<< Пред.           стр. 9 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

  Чтобы понять, как это действует, можете понаблюдать за бандитским давлением на порядочного человека. Вы сразу же заметите, что человек оцепенел (состояние психологического шока). Заметьте, насколько мимика, жесты и эмоции бандита соответствуют тому, что он говорит.
  В мирном разговоре неожиданное употребление мата заставляет собеседника пересмотреть свой стереотип представлений о Вас (для этого требуется время, и пока происходит "стирание старых файлов" о Вас и запись новых в "компьютере" человека, т.е. в мозгу, человек вынужден находиться в особом трансе, как раз и необходимом Вам для применения оперативного гипноза).
  Кроме описанных выше техник можете использовать бесконечное количество других, в том числе и созданных Вами. При этом Вы должны точно знать о наличии у объекта воздействия шаблона поведения, который Вы собираетесь разорвать. Да и то, что Вы собираетесь внушать, человеку должно быть понятно. Например, следует учитывать, что далеко не все знают, что такое транс. Это состояние не связано у них напрямую с этим словом. Поэтому, если Вы, прервав шаблон рукопожатия, дадите директиву: "Позвольте Вашей руке опускаться по мере того, как входите в глубокий транс!", то, скорее всего, попадете в глупую ситуацию. У неподготовленного человека само слово "транс" не запускает механизм входа в него - для этого требуются другие определения, обозначающие это состояние.
  Попробуйте поэкспериментировать с другими шаблонами. Задавшись целью, их нетрудно заметить в поведении окружающих.
  В ответ на стандартное: "Привет! Как дела?" обычно следует стереотипное: "Спасибо, нормально". И приветствующий, и отвечающий заранее настроены на этот ритуал и на такой ответ. Если же человек услышит любой другой ответ, произойдет замешательство. Если в такой момент действительно начать в деталях рассказывать, как идут дела, то можно быть уверенным в действенности суггестивных инструкций, включенных в этот рассказ.
  Еще один распространенный стереотип поведения - процесс прикуривания. Если разорвать этот шаблон на середине - например, внезапно отобрать сигарету - то сказанная в такой момент инструкция надежно застрянет в подсознании.
  Разрыв шаблонов можно использовать в любом игровом виде спорта. Вы замечаете, что всякий раз на Ваш определенный ход следует определенная реакция. Затем Вы можете разорвать этот шаблон и получить преимущество.
  Например, фехтовальщик в поединках с соперником несколько раз подряд использует какой-то шаблон движений саблей, на который у его противника вырабатывается стандартная реакция. Тогда фехтовальщик начинает выполнение своего (привычного для противника) шаблона, а затем прерывает его. Противник уже втянут в реакцию на привычное движение, и фехтовальщик этим пользуется для неожиданного нанесения удара. То же самое делают боксеры, хоккеисты, теннисисты. Они составляют шаблон, а затем разрывают его.
  Закон разрыва шаблонов имеет много применений. Эту реакцию вызывает все "неожиданное", в любой сфере жизни. Пока человек "задержан" тем, что Вы сделали нечто совершенно неуместное или неожиданное, у Вас в любых обстоятельствах есть время для внушения желательных для Вас реакций.
  Вы должны упражняться в этой технике, пока не добьетесь в себе ощущения силы личности и обязательности выполнения Ваших инструкций. Соблюдайте естественность своего поведения. При необходимости Вы можете защититься от "косых взглядов", сказав, что кто-то из Ваших знакомых делал "вот так". Когда Вы даете инструкцию, все Ваше поведение - словесное и несловесное - должно говорить о желательном поведении партнера как о само собой разумеющемся. Кроме того, важно следить за реакциями партнеров, при необходимости изменяя свои действия.
 Как создать собственную технику разрыва шаблона
  Представьте внутренний мир будущего объекта воздействия: о чем он обычно думает, чего может опасаться, как он представляет себе Вас? Проанализировав его внутренний мир, составьте набор действий или фраз, от которых он уж точно может войти в кратковременный ступор. Подбирая такие действия или фразы, старайтесь учесть максимально возможное количество нюансов. Например, Вы должны учитывать, что:
 * Исполнять действие или произносить фразу будете лично Вы, а не какой-то абстрактный человек (смысл и характер воздействия зависит и от личности воздействующего).
 * На улице прохожий может неожиданно что-то спросить у Вас или как-то иначе отвлечь внимание Ваше или Вашего собеседника.
 * Если действие или фраза будут применены Вами, когда собеседник захочет поменять положение тела и будет в неустойчивом положении, то, выравнивая позу, он будет занят в первую очередь тем, чтобы не упасть, и Ваш "номер не пройдет".
 * Если человек что-то жует, а Вы вводите его в трансовое состояние, то он может поперхнуться и не войти в него или даже задохнуться.
 * Вы не сможете воздействовать подобным образом на человека, если во время произнесения Ваших слов он не слушает "активно", а что-то с интересом разглядывает или о чем-то постоянно и целенаправленно думает (трудно, к примеру, ввести в транс мошенника, т.к. он все время занят планом исполнения своей аферы в отношении Вас).
 * Существует множество отвлекающих событий, которые могут помешать Вам провести свое воздействие,- ветер, дождь, снег, звонок телефона, писк пейджера, стук в дверь, сигнал клаксона, крики посторонних людей, боли в желудке, сердце, тягостные мысли (если только что произошла трагедия в семье) и др.
 
 > Метод наведения транса "Путаница" ("Забалтывание")
 Люди запутываются в массе лишних слов.
 М.Горький
  Это метод можно рассматривать как вербальную разновидность метода разрыва шаблона. Смысл его в том, что наработанный поведенческий шаблон прерывается игрой слов или информацией, вносящей путаницу, замешательство в беседу. Это ведет к повышенной внушаемости, что можно использовать для быстрого наведения транса или же в качестве прямой инструкции. Применяя этот метод, также можно "перешагнуть" через необходимость предварительной подстройки, описанной в Базовом Алгоритме эриксонианского гипноза. Единственная сложность здесь в том, что нужно заранее хорошо обдумать содержание Вашей краткой инструкции, которую Вы дадите партнеру после того, как вызовете у него состояние замешательства. Но это уже тема раздела использования транса.
  Как же провести нужную директиву или навести транс через запутывание мыслей? Очень просто: заставьте "биокомпьютер" человека "зависнуть" не действием, как это было в разделе "Психологический шок", а запутанной лексикой, и, добившись замешательства, в течение 2-4 секунд выдавайте свое внушение - уверенно, быстро и решительно, не позволяя объекту опомниться и внести в свои мысли хоть какой-то логический порядок.
  "Забалтывание" чаще всего производится сообщением информации, далекой от текущей ситуации ("не в тему", "ни к селу, ни к городу") или использованием нелепиц, несуразностей, "глубокомысленной абракадабры".
  К примеру, занимается человек вместе с Вами работой с документами, а Вы возьми да скажи вдруг: "А ты знаешь, что ту зеленую машину все-таки отремонтировали?" Пока смущенный человек пытается разобраться, причем здесь машина, какая "та", отчего зеленая и что за ремонт имеется в виду, протяните ему ту часть документации, которую Вам хотелось бы доверить ему, и молча продолжайте свою работу или выйдите из комнаты.
  А пассаж типа: "Откуда я знаю, получится или не получится, а вообще говоря, какая разница. Ведь понятно - получится или не получится, и в конечном счете все равно, болтай - не болтай, что-то непременно получится, даже если и не получится. Ты ведь легко понимаешь все это и готов меня поддержать" - надежно запутывает, сбивает с толку и приводит человека к желанию и необходимости получить хоть какую-то информацию, которую можно легко воспринять ("спасительная соломинка"). В таком состоянии человек готов схватиться за первое четко выраженное, легко понимаемое сообщение, предлагаемое ему. Это могут быть прямые указания что-то сделать или непрямые команды войти в более глубокое трансовое состояние.
  Легче всего при таком состоянии "зависания" компьютера дать человеку четкую, простую и ясную команду, например: "Конечно, тебе удобнее (выгоднее, проще)...".
  При забалтывании Вы должны говорить искренне, сосредоточенно и серьезно. Интонация должна выражать Вашу уверенность в том, что собеседник все понимает. Кроме того, чем более быстрый мыслительный процесс у собеседника, тем более свободным должен быть поток Вашей речи.
 Упражнение
  Давайте определимся сразу, что использование метода путаницы - весьма творческий процесс. Чтобы грамотно и надежно "заморочить голову", требуется хорошая предварительная подготовка. Помните, как говорил Андре Моруа про импровизации: "Все дневные импровизации я готовлю, бреясь утром перед зеркалом".
  Попытайтесь теоретически "отыграть" ситуации, в которых Вы могли бы заставить зависнуть "биокомпьютер" человека, запишите неопределенные фразы, "отшлифуйте" их. При применении помните: такие опыты не должны наносить ущерб человеку. Вот некоторые темы для таких упражнений: побудить человека начать чистить картошку, выйти из комнаты, погладить брюки, нарисовать что-то на бумаге...
  Отработайте применение данного метода в быту, например, во время похода на рынок. Подумайте, что нужно сказать продавцу "не в тему" его обычных в данной ситуации мыслей, чтобы следующая фраза: "Продайте подешевле!" - сработала бы как внушение. Следует учитывать, что произносимая фраза не должна быть бесконечно далекой от текущей ситуации, дабы продавец не мог сразу, мгновенно решить, что перед ним сумасшедший, которого нужно просто прогнать.
  Следующий этап тренировок: последовательными, продуманными наборами ("пакетами") таких фраз, используемыми один за другим, углубить состояние транса у объекта. На этом этапе Вы должны быть еще более осторожны в применении данной методики. Старайтесь выбирать объекты с нормальной психикой, дабы не довести, к примеру, слишком уж неуравновешенного человека до нервного срыва: крика, визга, нервного смеха, брани, потасовки (непроизвольная реакция истеричного человека на такой непонятный мощный раздражитель).
 > Метод наведения транса через искусственные и несуществующие слова
 Всякий слышит лишь то, что понимает.
 Плавт Тит Макций
  Данная методика скрытого гипноза использует т. н. "ловушки для сознания".
  Сознание очень рационально и любопытно. Склонностью сознания понять неясное, стремлением "разложить все по полочкам" можно воспользоваться, чтобы отвлечь его и таким образом выйти на контакт с подсознанием.
  Речь как определенное, привычное сочетание звуков тоже является своего рода шаблоном. Когда этот шаблон нарушается - например, в речи встречается некий нелогичный, непонятный или бессмысленный фрагмент (с формальными признаками речи и словообразования), сознание останавливается, отвлекается на выяснение смысла услышанного.
  Каждый раз, когда это происходит, оставшиеся понятные слова сознание обрабатывать не успевает, и они воспринимаются напрямую подсознанием. И чем больше у сознания возникает "почему", тем сильнее уход в измененное состояние.
  При такой "загрузке бреднями" может быть много вариантов. Непонятными для человека могут быть слова из другого языка, новые для слушателя термины (используются в "ученых беседах"), неологизмы, устаревшие и потому непонятные слова - архаизмы (применяются в знахарских молитвах и заговорах). Но, кстати, такой же эффект (спонтанное погружение в транс) даст многократное повторение одного и того же понятного слова: при многократном повторении слово теряет логический смысл и закрепляется в подсознании, усиливая эффект внушения. Этот прием называется персеверация, и наиболее употребим он в:
 * заговорах (это легко отследить в речи целителей);
 * рекламе (все замечали, насколько часто повторяется реклама; расслабляя внутреннюю защиту, она управляет нашим поведением);
 * бесконечном чтении молитв и медитативных текстов в различного рода религиозных образованиях (взять те же кришнаитские мантры: структура языка санскрит - одна из самых подходящих для кодирования и наведения транса). Если учесть, что руководители сект добиваются, чтобы тексты молитв постоянно вертелись в голове у верующих, становится понятным, почему секты очень трудно покинуть.
  Вариант использования непонятных словосочетаний, а не слов для неосознаваемого внушения основного смысла можно найти и на эстраде, например, в текстах песен групп "Аквариум" или "Мумий-Тролль".
  В знахарских молитвах и заговорах очень много устаревших слов, воспринимаемых клиентом знахаря как непонятные. Здесь используется синтез персеверации и непонятных слов. Речевое воздействие в них идет по трем вариантам: скороговорка (лучше - шепотом, для удержания внимания), монотонное чтение без интонаций, волнообразная речь.
 Пример классического заговора "от всех болезней":
 "Стану я Раб Божий (имя), благословясь, пойду, перекрестясь, из комнаты коридорами, из избы дверями, из двора воротами, на широкую улицу, в чисто поле, погляжу на подвосточную сторону, к морю, океану, в море-океане лежит алатырь камень, на том камне алатыре стоит дом, у дома стоит мерзлое дерево. К тому дереву не льнут ни уроки, ни прироки, ни притчи, ни призоры, ни ветряны переломы, ни лихая дума, так бы к Рабу Божьему (имя) не льнули бы ни уроки, ни прироки, ни притчи, ни призоры, ни ветряны переломы, ни лихая дума. Лежит река огненная, через огненную реку калиновый мост, по тому калинову мосту идет стар матер человек; несет в руках золотое блюдечко, серебряно перышко, мажет у Раба (имя) 77 жил, 77 костей, 77 суставов, забавляет с Раба (имя) 77 болезней. Не боли и не ломи, и не отрыгивай, и не откидывай, ни на конце, ни на ветке никогда. И зоря-зорица, поди к Рабу Божьему (имя), унеси у Раба Божьего (имя) все притчи, и призоры, и ветряны переломы из белого тела, из ретивого сердца, из буйной головы, из ясных очей, из черных бровей за синие моря, за темные леса, за высокие горы. Там-таки есть злые люди - и сожгут, и спалят. Век по веку, отныне до веку. Аминь".
  Зная принципы компоновки заговоров, их можно "печь", как блины. Постарайтесь самостоятельно разобрать приведенный выше пример на составные части. Как бы они работали, применяй их Вы?
 Упражнение
  Попытайтесь создать какие-нибудь неологизмы: например, образовать глагольные формы от существительных.
  Достаньте с полки или возьмите в библиотеке словари устаревших слов и какой-нибудь словарь специфических терминов, например, словарь маркшейдера или спелеолога. Самостоятельно составьте какой-нибудь заговор, а затем какой-нибудь заумный научный разговор, включающий прямые внушения, которых нет в приведенном выше заговоре. Вот, например, темы для начальных "тренировочных" заговоров: "На богатство", "На удачу", "На безопасную и спокойную продажу товара", "На хорошую память", "На крупные сделки".
  Темы для первых "заумных" разговоров - истории для наведения транса: о блужданиях в пещерах или о плутаниях в горных выработках. Попробуйте формировать логичные выражения, но так, чтобы смысл их "отвлекающей части" постигался с трудом, а завершающие фразу слова содержали бы в себе внушение нужного состояния (или директивы). Например:
 В наш век научно-технического прогресса и достижений некоторые пессимистически настроенные индивидуумы катастрофически мистифицируют абстракцию, при этом не каждый респектабельный фактор не может не опровергать теорию парадоксальных иллюзий. Поэтому гораздо удобнее потратить эти деньги на <...>
 Адресная, минующая основное состояние сознания и аналитико-верификационные мозговые механизмы коры левого полушария, полная преддоминантная готовность всех структур мозга, включая глубинные, к конкретному целевому психофизиологическому реагированию - это не что иное, как простая вера в человека, сидящего перед Вами, приводящая к необходимости заключения договора...
  Постарайтесь избегать избитых оборотов, не способных сегодня вызвать ничего, кроме улыбки, вроде общеизвестного:
 С точки зрения банальной эрудиции не всякий двоякомыслящий индивидуум способен игнорировать тенденции утопических абстракций.
 > Алгоритм метода наведения транса "Сенсорная перегрузка"
  Эта методика быстрого наведения транса связана с некоторыми особенностями восприятия информации. Каждый человек может усваивать поступающую информацию с определенной скоростью, может сознательно удержать в кратковременной памяти определенный объем информации. Если эту скорость превысить, то сознание не успевает обработать новые сведения, и они идут в подсознание, т. к. только в трансе мозг способен усваивать без ограничений любой объем информации. Поэтому если мозг информационно перегружать, то он автоматически изменяет свое состояние на трансовое. Таким образом, можно быстро навести трансовое состояние и выйти на контакт с подсознанием через информационную перегрузку сознания. Классическая подстройка и синхронизация бессознательных процессов гипнооператора по отношению к объекту здесь может и не понадобиться.
  Еще в конце 50-х годов ХХ в. Джордж Мимер обобщил результаты долгого и обширного изучения восприятия человека и животных в своей классической работе "Магическое число 7 ? 2". Человек способен сознательно держать в поле своего внимания совсем немного мыслей: около семи "кусков" информации в одно время. За пределами этого числа он испытывает перегрузку и начинает делать ошибки, т. е., если скорость обработки информации весьма индивидуальна, то объем кратковременной памяти в среднем одинаков у всех людей и соответствует 7 (? 2) единицам информации, поэтому:
 * Смысл фраз, составленных более чем из 7 слов, сознание воспринимает с трудом, а более, чем из 13 слов - обычно просто не воспринимает.
 * Речь человек может полностью понимать лишь при скорости, не превышающей 2,5 слова в секунду.
 * Фраза, произносимая без паузы дольше 5-6 секунд, перестает осознаваться.
  Например, если Вам предлагается запомнить последовательность из семи чисел, то Вы, наверное, сможете без особого труда удержать ее в памяти. Но вот если Вы попытаетесь правильно запомнить последовательность уже из девяти чисел, то это будет гораздо труднее, и начнутся ошибки. Всякое число - это определенный объем, "кусок" информации. Для запоминания больших чисел можно пойти на хитрость. Например, если разбить те же девять цифр на три группы, по три цифры в каждой, то будет гораздо легче запомнить все девять чисел. Можно сгруппировать информацию в большие блоки, "куски", и тогда можно удержать в памяти те же 7 ? 2 кусков. Вы можете сознательно держать в поле внимания семь разных конфеток, семь различных пакетиков конфет, семь неодинаковых ящиков с конфетами, семь разнотипных контейнеров с конфетными ящиками или семь различных вагонов с этой сладкой продукцией.
  Как много информации Вы можете удержать, зависит от величины кусков, на которые Вы ее делите. При этом обязательно уменьшается подробность информации. Знать все "сладкие" вагоны не значит знать все конфетки. Как бы ни выбрали размеры кусков, Вы сознательно удерживаете 7 ? 2 куска информации. Все, выходящее за эти пределы, сознанием рассматривается как "масса", относится к перегрузке и обрабатывается бессознательно. Всякий раз, когда сознательная обработка перегружается, Вы можете передать информацию прямо в подсознание, и человек будет реагировать на эту информацию. Один из самых простых и эффективных способов перегрузить внимание человека - вынудить его обратить внимание на сложное внутреннее переживание.
  Вот один из вариантов поведения гипнотерапевта, рассказанный основоположником NLP Р.Бендлером: "Я беру Джекса за руку и хочу его перегрузить. Я говорю ему: "Все, что от Вас требуется, это сидеть с полным удобством на этом стуле. Сейчас я буду касаться по очереди всех ваших пальцев, называя их один за другим. Ваше дело - всего лишь проверять, правильно я их называю или нет".
  Затем я начинаю касаться пальцев и называть их: "Указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец, большой палец. Средний палец, указательный палец, безымянный палец, большой палец" (он касается мизинца).
  Каждый раз, когда я "ошибаюсь", он делает то же, что сделал сейчас: у него расширяются зрачки и задерживается дыхание. Ему требуется некоторое время для вычисления. Чтобы решить, что я "ошибся", ему потребуется больше времени, чем в тех случаях, когда я не "ошибаюсь".
  Продолжая это, я буду делать все больше таких "ошибок". Скоро он будет перегружен сложностью своей задачи и, защищаясь, начнет переходить в глубокий транс. В этот момент я скажу: "Когда я коснусь сейчас Вашего безымянного пальца, причем я коснусь другого пальца, Вы почувствуете себя более расслабленно". Затем, продолжая перегружать его, я начну вводить добавочные внушения о нужных мне конкретных наблюдаемых реакциях, свидетельствующих о переходе в транс.
  Я посылаю человеку сигналы одновременно по всем трем каналам и требую, чтобы он проверял, соответствует ли слуховой сигнал зрительному или кинестетическому. Скоро он сдастся и покажет своим поведением, по существу, следующее: "Хорошо, скажите мне, что я должен делать". Время для прямой директивы наступило".
  Можно перегрузить кинестетику бессистемным касанием и в ходе обычной "игровой" беседы (если, конечно, она допустима в конкретном случае). Человек не знает, к какому участку тела Вы собираетесь прикоснуться, потому что Вы прикасаетесь каждый раз к разным участкам, а иногда повторяете касание в одной точке тела. И в те моменты, когда сознание объекта отвлечено (занято вопросом, к какой точке тела Вы прикоснетесь в следующий раз, и что все это значит), Вы даете прямые инструкции о вхождении в транс.
  Очень легко давать прямые инструкции в подсознание, когда сознание заужено, например, разговором по телефону или информацией на экране монитора: достаточно еще немного перегрузить мозг человека "фразами под руку" и тут же выдать директиву.
  Есть и вариант делового общения для тех, кто может позволить себе работать в паре - "Двойное наведение". Здесь перегрузку сознания человека создают два человека. Суть приема проста: к партнеру с двух сторон подходят два человека и говорят с ним одновременно (один - в правое ухо, другой - в левое). Перегрузка получается очень быстро и дает очень сильную реакцию. Кстати, именно так часто и "работают" цыганки (та, что находится справа от объекта воздействия, перегружает своей болтовней сознание, а та, что слева, говорит то, что предназначено для подсознания).
  Описания людей, которые раньше испытали на себе двойное наведение, говорят об ощущении расколотого до середины тела. Человек в это время принимает образы и слова, обращая главное внимание на кинестетические ощущения. У него двойной слуховой сигнал в самом деле вызывает ощущение кинестетического расщепления. Различие между этими кинестетическими представлениями наиболее выражено близ средней линии тела, что и приводит к переживанию расщепления или разделения. В таком состоянии человек выполнит любое указание, лишь бы избавиться от внутреннего хаоса.
  Вместо того, чтобы перегружать все системы представления, Вы можете дать ему такое сложное задание для одной или двух систем, чтобы оно заняло все 7 ? 2 куска его сознательного внимания. Это тоже относится к способам манипулирования человеком: перегружаются его входные каналы, тем самым ослабляя его способность что-либо понимать сознательно.
  Метод информационной перегрузки широко применяется телевидением и другими средствами массовой информации. Любим он и политтехнологами. Например, в 1995 г. в России на выборах в Госдуму сложилась ситуация, когда коммунисты должны были получить 70-80% голосов. Выполняющие заказ действующего правительства имиджмейкерская фирма "Никколо М" и группа специалистов по предвыборным технологиям из США применили метод информационной перегрузки. Было искусственно создано более 40 политических партий, ведущих колоссальную информационную войну. Коммунисты просто "растворились" в таком их количестве. Пропаганда и контрпропаганда велась такая, что в результате информационной перегрузки избиратели находились в состоянии замешательства. За несколько дней до выборов был применен дополнительно метод фантазий и представлений ("Что будет, если победят коммунисты?"), благодаря чему был создан "рычаг". Избирателю сам собой напрашивался вывод: голосовать надо за кого угодно, только не за коммунистов. Это и позволило сохранить интересы власть предержащих.
  Объединяет методы рычажного наведения, "разрыв шаблонов" и "перегрузка" - то, что все они позволяют быстро сломать текущее состояние сознания человека и заменить его состоянием, более податливым к внушению. Как только устроена перегрузка или разрыв шаблона, Вы просто более повелительно связываете текущую ситуацию с тем, что хотите вызвать: "И когда все это происходит, глаза сами собой слипаются и начинают закрываться, и во всем теле возникает ощущение глубокой расслабленности". Развив транс до нужной глубины, можно начать использовать это состояние для внушения нужных установок.
 Таким образом, для наведения транса доступны следующие техники:
 1. Словесная (вербальная) модальная подстройка и ведение.
 2. Несловесная (невербальная) подстройка и ведение.
 3. Рассказ историй, описывающих состояние транса, в том числе методом описания разносенсорных ситуаций.
 4. Побуждение человека через использование слов, возвращающих объект в прошлое - к воспоминаниям, вызывающим нужный гипнооператору эмоциональный фон.
 5. "Перекрывание реальностей".
 6. "Внушенные галлюцинации".
 7. "Психологический шок. Техника разрыва шаблона".
 8. "Путаница" ("Забалтывание").
 9. "Через искусственные и несуществующие слова".
 10. "Сенсорная перегрузка".
  Итак, предположим, мы знаем, что можно навести транс при помощи основных и/или дополнительных шаблонов поведения гипнооператора. Что с полученным состоянием делать дальше?
 
 
 8) РАЗДЕЛЕНИЕ И СВЯЗЬ СОЗНАНИЯ И ПОДСОЗНАНИЯ
 "В огороде бузина, а в Киеве дядька" - это абсурд. Но если "Бузина в огороде ввиду того, что дядька проживает в Киеве" - это уже гипноз.
 А.Котлячков, С.Горин
  После того как у объекта зафиксировано внимание на внутренних переживаниях и он входит в устойчивый транс, необходимо разделить и связать сознание и бессознательное в объекте - для работы уже только с подсознанием.
  Трансовые техники, используемые NLP и эриксонианским гипнозом,- это ловушка для мозга. В норме мозг устроен так, что при сужении поля активного внимания, при заинтересованности, старается проконтролировать Ваши высказывания. Поэтому, если в одной фразе Вы свяжете уже зафиксированные Вами акценты на внешнем мире с переживаниями внутреннего мира объекта, он просто вынужден будет последовать (для контроля) за Вашей мыслью в свой внутренний опыт, что и приводит автоматически к изменению обычного состояния сознания на трансовое.
  Как это разделение сознания и подсознания происходит в реальности? Для этого используется следующая фразовая схема: "Ваше сознание делает одно, а подсознание - другое". Гипнооператору необходимо соединить в одной фразе четыре составляющих по следующим парам:
 * В первой половине своего высказывания гипнотизер соединяет слова, обозначающие сознание объекта (например, "рассудок", "сознание", "явно", "объективно", "думаете", "знаете", "видите", "слышите", "общепризнанно"...) и их синонимы, производные, с реальными переживаниями объекта, которые объект сам видит, испытывает или с которыми полностью согласен, например:
 Ваш рассудок занят некоторой мыслью...
 * Во второй половине своего высказывания гипнооператор связывает слова, обозначающие подсознание объекта ("подсознание", "бессознательное", "скрытое в глубине Вашего сознания", "в самых дальних уголках Вашей души", "ваше сердце", "неведомое Вам", "неосознаваемая область Вашего сознания", "неосознанное", "на заднем плане Вашего сознания", "интуиция", "чутье"...), с состояниями, углубляющими транс, например:
 ...Ваше подсознание начинает вспоминать картины далекого
 детства...школа...лицо первой учительницы...
  Как все это связать между собой в одной фразе? Техника этого мягкого разделения и связи сознательного и бессознательного заключается в применении уже упоминавшихся ранее логически связанных переходных слов, к которым относятся, например, словосочетания
 "А... и Б...";
 "А..., а в это время Б...";
 "в то время, как А... - то Б...";
 "в то время, когда А... - то Б...";
 "в то время, пока А... - то Б...";
 "А... тогда как Б...";
 "когда А... - то Б...";
 "прежде чем А... - Б...";
 "до того, как А... - Б...";
 "так как А... - то Б...";
 "если А... - то Б...";
 "по мере того, как А... - Б...";
 " А... потому что Б...";
 " А... , поэтому Б...";
 "А... вызывает Б...";
 "А... позволяет Б...";
 "А... но Вы знаете, что на самом деле Б...";
 "А... и одновременно Б...";
 "А... одновременно с Б...";
 "раз А..., то Б...";
 "поскольку А..., то Б...";
 "А..., ввиду того, что Б...";
 "А..., отчего и Б...";
 "А..., вследствие чего Б..." и т. д.,
  т. е. слова, подсказывающие наличие осмысленной временнoй или причинно-следственной связи между двумя утверждениями. Таким образом, присоединяя друг к другу эти четыре составляющих, Вы получаете два утверждения, соединенные в одну трансгенную логическую цепь.
  Но главное, Вы должны первую часть фразы произносить с одной интонацией, а другую, обращенную к подсознанию,- с другой. Это позволяет объекту неосознанно, без перерыва, двигаться от переживания внешних раздражителей к своим внутренним ощущениям и переживаниям.
 П р и м е р ы:
 * Вот сейчас Ваш рассудок занят какой-то мыслью, в то время как задний план Вашего сознания уже открывается более глубоким знаниям и мудрости.
 * Сейчас Ваше сознание прислушивается к тому, что я говорю, и Ваше подсознание может начинать свое путешествие в мир особенных переживаний.
 * В то время, как Вы спокойно отдыхаете и хорошо слышите мой голос, Ваше подсознание начинает вспоминать картины далекого детства...школа...лицо первой учительницы...
 * Ваш разум, возможно, хочет узнать, что произойдет дальше, по мере того как что-то скрытое в глубине Вашего сознания может начать вспоминать наиболее важное для Вас.
 * Вы в настоящий момент наверняка взвешиваете, насколько хороша эта вещь, и в то же время интуиция подсказывает Вам, что это то, что Вам нужно.
 * Вот сейчас Вы наверняка обдумываете, как наиболее выгодно съездить в турпоездку, и в то же время Ваше внутреннее чутье подсказывает, что это нужно сделать еще и грамотно, надежно, с помощью профессионалов.
 * Так как Вы хорошо слышите мой голос, то внутри себя можете ощутить, как постепенно тяжелеет Ваше тело.
 * Взвешивание всех преимуществ этого товара автоматически вызывает у Вас чувство спокойствия.
 * Вы меня все-таки хорошо понимаете, но ведь знаете, что на самом деле, где-то там внутри, Вы меня слушаете и понимаете еще лучше.
  Наверняка для достижения четко обозначенного результата, прежде чем переходить к дальнейшему этапу действий, этот речевой трюк придется проделать не один раз. Очень важно Вам в этот момент соблюдать естественность поведения, не переборщить, не насторожить объекта какой-либо навязчивостью или нелепой повторяемостью.
  Если достаточно долго тренироваться в техниках разделения и связи сознательного и подсознания, то станет возможным их применение не только как составных методов укрепления и углубления транса, но и как приемов быстрого наведения трансовых состояний.
  Значительная часть дела сделана. Дальнейший диалог Вы уже ведете с подсознанием.
 
 
 9) УКРЕПЛЕНИЕ И УГЛУБЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ТРАНСА
  Укрепление и углубление состояния транса достигается, в основном, использованием двух техник: "Внушение с отрицанием" и "Сообщение о признаках транса".
 Внушение с отрицанием
  Да, это снова уже знакомое Вам внушение с отрицанием. В данном случае эта техника снимает критичность объекта и ослабляет давление, которое оказывает на человека его желание регулировать свое поведение сознательно. Облегчение вхождения в транс достигается, например, следующими фразами: Не обязательно слушать мой голос; Не обязательно думать о чем-то определенном; Не обязательно испытывать желание узнать, что сейчас надо делать; Вы не должны делать ничего, только слушать мой голос и т.п.
 Сообщение о признаках транса
  Заузив сознание и зафиксировав внимание объекта на внутренних переживаниях, Вы можете продолжить вербальное ведение, например, рассказать объекту простую историю о внутренних переживаниях человека, который, например, опускается вниз, минуя новые и новые лестничные пролеты, или проходит сквозь полосу тумана, или проходит через дверь, с каждым шагом погружаясь все глубже и глубже в приятное, не похожее на обычное, состояние...
  Истории следует рассказывать, сообразуя тему с ситуацией, чтобы не вывести человека из транса и не испортить все. Затем в контексте истории следуют непрямые сообщения объекту о признаках транса, т. е. Вы констатируете наличие развивающегося состояния транса, что укрепляет и поддерживает его, а также делает Вас в глазах объекта проводником обратной связи. Вы говорите что-то вроде: "И в то в время, как я Вам все это говорю, у этого человека...", а далее констатируете наступление физиологических признаков состояния расслабления и наступления транса у объекта.
 Признаки транса:
 * расширение зрачков (как говорят цыгане, "влюбленные" или "коровьи" глаза);
 * фиксация взгляда;
 * закрытие глаз (но не всегда);
 * замедление мигательных движений;
 * замедление глотательных движений;
 * поза становится неподвижной;
 * мышцы тела слегка расслабляются;
 * дыхание замедляется, становится брюшным и более ритмичным;
 * снижается частота сердцебиений, пульса;
 * расслабляются мышцы лица, лицо разглаживается, в особенности щеки, лоб, губы;
 * меняется цвет лица (побледнение соответствует диссоциированному состоянию, покраснение - ассоциированному);
 * снижается реакция на внешние шумы;
 * запаздывающие моторные реакции;
 * появление спонтанных идеомоторных реакций, таких как подрагивание рук и век, легкое вздрагивание тела, губ.
  Каждое внутреннее переживание, которое Вы предлагаете объекту, он должен прочувствовать. Вы должны дать ему глубину эмоций и время (паузы) на это переживание. И только потом непрямо, словно продолжая рассказ, предложите закрыть глаза, например: "...И тогда этот мужчина просто закрывает глаза, успокаивается и расслабляется..." или: "...И когда закрываешь глаза, это ощущение становится особенно отчетливым..."
  Глубина гипнотического транса может быть различна: чем крепче он становится, тем меньше внешних впечатлений доходит до сознания объекта. При наиболее легкой форме гипноза перестают действовать хорошо огражденные внешние чувства: зрение, вкус, обоняние, может быть, мышечное чувство, между тем как слух и осязание еще сохраняют впечатлительность. При более глубоком трансе объект воспринимает только слуховые впечатления. Наконец, при сильном гипнозе является эффект "изолированного состояния", когда объект слышит только то, что говорит гипнооператор, весь остальной внешний мир для него не существует, так же как для спящего нормальным сном и видящего только сновидения.
 
 
 10) СОЗДАНИЕ УСТАНОВКИ НА ОБУЧЕНИЕ ИЛИ ЗАПОМИНАНИЕ
  Сейчас наверняка Вы задаете себе вопрос: "Что мне делать после того, как я ввел кого-нибудь в состояние устойчивого транса?" Вы привели сознание человека в состояние ожидания. Сознание человека не исчезло, но принципы, управляющие им, отключены. Когда Вы перевели человека в измененное состояние, то первое, что нужно сделать в этой ситуации,- создать установку на научение.
  Простейший способ использовать любое поведение заключается в том, чтобы дать объекту ряд свободных от конкретного содержания инструкций, суть которых сводится к следующим требованиям: "научись чему-либо", "запомни что-либо", "теперь изменись, стань другим". Такие инструкции называются процессуальными. Подобные директивы точно определяют процесс, который должен произойти в личности (например, изменение поведения или решение проблем), но не определяют конкретного содержания. Как должно происходить изменение, определяется точно, но остается неясным, что именно должно происходить. Человек должен сам наполнить изменения конкретным содержанием.
  М.Эриксон придавал самое большое значение активизации научения. Он иногда называл гипноз "пробуждением и использованием способности к неосознаваемому научению". Именно это отличает оперативный гипноз от грубых манипулятивных техник: здесь нет видимого давления на личность, человека просто научают новому для него и ставят перед очевидным выбором. Все это гораздо вернее приводит к нужным изменениям в психике человека.
  Установкой на обучение эффективнее всего может быть рассказ историй, в котором приводятся сравнения с неким процессом успешного обучения людей или запоминания ими чего-то.
  На бессознательное можно повлиять с помощью позитивной информации. В трансе реакциями и поведением большинства людей управляют их привычки, и поэтому человек охотно выполняет именно те команды, которые, по его мнению, ведут к положительной для него цели. "Обучающие истории" усиливают, дополняют и направляют это позитивное воздействие. Вот одна из схем для историй или метафор: "Люди могут учиться, люди чему-то постоянно научаются, и Вы тоже научитесь".
 П р и м е р:
 Безусловно, Вы не претендуете на то, чтобы считать себя крупным специалистом по компьютерам. И сейчас Вы постепенно осваиваете, возможно, новую для себя область - изучаете правила игры на этом рынке. Это похоже на то, как ребенок изучает буквы алфавита, затем составляет слова, потом предложения... И если Вы будете продолжать это, то обязательно повысите свой уровень знаний в этом вопросе...
  Можно детально, описать, например, ситуации, когда кто-то:
 * учится кататься на коньках...
 * учится завязывать шнурки ботинок...
 * учится работать на компьютере...
 * учится играть на гитаре...
 * находится первые дни в школе...
 Советы рассказчику
  Придавайте Вашему рассказу элементы легкой напряженности и юмора. Конечно, история не должна быть драмой. Избегайте выводов, подобных тем, что обычно бывают в конце басен. Вывод должен сделать сам слушатель. В лучшем случае скажите: "Вы можете сделать из этого важный вывод". Сторонитесь повествований о животных. Не делайте себя героем своих историй (в крайнем случае, для Вас сгодится роль невовлеченного свидетеля). Вставляйте в рассказ косвенные внушения, чтобы сделать его длиннее. Не делайте связи с текущей реальностью слишком очевидными, чтобы они не вызвали осознанные ассоциации. Рассказывая истории, используйте все три модальности (Вы видите, Вы слышите, Вы чувствуете).
  В процессе слушания человек склонен искать описываемые переживания героев истории в своей памяти. М.Эриксон использовал этот феномен для активизации самых различных психических процессов. Например, он не говорил человеку прямо, что ему нужно что-то забыть, а начинал рассказывать истории о забывчивых людях, не способных запомнить имя человека... забывавших дома то, что должны были взять с собой на работу... забывавших о встрече, которую сами же и назначили. Такие истории призваны активизировать психический механизм забывания. С помощью историй можно даже активизировать ресурсы, которыми человек до сих пор не пользовался. Например, история о бесстрашии может вызвать у слушателя ощущение собственного бесстрашия. Таким образом, есть четыре типа применения историй, используемых в эриксонианском гипнозе:
 * о естественно возникающих состояниях транса;
 * о научении посредством опыта;
 * о способностях (ресурсах), которые мы имеем и можем активизировать;
 * запускающие психический механизм забывания.
  Формулируя в процессе укрепления транса и создания установки на обучение процессуальные инструкции, Вы наверняка будете ловить себя на повторении выражения: "Так оно и должно быть" или что-то в этом роде. Что под этим подразумевается? Употребление этого выражения - один из незамысловатых способов усилить всякую замечаемую Вами реакцию. Например, если Вы формулируете установку на обучение и видите, что у объекта происходит внутренняя переработка информации, то произносите: "Так оно и должно быть", "Все правильно". Таким образом Вы даете ему указание еще более активизировать данный процесс. Аналогично Вы можете использовать фразы, сказанные самим собеседником, когда он размышляет о чем-то своем. Это также способствует укреплению транса: "Верно, Ваши мысли где-то далеко, и когда Вы думаете о..." Это позволяет осуществлять подстройку к любому переживанию, усилить его, не описывая специально желательные реакции.
 
 
 11) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТРАНСА. ВВОД В ПОДСОЗНАНИЕ ДИРЕКТИВ
  При использовании транса важно помнить об очень важной вещи. Когда человек работает с подсознанием другого человека, строя альтернативные реальности, то обязан делать это тщательно, совершенно досконально знать свой предмет. Вы должны быть честны перед собой, отдавая отчет о своих намерениях. Если изначально были поставлены не взаимовыгодные цели, то любой Ваш успех в манипулировании обречен на неудачу с точки зрения перспективы долговременных взаимоотношений. Помните о том, что гипноз - это инструмент, примерно, как отвертка или гаечный ключ. Механик, открыв капот автомашины, знает, что именно, как и зачем ему надо с помощью ключей заменить и отрегулировать. Помните не только о наведении транса, но и о его целевом использовании. Мудрость применения гипноза выявляется в ответе на простой вопрос: составляющей какого результата он является? Грамотное поведение гипнооператора состоит в том, что он выражает соучастие к собеседнику и уважение к его внутреннему миру, независимо от того, кто перед ним и что конкретно нужно изменить в поведении этого человека.
  Все достижения человечества первоначально возникали у кого-то в мыслях. Несколько слов, сказанных вовремя, могут совершенно преобразить жизнь человека. В физике есть примечательная метафора, известная как "эффект бабочки". Теоретически взмах крыльев насекомого вполне может изменить погоду на другой стороне земного шара, если совершит возмущение воздуха в нужный момент в критическом месте. В сложной системе небольшое изменение может породить огромный эффект.
  В этом мире все взаимосвязано, и изменяется организованно, а не по частям. Где именно то место, в котором бабочка должна взмахнуть своим крылышком? На что именно оказать влияние словом, чтобы вызвать нужные изменения в психике? Наилучшая точка вмешательства, научения и изменения личности может находиться на различных нейрологических уровнях. Их часто представляют в виде пирамиды из шести этажей. Их совокупность образует четкую логичную иерархию:
 6-й "этаж"
 Духовность (миссия, сверхцель, предназначение)
  Это самый глубокий уровень, на котором мы рассматриваем и решаем важные философские вопросы. В чем причина и цель существования? Зачем мы здесь? Каковы наши идеалы? Духовный уровень управляет нашей жизнью и формирует ее, является фундаментом нашего существования. Любое изменение на этом уровне оказывает сильное воздействие на все остальные уровни. В некотором смысле он содержит все, чем мы являемся или что делаем, и все-таки не сводится ни к одной из этих вещей.
  Проявление этого логического уровня в языке: "Цель жизни - в самой жизни", "Я должен стать великим (уважаемым, добрым, влиятельным) человеком", "Назначение человека - развивать в себе человечность в предлагаемых обстоятельствах". Данный уровень отражает также философия социотипов, приведенная выше.
 5-й "этаж"
 Личностное своеобразие (идентичность)
  Это базисное ощущение человеком самого себя, его центральные ценности в жизни.
  Проявление этого логического уровня в языке: "Я честный человек", "Я глава семьи", "Я наркоман", "Я - мастер в своем деле", "Я - песчинка на берегу времени".
 4-й "этаж"
 Убеждения и ценности
  Различные идеи, которые мы считаем верными и используем в качестве основы для повседневных действий. Убеждения могут быть как побуждающими, так и ограничивающими.
  Проявление этого логического уровня в языке: "Важно постоянно совершенствовать и углублять свои знания", "Даунтайм и транс - естественные потребности человека", "Ты не хочешь с нами выпить - значит, ты нас не уважаешь", "На рекламе, врачах и адвокатах не экономят".
  3-й "этаж"
  Способности
  Существуют группы или наборы поведений, общих умений и стратегий, которые мы используем в своей жизни.
  Проявление этого логического уровня в языке: "У меня хорошая память", "Я долго не пьянею", "Я хорошо анализирую".
  2-й "этаж"
  Поведение
  Это выполняемые нами специфические действия, не относящиеся к способностям.
  Проявление этого логического уровня в языке: "Я внимательно читал книгу, затем обдумывал прочитанное и приступил к отработке полученных знаний на практике".
 1-й "этаж"
 Окружение (окружающая среда)
  Все то, на что мы реагируем, наше окружение, а также другие люди, с которыми мы встречаемся.
  Проявление этого логического уровня в языке: "На пикнике в великолепном дубовом лесу у озера были близкие друзья, отличная погода и вкуснейший шашлык".
  Каждый нейрологический уровень формирует информацию для нижнего уровня. Эту схему часто сравнивают с каскадами водопада: вода с верхних уступов течет вниз, на нижние. Редактирование установок на низшем уровне может (хотя и не обязательно) сказаться на высших уровнях, но вот перемены на высших уровнях неизменно порождают соответственные изменения на низших.
  Рассмотрим варианты смешения логических уровней в речи:
 1. Новое поколение выбирает "Пепси".
 2. Ты что, не мужчина - кран починить не можешь?
 3. Ответственные люди обычно приходят вовремя.
  В приведенных выше примерах личностное своеобразие напрямую связывается с окружением (пример 1), поведением (примеры 2 и 3). Информация с промежуточных уровней (убеждений, ценностей, способностей) здесь пропускается. Вместо того, чтобы описывать каждый уровень отдельно, Вы даете человеку информацию с самого верхнего, а наличие остальных подразумевается.
  Когда Вы хотите изменить других, то необходимо собрать и "разложить по этажам" всю информацию по проблеме. Это позволит определить, на каком уровне необходимо провести воздействие. Например, если Ваш начальник не хочет заказывать новое программное обеспечение (уровень окружения - 1), то проблемой может быть то, что он привык работать на старом (уровень поведения - 2). Но Вам известно, что он гордится тем, что вывел производство в прибыльное, и теперь считает себя крупным спецом в своей отрасли (личностное своеобразие - 5). Необходимо подстроиться под уровень 5 и произвести ведение по уровню 1. Вот варианты такого смешения уровней:
  Честолюбивые люди стремятся работать на
  современных программах.
  Если Вы настоящий хозяйственник, то безусловно
  разбираетесь в современных программах...
  Я знаю, что большинство деловых людей тщательно следят за
  рынком современных программ...
  Обычно люди легко "заглатывают" смешение нейрологических уровней, т.к. структуру речи (две различные части предложения) трудно осознать за сутью произносимой фразы.
  Чаще всего можно найти решение вопроса, не добираясь до высоких духовных категорий. Конструируя конкретные фразы, учитывайте, что у любого человека есть внутренние причины, которые поддерживают и делают более привычным (или привлекательным) именно проблемное поведение или убеждение. А может, существуют внутренние барьеры, которые пока не позволили перейти человеку к другому поведению или убеждению. Смотрите в суть вопроса.
  Несмотря на то, что смешение нейрологических уровней - самостоятельный прием скрытого воздействия, наибольшего эффекта от его применения можно добиться именно при использовании транса. Это легче уяснить на конкретном примере. Предположим, у Вас есть "трудный" родственник почти асоциального типа, "доставший" всех своими уходами в запой, неуравновешенностью, необязательностью, немотивированными "выкидонами". Убеждение на сознательном уровне результатов не дает. "Махнувший на себя" человек всем иным стимулам предпочитает "горькую" и общество сомнительных друзей.
  В такой ситуации вполне оправдано применение гипновнушения с инструкцией о соответствующих изменениях в личности. В данном случае, как мы видим, редактирование установок личности необходимо вести на уровнях способностей (3) и поведения (2). Нам поможет то, что родственнику важно считать себя честным человеком (уровень 5). Конечно, при работе с подсознанием это сделать легче, но это не освобождает Вас от поиска стимулов для таких изменений.
  Итак, давайте попробуем произвести "порождающие" изменения в личности партнера.
 ...Я уезжаю в командировку. Знаешь, за что я люблю командировки? (начало истории) За дорогу. За то расслабленное состояние, которое наступает, когда поезд начинает ритмично стучать колесами... и ты можешь совершенно безмолвно сидеть у окна, пить чай... и смотреть на то, как мелькают за окном поля, перелески, полустанки... Когда глядишь на то, как проносятся столбы, как бегут рельсы, летят облака... можно полностью расслабиться... сидеть совсем неподвижно, глядеть в одну точку... совершенно забыть о проблемах и заботах и не думать ни о чем... И в такие минуты тебе могут прийти мысли... о том, о чем обычно просто нет времени подумать... Вообще, под стук колес люди могут фиксировать свое внимание на разных предметах и мыслях... и ты тоже можешь думать о многом, о самых разных вещах... Может быть, ты начнешь размышлять об отношениях... или же тебе будут больше интересны воспоминания о последних днях, или же ты крепко задумаешься о чем-то конкретном... но я знаю, что ты можешь начать сосредоточиваться... на чем-то одном и важном для тебя. И когда твоя голова занята некоторой важной мыслью, твое сердце под стук колес само открывается более глубоким знаниям и мудрости (разделение сознания и подсознания). Ты весь уходишь в себя. Мир словно перестает для тебя существовать. Мышцы тела слегка расслабляются... замедляется дыхание... веки тяжелеют... глаза сами собой закрываются... (укрепление и углубление состояния транса) Хочется почувствовать себя школьником, который приходит в первый класс и видит учителей, таких мудрых, таких разумных, таких замечательных (создание установки на обучение). Он знает, что они научат его всему. Они научат его всему, и он станет сильным, могущественным, таким же, как они. Твое подсознание может спонтанно вспомнить... давно забытое впечатление, которое поможет тебе создать образ твоего будущего... Ты помнишь период в своей жизни со стремлением добиваться целей... с уверенностью в выполнении жизненных планов... с четким разграничением главных и второстепенных отношений... И ты помнишь, как тебе помогала твоя честность... И ты начинаешь связывать это впечатление из прошлого с тем, что все это может быть с тобой и сегодня... (ввод в подсознание директив). И когда ты закончишь связывать это прошлое впечатление с образом будущего... то сможешь испытать чувство уверенности в себе, удовлетворенности, гордости за себя и полной безопасности... И ты чувствуешь, что честный человек способен быть честным перед собой за трезвый образ жизни, за твердость в отношениях со знакомыми... (работа на нейрологических уровнях). И ты помнишь, что давно этого хотел... Ты знаешь, что в глубине души начинает выстраиваться... и кристаллизоваться... идея, мысль... которая разовьет ясность мышления... силу воли... и это поможет тебе жить еще более комфортно, уверенно и безопасно, чем ты ожидаешь... В глубине души ты можешь обнаружить разницу... между тем, как жизнь можно устроить в совершенстве... и как это можно делать... только хорошо... И когда мысль эта кристаллизуется в твоем сознании... ты удивишься тому, как глупо было не замечать этого раньше...
  В качестве дополнения можно заметить, что лучше выражать внушаемые цели в сенсорных категориях. Что именно должен увидеть, услышать и почувствовать человек, добившись желаемого результата? Попытки представить это могут принести подлинное удовольствие. Какие ощущения ему особенно понравятся? Перенеситесь в будущее, чтобы заранее извлечь удовольствие из осуществления задуманного. Вы можете настроить человека на четкую картину, к которой должна быть устремлена его система достижения целей. Для этого Вы должны знать ответы на приведенные ниже вопросы. Они перенесут намеченный результат в контекст реальной жизни.
 * К чему приведут человека эти перемены?
 * Что означает для него этот результат?
 * Что изменится после того, как произойдут эти перемены?
 * В каких обстоятельствах он воспользуется полученным результатом?
 * Когда бы лучше этому произойти?
 * Где бы лучше этому случиться?
 * В любых ли обстоятельствах лучше этому случиться?
 * Хочет ли человек, чтобы намеченный результат проявлялся всегда, во всех сферах его жизни?
 * Как долго человек может пользоваться полученным результатом?
 
 
 12) ВЫВОД ИЗ ТРАНСА
  Обычно вывод из трансовых состояний производится фразами типа:
 ...И люди могут отвлекаться от своих мыслей очень по-разному, и Вы тоже можете начать возвращаться в реальность и ощутить, как приятно находиться в своей комнате; возможно, Вам захочется слегка пошевелиться или же Вы просто откроете глаза, или начнете по-другому дышать, но я знаю, что Вам очень приятно просыпаться...
  Дождитесь пробуждения объекта (хотя, вероятнее всего, в Вашем присутствии он полностью не выйдет из транса). Скажите ему неопределенную фразу подбадривающего типа. Доброжелательно попрощайтесь.
  Может быть и такое: Вы предлагаете человеку "вернуться", а он не "возвращается". Значит, Вы потеряли раппорт и, следовательно, должны вернуться обратно и снова добиться раппорта. Вы можете просто соразмерять некоторое время свое дыхание с его. Затем медленно считайте от десяти до одного, выговаривая по одному числу через один его вдох. Это поможет обеспечить раппорт. Дайте объекту указание, что, когда Вы скажете "один", его глаза широко раскроются в знак возвращения сознания.
  Встречаются люди, состояние которых из транса очень быстро переходит в физиологический сон. Их подсознание может все еще слышать Вас, но внешне выраженные реакции не наблюдаются.
  Заснувшие люди реагируют, просто медленнее и куда менее заметно. То же можно сказать и о людях в анестетическом сне во время хирургических операций. Когда медики поняли, что пациенты, лежащие на операционном столе, "отсутствуют" далеко не полностью (их глаза закрыты, их сознание сдвинуто, однако это не значит, что они не слышат), во многих больницах во время операций стали включать музыку.
  Нужно проверить, продолжает ли объект на Вас реагировать. Простейший способ - подойти так близко, чтобы он мог слышать Ваше дыхание и несколько минут дышать вместе с ним. Нужно постараться не уснуть вместе с ним. Дайте себе установку, что будете подражать его дыханию и, несмотря на это, сохраните некоторый уровень бодрствования. Через несколько минут синхронизированного дыхания начните очень медленно изменять свое дыхание. Объект должен последовать за Вами.
  Кстати, Вы вполне можете достичь раппорта и со спящим человеком (имеется в виду естественное физиологическое состояние сна).
 Перевод естественного сна в гипнотический
  Это гораздо легче, ведь сознание человека уже изменено естественным образом. Для установления раппорта со спящим обычно используется подстройка к его дыханию. Вы ложитесь рядом или подсаживаетесь к спящему человеку и производите прямую подстройку к его дыханию. Впрочем, непрямая подстройка к дыханию используется тоже - как вариант. Для этого нужно слегка прикоснуться к плечу спящего и менять давление руки вместе с ритмом его дыхательных движений. Тут Вы подстраиваетесь другим сенсорным каналом. Если у объекта очень чувствительная кожа или он из-за своей тревожности склонен просыпаться от прикасаний, можно попробовать начать такую подстройку при помощи Вашего носа, направив струи выдыхаемого воздуха на то же плечо или шею объекта.
  Можно получить раппорт и слуховым путем, если будете напевать или пропускать через губы короткие плавные звуки в такт его дыханию. Можно применить любой повторяющийся прием, который Вы в состоянии контролировать, соизмеряя его с дыхательным циклом человека.
  Единственная разница с обычной подстройкой здесь состоит в том, что, возможно, на нее понадобится несколько больше времени, прежде чем Вы сможете попытаться вести. Обычно на качественную подстройку к спящему уходит не меньше 5-8 минут.
  Далее необходимо проверить возможность ведения. Очень медленно, плавно, осторожно начинайте менять темп своего дыхания. Помните, что резкие изменения могут привести к пробуждению. Способность человека беспрепятственно оставаться во сне в значительной мере зависит от сохранения его способа дыхания.
  Если при попытках ведения ответная реакция не наблюдается, то это говорит только о том, что Вы отвели на подстройку недостаточно времени. Возвратитесь "на исходную позицию" и подстраивайтесь дальше.
  Если Вы добились ведения, можно начать шепотом произносить несложные фразы: "Продолжай спать... Спи крепче... Ты будешь крепко спать и хорошо слышать мой голос... Ты отлично слышишь мой голос и продолжаешь уютно спать... Засыпай еще глубже...". Затем делайте прямое внушение того, что конкретно Вы хотите добиться от спящего: "После того, как проснешься, ты сделаешь <...>". Внушение повторяется нечетное (5 или 7) количество раз с краткими (не больше 5 сек), но обязательными промежутками. Важнейшие слова проговаривают в момент очередного вдоха человека. Интервалы между фразами заполняются обычно словосочетаниями, обеспечивающими сохранение нужного состояния: "Спи глубже... еще глубже...". Для забывания о факте внушения объекту внушается, что перед пробуждением ему приснится красочный сон и на самом ярком его моменте он проснется; это сновидение он хорошо запомнит, а что было до него этой ночью - забудется. При таком внушении эффективно использование пресуппозиций.
 
 
 13) ВОЗМОЖНОЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОВНУШЕНИЯ
  Постгипноз - это феномен вхождения объекта в особое гипнотическое состояние без непосредственного воздействия в этот момент оператора. Состояние постгипноза возникает как выполнение заложенного в объект алгоритма действий ("...такого-то числа, в такое-то время Вы почувствуете..."). В результате постгипнотического внушения, т. е. установки, чтобы объект в определенное время выполнил определенное действие, он, забыв об этом, в нужное время выполняет требуемое как бы по собственному желанию. Академическим примером этого является, например, неоднократно демонстрировавшийся своим коллегам врачом-гипнологом В.И.Вулем следующий прием внушения: он посылал по почте письмо, на котором было написано его почерком одно-единственное слово: "Спать!". Если пациент бывал до этого на приеме у Вуля и знал его почерк, то едва такая записка попадала ему в руки, как он тотчас погружался в глубокий сон. Такой метод "заочного" гипноза оказывает хорошее положительное влияние в психотерапевтической практике (В.М.Гаккебуш, М.С.Лебединский, И.А.Жуков, 1953), но этим его действие не ограничивается.
  Давайте используем пример, описанный чуть выше, - с тем же непутевым родственником. Представим, что кроме него Вам больше некому дать поручение. Вы уезжаете в отпуск или в командировку, а во время Вашего отсутствия Вам должны передать в неком учреждении пакет с документами. Вы хотите быть уверенным, что этот родственник получит пакет за Вас.
  Зная "пунктуальность" и "надежность" родственника, можно сколько угодно выслушивать его обещания и заверения, что "все будет сделано", но в результате пенять на себя. Взывать к благородным чувствам и развешивать в его квартире бумажки-напоминания тоже бесполезно.
  Здесь поможет внушение с инструкцией о четкой реализации заранее достигнутых с человеком договоренностей. Само собой, что задание должно быть безопасным для него и окружающих. В продолжение использования транса произносите фразу - руководство к действию, включающее установочные ориентиры и постгипнотическое предположение:
 ...Когда ты чувствуешь, что способен построить свою жизнь целеустремленно и наиболее разумно... то понимаешь, насколько это важно для твоей судьбы... По мере того, как ты чувствуешь желание быть настоящим хозяином своей судьбы... в тебе рождается внутренняя гордость за свою честность перед собой... И когда в заранее согласованное время... ты получишь подтверждение такой честности... ты почувствуешь, что это заставило окружающих уважать тебя... как обязательного, делового и последовательного человека... И тебе действительно нужно получить подтверждение этому, некий знак начала новой жизни... И когда в заранее оговоренный день, 19 октября, ты проснешься... и увидишь, услышишь или просто почувствуешь... что этот день наступил... то ты не будешь скрывать своего удовлетворения и радости... После того, как ты в 12 часов дня приедешь в <...>, найдешь человека <...>, попросишь и возьмешь у него пакет с моей фамилией... привезешь пакет домой и будешь хранить его до моего возвращения... ты будешь доволен собой... и тебе будет хорошо и спокойно... хорошо... все будет хорошо. Мы хорошо поговорили сегодня... и привели в движение множество внутренних разумных мыслей... Я хочу... чтобы ты был особенно внимателен... и чувствителен к тем изменениям поведения... которые произойдут в течение следующих двух недель... пока мы не встретимся опять, к тем изменениям, которые... будут результатом удивительной работы... совершенной тобой сегодня... Нет ничего удивительного в том... насколько радикальными будут эти изменения - ведь они... будут точно соответствовать твоим собственным нуждам...
 Кстати, в качестве вариантов использования транса часто практикуются фразы типа: "Ты сделаешь то, о чем тебя попросит человек, который позвонит утром 19 октября по телефону (что будет написано в записке, приколотой над столом)".
 Такие фразы легче принимать, их смысл завуалирован. После пробуждения, выхода человека из транса, необходимо подбодрить его некой неопределенной фразой, в которую вставлены приметы будущего события:
  "Ну так что ж, по-всякому могут сложиться обстоятельства, и ты можешь начать жить по-новому. Ладно! 19 октября у нас какой день недели? Пятница. Ну хорошо, удачи тебе в этот день. Я скоро приеду. До свидания".
  Необходимо позаботиться, чтобы что-то напомнило человеку о заданной дате и времени. В данном случае это может быть календарь с обведенной датой и говорящие часы.
  Когда наступает "час Х", в постгипнотическом трансе возникает необходимое согласие на выполнение достигнутых ранее договоренностей, рожденное системой мотиваций и инструкций, введенных в подсознание. В этот момент можно увидеть, какие личностные изменения произошли в психике объекта. Многие гипнологи и психотерапевты отмечают, что их клиенты словно перерождаются. В данном случае объект должен почувствовать удовлетворение от своей обязательности, в конкретном плане - от четкого выполнения задания. Разумеется, Вы должны быть полностью уверены, что полученные убеждения стали частью личности объекта.
  Если Вы в последующем хотите использовать оперативный гипноз с одним и тем же человеком, то во время ввода инструкций и директив давайте ему соответствующие установки типа "В следующий раз, когда я скажу Вам "УЖЕ СПИТЕ", Вы погрузитесь в более глубокий сон и будете чувствовать себя еще лучше, и с Вами все будет в порядке".
 
 
 4.3. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ГИПНОТЕХНИКИ
 Первое правило - делать так,
 чтобы люди думали, будто
 они сами хотят этого.
 Екатерина Великая
  Множество гипнотехник использует вербальную подстройку к объекту и немедленную утилизацию (использование) транса. Но оперативный гипноз - это гораздо больше, чем просто создание "бессознательного доверия" и трансовые внушения. NLP, например, рассматривается его основателями как образ мысли и, соответственно, жизни. В NLP имеется масса надежных моделей эффективного мышления и общения, к примеру, схемы решения конфликтов, методы успешного планирования и менеджмента, масса техник для улучшения состояния себя и других. Ниже приводятся только некоторые из них. Но простое чтение "про технику" не даст Вам ничего: техники в NLP - это то, что надо пробовать применять практически. Только тогда Вы поймете, как они работают и сможете затем легко, непринужденно использовать в обыденной (или не совсем обыденной) жизни.
 > Техника "5 - 4 - 3 - 2 - 1"
  Данный шаблон наведения и одновременного использования транса в рамках NLP называется еще "согласием по инерции". Эта разработка вышла из метода Д.Карнеги "Да-Да-Да", обязанного своим рождением, в свою очередь, сократовским правилам диалога.
 * Правило Сократа гласит: для получения положительного решения по важному вопросу поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет Вам "да". Установлено: когда человек говорит или слышит "нет", в его кровь мгновенно поступают гормоны адреналина, настраивающие его на борьбу. Слово "да", наоборот, приводит к выделению эндорфинов - "гормонов удовольствия". Обычно для изменения настроения человеку необходимо не менее двух порций эндорфинов. Это и необходимо сделать, прежде чем приступить непосредственно к цели беседы.
  Много общего метод "5-4-3-2-1" имеет и с вышеописанными трюизмами. Это один из самых сложных для применения методов, но зато и очень эффективный, т. к. позволяет работать с объектом, занимающимся с Вами каким-либо общим делом.
  В данном случае Вы подстраиваетесь к человеку не только невербально (под мигание глаз, мимику, жестикуляцию, позу, движения и т. д.), но и вербально, т. е. через речь. Как это работает? Вот самый что ни на есть простейший пример:
 1. Вот сейчас Вы сидите в этом кресле (абсолютно истинное утверждение, с которым человек не может не согласиться,- утверждение присоединения),
 2. держите в руках эту книгу (тоже утверждение присоединения),
 3. Вам легко дышится (еще одно утверждение присоединения),

<< Пред.           стр. 9 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу