<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 22. Контроль за результатами и самоконтроль.
 23. План на следующий день.
 24. Домой - с хорошим настроением.
 25. Каждый день должен иметь свою кульминацию.
 Свои рабочие задачи ставьте сначала под вопрос и изыскивайте меры, которые могли бы помочь Вам в саморазгрузке.
  Используйте материал главы "Реализация и организация" для своих нужд. Что показалось Вам особенно важным при проработке этой главы? Что нового Вы узнали? Что из Вашего опыта нашло подтверждение? Что Вы хотите проработать основательнее? Что бы Вы хотели применить на практике?
 
 Использование главы "Реализация и организация" Страница Мысли, ассоциации, темы К какому времени проработать, применить Контроль
 Берегите свое время (см. начальный раздел "Значение времени"), обходитесь со своим временем так же, как Вы обходитесь со своими деньгами!
 Не "все в свое время", а "все в мое время"!
 5. Контроль: как обеспечить успех и запланированный результат
 Берегите свое время (см. начальный раздел "Значение времени"), обходитесь со своим временем так же, как Вы обходитесь со своими деньгами!
 Не "все в свое время", а "все в мое время"!
 контроль результатов (целевой контроль).
 5.1. Функции контроля
 Последней функцией во внешнем кольце круга самоменеджмента является контроль. Многие специалисты, видят в нем основную деятельность менеджера. Контроль за результатами служит улучшению, а в идеальном случае - оптимизации трудового процесса. Вы выявляете, были ли достигнуты поставленные цели, и вносите необходимые коррективы.
 Всякая постановка цели и планирование эффективны лишь настолько, насколько эффективны следующие за ними реализация и завершающий контроль за исполнением
 Контролируйте регулярно реализацию своих временных планов!
 На менее удачных результатах и возникающих ошибках Вы можете только поучиться: таким образом Вы набираетесь опыта.
 Контроль, кроме того, способствует повышению мотивации труда (ощущение успеха) и задает импульсы для новой постановки вопросов и проблем.
 Контроль как функция самоменеджмента охватывает три задачи:
  Осмысление физического состояния.
 Что достигнуто к моменту осуществления контроля?
  Сравнение запланированного с достигнутым.
 В какой степени достигнута поставленная цель?
 Какие имеют место отклонения?
  Корректировка по установленным отклонениям.
 Время, продолжительность и регулярность контроля в определяющей степени зависят от исполняемых задач и поставленной цели. В этой связи следует различать:
  контроль процесса и осуществляемой деятельности;
  5.2. Контроль процесса
 Регулярно через равные промежутки времени проверяйте свои планы и организацию труда.
 Постоянно в течение дня задавайте себе, например такие вопросы:
 - выполняете ли Вы действительно необходимые задачи?
 - подходите ли Вы к предстоящей деятельности в соответствии с ее приоритетностью?
 - справляетесь ли Вы с запланированными задачами в установленное время?
 - перепоручаете ли Вы в достаточном объеме дела, в том числе и срочные?
 - собираете ли Вы в единый блок небольшие дела, телефонные разговоры и т. п.?
 - используете ли Вы все другие возможности рационализации и разгрузки?
 - ведете ли борьбу с "помехами" и "поглотителями времени"?
 Регулярно анализируйте свою деятельность и свое время и составляйте листок дневных "помех", чтобы контролировать и совершенствовать свою рабочую методику (см. формуляры в начальной главе).
 Полученный в результате этого опыт поможет Вам выявить "поглотителей времени", вредные привычки (длительные телефонные разговоры, ненужную отчетность, лишние или слишком продолжительные совещания, неприятные отвлечения от работы, слишком большой объем представительской деятельности, неверные приоритеты, недостаточное делегирование дел) и принять соответствующие контрмеры.
 Для подобных письменных протоколов нет альтернативы. Уже сам факт сознательного записывания действует как средство самовоспитания.
 Анализ деятельности и времени как процесс контроля
 Анализ деятельности и времени в рамках контроля как функции самоменеджмента означает сравнение фактического использования Вашего времени в течение дня и недели с запланированным.
 
 Анализ видов деятельности и расхода времени План S ч Факт S4 Выигрыш в часах
 Контроль деятельности и времени может осуществляться следующим способом.
 1. Запланированное время (целеустановка).
 Запишите, какие из важных задач (категория А) Вы могли бы выполнять, если бы ежедневно имели на 1 час больше времени в своем распоряжении:
 
 2. Восприятие фактического течения времени и деятельности.
 Фиксируйте в колонке "Фактическое состояние" всю свою работу, периодически выполняемую в течение дня или недели.
 
 Фактическое состояние Фактически затраченное время (ч, мин) Планируемое состояние Планируемое время ч, мин Перечисление регулярно воспроизводимых в течение дня или недели видов деятельности День Неделя Перечисление возможностей оптимизации в целях экономии времени День Неделя
 Регистрируйте сначала только виды деятельности и затраченное время, а затем исследуйте причины и детали.
 3. Разработка планируемого состояния.
 Проанализируйте теперь каждый вид деятельности в графе "Фактическое состояние" с точки зрения возможностей оптимизации трудового процесса в целях экономии времени:
 - Что произойдет, если отказаться от данной деятельности?
 - Что произойдет, если эту деятельность полностью или частично делегировать?
 - Что произойдет, если эту деятельность осуществить в течение более короткого промежутка времени?
 Если не произойдет ничего или последствия будут незначительными, то эту деятельность можно соответственно исключить, делегировать или осуществлять в более короткие сроки.
 Запишите эти меры по рационализации в графе "Планируемое состояние" и отведите для этого новое предусмотренное время.
 4. Сравнение "план - факт" (контроль).
 Последним шагом попытайтесь определить:
 - Насколько велика фактическая временная нагрузка?
 - Сколько времени может быть сэкономлено?
 - Какие меры по экономии времени необходимо предпринять?
 - Как можно со смыслом использовать сэкономленное ,.время?
 Постоянно или по крайней мере через равные промежутки времени проверяйте свой трудовой процесс на предмет возможности разгрузки!
 Анализ дневных "помех" как метод контроля
 Как и в результате анализа деятельности и времени, с помощью контроля и анализа текущих "помех" можно вскрыть дополнительные источники экономии времени. Здесь также наряду с отдельными видами деятельности и "помехами" следует зафиксировать возможности улучшения.
 
 Факт План Время "от-до" Отдельные виды деятельности, во время которых Вам мешают Вид "помех" (телефон, посетители) Продолжительность помех Возможности улучшения использования времени
 Определите новые меры для улучшения Вашего рабочего процесса (план) и сравните их затем с результатами реализации.
 5.3. Контроль результатов
 Основу и исходный пункт процесса самоменеджмента представляет собой намерение достичь поставленных целей в конце планового периода.
 Без цели всякий результат труда является одинаково верным и неверным!
 Контроль за результатами труда с точки зрения достижения конечной цели (целевой контроль) должен в любом случае производиться после выполнения задачи (конечный контроль), а при реализации крупных проектов он должен осуществляться на промежуточных стадиях на всем протяжении процесса (промежуточный контроль).
 Осуществляйте регулярный контроль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов.
 - Что могло быть выполнено из задуманных задач/целей?
 - Какие результаты были достигнуты?
 - Что осталось несделанным и почему (установить причины, "помехи")?
 - Где было потеряно время (см. контроль процесса)?
 - Какие можно сделать выводы для предварительного планирования следующего периода (дня, недели, месяца)?
 Помните о том, что контроль, так же как и сама задача, должен быть запланирован и проведен своевременно, чтобы можно было произвести необходимые корректировки! Если же Вы сможете лишь постфактум определить, что было неверно, то это ничего не даст для выполнения соответствующей задачи!
 По комплексным рабочим задачам составляйте контрольный лист и фиксируйте даты (сроки) в своем дневнике времени!
 
 Контрольный лист № Задача (цель) Дата, срок Планируемые показатели Фактические показатели Причины отклонений Исполнение
 5.4. Обзор истекшего дня (самоконтроль)
 В конце рабочего дня необходимо контролировать и отражать не только выполнение поставленных задач, но и личную ситуацию.
 Обозревая истекший день, перепроверьте, что прошло благополучно и соответственно что могло быть сделано лучше!
 Следующие вспомогательные вопросы должны дать Вам для этого некоторые побудительные импульсы.
 
 Вспомогательные вопросы для обзора результатов дня (контроль) Кто или что помешало мне сегодня достичь большего?
 Принес ли я сегодня пользу окружающим меня людям?
 Где я "застрял" на мелочах?
 Где я занимался поверхностными вопросами?
 Где я занимался ненужной критикой?
 Где я пошел на напрасные компромиссы?
 Где я вследствие тщеславия предъявил чрезмерные требования к своим партнерам?
 Что могла бы фирма по праву потребовать от меня?
 Как могли бы судить обо мне мой подчиненный, коллега или шеф?
 Мог ли я отказаться от каких-то дел?
 
 Чему я научился сегодня?
 Удалось ли мне сегодня записать или обработать свои идеи, мысли?
 Что или кто доставил мне сегодня радость?
 Приблизил ли меня это день к достижению моих целей?
 Что самое лучше, что я мог бы сегодня сделать?
 Поскольку, судя по опыту, подобный обширный список вопросов можно использовать далеко не всегда (если его вообще можно практиковать), применяйте метод "пяти пальцев", который ориентируется на начальные буквы названий пальцев.
  М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания, опыт я сегодня получил?
  Б (безымянный палец) - близость цели' что я сегодня сделал и чего достиг?
  С (средний палец) - состояние духа: каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа?
  У (указательный палец) - услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем услужил, порадовал или "поспособствовал" ?
  Б (большой палец) - бодрость, физическая форма: каким было мое физическое состояние сегодня? Что я сделал сегодня для своего здоровья, поддержания своих физических кондиций?
  Отыщите в течение дня такие типичные ситуации, когда Вы могли бы применить эту формулу, например в автомобиле по пути домой или в ожидании автобуса!
 Оценка результатов дня
 Вы можете каждый день оценивать по четырёхбальной системе и заносить отметку в свой дневник времени:
 
 4 = особенно удачный день;
 3 = удачный день;
 2 = удовлетворительный день;
 1 = неудачный день (плохое настроение,
 неуспех, раздражение, заботы).
 Таким образом Вы подчеркнете качество дня, его значение, которое он имеет для Вашей жизни. Это оказывает позитивное воздействие на Вашу уверенность в успехе.
 Даже если Вы раздражены и находитесь в плохом настроении, благодаря подведению итогов в конце дня Вы побуждаетесь к тому, чтобы сконцентрироваться на положительных результатах. В итоге баланс будет выглядеть позитивнее, и Ваше настроение с которым Вы ляжете спать, станет уже иным!
 5.5. Резюме
 Тот, кто хочет себя по-настоящему разгрузить, не может отказаться от самоконтроля.
 Переживание даже небольшого успеха позитивно воздействует на настроение и мотивацию и способствует совершенствованию Вашего личного рабочего стиля!
 Проработайте материал главы "Контроль" применительно к своим нуждам. Что показалось Вам особенно важным при проработке этой главы? Что нового Вы узнали? Что из Вашего опыта нашло подтверждение? Что Вы хотите проработать основательнее? Что бы Вы хотели применить на практике?
 
 Использование главы "Контроль" Страница Мысли, ассоциации, темы К какому времени проработать, применить Контроль
 6. Информация и коммуникации: Как целесообразно и рационально вести совещания, телефонные переговоры и корреспонденцию
 "Делай так же - делай наоборот - делай повторно!"
 Народная мудрость
 6.1. Значение информации и коммуникаций
 Сердцевину, или центр круга, самоменеджмента составляет сфера информации и коммуникаций, вокруг которой постоянно вращаются другие функции. В самом деле, нам приходится справляться с настоящим потоком информации, который обрушивается на нас.
 Обработка информации должна быть ориентирована на достижение Ваших профессиональных и жизненных целей
 Идеально было бы, если Вы занимались лишь той информацией, которая кажется важной с точки зрения решения Ваших проблем и достижения Ваших целей. В этой связи информационным фильтром для восприятия новых данных может служить однозначная целеориентация, когда более существенные вещи воспринимаются сильнее, чем те, которые обладают малой информационной ценностью или совсем ее не имеют и поэтому остаются без внимания.
 В реальной жизни, однако, Вы получаете, перерабатываете и распространяете гораздо больше информации, чем это действительно необходимо.
 Функция "Информация и коммуникации" является важным связующим звеном между различными функциями самоменеджмента, поскольку Вы вынуждены постоянно обмениваться информацией - вступать в коммуникации.
 Коммуникации - это обмен информацией
 Информация и коммуникации представляют собой ключевые моменты всякого процесса управления, общественных отношений, социальной системы, да и вообще самого человеческого существования.
 Менеджеры проводят в среднем 80 % своего времени за чтением, перепиской, телефонными переговорами, совещаниями и т. п.
 Какая доля Вашего времени отводится выполнению функции "информация и коммуникации"?
 Проанализируйте с этих позиций еще раз свои протоколы дня (анализ времени и деятельности).
 Несмотря на все старания, половина всей находящейся в предпринимательском обороте информации оказывается в итоге лишней - однако какая именно половина?
 В настоящей главе речь идет не о разработке стратегии информационной политики, а о рациональном подходе к овладению информацией. Сама эта тема настолько многогранна, что по этому поводу существует избыток информации, изложенной в многочисленных руководствах по менеджменту. В рамках данной книги, разумеется, невозможно подробно рассмотреть все аспекты. Мы ограничимся поэтому кратким обзором, выводами и рекомендациями обратиться к специальной литературе.
 6.2. Рациональное чтение
 Поток материала для чтения в виде деловых писем, газет, специальных публикаций, циркуляров, частной корреспонденции, служебных записок и т. п. становится все более насыщенным.
 Примерно 30 % своего времени менеджеры тратят на чтение!
 Совершенствование техники чтения означает поэтому совершенствование Вашей организации труда!
 Рациональное чтение помогает лучше справиться с потоком информации, поскольку бессистемное чтение означало бы потерю времени и пустую трату средств.
 Различные способы и формы рационального чтения можно сгруппировать в зависимости от того, используются ли они до, во время или после самого процесса чтения. Метод SQ 3R основывается на всех трех фазах.
 Методы "до чтения"
 Здесь речь идет в конечном счете о том, чтобы определить, какие части соответствующего текста (книги, газеты, статьи, циркуляра) могут представлять интерес с точки зрения личных и профессиональных целей, а какие - нет.
 Независимо от того, с какой скоростью Вы читаете, Вы сможете путем целенаправленного, селективного чтения сэкономить массу времени.
 Сортируйте поэтому свой материал для чтения и читайте лишь то, что Вам безусловно нужно для получения информации! Как можно прочитать 200 страниц за одну минуту?
  Очень просто: Вы должны в течение этой минуты, просмотрев содержание, определить, что книга объемом 200 страниц не подходит Вам, и потому решить ее не читать!
 Критический анализ программы чтения на день у большинства руководителей показал бы, что многое вообще можно было не читать.
 Рациональное чтение прежде всего предполагает целенаправленный отбор и принятие решения относительно того, надо ли тот или иной материал читать вообще, если да, то в каком объеме
 Следующие вспомогательные вопросы должны способствовать тому, что чтение будет Вами восприниматься в меньшей степени как спонтанный, эмоционально управляемый акт (например, из любопытства к своей почте), а в большей мере как рациональный процесс:
 - Что я должен прочитать?
 - Что я обязан прочитать?
 - Что я хочу прочитать?
 - Что я хочу с этим предпринять?
 - Что можно было бы прочитать позднее?
 - Что мне вообще не нужно читать?
 Отдавайте себе отчет в том, что за иной материал для чтения Вы должны заплатить цену в деньгах, но за любой материал для чтения необходимо заплатить цену во времени! (см. начальную главу о ценности времени).
 Каким временем для чтения Вы вообще располагаете в течение дня или недели, чтобы прочесть все то, что должны или хотели бы прочитать?
  Обходитесь по-хозяйски со своим временем и выбирайте материал для чтения, сообразуясь со своими целями по следующей схеме.
 1. "Просеивайте" имеющийся материал для чтения, прежде чем обрабатывать его!
 2. Собирайте также небольшие тексты для серий ной обработки в рабочие блоки и резервируйте в своем недельном плане по крайней мере один час для их прочтения!
 Методы "во время чтения"
 Если Вы после фазы селекции приняли первое позитивное решение, а именно ближе заняться соответствующим текстом, вы можете читать его в зависимости от целеустановки, руководствуясь следующими методами.
  Ориентирующее чтение.
 Первое восприятие содержания, чтобы определить, что ожидает читателя (последняя проверка на предмет того, надо ли обрабатывать данный текст).
  Изучающее чтение.
 Отыскать существенное (определение того, какая информация важна, менее важна или не нужна совсем).
  Обобщающее чтение.
 Обобщение содержания и критическая оценка прочитанного материала (фиксация основных мыслей по поводу прочитанного).
 Здесь тоже надо работать целеориентированно, стремиться читать только самое важное!
 10 правил совершенствования методики чтения
 1. при просмотре и чтении текста думайте о том, какую информацию Вы хотите из него получить. (Один из специалистов рекомендует, например, перед прочтением книги составить список вопросов, на которые хотелось бы получить ответы в данной книге.)
 2. Просмотрите названия глав и разделов, пробеги те глазами тексты на суперобложке или краткое содержание, а также предисловие, вступительные замечания и введение.
 3. Выясните, что бы Вы хотели прочитать более интенсивно. При просмотре отдельных разделов обращайте внимание на вводные и заключительные фразы, а также на ключевые слова.
 4. Не задерживайтесь на примечаниях, частях текста, напечатанных мелким шрифтом, на аргументации, статистических данных, подробных описаниях и различных отступлениях автора. (Но, пожалуйста, не в этой книге!)
 5. Больше, чем словам, следуйте смысловому содержанию и идее текста. Старайтесь понять прежде всего смысл высказываний частного и общего порядка.
 6. Отыскивайте такие используемые автором смысловые указатели, как подзаголовки, выделенные слова и предложения, а также таблицы.
 7. Указатели в виде слов обращают Ваше внимание на определенные вводные замечания, усиления или акценты в тексте:
  такие вводные сигналы, как "особенно", "следовательно", "поэтому", "тем самым", "предполагает", "поскольку", "так как" и т. п., указывают на основную или поясняющую мысль; здесь имеет смысл прочитать предыдущее или последующее предложение;
  усиливающие сигналы ("также, "кроме того", "дополнительно" и т. д.) подчеркивают мысль, которая ранее была уже кратко изложена;
  изменяющие сигналы ("но, "не говоря о", "С другой стороны", "однако", "или-или", "напротив", "хотя", "несмотря на", "скорее" и др.) указывают на то, что направление (или тенденция) хода мысли меняется на противоположное.
 8. Опускайте малоинформативные пассажи и замедляйте темп чтения на важных участках текста.
 9. Учитывайте также специфику структуры различных текстов:
  справочные тексты в газетах и журналах важнейшую информацию содержат в начале, а второстепенную - в конце;
  в комментариях и высказываниях по какому-либо вопросу существенная информация (а именно выводы автора) приводится, как правило, лишь в заключительном предложении;
  специальные статьи содержат во введении описание проблемы, в основной части - разработку путей ее решения и в заключительной части - выводы или взгляд в будущее.
 10. Обрабатывайте текст с помощью разного рода пометок, выписок и т. п.
 Наряду с улучшением методики чтения Вы можете отдельно или параллельно повысить скорость чтения.
 Без специальной тренировки взрослый человек способен прочитывать 200-250 слов в минуту (слов/мин), после овладения соответствующей техникой скорость возрастает до 400-450 слов/мин и более!
 Обучаясь быстрому чтению, Вы одновременно тренируете свою способность концентрироваться на важном и схватывать основной смысл текста.
 Таковы аргументы, которые должны убедить Вас освоить быстрое чтение либо на специальных курсах, либо путем самообучения с помощью специальной литературы. Потребуется лишь регулярная получасовая тренировка в течение месяца, чтобы повысить свою личную скорость чтения.
 Читать быстрее можно за счет:
 а) избавления от вредных привычек и отвлекающих факторов;
 б) совершенствования методики чтения.
 Исходным пунктом техники быстрого чтения является избавление от вредных устаревших привычек чтения, которые мы приобрели как обычные читатели и которые мешают нам читать быстрее и рациональнее.
 10 факторов, мешающих быстрому чтению
 1. Чтение по буквам и слогам.
 Если взгляд тащится от буквы к букве или от слога к слогу, каждый из этих знаков становится точкой фиксации, и чтение получается спотыкающимся, темп - низким. Цель состоит в том, чтобы сразу фиксировать как можно больше слов. В большинстве случаев Вы по немногим слогам можете узнавать слово целиком.
 2. Внутреннее проговаривание читаемого (вокализация).
 Привычка беззвучно (про себя) более или менее отчетливо проговаривать текст с помощью инструментов общения (губ, языка, голосовых связок) существенно снижает объем прочитанного в единицу времени: темп чтения ограничивается темпом произнесения. Поэтому старайтесь, в частности, не раскрывать губ. Цель состоит в том, чтобы как можно больше слов "вместить" в поле зрения и сразу понять их значение.
 3. Возвращение к прочитанным местам в тексте.
 Если Ваш взгляд постоянно возвращается назад к уже прочитанному (три строки вперед, одна назад), то Вы искусственно увеличиваете объем текста и снижаете скорость чтения.
 4. Поверхностное чтение.
 Недостаточная концентрация и (или) слабый интерес ведут к тому, что Вы "скользите" по тексту, не усваивая содержания и не воспринимая информацию.
 5. Слежение пальцем или карандашом ("костыль" для чтения).
 6. Чтение "слово за слово".
 Скорость чтения возрастет, если Вы сможете охватывать сразу целые группы слов, несущие определенный смысл.
 7. Чтение по буквам.
 Не говоря о том, что этот метод как таковой является чрезвычайно расточительным, в большинстве случаев достаточно бывает лишь несколько букв, чтобы узнать все слово, например р. б. ч. я. м. т. д. ка.
 8. Движение головой (вместо слежения глазами).
 Необходимые движения глаза производят намного быстрее, чем голова!
 9. Позы, неудобные для чтения.
 Не читайте, например, лежа, поскольку так быстрее наступает усталость и снижается внимание.
 10. Внешние факторы, такие, как неудовлетворительное освещение, отвлечение, шум и т. д.
 Тот, кто хочет повысить скорость чтения, должен освободиться от "своих" отвлекающих факторов и вредных привычек!
 Убыстрение за счет улучшения методики чтения: читать больше за меньшее время.
 Часто говорят о чтении "по диагонали". От этого метода, однако, следует настоятельно предостеречь.
 При "диагональном" чтении часто воспринимается лишь незначительная часть текста, так что важная информация зачастую остается как раз вне поля зрения читателя.
  Больше смысла в так называемой "технике слалома".
 Пунктами фиксации внимания здесь служат группы слов ("ключевые слова").
 Курс быстрого чтения с помощью таких разнообразных упражнений, как:
 - избавление от вредных привычек при чтении;
 - гимнастика глаз;
 - упражнения на концентрацию;
 - нормализация поля зрения и т. д. приведет вас к удвоению и даже утроению Ваших способностей к чтению!
 Больше смысла в так называемой технике слалома:
  Особенно важна тренировка "периферийного" чтения: чтение с более широким полем зрения ведет не только к убыстрению, но и к лучшему пониманию текста. Благодаря более широкому обзору представляется возможным охватить взглядом группы слов, несущих смысловую нагрузку, и легче вникнуть в прочитанное.
 В качестве примера часто приводят способности президента США Джона Ф. Кеннеди, который довел скорость чтения почти до 1200 слов/мин.
 Методы "после чтения"
 Привыкайте к тому, чтобы важные тексты не только читать, но обрабатывать после прочтения.
 Путем выделения важных мест (пометок, выписок из текста) Вы обеспечиваете лучшее усвоение материала и облегчаете повторное чтение.
 Техника маркировки текста (пометок).
 Смысл и преимущества пометок как вспомогательного средства при чтении состоят в следующем:
 - пометками устанавливаются приоритеты, поскольку выделяются важные места;
 - пометки помогают дополнительно структурировать текст (условные знаки);
 - пометки облегчают нахождение и повторное прочтение важных мест текста;
 - пометки способствуют тщательному обдумыванию и лучшему восприятию и запоминанию (не в последнюю очередь благодаря визуальному выделению нужных мест).
 В качестве методов и способов маркировки текста возможны, например, разного рода подчеркивания, отметки и записи на полях и т. п.
 Большое распространение приобрели фломастеры с толстой линией. По сравнению с обычными они имеют то преимущество, что выделяют целое поле, и этим облегчается его повторное нахождение. Соединительные линии между словами указывают на ассоциации.
 В качестве наиболее целесообразного метода маркировки текста зарекомендовали себя условные знаки, которые часто употребляются еще в процессе чтения.
 Разработайте собственную "маркографию". Например:
  Разработайте собственные обозначения. Книги - за исключением букинистических ценностей - являются предметами повседневного пользования.
 Лишь в том случае, если книга или материал интенсивно проработаны, т. е. содержат разнообразные подчеркивания и пометки, они становятся по-настоящему ценными текстами!
 Если Вы приспособились к какой-то определенной системе маркировки (например, каждый цвет имеет определенное значение), постарайтесь сохранить ее и регулярно использовать.
 Но помечать надо экономно и целенаправленно!
 Техника выписывания
 В то время как маркировка предназначается для выделения отдельных частей текста, задачей выписывания является "изъятие" важных мыслей, идей и т. п. К нему прибегают в тех случаях, когда хотят использовать выдержки из текста при подготовке докладов, статей, крупных работ и т. п.
 Основной принцип выписывания такой же, как и маркировки:
 Лишь самое существенное и в кратчайшей форме!
 Различают три основных формы выписывания:
  Дословная выписка.
 В этом случае следует соблюдать такие правила цитирования, как точное указание источника и корректное воспроизведение выдержки - обязательно для докладов, рукописей и научных работ!
 Пример:
 
 Рациональное чтение Выписывание выдержек из текста "В практике оправдало себя выписывание на картонные карточки шириной в половину листа и несколько длиннее книжной страницы, чтобы она была заметнее в закрытой книге" Дословная цитата Цильке Вольфганг. Учебник по технике обучения, мышления и организации труда. Мюнхен, 1980. С. 223. Указание источника
 Помните, однако, о том, что ксеро- фотокопирование заменяют расточающее время выписывания дословных цитат!
  Выписка "по смыслу".
 В этом случае мысль автора передается собственными словами. Безупречная в научном отношении работа предполагает такого рода смысловые воспроизведения. Делается такая выписка в соответствии с теми же правилами, что и дословная цитата.
  Конспективная выписка.
 В данном случае кратко записываются важнейшие составные пункты, тезисы, мысли и идеи текста Подобный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.
 Основные мысли текста вы можете изложить своими словами на специальной карточке. Ниже следует формуляр для составления конспективной выписки из книги.
 
 Рациональная обработка текста Книга (библиографические данные) Издание: Страницы Мысли, темы,
 возникшие идеи и т.д. К какому времени проработать? Контроль
 Обзор текста вы можете составить также посредством логической структуры, вместо того чтобы следовать повествовательной схеме.
 Преимущества логической структуры состоят дующем:
 - содержание текста перерабатывается так, чтобы правильно были представлены внутренние взаимосвязи содержания;
 - удается избежать многословия, поскольку опускаются соединительные слова, детали и т. д.;
 - информация становится более обозримой и запоминаемой;
 - выделенные ключевые слова помогают при после дующем просмотре ассоциативно вспомнить о деталях.
 С помощью конспективной выписки можно также составить представление о том, какие темы освещаются в отдельных местах разных книг. Дополнительное указание номеров страниц облегчает нахождение этих мест.
 Так же как и техника маркировки текста, составление выдержек предполагает разнообразные подходы с элементами творчества, например:
 - выписка основных пунктов;
 - вписка ключевых понятий и слов;
 - диктовка на магнитофон;
 - различные комбинации указанных форм.
 Разработайте свою собственную систему составления выдержек и постоянно совершенствуйте ее! При составлении выдержек целесообразно последовательно придерживаться освоенной системы. На этой базе Вы сможете составить архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам.
 Выписывайте важнейшую информацию и составляйте из нее архив для последующей расшифровки и обработки! Старайтесь и в этом деле установить приоритеты!
 Метод SQ 3R
 В качестве обобщения по рациональному чтению могут служить принципы нижеследующего трех- или пятиступенчатого метода, с помощью которого можно эффективно обработать соответствующую книгу или статью по специальности. Этот метод называют также
 SQ 3R
  Пять ступеней, в частности, предусматривают:
 1. Обзор.
 Сначала следует узнать, какую информацию несет книга в целом.
 После проработки таких вспомогательных материалов, как:
 - предисловие и введение;
 - оглавление и текст на обложке;
 - рубрики и подзаголовки глав;

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу