<< Пред.           стр. 30 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 место дама страшно обиделась, причем не только на свою обидчицу, но и на
 хозяев дома. И если наша героиня хотела отделаться от надоевшей собеседницы,
 то вот хозяева вовсе не хотели разрывать отношения с ней.
  Можно упомянуть еще об одной особенности этих людей, которая
 непосредственно связана с их служением. Погружаясь в какую-то проблему,
 предельно концентрируясь на ней, они могут просто забыть о своих близких, об
 их нуждах, заботах и тревогах. В такие минуты для них не существует ничего,
 кроме их дела, все остальное становится несущественным. В такие минуты они
 не слышат обращенных к ним вопросов, не выходят к гостям, забывают об
 элементарной вежливости, могут обидеть и даже оскорбить дорогих им людей.
 Другие негативные (с точки зрения окружающих) последствия такой
 отстраненности перечислены выше.
  Даже их доброта, их великодушие порой становятся недостатком, так как
 заставляют их ошибаться. Например, мужчина, отличающийся великодушием, из
 жалости не решается оставить нелюбимую жену, или часами выслушивает жалобы
 любителя поплакаться в жилетку, или содержит какого-нибудь негодяя или
 психопата.
  И наконец, эти люди, как я уже говорил, не свободны от чувства вины, от
 стыда и тревоги, от самобичевания, самоедства и внутренних конфликтов. Но
 это еще не позволяет нам отказывать им в праве называться здоровыми людьми,
 так как их чувство вины принципиально отличается от вины невротика.
  И представьте себе, в результате своего исследования я пришел к одному
 очень банальному выводу. Совершенных людей нет! Есть люди, которых можно
 назвать хорошими, очень хорошими и даже великими. Есть творцы, провидцы,
 пророки, святые, люди, способные поднять людей и повести их за собой. Таких
 людей немного, их считанные единицы, но уже сам факт их существования
 вселяет в нас надежду на лучшее, позволяет с оптимизмом смотреть в будущее,
 ибо показывает нам, каких высот может достичь человек, устремленный к
 саморазвитию. Но даже эти люди несовершенны ѕ им, как и простым смертным,
 знакомы скука, раздражение, гнев, эгоизм и депрессия. Чтобы не испытывать
 горьких разочарований, мы должны освободиться от иллюзий относительно
 человеческой природы, должны смотреть на нее трезвым взглядом.
 
 ЦЕННОСТИ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
 
  В основании системы ценностей самоактуализированного человека лежит его
 философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической
 природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Это отношение к
 жизни тотально и повседневно, его следы можно отметить в каждой оценке и в
 каждом суждении самоактуализированного человека. Все, что он любит или не
 любит, все, что он одобряет или осуждает, все, что он предлагает или
 отвергает, все, что радует его или огорчает, все его вкусы, предпочтения и
 оценки ѕ все это уходит корнями в присущее ему базовое приятие жизни.
  Эта характеристика, судя по всему, универсальна и надкультурна, это то
 общее, что объединяет всех самоактуализированных людей независимо от
 культуры, взрастившей их; она лежит в основе прочих качеств и особенностей,
 таких как: 1) комфортные взаимоотношения с реальностью, 2) чувство общности
 (Gemeinschaftsgefuhl),3) базовая удовлетворенность и ее эпифеномены, такие
 как чувство благополучия, достатка, изобилия, 4) умение отделять средство от
 цели, и другие качества, о которых мы говорили выше.
  Одним из самых важных следствий и, вероятно, подтверждением этого
 отношения к жизни и к миру является иное качество свободы воли, которое мы
 можем отметить у самоактуализированного человека по сравнению с обычным
 человеком. Необходимость выбора не вызывает у него амбивалентного отношения,
 сомнений или колебаний; в чем бы ни состоял выбор, он делает его легко и
 свободно. Я уверен, что изобилие так называемых нравственных проблем и
 моральных вопросов вызвано именно недостатком жизнелюбия, обусловлено
 отсутствием базового приятия действительности или же является прямым
 следствием присущей нам базовой неудовлетворенности. Стоит лишь раз
 окунуться в атмосферу языческого приятия жизни, испить любви к ней во всех
 ее проявлениях, и тут же очень многие из ныне существующих проблем покажутся
 вам несущественными, неважными. Неверно было бы заявить, что они находят
 свое решение, скорее они отступают, уходят в небытие в тот момент, когда
 человек понимает, что это надуманные проблемы, проблемы, порожденные
 нездоровым сознанием. Разве стоят серьезного внимания такие "проблемы" как
 проблема отношения к азартным играм, проблема ношения коротких юбок,
 употребления алкоголя или множество псевдорелигиозных вопросов, вроде:
 "Можно ли переступать порог храма в головном уборе?", "Можно ли есть мясо по
 четвергам?" и т.д. и т.п. Но нас перестают тревожить не только пустячные,
 надуманные проблемы ѕ процесс заходит гораздо глубже, он затрагивает самые
 фундаментальные уровни взаимоотношений человека с окружающей его
 действительностью, например, такие как отношение человека к представителям
 противоположного пола, отношение к собственному телу и к его отправлениям, и
 даже его отношение к смерти.
  Это наблюдение подтолкнуло меня к выводу, что склонность задаваться
 многими из тех вопросов, которые мы по привычке относим к разряду моральных,
 этических или ценностных ѕ на самом деле психопатологическая склонность. Это
 та психопатология, которая присуща среднестатистическому человеку. То, что
 среднестатистический индивидуум воспринимает как мучительный конфликт, то,
 что обрекает его на муки ценностного выбора ѕ для самоактуализированного
 человека даже не вопрос, и он управляется с этим так же легко, как с
 выбором, танцевать ему или не танцевать. Мучительные вопросы, связанные с
 любовью и дружбой, проблемы взаимоотношений с противоположным полом, которые
 для обычных людей обращаются в поле битвы, становятся гладиаторской ареной,
 на которой разворачиваются кровавые единоборства за самоутверждение ѕ не
 вопрос и не проблема для самоактуализированного человека, ѕ в дружбе и любви
 он видит только приятную возможность для сотрудничества. Для него не
 существует проблемы отцов и детей, конфликт поколений ѕ не конфликт для
 него. Он спокоен не только по отношению к половому и возрастному
 полиморфизму, он считает настолько же безопасными и биологические, и
 классовые, и политические, и ролевые, и религиозные различия между людьми.
 Нам не придется слишком долго искать примеры тому, как эти различия
 становились благодатной почвой для тревог, страхов, враждебности, агрессии и
 зависти, и нас это почти не удивляет, кажется неизбежным и даже
 естественным.
  Но, пообщавшись некоторое время с самоактуализированными людьми, вы
 убедитесь, что тревога, страх, враждебность, агрессия и зависть вовсе не
 естественны в данном случае, а скорее, напротив, противоестественны. У моих
 испытуемых человеческое разнообразие не только не вызывало страха или
 тревоги, но, наоборот, вселяло в них радость и оптимизм.
  Взяв за парадигму такие отношения как "учительѕученик", которые очень
 часто становятся отношениями противоборства, мы увидим, что в интерпретации
 самоактуализированного педагога эти отношения получают совершенно иную
 окраску. Урок для самоактуализированного педагога ѕ это не ситуация
 противостояния, не арена борьбы разнонаправленных желаний и интересов, а
 приятная возможность сотрудничества с учеником, возможность совместного
 исследования и совместного познания истины. Он отказывается от внешних,
 сомнительных и спорных атрибутов своего превосходства, хотя и знает о своем
 превосходстве над учеником, но его превосходство сущностно. Ему чужда
 начальственность тона, многозначительность интонаций, он ведет себя просто и
 естественно. Он не давит на ученика своей эрудицией или авторитетом, не
 изображает из себя профессора-всезнайку, он оставляет за собой право просто
 быть человеком. Он и сам не соперничает со своими учениками и старается
 сделать так, чтобы они не конкурировали друг с другом. В результате такой
 установки преподавателя в стенах его класса невозможны зависть, страх,
 подозрительность или тревога. Мы знаем, что все эти реакции возникают в
 ответ на угрозу, следовательно, для того, чтобы искоренить зависть, страх,
 подозрительность и тревогу, необходимо всего-навсего исключить возможность
 угрозы. Несложно расширить все эти рассуждения на отношения между супругами,
 между родителями и детьми, на другие межличностные отношения, которые столь
 же заслуживают гармонии, как и вышеописанные отношения "учительѕученик".
  Очевидно, что моральные принципы и ценности отчаявшегося человека, если
 не все, то хотя бы некоторые из них, отличаются от принципов и ценностей
 психологически здорового человека. Эти люди по-разному воспринимают
 физическую, социальную и психологическую реальность, по-разному
 структурируют и интерпретируют ее. Человек, не удовлетворенный в своих
 базовых потребностях, воспринимает мир как вражескую территорию, как дикие
 джунгли, населенные сильными и слабыми животными, хищниками и жертвами,
 победителями и побежденными. Система ценностей обитателя джунглей неизбежно
 подчинена потребностям низших уровней, главным образом животным потребностям
 и потребности в безопасности. Иное дело ѕ человек, удовлетворивший свои
 базовые потребности. У него сформировано чувство психологического достатка,
 которое он воспринимает как само собой разумеющееся, и потому он
 устремляется к поиску иного, более высокого удовлетворения. Таким образом,
 можно уверенно утверждать, что эти люди исповедуют ѕ должны исповедовать ѕ
 разные ценности.
  Ценностная система самоактуализированного человека представлена главным
 образом ценностями уникальными и идиосинкратическими для данного человека,
 ценностями, которые непосредственно отражают его характер. Поэтому мы можем
 говорить о том, что ценностная система самоактуализированного человека
 представляет собой скорее экспрессивный, нежели функциональный феномен. Это
 умозаключение не требует доказательств, оно справедливо уже по определению,
 ѕ самоактуализация всегда предполагает актуализацию собственной "самости",
 собственного Я, которое всегда уникально и неповторимо. Не может быть двух
 идентичных Я. Есть только один Ренуар, один Брамс и один Спиноза. Я говорил
 о том, что мои испытуемые во многом схожи, но, несмотря на это, каждый из
 них абсолютно индивидуален, каждый является самим собой и только собой, ѕ
 никогда и ни при каких обстоятельствах их не спутаешь друг с другом. Они
 одновременно и очень похожи, и очень непохожи друг на друга. Это совершенно
 особая группа людей, она отлична от любой группы из когда-либо описывавшихся
 в психологической литературе. Каждого из этих людей можно назвать
 индивидуалистом, но каждый из них в то же самое время является глубоко
 социальной личностью, личностью, идентифицирующей себя со всем
 человечеством. В отличие от других людей эти люди сумели приблизиться и к
 своей человеческой, общевидовой природе, и к своей уникальной,
 индивидуальной природе.
 
 САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИХОТОМИЙ
 
  В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одно
 очень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашего
 исследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем ваше
 внимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько раз
 упоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принято
 считать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле,
 им'навязано это противостояние и навязано оно именно искаженным
 представлением о них нездоровых людей, людей, не достигших уровня
 самоактуализации. Самоактуализированный индивидуум изжил в себе эти
 дихотомии, преодолел атомизм, объединил частности в общее, поднялся на
 уровень наджитейской целостности. И все-таки мне хочется отослать вас за
 подробной аргументацией к другим работам (82).
  Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,
 инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видит
 здесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одном
 и том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желания
 самоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.
 Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа и
 поступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своей
 природе".
  В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии
 "эгоизмѕальтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно к
 эгоистичен, и альтруистичен (312). Его жизнь одновременно и духовна, и
 низменна, его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать
 для него дорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для него
 удовольствия, работа не мешает игре, ѕ напротив, обязанность становится
 удовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельно
 исполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если,
 как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться в
 человеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Если
 зрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли уж
 велика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные люди
 оказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором между
 духовной жизнью и жизнью животной?
  Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к таким
 дихотомиям, как добротаѕжестокость, конкретностьѕабстрактность,
 приятиеѕотвержение, индивидуальноеѕобщественное, конформизмѕнонконформизм,
 отчуждениеѕидентификация, серьезностьѕюмор, дионисизмѕаполлинизм,
 интраверсияѕэкстраверсия, увлеченностьѕнебрежность,
 серьезностьѕфривольность, конвенционализмѕнеэависомость, мистикаѕреальность,
 активностьѕпассивность, мужественностьѕженственность, вожделениеѕлюбовь,
 ЭросѕДгапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизм
 между Ид, Это и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован в
 отношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостна
 и едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивные
 процессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевском
 единстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полном
 согласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде было
 дилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это ни
 парадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборство
 между мужским и женским началом ѕ это не что иное, как признак незрелости,
 ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор между
 этими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользу
 патологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе и
 добродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной и
 женщиной порочной?
  Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистического
 человека не количественные, а качественные различия; они настолько
 кардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Я
 убежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью,
 патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербную
 психологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человеке
 должно стать изучение самоактуализированной личности.
 
 ГЛАВА 12
 
  ЛЮБОВЬ И САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ
 
  Удивительно, но проблема любви до сих пор почти не исследовалась
 экспериментальными методами. Особенно странным кажется мне молчание
 психологов, ибо кто, если не они, должны говорить о любви? По-видимому, это
 молчание служит еще одним подтверждением порочности утвердившегося в
 психологии академического подхода, еще одним примером того, что психологи
 предпочитают иметь дело с давно изученными и потому легко исследуемыми
 феноменами, уклоняясь от рассмотрения проблем, действительно требующих
 изучения. По этому поводу мне вспоминается один молодец, с которым мы вместе
 подрабатывали в ресторане курортного отеля в студенческие годы, ѕ этот малый
 как-то раз увлекся и вскрыл все консервы, которые были на кухне, а сделал он
 это только потому, что уж очень здорово у него получалось вскрывать
 консервные банки.
  Должен признаться, что только теперь, взявшись за исследование этой
 темы, я понял, сколь сложно соблюдать традиции, и особенно научные традиции.
 Меня постоянно не покидает ощущение, что я вступаю на еще нехоженые земли,
 выхожу на новые рубежи знания, где невозможно применение традиционных техник
 ортодоксальной психологической науки. (Кстати, именно неадекватность
 существующих техник стимулировала развитие новых методов сбора информации об
 этом и других исключительно человеческих феноменах, а они, в свою очередь,
 сделали возможным развитие новой философии науки (292, 376).)
  Итак, задача ясна. Мы должны понять, что такое любовь, должны научиться
 воспитывать ее, творить и прогнозировать, ѕ иначе мир будет захлестнут
 ненавистью и недоверием. Ввиду важности этой цели даже самые ненадежные,
 самые недостоверные данные, вроде тех, что будут представлены ниже,
 заслуживают внимания и самого тщательного анализа. В предыдущей главе я
 рассказал о критериях отбора испытуемых, о процедуре исследования и об
 основных его результатах. Но сейчас перед нами встает другой вопрос. Мы
 должны понять, какой урок могут преподать нам самоактуализированные люди в
 таких сферах жизнедеятельности как любовь и сексуальные отношения.
 
 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛЮБВИ
 
  Для начала я вкратце перечислю наиболее известные характеристики любви
 между противоположными полами, а затем перейду к рассмотрению специфических
 характеристик любви самоактуализированных индивидуумов.
  Прежде всего мы должны честно признаться, что объективное определение
 любви невозможно. Мы можем сколько угодно говорить о поведенческих
 компонентах данного феномена, но такое описание не будет отражать его
 сущности. Это очень субъективный феномен, и потому его описание также должно
 быть феноменологическим. Но есть ли такие слова, с помощью которых можно
 было бы доходчиво изложить сущность любовного переживания человеку, который
 сам не испытал его? Любовь ѕ это прежде всего чувство нежности и
 привязанности, которое (в случае взаимной любви) может принести
 удовлетворение, радость, счастье, восторг и даже экстаз. Любящий стремится к
 близости с любимым, ищет интимного контакта с ним, ему необходимо быть рядом
 с любимым, он жаждет ощущать его и ласкать. Он видит в любимом прежде всего
 положительные стороны, воспринимает его как красивого, хорошего и
 привлекательного человека; ему доставляет удовольствие смотреть на любимого,
 ему приятно быть рядом с ним; разлука с ним вызывает печаль и депрессию.
 Может быть, именно эта склонность к идеализации обусловливает сужение
 восприятия, которое можно наблюдать у любящего человека: все его внимание
 сосредоточено на возлюбленном, он просто не замечает других людей и того,
 что происходит вокруг. Объект любви подобно магниту притягивает к себе
 внимание и восприятие любящего человека. Удовольствие, которое он получает
 от близости и совместного времяпрепровождения, побуждает его искать любой
 возможности контакта с любимым, он стремится всегда быть рядом с ним ѕ на
 работе, в играх, в эстетических и интеллектуальных занятиях. Часто
 приходится слышать о том, что приятное переживание становится еще более
 приятным, если разделить его с любимым человеком.
  Наконец, и об этом нельзя умолчать, любящий человек испытывает
 сексуальное возбуждение. Внешне это возбуждение ничем не отличается от
 обычного физиологического возбуждения, оно тоже приводит к эрекции и
 выделению секрета. Его особенность состоит в том, что для любящего человека
 не представим иной сексуальный партнер, кроме его возлюбленного, ни один
 человек не в состоянии вызвать у него столь же сильного желания, столь же
 мучительного "любовного зуда". Однако, сексуальное возбуждение ѕ далеко не
 определяющая характеристика любви. Испытать любовные переживания могут и
 пожилые люди, уже не способные к сексуальному акту.
  Любящий человек стремится не только к физической, но и к
 психологической близости с предметом своей любви. Именно эта потребность
 побуждает влюбленные пары искать уединения, таких мест и обстоятельств,
 которые бы ничем не помешали их физическому и духовному единению. Нужно
 добавить, что любящие люди даже говорят друг с другом на своем особом языке,

<< Пред.           стр. 30 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу