<< Пред. стр. 10 (из 13) След. >>
4. и когда Вы читаете эти строки (также утверждение присое-динения),5. то можете начать расслабляться (утверждение ведения, или просто внушение).
В этом примере все настолько примитивно, что не взято в расчет даже грамотное воздействие на модальности. В "боевом" режиме все выглядит более сложно, но и работает более эффективно. В следующем примере мы не ставим себе задачу добиться глубокого транса - в данном варианте будет достаточно и легкого. Но в будущем Вы должны быть готовы ко всем вариантам Вашего поведения.
Пример применения техники "5 - 4 - 3 - 2 - 1"
В данном случае это отработанный на практике профессиональными риэлтерами образец 5-ступенчатой (5-волновой) "обработки" покупателя жилья. Сначала дается по четыре высказывания на визуальную, аудиальную и кинестетическую мо-дальности, с которыми клиент полностью согласен (они опираются на непреложную истину), чередуя их с единичными внушениями соответствующей модальности. Потом количество высказываний-утверждений сокращается, а количество безапелляционных фраз-внушений увеличивается.
Данный пример рассчитан на то, чтобы, встретившись с клиентом во дворе дома, в то же время достаточно быстро невербально подстроиться под него и начать "вести".
Обычно опытному агенту требуется 3-4 мин. на то, чтобы провести вербальное воздействие во дворе дома, 1-2 мин. на воздействие в подъезде и 7-11 мин. - в предлагаемой квартире, т.е. всего 11-17 мин.
Перед применением данного приема предварительно "покупается" внимание клиента:
- Вы помните, с чего начинается театр? С вешалки. А дом и квартира начинаются со двора. Не возражаете, если я сначала обращу Ваше внимание на двор этого дома?
Одна из составляющих успеха при использовании этой техники - одинаковая интонация для всех утверждений (нельзя выделять голосом внушения!)
1-я "волна"
Воздействие на визуальную модальность:
1. Вот, посмотрите,- видите, какой это светлый двор?
2. Здесь редко увидишь проезжающие машины,
3. хотя тротуары здесь достаточно широкие,
4. и достаточно хорошо во дворе сохранен асфальт, видите?
Внушение (визуальная модальность):
Вообще, все вокруг дома сделано с умом и просто красиво.
Воздействие на аудиальную модальность:
1. Послушайте, здесь практически полностью отсутствуют посторонние уличные шумы,
2. зато можете услышать, как дружелюбно беседуют соседки.
3. Слышите, они говорят о телесериалах, а не о каких-то проблемах в этом доме, правильно?
4. И Вы всегда сможете выйти на балкон и услышать, как приятно шумит ветер в верхушках деревьев.
Внушение (аудиальная модальность):
Этот двор говорит сам за себя: здесь тихо, спокойно; даже пение птиц приятно успокаивает.
Воздействие на кинестетику:
1. Вот когда мы с Вами идем по этому двору, чувствуете, как легко идти по хорошему асфальту?
2. Даже если после рабочего дня Вы чувствуете некоторую тяжесть,
3. вдохнете всей грудью чистый воздух в уютном родном дворе
4. и почувствуете приятный прилив сил.
Внушение (кинестетика):
В этом дворе чувствуется комфорт, здесь вообще приятно быть, тут абсолютно безопасно.
2-я "волна"
Воздействие на визуальную модальность:
1. Вон, посмотрите, как у жителей этого дома выглядят окна. Вон в том окне интересные пластиковые рамы, видите?
2. А вот слева от подъезда, прямо на первом этаже, шикарные жалюзи с рисунком: сразу видно - в доме живут люди с достатком.
3. И как Вы видите, мало где на окнах есть металлические решетки.
Внушения (визуальная модальность):
I - Это явный признак отсутствия краж.
II - Ведь заметно, что и двор, и дом хорошо выглядят.
Воздействие на аудиальную модальность:
1. Обратите внимание, как бесшумно открывается подъездная дверь.
2. Кстати, так же приглушенно открывается дверь и в Вашу квартиру.
3. За дверями - полная тишина.
Внушения (аудиальная модальность):
I - Здесь отличная звукоизоляция.
II - И этим все сказано - подъезд благополучный, тихий, спокойный.
Воздействие на кинестетику:
1. Кстати, Вы помните, как легко открывалась входная дверь в подъезде ?
2. В отличие от других, она открывается легко и плавно.
3. Да и ступеньки здесь небольшие, поэтому переступать через них удобно.
Внушения (кинестетика):
I - Значит, Вам будет легко подняться на свой этаж
II - и так же легко с него спускаться.
3-я "волна"
Воздействие на визуальную модальность:
1. Ваша дверь выглядит опрятно, видите?
2. Да и сам подъезд довольно опрятный.
Внушения (визуальная модальность):
I - Подъезд замечательный, чистый.
II - Выглядит он намного лучше других.
III - И на лестничной площадке эта дверь (продаваемой квартиры) выглядит красивее других.
Воздействие на аудиальную модальность:
1. Слышите, как звучит звонок.
2. А из-за других дверей, Вы слышите,- никакого шума и гама.
Внушения (аудиальная модальность):
I - Никто не скажет Вам о каких-то недостатках подъезда и квартиры.
II - Да в общем-то, квартира Вам все скажет сама за себя: это лучшее, что можно предложить сегодня в этом микрорайоне.
III - От своих знакомых Вы будете слышать только восторженные отзывы по ее поводу.
Воздействие на кинестетику:
1. Закрывайте дверь, входите увереннее.
2. Можете пройти и включить свет в зале и на кухне.
Внушения (кинестетика):
I - Здесь чувствуется защищенность.
II - Ощущается удобство.
III - И очень просторная квартира.
4-я "волна"
Воздействие на визуальную модальность:
Посмотрите на потолок: разве он в каждой квартире такой белый и очень чистый?
Внушения (визуальная модальность):
I - Очень красивая квартира.
II - Cветлая квартира.
III - Хороший вид из окон.
IV - Да и сама квартира очень уютно выглядит.
Воздействие на аудиальную модальность:
Послушайте, какой сильный напор воды из кухонного крана.
Внушения (аудиальная модальность):
I - Вы не услышите ни о какой квартире ничего лучшего, чем об этой.
II - В этой квартире душа поет.
III - Здесь хорошая звукоизоляция.
IV - Если Вы захотите послушать Вашу любимую музыку, то она здесь будет звучать великолепно, да и соседям не помешает.
Воздействие на кинестетику:
Вдохните рядом с плитой - даже никакого намека на запах газа.
Внушения (кинестетика):
I - В этом смысле эта квартира достаточно безопасна.
II - Здесь крепкие косяки и пол.
III - Удобная сантехника.
IV - Квартира хорошо сохранена.
5-я "волна"
Внушения (визуальная модальность):
I - Это самая красивая квартира.
II - Она выглядит просторной.
III - Ее вид наверняка Вам нравится.
IV - Эта квартира выглядит по-особенному шикарной.
V - Она подойдет человеку с очень изысканным вкусом.
Внушения (аудиальная модальность):
I - Ваш внутренний голос уже наверняка Вам несколько
II - раз подряд шепнул,
III - что эта квартира сама подсказывает Вам купить ее.
IV - Прислушайтесь к своим желаниям.
V - Эта квартира ответит всем Вашим запросам.
Внушения (кинестетика):
I - Эту квартиру надо брать, не мешкая.
II - Такой удобной квартиры Вы больше нигде не найдете.
III - Настолько приятной квартиры Вы еще не встречали.
IV - Почувствуйте: это ведь то, что Вы хотели!
V - Вы останетесь довольны своей покупкой. Вы будете чувствовать себя в этой квартире комфортно и защищенно. Эта квартира - именно то, что Вам надо!
Процесс воздействия отображен в табл. 3.
Таблица 3
Этапы (волны) Количество утверждений и внушений Вы
видите
во
внешнем
мире Внушение Вы
слышите
во
внешнем
мире Внушение Вы
чувствуете Внушение I 4 1 4 1 4 1 II 3 2 3 2 3 2 III 2 3 2 3 2 3 IV 1 4 1 4 1 4 V 0 5 0 5 0 5
> Прием "Тройная спираль"
(вариация метода "Вставленное Маркированное Сообщение")
Эта методика представляет собой повествование из трех рассказов, связанных в одно целое. Она напоминает технику наслоения реальностей, хотя правила здесь и отличаются.
Вам потребуется заранее подготовить три рассказа, в один из которых (назовем его "рассказ № 3") включаются хорошо продуманные инструкции и суггестивные команды. Остальные два рассказа (№ 1 и № 2) призваны отвлечь сознание. Правила здесь очень простые: сначала дается начало рассказа № 1, где-то на середине прерывается, и начинается рассказ № 2. Он тоже не заканчивается, а прерывается рассказом № 3 (с директивой), который дается полностью. Затем следует окончание рассказа № 2, а после этого - завершение рассказа № 1.
Сюжеты рассказов № 1 и № 2 нормально обрабатываются сознанием слушателя и хорошо им запоминаются, а рассказ № 3 сознанием быстро забывается. Подсознание же четко выполняет заложенные в нем команды. Специфика восприятия на слух трех рассказов как одного и определяет действие данного приема: он предназначен для наведения легкого транса (через удержание внимания рассказом) и одновременного его использования.
Вот общая схема повествования:
Рассказ № 1 Рассказ № 2 Рассказ № 3 Рассказ № 2 Рассказ № 1
(начало) > (начало) > (с инструкцией) > (конец) > (конец) Для примера приведем обычные истории, оформленные в "тройную спираль":
Не помню уже, где я прочитал, что один мужик из штата Северная Каpолина купил как-то коробку очень редких и весьма дорогих сигар и, среди других вещей, застраховал их от огня. Через месяц он эти сигары преспокойно выкурил и не нашел ничего лучшего, как... подать в суд на страховую компанию. В заявлении он написал, что сигары были утрачены "в серии небольших возгоpаний". Страховая компания, конечно, компенсацию выплатить отказалась. Мотивировка - страхователь употребил сигары естественным образом. Так этот мужик подал в суд - и выиграл! При оглашении вердикта судья согласился с тем, что иск был пустячный, но, тем не менее, подтвердил, что у мужика был страховой полис, в котором черным по белому написано - страховая компания сигары страхует, в том числе и от возгорания. И не оговорено, в случае какого конкретно возгорания она компенсацию выплачивать не будет. Следовательно, компания должна возмещение выплатить...
...К слову, об американцах... Работал я как-то в одном совместном российско-американском предприятии. И вот однажды прибегает с утра ко мне в офис мой шеф (американец). Глаза "шестирублевые", на лице ужас неописуемый. Ну, думаю, или конец света начинается, или их президента сняли. А он такое выдал, что ни за что не догадаетесь:
- Гараж сперли. Утром из него выезжал - стоял, а вечером поехал ставить машину, а его уже нет!
Я думаю, вот нажрался, паразит,- уже не помнит, где гараж стоит. Ну, говорю с усмешкой, поехали смотреть. Едем, а он мне рассказывает, что уже ко всему привык в нашей стране: и к отсутствию света и горячей воды, и к разбавленному бензину, и... короче, ко всем прелестям переходной экономики, но чтобы умыкнуть забетонированный металлический гараж среди бела дня - это уже ни в..., ни в Красную Армию...
...А у меня еще учитель был один в школе, Федор Федорович. Сколько я потом ни учился, все равно считаю его умницей из умниц, несмотря на то, что много лет прошло. Так вот он часто нам повторял: "Считайте деньги - чтоб их не считать" (выделяется тоном голоса)...
...Так вот, о гараже. Приехали, смотрю - господи, так оно и есть,- сперли! Воображение этого американца уже рисует группу суровых русских бандитов в масках, с автоматами и базуками - как они его цитадель приступом брали. А я решил позвонить мужику, у которого наша фирма гараж арендовала - может, он в курсе. Мужик, конечно, ничегошеньки не знал и начал собственное расследование. Через три дня выяснилось, что этот горе-арендодатель не заплатил какой-то земельный налог, и городская мэрия с помощью "тяжелой артиллерии" этот гараж просто экспроприировала - до уплаты оного. Налог в конце концов был заплачен, гараж вернули на место, но американец до сих пор опасается в нем машину оставлять: неровен час вместе с ней скоммуниздят. И не мэрия, а уже по-настоящему...
...А та страховая компания, чтобы не обременять себя долгими и дорогостоящими апелляциями, с решением суда согласилась. И выплатила мужику 15 тысяч долларов - за утрату "из-за возгорания" его редких сигар. Но после получения денег мужик был тут же арестован - по обвинению... в 24 поджогах. Его собственное исковое заявление и показания на первом суде были использованы против него же. Суд признал его виновным в умышленном поджоге застрахованной собственности и приговорил к 2 годам тюрьмы и штрафу в 24 тысячи долларов. Смешно? Зато - по закону... [58]
Упражнение
Составьте собственные истории, оформленные в "тройную спираль", только на этот раз обращайте внимание на чередование в историях сенсорно-определенных слов в группах предложений (сначала Вы должны "проходиться" по визуальной, затем по аудиальной и потом по кинестетической модальностям. Один и тот же предмет можно описать по-разному: стул, например, может быть и красивым, и скрипучим, и удобным).
> Прием "Неопределенное задание" (или "Тайна горы Скво")
Этот знаменитый парадоксальный прием Милтона Эриксона получил свое название от небольшой горы Скво (больше даже похожей на холм), расположенной недалеко от его дома. Почти все ученики М.Эриксона при возникновении какого-то затруднения или проблемы получали загадочное задание: взобраться на эту гору на рассвете, чтобы извлечь из этого важный урок. Удивительно, но за время восхождения и спуска (это занимало пару-тройку часов) ученики действительно понимали что-то важное для себя и, возвратясь, неизменно говорили, что они нашли решение своей проблемы.
Продолжая традицию, последователи М.Эриксона и поныне применяют эту экзотическую чудодейственную методику (еще одно ее название - "Техника неопределенной установки"). Например, могут вручить пациенту тяжелую и ценную статуэтку или хрустальную вазу и дать задание ходить с нею вокруг дома: "Я хочу, чтобы во время выполнения этого задания Вы поняли что-то очень важное для себя. Что Вы должны понять?". На вопрос, чего добиваются эти психотерапевты и что именно, выполняя поручение, должен понять их пациент, можно получить множество самых разных ответов, но парадокс состоит в том, что все они будут верны.
Высокая действенность таких заданий объясняется тем, что люди, находящиеся в трудных (проблемных) обстоятельствах, сами стремятся придать смысл почти любому заданию. Для М.Эриксона не было большой разницы, какой именно смысл они находили в этом. Он всегда отвечал им что-то вроде: "Это верно, и помните об этом". Поручая такое задание, Вы заужаете сознание объекта на решении проблемы, а не на проблеме, и он будет просто вынужден подсознательно найти ее решение. Этому способствует и употребление связывающих переходных слов: "По мере того, как Вы будете выполнять это задание...", "В то время, как Вы будете это делать..."
Неопределенное задание должно быть безопасным, этичным, выполнимым и не отталкивающим физически, например: целый день носить с собой чайник, перевесить дома зеркала или переставить мебель, вымыть пол без помощи рук, покормить 30 уличных кошек и т. д.
...Скажите, Вы действительно хотите понять, чего Вам не хватает для того, чтобы решить эту проблему? Вы действительно это хотите искренне понять? Я не буду делать за Вас никаких выводов. Я просто дам Вам один совет. Он покажется Вам очень необычным и даже абсурдным, но только на первый взгляд: когда Вы сделаете это, то поймете, почему он так сильно помог очень многим людям. Все, что от Вас требуется сейчас - отнестись к этому с пониманием. Вы готовы к тому, что я сейчас попрошу Вас сделать? Хорошо, тогда слушайте: сегодня, после того как я уйду от Вас, возьмите, пожалуйста, вот этот молоток в руки и ходите с ним дома в течение трех часов. Слышите: трех часов, не выпуская молотка из рук и не останавливаясь. Я хочу, чтобы в то время, когда будете выполнять
это задание, Вы поняли что-то очень важное для себя. Не говорите
сейчас ни слова вслух, но задайте себе, вглубь, внутрь, вопрос:
"Что Вы должны понять?"
Следует помнить, что у М.Эриксона был высочайший авторитет, поэтому его задания выполнялись беспрекословно. В приводимом выше варианте беспрекословность выполнения задания достигается, во-первых, элементом внушения с вызовом полярной реакции ("он покажется Вам очень необычным и даже абсурдным"), во-вторых, заменой принципа авторитета принципом общественного доказательства ("Вы поймете, почему он так сильно помог очень многим людям") и, в-третьих, "цементированием" полученного согласия ("Вы готовы к тому, что я сейчас попрошу Вас сделать?"). Все эти слова занимают половину текста программирования человека на выполнение неопределенного задания, но зато можно быть уверенным в результате.
Способом, похожим на этот, во все времена пользовались священнослужители. При отпущении грехов (т.е. при осознании человеком своего неверного поведения - внутреннем конфликте) они рекомендуют прочитать определенное количество молитв или совершить какой-то другой церковный обряд. Народные целители, "снимая порчу", могут предложить в течение определенного времени пить "заговоренную" воду. Но суть приема от этого не меняется.
> "Якорная" техника (или метод "старой реакции")
В детстве физиолога Павлова
укусила собака. Собачка укусила
и забыла. А Павлов вырос и не забыл...
Анекдот
Этот психотехнический прием в академической научной литературе впервые описан В.М.Бехтеревым в 1895 г. как "условнорефлекторный метод психовоздействия". Можно сказать, что Милтон Эриксон открыл заново и начал применять на практике "якорные" техники (как и описанные ниже техники рефрейминга), но их описание и даже название появилось позже - в работах Дж.Гриндера и Р.Бендлера по NLP.
Приемы "якорной" техники напрямую связаны с условными рефлексами - закрепленными реакциями организма на внутренний или внешний сигнал. "Якорем" в эриксонианском гипнозе и NLP называют стимул, который вызывает определенное поведение, физиологическое или эмоциональное состояние, т.е. запускает автоматику условного рефлекса.
Выработка условного рефлекса - одна из немногих тем, обычно хорошо запоминаемая из школьного курса биологии. Проголодавшейся собаке дают пищу, и в тот момент, когда у нее начинают выделяться слюна и желудочный сок, раздается лабораторный звонок. Несколько повторений сочетания "пища - звонок" - и вот уже собака устойчиво реагирует на такого рода связь. В ответ на звук звонка у собаки появляется такое же отделение слюны и желудочного сока, как и в ответ на вид пищи. С этого момента такую устойчивую связь можно смело называть сформированным рефлексом, а звонок (на который раньше собаке было начхать) - стимулом, запускающим рефлексивные реакции.
"Якоря" бывают положительные и отрицательные. Положительные способствуют развитию какой-то реакции или просто связаны с положительными эмоциями (рождают приятные ощущения). Отрицательные, наоборот, помогают погасить определенную реакцию или связаны с отрицательными эмоциями (портят настроение, рождают страх, тревогу, печаль). В приведенном выше примере звонок для собаки - "положительный пищевой якорь".
Люди, несмотря на свое высокоразвитое мышление, отзываются на такие стимулы точно так же, как и животные. "Якоря" - это метки в сознании человека, которые действуют на эмоции, напоминают о чем-то, вызывают эмоциональные переживания.
Каждое переживание состоит из зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных и вкусовых компонентов. Соответственно якоря тоже могут быть визуальными, аудиальными, кинестетическими. "Якорное зацепление" означает то, что один из элементов переживания способен вызвать все переживание в целом. Якорями могут быть лица, имена, голоса, шумы, характерные жесты, поцелуи, картины, названия населенных пунктов, детали одежды, запахи, определенная температура, вид помещения или строения, даже цветовые сочетания. Разумеется, все это происходит непроизвольно.
Звенит будильник - пора вставать. Раздалась мелодия из кармана - нужно просмотреть сообщение на пейджере или ответить по мобильному телефону. Вой сирены - тревога. Звонок в школе - начало занятий. Это аудиальные якоря. Красный сигнал светофора значит "Остановись!" Поднятие бровей означает удивление. Пометка в ежедневнике - напоминание: пора поздравить друга. Это визуальные якоря. Каждый рекламодатель стремится сделать фирменную торговую марку "якорем" для своих товаров (чаще всего используют визуальную, реже - аудиальную модальность).
Якоря возникают, во-первых, путем повторений, а во-вторых (и это значительно важнее), у человека "якорь" может быть установлен с первого раза, если эмоция является сильной и правильно выбран момент. Повторение требуется только тогда, когда нет эмоциональной вовлеченности. Чем менее эмоционально вовлеченными Вы оказываетесь, тем больше повторений Вам необходимо, чтобы закрепить ассоциацию. Большинство ассоциаций становятся началом множества полезных привычек и навыков, без которых мы просто не могли бы действовать.
Якоря настолько широко распространены, что мы их практически не замечаем. В повседневной жизни мы встречаемся с огромным количеством неосознаваемых нами условных рефлексов.
У многих людей есть своя любимая мелодия: они слышали ее в минуты большой радости, переживания счастливых моментов, и теперь она стала для них "положительным аудиальным якорем". Прослушивание этой мелодии возвращает радостное чувство - в точном соответствии с механизмом условного рефлекса. Это "якорь" их "зацепил". Стоит нам услышать "Похоронный марш", как тут же возникает чувство грусти и скорби. Такой "отрицательный слуховой якорь" напоминает о похоронах близких людей, о душевной утрате. Еще одним примером такого якоря может служить скрип тормозов в опасной близости от нас. Обычно такой звук вызывает страх на протяжении всей жизни.
Мастерство использования "якорей" базируется на трех китах: удачно выбранном моменте для постановки "якоря", грамотно подобранном типе "якоря" и точном повторении уже поставленного "якоря".
Вот один бытовой пример действия "якорей". Муж пролил горячее масло со сковородки себе на ногу. Боль, шок, крик... Жена забегает на кухню и, пытаясь успокоить, обнимает его за плечи, затем достает из аптечки нужные средства. Проходит день или два. Жена подходит к совершенно спокойному мужу, точно так же, как и при ожоге, обнимает за плечи и говорит: "Дорогой, есть идея: давай сходим в театр". И в ответ на это получает... совершенно нелепую реакцию ярости: "Да пошел твой театр!.."
Объяснение этому простое: сработал якорь. Точно воспроизведенное объятие напомнило подсознанию мужа неприятную ситуацию, пробудило характерное чувство боли, досады, ожесточения, что и вызвало соответствующие эмоции. Мораль: думайте, когда и что нужно делать, чтобы самые доброжелательные действия не стали в будущем непроизвольным "якорем" для вызывания отрицательных чувств.
В исключительных случаях внешний стимул может включать очень сильное отрицательное состояние. Это фобии. Люди, страдающие клаустрофобией, усвоили очень сильную ассоциацию между пребыванием в замкнутом пространстве и состоянием паники, и эта ассоциация у них всегда повторяется. Немало людей, переживших нападение хулиганов, грабителей или насильников на темной улице, начинают бояться хождения по этой улице или вообще темноты.
Полезная работа с отрицательными "якорями" ежедневно демонстрируется врачами-наркологами. Применяя одну из популярных методик "кодирования", они вызывают из памяти пациента некие удручающие переживания, связанные с курением. Например, при первом курении была тошнота, рвота, спазмы в желудке, слабость, головокружение; или человек может припомнить, как он однажды из-за незатушенной сигареты чуть не спалил свою квартиру. А в то время, когда пациент это припоминает (и, соответственно, переживает заново), врач делает какой-то характерный жест или как-то особо прикасается к нему. Если после этого сказать: "Что-то мы уже долгое время работаем с Вами без перекура. Покурить не хотите?" - и повторить тот самый специфический жест или прикосновение, то курильщик обычно энергично отрицательно качает головой.
Из этого примера важно запомнить две вещи. Первое: некую эмоцию или переживание, "привязанное" к одной ситуации, можно изъять из памяти и, зафиксировав это переживание "якорем", перенести его в другую ситуацию, другие обстоятельства. Второе: для установки "якоря" нужно выбирать наименее осознаваемую человеком модальность: кинестетику лучше поставить визуальный или аудиальный "якорь", визуалисту - кинестетический или аудиальный, аудиалу - визуальный или кинестетический. Чем меньше "якорь" осознается, тем он эффективней.
Можно зафиксировать "якорем" любое эмоциональное состояние человека - в расчете на то, что это пригодится в будущем. Допустим, Вы считаете, что было бы неплохо закрепить у некоего человека состояние радостного добродушия. Вам известно, что такое состояние обязательно возникнет у него при разговоре о его любимой собаке. Заведите разговор о собаке, и в это же время с каким-то особенным ритмом постукивайте карандашом по столу. Для гарантии повторите. Не исключено, что спустя какое-то время Вам нужно будет добиться от этого человека согласия по какому-то вопросу. Тут-то и понадобится пробудить ранее закрепленное состояние. Постучите точно так же карандашом по столу, и нужное Вам состояние у партнера "включится". Похожим приемом для закрепления и последующего "вызова" состояния неуверенности при допросе преступников пользуются работники правоохранительных органов.
Наверное, Вам сейчас уже пришла идея задействовать подобные "якоря" для закрепления состояния согласия, например, в деловых переговорах с партнерами, подчиненными, начальством, экзаменаторами, чиновниками и в других жизненных ситуациях.
Женщины веками накапливали опыт использования методик якорной техники. Вот, например, часто используемый ими маневр. Дождавшись мгновения, когда муж или сексуальный партнер переживает максимальное возбуждение, наивысшее желание, женщина устанавливает какой-нибудь "якорь" для этого переживания (особый взгляд, жест, касание). Такой "якорь" задействуется, когда женщине кажется, что мужчина к ней "остыл".
Мужчины тоже используют "якоря", например, чтобы заставить женщину влюбиться в себя. Для этого заводится (или поддерживается) разговор о ее прежней или настоящей влюбленности. В тот момент разговора, когда женщина наиболее сильно переживает эмоции любви (об этом скажут соответствующая мимика, дыхание, повороты и наклоны головы, порозовение кожи), устанавливается "якорь" (взгляд, жест или касание). Спустя какое-то время мужчина заводит разговор уже о себе - и включает "якорь". Так состояние влюбленности женщины изымается из прошлых обстоятельств и переключается на себя. Дальше остается только использовать "неожиданно" вспыхнувшее к себе влечение. Впрочем, этот прием в равной степени используют и женщины по отношению к мужчинам.
Работа в русле "якорной" техники требует хорошей наблюдательности. Необходимо научиться замечать момент наибольшего переживания важных для Вас эмоций, погруженности в нужное состояние. При тренировках надлежит обязательно обращать внимание на то, как эмоции проявляются в мимике, жестах, дыхании и, главное ,- в движениях глаз.
Дело в том, что каждой эмоции соответствует строго определенная последовательность движений зрачков. Нужно запомнить, какие движения глаз наблюдались во время максимального переживания эмоций (т. е. когда ставили "якорь"). Когда Вы задействуете поставленный "якорь" и не видите у человека той же последовательности движения зрачков, что и при его постановке, значит, "якорь" не работает - нужно ставить его заново.
Применение "якорей" эффективно и по отношению к самому себе. "Узелок на память", крестик на ладони, липкая бумажка с пометкой, прикрепленная на выходе из квартиры - вот наиболее простые примеры сознательного применения людьми визуальных "якорей" для напоминания себе о чем-то важном.
Закрепление собственным "якорем" нужного Вам состояния позволяет моментально переноситься в это же состояние и настроение, когда это нужно. Вы бодро себя чувствуете после утренней пробежки? У Вас прилив сил после успеха на работе или выдачи зарплаты? Вам придает энергии чашка крепкого чая? В следующий раз, когда ощутите что-то подобное, попробуйте ущипнуть себя за бровь, палец, ухо или локоть. Это простой кинестетический "якорь". Для гарантии повторите установку "якоря", когда снова почувствуете себя "готовым свернуть горы" - и теперь можете получать состояние активности, свежести и жизнерадостное настроение "по заказу". Подобным образом Вы можете поставить "якорь" на любое другое состояние, вызывать его и пользоваться им в каких угодно условиях.
Тренировки космонавтов и бойцов разведывательно-диверсионных подразделений включают даже упражнение, снижающее чувство голода. Щипок за один локоть "якорит" ощущение процесса еды, щипок за другой - чувство насыщения.
Вы можете также установить себе необходимые "якоря" и не в момент непосредственного переживания состояния, которое Вам может понадобиться в будущем (так называемые ресурсные состояния). На такое "якорение" может уйти от 10 до 40 мин., а результат может "работать" всю жизнь. Вот как это делается.
1. Определите (лучше - запишите) те ситуации и обстоятельства, в которых Вам недостает каких-то положительных состояний.
2. Установите (лучше - запишите) необходимые Вам в этих условиях состояния (ресурсы), например, чувство уверенности, бодрости или собранности.
3. Выберите "якоря", которые Вы собираетесь использовать в каждой из трех модальностей:
* Кинестетическим "якорем" для самого себя может быть некоторое ощущение. Лучше выбирать те кинестетические "якоря", которыми сможете воспользоваться быстро, в любую секунду. Обычно это тактильные якоря - ведь наше тело всегда с нами. Внутренним кинестетическим якорем может быть представление ощущения, как на Ваше плечо опускается ладонь. Если же Вы (уже реально) сложите большой и любой другой пальцы колечком, это может служить внешним кинестетическим "якорем". Сжимание большого и указательного пальцев, щипок или шлепок в определенном Вами месте, определенный жест или какое-то особое сжимание кулака тоже неплохо работают в качестве кинестетического "якоря". Существенно, что такой "якорь" не должен быть составляющей обычного поведения (дабы исключить ассоциации с каким-то другим состоянием), в этом отношении он должен быть особым, уникальным. Кроме того, лучше сделать его малозаметным, чтобы никто не заметил, как Вы им пользуетесь. Прыжки на одной ноге или стойка на голове, конечно, неплохие "якоря", но если Вы используете их при посторонних, то Вам обеспечена репутация клоуна. Некоторые люди "якорят" нужные состояния (или ресурсы) каждый на своем пальце. Другие связывают множество различных ресурсных состояний с одним и тем же "якорем", чтобы иметь очень мощный ресурсный "якорь". Эта техника добавления различных ресурсов к одному и тому же "якорю" известна как накачка ресурсов.
* Аудиальным "якорем" может быть любой звук (включая слова и фразы). Он может быть внутренним (разговор с самим собой) или внешним (слова, произнесенные вслух). Не имеет значения, какое слово или фразу Вы выберете, лишь бы они были созвучны Вашим ощущениям. Сделайте их характерными и запоминающимися, например: "Уверенность!", "Бодрость!" или "Внутренняя собранность!". Старайтесь создавать целевые "якоря", соответствующие определенным условиям и лишенные внутренней двойственности и противоречивости. Конечно, нужно отдавать предпочтение уникальным звучаниям (особый музыкальный пассаж или броские слова), рождающим у Вас ассоциации с нужным состоянием. Особенные побуждающие интонации дополнят ощущение важности слов. Некоторым весьма удобно представить голос знакомого человека, в присутствии которого они чувствуют себя удобно, уверенно и спокойно.
* Визуальным "якорем" для себя может быть символ или образ, который Вы можете вспомнить, когда действительно чувствовали себя в необходимом Вам состоянии. Если выбранный образ является особенным и помогает Вам вызывать ощущение уверенности, то он будет работать. Вам понадобится научиться без труда представлять этот "якорь" в любой момент. К примеру, можете мысленно увидеть лицо дорогого Вам человека, какой-нибудь предмет или воодушевляющий эпизод из прошлого. Такой образ поможет переключиться на нужное состояние. Убедитесь, что можете легко воссоздать выбранный образ перед мысленным взором. Старайтесь выбирать долговременные "якоря" и избегать мимолетных. Например, выбирая образ человека, задумайтесь о том, сколько тех, кого считали великими, оказывались впоследствии полными ничтожествами.
4. После выбора "якоря" в каждой репрезентативной системе необходимо пережить нужное Вам ощущение (например, уверенности, бодрости или собранности) путем живого воссоздания конкретной ситуации, в которой Вы переживали нужное состояние. Память каждого из нас хранит богатейший запас полезных и неблагоприятных состояний. Вспомните свои "взлеты" и подумайте о том, какой широкий спектр воодушевляющих настроений Вам довелось пережить. Не пожалейте времени на то, чтобы тщательно восстановить воспоминания о тех состояниях, которые могут потребоваться в будущем. Нужно вспомнить подлинный случай, когда Вы переживали желаемое состояние. Чем острее были переживания, чем ярче воспоминания о них, тем действеннее якорь. Кроме того, можете воспользоваться примером хорошего знакомого, исторической фигуры, героя книги или фильма, который, по Вашему мнению, испытывал необходимое Вам состояние. Пересядьте в другое кресло или просто шагните вперед в то время как полностью войдете в это переживание. Помещение различных эмоциональных состояний в различные места физического пространства помогает отчетливо разделить их.
5. В своем воображении вернитесь в выбранное Вами конкретное ресурсное состояние (например, уверенности, бодрости или собранности). Вспомните в подробностях случай из жизни, когда у Вас был этот ресурс...
6. Вспомните, где Вы были и что делали в тот момент...
7. По мере того как это будет становиться более отчетливым, вообразите, что Вы вернулись в тот момент, что видите то, что видели тогда.
8. Потратьте некоторое время на то, чтобы пережить все настолько полно, насколько это возможно.
9. Чтобы в действительности снова ощутить "то" состояние, бывает полезно снова выполнить те действия, которые Вы "тогда" выполняли. Возможно, Вы захотите принять ту же самую позу, делая те же самые вещи, которые делали тогда (если это возможно).
10. Когда эти ощущения достигли пика и начали спадать, вернитесь физически в свою невовлеченную позицию (например, в первое кресло или сделайте шаг назад). Теперь Вы знаете, как это замечательно - воссоздавать свое ресурсное состояние - и сколько времени это занимает.
11. Теперь Вы готовы закрепить ресурсы "якорем". Перейдите на место Вашего ресурсного состояния и переживите его снова. Когда оно достигнет своего пика, вспомните свой образ, сделайте свой жест и скажите свои слова. Вам необходимо связать свои "якоря" с ресурсным состоянием в тот момент, когда оно достигает своего пика. Через некоторое время после того, как Ваши ресурсные ощущения прошли пик интенсивности, необходимо выйти из ресурсного места и изменить состояние, прежде чем будете готовы испытать "якорь".
12. Включите все три "якоря" тем же самым способом и в той же последовательности. Отметьте ту степень переживания, в которой действительно достигаете нужного состояния. Если Вы не удовлетворены, вернитесь назад и повторите процесс "якорения", чтобы усилить связь между "якорями" и нужным состоянием. Возможно, Вам понадобится повторить это несколько раз, чтобы быть способным вызывать это состояние тогда, когда оно необходимо.
13. Подумайте о будущей ситуации, в которой, вероятно, Вам понадобится это ресурсное состояние. Что можно использовать в качестве сигнала, который даст понять, что Вы нуждаетесь в этом состоянии? Сигнал может быть внешним или внутренним. Например, особенное выражение лица или чей-то необычный тон голоса будут внешними сигналами. Начало внутреннего диалога тоже может быть внутренним сигналом. Если Вы понимаете, что способны выбирать, как себя чувствовать, то это понимание само по себе является ресурсным состоянием. Стоит "заякорить" это знание на выбранный сигнал, и он будет действовать далее как напоминание о том, что Вы можете выбирать свои ощущения. Спустя некоторое время, если Вы будете продолжать использовать "якорь", сигнал сам станет "якорем" для Вас, чтобы ощутить себя в нужном состоянии.
14. Удостоверьтесь, что выбранный "якорь" практичен в различных условиях. Обдумайте желаемое состояние в разных обстоятельствах. Предположим, Вы убедились, что с помощью "якоря" испытываете полную уверенность в себе при заключении договора с клиентом. Воспроизведите это же состояние, представив, что разговариваете с проверяющим инспектором или добиваетесь кредитования проекта.
15. На следующий день подвергните "якорь" проверке. Если он долговечен, то можете быть уверенным, что сможете призвать его на помощь в любое время. При первом же подходящем случае воспользуйтесь "якорем" в реальной жизни, и повторяйте это чем чаще, тем лучше. Успехи только закрепляют "якорь" и связанные с ним ассоциации.
Теперь Вы можете использовать эти "якоря" для того, чтобы вызывать свое ресурсное состояние тогда, когда захотите.
Кроме того, можете попробовать создавать цепочки "якорей". Это использование нескольких "якорей", когда каждый из них машинально влечет за собой следующий. Каждый "якорь" обязан пересекаться с предшествующим в течение нескольких секунд, чтобы возник эффект цепочки. При этом необходимо расположить "якоря" по мере их усиления. Примером часто используемой последовательности якорей может служить последовательное прикасание пальцев одной руки к костяшкам пальцев другой (на каждой костяшке - свой "якорь"). Желая включить такие "якоря" в единую цепочку, задерживайте давление на предшествующем пальце, когда переходите к следующему. Удостоверившись в ходе нескольких "учебных" проверок, что все "якоря" уже соединены в цепочку, Вы сможете приводить в действие только первый "якорь". Рефлексный отклик автоматически пройдет по составленной цепочке и переведет Вас в нужное состояние. Такой переход совершается практически мгновенно. Только учтите, что включать в цепочку больше трех-четырех звеньев не очень удобно.
Грамотно применяя "якоря", поставленные на самом себе, Вы можете получать доступ к любому нужному Вам состоянию; можете использовать "якорь" для засыпания, для творческой активности, для спокойствия. С помощью "якорения" Вы можете менять свое поведение, связанное, скажем, с очень мешающим в бизнесе состоянием гнева. Для этого достаточно "включить" подходящий "якорь", когда начинаете испытывать гнев (например, при виде человека, который выводит Вас из себя). Благодаря этому сможете предотвратить поведение, свойственное Вам, когда Вы рассержены. "Якорем" будет само лицо этого человека, но теперь оно начнет проявляться как своевременное "предостережение", переводящее Вас, например, в более благоприятное воодушевляющее состояние.
Но интереснее все же применять "якорную" технику в манипуляциях с партнером.
Наверное, уже сейчас Вы с легкостью можете объяснить некоторые из понятий "порчи", бытующих в народе. Конечно, часто встречается и грамотно наведенная порча (это будет рассмотрено чуть позже). Но чаще всего это просто выброс отрицательных эмоций, сопряженный с "якорем". "Якорь" в данном случае - это что-то запоминающееся, что не раз встретится человеку в будущем и обязательно напомнит неприятный момент. Вот примеры бытовой постановки отрицательных "якорей":
Ночной звонок. Человек спросонок поднимает трубку.
- Да, алло!
- Вам угрожает смерть! И - гудки: ту-ту-ту... (трубку тут же бросают)
Это могут быть и месть отвергнутой женщины (разумеется, никто никого убивать не собирается - ей просто хочется вывести бывшего любовника из душевного равновесия), и просто шалости подростков. Но, так как здесь затронуты глубинные мотивы жизнесохранения, для человека взгляд на телефон, его трель, да и просто наступление ночи долго еще будут вызывать из памяти эту жуть, минуя разумное объяснение и анализ.
Продавщица, хамящая повздорившему с ней клиенту, тоже может запросто (хоть и неосознанно) поставить "якорь", со звоном бросив мелочь на прилавок и сказав при этом: "Да чтоб у тебя эта водка с кровью выссалась!" О чем человеку может каждый раз подсознательно напоминать звон монет? А процесс питья водки? А процесс, простите, мочеиспускания? К чему он через некоторое время может прийти? То-то же!
Открывается дверь в кабинет, где человек сидит за компьютером. Ярко накрашенная дама, явно не "смольного" воспитания, с огромной сумкой (коробейница, "магазин на ногах") навязывает купить ту или иную вещь. Человек отказывается и предлагает ей покинуть помещение. Оскорбленная таким несогласием, женщина взрывается проклятием:
- Ой, а сам-то не чуешь, что перед смертью своей сидишь! Знаешь, что он (компьютер) на тебя действует еще вредней твоего характера? Сиди, сиди за ним! Красивый он? А когда загибаться да подыхать будешь, поздно уж будет вспоминать, что я сказала!..
Наверное, Вы уже догадались, что теперь человеку может напоминать и компьютер, и этот тип женщин...
Так вот, подобные и многие другие негативные "якоря" можно и нужно разрушать. Для этого их нужно смешать, соединить. Это не так уж и сложно. Необходимо "заякорить" нежелательное негативное состояние (условно назовем его холодным или голубым) и желательное, позитивное (назовем его горячим или желтым). Затем надо просто синхронно включить оба "якоря". Нервная система попытается включить два несовместимых состояния в одно и то же время. Так как это просто невозможно, состояния смешаются, и возникнет новое ("теплое" или "зеленое"). Старые элементы поведения разрушаются, и образуются новые. Как и любой процесс создания нового, этот "синтез" тоже нередко сопровождается небольшим замешательством. Приведем пошаговый расклад этой техники, в процессе которой, кстати, обязательно установление и поддержание раппорта:
1. Определите состояние человека, связанное с проблемой, а также некое сильное положительное состояние, которое этот человек вполне способен испытывать.
2. Переведите человека в позитивное состояние. Это можно сделать, попросив его ("представь, как..."), рассказывая некую историю ("транслируя" состояние) или просто привлекая внимание на что-то, что автоматически вызовет это состояние.
3. Вторично вызовите желаемое состояние. "Заякорите" его особым прикосновением и словами. Снова измените состояние человека на обычное.
4. Опробуйте "якорь" позитивного состояния. Необходимо использовать точно такое же прикосновение в том же самом месте, произносить те же слова, в точности повторяя интонацию. Убедитесь, что "якорь" работает, что налицо физиологические признаки желаемого состояния. Если же этого не наблюдается, необходимо повторить этапы с 1-го по 3-й, тем самым усилив ассоциацию "якорь" - "состояние". После окончательной установки "якоря" на желаемое состояние, снова измените состояние человека на обычное.
5. На этом этапе устанавливается "якорь" для проблемного состояния. Вспомните особенности состояния человека, связанные с проблемой или с негативным опытом. Повторите этапы 2-й, 3-й и 4-й уже по отношению к негативному состоянию. "Якорите" его другим особым прикосновением в другом месте. Измените состояние на обычное.
6. Вызовите у человека каждое состояние по очереди, попеременно применяя "якоря" и произнося приблизительно следующее: "Случаются моменты, когда Вы ощущаете <"голубое"> (включите негативный "якорь"), хотя в таких условиях Вам действительно лучше бы ощущать <"желтое"> (включите позитивный "якорь")". Повторите это несколько раз, без перерыва.
7. Подготовьтесь к одновременному включению "якорей", и затем скажите что-то вроде: "Следите за любыми изменениями в Вашем сознании" - и задействуйте оба "якоря" одновременно. Внимательное наблюдение за реакцией человека позволит обнаружить признаки изменения или смешения. Сначала уберите негативный "якорь", а потом позитивный (в данном примере - это прикосновения).
8. Это этап проверки, разрушен ли негативный "якорь". Попросите человека вновь вернуться в проблемное состояние либо просто задействуйте "якорь" проблемы. Должно наблюдаться состояние, промежуточное между позитивным и отрицательным ("зеленые" тона), либо некое новое, отличающееся от них состояние. Лучший результат - вход в позитивное состояние. Если все же наблюдается негативное, проблемное состояние, то это сигнал о том, что человек нуждается в каких-то дополнительных ресурсных состояниях. "Заякорите" их на том же самом месте, что и первое позитивное состояние. Снова перейдите к этапу 6.
9. Побудите человека предположить, что в ближайшем будущем могут возникнуть ситуации с негативными ощущениями. Пусть воображение проведет его через эти условия. Попросите описать свое состояние и наблюдайте за внешними физиологическими проявлениями этого состояния. Если выявилось недовольство состоянием или перспективами, определите, какими ресурсами тут можно помочь. "Заякорите" эти ресурсные состояния на том же месте, что и первое позитивное состояние, а потом продолжайте с этапа 6. Техника разрушения "якорей" станет работать только тогда, когда позитивное состояние станет интенсивнее негативного. Не исключено, что Вам нужно будет накапливать позитивные состояния на одном "якоре" для достижения этого.
Основоположники NLP подчеркивали, что оно родилось в том числе и из техник латиноамериканской магии, только поднявшихся на научный уровень. Поэтому не удивительно, что упражнения и практика по "якорной" технике очень смахивают на действия колдунов. Вы что-то извлекаете из памяти человека, подменяете это чем-то другим и неизменно добиваетесь результата.
Если же Вам стала известна внутренняя стратегия партнера при решении какого-нибудь вопроса, то использование "якорной" техники может стать особо эффективным. Выше Вы уже читали о необходимости выработки автоматической наблюдательности за глазодвигательными стереотипами. Сейчас это пригодится уже в "боевом режиме". Предположим, что Вы хотели бы, чтобы кто-то из сослуживцев перестал лениться. Как это сделать на уровне подсознания? Спросите его: "Ты когда-нибудь хотел поработать, у тебя были приливы трудолюбия?" После естественной паузы он ответит: "Да, конечно", а Вы в этот момент дотрагиваетесь, например, до его правого предплечья. Затем спрашиваете: "А каким образом ты понимаешь, что хочется поработать?" (когда мимика и дыхание покажут, что человек действительно представил себе это, Вы вновь прикасаетесь к его правому предплечью). Коллега ответит что-то вроде: "Да у меня просто появляется такое ощущение..." Но в первую очередь нужно обратить внимание на невербальный ответ - на движение зрачков. Именно это укажет на внутреннюю стратегию формирования трудолюбия. Обычно такие ответы более информативны. Например, зрачки человека могут сделать движение влево по горизонтали, а затем - вправо вниз (мы, разумеется, видим это как вправо от нас по горизонтали + влево вниз). Стало быть, истинная стратегия выработки трудолюбия у него - "слышу > чувствую". Исследование закончено, начинается воздействие. Теперь Вы можете "возвратить" партнеру и его стратегию, и "якорь": "А вот когда я разговариваю с тобой, ты можешь ощутить желание поработать?" (повторяете прикосновение к правому предплечью). Если Вы правильно определили внутреннюю стратегию и ведете себя естественно, то человек ответит Вам согласием. Но лучше проконтролировать качество своего воздействия. Спустя какое-то время можете спросить: "Слушай, ты можешь реально почувствовать, как важно сделать <...>?" (повторяете прикосновение к правому предплечью).
Для того чтобы "якоря" вызывали реакцию, ради которой их поставили, необходимо выполнять несколько условий:
1. "Якорь" не должен осознаваться объектом.
2. "Якорь" должен быть поставлен на высоте переживания.
3. Рефлектативную реакцию следует по возможности несколько раз закрепить.
4. Применяемый "якорь" должен быть воспроизведен максимально точно.
5. Хорошо работают кинестетические "якоря" - прикосновения обязательно воспринимаются подсознанием. Но лучшим и наиболее надежным является комплексный раздражитель, использующий несколько органов чувств одновременно.
Есть и другие факторы, но эти - основные.
"Якорные" техники можно эффективно использовать и при повторном наведении трансовых состояний. Многие наведения, которые Вы выполняете, могут включать применение "якорей". Когда Вы помогаете партнеру достигнуть предыдущего переживания транса, то используете "якоря", уже "зацепившие" его в этом переживании. Когда Вы просите партнера принять то же положение тела, что при переживании транса, слушать голос гипнотизера или делать еще что-нибудь, связанное с трансом, то используете естественно возникшие "якоря".
Разберем, как можно применить "якоря" для повторного переживания человеком состояния транса. Для этого надо разбить переживание транса на зрительные, слуховые и кинестетические компоненты.
Выясните, видит ли объект в трансе внутренние образы, и если видит, то зацепите "якорем" его состояние.
Далее перейдите к ощущениям: "Что Вы ощущаете?". Когда человек явно продемонстрирует свои ощущения, зацепите "якорем" это состояние.
Затем можете спросить его, воспринимает ли он Ваш голос, и как этот голос звучит, ведет ли он в состоянии транса какой-нибудь внутренний диалог, слышит ли какие-то звуки. Поставьте "якорь".
Таким образом можно зацепить "якорем" (или различными "якорями") все составляющие транса. Затем, чтобы напомнить человеку, что собой представляет транс, можете задействовать все "якоря" сразу.
Кроме того, если объект уже находится в трансе, Вы можете установить "якоря" именно в этот момент. Это позволит в будущем быстро вызвать этот транс.
С "якорями" связан также способ наведения транса при помощи сигналов повторного наведения. При наведении транса у гипнооператора практически всегда меняются тон голоса, стиль жестов, положение тела, мимика. Таким образом, у объекта одно поведение гипнооператора подсознательно ассоциируется с трансовым состоянием, а другое - с нормальным, обыкновенным. Это ведь само по себе - "якорь". Поэтому, если Вы уже наводили на кого-то транс, то легко сможете навести его на этого человека снова. Для этого нужно лишь начать Ваше "трансовое" поведение. Оно послужит человеку подсознательным сигналом для перехода в транс.
Те, чья работа заключается в контактах с людьми, очень часто именно так применяют "якоря", несмотря на то, что ничего о них не знают. Взять хотя бы тех же священнослужителей любых конфессий. Если Вам представится случай, понаблюдайте за ними. Они обычно начинают свои проповеди довольно громко, а чуть позже вдруг произносят что-то вроде: "А сейчас, будьте добры, остановитесь и (уже мягким голосом) закройте глаза..." Интонации и громкость голоса проповедника в этот момент полностью меняются, и слушатели, закрыв глаза, демонстрируют поведение, неотличимое от естественных трансовых состояний. Таким способом служители веры объединяют один тон и громкость голоса со своей обычной речью, а другой - с трансовым состоянием, обычно называемым ими молитвой. Они тщательно учатся так использовать свой голос, чтобы, разделяя сознание и подсознание, очень быстро наводить транс на свою аудиторию.
И, наоборот, если Вы, заметив, что человек переходит в измененное состояние, плавно поменяете тон своего голоса, то такая интонация автоматически станет "якорем" этого измененного состояния. Человек останется в нем до тех пор, покуда Вы будете сохранять этот измененный тон.
Есть и еще один вид "якорей", предназначенных для наведения транса. Его применение напомнит Вам технику вставленных маркированных сообщений (или технику рассеивания). При наведении транса это называется "Аналоговыми метками". Беседуя с человеком, несловесно отмечают слова, передающие (транслирующие) состояние транса, например: расслабиться, уютно, задуматься, сосредоточиться. Как и многие другие, эти слова связаны в подсознании с вполне определенными переживаниями. Произнося их, акцентируют внимание интонацией, мимикой, какими-то жестами или же прикосновениями.
Таким образом, эти отмеченные слова будут играть роль самостоятельной информации внутри обычной беседы. Когда Вы задействуете метку, то пробудите и ассоциацию с соответствующим словом, а следовательно, и с тем, что оно означает. Подсознанию останется лишь отреагировать соответствующим образом.
> Прием "Рефрейминг". Трансформация смысла
Красиво можно снять даже содержимое унитаза.
Фольклор работников кино и ТВ
Техники рефрейминга при употреблении в повседневной речи наверняка будут свидетельствовать об изысканности и дипломатичности Вашего мышления. Но еще большую ценность Вы откроете, начав применять их при использовании трансовых состояний, когда необходимо изменить поведение человека или его отношение к чему-нибудь.
Английское слово "рефрейминг" дословно можно перевести как "перемена рамы у картины" или "перемена картины в той же раме". Рефрейминг означает поиск иного смысла или толкования, способность увидеть явление в другом свете. По своей сути рефрейминг - это иная версия действительности.
Термином "рефрейминг" обозначают изменение эмоционального отношения к предмету, событию или какой-то проблеме. Рефрейминг происходит, если меняется словесное оформление этого. Сущность предмета, события или проблемы при этом остается прежней. В англоязычных странах часто можно услышать выражение: "Если не можешь изменить обстоятельства, измени свое к ним отношение".
Для прямой иллюстрации понятия рефрейминга можно показать, к примеру, изображение лица одного и того же человека в обрамлении церковной иконы, массивной "эрмитажной" рамы, как фото на Доске почета, на служебном удостоверении или в учетной карточке преступника.
Разве имеет сам по себе какой-то смысл проливной дождь? Это плохо, если он застал Вас в чистом поле без зонта; это скверно, если Вы и без того простужены; но это замечательно для будущего урожая, если была долгая засуха, и дважды хорошо, если этот урожай ждут там, где сушь особенно долгая.
Рефрейминг часто называют искусством
* изменения точки зрения,
* трактовки фактов,
* переформулирования.
Нехитрые приемы рефрейминга помогают избавиться от сдерживающих традиций мышления. Например, в конфликтных ситуациях даже однократное применение рефрейминга приносит куда больше пользы, чем самые красноречивые многочасовые доводы.
Образцов рефрейминга можно найти сколько угодно.
Разве был бы интересен рассказ или история, если бы их сюжет не развивался в непривычных условиях, не получал абсолютно нового содержания?
Народное творчество с пеленок дает маленькому человечку понимание возможностей любых изменений смысла. В сказках то, что казалось отталкивающим, насмешкой судьбы, злоключением, - становится благом. Утенок был гадким, а вырос - и превратился в прекрасного лебедя. Лягушка скинула шкуру и обратилась в красну девицу.
Если присмотреться, шаблоны создания большинства анекдотов похожи друг на друга. Описываются ситуации, события или явления, которые затем неожиданно помещаются в другие обстоятельства или же на них внезапно смотрят с другой точки зрения.
Рефрейминг находит большое применение в заговорах "народных целителей" (хотя сам термин им может быть и не знаком). Ведь что такое заговор? Не что иное, как метод наведения транса через искусственные, несуществующие и устаревшие слова, описанный выше. Дальнейшее же использование трансового состояния ведется в заговорах через образное трансформирование отношения человека к его проблеме. Например, необходимые деньги могут быть представлены в виде колосьев пшеницы, которые, чтобы купюры - "зерна" - появились, требуется только "полить" внушаемой уверенностью в себе.
Но, применяется ли рефрейминг без наведения транса или является составной частью любого другого трансового воздействия, его суть остается неизменной.
Существует два основных вида рефрейминга - рефреймиг контекста ("перемена рамы у картины") и рефрейминг содержания ("перемена картины в той же раме"). При этом под картинами подразумеваются факты, события, процессы, а под рамами - эмоции, которыми мы их сопровождаем, и критерии, по которым их оцениваем.
Рефрейминг содержания (смысла)
Его используют, если возникает проблема, описываемая формулой "Когда совершается "А", я ощущаю "Б"".
"А" - это событие, имеющее для человека негативный смысл.
"Б" - негативное отношение к этому событию.
Корень проблемы - в событии "А". Значит, у него нужно найти положительный смысл. Это автоматически повлияет на отношение к событию.
К примеру, от руководителей нередко можно услышать: "Когда мои подчиненные работают медленно, меня это бесит" (т.е. он ощущает раздражение). Изменим смысл медлительности подчиненных: "Это же замечательно: значит, они основательно подходят к работе и делают меньше ошибок". Такое толкование умиротворяет многих боссов.
Домохозяйка может расстроиться из-за того, что растаял холодец. Успокойте ее тем, что это блюдо в разогретом виде изумительно под кавказским названием "хаш".
Рефрейминг смысла полезно применять к заявлениям вроде: "Я начинаю сильно нервничать, когда вижу, что товар долго не продается"; "У меня опускаются руки, когда не хватает времени (я что-то не успеваю сделать)".
Чтобы рефреймировать эти проблемы, задайте себе вопросы: "Что еще это могло бы означать?", "Что позитивного в этом можно найти?", "В качестве чего еще можно представить это поведение?".
Политиком и дипломатом никогда не станет тот, кто не владеет искусством рефрейминга содержания. Судите сами. Одни и те же экономические показатели могут трактоваться и как образцы ухудшения уровня жизни, и как факты, демонстрирующие надежды на экономическое улучшение, - в зависимости от того, настроен докладчик проправительственно или же принадлежит к оппозиции.
Очень значимое место рефреймингу содержания отводится в рекламе и торговле. Любая реклама показывает, как можно мгновенно сменить смысл применения товара. Вы пользуетесь этим средством для мытья посуды - значит, можно позавидовать Вашему умению экономить. Пьете это пиво - это говорит о Вашей мужественности. Предпочитаете этот йогурт - заботитесь о своем здоровье.
Рефрейминг контекста
Любой тип поведения будет казаться уместным, естественным и нужным в подобающих условиях.
Появись Вы летом на лыжах в центре города, Вас немедленно задержат и направят на медицинское обследование; зимой же на горнолыжной трассе на Вас посмотрят как на "странного", если Вы будете без лыж.
Применение рефрейминга контекста помогает разрешать проблемы типа: "Кто-то чересчур (слишком, чрезмерно, излишне) "А"". Под "А" подразумевается некое отрицательное свойство.
Найти другой контекст поможет вопрос: "Когда, при каких обстоятельствах, с какой точки зрения это поведение (поступок, мышление) было бы положительным (уместным, полезным)?"
Ответив на такой вопрос, можно предложить новый взгляд на вещи, начав со слова "зато..."
Когда кто-то жалуется, что он слишком резок, вспыльчив, несдержан - можно ответить, что зато он отличается чистосердечностью и откровенностью.
Можно сетовать, что закончился дезодорант, но ведь зато теперь из пустого баллончика можно что-то смастерить для домашних нужд...
Немного изменив формулировку задаваемого себе вопроса ("Когда, при каких условиях это было бы смешным?"), мы можем получить совершенно другие (не менее полезные) результаты.
Наверняка Вы в детстве, сами того не осознавая, применяли рефрейминг контекста. Например, слыша какое-нибудь задевающее Вас замечание сверстника, как бы продолжали сказанную им фразу: "...- раздался голос из помойки". А в ответ на оскорбление (типа "Козел!") отвечали: "Приятно познакомиться. А меня зовут Вася!". Смех смехом, но эта методика очень эффективна для психологической самозащиты.
Кроме того, данный прием позволяет, подшучивая уже над собой, избавиться от многих комплексов и заморочек. У Вас кривые ноги? Зато в транспорте удобно, не упадешь - пошире их расставишь, и все, жизнь тут же становится проще. Народный юмор предлагает пример рефрейминга и для тех, у кого ситуация серьезнее:
Хорошо тому живется, у кого одна нога:
и мошонка меньше трется, и не надо сапога.
Излюбленным приемом юмористов рефрейминг контекста стал из-за своей способности переворачивать смысл самой короткой фразы:
Назвался груздем - лечись дальше.
Одна голова - хорошо, а две - мутация.
"Ну что мне в одной женщине,- мне нужен гарем", - сказал евнух.