<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Содержание
 
 
 ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2
 I. МЕНЕДЖМЕНТ: ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ 2
 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА 2
 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ МЕНЕДЖМЕНТА 3
 3. ХАРАКТЕРИСТИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ 4
 II. МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 7
 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 7
 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К МЕНЕДЖМЕНТУ 8
 3. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЯ "ПРЕДПРИЯТИЕ" 10
 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 10
 III. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 11
 1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 11
 2. МЕНЕДЖМЕНТ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА 12
 3. МЕНЕДЖМЕНТ И ВНЕШНЯЯ СРЕДА 13
 IV. МЕНЕДЖМЕНТ И МЕНЕДЖЕРЫ 15
 1. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 15
 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И МЕНЕДЖЕР 15
 3. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РОЛИ 17
 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕНЕДЖЕРОВ (УПРАВЛЕНИЯ) 18
 V. ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 20
 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ 20
 Процесс установление целей в организации 21
 2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) 22
 3. МЕХАНИЗМ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ 24
 VI. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 28
 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ПРИНЦИПЫ И АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ФУНКЦИИ 28
 2. КОМПОНЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ 29
 3. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ 31
 VII. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК СТРУКТУРА 32
 1. ПОНЯТИЕ СТРУКТУРЫ, ТРЕБОВАНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ 32
 2. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ 33
 VIII. ПОСТРОЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 37
 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ЦЕЛИ-СРЕДСТВА 37
 2. ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИИТАЛЬНОГО УРОВНЯ 37
 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ УРОВНЮ 37
 4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕК - ОРГАНИЗАЦИЯ 39
 IX. КОНТРОЛЬ КАК ФУНКЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ 41
 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ 41
 2. ЭФФЕКТ КОНТРОЛЯ 42
 X. РУКОВОДСТВО: ВЛАСТЬ И ВЛИЯНИЕ 42
 1. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ И ВЛИЯНИЯ 42
 2. ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ 43
 
 
 Полезная литература
 
 1) Коротков Э. М. "Концепция менеджмента" Москва, 1996.
 2) Мескон "Основы менеджмента" 1992-1997.
 3) Виханский О. С., Наумов А. И. "Менеджмент", 1994-1997.
 4) Герчикова И. Н. "Менеджмент" Москва, 1994-1997.
 5) Словарь-справочник менеджера. Под редакцией Лапусты М. Г. Москва, 1996.
 6) Уткин Э. А. "Управление фирмой" Москва, 1997.
 
 
 Журналы:
 1) "Проблемы теории и практики управления".
 2) "Менеджмент в России и за рубежом".
 3) "Менеджмент", издательство МГУ.
 4) "ЭКО".
 I. Менеджмент: понятие и эволюция
 1. Определение понятия менеджмента (управление и менеджмент: общее и отличное).
 2. Развитие теории и практики менеджмента.
 3. Характеристика и классификация научных подходов к менеджменту.
 
 1. Определение понятия менеджмента
 За рубежом менеджмент и управление в принципе одно и то же, хотя есть отличия.
 * Управление - это целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую, с целью ее изменения или изменения ее поведения в определенном необходимом направлении.
 
 * Управление - более широкое понятие, которое относиться как к живой, так и к неживой природе, может клонироваться по различным видам деятельности человека или сферам деятельности, к различным органам управления.
 
 Менеджмент - от латинского "manus" - рука. Раньше означало искусство управления лошадьми.
 
 * Менеджмент - это теория и практика управления фирмой и ее персоналом в условиях рынка.
 
 Виханский: Менеджмент предполагает собой многоплановое явление, охватывающее процессы, происходящие в фирме, связанные с ее внутренней и внешней средой.
 
 Герчикова: Управление - это вид профессиональной деятельности в условиях рынка, направленный на достижение намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, методов и функций экономического механизма.
 
 Оксфордский толковый словарь: Менеджмент:
 - способ, манера обращения с людьми;
 - власть и искусство управления;
 - умелость администрации;
 - орган управления;
 - административная единица.
 
 Словарь-справочник менеджера: Менеджмент - совокупность методов, правил и т. д. Управления на уровне фирмы в условиях рынка.
 
 * Менеджмент - определяется как тип управления, который можно определить как функцию или вид деятельности, как процесс (интеграционный), как орган или аппарат управления, как категория людей, как наука и искусство.
 
 1. Менеджмент как интеграционный процесс: с его помощью профессионально подготовленные люди формируют организации и управляют ими, путем постройки целей и разработки способов и средств их достижения.
 2. Процесс предполагающий разработку функций:
 * предвидение или целеполагание (прогнозирование, программирование, планирование),
 * организации (руководство и другое),
 * мотивации,
 * контроля.
 
 Существуют всеобщие функции менеджмента: координирование (координация), либо руководство.
 
 3. Умение добиваться поставленных целей, играя большую роль в менеджменте через процессы влияния и власти. Менеджмент - это еще и искусство. Искусство и наука управления неразделимы.
 
 4. Люди: "Кадры решают все"
 * низовой менеджмент,
 * средний менеджмент,
 * высший менеджмент (подразделения, органы управления).
 
 * Менеджмент - это управление в условиях рыночной экономики.
 
 В условиях рыночной экономики менеджмент означает:
 * ориентация на спрос и потребности рынка, на спрос и потребности конкретных потребителей, организацию производства тех товаров, которые пользуются спросом и приносят прибыль, а так же создание новых рынков, новых потребностей для эффективной деятельности;
 
 * это постоянное стремление к повышению эффективности производства (это миссия, а не цель);
 
 * хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений на всех уровнях, для тех, кто несёт ответственность за конечные результаты деятельности фирмы;
 
 * постоянная корректировка целей и программ;
 
 * выявление конечного результата деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
 
 * необходимость использования современной информационной базы для принятия обоснованных и оптимальных решений.
 
 Декарт: "Определяйте значение слов: тем вы избавите мир от половины его заблуждений".
 
 2. Развитие теории и практики менеджмента
 
 Считается, что управление зародилось в древнем Шумере, где возник слой жрецов-бизнесменов. Время древних шумеров называется первой управленческой революцией.
 
 Древний Египет: вопрос о целенаправленной организации человеческого труда, о децентрализации управления.
 
 Вторая революция: 1670 год до нашей эры, деятельность царя Хамурапи, который силен не только своим сводом законов. Он оставил письменные документы о контроле и управлении. Жёсткая необходимость не перекладывания ответственности на низовые звенья.
 
 Третья революция: связывают со временем Навуходонеора II (600-е годы до нашей эры). Произошло соединение государственных методов правления с контролем в области производства и строительства.
 
 Четвёртая революция: датируется 17-18 векам нашей эры и связана с появлением новых индустриальных методов в земледелии, промышленности, строительстве, говорящих об индустриальном прогрессе, зарождении капитализма.
 
 Пятая управленческая революция: конец XIX - начало XX века. Говорит о менеджменте как науке, которая имеет свой предмет и свои объективные законы. Таким образом, развитие менеджмента - это эволюционный процесс.
 
 * Фредерик Уинслоу Тейлор (1856-1915) - основатель научной школы. 1911 год - книга "Принципы научного управления".
 
 Четыре принципа управления:
 1. Научный подход к вычислению каждого элемента работы.
 2. Научный подход к набору персонала.
 3. Кооперация с работниками.
 4. Разделение ответственности за результаты труда.
 
 * Анри Фойоль (1841-1925). 1916 год - поставил вопрос о дисциплине управления и необходимости преподавания этой науки в учебных заведениях.
 
 Выделим основные виды деятельности:
 1. Техническая.
 2. Коммерческая.
 3. Финансовая.
 4. Защитная.
 5. Бухгалтерская.
 6. Административная.
 
 Анри Фойоль считается классическим основателем школы научного управления. Он подходил не к чисто вертикальному разрезу в управлении, а говорил о функциях управления:
 * планирование,
 * организация,
 * координация,
 * контроль.
 
 В 20-е годы появляется очень много школ и направлений в России.
 
 * Гастев, Розмирович, Витке и другие говорят о концепции "узкого места". Богданов и Ерманский говорят о централизованном управлении.
 
 Принципы:
 - Демократический централизм.
 - Единоначалие и коллегиальность.
 - Научность.
 - Ответственность.
 - Территориальный подход.
 
 * Мэри Фоллетт и Элтон Мэйо - "школа человеческих отношений". Если не относиться к человеку достойно, то эффективность производства будет страдать.
 
 * Викер - основатель кибернетики, без неё управление существовать не может.
 
 3. Характеристика и классификация научных подходов к менеджменту
 Выделяют 8 основных школ:
 - Научная классическая школа: 1895 - конец 1920.
 - Школа человеческих отношений: начало 20-х - конец 50-х.
 - Поведенческая школа: 1950 - 1990.
 - Школа количественных методов: середина 50-х - середина 70-х.
 - Школа системного подхода (эффект синергии): середина 50-х - 90-е.
 - Школа ситуационного подхода: конец 60-х - середина 70-х и до нашего времени.
 
 В 90-х годах происходит развитие новых подходов к менеджменту.
 * Отказ от управленческого рационализма: на первое место выдвинулись проблемы гибкости и адаптивности систем. Внешняя среда диктует и организует рост предприятия. Можно ограничить затраты, но нельзя ограничить развитие.
 
 * Использование в управлении теории систем: рассматривает связи, структуру, взаимодействие, идентификацию, окружение, концептуализм.
 
 * Ситуационный подход к управлению: центральный момент - ситуация, конкретный набор обстоятельств, которые влияют на работу менеджера.
 
 * Признание социальной ответственности менеджмента перед обществом в целом и перед отдельными людьми, которые работают в организации: рассматривается организационная культура, участие рабочих в прибылях, стиль руководства, лидерство.
 
 * Стратегический подход.
 
 * Экологичность менеджмента: всё экологически вредное производство переноситься в слаборазвитые страны.
 
 В настоящее время происходит 6-я "тихая" революция, так как она не приводит к ломке предыдущих направлений.
 
 Отличительные черты менеджмента 90-х годов:
 1) Лояльность к работающим.
 2) Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.
 3) Коммуникации и информация.
 4) Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей.
 5) Обязательное установление долевого участия.
 6) Своеобразная реакция на изменение в окружающей среде (дальнейшее развитие стратегичности).
 7) Методы работы с персоналом, обеспечивающие удовлетворение работой.
 8) Непосредственное участие в работе групп на всех этапах выполнения работы.
 9) Этика бизнеса.
 10) Умение слушать и выслушивать чужое мнение.
 11) Честность и доверие к людям.
 12) Опора на фундаментальные основы менеджмента:
 - качество,
 - затраты,
 - сервис,
 - инновации,
 - контроль ресурсов,
 - персонал.
 13) Качество личной работы, её постоянное совершенствование.
 14) Введение работы организации и самой организации, в зависимости от стратегических задач.
 
 
 
 Практика 20 века:
 
 Этапы развития
 Предпосылки исторического развития
 Задачи бизнесменов
 Задачи менеджеров Отношения с государством (окружающей средой) 1. Эпоха массового производства
 (до конца 20-х) Новые технологические процессы. Поглотить (подавить) соперника. Успех определяется низкой ценой. Создание, апробация и внедрение новых технологий, совершенствование организации производства для достижения наиболее низкой себестоимости. Практически отсутствует вмешательство государства, нет протекционизма, отсутствует политический и социальный контроль. 2. Эпоха массового сбыта
 (до конца 50-х) Насыщение рынка платежеспособного спроса, изменение структуры спроса, необходимость межотраслевого объединения, неравномерное развитие стран. Ориентация на рынок, на сбыт, даже в ущерб эффективности производства. Баланс между высшим и низшим менеджментом, которые привыкли работать на массовое производство. Зарождаются маркетинговые методы Нарастает социальная напряженность, начинает устанавливаться государственный контроль. Значительное влияние государства в период войны (Россия). 3. Постиндустриальный этап
 (с сер.50-х до кон.80-х) Нехватка природных ресурсов, разработка новых технологий, которые требуют больших денег. Пересмотр отношения к ЭР как главному двигателю прогресса. Интернационализация производства, создание "империй", учет международного размаха конкуренции, внимание к низкоприбыльным рынкам. Продолжать эпоху массового сбыта (задачи все тяжелее), подготовка высококлассных маркетологов, обеспечение технологических прорывов, установление -социальной гармонии коллектива. Усиление социально-политического контроля, борьба за снижение инфляции, социальную справедливость, экологию, государственное регулирование как наука.
 
 
 II. Менеджмент как система управления
 1. Методологические основы менеджмента.
 2. Характеристика научных подходов к менеджменту.
 3. Развитие понятия "предприятие".
 4. Определение системы управления.
 
 1. Методологические основы менеджмента
 Менеджмент как система управления должен состоять из ряда взаимосвязанных блоков:
 
 1. Механизм менеджмента или управления ("менеджмент" и "управление" будет пониматься как одно и тоже (как синонимы). Менеджмент - это управление социально-экономическими процессами на уровне фирмы в условиях рыночных отношений (или кинематика управления).
 2. Структура управления (как система управления, статика менеджмента).
 3. Процесс управления (или динамика управления).
 4. Подсистема (или блок) совершенствования управления, его развитие.
 
 (1) Механизм (кинематика) управления:
 * законы управления (пересекаются с экономическими законами, с юридическими законами, с кибернетическими законами);
 * из них вытекают принципы;
 * цели;
 * задачи (вытекают из целей);
 * подходы к управлению;
 * методы управления (способы достижения целей).
 
 
 (2) Структура (статика) управления:
 * звенья, ячейки аппарата управления;
 * общие и конкретные структуры управления (кадры, технические средства управления).
 
 (3) Процесс управления:
 * Функции управления:
 1) предвидения (целеполагание):
 - прогнозирование,
 - планирование,
 - программирование.
 2) организация того, что спланировали
 3) блок контроля:
 - учёт,
 - анализ,
 - контроль.
 4) мотивация
 5) руководство (координирование) - всеобщая функция.
 
 Можно начать с любой функции:

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу