<< Пред. стр. 11 (из 53) След. >>
клинике, во всяком случае, в клинике, исповедующеймедицинско-терапевтический подход, где все силы персонала брошены на борьбу
с болезнью. В когнитивных позывах нет той причудливости и страстности, той
интриги, что отличает невротическую симптоматику. Когнитивная психопатология
невыразительна, едва уловима, ей часто удается ускользнуть от разоблачения и
представиться нормой. Она не взывает к помощи. Именно поэтому мы не найдем
упоминаний о ней в трудах Фрейда, Адлера или Юнга, этих "столпов"
психотерапии и психодинамического подхода.
Шилдер ѕ единственный из известных мне психоаналитиков, обратившийся к
проблеме человеческого любопытства и стремления к пониманию с точки зрения
психодинамики.17 К этой проблеме обращались такие психологи, как Мерфи,
Вертхаймер и Аш (19, 142, 466). До сих пор мы лишь походя упоминали
когнитивные потребности. Стремление к познанию универсума и его
систематизации рассматривалось нами либо как средство достижения базового
чувства безопасности, либо как разновидность потребности в самоактуализации,
свойственная умным, образованным людям. Обсуждая необходимые для
удовлетворения базовых потребностей предпосылки, в ряду прочих прав и свобод
мы говорили и о праве человека на информацию, и о свободе самовыражения. Но
все, что мы говорили до сих пор, еще не позволяет нам судить о том, какое
место занимают в общей структуре мотивации любопытство, потребность в
познании, тяга к философии и эксперименту и т.д., ѕ все наши суждения о
когнитивных потребностях, прозвучавшие раньше, в лучшем случае можно счесть
намеком на существование проблемы.
У нас имеется достаточно оснований для того, чтобы заявить ѕ в основе
человеческой тяги к знанию лежат не только негативные детерминанты (тревога
и страх), но и позитивные импульсы, импульсы per se, потребность в познании,
любопытство, потребность в истолковании и понимании (295).
1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у
высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается
разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели ѕ одним словом,
демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с
физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.
Эксперименты Харлоу (174) также можно счесть аргументом в пользу нашего
тезиса, достаточно убедительным и вполне корректным с эмпирической точки
зрения.
2. История человечества знает немало примеров самоотверженного
стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и
даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу
Галилея.
3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая
особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному,
необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть
привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими,
представляет для этих людей интерес. И наоборот ѕ все известное, разложенное
по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.
4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области
психопатологии. Компульсивно-обсессивные невротики (как и невротики вообще),
солдаты с травматическими повреждениями мозга, описанные Гольдштейном,
эксперименты Майера (285) с крысами ѕ во всех случаях мы имеем дело с
навязчивой, тревожной тягой ко всему знакомому и ужас перед незнакомым,
неизвестным, неожиданным, непривычным, неструктурированным. Но, с другой
стороны, описаны и феномены, диаметрально противоположные этим, такие как
нарочитый нонконформизм, протест против любой власти, любых авторитетов, так
называемая богемность, навязчивое желание шокировать окружающих, ѕ эти
феномены также наблюдаются при некоторых неврозах, но могут отмечаться и в
процессе отторжения культурных ценностей.
Возможно, стоит упомянуть в этой связи и персеверативные детоксикации,
описанные в главе 10, представляющие собой, по крайней мере, на
поведенческом уровне, влечение к страшному, пугающему, таинственному и
непознанному.
5. Складывается впечатление, что фрустрация когнитивных потребностей
может стать причиной серьезной психопатологии (295, 314). Об этом также
свидетельствует ряд клинических наблюдений.
6. В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был
признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни,
неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная
деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым
интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать
на скучной, тупой работе. Несколько раз я пробовал воспользоваться
подходящими случаю методами когнитивной терапии (я советовал пациенту
поступить на заочное отделение университета или сменить работу), и
представьте себе, это помогало.
Мне приходилось сталкиваться со множеством умных и обеспеченных женщин,
которые не были заняты никаким делом, в результате чего их интеллект
постепенно разрушался. Обычно я советовал им заняться хоть чем-нибудь, и
если они следовали моему совету, то я наблюдал улучшение их состояния или
даже полное выздоровление, и это еще раз убеждает меня в том, что
когнитивные потребности существуют. Если человек лишен права на информацию,
если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам,
то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником.
Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к
самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы
никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить
взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее.
Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность
ѕ и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к
безропотному подчинению.
7. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве.
У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого
человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним
воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как
естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и
взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей
можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия
разворачивается в наших детских садах и школах (158).
8. И наконец, удовлетворение когнитивных потребностей приносит человеку
ѕ да простят мне эту тавтологию! ѕ чувство глубочайшего удовлетворения, оно
становится источником высших, предельных переживаний. Очень часто, рассуждая
о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате
оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о
чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем,
доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности
к высшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально
насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями
человеческой жизни.
Можно подвести черту под всем вышесказанным: на существование базовой
когнитивной потребности указывают многочисленные факты и наблюдения,
клинические данные и результаты кросс-культуральных исследований.
Однако, даже сформулировав этот постулат, нам явно не удастся почить на
лаврах. Так и человек, узнав нечто, не останавливается на достигнутом, он
устремляется к более детальному, но в то же самое время и к более
глобальному знанию, он пытается вплести его в некую философскую или
теологическую систему. Новое знание, на первых порах очень предметное и
конкретное, заставляет человека искать возможности для того, чтобы вписать
его в некую систему, побуждает к анализу и систематизации. Некоторые
называют этот процесс поиском смысла, или значения. А мы можем выдвинуть еще
один постулат: человек стремится к пониманию, систематизации и организации,
к анализу фактов и выявлению взаимосвязей между ними, к построению некой
упорядоченной системы ценностей.
Если мы согласимся с этими двумя постулатами, то вынуждены будем
признать, что взаимоотношения между этими двумя стремлениями ' иерархичны,
то есть стремление к познанию всегда предшествует стрем-[ лению к пониманию.
Все, что мы говорили об иерархии препотентности и 6 ее характеристиках,
справедливо и по отношению к иерархии когнитивных потребностей.
Хочу сразу же предостеречь от искушения, с которым вы неизбежно
столкнетесь при обсуждении проблемы когнитивных потребностей. Нельзя
рассматривать эти потребности, или стремления, как самостоятельный феномен,
в отрыве от описанных выше базовых потребностей. Когнитивные и конативные
потребности не противостоят друг другу. Само по себе желание знать и само по
себе желание понимать ѕ конативны, то есть носят побудительный характер и
являются такими же неотъемлемыми характеристиками личности, как и все
описанные выше базовые потребности. Кроме того, и мы уже говорили об этом,
иерархии когнитивных и конатив-ных потребностей тесно связаны между собой,
переплетены друг с другом; между ними нет антагонизма, напротив, они скорее
синергичны, и у нас еще будет возможность убедиться в этом. Некоторые работы
более подробно освещают этот вопрос (295, 314).
Эстетические потребности
Об этих потребностях мы знаем меньше, чем о каких-либо других, но
обойти вниманием эту неудобную (для ученого-естествоиспытателя) тему нам не
позволяют убедительные аргументы в пользу ее значимости, которые со всей
щедростью предоставляют нам история человечества, этнографические данные и
наблюдения за людьми, которых принято называть эстетами. Я предпринял
несколько попыток к тому, чтобы исследовать эти потребности в клинике, на
отдельных индивидуумах, и могу сказать, что некоторые люди действительно
испытывают эти потребности, у некоторых людей они на самом деле проявляются.
Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и
людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень
специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят
изнеможенными, и немощь их может излечить только красота (314). Эстетические
потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или
иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на
любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека.
Эстетические потребности тесно переплетены и с конативными, и с
когнитивными потребностями, и потому их четкая дифференциация невозможна.
Такие потребности, как потребность в порядке, в симметрии, в завершенности,
в законченности, в системе, в структуре, ѕ могут носить и
когнитивно-конативный, и эстетический, и даже невротический характер. Лично
я рассматриваю эту область исследования как почву для объединения
гештальт-психологии с психодинамическим подходом. Если мы видим, что человек
испытывает непреодолимое и вполне осознанное желание поправить криво
повешенную картину, то, в самом деле, стоит ли стремиться к однозначной
интерпретации его потребности?
ДРУГИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Мера жесткости иерархической структуры
Когда мы говорим об иерархии препотентности, может сложиться
впечатление, что речь идет о некой жестко фиксированной структуре
потребностей. Но в действительности иерархия потребностей вовсе не так
стабильна, как это может показаться на первый взгляд. Базовые потребности
большинства исследованных нами людей, в общем виде, подчинялись описанному
порядку, но были и исключения из этого правила.
1. У некоторых людей, например, потребность в самоутверждении проявляет
себя как более насущная, чем потребность в любви. Это самый распространенный
случай реверсии, и в основе его лежит представление о том, что сильные,
властные люди, люди, которые вызывают уважение и даже страх, люди уверенные
в себе, ведущие себя наступательно и агрессивно, заслуживают большей любви
или, по крайней мере, с большим правом пользуются ее плодами. Именно в силу
этого представления человек, которому недостает любви и который ищет ее,
может демонстрировать самоуверенное, агрессивное поведение. Но в данном
случае самоуважение не является конечной целью, оно выступает как средство
удовлетворения другой потребности. Такие люди занимают активную,
наступательную позицию не ради самоутверждения как такового, а для того,
чтобы добиться любви.
2. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим
потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. Надо
отдать должное таким людям ѕ испытываемая ими потребность в актуализации
творческого потенциала не всегда вызвана пресыщением базовых потребностей,
очень часто они творят вопреки неудовлетворенности.
3. Человек может навсегда остаться на одном, достаточно низком уровне
мотивационной жизни, он может смириться со своими "земными" потребностями,
забыть о самом существовании высших целей человеческого бытия или отказаться
от них. Например, человек, некогда терпевший лишения, например, бывший
безработный, до конца своих дней может радоваться только тому, что он сыт.
4. Психопат ѕ еще один образчик утраты потребности в любви. Как
показывают клинические исследования, психопат, в раннем детстве испытавший
недостаток любви, нж2рачивает желание и способность получать и дарить любовь
(подобно тому, как у животных угасают сосательный и клевательный рефлексы,
если в первые дни жизни они не получают достаточного подкрепления).
5. Еще один пример подмены потребностей можно обнаружить в тех случаях,
когда человек, не встречая никаких преград на пути удовлетворения своих
желаний, не постигает всей ценности дарованного ему. Люди, которые не знают,
что такое голод, насколько жестокому испытанию подвергается голодный
человек, со всей убежденностью считают еду чем-то неважным, несущественным.
Если они движимы какой-то более высокой потребностью, то именно она
представляется им самой важной, самой значимой. Ради нее они готовы терпеть
лишения, готовы поступиться удовлетворением своих физиологических
потребностей. Однако можно предположить, что той или иной базовой
потребности они будут вынуждены согласиться с тем, что "низкая" потребность,
более насущная, препотент-ная потребность требует к себе более уважительного
отношения. Например, человек решает бросить работу, потому что считает, что
его недооценивают, но полгода спустя, испытав материальные затруднения, он
уже готов поступиться амбициями и не прочь оказаться на прежнем рабочем
месте.
6. Очень может быть, что видимость реверсии возникает еще и потому, что
мы пытаемся говорить об иерархии препотентности скорее в терминах
осознаваемых желаний и стремлений, нежели в терминах поведения. Известно,
что поведение не всегда отражает стоящие за ним мотивы. Говоря об иерархии
потребностей, мы утверждаем лишь, что человек, у которого не удовлетворены
две потребности, предпочтет сначала удовлетворить более базовую, а
следовательно, и более насущную потребность. Но это ни в коем случае не
означает, что поведение этого человека будет определяться именно этой
потребностью. Считаю нужным еще раз подчеркнуть, что потребности и желания
человека ѕ не единственные детерминанты его поведения.
7. Из всех случаев реверсии, пожалуй, самую высокую ценность имеют те,
что связаны с высшими социальными нормами, с высшими идеалами и ценностями.
Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения,
муки и даже пойти на смерть. Мы сможем лучше понять чувства этих людей, если
согласимся с основополагающей концепцией (или гипотезой), которую в кратком
изложении звучит следующим образом: удовлетворение базовых потребностей в
раннем детстве закладывает основы повышенной фрустрационной толерантности.
Можно предположить, что у людей, которые большую часть жизни, и особенно в
раннем детстве, были удовлетворены в своих базовых потребностях, развивается
особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей, что фрустрация
не страшит их хотя бы потому, что они обладают сильным, здоровым характером,
истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности. Это ѕ сильные
личности, они не боятся осуждения и не отступят перед трудностями, они умеют
плыть против течения, против общественного мнения, они всегда стоят за
правду, чего бы это ни стоило им. Они умеют по-настоящему любить, и они
любимы другими, они способны к настоящей дружбе, той, которой не страшны
никакие испытания.
Я не смог удержаться от пафоса и патетики, несмотря на то, что
толерантность к фрустрации с равной убедительностью можно было бы списать на
элементарное привыкание. Не исключено, что человек, большую часть жизни
проживший впроголодь, в результате свыкнется с депривацией пищевой
потребности. Вопрос о том, какая из двух предпосылок ѕ привыкание или
базовое чувство удовлетворенности ѕ может стать более прочным фундаментом
для развития толерантности к фрустрациям, остается открытым и требует
дальнейших исследований. Пока мы вправе только предполагать, что они
действуют обе, бок о бок, поскольку явного противоречия между ними не
обнаруживается, и что решающую роль в формировании фрустрационной
толерантности играет удовлетворение базовых потребностей индивидуума в
младенчестве и в раннем детстве. Люди, с молоком матери впитавшие базовые
чувства безопасности и уверенности, как правило, умеют сохранять спокойствие
и уверенность даже в самых опасных ситуациях.
Мера удовлетворенности потребности
Боюсь, что наши рассуждения могут подтолкнуть мысль читателя в ложном
направлении. Может показаться, что иерархия пяти описанных нами групп
потребностей обозначает конкретную зависимость ѕ стоит, мол, удовлетворить
одну потребность, как тут же ее место занимает другая. Отсюда может
последовать следующий ошибочный вывод ѕ возникновение потребности возможно
только после стопроцентного удовлетворения нижележащей потребности. На самом
же деле, почти о любом здоровом представителе нашего общества можно сказать,
что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых
потребностях. Наше представление об иерархии потребностей будет более
реалистичным, если мы введем понятие меры удовлетворенности потребностей и
скажем, что низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем
высшие. Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть
и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина
физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в
безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви ѕ на 50%, потребность
в самоуважении ѕ на 40%, а потребность в самоактуализации ѕ на 10%.
Термин "мера удовлетворенности потребности" позволяет нам лучше понять
тезис об актуализации более высокой потребности после удовлетворения более
низкой. Особо следует подчеркнуть, что процесс актуализации потребностей не
внезапный, не взрывной, скорее следует говорить о постепенной актуализации
более высоких потребностей, о медленном пробуждении и активизации. Например,
если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не
обнаруживаться вовсе. Однако, если потребность А удовлетворена на 25%, то
потребность В "пробуждается" на 5%, а когда потребность А получает 75%-ое
удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и так
далее.
Неосознаваемый характер потребностей
О базовых потребностях нельзя однозначно сказать, что они
бессознательные или, наоборот, сознательные. Однако, как правило, у
среднестатистического человека они все же имеют бессознательную природу. Не
думаю, что было бы разумным приводить здесь все то огромное множество
клинических данных, которые свидетельствуют о чрезвычайно важной роли
бессознательной мотивации. Потребности, которые мы называем базовыми,
большинством людей либо совсем не осознаются, либо осознаются отчасти, хотя,
разумеется, особо утонченные, особо чувствительные люди способны и к полному
осознанию. Есть ряд специальных техник, предназначенных именно для того,
чтобы помочь человеку осознать свои бессознательные потребности.
Потребности и культура, общее и особенное
Предложенная выше классификация основывается на представлении об
универсальном характере базовых потребностей и представляет собой попытку