<< Пред. стр. 1 (из 6) След. >>
Е. С. КОРОЛЬКОВА,А. Ф. НИКИТИН,
Н. Г. СУВОРОВА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К УЧЕБНИКУ
"ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ"
8-9
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Введение
8 КЛАСС
Глава 1. Человек в мире
§ 1. Человек
§ 2. Деятельность человека
§ 3. Потребности и способности
§ 4. Самопознание
§ 5. Духовная жизнь человека
§ 6. Свобода и ответственность
§ 7. Единство нашего мира
§ 8. Смысл нашей жизни
Глава 2. Общество, в котором мы живем
§ 9. Как возникло общество
§ 10. Народ, этнос, нация
§ 11. Человеческое общество в истории
§ 12. Группы, группы, группы...
§ 13. Человек в обществе
§ 14. Наши роли в обществе
§ 15. Нелегко жить дружно
§ 16. Народы - одна семья
§ 17. Социальные конфликты
§ 18. Общество граждан
§ 19. Чем живет общество
Глава 3. Экономика
§ 20. Что такое экономика
§ 21 Человек - важнейшее звено экономики
§ 22. Собственность
§ 23. Всюду деньги...
§ 24. Рыночная экономика
§ 25. Спрос и предложение. Цена товара
§ 26. Что такое предпринимательство (предпринимательская деятельность)
§ 27. Какие бывают предприятия
§ 28. Бюджет и налоги
§ 29. Потребитель имеет право
§ 30. Труд, работа, занятость
9 КЛАСС
Глава 4. Политика
§ 31. Политика
§ 32. Государство
§ 33. Формы правления
§ 34. Национально-государственное устройство
§ 35. Политические режимы
§ 36. Выборы
§ 37. Партии и движения
Глава 5. Право
§ 38. Право и закон
§ 39. Отрасли права
§ 40. Основы конституционного строя России
§ 41. Правовое государство
§ 42. Законодательная власть
§ 43. Исполнительная власть
§ 44. Судебная власть
§ 45. Местное самоуправление
§ 46. Права человека
§ 47. Права ребенка
§ 48. Защита прав человека
§ 49. Семья и право
§ 50. Труд и право
§ 51. Административный проступок
§ 52. Преступление и наказание
§ 53. Правоохранительные органы
Глава 6. Духовная жизнь общества
§ 54. Религия
§ 55. Философия
§ 56. Нравственность в обществе
§ 57. Художественная культура
§ 58. Наука в обществе
§ 59. Образование и самообразование
§ 60. Пути, которые мы выбираем
ВВЕДЕНИЕ
Цель курса "Обществознание" - помочь выпускникам основной школы пополнить свои знания о человеке, обществе и правилах жизни в нем.
В методическом пособии по курсу предусмотрены разнообразные формы учебных занятий. Учителя найдут в нем описание различных способов организации учебного процесса в рамках активных и интерактивных методов обучения. Вы можете полностью воспользоваться предложенной моделью проведения урока, а можете взять лишь некоторые элементы в зависимости от уровня подготовки класса.
Авторы обращают внимание на то, что нередко на подготовку того или иного задания отводится минимальное количество времени. Как показывает опыт, временной цейтнот заставляет учащихся работать в режиме интеллектуального напряжения. Если времени избыток, учащиеся (группы, пары), которые уже готовы к ответу, расхолаживаются и класс "расползается", поэтому целесообразно на подобную работу дать минимальное количество времени. Однако при необходимости можно добавить 1-2 мин.
Авторы сочли полезным дать в методических разработках ответы на те вопросы и задания учебника, которые имеют более или менее однозначные решения. Многие ответы носят рекомендательный характер, т. е. допускают различные толкования. Там, где речь идет о политических суждениях, какие-либо оценки недопустимы.
8 КЛАСС
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ
§ 1. Человек
Цель урока: дать представление о сложности и многогранности явления "человек".
Поскольку с понятием "человек" как в учебном процессе, так и в быту школьники сталкивались не раз, то первую часть урока целесообразно посвятить активизации имеющихся у них знаний и представлений и сделать их опорой при объяснении нового материала.
Для того чтобы заинтересовать учащихся, а также показать сложность определения понятия "человек", учитель может воспользоваться историческим анекдотом (см. с. 4 учебника).
Затем приводятся имеющиеся в учебнике версии, раскрывающие сущность и своеобразие человека, при этом на доске записывается их основная идея. Человек от всех живых существ отличается: 1) наличием разума, умением мыслить; 2) строением тела; 3) реализацией себя только в обществе; 4) наличием чувств и мыслей; 5) преобразованием себя в труде.
Школьникам предлагается проанализировать каждую из имеющихся версий: а) привести примеры, подтверждающие или опровергающие ее; б) выдвинуть свою версию уникальности человека.
На эту работу следует отвести не более 5-7 мин. Школьники могут выполнять ее как индивидуально, так и парами, группами. Однако предпочтительнее групповая деятельность. После того как работа будет закончена, начинается обсуждение точек зрения. При этом необходимо обратить внимание учащихся на то, что не стоит высказываться, если ваша позиция уже озвучена другим учеником (другой парой или группой).
Вторая часть урока - разбор каждой из названных особенностей человека.
Выслушав мнения всех групп (в процессе обсуждения позиции школьников по возможности не комментируются и не оцениваются), учитель подчеркивает, что все названные особенности являются сущностными характеристиками человека и в совокупности определяют его своеобразие, выделяют из царства других живых существ. Эта идея высказывается учителем вне зависимости от того, поддержали ее школьники или нет (практика показывает, что в основном все приведенные особенности человека поддерживаются учащимися). Для активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель создает проблемную ситуацию, обратив внимание на то, что, во-первых, особое строение имеют все животные по отношению к другим животным: крокодила нельзя спутать с кенгуру, курицу - с медведем, акулу - с собакой и т. д.; во-вторых, коллективами, обществами живут не только люди, но и муравьи, зебры, волки, обезьяны и многие другие живые существа.
Далее работа может продолжаться по двум вариантам.
Вариант 1. Предложить школьникам попытаться ответить на вопрос: почему с древнейших времен, говоря об уникальности человека, ученые называют именно эти характеристики человека? Как и в первом случае, деятельность школьников может быть индивидуальной, парной и групповой. Выслушав предположения учащихся, учитель читает им небольшую лекцию, которая явится ответом на поставленный вопрос.
Вариант 2. Этот же вопрос записывается на доске, учитель отвечает на него, а учащиеся в процессе слушания (индивидуально, в парах, в группах) делают краткие записи, раскрывающие особенности человеческого общества и строения человеческого тела.
Дополнительный материал
Особенность строения человеческого тела состоит в том, что человек единственный из всех живых существ является прямоходящим. Эта на первый взгляд незначительная деталь обусловила многие другие факторы, сделавшие человека уникальным явлением живого мира. Во-первых, прямохождение, вертикальное положение тела позволило освободить передние конечности, которые Homo habilis использовал для труда. Во-вторых, прямохождение повлияло на зрение человека, которое в отличие от зрения животных является бинокулярным, объемным, цветным, что, в свою очередь, позволяет ориентироваться в пространстве, координировать действия глаза и руки. Изменились посадка головы, строение гортани, голосовых связок, языка. Изменился и мозг, который имеет два полушария и значительно больший объем, даже по сравнению с ближайшими "родственниками" - человекообразными обезьянами.
Но и это еще не все. Дело в том, что у человека нет клыков, когтей, к тому же у первых гоминидов была неустойчивая, медленная походка. Все это обусловило то, что человеку необходимо было воспользоваться искусственными приспособлениями для того, чтобы выжить в борьбе с окружающей его природой. Такими первыми приспособлениями стали рубила, топоры, сделанные из камня.
Здесь же желательно определить разницу между трудом животного и человека. С этой целью можно воспользоваться примером из книги "В тени человека" (М., 1974) исследовательницы Джейн ван Гудолл, наблюдавшей жизнь шимпанзе в естественных условиях в одном из национальных парков Танзании. Так, рассказывая об особенностях шимпанзе, исследовательница отмечала, что они умеют изготовлять орудия труда. Например, с помощью зубов изменяют диаметр прутика с тем, чтобы с его помощью проникнуть в термитник за вкусными муравьями, или могут использовать в качестве рычага толстые ветки. Нажав на длинный конец ветки, обезьяна расширяет отверстие в дупле диких пчел, что позволяет достать любимое лакомство - мед. Можно предложить школьникам определить различия между трудом обезьян и трудом Homo habilis , но учитель может это сделать и сам: а) человек видит не только сиюминутную цель, но и перспективу, предполагает использовать ее в дальнейшем; б) человек делал орудия труда из очень прочного материала - камня; в) человек делал орудия труда не с помощью когтей и зубов, а с помощью других приспособлений; г) человек запоминал приемы, с помощью которых были сделаны орудия труда, и заносил их в копилку своего опыта, используя впоследствии.
Учитель может обратить внимание школьников на то, что еще в конце античного периода философы Древней Греции и Древнего Рима высказывали вполне обоснованные предположения о жизни древних людей. Так, например, Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.) в поэме "О природе вещей" писал:
Древним оружьем людей были руки, когти и зубы,
Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья,
Пламя, затем и огонь, как только узнали люди.
Силы железа потом и меди были открыты... Переходя к разговору о своеобразии человеческого коллектива, учитель также может предложить школьникам дать ответ на вопрос, почему человек вынужден жить в коллективе.
После того как все предположения будут выслушаны, учитель дополнит их сведениями о том, что качества, делающие человека человеком, не передаются по наследству, они приобретаются только в человеческом коллективе. Иными словами, речь, производственные навыки, развитое мышление и т. д. - все это приобретается только в социальной среде. Наряду с такими функциями, как охрана жизни, добыча пищи, взаимопомощь и т. д., человеческий коллектив выполняет функцию передачи накопленного трудового, социального, духовного опыта, т. е. того, что принято называть культурой, тем самым превращая человекоподобное существо в ЧЕЛОВЕКА. Для подтверждения этой мысли целесообразно привести примеры, показывающие, что происходит с человеком, вырванным из человеческого сообщества.
Последняя, заключительная часть урока, посвященная проблеме "индивидуальность, индивид и личность", при нехватке времени может быть дана в качестве домашнего задания, для самостоятельного разбора. Если же на уроке осталось время, то перейти к этой части урока можно с помощью афоризма, принадлежащего Августину (с. 5 учебника). К нему следует поставить вопрос: согласны ли учащиеся с высказыванием Августина? Необходимо направить обсуждение так, чтобы школьники подошли к выводу: все люди разные, не похожи друг на друга, каждый человек обладает индивидуальностью - чертами, свойственными только ему. Индивидуальность человека обусловлена его физиологической природой.
Закончить урок можно, дав определение понятия "личность", а затем предложить школьникам написать эссе, например, на такую тему: "Стоит ли стремиться стать личностью?" Или: "Всегда ли личность со знаком "+"?"
§ 2. Деятельность человека
Цель урока: а) познакомить школьников с понятиями "поведение", "общение", "деятельность"; б) способствовать пониманию роли поведения, общения, деятельности в жизни человека.
Деятельность учащихся на уроке может быть как индивидуальной, так и парной и групповой.
В первой части урока целесообразно организовать самостоятельную работу. В процессе этой работы школьники ознакомятся с понятиями "поведение", "общение", "деятельность". Для того чтобы работа была в наибольшей степени продуктивной, начать ее можно с задания, которое одновременно будет и проверкой усвоения предыдущего учебного материала. Это задание может быть таким: "На прошлом уроке мы с вами сопоставляли труд человека и труд животного. Как вы полагаете, можно ли в применении к человеку и к животному заменить слово "труд" на слово "деятельность"? Обоснуйте свою точку зрения".
Безусловно, такое задание предполагает не конкретное знание, а догадку. Однако его вполне можно использовать, поскольку: а) различения деятельности и труда в определенном смысле условны (так договорились люди науки, взяв за основу определенные признаки); б) оно достаточно занимательно, создает "азартный фон" и желание узнать, кто прав в своих догадках. В свете вышеназванных причин на это задание стоит уделить не более 3 мин.
После того как предположения школьников будут выслушаны, учитель предлагает им самостоятельно прочитать три подпараграфа: "Поведение", "Общение", "Деятельность", делая карандашом на полях следующие пометки: "V" - это я знал; "+" - это новое знание (узнал из текста); "?" - это я не понял1. По окончании чтения предложите учащимся заполнить таблицу (если работа велась по группам, то после индивидуального прочтения текста необходимо выделить время на обсуждение в группе).
Внимание! В таблицу вносятся только записи, соответствующие двум знакам ("+", "?"); с этими записями будет вестись дальнейшая работа на уроке. На заполнение таблицы следует уделять не более 7 мин.
Новое задание Требует пояснения После заполнения таблицы предложите учащимся поделиться своими соображениями с классом (напомните, что каждый последующий выступающий говорит только то, о чем другие не говорили). Слушая школьников, учитель записывает на доске вопросы, требующие пояснения, которые он даст после того, как задание будет озвучено.
Вторая часть урока посвящена работе по прояснению того нового, что узнали школьники. Целью этого вида деятельности является уяснение смысла изучаемых понятий.
Прежде чем начать работу по углублению понимания смысла, необходимо уточнить формулировки понятий "общение", "деятельность", "поведение". Предложите школьникам, используя текст учебника, дать определение означенных понятий, выделив самое существенное. Хорошо, если учитель запишет на доске варианты определений, а затем вместе с классом выберет самые точные (при необходимости отредактирует их), которые будут использованы в последующей работе.
Поведение - приспособление человека к уже сложившимся условиям, определяемое нормами, правилами, обычаями, этикетом, созданными людьми.
Деятельность - форма человеческой активности, направленная на изменение окружающего мира. Отличительными чертами деятельности являются достижение поставленной цели и понимание смысла своего труда.
Общение - отношения людей между собой, связь людей друг с другом, в процессе которой люди обмениваются информацией и достигают понимания.
Теперь можно предложить школьникам выделить в этих определениях (подчеркнуть, выписать) ключевые слова, различающие поведение, деятельность и общение. После обсуждения учитель выписывает на доске эти ключевые слова: а) поведение - приспособление, обусловленное нормами; б) деятельность - активность, направленная на достижение цели; в) общение - связь для обмена информацией и достижения понимания.
Следующим шагом к осмыслению этих понятий может стать задание: определить, как связаны между собой деятельность, общение и поведение. С этой целью классу предлагается ответить на вопрос: может ли деятельность быть без общения и поведения? Напомните школьникам, что для обоснования своего мнения необходимо привести примеры. Выполняя эту работу, можно воспользоваться материалом учебника (подпараграф "Деятельность"). На подготовку ответа нужно отвести не более 7 мин.
Выслушав мнения учащихся по означенному вопросу, учитель может задать уточняющие вопросы, углубляющие понимание не только изучаемых явлений, но и понятие "культура": а) общается ли с другими людьми поэт, писатель, философ во время написания произведения? В чем заключается это общение? (Да, общается, поскольку использует опыт, накопленный человечеством: стиль речи, определенные слова и понятия, знания; кроме того, художник, ученый, любой творец стремится быть понятым другими людьми); б) если поведение - это приспособление, обусловленное нормами, то какими нормами оно может быть обусловлено, например, при написании картины?
Заключая урок, необходимо сделать вывод. Для его формулирования следует задать еще один вопрос: почему же деятельность всегда связана с поведением и общением? Отведите на подготовку вывода не более 3-5 мин, а затем, выслушав, обсудив, отредактировав различные формулировки, запишите вывод на доске (школьники записывают в тетрадях).
Любая человеческая деятельность состоит из поведения и общения, так как включает целеполагание, а поэтому всегда осмысленна. Для достижения цели человек использует итоги деятельности других людей, стремится быть понятым, признанным, оцененным людьми, поэтому деятельность всегда включает общение. Любая деятельность предполагает поведение, так как человек выбирает возможные оптимальные пути, соответствующие уровню культуры данного общества и самого человека, для достижения цели. Следовательно, он сознательно выбирает линию поведения.
Если останется время, можно предложить данный вывод изобразить схематично. Если времени не останется, предложите школьникам выполнить это задание дома.
§ 3. Потребности и способности
Цель урока: а) познакомить школьников с понятиями "мотивы", "потребности", "способности"; б) способствовать пониманию связи человеческой деятельности с мотивами, потребностями.
Как и на предыдущем уроке, школьники могут работать индивидуально, парами, группами.
