<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 1. Понятие правового государства.
 2. Право силы или сила права.
 3. Разделение властей.
 4. Незыблемость прав и свобод человека и гражданина.
 5. Развитая судебная система.
 Каждый из названных в пособии принципов правового государства иллюстрируется конституционными положениями и реальными фактами. Будет уместной систематизация материала в таблице, состоящей из трех колонок. В первой надо сформулировать принципы правового государства, во второй - закрепляющие их конституционные нормы, в третьей - иллюстрирующие их факты и примеры из российской действительности.
 Остановимся подробнее на втором вопросе, который несет основную смысловую нагрузку урока. Можно предложить два варианта его изучения.
 Вариант 1. Самостоятельная работа учащихся с текстом пособия
 Предложите учащимся составить опорный конспект, включающий затронутые в тексте вопросы и краткие ответы на них. Записи в тетрадях должны выглядеть примерно так:
 Вопросы Краткие ответы 1. Что зависит от решения вопроса: что выше - право или государство?
 
 2. Может ли государство быть справедливым, ведь власть и человек объективно находятся в противоречии интересов?
 3. При каком условии устройство государства становится справедливым?
 4. Что современные правоведы считают первой важнейшей характеристикой правового государства?
 5. Какая конституционная норма закрепила верховенство закона в России? 1. В зависимости от ответа на этот вопрос мы будем иметь правовое или тоталитарное государство.
 2. Да, если власть будет подчиняться праву.
 
 
 3. При условии, что в нем господствует не произвол правителя, а право.
 4. Господство права, верховенство закона.
 
 
 5. Статьи 4 и 19 Конституции РФ. Вариант 2. Лекция
 По ходу лекции учитель, ориентируясь на текст параграфа, дает пояснения и комментарии. Для активизации внимания учащихся целесообразно дать сопутствующее задание, например составить по ходу лекции тезисный план или записать ключевые слова темы.
 Что важно иметь в виду при объяснении данного пункта плана урока? Современное значение понятия "правовое государство" нельзя свести только к 3-4 признакам, хотя без них данная характеристика не будет полной. Значительно важнее помочь учащимся уяснить особую, ценностную роль права. Особенно важна эта роль применительно к власти. Право может влиять на жизнь общества по-разному. Вот сидит начальник Петров, облеченный властью так называемого административного усмотрения; он решает, кому предоставить льготное налогообложение, льготный или вообще беспроцентный кредит, какую установить арендную плану за помещение. Понятно, что его право быстро перерастает в произвол. А может действовать закон, который начальник Петров обязан исполнять и который ничего не оставляет на его усмотрение. Значит, принципиально важно, чтобы сам закон был качественным, а точнее правовым.
 Такая конституционная новация, как провозглашение России правовым государством, не должна порождать иллюзий. В нашей демократической, как и в советской, государственности пока неистребима тяга к всевластию, стремление держать в своих руках все и вся. Это опасная тенденция, особенно с учетом того, что в России по большому счету отсутствуют исторические традиции признания ценности свободы человека. Потому не может быть быстрого становления России как правового государства, этот процесс идет пока медленно и болезненно. И все-таки важнейшей опорной точкой в реформировании российского общества является именно право. Почему?
 Предельно кратко ответим, обратившись к книге С. С. Алексеева "Самое святое, что есть у Бога на земле". Право - активный, действующий социальный институт. Однако людям требуется не просто право (любые и всякие юридические установления), а право, выраженное в сильных публичных законах. Плюс к тому - право, выступающее в качестве высшего проявления разума, и отсюда (и это самое главное) право человека. Право человека должно реализоваться, найти реальное бытие в самой организации жизни людей, воплотиться в ней как правовое устройство.
 Ответы на вопросы и задания к § 41 учебника
 4. К понятию "правовое государство" относятся следующие смысловые единицы:
 - государство подчиняется праву;
 - все равны перед законом и судом;
 - все люди обладают неотъемлемыми правами;
 - люди с разными способностями должны обладать разными правами.
 § 42. Законодательная власть
 Цель урока: а) раскрыть понятие "законодательная власть", познакомить с устройством, порядком формирования и назначением органов законодательной власти; б) помочь ориентироваться в реальной политико-правовой сфере жизни нашего общества.
 Учащимся уже немало известно о российском парламенте из средств массовой информации - главным образом, в лице отдельных персоналий. Поэтому при изучении данной темы важно привести имеющиеся представления в некую систему, помочь понять процесс законотворческой деятельности.
 Здесь вполне уместен традиционный комбинированный урок, где значительное место будет отведено опросу и повторению пройденного, а объяснение идет с опорой на текст пособия, вопросы и задания в конце параграфа. Материал урока в целом несложен для усвоения, но эффективность его восприятия значительно повышается, если по ходу работы ученики, например, постараются структурировать его в схемы. А начать можно с работы со словарем учебника и повторения ряда вопросов: какие формы правления вы знаете? Каковы особенности парламентской и президентской республик? Чем в нашей стране обеспечивается представительная демократия? На основе какого права проходят выборы в России?
 Далее логично охарактеризовать современный российский парламент, порядок формирования его палат.
 Далее предложите учащимся прочитать материал учебника о том, как осуществляется законодательная деятельность (с. 205), и выполнить задание 3. Принимая законы, законодательная власть формирует правовые основы нашей жизни, внутренней и внешней политики. Однако власть законодателей неабсолютна. Во-первых, она находится под контролем народа (через систему выборов). Во-вторых, она связана системой сдержек и противовесов властей. Конституционный суд обеспечивает надзор за соответствием всего законодательства Конституции страны. Президент имеет право вето в случае недостаточно взвешенных решений законодателей, а также может распустить Государственную думу и объявить о досрочных выборах.
 По результатам парламентских выборов 1999 г. наибольшее число мест в парламенте получили представители КПРФ, движения "Единство", блока "Отечество" - "Вся Россия", Союза правых сил, объединения "Яблоко", Либерально-демократической партии.
 В качестве домашнего задания можно предложить начать составлять общую схему "Ветви государственной власти РФ":
  Предложите ученикам выделить под схему отдельный лист в тетради. К ней они будут возвращаться на следующих уроках, заполняя все ветви.
 Ответы на вопросы и задания к § 42 учебника
 3. Последовательность законодательного процесса:
 - законодательная инициатива;
 - обсуждение законопроекта в комитетах Государственной думы;
 - принятие закона в Государственной думе;
 - рассмотрение закона в Совете Федерации (одобрение или отклонение);
 - подписание закона Президентом;
 - опубликование закона.
 8. Высказывания двух философов - Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локка о законах остаются весьма актуальными и для современной России. Сегодня мы больше страдаем не от отсутствия тех или иных законов, а от того, что многие из них не выполняются или выполняются с нарушениями. Возможно, это связано с тем, что далеко не всегда эти законы являются отражением реалий современной жизни, т. е. качественными законами.
 § 43. Исполнительная власть
 Цель урока: познакомить учащихся с исполнительной властью в государстве и теми полномочиями, которые согласно Конституции РФ она имеет.
 Начните урок с того, что обратите внимание учащихся на определение понятия "исполнительная власть". Предложите им своими словами сформулировать, в чем польза и необходимость этой власти для государства. Действительно, сложность и разнообразие задач, связанных с исполнением законов, стоящих перед этой властью, требуют ее особой организации. В разных странах исполнительная власть называется и устроена по-разному. Она может быть представлена президентом, который формирует правительство (например, в США правительство выступает как совещательный орган при президенте). При парламентской форме правления правительство формируется партией, получившей большинство на выборах. Руководители исполнительной власти избираются (или назначаются) на определенный срок.
 С устройством исполнительной власти в нашем государстве учащиеся знакомятся в ходе самостоятельного прочтения подпараграфа "Кто осуществляет федеральную исполнительную власть?". Содержательно данный урок связан с предыдущим, он знакомит учащихся еще с одной ветвью государственной власти. Поэтому можно продолжить работу со схемой, начатой дома. Предложите учащимся выписать в тетради все встречающиеся названия органов исполнительной власти и выстроить их в схему.
 Исполнительная власть не может существовать без соответствующего бюрократического аппарата - государственных служащих. Поэтому уместно задать вопрос: о деятельности каких министерств ученикам часто приходится слышать? или о работе какого министерства хотелось бы узнать подробнее? Кого из представителей исполнительной власти они знают персонально? На данном уроке будет интересна небольшая историческая справка.
 Дополнительный материал
 Должность министра впервые была учреждена императором Павлом I в 1797 г. Это был министр уделов - территориальных единиц Российской империи. Позднее были созданы и действовали Кабинет, а затем Совет министров, который, например, ведал вопросами крестьянской реформы. Однако в монархической России эти органы никогда не играли самостоятельной роли. После Февральской революции 1917 г. власть в стране перешла в руки Временного правительства, а через несколько месяцев - в руки Совета Народных Комиссаров.
 Вопрос о полномочиях и основных обязанностях современного правительства можно рассмотреть, опираясь на статью 114 Конституции. Можно подробно прокомментировать одно из направлений деятельности правительства, например проведение социальной политики. В этой связи уместно рассказать, например, о поддержке жилищного строительства (развитие ипотечного кредитования для населения, желающего решить свои жилищные проблемы, субсидии на жилье и т. д.) или здравоохранения.
 В дополнение к материалу урока учитель может рассказать о том, что исполнительная власть подотчетна законодательной власти и контролируется ею. Если Государственная дума признает результаты работы правительства неудовлетворительными, она вправе поставить вопрос о доверии правительству и даже о его отставке (за это решение должно проголосовать большинство депутатов). Однако окончательно вопрос об отставке правительства решает Президент (он принимает или отклоняет отставку). Отставка может происходить и по инициативе самого правительства, но и в этом случае она возможна только с согласия Президента.
 В порядке рефлексии на данном уроке можно обсудить сначала в группах, а потом всем классом следующий вопрос: насколько справедливо высказывание о том, что "каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает"? Ведь народ не избирает правительство.
 Ответы на вопросы и задания к § 43 учебника
 5. О праве законодательной инициативы правительства говорят следующие факты. Во исполнение федеральных законов, например Закона о бюджете, правительство издает постановления и распоряжения, относящиеся к деятельности конкретных министерств (экономики, здравоохранения, образования и т. д.), которые имеют силу законов и обязательны для исполнения.
 § 44. Судебная власть
 Цель урока: а) раскрыть основные особенности устройства судебной власти; б) научить различать суды по их компетенции.
 Один из возможных вариантов проведения данного урока - работа с текстом Конституции РФ. Однако начать урок лучше с актуализации имеющихся у учащихся знаний и представлений о суде. Попробуйте поставить прямые вопросы: "Какие ассоциации у вас возникают со словом "суд"? (Вероятный ответ - судья.) Что вы знаете или думаете о судье?"
