<< Пред. стр. 3 (из 7) След. >>
6.1.3. Фаза поискаЗатем начинаются обсуждения, в которых обе стороны пытаются выяснить, насколько честно партнеры будут защищать свои требования. Люди продолжают представлять выбранную ими позицию как логичную, отвечающую общим интересам. Они находятся в поиске путей для гибкости, открытости. Рассматривая вопрос широко, можно увидеть два возможных пути для развертывания на этой фазе. Формы их, однако, диаметрально противоположны.
Развертывание средствами давления
Блеф, угрозы, увеличение давления фактора времени, опровержение аргументов оппонента, возможностей "открещивания" от существования общих интересов - все это примеры тактик давления. Они могут показаться жесткими и свирепыми. Есть немалый риск эскалации. Но, тем не менее, на этой фазе можно собрать огромную информацию. Реакция оппонента - хороший показатель того, чего можно достичь. Другая сторона имеет право знать ваши приоритеты. Таким образом, немного больше давления для получения уступок со стороны оппонента за счет их больших преимуществ может стать гарантированным средством для получения информации.
Развертывание посредством "неограниченного поиска"
Вопросы, испытание идей, высказывания, просчет всех возможных последствий какой-либо идеи, выработка идей "шутки ради", представление пробных предложений, формулировка "незрелых" идей для возможного решения, мозговой штурм все это способы зондирования интегративного пути. Иногда способы эти чередуются. Таким образом, стороны проверяют друг друга и вместе с тем вырабатывают возможные комбинации намерений и интересов. Иногда переговоры могут принять форму совместного поиска, когда комбинируются и апробируются всякого рода идеи и альтернативы. Лучше, конечно, когда это проходит без каких-либо взаимных обязательств. Намеренно создается ситуация непонимания посредством действий, приводящих оппонента в смятение. В этом случае, результаты представляются нам очень туманными Важные вопросы остаются нерешенными, все кажется незавершенным и нестабильным. Но все же, постепенно, начинают проступать контуры возможного соглашения. Поведение, реакция клиентов дают понять переговорнику насколько далеко он может зайти.
Во время данной фазы происходит такое огромное количество событий, что мы склонны разбить ее на три подфазы: первая - интенсивное детальное взвешивание, во время которой обе стороны могут использовать сильное давление, затем фаза "созревания", наконец, фаза совместного поиска. Эти подфазы могут повторяться.
6.1.4. Тупик и завершение
Давление и запутывание вполне могут привести к атмосфере кризиса. В какой-то определенный момент - иногда в силу лимитированности во времени - становится совершенно ясно, что обсуждение проблем не может дальше продолжаться. Часто переговорники в таких ситуациях обращаются за консультацией к клиентам. Возможно, что здесь необходим тупик, который поможет придать форму компромиссу. Он необходим также, как завершающий тест устойчивости в позиции и интересах. Тупик может приобретать несколько форм, переговоры на некоторое время блокируются. Для обсуждения предоставлены различные предложения, но ни по одному из них не достигнуто соглашений, идет постоянный повтор аргументов.
В этот момент неопытному переговорнику с трудом удается устоять перед соблазном вступить в борьбу с оппонентом. Более опытным переговорникам легко удается справиться с этим, однако это совсем не является гарантией того, что все будет удачно. Тупикам свойственны две возможности развертывания, они дают информацию о том, насколько точны установки, они могут дать также толчок к творчеству. Тупики - своего рода тест на непреклонность сторон; они заставляют людей еще и еще раз искать новые пути. В то же самое время они побуждают людей на поиск новых, конструктивных решений. Такого рода потребности - показатель делового, конструктивного отношения к делу. Переговорнику не следует поддаваться тенденции к нагнетанию и эскалации, он должен продолжать поиск.
Из этих фаз можно вывести неписанные, но жесткие законы: переговоры - своего рода ритуал. Некоторые дипломатические беседа - хороший этому пример. Ритуальная форма переговоров ведет к уменьшению напряженности и неопределенности. Ход их, в большинстве случаев, легко предсказуем. Ритуальность в переговорах заметно увеличивает возможности для контроля и регулирования конфликтов. Единственный недостаток состоит в том, что такого рода процесс может потребовать большого количества времени.
6.2. Тактики развертывания
Сейчас мы представим на ваш суд различные тактики, используемые при развертывании. Каждый из партнеров в какой-то мере ответственен за свои действия. Председательствующий может направить переговоры в русло развертывания, делая процедурные предложения, соответствующие ситуации. Речь о том, как ему это сделать лучше, пойдет в главе 10 "Роль председательствующего в переговорах".
6.2.1. Неформальные предварительные консультации
Стороны делают попытки обменяться идеями по поводу их установок и предпосылок. Переговоры - табу. Решений не принимают. Не настаивают жестко на своем мнении. Не делаются доклады.
6.2.2. Всегда начинайте переговоры с фазы развертывания
В случае, если для обсуждения уже представлены предложения, это проще сказать, чем сделать. Есть сильная тенденция оказывать сопротивление предложениям друг друга. Не путайте аргументацию с развертыванием! Дебатируя, люди стараются отстоять свои предложения и умалить предложения (50:) оппонентов. Иногда, на разъяснение собственного мнения люди тратят такое количество энергии, что запас ее становится близок к нулю. Они не в состоянии рассматривать что-то другое, что серьезно сказывается на их авторитете.
6.2.3. Задавайте вопросы
Чего хотят добиться стороны? Что стоит за этим? Какие варианты уже были рассмотрены? Что заставило их выдвинуть такое предложение?
6.2.4. Будьте хорошим примером
Проинформируйте оппонента о целях, об обсужденных уже возможностях, чего вы реально хотите достичь таким способом, о ваших основных предложениях.
6.2.5. Попытайтесь найти общие критерии
Выявляют ли основные предложения что-то общее? Есть ли общие для обеих сторон нормы и ценности? Существуют ли взаимные обязательства, вытекающие из стратегических утверждений? Этому присущ определенный риск стороны, могут начать переговоры с обсуждения предположений и принципов. Стороны очень часто надеется получить преимущество, развивая определенное утверждение в принцип. Если не уделять этому должного внимания, то результатом могут быть затянутые переговоры о напыщенных идеалах, так как стороны отказываются принять (одобрить) невыгодные им критерий и принципы, до тех пор, пока они не будут облечены в такие сложные и абстрактные термины, что, по их мнению, принесет им преимуществ в "настоящих" переговорах. В этом случае, сложный раунд переговоров будет завершен, при его минимальной ценности. Это серьезный риск, т.к. стороны очень часто связывают свои желания с высокими принципами. Все это превращается в напыщенную прозу, не имеющую ничего общего с переговорами. Если четкий, работающий критерий не может быть найден, есть еще три реальных выхода:
* фокус на общие интересы;
* стороны выдвигают альтернативные предложения;
* работа с "первоначальным предложением".
Речь о них пойдет ниже.
6.2.6. Попытайтесь найти общие интересы
Стороны взаимозависимы, они нуждаются друг в друге. Связывает их переплетение интересов. Что выбирают обе стороны? Есть ли что-то общее в их интересах? Надо, чтобы ваши интересы были понятны. Конкретные детали, специальная информация, последствия и т.д. - вот то, что упорядочит ваши интересы, эти факты помогут узаконить их (для вашего оппонента (51:) тоже). Если вы не согласны с интересами оппонента, все же попытайтесь рассматривать их как часть проблемы. Прислушивайтесь к тому, что говорит ваш оппонент, если нужно, повторяйте его высказывания своими словами. Задавая вопросы, проверьте, правильно ли вы поняли оппонента.
6.2.7. Попытайтесь добиться как можно больше альтернатив
* Не останавливайтесь только на одном решении, принятом вами на подготовительной фазе. Обсудите все направления, в которых это решение может быть развито. Обсудите возможные решения. Создайте возможности для маневра.
* Попытайтесь провести неформальные либо "подготовительные встречи" с другой стороной. Исследуйте идеи оппонента, избегайте выбора определенной позиции. Постарайтесь связать воедино несколько альтернатив, но не берите на себя обязательства.
* Неформальные контакты во время переговоров могут быть полезными для выяснения возможных альтернатив.
* Постарайтесь получить как можно больше альтернатив во время переговоров. Пройдите фазу обзора /мозгового штурма. Предложения приветствуются не осуждайте и не противьтесь им скоропалительно.
* Расширьте спектр переговорных аспектов. Обсуждение сразу нескольких проблем в какой-то промежуток времени может увеличить шанс появления пакета соглашений, которые относительно выгодны обеим сторонам.
* Используйте помощь профессионалов и все, что может вам помочь.
* Каждому из обсуждаемых вопросов уделяйте переговорное время. Если выгодное всем соглашение невозможно, остается все же возможность для принятия частично выгодного решения. Если соглашение по проблеме не может быть достигнуто, тогда, возможно, можно договориться по процедуре. Если пробное решение не может стать окончательным, ну что же, оно уже что-то. Даже, если это решение - разрозненные части целого, в нем наверняка есть что-то, о чем можно прийти к согласию. Соглашение "без обязательств" - мелкая добыча по сравнению с соглашением "связывающим", но это - лучше, чем ничего.
6.2.8. Внесите "первоначальное предложение"
Очень полезен процедурный шаг, смысл которого состоит в том, что нужно внести предложение и потом корректировать его совместно с другими участниками переговоров. Вместо того, чтобы всеми правдами и неправдами отстаивать свое предложение, просто поинтересуйтесь, что может сделать его приемлемым для второй стороны, какие коррективы хотела бы внести в него вторая сторона. Вам, так же, предоставляется возможность вносить коррективы. Таким образом, в предложение можно вносить поправки до тех пор, пока не будет достигнут приемлемый для, обеих сторон компромисс. Этот метод работает очень хорошо, особенно, если обсуждаемые проблемы сложны и в переговоры вовлечено несколько сторон. В этом случае (52:) первоначальное предложение должно быть обширным. Оно дополняется и дорабатывается в течение нескольких раундов переговоров.
6.2.9. Дайте друг другу возможность получить преимущество
В этот метод заложен большой интегративный потенциал. Чем шире круг обсуждаемых вопросов, тем больше шансов для интересных комбинаций. В принципе это всегда совпадение, когда вопрос, представляющий важность для одной стороны, является одновременно приоритетным для второй. Относительно мелкая уступка, сделанная одной стороной, является выгодной для другой. Постарайтесь нащупать следующие моменты: что может получить другой из того, что не будет вам очень накладно, если вы уступите. В этом смысле полезно знать о приоритетах клиентов.
6.2.10. Прогресс посредством нового предложения
Если тупик затягивается, хорошей тактикой в этой ситуации будет сделать новое предложение. Здесь могут быть полезны альтернативы, развитые на предыдущих стадиях. Хорошая техника в некоторых случаях включить в наименьшей степени невыгодные вам моменты последнего предложения оппонента в ваше собственное предложение.
6.2.11. Прогресс посредством исследовательской группы
Иногда возможно прервать затянувшийся тупик и бесполезные дебаты посредством создания исследовательской группы. Стороны встречаются в несколько другом составе с тем, чтобы найти альтернативы для развития возможного компромисса. Не делаются доклады, никто ничего не записывает Также может быть создан совет по повестке дня.
6.2.12. Развертывание во время тупиков
Тупики негативно влияют как на личные взаимоотношения, так и на позиции. Для того чтобы удержать процесс в движении, можно использовать следующие тактики. Причем заметьте, что ни одна из этих тактик не означает, что вы идете на уступки. Они, скорее, побуждают на внесение изменений и нисколько не дают эффекта замораживания и приостановления:
* старайтесь получить как можно больше разноплановой информации вместо того, чтобы ее корректировать и негативно оценивать
* определите проблемы, послужившие причиной тупика, вместо того, чтобы обвинять и угрожать;
* будьте более спонтанными, нежели официальными, более конструктивными, повторяться - не всегда полезно;
* сделайте акцент на равноправии и взаимозависимости (например, исследуя негативные последствия продолжающегося тупика), не показывайте своего превосходства либо непреклонности;
* лучше показать, что вы разочарованы, нежели изображать равнодушие, (53:)
* лучше прерваться и искать неформальных контактов, чем высиживать до конца встречи.
Делая вывод, можно отнести тактики, описанные в этой главе, к 3-м стратегическим группам:
1. Рассматривайте одновременно несколько вопросов. Не занимайтесь каждой проблемой отдельно, "жонглируйте" ими одновременно, чтобы прийти к оптимальному пакету соглашений. Лучше подойти к повестке дня с размахом, чем копаться в глубинах тех пунктов, где не так уж легко достичь соглашения. Простейшая процедурная тактика, при помощи которой можно добиться этого соглашения, сформулирована в условии, что ничего не будет завершено до тех пор, пока не будет детально обсуждено.
2. Представьте соглашение "с высоты птичьего полета". Это значит, что вы работаете в направлении соглашений и компромиссов уже после того, как получили как можно полное представление об интересах и основанной на них взаимозависимости. Высвечивание возможности альтернатив тоже часть этой работы. Очень часто, эффективным процедурным шагом здесь служит внесение широкого по содержанию первоначального предложения, которое послужит как бы каркасом для поправок и доработок до тех пор, пока не будет достигнут компромисс.
3. Творчество. Мозговой штурм, обговаривание, постоянный поиск комбинаций, лишь в чем-то отличных друг от друга, изобретательные формулировки, процедурные идеи, способствующие прогрессу даже во время тупика, способность выйти за рамки ранее очерченного поля. Все это требует огромной энергии и силы воображения. Менее искушенные умы назовут это оппортунизмом. Они совсем забывают о том, что за упорством в отстаивании своих интересов стоит гибкость.
6.3. Заключение
Мы обсудили очень важный переговорный аспект "развертывание-уклонение", который располагается в правом углу оси "сотрудничество-борьба". Было доказано, что развертывание - способ соединить сотрудничество с соперничеством, взаимозависимость с интересами. Главный принцип "будьте непреклонны, но вместе с тем гибки" отражает часть этого. Начиная с общих, но противоположных интересов, используйте интегративный потенциал. Требования творчества и гибкости связаны с отношением "как нам вместе найти путь". Атмосфера борьбы - серьезное препятствие в этом. Многие переговорники намеренно развивают определенные неофициальные отношения и уменьшают напряженность. Делают они это не только путем контроля, но позволяя воздействовать на себя эмоционально, а затем работать уже через эту призму. Также может быть полезно:
* замедлить темп, прерваться;
* выяснить причину собственной напряженности, некоторое время "продолжать" с этим, затем осознанно расслабиться. (54:)
* не забывать о чувстве юмора, рассматривать перспективы проблем;
* умеренная демонстрация напряженности и эмоций.
Если вы изображаете, что вам безразличны результаты, либо ведете себя очень официально - все это антипродуктивно. (55:)
Глава 7. Воздействие на клиента
Взаимоотношения с клиентами являются важным для переговоров. Многое из того, что происходит за столом переговоров, практически не может быть объяснено без помощи этого аспекта. Очень часто переговорники приходят к "джентльменскому соглашению" по следующим пунктам:
* одна из сторон не должна выставлять своего оппонента глупцом перед его клиентами;
* одна из сторон время от времени позволяет оппоненту устраивать "шоу";
* одна из сторон не идет слишком быстро на уступки с тем, чтобы не пробудить нереальные надежды у клиентов оппонента.
Наиболее значимая характеристика отношений с клиентами заключается в их переговорной природе. Многие неопытные переговорники слабо осведомлены об этом. Мы даже вправе сказать, что залог успеха переговоров должен находиться в желании и готовности вести переговоры с клиентами. Переговоры же с оппонентами - это вторая стадия. Это, может быть выглядит несколько преувеличено, но переговорным отношениям свойственны свои ловушки и ограничения. Вот пять наиболее важных ловушек:
1. Мы не рассматриваем эти отношения как переговорные, поэтому мы и добродушно делаем то, о чем нас просят клиенты.
2. Мы не способны к переговорам с клиентами, т.к. здесь мы должны иметь дело с людьми, облеченными большой властью, с точки зрения их мест в иерархии.
3. Мы не способны к переговорам с клиентами, т.к. заняли позицию переговорника, дав клиентам массу обещаний.
4. Мы не можем вести переговоры с клиентами, т.к. позволили ограничить себя определенным заданием на подготовительных встречах с ними.
5. Мы позволили клиентам спровоцировать себя. Это проявляется не только в том, что мы выбираем фактическую позицию, которая не столько продиктована клиентами, наоборот, радикализирована ими. Это отражается также на атмосфере и балансе сил Клиенты очень легко могут развить упрошенный и стереотипный образ оппонента, когда негативные моменты все больше и больше доминируют. Это усложняет реалистичное восприятие оппонента Параллельно с негативным образом, возникает тенденция быть непреклонным с ним. Это предполагает нагнетание атмосферы, когда клиенты настаивают на подавлении оппонента. У переговорников могут быть трудные времена при сопротивлении такому давлению со стороны клиентов, в основном потому, что если они исполняют их волю, то их собственная позиция в отношениях с клиентом укрепляется в ней главенствование уже не обсуждается и доверие к ним увеличивается. (56:)
Проблема, лежащая в этих 5 пунктах; состоит в том, что испортив отношения с клиентами переговорник уменьшает шанс добиться результатов в переговорах с оппонентом. Схема 7.1 иллюстрирует эту проблему примерами относящихся к ней тактик.
Схема 7.1. Дилемма "независимость/чрезмерная зависимость"
Невнимательность к мнению клиента. Представляет клиентов, умудряется сохранить свободу действий. Исполняет только данные ему инструкции. Избирает свободу действий, но рискует потерять поддержку со стороны клиентов. Избегает узких полномочий, активно влияет на формальные и неформальные круги. Просит четких указаний и исполняет их буквально. Независимое мнение, далекое от мнения клиентов, ведет себя "я не такой как все". Избегает стереотипов, уменьшает ожидания. Стереотипизирует, укрепляет ожидания. Переговоры с клиентами уменьшают шанс соглашения, когда сторона в свете взаимозависимости, намеревается выиграть. Переговорники, которые не ощущают сильной зависимости от клиентов, обычно добиваются наилучших для них результатов.
С другой стороны, нерегулярные контакты с клиентами, уменьшают степень доверия к переговорнику со стороны оппонентов: "кого он здесь представляет?" Хорошие отношения с клиентами дают знания о том, что они действительно хотят, показывают, что вы их представитель. В то же самое время у вас есть достаточный запас времени для достижения компромисса, который очень часто не соответствует требованиям клиентов. Будучи переговорником, попробуйте сделать это! Очень часто переговорник, чтобы добиться успеха, должен вести переговоры с клиентом очень жестко, как и с оппонентами. По сути, все, что было сказано в этой книге о переговорах с оппонентами, в принципе, приемлемо для переговоров с клиентами.
Существует несколько тактик, особенно эффективных для переговоров с клиентами. Вот наиболее важные:
* избегайте четко сформулированного задания для вас, сокращая время подготовительных встреч, либо внося сумятицу в вопросы; (57:)
* умеряйте требования клиентов, наделяя их тактической информацией о том, чего вообще можно достичь;
* не допускайте участия в переговорах людей с завышенными ожиданиями на их результаты, Например, делая переговорную команду малочисленной либо назначая этих людей в подкомиссии;
* преподносите результаты переговоров неопределенно либо в очень сложной формулировке с тем, чтобы было меньше поводов для критики;
* преувеличивайте значение уступок, сделанных оппонентом.
Если эти тактики не помогают, переговорник может использовать свою личную власть и престиж. В чрезвычайных ситуациях, он ставит на карту свою позицию. (58:)
Глава 8. Эффективные переговоры: выводы
"Взаимозависимость и одновременно интересы, противоположные интересам оппонента". С этой проблемой непременно сталкиваются все переговорники. С тем, чтобы справиться с ней, я выработал модель переговоров. Ядро модели содержит две характеристики поведения в переговорах*:
1. Как переговорник справляется с напряженностью между сотрудничеством и борьбой? Его стиль взаимодействия с ней определяется степенью выраженности взаимозависимости посредством его отношения, поведения, взаимоотношениями, либо противоположной реакцией - агрессивностью и желанием подавлять. Два полюса такого рода поведения показаны в Схеме 8.1.
2. Насколько переговорник склонен к развертыванию? Мы уже выделили, что наиболее важна - процедурная активность переговорника. Мы также выяснили, что развертывание проходит по-разному на разных переговорных стадиях. Полярность этого поведения изображена в Схеме 8.2.
Схема 8.1. Поведение в переговорах, ось "уступчивость-податливость"
(59:)
У оси "уступчивость-неподатливость" есть четыре аспекта. Каждый из них, по-своему, характеризуется напряжением между сотрудничеством и борьбой. В этом смысле, они дилеммы. Аспекты эти различны потому, что каждый из них берет начало из различных намерений. Все четыре из них очень важны за столом переговоров. В Схеме 8.1 они изображены вместе с пятым важным аспектом - процедурной гибкостью. Этот аспект основывается на содержании, но больше на процедурном смысле. Его смысл - повлиять на характер переговоров, процедур таким образом, что можно использовать интегративные возможности.
Эта переговорная модель носит описательный характер в том смысле, что она может быть использована при описании поведения переговорников.
Схема 8.2. Поведение в переговорах - ось "развертывание-уклонение"
Таблица 8.1. Краткое изложение модели переговоров
Переговоры как пять видов деятельности, имеющих свою определенную цель Переговоры как поведенческие дилеммы Примеры тактик 1. Достижение значительных результатов. Уступчивость/неподатливость Настойчивость в представлении фактов и аргументов; создание "обменных" возможностей; маленькие уступки, установление предельных сроков, если необходимо - содействие тупику; внесение предложения, когда пришло время для этого; защита своих интересов, придерживание основных посылок. (60:)
Цель: выгодный компромисс терпимость, снисходительность настойчивость жесткость, неподатливость 2. Воздействие на баланс сил Покорность/доминирование Предоставление новых фактов, выгодных только вам; поставить в известность оппонента, что у вас есть альтернативы; использование манипуляций; подавлять оппонента, постоянно принуждать его; брать и удерживать инициативу.
Цель: равновесие, либо чуть заметное доминирование минимальное сопротивление поддержание определенного баланса агрессивность, попытка доминировать 3. Содействие конструктивной атмосфере Общительность/враждебность Содействие неформальным обсуждениям; юмор; заинтересованность; постоянство; демонстрация взаимозависимости. Стремление не потерять лицо, отделение ролевого поведения от человека Цель: позитивные личные отношения конфиденциальность, общительность надежность, твердость саркастичность, официальность непредсказуемость 4. Достижение процедурной гибкости Развертывание/уклонение Поиск новой информации; подсчет альтернативных решений; испытание идей; перерывы с целью прозондировать идеи "неофициально"; мозговой штурм; высказывания по поводу пробных предложений; созыв исследовательской группы; работа с первоначальным предложением. (61:)
Цель: гибкость гибкость, поиск, активность спокойствие, терпимость непреклонность, повторяемость 5. Воздействие на клиентов Независимость/чрезмерная зависимость "Приземление" ожиданий, недопущение стереотипов, изолирование мелочных педантов; использование возможностей для "драмы"; преподнесения своих полномочий путано; неформальное влияние на наиболее влиятельных в обществе лиц. Цель: победа над клиентом. не обращает внимания на мнение клиентов представляет клиентов, но сохраняет возможность отклониться от указаний буквальное исполнение инструкций (62:)
Она, также, перспективна, так как определяет смысл конструктивных переговоров. Другими словами, с ее помощью можно добиться лучшего понимания переговорных проблем. Оно также работает как техника терапии и предотвращения она иллюстрирует, как разрешать и избежать проблем.
Пока мы объяснили сущность различных видов деятельности и дилемм. Мы, также, попытались увеличить "подвижность" читателя в пяти этих полях, обсуждая огромное количество различных тактик. Сейчас мы выработаем более детально, какие изменения можно вывести из этой модели.
8.1. Правила
8.1.1. Будьте настойчивы, но гибки
Это золотое правило для опытного переговорника. В чем его смысл? Сочетайте упорство в защите своих интересов и процедурную гибкость (См. Схему 8.3, в этой и последующих диаграммах стрелки обозначают желаемый тип поведения).
Схема 8.3. Поведение в переговорах: настойчивость плюс гибкость
8.1.2. Уважайте друг друга
Вполне возможно комбинировать настойчивость в защите интересов с уважением друг к другу с хорошим климатом (См. схему 8.4).
Схема 8.4. Поведение в переговорах: упорство, но в сочетании с уважением к оппоненту
(63:)
8.1.3. Избегайте соревнования в силе
Постоянное следование своим интересам не обязательно предполагает соревнование в силе Выигрывание очков, упрямство, угрозы, эмоциональность, придирки, заваливание оппонента аргументами - все это вряд ли можно отнести к переговорам (См. схему 8.5).
Таблица 8.5. Поведение в переговорах: упорство, но не соревнование в силе
8.1.4. Культивируйте чувство перспективы
Рассматривайте поведение "оппонента" в правильных пропорциях. Например, некоторые жесткие и бескомпромиссные утверждения первоначально предписывают клиентам. В терминах таблицы 8.1 они могут показаться как 1, 2 либо 3, но на самом деле они 5.
Принимайте сообщения, влияющие на атмосферу переговоров, какими они есть - неформальными. Вы не должны позволить обойти себя, но не следует также злоупотреблять ловлей оппонента на слове и связывать его этим. Не раздражайтесь от непреклонности в поведении человека, когда дело доходит до его интересов. Вы можете подумать: "Вот если бы сюда еще кого-нибудь". Другая нормальная реакция "Находясь в такой обстановке, я не мог бы сделать ничего лучше". В переговорах всегда есть что-то от соревнования, взаимного вызова. Если есть вызов, обычно уместно оказывать сопротивление. Шанс добиться компромисса по проблемам, как и создание конструктивной атмосферы нисколько не пострадают от этого. Наоборот, если вы не оказываете сопротивления, вы вдохновляете оппонента на эксплуататорское поведение.
Иногда поведение на уровне силы очень сложно распознать. Оно маскируется, вуалируется. Например, "Позой жертвы", фразой "Мы не можем пойти с этим к нашим клиентам". Могут выразить удовольствие по поводу благоприятной атмосферы, а, тем временем, проталкивают свои идеи Eine вариант. Человек старается доказать, что он, несомненно "прав", апеллируя к "отличным рекомендациям" и "высоким экспертам". Распознайте в этом манипуляции и не дайте себя запутать. (64:)
8.1.5. Знайте, тупики неизбежны
Когда стороны избирают позицию несговорчивости, защищая результаты, выгодные им, тупики и кризисные ситуации - неизбежны. Это часть игры. Упреки, тирады, обиды - все это, возможно, уменьшает напряжение и раздражение, но они, также, увеличивают шанс эскалации. Во время тупика разногласия по содержанию переговоров пагубно влияют на остальные переговорные аспекты. Не позволяйте этому произойти. Вот некоторые тактики, которые помогут вам справиться с тупиком.
* прервитесь;
* суммируйте различные точки зрения;
* пойдите на мелкую уступку, либо предложите ее примерное содержание;
* если тупик затянулся, постарайтесь вместе исследовать возможные альтернативы и их последствия;
* сделайте изменение в составе переговорной команды;
* поменяйте место переговоров;
* внесите дельное предложение;
* отложите обсуждение сложной проблемы;
* пригласите третью сторону;
* созовите неофициальную консультационную группу, проведите мозговой штурм по возможным решениям;
* возьмите для рассмотрения лишь часть проблемы и попытайтесь достигнуть по ней соглашения;
* систематизируйте решения;
* определите ключевую фигуру в команде оппонента во время перерыва.
8.1.6. Не забывайте о своих клиентах
Помните, что отношения с клиентами тоже носят переговорный характер. Вот примеры тактик, часто используемых в этой сфере:
* избегайте четко сформулированного задания для вас, сокращая время подготовительных встреч, либо внося сумятицу в вопросы:
* умеряйте требования клиентов, наделяя их тактической информацией о том, чего вообще можно достичь;
* не допускайте участия в переговорах людей с ожиданиями завышенного результата. Например, делая переговорную команду малочисленной, либо назначая этих людей в подкомиссии;
* преподносите результаты переговоров неопределенно, либо в очень сложной формулировке с тем, чтобы было меньше поводов для критики, преувеличивайте значение уступок, сделанных оппонентам.
8.1.7. Осознайте свой переговорный стиль
Постарайтесь осознанно развить свой переговорный стиль, развить гибкость в тех областях, где вы еще не совсем сильны. Например, владеете ли вы тактиками развертывания, описанными в главе 6?
Оцените себя цифрами, расположенными на оси. На каком из ее отрезков вы обычно действуете, к какой манере поведения вы больше склонны, когда на вас оказывают давление? Как, по-вашему мнению, оценит вас оппонент? (65:)
8.1.8. Поймите - сомнения неизбежны
Помните, переговорник постоянно находится как бы между двух огней. Сомнения всегда готовы возникнуть, например, в том, были ли вы чересчур жестки или покладисты, открыты либо замкнуты, слишком дружелюбны либо официальны?
8.2. Ограничения
Переговоры предполагают наличие определенного количества отклонений от намеченного курса, no-крайней мере легких. Если таковых нет, то не о чем и вести переговоры. Все может быть предметом для переговоров, с одним условием, если это нащупать довольно быстро и правильно. Если это невозможно, то можно поставить вопрос по-другому: "В какой степени" переговоры возможны по этим пунктам?
В добавление к этому, переговоры предполагают определенную симметрию в расстановке сил. Чем больше силы разбалансированы и не поддаются управлению со стороны вовлеченных в переговоры людей, тем меньше шанс для проведения переговоров.
8.3. Сущность модели
Краткое изложение выводов, представленных выше, даст следующую картину. Профессионально проводимые переговоры прежде всего вращаются вокруг сочетания четырех видов деятельности:
1. достижения значительных результатов;
2. воздействия на баланс сил;
3. содействия конструктивной атмосфере;
4. достижения процедурной гибкости.
1. Достижение значительных результатов. Это предполагает выбор позиции, что проявляется в установках, предложениях, аргументации и уступках. Непреклонность в защите своих интересов и поиск компромисса, наиболее выгодного вам - вот основные стратегии.
2. Воздействие на баланс сил. Попытки сдвинуть в одну или другую сторону силовой баланс - неизбежны, минимальное сопротивление этому порождает эксплуататорскую манеру поведения. Но желание доминировать, выигрывание очков и упрямство скорее приведут к борьбе, нежели к переговорам. Выбор может быть расположен на оси "покорность/доминирование "
3. Содействие конструктивной атмосфере. Как установить личные контакты? Поведение может быть расположено на оси "общительность/враждебность". Не надо путать жесткие переговоры с враждебной, раздражительной и вкрадчивой манерой поведения. Дружелюбие и подавление тоже вряд ли помогут.
4. Достижение процедурной гибкости. Здесь речь идет о том, как переговорник развивает и использует интегративные возможности. Как он способствует гибкости, сохраняя другие аспекты, как находит возможности для интеграции? Это, в основном и прежде всего, процедурный вопрос. (66:)
Во 2 и 3 видах деятельности лучше всего находиться в средней части оси. В комбинации с упорством в основных вопросах, они содержат ответ на классическую проблему переговоров как отстоять собственные интересы и вместе с тем не быть агрессивным и настроенным враждебно. Комбинация процедурной гибкости с упорством в отстаивании интересов - ответ на вторую классическую проблему переговоров как отстоять интересы и не быть упрямым. Или как совместно найти решение и при этом не отступить. Ответы на эти вопросы снова и снова указывают на "как", так и природу модели, представленной в этой книге. По-видимому, возможно интегрировать противоречащие друг другу виды поведения.
Все это указывает на тот факт, что человек должен обладать способностью распознать различные виды деятельности в переговорах и различайте их в собственном поведении. Это очень несложно сделать. Все вместе они "пагубно влияют" на неопытного переговорника. Если он выказывает непреклонность по содержанию, он обязательно будет раздражителен и вкрадчив, он непременно захочет как можно больше выиграть, он будет жестким и непреклонным в своем мнении. Его непреклонность будет даже сильнее, чем это действительно необходимо. Переговорник, способный различать переговорные аспекты, вызывает меньшее сопротивление и производит впечатление очень разумного человека (каким он и есть на самом деле). И вместе с тем он не уступчивее, нежели его "упрямые" коллеги, он даже часто более непреклонен. Он направляет все свое упорство на достижение поставленных им целей реальный компромисс, как можно более выгодный ему. Он вполне понимает, что атмосфера раздражительности не только и не столько укрепляет, сколько ослабляет его позицию. Он осознает, что выигрывание очков и загон оппонента в угол не имеют ничего общего с переговорами. Он знает, что взаимозависимость выгодна обеим сторонам. Он уверен также в том, что в его интересах воздействовать позитивно на взаимоотношения с тем, чтобы они продолжились и после переговоров.
Последняя важная рекомендация имеет отношение к переговорным фазам, как процедурной технике для развития гибкости. Вот краткое изложение этой проблемы - начните с исследования общих посылок и интересов, исследуйте, где интересы переплетаются, и следите за приоритетами как своими, так и оппонента. Пристальное изучение альтернатив - часть этого процесса. Затем, внесение широкого "первоначального предложения" - часто тоже эффективный процедурный шаг это предложение может служить основой для поправок и изменений, которые будут вноситься до тех пор, пока не будет достигнуто компромиссное решение. Использование фаз может быть полезно для предотвращения неконструктивных споров, касающихся позиций. Сейчас мы подошли к моменту, когда можно дать вертикальный срез эффективных переговоров. В таблице 8.2 точно определены направления эффективности переговоров. Это поведенческие направления, но не безусловные правила, исключения всегда возможны. Диаграмма также показывает вертикальный разрез поведения неопытного переговорника. Наконец, необходимо заметить, что клиенты добавляют проблем. Важно рассматривать отношения с клиентом как переговорные отношения.
В схеме 8.6 кратко изложены важные элементы модели, описанной здесь. Предпосылкой для этих элементов является степень взаимозависимости. Это означает, что взаимозависимость влияет на эти элементы. Люди, находящиеся за столом переговоров, пытаются изменить восприятие этого факта оппонентом это деятельность, направленная на изменения в силовом балансе. (67:)
8.4. Заключение
Модель переговоров, представленная в этой книге, предполагается быть инструментом для переговорника для достижения его реальной ориентации в переговорах. Она помогает переговорникам лучше понять виды деятельности за столом переговоров, включая их собственное поведение, и эффективную на него реакцию. В основном, эта модель - взгляд на переговоры как совокупность различных видов деятельности.
Таблица 8.2. Два профиля переговоров
Переговоры как четыре вида деятельности, имеющих свою определенную цель Переговоры как поведенческие дилеммы Примеры тактик 1. Достижение значительных результатов. Уступчивость/неподатливость Настойчивость в представлении фактов и аргументов; создание "обменных" возможностей; маленькие уступки, установление предельных сроков, если необходимо - содействие тупику; внесение предложения, когда пришло время для этого; защита своих интересов, придерживание основных посылок. (60:)
Цель: выгодный компромисс терпимость, снисходительность настойчивость жесткость, неподатливость 2. Воздействие на баланс сил Покорность/доминирование Предоставление новых фактов, выгодных только вам; поставить в известность оппонента, что у вас есть альтернативы; использование манипуляций; подавлять оппонента, постоянно принуждать его; брать и удерживать инициативу.
Цель: равновесие, либо чуть заметное доминирование минимальное сопротивление поддержание определенного баланса агрессивность, попытка доминировать 3. Содействие конструктивной атмосфере Общительность/враждебность Содействие неформальным обсуждениям; юмор; заинтересованность; постоянство; демонстрация взаимозависимости. Стремление не потерять лицо, отделение ролевого поведения от человека Цель: позитивные личные отношения конфиденциальность, общительность надежность, твердость саркастичность, официальность непредсказуемость 4. Достижение процедурной гибкости Развертывание/уклонение Поиск новой информации; подсчет альтернативных решений; испытание идей; перерывы с целью прозондировать идеи "неофициально"; мозговой штурм; высказывания по поводу пробных предложений; созыв исследовательской группы; работа с первоначальным предложением. (61:)
Цель: гибкость гибкость, поиск, активность спокойствие, терпимость непреклонность, повторяемость
(69:)
Таблица 8.6. Элементы модели переговоров
Эта модель может благоприятно влиять на развитие переговорного умения индивидуумов двояко вооружая его большим мастерством в каждом из видов деятельности - упомянутые тактики могут быть в этом полезными - и позволяя использовать виды деятельности в различных комбинациях. Которая из комбинаций наиболее эффективна, было описано выше. В модели использованы правила и особенности поведения, очень несложные по сути. У читателя не возникнет трудностей распознать их, он может почувствовать даже, что многие из них он уже использует в своей повседневной деятельности. Представляя их в виде интегративной модели, мы помогаем читателю развивать и совершенствовать его умения вести переговоры, представляя более осознанную и ясную картину этих умений. (70:)
Глава 9. Развитие переговорных умений
В этой главе в исторической перспективе будет представлен обзор развития переговорных умений, что указывает на определенные изменения в нормах поведения. Поворотным пунктом можно назвать изменения, связанные с тем, как люди справляются со своими эмоциями и эмоциями оппонента Предполагается, с что годами люди учатся быть более гибкими, подвижными в дифференциации своих чувств и побуждений. Каждый переговорник проходит этот путь становления. Как этот процесс дифференциации специфическим образом относится к умениям вести переговоры будет, детально описано дальше.
9.1. История переговорных умений
Официально обучение переговорников началось в семнадцатом веке. Основоположником считают французского дипломата Франсуа де Каллере (Fransuois de Calliieres, 1645-1717). В 1716 году де Каллере издал новую книгу, посвященную проблемам переговоров (1716, De la maniere de negocier avec les souvereins). Первое предложение его трактата говорит само за себя:
"Искусство вести переговоры с принцами настолько важно, что судьбы великих держав часто зависят от того, хорошо или плохо проходят переговоры, от того, насколько профессиональны нанятые переговорники" (Де Каллере / Уайт, 1963, с. 7).
Он описал несколько стилей поведения, необходимых в переговорах:
* не будьте высокомерны;
* не показывайте своего раздражения;
* не прибегайте сразу же к помощи угроз;
* не напускайте на себя враждебности;
* не поддавайтесь приступам гнева;
* не воображайте и не рисуйтесь.
Он также развил идею о том, кого не следует привлекать к переговорам:
* картежников;
* пьяниц;
* легко возбудимых, страстных людей;
* людей с неуправляемым, резким нравом;
* людей с сомнительным прошлым и тех, кто придается фривольным развлечениям.
Это, на мой взгляд, хорошая пища для ума. С присущей им правильностью, эти рекомендации, судя по всему, не были самоочевидны. Де Каллере приходилось постоянно подчеркивать, что такого рода поведение абсолютно неэффективно.
Заслуживает внимания интерес, уделяемый де Каллере вопросам сдержанности и дисциплины:
"Прежде всего переговорник должен быть способен постоянно контролировать себя с тем, чтобы преодолеть желание что-либо сказать прежде, чем он обдумает, что именно он будет говорить" (Де Каллере / Уайт, 1963, стр. 19-20) "Тот, кто по природе своей горяч, легко заводится, абсолютно не подходит для участия в переговорах" (Де Каллере / Уайт, 1963, р. 34).
"...на такого человека нельзя положиться, т.к. в моменты, когда он ищет удовлетворения своих плохо регулируемых желаний, он готов выдать самые сокровенные тайны своего господина" (Де Каллере/ Уайт, 1963, р. 34). (71:)
"Тот, кто умеет владеть собой, пользуется безусловным преимуществом над тем, кто легко возбудим. Вы можете сказать, что они борются не на равных ведь для того, чтобы достигнуть успеха в этом виде деятельности, лучше слушать, чем говорить: и флегматичный, сдержанный, терпеливый, сверхблагоразумный человек, может сломить любое сопротивление - именно эти качества представляются нам залогом успеха" (Де Каллере/Уайт, 1963, р. 35, 36).
"Без сомнения, будет легко доказать примерами из современной жизни, что люди не всегда непоколебимы и стабильны в своем поведении; как правило, ими управляют чувства, страсти и меньше всего разум" (Де Каллере/ Уайт, 1963, p. 47, 48).
"И, наконец, тот, кто хочет быть мастером в сфере переговоров, должен запомнить, что если даже один раз он позволит своим чувствам главенствовать при ведении переговоров, он встает на путь, прямо ведущий к провалу" (Де Каллере/Уайт, 1963, р. 108).
В наши дни эти строки еще воспринимаются как рекомендации, но тенденция, что вещи эти очевидны и само собой разумеющиеся, нарастает. Сама терминология привлекает внимание плохо регулируемые желания, необузданные страсти. Современные авторы воспринимают более уравновешенный темперамент как данность, поэтому они не видят смысла в оперировании такими понятиями. Участник переговоров не всегда может придерживаться поведенческого кодекса участника переговоров, но, очевиден факт, что этот кодекс воспринимается нормой, стандартом. Во времена же де Каллере подробные объяснения и увещевания были просто необходимы. Вот еще несколько рекомендаций де Каллере:
* скрывайте свои настоящие чувства, держите в секрете ваши интересы;
* старайтесь не произвести впечатление умного манипулятора, это качество лучше скрыть;
* пользуйтесь слабостями оппонента;
* используйте лесть;
* постарайтесь смутить соперника, "ввести его в краску".
Также де Каллере уделяет огромное внимание важности знаний по истории и культуре страны оппонента; о манерах, присущих двору. Заслуживают внимания его постоянные предупреждения против бесчестного поведения. Развитие искренности и доброй воли рассматриваются им важными элементами: "... переговорник должен быть сговорчивым, информированным и дальновидным человеком - он должен остерегаться встать на тропу подозрительности и искусных манипуляций. Сущность этого умения состоит в способности скрыть его, поэтому переговорник должен произвести и усилить впечатление о себе как искреннем и добропорядочном" (Де Каллере/Уайт, 1963, с. 24).
Следует отметить такие термины, как "выглядеть", "подозрительность", "спрятать" и "впечатление". Тем не менее, мы можем уже говорить о развитии более доверительной манеры поведения. Обычной практикой во времена де Каллере были угрозы и запутывание. Обман был нормой. В Византийской империи он был даже возведен в ранг искусства. Дипломатам Итальянских провинций разрешалось использовать все средства для проталкивания идей государства. Скрытность, интриги и даже убийства были нормальным средством того времени. Макиавелли полагался на видимую добродетель принца. В его времена послы были шпионами, которые постоянно лгали и манипулировали во благо государства. (72:)
Таким образом, рекомендации де Каллере больше соответствуют изысканной манере поведения, если мы сравним его с поведением на более ранних стадиях. Это он подтверждает сам, говоря следующее: "Основная, широко распространенная ошибка, состоит в том, что опытный переговорник должен обладать искусством обмана" (Де Каллере / Уайт, 1963, с. 31).
Во второй половине XVIII в. еще один французский автор Феличе (1778) попытался сделать некоторые рекомендации, которые он отнес к искусству ведения переговоров.
В его представлении переговоры - это комплекс умений, соответствующий требованиям времени ("современные" умения, как он их назвал), позволяющие достигнуть более тесной взаимосвязи в переговорах:
"Только в современной Европе жители тесно объединены схожими традициями, общими религиозными основами, свободой торговли и непрекращающимся обменом знаний. Именно это возвело переговоры в ранг искусства, придало им стабильности" (Де Феличе / Зартман, 1976, с. 60)
"Как это ни странно, манера вести переговоры без перерывов, либо, по крайней мере, проведения их в любое возможное время, сделало общественные переговоры сложными. Промедление в действиях требует большей жесткости и терпимости и, без сомнения, меньшей эмоциональности, чем это нужно при более скорых переговорах. Традиция вести переговоры без перерывов учит всем тем уловкам и хитростям, которые используются политиками для одурачивания друг друга; промедление в переговорах наделяет переговорников достаточным количеством времени для того, чтобы утомить и однажды застать врасплох друг друга. Существует непрекращающаяся возможность для зондирования, проверки и злоупотребления чувствами друг друга" (Де Каллере / Уайт, 1963 с. 60).
Согласно де Феличе переговорнику следует:
* познакомиться с побуждениями и привязанностями оппонента, " прятать эмоции, симулировать эмоции;
* быть искренним;
* научиться увидеть то, что спрятано под маской других;
* избегать конфронтации выказывать заинтересованность, не следует переходить к нескрываемому убеждению оппонента ("Искусство инсинуаций");
* путать переговоры с интриганством;
* знать значение таких эмоций как волнение, страх, гордость, сомнения, страсть.
Он выработал также тактику подавления своих эмоций, которая заслуживает особого внимания.
"Только чувства движут людьми. Даже в тех поступках, которые могут показаться нам абсолютно далекими от тех, что принято называть эмоциональными актами, можно обнаружить глубоко запрятанные, но все же сентиментальные мотивы" (Феличе / Зартман, 1976).
"Если мы хотим господствовать над эмоциями других, мы должны хорошо владеть своими. Иначе наше преимущество всегда будет сомнительным преимуществом, если мы дадим власть своим эмоциям, то обязательно упустим тот единственный представившийся нам счастливый случай. Мы будем не в состоянии применить необходимые в переговорах вкрадчивость и обаяние. Наша эмоциональность заставит остерегаться нас, представит нас с такой стороны, о которой мы даже не подозреваем. Только эмоции не позволят нам вникнуть в суть дела, увидеть и использовать те способы, с помощью которых мы можем его выиграть". (73:)
Без сомнения, что человек, который хочет добиться успеха в переговорах должен настолько владеть своими эмоциями, чтобы казаться хладнокровным, когда его обуревают горе и спокойным, когда он охвачен страстью. Даже если принять во внимание то, что не все эмоциональные состояния поддаются контролю и, более того, что человек не может абсолютно быть свободным от эмоций, каждому необходимо научиться контролировать себя, свое состояние, скрывать свои эмоции от постороннего взгляда. Очень хорошо, если вы умеете запутать противника выглядеть охваченным чувствами, но только не теми, что на самом деле обуревают вами. Ведь человек, легко охватываемый страстью, дает возможность надеяться, что над ним легко одержать победу, тогда как скрытный человек обычно кладет на лопатки других. На самом деле, если вы стимулируете то или иное эмоциональное состояние, отвлекаете внимание противника от своих настоящих возможностей, вы вводите его в заблуждение, сбиваете с пути истинного. Такая тактика абсолютно позволительна, и не в коем случае не противоречит установленным нормам поведения" (Феличе / Зартман, 1976, р. 53).
Авторы того времени - представители общества, в котором люди слабо контролировали свои простейшие эмоциональные побуждения, что и получило отражение в их работах. Естественно, что в их творчестве по сравнению с современными работами мотивы неуправляемых импульсов намного сильнее, поведенческие нормы представлены более свободными и в некотором смысле упрощенными. Однако, в наше время мы видим, что изменения в этой области происходят. Способность преодолевать зависимость от эмоциональных состояний и побуждений набирает все большую силу. Из цитат очевидно, что условия общественной жизни того времени требовали от человека подавления состояния взволнованности тем или иным фактом, эмоционального притворства. Осознание того, что другие поступают так же, приводило к тому, что переговоры были близки, чтобы стать процессом одурачивания друг друга, по крайней мере, как это может показаться в наши дни. Довольно-таки нечестный и бестактный способ для ведения общих дел. Но, с другой стороны, этот опыт можно рассматривать как стадию в процессе формирования умений владеть собой.
Трактаты де Каллере и де Феличе, посвященные проблемам переговоров, - часть более широкого общественного развития в направлении сдерживания эмоций и придерживания более выдержанных поведенческих норм. Это общественное развитие, контекст, в котором зародились новые правила ведения переговоров, отражено также во многих других работах Франсуа де Каллере.
1692 год - "Des mots a la mode, et des nouvelles facons de parler" (Светский язык, современные способы общения).
1771 год - "De la science du monde, et des connaissances utiles a la conduite de la vie" (Знание мира, некоторые умения, полезные в образе жизни).
Книги де Каллере пользовались большим успехом, что отражает огромный интерес к поведенческим нормам. Поводом для интереса было больше, нежели простое любопытство. Основная причина имела прямое отношение к проблеме неуверенности в сфере постоянно изменяющихся норм поведения. Каким образом меняющихся? Для того, чтобы ответить на это, лучше всего обратиться к истории, что мы дальше и сделаем. (74:)
Чтобы более ясно представить изменения в манерах и поведенческих нормах, я хотел бы обратиться к работам Эразмуса Роттердамского (Элиас, 1978, с. 53) В 1530 он издал на латинском языке буклет "De Civili-tate", посвященный манерам, поведению, и предназначался этот труд для молодых людей благородного происхождения. Книга выдержала огромный тираж. За 6 лет книга была переиздана более, чем тридцать раз. Вообще, можно насчитать 130 ее изданий, 13 из которых были сделаны уже во второй половине восемнадцатого века. Количество переводов, подражаний и продолжений - неисчислимо. Первая голландская версия "Goede manierlijcke seden" появилась в 1546 году. Чего не хватало читателям, в чем они испытывали живую необходимость? В книге были представлены способы мышления и чувствования, которые едва ли не были утеряны к тому времени. Все это имеет отношение к тем правилам, которые сейчас нами воспринимаются как вещи само собой разумеющиеся, что делает одно упоминание о них здесь несколько странным. Здесь можно найти все ту же тему "Сдерживание и контроль спонтанных аффектов и простейших побуждений", которая в этой книге даже более сильно звучит, нежели в работах де Каллере и де Феличе. Это указывает на то, что мы имеем дело с непрекращающимся развитием в сторону все возрастающего контроля. По сравнению с Де Каллере, Эразмус развивает эту тему на более существенном уровне:
"Когда плюетесь, то отвернитесь так, чтобы не испачкать других людей".
"Не выплевывайте объедки на стол. Не сморкайтесь в салфетку, она предназначена для того, чтобы вытирать об нее ваши жирные пальцы".
"Не сморкайтесь теми пальцами, которыми берете общее для всех кушанье".
"Не копайтесь в тарелке обеими руками. Не макайте во второй раз наполовину съеденным вами куском в общее блюдце с соусом".
"Рвота совсем не позор тогда, когда вы не испачкали ею других".
Вот почти отвратительный для нас список нужд и импульсов, которые давно стали для нас табу. Кажется, их вообще не существует в нашей жизни, настолько умело они подавляются и скрываются. Контроль над ними буквально стал самоочевиден. Эти нормы контрастируют тому, что было во времена Эразма, чье детальное описание, великая искренность и прямота замечательны в своем годе.
Элиас (1939) связал такого рода развитие с возрастающей взаимозависимостью и более высокой плотностью систем, объединяющих людей. В Западной Европе, начиная со Средних веков, процесс этот был ускорен усиливающейся монополией на два основных ресурса власти, удерживаемой всего лишь несколькими правителями налоги и армия. Элиас живо описывает большую сдержанность и подавленность в манерах, так необходимых для поднятия своего престижа либо увеличение шансов занять более высокую должность во вновь зародившихся и процветающих коммерческих и политических институтах. Другим толчком для удержания и сдерживания эмоций было желание людей занять более высокий ранг, выделяясь среди других более сдержанной манерой поведения и осторожностью с тем, чтобы не обидеть вышестоящих.
Влияние этого развития на сферу переговоров показано в таблице 9.1 "Сфера влияния первичных импульсов". Здесь представлен схематичный обзор более или менее простейших поведенческих норм, превалирующих на ранних стадиях развития переговорных умений. (75:)
Таблица 9.1. Сфера влияния первичных импульсов
В интеракции три эти основные блока импульсов проявляют себя в виде простейших ответных реакций. Они могут быть рассмотрены нами даже как комплекс ответных реакций, больше относящихся к биологическому выживанию. Три этих первичных направления могут быть найдены в трудах других исследователей например, три основные поведенческие стиля, выработанные Хорни (1945) - "противодействие" (борьба), "сближение" (покорность) и "уход" (отступление). Люди способны подавлять в себе эти побуждения, либо вуалировать и маскировать их бесчисленным количеством способов. В своих поведенческих реакциях они уступчивы и сговорчивы. Люди способны также развить "смешанное" поведение и даже поведения, выходящие за рамки треугольника основных импульсов.
На более ранних ступенях развития переговорный стиль предоставляется нам более односторонним и крайним, по сути, менее дифференцированным и менее смешанным, более "огнеопасным" и сумасбродным. В контексте гигантских и непредсказуемых различий в силе, наблюдается сильная тенденция к крайней сдержанности и подавлению своих действительных чувств и намерений. Читая де Каллере и де Феличе, мы понимаем, что лесть и сдержанность использовались как средства для достижения доминирования. Здесь мы имеем дело с тактическим поведением. Искусство камуфляжа, инсинуаций и махинаций очень высоко развито. Тем не менее, несмотря на его просчитанность, стройность и даже искусность, это поведение, на наш современный вкус кажется нам неловким и искусственным. Внутренний механизм контроля поглощает большее количество эмоциональной энергии. Поэтому, в нем меньше гибкости, искренности, неофициалъности. Это непрекращающаяся погоня за доминированием, принимающим формы подчинения, лести и крайней сдержанности. Возможности для более гибкого и смешанного поведения - минимальны. Этот факт может быть объяснен частичным, но все же подавлением эмоций. Это частичное, не всегда осознанное подавление в прямом смысле слова делает интеграцию опасной, например, при помощи неожиданных проявлений агрессивности и унижений, изменений в настроении. С этой точки зрения "искусственные" и "ритуальные" поведенческие нормы представляют собой более рафинированный и цивилизованный опыт.
В наше время, когда степень взаимозависимостей еще велика, балансировка сил носит симметричный характер, процесс контролирования своих эмоций становится нормой. (76:)
Как бы парадоксально это не звучало, но этот процесс дает возможность людям "быть максимально (более) искренними в своих чувствах. Он может даже перерасти в средство развития доверия и конфиденциальности между людьми. Это произойдёт, когда интеракция будет представлять из себя комплекс взаимозависимостей и будет проходить в атмосфере хорошо контролируемых и выдержанных эмоциональных состояний, лесть и высокомерие вряд ли можно назвать соответствующими требованиям времени приемами. Более того, они представляются нам сейчас антипродуктивными, т.к. служат причиной недоверия, лишают процесс переговоров гибкости.
Без сомнения, что у сдержанного, даже в какой-то степени обрядного стиля поведения есть своя определенная функция. Он сводит риск непредсказуемых эмоциональных взрывов до минимума. Он позволяет скрыть приступы гнева, слабости, о проявлениях которых мы потом так жалеем. Но этот способ контроля над своими эмоциями нельзя назвать хорошо продуманным, более того, он представляется нам грубым. Другая его функция - это непрекращающийся процесс демонстрации и утверждения различий в положении и силе.
Когда постоянный контроль над эмоциями становится вторым я, когда различия в силе становятся менее выраженными, то потребность в актуалистческой, официальной и шаблонной технике ведения переговоров становится минимальной. Нагромождение традиций в ведении переговоров препятствует их гибкости, непосредственности и конструктивности.
Теперь вернемся к Франсуа де Каллере в его бытность такие импульсы как доминирование и покорность с соответствующими им эмоциями, страха и гнева, проявлялись с большей силой и меньшим количеством нюансов. По сравнению с нашим временем, они менее сложны, менее смешаны с другими эмоциями и причинами.
Однако, необходимость в контроле такого рода побуждений все больше и больше ощущается Эмоциональные взрывы могут скомпрометировать, нанести ущерб. Во времена де Каллере они рассматривались как проявление слабости. В силу этого, переговорники тщательно скрывали свои чувства. Простейшими формами контроля над эмоциями стали сдержанность, подавление и отказ от них. Тенденция к запрятыванию своих намерений и побуждений становится все более очевидной. Набирает силу движение в сторону меньшей спонтанности и большей расчетливости в поведении. Вот как характеризует типичное для двора Людовика XIV поведение Ла Бриер (1922, с. 211):
"Человек, искушенный жизнью при дворе, мастер жестов, взглядов и экспрессивности он труднопостигаем, непроницаем. Он лицемерит, улыбается врагам, подавляет низкие побуждения, свойственные ему, маскирует свои привязанности, не слушает своего сердца, действует против своих чувств".
Контроль и вуалирование прямой агрессии при защите своих интересов, хотя и неоткровенно, но все же подчиняет оппонента. Эти умения могут достичь достаточно высокой степени мастерства в отношениях, основанных на взаимозависимости. Желание доминировать скрыто за индифферентностью и конформизмом. Это может быть подкреплено другими техниками использованием искусных интриг и хитрых уловок. Таким образом человек пытается одержать верх над оппонентом!
Намерения не на много приземлились с тех пор, но поведение становится все более сдержанным и подвластным контролю. Оно теперь не являет собой одну из крайних точек треугольника, изображенного в таблице 9.1, в нем уже больше постоянства и меньше пылкости и страсти. (77:)
Внутри же этого треугольника оно достигает вершины в так называемых "Византийских интригах". Однако, это огромный сдвиг по сравнению с ситуацией, когда напряженность выливалась в открытое насилие. Переходы к "поведению борьбы" все еще достаточно часты, но обнаруживают они себя менее открыто и спонтанно, чем это было прежде. Иногда, вместо неистовой конфронтации, можно встретить примеры дуэлей и убийств исподтишка. Абсолютно убийственный способ урегулирования конфликтов! Но правителям того времени все с большим успехом удавалось преодолеть и подавить такого рода способы разрешения взаимоисключающих интересов.
9.2. Изменения в моделях сдерживания эмоций
Особый интерес вызывает то, как люди учатся управлять эмоциями во время переговоров. Де Каллере и де Феличе специфически рассматривают этот аспект. Скрывайте свои эмоции, используйте аффекты оппонента. Ничего удивительного, что они в своих работах обращаются к таким эмоциональным состояниям как гнев, плохо контролируемые желания, раздражение, высокомерие, страх. Они призывают к жесткому сдерживанию такого рода импульсов. Одержанным должно быть не только обыденное поведение, но и все проявления открытости, касающейся действительно свойственных человеку чувств и намерений. Также скрывать надо было заинтересованность в желании добиться выгодных человеку результатов и целей. Простого подавления и дисциплины уже не было достаточно. Де Каллере и тем более де Феличе указывают в своих работах на необходимость произвести впечатление светского, угодливого и честного человека. Довольно искусственны наблюдения де Феличе, из которых он сделал вывод, что вообще не показывать эмоций - опасно. Это заставит людей относиться к вам с подозрением, быть постоянно начеку с вами. Таким образом он призывал симулировать эмоции, быть бесстрастным, хладнокровным и расчетливым, всегда быть в маске. В наши дни такое поведение может показаться искусственным, если не сказать фальшивым, манипулятивным и бесчестным. Эти суждения больше характерны для современных поведенческих стандартов, чем для норм, свойственным тому времени. В те дни такого рода "искусственное" поведение было достаточно рафинированным и цивилизованным. Оно указывает на то, что люди того времени достаточно хорошо владели собой, не было риска выпадов исподтишка, проявлений гнева, непредсказуемых смен настроений, эмоциональных вспышек. С таким, подвластным контролю поведением, люди чувствовали, что они в безопасности и свободны, контактируя друг с другом. Личный контроль и чувство стабильности и безопасности при общении с людьми, без сомнения, позитивный и цивилизованный опыт.
Надо сказать, что умение владеть своими эмоциями, контролировать их, не было свойственно всем членам общества того времени. Люди, обладавшие им, чувствовали себя более комфортно, выглядели более цивилизованно по сравнению с теми, кто не владел им. Таким образом, такого рода поведение было средством, позволяющим отличать одну общественную группу от другой. Эта характеристика стимулировала процесс сдерживания и контроля над эмоциями, что послужило новым толчком к все большей дифференциации и варьированию в светских манерах, выражающих контроль и индивидуальность (Элиас, 1983)
Как относятся к рекомендациям де Каллере и де Феличе в наши дни? Не проявляйте эмоций, симулируйте другие эмоции, будьте хладнокровны и расчетливы! Разумно ли такое поведение? В рядах современных переговорников нет еще согласия в вопросе симулирования и вуалирования эмоций. Некоторые из них согласны с такой линией поведения. (78:)
Некоторые сами по себе развивают в себе привычку быть бесстрастным и не выказывать эмоций на людях. Вместе с тем, огромное количество переговорников прекрасно осознают потенциальные последствия такого рода поведения. Оно порождает подозрительность, официоз и расчетливость у представителей другой стороны. Постепенно, переговорник теряет доверие к себе и уважение со стороны оппонента. Другой эффект может вызвать более негативную реакцию. Вуалирование чувств, постоянное подавление действительных стремлений и желаний, может иметь губительный эффект на убедительность силового потенциала. Чувства притупляются, нет живости, экспрессивности, нет стимула для гибкости - все это ведет к возрастанию и даже взрыву враждебности. Многие переговорники абсолютно осознают всю опасность этого. Главная их цель - постепенно развить большую искренность, прямолинейность в их чувствах и интересах, но осторожным, подвластным контролю способом. Ведь есть немало способов управлять своими эмоциями, помимо того, чтобы подавлять их и запрятывать подальше. Люди в состоянии использовать свои эмоции как средство ориентации в своей деятельности, выражения своих интересов. На смену жесткому подавлению и контролю над эмоциями приходит вариативная и дифференцированная артикуляция умение хорошо держать себя в руках и, вместе с тем, искренность и непосредственность.
Очевидно, что процесс изменения в моделях эмоционального контроля набирает силу. Он затрагивает теперь не только проблемы сдержанности и самообладания, но и проблемы контролируемого высвобождения, делая людей более искренними, непосредственными, делая их деятельность более созидательной и мотивированной (Элиас / Уоутерс, 1977).
Изменения, происходящие в моделях сдерживания, могут быть объяснены противоречиями и вместе с тем сбалансированностью в автономности и взаимозависимости. Люди учатся быть более искренними и прямолинейными в своих желаниях и чувствах. Одновременно с этим они испытывают большую проникновенность друг к другу.
Непоколебимость теперь комбинируется с дружелюбием, догматичность с гибкостью. Мы становимся свидетелями непрекращающегося развития в сторону все большей разнородности, неоднозначности1 Мы совершенствуем умения в сфере преодоления напряженности в балансе между автономией и взаимозависимостью. Мы все больше способны одновременно выражать факты и чувства, основанные как на автономии, так и на взаимозависимости. Мы учимся быть более прямолинейными, более искренними, уважительными и гибкими.
Более искреннее и прямолинейное общение друг с другом стало возможным только в силу большей стабильности в самоконтроле. Переговорники уверены в дисциплинированности друг друга Таким образом, эта стадия в развитии умений вести переговоры создала условия для другого развития. Следующий шаг в развитии - чувство уверенности в том, что люди не будут терроризировать и унижать тех, чье мнение, интересы отличаются от их собственного. На этой ступени люди в состоянии оценить искренность и неофициальность в поведении. Они не воспринимают такого рода поведение как провокационное, не видят в нем угрозы для себя: особенно, если открытость и непринужденность в манерах комбинируются с признанием существования различных интересов, с творческим и гибким поиском компромисса. (79:)
Изменения, происходящие в моделях эмоциональной сдержанности, можно отнести также к усилению взаимозависимости, которое прежде всего имело место в отношениях в сфере коммерции и политики. Изменения эти не имеют ничего общего с естественной и присущей любому обществу тенденцией к более цивилизованному и рафинированному поведению. Нельзя назвать поворотным фактором для них умения и качества, рекомендуемые Эразмом Роттердамским, де Каллере и другими великими людьми. Это развитие свойственно более экстенсивным системам, с более интенсивным и симметричным характером взаимозависимостей, что делает изменения в поведении выгодными для людей. Этот процесс детально описан Элиасом (1939). В продолжение этого процесса мы научились контролировать наши эмоции более эффективно*. Мы не только научились лучше контролировать их, но также организовывать и моделировать их различными способами. Каким образом различными? В направлении все большей дифференциации чувств и поведения, более выдержанного и вместе с тем более вариативного, так как выдержанность и сдержанность уже стали нашим вторым я. Это, без сомнения, открывает массу новых возможностей для более искусной манеры вести переговоры.
Это развитие имеет отношение к переходу к более дифференцированному самоконтролю, который делает возможным большую гибкость и представляет больше возможностей для эмоциональных проявлений (но умеренных, просчитанных), оно позволяет допустить и выразить большую напряженность в балансе между автономией и взаимозависимостью. Люди теперь более неоднозначно контролируют свои эмоции и избавляются от сдержанности. Они в полной мере используют свои чувства для более живой и убедительной самоориентации и самовыражения.
Это стало возможным лишь потому, что, во-первых, они научились дифференцировать свои чувства, во-вторых, в силу того, что жесткое и широко распространенное подавление и сдержанность в эмоциях свели к минимуму риск в общественных интеракциях. Только если достигнут такой уровень самоконтроля, фаза 3, описанная в таблице 9 2, становится возможной. (80:)