<< Пред. стр. 2 (из 7) След. >>
* В динамику обязательно входит процесс принятия решений.
* Технология управления - процесс получения, хранения, преобразования и передачи управленческой информации.
* Организация управленческого труда - это общие приёмы, процедуры, которые разрабатываются для улучшения работы аппарата управления.
(4) Совершенствования управления:
* общий механизм совершенствования;
* экономика управления;
* эффективность управления.
Общий механизм: совершенствование аппарата управления, органов управления, собственно управленцев, связей между ними, то есть подсистемы управления.
Экономика управления:
- затраты, связанные с организацией управленческого труда;
- источники покрытия этих издержек;
- качество управления;
- производительность труда;
- интенсивность труда.
Эффективность в узком смысле слова:
* Результат - это управленческое решение.
* Объект менеджмента - это система управления, причем с участием человека и с учётом состояния окружающей среды.
* Предмет менеджмента - это отношения (технические, организационные, экономические и т. д.) управления по преобразованию получаемых ресурсов в предлагаемые обществом (востребованные) продукты (услуги).
Методы управления:
- кибернетические,
- организационные,
- технические,
- математические,
- экономические,
- социальные,
- и т. д.
Подходы к управлению:
- практические,
- научные.
2. Характеристика научных подходов к менеджменту
Виханский, Наумов выделили 3 группы подходов:
* традиционный,
* системный,
* ситуационный.
Мескон выделили 4 группы подходов:
* строиться на научных школах управления,
* процессный,
* системный,
* ситуационный.
1. Системный подход: система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющих цель (выход), вход, связь с внешней средой и обратную связь (№ 8, 11, 12, 13, 17, 32).
2. Комплексный подход: при его применении должно учитываться все характеристики отношений, все аспекты и взаимосвязи между ними (№ 9, 10, 32).
3. Интеграционный подход: нацелен на исследование и усиление взаимосвязей между (№9):
1) отдельными подсистемами или элементами систем;
2) стадиями жизненного цикла объекта управления;
3) субъектами управления по горизонтали;
4) уровнями управления по вертикали.
4. Маркетинговый подход: представляет собой ориентацию управленческих подсистем на потребителя при решении любых задач (№ 11, 15). Приоритеты:
* повышение качества объекта;
* экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества;
* экономия ресурсов (издержек) у производителя за счёт новых технологий, масштабов производства, НТП, и т. д.
5. Функциональный подход: здесь потребитель рассматривается как совокупность функций, которые нужно удовлетворить. Устанавливаются функции, затем создаются несколько альтернативных объектов для их выполнения, далее выбирается тот из них, который требует минимума затрат за жизненный цикл на единицу его полезного эффекта. Функционально-структурный анализ (№ 20, 33).
6. Динамический подход: объект рассматривается в динамическом развитии, то есть в причинно-следственных связях и соподчинённости. Проводится ретроспективный анализ за 5-10 лет, и перспективный подход (№ 5, 32). Сейчас область применения динамического подхода всё более сужается.
7. Воспроизводственный подход: ориентируется на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими по сравнению с аналогичными совокупными затратами на единицу полезности или полезности эффекта (№ 32,33, Мескон).
Элементы воспроизводственного подхода:
1) Применение опережающей базы сравнения при планировании обновления объекта.
2) Трактовка закона экономии времени как экономии суммы прошлого и будущего живого труда за жизненный цикл объекта на единицу положительного эффекта.
3) Рассматривание во взаимосвязи воспроизводственного цикла, выпуска продукции, проектировка продукции, перспективной будущей продукции или моделей объекта.
4) Пропорциональное по качеству и количеству воспроизводство элементов внешней среды (может быть и макросреда, и региональная инфраструктура).
5) Интегрирование для фирм науки и производства в рамках комплексного объединения.
8. Процессный подход: рассматриваются функции управления как взаимосвязь и процесс управления, рассматривается как некая общая сумма всех функций управления, то есть некая серия непрерывных, взаимосвязанных действий (№ 17).
9. Нормативный подход: сущность состоит в установлении нормативов управления по всем элементам системы. Нормативы должны устанавливаться по всем важным элементам:
1) Целевая подсистема:
* показатели качества и ресурсоёмкости товара;
* параметры рынка (его ёмкость);
* показатели организации и научно-технического управления производства;
* социальное развитие коллектива;
* охраны окружающей среды.
2) Функциональная подсистема:
* нормативы качества планов;
* нормативы организации системного менеджмента;
* качество учёта и контроля;
* стимулирование труда.
3) Обеспечивающая подсистема:
* нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы;
* нормативы эффективности использования ресурсов в целом по фирме.
Эти нормативы должны отвечать целям компланарности, нормативности, обоснованности и перспективности, как по масштабу, так и по времени.
Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна учитывать эти нормативы, иметь банк данных, соблюдать, в первую очередь, правовые и экологические нормативы, посвящать часть времени составлению и развитию этих нормативов. Чем больше обеспеченных нормативов, тем больше организована система, следовательно, меньше её энтропия (№ 31, 32).
10. Количественный метод (математический): переход от качественных оценок к количественным, при помощи математических методов, статистических, различных инженерных расчётов, экспертных оценок, различных систем баллов и т. д., так как количественными характерами управлять легче (№ 17).
11. Административный (бюрократический): регламентация функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности элементов системы менеджмента в так называемых нормативных актах: это приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения, и т. д.
12. Поведенческий подход: заключается в оказании помощи работнику в осознании своих возможностей, творческих способностей на основе применения концепции поведенческих наук. Основная цель - повышение эффективности работы фирмы за счет улучшения использования человеческих ресурсов, человеческого фактора (№ 17, Виханский).
13. Ситуационный подход.
14. Эмпирический подход: это чисто прагматический подход. Не все выделяют его как подход (Друкер).
3. Развитие понятия "предприятие"
1. Предприятие как машина (механистический подход):
* предприятие принадлежало владельцу;
* он обладал неограниченной властью;
* средство для достижения целей владельца;
* низкая квалификация рабочих;
* низкий уровень образования.
Но появляется менеджмент, повышается квалификация, жизненный уровень, и постепенно эта концепция сменяется следующей.
2. Предприятие как организм:
* цели - выживание и рост;
* прибыль рассматривается как средство для достижения целей фирмы, а не ее работников;
* предприятие отвечает за достижение внешних целей перед государством и потребителями, но не перед собственными работниками.
3. Предприятие как организация:
* цель - развитие;
* организация ответственна перед собственными работниками, акционерами.
4. Определение системы управления
Системы бывают открытые и закрытые.
* Открытые - это живые системы, которые общаются с внешней средой через физические, энергетические и информационные потоки.
Предприятие тоже может называться открытой системой, т.к. оно общается с внешней средой через различные потоки.
Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем. Основные связи - информационные.
Условия:
1) Наличие причинно-следственных связей, наличие обратной связи.
2) Динамичность системы (должна иметь потенциальную возможность претерпевать изменения).
3) Должен быть параметр системы, воздействуя на который, мы можем влиять на саму систему.
4) Должен быть параметр, который не только дает воздействие, но и усиливает его.
5) Возможность передачи информации.
6) Целостность системы (синергетический эффект).
III. Система управления организацией
1. Организация как система управления.
2. Менеджмент и внутренняя среда.
3. Менеджмент и внешняя среда.
1. Организация как система управления
Организация (по Мескону):
* не менее двух человек;
* наличие, по крайней мере, одной цели;
* наличие членов группы, которые намеренно работают вместе для поиска определенных целей.
1. В общих чертах цели любой организации сводятся к использованию ресурсов:
- природные ресурсы;
- капитал;
- материалы и полуфабрикаты;
- технологии;
- люди.
2. Организация всегда зависит от внешней среды.
3. Горизонтальное разделение труда (различные специализированные подразделения).
4. Вертикальное разделение труда.
5. Необходимость управления.
Виханский, Наумов:
вход выход
(ресурсы) (продукты и услуги)
* Организация - как преобразование ресурсов в необходимые обществу продукты и услуги.
* Организация - систематизированное сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей.
* Организация - обмен личной независимости на достижение целей (организация позволяет другим направлять ваши действия).
* Организация - взаимодействие ее членов по поводу преобразования получаемых ресурсов в необходимые продукты и услуги (горизонтальная составляющая, вертикальная составляющая - звенья управления).
* Организация - это внешняя среда, внутренняя среда и процессы, происходящие в них.
2. Менеджмент и внутренняя среда
Внутренняя среда:
1. Люди.
2. Структура.
3. Организационные процессы.
4. Техника и технология.
5. Организационная культура.
6. Функциональные сферы или процессы.
Организационные процессы:
1) коммуникации,
2) принятие решений,
3) лидерство,
4) власть и влияние,
5) разрешение конфликтов и т.д.
Принятие решений перекликается с хозяйственной политикой, разработкой стратегии.
Существует много различных теорий лидерства. Важно отметить власть и влияние. Власть может быть целью, может быть средством для достижения цели.
Менеджмент не может относиться к технологиям только с точки зрения повышения эффективности, необходимо рассмотреть, как они влияют на климат внутри организации.
Организационная культура влияет на всю внутреннюю жизнь организации. Ее носителями являются люди. Она представляет собой нормы, принципы (устойчивые), как данная организация должна реагировать на внешние воздействия (см. Виханского).
Основные сферы:
1) производство,
2) финансы,
3) сбыт, маркетинг,
4) учет, анализ, контроль (эккаунтинг),
5) управление персоналом,
6) инновационный менеджмент.
(см. Э.А.Уткин "Управление фирмой" М.,1997)
В этих сферах менеджмент изучает:
1. Управление производством - это переработка сырья и информации в продукты и услуги. Менеджмент:
* управление внедрением и производством продукта;
* выбор технологического процесса;
* использование техники и расстановка кадров с целью оптимизации;
* управление закупкой сырья, материалов, полуфабрикатов;
* управление запасами на складах.
2. Управление маркетингом:
* основная задача - увязать в единый процесс удовлетворение потребностей клиентов с достижением целей организации;
* изучение рынка;
* обеспечение всего процесса производства необходимой информацией;
* реклама;
* ценообразование;
* создание систем сбыта и распределения созданной продукции;
* послепродажное сервисное обслуживание клиентов.
3. Управление финансами:
* формирование денежных ресурсов;
* составление бюджета и финансового плана;
* распределение финансовых средств между различными сторонами деятельности предприятия и подразделениями;
* оценка финансовых возможностей организации;
* анализ;
* контроль за финансовыми ресурсами.
4. Эккаунтинг - обработка и анализ не только финансовой, но и всей возможной информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации
а) с ее потенциальными возможностями;
б) с деятельностью других организаций (похожих по составу, по размерам; с конкурентами).
5. Управление персоналом:
* подбор, отбор, расстановка кадров, их обучение и развитие;
* компенсации за вклад усилий работника;
* проектирование работы с кадрами;
* поддержание отношений с профсоюзами;
* разрешение трудовых споров.
6. Инновационный менеджмент (управление нововведениями).
Три направления работы:
1) Внутренние инновации:
* разработка нового продукта;
* проектирование и перепроектирование работ;
* структурные изменения производственных и организационных структур;
* изменение организационной культуры.
Внешняя среда:
2) Адаптация деятельности фирмы к условиям внешней среды.
3) Приспособление внешней среды к целям и задачам организации.
3. Менеджмент и внешняя среда
Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения.
* Номенклатура - перечень производимой продукции.
* Ассортимент - количественное соотношение произведенной продукции.
Внешняя среда не играла абсолютно никакой роли в советской управленческой теории и практике, с попыткой перехода на рыночные рельсы приобретает все большее значение.
Менеджмент пытается строить эффективное взаимодействие не только воздействием на внутреннюю среду, но и взаимодействием и воздействием на внешнюю среду.
Различают две составляющих внешней среды:
1) Мескон - среда косвенного и прямого воздействия.
2) Виханский - общее окружение и непосредственно деловое окружение.
Таким образом, существуют факторы, которые непосредственным образом влияют на организацию и факторы, влияющие на организацию опосредованно.
Факторы косвенного воздействия (общее окружение):
1) Законы.
2) Экономическое положение в стране.
3) Политика.
4) Отраслевая структура.
5) Менталитет.
6) Экология.
7) Мировая экономика, мировое разделение труда.
8) Культурные традиции.
Факторы прямого воздействия (непосредственное деловое окружение):