<< Пред. стр. 2 (из 5) След. >>
Содержание правового положения государственных служащих характеризуется их: а) общегражданскими правами и обязанностями, б) обязанностями и правами по занимаемой должности.Тема 5: "Коллективные субъекты административного права"
Основные вопросы:
1. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти.
2. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.
3. Основные звенья системы федеральных органов исполнительной власти: Правительство Российской Федерации, центральные органы федеральной исполнительной власти.
4. Предприятия и учреждения как субъекты административного права.
Методические рекомендации:
Органы государственного управления являются субъектами административного права.
Орган - организация, коллектив, управляемая группа людей.
Признаки государственного управления:
- подотчетность и подконтрольность органам государственной власти и вышестоящему органу государственного управления;
- осуществление исполнительно-распорядительной деятельности;
- наличие государственных полномочий;
- обладание соответствующей компетенцией;
- наличие внутриорганизационной структуры.
При характеристике органов управления следует обратить внимание на следующие критерии классификации органов управления:
- по территориальному масштабу деятельности (высшие, центральные, местные);
- по порядку образования (образуемые органами власти или управления);
- по характеру и объему компетенции (общей компетенции, отраслевой) компетенции, межотраслевой компетенции;
- по способу разрешения подведомственных вопросов (коллегиальные, единоначальные);
- по источникам финансирования (госбюджетные, хозрасчетные).
При изучение вопроса следует исходить из того, что ОВД - специализированный административно-исполнительный орган государства, созданный для охраны общественного порядка и общественной безопасности.
Изучая систему органов исполнительной власти слушатель должен уяснить полномочия:
* Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти;
* Правительства РФ;
* Центральных органов;
* Органов субъекта Федерации;
* Понятие общественных и религиозных объединений граждан их правовой статус различие правового статуса общественных и религиозных объединений. Порядок образования общественных объединений правоспособность и дееспособность, права и обязанности членов общественной организации.
РАЗДЕЛ 3
Административно-правовые формы и методы государственного управления
Тема 6: "Административно-правовые формы государственного управления".
Основные вопросы:
1. Понятие и виды административно-правовых форм государственного управления.
2. Акты органов государственного управления, их классификация.
Методические рекомендации:
Содержание государственного управления составляет деятельность по реализации его функций, осуществляемая в установленных формах и соответствующими методами.
Многообразия задач и функций государственного управления обуславливает существование различных форм управленческой деятельности.
Необходимо уяснить классификацию правовых и не правовых форм управленческой деятельности:
1. по содержанию;
2. по целенаправленности;
3. по способу выражения.
Не правовые формы:
1. осуществление организационных действий;
2. дополнение материально-технических действий.
Необходимо дать определение актам управления.
Методы управления - это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.
Акт государственного управления является правовой формой реализации задач и функций. Это одностороннее властное подзаконное управленческое решение компетентного органа (должностного лица).
Требование к актам:
1. Принимается в установленном законом порядке и сроки.
2. Принимается органом управления (должностным лицом) в пределах своей компетенции.
3. Принимается с соблюдением установленной процедуры.
4. Должен излагаться ясным и понятным языком.
Тема 7: "Административно-правовые методы государственного управления".
Основные вопросы:
1. Убеждение как административно-правовой метод.
2. Формы убеждения.
3. Сущность и виды административного поощрения.
4. Сущность и виды административного принуждения.
Методические рекомендации:
Методы государственного управления можно квалифицировать на следующие группы:
1. Методы убеждения и принуждения.
2. Административные и экономические.
3. Организационные методы.
Каждый из этих методов имеет свое содержание. Так, убеждение выражается в воздействии словом, примером, поощрительными мерами, а принуждение в санкциях применяемых к нарушителям права. Административный метод - это метод властного характера, основанные на прямых указаниях и жестком контроле за их исполнением. Наиболее широко применяются в Министерстве обороны, МВД. Экономические методы - управление через интересы управляемых цена, прибыль, льготы, тарифы и т.д., наиболее широко применяется при управлении экономикой. Суть организационных методов отражается в самом названии. Эти методы имеют организационный характер.
Ни один из указанных методов не является универсальным и поэтому используются в совокупности.
Раскрывая сущность убеждения, как административно-правового метода деятельности исполнительной власти необходимо обозначить цель применения именно данного метода, дать его характеристику.
Убеждение - это процесс последовательного осуществляемых действий, которые включают в себя следующие элементы:
1. овладение вниманием;
2. внушение;
3. воздействие на сознание;
4. формирование интереса.
Разъясняя сущность форм убеждения необходимо охарактеризовать:
1. обучение;
2. пропаганда;
3. агитация;
4. разъяснение;
5. обмен опытом.
Поощрение - как метод деятельности исполнительной власти имеет свои особенности:
1. фактическим основанием для применения поощрения являются заслуга, деяние, положительно оцениваемые субъектами власти;
2. поощрение связано с оценкой с уже совершенных деяний, является составной частью государственного контроля.
3. поощрение персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
4. поощрение заключается в моральном одобрении, наделении определенными правами материальными ценностями и иными благами.
В основном поощрение урегулировано правом, во многих случаях реализуются в форме правоприменения.
Сложность изучения мер принуждения заключается в том, что они содержатся в различных нормативных актах и имеют свои особенности
Административное принуждение применяется:
1. Исполнительными органами, уполномоченными на осуществлении правоохранительных функций в сфере государственного управления.
2. Исполнительными органами, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению административной властью.
Полномочия органов внутренних дел и их сотрудников на применение и использование мер административного принуждения закреплены законами и иными нормативными актами, в частности законами "О милиции", "О внутренних войсках МВД Российской Федерации", "О пожарной безопасности", Положением о государственной автомобильной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации.
Классификация мер принуждения производна от целей их применения. Порядок и пределы применения указанных мер устанавливается законодательством.
В целях предупреждения преступлений и других правонарушений, а также возможных несчастных случаев применяются административно -предупредительные меры.
Меры административного пресечения применяются в момент совершения правонарушения и имеют своей целью прекращение противоправного деяния.
Административные взыскания - это мера ответственности лица, виновного в совершении правонарушения. Виды взысканий рассматриваются при изучении темы № 9.
Меры обеспечения административного производства применяются с момента возбуждения производства по делу об административном правонарушении до принятия решения по делу
Слушатели должны знать указанные меры, уметь раскрыть их сущность.
Тема 8: "Обеспечение законности и дисциплины
в государственном управлении".
Основные вопросы
1. Понятие и содержание законности.
2. Способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении.
3. Контроль в государственном управлении. Виды контроля.
4. Судебный контроль за законностью осуществления исполнительной власти.
5. Понятие и характерные черты административного надзора.
6. Надзор органов прокуратуры.
Методические рекомендации:
Приступая к изучению темы необходимо уяснить понятие законности
Законность - это наличие достаточного количества юридических норм высокого качества и строгое соблюдение всеми субъектами права. Обозначить значение законности в сфере управления. Особая значимость законности определяется: многочисленными аппаратами среди субъектов власти, который издает большое число правоприменительных актов, наличие огромных властных полномочий, расширяемые в особые периоды.
Гарантии законности:
- общие условия;
- специальные юридические (поощрения, контроль и принуждение);
- организащионно-правовые.
Среди способов обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного управления важное место занимает контроль и надзор. Необходимо раскрыть их сущность.
Виды контроля подразделяют: в зависимости от содержания:
1. общий;
2. специальный.
В зависимости от субъекта контроля, объема и характера полномочий государственных органов:
1. контроль, осуществляемый органами представительной власти;
2. контроль, осуществляемый органами исполнительной власти (общий, межотраслевой и внутриведомственной компетенции.
По стадиям контроля выделяют:
1. контроль Президента;
2. контроль органов законодательной власти;
3. контроль органов исполнительной власти;
4. контроль органов судебной власти.
Судебный контроль осуществляет:
1. Конституционный суд Российской Федерации;
2. Суды общей юрисдикции;
3. Арбитражные суды.
Жалобы являются одним из способов обеспечения законности в государственном управлении. Право на судебное обжалование теоретически существует всегда. Слушатель должен уяснить условия реализации этого права.
Различают два вида надзора: административный и прокурорский.
Административный надзор - специальный вид правоохранительной деятельности ряда органов государственного управления.
Рассматривая данный вопрос следует дать перечень видов прокурорского надзора. Затем определить формы реагирования прокурора на нарушения законности:
- протест, сроки его рассмотрения;
- представление (его отличие от протеста);
- постановление о возбуждении уголовного дела или дисциплинарного производства, его значение.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ
Тема 9: "Административное правонарушение и
административная ответственность"
Основные вопросы:
1. Понятие и признаки административного правонарушения.
2. Особенности административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
Методические рекомендации:
Изучая указанную тему необходимо уяснить понятие административного проступка, определить основные его признаки, которые отличают его от других правонарушений.
Во-первых, антиобщественное деяние, посягающее на общественные отношения, которое повлекло или могло повлечь вредные последствия.
Во-вторых, противоправное деяние, нарушающее нормы административного и иных отраслей права, охраняемые административными взысканиями.
В-третьих, виновное деяние.
В-четвертых, возможность применения административного взыскания.
Далее следует определить особенности:
1. Уголовная ответственность - устанавливается только законами. Административная - как законом, так и подзаконными актами.
2. Уголовная ответственность - только за преступление. Административная ответственность - за правонарушение.
3. Субъект административной ответственности, как физическое лицо, так и коллективное образование.
4. За административные правонарушения - административные взыскания. За преступление - уголовное наказание.
5. Административную ответственность применяют круг уполномоченных органов и должностных лиц. Уголовная ответственность - ее применяют только суды.
6. Административная ответственность не влечет судимость, а действует в течение установленного срока.
Тема 10: "Состав административного проступка"
Основные вопросы:
1. Юридический состав административного правонарушения.
2. Сущность и основные черты административной ответственности.
Методические рекомендации:
Состав административного проступка (юридический) - это совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.
Состав:
- объект - объективная сторона;
- субъект - субъективная сторона.
Далее следует раскрывать содержание каждого элемента состава и дать его понятие.
Третий вопрос начинается с рассмотрения понятия "Административная ответственность" - это особый вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченными органами или должностными лицами административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Условия наступления административной ответственности:
1. наличие вины;
2. на основе норм права;
3. за правонарушение;
4. осуществляется компетентными органами;
Система с государственным принуждением.
Основные черты административной ответственности:
1. собственная нормативная правовая основа;
2. состоит в применении к виновным административных взысканий;
3. привлекают органы, которым предоставлено такое правило (Раздел III. КоАП);
4. особый порядок привлечения (простота, оперативность и экономичность);
5. урегулирование нормами административного права, которые содержат исчерпывающий перечень административных проступков, взысканий и органов.
Тема 11: "Административные взыскания и порядок их наложения".
Основные вопросы:
1. Понятие, сущность и цели административного наказания.
2. Виды административных наказаний.
3. Общие правила наложения административных наказаний.
4. Обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность за административные правонарушения.
Методические рекомендации:
Административное взыскание - это ответственность лица за противоправное деяние. Система административных взысканий устанавливается КоАП, федеральными законами.
1. Предупреждение.
2. Штраф.
3. Возмездное изъятие предметов и орудий правонарушений.
4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
5. Лишение специального права предоставленного гражданину.
6. Дисквалификация.
7. Административный арест.
8. Выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Слушатель должен уметь разграничить взыскания на основные и дополнительные.
Правила наложения административных взысканий содержатся в КоАП. Слушателю необходимо обратить внимание на:
1. сроки наложения административного взыскания;
2. порядок наложения взыскания при совершении нескольких правонарушений;
3. обстоятельства отягчающие и смягчающие ответственность.
Административные наказания - как мера ответственности за административное правонарушения имеют профилактическую направленность по отношению к уголовным преступлениям.
Тема 12: "Административные правонарушения посягающие на права граждан".
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений посягающих на права граждан.
2. Виды применяемых наказаний.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
При изучении данной темы необходимо использовать рекомендации к теме "Административные правонарушения на транспорте и в области дорожного движения". Вместе с тем квалификация правонарушений в указанной области имеет определенные особенности. Например, наличие либо отсутствие состава правонарушения предусмотренного ст. 12.8; 12.25; 12.26;12.27 КоАП зависит не только от деяния правонарушителя, но и действия сотрудника милиции. Его действия должны быть не только законны но и предъявлены правомерно.
Тема 13: "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, сан-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность".
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений, посягающих на здоровье, сан-эпидемиологическое благополучие и общественную нравственность.
2. Виды применяемых наказаний.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
При изучении данной темы необходимо использовать рекомендации по данной теме. Вместе с тем квалификация правонарушений в указанной области имеет определенные особенности. Например, наличие либо отсутствие состава правонарушения предусмотренного статьями 6.8-6.14 КоАП РФ.
Слушателям необходимо усвоить, какие действия образуют состав правонарушений, перечисленных в главе 6 КоАП РФ и законов субъектов федерации в данной области.
Тема 14: "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования"
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений, посягающих на охрану окружающей природной среды и природопользования.
2. Виды применяемых наказаний.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
Тема 15: "Административные правонарушения на транспорте
и в области дорожного движения"
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений, на транспорте и в области дорожного движения.
2. Основные положения нормативных актов, знание которых необходимы для правильной квалификации административных правонарушений в обозначенных областях.
3. Виды применяемых наказаний.
4. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
Ответы на вопросы по данной теме требуют изучения кроме учебной литературы, законодательных и нормативных актов в данной области.
Необходимо назвать юридический состав конкретных правонарушений.
Объектами указанных правонарушений могут выступать общественная безопасность, здоровье населения и иное.
В подавляющем большинстве составов законодатель не требует наступления вредных последствий, т.е. правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требования нормы. Наступление же вредных последствий может указывать на состав уголовно-наказуемого деяния.
Правонарушения в указанных сферах могут быть совершены как активными действиями так и бездействием. Слушателям рекомендуется потренироваться в определении объективной стороны рассматриваемых правонарушений.
Для правильной квалификации необходимо обращать внимание на субъект конкретного правонарушения, что позволит слушателям избежать ошибок в практической деятельности.
При изучении видов взысканий необходимо помнить о взысканиях устанавливаемых законодательными актами субъектов федерации.
Тема 16: "Административные правонарушения в области связи и информации"
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений, посягающих на область связи и информации.
2. Виды применяемых наказаний.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
Ответы на вопросы данной темы требуют изучения кроме учебной литературы, законодательных и нормативных актов в данной области.
Необходимо назвать юридический состав конкретных правонарушений.
В подавляющем большинстве составов законодатель не требует наступления вредных последствий, т.е. правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требуемой нормы. Наступление же вредных последствий может указать на состав уголовно-наказуемого деяния.
Для правильной квалификации необходимо обращать внимание на субъект конкретного правонарушения, что позволит слушателям избежать ошибок в практической деятельности.
При изучении видов взысканий необходимо помнить о взысканиях устанавливаемых законодательными актами субъектов федерации.
Тема 17: "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг"
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений в области предпринимательства, финансовых, налоговых правонарушений, рынка ценных бумаг.
2. Виды применяемых наказаний.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
Ответы на вопросы данной темы требуют изучения кроме учебной литературы, законодательных и нормативных актов в данной области.
Необходимо назвать юридический состав конкретных правонарушений.
Объектами указанных правонарушений могут выступать общественная безопасность, здоровье населения и иное.
В подавляющем большинстве составов законодатель не требует наступления вредных последствий, т.е. правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требования нормы.
Наступление же вредных последствий может указывать на состав уголовно-наказуемого деяния.
Правонарушения в указанных сферах могут быть совершены как активными действиями, так и бездействием. Слушателям рекомендуется потренироваться в определении объективной стороны рассматриваемых правонарушений.
Для правильной квалификации необходимо обращать внимание на субъект конкретного правонарушения, что позволит слушателям избежать ошибок в практической деятельности.