Начать урок можно с предложения школьникам поделиться своими размышлениями по поводу высказывания С. Л. Рубинштейна: "Ничто так не обнаруживает самое сокровенное в человеке, как поведение в условиях выбора". После того как ответы будут озвучены, задайте вопрос: как связано высказывание С. Л. Рубинштейна с понятиями "деятельность", "общение", "поведение"? Подводя итог, попросите школьников изобразить на доске схему, отражающую связь понятий (если схема не была составлена на предыдущем уроке, учитель может составить ее сам, привлекая к участию в работе школьников). После того как схема составлена и разобрана, школьникам предлагается, используя записи, сделанные дома, составить подобную схему, вписав конкретные цели, предмет общения, поведения во время заваривания чая, написания домашнего сочинения, выращивания цветов.
Закончив разбор домашнего задания, можно перейти ко второй части урока. Следует задать вопрос: что могло заставить людей выращивать цветы, писать сочинение, заваривать чай? Запишите ответы школьников на доске; затем предложите им назвать причины, заставляющие людей действовать в других ситуациях (иногда приходится стимулировать начальный этап деятельности школьников, предлагая ситуации, в которых они должны определить причину последующих действий). Записывая ответы на доске, постарайтесь сделать так (в том числе и с помощью наводящих вопросов), чтобы были названы причины социального, биологического и духовного характера. Закончив запись причин, побуждающих к действию, учитель говорит о том, что ученые, изучая деятельность, пришли к выводу, что человек проявляет активность и начинает действовать только в том случае, если у него возникла какая-либо потребность. Потребность - это переживаемая человеком нужда в чем-то, что ему необходимо для жизни. Дав определение потребности, учитель обращает внимание школьников на схему, начерченную на доске, предлагая установить, что из зафиксированного в ней в данном случае может выступить синонимом понятия "потребность", т. е. какие формулировки на схеме можно заменить словом "потребность".
Выслушав предположения учащихся, учитель делает вывод: таким образом, потребность становится целью деятельности человека, которая направлена на то, чтобы восполнить недостающее, удовлетворить возникший запрос. Кроме того, что потребность становится целью деятельности, она еще определяет и мотив деятельности, т. е. то, что побуждает к действию. Далее учитель должен пояснить, что мотив, или побуждение к действию, определяется не только потребностями, но и эмоциями, инстинктами, идеалами. Для разбора понятий "мотив", "потребность" и "поведение" учитель может предложить следующий пример: потребность в еде, голод могут привести к тому, чтобы: а) встать со стула, пойти на кухню, открыть холодильник и съесть бутерброд; б) пойти на кухню, взять продукты и испечь пирог; в) постараться переключить внимание на что-то другое, например начать читать книгу; г) стащить пирожок в булочной и т. д.
Теперь можно спросить школьников: 1) что побудило человека к действию в каждом конкретном случае; 2) чем мотив отличается от поведения? На обдумывание отведите 3-5 мин. При разборе выполненного задания следует обратить внимание учащихся на важность в определении мотивов действий, нравственных качеств человека: совесть, стыд, долг, чуткость и т. д.
Выслушав ответы, учитель может начертить на доске следующую схему: потребность > мотив > поведение. И еще раз закрепить: если потребность - это возникшая в чем-то нужда, то мотив - это то, что побуждает к действию, а поведение - это само действие, т. е. то, как это действие будет воплощено в реальной ситуации.
Желательно обратить внимание школьников на доску, где записаны названные причины, побудившие людей к действию (потребности), и предложить, выбрав любые из них, предположить мотивы поведения (2-3), а также прокомментировать придуманные ситуации.
Переходя к третьей части урока, учитель подчеркивает, что попытка подсчитать потребности оказалась непродуктивной, поскольку они у человека неисчерпаемы, а кроме того, развитие общества, науки, техники, образования и т. д. умножает потребности. Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить в них основное (базу). И когда ученые определили, что составляет основу (базу) наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на 3 большие группы: биологические, социальные и духовные потребности. Далее можно предложить школьникам сделать в тетради таблицу, в которую они самостоятельно внесут потребности, записанные на доске, распределив их по столбцам соответственно тому, к какой группе, по их мнению, они относятся. Предложите им выполнить эту работу сначала карандашом. Если работа ведется в группах, то они могут сделать одну таблицу на большом листе.
Потребности человека
Биологические Социальные Духовные Потребности в еде, воде, сне, продолжении рода, стремлении избежать боли, в привязанности, в получении информации. Эти потребности являются врожденными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека Потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми. К ним относятся: потребность быть с людьми, занять достойное место среди них, пользоваться привязанностью и уважением окружающих Потребность в познании окружающего мира и самого человека. Она является жизненно необходимой, так как без знания свойств предметов и явлений, законов, которыми они связаны, деятельность людей была бы невозможна, жизнь остановилась бы При обсуждении выполненного задания учитель дополняет знания школьников и вместе с классом дописывает в каждый столбец виды потребностей. Затем в тетради можно записать определения базовых потребностей. Желательно, чтобы эту работу школьники сделали самостоятельно, выписав определения из учебника, поскольку в этом случае им придется не только обратиться к тексту, но и выделить самое существенное в определении, а также несколько переформулировать текст параграфа.
§ 4. Самопознание
Цель урока: а) дать представление о сложности внутреннего мира человека; б) раскрыть суть самопознания и его роли в жизни человека; в) способствовать пониманию связи между понятиями "самопознание", "душа", "дух", "талант", "самосознание", "личность".
Как и на предыдущем уроке, школьники могут работать индивидуально, парами, группами.
Урок желательно начать с представления мнений по поводу высказывания И. Гeте: "Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой облик". После того как учащиеся познакомятся с мнениями друг друга, приведут свои аргументы, подтверждающие их точку зрения, учитель, подытоживая рассуждения, говорит о том, что поведение всегда раскрывает не только пристрастия человека, но и его нравственные качества, умение вести себя. Для разбора этого утверждения можно привести такую ситуацию: два друга, придя в магазин, увидели очень нужную обоим вещь, но она была последней и нового поступления этого товара магазин в ближайшее время не ожидал. Каковы возможные варианты поведения друзей в данной ситуации? Охарактеризуйте их поведение в каждом из вариантов: какие качества они продемонстрируют (каждому последующему выступающему предложите предъявить классу только такой вариант, который еще не звучал). Заслушайте не более 2-3 вариантов.
Переходя к знакомству с понятием "самопознание", можно предложить школьникам представить себя на месте одного из друзей и ответить самому себе на вопрос: как бы я поступил в данной ситуации?
Внимание! Ни в коем случае не просите учеников поделиться своими мыслями по этому поводу, тактично остановите тех, кто решит это сделать.
Затем предложите школьникам поразмышлять (не более 1 мин) над проблемой: на что они опирались в самом себе, когда пытались представить свое поведение в аналогичной ситуации (чувства, опыт, логику)? Выслушав ответы школьников, учитель подчеркивает, что, отвечая на поставленный вопрос, они занимались деятельностью, называемой "самопознание", поскольку в это время анализировали свой внутренний мир, свое "Я". Желательно на доске и в тетради записать первую часть определения: самопознание - это анализ своего внутреннего мира. (В окончательном варианте оно должно быть сформулировано в конце урока, после того как будет рассмотрена проблема связи самопознания, души и духовности.) После того как часть определения самопознания предстанет перед глазами учащихся, учитель обращается к классу с просьбой вспомнить, как осуществляется познавательная деятельность, из каких этапов она состоит. Восстанавливая знания учащихся о процессе познания, следует предложить им сделать в тетради следующую запись:
Познание окружающего мира 1. Предметы окружающего мира воздействуют на органы чувств, вызывая различные ощущения.
2. Затем мышление сравнивает, анализирует исследуемые предметы, отыскивает общие свойства и различия, относит исследуемый объект к какому-нибудь классу, группе предметов.
3. Правильность своих умозаключений человек проверяет на практике, опытным путем. По окончании этой деятельности необходимо продолжить осмысление как процесса познания, так и его разновидности - самопознания. Дается такое задание: подумайте, чем, по-вашему, отличается процесс самопознания от процесса познания окружающего мира; все ли элементы познавательной деятельности присутствуют в процессе самопознания.
Результаты индивидуальных, парных и групповых обсуждений означенной проблемы школьники озвучивают в виде предположений с обоснованием своих выводов.
Как показывает опыт, рассуждая о самопознании, учащиеся исключают пункт 1, полагая, что, поскольку самопознание совершается внутри, внешнее воздействие никакой роли не играет (иногда мнения разделяются). Поэтому для продолжения анализа процесса самопознания можно задать вопрос: что явилось причиной самоанализа на уроке? Или же зачитать отрывок из художественного произведения, например из повести Л. Н. Толстого "Детство, отрочество, юность", после чего задать вопрос: что послужило причиной самопознания маленького Николеньки?
Когда игра в разбойники прекратилась, мы пошли наверх, начали возиться и щеголять друг перед другом разными гимнастическими штуками. Иленька с робкой улыбкой удивления поглядывал на нас, и, когда ему предлагали попробовать то же, отказывался, говоря, что у него совсем нет силы. Сережа был удивительно мил; он... перепрыгивал через три стула, поставленные рядом, через всю комнату перекатывался колесом, становился кверху ногами. <...> После этой последней штуки он задумался, помигал глазами и вдруг с совершенно серьезным лицом подошел к Иленьке: "Попробуйте сделать это; право, это нетрудно". Грап, заметив, что общее внимание обращено на него, покраснел и чуть слышным голосом уверял, что он никак не может этого сделать.
- Да что же в самом деле, отчего он ничего не хочет показать? Что он за девочка... непременно надо, чтобы он стал на голову! <...>
- Непременно, непременно на голову! - закричали мы все, обступив Иленьку, который в эту минуту заметно испугался и побледнел, схватили его за руку и повлекли к лексиконам.
- Пустите меня, я сам! Курточку разорвете! - кричала несчастная жертва. Но эти крики отчаяния еще более воодушевляли нас; мы помирали со смеху; зеленая курточка трещала на всех швах.
Володя и старший Ивин нагнули ему голову и поставили ее на лексиконы; я и Сережа схватили бедного мальчика за тоненькие ноги, которыми он махал в разные стороны, засучили ему панталоны до колен и с громким смехом вскинули их кверху; младший Ивин поддерживал равновесие всего туловища.
Случилось так, что после шумного смеха мы вдруг замолчали, и в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа. В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело.
- Вот теперь молодец,- сказал Сережа, хлопнув его рукою.
Иленька молчал и, стараясь вырваться, кидал ногами в разные стороны. Одним из таких отчаянных движений он ударил каблуком по глазу Сережу так больно, что Сережа тотчас же оставил его ноги, схватился за глаз, из которого потекли невольные слезы, и из всех сил толкнул Иленьку. Иленька, не будучи более поддерживаем нами, как что-то безжизненное, грохнулся на землю и от слез мог только выговорить:
- За что вы меня тираните?
Плачевная фигура бедного Иленьки с заплаканным лицом, взъерошенными волосами и засученными панталонами, из-под которых видны были нечищеные голенища, поразила нас; мы все молчали и старались принужденно улыбаться.
Первый опомнился Сережа.
- Вот баба, нюня,- сказал он, слегка трогая его ногою,- с ним шутить нельзя... Ну, полно, вставайте.
- Я вам сказал, что ты негодный мальчишка,- злобно выговорил Иленька и, отвернувшись прочь, громко зарыдал.
- А-а! Каблуками бить да еще браниться! - закричал Сережа, схватив в руки лексикон и взмахнув над головою несчастного, который и не думал защищаться, а только закрывал руками голову.
- Вот тебе! вот тебе!.. Бросим его, коли он шуток не понимает... Пойдемте вниз,- сказал Сережа, неестественно засмеявшись.
Я с участием посмотрел на бедняжку, который, лежа на полу и спрятав лицо в лексиконах, плакал так, что, казалось, еще немного, и он умрет от конвульсий, которые дергали все его тело.
- Э, Сергей! - сказал я ему,- зачем ты это сделал?
- Вот хорошо!.. Я не заплакал, надеюсь, сегодня, как разбил себе ногу почти до кости.
"Да, это правда,- подумал я.- Иленька больше ничего как плакса, а вот Сережа - так это молодец... что это за молодец!.."
Я не сообразил того, что бедняжка плакал, верно, не столько от физической боли, сколько от той мысли, что пять мальчиков, которые, может быть, нравились ему, без всякой причины все согласились ненавидеть и гнать его.
Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?
Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом! Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний.
Если учитель использовал означенный текст для разбора понятия "самопознание", то, выслушав ответы учащихся, желательно задать вопрос: что явилось причиной их самоанализа на уроке?
Для подтверждения мысли о том, что самопознание, как и познание, всегда начинается с какого-то внешнего толчка, учитель может привести дополнительные примеры, а может назвать некоторые причины, способные подтолкнуть человека к самопознанию: соперничество, обида, неожиданное поражение (например, проигрыш в соревнованиях или неожиданно низкая отметка по любимому предмету).
Теперь можно подвести итог и сделать запись в тетради.
Самопознание: 1. Начинается с внешнего толчка, который пробуждает различные чувства и вызывает потребность осмысления того, что есть "Я".
2. Затем мышление человека сравнивает, анализирует свои чувства, свои нравственные качества, свой интеллект, отыскивает общие свойства и различия, дает им оценку. Далее можно снова обратиться к отрывку из произведения Л. Н. Толстого и спросить, что именно, какое чувство явилось толчком к самоанализу героя произведения. Этот вопрос явится "мостиком" к разговору о связи самопознания, души и духа. Как показывает опыт, ответ не вызывает затруднений и школьники говорят о чувстве стыда и совести. Здесь желательно обратить внимание школьников на заключительные слова этого отрывка: "Они произвели единственные темные пятна на страницах моих детских воспоминаний". Затем можно сказать о том, что совестливый человек всегда переживает свой плохой поступок и каждый раз его охватывает стыд, снова и снова болит душа от невозможности исправить содеянное. Чтобы продолжить разговор по существу, учитель предлагает определения понятий "душа" и "дух", которые записываются на доске и в тетради:
душа - совокупность наших внутренних чувств, ощущений, переживаний, эмоций и мыслей. Мышление и чувства (разум и эмоции, "голова" и "сердце") - два начала души;
дух - особый, высший ум, высшее чувство, определяющее и направляющее нашу душевную жизнь. Проявления этих высших чувств и ума человек иногда ощущает как совесть - "голос совести" или "чувство совести".
Поставьте перед учащимися следующие вопросы и отведите минут семь на их обдумывание (обсуждение в группах или парах) и формулирование ответа: а) как, по-вашему, у всех ли участников описанной Л. Н. Толстым сцены их поступок стал "темным пятном на страницах детских воспоминаний"? Почему вы так считаете? б) Что заставило Николеньку страдать из-за своего поступка - душа или дух? в) Что является движущей силой самопознания - душа или дух?
Далее учитель предлагает дописать определение понятия "самопознание", ответив на вопросы: какова его роль в становлении человека? (Самопознание необходимо для развития духовности.) Что может служить проверкой истинности самопознания?
Ответы на задания § 4 учебника
6. Из приведенного перечня больше таких возможностей дает деятельность, связанная с напряжением, трудом для тела и души. Это - ведение дневника; тренировочный марш-бросок, в котором могут проявиться обычно скрытые черты характера; игра "Стоп!" может быть полезна для наблюдений за работой тела в необычных положениях.
Чтобы использовать другие действия для самопознания, например танцы на дискотеке, следует включать самосознание, т. е. стараться рассмотреть свои действия со стороны их полезности, эффективности, красоты и т. д. День рождения, помимо радости общения с друзьями, может послужить поводом оглянуться назад - на прожитый год и заглянуть вперед, попытаться осознанно продумать свои планы на будущее.
7. Часто мы планируем заведомо больше, чем то, на что способны в реальности. План должен быть конкретным и реальным.
8. Гольбах - материалист, а Платон - идеалист.
§ 5. Духовная жизнь человека
Цель урока: а) способствовать осмыслению школьниками понятия "духовная культура"; б) способствовать появлению (развитию) стремления к самосовершенствованию.
В начале урока учитель предлагает учащимся зачитать свои рассуждения о том, что может послужить проверкой истинности самопознания2. Учитель принимает участие в дискуссии, подводя учащихся к пониманию того, что: 1) в человеческой культуре сложилось представление об идеальном человеке; 2) в реальной жизни некоторые люди ориентируются на ценности, подчас не только не совпадающие, но и прямо противоположные выработанным обществом идеалам; 3) для проверки истинности самопознания следует опираться на мнение человека (людей), стремящегося в своей жизни следовать общепризнанным идеалам. Поэтому нежелательно, чтобы учитель высказывал свою точку зрения. Оптимальным вариантом будет занятие позиции человека, который вместе с учащимися пытается найти решение проблемы. С этой целью можно "подбрасывать" вопросы типа: как вы думаете, если бы Николенька со своими страданиями по поводу случившегося обратился к Сереже, то какой бы совет он получил? Можно ли осудить Николеньку за этот поступок или ему можно посочувствовать? Чем ему можно было бы помочь? Как, в какой форме вы могли бы помочь Николеньке? Всегда ли можно оказать помощь советом или действием в решении сложных нравственных проблем? В каких формах может оказываться эта помощь? К кому можно обратиться за советом в подобной ситуации? Какими качествами должен обладать человек, с которым вы смогли бы поделиться своими проблемами или могли бы обратиться за помощью? Чего вы ждете от человека (каких действий, слов), обращаясь к нему за советом? Как вы воспримете жесткую критику? Что означает жесткая критика? Как бы вы повели себя, если бы ваш друг (подруга) рассказал(а) вам о своем неблаговидном поступке? Во время этого разговора желательно фиксировать те рассуждения, которые соответствуют поставленным целям обсуждения (повторять еще раз, записывать на доске, спрашивать мнение по этому поводу других школьников и т. д.).
На обсуждение всех этих вопросов вряд ли хватит одного урока, а уж тем более его трети. Поэтому его цель - дать лишь первичное представление о понятии "духовная культура". Перейти к разбору понятия можно, приведя три по сути одинаковые точки зрения на проблему "человек":
"Что город разрушенный без стен, то человек, не владеющий духом своим" (Библия, притчи).
"При старании мы укрощаем слонов и диких коней, значит, можем укрощать и свои страсти; человек может сделаться и ангелом и зверем... Итак, если властвуешь над зверями, то властвуй и над внутренними зверями" (святой Иоанн Златоуст).
"Что человек, когда он занят только сном и едой? Животное, не больше" (Уильям Шекспир).
Затем учитель констатирует: в течение тысячелетий люди призывают друг друга к самосовершенствованию. Зачем? Ведь значительно легче жить, не утруждая себя страданиями, не краснея "удушливой волной" от воспоминаний о совершенном когда-то неблаговидном поступке. Выслушав мнения школьников, учитель напомнит о том, что человек - социальное существо, люди должны жить друг с другом и от того, насколько нравственны, добры, милосердны окружающие нас люди, настолько жизнь каждого из нас уютнее, легче, светлее. Ведь не случайно каждый из нас хочет, чтобы по отношению к нему люди поступали по-доброму, более того, мы нередко неосознанно требуем этого. Но часто ли мы сами поступаем по совести? Часто ли мы сами задумываемся о том, "как слово наше отзовется"? Почему? Думается, будет лучше, если учитель на этом уроке сам ответит на поставленный вопрос, сказав о том, что, к сожалению, добрые поступки нередко связаны с какими-то трудностями, отказом от чего-то, ущемлением каких-то своих желаний. Можно еще раз воспользоваться отрывком из произведения Л. Н. Толстого "Детство, отрочество, юность" со слов: "Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка..." и еще раз прокомментировать данный отрывок. Николеньке в данный момент было легче не уронить себя в глазах любимого им Сережи, он думал не об Иленьке, а о себе. Ведь в этой ситуации встать на защиту обижаемого мальчика было значительно сложнее, поскольку нужно было пожертвовать собой, дружбой с Сережей. Но что потом? А потом - всю жизнь страдания при одном воспоминании об этой минуте слабости. Именно потому, что добро делать всегда труднее, доброе всегда есть самопожертвование (большое или маленькое) во имя блага другого (а в конечном счете и во имя собственного блага: ведь не страдал бы всю жизнь Николенька, поступи он по совести), именно потому человечество всегда воспринимает его как ценность. Дух - это то высокое в тебе, что заставляет совершать хорошее, отказавшись от плохого, помогает пересилить маленькие и большие слабости. Это качество духа человечество связывает с высшими, ведущими ценностями, а людей, носителей этих ценностей, называют духовно богатыми. Накопленные за века существования знания о добре и зле, представления о ценностях, позволяющих добру побеждать зло, делающих жизнь людей духовно богаче, называют духовной культурой.
В качестве домашнего задания можно предложить школьникам поразмышлять над высказываниями:
а) персидского поэта ХIII в. Саади: б) Евангелие: Насилью противопоставь смиренье - И кротостью запрешь врата сраженья. Насильник кротость встретил и умолк, Ведь острый меч не режет мягкий шелк. Вы слышали, что сказано:
"око за око и зуб за зуб".
А я говорю вам:
не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую. 1. Согласны ли вы с этими высказываниями?
2. Чем можно объяснить, что в культуре человечества данные мысли признаны ценностями?
Ответы на вопросы и задания к § 5 учебника
4. Китайский мудрец имел в виду, что в обыденном восприятии жизни часто теряется сознание единства мира. Люди, занятые своими текущими, частными делами, забывают о единстве всего сущего, взаимосвязи и взаимообусловленности всех явлений в мире. Часто в житейской суете мы теряем зрение - не замечаем того, что сами создаем проблемы, которые потом считаем незаслуженно свалившимися на нас.
§ 6. Свобода и ответственность
Цель урока: довести до понимания школьников, что абсолютной свободы не существует; свобода не означает независимости от общества, напротив, она предъявляет высокие требования к человеку.
Лучшей формой проведения данного урока будет групповая деятельность учащихся.
Поскольку понятие "свобода" является очень актуальным и востребованным в современном обществе, то желательно начать работу на уроке со следующих заданий:
1. Впишите в соответствующие колонки следующие понятия: "ответственность", "независимость от общественного мнения", "выбор", "долг", "независимость от чужой воли", "возможность реализовать любое желание", "строгое соблюдение законов", "уважение прав других людей", "совесть", "взаимопонимание", "сила воли", "способность к самоограничению".
Понятия, связанные со словом "свобода" Понятия, не связанные со словом "свобода" 2. Дайте определение понятия "свобода" исходя из тех понятий, которые вы посчитали связанными с ним. Ко второму заданию необходимо сделать уточнение: совсем необязательно наличие в определении всех этих понятий, нужно передать идею свободы исходя из связанных с ней понятий.
Завершением этой части урока является заслушивание мнений групп по поводу понятия "свобода".
Не комментируя мнений групп в отношении понятия "свобода", учитель предлагает школьникам индивидуально ознакомиться с этим понятием по тексту учебника, делая карандашом на полях пометки (прием "чтение с пометками"): "V" - это я знал; "+" - это новое знание (узнал из текста), "?" - это я не понял. В том случае, если учитель хочет провести небольшую дискуссию, следует добавить еще один знак: "-" (я с этим не согласен).
После того как текст прочитан, учащиеся по группам обсуждают два знака: "?" (это я не понял) и "-" (я с этим не согласен), вырабатывают согласованное мнение по этим вопросам, которое затем аргументированно озвучивают (можно предложить группам записать свое мнение на большом листе бумаги и вывесить на доску (стену) для всеобщего обозрения; можно также сделать соответствующую запись на доске). Если в процессе обсуждения группа не пришла к единому мнению, то следует предложить школьникам, имеющим свою точку зрения, высказать свою позицию или поддержать мнение других групп. В любом случае им должна быть предоставлена возможность высказать свое мнение. Желательно, чтобы участие учителя в обсуждении было минимальным; он может ограничиться: а) уточнением высказываний школьников, если они недостаточно четко формулируют свою мысль ("Правильно ли я вас понял(а)?", "Вы именно это хотели сказать?"); б) своеобразной провокацией, побуждающей к продумыванию возможных последствий ("Можно ли предположить, что...?", "Вы полагаете, что это будет способствовать...?" и т. д.).
Как показывает опыт, учащиеся в подавляющем большинстве случаев приходят к пониманию того, что их личная свобода зависит от того, как понимают свободу другие люди, общество, что свобода гибнет, если существуют люди, стремящиеся идти к своей цели "по трупам"; такие люди для достижения личного благополучия растаптывают не только свободу, но и чужую жизнь.
В заключение урока учителю необходимо предложить школьникам записать свои размышления по поводу одного из приведенных ниже высказываний:
а) "Свобода заключается в том, чтобы делать все дозволенное законами. Если б один гражданин мог делать то, что они запрещают, то свободы более не было бы, ибо другие поступали бы точно так же" (Шарль Монтескье, французский философ).
б) "Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу" (Фрэнсис Бэкон, английский философ).
Дополнительный материал
Ученые отмечают, что свобода может иметь два направления, два вектора. Оба вектора определяются целями, которые ставит человек. Например, свобода нужна для того, чтобы познакомиться с произведениями того или иного писателя; получить необходимую социологическую, политическую информацию или информацию о состоянии окружающей среды в нашем городе, поселке, деревне и т. д. Могут быть цели, связанные с профессиональной деятельностью: опубликовать данные какого-либо научного исследования или творческую работу (роман, поэму, рассказ); представить на суд общества картину или музыкальное произведение; опубликовать материалы журналистского расследования и т. д. Как видим, проблемы могут решаться разные, но во всех этих случаях есть общее: свобода нужна для достижения поставленных целей, т. е. во всех названных случаях вектор свободы имеет направление "для", свобода выступает как условие, как инструмент, как ключ для чего-то очень важного и нужного конкретному человеку. Таким образом, свобода иметь возможность что-то делать или не делать есть условие становления и развития личности. Свобода "для" позволяет нам раскрыть таланты, творческий потенциал, свою индивидуальность, задействовать все лучшее в себе - при условии, что все названное не может быть направлено во вред людям. Без свободы "для" человечество недосчиталось бы множества открытий. Но их могло быть значительно меньше, если бы не существовал второй вектор свободы, направленный на достижение этой самой свободы. Если в первом случае мы с помощью свободы достигаем необходимых целей, то во втором - сама свобода становится целью. Разумеется, что второй вектор возникает лишь тогда, когда отсутствует свобода "для". Вот только один пример.
В 1957 г. окончательно рухнул сталинский режим, наступила оттепель. Вам, наверное, это название не совсем понятно, но оно чрезвычайно точно отражает смысл того, что происходило в конце 50-х - начале 60-х годов. Представьте: после многих лет запрета на какое-либо проявление независимости мышления, деятельности, творчества вдруг, после ХХ съезда КПСС, появились малюсенькие проталинки-возможности: возможность написать картину, роман, музыку, поставить фильм или пьесу, в которых расскажешь людям Земли о том, как ты, реальный человек, видишь, чувствуешь, понимаешь мир. И вот, как подснежники, стали появляться произведения, ранее не виданные, они казались чем-то неожиданным и одновременно давно ожидаемым, чем-то таким, от чего веет надеждой... Появились новые имена, одним из которых было имя Александра Исаевича Солженицына. В те годы каждый знал его произведение "Один день Ивана Денисовича". Однако "оттепель", как ей и положено, была короткой, и на смену ей, к сожалению, пришла не весна, вместе с "оттепелью" закончилась и свобода: опять стало все нельзя, в том числе и читать книги А. Солженицына. Кончилась свобода "для", переместившись на маленькие кухни в квартирах-"хрущевках". И тем не менее были люди, которые продолжали бороться за то, чтобы сохранилась свобода "для", например два человека, которые в условиях несвободы были свободны, их свобода была духовной, единственно возможной при тоталитарном режиме. Их имена хорошо вам известны - знаменитый виолончелист Мстислав Ростропович и знаменитая певица Галина Вишневская. Им, лично им, свобода "для" была как будто и не нужна, они имели различные награды партии и правительства, были лауреатами всевозможных премий, народными артистами СССР... Казалось бы, полное благополучие... Но они предоставили свою дачу человеку, которого преследует государство,- Александру Исаевичу Солженицыну и ради этой свободы "для" поставили на карту свою карьеру, благополучие, будущее своих детей, как оказалось, и гражданство - в целом свою свободу "для".
§ 7. Единство нашего мира
Цель урока: а) дать представление о том, что общим у человеческой души, любого вещества и космоса является бесконечность, непостижимость; б) показать взаимосвязь и взаимозависимость мира, что предполагает бережное отношение ко всему, что нас окружает.
Школьники могут работать индивидуально, в парах и группах, но наибольший эффект в данном случае будет от групповой работы.
Целесообразно для разбора данной темы использовать прием "лекция с элементами беседы".
Перед началом лекции в целях актуализации имеющихся знаний следует предложить ответить на вопрос, который на первый взгляд кажется парадоксальным и в определенном смысле забавным, но на самом деле способствует повышению познавательного интереса к новому материалу. Итак, вопрос: что общего между яблоком, космосом и человеческой душой?
Время на выслушивание различных версий и их обсуждение в группах - не более 5 мин. Во время ответов учитель записывает на доске различные версии. Не следует их каким-либо образом комментировать, давать оценку.
Чтобы слушание лекции было не только заинтересованным, но и интеллектуально активным, желательно дать задание: в материале лекции найти ответ на поставленный выше вопрос. Для этого каждый ученик выписывает на листочек те факты, которые могут помочь при подготовке ответа. Предложите школьникам воспользоваться таблицей:
Яблоко Космос Душа Первая часть лекции должна охватывать два подпараграфа: "Из чего же состоит мир?" и "Как далеко продолжается мир?"
Дополнительный материал
Мир един, потому что бесконечное множество вещей и явлений существует в движении, пространстве и во времени. В живых клетках, организмах происходит постоянный обмен веществ. Поверхность нашей планеты - материки и океаны, горы, реки, моря - постоянно изменяется под воздействием атмосферных и космических влияний, в результате процессов, происходящих внутри земной коры. Солнечная система представляет собой систему закономерных движений планет вокруг Солнца, Луны, Земли и т. д. Молекулы, атомы, элементарные частицы тоже постоянно движутся, взаимопревращаются.
Мир един и потому, что все явления прошлого, настоящего и будущего связаны едиными законами развития, определяющими возникновение и гибель каждого конкретного явления, его превращение в другие образования.
Мир един, потому что каждый конкретный предмет, каждое явление, возникнув, существует не само по себе, а в связи с другими явлениями. Эта связь бесконечно многообразна и обусловливается процессами взаимодействия, причинности, взаимопревращения.
После изложения первой части учебного материала учитель дает группам время (около 3-4 мин) на обсуждение и подготовку окончательного ответа на вопрос. Выслушав ответы, он предлагает школьникам сформулировать вывод: общим между яблоком, космосом и душой является то, что они бесконечны, находятся в постоянном развитии, взаимодействии и взаимосвязи.
Перед второй частью лекции желательно поставить перед школьниками проблему, на решение которой следует отвести не более 3 мин: какой, по-вашему, практический вывод должно сделать человечество, исходя из вышесказанного? Если времени мало, то предположения школьников можно не выслушивать. Однако в любом случае не следует комментировать ответы, обсудить их можно после окончания лекции.
Вторая часть лекции учителя
"Биосфера - это среда нашей жизни, это та "природа", которая нас окружает", - писал академик Владимир Иванович Вернадский. Изучать биосферу начали в древние времена. Еще Рене Декарт выделил структуры оболочек Земли по времени их образования (космогоническое учение). На формирование представлений о биосфере оказали влияние труды Т. Кларе, Ж. Бюффона, И. Канта и других ученых, высказавших идеи о Мировом океане как единой оболочке, о воздушной и органических оболочках Земли.
Термин "биосфера" впервые введенный Э. Зюсом (1875), означает зону органической жизни, охватывающую область атмосферы, литосферы и гидросферы. Наряду с пониманием биосферы как качественно своеобразной оболочки природы в науке этого периода начинает оформляться представление о неразрывной связи человека с окружающей средой. В частности, Чарлз Лайель высказал мысль о человеческой деятельности, проявляющейся в форме геологической силы, возрастание которой может привести к вмешательству в геологические процессы. Большая заслуга в разработке понятия биосферы принадлежит российскому ученому В. И. Вернадскому. В его понимании биосфера - одна из геологических оболочек Земли, отличительная черта которой - участие во всех процессах живого вещества. Биосфера включает в себя все живые организмы, находящиеся во взаимодействии с физической средой Земли и обитающие в гидросфере (8-10 км), в атмосфере (10-15 км) и литосфере (от десятков метров до 3 км). Живые организмы аккумулируют солнечную энергию, превращают ее в химическую, порождая многообразие жизни на Земле. Живые организмы принимают участие в перераспределении химических элементов, образовании горных пород и минералов. Так или иначе, используя друг друга, они образуют биологический круговорот: растения вырабатывают вещества, которые служат пищей для животных; из минеральных солей и органических веществ вновь синтезируются новые живые организмы - и так без конца. Таким образом, биологический круговорот - это круговая циркуляция веществ между почвой, растениями и микроорганизмами. Помимо этого, существует и большой, или геологический, круговорот веществ между океаном и сушей. Биологический круговорот развивается на основе геологического, используя особенности последнего. В процессе биологического круговорота образовалось большое количество кислорода, который в верхних слоях атмосферы превращался в озон. Образование озонового экрана явилось важнейшим фактором распространения жизни, поскольку он предохранял живые организмы от губительного действия ультрафиолетовых лучей. Сбалансированность углерода и кислорода, от которых зависит вся дыхательная система растений и животных, не только послужила основой развития жизни, но и привела к ее разнообразию. По некоторым данным, число видов животных на Земле составляет 1 265 500, а растений - свыше 265 000. Снижение разнообразия экологических систем под влиянием человеческой деятельности ведет к уменьшению их стабильности. Уничтожение отдельных видов растений и животных ведет к потере устойчивости биосферы и нарушению в ней динамического равновесия.
На ранних этапах истории человечества эти нарушения были незначительны и не оказывали существенного влияния на характер протекания природных процессов. Постепенно, по мере совершенствования орудий труда, человек расширял сферу своего воздействия на природу, зачастую нанося ей значительный ущерб. Примером могут служить брошенные из-за засоления орошаемые поля в государствах Междуречья, в Западном Пакистане, оголенные горные пастбища в античной Греции, истребление бизонов в Северной Америке в ХVIII и ХIХ вв. За последние 100 лет площадь лесов в Западной Европе сократилась на 2/3. Эти и другие процессы свидетельствуют о масштабах вмешательства человека в природные процессы.
Ответы на вопросы и задания к § 7 учебника
1. Познание человека стремится "вширь" - ко все более широкому исследованию природы и "вглубь" - к исследованию строения вещества, мира в целом.
2. Были мыслители, которые считали, что можно бесконечно делить мир, другие верили в атомы - неделимые далее частицы вещества.
3. Квант - "частица действия".
6. Диакосмос - буквально "двойной космос" Демокрит говорит о "большом космосе" - мире небесных тел, мироздании в целом и "малом космосе" - в современных понятиях о микромире.
7. Если бы автомобиль потреблял в год столько же топлива, сколько весит сам, то его эффективность была бы ровно в сто триллионов раз меньше, чем эффективность "машины" Земля. Но поскольку он потребляет топлива еще больше - в 10 раз, то его эффективность в сравнении с Землей будет меньше еще на порядок - в тысячу триллионов раз.
§ 8. Смысл нашей жизни
Цель урока: а) способствовать тому, чтобы школьники актуализировали для себя проблему смысла жизни человека; б) способствовать пониманию связи таких явлений человеческой жизни, как дух, духовная культура, поведение, смысл жизни; в) дать представление о том, что каждый человек имеет право на свое представление о смысле своей жизни, но это представление не должно вступать в противоречие с благополучием других людей.
Деятельность учащихся на уроке может быть как индивидуальной, так и парной, групповой.
Данная тема достаточно сложная и, думается, лучше уйти от коллективного определения смысла жизни, выяснения того, чему именно стоит посвятить жизнь, и т. д. Обсуждение необходимо направить на выяснение того, что может влиять на смысл нашей жизни, от чего он может зависеть. Желательно, предваряя задание, сказать о том, что под жизненным смыслом принято понимать то, ради чего живет человек, какие цели он перед собой ставит, чего он хочет достигнуть. Затем можно предложить школьникам, подумав 1-2 мин, написать, во имя чего, по их мнению, живет большинство людей. После того как школьники выполнят это задание, учитель попросит их подумать: есть ли среди написанных ими жизненных целей недостойные, могут ли быть недостойные жизненные цели? (Все написанные цели обсуждать не следует.)
Внимание! Школьники нередко путают жизненную цель и способ ее достижения, поэтому учителю следует обращать внимание на эту ошибку. Можно задать вопрос: как вы думаете, сейчас была названа цель или способ ее достижения?
Нередко в качестве недостойной цели школьники называют желание разбогатеть. Не комментируя высказываний, учитель может задать вопрос, который посеет в умах некоторых учащихся сомнения в правильности своего утверждения: что плохого в этом желании, ведь человек, мечтающий о богатстве, может думать о будущем своих детей, о том, чтобы дать им хорошее образование, защитить от нужды и т. д.? Затем учитель предлагает школьникам разобрать подробнее цель стать богатым со следующих позиций: а) какими путями она может быть достигнута (2-3 варианта); б) на что реализуется достигнутое. Цель этого обсуждения должна, с одной стороны, подвести к выводу: нет плохих жизненных целей, а с другой - подойти к проблеме способов достижения целей и способов реализации достигнутого. При обсуждении путей, способных привести к богатству, могут прозвучать следующие: 1) необходимость учиться, стремиться к самосовершенствованию, больше и качественнее работать, чтобы стать хорошим специалистом: сделать важное научное открытие, создать собственное дело, стать хорошим музыкантом, артистом, замечательным портным или парикмахером, поваром экстра-класса и т. д.; 2) торговать наркотиками, ограбить банк, заняться рэкетом и т. д. Во время обсуждения учитель обращает внимание школьников на то, что в первом случае, стремясь к своей цели, человек приносит пользу обществу, его желание способствует развитию науки, искусства, промышленности, прогрессу. Во втором случае достижение цели связано с антиобщественными деяниями, приводит к несчастью, горю людей. Выясняя же проблему реализации достигнутого, учителю следует дополнить рассуждения школьников, рассказав о том, что богатый человек нередко приносит большую пользу обществу. Например, живший в Древнем Риме в I в. до н. э. Меценат покровительствовал поэтам; русский купец Савва Иванович Мамонтов основал на свои деньги частную оперу и оказывал поддержку русским художникам; русский промышленник Савва Тимофеевич Морозов покровительствовал Художественному театру; выходцы из купеческого рода братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы собрали ценнейшую коллекцию русской и западноевропейской живописи и подарили ее Москве. Среди богатых людей немало тех, кто создавал на свои деньги больницы, приюты для детей и престарелых, школы, жертвовал на строительство храмов, музеев, госпиталей, театров и т. д.
Обсуждение должно подвести школьников к выводу, который им следует сформулировать самостоятельно: цель жизни не может быть ни плохой, ни хорошей. Плохими или хорошими могут быть средства ее достижения и пути реализации.
Вторая часть урока должна быть посвящена выяснению двух важных проблем: 1. Почему одни люди пытаются добиться своих целей благородными путями, превращая свою жизнь в служение людям, а другие готовы уничтожить все на своем пути? 2. Кто из них счастливее? Предложите школьникам продумать ответы на эти вопросы (не более 2-3 мин). Заслушав их мнение, учитель может обратить внимание (если это не было отмечено школьниками), что второй путь легче, поскольку возникает ощущение быстрого успеха, тогда как в первом случае необходимо очень долго работать, прежде всего над самим собой. Кроме того, совсем нет гарантии, что этот труд приведет к успеху. Ну и, конечно же, пути, которые мы выбираем, зависят от окружающей среды, в которой вырос человек, от принятых в ней нравственных норм, представлений о благополучии и счастье. Так, в 60-х годах были престижными профессии ученых и очень многие молодые люди стремились поступить в высшие учебные заведения. В конце 90-х годов, как показывают социологические опросы, очень большой популярностью у молодых людей пользовались такие профессии, как топ-модель, фотомодель.
Как показал опыт людей, живших в разные века и в разных странах, поистине счастливыми являются люди, сумевшие объединить в своей жизни чувство долга и признание.
В последней части урока предложите школьникам прочитать подпараграф "Кто кому в жизни должен" и письменно (только индивидуально) ответить на вопрос: какие нравственные качества необходимы человеку, чтобы полностью раскрыть свои дарования?
Если на уроке не осталось времени, то можно это задание дать на дом.
Ответы на вопросы и задания к § 8 учебника
5. Илья Муромец 30 лет "сидел сиднем" на печи, пока странники-калики перехожие не помогли ему подняться, чтобы защищать от врагов Русскую землю.
6. Последняя в перечне пословица: "За совесть да за честь - хоть голову снесть!" в наибольшей степени связана с сюжетом повести Пушкина "Капитанская дочка".
7. Оба героя видели смысл жизни в отстаивании своего права на духовную самостоятельность и человеческое достоинство. Эти темы: служение Родине, защита своей веры и личной чести - стержневые в русской литературе.
1Данный прием предложен американскими методистами Д. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл и С. Уолтер. Его цель - обеспечить максимальную концентрацию внимания для вдумчивого прочтения текста. Авторы предлагают использовать и четвертый знак: "-" - это противоречит моим прежним представлениям. Американские специалисты говорят о том, что учитель может вводить новые знаки в зависимости от изучаемого материала и конкретных целей урока.
2 Желательно соблюсти принцип добровольности при зачитывании письменных работ. Кстати, есть замечательный прием, используемый в зарубежной педагогике: если среди школьников не находится добровольцев, то учитель предлагает заслушать его собственные мысли по разбираемому вопросу. Этот прием можно использовать не только для стимуляции активности, но и как интеллектуальную провокацию, преднамеренно высказав неоднозначные суждения, т. е. "подставившись".
ГЛАВА 2. ОБЩЕСТВО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ
§ 9. Как возникло общество
Цель урока: а) продолжить знакомство с социальной сущностью человека; б) продолжить работу по выявлению связей человека и общества.
Поскольку проблема социальной сущности человека уже была затронута в § 1, целесообразно в первой части урока вместе с классом вспомнить, почему человек вынужден жить в коллективе и что дает коллектив человеку. На это отводится не более 2 мин. Данную работу лучше выполнять в парах. При озвучивании задания учитель фиксирует его на доске в виде схемы:
Часть схемы, расположенную под чертой, в слабом классе учитель достраивает сам, рассуждая при этом о том, что эти две функции тесно связаны между собой, поскольку чем более развит коллектив и человек, тем выше степень выживания. Хорошо защищенный коллектив способствует развитию и самого коллектива, и отдельного человека.
В сильном классе учитель может предложить школьникам самим определить разницу между ролями коллектива, сформулировать, какую роль в жизни отдельного человека и коллектива играют: а) речь, мышление, социальный опыт, представления о добре и зле; б) охрана коллектива, взаимопомощь, производственные навыки и умения. Но, как и в первом случае, необходимо обратить внимание, что подобное разделение в определенном смысле условно, поскольку обе функции теснейшим образом взаимосвязаны. Далее необходимо сделать еще один шаг к обобщению, задав вопрос, с какой материальной или духовной стороной жизнедеятельности человека связана одна и другая функция.
Хорошо, если при обсуждении функций коллектива учащиеся вспомнят (как правило, они вспоминают), а если не вспомнят, то учителю следует попросить учащихся привести примеры роли человеческого сообщества в жизни человека.
Переходя ко второй части урока, учителю следует поставить перед классом вопрос о том, какие функции выполняет семья в становлении человека. Иными словами, процесс обсуждения должен конкретизировать предельно обобщенные задачи человеческого коллектива в задачах семьи. Чтобы ответ был систематизированным, необходимо предложить школьникам (работа в парах) не более 2-3 мин на его подготовку. Напомните учащимся о том, что следует следить за ответами своих товарищей и не повторять уже высказанную мысль.
Во время обсуждения проблемы учитель предлагает учащимся конкретизировать задачи семьи. При этом необходимо, чтобы школьники уточняли, к какой сфере человеческой жизни относится та или иная семейная задача - к материальной или духовной (см. схему к §9).
Закончить эту часть урока можно следующим образом: 1) если класс слабый, учитель сам рассказывает о роли семьи в духовном становлении человека; 2) если класс сильный, школьникам следует предложить ответить на вопросы: а) как, по-вашему, должна ли семья заниматься духовным воспитанием подрастающего человека? Каково место духовного воспитания среди многочисленных семейных задач? б) Как связаны между собой материальные и духовные задачи в воспитании человека? Можно ли решать одни и не решать другие задачи?
И в сильном, и в слабом классе учителю необходимо акцентировать внимание на том, что семья, будучи сама частичкой общества, растит нового члена большого человеческого коллектива, поэтому она ответственна как перед своим сыном или дочерью (насколько они готовы будут жить среди людей), так и перед обществом (какого человека они воспитают, насколько людям будет удобно и уютно рядом с ним). Поскольку именно в семье происходит становление человека, то от того, как складываются отношения между родителями, каких нравственных норм они придерживаются, как понимают добро и зло, зависит и то, каким вырастет их ребенок, какими будут его взгляды на мир, что он даст людям. Закончить выяснение понятия "семья" следует совместным формулированием вывода.
Итак, семья - это не только общность людей, возникшая для физического выращивания человеческой особи, семья взращивает ЧЕЛОВЕКА, передавая ему богатства, созданные человеческим духом (тут можно пообсуждать, если есть время, - духом или душой?). Далее следует подвести к вопросу о том, что объединяет людей, живущих в семье (совместное хозяйство, близкое мировосприятие, общее представление о духовности).
Переходя к третьей части урока, следует напомнить о том, что семья - ячейка, маленькая частичка общества, обратить внимание школьников на то, что человеческое общество не могло не возникнуть, поскольку только среди людей человек смог выжить. Таким образом, общество возникает вместе с человеком и развивается вместе с развитием человека.
Этапы развития: 1) Homo habilis - человеческое стадо. Основная задача - выживание, поэтому основные проблемы - материальные. Но уже на этом этапе начинает формироваться мысль человека, она направлена как на поиск способов, обеспечивающих добычу пищи, спасение от хищников, от природных напастей, так и на передачу трудовых навыков, умений выживания новым поколениям - усложняется мозг, формируется речь; 2) Homo sapiens - человек разумный. Основные проблемы материальные + духовные: а) родовая община; б) соседская община, племенная общность; в) народ.
Зачитав высказывание китайского философа Сюнь-цзы, жившего в III в. до н. э.: "Человек в силе уступает быку..." (с. 50 учебника), учитель может предложить школьникам, подумав не более 3 мин, сформулировать определение "что такое общество". Думается, что после такого многократного обсуждения учащиеся смогут назвать основные характеристики этого понятия. Общество - форма совместной жизнедеятельности, основанная на взаимной поддержке членов коллектива, обусловленная общностью взглядов, обычаев, образа жизни, мировоззрения, интересов.
Ответы на вопросы и задания к § 9 учебника
5. К деревянной свадьбе надо будет вымыть около 150 000 столовых предметов, поставить на стол около 25 тонн посуды, пройти за покупками примерно 10 000 километров.
К фарфоровой свадьбе надо будет вымыть около 600 000 столовых предметов, поставить на стол около 100 тонн посуды, пройти за покупками примерно 40 000 километров.
К серебряной свадьбе надо будет вымыть около 750 000 столовых предметов, поставить на стол около 125 тонн посуды, пройти за покупками примерно 50 000 километров.
К коронной свадьбе надо будет вымыть около 2 250 000 столовых предметов, поставить на стол около 375 тонн посуды, пройти за покупками примерно 150 000 километров.
Золотую свадьбу супруги отмечают в 50-летний юбилей их совместной жизни, и к тому времени жена вымоет примерно полтора миллиона столовых предметов, поставит на стол около 250 тонн посуды и проходит за покупками около 100 000 километров.
6. Следует чаще употреблять выражения:
Ты так хорошо разбираешься в этом, посоветуй мне...
Ты хорошо схватываешь суть этого вопроса...
Как я тебе благодарен, что ты...
Следует избегать употреблять выражения:
Я тысячу раз говорил тебе, что...
Неужели тебе трудно запомнить, что...
Все люди (такие-то, так-то себя ведут), а ты...
Что ты ко мне пристаешь...
7. Два, четыре, мать, братья, свекор, зима, весна.
§ 10. Народ, этнос, нация
Цель урока: а) способствовать осмыслению школьниками понятия "народ"; б) показать связь понятия "народ" с понятиями "Родина", "Отечество", "патриотизм".
Как и на предыдущем уроке, школьники могут работать индивидуально, парами, группами.
Начать обсуждение темы можно с краткого замечания учителя о том, что понятие "народ" нередко в быту употребляется в смысле "простые люди", т. е. люди незнатного происхождения или люди, не принадлежащие к элите, правящему слою. Однако в науке понятие "народ" имеет иное значение. Вопрос к классу: "Как вы думаете, в каких из нижеприведенных высказываний понятие "народ" употреблено в бытовом значении, а в каких - в научном: "Народ русский встал за отчизну свою на общего врага"; "Мастеровой люд - народ избалованный"; "Чуваши - народ смышленый"; "На гулянье был почти только один народ"? Объясните, почему вы решили, что в некоторых высказываниях понятие "народ" употреблено в научном смысле".
<< Пред. стр. 1 (из 6) След. >>