<< Пред. стр. 44 (из 53) След. >>
свидетельством креативности человека. Поводом для активности такого родамогут оказаться компенсаторные механизмы; для сердца, переполненного
чувствами, тонущего в них, творчество может стать мелиоративной
деятельностью, защищающей рассудок от бушующих страстей; в конце концов,
причины для творческой активности могут быть даже очень грубыми и
материальными. Позволю себе выдвинуть следующее предположение (это
предположение основывается на личных наблюдениях): при внимательном анализе
продукта творческой или интеллектуальной деятельности несложно определить,
насколько удовлетворен в своих базовых потребностях его создатель. В любом
случае, при анализе творческой деятельности крайне полезным будет учитывать
принципы динамической психологии, которые помогут отделить сам поведенческий
акт от его мотивации, от его целей.
17 "Человеческое существо отличается искренним интересом к миру, ему
свойственна потребность в действии, в эксперименте. Человек получает
глубочайшее удовлетворение от исследования реальности. Он не видит в
реальности ничего опасного или угрожающего его существованию. Чувство
безопасности перед лицом окружающего мира уходит своими корнями в самые
глубины человеческого организма. Человек ощущает угрозу только в
специфических ситуациях и только в условиях депривации. Но даже в таких
условиях он предчувствует скорый конец неприятных ощущений, понимает, что
они временны и в конце концов отступят, что он вновь спокойно взглянет на
окружающее и испытает чувство безопасности в соприкосновении с миром". (412,
р. 220)
18 Приняв подобную трактовку понятия "болезнь" мы неизбежно должны
будем обратититься к исследованию взаимоотношений человека и общества. В
данном случае запускается следующая логическая схема: 1) если мы утверждаем,
что человек, базовые потребности которого не удовлетворены, ѕ больной
человек, и 2) если причины его неудовлетворенности лежат вовне, в окружающей
среде, в обществе, следовательно 3) болезнь индивидуума является результатом
болезни общества. В таком случае следует принять следующее определение
хорошего, здорового общества: хорошим можно считать то общество, которое,
удовлетворяя базовые потребности своих членов, высвобождает их высшие
потребности, стремления и цели.
19 Все, что прозвучит в этом разделе, относится только к базовым
потребностям.
20 Далее мы покажем, что оценка степени базового удовлетворения может
быть использована как основание для классификации типов личности. Если мы
будем рассматривать каждую ступень удовлетворения как шаг по направлению к
зрелости, как движение личности к самоактуализации, то мы получим схему для
построения теории развития, перекликающуюся с теориями Фрейда и Эрик-сона
(123, 141).
21 Ученых, придерживающихся подобного взгляда на человека, великое
множество. Я не имею возможности назвать их всех и упоминаю лишь некоторых,
стоящих у истоков этого течения. Список членов Американской Ассоциации
Гуманистической Психологии содержит сотни имен, некоторые из которых можно
найти в библиографии (69, 344, 419, 441).
22 "Но разве нельзя предположить, что примитивная, бессознательная
сторона человеческой натуры может быть эффективно укрощена или даже
радикально трансформирована? Если мы отвергнем это предположение, то наша
цивилизация обречена (р.5). За благопристойным фасадом сознания с его
дисциплиной, моралью и чистыми помыслами скрываются грубые, вульгарные
инстинктивные силы, страшные, непримиримые, неистребимые монстры
подсознания. Они редко заявляют о себе открыто, но именно их энергия, их
неиссякаемая сила питает нашу жизнь: без них живые существа были бы инертны
как камни. Но если бы мы поддались произволу этих сил, позволили им
повелевать нами, то жизнь утратила бы свой смысл, свелась к непрерывному
циклу "рождениеѕсмерть", как это было в теплых водах протерозойского океана
(р.1). Инстинктивные силы, вызвавшие переворот в Европе и за десять лет
уничтожившие результаты многовековых усилий цивилизации... (р.3). До тех
пор, пока религиозные и социальные структуры способны сдерживать и в
какой-то мере удовлетворять внутренние и внешние потребности членов
общества, эти инстинктивные силы дремлют, и мы забываем об их существовании.
Однако, время от времени они пробуждаются и врываются в нашу упорядоченную
жизнь, поднимая страшный шум и переполох, безжалостно выдергивая нас из
умиротворенного покоя. Но, несмотря на эти встряски, мы наивно продолжаем
считать, что человеческому разуму подвластен не только мир природы, но и мир
наших инстинктов" (р.2). (Хардинг М.Е. Psychic Energy, Pantheon, 1947.)
23 Сама по себе угроза не обязательно патогенна; наряду с
невротическими и психотическими, существуют и здоровые способы ее
преодоления. Более того, даже явно угрожающая ситуация может не представлять
психологическую угрозу для конкретного человека. Бомбежка, при которой
существует реальная угроза жизни, может быть менее угрожающей для человека,
чем насмешка, оскорбление, предательство друга, болезнь ребенка или
несправедливость, творимая по отношению к совершенно посторонним ему людям.
Кроме того, угроза может способствовать укреплению личности.
24 И здесь нужно подчеркнуть, что сама по себе травма еще не
обязательно означает травматизацию. Травма может содержать в себе
психологическую угрозу, но не обязательно. Скажу больше: для человека,
успешно преодолевшего травматическую ситуацию, сама травма может иметь
воспитательные и укрепляющие последствия.
25 Концепции, анализируемые в данной главе, носят столь общий характер,
что они применимы к самым разным типам экспериментальных исследований.
Например, в этой главе я мог бы говорить о текущих исследованиях феноменов
репрессии, забывания и персеверации невыполненных заданий, или об
исследованиях, непосредственно касающихся проблемы конфликта и фрустрации.
26 Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Комитет по социальным
исследованиям, который оказал мне финансовую поддержку, благодаря чему я
смог совершить эту поездку.
27 Это заявление относится главным образом к людям старшего поколения,
которых я исследовал в 1939 году. С тех пор наше общество сильно изменилось.
28 Должен предупредить, что здесь следует избегать излишней резкости
противопоставления. Большинство поведенческих актов имеет как экспрессивный,
так и функциональный компоненты. Например, ходьба может, в одно и то же
время, и приближать человека к какой-то цели, и нести в себе экспрессивное
значение. Однако мы, в отличие от Олпорта и Вернера (8), допускаем
теоретическую возможность существования чисто экспрессивных актов, к
каковым, вероятно, относятся фланирование (в отличие от ходьбы), стыдливый
румянец, грациозность движений, жалкую позу, посвистывание, радостный смех
ребенка, творчество ради творчества, истинную самоактуализацию и т.п.
29 Это заявление следует рассматривать независимо от конкретных
формулировок теории мотивации. Например, его можно распространить и на
гедонизм. Его можно перефразировать следующим образом: "Функциональное
поведение устремлено к похвале и бежит от порицания, желает наград и боится
наказания; экспрессивное поведение не чувствительно к этим вещам, по крайней
мере, до тех пор, пока оно остается экспрессивным".
30 В нашем обществе, отличающимся чрезмерным прагматизмом, все
пропитано духом функциональности, духом инструментализма. Он вездесущ, мы
функциональны, когда говорим о любви ("занятия сексом полезны для
здоровья"), о спорте ("физические упражнения улучшают пищеварение"), об
образовании ("учись, или в дворники пойдешь!"), о пении ("...развивает
легкие"), об отдыхе ("активный отдых ѕ крепкий сон"), о погоде ("...будет
хороший урожай"), о чтении ("нужно быть эрудированным человеком"), о
нежности ("ты ведь не хочешь, чтобы твой ребенок вырос невротиком"), о
доброте ("делай людям добро, и воздается тебе"), о науке ("интересы
национальной безопасности") и об искусстве (" что бы де\ала рек\ама без
искусства!")
31 Я воздержусь от рассмотрения конкретики символических актов,
поскольку при этом слишком велик соблазн погрузиться в анализ
увлекательнейшей, но чрезмерно объемной проблемы символизма Что касается
снов, то очевидно, что помимо ночных кошмаров людям снятся как
функциональные сны (например, сны об осуществлении желаний), так и
экспрессивные сны (например, тревожные сны). В принципе последнюю
разновидность снов можно было бы использовать в качестве своего рода
проективного теста для диагностики характерологической структуры
32 Обычно неосознанные потребности выражаются в снах, видениях, в
эмоциональных поступках и непреднамеренных действиях, в описках и оговорках,
в непроизвольных жестах, смехе, навязчивостях, рационализированных чувствах,
проекциях (иллюзиях, заблуждениях убеждениях), фантазиях, в бесчисленных
осознанных же\аниях, в психопато югических симптомах (особенно
конверсионно-истерического круга) и в таких проективных ситуациях и тестах,
как игра в дочки-матери, сочинение историй (ТАТ), рисование пальцем, рисунок
человека Со своей стороны я добавил бы к этому перечню ритуалы, церемонии,
народные сказки и тому подобные вещи
33 Хороший пример приводит Мекил Он рассказывает о женщине, страдающей
истерическим параличом. Врач сообщил больной ее диагноз, и, спустя несколько
дней все симптомы, связанные с истерическим параличом, пропали Однако через
некоторое время женщина впала в коллапс и была госпитализирована. В больнице
у нее не обнаружили симптомов паралича но диагностировали истерическую
слепоту. Сторонники так называемой "поведенческой терапии" в последнее время
добиваются удивительных успехов они устраняют негативную симптоматику, не
причиняя вреда своим пациентам. По-видимому, замещающая функция симптомов ѕ
не столь распространенное явление, как полагают психоаналитики.
34 Источники взяты из работ, указанных в библиографии (58, р 97), (68,
рр 264ѕ276) См также руководство и библиографию к Тесту Самоактуализации
Шострома (425, 426)
35 С точки зрения вечности (лат )
36 Чувство общности (нем )
37 Я глубоко признателен Тамаре Дембо за помощь в анализе этой проблемы
38 Любовь самоактуализированного человека, или любовь на уровне Бытия,
ѕ это постоянная, добровольная и полная самоотдача, в которой нет места
оговоркам, тайным умыслам и расчетливости, вроде тех, что сквозят в
высказываниях некоторых молодых женщин "А ты помучай ею немножко", "Пусть он
поволнуется", "Не позволяй ему садиться тебе на шею", "Пусть поревнует",
"Люби, люби, но стой на своем", "Тот, кто любит сильнее, оказывается в
проигрыше"
39 Шварз, Освальд The Psychology of Sex Penguin Books 1951, p 21
"Сексуальное влечение и любовь различны по своей природе, и все же они
зависят друг от друга и дополняют друг друга Для здорового, зрелого человека
сексуальное влечение и любовь неотделимы друг от друга Таков фундаментальный
принцип психологии секса Если сексуальные отношения даруют человеку только
физиологическое удовлетворение, их можно рассматривать в качестве признака
сексуальной патологии (незрелости и т п )"
40 Балинт М On genital love, Int ] Psych]anal, 1948, 29, 34-40 "Если
вы. заинтересовавшись проблемой генитальной любви, возьметесь перелистать
психоаналитическую литературу, посвященную этой проблематике, вы очень скоро
обнаружите два поразительнейших факта а) о генитальной любви написано
гораздо меньше, чем о догенитальной любви, б) почти все, что написано о
генитальной любви, написано в негативном ключе" (См также Балинт М The final
goal of psychoanalitic treatment, Int J Psych]anal, 1936,17, 206ѕ216, p 206
)
41 Фрейд, Зигмунд Civilization and Its Discontents "Всем своим
поведением он демонстрирует, что ему неважно, любим он или нет, что главное
для него ѕ его проявление любви Он обесценивают преимущества роли любимого и
переносит их на роль любящего, и это позволяет ему избежать зависимости от
обьекта любви Он старается защититься от возможной утраты объекта любви,
даруя свою любовь не конкретному человеку, а всему человечеству, пытается
застраховаться от разочарований генитальной любви, отказываясь от ее
естественной цели ѕ сексуального контакта ѕ трансформируя свой сексуальный
инстинкт в ненаправленный импульс В результате он пребывает в состоянии
неизменно нежного отношения к человечеству, внешне, казалось бы, не имеющем
ничего общего с изменчивой, строптивой генитальной любовью, но в
действительности являющемся ее производной" (р 22)
42 Балинт М. On genital love, Int. J. Phychjanal., 1948, 29, 34-40
"Чтобы избежать этой ловушки (акцента на негативных характеристиках),
давайте рассмотрим идеальный случай постамбивалентной генитальной любви,
любви, в которой нет не только амбивалентности, но и рудиментов
догенитального отношения к объекту. Что же мы увидим? А. Мы не обнаружим в
ней жадности, ненасытности, не обнаружим желания поглотить объект, сделать
его своей частью, лишить его независимого существования, то есть не
обнаружим оральных черт. В. В такой любви нет желания унизить, причинить
боль, нет стремления доминировать господствовать над предметом любви, то
есть нет садистических черт. С. В ней нет желания запятнать объект любви,
надругаться над ним нет неприятия сексуальных желаний и удовольствий
партнера. В такой любви человек не боится, что его действия вызовут у
партнера отвращение, и в то же самое время мы не обнаружим здесь и влечения
к порочным, к неприглядным качествам партнера ѕ одним словом, эта любовь
лишена анальных черт. D. Здесь нет места гордости по поводу обладания
пенисом, нет страха перед гениталиями партнера и своими собственными
гениталиями, нет зависти к мужским или женским гениталиям, нет чувства
ущербности, несовершенства, нет неприятия своих гениталий или гениталий
партнера, то есть нет следов фаллической стадии и кастрационного
комплекса... Итак, что же это такое ѕ "генитальная любовь" ѕ помимо
отсутствия вышеперечисленных догенитальных черт? Излагая проблему коротко и
конкретно, можно сказать, что человек любит того человека, который может
удовлетворить его и которого может удовлетворить он, то есть того, с кем он
может одновременно или почти одновременно испытать оргазм... Возможность
генитального удовлетворения ѕ необходимое, но не достаточное условие
генитальной любви. Мы знаем, что генитальная любовь представляет собой нечто
большее, чем чувство благодарности к партнеру за генитальное удовлетворение.
Мы также знаем, что генитальная любовь может иметь место и при отсутствии
взаимного удовлетворения и взаимной благодарности. Так что же это такое ѕ
генитальная любовь? Помимо генитального удовлетворения в настоящей любви мы
обнаруживаем такие феномены как 1) идеализация, 2) нежность, и 3) особая
форма идентификации. Таким образом, в корне ошибочен уже сам термин
"генитальная любовь"... То, что мы называем генитальной любовью,
представляет собой сплав противоречивых элементов, столь разнородных как
генитальное удовлетворение и догенитальная нежность... Наградой человеку за
страх, за напряжение, которые неизбежны в результате слияния противоречий,
становится возможность кратковременной регрессии в счастливое, инфантильное
состояние неведения...-" (р. 34).
43 Различия между дефициентной любовью и высшей любовью подробно
описаны в другой моей работе (295, pp. 42ѕ43).
44 Шварз, Освальд. The Psychology of Sex, Penguin Books, 1951: "Любовь
награждает человека удивительной способностью обнаруживать в предмете своей
любви достоинства и добродетели, недоступные взгляду равнодушного
наблюдателя. Эти достоинства реальны, они не придуманы любящим человеком и
не являются плодом его иллюзий; любовь ѕ не самообман", (pp. 100ѕ101).
"...мощный эмоциональный компонент, несомненно, присутствует в любви, но
любовь ѕ это прежде всего когнитивный акт, позволяющий проникнуть в скрытую
сущность личности, познать ее глубинные первоосновы" (р. 20).
45 "Даже признавая, что он (разум) не знает представленного ему
объекта, он считает, что его незнание заключается только в том, что он не
знает, к какой из давно известных категорий можно отнести этот объект, в
который ящичек картотеки следует поместить его, какой костюм, из имеющихся в
гардеробе науки, будет ему впору. Он не знает, что перед ним ѕ объект А,
объект В или объект С? Причем и А, и В, и С ѕ это обязательно объекты
понятные, давно известные ему. Мысль о том, что новый объект следует отнести
к категории X, что для его классификации требуется создание нового концепта
и, возможно даже, новый метод мышления, даже не приходит нам в голову. Но
посмотрите на всю историю философии ѕ науки, являющей собой образец вечного
конфликта систем. Она учит нас тому, что не так-то просто облачить
реальность в готовое платье готовых концепций, что всякий раз приходится
заново снимать с нее мерку. Но нашему разуму невдомек этот урок, он
уклоняется от решения этой проблемы и с горделивой скромностью заявляет, что
ему нет дела до абсолютных истин, что его интересуют лишь относительные
категории. Он вполне обезопасил себя этой декларацией ѕ теперь он чувствует
себя вправе мыслить в соответствии с привычными шаблонами, раздавать
относительные оценки всем явлениям, не обращая внимания на его истинное
значение, не пытаясь вынести сколько-нибудь однозначного суждения о нем.
Корни такого мировоззрения уходят к платоновскому принципу познания, которое
он понимал как обнаружение некой предустановленной Идеи. Платон полагал, что
для познания реальности достаточно заключить ее в предсуществующую систему
координат, уже имеющуюся в нашем распоряжении, поместить эту реальность в
рамки некоего имплицитного, универсального знания. Платоновская точка зрения
на познание близка свойствам холодного интеллекта, наш разум словно создан
для того, чтобы каталогизировать каждый новый объект, помещать его в ту или
иную, уже существующую, рубрику. В этом смысле можно сказать, что все мы в
известной степени платоники". (46, pp. 55ѕ56.)
46 Попытка провести различия между вышеназванными подходами
предпринималась и другими психологами. Например, Курт Левин (274) говорит об
аристотелевском и галилеевском подходах в науке. Гордон Олпорт (6) говорит о
необходимости "идеографического" подхода к личности, противопоставляя его
"номотетическому", а многие ученые, занимающиеся проблемами семантики,
подчеркивают, что между отдельными переживаниями больше различий, чем
сходства (215). Все эти рассуждения не только подтверждают главную мысль
этой главы, но и были использованы при ее написании. Ниже мы обсудим
некоторые из любопытнейших вопросов, которые неизбежно возникают вследствие
предложенной Куртом Гольдштейном дихотомии "конкретноеѕабстрактное" (160).
Советую также обратить внимание на книгу Итарда Wild Boy of Aveyron.