<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Логистика
 *МП - материальный поток
 *МР - материальный ресурс
 
 1. История возникновения логистики
 
 Логистика от греческого logistike - умение рассуждать и вычислять.
 
 Логистика - форма оптимизации рыночных связей между поставщиками и потребителями продукции; управление материальными, информационными, сервисными и финансовыми потоками.
 
 В 1974 году состоялся первый конгресс по вопросам материальных потоков, было дано определение: логистика - это научное учение о системном планировании, управлении и контроле материальных, энергетических, информационных потоков, потоков пассажиров.
 
 Профессор Гамбургского университета Павеллек говорит, что в период Римской Империи существовали служители - "логисты", которые занимались распределением продуктов питания.
 
 В Древней Греции также были логисты. В первом тысячелетии Нашей эры с логистикой связывают военные походы. Логистика включала перевозки, планирование, управление, снабжение, определение мест дислокации войск, строительство мостов, дорог и др.
 
 Первым специалистом в области логистики был Джомини. До 1807 года служил в Швейцарской армии, с 1813 года - в Российской армии. Он написал 15 трудов по логистике.
 
 В период экономического кризиса 1930-х г. идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики - логистику.
 
 В России впервые заговорили о логистике в начале 1980-х годов, когда вышла монография "Международная перевозка грузов". В 1995 году учебник профессора МИИТа "Введение в логистику", "Транспортная логистика".
 
 
 2. Основные направления в определения логистики
 
 И у нас, и на Западе говорят, что логистика - это:
 * физические операции с грузом (традиционный подход к товародвижению);
 * оптимальное управление материальными потоками и связанными с ними финансовыми и информационными потоками.
 
 * Организационный аспект - управление движением товара;
 * Экономический аспект - доставка с наименьшими затратами;
 * Организационно-финансовый аспект - время между оформлением оплаты за товар и получением этих денег поставщиком.
 
 Экономическая сторона логистики: логистика - совокупность различных видов деятельности получения с min затрат необходимого количества продукции в установленное время и место, в которых существует потребность в данной продукции.
 
 Управленческий и экономический аспекты логистики: профессор Фоль говорил, что логистика увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с уменьшением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
 
 Конверс и Дракер трактовали логистику расширительно: Логистика - это непознанный материк экономики и последний рубеж экономики затрат.
 
 Матэ, Тиксье говорили, что: Логистика - это способы координации отношений фирмы с её партнёрами.
 
 Бенсон, Уайтхэд утверждали, что логистика шире маркетинга и кроме управления товарными потоками должна изучать рынок.
 
 Базовое определение: логистика - это оптимальное управление товарно-материальными потоками, следуемыми от поставщика до потребителя и связанными с ними информационными, финансовыми и сервисными потоками на основе системного подхода с целью сокращения времени и издержек в цепи доставок товаров.
 
 Функциональное окружение логистики:
 
 
 
 1 - логистика;
 2 - 15 - окружение логистики (сбыт, снабжение, транспортировка, складирование: закупка сырья и материалов, планирование материально-технического снабжения, планирование выпуска продукции, совершенствование качества продукции, планирование и управление производством, складские системы, маркетинг, организация обслуживания клиента).
 
 Основные требования логистики:
 * Связь логистики с корпоративной стратегией;
 * Совершенствование организации движения материальных потоков;
 * Поступление необходимой информации и своевременная её техническая обработка;
 * Эффективное управление трудовыми ресурсами;
 * Тесная взаимосвязь с другими фирмами участниками логистической цепочки;
 * Учёт прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
 * Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания;
 
 Новизна и значение логистики заключается:
 * Смена приоритетов в хозяйственной практике фирм, отводящей центральное место управлению потоковыми процессами, а не только производству продуктов;
 * Всесторонний комплексный подход к процессам управления движением материальных ценностей;
 * Применение принципа экономических компромиссов.
 
 
 3. Факторы развития логистики: экономический, НТП в области информатики и связи
 
 Переход к логистической концепции управления потоковыми процессами был осуществлён под воздействием следующих факторов:
 1. Стремление сократить рост стоимостных и временных затрат в сфере обращения: доля расходов, связанных с товародвижением высока, 20% ВНП страны, во внешнеторговой цене - 25 - 35%, в цене на внутреннем рынке - 8 - 10%.
 2. Переход от рынка продавца к рынку покупателя: возрастают требования к качеству обслуживания;
 3. Разработка теории систем и теории конфликтов: работа на единый экономический результат (синергетический эффект);
 4. Создание гибких производственных систем: замена роботами, переход на эффективные мелкосерийные и среднесерийные производства, мелкие фирмы приобрели гибкость и стали успешно конкурировать. Перейдя на мелкосерийное производство, поставщики стали требовать мелкие партии по принципу "поменьше, но почаще";
 5. Ускорение в научно-техническом прогрессе и средствах связи;
 6. Назревшая потребность в унификации правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности, стандартизации технических средств и разгрузочно-погрузочных механизмов: увеличение объёмов мировой торговли привело к унификации (много документации, долгие таможенные и пограничные операции);
 7. Энергетический кризис в развитых странах в 1970-х годах XX века;
 8. Либерализация инфраструктурных отраслей в развитых странах.
 
 Автоматическая система контроля, "безбумажная" технология работы логистической службы (с применением средств ЭВМ), компьютеризация операций, связанных с оформлением счетов.
 
 
 4. Факторы развития логистики переход от рынка продавца к рынку покупателей; создание гибких производственных систем
 
 В связи с переходом промышленно развитых стран к рынку покупателя главным направлением стало не подстраивание сбыта товаров под их производство, а формирование производственных программ в зависимости от объектов и структуры рыночного спроса.
 
 Приспособление к интересам клиентуры в условиях острой конкуренции потребовало от фирм-производителей соответствующей реакции, что нашло отражение в качестве обслуживания, в сокращении времени выполнения заказов и безусловного соблюдения графика поставок товаров.
 
 Образовалась сложная система связей между разными субъектами рынка, которая потребовала модификации существовавших моделей организации не только в сфере снабжения и сбыта, но и в сфере обращения и потребления. Активно развернулись работы по оптимизации отдельных направлений товародвижения.
 
 
 5. Факторы развития логистики: разработка теории систем и теории компромиссов; унификация норм, правил и технических параметров; энергетический кризис
 
 Урегулирование взаимоотношений в рамках логистики стало возможным с помощью теории экономических компромиссов. В межфирменных связях результат получают путем гармонизации интересов всех участников процесса товародвижения, добиваясь компенсации затрат за счет получения синергетического эффекта.
 
 Замена конвейеров роботами с универсальным оборудованием привела к экономии живого труда и созданию гибких производственных структур, сделавших работу по изготовлению небольших партий товаров рентабельной. Крупные предприятия смогли перейти с массового на мелкосерийное производство с минимальными издержками.
 
 Работа с малыми партиями изменила систему обеспечения производства материальными ресурсами и сбыта готовой продукции. Поставка больших объемов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции не неэкономична и не нужна. Как следствие отпала необходимость в больших складских помещениях и возникла потребность в транспортировке грузов небольшими партиями, но в жесткие сроки. При этом возросшие расходы на перевозку покрывались за счет снижения складских издержек.
 
 Стремление избавиться от сложностей в международном товародвижении повлекло ряд мер по урегулированию, упрощению и устранению различных формальностей, а также унификацию транспортной документации при выполнении перевозок. Тара, подвижной состав и технологические параметры путей сообщения унифицированного считывания и адресования груза.
 
 
 6. Причина разбоя в определении логистики
 
 Причины разногласий в определении логистики:
 1. Специфика и различный масштаб задач, которые пытаются решать отдельные фирмы;
 2. Разный уровень исследования проблемы логистики (логистика не познана до конца);
 3. Различия в национальных системах организации и управления товародвижением;
 4. При появлении логистики люди не сразу адаптировались к понятию "логистика" (они занимались сбытом и т.д.).
 
 Из существующих определений логистики следует, что она представляет собой широкую категорию:
 * Экономическая сторона логистики: Логистика - это совокупность различных видов деятельности получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время, место, в котором существует потребность в данной продукции;
 * Управленческий аспект: логистика - планирование и контроль поступающего на предприятие потока продукции и соответствующего ему информационного потока.
 * Экономический и управленческий аспекты: логистика увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с уменьшением затрат на их перемещение.
 * Оперативно-финансовый аспект: трактовка логистики из расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и ГП в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку.
 * Расширенное толкование: логистика - способы координации фирмы с ее партнерами, средства координации, способы организации деятельности предприятия.
 
 
 7. Предмет и объект логистики
 
 Предмет - управление потоковыми процессами сквозных систем товародвижения.
 
 Включает формирование логистических концепций и принципов, формулирование задач, разработку методов управления потоковыми процессами и способы применения их на практике.
 
 Объект - сами потоковые процессы.
 Различают виды потоков: материальные; информационные; финансовые; сервисные.
 
 
 
 1 - поставщики
 2 - склад сырья, материалов у поставщика
 3 - склад сырья, материалов у производителя
 4 - предприятие-производитель (фокусное предприятие)
 5 - цех предприятия
 6 - склад готовой продукции на предприятии производителе
 7 - склад готовой продукции у потребителя
 8 - потребитель
 
  - материальный поток
  - информационный поток
  - финансовый поток
 Сервисный поток - послепродажное обслуживание.
 
 Товарно-материальный потоковый процесс представляет собой физическое движение сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции, последовательно сменяющих друг друга в ходе прохождения через фазу снабжения, производства, потребления на пути от первоисточника до конечного пункта. Это движение происходит как в прямом, так и обратном направлениях.
 
 Информационный потоковый процесс представляет собой изменение потока информации, образуемой заказами потребителей, создание и пополнение запасов текущими заказами складов предприятия, транспортной документации, рекламации, условиях поставки товара.
 
 Финансовый потоковый процесс - движение денег, сопровождающих товарно-материальные потоковые процессы и представляющее собой выручку от продажи товаров и услуг.
 
 Сервисный потоковый процесс связан с послепродажным обслуживанием и утилизацией отходов производства. Логистика утилизации решает задачи либо немедленной их утилизации, либо переработки в случае необходимости их повторного использования в производственном процессе.
 
 
 8. Дологистический период управления товародвижением
 
 Дологистический подход - фрагментарный подход к управлению товародвижением.
 
 Снабжение, транспортировка, сбыт, складирование рассматривались и функционировали изолированно, как не связанные сферы деятельности (работают на свой оптимум, свою максимальную прибыть, а в логистике одна общая цель).
 
 С повышением объема производства и затрат на сферу обращения роль транспортировки и других областей деятельности товародвижения стала возрастать. Предпочтения стали отдаваться оптимизации каких-либо из этих сфер деятельности, в том числе и оптимизации перевозок. В качестве критерия оптимизации перевозок выступила минимальная цена за перевозку грузов транспортом общего пользования и минимальные расходы на перевозку собственным подвижным составом.
 
 
 9. Общая концепция логистики: период классической логистики
 
 1956 - 1965 годы - декада концептуализации
 1966 - 1970 годы - апробация теории логистической концепции
 1971 - 1979 годы - этап периода смены приоритетов логистики
 
 Этап классической логистики. Формирование теоретических основ логистики и разработка организационных мер по их внедрению в практику.
 
 Меры:
 * Обязательное проведение стоимостного анализа вариантов товародвижения;
 * Применение теории систем к проблемам товародвижения;
 * Оптимизация нескольких объединённых областей деятельности товародвижения;
 * Создание государственных органов по управлению товародвижением;
 * Образование на фирмах специальных структурных подразделений по управлению товародвижением - логистических управлений.
 
 Логистика = Сбыт + Снабжение + Производство
 
 На этапе апробации теории логистики провели исследования различных хозяйственных систем. Были разработаны методологические подходы к издержкам процесса товародвижения. Суть этих подходов: сквозная калькуляция суммарных издержек всего процесса товародвижения от поставщика до потребителя.
 
 В 1970-х годах в развитых странах был энергетический кризис, который привёл к экономии нефти и нефтепродуктов. 1971 - 1979 годы - логистический подход применён к информационным системам. Япония - метод КАНБАН.
 
 
 10. Общая концепция логистики: период неологистики
 
 Неологистика, или логистика второго поколения, охватывает 2 этапа:
 1. 1980 - 1985 годы;
 2. 1986 год - по настоящее время.
 
 1980 год - настоящее время - период неологистики.
 Разработка и внедрение в практику многофункциональных технологий управления товародвижением: MRP - планирование производственных ресурсов; OPT - оптимизационные технологии; DRP - планирование распределения продукции.
 
 С 1980-х годов логистика называется интегральной логистикой - подход ко всем участникам как к единой системе (единое целое).
 
 В конце 1980-х годов на Западе появилась новая точка зрения на развитие логистики. Суть - логистика может с уровня фирм (микроуровня) перейти на мезоуровень (отрасли) и на уровень всего народного хозяйства (макроуровень). Логистика может выйти за пределы экономической среды - в социальную, экологическую и политическую сферы.
 
 При возрастании значения проблемы защиты окружающей среды, проблем прав потребителей и профессионального обучения, сфера компромиссов расширяется и включает балансирование целей получения прибыли и решения социальных и других задач. Новый подход к созданию логистических систем, критерием которого является максимальное соотношение выхода и затрат, получил наименование "Концепции общей ответственности".
 
 
 11. Цели и принципы логистики
 
 Цель логистики носит двойственный характер:
 1. своевременно, качественно и с min затратами доставить материальные ценности от поставщика к потребителю;
 2. получение синергетического эффекта, способствующего повышению доли фирм на рынке и достижению преимуществ перед конкурентами путём разработки и реализации предложений по сквозной оптимизации управления потоковыми процессами.
 
 Следовательно, целевая функция логистики может быть представлена в виде:
  , где
 F - синергетический эффект;
 P - прибыль в сфере производства, обращения, потребления;
 Q - оптимизация товарно-материальных, информационных и финансово-потоковых процессов.
 
 Достижение цели логистики возможно, если:
 1. Принципы ориентированы на высшую стратегическую цель:
 * связка целевой функции логистики с корпоративной стратегией. Завоевание и усиление рыночной позиции фирмы и повышение её конкурентоспособности является стратегией не только логистического менеджмента, но и всего высшего руководства фирмы в целом. Все аспекты логистики должны быть связаны со стратегическим планом фирмы. Это главное условие получения высокой прибыли;
 * максимальное приближение к потребителю.
 
 2. Принципы ориентированы на оптимизацию товародвижения:
 * отказ от разделения материального потока на функциональные блоки (снабжение, сбыт, транспортировка) и переход на управление всем материальным потоком как единым целым по общим для всей системы критериям;
 * координация всех процессов товародвижения - от закупки сырья и материалов, комплектующих изделий и заканчивая доставкой готовой продукции конечному потребителю;
 * интеграция управления и контроля за движением и использованием всей номенклатуры продукции, поступающей в производство, а также готовых изделий, доставляемых потребителю;
 * обеспечение способности всей системы товародвижения к адаптации и ориентации на постоянную перестройку в соответствии с изменениями внутренней и внешней среды;
 * организация чёткого взаимодействия и согласованности построения и работы всех основных функциональных элементов логистики (рационализация тары, унификация грузовых единиц, создание эффективной системы складирования, оптимизация уровня запасов и процедуры обработки заказов, выбор наилучшей схемы маршрута доставки);
 * непрерывность обеспечения управляющих органов системы достоверной информацией о движении товаров;
 * рациональное построение логистического структурного подразделения предприятия, ответственного за оптимизацию потоков.
 
 
 12. Связь целевой функции логистики с корпоративной стратегией. Максимальное приближение к потребителю
 
 Все аспекты логистических операций должны быть непосредственно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы. Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей от применения логистики.
 
 Руководители, применяющие логистику на своих предприятиях, стремятся к достижению общей цели и управляют логистическими операциями в интересах реализации стратегии компании, направленной на обеспечение конкурентоспособности за счет сокращения затрат и дифференцирования услуг
 
 Максимальное приближение к потребителю стало общепринятым принципом логистического менеджмента фирм в целях завоевания ими прочных рыночных позиций. Это означает включение участников процесса товародвижения в систему предпочтения клиента и выполнение его условий - поставить согласованные по количеству и качеству ценности в установленное место по приемлемым тарифам.
 
 Благодаря реализации интеграции и координации логистической деятельности структурных подразделений фирм, у фирм-участниц процесса товародвижения устанавливаются взаимосвязи между ними и брокерами, экспедиторами, перевозчиками, поставщиками, оптовиками, подрядчиками по выработке стратегии и тесному сотрудничеству в области хозяйственной практики: создаются условия для сквозной оптимизации потоковых процессов.
 
 
 13. Экономические компромиссы, их сущность
 
 Экономический компромисс - это категория, применяемая в процессе принятия решений относительно предпринимательской деятельности.
 
 Она выражается в расчётах, отражающих интересы различных структурных фирм, предприятий и всех фирм-участниц товародвижения.
 
 Но когда принятие решений находится под воздействием большого числа переменных, гармонизация интересов достигается не путем расчетов, а сравнением качественных характеристик деятельности фирм. Обосновывается осознанием того, что ни одно из структурных подразделений внутри фирмы не располагает достаточными ресурсами, чтобы в одиночку должным образом реагировать на изменение условий и самостоятельно эффективно работать.
 
 Ещё довод - взаимозависимость расходов на логистические, производственные, транспортные операции.
 
 Часто на практике изменение издержек на какие-то одни операции непременно сказывается на других операциях. Например, низкие издержки на транспортировку грузов могут оказаться дорогостоящим делом для фирмы в целом, если транспортное подразделение добивается этой цели, принося в жертву скорость и особенно надёжность доставки. Поэтому предложение об изменении одного из видов деятельности надо рассматривать в увязке с общей суммой затрат. Следовательно, получение экономического эффекта требует нахождения экономических компромиссов, чтобы гармонизировать интересы различных структурных подразделений фирм и всех участников товародвижения.
 
 Поскольку распределение продукции (транспортировка, погрузка-разгрузка, хранение) происходит в различных точках логистической цепи, то исходя из теории компромиссов, в целях принятия правильных решений необходимо учитывать потребности смежных функций на сопряжениях. Т.е. такие показатели, как объем и частота поставок, определяющие размер экспедиторской зоны и затраты на поставку материалов по принципу "точно в срок", не должны учитываться изолированно.
 
 Рассматривая компромиссы как метод балансировки расходов, доходов и прибыли фирм, следует отметить, что они оцениваются в двух аспектах: во-первых, с точки зрения воздействия на полные издержки системы и, во-вторых, по влиянию на доходы от сбыта.
 
 Можно найти компромисс таким образом, что полные издержки увеличатся, но вследствие лучшего предоставления услуг доход от сбыта возрастает. Если разница между доходами и издержками больше, чем она была раньше, компромисс имеет своим результатом улучшение по "затраты - эффективность".
 
 
 14. Уровни экономических компромиссов
 
 Экономические компромиссы охватывают стратегический, организационный, оперативный уровни решений:
 * Стратегический - 3 и более лет. Касается проблем фундаментального характера, составляет часть стратегического плана, в котором деятельность фирмы планируется на относительно длительный срок (выбор поставщика товаров);
 * Организационный - 1 - 3 года. Решения касаются организации производства и рынка (выбор транспорта, тары, выбор способа отгрузки, уровня обслуживания потребителей);
 * Оперативный - до 1 года. Детализация организационных планов (размер партии, скидки с заказа).
 
 
 15. Калькуляция логистических издержек по миссиям
 
 Комплексный подход к потоковым процессам и применение принципа приближения к потребителю изменили концепцию издержек товародвижения. Калькуляция расходов стала осуществляться не только по функциональному принципу, но и по принципу целей - миссий, которые должны быть достигнуты в логистической системе.
 
 Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений по обслуживанию и издержкам.
 
 В соответствии с принципом миссий было выдвинуто требование обязательного отражения издержками материальных потоков, пресекающих традиционные функциональные границы. Это даёт возможность осуществлять раздельно анализ доходов и расходов по типам потребителей, сегментам рынка и каналам грузопотоков. При этом издержки по целям и по функциям согласовываются между собой.
 
 Схема принципа миссий:
 
 А - обслужить западно-европейские рынки компаний с 95% надёжностью доставки за 10 дней при минимальных общих издержках;
 Б - обслужить покупателей продукции компании, удовлетворить их требования в отношении размера отправок и частоты доставки при минимальных общих издержках;
 В - удовлетворить спрос внутренних потребителей с помощью существующих каналов грузопотоков и организационно-технической базы с целью получения максимальной прибыли компанией.
 
 Таким образом, калькулируя издержки товародвижения по принципу миссий и варьируя различными целями, фирма при помощи этой модели может отобрать из них наиболее выгодные с точки зрения целей и обслуживания.
 
 Принцип миссий внедряется с трудом, так как привычна традиционная калькуляция.
 
 
 16. Задачи логистики: стратегическая и концептуальная
 
 Исходя из принципа связи целевой функции логистики с корпоративной стратегией, стратегическая задача логистики - это разработка предложений, способствующих достижению наивысшей эффективности работы фирмы, а также повышению её доли на рынке и получению преимуществ перед конкурентами.
 
 Исходя из определения логистики, которая рассматривается как единая система, использующая экономические компромиссы, концептуальная задача логистики - это гармонизация интересов участников логистического процесса с целью оптимизации рыночных связей.
 
 
 17. Задачи логистики: основные пять задач логистики
 
 1. Построение структурных технологических целей логистики:
 1.1. оптимизация производства и закупок сырья, материалов, комплексных по объёмам и ассортименту;
 1.2. оптимизация управления взаимодействием всех структурных подразделений фирмы;
 1.3. оптимизация движения материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков;
 1.4. оптимизация движения готовой продукции от места производства до места потребления.
 2. Разработка научных задач синтеза оптимальных систем управления материальными и информационными потоками в каждой из структурных технологических цепей;

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу