<< Пред. стр. 6 (из 8) След. >>
Найдем отсюда - оптимальное количество поставок(6.22).
Оптимальный интервал между поставками
Оптимальный размер текущего запаса:
З= (6.23).
Обозначим , тогда (6.24).
Показатель r может быть рассчитан на основе статистических данных за прошлые периоды.
При установлении величины страхового запаса руководствуются теми же критериями, что и при определении текущего запаса. Используются при этом в основном вероятностные методы, например метод Монте-Карло, где изменение величины запаса имитируется с помощью статистических данных за достаточно продолжительный период времени.
Формулу Вильсона можно преобразовать следующим образом. Примем за С3 потери из-за дефицита на единицу продукции в год. Тогда размер оптимальной партии поставки определится по формуле:
(6.25).
ЗАДАЧА.
Определить размер оптимальной партии поставки мелкосортовой стали (пруток O 12 мм) машиностроительному заводу при следующих условиях: годовая потребность - 500 т - Q, транспортно-заготовительные расходы на один заказ - С1=25 грн., издержки по содержанию материала С2=10 грн. в год.
Потери из-за дефицита установлены, исходя из необходимости замены прутка диаметром 12 мм прутком диаметром 14 мм, что составляет убыток 25 грн. на тонну.
Решение.
Размер партии без учета дефицита:
(т)
Размер партии с учетом дефицита:
(т).
Исходные данные для расчета параметров системы (табл. 6.6):
- потребность;
- оптимальный размер заказа;
- время доставки;
- возможное опоздание поставки.
Таблица 6.6
Расчет параметров системы с фиксированным размером заказа.
№
п/п Показатель
Порядок расчета
1 Потребность, шт. - 2 Оптимальный размер заказа, шт. - 3 Время доставки, дни. - 4 Возможное опоздание поставки, дни. - 5 Среднесуточное потребление, шт./день [1]:количество рабочих дней 6 Срок расходования заказа, дни. [2]:[5] 7 Ожидаемое потребление за время доставки, шт. [5]х[3] 8 Гарантийный запас, шт. [5]х[4] 9 Точка заказа, шт. [8]+[7] 10 Максимальный запас, шт. [8]+[2] 11 Средний запас, шт. [8]+[2]:2 12 Срок расходования запаса до точки заказа, дн. ([10]-[9]):[5]
Заказ подается, когда запас достигает точки заказа:
(6.26).
Б) Система с фиксированной периодичностью заказа.
Данная система предполагает равные интервалы поставки, количество которых рассчитывается по формуле:
(6.27),
где Т - количество дней в году.
Однако на практике рассчитанный интервал моет корректироваться на основе оценок специалистов.
Исходные данные для расчета параметров системы (табл. 6.7):
- потребность;
- интервал между заказами;
- время доставки;
- возможное опоздание поставки.
Таблица 6.7
Расчет параметров системы с фиксированной периодичностью заказа.
№
п/п Показатель
Порядок расчета
1 Потребность, шт. - 2 Интервал между заказами, дни - 3 Время доставки, дни. - 4 Возможное опоздание поставки, дни. - 5 Среднесуточное потребление, шт./день [1]:количество рабочих дней 6 Ожидаемое потребление за время доставки, шт. [5]х[3] 7 Максимальное потребление за время доставки, шт. [5]х([3]+[4]) 8 Гарантийный запас, шт. [7]-[6] или [5]х[4] 9 Максимальный запас, шт. [8]+[5]х([3]+[2]) 10 Средний запас, шт. [8]+[5]х[2]:2 11 Размер заказа, шт. [9]-[10]
Максимальный уровень запасов определяется по формуле:
М=Зстрах + ?сут (tдост + tзак) (6.28),
где tдост - время доставки заказа;
tзак - промежуток между заказами.
Средний уровень запаса равен:
Зсредн.=Зстрах+ (6.29).
Средний уровень запаса часто рассматривается вместо текущего.
В большинстве случаев размер заказа равен разности между максимальным уровнем, до которого происходит пополнение запасов, и фактическим уровнем в момент проверки.
Пример. Определить средний и максимальный уровень запаса, а также размер заказа при следующих данных:
страховой запас - 16 единиц;
среднесуточное потребление - 2 единицы;
время доставки заказа - 3 суток;
время между заказами - 10 суток.
Принять средний запас в качестве наличного в момент проверки.
Решение.
М=16+2(10+3)=42 (ед.)
Зсредн.=16+=26 (ед.)
q=42-26=16 (ед.)
ТЕМА 7. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС
Литература 1, 2, 3, 11, 12, 13, 19, 20, 21, 25, 27, 28, 29, 31, 33, 34,
35
1.Понятие логистического сервиса. Его задачи в условиях формирования рыночных отношений
Под логистическим сервисом понимается совокупность нематериальных логистических операций, обеспечивающих максимальное удовлетворение спроса потребителей в процессе управления материальными и информационными потоками, наиболее оптимальным, с точки зрения затрат, способом. Другими словами, логистический сервис представляет собой управление потоками услуг (табл. 7.1.). Осуществляется логистический сервис либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой, специализирующейся в области логистического обслуживания.
Основные принципы логистического сервиса:
* максимальное соответствие требованиям потребителей к характеру потребляемых изделий;
* неразрывная связь сервиса с маркетингом;
* гибкость сервиса, его направленность на учет меняющихся требований рынка.
Таблица 7.1
Сопоставление управления логистическими операциями с материальными потоками и потоками услуг
Логистические операции с потоками материальными Услуг Закупки материалов Наем персонала Процедура заказа Взаимодействие с клиентами и оценка их потребностей Управление заказами Управление мощностями сервисного оборудования, управление заказами Складирование Хранение информации и ведение баз данных Система дистрибьюции Проведение ярмарок-выставок Задачи логистического сервиса:
1) консультирование потенциальных покупателей перед приобретением ими изделий, позволяющее сделать правильный выбор;
2) подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники;
3) передача необходимой технической документации, позволяющей соответствующим специалистам должным образом выполнять обслуживающие функции;
4) предпродажная подготовка изделия во избежание отказа в работе во время демонстрации потенциальному покупателю;
5) доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;
6) приведение изделия в рабочее состояние и демонстрация потребителю его в действии;
7) обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течении всего срока нахождения его у потребителя;
8) оперативная поставка запасных частей.
2.Система логистического обслуживания
Варианты сервисного обслуживания:
- организация сервиса силами самого предприятия-изготовителя;
- делегирование функций сервиса филиалу предприятия-изготовителя;
- для организации сервиса создается специализированная фирма;
- сервис выполняется силами привлекаемых агентов с закреплением за ними всей ответственности по качеству выполняемых услуг;
- формируется специализированное организационное образование (фирма, консорциум), за которым закрепляется право производства и поставки запасных частей и осуществление ремонтных работ;
- дифференциация услуг между потребителем и изготовителем.
Система логистического сервиса включает такую последовательность действий:
1) сегментация потребительского рынка по географическому фактору, характеру сервиса или иному признаку;
2) определение перечня наиболее значимых для потребителя услуг;
3) ранжирование услуг, входящих в составленный перечень;
4) установление связи между уровнем сервиса и стоимостью оказываемых услуг, определение уровня сервиса, необходимого для обеспечения конкурентоспособности компании;
5) установление обратной связи с потребителями, выяснение критериев их оценки услуг.
Важным критерием, позволяющим оценить систему сервиса, как с позиции производителя, так и потребителя услуг является уровень логистического обслуживания. Его рассчитывают по следующей формуле:
(7.1),
где M- количественная оценка теоретически возможного объема логистического сервиса, m- количественная оценка фактически оказываемого объема логистического сервиса.
Уровень логистического сервиса практически рассчитывают как отношение:
- фактически оказываемого объема (ассортимента) услуг к максимально возможному объему (ассортименту) услуг;
- времени на выполнение фактически оказываемых логистических услуг ко времени, которое необходимо было бы затратить в случае оказания всего комплекса возможных услуг.
3.Классификация логистического сервиса
1. По временному параметру логистический сервис делится на 3 стадии:
1 - предпродажный: определение политики фирмы в сфере оказания услуг, а также планирование объема реализации услуг;
2 - работы по оказанию логистических услуг: подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц, предоставление информации о прохождении грузов и т.д.;
3 - послепродажный логистический сервис: гарантийное обслуживание, обязательства по рассмотрению претензий покупателей, обмен и т.д.
К предпродажному сервису относятся следующие услуги: доставка к месту продажи, устранение дефектов, возникших в процессе погрузочно-разгрузочных и транспортировочных операций, монтаж, а также консультации потребителю относительно особенностей транспортировки, хранения, использования продукции и т.д.
Сервис в процессе продажи зависит от условий договорных обязательств контрагентов коммерческой сделки.
Услуги в послепродажный период по сути создают условия для непрерывности процесса продажи, увеличивая взаимозависимость участников торгово-логистических операций.
2. В зависимости от формы оплаты логистический сервис делится на платный и бесплатный. Бесплатный (временный) сервис - это комплекс услуг, учтенных при калькуляции издержек обращения, стоимость которых входит в цену поставки. Обычно сюда относят гарантийные услуги послепродажного обслуживания. Платный логистический сервис - это совокупность услуг, оплату за которые потребитель осуществляет по отдельно выставленному счету.
3. По содержанию работ логистический сервис можно классифицировать на материальный и нематериальный. Материальные услуги направлены непосредственно на потоки товарно-материальных ценностей. Нематериальные услуги связаны с диспетчеризацией потоков, оказанием консультаций. В последнее время их доля резко увеличивается.
4. По направленности выделяют прямой и косвенный логистический сервис. Прямой сервис обеспечивается договором. Косвенный направлен на создание условий для сотрудничества.
5. По степени адаптивности к потребностям сервис разделяют на стандартизированный и индивидуальный. Стандартизированный сервис включает в себя пакет услуг, потребность в которых наиболее часто испытывают клиенты. Его преимуществом является относительно низкие издержки организации. Применение стандартизированного обслуживания целесообразно в случаях, когда услуги оказываются значительному количеству фирм с небольшим объемом деловых операций. Индивидуальное обслуживание требует, с одной стороны, глубоких знаний клиента и его проблем, с другой - оптимальных способов удовлетворения потребностей, что предполагает наличие гибких технологий обслуживания, соответствующего оборудования и персонала.
6. По форме организации логистический сервис классифицируется на децентрализованный (реализуется собственными силами) и самообслуживание (потребитель организует сервис от своего имени и за свой счет).
7. По масштабу логистический сервис делится на локальный и региональный, национальный и международный. Классификация обусловлена спецификой внутреннего и международного рынка логистических услуг, законодательной базой, регламентирующей порядок организации и реализации предпринимательской деятельности.
4. Принципы логистического сервиса
К принципам логистического сервиса можно отнести:
1) обязательность предложения. Принцип можно определить как минимально допустимый уровень логистического обслуживания, определяемый интенсивностью конкуренции на рынке. Определение пороговых величин представляет собой задачу, решаемую исходя из стратегии развития:
???Yijk?М (7.2),
i j k
где М - минимально допустимый уровень обслуживания;
Yijk - логистическая услуга, опосредующая i-тый вид товаропотока, адресуемого в j-тый регион k-тому потребителю;
2) свободный выбор потребителем формы и уровня логистического обслуживания. Обязательность предложения вовсе не предполагает обязательность потребления услуг. Потребитель услуг всегда имеет право отказаться от логистического сервиса. При этом стоимость поставки должна быть уменьшена на сумму стоимости пакета логистических услуг.
Sполн=Sm+Sn+Sэ (7.3)
S1=Sполн-(Sn+Sэ) (7.4)
S2=Sполн-Sэ (7.5),
где Sполн - полная стоимость потребления услуг,
Sm - стоимость приобретения товара,
Sn - стоимость поставки,
Sэ - стоимость эксплуатации,
S1 - стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от всего пакета логистического обслуживания,
S2 - стоимость поставки, по условиям которой потребитель отказывается от послепродажного обслуживания;
3) эластичность, гибкость сервиса. Пакет логистических услуг должен быть нацелен на конкретного потребителя. Способность коммерческой организации индивидуализировать логистическое обслуживание потребителя предопределяет его приверженность конкретному посреднику. Гибкость логистического сервиса по сути является компенсатором рисков, возникающих в процессе реализации продукции, качественные характеристики которой не позволяют гарантировать потребителям устойчиво оптимальный режим эксплуатации:
Y=?(x1,x2), (7.6),
где Y - эластичность логистического обслуживания,
x1 - внутренние ограничения посредника (по ресурсам),
x2 - внешние ограничения (динамика потребительских предпочтений).
4) удобство сервиса. Интегральная оценка качества логистического сервиса зависит не только от соотношения качества и стоимости услуг, но и от косвенных затрат, связанных с условиями потребления и доступностью услуг. Такие затраты обусловлены расположением предприятия сервиса, временем ожидания услуги и т.д.
5) технико-технологическая адаптивность сервиса. Параметры логистического сервиса в значительной степени производны от технических характеристик товаропотока. Техническая адекватность сервиса означает соответствие технологии, методов, средств и инструментов логистического обслуживания, а также уровня соответствующей профессиональной подготовки персонала техническим требованиям перерабатываемых товаропотоков. К примеру, используемая тара должна быть адекватна техническим характеристикам перевозимого в неё товара, а также применяемым погрузочно-разгрузочным механизмам, устройствам и транспортным средствам, осуществляющим непосредственную доставку в места складирования, хранения и потребления.
6) адекватность ценовой политики в сфере логистического сервиса внутренним и внешним переменным деятельности предприятия. Субъекты услуг формируют их цену, определяя приоритетные цели логистического обслуживания:
(7.7)
где S - спрос на логистические услуги;
P - предложение логистических услуг,
Z - затраты, связанные с оказанием услуг,
S - ценовая стратегия предприятия.
5. Качество логистического обслуживания
Одной из главных задач логистической службы является поиск оптимальной величины уровня обслуживания. Для этого необходимо анализировать параметры качества сервиса, определяя расхождения между ожидаемым и фактическим результатами.
1. Расхождение между ожиданиями покупателя в качестве сервиса и восприятием предприятия этих ожиданий. Это расхождение возникает, т.к. представители предприятия не всегда понимают, что покупатель подразумевает под высоким качеством услуг. Причины возникновения подобной ситуации: недостаточность маркетинговых исследований, неадекватность используемых оценочных параметров измерения качества сервиса, неточность информации, содержащей факты о спросе на услуги и оценки их качества, большое количество уровней логистического менеджмента.
2. Расхождение между восприятиями ожиданий потребителей и действительным качеством услуг. Возможные причины разрыва: несоответствие требований к качеству предприятия и потребителей, недостаточный уровень исполнительской и технологической дисциплины на предприятии, низкий уровень стандартизации качества, слабая система контроля качества.
3. Расхождение между рекламируемым и реальным сервисом. Причины расхождения: неадекватные горизонтальные коммуникации среди оперативного персонала и персонала отдела маркетинга логистической системы, предрасположенность к преувеличению достоинств сервиса в рекламе.
Формирование потребительских ожиданий строится на использовании следующих ключевых факторов:
- речевых коммуникаций, т.е. той информации, которую покупатели узнают от других клиентов;
- личных потребностей. Данный фактор относится к личности покупателя, его запросам, представлению о качестве сервиса, политическим, религиозным и др. убеждениям;
- прошлого опыта, т.е. использование такого же или подобного сервиса;
- внешних сообщений, т.е. рекламы в СМИ.
Покупательские ожидания являются стартовой и ориентировочной линией развития предприятия. Приоритетным окажется то предприятие, которое сумеет определить латентные покупательские ожидания.
К наиболее важным параметрам сервиса можно отнести:
1) надёжность физического распределения (нужный доставленный товар, в необходимые время и место), информационных и финансовых процедур;
2) доступность (простота установления контактов с поставщиками сервиса, удобное для покупателя время оказания услуг, наличие у поставщика запасов материальных ресурсов (готовой продукции) для бесперебойного обеспечения клиентов);
3) безопасность (сохранение груза, предотвращение возможного ущерба самому клиенту);
4) гибкость поставки (способность поставляющей системы учитывать пожелания или положения клиентов), т.е. возможность:
- изменения формы заказа,
- изменения способа передачи заказа,
- изменение вида тары и упаковки,
- отзыва заявка на поставку,
- получения клиентом информации о состоянии его заказа;
5) взаимопонимание с покупателем (искренний интерес к покупателю, возможность войти в его роль и знать его нужды).
6. Реинжиниринг процесса обслуживания потребителей
Реинжиниринг предусматривает замену устаревших методов управления на новые, более современные и на этой основе значительное улучшение основных показателей деятельности предприятия. Он включает в себя:
- пересмотр и реконструирование процессов выполнения заказов в целях улучшения показателей системы обслуживания;
- разработку системы обслуживания по процессам создания дополнительных ценностей для потребителя.
Типовой план реинжиниринга процесса обслуживания:
1. Составление списка всех процессов.
Координирует действия руководитель службы логистики, поскольку ответственность специалистов функциональных подразделений обычно разграничивается по вертикальным функциям и в горизонтальном процессе они отвечают только за отдельные его стадии. Организация обслуживания ориентируется не на функции, а на процессы.
2. Выбор приоритетного процесса.
Исследуется процесс прохождения одного, как правило, самого важного или срочного заказа. Анализ начинается с той стадии процесса, которая ближе всего к потребителю.
3. Интервью с конечными потребителями.
Анализируют требования потребителей к обслуживанию, фактические и желательные параметры системы обслуживания.
4. Мониторинг процесса.
Для получения чёткого и ясного представления о маршруте заказа посещают рабочие места. Выясняют количество стадий процесса, степень участия сотрудников функциональных подразделений предприятия в выполнении заказа.
5. Составление схемы процесса.
Определяют границы ответственности исполнителей на каждой стадии процесса обслуживания. При составлении схемы осуществляют следующие операции:
a) анализ последовательности стадий процесса выполнения заказов;
b) определение лиц, участвующих в каждой операции;
c) составление перечня ресурсов, используемых в процессе выполнения заказов;
d) анализ "сбоев" в обслуживании;
e) систематизация всей сопровождающей заказ документации;
f) анализ имеющихся инструкций, определение круга вопросов, необходимых для изучения;
g) выбор сотрудников в группу по проведению реинжиниринга, включение сюда представителя заказчика.
6. Перепроектирование процесса.
Решают задачу сокращения времени, в течение которого не создаётся добавленная стоимость для потребителя. Направления мероприятий по сокращению времени обслуживания:
* установление (пересмотр) границ ответственности специалистов функциональных подразделений и координация взаимодействий на горизонтальной основе;
* определение документооборота, необходимого на каждом рабочем месте;
* упрощение или механизация отдельных процессов выполнения заказа;
* выполнение операций параллельно, а не последовательно;
* разделение процесса обслуживания по сложности задач, выделение трудных и врeменных задач;
* исключение ситуаций, когда решение одной задачи может привести к появлению другой;
* упрощение схемы принятия решений и получения разрешений.
7. Испытание и проверка процесса.
Анализируют вероятность возникновения новых проблем, определяют ограничивающие факторы внешней среды, возможные реакции на изменения.
8. Реализация, контроль и стандартизация процесса.
ТЕМА 8. ЛОГИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
Литература 2, 5, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 29, 32, 33,
34, 35
1.Снабженческо-транспортный комплекс предприятия
Служба материально-технического снабжения предприятия представляет собой организационно-структурное подразделение, в обязанности которого входят поставка на предприятие основных и вспомогательных материалов, топлива, покупных полуфабрикатов, инструментов и технологической оснастки, оборудования. Систему снабжения образуют отдел материально-технического снабжения и находящиеся в его распоряжении снабженческие склады.
Обеспечение подразделений осуществляется на основе лимитов и норм расхода. Лимиты составляют технические и технологические службы предприятия совместно со службой МТС. Лимит устанавливается с учетом величины производственной программы и технического состояния производства.
В практике встречаются следующие схемы обеспечения цехов: на основе стандарт-плана и на основе заявок.
Первая схема (активное обеспечение) распространена в массовом и крупносерийном производстве. Доставка материалов здесь осуществляется службой транспортного хозяйства по разработанному графику, что дает возможность снизить расходы на транспортировку и на хранение материалов, т.к. материалы доставляются непосредственно на рабочие места.
Вторая схема свойственна мелкосерийному, единичному, а тем более индивидуальному производству. При организации цеха получают материалы, заполняя лимитно-заборные карты или разовые накладные и, как правило, доставляют их самостоятельно в цеховые кладовые.
Структура транспортного хозяйства предприятия зависит от многих факторов: объема внутренних и внешних перевозок, типа производства, массы и габаритов изготавливаемой продукции, уровня кооперированных связей. Обязательно формируются цеха безрельсового транспорта, электротранспорта. Кроме того, при необходимости образуются цеха железнодорожных или автомобильных средств. Соответственно создается ремонтная база.
В массовом и крупносерийном производстве к транспортным средствам непрерывного действия относятся конвейеры.
Кроме цехов в состав транспортного хозяйства входят диспетчерское бюро и группа учета. Подчиняется транспортное хозяйство главному инженеру.
Работа транспортного хозяйства строится на использовании таких понятий как грузооборот и грузопоток.
Грузооборот представляет собой общее количество грузов, перемещаемых на территории завода, цеха, склада в единицу времени в течении учетного периода. Грузооборот складывается из отдельных грузовых потоков. Грузопотоком называется количество грузов, транспортируемых в единицу времени между двумя смежными пунктами. Величина грузопотоков может быть измерена:
1) в условиях постоянной номенклатуры и объемов производства - на основе норм расхода и производственной программы;
2) в условиях часто изменяющихся факторов - на основе средних показателей (проводится специальное исследование с последующей обработкой показателей или выбор типового представителя).
С целью установления равномерных грузопотоков составляется шахматная таблица грузооборота, где указывается масса поступивших и вывезенных грузов. Шахматная таблица с учетом пространственной планировки предприятия является исходным материалом для составления схемы грузопотоков.
С целью выявления фактов встречных, возвратных, не полностью загруженных и чрезмерно дальних перевозок проводится анализ грузопотоков и грузооборота.
При условии стабильных грузопотоков, что характерно для массового производства, перевозки осуществляются согласно графику по постоянным маршрутам с одинаковой интенсивностью. При неустойчивых грузопотоках (серийное и единичное производство) перемещение грузов осуществляется на основе разовых заданий или сменного графика.
Межцелевые перевозки могут осуществляться по маятниковой (веерной) или кольцевой схеме. Маятниковая схема может включать одностороннее или двустороннее движение транспортных средств. По данной схеме происходит доставка изделий (материалов, деталей) со склада в цеха. Недостаток схемы: транспортные средства, имея максимальную загрузку по пути со склада в цех, возвращаются пустыми.
При кольцевой схеме транспортные средства доставляют грузы по очереди всем цехам, после чего возвращаются на склад за новой партией грузов. Такая схема часто называется "кольцевой с затухающим грузооборотом".
Важнейшей задачей при внутризаводских перевозках является выбор средств автоматизации или механизации. При этом следует принимать во внимание ряд факторов:
I. Общие: - транспортные свойства грузов (габариты, масса, подверженность повреждениям, огне- и взрывоопасность), - условия перемещения (количество перемещаемых грузов, маршруты и расстояния перемещения, строительные характеристики зданий), - согласованность межцеховых, внутрицеховых и складских перевозок.
II. Частные:
1. При межцеховых перевозках - наличие необходимого объема грузов в начале и конце маршрута, обеспечение фронта загрузки и разгрузки.
2. При внутрицеховых перевозках - технология производства, наличие механизированных и почтовых линий обработки и сборки изделий.
3. При складских перевозках - номенклатура хранимых материалов; оборачиваемость грузов; периодичность их поступления и выдачи со склада; выполнение на складе операций комплектования, упаковки, выборочного контроля; вид транспорта, поставляющего грузы на склад и со склада в цеха.
2. Предприятие как логистическая система
Представляя предприятие в качестве логистической системы, рассмотрим её основные составляющие (рис 8.1).