<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис 8.1. Предприятие как логистическая система
 Отдельные функциональные цели логистики снабжения (поставок):
 - расчет потребности в материальных ресурсах в соответствии с программой производства;
 - правильный выбор поставщиков, сведение их количества к минимуму;
 - заблаговременный запрос на материалы;
 - использование единых контейнеров на протяжении длительного времени;
 - минимизация запасов;
 - достижение снабжения "по требованию";
 - гарантия безошибочного размещения материалов;
 - интеграция снабжения и производства;
 Для производственной логистики:
 - сокращение простоев оборудования;
 - оптимизация запасов;
 - улучшение использования производственных и складских площадей;
 - повышение качества продукции, обязательное устранение брака;
 - устранение нерациональных внутризаводских перевозок.
 Отдельные функциональные цели логистики сбыта (распределительной):
 - поставка готовой продукции в соответствии с заявками клиентов (время, качество, цена);
 - качественное складирование с минимальными затратами;
 - повторное использование тары;
 - обеспечение высокого уровня сервиса;
 - сквозное управление изготовлением заказов до сбыта включительно.
 Для транспортной логистики:
 - разработка оптимальных маршрутов и графиков движения транспорта;
 - совместное планирование работы различных видов транспорта;
 - координация работы транспорта со складскими и производственными звеньями;
 - выбор вида транспортных средств;
 - создание транспортных коридоров и транспортных цепей.
 Для информационной логистики:
 - сопровождение и обслуживание материального потока;
 - нахождение (размещение);
 - время прибытия и (или) отправки в пункт (из пункта) размещения;
 - система транспортировки;
 - резервирование.
  Кроме того, задачей информационной логистики является минимизация материальных потоков, замена их информационными, замена материальных запасов надежной информацией.
  Следует отметить роль информационной логистики при контроле и управлении как всем предприятием, так и его подсистемами. Контроль осуществляется на основе следующих данных:
 - вид ППТН;
 - количество (объем);
 - происхождение ППТН;
 Отдельные функциональные цели логистики утилизации:
 - планирование переработки и утилизация отходов;
 - сортировка отходов;
 - быстрая переработка материалов, которые могут повторно использоваться;
 - экологически безопасное складирование отходов, которые не могут использоваться повторно.
  В индустриально развитых странах кроме отдельных видов деятельности законодательно обуславливаются ограничения относительно переработки отходов, что вызвано требованиями экологии. Поэтому логистика утилизации должна охватывать планирование, управление и физическую обработку отходов до допустимых норм.
  3. Условия использования логистических методов на предприятии
 
  Логистика способствует повышению эффективности работы предприятия при соблюдении следующих условий:
 1. Связь логистики с корпоративной стратегией. Руководители, применяющие логистику, должны постоянно задаваться вопросом: "Обеспечивают ли наши логистические операции конкурентоспособность на рынках?"
 2. Создание логистической службы на предприятии. Такая служба должна контролировать и координировать все функции, связанные с закупкой, транспортировкой, складированием, хранением запасов и сбытом.
  В настоящее время такие службы только начинают создаваться, причем первой ступенью интеграции выступает объединение управления запасами и распределения продукции.
 3. Внедрение современных технологий обработки информации. Ранее ЭВМ были предназначены для обработки данных, относящихся к самой сделке (информация по заказ наряду, закупкам и т.д.). Сейчас создаются системы, позволяющие принимать логистические решения. Такие системы окупаются за 3-4 месяца и приносят значительную выгоду предприятию. Например, вложение средств в усовершенствование системы обработки информации, связывающей администрацию и подразделения логистической службы позволило некоторым компаниям добиться сокращения уровня запасов в 15-20 раз.
 4. Обучение кадров основным методам логистики.
 5. Установление тесных внутренних (координация действий подразделений предприятия) и внешних (сотрудничество с брокерами, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.) связей.
  Указанное условие непосредственно связано с использованием положений теории компромиссов. Теория предполагает учет интересов всех участников логистического процесса (как подразделений предприятия, так и других предприятий) при выработке управленческих решений. При этом оценкой эффективности решения служит соотношение "затраты - эффект". Экономические компромиссы можно рассматривать на стратегическом, организационном и оперативном уровнях. Примеры экономических компромиссов:
 1) на стратегическом уровне - заключение контракта с поставщиком на определенный период;
 2) на организационном уровне - выбор способа отгрузки, вида транспорта, уровня обслуживания потребителей;
 3) на оперативном уровне - выбор размера партии груза, видов тары, скидов с количества.
 6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей (рис. 8.2.). Такая прибыль возникает за счет:
 * сокращения дебиторской задолженности в связи с уменьшением сроков исполнения заказов и точности выписанных счетов;
 * уменьшения запасов;
 * замены собственных основных фондов арендуемыми;
 * увеличения наличности.
  Внедрение данного показателя привело к тому, что все большее число компаний стало пользоваться услугами специализированных фирм (транспортные предприятия, склады общего пользования и т.д.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис.8.2. Влияние логистики на показатели деятельности предприятия
 
 7. Определение оптимального уровня качества логистического обслуживания, для чего сопоставляют прибыль с затратами на поддержание такого уровня. На основе предварительных расчетов разрабатывается программа обслуживания потребителей (пример представлен в табл. 8.1):
  Таблица 8.1
 Программа обслуживания потребителей
 Класс потребителей услуг Доля потребителей в объеме продаж, % Уровень обслужива-ния, % А 60 95-98 Б 20 90-95 В 15 90-95 Г 3 85-90 Д 2 85-90
 8. Тщательная (полная, детализированная, учитывающая возможные изменения обстоятельств) разработка логистических операций.
 
  4. Функции логистической службы
 
  Логистический подход к функциональному планированию на предприятии предполагает выделение специальной логистической службы, начиная от формирования договорных отношений с поставщиком и кончая доставкой покупателю готовой продукции. Последнее способствует принятию системных решений, например решению задачи MOB: "Make or buy" - сделать или купить. В узком смысле - это принятие решения, касающегося самостоятельного выпуска необходимых предприятию комплектующих. В широком - принятие решения относительно использования собственного транспорта или транспорта общего пользования, собственных или общих складов.
  Логистической службой решаются такие частные задачи, как контроль за состоянием запасов, управление техническим обслуживанием основных фондов. Последняя система, называемая PRM (Phyzical Resource Management), включает сбор и обработку информации, выдачу рекомендаций относительно профилактики и ремонтных работ, контроль за наличием и использованием вспомогательных материалов и запасных частей.
  На современном уровне логистический подход привел к созданию системы LRP- (logistic requirement planning) - системы планирования и контроля входного, внутреннего и выходного материального потока на уровне предприятия, объединения. Система обеспечивает интегральный подход к:
 - управлению запасами в каналах сферы производства и обращения;
 - прогнозирование потребности в транспортере;
 - определение величины спроса в продукции предприятия;
 - составление оптимальных логистических цепей.
  Наиболее тесно логистика связана со службой маркетинга, ее можно рассматривать как инструмент реализации стратегии маркетинга. Маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует. Например, если служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида продукции, то задачами службы логистики будут:
 - обеспечение производства сырьем;
 - управление запасами;
 - транспортировка.
  Основные моменты различия маркетинга и логистики представлены в табл. 8.2.
 
 Таблица 8.2
  Сравнение маркетинга и логистики
 Маркетинг Логистика Объект исследования Рынок конкретных товаров Снабженческо - производственно - сбытовая деятельность Предмет исследования Доля предприятия на рынке, наличие аналогов, тенденции спроса потребителей Оптимизация системы материальных и информационных потоков Конечные результаты Выработка рекомендаций деятельности предприятия в плане ассортимента и объема производства Снижение издержек предприятия в сфере производства и обращения. Рационализация распределения
  Служба логистики тесно связана с планированием производства:
 * производство дает готовые изделия, т.е. объем работ для сбытовой логистики;
 * производство зависит от заготовительной логистики (своевременной и качественной доставки сырья, материалов, комплектующих частей).
 
  5. Противоречия в логистике
 
  Планирование, управление, контроль логистической деятельности на предприятии тесно переплетается с другими видами работ и расчленяется по службам. Одно подразделение предприятия занимается закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом частные цели (т.е. подразделений) могут не совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока (табл. 8.3).
 Таблица 8.3
 Противоречия между производством и логистической системой
 
 Производственный процесс Логистическая система Крупномасштабное производство Выпуск продукции малыми партиями Оперативный доступ к запасам Минимальные затраты на обслуживание запасов Быстрая доставка Выбор транспорта для доставки продукции с минимальными издержками Сосредоточение складского хозяйства на предприятии Разветвленная складская система Управление заказами в соответствии с требованиями производства Полное и своевременное выполнение заказов потребителей В предыдущем вопросе были рассмотрены составляющие логистики и указано, что основными из них являются снабженческая, сбытовая и производственная подсистемы. Противоречия между ними демонстрирует рисунок 8.6.
  Рассмотрим противоречия, возникающие в каждой логистической подсистеме. Они наглядно представлены на рис. 8.3. (снабженческая логистика), 8.4. (производственная логистика), 8.5. (сбытовая логистика).
 
  А. Снабженческая логистика.
 
 
  1
 
 
 
 
  3 2
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 8.3. Противоречия в снабженческой логистике
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Б. Производственная логистика.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 8.4. Противоречия в производственной логистике
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В. Сбытовые.
 
 
  2а
 
 
 
 
 
  1
 
 
 
 
 
 
 
  2б
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 8.5. Противоречия в сбытовой логистике
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 8.6. Противоречия в логистике предприятия
 
 
 ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ "Логистика"
 
 1. Альбеков А.У., Федько В.П., Митько О.А. Логистика коммерции. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 512с.
 2. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Д. Логистика: интегрированная цепь поставок, 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес, 2005.- 640 с.
 3. Гаджинский А.М. Логистика. - М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 1998. - 228с.
 4. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999. - 128с.
 5. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. - М.: Издательский дом "Дашков и Ко", 1999.- 412с.
 6. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 208с.
 7. Дегтяренко В.Г. Основы логистики и маркетинга. - Ростов н/Д.: Экспертное бюро, М.: Гардарика, 1996.
 8. Демичев Г.М. Складское и тарное хозяйство. - М.: Высшая школа, 1975. - 294с.
 9. Захаров К.В., Цыганок А.В., Бочарников В.П., Захаров А.К. Логистика, эффективность и риски внешнеэкономических операций. - К.: ИНЭКС, 2000. - 237с.
 10. Как работают японские предприятия: Пер. с англ. М.: Экономика, 1989. - 262с.
 11. Кальченко А.Г. Основы логiстики. - К.: Товариство "Знання", КОО, 1999. - 135с.
 12. Козловский В.А., Козловская Э.А., Савруков Н.Т. Логистический менеджмент. - 2-е изд., доп. - СПб: Издательство "Лань", 2002. - 272с.
 13. Колобов А.А., Омельченко И.Н. Основы промышленной логистики: Учебн. пособие. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана, 1998. - 116с.
 14. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. - Ростов н/Д.: Экспертное бюро, 1997. - 127с.
 15. Крикавский Е. Логістика: Навч. посібник. - Львiв: ДУ "Львiвська полiтехника", 1999. - 264с.
 16. Крикавский Е., Гринiв Н., Таранський I. Логiстика i розвиток органiзацiй. - Львiв: ДУ "Львiвська полiтехника", 1999.- 148с.
 17. Крикавский Е. Логiстика: Навч. посiбник. Львiв: ВДУ "Львiвська полiтехника", 1999.- 264с.
 18. Логистика: Учебн. пособие / Под ред. Б.А.Аникина. М.: ИНФРА-М, 1998.- 327с.
 19. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя: основные понятия, положения и процедуры: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 252 с.
 20. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Касенов А.Г. Логистика: обслуживание потребителей. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 190с.
 21. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Системный анализ в логистике: Учебник. - М.: Изд-во "Экзамен", 2002. - 480 с.

<< Пред.           стр. 7 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу