<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  В России ИФ пока получили мало распространения. Неудачными попытками их создания можно рассматривать ЧИФы и ПИФы - чековые фонды времен ваучеризации и паевые фонды, которые путаются создать в Москве, начиная с 1997-98гг.
  Напомним, что ЧИФы по своей идее создавались для коллективного использования ваучеров: "Державный" и др. Однако они превратились в товарно-закупочные предприятия, не сумев или не захотев заниматься основной деятельностью - контролем за предприятиями, куда вкладывались ваучеры. Сейчас о ЧИФах практически не упоминается. Хотя в 1993г. их насчитывалось около 400, реальными (соответствующими прописанным целям) были 116 в Москве, 33 в Санкт Петербурге, 37 на Украине.
  Паевые фонды - современные инвестиционные структуры - попытка воссоздать систему, аналогичную западной, что похвально, но, учитывая объективные (неопределенность экономической и политической ситуации в стране) и субъективные (отсутствие должного законодательства, гарантирующего их безопасность для вкладчиков) сложности, их надежность применительно к российской практике нуждается в проверке временем.
  Тем не менее, по данным журнала РЦБ (№ 15 1997г), паевые фонды Москвы обладали средствами в 10-120 миллионов (неденоминированных) руб.
 
  Ш. Необходимость и механизм регулирования ИФ.
  Как и все фонды, инвестиционные - регулируются, как указывалось выше, Гражданским Кодексом. Одновременно, они регулируются законами об "Инвестиционных фондах", "Инвестиционных ценных бумагах" и "О рынке ценных бумаг". В целом эти законы отражают поверхностное представление о конфликтах, которые могут возникнуть, что соответствует минимальному опыту их функционирования в стране.
  Другая проблемы, которую пытаются решить законодатели, следует ли ограничивать минимальный размер уставного капитала фондов. Доводы в пользу минимума его в 20 миллионов деноминированных рублей оправданы, так как этим ставится барьер перед мелкими финансово ненадежными компаниями. Однако, для большинства ИФ этот запрет преодолеть будет невозможно.
  Третья проблема - допустимость разрешения банкам заниматься инвестиционной деятельностью. Это важная проблема. Мировой опыт имеет двойственный подход. Так, ряд стран, например Германия, разрешают совмещение функции, т.е. специализация институтов не обязательна, и банки могут заниматься инвестированием. Другая группа стран, включая США, практикует законодательное закрепление за инвесторами только тех функций, ради которых они созданы. Иначе говоря, каждый должен заниматься своим делом и, например, банки инвестировать не могут.
  По нашему законодательству, которое рассматривается как временное, совмещение нескольких видов деятельности (инвестиции и ускорение оборота) допустимо, что соответствует немецкой модели, правда, для этого необходимо получить разрешение комиссии по Ценным бумагам.
 
  3. СТРАХОВАНИЕ И СТРАХОВЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
 1. Понятие и социальная роль страхования
 П. Классификация предприятий по видам страхования.
  Ш. Опыт организации страхования за рубежом.
  1У. Отечественные проблемы страховых фирм.
  У. Регулирование деятельности страхового предприятия.
 
 1. Понятие и социальная роль страхования
  Страхование это сложный процесс, возникающий при высоком уровне развития цивилизации, основанный на механизме взаимопомощи людей друг другу в случае несчастия, бедствия или экономических неудач. Пройдя ряд переходных форм, постоянно совершенствуясь, он превратился в развитый социальный институт, являющийся неотъемлемой частью современного общества.
  Система страхования построена на тесной взаимосвязи социальной и экономической деятельности. Так, цель и система общественного регулирования отражают социальную сторону, а механизм расчета платежей и выплат при наступлении страхового случая, равно как и использование временно свободных денежных средств - экономическую.
  Суть механизма страхования заключается в следующем: все страхователи выплачивают в положенном размере и в заданные сроки взносы, те же из них, кто попадает в ситуацию страхового случая, получают страховую сумму. Страховщик - предприятие, которое организует процесс сбора средств и выплаты компенсационных сумм. Его деятельность и возникающий в ее ходе риск оплачиваются за счет части собранных средств (тантьеме). При этом, страховщики могут вкладывать временно свободные средства в инвестиционные проекты, что делает страховые компании одним из значимых типов институциональных инвесторов (вторым, после инвестиционных компаний, в их рейтинге по объему денежных средств и методической сложности расчетов).
  Итак, страхование - социальный институт, что подтверждается
 а) организованностью системы,
 б) социальной направленностью,
 в) постоянным совершенствованием форм и увеличением их многообразия,
 г) общепризнанностью его целесообразности,
  д) широкой распространенностью его услуг у населения.
  К экономическим функциям страхования можно отнести:
 - инвестирование,
 - помощь предпринимательству в виде ускорения оборота производственного капитала и снятие лишнего риска
 - участие в помощи государству (как элемент социальной защиты).
  Социальная функция страхования реализуется прежде всего в том, что оно является принципом и важнейшей частью государственной социальной политики, т.е. организует пенсионное обслуживание населения (1), помощь потерявшим работу (2), смягчает другие формы социального риска через систему добровольного страхования (3).
  Исследователи особенно выделяет такие следствия деятельности страховых фирм как преодоление разобщенности людей, рост их уверенности в завтрашнем дне.
  Социальное страхование как основу социальной политики и главную функцию государства предложил еще Лейбниц (ХУШ в.), разработавший принцип обязательного взаимного вспомоществования.
  Гоббс продолжил это направление, сведя роль государства к способу минимизации рисков. Он предложил 3 модели общественных связей - общественный договор, рынок и страхование ("невидимую руку общественной солидарности").
  Дальнейшее развитие теории страхования - методическое обоснование его возможностей - нашло отражение в трудах Клавьера (1788г.), предложившего идею пожизненного страхования как обязательный элемент налоговой политики государств. Аналогичные идеи реализовал Пьеррон де Шамюссе в работе "План дом ассоциации", где была обоснована система обязательного медицинского страхования каждого человека на случай болезни.
  По мере воплощения указанных идей в реальность исследователи предвидели сложности, к которым оно может привести. Так, уже Пьер Леруа-Болье предсказал, что оно ведет к ослаблению чувства ответственности, отвращает людей от таких профессий, где необходима предприимчивость и инициатива.
  Страхование, равно как и банковское дело являются древнейшими видами финансового обслуживания. Они известны человечеству с давних времен. Так, страхование грузов в Шумерии имело место уже в 2100 до нашей эры. Как система организованной взаимопомощи в период кризисов и бедствий, страхование широко использовалось в древних Индии и Египте, Древнем Риме. С Х-ХП вв. оно известно в Англии. Имеются указания на памятниках Х1У в Италии, приглашающих к заключению страховых договоров.
  В России зарождение этой деятельности датируется 1765г. Подробно становление отечественной системы страхования описано в статье Н. Кузнецовой (см. Вестник ЛГУ . Серия экономики. 1994, №8).
  Первые виды страхования в России возникли в связи с пожарами в форме простейших договоров в рамках земских отношений. С 1786г. Екатерина П установила государственную монополию на страхование от огня. Позднее в нее включилось страхование товаров и недвижимости. При Александре П право акционерных обществ и земских организаций как страхователей были реанимированы. К 1913г. в России существовал хорошо организованный и развитый страховой рынок, включающий российских и иностранных инвесторов, государственные, земские и частные компании.
  С 1894 г. был введен государственный надзор за страховой деятельностью, что означало понимание государством ее социальной роли.
  С 1917г. был организован "Госстрах", который постепенно вытеснил частные фирмы и заложил основу государственной монополии на страховые услуги, просуществовавшей более 70 лет. Она была прервана лишь современными рыночными преобразованиями (1991г.).Так, на примере страхования видно циклическое развитие с элементами восхождения, присущее многим социально-экономическим процессам.
 
 П. Классификация предприятий по видам страхования.
  Страховые компании классифицируются по формам собственности, видам деятельности, по размерам. Для всех видов финансовых предприятий такой рейтинг обязателен, поскольку он дает объективную оценку их деятельности для потребителя.
  Рейтинги составляются независимыми экспертами на основе анализа оценочных показателей. Таковыми для страховых компаний России являются виды деятельности, по которым они специализируются: размеры операций и доля личного, имущественного и рискового страхование. Западные страховые предприятия используют для внешней оценки показатели надежности, размеров тантьемы и т.д., но российская практика пока к этому не готова.
  Различается обязательное (помимо "Госстраха" в него входят военная компания, страхование грузовых и пассажирских перевозок и. др.) и добровольное страхование.
 
  Ш. Опыт организации страхования за рубежом.
  Страхование - повсеместно распространенная за рубежом форма договорных отношений. Практически нет ни одной семьи, которая не была бы застрахована, причем семьи имеют не одну страховку. Статистики называют среднюю цифра - 17. Причины такого многообразия:
  - осознанность его как способа смягчения потенциальных рисков,
  - цивилизованный (проверенный годами и практикой) механизм отношений между страхователями и страховщиками,
  - относительная дешевизна и всеобщая доступность страховых услуг,
  - активность страховщиков в работе с клиентами.
  Такая высокая потребность в услугах явилась результатом длительности функционирования страхования как института, что привело как к чрезвычайно широкому многообразию страховых услуг, так и укрупнению (укреплению) страховых компаний. Трудно представить себе каких только услуг, связанных со страхованием, еще не оказывается. Традиционно все услуги группируют в три группы: личное (жизнь, здоровье), имущественное и риски (профессиональные, грузы, финансовые и т.д.)
  Структура страхования имеет национальные традиции и предпочтения. Так, в США наиболее распространено личное страхование, что вызвано высокой частотой стихийных бедствий и склонностью населения к самозащите. В Великобритании высоко развито страхование подрядчиков от всех видов рисков, что отражает общественное признание роли предпринимательства и производства. Для ФРГ очень характерно страхование имущества, в частности такая его форма как ответственность за утилизацию продукции.
  Характерной особенностью, отличающих качество работы зарубежных страховых фирм, является их укрупнение, вытекающее из потребности во все больших суммах, необходимых для материальной компенсации ущерба. Чтобы удовлетворять этим условиям фирмы должны наращивать свой уставной капитал или организовывать перестраховочные пулы. В практике имеет место оба направления.
  Развитие страхования за рубежом нельзя рассматривать как плавную восходящую линию. Оно имело и успехи, и кризисы, приводившие страховую систему к полному краху. Так, после кризиса 1929г, она практически перестала существовать. Возрождение настало лишь в 60-ые годы, благоприятную роль в этом сыграло государство, предоставив страхователям муниципальные гарантии.
 
  1У. Отечественные проблемы страховых фирм.
  Частное страховое предпринимательство в России возродилось только в 90-ые годы. Российские компании пережили относительный всплеск в 1992-1995, однако, поскольку общий уровень доходов населения растет медленно, цивилизованность общества как рыночной системы так и не была достигнута, потребность в страховании лишь начинает формироваться. Как показывают социологические исследования, более 90% населения и юридических лиц не осознает необходимости в страховых услугах. Они не только не страхуются, но и не хотят этого.
  Такая узость рынка приводит к двум последствиям. Во-первых, страховые компании России малы по размеру, диапазон услуг, которые они предлагают клиентам, невелик. Во-вторых, их услуги дороги. При меньшем объеме работ, приходящемся на одно предприятие, себестоимость единицы услуг возрастает. Так, если для западных клиентов, размер тантьемы, которую забирают страховщики, составляет долю процента, то для российских - 15%. Это - большая сумма, она не может не отпугивать, сужая и без того узкий рынок.
  Отпугивает потребителя и низкое качество услуг. Наши страховщики только учатся работать в новых рыночных условиях. Они борются не за клиента, создавая у него устойчивую предрасположенность к сотрудничеству, а с ним, отнимая у него каждый возможный рубль компенсации. Бесспорно, нельзя не отметить сложнейших обстоятельств, в которых работают отечественные компании. Постоянные кризисы, непродуманная система государственной политики, заставлявшая фирмы держать накопления в ГКО, уменьшают эффективность их работы, подрывают доверие к ним.
  На отечественном рынке страховых услуг существует 3 типа организаций: государственные ("Госстрах"), частные и ассоциативные (ассоциации и перестраховочные пулы). Начиная с 1998 г. к ним может присоединиться еще один - иностранные страховые компании. До 1998г последние не допускались на наш рынок. Однако, вступив в международные организации и пройдя переходный период, в течении которого можно было пользоваться льготами и рекомендациями, учиться у запада, не боясь конкуренции с ним, мы должны открыть свой рынок для мирового сообщества.
  Структура деятельности российских страховых фирм такова: 55% приходится на личное страхование, 21% - имущественное, 6% - ответственности, 17% - обязательное.
  По формам собственности 58% смешанная собственность, 36 - частные, 5% - государственные, 1% - муниципальные.
  Классификацию по срокам характеризуют следующие цифры: 54% фирм действуют меньше года, 5% - меньше 2-х лет.
 
  У. Приведем некоторые сведения из понятийного (методического) аппарата, необходимые для характеристики деятельности страховой фирмы.
  Франшиза (льгота) - освобождающая страховщика от выплаты минимального ущерба. Различают условную и безусловную франшизу. Первая предполагает либо нулевую компенсацию, если страховой случай меньше франшизы, либо нормативную, равную страховой сумме со всего ущерба без вычета франшизы. Пример условной франшизы - царапина. Ущерб здоровью нанесен, но он настолько мал, что оплата его не предполагается. При условной франшизе оплата страхового случая предполагает выплату всей суммы.
  Безусловная франшиза предполагает оплату компенсации, за вычетом разницы между суммой, в которую оценивается компенсация, и минимумом, не поддающемся компенсации. Таким образом, предприятия, работающие по принципу безусловной франшизы, никогда не выплачивают полной компенсации. Она всегда меньше на величину минимального, не компенсируемого страхованием ущерба. Как правило, франшиза оценивается в 10% страховой суммы, поэтому выплачиваемая сумма на 10% ниже, чем оговорено договором.
  Тантьема - доход страховой компании или доля страховой фирмы в собираемых по договорам платежах. Уже говорилось о том, что за границей она минимальна (доля процента) в силу массовости страховых услуг и объемов, приходящихся на одно предприятие. В нашей стране - минимальная тантьема составляет 15%, а на практике -превосходит и эту сумму. Ассоциации страховщиков борются за 15% барьер тантьемы, но пока не очень успешно.
  Приведем величины страховок, которые можно получить при наступлении страхового случая. Типичные суммы (в ценах 1997г), характеризующие страховые суммы: смерть - 10 млн. руб., инвалидность 1 и 2-ой групп - 20 млн. руб., профессиональная ответственность оценивается в 5 млн. руб., уничтожение здания - до 10 млн. руб.
  Величина страховки (суммы, выплачиваемая страхователем страховщику зависит:
  а) от серьезности страхового случая (размера причиненного ущерба),
  б) от страховой суммы, точнее от того, какую часть от фактической оценки составляет страховая сумма. Пример: вы страхуете здание, которое оценивается в 20 миллионов., только на 10. При этом и возмещение в случае ущерба получите в половинном размере.
  в) страхового тарифа - аналитического расчетного показателя, который используется страховщиком для определения вероятности наступления страхового случая. Страховые тарифы постоянно уточняются статистиками на основе изучения реальных событий.
  Существует ставка тарифа - нетто, которая является чисто статистическим показателем, и брутто, куда приплюсовываются расходы, связанные с деятельностью страховщика (страховая премия)
  Страхование осуществляется по системе пропорциональной ответственности, т.е. размер выплаты прямо пропорционален ущербу.
  Перечислим требования к полису как законной ценной бумаги (юридическом документе):
  - наименование и адрес сторон,
  - верхний предел страховой суммы,
  - определение страхового случая,
  - размер страховых взносов (сроки и порядок уплаты),
  - начало и конец действий договора,
  - "клаузулы" или дополнительные условия, например, размер безусловной франшизы и др.
  Для характеристики механизма отношений между страховщиками и страхователями разберем простейшие примеры расчетов.
  Пример 1: Автомобиль попал в аварию и был полностью уничтожен. Его цена равнялась 32 тысячи рублей, оставшаяся часть оценивается в 2 тысячи. Следовательно ущерб составляет 30 тысяч. Страховая сумма равнялась 10 тысяч. Страхователь, исходя из произведенных расчетов, получает сумму в 9,8 тысяч ( 30 х 10 : 32 ).
  Пример 2: Вы ломаете мизинец (ущерб превосходит 10% и должен оплачиваться). Вы получите компенсацию при страховой сумме в 100 тысяч .рублей - 10 тысяч (если в договоре нет указаний на безусловную франшизу) или 9 тысяч (если имеется клаузула о действии безусловной франшизы).
 
  У. Регулирование деятельности страхового предприятия.
  Страховые фирмы контролируются федеральной службой по надзору за страховщиками, а также общественными организациями (Ассоциацией страховщиков). Направления государственного .контроля:
  - обязательность страховых резервов.
  - диверсификация финансовых поступлений (предписывается 10% хранить в ЦБ, не менее 5% в банках для текущих расчетов, не более 40% должно быть вложено в недвижимость, но не менее 5% в российские ценные бумаги, не более 50% в банковские вклады, 40% в ценные бумаги АО, не более 10% в валюту).
  - лицензирование фирм и их руководителей.
 
 4. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ПЕНСИОННЫЕ
  ФОНДЫ (ПФ)
  1.Система пенсионного обслуживания населения.
  П. Пенсионное обслуживание за рубежом.
  Ш. Отечественные проблемы пенсионного обслуживания.
  1У. Экономика и регулирование деятельности ПФ.
  1.Система пенсионного обслуживания населения.
  Пенсионное обслуживание как элемент социальной защиты, организованной на принципах страхования, возникло в конце Х!Х в. сначала в Германии, затем распространилось на другие европейские страны и США, см табл.10 В России появилось несколько позже - в 40-х гг. ХХ в, но работники колхозов начали получать пенсии в 1965 г.
 
  Табл.10. Годы принятия закона о пенсиях за рубежом.
 Страна год страна год страна год Германия 1889 Франция 1905*/1919 Канада 1927 Великобри-тания 1908 Италия 1919 США 1936 Швеция 1919 Испания 1921 Россия 1888*,1927 Отмеченный закон не вводил обязательного пенсионного обеспечения.
 
  На сегодня пенсионное обслуживания основано на двух принципах: во-первых, - страхование и, во-вторых, - социальная защита. Первый - реализуется в использовании ежемесячных отчислений как своеобразных страховых выплат в ПФ, а также прямой зависимости размера пенсий от величины отчислений и трудового стажа. Второй - в необходимости постоянных доплат в ПФ из бюджета, с тем, чтобы уровень пенсий соответствовал прожиточному минимуму. Суть второго подхода воплощается в утверждении, что каждое поколение содержит своих стариков, что подтверждается практикой почти всех государств.
  Система пенсионного обслуживания включает государственные и частные ПФ, причем последние могут быть организованны как финансовыми компаниями, так и производственными предприятиями. С точки зрения получателей, пенсионное обслуживание представляет сочетание государственной заботы (государственные ПФ), частного интереса (предприятия, организующие при себе ПФ имеют дополнительные источники финансирования, причем они не облагаются налогами), собственной заинтересованности людей в пределах дополнительного пенсионных отчислений.
  Эта система, называемая 3-х ярусной или 3-х уровневой, была зафиксирована как наиболее рациональная Всемирным банком развития и рекомендована для внедрения. В докладе на совместном семинаре МОТ и ОЭСР по вопросам развития пенсионной реформы (Париж, 15-17 декабря 1997г.) были следующим образом увязаны уровни системы с их социальной ролью:
  - первый (обязательная распределительная компонента, управляемая государством, Basic State) - предотвращает бедность в пожилом возрасте, предоставляя минимум социальных пенсий, финансируемых из бюджета;
  - второй (обязательная накопительная компонента, State Earning Related Pension Scheme, SERPS) - функция сохранения привычного уровня жизни и получения достаточного дохода через обязательную профессиональную пенсию полностью формируемую с помощью накопительной системы;
  - третий (дополнительная накопительная система, Occupating Pension Scheme, OPS) - функция сохранения высокого уровня жизни и дохода, обеспеченная самой личностью.
 
  П. Пенсионное обслуживание за рубежом.
  Забота о престарелых является одним из основных направлений социальной политики всякого государства. При всем различии систем пенсионного обеспечения, все они сейчас переживают сложности, вызванные процессом естественного старения населения. Сейчас в мире 12 % населения старше 65 лет, в то время как после войны их было 2%. Названные изменения конкретизируются в показателе демографической нагрузке, определяемом долей населения свыше 65 лет в общей численности трудоспособных., см.табл 11
 
  Табл.11.Показатель демографической нагрузки.
 Страна 1995 2000 страна 1995 2000 США 19,2 19,0 Франция 22,1 23,6 Япония 20,3 24,3 Канада 17,5 18,2 Германия 22,2 23,8 Швеция 27,4 26,9 Цитируется по книге Карповой Н.А. Реформирование государственного пенсионного страхования в странах с переходной экономикой, М.,1998,с.111.
  Процесс естественного старения подвел развитые страны мира к необходимости реформ в области пенсионного обслуживания. Все страны увеличили расходы из бюджета. За период с 1960 по 1985г. темп их роста в 2 раза опережал рост ВВП и составил в среднем 9% ВВП, а в Австрии - 15, Италии - 14, Франции - 13, США - 6,5. нашли свой способ выхода из сложившейся с финансированием ситуации. Австрия и Испания поставили размер ежемесячных пенсий в зависимости от суммы выплаченных взносов. В Австралии стали меньше платить тем, кто имел достаточно высокий доход. В Японии уменьшили размер процента ( 70 до 68) от заработной платы, по которому начислялись пенсионные выплаты. При этом, многие страны увеличили страховые взносы предприятий в ПФ. Другие - увеличили количество частных ПФ, надеясь на их помощь. С 1988 в Великобритании государственное пенсионное страхование перестало быть обязательным. Население получило право выбора: либо частные либо государственные фонды. В США увеличился возраст выхода на пенсию с 65 до 67 лет, при этом различными методами стимулируется еще более поздний срок.
  Таким образом, по мере изменения демографической ситуации возникают новые проблемы пенсионного обслуживания, но государства в состоянии их решить, имея развитый механизм воздействия на социально-экономические процессы.
 
 Ш Отечественные проблемы пенсионного обслуживания.
  Сейчас в нашей стране существует 2-х уровневая система пенсионного страхования. Первый - обязательные отчисления в ПФ, в фонд обязательного социального страхования. Второй - страховые фонды и банки, которые предлагают услуги по дополнительному пенсионному страхованию.
  Размер пенсий сегодня определяется в зависимости от стажа (фактически отработанного, без учета времени на обучение, службу в армии, рождение и воспитание детей), уровня заработной платы. При этом создание единой централизованной системы учета пенсионных выплат позволяет в будущем перейти на введение зависимости размеров пенсии от количества отчислений (за всю трудовую деятельность).
 
  1У. Экономика и регулирование деятельности ПФ.
  Финансирование пенсий осуществляется, во-первых, из централизованного ПФ за счет 1% от ФОТ, во-вторых, из отчислений во внебюджетный фонд обязательного социального страхования (5,5% от фонда оплаты труда) и отчислений из бюджета. Иногда, субъекты федераций могут доплачивать своим пенсионерам, но это скорее одноразовые выплаты, чем устойчивые доплаты.
  В любом случае, по данным К. Муздыбаева (с.36), размер пенсии составляет по закону 55-75% среднемесячной заработной .платы, фактически - в 1992г.- 36%, 1993 - 36-40%, 1994 - 36%.
  Что касается дополнительного пенсионного обеспечения, осуществляемого независимыми фондами, как это имеет место за рубежом, то эта форма финансовых услуг не нашла в нашей стране своего распространения Так и не принят закон "О дополнительном пенсионном обслуживании", а те единичные случаи, которые имели место на практике, свидетельствовали скорее о неподготовленности системы, чем о создании нового финансового института.
 
 
 
  У. БАНКИ, ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.
  1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  П. Экономические и социальные функции банков
  Ш. Содержание деятельности банков
  1У. Мировая банковская система
  У. Становление российской банковской системы.
  У1. Регулирование банковской деятельности в России
 ( 2 модели законодательного закрепления уровня специализации.)
 
  1. Роль банков, их место в финансовой системе.
  Деньги - один из древнейших социальных институтов, однако банки появились относительно недавно. Их родиной была Европа. Так, в Генуе (Х1Ув) найдены камни с выбитыми на них текстами, призывающие обращаться за ростовщическими услугами.
  Как явствует из предыдущих лекций, банки - один из типов институциональных инвесторов, который призван специализироваться на обслуживании денежного обращения, кредитованию населения, выпуске ценных бумаг, операциях по обмену валют и т.д. Этим объясняется достаточно низкое место, которое отводится банкам в рейтинге мировой финансовой системы. Для подтверждения высказываемого тезиса можно сослаться на работу "Экономические институты капитализма" под ред. Катькало С.С. (СПб, 1996г).
 
  П. Экономические и социальные функции банков
  Перечислим экономические функции банков:
  - ускорение и организацию оборота денег (что предполагает депозитарную деятельность, выпуск ценных бумаг (для эмиссионных банков) как заменитель денег, валютные операции);
  - инвестирование в размере, соответствующем объему депозита (сбережений), находящихся на счетах банков,
  - участие в деятельности единой национальной системе.
  К социальным функциям можно отнести:
  - создание и гарантирование процесса сбережения денег населению,
  - ускорение и организация безопасного обращения денег населения, что позволяет ему экономить время на осуществление финансовых операций (например, при оплате жилья или при приобретении товаров или услуг безналичным способом),
  - использование пластиковых карт как заменителя денежных знаков, гарантирующего их сохранность, возможность осуществления финансовых операций за границей,
  - предоставление консультационных услуг (траста), позволяющих населению, неподготовленному к финансовым операциям выгодно (осознанно) распоряжаться своими накоплениями.
  Характеристики возможностей российского населения к накоплению в середине 90-х годов приведены в табл.12 При этом, отмечается устойчивая тенденция к снижению накопления, однако, наметившийся выход из экономического кризиса дает надежду на прекращение падения жизненного уровня. Однако пока цифры, характеризующие доходы населения, этого не подтверждают.
 
  Табл.12. Классификация населения по наличию сбережений
  руководители специалисты рабочие _____________________________________________________________
 имеют сбережения 53,5 37,4 25,5
 не имеют 46,5 62,5 74,5
 _____________________________________________________________
  (см. "Вопросы экономики, 1996, № 1, с.65)
 
  Россия не относится к странам с классической структурой сбережения, предполагающей 20-25% - "несберегателей", 35-40 -"полусберегателей" и 30 - устойчивых сберегателей, 10% - инвесторы. Хотя все традиционные виды сбережения у нас присутствуют: долгосрочные (на покупку жилья и т.д.), краткосрочные на непредвиденные неожиданности, однако, наши сбережения - это не отражения излишка доходов, а способ "выживания".
 .
  Ш. Содержание деятельности банков
  Банки призваны выполнять следующие основные операции:
  - перевод денег (российский норматив предельно допустимой длительности перевода 3 дня внутри и 5 дней за границей страны). Напомним, что перевод денег осуществляется через систему корреспондентских счетов или своих филиалов;
  - инвестирование,
  - ведение бухгалтерской отчетности и осуществление расчетов между предприятиями ("ведение депозитных счетов вкладчиков"),
 - международные услуги (в рамках оффшорных зон),
  - информационное консультирование,
 - ведение дел по доверенности - трасту ("Закон о трастовой деятельности"),
  - эмиссионная деятельность ( эмиссии- выпуск ценных бумаг),
 - кредитование (ипотека - кредитование под залог имущества).
  Его основными функциональными отделами являются: коммерческие службы (поиск вкладчиков и направлений кредитования), международный отдел, обслуживания населения, в том числе по пластиковым картам
 
  1У. Мировая банковская система
  Банковские системы в разных странах существенно различаются, что отражает то, что они сложились в разные годы, под воздействием национальных особенностей, функционирует в экономическом пространстве неодинакового уровня развития. Однако в тенденциях их развития прослеживаются общие закономерности, путь, который они проходят имеет общие вехи:
 * этап разрозненных и независимых банков,
 * ступень концентрации эмиссионных функций в одном центре, часто государственном;
 * период мобилизации средств финансово-кредитных учреждений на финансировании государства,
 * фазу национализации банковской системы,
 * фазу приватизации банковской системы;
 * этап сдерживания либерализации денежно-кредитной политики,
 * период стабилизации.
  Опишем несколько зарубежных систем, их современную структуру, особенности функционирования и развития..
  Германия
  Банковская система Германии прошла все указанные этапы. Так, еще до 70-х Х1Хв. здесь существовало 7 монетарных систем, своя в каждой земле. В 1875 г. был учрежден Центральный Эмиссионный банк - Рейхсбанк, который в 1924 г. был законодательно отделен от государства. Одновременно был учрежден Комитет по надзору за эмиссией банкнот.
  В 1933 г. Комитет был упразднен, а банк - вновь возвращен государству в статусе центрального банка (ЦБ). Ему было вменено в обязанность финансирование государственных расходов, в том числе военных Война предполагала его полное подчинение государству.
  Органами управления Рейхсбанка являются Центральный банковский Совет, состоящий из председателя и его 9 заместителей (по количеству земель), а также Совета директоров - исполнительный орган.
  Нынешний этап характеризуется относительной независимостью банка от государства. Так, Закон о ЦБ оговаривает допустимые размеры кредита, выдаваемых Правительству. Прибыль ЦБ направляется в бюджет С 1.01.99 Рейхсбанк поглощен Европейским ЦБ - единым центром европейского кредитования
  Современные направления деятельности ЦБ: участие в международных проектах, руководство (контроль) за ходом сбережений, организация кредитования, финансирование бюджета, осуществление технической и образовательной помощи коммерческим банкам.
  Банковская система Германии состоит из 4000 кредитных учреждений, имеющих 45 тысяч филиалов (т.е. 1 банк на 1060 человек), и включает:
 * универсальные коммерческие банки (75% от общего количества),
 * сберегательные .банки,
 * кооперативные банки,
 * кредитных кооперативы,
 * государственные. ипотечные банки.
  Банки в Германии делятся на три группы - национального значения (Gross Deutche, Dresden, Kommerz Bank), региональные (их 100 при 2500 отделений) и банкирские Дома, сто из которых существуют с Х1Хв., представляя крупнейшие банковские центры.
  Итак, немецкую банковскую систему можно характеризовать как наиболее развитую, высоко надежную в силу а). глубокого проникновения в реальный сектор экономики, б). сочетания универсальных и специализированных банков, в). отлаженного механизма контроля, г). эффективного внешнего аудита.
 Великобритания
  Система обращения стерлингов (серебряных пенсов) была известна еще до 1066г., т.е. до нормандского нашествия. С 1594г. был создан Центральный .Банк Англии., которому с 1793г. было вменено в обязанность финансирование войны с Францией.
  С 1844 по Акту Роберта Пиля за государством было закреплено право эмиссии банкнот. С 1946 действует Закон о ЦБ Англии, оговаривающий его статус и органы управления. Банк возглавляет Управляющий и 16 директоров, сменяемых через каждые 4 года на четверть своего состава. Из директоров 4 - работают на постоянной основе, остальные - представляют: коммерческие банки, научные круги и профсоюзы.
  Законом допускается 4 типа интервенции ЦБ: краткосрочное кредитование, РЕПО (обслуживание государственных .облигаций), определение минимальной ставки рефинансирования, сохранение резервов правительства.
  С 1997 г. ЦБ оперативно независим от правительства. Банковская система Англии представляет собой совокупность как правило специализированных банков (депозитных, торговых, Банков Содружества, иностранных, консорциумных (находящихся во владении у двух равноправных собственников), Учетных домов (т.е. банков, пользующиеся кредитами ЦБ).
  Крупнейшими банками Великобритании являются National Saving (существует с 1861), Трастовый и Жиробанк. Последний - квазигосударственное. учреждение, обслуживающее только служащих и властные органы.
  После известного краха Barings Brothers - банка, входящего в десятку крупнейших и надежных в стране, проведены меры по усилению контроля, что выразилось в:
 * установлении широкого надзора не только за банками, но и за финансовыми операциями в целом,
 * страховании рисков,
 * введении личной ответственности руководителей,
 * информационном обмене,
 * проведении совместных встреч банкиров и органов надзора,
 * усилении валютного контроля.
  Итак, отличительной особенностью английской банковской системы являются, во первых, высокая степень ее подчиненности и .активная финансовая поддержка Правительства, во-вторых, наличие в ней особых типов предприятий - Учетных домов, в-третьих, право выполнения кредитных операций, в-четвертых, преобладание специализированных банков, что является традицией еще с Х1Хв.
 
 Франция
  Точкой отсчета в ее становлении является 1 января 1800г., когда Наполеон Бонапарт учредил Главный банк. С 1945г. и до сих пор он национализирован. Однако, с 1993г. по закону "Об Уставе Банка" он является независимым, что предполагает введение полной гласности и отчетности перед правительством, в частности перед Комиссией по финансам, Национальным Собранием и Сенатом. Главный инструмент деятельности ЦБ - регулирование процентных ставок.
  Банк имеет два основных органа управления Совет по денежно-кредитной политике (представительская и контролирующая функция) и Генеральный Совет (оперативная). К его основным функциям можно отнести:
 * изготовление банкнот,
 * управление денежным обращением ,
 * безналичные платежи,
 * иностранные операции,
 * разработка денежной политики,
 * управление государственным долгом,
 * валютный контроль,
 * связи с общественностью,
 * надзор за банковской системой,.
 * сбор информации о предприятиях (центр диагностики).
  Сейчас ЦБ Франции это 14982 человека, из них 75% женщины (данные на 1996г.), 26 отделений и 211 филиалов.
  Французская банковская система состоит, как в большинстве стран, из 2-х уровней: национальные и коммерческие банки. Ее характеризует: во-первых, сочетание государственной подчиненности и обособленности, во-вторых, самый широкий диапазон услуг населению, что не разрешается ЦБ других стран (аренда сейфов, обслуживание наличного обращения, обмен валюты), в-третьих, надежность.
 
 Швейцария
  Швейцарский ЦБ (ШЦБ) существует с 1907г. Он всегда функционировал в статусе АО, где акционером разрешено быть лишь швейцарским гражданам (3451 чел.) и юридическим лицам.. Дивиденд по акциям ежегодно составляет 6%. По Конституции главной функцией ЦБ является регулирование денежного обращения.
  ШЦБ является независимым, он может финансировать правительство, но добровольно. В частности, в ответ на критику за участие в войне, он выплатил фонду "Солидарность" 7 млрд. франков.
  В Законе не оговаривается связь с правительством , на практике она есть, но небольшая. Так, банк ежегодно выплачивает стране 600 млн. фр., из которых треть перечисляется федеральному правительству, и две трети кантонам. Для примера, в других странах эти отчисления составляют гораздо большие суммы: в Австрии - 75 %, в Бельгии - 90%, в Нидерландах - 90%, Швеции - 80%, Швейцарии - 30%.
  Высший орган ЦБШ - Правление, которое является коллегиальным и состоит из 3-х человек: управляющего и 2-х заместителей. Контроль за ним осуществляется: Собранием акционеров, Банковским советом (он выбирается акционерами, состоит из 45 человек и собирается 1 раз в квартал), Банковским комитетом (исполнительный орган), а также Федеральным правительством. Всего в ШЦБ работают 600 человек, он состоит из двух управлений и 20 отделений.
  Швейцарская система состоит из:
  1. общефедеральных банков (универсальные и очень влиятельные: Schweiresereische. Bankgesellschaft, Schweiresereische Bankferein, Kreditanstallt.
  2. кантональных,
  3. частных., включая 160 иностранных.
  Отличительной особенностью швейцарской системы является тайна вкладов, законодательно введенная с 30-ых годов ХХ в. с целью скрыть финансовую информацию от нацистского правительства. Исходя из моральных соображений, ради запрета на отмывание нечестных денег, в частности имеющих и российское происхождение, с 1977 года вводится система фильтров для вкладов из Восточной .Европы. Ее механизм: деньги принимаются только в центральных филиалах (Женеве и Цюрихе), при личном представительстве, вводится контроль за всеми финансовыми операциями в стране.
  Другая особенность Швейцарии - разветвленность банковской сети. Здесь на каждую тысячу человек приходится по банку или соответствующему учреждению.
  Итак, общий вывод: во-первых, швейцарские банки являются самым устойчивым элементом мировой системы, во-вторых, применив первыми механизм тайны вклада, на данном этапе они ужесточают нормы морального контроля, в-третьих, ЦШБ единственный применяет коллегиальное оперативное управление.
 
  Федеральная резервная система США
  США имеют уникальную, отличную от европейской, систему денежного обслуживания Она основана на преобладании частной инициативы. Государство допускается лишь как организатор, контролер и гарант сохранности резервного запаса, что и выделяется в названии .
  Проследим основные вехи становления федеральной резервной системы США (ФРС). До ХУШ в. в Америке не было ни своей валюты, ни своих банков. С 1785 г. Конгресс США объявил таковой доллар, приняв систему биметаллизма, соотносящую его с золотом и серебром.
  В 1781 г. была сделана первая попытка учреждения Центрального банка Северной Америки, но он просуществовал лишь несколько лет. В 1791 г. была предпринята уже вторая попытка. Она также - в силу жесткой конкуренции за право быть первыми, равно как и стремления к минимизации государственного влияния на экономику - не была удачной. Центральный банк США был закрыт в 1811 г.
  В 1816 г. был открыт 2-ой Центральны Банк США. Оговоримся сразу, что и он просуществовал недолго - до 1836г. В 1824г. был создан Саффалькский банк Бостона, получивший право на эмиссию банкнот и хранение резервов, ставший Ассоциацией коммерческих банков запада.
  С 1836 г. начинается полная анархия, поскольку от идеи ЦБ временно отказались. Лишь в 1863г. Был принят Акт о создании системы государственных банков, имеющих право на эмиссию в обмен за уплату налога в 10%.. При этом коммерческим банкам вменялось в обязанность резервирования в них части средств, но при свободном выборе банка.
  В 1907г. после большого финансового кризиса был принят закон Олдрича-Вреланда, создавший национальную Комиссию по вопросам денежной политики. По нему предполагалось учредить ассоциацию частных эмиссионных банков под государственным руководством. Он в свою очередь лег в основу закона Оуэна-Гласса, по которому в 1913 г. формировались принципы функционирования будущей "Федеральной резервной системы". Она планировалась как высокоцентрализованная система, контролирующая резервы и эмиссию. Право выпуска банкнот формально сохранялось за коммерческими банками, но поскольку процент кредитования устанавливался сверху, их независимость была относительной.
  ФРС руководит совет, который не является государственным органом, хотя и подчинен Конгрессу. Президент США назначает (по согласованию с Сенатом США) управляющих ФРС.
  Сейчас ФРС - многоярусная система, состоящая из: а) Совета управляющих, б) резервных банков (их 12 по числу регионов, которые они обслуживают), в) Федерального комитета по операциям на рынке ценных бумаг, г). Федерального консультационного Совета, а также д) 5 тысяч банков-участников ФС.. В ФРС включены примерно 90% финансовых учреждений страны.
  В 1995 г. за рубежом насчитывается от 200 до 269 млрд. долларов, что дает 2/3 прибыли всей резервной системы, а также способствует сбору налогов в 16 млрд. долл. в год.
  Помимо учреждений, входящих в РФС, в США имеют место коммерческие финансово-кредитные учреждения, к ней не относящиеся. Их насчитывается около 25 тысяч..
  Общий вывод: РФС - уникальное единственное в своем роде явление. Она прошла сложный исторический путь, пока приобрела нынешний вид. Следует особо отметить широту ее полномочий ФРС независима от государства, но подотчетна Конгрессу (президенту). В ее структуре теснейшем образом переплетены государственные, коммерческие, территориальные учреждения. Деятельность коммерческих банков фактически не зависит от государства.
  За прошедшие с принятия Акта об ФРС 60 лет его суть остается неизменной. Доллар США продолжает сохранять свое господство, в том числе и благодаря продуманной финансовой системе
 
 У. Становление российской банковской системы.
  Российская банковская система гораздо менее совершенна. Роль и статус ЦБ пока четко не определен, поэтому изучение мирового опыта крайне полезно. Отечественная система прошла ряд этапов:
  - становления и развития ее в соответствии с общемировыми традициями (до 1917г.)
 - монополизации государством,
  - формирование двухуровневой системы (с 1990 г)
  Наивысший подъем банков датируется 1993г. Потребность в деньгах, вызванная вступлением в рыночные отношения, и разрешением существования коммерческих банков, вызвали процесс их образования ( в 1993 г их число достигло 3 тысяч). В целом, такое количество удовлетворяет потребности в банковском обслуживании, однако неустойчивость банков, малый размер Уставного капитала, делают систему ненадежной, характеризует ее как несоответствующую требованиям рынка.
  На данный момент банковская система России представлена:
 а - Центральным банком (некоммерческим институтом, регулирующим финансовую систему в целом). Студентам полагается знать суть закона о "Центральном банке" (1995г.)
 б - государственными банками ( сбербанк России),
 в - коммерческими банками
 
 У1. Регулирование банковской деятельности в России
 ( 2 модели законодательного закрепления уровня специализации.)
  Перечислим показатели оценки банковской деятельности:
  - уставной капитал - средства, вложенные учредителями банка, а также накопленные при последующем его функционировании (показатель размера банковского потенциала, база для расчета резервов, рейтинга и т.д.)
  - капитал - показатель объема денежных средств (сюда включаются и собственные и заемные средства банка,
  - активы - характеристика объема и структуры использования банковского капитала,
 - пассивы - характеристика объема и структуры капитала с
 точки зрения его образования (поступления),
  - депозиты - денежные средства предприятий, находящихся на обслуживании,
  - прибыль (рентабельность) - доходность банка.
  Финансовыми источниками доходов банка могут являться:
  - прибыль от коммерческой деятельности,
  - доходы от трастовых и эмиссионных операций,
  - процент за ведение счетов и депозитов.
  Регулирование .деятельности банков осуществляется через:
  - систему отчетности, в частности по балансу банка и финансовому отчету,
  - налогообложение в соответствии со средними нормативами ставок налога на прибыль, НДС и т. д.),
  - лицензирование банков, направлений их деятельности, а также их руководителей.
  Напомним, что основой регулирования банков является лицензирование их инвестиционной деятельности. Как отмечалось выше имеются 2 модели государственного подхода: запрещающая и разрешающая банкам деятельность по инвестированию. При первой модели государство (например, США) четко ограничивает их деятельность денежным обращением и организацией сбережений и запрещает их вторжение во все виды инвестиционной деятельности, справедливо полагая, что это препятствует улучшению (ускорению) денежного оборота. Отметим, что сегодня нормальный срок перевода денег здесь не превышает 24 часов, максимально допустимый - 3 суток.
  Другая модель - ее классическим представителем является Германия - допускает инвестирование банками, но для этого нужно получить право (лицензию) и находится под особым режимом государственного контроля. Учитывая размеры страны, цивилизованность (ответственность) банковских руководителей как предпринимателей, в Германии это вполне допустимо.
  Россия выбрала для подражания немецкую модель, вменив Комитету по ценным бумагам право выдачи лицензий на инвестиционную деятельность и контроль за ее проведением.
 
 РАЗДЕЛ 1У. СФЕРА БЮДЖЕТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
 1. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОВАНИЯ, БЮДЖЕТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
  1. Понятие и социальная роль бюджета.
  П. Социальная роль бюджетных предприятий.

<< Пред.           стр. 3 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу