<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Целесообразно пояснить, что отношения в сфере управления отнюдь не стихийны. Они подчиняются не только воле наделенных властью и полномочиями лиц, но и законам. Именно административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений. Субъекты административных правоотношений - органы исполнительной власти и иные исполнительные органы.
 Нормы административного права регулируют отношения между различными субъектами административных правоотношений:
 - соподчиненными (вышестоящие и нижестоящие органы, например министерство и областное управление);
 - несоподчиненными (например, между двумя министерствами);
 - органами управления и государственными предприятиями (министерство и унитарное предприятие - завод, комбинат);
 - центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
 - субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями;
 - субъектами исполнительной власти и общественными объединениями (партиями, ассоциациями и т. д.);
 - субъектами исполнительной власти и гражданами.
 Поскольку есть нормы, в соответствии с которыми осуществляется государственная (в частности, исполнительная) власть, должны быть и меры принуждения к соблюдению этих норм. Ведь далеко не все стремятся вести себя и действовать в соответствии с предписаниями норм общежития, правил деятельности в сфере управления. Поэтому административным законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного взыскания. А основой административного взыскания является административное правонарушение (проступок).
 Целесообразно уделить внимание в этой части беседы административной ответственности за злоупотребление спиртными напитками, рассмотрев вопрос о том, какой вред приносит пьянство и алкоголизм обществу и человеку.
 Дополнительный материал
 -Вино пили не всегда. Было время в истории человечества, когда мало кто знал о специфическом воздействии на человека винных паров. К тому же трудности жизни были столь велики, что постоянно требовали от людей собранности, духовной трезвости. Пьяница был бы обречен на быструю гибель. Но алкоголь все-таки вошел в обиход людей, и началась не утихающая до сих пор борьба с его злоупотреблением. В варварские времена она велась жесточайшими способами: пьяниц выставляли на позор, пытали, клеймили, убивали... Правда, все это особого успеха не приносило, потому что к чарке людей тянуло по очень многим причинам. Одни топили свое горе в вине. Другие полагали, что спиртное прибавляет сил, смелости, ловкости, даже ума. Третьи были по безволию своему втягиваемы в бражничество приятелями. Четвертые предавались винопитию просто от безделья.
 Теперь, спустя века и века, люди наконец в полной мере осознали, какой ущерб человеку приносит "зеленый змий". Действие вина, водки, пива коварно. Алкоголь - причина многих серьезных, а порой и смертельных болезней: рака, цирроза печени, сердечных и психических недугов. Нет ни одного органа человеческого тела, который не подвергался бы разрушительному действию алкоголя.
 Главные жертвы бытового пьянства - дети. Если родители пьют, дети рождаются физически ущербными, психически ненормальными. По вине пьяниц теряется много рабочего времени, выходят из строя станки и машины, падает производительность труда, снижается качество продукции, растет травматизм.
 Как правило, именно в состоянии алкогольного опьянения люди совершают одно из самых "популярных" административных правонарушений - мелкое хулиганство (т. е. нецензурно бранятся в общественных местах, оскорбительно пристают к гражданам и т. п.).
 Самое страшное последствие пьянства и алкоголизма - падение нравственности, потеря смысла жизни. Особенно пагубное действие оказывает алкоголь на несовершеннолетних. Под влиянием винных паров у них и здоровье портится, и поведение ухудшается во много раз быстрее, чем у взрослых.
 Административный закон запрещает распивать спиртные напитки в общественных местах и появляться там в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство, распивать спиртные напитки на производстве.
 Как видим, у административного и тем более уголовного закона есть сильные средства борьбы с "зеленым змием". Но было бы неправильно в этой борьбе надеяться только на закон. Многое зависит от нас самих, от нашей совести, чувства ответственности. Никогда не поздно отказаться от пагубной привычки, уговорить товарища сделать это.
 Ответы на вопросы и задания к § 51 учебника
 6. Административные правонарушения, или проступки, не являются преступлениями, поскольку их общественная опасность не так велика, как у действий, называемых преступлениями. Однако и они причиняют немалый вред, так как касаются жизненно важных сфер: порядка управления, области здоровья человека, окружающей среды, общественного порядка. Безнаказанность за административные правонарушения провоцирует их повторение и прямо ведет к действиям, квалифицируемым уже как уголовные преступления.
 7. Ныне устарели: мелкая спекуляция; нарушение правил учета и хранения множительной техники; нарушение правил обучения каратэ; проживание без паспорта или прописки.
 8. Из перечисленных категорий граждан не может применяться административный арест к инвалидам I и II групп, к беременным женщинам.
 § 52. Преступление и наказание
 Цель урока: а) рассказать учащимся об уголовном праве как об одной из важных отраслей российского законодательства; б) познакомить их с Уголовным кодексом РФ, дать представление о правовой квалификации преступления.
 Как показывает практика, тематика уголовного права чрезвычайно интересует учащихся. Учитель, заинтересованный в том, чтобы расширить представления учащихся по теме урока, может воспользоваться следующими дополнительными сведениями.
 Дополнительный материал
 1. Структура Уголовного кодекса Российской Федерации.
 Уголовный кодекс РФ состоит из Общей и Особенной частей. В Общей части сформулированы принципы, общие положения о преступлении и назначении наказания. В ней 6 разделов.
 Раздел I. Уголовный закон.
 В главе 1 излагаются задачи и принципы УК РФ. Глава 2 описывает действие уголовного закона во времени и в пространстве.
 Раздел II. Преступление.
 Глава 3 трактует понятие преступления и его виды (категории). Здесь мы узнаем, что такое неоднократность, совокупность и рецидив преступлений. Из содержания главы 4 становится ясным, какие лица подлежат уголовной ответственности. Прежде всего значим возраст наступления этой ответственности (14 и 16 лет). Важно также знать, был ли человек в момент совершения преступления вменяемым. Глава 5 говорит о формах вины (совершении преступления умышленно или по неосторожности). В главу 6 включены сведения об оконченных и неоконченных преступлениях, добровольном отказе от преступления. Соучастие в преступлении - тема главы 7. В главе 8 говорится об обстоятельствах, исключающих преступность деяния.
 Раздел III. Наказание.
 Глава 9 рассказывает о понятиях, цели наказания, об их видах. В главе 10 узнаем о том, как назначаются наказания.
 Раздел IV. Освобождение от уголовной ответственности и от наказания.
 В главу 11 включены нормы об освобождении от уголовной ответственности (такие, например, как примирение с потерпевшим и т. д.), а в главу 12 - об освобождении от наказания. Глава 13 трактует материал об амнистии, помиловании и судимости.
 Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
 Глава 14 раскрывает особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
 Раздел VI. Принудительные меры медицинского характера.
 Последняя глава 15 Общей части содержит нормы, связанные с этими мерами.
 В Особенной части шесть разделов, описывающих различные группы преступлений и наказания за них.
 2. Категории преступлений.
 Преступления бывают разные - от мальчишеского "изъятия" из погребка соседки трех банок маринованных огурцов до садистского уничтожения нескольких десятков человек. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступлений Уголовный кодекс делит их на четыре категории:
 1) преступления небольшой тяжести, за которые предусмотрено наказание не более двух лет лишения свободы;
 2) преступления средней тяжести - не более пяти лет;
 3) тяжкие преступления - не более десяти лет;
 4) особо тяжкие преступления - свыше десяти лет или более тяжкое наказание.
 Кроме того, в Уголовном кодексе отмечаются неоднократность преступлений, совокупность преступлений и рецидив преступлений.
 Неоднократность преступлений - это совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи Уголовного кодекса. Допустим, какой-то человек систематически ворует. Его осуждают, помещают в колонию, он выходит из нее с чистой совестью - и тут же снова совершает кражу.
 Совокупность преступлений - совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями статей Уголовного кодекса. Пример: сначала нахулиганил, а пока его разыскивали по поводу хулиганства, угнал машину.
 Рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления человеком, который уже был судим за ранее совершенное умышленное преступление.
 3. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
 Знание этих обстоятельств поможет учащимся занять более действенную позицию в столкновении с преступниками, ощутить себя защищенными в процессе следствия по соответствующим уголовным делам.
 Обстоятельства, исключающие преступность деяния:
 необходимая оборона;
 крайняя необходимость;
 физическое или психическое принуждение;
 обоснованный риск;
 исполнение приказа.
 Необходимая оборона - насильственные действия в отношении лица, совершившего опасное посягательство на правоохраняемые интересы, предпринятые для пресечения этого посягательства, без нарушения пределов необходимой обороны.
 Крайняя необходимость - устранение опасности, непосредственно угрожающей жизни, здоровью, правам и законным интересам, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами, без нарушения пределов крайней необходимости.
 Физическое или психическое принуждение - действия, вследствие которых лицо не может руководить своими поступками.
 Обоснованный риск - признается правомерным, если поставленная социально полезная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, предприняло необходимые меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам.
 Исполнение приказа - за исключением исполнения заведомо преступного приказа или распоряжения.
 4. Сроки наказания.
 Есть преступники, которые совершают не одно, а несколько преступлений. Это влияет на характер назначения наказания. Например, при особо опасном рецидиве срок наказания не может быть меньше трех четвертей максимального срока наиболее строгого вида наказания (предположим, максимум по данной статье - 12 лет; значит, в данном случае преступник не может получить меньше 9 лет). Порой приходится назначать приговоры по совокупности преступлений: при этом наказание назначается отдельно за каждое совершенное преступление (например, какой-нибудь закоренелый преступник не только ограбил кого-то, но и нанес вред его здоровью; значит, скорее всего, он будет осужден, скажем, на 5 лет по первой статье и на 3 года по второй, итого - на 8 лет). Существует наказание и по совокупности приговоров. В этом случае к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда.
 Ответы на вопросы и задания к § 52 учебника
 7. Эта точка зрения неправильна, потому что закон предоставляет право на объединение в случае, если эти объединения не представляют опасность для общества и государства. В данном же случае группировка должна быть ликвидирована на законном основании.
 8. Очевидно, Сенека все-таки имел в виду моральное преступление. Если же иметь в виду букву нашего уголовного права, то ситуация такова: в том случае, если были задуманы преступные действия, но они не совершились или не были доведены до конца по причинам, не зависящим от воли виновного, то преступление есть. Если были задуманы преступные действия, но лицо добровольно отказалось от их совершения, то преступления нет.
 § 53. Правоохранительные органы
 Цель урока: а) охарактеризовать специфику работы правоохранительных органов; б) способствовать укреплению уважения к ним учащихся.
 Характеризуя правоохранительные органы, уместно остановиться подробнее на деятельности тех из них, с которыми наиболее часто сталкивается нормальный правопослушный человек, например работников милиции.
 Дополнительный материал
 Милиция - составная часть системы органов внутренних дел Российской Федерации. В системе Министерства внутренних дел РФ существует криминальная милиция и милиция общественной безопасности (местная милиция). Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т. д. Милиция общественной безопасности обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т. п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, Государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.
 Подробнее о том, чем занимается адвокатура. Общая задача адвокатуры - оказание юридической помощи:
 1) консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;
 2) составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;
 3) представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
 4) участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего гражданского истца и гражданского ответчика;
 5) участие в качестве представителей сторон в Конституционном суде РФ;
 6) защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;
 7) иная незапрещенная помощь: разработка уставов, заключение контрактов.
 Для лучшего усвоения функции судов учащимся целесообразно напомнить - в плане межпредметных связей - историю становления судебной системы с древних времен.
 В догосударственном обществе конфликты и споры разрешались старейшинами и вождями племен. По мере изживания родовых отношений стала складываться судебная система и суды. В Афинах и Древнем Риме суды уже были отделены от администрации, существовали судебные коллегии (суды гелиастов), появился институт судебной защиты.
 В России история судов начинается с периода Киевской Руси. Тогда правосудие творили князья и их представители: посадники и тиуны. В Новгородской республике судебная власть принадлежала вечу, а также князю, посадникам, старостам и др. В Московской Руси до ХVII в. включительно суд вершился князем (царем), Боярской думой, приказами, а на местах - наместниками, волостелями, вотчинниками. Затем судебная власть перешла к губным избам. При Екатерине II, которая продолжила реформы Петра I, была создана система судебных учреждений: уездные и земские суды - для дворян, городские и губернские суды - для горожан, нижняя и верхняя расправа - для свободных крестьян. В 1864 г. была проведена судебная реформа: учреждены суд присяжных, адвокатура, выборный мировой судья. После десятилетий существования советского суда как органа диктатуры пролетариата в настоящее время формируется демократическая судебная система. При этом используются объективно ценные и разумные основания судопроизводства, разработанные в прошлые годы.
 В настоящее время правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным Законом о судебной системе Российской Федерации (1996) и другими правовыми актами. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных этими законами, не допускается. В России действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
 Судебная система
 (система судов Российской Федерации, включающая федеральные суды и суды субъектов Федерации)
 Федеральные суды Суды субъектов РФ Конституционный суд РФ
 
 Верховный суд РФ
 Верховные суды республик
 Краевые и областные суды
 Суды городов федерального значения
 Суды автономной области и автономных округов
 Районные суды
 Военные и специализированные суды
 Высший арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
 Мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ Если позволит время, можно организовать обсуждение сюжета из практики адвоката Ф. Н. Плевако, описанного в учебном пособии (с. 251-254). При этом полезно задаться непростым вопросом: "Эпизод, конечно, неординарный, блестящий, но насколько правомерен приговор суда?"
 Ответы на вопросы и задания к § 53 учебника
 7. в).
 8. В обязанностях современного прокурора довольно много пунктов, побуждающих его именно заботиться о людях, их благополучии. Достаточно сказать об обязанности выявлять и пресекать такие нарушения закона, которые прямо отягчают жизнь людей (например, самодурство некоторых чиновников, отказ в предоставлении льгот ветеранам войн и инвалидам и т. д.). Да и само участие в пресечении преступлений является действенной помощью людям, которые непосредственно страдают от этих преступных деяний.
 9. Покупая дачу, Владимир Б. не оформил покупку в соответствии с требованиями закона: не настоял на том, чтобы был заключен и заверен у нотариуса договор купли-продажи.
 
 ГЛАВА 6. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
 § 54. Религия
 Цель урока: а) способствовать осмыслению понятий "религия", "религиозная вера", "религиозный культ", "религиозная культура"; б) показать отношения власти и церкви.
 Понятие "религия", а также проблемы взаимосвязи церкви и власти, некоторые элементы религиозной культуры школьникам известны из уроков истории, поэтому желательно организовать урок таким образом, чтобы максимально способствовать активизации имеющихся знаний и интеллектуальной деятельности.
 Наилучшей формой организации урока будет групповая работа учащихся.
 Поскольку, как уже отмечалось, у школьников есть определенные представления об основных понятиях темы, учитель может начать урок с заполнения таблицы (на эту работу выделяется минут 5):
 Мировая религия Время возникновения Место возникновения На каких континентах распространена в наибольшей степени После проверки правильности выполнения задания учитель может предложить группам подготовить ответы на вопросы (минут 5). Цель этого задания - восстановить имеющиеся у школьников знания, с тем чтобы они попытались самостоятельно ответить на вопрос о роли религии в жизни человека. Вопросы могут быть примерно такие:
 1. Древнейшая из монотеистических религий возникла в I в. н. э. Значит ли это, что в более ранние периоды люди не знали религии?
 2. Чем политеизм отличается от монотеизма?
 3. Что такое религия?
 В процессе обсуждения необходимо выяснить следующее:
 1. Религия возникла очень давно, и история разумного человечества связана с историей религиозных верований, древнейшими из которых были тотемизм и анимизм. До монотеизма существовали религии многобожия (политеизм).
 2. Основное отличие политеизма от монотеизма состоит не только в том, что в первом случае много богов, а во втором один, но и в том, что в религиях многобожия нет священных, почитаемых книг, нет строгих канонов почитания Бога, нет церкви как единой организации. Обычно школьники сами не говорят о религиозном культе; поэтому целесообразно учителю дать информацию о нем во время этой части обсуждения задания.
 3. Религия - это вера в сверхъестественное.
 Обсудив выполненное задание, учитель переходит к объяснению нового материала - что такое религия, религиозная культура, каковы взаимоотношения церкви и власти.
 Дополнительный материал
 История религии
 Природа веры
 Что же такое вера? Ученые и богословы определяли ее по-разному и порой очень противоречиво. Религию связывали с чувством нравственного долга (Кант), с чувством зависимости (немецкий богослов Шлейемахер). Английский мыслитель Рассел определял ее как страх перед неведомым и т. д.
 Мы, конечно, не будем останавливаться здесь на мнении "просветителей", будто религия есть продукт намеренного обмана. От этого взгляда давно отказались и сами атеисты. Зато гораздо упорнее держались они за другую концепцию ХVIII в., согласно которой религия - это плод невежества первобытного человека, не знавшего законов природы. Подобные утверждения еще встречаются довольно часто в антирелигиозной литературе. Однако вера живет и тогда, когда знания человека о природе становятся все полнее; ее исповедуют люди, стоящие на самом высоком уровне интеллектуального развития.
 На особенности верований того или иного народа в значительной степени влияют исторические, географические и этнические факторы. Но религия превалирует над ними: этим объясняется та поразительная духовная общность, которая нередко возникает у народов, разделенных психологическими, расовыми и историческими барьерами. И наоборот, два народа могут составлять расовое, экономическое, историческое и географическое единство, а по своему религиозному сознанию существенно различаться. "Главные барьеры между народами,- пишет английский философ и историк Кристофер Даусон,- не раса, язык или география, но различие духа: эллины и варвары, иудеи и неиудеи, мусульмане и индуисты, христиане и язычники. Во всех этих случаях существуют разные концепции действительности, разная мораль и разные эстетические нормы, словом, разный внутренний мир. В основе каждой цивилизации лежат два духовных фактора: исторически сложившаяся общность мысли и действия и внезапное озарение пророка или мыслителя.
 Но если интеллектуальные и духовные изменения приносят ощутимые результаты в материальной жизни народов, то чисто внешняя материальная перемена дает ничтожный положительный эффект, когда она не имеет корня в культуре и психологии. Хорошо известно, что влияние современной цивилизации на примитивные народы обычно не ведет к культурному прогрессу. Наоборот, если оно не сопровождается процессом духовной ассимиляции, оно разрушит культуру, которую завоевало".
 Отрыв культуры от ее религиозных основ не может остаться без роковых последствий. Подлинный культурный расцвет немыслим без интенсивной духовной жизни.
 Чем была бы история Израиля без Библии и чем без Библии была бы европейская цивилизация? Чем была бы западная культура без католичества, индийская - без ее религий, русская - без православия, арабская - без ислама? Кризисные и упаднические явления в культуре, как правило, бывают связаны с ослаблением религиозного импульса, что приводит творчество к деградации и омертвению.
 Большинство определений религии говорит исключительно о психологических предпосылках веры, но нас интересует сама ее сущность.
 Религия есть преломление Бытия в сознании людей, но весь вопрос в том, как понимать само это Бытие.
 Александр Мень
 Ответы на вопросы и задания к § 54 учебника
 1. В религиозном мировоззрении все отношения человека к миру и самому себе определяются представлением о божестве - некой сверхчеловеческой разумной силе или личности. В философских теориях понимание природы, мира не обусловлено каким-либо непререкаемым авторитетом. Высший авторитет - "Я" самого философа, его личная убежденность в том или ином вопросе.
 4. Религиозная культура шире, чем религиозный культ. Но первичным в этой паре является религиозный культ, который и обусловливает развитие разнообразных форм религиозной культуры.
 5. 7 раз по 70-490 раз. Здесь иносказательно - всегда. Обиды ближнего следует прощать всегда. Иначе говорится: чтобы ночь не застала человека с сердечной обидой на ближнего своего - друзей, родителей, родственников и т. д.
 6. Любостяжание - стремление к накоплению богатств; чревоугодие - неумеренность в пище, иначе - многоядение; сребролюбие - любовь к деньгам; памятозлобие - злопамятность; многоглаголение - болтливость; жестоковыйность - гордыня, неумение смиряться, идти на уступки; мшелоимство - стремление приобретать все новые и новые вещи, накопительство.
 8. От более раннего времени происхождения к более позднему: индуизм, буддизм, православное христианство, магометанство (ислам), римо-католичество, лютеранство.
 § 55. Философия
 Цель урока: а) способствовать пониманию того, что многообразие мира приводит к многообразию форм его освоения; б) выделить особенности разных форм освоения мира.
 Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет индивидуальная работа.
 Начать урок целесообразно с разбора ответа на вопрос, заданный к § 54: в чем состоят особенности религиозного мировоззрения?
 Закончив выяснение особенностей религиозного мировоззрения, учитель говорит о том, что человек и мир, его окружающий, многогранен, многогранность мира приводит к множеству форм его освоения. С одной стороны, различные стороны человеческого "Я" настроены на соответствующую волну, посылаемую миром. Так, мы воспринимаем и познаем окружающий мир с помощью органов чувств: на вкус, на цвет, на слух, на ощущение температуры. С другой стороны, мир вызывает и многообразие эмоций, имеющих тысячи оттенков и нюансов. Но если бы человек не использовал свой разум для того, чтобы восстановить целостную картину мира, то, скорее всего, реальность, его окружающая, имела бы странный характер. Здесь можно рассказать анекдот о трех слепцах, которым предложили ощупать слона и сказать, на что он похож.
 Люди не похожи между собой, каждый видит мир по-своему, в зависимости от собственных личностных качеств, пристрастий, представлений. При этом каждый имеет право на свой способ освоения мира, и единственным ограничением может быть лишь моральная норма, признающая право и других людей на собственное мнение.
 Следующей формой работы на уроке может стать самостоятельная работа с учебником. Учитель предлагает школьникам прочитать подпараграф "Мыслю - следовательно, существую!". Для того чтобы чтение было вдумчивым, можно предложить учащимся заполнить таблицу (на эту работу следует отвести не более 7 мин):
 Философское и религиозное мировоззрение
 Религиозное мировоззрение Философское мировоззрение Проверка таблицы должна закончиться выводом, который делается классом при помощи учителя, для чего он задает следующие вопросы:
 1. Какую роль в жизни человека играет религия?
 2. Какую роль в жизни человека играет философия?
 3. Что общего и в чем отличия религиозного и философского мировоззрений?
 В результате обсуждения устанавливается и записывается следующий вывод: религия и философия пытаются понять и объяснить устройство мира. И если религиозное сознание рассматривает данные человеку знания о мире как откровение от сверхчеловеческого существа, Бога, то философы пытаются понять и объяснить устройство мира без обращения к высшим силам.
 После того как вывод будет сформулирован и записан в тетрадях, учитель приступает к дальнейшему объяснению подпараграфов "Академия и академики" и "Человек - это звучит гордо!". Для активизации интеллектуальной деятельности во время слушания можно предложить учащимся составить план изложения нового материала учителем.
 В конце урока школьникам предлагается выполнить задания 5 и 7 к § 55 учебника (если времени на уроке на эту работу не хватит, можно предложить ее выполнить дома).
 Ответы на вопросы и задания к § 55 учебника
 2. Раньше родился Сократ, Платон был учеником Сократа.
 5. Ксенофан порицает излишнее, как он считает, поощрение государством победителей спортивных состязаний. Но древнегреческое государство (как и любое другое) было заинтересовано в поощрении таких состязаний, поскольку для защиты страны требовались сильные и здоровые мужчины.
 6. Я - мир: принципиальная схема философского отношения к миру.
 В случае религиозного мировоззрения: Я - Бог (религиозный авторитет) - мир.
 7. Декарт, Лейбниц - в области математики.
 § 56. Нравственность в обществе
 Цель урока: а) выяснить причины существования общечеловеческих норм нравственности; б) раскрыть значение норм морали в человеческом обществе.
 Продолжается тема духовной культуры человечества, однако в отличие от философии проблему нравственности школьники знают лучше. Кроме того, у них уже сформированы свои представления о добре и зле. Однако на уроке вряд ли имеет смысл устраивать дискуссию по поводу представлений о добре и зле. Думается, будет лучше посвятить это время выяснению того, что объединяет людей Земли.
 Организация деятельности учащихся на уроке может быть любая: индивидуальная, парная и групповая.
 Один из вариантов урока по данной теме предложен ниже.
 Учитель на доске или на листе бумаги (так, чтобы было видно всему классу) выписывает нравственные нормы, представленные в священных книгах различных конфессий: если есть возможность, то желательно сделать это до урока.
 1. "Не делайте другим того, что было бы больно вам, если бы сделано было вам" - брахманизм (Махабхарата).
 2. "Не причиняйте другим того, что самим кажется больно" - буддизм (Удана-Варга: 5, 18).
 3. "Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе" - ислам (Сунна).
 4. "Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему" - иудаизм (Талмуд, Шаббат, 31 а).
 5. "Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам" - конфуцианство (Аналекты, ХV, 23).
 6. "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" - христианство (Новый Завет. Евангелие от Матфея: 7, 12).
 Учитель читает вслух названные нравственные правила и предлагает школьникам подумать:
 1. Какая идея объединяет эти наставления?
 2. Чем можно объяснить их появление?
 3. Что можно сказать о людях Земли на основании факта существования этих наставлений?
 На подготовку ответов следует отвести не более 5 мин.
 Основной мыслью означенных наставлений является идея о зависимости людей друг от друга, о том, что благополучие каждого человека во многом зависит от честности и порядочности других людей.
 Обреченные жить среди себе подобных, люди обнаружили зависимость между тем, как они относятся друг к другу, и благополучием общества и каждого отдельного человека. Единственный путь избежать зла - не делать зла другим. Несмотря на разность культур (природных условий, образа жизни, многих традиций, обычаев, религиозных представлений), жизнь в обществе привела к появлению нормы, которая стала универсальной, а следовательно, законом, обеспечивающим выживание общества и человека.
 Таким образом, ответы на все три вопроса пронизывает одна общая идея - недопустимость нарушения норм общежития. Подводя итог обсуждения, учитель подчеркивает: 1. Это правило называют золотым правилом нравственности. 2. Оно является основой для всех остальных норм общежития.
 Далее необходимо разобраться с тем, какую роль выполняет нравственность в обществе. С этой целью проводится беседа, нить которой удерживает учитель, задавая последовательно следующие вопросы: 1. Как вы думаете, что в этой норме позволяет считать ее основой для всех остальных норм? 2. Какие правила общежития можно вывести из этой нормы? 3. Каких поступков по отношению к себе мы ждем от других людей и какие поступки вызвали бы наше недовольство, возмущение?
 Выяснив, что речь идет о добре и зле, учитель говорит о том, что нормы нравственности призваны регулировать отношения между людьми путем осуждения, отрицания одних поступков и поощрения других, называя одно злом, а другое добром. Именно это отношение заставляет людей воздерживаться от неблаговидного поведения по отношению к другим людям.
 Представления о нормах нравственности, о том, что такое добро и зло, ребенок начинает получать в раннем возрасте, в семье. Именно семья дает первые представления о том, за что будут хвалить, а за что порицать. Эти нормы ребенок усваивает, слушая сказки, песни, стихотворения. Учитель обращает внимание школьников на то, что в детстве, читая сказки разных народов мира, они прекрасно понимали их. У арабского, французского, русского, японского ребенка одни и те же герои вызывали сочувствие, сострадание, радость победы, ожидание счастливого конца. Именно сказки, народное творчество показывают, что народы мира едины в своем понимании добра и зла, и именно эта общность свидетельствует о том, что есть основа для взаимопонимания всех людей планеты.
 Желательно в процессе обсуждения нарисовать следующую схему:
  По окончании беседы учитель предлагает прочитать два подпараграфа учебника: "Почему аборигены съели Кука" и "Нравственность на страже семьи и общества", а затем письменно ответить на вопрос 3 в конце параграфа.
 Ответы на вопросы и задания к § 56 учебника
 1. На древнегреческом языке - этика, на латыни - мораль.
 3. Общечеловеческие нравственные нормы существуют, хотя и далеко не все люди им следуют. "Общее" здесь не в том смысле, что все ведут себя так или иначе или должны так себя вести. Общечеловеческие нормы нравственности выражают некий минимальный уровень нравственности, который позволяет людям разных культур, религий, традиций общаться, и их основа - в родовом единстве человечества, всех людей.
 4. Национальные святыни являются предметным выражением моральных качеств патриотизма, гражданственности, проявленных в свое время нашими предками в борьбе за независимость и достоинство нашего государства, в служении ближним, благотворительности.
 5. Зло на себя замышляет, кто зло на другого замыслил.
 6. Учащиеся отвечают самостоятельно.
 7. Русские и другие народные сказки; классическая литература - А. Н. Островский, Н. С. Лесков, Ф. М. Достоевский и др.
 § 57. Художественная культура
 Цель урока: а) способствовать более глубокому осмыслению понятия "духовная культура"; б) показать особенности освоения мира в художественной культуре.
 Форма проведения урока может быть любая: индивидуальная, парная, групповая работа.
 В начале урока учитель напоминает о том, что на прошлых уроках учащиеся познакомились с такими способами освоения мира человеком, как философия, религия, нравственность. Сегодня им предстоит разобраться еще с одним способом освоения мира - художественной культурой. После такого краткого вступления учитель зачитывает отрывок из произведения Ивана Сергеевича Шмелева "Лето Господне" (с. 262 учебника), дает прослушать небольшой фрагмент классического музыкального произведения. Если есть видео, то можно показать фрагмент кинофильма и т. д.1. Подобное иллюстративное начало урока позволит (после прослушивания, просматривания и т. д.) задать школьникам примерно такие вопросы: 1. Можете ли вы рассказать, что происходило с вами во время прослушивания, просматривания этих произведений искусства? 2. С помощью чего, каких средств авторы произведения добивались такого эффекта восприятия? (На подготовку ответа на вопрос не следует отводить более 3 мин.)
 Внимание! Ответ на первый вопрос дается только добровольно. Ни в коем случае не заставляйте школьников отвечать, если они сами не выказывают желания поделиться своими ощущениями. Как показывает опыт, желающие обычно находятся. Но если вдруг таковые сразу не появятся, то учитель может простимулировать выступления школьников, рассказав о своих ощущениях. Подобная позиция учителя не только поможет "разговорить" учащихся, но и создаст обстановку доверия, сотрудничества, сопереживания.
 В процессе обсуждения выясняется, что: а) художественные произведения воздействуют на органы чувств, вызывают различные эмоции и мысли; б) автор произведения искусства воздействует на наши органы чувств путем создания художественного образа.
 Поскольку о художественной культуре школьники уже имеют определенные представления (литература, история), учитель может предложить им ответить на ряд вопросов: 1. Когда появилась художественная культура? 2. Какова была роль искусства в период его возникновения? 3. Как и в связи с чем изменилась роль искусства в жизни человека? 4. Какие виды искусства вам известны? Чем они отличаются друг от друга? Чем можно объяснить многообразие видов искусства? 5. Какие художественные стили вам известны? Чем можно объяснить разнообразие художественных стилей?
 (Для подготовки ответов отводится 10-12 мин.)
 Желательно, чтобы свои предположения учащиеся записали в одной части тетрадного листа, а другую оставили для уточнений, которые могут появиться во время обсуждения. Перед началом обсуждения напомните, что во время высказываний товарищей по классу или одной из групп (если работа групповая) необходимо отмечать те пункты подготовленного ответа, которые уже названы и совпадают с вашим предположением, с тем чтобы не повторяться.
 Духовная культура: виды и роль в жизни человека
 Мои предположения Мнение ученых 1. 1. Зародилась в первобытном обществе вместе с появлением Homo sapiens 2. 2. В период возникновения искусство играло утилитарную роль, теснейшим образом было связано с мифологией 3. 3. Совершенствование орудий труда и появление излишков позволили выделиться искусству и стать самостоятельной сферой деятельности человека. Это привело к тому, что наряду с утилитарной ролью оно стало формой эстетического освоения мира человеком 4. 4. Виды искусства: изобразительное, танец, музыка, художественное слово, театр, архитектура и т. д. Отличаются они друг от друга способом создания художественного образа, а также способом воздействия на эмоциональную сферу человека. Многообразие видов искусства говорит о многообразии человеческих чувств, обусловливающих эмоционально- эстетическое восприятие мира 5. 5.Художественные стили: реализм, романтизм, классицизм, барокко, готика и т. д. Их разнообразие объясняется изменением эстетических идеалов во времени, а также непохожестью, неповторимостью людей Земли В заключение школьникам предлагается выполнить задание 2 к § 57 учебника.
 Ответы на вопросы и задания к § 57 учебника
 4. В определении красоты Платоном ведущей стороной человеческой души выступает чувство, а у Пифагора - ум.
 5. В большей мере относится к искусству: изготовление детских игрушек; аранжировка, составление букетов из цветов; написание поздравления с днем рождения. При особо внимательном отношении к делу искусством может стать приготовление пищи, собирание марок и даже спортивный поединок или уборка территории.
 6. Классицизм - древнегреческий храм Парфенон, здание Дворца съездов в Московском Кремле. Реализм - картина И. Репина "Бурлаки на Волге", скульптура В. Мухиной "Рабочий и колхозница". Романтизм - стихотворение М. Горького "Буревестник", балет П. И. Чайковского "Щелкунчик".
 § 58. Наука в обществе
 Цель урока: а) сформировать понимание многообразия способов освоения мира человеком; б) показать основные различия в способах освоения мира; в) раскрыть особенности науки как формы духовной культуры.
 Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет индивидуальная работа.
 Начать урок можно с предложения заполнить в таблице четыре столбца (не используя учебник): "Религия", "Философия", "Нравственность" и "Художественная культура" (на выполнение задания следует отвести минут 10):
  Религия Философия Нравст-венность Художест-венная культура Наука Роль в жизни людей Метод освоения мира Практичес-кая значимость После установления общего и различного в четырех формах освоения мира (религии, философии, нравственности и художественной культуры) учитель может предложить учащимся подумать над следующими вопросами: 1. Какую роль в жизни людей играет наука? 2. Чем она, по их мнению, может отличаться от религии, философии, нравственности и художественной культуры? 3. Дать определение понятию "наука". (На подготовку ответов следует отвести 5-7 мин.)
 После обсуждения ответов учитель начинает объяснение материала (подпараграф "Пытливый дух разума"). Во время объяснения учащимся предлагается соотнести сведения, услышанные от учителя, с их собственными предположениями о науке. При этом на листочке, на котором записаны ответы на вопросы, они отмечают значками: "V" - соответствует моим представлениям; "-" - я думал(а) иначе; "?" - не понял(а)2.
 По окончании объяснения проверяется задание, уточняются формулировки и затем заполняется пятый столбец таблицы "Наука".
 Перед началом объяснения подпараграфа "Прикованный Прометей" в целях активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель предлагает ответить на вопрос: какие проблемы, вызванные научно-техническим прогрессом, вы знаете? Выслушав ответы школьников, учитель сообщает новое знание.
 Закончить урок можно выполнением письменного задания (при нехватке времени его можно дать на дом) на тему "Если научные открытия приносят столько негативных проблем человечеству, то, может быть, стоит остановить дальнейшее развитие науки?".
 Ответы на вопросы и задания к § 58 учебника
 2. Научная картина мира основана на научных фактах и проверенных в эксперименте теориях. Существуют в научной картине мира и модели, которые просто помогают нам представить в привычных образах некоторые природные явления и процессы, и гипотезы, но как предположения, которые еще надо доказывать. Научная картина мира описывает предметный мир, доступный восприятиям органов чувств и наблюдениям при помощи различных приборов и устройств.
 Философское мировоззрение дает картину мира в целом и потому всегда содержит недоказуемые, принимаемые на веру взгляды, в которых убежден тот или иной философ. Философское мировоззрение составляют не только представления о предметном мире, но и особые взгляды на идеальное - учение о красоте, морали и т. п. В этом философия ближе религии и этим же отличается от науки.
 5. Предание о Всемирном потопе - наводнении, покрывшем всю область расселения людей в древнейший период человеческой истории. Это предание сохранилось не только в Библии, но и во многих других древних книгах, эпосах и сказаниях разных народов.
 6. По имени первооткрывателя - броуновским движением.
 7. Наука имеет своим предметом изучение предметного, вещественного, материального мира в целях его познания и использования полученных знаний. Религия, помимо картины мира, дает человеку смысл в жизни, помогает определиться с целями его деятельности, формулирует нормы отношений людей друг к другу. Поэтому ученый вовсе не обязан быть атеистом, как это подтверждает история науки. Верующими людьми были, например, И. Ньютон и М. В. Ломоносов.
 § 59. Образование и самообразование
 Цель урока: а) показать, что образование и самообразование являются важнейшими составными частями культуры личности и общества, способствуют их поступательному развитию; б) способствовать осмыслению понятий "человек", "личность".
 Лучшей формой организации учебной деятельности на уроке будет групповая работа.
 Данная тема - одна из последних в курсе 9 класса. С одной стороны, она хорошо знакома учащимся по своему жизненному опыту, а с другой - может быть обобщением знаний, полученных в процессе изучения курса.
 Начать урок можно с проблемного задания. Написав на доске китайскую пословицу: "Если вы заглядываете на год вперед, сажайте рис. Если вы заглядываете на десять лет вперед, сажайте деревья. Если вы заглядываете вперед на всю жизнь, обучите человека", учитель предлагает школьникам ответить на следующие вопросы: 1. Какова роль образования в жизни общества согласно этой пословице? 2. Согласны ли вы с такой оценкой роли образования? Аргументируйте свою точку зрения. (На подготовку ответа следует отвести максимум 7 мин.)
 Перед обсуждением ответов учитель напоминает школьникам, что каждая последующая группа высказывает только те позиции и аргументы, которые еще не были озвучены.
 В процессе обсуждения необходимо подойти к следующим позициям: 1. Образование играет важную роль в жизни общества, поскольку: а) на генетическом уровне трудовые умения и навыки человеку не передаются (§ 1, 8 класс); б) обучая подрастающее поколение, общество передает уже накопленные знания и тем самым сохраняет их; в) если бы люди не передавали свой бесценный опыт, то каждое новое поколение начинало бы с нуля; г) следовательно, знания и умения, переданные подрастающему поколению, являются той ступенькой, которая позволяет двигаться дальше, опираясь на достижения предыдущих поколений. Они своеобразный трамплин, с которого новые люди стартуют в будущее.
 Вывод: образование выполняет в обществе важнейшую задачу - способствует поступательному развитию человечества.
 Завершиться эта часть урока должна тем, что учитель отметит следующее: образование - это организованная передача знаний, умений, навыков, культуры от одних людей другим, и осуществляется эта деятельность в специальных учебных заведениях.
 Следующая часть урока связана с проблемой воспитания. Для того чтобы подчеркнуть разницу между образованием и воспитанием, а также показать их теснейшую взаимосвязь, учитель предлагает учащимся назвать известные им учебные заведения с древнейших времен до наших дней (афинские, спартанские, средневековые, современные, как российские, так и западные) и рассказать о том, чему и как в них учили (не стоит на подготовку ответа давать время, лучше восстановить это знание в ходе беседы). Подводя итоги коллективно восстановленного знания о различных школах, учитель обращает внимание на то, что в школах не только обучают, но и воспитывают. В предыдущие века? для воспитания молодого поколения применялись суровые, а подчас и жестокие методы. Плетка и розги в руках школьного учителя были обычным делом. Именно с их помощью учителя пытались добиться таких важных и нужных для человека (в том числе и современного) качеств, как трудолюбие, выносливость, усердие, внимание, добросовестное отношение к порученному делу. Для подтверждения сказанного, а также привнесения эмоционально-образного элемента в обсуждение проблемы можно зачитать небольшой отрывок из произведения М. Горького "Детство":
 Однажды дед спросил:
 - Ну, Олешка, чего сегодня делал? Играл! Вижу по желваку на лбу. Это не велика мудрость желвак нажить! А "Отче наш" заучил?
 Тетка тихонько сказала:
 - У него память плохая.
 Дед усмехнулся, весело приподняв рыжие брови.
 - А коли так - высечь надо!
 И снова спросил меня:
 - Тебя отец сек?
 Не понимая, о чем он говорит, я промолчал, а мать сказала:
 - Нет, Максим не бил его, да и мне запретил.
 - Это почему же?
 - Говорил, битьем не выучишь.
 - Дурак он был во всем, Максим этот, покойник, прости Господи! - сердито и четко проговорил дед.
 Затем следует обратить внимание школьников на то, что воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача общества и начинается оно с момента рождения ребенка, а некоторые ученые утверждают, что воспитание начинается еще до рождения человека. И если образование есть передача знаний, накопленных человечеством, то воспитание - передача опыта поведения, и целью воспитания является социализация молодого поколения. Или, иными словами, именно общество, начиная с самой маленькой своей ячейки - семьи, берет на себя задачу подготовить нового человека к жизни в сообществе людей. При этом каждый исторический период развития человечества предъявлял определенные требования к человеку.
 Можно предложить школьникам попытаться выполнить следующее задание: в перечисленных нравственных нормах выделите те, которые востребованы во все времена (универсальные), и те, которые особенно актуальны в наше время, и поясните, почему они таковыми считаются (на выполнение задания отведите минут 10):
 Уважение к старшим, ответственность за принятые решения, уважение к правам человека, уважение к законам своей страны, осознание обязанностей, понимание и уважение других народов и их культур, доброта, терпимость и уважение другого мнения, позиции, соблюдение принципа социального равенства, милосердие, мужество, верность, понимание необходимости международной солидарности, готовность участвовать в решении проблем своего общества, государства, человеческого сообщества, почитание родителей, умение самостоятельно принимать решения, трудолюбие, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения, аккуратность и т. д. (при желании учитель может добавить или сократить список).
 Целесообразно, чтобы школьники при выполнении задания записали означенные качества в две колонки:
 Универсальные качества личности:
 мужество, верность, уважение к старшим, доброта, милосердие, почитание родителей, трудолюбие, аккуратность. Качества, актуальные для современного человека:
 ответственность за принятые решения, уважение к правам человека, уважение к законам своей страны, осознание обязанностей, понимание и уважение других народов и их культур, терпимость и уважение другого мнения, позиции, соблюдение принципа социального равенства, признание права на свободу вероисповедания, готовность участвовать в решении проблем своего общества, государства, человеческого сообщества, умение самостоятельно принимать решения, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения. При обсуждении необходимо подвести учащихся к пониманию того, что сегодняшнее время ставит перед людьми новые проблемы, с которыми человечество ранее не сталкивалось:
 1. Экономическое и научно-техническое развитие привело к расширению связей между странами и народами: различные виды транспорта сокращают расстояния, средства связи (радио, разнообразные телефоны, Интернет, телевидение и т. д.) сделали возможным общение людей из любых точек планеты (обмен информацией, идеями, культурными ценностями). Все это, в свою очередь, приводит к тому, что общаются люди разных культур, конфессий, люди, имеющие разные точки зрения по многим вопросам.
 2. Научно-технический прогресс привел к созданию различных видов оружия, способных уничтожить планету и людей, поэтому конфликты между людьми, государствами могут очень дорого стоить человечеству.
 3. У планеты Земля много проблем: экологические, экономические, эпидемии, наркомания, преступность и т. д., поэтому всем здравомыслящим людям необходимо объединиться, чтобы совместными усилиями решать эти и другие задачи. Проблема объединения усилий не может быть решена, если люди не обладают соответствующими нравственными нормами.
 4. Человеческое общество стремится к большей открытости и свободе, которая невозможна без признания всеми людьми ЧЕЛОВЕКА как высшей ценности.
 Последняя проблема, которая может быть затронута на уроке,- это проблема самообразования и саморазвития. Учитель может сообщить учащимся о том, что в современном мире быстро устаревают не только марки компьютеров, телевизоров, автомашин и т. д. Быстро устаревают знания, которыми владеет человек. Научный прогресс идет столь быстрыми темпами, что для того, чтобы добиться успеха, необходимо все время "держать руку на пульсе": следить за научными открытиями, по крайней мере в своей профессиональной области, овладевать новыми технологиями. Так, раньше, лет 20 назад, для профессиональной деятельности инженера, научного сотрудника достаточно было владеть пишущей машинкой, арифмометром, циркулем и т. д. Сейчас же без владения компьютером, без знания иностранного языка не только трудно сохранять авторитет в своей области знания, профессии, но и вообще можно оказаться за бортом быстро несущейся жизни. Сегодня социологи утверждают, что человеку, желающему удержать свои позиции на рынке труда, необходимо владеть, как минимум, пятью профессиями.
 Если осталось время, можно предложить написать небольшое сочинение-раздумье на тему "Каждый рожден как бы начерно; условно назван "человек". Но по-настоящему каждому надо еще заслужить его имя" (Карл Иванович Росси, 1775-1849, русский архитектор). Если времени на уроке не осталось, сочинение можно предложить в качестве домашнего задания.
 Ответы на вопросы и задания к § 59 учебника
 1. Обучение связано с получением определенной суммы знаний по тому или иному предмету или приобретением некоторых навыков, умений в той или иной деятельности. Воспитание обращено на личность человека, на развитие ее различных качеств, на совершенствование всего человека в целом.
 8. Точный ответ на этот вопрос неизвестен. Но известно точно, что князь Всеволод Ярославич знал греческий язык, поскольку Русь активно сотрудничала с Римской империей (Византией) и его жена была гречанкой. Скорее всего, он знал и латынь. Знание этих языков могло способствовать тому, что он умел объясняться и на других западноевропейских языках. Кроме того, князь наверняка знал некоторые славянские языки.
 § 60. Пути, которые мы выбираем
 Цель урока: а) способствовать осмыслению понятия "человек"; б) способствовать пониманию школьниками, что смысл жизненного выбора состоит прежде всего в том, чтобы состояться в качестве человека.
 Тема, которая предлагается к обсуждению, чрезвычайно сложная, особенно потому, что имеет сугубо личностный смысл. Поэтому вряд ли стоит обсуждать проблему профессионального выбора. Думается, будет лучше, если разговор пойдет в нравственной плоскости.
 Предлагаем один из вариантов урока по этой теме.
 Форма организации деятельности учащихся на уроке может быть любой: индивидуальной, парной, групповой. Однако лучшим вариантом работы школьников будет групповая.
 Принято считать, что именно в юном возрасте, к моменту окончания школы, многие люди делают свой жизненный выбор. Но так ли это? Что такое жизненный выбор? Что значит состояться как личность? На обсуждение этих вопросов следует отвести примерно 5-7 мин.
 Далее учитель и класс заслушивают мнения групп (на этом этапе урока не следует комментировать ответы и устраивать дискуссию), после чего зачитывает небольшой фрагмент из книги Алексея Федоровича Лосева "Дерзание духа":
 Говорят, что учение есть приобретение знаний. Ну конечно, если ученик не приобретает никаких знаний, он совсем не ученик, но разве дело только в приобретении знаний? Я на это отвечаю так: если человек имеет только знания и ничего другого - это страшный человек, беспринципный человек и даже опасный человек. И чем больше он будет иметь знаний, тем страшней, опасней и бесполезней для общества он будет.
 Еще говорят, что учеба есть приобретение профессии. Конечно же, всякий учащийся должен либо обучаться какой-нибудь профессии, либо по крайней мере готовить себя к этому. Но представьте себе человека, у которого за душой и в уме нет ничего, кроме профессии. Для меня такой человек неприятен и неприемлем. Никому нет от него радости, никому не известно, куда он направляет свои профессиональные умения, для чего хочет использовать свой опыт. И еще хорошо, если из него получится просто сухой, узкий ремесленник. А если это бездушный чиновник? Или формальный, беспринципный администратор? Это уже беда.
 Говорят еще, что ученик должен готовиться стать культурным человеком, сознательным участником человеческого прогресса. Но я не знаю, что в таком случае понимают под культурой. Ведь в человеческой истории бывали такие "культуры", от которых наш современник может только бежать. Да еще надо посмотреть, как такой человек понимает прогресс. Важен ведь не просто прогресс, но направление прогресса.
 Вместо всех таких плоских и обывательских, с виду ясных, но по существу своему невнятных и размытых определений учебы я намереваюсь высказать некоторые суждения, правда, может быть, несколько односторонние или слишком краткие, чтобы быть очевидными, но зато, на мой взгляд, утверждающие человечность и жизненность.
 Начну с определения знания.
 Знание есть любовь. Ученик, который занят только накоплением научных сведений, но не имеет конечных целей и не любит их,- это плохой ученик. <...>
 Любовь есть ощущение родства с любимым. <...>
 Ощущение родины и родства не имеет ничего общего с рассудочным накоплением знаний. <...>
 Настоящий ученик испытывает радость по поводу того положительного, что он узнал; но он испытывает страдания от несовершенства своих знаний.
 Знающая любовь не знает для себя никаких концов и ограничений. Она хочет бесконечности. Но даже эта потенциальная бесконечность знания - приют для обучающегося. Настоящий ученик тот, кто хочет бесконечно знать. <...>
 Да, знать и любить - это значит прежде всего бороться с тем плохим, что ты находишь в любимом. А так как жизнь сложна и трудна, то бороться с недостатками - значит неуклонно идти по пути жизненного подвига. Знать и любить в любых обстоятельствах жизни - это не просто иметь те или иные привязанности, а, защищая и отстаивая их, утверждать их в ближнем. Вот почему, смею утверждать, быть учеником - значит с юности готовиться к подвигу жизни. <...>
 Знающая любовь и любящее, очеловеченное знание требуют от каждого еще и мирного благоденствия, без которого невозможны ни систематический труд, ни творческое напряжение мысли. А так как это благоденствие надо еще завоевать, то знать и любить - это значит быть вооруженным против зла, т. е. воспитать в себе силу духа, и, таким образом, быть сильнее тех, кто нарушает твое благоденствие. Поэтому каждый знающий и любящий - это воин за общечеловеческое мирное благоденствие.
 Если ученик не чувствует своей личной ответственности за всех, за всеобщее человеческое благоденствие в будущем, не чувствует этого всегда - при изучении самой скромной математической теоремы, любого физического или химического закона, какой-либо исторической проблемы или мировоззренческого тезиса,- это плохой ученик.
 Знания и любовь, родина и подвиг, вооруженность против зла и будущее счастье благоденствующего человека - это альфа и омега всякой учебы.
 Надо учиться, чтобы быть!
 Закончив чтение, учитель для продолжения разговора о жизненном выборе предлагает школьникам в течение 5 мин обсудить в группах следующие вопросы: 1. О чем говорит А. Ф. Лосев? 2. Какое отношение имеет прочитанный отрывок к теме нашего урока? 3. Что такое жизненный выбор по Лосеву? Что значит состояться как личность? 4. Изменилось ли ваше мнение по этому вопросу?
 Через 5 мин начинается обмен мнениями между группами, в ходе которого учитель задает лишь уточняющие вопросы, направляя ("держа в руках") нить разговора так, чтобы он по возможности затрагивал нравственно-этические проблемы выбора.
 Не следует устраивать полноценную дискуссию. Думается, что лучшим вариантом будет предоставить возможность каждой группе высказать свою позицию (развернутый ответ) и выступить оппонентом.
 По окончании обмена мнениями учитель предлагает школьникам прочитать подпараграф "Польза, честь и слава", а затем написать эссе: "Есть два желания, исполнение которых может составить истинное счастье человека,- быть полезным и иметь спокойную совесть" (Л. Н. Толстой).
 Ответы на вопросы и задания к § 60 учебника
 3. Александр Сергеевич Грибоедов был на дипломатической службе. Он погиб в 1828 г., во время проведения дипломатических переговоров в Персии (ныне - Иран), когда на наше посольство напали мусульманские фанатики.
 
 
 1 Если нет возможности использовать аудиовизуальные средства, можно показать слайды, иллюстрации произведений искусства и т. д.
 2 В данном случае прием "пометки на полях" выполняется на слух.
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу