<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 1) Партнеры.
 2) Поставщики.
 3) Покупатели.
 4) Кредиторы.
 5) Конкуренты.
 6) Инвесторы.
 7) Акционеры.
 8) Профсоюзы.
 9) Государство.
 10) Общественные организации.
 
 Необходима адаптация фирмы к среде и адаптация среды к фирме.
 
 
 IV. Менеджмент и менеджеры
 
 1. Управление организацией (механизм управления организацией).
 2. Предприниматель и менеджер.
 3. Менеджерские роли.
 4. Организация работы менеджеров (управления).
 
 1. Механизм управления организацией
 Менеджмент пронизывает все сферы организации, однако менеджер не обязан участвовать в выполнении всей работы. Можно достаточно четко определить границы деятельности на всех уровнях.
 
 Процесс управления может изображаться как взаимосвязь, цепочка функций управления.
 
 Но менеджмент не эквивалентен всей деятельности по преобразованию ресурсов в товары и услуги. В первую очередь его интересуют функции:
 * координации,
 * установление взаимосвязей, => руководства данной организацией,
 * целевой ориентации,
 * способы и средства достижения этих целей.
 
 !!! "Менеджер делает все чужими руками, но за счет своей головы"
 
 Номенклатура, набор функций для различных организаций является одним и тем же, но содержание, реальное проявление зависит от многих факторов:
 1) тип организации (производственная, непроизводственная, общественная, военная и т.д.);
 2) размеры организации;
 3) собственность (государственная, корпоративная, частная);
 4) сфера деятельности (производство товаров, оказание услуг, банки и т.д.);
 5) уровень руководства (вертикальное разделение);
 6) горизонтальное разделение труда.
 
 Механизм:
 1. Постановка цели (предвидение = определение будущего состояния).
 2. Формирование стратегии (средства и способы достижения целей).
 3. Тактическое планирование (определение задач конкретным исполнителям).
 4. Проектирование действий и функций конкретного работника в рамках нашей стратегии.
 5. Мотивация деятельности (мотивирование) деятельности работников.
 6. Координирование деятельности = согласование действий по достижению поставленных задач.
 7. Учет, оценка, контроль.
 8. Постоянная корректировка целей и задач.
 
 2. Предприниматель и менеджер
 * Организовываться - означает позволять другим направлять наше поведение => о работе менеджеров судят не по тому, что они делают, а по тому, как они побуждают других делать.
 
 * Даль: "Предприниматель - капиталист, владеющий предприятием".
 
 Для нас предприниматель зачастую отождествляется с бизнесменом. Но бизнес - любое дело, приносящее некую выгоду, а предпринимательство - дело с получением денежной выгоды.
 
 * П.Друкер "Рынок: как выйти в лидеры" - русский вариант. ("Инновации и антрепренерство" - английский вариант). Друкер считает, что предприниматель должен вводить инновации.
 
 * Конференция по бизнесу в Москве в 1993 году: впервые в нашей науке и практике управления заговорили об антрепренёрстве и предпринимательстве как о социально- психологическом факторе. От традиционного понимания предпринимательства мы пошли в сторону поведенческую.
 
 * Хизрич, Питерс "Предпринимательство".
 
 * Ричард Кантильон: ввёл термин "антрепренёрство" и связал предпринимательство с риском (18 век).
 
 * Френсис Уокер (конец XIX века): организатор деятельности рынка, людей.
 
 * Шумпетер (1934 год): новатор, который использовал новые технологии.
 
 * П. Друкер (1985 год): антрепренёрство - чисто американское явление.
 
 * Р. Хизрич: лицо, действующее в условиях существующего предложения.
 
 Они понимали антрепренёрство:
 1) как систему инноваторов.
 2) деятельность в условиях риска.
 3) деятельность в условиях манёвра.
 4) малые и средние фирмы.
 
 В 80-е годы говорили об интропренерах (новое явление) люди, которые готовы управлять крупными предприятиями, государственными, некоммерческими предприятиями и т. д.
 
 * Интропренёр - это антрепренёр на крупном предприятии.
 
 => Новое понимание менеджера (как реакция на застой в управлении, старые технологии и т. д.).
 
 Отличительная черта современного менеджмента - его инновационность.
 Р. Хизрич и М. Питерс дали классификацию психологических типов неудачливых предприятий:
 
 * Флюгер - человек, который верно определяет направление развития в бизнесе, но не реализует да конца планы.
 * Простак - склонен всё упрощать. Наделён даром убедить совершить любую сделку.
 * Недотрога - настолько влюблён в собственную идею, что подозревает каждого в намерении украсть её, следовательно, это мешает ему реализовать свою идею.
 * Знайка (учёный) - силён в теории, но не может реализовать свои идеи на практике.
 * Аккуратист - всё разложено по полочкам, но он теряется в критической ситуации.
 * Философ - участвует в дискуссиях, но не рвётся к конкретной работе.
 * Инопланетянин - не имеет адекватной мотивации.
 * Изобретатель - обладает идеями, но рассматривает лишь часть проблемы.
 
 Как искусство менеджмент носит творческий характер.
 
 Главные направления работы:
 - постановка целей;
 - разработка способов и приёмов их достижения;
 - организация избранной деятельности.
 
 * Предмет труда менеджера - информация.
 * Орудие труда - средства работы с информацией.
 * Основной результат деятельности менеджера - управленческое решение, оценка результата по достижению поставленных целей.
 
 Международная организация труда рассматривает управленческий персонал очень широко: это менеджеры + профессионалы.
 
 Требования к профессиональной компетенции менеджеров:
 1. Знания и умения:
 * умение обосновать и принимать решения даже в условиях высокой динамичности и неопределённости;
 * высокая информативность по вопросам развития собственной сферы деятельности;
 * обязательные знания в других отраслях менеджмента;
 * способность управлять ресурсами, планировать, организовывать и контролировать;
 * умение использовать современную технологию.
 
 2. Профессиональная компетентность (по сферам деятельности).
 3. Этика менеджмента: личные качества управляющего:
 * высокое чувство долга;
 * преданность фирме;
 * умение четко выражать свои мысли и убеждать;
 * уважительное отношение к людям;
 * способность быстро восстанавливать свои психические и физические возможности.
 
 * Разделение труда (фактор повышения результативности менеджмента) - разграничение полномочий, прав, сфер ответственности.
 
 Виды разделения труда:
 1) Функциональное.
 2) Структурное.
 3) Технологическое.
 4) Профессиональное.
 
 (1) Функциональное:
 * планирование,
 * мотивация,
 * организация,
 * контроль,
 * координация,
 * руководство.
 
 (2) Структурное:
 Строится исходя из характеристик управляемого объекта:
 * организационные структуры,
 * масштабов,
 * сфер деятельности,
 * отраслевой и территориальной специфики.
 
 Выделяют вертикальное структурное разделение:
 * низкий уровень (менеджеры, имеющие в своем подчинении работников исполнительного труда);
 * средний уровень (50-60% управляющего персонала: менеджеры филиалов, вспомогательных, обслуживающих производств и т.п.):
 * высший менеджмент (от 3 до 10% осуществляют стратегическое управление).
 
 Горизонтальное разделение труда: разделение по функциям. При движении от низкого уровня к высшему повышается число и сложность задач по составлению планов.
 
 (3,4) Различаю три категории:
 * руководитель (руководство и координация);
 * специалист (проектирование и разработка вариантов решений);
 * служащий (информационное обеспечение этого процесса).
 
 3. Управленческие роли
 Типы ролей:
 1. Межличностные.
 2. Информационные.
 3. Решающие.
 
 => 10 ролей менеджера:
 (1) Межличностные роли:
 1) Номинальная глава - связан с представлением фирмы за ее пределами.
 2) Лидер - имеет желание видеть сплоченную команду для выполнения задач.
 3) Связной - контакты с другой группой, с внешней окружающей средой.
 
 (2) Информационные роли:
 4) Аналитик - соотношение достигнутого с наличным.
 5) Глашатай - ответственный за передачу информации сотрудникам, разъясняет политику и миссию.
 6) Представитель - представитель отдела внутри фирмы.
 
 (3) Решающие роли:
 7) Предприниматель - творческий подход к выполнению задач.
 8) Блюститель порядка ("лучшее - враг хорошего").
 9) Распределитель ресурсов - ключевая роль.
 10) Посредник - либо торговый менеджер, либо посредник в конфликтной ситуации.
 
 4. Организация работы менеджеров (управления)
 
 Составляющие работы менеджера:
 1. Активность.
 2. Заминки, перерывы.
 3. Разнообразие.
 4. Местонахождение.
 5. Словесное общение.
 6. Связи.
 7. Выбор (управленческий).
 
 (1) Контакты, примерно 400 раз в день; смена примерно 200 видов деятельности.
 (2) Различные перерывы важны и нужны.
 (3) Бумажная информация, телефонные звонки, встречи, контакты.
 (4) Чем выше должность, тем больше времени проводится вне подразделения и вне организации (представительская роль).
 (5) До 90% времени уходит на словесное общение.
 (6) С возрастанием уровня управления расширяются не только внутренние, но и внешние связи.
 (7) Задачи могут быть альтернативными и композиционные.
 
 Р.Стюарт советует рассматривать свою работу с трех точек зрения:
 1) требования - минимальный критерий производительности;
 2) преграды - ограниченность ресурсов;
 3) выбор => классификация:
 
 * по содержанию (что делать):
 - по приоритету,
 - по типу работы,
 - по типу содержания;
 * контакты (с кем работать);
 * по стилю;
 * по методам (мониторинг, оперативность).
 
 Эволюция понятия "менеджер":
 * Менеджер - директор (начало развития капитализма). Девиз: "Работай не рассуждая". Поощряли за действия по подавлению воли рабочих.
 * Менеджер - патерналист. Роль главы семьи, отца по отношению к рабочим. Девиз: "Быть справедливым, но твердым".
 * Менеджер - маклер. Девиз: "Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих" (работа дипломата).
 * Менеджер - организатор:
 1) невозможность единолично управлять производством;
 2) во главе не основатель производства, а управляющий.
 
 Современный менеджер выступает в нескольких ролях:
 - управляющий (честный, правдивый, психолог и т.д.),
 - дипломат (среднее звено: деловые контакты, связи и т.д.),
 - лидер ("Каждый менеджер должен быть лидером"),
 - воспитатель,
 - инноватор (третья волна НТП - информационная),
 - человеческое существо.
 
 * 1775-1875 гг. - век Великобритании, христианская этика менеджмента.
 * 1875-1975 гг. - век США, протестантская этика.
 * С середины 70-х годов - азиатско-тихоокеанский менеджмент.
 
 
 Типы менеджеров:
 1. "Вождь -горилла" (бьет себя в грудь).
 2. "Руководитель - шимпанзе".
 3. "Менеджер - мартышка".
 4. "Босс - макака" - невозмутимый, сконцентрированный на главном.
 5. "Павиан" - обладает задатками гориллы, но не переоценивает свои способности, демагог.
 
 Как не вылететь с работы:
 1. Осваивать компьютер.
 2. Перешагните границы (осваивать языки).
 3. Создать свой архив.
 4. Всегда говорить "да".
 5. Не говорить "это не моя работа".
 6. Уметь сделать красивый жест.
 7. Работать не только "от и до".
 
 13 "смертных грехов" менеджера:
 1) отказ от личной ответственности;
 2) удержание роста квалифицированных сотрудников;
 3) проверка только результатов;
 4) чрезмерная принципиальность;
 5) забывание о важности прибыли;
 6) руководить всеми одинаково;
 7) акцентировать внимание на проблеме, а не на цели;
 8) быть начальником, а не другом;
 9) пользоваться привилегиями;
 10) душить критику;
 11) опаздывать;
 12) не выполнять обещанное.
 
 
 V. Планирование как функция управления
 1. Определение и классификация целей.
 2. Стратегическое и тактическое планирование. Сравнительный анализ.
 3. Механизм стратегического планирования и управления.
 
 1. Определение и классификация целей
 Цели являются изначальным элементом системы управления и конечным элементом системы управления (двуединство).
 
 Цели рассматривают в цепочке триединых уровней:
 1) цели общества,
 2) цели организации,
 3) цели работников этой организации.
 
 * Задача менеджмента - поддержание оптимальной пропорции между этими тремя уровнями целей. Цель зачастую отождествляется с результатом деятельности.
 * Цель - описание будущего состояния объекта управления. Но цель содержит не только объективную, но и субъективную составляющую. Объективность целей: они отражают и должны отражать объективные законы (экономические и общественные).
 
 Цели:
 - оперативные;
 - тактические;
 - стратегические.
 
 * Цели - это продукт сознания человека на основании объективных законов.
 * Академическое определение цели: один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата, деятельности, а также пути его реализации с помощью определенных средств.
 * Цель - исходный пункт, определенное соотношение между субъектом и объектом управления.
 * Цель - описание идеального результата деятельности.
 
 * Анализ деятельности - это процесс достижения цели, т.к. переход от цели к результату не является непосредственным, он обязательно опосредован. Не сами цели приводят к конкретному результату, а процесс достижения с помощью определенных средств.
 * Средства - это существующие в природе или обществе предметы или действия.
 
 Не цель - предмет решения, а средства к цели. Цель для одних является средством достижения для других.

<< Пред.           стр. 3 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу