<< Пред. стр. 5 (из 6) След. >>
• линейную структуру управления (рис.32);• линейно-функциональную структуру управления (рис.33);
• линейно-штабную (линейно-функционально-штабную) структуру управления (рис.34).
В принципе, в дивизионах (рис.35) могут быть объединены и финансы, кадры, НИОКР, маркетинг и другие службы.
Дивизионы могут строиться:
• по продукту (дивизионально-продуктовые структуры);
• по региону (дивизионально-региональные структуры);
• по потребителю-клиенту (дивизионально-потребительские структуры);
• по рынку сбыта (дивизионально-рыночные структуры).
Матричные организации — это организации, использующие работу автономных групп для запуска и внедрения нового продукта или проекта. Каждая автономная группа создается под цель или проект и пользуется при этом определенной свободой в организации своей работы. Они могут самостоятельно приобретать ресурсы, распределять полученную продукцию, участвовать в организации своего труда (рис.36).
Преимущества матричных организаций:
• упрощение иерархии дивизиональных схем;
• динамичность управления;
• органичность рабочих групп (их высокая адаптивность).
Недостатки матричных организаций:
• сложность реализации;
• необходимость в высококвалифицированной рабочей силе;
• тенденции к анархии и групповщине;
• борьба за власть между проектными и функциональными руководителями;
• сложность перестройки матрицы на выпуск принципиально новых заказов;
• высокие накладные расходы (зарплата руководителей и т.д.);
• конфликты между частями организации;
• низкая скорость реакции и трудности в принятии решений в нештатных ситуациях.
4.4. Типы организаций по взаимодействию с человеком
По типу взаимодействия с человеком организации делятся на две группы:
• корпоративные организации;
• индивидуалистические организации.
Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).
Индивидуалистическая организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность (табл.3).
Таблица 3
Корпоративная организацияИндивидуалистическая организация
Доминирование иерархических властных структурСвободное, открытое и добровольное объединение людей
Поддержка слабых и ограничение сильных, стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловкеСочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации
Интересы организации согласовываются только ее лидерами, без участия коллективаСогласование интересов членов организации с интересами самой организации
Централизованное распределение ресурсовДополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации
Единица управления — рабочая группа, коллектив, организацияЕдиница управления — личность
Суверенитет организации, свобода организации, коллективная ответственностьСуверенитет личности, свобода для личности, индивидуальная ответственность
Принцип большинства или старшинства при принятии решенийПринцип меньшинства или право вето в принятии решений
Интересы производства доминируют над интересами человекаИнтересы производства согласовываются с интересами человека
Двойная мораль: личности и организацииОбщечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении
Приветствуются послушание и исполнительностьЛояльность к различным убеждениям членов организации
Человек для работыРабота для человека
4.5. Новые типы организаций
• Эдхократические организации;
• многомерные организации;
• партисипативные организации;
• предпринимательские организации;
• организации, ориентированные на рынок.
ЭДХОКРАТИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями.
Особенности эдхократических организаций:
• работа в областях с высокой технологией, требующая высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной совместной работы;
• органическая структура с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации вовсе отсутствует;
• иерархическое построение постоянно изменяется, отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;
• отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;
• принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти;
• риск и вознаграждение делятся между участниками трудового процесса;
• контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.
Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при антикризисном управлении.
МНОГОМЕРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях) (рис.37):
• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
• производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
• обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.
Такие автономные группы имеют статус центров прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.
Особенности многомерных организаций:
• бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них средства (дает деньги взаймы);
• в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в двумерной матричной модели, руководство группы едино;
• отсутствует необходимость проведения каких либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
• каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами готовой продукции и т.д.;
• основной показатель эффективности работы автономных групп — получаемая прибыль; что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.
ПАРТИСИПАТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Партисипативные организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:
• участвовать в принятии решений;
• участвовать в процессе постановки целей;
• участвовать в решении проблем организации.
Им дано право:
• выдвигать предложения;
• вырабатывать альтернативы решений проблем;
• выбирать окончательное решение.
В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.
Примеры форм взаимодействия руководства и работников:
• советы по научно-технической политике (например, состав: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры рабочих участков);
• технико-экономические советы (например, состав: руководители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих участков);
• советы по планированию сбыта (например, состав: руководители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбыта, представители кружков качества);
• кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);
• целевые, антикризисные комитеты, комитеты по набору кадров;
• конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители кружков качества и работники).
Решения советов, комитетов, кружков качества, конфликтных комиссий, как правило, являются обязательными для руководителей, при которых они создаются. Одновременно они несут ответственность за принимаемые решения. Очень важно обеспечить баланс власти между советами, комитетами, комиссиями и руководителями, при которых они создаются. Партисипативные структуры распространяются на часть или отдельные уровни управления организацией.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ. Предпринимательские организации — это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы (см. рис.38). Особенности предпринимательских организаций:
• принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;
• предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;
• консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;
• ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
• подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;
• критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.
ОРГАНИЗАЦИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РЫНОК. Это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком» (рис.39, 40). Пример: корпорация IBM (в 1985 г перешла от «продуктизации» к «регионализации» управления).
Функции штаб-квартиры корпорации:
• стратегическое развитие корпорации;
• исследования и передовые разработки;
• контроль распределения и использования финансов;
• персонал;
• работа с информацией (поступающей от филиалов и из внешней среды);
• общемировая координация.
Корпорация децентрализовала производственные операции по континентам (США, Европа, Азия, Центральная и Латинская Америка) а маркетинговые процессы (анализ рынков, реклама, сбыт, продвижение товара и т.д.) — по странам внутри континента.
Страновые филиалы IBM имеют высокую степень автономии. Руководство каждого филиала возглавляется советом, в который входят преимущественно граждане данной страны и директор-иностранец, связанный со штаб-квартирой корпорации.
В отношениях исследований, финансов, качества персонала филиал подчиняется штаб-квартире, а во всем остальном филиалы полностью самостоятельны. Они являются центрами прибыли, так как от них зависит в первую очередь продвижение товаров, сбыт и продажи, анализ спроса и рынков. От работы филиалов зависят политика и развитие корпорации. Анализ эффективности работы и прибылей филиалов заставляет корпорацию вовремя переключаться на новые разработки. Организации, «движимые рынком», требуют квалифицированной рабочей силы. Упор в подборе кадров делается на профессионализм и напористость. Из допущенных ошибок делаются не выводы, а извлекаются уроки. Телекоммуникационные средства связи и сети ЭВМ повышают оперативность управления транснациональной корпорацией.
ГЛАВА 5. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
5.1. Экономические и экономико-математические методы
Экономические методы управления — это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы:
• интересы государства;
• интересы отрасли;
• интересы коллектива (организации);
• интересы личности.
Между этими интересами всегда существуют диалектические противоречия. Искусство руководителей состоит в разрешении этих противоречий, поиске возможных компромиссов. Возможные экономические рычаги управления включают в себя:
• себестоимость;
• рентабельность;
• прибыль;
• фондоотдачу;
• цену;
• заработную плату и др.
Один из важнейших экономических рычагов управления — заработная плата работников. Существует множество различных способов стимулирования труда. Все они дают тот или иной экономический эффект. Общая для всех оптимизационная кривая выглядит так, как показано на рис.41.
Видно, что при начальном росте заработной платы эффект от деятельности будет расти. В точке Зopt он достигнет максимального значения Эmax. Дальнейший рост заработной платы, очевидно, приводит к большим общим затратам, в результате чего себестоимость и цена продукции будут расти, а объемы продаж, выручка, прибыль и рентабельность падать. Общий эффект от деятельности будет снижаться.
Экономико-математические методы — это методы, основанные на аналогичном поиске показанных оптимизационных кривых не только для заработной платы, но и для других показателей и всей производственной системы (модели «вход—выход» или «эффект— затраты»). Оптимизационные кривые могут быть разными с учетом интересов человека, организации, отрасли и государства.
5.2. Организационно-распорядительные методы
Организационно-распорядительные методы — это методы на основе силы и авторитета власти, т.е. указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и т.д. Они позволяют:
• регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);
• обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе);
• поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы).
5.3. Социально-психологические методы
Социально-психологические методы — это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. Социальные процессы идут на четырех уровнях:
• на уровне всего общества (государства);
• на уровне коллектива (организации);
• на уровне рабочей группы;
• на уровне индивида (личности).
К основным факторам, определяющим ход социальных процессов, относятся:
• демографические факторы;
• возраст;
• пол;
• этническая принадлежность;
• уровень образования и квалификация;
• размер рабочей группы;
• психологический климат.
Для менеджера очень важно:
• правильно оценить индивидуальные качества работника;
• правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах;
• создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.
Например, тенденция, показывающая зависимость психологического климата (количества конфликтов) Пk от численности коллектива N, изображена на рис.42.
Тенденция зависимости психологического климата от среднего возраста коллектива аналогичная. Конкретную форму этих кривых определяет специфика работы.
Тенденция зависимости склонности к изменениям и имиджа личности руководителя от возраста показана на рис.43.
Из графика (рис.43) видно, что с возрастом склонность к изменениям падает, а требования к имиджу (уважению и вниманию) возрастают. Тенденция зависимости психологического климата от среднего уровня квалификации Q показана на рис.44.
Конкретные виды отмеченных зависимостей обусловливаются ситуацией, сферой деятельности и социальным составом рабочих групп.
5.4. Лидерство и стили руководства в коллективе
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. Метод управления на основе лидерства в коллективе позволяет быстро решать наиболее сложные задачи и оперативно реагировать в неожиданных ситуациях.
Лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство преимущественно строится на отношениях типа «лидер—последователи», а не «начальник—подчиненный». Не каждый менеджер может быть лидером. В коллективе может появиться и неформальный лидер.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных:
• лидерских качеств (ум, преобладание над другими, уверенность в себе, активность, знание дела, способность управлять вниманием других, способность получать доверие от подчиненных, способность управлять собой и т.д.);
• лидерского поведения (авторитарного, демократического, пассивного, (К. Левин), с ориентацией на формальное структурирование рабочих отношении в коллективе или на сами отношения с подчиненными (исследования Университета штата Огайо); с ориентацией на проблемы в работе или на отношения с подчиненными (решетки Блэйка и Моутона); четыре стиля лидерства Р. Ликерта (1 — ориентация на выполнение задания, авторитарный стиль, 2 — стиль, близкий к Теории Х Д. Мак-Грегора, 3 — стиль, близкий к Теории Y Д. Мак-Грегора; 4 — ориентация на развитие отношений с подчиненными и групповую совместную работу с ними); четыре стиля лидерства на основе матрицы «вознаграждение—наказание; в связи с ситуацией—без связи с ситуацией»; с помощью заменителей лидерства (Керр, Джермейер) на уровне личных качеств подчиненных (когда лидерство не требуется и даже вредит из-за личных качеств подчиненных, например высокого профессионализма), на уровне содержания работы (когда оно не требуется из-за ясности, беспроблематичности работы) и на уровне организационного окружения (когда оно не требуется из-за высокой формализованности или специализации работы и тесной взаимосвязи подчиненных между собой);
• ситуации, в которой действует лидер.
Важную роль при этом играет и поведение последователей.
Ранние концепции лидерства (личностные и поведенческие) предлагали обращать внимание только на личные качества лидера и образцы его поведения. Ситуационные факторы при этом не учитывались. К основным, основанным на ситуационном лидерстве подходам относятся:
• континуум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта (рис.45);
• ситуационная модель Фидлера(рис.46);
• ситуационная модель Херсея и Бланшарда (рис.47);
• модель «путь—цель» Торенса, Митчелла и Хауса;
• модель Стинсона—Джонсона;
• модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго (рис.48).
Континиум лидерского поведения Танненбаума—Шмидта
Лидер:
1) дает свободу коллективу принимать решения, а сам только утверждает их;
2) делегирует группам право принимать решения по определенным вопросам;
3) выдвигает проблемы, просит дать предложения и сам принимает решения;
4) предлагает решения сам и считает возможным их изменение с учетом мнения и инициативы коллектива;
5) выдвигает идеи и предлагает их обсудить, принимает решения сам;
6) принимает решения сам и убеждает последователей в правильности своих решений;
7) сам принимает решения и доводит их до подчиненных.
В соответствии с этой моделью лидер выбирает один из семи возможных образцов поведения в зависимости от своих взглядов об источниках власти, отношении с последователями и ситуации. Демократ считает, что власть ему дается последователями, которых он ведет, что люди склонны к самоуправлению при условии правильного мотивирования. Автократ считает, что власть дается его положением в группе (организации) сверху, что люди внутренне ленивы, эгоистичны и на них опасно полагаться. Между этими крайностями существуют еще пять промежуточных стилей поведения. Выбор одного из них обусловливается изменением ситуации и изменением отношений с последователями.
Ситуационная модель Фидлера
Измерение показателя НПР (наименее предпочитаемого работника) проводилось по показателям:
Фидлер полагает, что лидер-респондент, набравший более высокие баллы, т.е. описавший своего НПР очень позитивно, ориентирован на отношения (лидер с высоким НПР), а менеджеры, набравшие более низкие баллы, имеют стиль, ориентированный на работу (лидер с низким НПР). Фидлер считает, что лидерский стиль остается относительно постоянным и почти не меняется во времени, т.к. в стиле отражена внутренняя мотивация на отношения с людьми или на работу.
Анализ показал, что в ситуациях 4-7 (условия умеренной благоприятности) лучших результатов добиваются лидеры с высоким НПР. В ситуациях 1, 2, 3 (условия наиболее благоприятные) и 8 (условия наименее благоприятные) добиваются лидеры с низким НПР.
Модель Херсея и Бланшарда
Зрелость последователей:
• З1 — способны работать в незначительной степени, желают работать редко;
• З2 — способны работать в некоторой степени, иногда желают работать;
• З3 — способны работать в достаточной степени, работать желают часто;
• З4 — способны работать в значительной степени, обычно желают работать.
Стили руководства:
• S1— указывающий (даю задания и проверяю исполнение);
• S2 — убеждающий (объясняю и убеждаю);
• S3 — участвующий (помогаю в работе, выступаю как партнер);
• S4 — делегирующий (делегирую ответственность, переключаюсь с задачи и человека на развитие организации);
• граница областей S2 и S3: необходима интенсивная работа с человеком.
Модель «путь—цель» Теренса, Митчелла и Хауса
Эффективный лидер помогает подчиненным идти путем, ведущим к желаемой цели. Если мотивация работника (уверенность в связи величины усилия и размера вознаграждения) поддерживается оптимальным лидерским стилем, то организация функционирует эффективно. В этой модели можно выбрать один из четырех стилей:
• директивный (объясняю, что и как делать, говорю что и когда от них ожидается, какое будет вознаграждение, разъясняю путь к вознаграждению);
• поддерживающий (обращение с подчиненными как с равными, помощь и поддержка в работе);
• ориентированный на достижения (установление напряженных, но притягательных целей, обоснование выгоды от достижения этой цели);
• участвующий (советы с подчиненными, привлечение их к участию в управлении).
На выбор стиля влияют следующие ситуационные факторы:
• качество подчиненных (вера в предопределенность результатов — в связи между трудовыми усилиями и вознаграждением, склонность к подчинению, способности);
• организационные факторы (содержание и структура работы, система формальной власти, культура группы).
Например, когда задачи или цели неясны руководителю, выгодно использовать участвующий стиль. Когда у подчиненных отсутствует возможность отличиться, то применяется стиль, ориентированный на достижения. Когда идет утомительная, рутинная и неинтересная работа, выгоден поддерживающий стиль. Если работник не ощущает связи усилия с вознаграждением, целесообразен директивный стиль.
Ситуационная модель Стинсона—Джонсона
В этой модели выбор лидерского стиля обусловливается следующими ситуационными факторами:
• качества подчиненных (их потребность в достижении результатов, их знания и опыт);
• структурированность работы (высокая и низкая).
Согласно этой модели, высокий интерес к работе и низкий к отношениям с подчиненными со стороны лидера эффективен в следующих двух ситуациях:
• работа отличается высокой структурированностью, у последователей сильная потребность в достижении и независимости, у них большие знания и опыт для выполнения работы;
• работа имеет низкую степень структурированности, последователи не испытывают потребности в достижении результатов и независимости, у них низкие знания и опыт.
Низкий интерес к работе и высокий к отношениям целесообразен в следующих двух ситуациях:
• работа высоко структурирована, но последователи не испытывают потребности в достижении и независимости при наличии у них достаточных знаний и опыта;
• работа не структурирована, но последователи имеют сильную потребность в достижении и независимости при наличии у них больших знаний и опыта.
Ситуационная модель принятия решений Врума—Йеттона-Яго
В этой модели рассматривается только один аспект лидерского поведения — привлечение подчиненных к принятию решений. Исследователи разработали специальное «дерево вопросов», с помощью которого можно выбрать тот или иной стиль поведения руководителя (по принципу «низкий (Н)—высокий (В), рис.48). Оценка эффективности решения в данной модели определяется на основе уравнения:
где Ркач — качество решения (высокое, низкое по баллам); Робяз — уровень обязательств по выполнению решений (высокий или низкий); Рвремя — степень срочности решения (высокая, низкая по баллам). Полная оценка решения определяется:
Э = Рэфф – ОСПВ + ОВГР,
где ОСПР — оценка стоимости потерянного времени на принятие решения; ОВГР — оценка выигрыша от группового решения по сравнению с единоличным; А1 — руководитель принимает решение сам, используя имеющуюся у него на данное время информацию; А2 — руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных и затем сам принимает решение; работники привлекаются только на этапе сбора информации, выработку решения и его принятие осуществляет руководитель; К1 — руководитель делится соображениями с каждым из подчиненных, получая от них идеи и предложения, не собирая их в группу; затем он сам принимает решение, которое может либо отражать, либо не отражать их вклад; К2 — то же, что и К1, только в группе; Г — руководитель делится соображениями по проблеме с подчиненными, собрав их в группу. Все вместе пытаются найти консенсус относительно решения. Роль руководителя сводится к роли председателя собрания. Он не пытается влиять на группу, а проявляет готовность принять и выполнить любое решение, получившее поддержку всей группы.
Новые концепции в теориях лидерства пытаются соединить традиционный (личностный и поведенческий) и ситуационные подходы.
К ним относятся:
• концепция атрибутивного лидерства;
• концепция харизматического лидерства;
• концепция преобразующего лидерства.
КОНЦЕПЦИЯ АТРИБУТИВНОГО ЛИДЕРСТВА. Суть концепции: атрибутивные помехи (приписывание внутренних причин плохой работы подчиненного и недостоверная информация о нем, например лень, низкая ответственность, низкие способности) часто искажают восприятие руководителя и заставляют его быть непоследовательным в своем поведении. В результате не только лидер воздействует на подчиненных, а отношения «лидер—подчиненные» влияют на лидера. Эти отношения могут привести к увольнению работника или к уходу руководителя. Если отношения адекватны ситуации (взгляды и поведение руководителя в работе с подчиненными принимаются ими), то организация функционирует эффективно и происходит обогащение отношений. В обратном случае имеет место обеднение отношении и, как следствие, конфликты. Адекватность отношении и ситуации может достигаться:
• если подчиненный извлекает уроки из поведения руководителя;
• если руководитель извлекает уроки из поведения подчиненных.
КОНЦЕПЦИЯ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА. Харизматическое влияние — это влияние, основанное не на логике в действиях, а на личных качествах лидера его внешней и внутренней привлекательности, имиджа, манеры и стиля поведения (речь, жесты, позы) и т.д. Харизма дает преимущества лидеру вести за собой людей.
Харизма — это источник лидерской власти над подчиненными, власть примера. У харизмы есть позитивная этическая (Сахаров, Мартин Лютер Кинг) и негативная (Сталин, Гитлер) стороны.
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕОБРАЗУЮЩЕГО (РЕФОРМАТОРСКОГО) ЛИДЕРСТВА. Способности лидера переводить новые видения решения проблем в действия последователей, вызывать их энтузиазм — основа преобразующего лидерства. Лидер-преобразователь вдохновляет не харизмой, а творческим подходом к делу, подкрепленным реальными прошлыми достижениями, а не мифами. Отношения с подчиненными строятся не по принципу «люблю/ненавижу», а по принципу «уважаю/рассчитываю». Последователи при этом вдохновляются не краткосрочными целями (заработок, быстрейшее исполнение работы), а долгосрочной — измениться группой через развитие. К отличительным особенностям лидера-преобразователя относятся:
• умение привлекать подчиненных к управлению и активно участвовать в деятельности группы;
• умение постоянно балансировать между соглашательством с группой и подхалимством со стороны подчиненных.
5.5. Автоматизированные методы
Автоматизированные методы управления — это методы, в которых используются электронно-вычислительные, телекоммуникационные средства и сети ЭВМ для осуществления коммуникаций в системе управления организацией, ее связей с внешней средой и реализации основных функций менеджмента: анализа, прогнозирования, планирования, оптимизации и принятия решений, учета, контроля, мониторинга.
Построение автоматизированной системы управления организацией (АСУО) включает в себя разработку следующих восьми компонент:
• разработку модели организации, сетевого обеспечения АСУО;
• информационного обеспечения АСУО;
• математического обеспечения АСУО;
• лингвистического обеспечения АСУО;
• программного обеспечения АСУО;
• технического обеспечения АСУО;
• организационного обеспечения АСУО (совокупность документов, устанавливающих правила взаимодействия подразделений, в которых функционируют подсистемы и локальные сети АСУО);
• методического обеспечения АСУО (совокупность документов, правил, инструкций, нормалей, стандартов, необходимых для правильной и совместимой эксплуатации подсистем и локальных сетей АСУО).
Основа АСУО — это план баз данных (БД) организации, разрабатываемый в соответствии с моделью организации. Графически модель АСУО можно представить в виде трехмерной матрицы (рис.49).
Ключи к модели организации:
· И — предметная БД используется в конкретном процессе и на конкретном участке;
· С — предметная БД создается в конкретном процессе работы на конкретном участке.
Ключи полномочий:
· ОО — руководитель подразделения — основной ответственный за процесс;
· ОУ — подразделение — основной участник процесса;
· ЧУ — частичное участие подразделения в процессе.
Например, процесс «закупочная деятельность» использует БД «материалы», состоящую из 7 полей. Эта БД создается в процессе «получение материалов». Ответственность за эти процессы несет руководитель отдела снабжения (см. табл.):
Поставляемый материалМаркаЦена за усл. ед., руб.Максимальные объемы поставкиАдрес отправителяАдрес получателяСроки поставки
Участки работы «производство» и «склад» могут частично участвовать в процессах «закупочная деятельность» и «получение материала», так как им необходима информация об объемах поставок и марках материала, чтобы предварительно подготовить склады под прием материала и организовать технологический процесс изготовления продукции.
Между подразделениями идет постоянный обмен информацией, причем некоторые поля одной БД могут использоваться несколькими подразделениями организации одновременно. Такие коммуникации могут обеспечить локальные сети ЭВМ, которые, как правило, интегрированы в глобальную сеть. Рабочее взаимодействие между подразделениями организации может быть дополнено с помощью электронной почты.
Цели функционирования АСУО:
• минимизация времени на коммуникационные процессы в организации, повышение оперативности управления;
• учет и контроль производственных процессов, что снижает общие издержки;
• обеспечение оптимального планирования, оптимального распределения ресурсов и управления запасами;
• составление расписаний движения ресурсов в организации и др.
Высший уровень автоматизации управления — это интеграция автоматизированных процессов проектирования, планирования, производства, хранения и сбыта посредством использования САПР, автоматизированных подсистем оптимизации планирования и принятия решений (сетевые графики, графики Ганта и т.д.), ГАП, автоматизированных складов и транспортных средств. Телекоммуникационная техника и сети ЭВМ используются для осуществления финансовых расчетов, работы с поставщиками, клиентами (бизнес в Интернете, электронные магазины), партнерами.
5.6. Программно-целевые и проблемно-ориентированные методы
В программно-целевых методах управления используется специальная матрица программно-целевого управления (см. табл.):
МероприятияИсполнителиРесурсыСрокиЦели
1. Организационно-