<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  П.Сорокин в книге "Социология и культурная мобильность" на примере китайской, индийской и английской школ прослеживает действие институтов образования как канала социальной вертикальной циркуляции.
  П.Бурдье - руководитель исследовательской группы "Социология образования и культуры" в парижской школе социальных наук пытается анализировать внутреннее содержание образования, вводя понятие Habitus - структурированное социальное отношение, совокупность схем интеграции и интериоризации различных ролей, систему долговременных групповых и индивидуальных установок и ориентаций, функционирующих как матрица восприятия постоянных целей, решения задач, действий. Habitus, структурируя восприятие, мышление и поведение, воспроизводит социально-культурные правила, стиль жизни разных социальных групп. Любая власть, дабы стать лигитимной стремится влиять на Habitus через символичное насилие, в частности через систему образования.
  Базовое понимание роли образования как предпосылки и условия постиндустриального общества предложены Ю. Хабермаом, см. вопрос 1У.
  Несмотря на партийно-идеологическую направленность советской школы, она внесла свой заметный вклад в теорию образования, в частности через анализ и обоснование роли коллектива, см. работы А. С .Макаренко, П. П. Блотского и С. С. Шацкого. Тогда же сформировался деятельностный подход к образованию. Так, воспитание субъектов в коммуне (общности), совершенствование ими себя через познание и совместный труд описаны в работе В. В. Давыдова "Теория развивающего образования"
 
  1У. Роль образования в обществе постмодерна.
  Теории Ю.Хабермаса.
  Как известно, общество постмодерна предполагает принципиально иное место личности в обществе, преобладание творческого характера труда, сокращение отчужденности производителя от процесса и результатов труда. Преобразования, которые приведут к новому обществу, невозможно осуществить без изменения системы образования. Именно оно должно помочь каждому найти "свою нишу" в обществе (общественном производстве), исходя из неповторимости психофизиологических, культурных, нравственных и других черт индивидуального характера.
  При этом, реализуя на свою уникальность, человек найдет ту сферу, где его деятельность будет максимально продуктивна. Осознанность и свобода выбора изменит характер труда, повысит производительность общественного производства. Образование станет, таким образом, новым (третьим по счету в истории) фактором, обусловившем революционную модернизацию общества, обеспечив прирост общественного богатства. На эту особенность общества постмодерна указал Ю. Хабермас. Он констатировал возрастающее значение образования как способа достижения толерантности и пацифизма личности. Образование превращается в важнейшую социальную управленческую технологию и является способом, формирующим порядок в обществе, подготавливающим личность к действию социальных институтов
  Способствуя табулированию агрессивных и частнособственнических начал, образование играет важнейшую роль, сокращая конфликты, уменьшая ненужные разрушения, препятствуя общественным потерям от коррупции и экономической преступности.
  Выделим и раскроем основные современные тенденции развития образования:
 1. динамичный рост системы в целом,
 2. дифференцированный подход к платным и бесплатным формам,
 3. оптимальный подход к высшему образованию, включающий, с одной стороны, сохранение принципа платности, а, с другой - всемерную поддержку перспективной молодежи, особенно в условиях падения престижа вузов.
 4. непрерывность образования (возможность учится в любом
  возрасте).
 Раскроем их подробнее.
  1. Динамичное развитие образования, воспитания и культуры в целом является общемировой тенденцией. Оно обусловлено как усилением роли государства, так и всеобщим пониманием значимости образования как фактора, повышающего социальный и профессиональный статус личности. По мнению западных исследователей, нормой, современным стандартом является общество, в котором на 2-х работающих приходится 1 студент.
  2. Сочетание платных и бесплатных форм применительно к различным сферам образовательного процесса (возрасту личности, на которую оно нацелено: дошкольное, школьное, высшее, после вузовское).
  Государство проводит четкую финансовую политику в сфере образования, используя ее для регулирования социальных процессов. Так, оно (например, в США и Японии) старается не финансировать расходы в дошкольных учреждениях, поощряя стремление родителей самостоятельно заниматься воспитанием детей. Отказ от государственного датирования этих услуг способствует воспитанию детей до школы в семье, укрепляет внутрисемейные связи, повышает роль бабушек и родственников.
  Школьное обучение, наоборот, в преобладающем большинстве стран бесплатно, что способствует высокому профессиональному потенциалу их населения. Интересен пример, характеризующий отклонение от общемировых методов - ваучерная система оплаты школьного обучения в США. Воплощая сочетание принципов бесплатности школьного образования и поощрения частного предпринимательства, который является для Америки базовым, она представляет собой следующее. Правительство выделяет всем родителям право на оплату расходов на школьное обучение в пределах определенной единой для всех сумме - 6 тысяч долларов. Они могут распоряжаться им по собственному усмотрению: сами заниматься обучением, находить более дешевую или дорогую частную школу. Ваучер выравнивает всех, лишает дешевые школы их естественных привилегий, сохраняет конкуренцию между образовательными учреждениями за доллар родителей.
  Высшее образование также в большинстве стран является платным. Это - не столько дань экономии бюджета, сколько разумная политика, нацеливающая людей на ценность образования. Оно не должно быть легко доступным каждому. Личность должна, во-первых, хотеть, а поэтому соответствовать высоким требованиям по подготовленности к его восприятию, а, во-вторых, добросовестно к нему относиться, "отрабатывая" каждый вложенный рубль затрат.
 3. Расширение источников финансирования высшего
 образования.
  Приняв за основу финансирования высшего образования платность, большинство государств стремятся расширить систему его источников. К ним относятся средства родителей студентов, их самих, спонсоров, оно может осуществляться в кредит или оплачиваться организацией по месту будущей работы. Особо одаренным студентам могут выделяться стипендии либо отдельных меценатов, либо по решению попечительского Совета Университета, либо из федеральных и муниципальных фондов. Одновременно все государства сохраняют сеть центральных бесплатных для обучения университетов.
  Перечисленные особенности характеризуют общемировые тенденции финансирования вузов. При этом ряд стран, например Швеция, имеет склонность к бесплатной системе, рассматривая ее как непременное условие гражданского равенства.
  4. Другая общемировая тенденция - постоянство образование, т.е. создание условий для повышения культурно-образовательного уровня личности (любого возраста и профессии) как приоритетного способа организации досуга. Оно компенсирует относительное снижение нацеленности молодежи на получение высшего образования, что имеет место в развитых странах. Молодые люди, стремясь к самостоятельности и видя, что бизнес без образования позволяет иметь высокие доходы, игнорируют вузы, хотя по мере взросления, вновь ощущают потребность в знаниях.
  В отличие от молодежи, у старшей возрастной группы населения современных государств выявляется рост потребности в повышении уровня образования и культуры. Для этого государство финансирует курсы, организует специальные факультеты, институты для "взрослых", например заочные университеты (по примеру г. Хагена (Германия).
 
  У1. Российская система образования: особенности ее
  становления, механизма и проблемы функционирования.
  Российская школа берет свое начало со времен Крещения Руси с создания училищ и дворцовых школ. Так известны школы, созданные князем Владимир (началоХ1в) в Киеве, Ярослава Мудрого в Новгорода (1030г.). В них "учение книжное" преподавали учителя-греки из Византии. Позднее появились и отечественные учителя, повторявшие традиции "7 искусств".
  С 1037г. в Киеве при Софийском Соборе начинают готовить священников. В ХП-ХШ вв. сформирован круг монастырских школ: в Смоленске, Владимире, Ростове Великом, Нижнем Новгороде. Обучались ученики рисуя на стенах и берестяных грамотах. Грамотность была достаточно распространена, о чем свидетельствуют бытовые тексты, на найденных в раскопках берестяных грамотах.
  В середине ХУ1 в. создается многоступенчатая система православного образования, подготавливающая в первую очередь священников. Различия в ступенях подготовленности основывается на базовых книгах, по которым ученики готовились. Сначала изучали Часослов (1-ая ступень), затем - Апостола (2-ая ступень, завершала процесс обучения - Библия.
  В середине ХУП века в Москве открывается греко-латинская школа при Ртишевском братстве, сходная по своим программам с европейскими университетами. Подобный центр открывается позднее в Чудовом монастыре. К аналогичного типа учебным заведениям можно отнести Заиконоспасскую и типографскую школы. Они подготовили открытие в 1687г. словяно-греко-латинской академии, дающей как светское, так и богословское образование.
  Петр 1 организовал широкую сеть светских учебных заведений: навигационную, приказную, пушкарскую и гошпитальную школу. Профессиональное обучение предполагало взаимообусловленность сословным деление. С 1714г. обучение становилось обязательным для дворян, духовенства, посадского люда и солдат. Для последних создаются цифирные школы.
  В 1727 создается Академия в Петербурге и в 1755г - Университет в Москве. В 70-ые годы к ним присоединяются горное училище, медико-хирургическая академия, Академия искусств. Статус высшего учебного заведения для дворян имели также Царскосельский и Александровский лицеи.
  В 1786г. Екатерина П утвердила "Устав народного училища", согласно которому организовывалась сеть городских начальных школ, которых в ХУШв. насчитывалось около 300, в них обучалось 20 тысяч учеников, работало 720 учителей ("Социология образования", Нечаев В.Л., с.151).
  Александр 1 ввел образовательный ценз как обязательное условие для занятие должности государственного служащего. Им введены аттестаты, дипломы, свидетельства - документы, подтверждающие факт окончания учебного заведения.
  Реформами образования в Х1Х веке предусматривалось 3 типа школ: приходские и уездные училища, гимназии и лицеи. Усиленное образование давалось в классической гимназии. Здесь обучение занимало как правило 7 лет, после его окончания можно было поступать в высшее учебное заведение. Наряду с государственными существовали и частные учебные заведения начального типа. В 1835г вместо университета, которому вменялось в обязанность их контролировать, эти права передаются попечительским советам. К середине Х1Х в. в России имелось 38 вузов, 7000 студентов, 900 профессоров и преподавателей.
  60-ые годы - новая реформа. Ее направление - повышение массовости обучения за счет открытия новых земских и церковно-приходских школ, отказ от сословных ограничений в школе. Главным предметом остается закон божий,. Кроме него обучали чтению церковно-славянских книг, письму,. арифметики,. церковному пению.
  Среди ученых, развивавших педагогическую науку в то время можно назвать Н.И.Новикова (1744-1818) автора идеи народной педагогики, воспитания учеников на позитивных примерах, А.Н.Радищева (1749-1802) - предложившего рассматривать образование как первейшую государственную обязанность, конституционно закрепленную, Н.И.Пирогова (1810-1881) - резко выступавшего против сословного неравенства в школе., К.И.Ушинского (1824-1870) настаивавшего на нравственных основах воспитания и народности. Последний известен своей идеей о сложности учения для ребенка, требований к наглядности и доходчивости обучения. Эти требования были учтены им в "Родном слове", которое переиздавалось 150 раз.
  Накануне революции (1914-1916гг) .в России было ("Социология образования", с. 153):
 * 72 вуза, в которых училось 120 тысяч студентов и работало 7 тыс. преподавателей.
 * 77 тысяч образовательных школ, обучавших 5,7 млн. учащихся силами 167 тысяч учителей.
  По переписи населения 1897 года грамотность в России составляла 29,6%, причем по мужчинам она оценивалась в 44,4%, а женщинам - 15,4%, в сельской местности - 24,6%. Это - одни из худших показателей по тому времени. Для суммарной оценки развития образования используется норматив (процент) обучающихся на общую численность населения. Так, вот в России он составлял 3,8. Ей уступали только такие страны как Перу (3,8), Боливия (3,0), Египет (2,3), Венесуэла (2,7).
  По количеству учителей на 10 тысяч человек населения в России приходилось 9,6, в США - 56, в Великобритании - 46, во Франции - 44, в германии -27, в Японии - 25, Италии - 19.
  Осознавая низкий уровень культуры, советское правительство сделало очень много для изменения общей ситуации и замалчивать эти позитивные сдвиги невозможно. Начиная с 1917г.. когда были национализированы школы, формируется единая правительственная образовательная политика, изложенная в законе "О единой трудовой школе в РСФСР" В 1918 г. было организовано специальное министерство - коммунистического просвещения (Минкомпрос) для решения названной задачи. В школе вводятся две ступени: начальное и среднее образование в школе; оговаривается возраст для бесплатного и обязательного для каждого ребенка посещения учебного заведения (с 8 до 17 лет). Конечно, учебные заведения были идеологически ориентированы, должны были стать и стали " орудием коммунистического перерождения общества". Однако, уже к 50-ым годам обязательное для всех (от 8 до 50 лет) получение грамотности в рамках широкой сети школ, вечерних школ и разнообразных курсов позволило сказать о полной грамотности жителей СССР.
  Как этап в развитии советской школы можно назвать 60-ые гг., прервавшие принцип единой (одинаковой) для всех школы, когда для особо одаренных детей вводились школы с углубленным преподаванием иностранных языков или математики. Причем здесь как обязательное условие детям из рабочих семей создавались определенные преимущества при поступлении.
  К середине 70-х годов Россия заняла одно из ведущих мест в мире по уровню грамотности и организации образования. На 10 тысяч человек в России было самое большое в мире количество учащихся и учителей. В стране было 856 вузов, 4.9 миллионов студентов средних специальных учебных заведений, 4,5 миллионов учеников.
  Перечисляя выдающихся советских педагогов нельзя не назвать такие фамилии как А. С. Макаренко (1888-1939), П. П. Блотский (1884-1941), С. С. Шацкий, развивающие идеи активизации учебного процесса. В. А. Сухомлинский (1918 - 1970) применил на практике гуманистический подход к обучению и образованию, уважения к ученику как личности. Тогда же сформировался деятельностный подход к образованию, как воспитание личности в коммуне (общности), совершенствующей себя через познание, см. работу В. В. Давыдова "Теория развивающего образования".
  Оценивая современные проблемы образования в России следует напомнить общеизвестное: его финансирование по остаточному принципу Это объясняет, во-первых, низкую заработную плату преподавателей или учителей (расчет размеров будет разбираться на семинарах), недостаточность средства, расходуемых на обновление фондов, научные разработки, социальные объекты. Такое положение в корне противоречит Хельсинскому соглашению, подписав которое Россия взяла на себя ряд обязательств, в том числе поддерживать высокий статус учителя. Другие обязательства, диктуемые соглашением, предполагают, во-первых, поддержание заработной платы на уровне, соответствующем оплате труда рабочего средней квалификации, т.е. намного превосходящем прожиточный минимум, во-вторых, заботу об имидже учителя как высоко престижной и значимой профессии.
  Объективно оценивая факт недостаточного финансирования образования, следует исходить из логики преобразований в социальной сфере при переходе от планового к рыночному механизму управления. Понимая преимущества коммерческого образования как более конкурентно способного, построенного на интересе и ответственности его производителя, признать необходимость его повсеместного внедрения в российскую практику нельзя. Российское население не готово к этим реформам. Оно слишком бедно, чтобы оплачивать полностью обучение детей в школе или вузе. Необходимо признать разумность современной государственной политики, поощряющей множественность форм образования: государственное, частное, смешанное, и одновременно выразить сомнение в возможности реформ, предлагаемых И.Грефом - экономическим консультантом В. Путина, по максимальному и быстрому расширению сферы платного образования.
  Признав, что образование - слишком важный социальный феномен, предопределяющий развитие страны на будущее, необходимо создать условия для оптимального сочетания платных и бесплатных услуг, учитывая, с одной стороны, низкие возможности населения по оплате обучения, а с другой - стремление к новаторству коммерческих вузовских и школьных образовательных систем. Учитывая общие традиции России, следует оставить государственное финансирование как базовое, расширяя сферу действия платных систем. При этом государство должно предоставить частным вузам льготы по налогообложению, аренде помещения и т.д. видя в этом источник снижения цены и роста доступности образования. При этом необходимо создавать профессиональные ассоциации контроля и лицензирования.
  Одновременно и государственное образование должно преобразовываться по пути коммерциализации. Учреждениям разрешается оказывать платные услуги в рамках сверхплановой деятельности (специальных факультетов, коммерческих студентов, коммерческие услуги факультета).
  Финансирование образования осуществляется либо из государственного (основные вузы страны), либо из муниципального (важные для города), либо отраслевого (например, институт торговли, транспорта и т.д.) бюджета. Законом "Об образовании" предусматривается оговоренный минимум его финансирования из государственного бюджета. В соответствии с Законом, он должен был первоначально составлять 5%, затем норматив сократили до 3% бюджетных доходов, что никогда не исполнялось на практике.
  Параллельно с реформированием системы финансирования происходит естественный прогрессивный процесс по внедрению передовых образовательных технологий, что особенно наглядно можно проследить на школьном обучении (общеобразовательные и авторские школы, гимназии, авторские предметные программы). Аналогично модернизируются образовательные процессы в колледжах, лицеях, вузах: вводится бакалавриат и магистратура, ищутся варианты оптимизации сроков обучения по специальностям, создаются новые модели управления вузами и т.д.
 
 
 
 
  5. КУЛЬТУРА И ФИЗИЧЕСКАЯЯ КУЛЬТУРА.
  1. Роль и социальные функции духовной культуры.
  П. Система учреждений, связанных с передачей и сохранением
  достижений культуры.
  Ш. Роль физической культуры и спорта в обществе.
  1У. Учреждения физической культуры и спорта.
 
  1. Роль и социальные функции духовной культуры.
  В разделе об образовании уже излагались особенности современного этапа цивилизации как перехода к гражданскому обществу, при котором роль индивида существенно возрастает, сам он качественно меняется - становится высоко образованным и культурным, занимающим активную гражданскую позицию. По мнению Ю. Хабермаса, духовная культура является предпосылкой и следствием этих преобразований.
  Различают культуру в широком (духовная культура) и узком смысле (деятельность в рамках учреждений, занимающихся культурным обслуживанием).
  Духовная культура - явление сложное и многообразное. Она передается по ряду каналов: через систему образования, воспитания и собственно культуры. Цель ее - выявление и закрепление в социальной памяти всей совокупности духовных богатств, произведенных предшествующими поколениями: знаний, навыков, приемов организации труда, социальных институтов и т.д. Она способствует усилению тех черт характера индивида (склонностей, предпочтений, хабитусов по П. Бурдье, остатков по А. Парето), которые являются общественно значимыми, достойными воспроизводится будущими поколениями: трудовые устремлении, мораль, этика, эстетика и т.д. В литературе предлагаются менее конкретные определения. Так, О. Новотный и Я Фишер (см. монографию "Экономика культуры"М.,1987) дают такое определение культуры: "это особая отрасль, продукт которой удовлетворяет специальной группе человеческих потребностей".
  Особенностями культуры в узком смысле этого слова, т.е. как особой сферы деятельности являются: во-первых, многообразие ее форм, во-вторых, добровольный характер потребления культуры, в-третьих сочетание профессиональных и непрофессиональных (любителей) .навыков у производителей этих услуг. Опишем эти особенности подробнее.
  Понятно, что многообразие форм предполагает множество направлений деятельности и способов организации предприятий культуры: изобразительное и театральное искусство, концертные или производительные (полиграфия) предприятия.
  Добровольность потребления продукции сферы культуры вызвана сложностью ее конечного продукта. Трудно представить человека, который готов к восприятию всего диапазона продуктов этой сферы. Потребление многих из них требует либо особой подготовленности к восприятию (чувство юмора), либо наличию утонченных физиологических качеств (музыкальный слух). В любом случае потребление культуры требует времени - самого большого дефицита современности, поэтому каждый выбирает тот ее вид, который ему нравится, либо не выбирает ничего.
  Культура - особая деятельность, что проявляется в ее предельной притягательности для потребителей и исполнителей. Талантливые произведения, исполнители незабываемы, они вплетаются в нашу жизнь так тесно, что требуют самостоятельного их воспроизведения пусть в домашнем кругу. Общее образование, предполагающее воспитание у каждого минимальных навыков в области отдельных видов искусства, как условие более полного восприятия мира, делает грань между любителями и профессионалами менее отчетливой. Выпускник музыкальной школы, не избравший музыку в качестве основной профессии, вполне готов к домашнему (а иногда и концертному) музицированию. Есть отдельные виды искусства, которые основаны на участие в них непрофессионалов, сохраняя этим "дыхание улицы, жизни", например бардовская песня или примитивная живопись..
  Характеризуя социальные функции культуры можно выделить следующее:
 * сохранение духовных богатств, накопленных предшествующими поколениями,
 * развитие этих богатств через создание новых образцов, навеянных современными проблемами и ассоциациями.
 * воспитание нового - творческого, тонко чувствующего, гармонично развитого человека как основы и предпосылки общества будущего.
 Степень выполнения социальных функций можно проследить
 на примере Русского музея (С.- Петербург). Аккумулируя лучшие произведения прошлого и настоящего, музей создал коллекцию, для просмотра которой в полном объеме не хватит двух жизней. Как и все, наш музей скупает образцы лучших отечественных современных мастеров. Этим он, с одной стороны, материально их поддерживает, а с другой, готовит будущую экспозицию, призванную охарактеризовать для будущих поколений специфику нашего времени.
  Сейчас в музее выставляется лишь 1% хранящихся фондов, что полностью соответствует мировой практике. Недаром лучшие мировые музеи называют "саркофагом произведений искусства".
  Наряду с постоянными экспозициями, знакомящими посетителя с основными богатствами музея, организуются временные выставки. Так, русский музей организует 40 выставок в год в своих стенах и 70 - вывозит за пределы города, организуя базу для временного обмена фондами с другими хранилищами произведений искусства.
  Музеи это не только сохранность и открытый доступ к коллекциям, но и зданиям, в которых они размещаются. Отрадно отметить, что за последние 5 лет помещения музея выросли в 4 раза и располагаются ныне в 12 дворцовых комплексах. Помимо дворцов Александра 1 и корпуса Бенуа, составляющих основу музейной экспозиции, за последнее время были включены в состав и открыты для посетителей - часть Михайловского дворца, Мраморный .и другие.
 
  П. Система учреждений, связанных с передачей и
  сохранением достижений культуры.
  Многообразие форм передачи достижений культуры предполагает множественность классификации учреждений культуры:
  - по видам деятельности (творческие: литературное творчество, театрально-массовые представления, радио и телевидение, просветительско-культурные учреждения (музей, выставки, библиотеки); производственные подотрасли: издательская, кинематографическая, ювелирная и другие);
  - по формам воздействия (массовые и индивидуально ориентированные),
  - по характеру воздействия (шоу-бизнес или камерная аудитория),
  - по способам финансирования (государственное, коммерческое, смешанное).
  Перечислим и раскроем основные проблемы сферы культуры:
 1. сокращение финансирования,
 2. коммерциализация и вестернизация культуры.,
 3. закрытие ряда учреждений культуры.
 1. сокращение финансирования
  В "Основах законодательства Российской Федерации о культуре" четко фиксируется (ст.45) минимальный предел ассигнований из госбюджета на развитие культуры.-2%, а для местных бюджетов этот минимум установлен на уровне 6%. Но эти нормативы еще ни разу не были выполнены ни на федеральном, ни на муниципальных уровнях. Современная экономическая ситуация в России не дает оснований на прекращение этой тенденции. Надо отдать должное, что и в мировой практике не встречается таких высоких значений нормативов, .которые заложены в указанном законе. Обычный уровень финансирования составляет 1,4-1,5%
  Мировой опыт показывает, что основой финансирования культуры являются спонсорские пожертвования. Это же подтверждает и российская история. Мы с благодарностью вспоминаем известных меценатов прошлого - Третьяковых, Морозовых, Рукавишниковых. Среди известных меценатов были дворяне - Шереметьевы, Юсуповы, Барятинские и другие. Сейчас же спонсоры в большей мере тяготеют не к образцам высокого искусства, а скорее к шоу-бизнесу. Изменились и мотивы меценатства. Как отмечает Ф.Ф.Рыбаков (в статье "Социально-культурная сфера и рыночные отношения", см. Вестник СПбГУ, 1996, серия 5, выпуск 3. С.33) раньше среди русских меценатов преобладали патриотические и религиозные мотивы, а также стремление к социальным льготам и привилегиям. Меценатство в отдельных случаях давало право личного дворянства, поощрялось специальными правительственными наградами, например орден Св. Владимира давали исключительно за него.
  В настоящее время побудительные мотивы сводятся преимущественно либо к рекламе товарного знака, либо к созданию позитивного имиджа фирмы. По мнению уже упомянутого Ф. Ф. Рыбакова, меценатство нужно возрождать, а государство должно об этом позаботиться.
  Мировая (американская) статистика свидетельствует, что финансирование культуры распределяется примерно следующим образом: половина расходов покрывает зритель (потребитель), четверть - государство и столько же спонсоры.
 2. коммерциализация и вестернизация культуры.
  Во всем мире культуру не рассматривают как прибыльную отрасль сферы услуг. Создаются смешанные источники финансирования, чтобы сохранить национальные традиции, образцы высокой культуры, обеспечить молодежь местом достойного развивающего досуга.
  В России в связи с ограниченностью бюджетного финансирования учреждения культуры вынуждены искать другой путь - коммерциализацию услуг, т.е. отказаться от высоких по уровню, но мало посещаемых образцов культуры, искать дешевые способы привлечения зрителя. Кинотеатры заполнены западными фильмами, постановки в театрах изобилуют дешевыми приемами, в надежде на дополнительный приток посетителей. Даже известный своими традициями Мариинский театр завлекает зрителя на "Соломею" - хит театрального сезона 2000-2001года - обнаженной солисткой, испуганно бегающей перед зрителем.
 3. закрытие ряда учреждений культуры.
  Справедливости ради отметим, что в СССР уделялось культуре большое внимание, видя в ней и способ организации досуга населения и возможность проведения идеологической работы в массах. Практически в каждом поселке, городке были клубы и библиотеки, кинотеатры и парки отдыха. .Сейчас же все это практически отсутствует или находится в полном запустении: фонды библиотек не пополняются, клубы закрываются, остались одни дискотеки. Только в Ленинградской области за один 1994 год закрыли 35 сельских домов культуры, оставив молодежь без организованного досуга, а руководителей "кружков" и секций - без работы по специальности.
  При этом нельзя не отметить, что многие главы исполнительной власти городов и поселков области, понимая значимость домов культуры, из последних средств пытаются их профинансировать, справедливо видя в них свое будущее, гарантию закрепления здесь молодежи.
 
  Ш. Роль физической культуры и спорта в обществе.
  Спорт и физическая культура - неотъемлемая составная часть воспитания гармоничной личности. Изменения в образе жизни, вызванные новым характером трудового процесса, развитием транспортных средств и т.д. привели к недостаточной двигательной активности человека, что ухудшает его физиологическое и психическое здоровье, ослабляет личностные качества: конкурентоспособность, коллективность, выносливость, активность и т.д.
  Следует различать спорт и физическую культуру. Цель первого - систематическое повышение своих спортивных результатов (достижений), что осуществляется, как правило, публично в ходе победы в соревнованиях. Современной формой организации последних является, как правило, шоу-бизнес. Финансовая основа - коммерческая деятельность в виде оплаты билетов на соревнованиях, использование средств от рекламы. Отдельные виды спорта могут пользоваться и государственной поддержкой.
  В настоящее время, о чем свидетельствуют высказывания Пьера де Кубертена и других известных деятелей спорта, что подтвердила Олимпиада в Сиднее, безусловность прогрессивной роли спорта оспаривается. Деятели международного спорта все чаще обращают внимание на массовое применения допинга спортсменами, большой уровень травматизма, на то, что высокая нацеленность спортсменов на достижение результата ведет к их негармоничному развитию как личностей, что усложняет их будущую жизнь.
  Одновременно оспаривается социальная значимость соревнований, где на глазах у тысяч болельщиков спортсмены идут на риск для жизни во имя секунд, которые практически не видны. Некоторые виды спорта развивают агрессивность, отдельные представления воспевают культ жестокости и насилия.
  При этом не следует видеть в современном спорте один негатив. Он - лучшее доказательство силы государства. Посещение спортивных состязаний - . прекрасный способ проведения досуга. Однако необходимо ужесточение контроля за спортивными состязаниями, пропагандой ими здорового образа жизни, как более значимой ценности, чем победа за счет медицинских препаратов.
  Цель физической культуры - улучшение физического и психического здоровья, самосовершенствование человека. Форма организации - тренировочные занятия. Финансовая основа - средства занимающихся или субсидии государства (предприятия).
  Физическая культура и спорт взаимосвязаны. Их противопоставление уместно, но не всегда, ибо без спорта нет физкультуры и наоборот.
 
  1У. Учреждения физической культуры и спорта.
  Спорт как вид деятельности регулируется:
  а) государственным комитетом спорта, представленным государственными чиновниками, распределяющими финансовую или другие виды помощи между видами спорта;
  б) федерациями по видам спорта, формируемыми из профессионалов и спортивной общественности, распределяющими государственную помощь между организациями по видам спорта.
  Учреждения спорта (физкультуры) делятся на государственные и коммерческие (частные). Последние функционируют вне государственной системы, за счет средств благотворителей или членских взносов граждан.
  Управление учреждениями физической культуры, в отличие от спортивных, заключается в их подчинении местным органам власти (муниципалитетам) или предприятиям, которые, выявляя специфику интересов населения, создают им возможности для занятий. Основой современного финансирования является смешанное, включающее муниципальные, коммерческие и благотворительные источники.
 
 
 
 
 
  6. АРМИЯ
  1. Безопасность как разновидность социальных услуг.
  2. Армия : понятие. структура, современные тенденции.
  3. Основные направления российской военной реформы.
  4. Экономика армии.
 
  1. Безопасность как разновидность социальных услуг.
  Насилие объективно существует. Это -. одна из естественных форм обогащения индивидов и народов, древнейший способ укрепления и развития нации (общности). Оно восходит к биологической природе человека, реализуя закрепленную веками предрасположенность к физической силе как способу выживания в рамках естественного отбора. Длительное время насилие культивировалось государствами, воспитывалось как национальная традиция, воины воспевались, военные успехи передавались из поколения в поколение. Уже в Х1Х веке эта тенденции была признана ошибочной. Пацифизм становится преобладающей национальной идеологией, однако, об окончательной его победе стало возможным говорить лишь после 2-ой мировой войны, да и то с оговорками, поскольку ряд азиатских стран его не разделяют.
  Безопасность, как форма защиты от насилия, является важной потребностью наряду с такими как образование, здравоохранение и т.д.. А. Маслоу включает ее в список базовых, но не первичных. В условиях относительной безопасности людей больше заботит наличие пищи и крова. Однако, по мере их удовлетворения значимость гарантированной безопасности как обязательного условия для спокойной жизни и труда возрастает В конечном итоге необходимость порядка и спокойствия становится настолько очевидной, что общество поручает государству создать систему, их гарантирующую, финансируя все расходы на эти цели через налоги.
  Различают военную и экономическую безопасность. Первая предполагает защиту от всех форм насилия и агрессии, включая внешнюю (армия) и поддержание внутреннего порядка (милиция, полиция). Вторая - сохраняет институт частной собственности, обеспечивая этим мотивацию предпринимательской и трудовой активности населения.
  В демократических государствах организация военной безопасности является услугой, в недемократических - реализацией тоталитарных устремлений властных органов управления. В первом случае, численность и мощь армии выражает общественную потребность, а ее размеры должны определяться реальными характеристиками общественного мнения, национальными традициями, экономическими (бюджетными) возможностями государства. Практика постоянного мониторинга общественного мнения независимыми (отделенными от армии) военными социологами существует в США и европейских странах.
  В условиях недемократичного правления (второй случай) армия способствуют сохранению правящего режима, организует его защиту от населения. Таковы - диктаторские государства. К ним можно отнести ряд азиатских стран, правительства которых озабочены собственным сохранением, а не государственными интересами.
  Запрет агрессии в любой форме ее проявления: пропаганда войны и применения силы в международном масштабе, насилие на улице или в семье, - становится глобальной задачей мировой цивилизации. Национальные системы безопасности заменяются общественной (межнациональной).
  Как научная парадигма, общественная безопасность была сформулирована Геронтом Иоахимом (20-30-ые годы .ХХ в.) и изложена им в "Теории антивоенного действия", где обосновывается идея возможности ненасильственной защиты от государственной агрессии на современном этапе. Г. Иоахим призвал к заключению общественного наднационального договора (общепризнанными мировыми лидерами) не участвовать в военных действиях вне зависимости от призывов правительства.
  Развитием идеи Геронта Иоахима являются рекомендации конференций, посвященных обсуждению возможностей ненасильственной защиты (первая состоялась в 1964г.), а также новые научные монографии по теме. Одной из особо значимых является работа Иохана Низинга "Общественная оборона как логическая альтернатива". В ней общественная оборона рассматривается как система устрашения, основанная на способности населения ненасильственным путем оказывать сопротивление посягательствам на равенство и свободу". Содержанием этой работы является сопоставление всех "за" и "против" милитаризации и разоружения.
 
 
  2. Армия : понятие, структура, современные тенденции.
  Классическое определение армии дал Ф. Энгельс. Армия это - организованное объединение вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной или оборонительной войны (Ф. Энгельс, 2-ое изд.,т.14, с.5). Конечно, это определение нуждается в корректировке, отражающей современную роль армии, заключающуюся еще и во возможности ее использования для предотвращения войн. Еще В. Соловьев утверждал, что в ХХ в. человечество превращается в единое целое, которое действительно, хотя и невольно, живет единой жизнью.
  Основная мировая тенденция - сокращение роли и размеров армии. Последний рост численности имел место перед 2-ой мировой войной, когда войска увеличились в 3 раза и составили 30 миллионов человек. После войны численность армии во всех цивилизованных странах стабильно сокращается.
 
 
  3. Основные направления российской военной реформы.
  Структура современной российской армии - 2-2.4 миллиона военнослужащих, 10 миллионов милиционеров (МВД и КГБ), 50 миллионов резервистов, 80 миллионов занятых в военно-промышленном комплексе ВПК (данные приводятся известным военным социологом В.В. Серебрянниковым ). Статистика дает и другие цифры. В орбиту военных интересов входят 1500 предприятий ВПК, 2 миллионов казаков, 20 миллионов военных пенсионеров, 7 миллионов членов семей военнослужащих.
  Военная реформа исходя из текста "Концепция национальной безопасности Российской Федерации" рассматривается в трех направлениях. Первое - изменение роли армии, отказ от ее доминирующего положения в обществе и производстве. Последнее проявлялось в привилегированном положении военнослужащих, первоочередности финансирования военных отраслей, закрытости армии для проверок и т.д. Второе - переход к профессиональной армии. Третье - конверсия производства.
  Рассмотрим подробнее второе и третье направления.
  Переход к профессиональной армии имеет место в большинстве стран. Однако она отсутствует, например, в Израиле. В США начало процесса датируется 1973г.
  В России идет поэтапная подготовка к функционированию армии на профессиональных началах. Ряд исследователей считает, что замедление процесса поощряется генералитетом, поскольку его численность напрямую зависит от числа военнослужащих. При этом актуальность перехода очевидна. Уже сейчас армия не в состоянии выполнить план по призыву. Малограмотные и физически не всегда здоровые призывники не в состоянии управлять той сложнейшей техникой, которая находится сегодня на вооружении. Сужение офицерских функций до повсеместного и полного контроля за солдатским составом, дисквалифицирует их труд, лишает его творческого характера.
  Переход на профессиональную армия планируется осуществить в 15 лет. Первыми должны быть переведены ракетные и технически высоко оснащенные рода войск. Артиллерия и пехота - в последнюю очередь.
  Третье направление военной реформы отражено в Программе "О конверсии оборонной промышленности в РФ", разработанной в соответствии с законом1992 года. Она предполагала постепенный перевод военных предприятий на выпуск "мирной" продукции. Из-за осложнений бюджета финансирование конверсии временно прекратилось, а многие предприятия находятся на грани банкротства.
 
  . 4. Экономика армии.
  Армия - особая разновидность бюджетных предприятий. Ее особенность определяется как секретностью, а поэтому закрытостью для всяческих проверок, так и особым режимом организации труда, характеризуемым понятием служба. Первое проявление воплощено в ограниченности государственного участия в управлении армией, т.е. оно оплачивает ее расходы, но не контролирует их целесообразность.
  Вторая особенность определяет особенность организации труда военнослужащих, меньшее проявление демократических институтов, подчиненность уставу как основе управления. Здесь отсутствует государственное планирование деятельности армейских частей, кроме финансового. Армия сама назначает свой высший командный состав, роль государства (президента) сводится к его утверждению. Имеются различия и в организации оплаты труда военнослужащих. При этом, хотя основной должностной оклад и имеет черты тарифа (разряда), он составляет лишь часть оплаты труда. Кроме него используются надбавки за специальные звания и выслугу лет, путевое довольствие, государственное обеспечение (лечение и материальную помощь, оплачиваемые путевки в санатории), оплата почтовых, хозяйственных и транспортных расходов.
  Приведенные сведения раскрывают суть взаимоотношений между армией и государством, но не в коей мере не позволяют количественно оценить разумность затрат, оценивать их эффективность (сравнивать с другими странами или по родам войск). Единственная монография "Военная экономика. Теория и актуальные проблемы", под ред. А.И. Пожаркова, М.,1999г., лишь перечисляет направления расходования средств, не приводя цифр, раскрывающих их размеры.
  Интересно, что одна из первых книг по данной тематике "Военная экономика", написанная Е.Ф. Канкрином (1774-1845гг), генерал-лейтенантом русской армии в 1812-1814гг, а позднее министром финансов России так и не переведена на русский язык.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  7. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
  1. Особенности городского хозяйства как отрасли.
  П. Структура и социальная роль ЖКХ
  Ш. Содержание жилищной реформы. Понятие кондоминимума.
  1У. Транспорт как сфера коммунальной деятельности
 
  1. Особенности городского хозяйства как отрасли.
  Следует различать понятия городского и коммунального хозяйства, их отличия от термина "инфраструктура". Коммунальное хозяйство - совокупность отраслей (подотраслей), производящих услуги, связанные с обеспечением условий для жизнедеятельности людей, причем их потребление носит коллективный характер. К ним относят водоснабжение, электроэнергетику, транспорт, дороги и т.д.
  Городское хозяйство - совокупность предприятий, обслуживающих жизнедеятельность города как особой формы поселения. Оно включает в себя предприятия, обслуживающие и население и предприятия. Структура объектов городского хозяйства шире, чем коммунального. Она включает также совокупность бытовых предприятий, обслуживающих отдельного человека (магазины, прачечные) а также предприятия (канализация, транспорт, экологические сооружения и т.д.).
  В целом, различие заключается в том, что они характеризуют одни и те же услуги, но с разных сторон. Городское хозяйство характеризует их с точки зрения сферы деятельности - жилищно-бытовые услуги, в то время как коммунальное хозяйство - коллективный характер потребления.
  Несколько в стороне находится понятие "инфраструктура". Оно выражает совокупность учреждений, составляющих необходимый минимум услуг, необходимых для проживания человека. Речь об инфраструктуре заходит, когда осуществляется строительство объектов в необжитых районах, когда проговариваются условия, необходимые для жизнедеятельности потенциальных работников.
  В "инфраструктуру" включаются предприятия и учреждения, необходимые для жизнедеятельности человека и как индивида, и как звена группового потребления. Его цель - очертить и оценить их в соответствии с просчитанными нормативами (количественными и структурными по видам услуг).
 
  П. Структура и социальная роль ЖКХ
  Жилищно-коммунальное хозяйство - часть предприятий городского хозяйства, занятыя оказанием коммунальных услуг в жилищной сфере. Жилье - важнейшая потребность человека, которую И. Маслоу рассматривает как первичную. По мере роста доходов населения, жилье, сохраняя первичность удовлетворения этой жизненной потребности, воплощает и другие (вторичные) - отдых и рекреацию, способ социализации, а иногда и место производства (в условиях индивидуально-трудовой деятельности).
  Чем выше уровень жизни населения страны, тем лучше жилищные условия, тем большие потребности оно реализует. В нашей стране жилье предельно функционально. Оно оговаривается по размерам и должно соответствовать предельно допустимым нормам. Главный ориентир - нормативный минимум жилья, который гарантируется государством. Он оценивается в 5,5-6 кв. м. на человека. Качественные параметры жилья практически не оговариваются.
  Иной подход к государственной жилищной политики в развитых странах. Здесь оговариваются нормы (для ЮНЕСКО это 18 метров) и качество жилья. Так, предполагается обязательным отдельная комнаты для каждого человека при наличие двух дополнительных комнат на семью для удовлетворения потребности в общении. Так, для семьи из 4-х человек нормальным считается 6-ти комнатная квартира, метраж которой превышает 72 метра (18 х 4). В случае, если жилье не соответствует этим параметрам, то его владельцам положены льготы для приобретения другого - лучшего. К ним относятся скидки с подоходного налога, льготные банковские кредиты для приобретения жилья, в отдельных случаях - муниципальные квартиры.
 
  Ш. Содержание жилищной реформы. Понятие кондоминимума.
  Жилищная реформа, проводимая в России с 1995 г., вызвана стремлением субъектов федерации переложить оплату жилья на плечи граждан. Напомним, что до перехода к рынку жилье было практически бесплатным и финансировалось из огромных общественных фондов потребления, создаваемых обобществлением результатов производства государством, полученным от постоянной "недоплаты" труда работников. Если за рубежом заработная плата составляет как минимум 50% произведенного продукта, остальная часть присваивается собственником предприятия (в том числе идет на производственное накопление) или государством (муниципальными органами). В России выплаченная работнику часть произведенного им продукта составляла 14-18%, остальное перераспределялось через общественные фонды потребления либо присваивалось государством.
  После перехода к рынку, когда механизм огосударствления всех продуктов труда распался, государство передало содержание жилищного фонда муниципалитетам, закрепив за ними часть налогов и одновременно вменив им в обязанность решение жилищных проблем. Это бремя оказалось достаточно тяжелым, т.к. "съедало" подавляющую часть налоговых поступлений субъектов федерации. Они постарались максимально переложить его на плечи населения своих регионов, провозгласив начало жилищных реформ.
  Помимо этой общей идеи, жилищные реформы призваны упорядочить финансирование ЖКХ, переведя учреждения на рыночный механизм, создав конкурентные структуры. Это второе направление осуществляется крайне медленно. ЖКХ всеми правдами и неправдами пытаются сохранить свой монополизм, закрыв доступ в эту сферу частным предприятиям. Поэтому, принятый закон, разрешающий рыночные отношения коллективам собственников жилья "О кондоминимуме (1995г.)", так и остался практически не внедренным в жилищных практику.
  Напомним содержание закона "О кондоминимуме". Он закрепляет юридическую возможность создания и функционирования в жилищной сфере частных (коллективных) предприятий. Он разрешает гражданам создание коллективных товариществ (для коллективов, объединяющих более 2-х человек) по совместному использованию жилых помещений или организации обслуживания жилья.
  Конкретным проявлением реформы стало увеличение расходов населения на оплату жилья, включая рост стоимости жилья и цен на газ, электричество, воду и т.д. Реформа предполагает ряд льгот для мало обеспеченных граждан. В первую очередь это касается тех, чьи доходы - ниже прожиточного минимума, а оплата жилья превышает 15% дохода семьи. Реформа планирует поэтапный переход к новой системе оплаты, по окончании чего квартиросъемщик должен самостоятельно оплачивать свои расходы. Реформа должна закончится в 2005году. Сейчас население оплачивает лишь 40% суммарных расходов, поэтому возможность завершения реформы в срок является проблематичной.
  Более разумным предлагается дифференцированный подход к оплате расходов на жилье применительно к доходам населения. Обеспеченным владельцам жилья уже сейчас предлагает полностью платить за себя, мало обеспеченным - по мере роста своих доходов.
 
  1У. Транспорт как сфера коммунальной деятельности
  Являясь необходимым условием жизни и труда населения, транспорт относится к крайне важным сферам, непосредственно связанным с благосостоянием. Рост цен на проезд подтверждает факт малой обеспокоенности государства жизнью и благополучием граждан. Проездная карточка составляет 10 % от средней заработной платы, и, что парадоксально, превосходит по величине уровень МРОТа. Складывается нелепая ситуация, при которой работник 1-ого разряда получает оплату (при утвержденном в 2000 году Государственной Думой МРОТе в 132р.) ниже, чем стоимость проезда на работу. При этом качество проезда ухудшается, интервалы в движении транспорта растут. Все это делает необходимым изучение его проблем
  Напомним, что транспорт во всем мире является дорогостоящей услугой. Во всех странах он оплачивается смешанным образом, ибо нигде население не может нести полного бремени расходов по его обслуживанию. Однако, соотношение доли государства и индивидуальной оплаты, различно. Самые большие расходы берет на себя государство в Арабских Эмиратах, где оно оплачивает часть эксплуатационных расходов (затраты на оплату труда водителя, топливо), а не только основные средства (стоимость транспортных средств, содержание дорог и автопарков). В других странах, наоборот, население оплачивает часть расходов, значительно превосходящую долю государства (муниципалитетов). К таким государствам можно отнести Англию, Германию и другие.
  Поиск совершенного финансового механизма охватывает не только соотношение доли государства и населения, но и повышение эффективности работы транспортных служб, выявление оптимального режима работы и финансирования. Ряд городов (Рим, Лондон) периодически проводят эксперимент по бесплатному проезду, выясняя возможность введения транспортного налога. Несколько дней в году транспорт в этих городах работает бесплатно, выявляя потенциальную потребность. Эксперимент показывает, что введение бесплатного проезда, помимо финансовых убытков для государства, значительно увеличит нагрузку на транспорт. Люди стремятся проехать даже небольшое расстояние, сокращая этим свою двигательную активность.
  Еще одно направление поиска - расширение сферы рыночных отношений, повышение эффективности работы предприятий через заключение подрядных договоров государства с коммерческими фирмами, осуществляющими перевозки. Главным направлением поиска является база для расчета государственных доплат. Так, все штаты США имеют свою систему дотаций: фиксированные платежи (11% штатов), процент убытков (соответственно 9%) или расходов (6%), пропорционально объему перевозок (7%), или численности населения (4%), возможны и другие способы. Приведенные примеры показывают, что и в нашей стране можно и должно искать модели оптимальных отношений государства, транспортных организаций и населения.
  Состояние развития транспорта в России определяется рыночной реформой. Поскольку транспорт в целом является монопольным сектором, где монополистом является государство, оно увеличивает плату за проезд максимально возможным способом, ограничиваясь лишь доходами населения. В целом, как это изложено в упоминаемой работе К. Муздыбаева, за 3 года реформ (т.е. к 1994г.) объем перевозок сократился на 50%, железнодорожные междугородние перевозки сокращены на74%, воздушные на 22,9%. Ухудшено качество услуг городского транспорта: интервалы в общественном транспорте составляют 20 минут, интервалы между поездами метрополитена увеличены на 17%, автобусов на 25%. Количество машин-такси на линии сокращено на 63%. При этом оплата проезда увеличилась более, чем в 700 раз.
  Оценивая состояние ЖКХ и транспорта следует отметить, что они - отражение общего хозяйственного механизма в стране. Пока в стране продолжается кризис здесь не может быть порядка и эффективной работы, а собранных средств всегда будет не хватать.
 
 
 
  Р е к о м е н д у е м а я л и т е р а т у р а:
  1. Банковская система США, М.,1999
  2. Д. Белл. Грядущее постиндустриальное общество, М.,1999.
  3. Военная экономика, М.,1999.
  4. Государственная служба: организация, кадры, управление,
 М.,1999.
  5. Королева С.И. Торговля в условиях экономической реформы
 в России,М.,1999.
  6. Мировой опыт реформ пенсионных систем, М.,1999
  7. Муздыбаев К. Динамика уровня жизни в Петербурге, СПб,
 1995
  8. Немецкая банковская система, М.,1999.
 9. Стиглиц Дж. Экономика государственного сектора, М.,1996.
  10. Торговля в России М.,1999.
  11. Фондовые рынки США и России,М.,1998
 12. Шаститко А.В. Неоинституциональная экономическая
 теория, М.,1998.
 13. Экономические институты капитализма, под ред
 Катькало С.С., СПб, 1996.
 14. Юргашева Л.А. Проблемы бюджетного финансирования
 отраслей бюджетной сферы, М.,1997.
  15. Якобсон Л. Экономика государственного сектора.М.,1997
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 2
 
 
 2
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу