<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

  Другая часть "средств производства" могла передаваться в руки отдельных коллективов (сельские кооперативы, артели, товарищества и партнерства в сфере услуг, местной промышленности и т. д.). Но и над ними были поставлены правительственные учреждения, определяющие экономические предпочтения на всех уровнях "каскада властей".
  Одним из труднейших для социалистов оказался вопрос о мотивации работников. Теоретические лозунги о необходимых различиях в зарплате на практике свелись к минимальному разрыву между оплатой неквалифицированного и квалифицированного труда. Но помимо этого средний уровень зарплаты повсеместно оказался чрезвычайно низким. В СССР в конце 20-х гг. (т. е. до "построения социализма") доля зарплаты в национальном доходе составляла почти 90%, а в конце 80-х гг. - около 35% (сравните с 84% в США). Эти цифры однозначно говорят о том, что в реальной социалистической экономике работник полностью отчуждался от результатов своего труда и его зарплата превратилась в талон на прожиточный минимум с незначительными колебаниями в обе стороны. Сферы, где отчуждение достигло максимального уровня, подверглись глубокой деградации. В СССР такой сферой стало, в частности, сельское хозяйство.
  Не меньшие трудности ждали социалистов в сфере ценообразования. Отказавшись от рыночных принципов, все реальные социалистические экономики исходили из централизованного определения цен на конечные товары и на факторы производства. Практически ценообразование свелось к суммированию затрат и плановой прибыли, к которым добавлялись торговые надбавки и акцизы (косвенные налоги на водку, табак, автомобили, хрусталь, мебель и т.д.). Теоретические надежды обязательного учета социальных затрат на защиту от негативных внешних факторов оказались пустыми. Ни один управляющий предприятием за всю историю социалистических экономик не включал в затраты продукции "социальные затраты" от загрязнения природной среды его предприятием. Но и на уровне высших плановых органов социальные затраты от негативных внешних факторов включались в проекты планов, но редко доходили до стадии окончательного утверждения проектов. Отсюда те чудовищные разрушения, которые были причинены природной среде экономикой социализма в СССР, Монголии, Вьетнаме, Камбодже, других странах.
  Несостоятельными в конечном счете оказались и попытки тотального планирования производства. Провалы с производством то стиральных порошков, то бумаги, то запчастей и т.д., тотальный дефицит все чаще свидетельствовали о нарастающей неэффективности социалистического планирования. Одним из тяжелейших результатов социалистической системы стало разрушение общечеловеческих ценностей, основ морали (в том числе и деловой морали). На всех уровнях власти оказались люди, способные в любой момент переступить закон и действовать в составе как организованной преступности, так и индивидуальных нарушений законов и норм морали.
  Сегодня вся критика, с которой в XIX в. выступил против капитализма К. Маркс, может быть предъявлена социализму. Но, к сожалению, чаще дело обстояло хуже, чем это видела любая критика.
  § 156. ДРУГИЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
  Однако попытки воплотить в жизнь социалистические идеи осуществлялись не только в странах, где была создана социалистическая экономическая система. Эти идеи применялись и в странах, где традиционно доминировала система свободного предпринимательства, т. е. рыночная система. В качестве примера можно взять послевоенную Англию. В 1945-1951 гг., когда у власти в этой стране находилась лейбористская (т. е. социалистическая) партия, в Англии были национализированы Центральный банк, угольная, газовая промышленность, черная металлургия, производство электроэнергии, транспорт, коммуникационные отрасли. С момента создания своей партии в начале XX в. лейбористы выступали за общественную собственность на ключевые отрасли экономики, а затем выдвинули идею всеобъемлющего экономического планирования.
  Важно знать, что к 1945 г. угольная промышленность была физически изношена, добыча, занятость и экспорт снижались. Черная металлургия нуждалась в огромных инвестициях, таможенной защите и ценовом контроле. Железнодорожный, автомобильный и речной транспорт требовал срочного восстановления и развития. Частный сектор, конечно, не мог осуществить крупные инвестиции в относительно короткие сроки. Это было ясно большинству населения, проголосовавшего в 1945 г. за лейбористов.
  Организация национализированных отраслей была поставлена в независимое положение от политических инстанций в отношении оперативных решений. Но определение стратегической политики должно было подчиняться правительству. Каждую из отраслей возглавлял совет управляющих, имевших богатейший опыт работы. Молодые управляющие получили дополнительную подготовку в фирмах США. Первый период приток государственных инвестиций сглаживал начавшийся разлад в организации работы. Однако противоречащие друг другу указания от различных уровней иерархического управления быстро привели к деградации этих отраслей. Но в особой мере деградация коснулась отношений между рабочими и управляющими. Типичной картиной стали ползучие забастовки шахтеров, железнодорожников, докеров и т.д., приводившие к тяжелым проблемам со снабжением продовольствием, углем, электроэнергией. Обычными стали требования роста зарплаты без соответствующего роста производительности труда. Пытаясь решить возникшие проблемы, лейбористы все чаще прибегали к субсидированию национализированных отраслей, истощая госбюджет.
  Как мы знаем, в рыночной экономике эффективное распределение ресурсов осуществляется благодаря информации о свободных ценах, образующихся на основе предельных затрат. Любые отклонения от ориентиров предельных затрат ведут к неэффективному распределению затрат. Эти отклонения стали типичными для английских национализированных отраслей. Для скрытой помощи экспортерам искусственно поддерживались низкие тарифы на железных дорогах. Потребители угля получали субсидии, компенсирующие завышенные цены на уголь. Зато сталеплавильщики не могли повысить цены на свою продукцию, несмотря на значительный рост спроса на нее.
  Национализированные отрасли торговали между собой по сниженным ценам, что было названо "перекрестной субсидизацией". Но это не только не влияло на улучшение дел в данных отраслях, но вело к многочисленным конфликтам между регионами и между правлениями государственных корпораций. Постепенно, одна за другой эти отрасли сползали на убыточный уровень, становясь постоянными получателями субсидий, ибо не могли покрыть своих затрат.
  Безрадостную эволюцию претерпела и политика государственных инвестиций в национализированные отрасли. Во-первых, прирост инвестиций решительно обгонял прирост производительности. Во-вторых, значительная часть инвестиций шла на предприятия, жизнь которых пытались спасти из политических соображений, хотя с экономической точки зрения их нужно было закрыть. В-третьих, инвестиционные программы, рассчитанные на много лет, прерывались при смене правительств и не доводились до конца.
  Конечно, деятельность национализированных отраслей в Англии была эффективнее, чем деятельность их аналогов в России. Это связано с более высоким уровнем менеджеров, рабочих, наличием гигантской рыночной среды, в которой эти отрасли существовали. Но в сравнении с английским частным сектором эти отрасли были наихудшими в английской экономике. Все, что они делали, они делали хуже других.
  В послевоенный период многие отрасли и предприятия в Англии переходили "из рук в руки" (из национализированного сектора в частный и обратно). Условно их можно разделить на три группы: 1) угольная, металлургическая промышленность, транспорт - они реорганизовывались не один раз, и это вело к значительном социальным последствиям; 2) электроэнергетика, газовая промышленность, телефонные коммуникации - капиталоемкие отрасли, которые постоянно требовали крупных капиталовложений; 3) отрасли, граничащие с технологическими инкубаторами, - атомная энергетика, информатика.
  В первой группе что-то удалось улучшить только за счет уничтожения неэффективных предприятий (многие угольные шахты), за счет крупных госинвестиций (металлургия). Во второй группе поддерживались стабильные и заниженные цены, что было выгодно частному сектору и домашним хозяйствам. Но эта группа оставалась низкодоходной. Третья группа, выполнявшая большой объем научных работ, существовала, как и в большинстве стран мира, за счет госбюджетных средств.
  Вывод состоит в том, что госсектор - не только блажь социалистов, но объективная необходимость, ибо частный сектор не любит рисковать крупными инвестициями, которые могут окупиться лишь через много лет. Но всегда эффективность в госсекторе ниже, чем в частном, а следовательно, на микроуровне распределение ресурсов общества в госсектор не является лучшим их использованием.
  В Нидерландах функционирует Центральное плановое бюро (ЦПБ), создающее модели голландской экономики. Итоговые ежегодные документы ЦПБ являются одновременно и планами, и прогнозами. Основанные на технике кейнсианского регулирования, эти документы играют важнейшую роль в политике правительства, и их репутация во всем мире очень высока. Но вся эта деятельность не связана с теориями социалистов.
  Более развитая (по сравнению с Нидерландами) система планирования возникла в послевоенное время во Франции. В 1946 г. был создан Генеральный плановый комиссариат (ГПК). Его первой задачей было спланировать реконструкцию французской экономики. Первый План (1947-1953 гг.) был подготовлен под руководством Жана Монэ, который затем стал "крестным отцом" Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Этот План удачно выбрал пути реконструкции и способы эффективного использования средств, полученных Францией по Плану Маршалла*. За первым последовали и другие планы (1954-1957, 1958-1961 гг. и др.).
  По мере усиления взаимодействия стран внутри ЕЭС возможности ГПК стали уменьшаться, поскольку все большая часть французской экономики координировалась на основе внешних требований. Но планы играли ведущую роль в осуществлении фискальной политики Франции. ГПК удается: 1) создавать условия для взаимодействия частных компаний, профсоюзов и правительственных учреждений; 2) обеспечивать стимулы тем частным компаниям, которые расширяют производство и инвестируют в пределах, рекомендованных ГПК. Планы ГПК являются рекомендательными, но они авторитетно ориентируют бизнес, гарантируя высокий уровень макроэкономической стабильности.
  Наконец, следует упомянуть о широко распространенной модели совокупного экономического планирования, ставшей фактически новым институциональным механизмом в западных странах. Речь идет о модели "государства благосостояния", т. е. системе мероприятий, которая изменяет игру рыночных сил в трех направлениях: а) гарантирует индивидуумам и семьям минимальный доход независимо от рыночной оценки их труда или накопленного богатства; б) снижает уровень "негарантированности", "незастрахованности", давая возможность отдельному человеку или семье справиться с социальными проблемами (болезнь, безработица, старость); в) предоставляет всем гражданам в случае необходимости на равной основе определенный набор социальных услуг (помощь слепым, инвалидам, иждивенцам).
  Модель "государства благосостояния" стала реальностью практически во всех западных развитых странах. Это стабильно растущие фонды, которые не только устойчиво служат социальному спокойствию, уверенности в завтрашнем дне для каждого, но и являются известными нам встроенными стабилизаторами, помогающими достижению макроэкономической стабильности.
  § 157. ГИПОТЕЗА КОНВЕРГЕНЦИИ
  Эта гипотеза появилась около 30 лет назад. Гипотеза конвергенции - утверждение о том, что различные экономические системы мира развиваются, вбирая в себя совпадающие институциональные структуры, сталкиваясь с совпадающими экономическими проблемами. Иными словами, как бы ни различались экономические системы, в своем развитии они отбрасывают неэффективные институции, отбирают и сохраняют эффективные, так что, в конечном счете, все они после такого постепенного (эволюционного) отбора будут относительно тождественны.
  Аргументы сторонников этой гипотезы были следующими. Во-первых, они считали, что новейшие средства коммуникаций и транспорта развиваются повсеместно, создавая единую техническую основу различных стран и обществ. То есть возникает некое техническое единство человеческой цивилизации независимо от страновых различий.
  Среди россиян сторонником гипотезы конвергенции был академик А. Сахаров. Он видел экономические успехи западноевропейских стран в 50-е и 60-е гг. и со значительным преувеличением относил их за счет попыток планирования (пусть даже рекомендательного, а не директивного планирования). Вторым аргументом в пользу конвергенции стало распространение плановой техники в некоторых капиталистических странах. Поскольку А. Сахарову казалось, что планирование - исключительное детище социализма, он считал, что капитализм свой шаг навстречу социализму сделал и теперь следует ожидать ответного хода. В середине 60-х гг. действительно были попытки осуществить экономические реформы в СССР и других соцстранах. Но они закончились ничем, а после советской оккупации Чехословакии в 1968 г. о них вообще забыли. Поэтому А. Сахарову вскоре пришлось горько разочароваться.
  Воодушевление в западных странах, связанное с идеями плановых макроэкономических методов, полностью прошло в 70-е гг. Тем более, что эти методы так и не начинались в США и Канаде, не прижились в Англии. Да и вообще экономическая наука постепенно осознавала, что степень вмешательства государства в экономику имеет свою индивидуальную критическую массу для каждой страны. В 80-е гг. на смену плановым иллюзиям в западных странах пришло осознание того, что государство стало играть слишком большую роль в экономике, что оно перешло меру разумного и нужно несколько "сдать назад". Именно в эти годы в большинстве западных стран формы и пределы вмешательства государства (правительства) в экономику были пересмотрены в сторону укрепления рыночных методов организации экономики. Оказались потесненными и попытки планирования, и чрезмерное увлечение программами "государства благосостояния". И политики, и экономисты, и большинство людей поняли, что социальные гарантии не должны превышать разумного и необходимого, что чрезмерность в этом деле превращает социальные гарантии в источник существования ленивых и безнравственных за счет трудолюбивых и честных.
  А что же случилось с гипотезой конвергенции? Она тихо умерла по двум уже понятным причинам. Во-первых, сама историческая практика выявила пределы вмешательства государства в экономику, превышая которые общество рискует деградацией. Во-вторых, массовым заблуждением были попытки считать, что СССР мог добровольно двигаться к восприятию рыночных методов организации экономики. Зачатки этих методов возникли лишь после исчезновения СССР. Рыночные методы и реальный социализм исключают друг друга, ибо институциональные механизмы той и другой экономических систем совершенно различны.
  Против этой очевидной истины сегодня возражают лишь те, кто с надеждой пытается узнавать о событиях в социалистическом Китае и оценивать их с точки зрения возможности приспособить эти события к идее реставрации социализма в России. В Китае коммунистическими властями были допущены некоторые рыночные отношения в сельском хозяйстве и в сфере малого бизнеса. О чем это говорит? О том, что накануне серьезного экономического кризиса, китайские коммунистические власти смогли решиться на реформы. Но эти реформы, дав свои ограниченные результаты (а свои результаты дали и советские реформы во второй половине 60-х, и венгерские реформы в 70-е гг.), не создали необходимого институционального потенциала современной эффективной смешанной экономики.
  Но все-таки есть ли что-то позитивное в китайском опыте? Конечно, есть. У российских большевиков не было плана постепенного строительства социалистической системы экономики. Они предпочли уничтожить старую и обойтись без переходного периода от одной системы экономики к другой. После исчезновения СССР у российских властей были верные представления о том, какая смешанная система была бы работоспособной в России. Но идти к ней через мгновенное разрушение старой значило повторять путь, начатый в 1917 г., но теперь в обратном направлении.
  Китайский путь - действительно путь через осторожно преодолеваемый переходный период от одного состояния экономики к другому, что предполагает постепенное создание институциональных механизмов рыночной экономики рядом с пока еще мощными функциями государства.
  Но это не конвергенция, а исторически свершившееся отрицание социалистической плановой экономической системы. Она не возникла как следствие эволюционного появления потребности в ней и добровольно осознанного народного признания ее необходимости. Везде и всюду, где она появилась, она была навязана силой и обманом. Поэтому везде, где прекращали навязывание этой системы силой, она быстро разваливалась. Сегодня ее силой удерживают на Кубе и в Северной Корее, в ряде стран СНГ. В Китае ее тоже удерживают силой, но этой же силой строят другую, пока параллельную систему рыночных институциональных механизмов.
  В ходе длительного исторического развития, через постепенное (эволюционное) движение или через катаклизмы мятежей, путчей и революций человечество отбирало те институциональные механизмы, которые наиболее эффективно удовлетворяли потребности людей.
 КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА И ПОНЯТИЯ
 * Гипотеза конвергенции
 * Институции
 * Переходный период
 ИТОГИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
 1. Экономическая система - совокупность институциональных механизмов (институций), которые управляют поведением людей и обществом в целом. Экономические системы различаются, следовательно, благодаря различиям в образующих их институциях. Сравнительный анализ экономических систем означает прежде всего изучение их институций.
 2. Рыночная экономика и чистый капитализм отличаются своими институциями, где главную роль играют право частной собственности на факторы производства, право свободного предпринимательства, право наследования частной собственности, жесткая защита государством этих прав, конкурентные рынки товаров и факторов производства, свободное ценообразование на основе предельных затрат, распределение доходов на основе предельного продукта фактора.
 3. Идеальная теория капитализма не оказалась адекватной реальному капитализму и реальной рыночной экономике. Трансакционные затраты, концентрация экономической власти у крупных корпораций, несовершенная конкуренция, неспособность рыночной системы эффективно обеспечить людей общественными благами, макроэкономическую стабильность - все это привело к дополнению традиционного набора институциональных рыночных механизмов новыми институциями, связанными с функциями властей (государства). Возникла смешанная экономическая система. Она не отбросила рыночную, а интегрировала в нее новые институции. Но это еще не решило всех проблем, оставив в повестке дня проблему обеспечения чисто человеческих ценностей, проблему относительной бедности, проблему неполной занятости производственных ресурсов.
 4. Идеальная теория социализма тоже оказалась далека от реального социализма. Предложив в теории общественную собственность на капитал ведущих отраслей, на практике социализм допустил обобществление практически всех факторов производства. Он также распространил обязательное планирование на все виды экономической деятельности. В трудовых отношениях реальный социализм допустил беспрецедентное по масштабам отчуждение работника от результатов его труда и лишил его эффективных трудовых мотиваций. Обещания жесткого учета негативных внешних факторов на практике вылилось в разрушение природной среды.
 5. Было немало активных попыток внедрения отдельных социалистических идей в институциональную систему капитализма. Это создало варианты национального опыта рекомендательного планирования (голландского, французского и т. д.), различные по объему и составляющим частям государственные сектора, попытки разнообразных мер по вмешательству в ценообразование, по развитию "государства благосостояния". Многое из этих попыток устоялось и вошло в институциональную практику государств со смешанной экономикой. Но многое оказалось нежизнеспособным, и в 80-е гг. начался отказ от этих не подтвердивших свою эффективность идей.
 6. Возникшая 30 лет назад гипотеза конвергенции (взаимопроникновения полезных элементов различных систем) была основана на двух посылках. Совершенствование теории и техники макроэкономического управления в капиталистических странах привело к тому, что стали применять аппарат прогнозирования и разработки планов-ориентиров. Одновременно ухудшение экономической динамики в социалистических странах породило потребность в реформах рыночного типа и надежды на них. Но капитализм не пошел дальше глубокого совершенствования кредитно-денежной и фискальной политики, а социализм отбросил любые рыночные реформы. В 80-е IT. социалистическая экономическая система окончательно выявилась как тупиковая, и начался переход бывших социалистических стран к смешанной экономике, подтвердившей свою жизнеспособность во всех западных странах.
 
 Содержание
 
 ТЕМА 15. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР В ЭКОНОМИКЕ 2
  § 83. СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ, НЕ ДОСТИГАЕМЫЕ УСИЛИЯМИ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ 3
  § 84. ТЕОРЕМА П. САМУЭЛЬСОНА 5
  § 85. ОБЩЕСТВЕННЫЙ (СОЦИАЛЬНЫЙ) ВЫБОР 6
  § 86. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 9
 ТЕМА 16. СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ 12
  § 87. ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (ВНП) 13
  § 88. РАСХОДНЫЙ МЕТОД 14
  § 89. ДОХОДНЫЙ МЕТОД 15
  § 90. СОСТДВЛЯЮЩИЕ ВНП 16
  § 91. РОСТ ВНП 16
 ТЕМА 17. БАЗОВАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 19
  § 92. МЕХАНИЗМ ДОЛГОСРОЧНОЙ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ ЭКОНОМИКИ 22
  § 93. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОВОКУПНОГО ПРОИЗВОДСТВА 23
  § 94. ЕЩЕ РАЗ О ПЕРЕСТРОЙКЕ СОВОКУПНОГО ПРОИЗВОДСТВА 24
  § 95. СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СОВОКУПНЫЙ СПРОС В КЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ 25
 ТЕМА 18. МОДЕЛЬ СОВОКУПНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ 29
  § 96. РАВНОВЕСИЕ ВНП 30
  § 97. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОВОКУПНЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ (C) И РЕАЛЬНОГО ВНП (YR) 32
  § 98. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ 33
  § 99. РАВНОВЕСНЫЙ УРОВЕНЬ АЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ Y 35
  § 100. ДОЛГОСРОЧНАЯ И КРАТКОСРОЧНАЯ ПРЕДЕЛЬНАЯ СКЛОННОСТЬ К ПОТРЕБЛЕНИЮ 36
  §101. НОВЫЕ ТЕОРИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ РАСХОДОВ 37
 ТЕМА 19. СОВОКУПНЫЕ РАСХОДЫ И МУЛЬТИПЛИКАТОР 39
  § 102. БАЛАНС СОВОКУПНЫХ РАСКОЛОВ 40
  § 103. МУЛЬТИПЛИКАТОР 41
  § 104. СЕМЕЙСТВО МУЛЬТИПЛИКАТОРОВ 42
  § 105. ПАРАДОКС БЕРЕЖЛИВОСТИ 45
 ТЕМА 20. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 47
  § 106. ГОСУДАРСТВО КАК ПОКУПАТЕЛЬ ТОВАРОВ И УСАУГ 47
  § 107. НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ ФУНКЦИЯ 47
  § 108. АГРЕГИРОВАННЫЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК, НАЛОГИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ 48
  § 109. ИСТОЧНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ 50
  §110. ДЕФИЦИТ ГОСБЮДЖЕТА И СБЕРЕЖЕНИЯ 53
  § 111. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ 54
  § 112. ДЕФИЦИТ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И СОВОКУПНЫЙ СПРОС 55
 ТЕМА 21. ДЕНЬГИ 58
  § 113. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ 58
  § 114. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ДЕНЕГ 59
  § 115. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДЕНЕГ 60
  §116. СПРОС НА ДЕНЬГИ 61
  § 117. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЕНЕГ 62
 ТЕМА 22. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА 65
  § 118. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ 66
  § 119. КАК БАНКИ ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ 67
  § 120. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК И ЕГО ФУНКЦИИ 69
 ТЕМА 23. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 72
  § 121. ОПЕРАЦИИ НА ОТКРЫТОМ РЫНКЕ 72
  § 122. МАНИПУЛИРОВАНИЕ НОРМОЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 73
  § 123. ДИСКОНТНАЯ СТАВКА 74
  § 124. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА 75
  § 125. КОНТРОЛЬ ЗА СТАВКОЙ ПРОЦЕНТА 77
  § 126. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И СОВОКУПНЫЙ СПРОС В КЕЙНСИАНСКОЙ МОДЕЛИ 77
  § 127. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И СОВОКУПНЫЙ СПРОС В МОНЕТАРИСТСКОЙ МОДЕЛИ 79
 ТЕМА 24. ИНФЛЯЦИЯ 81
  § 128. ИНФЛЯЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 81
  § 129. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА 82
  § 130. ПРОБЛЕМЫ СТОЙКОЙ ИНФЛЯЦИИ 83
  § 131. ПРОБЛЕМЫ НЕОЖИДАЕМОЙ И ОЖИДАЕМОЙ ИНФЛЯЦИИ 84
  § 132. МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ ИНФЛЯЦИИ 87
 ТЕМА 25. КОНКУРЕНТНЫЙ ВЫБОР МЕЖДУ ИНФЛЯЦИЕЙ И БЕЗРАБОТИЦЕЙ 90
  § 133. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА 91
  § 134. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИЯ/БЕЗРАБОТИЦА И ПОИСК РАБОЧЕГО МЕСТА 94
  § 135. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИЯ/ БЕЗРАБОТИЦА И МАКРОЭКОНОМИКА 97
 ТЕМА 26. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 99
  § 136. ИСТОЧНИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ 100
  § 137. ИНВЕСТИЦИИ, СБЕРЕЖЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД 100
  § 138. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 101
  § 139. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 102
  § 140. КОНЦЕПЦИЯ РЕАЛЬНЫХ ДЕЛОВЫХ (ЭКОНОМИЧЕСКИХ) ЦИКЛОВ 107
 ТЕМА 27. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ И СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО 109
  § 141. ИСТОЧНИКИ ВЫГОД, КОТОРЫЕ ДАЕТ МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ 110
  § 142. ЗАКОН СРАВНИТЕЛЬНОГО (КОМПАРАТИВНОГО) ПРЕИМУЩЕСТВА 110
  § 143. ПРОБЛЕМА УСТАНОВЛЕНИЯ МИРОВЫХ ЦЕН 113
  § 144. ОГРАНИЧЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ 113
  § 145. ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ 115
 ТЕМА 28. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСЫ 117
  § 146. ОБМЕННЫЕ КУРСЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СВОБОДНОГО РЫНКА 117
  § 147. ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС 120
  § 148. ОБ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ 123
 ТЕМА 29. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 127
  § 149. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:ВОЗДЕЙСТВИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ 128
  § 150. ФИСКАЛЬНАЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ 130
  § 151. СВЯЗЬ МЕЖДУ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ И ТОРГОВЫМ ДЕФИЦИТОМ 131
 ТЕМА 30. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 132
  § 152. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН 132
  § 153. ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОТСТАЛОСТИ 133
 ТЕМА 31. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ 135
  § 154. КАПИТАЛИЗМ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ 136
  § 155. СОЦИАЛИЗМ В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ 139
  § 156. ДРУГИЕ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 140
  § 157. ГИПОТЕЗА КОНВЕРГЕНЦИИ 142
 
  *Кеннет Эрроу - выдающийся американский экономист, лауреат Нобелевской премии.
  * Некорпорированный бизнес - владельцы частных врачебных кабинетов, юридических контор, фермеры и другие представители так называемого малого бизнеса.
  * Ж. Б. Сэй - выдающийся французский экономист (1767- 1832), ставший крупнейшим распространителем идей А.Смита в Европе и Америке.
 
  * Потребительская функция алгебраически может быть описана как С = а + b YD, где a - константа, описывающая элемент потребления, независимый от YD (располагаемый доход), т. е. автономное потребление, а b - другая константа, коэффициент, отражающий постоянную долю YD, расходуемую на потребление. Иными словами, b - предельная склонность к потреблению, или иначе: С = C0 + C1 YD, где C0 - автономное потребление, а C1 - МРС.
  * В наших предыдущих алгебраических примерах мы учитывали налогообложение и автономное потребление, а здесь исключаем налоги и автономное потребление из рассмотрения в целях упрощения.
  * Сделав этот вывод, Д. Рикардо сам имел некоторые оговорки в его отношении и опасался, что этот вывод может не подтвердиться эмпирическими данными. Спустя 150 лет выдающийся американский экономист Роберт Барроу подтвердил выводы Рикардо.
  * План послевоенного восстановления европейской экономики, финансировавшийся Соединенными Штатами Америки и включавший безвозвратные кредиты почти на 17 млрд долл. в ценах 1947 г. и 9 млрд долл. кредитов с низкими процентными ставками.
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  ??
 
  1
 
 
  1
 
 
 

<< Пред.           стр. 7 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу