<< Пред.           стр. 17 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу

 законным требованиям, как к проявлениям естественного права человека, если
 мы будем реагировать на них с тем же участием, с каким относимся к его
 жалобам на голод, жажду, боль или холод, то мы перестанем обрекать его на
 фрустрацию, станем для него источником удовлетворения этих потребностей.
 Такой воспитательный режим повлечет за собой одно-единственное, но очень
 важное последствие ѕ отношения между родителем и ребенком станут более
 естественными, спонтанными, веселыми, в них будет больше приязни и любви.
  Не подумайте, что я ратую за тотальную, абсолютную вседозволенность.
 Прессинг инкультурации, то есть воспитания, дисциплины, формирования
 социальных навыков, подготовки к будущей взрослой жизни, осознания
 потребностей и желаний других людей, в какой-то степени, разумеется,
 необходим, но процесс воспитания перестанет раздражать нас и ребенка только
 тогда, когда его будет окружать атмосфера приязни, любви и уважения друг к
 другу. И уж, конечно, не может быть и речи ни о каком потакании
 невротическим потребностям, дурным привычкам, наркотической зависимости,
 фиксациям, потребности в знакомом или любым другим неинстинктоидным
 потребностям. И наконец, нельзя забывать о том, что кратковременная
 фрустрация, жизненный опыт, даже трагедии и несчастья могут иметь
 благоприятные и целительные последствия.
 
 КОНЦЕПЦИЯ ИНСТИНКТОИДНОСТИ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
 
  Все вышеизложенные соображения позволяют мне выдвинуть гипотезу о том,
 что базовые потребности по своей природе (в определенном смысле и в
 определенной степени) являются конституциональными, или наследственными. Я
 прекрасно понимаю, что такого рода гипотеза сегодня не может быть
 подкреплена убедительной аргументацией хотя бы потому, что пока еще не
 разработаны соответствующие генетические и неврологические техники
 исследования потребностей. Если же мы попытаемся произвести анализ на другом
 уровне, например, на поведенческом, семейном, социальном, этнологическом, то
 наверняка получим такие результаты, которые вряд ли смогут послужить
 подтверждением нашей гипотезе, за исключением тех редких случаев, когда роль
 конституции, наследственности очевидна и несомненна.
  Здесь мы представим те немногие из имеющихся в нашем распоряжении
 эмпирических и теоретических данных, которые можно рассматривать как
 косвенное подтверждение данной гипотезы. Советую также обратиться к (298).
  1. Главной причиной, побудившей нас выдвинуть новую гипотезу, стало
 неприятие всех прежних теорий мотивации. Бихевиористы и приверженцы теории
 среды с позором изгнали теорию инстинктов из научного обихода, в результате
 чего поведение и мотивация оказались сведены к простому ассоциативному
 научению.
  Я не погрешу против справедливости, если скажу, что нынешняя психология
 совершенно не учитывает динамику внутренней жизни, игнорирует проблему
 ценностей и высших целей, проблемы базовых потребностей и их
 удовлетворения/фрустрации, а, следовательно, ничем не может обогатить
 концепцию здоровья, психопатологии и психотерапии.
  Для того, чтобы доказать этот тезис, нет нужды прибегать к пространным
 рассуждениям, достаточно сказать, что клинические психологи, психиатры,
 психоаналитики, психотерапевты, социальные работники почти не используют в
 своей работе теорию бихевиоризма. Они упрямо продолжают свой практический
 поиск, и в результате мы имеем обширную, но очень шаткую структуру
 клинических данных, ибо эта структура не имеет под собой крепкого фундамента
 теории. Клиницисты все же скорее практики, чем теоретики. Но если они
 пытаются опереться на какую-то теорию, то избирают некую неоформленную
 разновидность динамической теории, в которой фундаментальная роль отводится
 инстинктам, то есть некую осовремененную модификацию фрейдовской теории.
  Те из психологов, которые не работают в клинике, в большинстве своем
 признают инстинктоидную природу только за физиологическими позывами, такими
 как голод, жажда и др.; опираясь на пресловутый механизм обусловливания, они
 считают все остальные, более высокие потребности усвоенными, приобретенными.
  По их мнению, ребенок научается любить своих родителей только потому,
 что те кормят, купают и одевают его. Любовь, в такой интерпретации,
 становится побочным продукт удовлетворения физиологической потребности,
 предметом некоего бартерного соглашения, объектом купли-продажи.
  Мне не приходилось слышать ни об одном эксперименте, который подтвердил
 бы обоснованность такой точки зрения на потребности в любви, в безопасности,
 в принадлежности, в уважении, в понимании и т.д.; она принимается априорно,
 как данность, не требующая доказательств. Ее живучесть я могу объяснить
 только тем, что никто до сих пор не удосужился проверить ее справедливость.
  Впрочем, результаты экспериментов с обусловливанием не только не
 подтверждают, но и напротив, косвенно опровергают эту точку зрения: они
 показывают, что вышеназванные потребности проявляют себя скорее в роли
 безусловных реакций, на основании которых затем выстраиваются условные
 реакции. При оперантном обусловивании, которое основано исключительно на
 "внутренних подкреплениях", эта инстинктоидность принимается просто как
 нечто само собой разумеющееся, и все это называется теорией научения.
  Кстати, эта теория постоянно вступает в противоречие с нашим
 повседневным, житейским опытом, ибо оставляет очень многие вопросы без
 ответов. Отчего мать так жаждет ухаживать за своим ребенком, с такой
 щедростью осыпает его "вознаграждениями"? В чем здесь ее выгода? Почему
 беременная женщина согласна терпеть токсикоз и родовые муки, почему эта боль
 желанна для нее? Если мы рассуждаем о сделках и соглашениях, если во главе
 всего мы ставим принцип qui pro quo, то стоят ли эти соглашения таких
 хлопот? Что имеют в виду детские врачи, когда говорят, что ребенку мало
 только пищи, только тепла и сухих пеленок, что ему необходима любовь? Почему
 они так настойчивы, почему у нас складывается впечатление, что любовь выше и
 важнее всех этих "вознаграждений"? Может быть, они преувеличивают? Какую
 мать ребенок будет любить больше ѕ ту, которая его хорошо кормит и одевает,
 но не любит, или же ту, которая плохо кормит и одевает, но любит его?
  Масса вопросов не дают нам покоя. Что такое вознаграждение ѕ пусть даже
 физиологическое? Видимо, мы должны понимать, что речь идет именно о
 физиологическом удовольствии, ведь нас настойчиво пытаются убедить в том,
 что все другие удовольствия вырастают из физиологических. Что нужно для
 того, чтобы удовлетворить потребность ребенка в безопасности? Не подвергать
 его грубому обращению, не ронять на пол, не хлопать в ладоши над ухом и не
 строить страшных гримас? Казалось бы, что еще нужно ребенку? Но тогда почему
 он с такой радостью, с таким удовольствием откликается на улыбку и ласковое
 воркование матери, почему так жаждет ее поцелуев, ее теплых объятий, почему
 просится к ней на руки? Что значит удовольствие, что значит "вознаграждение"
 для матери, когда она дарит ребенку свое тепло и ласку, когда кормит и
 жертвует своими удобствами ради его интересов и нужд?
  Данные исследований, проводившихся в последнее время, убеждают нас в
 том, что не только само вознаграждение, но и способ вознаграждения выступает
 в роли фактора поощрения, подкрепления. Что это значит для концепции
 вознаграждения? Можем ли мы сказать, например, что регулярность кормления
 поощряет голод? Какую из потребностей поощряет попустительский стиль
 воспитания? Или уважительное отношение к нуждам ребенка? Если мы будем
 отнимать ребенка от груди и сажать его на горшок не тогда, когда этого
 хочется нам, а тогда, когда этого хочется ему, ѕ какую из его потребностей
 мы подкрепим? Почему у воспитанников детских домов и у приемных детей,
 несмотря на хороший уход, то есть, несмотря на хорошее физиологическое
 вознаграждение, так часто обнаруживаются психопатологические симптомы (158)?
 Если любовный голод в конечном итоге ѕ лишь разновидность физического голода
 или его последствие; если и то, и другое мы готовы назвать голодом, то
 почему плотный обед не спасает нас от любовного голода?
  Концепция канализирования потребностей, выдвинутая Мерфи (350), по
 моему мнению, способна ответить на многие из этих вопросов. Мерфи пишет, что
 между безусловным и любым другим стимулом может возникнуть условная связь.
 Мерфи называет эту связь условной отчасти и потому, что этот случайный
 стимул является всего лишь сигналом, сам по себе он не может обеспечить
 удовлетворение потребности. Если говорить о физиологических позывах, таких
 как голод, то совершенно очевидно, что индивидуум не может довольствоваться
 сигналом ѕ только истинный удов-летворитель может утолить его позыв. Только
 пища может утолить голод. В обыденной жизни сигнальное научение происходит
 постоянно, оно полезно для индивидуума ровно в той мере, в какой полезен
 звонок перед обедом. Гораздо более важным типом научения является
 канализи-роваиие. Канализирование ѕ это не только установление ассоциативной
 связи между двумя стимулами, одновременно с этим идет процесс познания того,
 какие объекты могут удовлетворить ту или иную потребность, а какие ѕ не
 могут, какие удовлетворяют ее лучше, а какие ѕ хуже; человек научается
 предпочитать.
  Очень важным мне кажется замечание автора о том, что здоровое
 удовлетворение потребностей в любви, в уважении, в понимании и т.п. возможно
 только посредством канализирования, то есть с помощью истинного, внутренне
 соответствующего удовлетворителя. Если мы сталкиваемся с удовлетворением
 потребности при помощи случайных, ассоциациативных удовлетворителей. как это
 бывает, например, при фетишизме, то, скорее всего, мы имеем дело с неврозом
 или с невротической потребностью.
  Не менее важными мне представляются эксперименты Харлоу и его коллег,
 осуществленные в Лаборатории приматов штата Висконсин (175ѕ 178). В одном из
 экспериментов, теперь уже широко известном, исследователи отлучали
 новорожденных обезьян-шимпанзе от их матерей и помещали их в клетку к
 суррогатным матерям ѕ к манекенам, имитирующим взрослую обезьяну. При этом
 одни манекены были сделаны из металлической проволоки и на них была
 пристроена бутылочка с молоком, а каркас других манекенов был задрапирован
 ворсистой тканью и бутылочек с молоком на них не было. Все детеныши отдали
 предпочтение мохнатым манекенам, они жались к тряпичной мамаше и карабкались
 по ней большую часть времени, вспоминая о существовании проволочной
 кормилицы только на время еды. Детеныши обезьян не были ограничены в еде, но
 были лишены материнской ласки. Став взрослыми, они отличались от обычных
 обезьян, в частности, у них был полностью атрофирован материнский инстинкт.
 По-видимому, пища и кров ѕ далеко не достаточные условия для нормального
 развития, даже у обезьян.
  2. Принятые ныне биологические критерии инстинкта оказываются почти
 бесполезными, когда мы приступаем к рассмотрению человеческих инстинктов, и
 не только из-за того, что мы имеем в своем распоряжении недостаточно
 эмпирических данных, но и потому, что сами эти критерии вызывают сомнения.
 Советую обратиться к работам Хоуэлла (201, 202), которые открывают новую
 возможность для преодоления этой трудности.
  Как уже говорилось выше, серьезной ошибкой ранних инстинктивистов было
 слишком пристальное внимание к животному происхождению человека и недооценка
 глубинных отличий, отделяющих человека от животного мира. Теперь мы в
 состоянии выявить в работах инстинктивистов одну характерную тенденцию,
 которая еще совсем недавно казалась всем естественной и бесспорной. Я говорю
 о тенденции универсально-биологического определения инстинкта, о стремлении
 создать такое определение, которое охватывало бы все инстинкты у всех
 животных. В соответствии с подобной предпосылкой, если ученый не находил у
 животных аналога какого-либо импульса или побуждения, обнаруженного у
 человека, то он относил такой импульс ipso facto к разряду неинстинктивных.
 Разумеется, всякий импульс, всякая потребность, проявляющиеся как у
 человека, так и у животных, например, потребность в пище, в кислороде, могут
 быть отнесены к разряду инстинктивных в силу своей универсальности. Но это,
 однако, не опровергает возможности существования специфических
 инстинктоидных импульсов и потребностей, присущих только человеку, таких,
 например, как потребность в любви, которая не свойственна ни одному из
 представителей животного мира, кроме шимпанзе и человека. Почтовые голуби,
 черви, кошки ѕ каждый вид имеет свои уникальные инстинкты. Почему же мы
 отказываем в такой возможности человеку?
  Принято считать, что по мере восхождения по филогенетической шкале от
 низших видов к высшим, инстинкты один за другим исчезают и их место занимают
 приспособительные реакции, основанные на возросшей способности к обучению,
 мышлению и коммуникации. Если определять инстинкт, опираясь на наблюдения за
 низшими животными, если рассматривать его как сложную совокупность,
 образуемую врожденным позывом, способностью к восприятию этого позыва,
 инструментальным поведением, инструментальными навыками и наличием
 объекта-цели (а возможно, и аффективным аккомпанементом ѕ если, конечно, нам
 удастся разработать мало-мальски объективную технику его регистрации), то
 подобная точка зрения будет вполне обоснована. При таком определении
 инстинкта мы обнаружим, что у белых крыс со всей отчетливостью проявляются
 сексуальный, материнский и пищевой инстинкты (в числе других), тогда как у
 обезьян в чистом виде обнаруживается один лишь материнский инстинкт. Пищевой
 инстинкт у них модифицирован, а от сексуального инстинкта остался только
 инстинктивный позыв. Обезьяна вынуждена учиться выбору сексуального партнера
 и эффективному исполнению сексуального акта (304). У человека не
 обнаруживается уже ни одного из этих (и других) инстинктов. Он сохранил лишь
 сексуальный и пищевой позывы и, возможно, материнский позыв (263), но очень
 слабо выраженный, а инструментальное поведение, навыки, селективность
 восприятия и объект-цель приобретаются им только в процессе научения
 (главным образом посредством канализирования потребностей). Человек не
 обладает инстинктами, у него обнаруживаются только рудиментарные остатки или
 следы инстинктов.
  3. Особую важность имеет культуральный критерий инстинкта, суть
 которого сводится к вопросу: "Является ли данная конкретная реакция
 независимой от культуры?", но, к сожалению, наше знание о нем пока не
 подкреплено однозначными эмпирическими данными. Лично я, например, склонен
 считать, что данные экспериментов в целом подтверждают мою теорию или, по
 меньшей мере, не противоречат ей. Однако справедливости ради следует
 отметить, что другие исследователи, анализируя эти же данные, могут прийти к
 совершенно иным выводам.
  Поскольку мой полевой опыт ограничивается весьма непродолжительным
 пребыванием в одной из индейских резерваций, а проблема, которую мы пытаемся
 поднять, требует скорее этнологических, нежели психологических,
 исследований, то я не буду углубляться в нее.
  4. Выше я уже пытался привести аргументы в защиту своей точки зрения о
 том, что базовые потребности по природе своей являются инстинктоидными.
 Фрустрация базовых потребностей приводит к психопатологии, с этим
 соглашаются все клиницисты. (Другое дело ѕ невротические потребности,
 привычки, зависимости, потребность в знакомом, инструментальные потребности;
 их фрустрация не вызывает патологии.) То же самое можно сказать, но в очень
 узком, специфическом смысле, о потребности в завершении, потребности в
 стимуляции и потребности в самовыражении, самореализации. (По крайней мере,
 этот ряд потребностей можно дифференцировать на операциональной или
 прагматической основе; необходимость такой дифференциации продиктована
 многими соображениями, как теоретического, так и практического характера.)
  Если все ценности созданы и насаждаются обществом, культурой, то почему
 попрание одних ценностей приводит к психопатологии, а попрание других ѕ нет?
 Мы научаемся есть три раза в день, пользоваться вилкой и ножом, правильно
 сидеть за столом, говорить "спасибо" после еды. Мы выходим на улицу одетыми
 и обутыми, спим на чистом белье, изъясняемся не жестами и ужимками, а
 словами. Мы едим говядину и свинину, но не едим кошек или собак. Мы
 умываемся, принимаем душ, стремимся получить хорошую оценку на экзамене,
 стремимся к тому, чтобы зарабатывать много денег. Однако фрустрация любой из
 этих привычек, как правило, не становится источником непреодолимого
 страдания, а иногда может даже пойти на пользу человеку. В определенных
 ситуациях, например, в условиях туристического похода, мы с удовольствием и
 облегчением отказываемся от них, осознавая их внешний характер. Но человек
 не может отказаться от потребности в любви, в безопасности, в уважении, не
 может отбросить эти ценности как лишние, несущественные.
  Похоже, что мы вправе предположить за базовыми потребностями особый
 психологический и биологический статус. Есть нечто, что отличает их от
 привычек и повседневных человеческих желаний. Они должны быть удовлетворены,
 иначе человек заболеет.
  5. Удовлетворение базовых потребностей вызывает последствия, которые
 можно назвать хорошими, желательными, здоровыми. Я использую здесь термины
 "хороший" и "желательный" скорее в биологическом смысле, нежели в их
 априорном звучании, я могу предложить даже операциональное определение этих
 понятий. Когда я говорю о хороших, желательных последствиях, я имею в виду
 те последствия, которые полезны для организма, к которым стремится любой
 здоровый организм, те, которые он выбирает.
  Эти соматические и психологические последствия были рассмотрены выше, в
 главе, посвященной базовому удовлетворению, и здесь я не буду подробно
 останавливаться на них. Можно внести лишь одно, очень существенное,
 уточнение. В предлагаемом мною критерии желанности нет ничего эзотерического
 или ненаучного, его несложно обосновать с помощью экспериментальных данных,
 ведь рассматриваемая проблема, в сущности, мало чем отличается от проблемы
 выбора бензина для автомобиля. Одна марка бензина лучше другой, автомобиль,
 заправленный лучшим бензином, будет работать лучше, эффективнее. Практически
 все клиницисты отмечают, что организм, ощущающий себя в безопасности,
 удовлетворяющий свои потребности в любви и уважении, работает лучше ѕ
 эффективнее работает восприятие, он более эффективно использует свои
 способности, он чаще приходит к верным выводам, он лучше переваривает пищу,
 он менее подвержен болезням и т.д. и т.п.
  6. Тот факт, что базовую потребность невозможно удовлетворить при
 помощи случайных, несоответствующих ей, неадекватных "удовлетворителей",
 заставляет нас рассматривать источники базового удовлетворения отдельно от
 всех иных удовлетворителей. Следуя своей природе, организм устремляется к
 этим уникальным источникам, он ощущает, что никакие иные, случайные
 удовлетворители не могут удовлетворить эту потребность, не смогут обмануть
 ее, в отличие от потребностей, обусловленных привычкой, или невротических
 потребностей. Именно этой обязательностью вызван тот факт, что в конечном
 итоге удовлетворение любой базовой потребности связано со своим
 специфическим удовлетворителем при помощи механизма канализирования, а не
 ассоциативными связями (350).
  7. С этой точки зрения любопытно проанализировать эффекты, которые
 вызывает психотерапия. Мне представляется, что все основные
 психотерапевтические методы, по крайней мере, эффективные методы основной
 упор делают на укреплении и усилении базовых, инстинктоидных потребностей
 человека, одновременно стараясь ослабить или свести на нет так называемые
 невротические нужды.
  Это наблюдение кажется особенно справедливым в отношении тех видов
 терапии, которые декларируют принцип невмешательности в глубинную,
 сущностную природу человека, ѕ в ряду таких терапевтов можно назвать
 Роджерса, Юнга, Хорни и др. Эти ученые предполагают за любым человеком
 внутреннюю, сугубо индивидуальную природу, их терапевтический принцип
 заключается не в том, чтобы творить личность пациента с нуля, de novo, а в
 стремлении высвободить ее, помочь ей раскрыться, подтолкнуть ее к росту и
 развитию. Если с помощью инсайта и снятия внутренних запретов пациент
 избавляется от некой реакции, то мы вполне резонно можем считать эту реакцию
 чужеродной, не свойственной организму. Если же инсайт наоборот усиливает,
 укрепляет эту реакцию, то мы можем рассматривать ее как сущностную,
 глубинную реакцию личности. Следуя логике Хорни (143), поставлю вопрос так:
 если мы помогаем пациенту избавиться от тревоги и обнаруживаем, что он стал
 более нежным и любящим, менее враждебным, то не свидетельствует ли это о
 том, что любовь более естественна для человека, чем ненависть и
 враждебность?
  Психотерапевтическая практика ѕ настоящая сокровищница данных для
 исследователя, задавшегося целью создать теорию мотивации, теорию
 самоактуализации, теорию ценностей, теории научения и познания (в самой
 широкой интерпретации этих понятий), теории развития и деградации. Нам
 остается только сожалеть о том, что эффекты психотерапии до сих пор не стали

<< Пред.           стр. 17 (из 53)           След. >>

Список литературы по разделу