<< Пред. стр. 4 (из 7) След. >>
Что является целью краткосрочного периода - то, что является средством для достижения цели для долгосрочного периода (то же - со стратегическими и тактическими).
* Миссия - общая цель, побуждающая у работников организации устремленность к достижению целей, поставленных в организации.
Общий характер разновидностей целей обусловлен двумя обстоятельствами:
1) дать руководителю возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегии;
2) необходимость примирения различных интересов всех участников процесса, управления организацией.
* Миссия - та общая цель, которая объединяет все множество ролей организации.
* Миссия - это удовлетворение членов общества, их потребностей в товарах и услугах.
* Миссия - это мотивация членов организации, убеждении их в том, что их работа имеет смысл.
На основании миссии формируются долгосрочные цели или качественные результаты, которые, как правило, не достигаются. Миссия - как некий горизонт.
* Стратегия - способ и средства достижения долгосрочных целей.
* Краткосрочные цели (в пределах одного года) - задачи, которые необходимо решить или результаты, которые необходимо достигнуть в предположительный плановый период.
* Долгосрочные цели и способ их достижения - стратегия.
* Краткосрочные цели и средства - политика.
Но зачастую политика не совпадает со стратегией и может даже быть противоположна ей.
Цели:
* индивидуальные,
* организационные.
* Цели индивида - единственные цели, которые существуют в объективном мире. Когда люди объединяются - обмен личной независимости на достижение цели. Через достижение целей организации мы достигаем наши цели.
Функции целей:
1) оправдывают и определяют существование организации;
2) регулируют поведение работников;
3) побуждают и заставляют работников брать определенные обязательства;
4) являются главным мотиватором поведения людей;
5) уменьшают неопределенность деятельности работников;
6) позволяют приспосабливаться к окружающей действительности;
7) являются критериями и стандартами для оценки работы членов организации и представляют собой основу для конструирования (создания), функционирования и развития организации.
* На нижнем уровне менеджмента - 75% краткосрочных целей и 25 % долгосрочных.
* На верхнем уровне - 75% стратегические цели.
Существуют различные типы организационных целей:
1) официальные цели,
2) тактические (оперативные),
3) операционные (конкретные).
(1) Общее назначение организации. Описываются в уставе. Они абстрактны, идеалистичны, определяются в качественных терминах. Направлены вовне.
(2) Те действительные цели, которых организация собирается достичь. Направлены вовнутрь и как правило закрытые.
(3) Более формализованные, реалистично измеряемые, выраженные в конкретных задачах. Направление - вниз.
Цели могут быть инструментом менеджмента когда они:
1) определены и сформулированы;
2) известны работникам;
3) приняты ими к исполнению.
Требования к целям. Они должны быть:
1) реалистичны;
2) понятны;
3) по продвижению сверху вниз они должны иметь все большее количественное оформление (формализованные);
4) определены сроки исполнения;
5) цель должна мотивировать работника;
6) внутренне обладать потенциальной возможностью формализации;
7) должны быть совместимы;
8) иметь возможность корректироваться;
9) обладать обратной связью;
10) достижение цели необходимо связать с системой вознаграждения.
Процесс установление целей в организации
Раньше: руководство устанавливало цели, а работники их выполняли.
Сейчас:
1) Процесс установление целей должен быть процессом сотрудничества.
2) Информация свободно циркулирует по организации. Организацию необходимо сделать открытой системой коммуникаций.
3) Каждый работник должен стать собственником процесса налаживания своей работы.
4) С делегированием власти должна делегироваться ответственность.
* Согласование целей: договоренность, а не голосование; поиск компромисса.
* Согласование целей по горизонтали: между подразделениями.
Способы согласования:
* Авторитарный.
* Создание различных проектных групп, сквозных проектов, целевых проектов и групп.
* Метод переключение внимания на наиболее важные участки работы.
Элементы управления по целям:
- Установка целей.
- Участие подчинённого.
- Выполнение работы.
- Оценка работы.
- Обратная связь.
* Управление по целям - метод или система управления организацией, которая обслуживает как собственно задачи планирования, так и всю деятельность организации.
Начальники всех уровней и подчинённые совместно устанавливают цели и делают работу. Основные критерии: идеи самоконтроля и самонаправления.
2. Стратегическое и тактическое планирование (сравнительный анализ)
Планирование как функция планирования имеет сложную структуру и реализуется через систему своих подфункций.
* Планирование - это постановка целей и способы и средства их достижения.
Подфункции планирования:
- Прогнозирование.
- Моделирование.
- Программирование.
- Проектирование.
* Прогнозирование - научное предвидение будущего на основе научного выявления связей и зависимостей явлений; выработка эталонных оценок, определение динамики экономических явлений и процессов, которые обеспечивают динамичное поступательное развитие объекта.
* План, в отличие от прогноза - это и цель, и способ, и средства её достижения.
* Программирование - перевод системы в новое заданное состояние (определение резервов, разработка алгоритма, выбор средств достижения цели).
Принципы планирования:
1. Обоснованность.
2. Директивность.
3. Оптимальность.
4. Сбалансированность.
5. Комплексность.
6. Системность.
7. Единство.
Стратегичность менеджмента должна выражаться в целеполагании.
Взгляды, подходы к определению стратегии:
1. Достаточно точно определяется конечное состояние фирмы;
* фиксируется и определяется все необходимое для его достижения;
* составляется план действий по достижению этого конечного состояния с разбивкой на временные интервалы (после того как изысканы ресурсы).
Это характерно для командной экономики. Выработка стратегии заключается в определении или принятии определённого плана (сверху) и его выполнение. Появляется двойной счёт, двойная мораль, что приводит к крайне негативным последствиям.
2. Стратегия рассматривается как долгосрочно качественно определённое направление развития организации, которое касается всех сфер деятельности организации, средств, форм её деятельности, систем взаимоотношений внутри организации и её позиции в окружающей среде.
Цели определяют то, к чему стремится организация, а стратегия - каким способом она может достичь этих целей в условиях меняющегося и конкурентного окружения.
Это два крайних подхода.
Пример первого подхода: долгосрочный план производства определённой продукции.
Пример второго подхода:
- увеличить долю продаж на рынке;
- сохранить позицию на рынке;
- улучшить качество выпускаемой продукции.
* Правили стратегии: их не используют при достаточно глобальной цели, это конкретные формулировки того, как себя вести различным подразделениям и сотрудникам на всех иерархических уровнях в различных временных интервалах. Эти правила носят ограничительный, предписывающий характер. Устанавливаются границы поведения человека (И.Ансоф, Котлер, Портер, Шендол).
Отличия стратегического управления и планирования от тактического и оперативного:
1. По целям или по миссии:
* Оперативное и тактическое планирование и управление предназначено для производства товаров и услуг.
* При стратегическом планировании и управлении цель - выживание организации в
долгосрочной перспективе. Основная задача - установление баланса с окружающей средой (динамичного баланса).
2. С точки зрения задач менеджеров:
* При оперативном и тактическом планировании и управлении задачи направлены внутрь организации (эндогенный подход).
* При стратегическом - взгляд за пределы организации (экзогенный подход).
3. Фактор времени:
* Оперативное и стратегическое - краткосрочная и долгосрочная перспектива.
* Стратегическое - долгосрочная перспектива.
4. С точки зрения системы управления:
* Оперативное и тактическое. Основные факторы: функции, структуры, алгоритмы, процедуры, техника и технология (+ люди).
* Стратегическое: в первую очередь - люди (и во внешней, и во внутренней среде).
5. Кадры (управление персоналом):
* В оперативном и тактическом планировании и управлении - взгляд как на ресурс.
* Стратегическое планирование и управление - взгляд на работника как на основу организации, её ценность и основы её благополучия.
6. Эффективность:
* Оперативное и тактическое планирование и управление - прибыль, рентабельность, рациональность использования ресурсов.
* Стратегическое планирование и управление - своевременность реагирования на изменения окружающей среды.
* Стратегическое планирование и управление - это такое планирование и управление, которое:
- опирается на человеческий потенциал,
- ориентирует свою деятельность на запросы потребителей,
- своевременно реагирует на возмущение внешней среды,
- осуществляет гибкое регулирование внутри среды, что помогает организации выживать и развиваться по средствам достижения системы целей.
Но:
* стратегическое планирование и управление не может дать точной, детальной картины будущего;
* оно не может быть сведено к набору элементарных процедур и схем;
* здесь необходим высокий профессионализм;
* большие усилия и затраты времени и денежных средств;
* стратегический план обязательно должен быть гибким, реагирующим на внешние и внутренние изменения;
* значительно усиливаются негативные последствия ошибок;
* важнейшей составляющей является реализация стратегического плана.
Это трудности и недостатки стратегического управления и планирования.
3. Механизм стратегического планирования и управления
Стратегия для каждой фирмы своя.
I. Анализ среды (внешний и внутренний):
* Макроокружение: экономические, политические процессы, потребители, поставщики, развитие науки.
* Конкурентная среда: конкурентность внутри отрасли, потенциальные конкуренты, прямые конкуренты, производители замещающей продукции. Иногда сюда включают поставщиков и потребителей.
* Внутренняя среда, её сферы: производство, финансы, маркетинг, люди, мотивация, стимулирование, эккаунтинг.
II. Цели и миссия: долгосрочные цели - миссия + краткосрочные цели.
III. Анализ и выбор стратегии: какой бизнес прекратить, какой продолжить, к какому перейти.
IV. Выполнение и реализация стратегии.
V. Оценка выполнения стратегии.
Типы стратегий (классификация Портера):
* минимизация издержек производства;
* специализация в производстве продукции;
* фиксация определенного сегмента рынка.
Классификация стратегий Котлера:
* Базисные (эталонные) стратегии - связанные с изменением одного или нескольких элементов системы управления.
Компоненты:
1. Продукт.
2. Рынок.
3. Отрасль
4. Положение фирмы внутри отрасли.
5. Технология.
Любые из этих элементов могут быть в двух состояниях:
* имеющиеся или существующие на данный момент;
* новое состояние.
Группы эталонных стратегий:
1. Стратегия концентрированного роста: связана либо с изменением продукта, либо с изменением рынка и также затрагивает другие элементы.
Внутри этой группы различают:
* стратегия усиления позиций на рынке;
* стратегия развития рынка;
* стратегия развития продукта.
Все остальные элементы остаются прежними.
2. Стратегия интегрированного роста: фирма развивается за счет прироста новых структур.
Используется, если фирма находится в сильном бизнесе, занимает прочные позиции. Происходит изменение положения фирмы в отрасли. Рост происходит либо за счет приобретения новой собственности либо за счет роста изнутри (новые подразделения).
3. Стратегия диверсифицированного роста.
Используется, когда фирма не может дальше развиваться:
* на данном рынке;
* с данным продуктом;
* в рамках данной отрасли.
Это происходит
- либо на стадии умирания жизненного цикла продукта;
- либо антимонопольное законодательство не разрешает дальнейшее развитие фирмы;
- когда облегчается выход на мировые рынки и т.п.
* Диверсификация - изменение. Фирма пытается создать новый продукт различными способами.
4. Стратегия целенаправленного сокращения.
Используется,
- когда необходима передышка или перегруппировка сил после длительного периода роста;
- когда необходима структурная перестройка фирмы.
Каждая стратегия не всегда безболезненно проходит для фирмы. Различают:
* Стратегия ликвидации - фирма ликвидирует данный бизнес, но не сама ликвидируется.
* Стратегия сбора урожая (снятие сливок) - фирма отказывается от стратегических целей, сокращает затраты на производство данного продукта.
* Стратегия сокращения расходов.
* Любая комбинированная стратегия по различным продуктам.
III. АНАЛИЗ И ВЫБОР СТРАТЕГИИ
Существует несколько этапов:
1. Определение и уяснение стратегии.
2. Анализ портфеля продукции.
3. Собственно выбор стратегии.
4. Оценка выбранной стратегии.
(1) Томпсон и Стрикланд останавливаются на пяти внешних и пяти внутренних факторах, чтобы определить и уяснить текущую стратегию.
Внешние факторы:
1) Диверсификация.
2) Собственность.
3) Направленность и структура деятельности фирмы.
4) Сегодняшние возможности фирмы ( потенциал).
5) Внешнее возмущение (отношение к внешним угрозам).
Внутренние факторы:
1) Цели фирмы.
2) Критерий распределения ресурсов.
3) Структура капитальных вложений по производству продукции.
4) Финансовый риск и отношение к нему руководства.
5) Состояние НИОКР, концентрация в области инноваций.
6) Состояние и стратегии отдельных функциональных сфер.
(2) Анализ портфеля продукции рассматривается как взаимосвязанные между собой отдельные части бизнеса. С помощью каждого анализа балансируются такие факторы как:
* риск,
* поступление денег,
* обновление продукции,
* её отмирание.
(3) Собственно выбор стратегии - осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов (внешних и внутренних) с учетом анализа портфеля продукции и сущности реализуемых стратегий и их характера.
Ключевые факторы:
1. Сильные стороны фирмы и сильные стороны отрасли. Сильные фирмы должны стремиться к максимальному использованию возможностей и укреплению своего положения. При этом изыскиваются новые возможности для развёртывания фирмы в новых отраслях.
В зависимости от состояния отрасли фирма может выбирать:
* стратегию диверсификации роста, если отрасль идёт к упадку;
* стратегию концентрирования роста, если отрасль бурно развивается;
* стратегию интегрированного роста, если отрасль развивается стабильно.
Может использовать комбинацию всех этих стратегий.
Слабые фирмы выбирают стратегию, которая приведёт к увеличению их силы, но если такой возможности нет, то она должна покинуть эту отрасль. Если в быстро растущей отрасли не получается использовать, то фирма должна использовать стратегию сокращения.
2. Цели фирмы: если они не предполагают интенсивный рост фирмы, то такая стратегия не выбирается даже, несмотря на то, что в данный момент фирма потенциально сильна на данном рынке и в данной отрасли.
3. Интересы высшего руководства. Нередко высшее руководство не желает пересматривать ранее принятые решения, даже когда открываются новые перспективы. Это может быть по различным причинам:
* "здоровый консерватизм";
* корыстные интересы.
4. Финансовые ресурсы и ресурсы вообще. Разработка нового проекта и переход в новые отрасли требует определённых затрат энергии.