<< Пред. стр. 3 (из 5) След. >>
При изучении видов взысканий необходимо помнить о взысканиях устанавливаемых законодательными актами субъектов федерации.Тема 18: "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ"
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, защиту государственной границы, обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
2. Виды применяемых наказаний.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
Ответы на вопросы данной темы требуют изучения кроме учебной литературы, законодательных и нормативных актов в данной области.
Необходимо назвать юридический состав конкретных правонарушений.
Объектами указанных правонарушений могут выступать общественная безопасность, здоровье населения и иное.
В подавляющем большинстве составов законодатель не требует наступления вредных последствий, т.е. правонарушение считается оконченным с момента невыполнения требования нормы.
Наступление же вредных последствий может указывать на состав уголовно-наказуемого деяния.
Правонарушения в указанных сферах могут быть совершены как активными действиями, так и бездействием. Слушателям рекомендуется потренироваться в определении объективной стороны рассматриваемых правонарушений.
Для правильной квалификации необходимо обращать внимание на субъект конкретного правонарушения, что позволит слушателям избежать ошибок в практической деятельности.
При изучении видов взысканий необходимо помнить о взысканиях устанавливаемых законодательными актами субъектов федерации.
Тема 19: "Административные правонарушения, против порядка управления"
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений против порядка управления.
2. Виды применяемых наказаний.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела данной категории.
Методические рекомендации:
При изучении данной темы необходимо использовать рекомендации к теме: "Административные правонарушения на транспорте, в области дорожного движения". Вместе с тем, квалификация правонарушений в указанной области имеет определенные особенности. Например, ст. 19.3 регламентирует ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы. В указанных ситуациях наличие либо отсутствие состава правонарушения зависят не только от деяния правонарушителя, но и действия сотрудника милиции, военнослужащего, их действия должны быть не только законны, но и правомерны.
Слушателям необходимо усвоить, какие действия или бездействия образуют состав правонарушений, предусмотренных главой 19 КоАП РФ, обратить особое внимание на квалифицирующие признаки объективной и субъективной сторон данного вида правонарушений.
Тема 20: "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность"
Основные вопросы:
1. Состав административных правонарушений, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
2. Виды наказаний, предусмотренные ст. 20.1, 20.2, 20.3, 20.5, 20.8, 20.11, 20.13, 20.16, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ.
3. Органы и должностные лица, уполномоченные административным законодательством рассматривать дела указанной категории.
Методические рекомендации:
При изучении данной темы необходимо использовать рекомендации к обозначенной выше теме. Вместе с тем квалификация правонарушений в указанной области имеет определенные особенности, которые необходимо раскрыть, учитывая при этом действия сотрудника органов внутренних дел, которые должны быть не только законными, но и предъявлены правомерно. Слушателям необходимо усвоить, какие действия образуют состав правонарушения, предусмотренный главой 20 КоАП РФ, а также других статей КоАП и Законов субъектов федерации в данной области.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
Административно-правовое регулирование в сферах и отраслях управления
Тема 21: "Общие положения производства по делам об административных правонарушениях"
Основные вопросы:
1. Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях.
2. Участники производства, их права и обязанности.
3. Предмет доказывания. Доказательства, оценка доказательств.
Методические рекомендации:
Административный процесс включает в себя различные виды производств такие как производство по делам о наложении дисциплинарного взыскания, производство по исполнению жалоб граждан и некоторых других.
При рассмотрении вопроса слушатели должны обратить внимание на определение понятия: "Производство по делам об административных правонарушениях" - это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий за административные правонарушения и совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами административного права.
Далее необходимо усвоить перечень задач производства по делам об административных правонарушениях, определенных ст. 24.1 КоАП. Рассматривая вопрос, следует дать определение "производства" в управленческой деятельности и охарактеризовать основные принципы:
- законность;
- объективность;
- гласность;
- компетентность;
- процессуальное равенство сторон;
- охрана интересов государства и личности;
- доступность;
- экономичность;
- состязательность.
Группы субъектов (участников) производства по делам об административных правонарушениях.
1) Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определяющие движение и судьбу дела.
2) Субъекты, имеющие интерес (личный) в деле.
3) Лица и органы содействующие осуществлению производства.
4) Особая группа - общественные организации, товарищеские суды, трудовые коллективы, администрация по месту работы, учебы или жительства правонарушителя
Меры обеспечения административного производства применяются в целях закрепления доказательств по делу об административном правонарушении и исполнения принятого решения по делу. Порядок их применения регламентируется действующим КоАП и другими нормативными актами. Слушателям рекомендуется изучить нормативную базу применения мер процессуального обеспечение, особое внимание, обратив на меры обеспечения применяемые органами внутренних дел.
Тема 22: "Возбуждение дела об административном правонарушении. Меры обеспечения производства"
Основные вопросы:
1. Стадии производства по делам об административных правонарушения.
2. Возбуждение дела об административных правонарушениях, установление фактических обстоятельств дела.
3. Процессуальное оформление результатов расследования. Сроки оформления.
4. Применение мер обеспечения производств по делам об административных правонарушениях.
Методические рекомендации:
Стадия - это часть (этап) в производстве отграничивающая от другой стадии принятием процессуального решения. Различают следующие стадии:
- административное расследование;
- рассмотрение дела;
- пересмотр дела;
- исполнение наложенного взыскания.
Стадия административного расследования начинается с момента возбуждения дела, заканчивается направлением материалов в компетентный орган (должностному лицу) для рассмотрения.
При рассмотрении второго вопроса слушателям необходимо обратить внимание на основаниях возбуждения дела. Дать разграничения понятия "основания" и "повод" возбужденного дела. Особенностью административного производства является то, что непосредственное обнаружение правонарушения должностным лицом не является препятствием для возбуждения дела и проведения административного расследования, т.к. иное противоречит принципам административного процесса.
Процессуальное оформление дела заканчивается составлением протокола об административном правонарушении. Форма и содержание протокола детально регламентируется КоАП. Слушатели должны изучить требование ст.ст.28.2 и 25.1 Кодекса об административных правонарушениях. Кафедра рекомендует подготовить протокол об административном правонарушении с заполнением всех необходимых реквизитов.
Рассмотрение темы требует детального изучения гл. 19 КоАП, которая регламентирует порядок административно-процессуального обеспечения возбуждения дела об административном правонарушении.
Особое внимание обратить на административное задержание: основание, порядок и сроки, субъекты правомочные осуществлять задержание.
Меры обеспечения административного производства применяются в целях закрепления. доказательств по делу об административном правонарушении и исполнения принятого решения по делу. Порядок их применения регламентируется действующим КоАП и другими нормативными актами. Слушателям рекомендуется изучить нормативную базу применения мер процессуального обеспечение, особое внимание обратив на меры обеспечения применяемые органами внутренних дел.
Тема 23: "Рассмотрение дела об административном правонарушении. Пересмотр решений по делам об административном правонарушении".
Основные вопросы:
1. Подготовка дела к рассмотрению и слушанию.
2. Принятие постановления по делу.
3. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении.
Методические рекомендации:
Рассмотрение дела - центральная стадия производства. При изучении данного вопроса следует обратить внимание на определение органов (должностных лиц) уполномоченных рассматривать дела (глава 29 КоАП РФ).
Далее необходимо изучить правовое положение других субъектов участвующих в рассмотрении дела. К ним относятся правонарушители, потерпевшие, их законные представители, свидетели, специалисты, переводчики. Дать характеристики каждого лица (гл. 25 КоАП).
При необходимости слушатель должен дополнительно изучить нормативные документы регламентирующие подведомственность дел об административных правонарушениях.
Далее следует изучить основные требования ст.29.6 КоАП - которая определяет сроки рассмотрения.
В процессе подготовки второго вопроса следует уяснить требование ст.29.7 КоАП, которая определяет основные моменты порядка рассмотрения дела.
Далее ст. 29.8 обозначает содержание протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении. Рассмотрение данного вопроса требует еще разобраться в видах постановлений и определений по делу об административном правонарушении, обозначенных ст. 29.9 КоАП РФ и их процессуальном оформлении.
В зависимости от результатов рассмотрения законом определены основания прекращения производства по делу об административном правонарушении, оговоренные в ст. 24.5 и 28.9 КоАП РФ.
При этом необходимо оговорить сроки составления протокола об административном правонарушении (ст. 28.5) и направление протокола (постановление прокурора) для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме этого, необходимо раскрыть факультативную стадию - пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, определенных главой 30 КоАП РФ, а именно: право на обжалование; порядок подачи жалобы; сроки обжалования; сроки рассмотрения жалобы; решения и оглашение решения, а также принесение протеста на не вступившее в законную силу постановлений по делу, и пересмотр вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении.
Тема 24: "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях"
Основные вопросы:
1. Общие положения исполнительного производства по делу об административном правонарушении.
2. Отсрочка и рассрочка исполнения постановления о назначении административного наказания. Разрешение вопросов, связанных с исполнением.
3. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.
Методические рекомендации:
Исполнение постановления по делу об административном правонарушении - юридически властный акт государственного органа, обязательный как для нарушителя, так и для должностных лиц, оговоренных ст. 31.2 КоАП РФ.
Необходимо раскрыть обращение постановления по делу, а также его исполнение.
Раскрыть сроки отсрочки и рассрочки, представленные нарушителю для исполнения наложенного на него наказания, обозначенных ст. 31.5 КоАП и в каких случаях они предоставляются и каким образом оформляются.
Рассмотрение темы требует детального изучения главы 32 КоАП РФ, которая регламентирует порядок исполнения отдельных видов наказаний. Особое внимание уделить органам и должностным лицам, исполняющим отдельные виды административных наказаний.
Тема 25: "Правовые основы территориального, отраслевого, межотраслевого государственного управления".
Основные вопросы:
1. Правовые основы деятельности органов межотраслевого государственного управления.
2. Сущность и виды межотраслевого государственного управления.
3. Особенности государственного управления в области экономики, финансов и кредитов.
4. Государственная налоговая служба.
5. Система органов и организация управления антимонопольной политикой и государственным имуществом.
Методические рекомендации:
Включение в тематический план и рабочую программу данной темы имеет целью дать слушателям теоретические знания по вопросам межотраслевого государственного управления. Суть указанного вида государственного управления заключается в координации и согласованности деятельности исполнительных структур (министерств и ведомств) по определенному кругу вопросов к примеру, по вопросам статистики, финансов и кредита и т.д. В силу этого, соответствующие органы (государственные комитеты, федеральные службы) наделяются надведомственными полномочиями на принятие обязательных для всех органов решений по подведомственным вопросам. Цель таких решений обеспечение единства в масштабе государства по этим вопросам. В структуре МВД межотраслевыми полномочиями наделены ГИБДД, пожарный надзор.
При изучении данной темы необходимо понять сущность и характер государственного управления, уяснить цель организации управления.
Основы разграничения компетенции между Российской Федерации и ее субъектами закреплены в Конституции Российской Федерации и детализированы федеральным законом.
Административно-правовое регулирование управления в субъектах Российской Федерации осуществляется на разных уровнях:
1. Федеральном;
2. субъектов Федерации;
3. местного самоуправления.
При ответе на вопрос необходимо назвать основные положения статуса органов управления различных уровнях.
Особое внимание обратить на компетенцию Правительства Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Основой представления о межотраслевом управлении является указ Президента Российской Федерации от 30.09.92 г. "О системе центральных органов Федеральной исполнительной власти".
Субъектами межотраслевого управления являются органы, не имеющие отраслевого профиля деятельности и специализирующиеся на выполнение межотраслевых функций.
Субъекты межотраслевого управления обладают надведомственными полномочиями именно межотраслевого характера.
Раскрывая особенности государственного управления в области экономики финансов, кредитов, налоговой политики необходимо изучить правовые основы деятельности данных органов, уяснить их функции, цели и задачи деятельности каждого органа.
Тема 26: "Управление образованием, наукой, культурой, здравоохранением, социальным обеспечением, промышленностью, сельским хозяйством и торговлей"
Основные вопросы:
1. Организационно-правовая система управления промышленностью, сельским хозяйством, торговлей.
2. Органы государственного управления указанными отраслями наукой, культурой, здравоохранением.
3. Государственный контроль в указанных сферах
4. Взаимодействие органов внутренних дел с органами управления в обозначенных областях.
Методические рекомендации:
Промышленность всегда являлась ведущей и определяющей сферой экономических интересов государства. Именно промышленность призвана обеспечить разнообразные потребности граждан, общества и государства. Содержание и характер административно-правового регулирования управления промышленностью определяется особенностями экономических условий жизни страны. В условиях перехода рыночной экономики особое значение приобретают проблемы организации управления промышленностью.
Слушатель должен изучить основные задачи управления промышленностью, а также формы и методы управления такие как:
* целевые программы;
* конкуренция при размещении инвестиций, государственных закупок и заказов;
* представление кредитов и льгот.
В управлении промышленностью государство применяет как административный так и экономический метод управления. Особенности применения этих методов слушатель должен уметь раскрыть на примере управления казенными, акционерными и частными предприятиями.
После уяснения указанных вопросов слушатель переходит к изучению различных уровней управления (федерального, субъектов федерации, муниципального) особое внимание обратить на разграничение компетенции.
К органам государственного управления промышленности относятся Правительство РФ, межотраслевые органы а также отраслевые министерства и комитеты. Слушатель должен знать структуру управления промышленностью, уметь охарактеризовать правовой статус того либо иного органа управления промышленностью.
К проблемам изучения данной темы следует отнести то, что структура органов управления промышленностью очень динамична. Государство ищет пути разрешения данной проблемы. Поэтому слушатель должен внимательно отслеживать изменения в законодательстве.
Культурное строительство, образование в нынешний переходный период находится в кризисном состоянии. Это связано с задачами реформирования системы образования, управления наукой, культурой - перевод данных отраслей, там где это возможно, на коммерческие начала.
В последний период законодательными органами Президентом, Правительством РФ приняты целый ряд законодательных актов, подводящий правовую базу под развитие данных отраслей. На изучение указанных в настоящих рекомендациях нормативных актов и должны быть направлены основные усилия слушателей.
Слушатель должен показать знание организационно-правовых форм, типов видов образовательных учреждений, уметь дать понятия государственного образовательного стандарта, образовательной программы, лицензирования, аккредитации и аттестации образовательного учреждения.
Изучения второй вопрос слушатель обращает внимание на содержания и цели управления наукой, систему и правовой статус органов управления наукой. Необходимо знать задачи и функции государственного органа управления наукой.
Последовательность изучение вопроса по органам управления культурой аналогична изучению второго вопроса.
В настоящее время спорт официально разделился на профессиональный и любительский. Профессиональный спорт - коммерческая спортивная деятельность, предусматривающая экономическую эффективность. Любительский спорт ориентирован на совершенствование физической подготовленности, воспитания духовных и волевых качеств личности, укрепления здоровья человека. Поэтому государство разрабатывает программы физического воспитания все групп населения, осуществляет контроль за их исполнением и др. Слушатели должны изучить правовую базу деятельности государственных органов по руководству физической культурой и спортом.
При изучении данной темы необходимо учитывать, что здравоохранение - это задача общества в целом, а не только медицинской отрасли. Экспертная оценка показывает, что здоровье человека зависит на 25% от окружающей внешней среды, на 55% от образа жизни.. Поэтому под здравоохранением понимается не только меры медицинского характера, но и повышение благосостояния населения, природоохранительные и другие.
Важнейшие положения содержатся в ст. 41 Конституции РФ, а также других статьях предусматривающих защиту материнства и детства, семьи, достоинство личности.
Социальная защита граждан является одной из приоритетных направлений управленческой деятельности государства. Слушатель должен изучить организационно-правовые формы управления социальной защиты граждан, а также систему и административно-правовой статус органов здравоохранения, особое внимание уделив полномочиям органов самоуправления по указанным направлениям деятельности.
В настоящее время медицина переходит на платное обслуживание, возникла частная медицина. Постановлением Правительства РФ утверждены Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями. Другое направление в области здравоохранения - оказание медицинской помощи на основе медицинского страхования Слушатель должен уметь раскрыть различия правового положения частных и государственных (муниципальных) медицинских учреждений, изучить правовое положение субъектов медицинского страхования.
Для уяснения содержания 3-его вопроса обратить внимание на органы санитарно эпидемиологического надзора и структуру и компетенцию.
Тема 27: "Правовые основы обеспечения обороны и безопасности"
Основные вопросы:
1. Правовые основы обеспечения обороны и государственной безопасности.
2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации и военная служба.
3. Задачи, функции и основные направления деятельности Федеральной службы безопасности.
4. . Государственная граница и её охрана..
5. Взаимоотношения органов внутренних дел с органами управления обороны, Федеральной службой безопасности и Федеральной пограничной службой.
Методические рекомендации:
Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства. Безопасность обеспечивается проведением единой государственной политики в области её обеспечения , системой мер экономического, политического, организационного и иного характера. Поэтому силы обеспечения безопасности разнообразны. В соответствии с Законом "О безопасности" общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент. Он формирует и возглавляет Совет Безопасности.
Слушатель должен изучить систему органов призванных обеспечить безопасность, их структуру, задачи и функции.
При изучении второго вопроса темы особое внимание следует обратить на основные понятия системы обороны, основы участия и полномочия органов государственной власти в области обороны, порядок и организацию комплектования вооруженных сил и прохождения военной службы.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, представляющая собой единую централизованную систему. Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям
1 контрразведывательная деятельность
2 борьба с преступностью
3 разведывательная деятельность
Слушатель должен изучить задачи и структуру Федеральной службы безопасности, основные направления деятельности, особое внимание обратив на сущность деятельности по борьбе с преступностью..
Изучая третий вопрос темы необходимо уяснить понятие государственной границы и её охраны. Охрана государственной границы предполагает функционирование правовых режимов. Слушатель должен уметь раскрыть сущность режима государственной границы, пограничного режима и режима пропуска через границу, обозначить основные задачи и функции ФПС РФ.
Тема 28: "Правовые основы чрезвычайного положения"
Основные вопросы:
1. Понятие и виды чрезвычайных ситуаций и особых условий.
2. Правовые основы режима чрезвычайного положения.
3. Субъекты и принципы обеспечения общественного порядка и безопасности в условиях чрезвычайного положения.
4. . Функции органов внутренних дел в условиях чрезвычайного положения.
Методические рекомендации:
Во время наводнений, землетрясений, массовых беспорядков и других чрезвычайных ситуациях неизбежно возникает угроза безопасности граждан, что требует внесение корректировок в организацию управления. В этих условиях возникает необходимость принятия неотложных правовых, организационных, технических и иных мер по восстановлению общественного порядка и защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Особые условия могут возникнуть в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, введение чрезвычайного либо военного положения, а также иных условий нарушающих нормальные условия жизни. Чрезвычайная ситуация это условия сложившиеся на определенной территории, а чрезвычайное положение это особый правовой режим, введённый в результате возникновения этих условий.
Для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной власти и местного самоуправления. Слушатель должен внимательно изучить нормативные акты по указанному вопросу, уяснить задачи и функции и компетенцию органов входящих в РСЧС.
Изменения в управлении в результате введения чрезвычайного положения чаще всего ассоциируется с деятельностью правоохранительных органов. На самом деле в этот период должен осуществляться комплекс мер направленных на устранение причин и условий послуживших основанием для введения чрезвычайного положения. Слушатели должны изучить условия, при наличии которых может вводится чрезвычайное положение, а также изменения правового статуса субъектов в период чрезвычайного положения.
Чрезвычайное положение нельзя смешивать с военным положением. Возможность его введения предусматривается Конституцией Российской Федерации и отнесена к компетенции Президента Российской Федерации. Режим военного положения должен определятся конституционным законом, который ещё не принят..
Особое место в системе органов государственной власти, привлекаемых для обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности в рассматриваемых условиях принадлежит органам внутренних дел. В процессе этой деятельности на милицию возлагаются несвойственные ей функции "социального обслуживания" населения по оказанию экстренной помощи некриминального характера. Слушатели должны уметь раскрыть особенности правового положения милиции в указанный период.
Тема 29: "Правовые основы управления внутренними делами, юстицией"
Основные вопросы:
1. Организационно-правовые формы управления внутренними делами, юстицией.
2. Система и их полномочия, правовое положение органов внутренних дел, юстиции
3. Милиция.
4. Внутренние войска.
5. Юстиция.
6. ЗАГС, нотариат, адвокатура.
Методические рекомендации:
Управление внутренними делами, юстицией направлено на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Общественный порядок понимается как в широком так и в узком смысле слова. Под общественным порядком в узком смысле понимается система общественных отношений складывающаяся главным образом в общественных местах. Слушатель должен усвоить понятия общественного места, общественного порядка, общественной безопасности.
Общее руководство в сфере внутренних дел осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации, а непосредственное - органы внутренних дел, систему которых возглавляет Министерство внутренних дел. В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации1 утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 1996 г. основными задачами Министерства являются; разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; организация и проведению мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений и др. Свою деятельность МВД Российской Федерации осуществляет во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов федерации.
При изучении данной темы обратить внимание на особенности прохождения службы в органах внутренних дел, основные направления деятельности милиции.
Государственное управление в области юстиции - это исполнительно распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании деятельности юридических служб. Слушатель должен уметь раскрыть содержание управления юстицией, систему и правовое положение органов управления юстицией.
Раскрывая полномочия Минюста в сфере исполнительного производства необходимо назвать основные обязанности судебного пристава по установлению порядка деятельности судов и судебного пристава - исполнителя.
При изучении восьмого и девятого вопросов обращают внимание на особенности руководства органами записи актов гражданского состояния и нотариатом.
Обозначают функции органов ЗАГСа и нотариата.
Восьмой вопрос предполагает обозначение правового статуса адвокатуры согласно положения об адвокатуре РСФСР. Называются задачи и функции адвокатуры, ее структура. Полномочия Минюста РФ по руководству адвокатурой.
Тема 30: "Управление иностранными делами внешними и экономическими и культурными связями с зарубежными странами"
Основные вопросы:
1. Организационно-правовые основы государственного управления иностранными делами.
2. Органы государственного управления иностранными делами.
3. Административно-правовое регулирование въезда и выезда в Российской Федерации.
4. Понятие внешнеторговой деятельности и методы государственного воздействия в этой сфере.
5. Организация таможенного дела.
6. Государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности.
Методические рекомендации:
Внешнеполитическая деятельность государственных органов представляет собой комплекс мер политического, дипломатического и иного характера, имеющих целью обеспечить защиту общественных интересов, создать наиболее благоприятные условия для решения внутренних задач. При изучении обратить внимание на содержание и правовые основы управления иностранными делами и внешними экономическими связями, полномочия органов государственной власти в данной сфере, систему министерства иностранных дел.
Полномочия Президента по управлению иностранными делами предусмотрены ст. 80, 83 и 86 Конституции Российской Федерации Президент определяет основные направления внешней политики, представляет страну в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает соглашения.
После изучения указанных вопросов слушатели приступают к изучению структур и задач органов министерства иностранных дел за рубежом, особое внимание при этом уделить изучению вопроса административно-правового регулирования въезда в Российскою Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.
Рекомендуемые нормативно-правовые акты и учебная литература ко всем темам:
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993. - 96 с.
2. О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. // Российская газета. 2002. 2 февраля.
3. О чрезвычайном положении: ФКЗ от 20.05.2001 г. // РГ. 2001. 2 июня.
4. О военных судах РФ: ФКЗ от 23.06.1999 г. // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. Ст. 3170.
5. О Правительстве РФ: ФКЗ в ред. от 17.12.1997 г. и 31.12.1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1.
6. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: ФКЗ от 26.02.1997 г. // СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.
7. О судебной системе РФ: ФКЗ от 31.12.1996 г. // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
8. О Конституционном Суде РФ: ФКЗ от 21.07.1994 г. в ред. 08.02.2001 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). - М.: Статус-Кво, 2002. - 288 с.
10. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 г. // РГ. 2002. 12 января.
11. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 г. // РГ. 2002. 26 января.
12. О лицензировании отдельных видов деятельности: ФЗ от 08.08.2001 г. // РГ. 2001. 10 августа.
13. О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора): ФЗ от 08.08.2001 г. // РГ. 2001. 11 августа.
14. Об аудиторской деятельности: ФЗ от 07.08.2001 г. // РГ. 2001. 9 августа.
15. О кредитных потребительских кооперативах граждан: ФЗ от 07.08.2001 г. // РГ. 2001. 9 августа.
16. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем: ФЗ от 07.08.2001 г. // РГ. 2001. 9 августа.
17. О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; РГ.2001. 14 июля.
18. Об ограничении курения табака: ФЗ от 10.07.2001 г. // РГ. 2001. 14 июля.
19. О землеустройстве: ФЗ от 18.06.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582; РГ. 2001. 23 июня.
20. О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации: ФЗ от 18.06.2001 г. //РГ. 2001. 23 июня.
21. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: ФЗ от 31.05.2901 г. // РГ. 2001. 5 июня.
22. О пограничной службе РФ: ФЗ от 04.05.2000 г. // СЗ РФ. 2000. № 19. Ст. 2021.
23. О государственном земельном кадастре: ФЗ от 02.01.2000 г. // РГ. 2000. 10 января.
24. О качестве и безопасности пищевых продуктов: ФЗ от 02.01.2000 г. // РГ. 2000. 10 января.
25. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации: ФЗ от 06.10.1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
26. О почтовой связи: ФЗ от 17.07.1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.
27. О реструктуризации кредитных организаций: ФЗ от 08.07.1999 г. // СЗ РФ. 1999. №28. Ст. 3477.
28. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ: ФЗ от 24.06.1999 г. в ред. 10.07.2001 г. // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3178.
29. О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации: ФЗ от 24.06.1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.
30. О статусе военнослужащих: ФЗ от 27.05.1998 г. в ред. 26.07.2001 г. // СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2331.
31. О воинской обязанности и военной службе: ФЗ от 28.03.1998 г. в ред. 13.02.2002 г.//СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
32. О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации: ФЗ от 08.01.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 223.
33. Об основах муниципальной службы в РФ: ФЗ от 08.01.1998 г. в ред. 13.04.1999 г. // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224.
34. Транспортный устав железных дорог РФ: ФЗ от 08.01.1998 г. // СЗ РФ. 1998. №2. Ст.218.
35. О свободе совести и о религиозных объединениях: ФЗ от 26.09.1997 г. в ред. 26.03.2000 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
36. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 19.09.1997 г. в ред. 10.07.2001 г. // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339; 1999. № 14. Ст. 1653; РГ. 2001. 14 июля.
37. О службе в таможенных органах Российской Федерации: ФЗ от 21.07.1997 г. в ред. 07.11.2000 г. // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
38. О судебных приставах: ФЗ от 21.07.1997 г. в ред. 07.11.2000 г. // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3590.
39. Об исполнительном производстве: ФЗ от 21.07.1999 г. в ред. 30.07.2001 г. // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3591.
40. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним: ФЗ от 21.07.1997 г. в ред. 12.04.2001 г. // СЗ РФ. 1999. № 30. Ст. 3594.
41. О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ: ФЗ от 26.02.1997 г. в ред. 24.03.2001 г. // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014.
42. О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ: ФЗ от 06.02.1997 г. в ред.. 07.11.2000 г. // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
43. Об оружии: ФЗ РФ от 13.12.1996 г. в ред. 27.11.2001 г. // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681; 1998. № 30. Ст. 3612; № 51. Ст. 6269; 2000. № 16. Ст. 1640; РГ. 2001.11 августа.
44. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: ФЗ от 22.08.1996 г. в ред. 07.08.2000 г. // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
45. О порядке выезда из РФ и въезда в РФ: ФЗ от 15.08.1996 г. в ред. 24.06.1999 г. // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
46. О государственной охране: ФЗ от 27.05.1996 г. в ред. 07.11.2000 г. // СЗ РФ. 1996. №22. Ст. 2594.
47. О некоммерческих организациях: ФЗ от 12.01.1996 г. в ред. от 08.07.1999 г. // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 145.
48. О внешней разведке: ФЗ от 10.01.1996 г. в ред. 07.11.2000 г. // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 143.
49. О безопасности дорожного движения: ФЗ от 10.12.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № Ст. 4873.
50. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: ФЗ от 08.12.1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.
51. О континентальном шельфе: ФЗ от 30.11.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
52. Об экологической экспертизе: ФЗ от 23.11.1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4556.