<< Пред. стр. 7 (из 7) След. >>
* Монополия занимается сочетанием конкуренции и кооперации.
* Децентрализованные структуры, предпринимательские, эдхократические.
* Субъектом интересов является личность, следовательно, увязка интересов всех членов организации происходит через управление по целям.
* Дефицит возможностей заменяется свободным поиском возможностей через создание открытой системы коммуникаций, а также через участие в прибылях.
* Эффективность самой организации измеряется тем, насколько удовлетворены потребности каждой личности (суверенитет личности).
* Права закреплены нормами и нормативами в организационной культуре.
* Принятие решений: принцип меньшинства (право вето). Этот принцип требует определённого уровня культуры. Позволяет устранять популизм в организации.
* Интересы производства подчинены интересам самого работника или человека и личности (направлены на их достижения).
* Общечеловеческая мораль и здравый смысл.
Модели организаций:
1) Бюрократическая (Вебер).
2) Индивидуалистская.
3) Смешивание структур.
Питерс и Уотерман говорили о смешанной организации:
1. Стабильность - потребность любой организации поддерживать:
* ответственность за свою продукцию и услуги;
* чёткую систему ценностей;
* свой взгляд в будущее.
2. Предпринимательство (адаптивность): будущее за компактными и небольшими организациями. Два процесса:
1) Международное разделение труда, интернационализация производства, интеграция.
2) Внутри этих организаций присутствует весь набор рассмотренных структур.
3. Разрушение привычного - отношения к человеку:
- к складу ума;
- готовности меняться и быть готовым к изменениям во внешней среде;
- интуиция.
Когда организация становиться неуправляемой, лучше разделиться. Когда возникают проблемы, имеющие центральное значение, необходимо сформировать проектную группу для их решения.
IX. Контроль как функция управления
1. Понятие и виды контроля.
2. Эффективность контроля.
1. Понятие и виды контроля
П. Друкер: Контроль и определение направления - это синонимы.
* Контроль - процесс обеспечения достижения организацией своих целей.
Объективная необходимость контроля: зачастую при достижении цели возникает множество непредусмотренных процедурами планирования ситуаций и неопределённостей.
Виды контроля:
1):
* предварительный;
* текущий;
* заключительный;
2):
* с обратной связью;
* по стандартам;
* по показателям результативности;
* по показателям допустимых отклонений.
Эффективность контроля зависит от:
* временного аспекта;
* диапазона контроля.
Диапазон контроля предполагает все функции и уровни управления.
(1) Предварительный контроль
До фактического начала работ. Основные средства - выполнение определённых планов, процедур (а не их создание).
Используются в трех ключевых областях:
* человеческие ресурсы (анализ деловых качеств работника, профессионала);
* материальные ресурсы (входной контроль сырья, материалов, поступающих в организацию);
* финансовые ресурсы (анализ соответственных бюджетов и предельных ассигнований по статьям затрат).
(2) Текущий контроль
Объект - подчиненные сотрудники.
Контроль по системе обратной связи (состоит из 5 элементов):
* имеют цели;
* используют внешние ресурсы;
* преобразуют эти ресурсы для внутреннего использования;
* следят за значительными отклонениями от намеченной цели;
* либо корректируют эти отклонения, либо цели.
(3) Заключительный контроль
По завершении деятельности или определённого периода времени полученные результаты сравниваются с запланированными.
Для процесса контроля необходимо разработка обязательных процедур:
* выработка стандартов и критериев;
* анализ результатов.
* корректировка мер.
Контроль затрагивает не только производственные процессы. Он включает в себя:
* информационную систему организации,
* финансы и бухгалтерский учёт,
* страхование,
* внутренние расчёты прогнозирования,
* доклады и бюджеты.
Ньюмен: ещё три категории систем контроля:
1. Система следящего контроля: на основе нормативного прогноза, если существует вероятность отклонения результата от нормы, принимается соответствующее действие (корректировка).
2. Контроль по принципу "да - нет". Прежде чем приступать к следующему этапу выполнения задачи, нужно дать "добро".
3. Система контроля по результатам: основывается на определении:
1) перечня результатов, которые желаем достигнуть;
2) нормативные прогнозы различными методами;
3) определяется набор индикаторов обратной связи,
4) нормы по всем интересующим характеристикам;
5) чётко определяются все информационные потоки;
6) оценка результатов и соответствующая корректировка действий.
2. Эффект контроля
Рекомендации, которые повышают эффективность контроля:
Ньюмен:
1) Установление осмыслённых стандартов. Важно привлекать работников к их установлению.
2) Двухстороннее общение: давать возможность персоналу учитывать в выработке самой системы контроля.
3) Избежание чрезмерного контроля (не слишком ли громоздка система контроля).
4) Установление жёстких, но достижимых стандартов.
5) Вознаграждение за достижение стандартов.
Свойства, или необходимые признаки эффективной системы контроля:
1. Стратегическая направленность (должен отражать общие цели и поддержать их).
2. Ориентация на результаты.
3. Соответствие делу.
4. Своевременность контроля (оптимальный временной интервал).
5. Гибкость контроля (способность приспосабливаться к происходящим изменениям в организации).
6. Простота (оптимальный контроль).
7. Экономичность (если суммарные затраты на контроль превышают контроль, то система контроля не эффективна).
X. Руководство: власть и влияние
1. Понятие власти и влияния.
2. Формы и источники власти и влияния.
1. Понятие власти и влияния
* Менеджеры - это те, кто достигает цели чужими руками.
Следовательно, о их работе мы должны судить по тому, как они побуждают работать других - через влияние.
* Влияние - поведение индивида, который вносит изменения или возмущение в поведение другого индивида.
* Здесь влияние - побуждение к труду, который приводит к конкретным результатам.
Но влиять мы можем, только обладая властью.
* Власть - возможность влиять на поведения других. Это необходимое условие деятельности организации.
Факторы, от которых зависит власть и влияние:
1. Личность, которая влияет и на которую влияют.
2. Ситуация, в которой это происходит.
3. Профессиональные способности руководителя.
Следовательно, не существует реальной абсолютной власти, она всегда ситуационна.
* Власть - функция взаимозависимости.
* Власть - это всегда социальный термин, так как пронизывает всю структуру, всю организацию, и сюда попадают социальные индивиды.
Зачастую происходит отождествление власти и авторитета. Но Наумов и Виханский различают эти понятия. Власть бывает должностная и личная.
* Должностная власть делегируется её обладателю сверху. Она зависит от уровня доверия высшего начальника. Она может быть в любое время забрана обратно.
* Личная власть - степень уважительного отношения со стороны подчинённых, приходит снизу, от подчинённых и может быть забрана подчинёнными у руководителя.
* Как правило, руководитель - это лидер (личная власть) и должностное лицо одновременно.
2. Формы и источники власти
Существует много подходов и различных классификаций.
Френч и Рейвен:
1. Власть, основанная на принуждении. Подчинённый верит и убеждён, что руководитель обладает достаточной властью его наказать.
2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что руководитель может его наградить.
3. Экспертная власть: исполнитель знает и верит, что руководитель обладает специальными знаниями.
4. Эталонная власть - власть примера или власть харизмы. Характеристики руководителя постоянно привлекательны для подчинённых, что он стремиться ему подражать.
5. Законная власть: подчинённый верит, что руководитель имеет законное право влиять на поведение подчинённого.
6. + источник власти - информация.
7. + источник - связи.
Типы власти: личностная и организационная (или ситуационная, структурно-ситуационная).
* Основа власти - откуда власть приходит.
* Источник - то, через что она реализуется.
* Личностная основа власти:
- Экспертная власть.
- Власть примера (эталонная).
- Право на власть (законная власть).
- Власть информации (координация информационных потоков + контроль).
- Потребность во власти (потребности одних людей влиять на других - объективная потребность, значит, её нужно использовать).
Власть информации отлична от экспертной власти, но власть может быть как сомоцель, человек может стремиться к ней различными путями.
* Организационные основы власти проявляются через:
- Принятие решения.
- Вознаграждение (тесно связано с мотивацией).
- Принуждение.
- Власть над ресурсами.
- Власть связей.
Незаконное вознаграждение так же развращает, как и его отсутствие.
* Власть над ресурсами - способность части организации, группы или индивида влиять на других людей через распределение ресурсов.
* Власть связей: не только должность определяет наши полномочия, но и связи (официальные и неофициальные) с властными людьми. Зачастую используется не столько реальные связи, сколько легенды о них.
Лидерство и власть
* Если за лидерами следуют, то менеджеры направляют.
* Лидерами становятся, а менеджеров назначают.
* Лидерство - исследование стилей управления.
* Власть - с точки зрения подчинения, взаимодействия.
Лидерство предполагает использование власти. Может быть влияние через убеждение и влияние через участие.
Эффективность менеджмента: сущность и факты.
* Эффективность - достижение максимально возможного результата при минимально возможных затратах.
* Интенсивность - соотношение усилий и времени.
* Производительность - соотношение результата и времени.
* Эффективность - соотношение усилий и результата.
Факторы эффективности:
<< Пред. стр. 7 (из 7) След. >>