<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

  Содержание правового положения государственных служащих характеризуется их: а) общегражданскими правами и обязанностями, б) обязанностями и правами по занимаемой должности.
 
 
  Тема 5: "Коллективные субъекты административного права"
 
  Основные вопросы:
  1. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.
  2. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.
  3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти.
  4. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
  Методические рекомендации:
  Органы государственного управления являются субъектами административного права.
  Орган - организация, коллектив, управляемая группа людей.
  Признаки государственного управления:
  - подотчетность и подконтрольность органам государственной власти и вышестоящему органу государственного управления;
  - осуществление исполнительно-распорядительной деятельности;
  - наличие государственных полномочий;
  - обладание соответствующей компетенцией;
  - наличие внутриорганизационной структуры.
  При характеристике органов управления следует обратить внимание на следующие критерии классификации органов управления:
  - по территориальному масштабу деятельности (высшие, центральные, местные);
  - по порядку образования (образуемые органами власти или управления);
  - по характеру и объему компетенции (общей компетенции, отраслевой) компетенции, межотраслевой компетенции;
  - по способу разрешения подведомственных вопросов (коллегиальные, единоначальные);
  - по источникам финансирования (госбюджетные, хозрасчетные).
  При изучение вопроса следует исходить из того, что ОВД - специализированный административно-исполнительный орган государства, созданный для охраны общественного порядка и общественной безопасности.
  Изучая систему органов исполнительной власти слушатель должен уяснить полномочия:
  * Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти;
  * Правительства РФ;
  * Центральных органов;
  * Органов субъекта Федерации;
  * Понятие общественных и религиозных объединений граждан их правовой статус различие правового статуса общественных и религиозных объединений. Порядок образования общественных объединений правоспособность и дееспособность, права и обязанности членов общественной организации.
 
 
  РАЗДЕЛ 3
  Административно-правовые формы и методы государственного управления
 
  Тема 6: "Административно-правовые формы государственного управления".
 
  Основные вопросы:
  1. Понятие и виды административно-правовых форм государственного управления.
  2. Акты органов государственного управления, их классификация.
  Методические рекомендации:
  Содержание государственного управления составляет деятельность по реализации его функций, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами.
  Многообразия задач и функций государственного управления обуславливает существование различных форм управленческой деятельности.
  Необходимо уяснить классификацию правовых и не правовых форм управленческой деятельности:
  1. по содержанию;
  2. по целенаправленности;
  3. по способу выражения.
  Не правовые формы:
  1. осуществление организационных действий;
  2. дополнение материально-технических действий.
  Необходимо дать определение актам управления.
  Методы управления - это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.
  Акт государственного управления является правовой формой реализации задач и функций. Это одностороннее властное подзаконное управленческое решение компетентного органа (должностного лица).
  Требование к актам:
  1. Принимается в установленном законом порядке и сроки.
  2. Принимается органом управления (должностным лицом) в пределах своей компетенции.
  3. Принимается с соблюдением установленной процедуры.
  4. Должен излагаться ясным и понятным языком.
 
  Тема 7: "Административно-правовые методы государственного управления".
 
  Основные вопросы:
  1. Убеждение как административно-правовой метод.
  2. Формы убеждения.
  3. Сущность и виды административного поощрения.
  4. Сущность и виды административного принуждения.
  Методические рекомендации:
  Методы государственного управления можно квалифицировать на следующие группы:
  1. Методы убеждения и принуждения.
  2. Административные и экономические.
  3. Организационные методы.
  Каждый из этих методов имеет свое содержание. Так, убеждение выражается в воздействии словом, примером, поощрительными мерами, а принуждение в санкциях применяемых к нарушителям права. Административный метод - это метод властного характера, основанные на прямых указаниях и жестком контроле за их исполнением. Наиболее широко применяются в Министерстве обороны, МВД. Экономические методы - управление через интересы управляемых цена, прибыль, льготы, тарифы и т.д., наиболее широко применяется при управлении экономикой. Суть организационных методов отражается в самом названии. Эти методы имеют организационный характер.
  Ни один из указанных методов не является универсальным и поэтому используются в совокупности.
  Раскрывая сущность убеждения, как административно-правового метода деятельности исполнительной власти необходимо обозначить цель применения именно данного метода, дать его характеристику.
  Убеждение - это процесс последовательного осуществляемых действий, которые включают в себя следующие элементы:
  1. овладение вниманием;
  2. внушение;
  3. воздействие на сознание;
  4. формирование интереса.
  Разъясняя сущность форм убеждения необходимо охарактеризовать:
  1. обучение;
  2. пропаганда;
  3. агитация;
  4. разъяснение;
  5. обмен опытом.
  Поощрение - как метод деятельности исполнительной власти имеет свои особенности:
  1. фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;
  2. поощрение связано с оценкой с уже совершенных деяний, является составной частью государственного контроля.
  3. поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
  4. поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами материальными ценностями и иными благами.
  В основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуются в форме правоприменения.
  Сложность изучения мер принуждения заключается в том, что они содержатся в различных нормативных актах и имеют свои особенности
  Административное принуждение применяется:
  1. Исполнительными органами, уполномоченными на осуществлении правоохранительных функций в сфере государственного управления.
  2. Исполнительными органами, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной властью.
  Полномочия органов внутренних дел и их сотрудников на применение и использование мер административного принуждения закреплены законами и иными нормативными актами, в частности законами "О милиции", "О внутренних войсках МВД Российской Федерации", "О пожарной безопасности", Положением о государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации.
  Классификация мер принуждения производна от целей их применения. Порядок и пределы применения указанных мер устанавливается законодательством.
  В целях предупреждения преступлений и других правонарушений, а также возможных несчастных случаев применяются административно -предупредительные меры.
  Меры административного пресечения применяются в момент совершения правонарушения и имеют своей целью прекращение противоправного деяния.
  Административные взыскания - это мера ответственности лица, виновного в совершении правонарушения. Виды взысканий рассматриваются при изучении темы № 9.
  Меры обеспечения административного производства применяются с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении до принятия решения по делу
  Слушатели должны знать указанные меры, уметь раскрыть их сущность.
 
 
  Тема 8: "Обеспечение законности и дисциплины
  в государственном управлении".
 
  Основные вопросы
  1. Понятие и содержание законности.
  2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
  3. Контроль в государственном управлении. Виды контроля.
  4. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти.
  5. Понятие и характерные черты административного надзора.
  6. Надзор органов прокуратуры.
  Методические рекомендации:
  Приступая к изучению темы необходимо уяснить понятие законности
  Законность - это наличие достаточного количества юридических норм высокого качества и строгое соблюдение всеми субъектами права. Обозначить значение законности в сфере управления. Особая значимость законности определяется: многочисленными аппаратами среди субъектов власти, который издает большое число правоприменительных актов, наличие огромных властных полномочий, расширяемые в особые периоды.
  Гарантии законности:
  - общие условия;
  - специальные юридические (поощрения, контроль и принуждение);
  - организащионно-правовые.
  Среди способов обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления важное место занимает контроль и надзор. Необходимо раскрыть их сущность.
  Виды контроля подразделяют: в зависимости от содержания:
  1. общий;
  2. специальный.
  В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов:
  1. контроль, осуществляемый органами представительной власти;
  2. контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общий, межотраслевой и внутриведомственной компетенции.
  По стадиям контроля выделяют:
  1. контроль Президента;
  2. контроль органов законодательной власти;
  3. контроль органов исполнительной власти;
  4. контроль органов судебной власти.
  Судебный контроль осуществляет:
  1. Конституционный суд Российской Федерации;
  2. Суды общей юрисдикции;
  3. Арбитражные суды.
  Жалобы являются одним из способов обеспечения законности в государственном управлении. Право на судебное обжалование теоретически существует всегда. Слушатель должен уяснить условия реализации этого права.
  Различают два вида надзора: административный и прокурорский.
  Административный надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления.
  Рассматривая данный вопрос следует дать перечень видов прокурорского надзора. Затем определить формы реагирования прокурора на нарушения законности:
  - протест, сроки его рассмотрения;
  - представление (его отличие от протеста);
  - постановление о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного производства, его значение.
 
 
  ЧАСТЬ ВТОРАЯ
  АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
 
  Тема 9: "Административное правонарушение и
  административная ответственность"
 
  Основные вопросы:
  1. Понятие и признаки административного правонарушения.
  2. Особенности административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  Методические рекомендации:
  Изучая указанную тему необходимо уяснить понятие административного проступка, определить основные его признаки, которые отличают его от других правонарушений.
  Во-первых, антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь вредные последствия.
  Во-вторых, противоправное деяние, нарушающее нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.
  В-третьих, виновное деяние.
  В-четвертых, возможность применения административного взыскания.
  Далее следует определить особенности:
  1. Уголовная ответственность - устанавливается только законами. Административная - как законом, так и подзаконными актами.
  2. Уголовная ответственность - только за преступление. Административная ответственность - за правонарушение.
  3. Субъект административной ответственности, как физическое лицо, так и коллективное образование.
  4. За административные правонарушения - административные взыскания. За преступление - уголовное наказание.
  5. Административную ответственность применяют круг уполномоченных органов и должностных лиц. Уголовная ответственность - ее применяют только суды.
  6. Административная ответственность не влечет судимость, а действует в течение установленного срока.
 
 
  Тема 10: "Состав административного проступка"
 
  Основные вопросы:
  1. Юридический состав административного правонарушения.
  2. Сущность и основные черты административной ответственности.
  Методические рекомендации:
  Состав административного проступка (юридический) - это совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
  Состав:
  - объект - объективная сторона;
  - субъект - субъективная сторона.
  Далее следует раскрывать содержание каждого элемента состава и дать его понятие.
  Третий вопрос начинается с рассмотрения понятия "Административная ответственность" - это особый вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами или должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Условия наступления административной ответственности:
  1. наличие вины;
  2. на основе норм права;
  3. за правонарушение;
  4. осуществляется компетентными органами;
  Система с государственным принуждением.
  Основные черты административной ответственности:
  1. собственная нормативная правовая основа;
  2. состоит в применении к виновным административных взысканий;
  3. привлекают органы, которым предоставлено такое правило (Раздел III. КоАП);
  4. особый порядок привлечения (простота, оперативность и экономичность);
  5. урегулирование нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень административных проступков, взысканий и органов.
 
 
  Тема 11: "Административные взыскания и порядок их наложения".
 
  Основные вопросы:
  1. Понятие, сущность и цели административного наказания.
  2. Виды административных наказаний.
  3. Общие правила наложения административных наказаний.
  4. Обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.
  Методические рекомендации:
  Административное взыскание - это ответственность лица за противоправное деяние. Система административных взысканий устанавливается КоАП, федеральными законами.
  1. Предупреждение.
  2. Штраф.
  3. Возмездное изъятие предметов и орудий правонарушений.
  4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
  5. Лишение специального права предоставленного гражданину.
  6. Дисквалификация.
  7. Административный арест.
  8. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
  Слушатель должен уметь разграничить взыскания на основные и дополнительные.
  Правила наложения административных взысканий содержатся в КоАП. Слушателю необходимо обратить внимание на:
  1. сроки наложения административного взыскания;
  2. порядок наложения взыскания при совершении нескольких правонарушений;
  3. обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.
  Административные наказания - как мера ответственности за административное правонарушения имеют профилактическую направленность по отношению к уголовным преступлениям.
 
 
  Тема 12: "Административные правонарушения посягающие на права граждан".
  Основные вопросы:
  1. Состав административных правонарушений посягающих на права граждан.
  2. Виды применяемых наказаний.
  3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
  Методические рекомендации:
  При изучении данной темы необходимо использовать рекомендации к теме "Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного движения". Вместе с тем квалификация правонарушений в указанной области имеет определенные особенности. Например, наличие либо отсутствие состава правонарушения предусмотренного ст. 12.8; 12.25; 12.26;12.27 КоАП зависит не только от деяния правонарушителя, но и действия сотрудника милиции. Его действия должны быть не только законны но и предъявлены правомерно.
 
 
  Тема 13: "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, сан-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность".
 
  Основные вопросы:
  1. Состав административных правонарушений, посягающих на здоровье, сан-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность.
  2. Виды применяемых наказаний.
  3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
  Методические рекомендации:
  При изучении данной темы необходимо использовать рекомендации по данной теме. Вместе с тем квалификация правонарушений в указанной области имеет определенные особенности. Например, наличие либо отсутствие состава правонарушения предусмотренного статьями 6.8-6.14 КоАП РФ.
  Слушателям необходимо усвоить, какие действия образуют состав правонарушений, перечисленных в главе 6 КоАП РФ и законов субъектов федерации в данной области.
 
 
  Тема 14: "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования"
 
  Основные вопросы:
  1. Состав административных правонарушений, посягающих на охрану окружающей природной среды и природопользования.
  2. Виды применяемых наказаний.
  3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
  Методические рекомендации:
 
 
 
 
 
  Тема 15: "Административные правонарушения на транспорте
  и в области дорожного движения"
 
  Основные вопросы:
  1. Состав административных правонарушений, на транспорте и в области дорожного движения.
  2. Основные положения нормативных актов, знание которых необходимы для правильной квалификации административных правонарушений в обозначенных областях.
  3. Виды применяемых наказаний.
  4. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
  Методические рекомендации:
  Ответы на вопросы по данной теме требуют изучения кроме учебной литературы, законодательных и нормативных актов в данной области.
  Необходимо назвать юридический состав конкретных правонарушений.
  Объектами указанных правонарушений могут выступать общественная безопасность, здоровье населения и иное.
  В подавляющем большинстве составов законодатель не требует наступления вредных последствий, т.е. правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требования нормы. Наступление же вредных последствий может указывать на состав уголовно-наказуемого деяния.
  Правонарушения в указанных сферах могут быть совершены как активными действиями так и бездействием. Слушателям рекомендуется потренироваться в определении объективной стороны рассматриваемых правонарушений.
  Для правильной квалификации необходимо обращать внимание на субъект конкретного правонарушения, что позволит слушателям избежать ошибок в практической деятельности.
  При изучении видов взысканий необходимо помнить о взысканиях устанавливаемых законодательными актами субъектов федерации.
 
 
  Тема 16: "Административные правонарушения в области связи и информации"
 
  Основные вопросы:
  1. Состав административных правонарушений, посягающих на область связи и информации.
  2. Виды применяемых наказаний.
  3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
  Методические рекомендации:
  Ответы на вопросы данной темы требуют изучения кроме учебной литературы, законодательных и нормативных актов в данной области.
  Необходимо назвать юридический состав конкретных правонарушений.
  В подавляющем большинстве составов законодатель не требует наступления вредных последствий, т.е. правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требуемой нормы. Наступление же вредных последствий может указать на состав уголовно-наказуемого деяния.
  Для правильной квалификации необходимо обращать внимание на субъект конкретного правонарушения, что позволит слушателям избежать ошибок в практической деятельности.
  При изучении видов взысканий необходимо помнить о взысканиях устанавливаемых законодательными актами субъектов федерации.
 
 
  Тема 17: "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг"
 
  Основные вопросы:
  1. Состав административных правонарушений в области предпринимательства, финансовых, налоговых правонарушений, рынка ценных бумаг.
  2. Виды применяемых наказаний.
  3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
  Методические рекомендации:
  Ответы на вопросы данной темы требуют изучения кроме учебной литературы, законодательных и нормативных актов в данной области.
  Необходимо назвать юридический состав конкретных правонарушений.
  Объектами указанных правонарушений могут выступать общественная безопасность, здоровье населения и иное.
  В подавляющем большинстве составов законодатель не требует наступления вредных последствий, т.е. правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требования нормы.
  Наступление же вредных последствий может указывать на состав уголовно-наказуемого деяния.
  Правонарушения в указанных сферах могут быть совершены как активными действиями, так и бездействием. Слушателям рекомендуется потренироваться в определении объективной стороны рассматриваемых правонарушений.
  Для правильной квалификации необходимо обращать внимание на субъект конкретного правонарушения, что позволит слушателям избежать ошибок в практической деятельности.

<< Пред.           стр. 2 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу