффекта изменений в ценах называется реальным валовым национальным продуктом (РВНП). Важно понять, что рост ВНП может происходить просто в результате роста цен, а может происходить и реально, в результате увеличения производства.
  Например, в 1990 г. ВНП, выраженный в денежной форме, составлял 1000 млрд р., а в 1991 г. - 1050 млрд р., но цены при этом поднялись на 5%. Это означает, что ВНП реально не вырос, 50 млрд прибавки возникли только из-за роста цен. Допустим теперь, что ВНП вырос до 1050 млрд р., а цены поднялись на 10%. Это означает, что реально ВНП уменьшился до 950 млрд р. в ценах прошлого года. Если ВНП вырос до 1050 млрд р., а цены - на 2%, то реально ВНП вырос на 30 млрд р., т.е. на 3%. Наконец, если ВНП вырос до 1050 млрд р., а цены упали на 2%, то реально ВНП увеличился на 70 млрд р.
  Рост цен мы называем инфляцией, снижение - дефляцией. Естественно, что мы хотим знать реальную картину с ВНП и сопоставить уровень этого года с уровнями предыдущих лет. Как это делается? Представим, что постоянно производился только один товар, цена на который постепенно росла. Мы можем совершенно произвольно выбрать базовый год (для данной таблицы им стал 3-й год). Затем рассчитываем ценовой индекс, деля цену данного года на цену базисного года и выражая итог в процентах. Этот итог экономисты называют дефлятором ВНП, т.е. ценовым индексом, который измеряет ценовые изменения от одного года к другому. Теперь мы можем умножением индекса на номинальный ВНП получить реальный ВНП в постоянных ценах 3-го года, т. е. с учетом устранения ценовых влияний.
  Таблица 16-1
 Год Цена за единицу Количество единиц Номинальный ВНП Индекс цен Реальный ВНП в постоянных ценах 2*3 2 : цену
  в 3-м году (в%) 4 : 5 1-й 4 2000 8000 4/10=40,0 200 2-й 6 2200 13 200 6/10=60,0 220 3-й 10 2420 24 200 10/10=100,0 242 4-й 14 2662 37 268 14/10=140,0 266,2 5-й 20 2928 58 560 20/10=200,0 292,8
  Показатели ВНП, ВВП, РВНП и их компоненты чрезвычайно важны для оценки состояния экономики в целом, для оценки ее динамики и, что особенно важно, для прогнозов экономического развития. Эти показатели также нужны политикам и избирателям для того, чтобы знать структуру экономики, как она изменяется (т. е. ее динамику), и судить об эффективности управления экономикой. Без этих показателей мы не можем знать, какую долю в структуре экономики занимает та или иная отрасль или группа отраслей и как эта доля изменяется. Например, в США менее 3% населения занимается сельским хозяйством, а доля этой отрасли в ВНП составляет около 2%. И этого достаточно, чтобы обеспечить продовольственное изобилие в США и огромную часть сельхозпродукции продавать другим странам.
  Однако, в развитых странах чрезвычайно велика доля услуг в ВНП. Это говорит об очень эффективном производстве товаров, о высоком уровне благосостояния. К сожалению, структура нашего ВНП включала мизерную долю услуг, очень высокую долю сельского хозяйства и сырьевых отраслей, а среди перерабатывающих отраслей десятки лет полностью преобладал военно-промышленный комплекс, чья продукция ни светит, ни греет, ни кормит, ни одевает.
  В любой стране с рыночной экономикой самое часто встречающееся слово в газетах, на радио и телевидении - это ВНП, потому что от состояния и динамики ВНП, его составляющих, его структуры зависят благосостояние каждого конкретного человека, жизненный статус (положение в обществе) десятков миллионов людей. Снижается ВНП - жди безработицы, снижения уровня жизни и других неприятностей. Великую депрессию, случившуюся всего 60 лет назад в США и других развитых странах, помнят, как у нас столетиями помнили татаро-монгольское иго. Ведь в сравнении с 1929 г. ВНП США составлял в 1933 г. лишь чуть более 60%. Люди в этих странах обычно знают, сколько окажется безработных, если ВНП сократится на 1%, и сколько появится новых рабочих мест, если ВНП вырастет на 1%. Конечно, национальные счета дают нам показатели, которые отнюдь не исчерпывают нужную нам информацию об экономических процессах. Но эти данные имеют огромное значение для понимания указанных процессов и управления ими.
 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
 * Агрегирование
 * Амортизационные списания
 * Валовой внутренний продукт (ВВП)
 * Валовой национальный продукт (ВНП)
 * Валовые внутренние инвестиции
 * ВНП на душу населения
 * Дефлятор ВНП
 * Дефляция
 * Добавленная стоимость
 * Доходный метод
 * Запасы, изменения в запасах
 * Инфляция
 * Конечные товары и услуги
 * Косвенные налоги на предпринимательство
 * Личные сбережения
 * Личный доход
 * Макроэкономика
 * Национальные счета
 * Национальный доход
 * Номинальный ВНП
 * Потоки, кругооборот потоков
 * Потребительские расходы
 * Промежуточная продукция
 * Располагаемый личный доход
 * Расходный метод ^ Реальный ВНП
 * Трансферты
 * Ценовой индекс
 * Чистый национальный продукт (ЧНП)
 ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
 1. Статистика национальных счетов обеспечивает нас средствами измерения совокупного производства товаров и услуг, состояния экономики в целом. Основой национальных счетов является концепция кругооборота доходов и продуктов. Стоимость произведенных в течение года продуктов равна стоимости доходов, созданных собственниками факторов производства.
 2. ВНП - стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в течение года национальными факторами производства. Промежуточная продукция исключается из ВНП, с тем чтобы не создавать двойного счета. ВНП не включает также непроизводительные сделки (продажи использованных продуктов, облигаций и акций, частные и государственные трансферты), деятельность в домашних хозяйствах, нелегальную деятельность.
 3. ВНП может быть подсчитан многими способами: суммированием стоимости конечных товаров и услуг, суммированием добавленной стоимости по каждой фирме, суммированием доходов всех владельцев факторов производства, суммированием расходов домашних хозяйств.
 4. ВНП венчает целую пирамиду показателей, которые все вместе и составляют систему национальных счетов. Исключив из ВНП амортизационные списания, мы получаем чистый национальный продукт (ЧНП). Исключив из ЧНП косвенные налоги, мы получаем национальный доход (НД). Исключив из НД нераспределенную прибыль корпораций, налоги на корпорации, взносы на социальное страхование и добавив трансферты, мы получаем личный доход. Исключив из него налоги на личные доходы, получаем располагаемый личный доход, который затем делится на потребительские расходы и личные сбережения.
 5. Номинальный ВНП - стоимость произведенных в данном году конечных товаров и услуг в текущих ценах. Номинальный ВНП может изменяться либо благодаря росту производства, либо благодаря росту цен (или по обеим причинам).
 6. Реальный ВНП устраняет ценовое влияние из номинального ВНП. Этот показатель подсчитывается с применением ценового индекса (дефлятора ВНП). РВНП дает более достоверную информацию о совокупном производстве и его составляющих.
 7. ВНП не является Показателем, который измеряет уровень благосостояния. В большей мере этому служит показатель ВНП на душу населения. Однако он ничего не говорит нам о распределении доходов среди населения. Для применения ВНП в целях получения информации о благосостоянии нужно включить в него стоимостные оценки деятельности в нерабочее время, качества товаров и услуг и исключить негативные побочные эффекты (внешние факторы).
 ТЕМА 17.
 БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
 Цель изучения темы состоит в том, чтобы узнать:
 * что собой представляют основные макроэкономические переменные;
 * в чем состоит концепция потенциального реального национального дохода;
 * в чем заключается процесс автоматической перестройки экономики в случае рецессионного или инфляционного разрыва ВНП;
 * что такое уравнение обмена;
 * каковы основные характеристики классической макроэкономической модели.
  К числу критически важных мы относим две макроэкономические переменные - совокупный спрос и совокупное предложение. Совокупный спрос (AD) - объем товаров и услуг, который решают купить домашние хозяйства, фирмы, государство, плюс чистый спрос зарубежных покупателей. Совокупный спрос - отношение между совокупной ценой и совокупным объемом продукции (на которую предъявляется спрос), выражаемое кривой совокупного спроса, имеющей
 
  Рис. 17-1
  наклон вниз. Совокупное предложение (AS) - объем товаров и услуг, которые производители предлагают для продажи на любом данном ценовом уровне. Совокупное предложение - отношение между совокупным ценовым уровнем и общим объемом совокупной продукции, предлагаемым производителями. Оно выражается кривой совокупного предложения, имеющей наклон вверх.
  В моделях только с частным сектором совокупный спрос - AD - включает лишь потребительский спрос домашних хозяйств и инвестиционный спрос со стороны фирм. Совокупное предложение зависит от производительности факторов (т. е. от технологии и объема физического капитала), от эффективности управления и от цен, по которым фирмы рассчитывают получить за свою продукцию. Мы принимаем эти условия как данные, которые, в свою очередь, задают нам шкалу, связывающую совокупное предложение и ценовой уровень.
  На рис. 17-1 представлена кривая AS; фирмы увеличивают предложение по мере роста цены. Как видим, чем выше совокупный уровень цен Р (измеряемый как дефлятор ВНП), тем больше объем совокупного Продукта Y (реальный ВНП). Рис. 17-1 показывает также, что крупные изменения У вызываются относительно небольшими изменениями Р, что означает высокую эластичность AS (ЕAS > 1).
 
  Макроэкономические исследования во многих странах доказывают, что в кратковременном периоде ЕAS очень высока (от 3 до 5). Это связано с весьма пологим наклоном ивой краткосрочного совокупного предложения. Важно также учитывать, что при 3-5%-ном изменении реального ВНП объем производства инвестиционной продукции и товаров длительного пользования меняется еще больше, хотя колебание цен на эти товары, как правило, бывает меньшим, чем изменение совокупного уровня цен. В целом во время изменений спроса или предложения на любом из рынков реакция на эти изменения включает существенную .перестройку обеих переменных: цен и объемов (Р и Q). Так происходит в микроэкономике. А почему на макроуровне реакция Р на изменения AS весьма мала в сравнении со значительными изменениями Y? Большая часть этих явлений зависит от фактора времени. Цены всегда перестраиваются в ответ на изменения спроса и предложения, но это происходит очень медленно вследствие негибкости цен.
  В эпоху экономистов-классиков доминировали рынки совершенной конкуренции.
  Они существуют и в течение всего XX века, и цены на этих рынках по-прежнему весьма подвижны. Но в современной экономике совокупный ценовой уровень в основном зависит от компаний, осуществляющих ценообразование на основе долгосрочных конкурентных стратегий. Есть много причин, по которым цены этих компаний слабо реагируют на краткосрочные изменения в спросе. Упомянем основные из этих причин:
 - На многих рынках доля продаж контролируется несколькими фирмами. Когда спрос падает, фирмы не снижают цены, потому что это может привести к ценовой войне.
 - На рынках монополистической конкуренции снижение цены в ответ на снижение спроса не вызовет существенного увеличения продаж, поскольку потребитель на этих рынках лоялен к своим продавцам. Выигрыш фирмы от перестраивающейся цены будет невелик.
 - Фирмы не приветствуют постоянные изменения цен вследствие неизбежных затрат на обновление торговых каталогов и прейскурантов.
 - Заработная плата как факторная цена не является гибкой, что ведет к постоянству основной части затрат на единицу продукции. Заработная плата негибка, так как, во-первых, работникам не нравится неопределенность зарплаты, если ей позволено колебаться; во-вторых, они считают несправедливым любое снижение зарплаты; и в-третьих, фирмы опасаются, что снижение цены отразится и на трудовой морали персонала, сократится рабочее усилие, а лучшая часть работников уволится.
 - Значительная часть зарплаты устанавливается на основе трудовых соглашений, изменение которых возможно лишь при их перезаключении.
 - Огромная часть товаров производится усилиями многих цехов, фирм и отраслей. В случае, например, уменьшения спроса на товар требуется координированное снижение цен по всей цепочке фирм и отраслей, что крайне сложно сделать.
  Все эти причины, вместе взятые, ведут к негибкости в краткосрочном периоде цен на товары и услуги, а кривая AS получает весьма пологий наклон, указывая на то, что ценовой уровень колеблется незначительно в ответ на изменения в AS.
  На рис. 17-2 представлены наклоненные вниз кривые AD. Если в микроэкономике кривая спроса наклонена вниз вследствие действия закона убывающей предельной полезности и вследствие того, что при росте цены, например, спрос переключается на заменители, то в макроэкономике такой наклон кривой AD объясняется другими причинами. Если ценовой уровень снижается, а денежная масса не

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу