<< Пред. стр. 3 (из 4) След. >>
Раньше вы могли иметь привычку планировать свои действия, чтобы избежать заикания, теперь же начинайте планировать, как не избегать этого. Иногда у вас может это не получаться, тогда вы должны вступить в аналогичную ситуацию и попробовать еще раз. Никто не выигрывает все время, однако вы всегда можете взять реванш. В любом случае, постарайтесь играть честно. Не занимайтесь самооправданием, не обманывайте сами себя.
Вот пример того, как один человек пытался не избегать слов и тем самым справиться со своими страхами.
"В течении многих лет я использовал множество хитроумных приемов, чтобы спрятать заикание подальше, а когда оно возникало, я пытался поскорее подавить его. В большинстве случаев у меня это хорошо получалось, но я продолжал жить со страхом, что рано или поздно меня разоблачат. Но хуже всего был страх перед согласными, он заставлял меня все время быть начеку, чтобы уклоняться, увертываться, избегать этих согласных звуков. Я очень устал от этого.
Но сегодня я решил: "Хватит! Пора покончить с этим." Я начал с того, что отправился завтракать в кафе, а не в закусочную, куда я обычно ходил и где мне не нужно было разговаривать. Я прошел мимо кафе три раза, прежде чем набрался смелости войти внутрь.
Я обнаружил, что я повторяю про себя заказ, меняю его, так чтобы не заикаться при его произношении. Но мне так это опротивело, что когда подошла официантка, я выпалил "Б-б-б-бекон и яичницу!", при этом я специально запнулся на слове "бекон". Я посмотрел на нее, но она и глазом не моргнула, а только спросила, буду ли я брать кофе. Я повторил "Б-б-б-бекон, яичницу и кофе". Не передать словами как хорошо я себя чувствовал! Теперь я уже не был трусом. Если кому-то не нравится мое заикание, то им придется с этим мириться. Я чувствовал себя сильным, а не слабым, и, конечно же, я с удовольствием съел бекон с яичницей.
После завтрака я чувствовал себя настолько хорошо, что решил взяться за проблему телефонных разговоров, которых я всегда боялся. Мне нужно было узнать, во сколько отправляется автобус на Трентон, и обычно в таких случаях я сам еду на станцию, а не узнаю по телефону. Я ужасно боялся телефона и дважды вешал трубку, когда мне отвечали. Я был в таком паническом состоянии, что не знал, что сказать, даже если бы я смог начать разговор.
Я сел и записал вопрос: "Когда сегодня отправляется автобус на Трентон?". Я поставил зеркало около телефона так, чтобы я мог видеть себя, набрал номер и затем сказал всю фразу слово за словом. Я заикался при этом не так сильно, как я ожидал. Однако мне пришлось повторить вопрос дважды, потому что служащий не понял меня с первого раза, тем ни менее я получил нужную информацию. После всего этого я чувствовал себя усталым, но довольным. Я обязательно смогу справиться с этой проблемой."
И вы тоже сможете.
Правило 6
СМОТРИТЕ В ГЛАЗА
Смотрите в глаза собеседнику.
Может быть, вы так и делаете, но если нет, то вам стоит начать смотреть в глаза вашего слушателя и делайте это естественно. Очень важно не смотреть в сторону, когда вы заикаетесь или ожидаете, что будете заикаться.
Многие заикающиеся избегают смотреть на собеседника, возможно, потому, что они стыдятся своего речевого недостатка. Непрерывный, естественный контакт с глазами собеседника помогает снизить чувство стыда и смущения. Если вы до сих пор не смотрели прямо в сторону слушателя, начните это делать.
Постоянный взгляд в глаза собеседника сам по себе не избавит вас от заикания, однако это снижает чувство робости и позволяет повысить уверенность в себе. Это не означает, что вы должны уставиться и не отрываясь смотреть на человека, с которым вы разговаривает, тем ни менее следует сохранять более или менее постоянный контакт с глазами собеседника. Посмотрите на него еще до того, как вы начали говорить и продолжайте смотреть естественно. Прилагайте все усилия, чтобы не смотреть в сторону, когда вы заикаетесь или ожидаете этого.
Возможно, что вы смотрите в глаза собеседнику, но скорее всего, что вы чувствуете себя неловко и избегаете этого. Помните, очень тяжело наблюдать за собой, так что во что бы то ни стало будьте честны сами с собой. Вы можете попросить того, с кем вы разговариваете, например, члена семьи, понаблюдать за вами и выяснить, уходит ли ваш взгляд, когда вы начинаете заикаться.
Может быть, вы смотрите в сторону, потому что вы боитесь, что собеседник будет проявлять неприятие, нетерпение или жалость. Но, как правило, это не так. Сохраняя контакт с глазами собеседника, вы оцениваете обоснованность своих страхов и собеседник при этом чувствует себя лучше. К тому же, тем самым вы показываете, что воспринимаете - а не отрицаете - заикание как проблему, которую нужно решить. Когда вы смотрите в сторону, вы избегаете решения проблемы.
Постарайтесь приобрести привычку всегда смотреть в глаза собеседнику. Вы почувствуете себя лучше, когда будете делать это. Профессиональные логопеды советуют этот прием, чтобы избавиться от чувства робости и смущения. Межличностное общение всегда проходит успешнее, если вы видите глаза собеседника, даже если вы и не заикаетесь. Хорошие ораторы часто прибегают к такому приему.
Не нужно поворачивать или наклонять голову из-за стыда, который проявляется бессознательно, когда вы отводите глаза. Мы надеемся, вы сможете почувствовать себя увереннее и убедиться в том, что вы заслуживаете такого же уважения, как и ваш сосед. Старайтесь всегда смотреть миру прямо в глаза.
Как работать над сохранением прямого взгляда на собеседника
Придерживаться этого правила может быть даже труднее, чем вы думаете. Многие заикающиеся стали такими робкими, что им очень сложно смотреть кому-нибудь прямо в глаза, когда они заикаются. Рекомендуется тщательно следить за собой при выполнении следующих упражнений.
Начните с того, что, находясь одни, посмотрите на себя в зеркало, имитируя при этом легкий блок (запинку на слове). Смотрите ли вы себе в глаза, или отводите их? Повторите это несколько раз, проверяя, что вы не смотрите в сторону. Затем сымитируйте тяжелый блок (сильное заикание). Если вы увидите, что не держите взгляд до и во время блока, то продолжайте работать над этим, пока у вас не будет получаться.
Затем сделайте несколько телефонных звонков, смотря на себя в зеркало, когда у вас бывают настоящие блоки. Продолжайте смотреть на себя до тех пор, пока вы не будете отводить глаза на протяжении пяти или более настоящих блоков (заиканий). Если вы хотите пройти эту Программу до конца, то вам следует обязательно выполнить это упражнение. Это - необходимый шаг.
Вы станете больше уверены в себе и вам будет легче смотреть в глаза собеседнику во время обычных разговоров. Не фиксируйте немигающий взгляд, а просто естественно смотрите на слушателя, даже если он иногда отводит взгляд.
При разговоре с другими, насчитайте один, два, а затем три случая, когда вы прямо смотрели на собеседника при заикании. Потом доведите это число до десяти. Чтобы быть уверенным, что вы точно выполнили это задание, рекомендуется записать в тетрадке имена и цвет глаз десяти людей, при разговоре с которыми вы заикались. Или выпишите десять или более слов, на которых вы заикались, смотря при этом прямо в глаза собеседнику.
Используйте свою изобретательность, чтобы давать себе подходящие задания. Старайтесь отныне смотреть в глаза собеседнику в любых ситуациях и вы почувствуете себя лучше. Вы почувствуете удовлетворение от того, что смогли справиться с этой задачей и это поможет вам успешней общаться с другими людьми.
Правило 7
НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ
Всегда пытайтесь продолжать говорить, не останавливайтесь.
За исключением, конечно, тех случаев, когда вы повторяете слово или делаете паузу специально.
Когда вы начинаете произносить слово, нет никакого смысла в том, чтобы зацикливаться на каком-нибудь звуке и повторять его снова и снова.1 Наоборот, продолжайте говорить, пусть дыхание не прерывается, это будет работать против привычки удерживать блок. Протяжно произносите те слова, на которых вы ожидаете заикание.
Идея заключается в том, что вы должны постоянно поддерживать ток воздуха, который несет вашу речь. Когда вы ожидаете запинку на слове, постарайтесь произнести первый звук и перейти к следующему, не прерывая дыхания.
Не возвращайтесь к словам и не зацикливайтесь на них, идите вперед. "Откат" назад возможно даст вам время для разбега и может избавить от блока, но этот путь не приведет вас к успеху. Так что, вам лучше отказаться от повторения и задержки на звуках или целых словах.
Правило 8
ГОВОРИТЕ С ИНТОНАЦИЕЙ
Пытайтесь говорить с интонацией, мелодичностью в голосе, пусть в голосе чувствуется уверенность.
Постарайтесь звучать естественно, избегайте нарочитых и искусственных интонаций. Не говорите монотонно, меняйте темп речи и ее громкость. Старайтесь говорить мелодично.
Использование естественных выражений при изменении тона и темпа речи позволит вам говорить в более приятной и расслабленной манере.
Правило 9
ВАША НОРМАЛЬНАЯ РЕЧЬ
Следите за собой, когда вы говорите нормально, не заикаясь. Обращайте внимание на эти моменты.
Следите за своими движениями и положением тела, когда вы говорите без проблем. Слушайте себя. Отложите в памяти эти моменты, это - ваши ориентиры. Проигрывайте в уме те ситуации, когда вы говорили нормально, почувствуйте, что вы можете говорить, не заикаясь. Это поднимет вашу уверенность в себе.
Напомните себе, что вы в состоянии говорить так же, как и окружающие вас люди. Вы можете помочь себе настроиться на нужный лад, накапливая положительный опыт. Для этого можно поговорить или почитать что-нибудь самому себе. При этом рекомендуется наблюдать за собой в зеркало. Это помогает осознать тот факт, что вы МОЖЕТЕ говорить без усилий, спокойно и естественно.
Правило 10
ГОВОРИТЕ
Говорите как можно больше.
Ведь вам необходимо как можно больше практиковаться в использовании описанных здесь приемов. Это не означает, что вы должны надоедать окружающим, просто говорите побольше - наверняка вы молчали уже слишком долго.
Высказывайтесь, когда захотите что-то сказать.2 Создавайте такие ситуации, в которых вы можете поговорить. Расскажите окружающим о том, что вы думаете. Если вы не сможете найти слушателя, то всегда под рукой есть телефон. Позвоните в магазин и спросите о наличии какого-нибудь товара.
Правило 11
ВЫЯСНИТЕ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ КОГДА ЗАИКАЕТЕСЬ
Проанализируйте и определите что неправильного происходит с вашими речевыми мышцами при заикании.
Одной из важнейших частей терапии является тщательный анализ того, чтo ваши речевые мышцы делают неправильно, когда вы заикаетесь. Сперва необходимо выяснить, что именно вы делаете неправильного или ненужного. Это позволит изменить такое положение вещей.
Этот анализ является ключевым моментом терапии. Мы настоятельно рекомендуем проработать это Правило и изучить работу своих речевых мышц. Тогда вы сможете скопировать "неправильные" движения артикулярного аппарата и сравнить с "правильными" движениями (когда вы говорите свободно).
Попробуйте прочувствовать движения речевых мышц при заикании. Чем больше вы будете изучать процесс возникновения блоков на определенных звуках, тем очевидней для вас станет тот факт, что вы можете проходить сквозь эти блоки свободно, без борьбы.
У вас может вызывать неприязнь сама мысль о необходимости наблюдать за своей речью, но другого пути нет - вам нужна эта информация. Очень может быть, что вы и понятия не имеете, как вы заикаетесь, и следовательно не можете сымитировать свое заикание. Возможно, вы только знаете, что иногда вы говорите свободно, а иногда звуки застревают и вы не можете ничего с этим поделать.
Существует множество различных способов наблюдать за своей речью. Можно, например, удерживать речевой блок достаточно долгое время, чтобы выяснить, что вы при этом делаете, или же заикаться медленно, пытаясь определить что происходит в области речевого аппарата. Можете наблюдать за собой в зеркало, когда говорите по телефону, или слушать пленку с записью своего голоса.
Самым ценным подручным средством может быть видеозапись того, как вы заикаетесь, при условии, что у вас есть необходимое техническое оборудование. Если вы поймете, что именно вы делаете не так, то сможете гораздо эффективней работать над избавлением от этого. Когда вы будете видеть или слышать, как вы заикаетесь, то это, с одной стороны, приоткроет тайны вашей проблемы, и с другой стороны, придаст вам дополнительный импульс.
От вас потребуется некоторая смелость и решительность, чтобы проделать эти наблюдения, но очевидно одно - без этой информации вам не обойтись. Если вы хотите изменить свою речь, вы должны знать, что именно нужно менять. С этой информацией вы сможете ответить на вопросы: "что я делаю?" - "почему я это делаю?" - "что еще я могу сделать?".
Как вы заикаетесь
Вам необходимо провести самонаблюдение и проанализировать свои блоки, тогда вы сможете понять какие движения совершает ваш речевой механизм во время заикания. Особенно это касается тех движений, которые мешают вашей речи.
Как можно проводить это самонаблюдение? Одним из возможных вариантов является крайне замедленное заикание. Здесь идет речь о необходимости заикаться медленно, а не говорить медленно. Когда у вас возникнет ощущение, что появится блок, продолжайте говорить - но делайте это очень медленно, чтобы дать себе время прочувствовать, что именно происходит с речевыми мышцами и почему это мешает вам говорить нормально. Продолжайте заниматься этим до тех пор, пока вы не узнаете на каких звуках и что конкретно происходит. Рекомендуется записывать эту информацию.
Можно также получить информацию путем повторения блоков. Проявите смелость и терпение и заикайтесь на том же звуке несколько раз, стараясь следующий раз пройти через блок на низкой скорости, чтобы уловить движения речевого аппарата.
Использование зеркала
Если у вас возникают проблемы при разговоре по телефону, то это великолепная возможность изучить свое заикание при помощи зеркала. Поместите зеркало около телефона так, чтобы вы могли хорошо видеть свое лицо.
Затем конечно же необходимо сделать несколько телефонных звонков. Если вам не нужно поговорить со знакомыми, то всегда можно позвонить в справочное бюро или на предприятие, чтобы получить какую-нибудь информацию. В это время наблюдайте за собой. Ваша цель - выяснить что происходит с мышцами рта, языка и т.д. такого, что мешает вам в речи. Здесь опять-таки вы можете использовать медленное заикание.
Можно также выбрать какое-нибудь слово, с которым у вас бывают трудности. К примеру, это может быть ваше имя. В любом случае, в этом слове будет звук, на котором вы часто заикаетесь.
Наблюдая за собой в зеркало, сымитируйте блок на этом слове, добиваясь, чтобы это выглядело как можно более реалистично. Затем повторите звук, на котором возникает блок, только на этот раз очень медленно. Следует заметить, что по началу может быть сложно медленно проходить через блок. Это требует некоторой практики.
Теперь необходимо для сравнения произнести тот же самый звук, но уже правильно. Наблюдайте за собой в зеркало и следите за своими ощущениями. Продолжайте медленно произносить слог до тех пор, пока вы не уясните разницу, пока вы не поймете, чем отличаются движения речевых мышц во время произношения этого слога при заикании и при нормальной речи. Помечайте в записной книжке все ненужные, лишние движения, которые вы заметили.
Это может показаться сложным на первый взгляд, однако вы очень скоро убедитесь, что характер вашего заикания в принципе однотипный. Вы обнаружите, что заикаетесь по шаблону, повторяя определенные жесты и мимику на определенных звуках и совершая те же самые ненужные движения речевых мышц.
Использование магнитофона
Магнитофон может оказаться очень полезен, помогая изучить характер заикания так, чтобы его можно было затем сымитировать. Вы можете использовать небольшой, незаметный диктофон и вам необязательно этого стыдиться.
Возможно, вы уже записывали на пленку ваши разговоры с друзьями или членами семьи. Мы рекомендуем носить магнитофон с собой, чтобы сделать различные записи своей речи. Если вы не хотите разговаривать со знакомыми, то можете завязать разговор с незнакомыми людьми на улице, например, чтобы спросить время или уточнить, как пройти до определенного места.
Можете также записывать свои телефонные разговоры, когда вы наблюдаете за собой в зеркало. После этого внимательно прослушайте запись. Если есть возможность, проиграйте на медленной скорости те места, где у вас возникали проблемы в речи. Попытайтесь понять, что происходит.
После нескольких прослушиваний приступайте к следующей стадии. Сымитируйте мимикой (не издавая звуков) движения речевого аппарата одновременно с прослушиванием пленки. Вы должны видеть, слышать и научиться воспроизводить движения мышц при заикании. Еще лучше, если у вас есть возможность заснять себя на видеопленку. Тогда вы сможете не только слышать, но и видеть, что происходит. Это позволяет лучше изучить характер заикания.
Работа по сбору необходимой информации на данном этапе может занять некоторое время, а также потребует тщательного анализа. Однако, чем лучше вы изучите то, как вы заикаетесь, тем проще вам будет избавиться от этого. В следующей главе более подробно описано, как вы можете следить за движениями речевых мышц при заикании. Эта информация поможет при коррекции блоков, о чем пойдет речь в дальнейшем.
Как анализировать работу речевого аппарата при заикании
В этой главе описано, как можно анализировать блоки и избавляться от ошибок. К сожалению, мы точно не знаем, как это происходит в вашем конкретном случае. Однако мы перечислим здесь некоторые варианты заикания на определенных согласных звуках. Это поможет вам понять, как вы сможете изучить вашу проблему.
Следует заметить, что наша речь состоит из отдельных звуков. При разговоре вы издаете звуки, которые формируют слова. Эти звуки обычно делят на гласные (а, и, о, у и т.д.) и согласные звуки (б, с, д и т.д.).
Когда вы заикаетесь, то возможно думаете, что спотыкаетесь на слове. Это так, но точнее было бы сказать, что у вас возникает блок на каком-то звуке этого слова или на переходе от одного звука к следующему. Для иллюстрации возьмем слово "большой". Когда вы заикаетесь "б-б-б-большой", то вы спотыкаетесь не на звуке "б" - ведь вы его уже произнесли, а на переходе к остальной части слова. Большинство из заикающихся испытывают трудности именно на этапе перехода от одного звука к другому.
Понаблюдайте за собой. Вы можете, например, заметить, что течение речи происходит не плавно, а прерывисто, или что сначала вы выпускаете весь воздух, а затем пытаетесь говорить, не имея достаточного запаса воздуха. Или же вы используете какие-нибудь звуки-стартеры, помогающие начать говорить, или сжимаете губы и не можете разомкнуть, или язык как бы приклеился к небу, или вы многократно повторяете один и тот же звук, или у вас дрожит челюсть, или вы зацикливаетесь на некоторых звуках.
Произношение собственного имени
Давайте рассмотрим движения речевых мышц на примере согласного звука. Предположим, что вас зовут Петр и у вас проблема с произношением звука "п" и с переходом к следующему звуку.
Кстати сказать, этот звук "п" относится к взрывным звукам. Чтобы его правильно произнести, нужно закрыть губы, создать небольшое давление воздуха и затем резко высвободить воздух, быстро раскрывая губы. Попробуйте произнести отдельно этот звук.
А сейчас перед зеркалом сымитируйте сильный блок на звуке "п", пытаясь произнести имя. Теперь повторите тоже самое, но на этот раз сделайте это очень медленно, при этом следите за речевыми мышцами. Повторите несколько раз.
Что вы обнаружили? Конечно же, вы были довольно сильно напряжены, но в каком именно месте концентрировалось это напряжение? Вероятнее всего, ваши крепко сжатые губы полностью перекрывали поток воздуха. А может быть, вы начали с произношения лишних звуков ("м-м", "э", "а"). Из-за напряжения ваши мышцы могли временно застыть в неподвижном положении, блокируя тем самым любой звук.
Возможно, вы испытывали небольшое дрожание губ или челюсти, а может быть звук получился "п-п-п-п" - в виде серии повторяющихся звуков, как в старых пластинках. В любом случае, вы испытывали блок из-за того, что жестко зафиксировали положение губ. Вы так сильно сжали губы на звуке "п", что не смогли раскрыть их и выпустить воздух. Вы слишком крепко сжали губы, не правда ли?
Не все описанные выше осложнения могли иметь место в вашем случае, но вам нужно отметить (записать), как и где проявлялось напряжение при произношении звука "п". Опираясь на эти записи, вы будете знать, что именно вам следует изменить и от чего избавиться.
Теперь, все еще находясь перед зеркалом, произнесите имя, не заикаясь, несколько раз очень медленно. Почувствуйте разницу между тем, когда вы заикаетесь на этом слове и когда произносите его нормально. В чем разница?
Предположим, у вас возникают трудности со звуком "п" из-за того, что вы слишком сильно сжимаете губы, блокируя тем самым произношение звука. Что вы можете с этим поделать? Как можно избавиться от этой привычки?
Вы можете смягчить или расслабить губы так, чтобы давление воздуха в ротовой полости не возрастало. Когда начнете произносить имя, расслабьте губы, пусть они будут вялыми и слабыми. Затем сознательно контролируйте движения губ, добиваясь того, чтобы они лишь слегка соприкоснулись при произношении звука "п". Это называется слабый контакт.
Чтобы добиться слабого контакта, вам необходимо следить за тем, чтобы губы только соприкоснулись, чтобы не было давления или напряжения. Практикуйтесь произносить звук "п", используя технику слабого контакта до тех пор, пока вы точно не поймете какие движения мышц совершаются при произношении этого звука.
Используя это как образец, вам следует выяснить какие движения мышц речевого аппарата происходят при заикании. В дальнейшем вы научитесь изменять и контролировать движения речевых мышц. Чем больше вы будете изучать свою речь и сравнивать звуки заикающейся и нормальной речи, тем очевидней для вас будет тот факт, что вы можете проходить блоки легко, без борьбы.
Результаты сравнения
В результате анализа речи вы обнаружите, что составной частью заикания являются излишние движения речевых мышц. Эти движения не нужны для нормального произношения слов. Теперь, когда вы изучили эти ненужные движения и знаете, что они из себя представляют, вы можете приступить к избавлению от них.
В следующих главах объясняется как вы можете это достичь, используя коррекцию блоков. Хотя невозможно сознательно контролировать свою речь на все 100%, тем ни менее техника коррекции блоков позволит вам изменить заикание на более плавную речь. Еще раз напоминаем вам, что заикание - это то, что вы сами с собой делаете и вы вполне способны это изменить.
Правило 12
КОРРЕКЦИЯ БЛОКОВ
Используйте технику коррекции блоков для избавления от ненужных движений речевых мышц, которые приводят к заиканию.
После проведенных исследований сейчас вы уже, наверное, точнее представляете себе что именно происходит с вашими речевыми мышцами при заикании. Следующий шаг - коррекция этих ненужных и неправильных действий. Как это сделать?
Мы рекомендуем вам использовать технику коррекции блоков. Существует три способа коррекции, предназначенные для исправления ошибок, которые ведут к заиканию. Эти приемы позволят вам справиться с неполадками в речи, а также со страхами.3
В следующих трех главах описано как применять эти способы коррекции. Первая глава называется "Коррекция после блока" и в ней объясняется что делать после того, как вы столкнулись с блоком. Это первый способ, который вы должны освоить. В следующей главе "Коррекция в блоке" идет речь о том, как выходить из блока. И наконец в главе "Коррекция до блока" описывается как подготовиться и легко пройти через ожидаемый блок. Это является вашей конечной целью.
КОРРЕКЦИЯ ПОСЛЕ БЛОКА
Стирание
Это, по всей видимости, один из наилучших методов, помогающих улучшить речь. Этот метод несложен, он позволяет человеку принять свою проблему и успешно противостоять ей.
Технику коррекции после блока следует использовать сразу после того произошел блок, т.е. после заикания на каком-то слове. Именно тогда легче почувствовать, что было не так, и изменить это. На этом этапе вам пригодится собранная информация о том, как вы заикаетесь. Постарайтесь как можно лучше проработать этот прием. Он позволит вам немедленно проанализировать то, что вы делаете, и исправить ошибки.
Если коротко, то коррекция после блока заключается в следующем. После того, как произошло заикание на каком-нибудь слове, вам следует остановиться и дать себе время подумать и выявить что именно вы сделали такого, что привело к заиканию, а также спланировать, как это исправить. Вам необходимо сделать как бы работу над ошибками, что позволит избавиться от ошибочных движений речевых мышц в будущем.
Ниже описана последовательность действий. Прочитайте объяснения внимательно, постарайтесь точно понять, как происходит весь процесс. Применяйте эту технику, когда будете испытывать проблемы в речи.
Последовательность действий
1) Закончите слово, на котором вы запнулись. Произнесите это слово до конца. Не прибегайте к уверткам, не уклоняйтесь от произнесения слова.
2) Как только слово произнесено, остановитесь, сделайте паузу. Это даст вам время на решение проблемы.
3) Постарайтесь расслабить речевые мышцы, особенно в области гортани. Почувствуйте, как язык вяло лежит во рту. Губы расслаблены и свободны. Челюсти слегка приоткрыты. Самое главное - почувствовать, как напряжение исчезает, а дыхание нормализуется.
4) Вспомните, что произошло. Спросите себя, что привело к задержке на этом звуке. Что вы сделали не так, что вы сделали неправильно? В предыдущей главе вы изучали ошибки, которые вы совершаете при заикании на различных звуках, и что вы можете сделать с речевыми мышцами, чтобы избавиться от этих ошибок.
5) Вспомните, как вы можете медленно произнести и исправить конкретно этот звук.
6) Прокрутите в уме и почувствуйте, как вы медленно делаете эти исправления, изменяете тем самым модель заикания и свободно проходите через слово.
Вам может показаться, что собеседник потеряет всякий интерес к вам за то время, что вы будете изучать свой блок и планировать, как с ним справиться. Это не исключено, но вы не сдавайтесь и продолжайте придерживаться данной техники. Не торопитесь, вам понадобится некоторое время на то, чтобы подготовиться к дальнейшим действиям.4
7) После определения того, как вы можете исправить ошибку - после того, как вы в уме прорепетировали произнесение этого слова, тогда (и только тогда) вы должны на самом деле произнести слово, исправляя недостатки.
8) Произносите звук, на котором вы споткнулись, медленно и протяжно. Это даст вам время сконцентрироваться на чувстве, что вы исправляетесь, или по крайней мере изменяете неправильные движения речевых мышц. И сохраняйте дыхание, чтобы медленно переходить от одного звука к другому.
При этом постарайтесь скорректировать движения мышц немного с излишком. Например, если нужно сделать слабый контакт, постарайтесь сделать его настолько слабым, чтобы он практически не чувствовался. Обратите больше внимания на то, как вы чувствуете произношение слова, а не на то, как оно звучит.
Может показаться, что процесс коррекции после блока занимает много времени, но на самом деле это не должно занять больше 2-3 секунд. Чем больше вы будете использовать этот прием, тем меньше времени у вас будет на это уходить.
Вам не должно быть стыдно, что вы произносите слова, на которых вы запнулись, в такой немного искусственной манере. Небольшая задержка и тщательная коррекция покажут окружающим, что вы стараетесь справиться со своей проблемой. Люди как правило уважают такие усилия. Используйте описанную здесь технику коррекции, как только представится возможность. Некоторые на начальном этапе могут попрактиковаться вслух без посторонних.
Очевидно, что повторять слово, на котором вы только что запнулись, не так легко. Вам может быть захочется не анализировать блок, а просто произнести это слово нормально во второй раз и продолжать дальше, словно ничего и не произошло. Однако при этом вы пропустите самую ценную часть приема.
Используйте эту технику коррекции, когда вы заикаетесь. Это поможет вам научиться легко преодолевать блоки. Это разрушит вашу устоявшуюся модель заикания и позволит приобрести уверенность в том, что вы сами можете контролировать свою речь.
КОРРЕКЦИЯ В БЛОКЕ
Выход из тупика
В предыдущем разделе вы узнали, как можно "стирать" блок после того, как он произошел. Вы можете также использовать метод "выхода" из блока, когда испытываете затруднение в речи. Что вы обычно делаете, когда спотыкаетесь на каком-нибудь слове без всяких видимых причин?
Возможно, вы пытаетесь как-нибудь извернуться и избежать блока, но скорее всего вы просто слепо вступаете в бой, пытаясь поскорее выйти из затруднения. Мы вам предлагаем использовать технику коррекции в блоке, которая еще называется "выход из тупика".
Вот как это происходит. Когда вы окажитесь в блоке, не делайте паузу, не останавливайтесь, чтобы начать сначала. Наоборот, продолжайте заикаться, замедляя речь, специально протягивая звук. Этим вы добьетесь "стабилизации" звука, сокращения повторений, превращения повторений в один протяжный звук, мышцы перестанут дрожать. При этом вы сможете легко "выйти" из блока.
Когда вы это проделаете, то осознаете, что можете сами контролировать длительность блока, а также мягко "выходить" из заикания. Удерживайте заикание до тех пор, пока не почувствуете, что контроль перешел в ваши руки, пока не осознаете, что именно вы делаете неправильно. На этом этапе вы уже должны знать, как вы можете скорректировать движения мышц. Теперь можно прекратить протягивание звука. Медленно приступайте применению коррекции движения речевых мышц.
Если по какой-либо причине вы не можете удержать заикание и выйти из блока, используя вышеописанную технику, тогда вам следует применить прием коррекции после блока. Это поможет вам приобрести уверенность в том, что именно вы контролируете ситуацию. В любом случае, вы уже должны уметь исправлять движения речевых мышц.
КОРРЕКЦИЯ ДО БЛОКА
Установка
Предполагается, что вы уже регулярно и сознательно используете описанные выше техники коррекции после блока и в блоке, когда у вас возникают трудности в речи. Вы научились реагировать по-другому на заикание, научились выходить из блока, а также работать над "стиранием" заикания после того, как оно произошло.
Тем ни менее у вас могло появиться чувство, что использование техники коррекции в блоке похоже на запирание двери конюшни после того, как лошадь была украдена. Ведь вы не смогли предотвратить заикание, когда оно началось. Вы правы, однако эта тренировка абсолютно необходима как мостик к следующему этапу. Ведь в конечном итоге вам необходимо предупреждать заикание до того, как оно произойдет. Прием, который позволяет контролировать блоки перед их появлением называется коррекция до блока.
Как правило, вы можете предугадать, когда начнете заикаться еще до того, как это на самом деле происходит. Вы ожидаете, что у вас будут проблемы в речи и стараетесь изо всех сил избежать этого. Иногда, правда, бывает, что заикание появляется совершенно неожиданно для вас, но это мы обсудим позже.
Так как вы обычно можете предвидеть заикание, мы предлагаем вам воспользоваться этой возможностью. Это позволит вам среагировать на ситуацию и подготовиться заранее.
На этом этапе вы научитесь справляться с заиканием, применяя специальную технику коррекции. Она похожа на технику коррекции после блока, однако на этот раз вы начинаете действовать не "после", а "до".
Когда вы ощутите приближение заикания, вы должны сделать паузу перед словом для того, чтобы подготовиться и спланировать свои действия. Не произносите это слово до тех пор, пока вы не вспомните, как вы обычно заикаетесь на этом звуке и что нужно сделать, чтобы исправить произношение этого звука.
Этот прием похож на коррекцию после блока, тем ни менее рекомендуется хорошо изучить инструкции, чтобы вы точно представляли себе, что нужно делать. Это ключевой момент терапии. Чтобы избежать любого рода недоразумений мы подробно опишем как применять на практике технику коррекции до блока. Здесь вам нужно проявить внимательность.
Последовательность действий
Используйте эту технику при приближении к звуку или слову, на котором, как вам кажется, вы можете запнуться.
1) Прежде чем произносить это слово, остановитесь, сделайте паузу. Это даст вам время на то, чтобы успокоиться и прорепетировать произношение слова.
Пауза будет не долгой и то, что вы делаете остановку сознательно, убедит вас и вашего собеседника в том, что вы берете контроль над ситуацией в свои руки. Даже если пауза немного затянется, то все равно молчать лучше, чем заикаться, особенно если вы делаете это, слепо сражаясь с блоком.
2) После того, как вы остановились, постарайтесь расслабить напряженные части вашего речевого механизма, включая область гортани. Язык вялый, губы слабые, челюсти расслаблены и слегка приоткрыты. Постарайтесь почувствовать, как напряжение уходит.
3) Вспомните, как вы обычно заикаетесь на этом звуке. Что вы при этом делаете? Какие ошибки? Вы должны помнить об этих ошибках из проведенного раньше изучения движения речевых мышц и из опыта проведения коррекции после блока.
4) Вспомните, как вы справлялись с ошибками при заикании на этом звуке. Как вы избавлялись от блока, как вы управляли речевыми мышцами при этом?
5) Прокрутите в уме как вы это делаете, постарайтесь прочувствовать процесс правильного произнесения звука. Произносите все слово (в уме) медленно, слегка растянуто, неторопливо переходя от одного звука к другому.
6) Как только дыхание нормализуется (но не раньше) - произнесите слово так, как вы только что делали это про себя. Постарайтесь при этом точно скопировать все движения и ощущения.
7) Произносите слово протяжно, слегка преувеличивая корректирующие движения. Обращайте больше внимания на то, что вы чувствуете при этом, а не на то, как звучит слово.
Часто возникает проблема на этапе перехода от согласного звука к гласному. Для того, чтобы сделать этот переход гладким, вам предлагается произносить слово протяжно, не прерывая дыхания. Это также даст вам достаточно времени, чтобы почувствовать, как вы исправляете произношение слова или звука.
Даже если вас смущают паузы или протяжное произношение слов - все равно делайте это. Именно здесь вам нужно проявить упорство - у вас просто нет другого выбора. Вскоре паузы станут короче и вы будете лучше справляться с ожидаемыми блоками.
Предупреждение
Вы можете захотеть использовать эти паузы как отсрочку, как способ затянуть время - ни в коем случае не делайте этого. Используйте паузы только для подготовки и проигрывания про себя действий, которые вы планируете предпринять.
Техника коррекции до блока представляет собой важнейшую часть терапии. Если вы можете гладко пройти сквозь ожидаемый блок, то вы уже на пути к нормальной и свободной речи.
Применяйте эту технику как на словах, которых вы боитесь, так и на обычных словах, полезно также использовать эту технику на первом слове предложения. Эффект от коррекции распространяется не только на следующее слово, но и гораздо дальше.
* Выберете слова, на которых вы можете споткнуться,
* выясните, как вы обычно на них заикаетесь,
* затем определите, как вы можете с этим справиться, что нужно изменить,
* и применяйте данные приемы при приближении к этим словам.
При приближении к блоку используйте технику коррекции. Продолжайте практиковаться в этом до тех пор, пока вы не будет автоматически чувствовать как можно исправить любой блок. Это даст вам понять, что вы сами контролируете процесс речи.
Когда вы привыкнете использовать коррекцию до блока так, что это будет происходить автоматически, тогда начинайте постепенно избавляться от пауз. Когда вы почувствуете приближение блока за несколько слов, то можете использовать то время, когда вы произносите оставшиеся слова, для подготовки к блоку.