 Учитель записывает на доске следующий вопрос: кто такой судья, какой он?
 Далее предлагается каждому самостоятельно ответить на этот вопрос (ответ записать в тетради). Это индивидуальная работа. Затем учащимся предлагается обсудить тот же вопрос, но уже парами, попытаться услышать другое мнение. Следующий этап - учащиеся объединяются в группы и формулируют уже мнение группы относительно того, кто такой судья, какой он.
 Все названные учениками характеристики судьи учитель записывает на доске в форме кластера (пучка). В центре записывается ключевое слово - судья, а от него во все стороны расходятся другие связанные с ним слова и понятия. В кластере могут появиться такие слова, как "профессионал", "человек в мантии", "неподкупный", "справедливый" и т. д. На этом этапе важно безоценочно записывать все, что будут называть ученики, в том числе и возможные ошибки. Важно только вернуться к ним по ходу урока и снять все неточности.
 Учитель благодарит ребят за высказанное мнение и задает вопрос: достаточно ли полная картина представлений о судье получилась в результате коллективного обсуждения? Проверить себя учитель предлагает, обратившись к официальному документу - тексту Конституции РФ.
 Учащимся предлагается прочитать статьи 119 и 122 Конституции РФ. При этом они получают следующее задание: найдите в этих статьях информацию о судьях, которая уже известна вам (отметьте знаком "+"), найдите сведения, которые оказались для вас совершенно новыми (отметьте знаком "-"), и, наконец, то, о чем вам хотелось бы узнать побольше, поподробнее (отметьте знаком "?").
 Работая с документом, ученики дополнительно узнают о том, что судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, а также о требованиях к их квалификации (стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет). Учитель поясняет, что означают эти характеристики судьи.
 Следующий шаг связан с выяснением того, как устроена судебная власть. Здесь уместно на основе текста учебника (самостоятельное прочтение) завершить работу со схемой "Ветви государственной власти РФ".
 В завершающей части урока учитель рассказывает о порядке осуществления правосудия и обращения в суд. Подчеркните, что право граждан на судебную защиту никогда, ни при каких обстоятельствах не подлежит никаким ограничениям.
 Ответы на вопросы и задания к § 44 учебника
 7. Спор между бывшими супругами о разделе имущества при разводе рассматривают суды общего назначения, даже в том случае, если частью имущества, принадлежащего одному из супругов, являются акции, уставной капитал или иная собственность фирмы, правда, если эта фирма стала собственностью одного из них во время брака.
 8. Изречение "Суд - это говорящий закон, а закон - это немой судья" означает, что суд в своей деятельности руководствуется законом, т. е. говорит от имени закона. А закон, предписывая или запрещая определенные действия, дает оценку им, "судит" их как правомерные или противоправные.
 § 45. Местное самоуправление
 Цель урока: а) познакомить учащихся с правовыми основами самоуправления; б) показать важную роль развития органов самоуправления в становлении гражданского общества в России.
 Данный урок целесообразно начать с выявления повседневных проблем, с которыми учащиеся, их родители и учителя сталкиваются как жители конкретного поселка, района, микрорайона. Для этого стоит дать учащимся опережающее задание: взять интервью у своих родителей или знакомых о проблемах местного значения и о том, куда стоит обращаться за их разрешением. Круг этих проблем может обозначить и сам учитель (работа транспорта, поликлиники, библиотеки, состояние дворов и подъездов и т. д.).
 Повседневные проблемы жизни любого районного центра или поселка лучше всего знают сами жители. Для решения этих проблем или вопросов местного значения и создаются органы местного самоуправления.
 Следующая смысловая единица данного урока связана с выявлением отличий органов местного самоуправления от органов государственной власти. Учащимся можно предложить прочитать соответствующий текст в учебнике, найти общее и определить отличия между органами местного самоуправления.
 На что следует обратить внимание учащихся по ходу обсуждения? Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления является формой реализации народом своей власти, определена Конституцией и другими правовыми актами. Отличия состоят в назначении этих органов, объеме полномочий, а также границах, в пределах которых эта власть осуществляется (местное самоуправление основано на поселенческом принципе - существует в границах городских и сельских поселений).
 Конституция не дает однозначного ответа на вопрос, где заканчивается уровень государственной власти и начинается местная власть. Ясно одно: вопрос о местном самоуправлении (названия органов, структура и пр.) определяется населением каждого территориального образования самостоятельно.
 Еще один вопрос, который необходимо обсудить на уроке,- возможные разногласия между федеральными и региональными органами государственной власти и местным самоуправлением. Например, по решению первых в городском микрорайоне на месте сквера возводится автозаправочная станция. Органы местного самоуправления, исходя из интересов жителей микрорайона и хорошо зная местную экологическую обстановку, возражают против строительства. Подобные конфликтные ситуации может разрешить только суд. И тот факт, что местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, позволяет ему самостоятельно, в пределах своих полномочий, выступать в суде с защитой прав и законных интересов своих жителей.
 Следует пояснить учащимся, что современные формы местного самоуправления в России только начинают складываться. Этот процесс осложняется тем обстоятельством, что само государство переживает переходный период, а многие институты демократии находятся в стадии становления. Кроме того, Россия имеет очень большую территорию, а ее население отличается многообразием обычаев, исторических, культурных, этнических, религиозных традиций. И поэтому естественно, что самодеятельность населения, самоуправление на местах имеет самые разные формы. Самоуправление в сельской местности не всегда похоже на самоуправление в городе. В Москве, например, органы самоуправления называются районные управы, в других местах - сходы или собрания.
 Далее следует познакомить учащихся с правовыми основами деятельности органов местного самоуправления, начав с Конституции. В ее тексте можно выделить положения общего характера, а также непосредственно посвященные местному самоуправлению. К первым относятся, например, статьи 2, 3. Предложите учащимся на основе этих статей сделать вывод, как эти положения влияют на развитие самоуправленческих начал в нашей стране. Вывод очевиден - именно народ в конечном счете определяет полномочия органов самоуправления. Статьи 12, 130-133 напрямую регулируют местное самоуправление. Можно заранее обозначить круг вопросов, на которые ученики должны самостоятельно найти ответы, работая с этими статьями:
 1. Как граждане осуществляют местное самоуправление?
 2. В каких границах оно осуществляется?
 3. Можно ли изменить границы территориальных объединений?
 4. Что делать, если нарушаются законные права населения на местное самоуправление?
 Далее важно пояснить, что самоуправление в России регулируется не только федеральными законами и законами субъектов Федерации, но и непосредственно актами органов местного самоуправления, которые, например, определяют, кто именно является его жителями, как называются выборные органы, каким образом граждане могут принять участие в их деятельности. Лучше, если объяснение в данном случае будет опираться на локальные нормативные акты местности, где проживают сами учащиеся.
 В завершающей части урока уместно провести небольшую учебную игру, с тем чтобы показать наглядно, какие проблемы приходится решать органам местного самоуправления. За основу можно взять следующую ситуацию.
 Представьте, что в вашей местности (пригород крупного промышленного центра) решено построить предприятие по переработке промышленных отходов. На его основе будут выпускать строительные материалы, пищевые добавки скоту и другие полезные в хозяйстве вещи. С одной стороны, это позволит решить проблему занятости местного населения, которое сейчас большей частью вынуждено ездить на работу в город, даст дополнительные доходы местному бюджету. С другой стороны, существует реальная опасность ухудшения экологической обстановки в местности.
 Эта ситуация обострила борьбу кандидатов на выборах в органы местного самоуправления. Существуют два альтернативных кандидата: один за строительство, другой против него.
 Учащиеся разбиваются на три группы. Первая будет выступать от имени одного кандидата и искать аргументы "за", другая - "против". Третья - эксперты - выбирать одного из двух кандидатов, т. е. принимать решение с учетом аргументации сторон.
 В завершение урока целесообразно сформулировать вывод о том, что развитие самоуправления открывает гражданам возможности принимать на себя ответственность за решение насущных задач, не полагаясь на федеральную власть, что в конечном итоге приводит к становлению гражданского общества.
 Ответы на вопросы и задания к § 45 учебника
 5. В деятельности любых органов местного самоуправления, будь то Владивосток или Калининград, можно выделить примерный круг интересов:
 1) Жизнеобеспечение и социально-экономическое развитие территории.
 2) Социальная поддержка населения.
 3) Жилищно-коммунальное хозяйство.
 4) Муниципальное образование и здравоохранение.
 5) Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения.
 6) Местные средства массовой информации и другие вопросы.
 § 46. Права человека
 Цель урока: а) раскрыть содержание понятия права человека; б) помочь учащимся осознать, что соблюдение прав человека является важнейшей ценностью демократического общества и правового государства.
 Возможны различные варианты изучения данной темы.
 Вариант 1. Традиционный урок
 Работа с документом, чтение и комментирование статей Конституции РФ, краткий рассказ о содержании основных прав и свобод. Возможны также опережающие задания на дом: например, по материалам периодической печати подобрать факты, свидетельствующие о реализации тех или иных прав человека или, наоборот, об их нарушении. И тогда в классе заслушиваются короткие сообщения учеников о правах человека. По ходу урока материал можно структурировать в таблицу, где будут представлены основные группы прав и свобод человека. Можно также провести сравнительно-сопоставительное исследование статей Всеобщей декларации прав человека и второй главы Конституции РФ.
 Вариант 2. Урок с использованием активных форм обучения
 Начните урок с того, что предложите учащимся: 1) обсудить в группах, что они знают или думают о правах человека; 2) кратко сформулировать свои идеи.
 Выслушайте мнения групп (договоритесь не повторять сказанного), запишите всю информацию на доске (принимаются все идеи, независимо от того, правильны они или нет). Получается некое коллективное мнение о том, что такое права человека.
 Следующий этап - индивидуальная работа, направленная на осмысление новой информации и одновременное отслеживание точности или ошибочности первоначальных представлений о правах человека.
 Задание учащимся:
 Прочитайте первые две части § 46 учебника, используя прием "пометки на полях" (маркировочные знаки).
 Соотнесите прочитанное с тем, что записано на доске как коллективное мнение о проблеме. Найдите: что подтвердилось; возможные ошибки и неточности в записи на доске; новую информацию; то, о чем хотелось бы узнать подробнее.
 Далее идет коллективное обсуждение. Учитель обращается к списку, составленному на доске. Какие знания о правах и свободах человека подтвердились в процессе чтения? Какие представления не подтвердились? (В этом случае необходимо поработать над ошибками.) Какие идеи представляют дальнейший интерес? Ответ на последний вопрос может стать хорошей основой для последующего осмысления темы.
 На этом этапе погружение в проблему урока возможно разными путями:
 1. Лекция учителя.
 Одна из центральных задач лекции - раскрыть содержание либеральных ценностей демократического общества. Это - право на жизнь, свобода от пыток и жестокого или унижающего достоинство человека обращения или наказания, право на собственность, на свободу слова, совести, равенство перед законом, запрет дискриминаций и т. д. В ходе лекции важно также показать, что права человека не абсолютны, они имеют пределы.
 2. Организация практикума.
 Разделите учащихся на группы и предложите им подумать над тем, какие права человека не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах (даже в условиях чрезвычайного положения), а какие в исключительных случаях могут быть ограничены. Предложите учащимся следующее задание:
 1. Разделите нижеприведенные 9 норм на две группы:
 а) те, которые не подлежат ограничениям никогда, ни при каких обстоятельствах (проставьте соответствующие номера: ____________ );
 б) те, которые могут быть ограничены (проставьте соответствующие номера:___________ ).
 2. Устно обоснуйте свою точку зрения.
 Перечень норм
 1. Каждый человек свободен в выборе рода деятельности и профессии.
 2. Каждый человек вправе публиковать, говорить и писать то, что хочет.
 3. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами независимо от пола, внешности, возраста, национальности, вероисповедания, социального и имущественного положения.
 4. Каждый человек имеет право на жизнь.
 5. Ни один человек не обязан свидетельствовать против самого себя или своих близких.
 6. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах своего государства.
 7. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной.
 8. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания.
 9. Ни один человек не должен подвергаться пыткам, даже если это будет способствовать изобличению преступника.
 После обсуждения точек зрения, которые представляет каждая группа учащихся, и соответствующего комментария учителя предложите им другие задания:
 1. Прочитайте статью 56 Конституции РФ. Проверьте, насколько верны ваши ответы.
 2. Дополните список норм, которые не подлежат ограничениям никогда, ни при каких обстоятельствах.
 В завершение учитель кратко подводит итоги обсуждения, дает необходимый комментарий относительно оснований для ограничения прав и свобод человека. Можно предложить учащимся записать вывод: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
 В качестве закрепления материала можно предложить для обсуждения следующую ситуацию.
 Предположим, что в какой-то стране законодательный орган принимает решение запретить все негосударственные средства массовой информации, закрыть частные газеты, журналы и телеканалы. Цель запрета важная - во имя защиты нравственности людей. Процедура введения запрета соблюдена: закон принят соответствующим органом. Будет ли данный закон работать против прав человека? Приведите свои аргументы.
 В качестве домашнего задания можно предложить учащимся нарисовать иллюстрации к любому из прав человека, зафиксированному в Конституции РФ.
 Ответы на вопросы и задания к § 46 учебника
 6. Вариантов ответа на вопрос может быть несколько: 1) Человек и государство. Государство призвано обеспечивать, соблюдать и охранять права человека, а человек исполнять возложенные на него обязанности. 2) Сами люди или каждый отдельный человек. Очень важно помнить, что права одного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.
 7. Гражданские и политические права и свободы человека тесно взаимосвязаны. Не бывает свободных людей в несвободной стране. Подтверждением могут служить реальные факты из жизни тоталитарного общества. Например, фактическая ссылка академика А. Д. Сахарова в Горький (лишение права на свободу выбора места жительства и ряда других прав) из-за его политических взглядов.
 8. Ограничение прав человека должно быть пропорционально или адекватно целям, во имя которых оно производится. Даже такая благая цель, как борьба с преступностью, не может служить оправданием введения комендантского часа или безосновательных обысков каждого прохожего. В данном случае цель не оправдывает средства.
 § 47. Права ребенка
 Цель урока: познакомить учащихся с основными правами ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения.
 Начать обсуждение темы урока можно с повторения основных идей международных документов по правам человека (уважение человеческого достоинства, толерантность, недискриминация, взаимосвязь свободы и личной ответственности), а затем перейти к знакомству со специальными документами, принятыми мировым сообществом по защите прав детей.
 Возможны различные варианты начала данного урока.
 Вариант 1
 Начните с обсуждения нескольких типичных ситуаций, в которых нарушены права ребенка (например, на свободу выражения своего мнения или защиту от жестокого обращения). Затем перейдите к знакомству с теми международными нормами, которые признают и закрепляют права детей и которые в равной мере должны знать и дети и взрослые.
 Предлагаем одну из возможных ситуаций для обсуждения.
 Семиклассница Маша, зная, что ее дома наказывают за двойки, спрятала дневник, а маме сказала, что потеряла его и что ее сегодня не спрашивали. Мама решила проверить портфель и обнаружила там дневник с двойкой по математике. Разразился настоящий скандал. Мама не просто долго ругала свою дочь за обман и двойку, но даже побила ее, лишила ужина и пообещала, что отныне Маша не будет ходить гулять, пока не исправит двойку.
 Вопрос: Какое наказание мама имела право совершить в отношении Маши в данной ситуации, а какое нет и почему? По ходу обсуждения можно выйти на проблему небрежного и даже жестокого отношения к личности ребенка. Побить ребенка - значит нанести ему не только физические, но и моральные страдания, нарушить его основное право на уважение человеческого достоинства.
 Вариант 2
 Начать урок с ранжирования наиболее важных для учащихся прав. Предложите выбрать из списка три наиболее значимых для них права:
 - голосовать;
 - исповедовать религию по выбору;
 - думать и свободно излагать свои взгляды;
 - пользоваться неприкосновенностью частной жизни;
 - выбирать себе друзей;
 - встречаться и объединяться с другими в группы по интересам;
 - обращаться к правительству, депутатам, главам местной администрации по поводу изменения несправедливых порядков;
 - выбирать любую работу;
 - уважать человеческое достоинство;
 - посещать выставки и театры.
 Из общего списка (по итогам ранжирования) будут выделены наиболее существенные для учащихся права. Скорее всего, будут названы право на уважение, свободу выражения мнения и личную неприкосновенность. Именно эти права получили признание в международных документах о правах детей.
 Основную часть урока следует посвятить работе с документами: непосредственному знакомству учащихся со статьями Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка. Есть несколько вариантов.
 Вариант 1
 Можно организовать работу с самим документом, когда учащиеся знакомятся с текстом статей и обсуждают вопросы, названные ниже. При этом уместно сопоставить отдельные статьи Конвенции и Всеобщей декларации прав человека, попытаться установить общее и отличия в толковании прав человека в этих двух документах. Можно ограничиться работой с текстом учебника, где пересказаны основные положения Конвенции о правах ребенка.
 При работе с Конвенцией советуем обсудить следующие вопросы:
 1. Почему наряду со Всеобщей декларацией прав человека были приняты специальные документы: сначала Декларация, а затем Конвенция о правах ребенка?
 2. Какими общими правами и свободами обладают взрослые и дети?
 3. Какие конкретные права детей предусмотрены Конвенцией?
 4. Найдите положения Конвенции, которые касаются личных и социально-экономических прав детей.
 5. На кого конкретно Конвенция возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей?
 6. Какие обязанности государств по отношению к детям сформулированы в Конвенции?
 В завершение работы с документом внимание учащихся следует привлечь к вопросу, что же принципиально нового должны были привнести в сознание людей эти документы. Главное - это признание права ребенка быть полноправной и полноценной личностью. Ребенок - самостоятельный субъект права. Он обладает гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами человека, причем обладает ими по собственному праву.
 Попутно следует пояснить разницу между Декларацией и Конвенцией как видами международных документов. Разница состоит в правовых последствиях для присоединившихся к ним государств. Присоединение к Декларации - это лишь заявление государства о намерениях следовать ее положениям, никаких правовых последствий оно не имеет. В случае, если государство подписывает Конвенцию, оно берет на себя обязательство привести свое законодательство в соответствие с международными нормами, а также ответственность за их невыполнение. Государства, присоединившиеся к Конвенции, в частности, ежегодно представляют в ООН отчеты о положении детей в своей стране.
 Россия в 1990 г. ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. Потому заключительную часть урока целесообразно посвятить знакомству с нормами российских законов, обеспечивающих соблюдение прав детей, рассказать о том, как выполняются нормы Конвенции. Учащимся можно предложить составить развернутый план по ходу рассказа учителя.
 Важно обратить внимание учащихся на то, что Конвенция, наряду с требованием обеспечить защиту прав всех детей, предусматривает специальную защиту детей, оказавшихся в драматических обстоятельствах. Это дети-инвалиды, сироты, беженцы, дети, страдающие от войн и вооруженных конфликтов, нарушившие закон, злоупотребляющие наркотиками. Сегодня в нашей стране больше 620 тыс. детей-сирот. Для них государство открывает новые и новые детские дома. И все равно детские дома перегружены, так быстро растет число нуждающихся детей. Существует государственная программа "Дети-инвалиды". В ее рамках создаются детские реабилитационные центры и дома-интернаты, дети-инвалиды получают необходимые средства передвижения (коляски, протезы) или, например, слуховые аппараты. В России примерно 600 тыс. детей страдают нарушениями слуха, 70% из них нуждаются в мощных слуховых аппаратах.
 Для закрепления материала урока предлагаем воспользоваться небольшим практикумом.
 Существует норма международного договора, в соответствии с которой признается и защищается право ребенка на личную, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, а также право на защиту от незаконного посягательства на его честь и репутацию. В каких из приведенных ниже ситуаций можно говорить о нарушении этой нормы?
 1. Мать, тревожась за отношения своей дочери с ее новым другом, с которым она познакомилась во время каникул на юге, тайно вскрывает и прочитывает ее письма.
 2. Учитель заметил, что на уроке идет переписка двух учеников, потребовал записку и прочитал ее вслух.
 3. Во время урока учитель часто злится на одного из учеников, очень медленно отвечающего и выполняющего задания, называет его черепахой.
 4. Родители всегда стучат в дверь сына, прежде чем войти в его комнату.
 5. Родители Максима говорят сыну, что с Петром ему не стоит дружить, так как он плохо учится, и потому не разрешают приводить его в дом. А вот с отличником Игорем пусть дружит.
 В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать небольшое эссе на одну из тем по выбору:
 1. "О чем бы я хотел сообщить составителям ежегодного доклада о положении детей в Российской Федерации" (этот доклад представляется в ООН).
 2. "Как выглядит моя реальная жизнь по сравнению с правами, записанными в Конвенции?"
 § 48. Защита прав человека
 Цель урока: познакомить учащихся с конкретными нормами, которые должен знать каждый человек для защиты своего нарушенного права. На первый план выходит задача практического применения полученных знаний.
 Изучение данной темы можно построить как поиск ответа на следующие вопросы (лучше записать на доске):
 1. От кого надо защищать права человека?
 2. Какие правовые нормы важно знать человеку, защищая свои права и интересы?
 3. Куда следует обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов?
 Поиск ответа на первый вопрос успешно проходит в группах. В ходе обсуждения учащиеся выделяют две группы "нарушителей": рядовые граждане и должностные лица.
 Наиболее важным в осмыслении темы урока является второй вопрос. Для ответа на него учащимся необходимо познакомиться с текстом учебника, где подробно изложены основные правовые нормы, гарантирующие защиту прав человека. При таком варианте целесообразно предложить учащимся выполнить следующее задание:
 1. Внимательно прочитайте текст § 48 (пункты "Конституционные гарантии" и "Право граждан на судебную защиту").
 2. Назовите документы, которые обеспечивают защиту прав человека.
 3. Найдите в тексте правовые нормы или принципы, которые важно знать, защищая свои права и интересы.
 4. Постарайтесь передать основной смысл прочитанного своими словами и запишите основные положения в виде тезисного плана.
 5. Возможно, что не все в данном тексте вам показалось бесспорным. Выделите те положения, с которыми вы не в полной мере согласны и по каким из них вы могли бы поспорить.
 6. Постарайтесь сформулировать по данному тексту не менее трех вопросов (о чем вам хотелось бы узнать подробнее). Вопросы не должны выходить за рамки текста.
 Далее следует предложить двум-трем ученикам зачитать свои тезисы, обсудить их, всем внести необходимые уточнения в записи. Приводим возможный вариант тезисного плана:
 1. Каждый человек может, имеет право обратиться в суд за защитой своих прав.
 2. Никто не имеет права обращаться с человеком как с преступником, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда.
 3. Обвиняемый не обязан доказывать свою вину.
 4. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
 5. Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.
 6. Человек имеет право на обжалование решения или приговора суда.
 7. Каждый может получить профессиональную юридическую помощь (в ряде случаев бесплатно).
 Затем следует перейти к обсуждению тех сомнений или вопросов, которые могли возникнуть у учащихся при прочтении текста учебника. Как правило, учеников интересуют вопросы, связанные с практикой защиты прав. Поэтому здесь уместен небольшой практикум.
 Предложите учащимся несколько ситуаций для обсуждения. Например:
 Гражданин Петров обратился с жалобой в суд по месту жительства. В заявлении он написал, что находился в гостях у друга, отмечали день рождения. Было жарко, вышли в сквер, выпили на свежем воздухе. А тут, как назло, милиционер. Он взял да и выписал штраф. Неужели нельзя на улице отдохнуть? В суде отказались принять жалобу и разъяснили, что Петров должен обращаться в суд по месту нахождения органа, наложившего штраф (приятель его жил в другом районе).
 Вопрос: были ли в данной ситуации нарушены права Петрова?
 По ходу обсуждения важно обратить внимание, что человек имеет право на защиту действительно нарушенного права. В данном случае нарушения не было. И суд вправе был отказать. Но отказ был неверно мотивирован. Гражданин имеет право подать заявление в суд по своему выбору - или по месту своего жительства, или по месту нахождения органа, на который жалуется.
 В заключительной части урока учитель знакомит с органами власти, в которые следует обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов.
 Помимо судов общей юрисдикции с жалобой гражданин может обращаться в Конституционный суд РФ с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении его. Обращаться можно также в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав могут опротестовать незаконные действия должностных лиц (например, в случае нарушения сроков содержания под стражей). Если человек не согласен с решением, принятым по его жалобе, он вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека РФ. Несовершеннолетние за защитой своих прав могут обращаться в органы опеки и попечительства при органах местного самоуправления.
 Для защиты своих прав граждане могут вступать в общественные профсоюзные объединения, движения, участвовать в митингах, шествиях и демонстрациях, пикетировании, собирать подписи для проведения референдума и даже прибегать к такому средству, как забастовка.
 В случае, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, человек вправе обратиться в международные организации.
 В качестве домашнего задания можно предложить написать жалобу по любому поводу, но по всем правилам.
 Ответы на вопросы и задания к § 48 учебника
 5. Многие положения второй главы Конституции РФ можно рассматривать как гарантии против возможной судебной ошибки, и прежде всего принцип презумпции невиновности (ст. 49) и, в частности, положение о том, что неустранимые сомнения в виноватости лица толкуются в его пользу.
 6. Обратиться в суд за защитой нарушенного права следует в случае, если гражданину не выдают права потому, что он цыган. В данном случае имеет место дискриминация прав по национальному признаку.
 7. В случае если человеку продали некачественный товар и не обменивают его на другой, следует:
 а) сообщить продавцу о вашем намерении обратиться в суд, ссылаясь на Закон о защите прав потребителей. Возможно, это изменит его поведение;
 б) внимательно познакомиться с Законом о защите прав потребителей;
 в) обратиться в суд с исковым заявлением.
 § 49. Семья и право
 Цель урока: сформировать у школьников общее представление о браке и семье, правах и обязанностях супругов, родителей и детей.
 Начать урок можно с выяснения, что такое семья. С помощью пиктограммы учитель изображает на доске состав семьи, организует обсуждение вопроса о том, что семья дает человеку и что дает обществу. В данном случае важно использовать представления и личный опыт учащихся.
 Следующий этап урока связан с объяснением конституционного положения о том, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства. Почему в столь деликатную сферу, как семья, вмешивается государство? Что значит защита государства? Кто именно нуждается в защите? Какие законы напрямую касаются семьи?
 Первое положение, которое в данном контексте нуждается в пояснении,- с чего начинается семья? Согласно закону семья начинается с брака, т. е. с государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Здесь уместен рассказ учителя о Семейном кодексе - главном законе, регулирующем брачно-семейные отношения, о процедуре заключения брака, об условиях вступления в брак, а также об обстоятельствах, препятствующих его заключению. Учащимся будет интересно познакомиться непосредственно с текстом Семейного кодекса или с распечатками его отдельных статей.
 Следующая смысловая единица урока связана с выяснением правовых последствий вступления в брак. Их довольно много. Внимание учащихся стоит обратить на три группы вопросов:
 1. Какие права и обязанности возникают между супругами относительно друг друга?
 2. Какие права и обязанности возникают у супругов как родителей по отношению к детям?
 3. Какие права и обязанности возникают у детей по отношению к родителям?
 По первой группе вопросов следует пояснить, что закон различает личные и имущественные права и обязанности супругов. Наиболее продуктивной формой работы в данном случае будет организация групповой проектной работы. Каждая группа получает самостоятельное задание по тексту учебника и Семейного кодекса, а также необходимые для работы бумагу и фломастеры. В задачу каждой из них входит представление в наглядной форме "проекта" по одному вопросу.
 Задание для 1-й группы:
 1. Внимательно прочитайте:
 а) текст учебника (пункт "Правовые основы семейной жизни");
 б) статьи 31 и 32 Семейного кодекса.
 2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов.
 3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).
 Задание для 2-й группы:
 1. Внимательно прочитайте: а) текст учебника (пункт "Правовые основы семейной жизни");
 б) статьи 33-35 Семейного кодекса.
 2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества.
 3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).
 Задание для 3-й группы:
 1. Внимательно прочитайте:
 а) текст учебника (пункт "Правовые основы семейной жизни");
 б) статьи 36, 37 Семейного кодекса.
 2. Подготовьте объяснение, какие права и обязанности имеют супруги в отношении личного имущества.
 3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).
 Задание для 4-й группы:
 1. Внимательно прочитайте:
 а) текст учебника (подпараграф "Правовые основы семейной жизни");
 б) статьи 40-42 Семейного кодекса.
 2. Подготовьте объяснение, что такое брачный договор супругов и каковы права и обязанности супругов в отношении своего имущества.
 3. Представьте свое объяснение в наглядной форме (рисунок, таблица, схема).
 При обсуждении личных прав и обязанностей важно обратить внимание на то, что в их реализации муж и жена равноправны. Среди личных прав заслуживает внимания возможность принятия любым из супругов двойной фамилии, выбора места жительства, профессии, рода занятий, а также участия в воспитании своих детей. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить свои отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, заботиться о благополучии семьи, развитии своих детей.
 При обсуждении имущественных прав важным моментом является такая новация Семейного кодекса, как договорный режим имущества супругов.
 По мере представления проектов идет заполнение схемы:
  Вопрос о том, какие взаимные права и обязанности возникают у родителей и детей, целесообразно раскрыть с помощью лекции. По ходу ее ученикам можно предложить записать краткие тезисы в таблицу, а завершить ее заполнение дома, используя те знания, которые были получены при изучении темы "Права ребенка".
 Родители Дети Права Обязанности Права Обязанности Важно убедить учеников в том, что права и обязанности родителей и детей неотделимы. Права детей - это одновременно и соответствующие обязанности родителей. Права родителей не могут противоречить интересам детей. И всякий раз, когда интересы детей нарушаются, закон встает на их защиту, предусматривая ответственность родителей.
 Ответы на вопросы и задания к § 49 учебника
 5. Браки между лицами, из которых одно уже состоит в другом зарегистрированном браке, не допускаются на том основании, что в России, в отличие от ряда других государств (например, Ирана, Ирака), законным признается единобрачие. Запрет на браки между близкими родственниками, полнородными и неполнородными братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными, а также лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства, обусловлен нравственными нормами и неблагоприятными медицинскими последствиями.
 7. Требования Елены о разделе имущества при разводе правомерны, поскольку в данной ситуации действует законный режим имущества супругов: оно признается совместной собственностью и подлежит разделу в равных долях. Николаю можно было избежать такой конфликтной ситуации, если бы в отношении имущества цеха во время брака был заключен брачный договор.
 § 50. Труд и право
 Цель урока: а) дать учащимся общее представление о правовых нормах, регулирующих и охраняющих труд людей; б) познакомить их с порядком приема на работу и прекращением трудового договора, особенностями труда несовершеннолетних.
 На данном уроке можно использовать прием "юридическая консультация". Начните урок с того, что предложите учащимся обдумать и задать любой вопрос, относящийся к теме урока. Затем опросите учащихся. Договоритесь не повторять прозвучавшие вопросы. Запишите вопросы на доске и дайте на них ответы. К роли юристов-консультантов можно также подключить группу учащихся, но в этом случае им следует дать опережающее задание: прочитать текст параграфа учебника и некоторые статьи из трудового кодекса, а также проверить, как они подготовились.
 Прежде всего необходимо определить, с какими вопросами можно обращаться к юристу, а с какими - нет. Юрист может дать консультацию только по тем вопросам, которые регулируются трудовым правом, т. е. по вопросам, связанным с работой, занятостью, а не с трудом вообще. Разобраться в этом поможет обращение к житейским представлениям учащихся о труде. Предложите им сначала привести примеры, иллюстрирующие слова "труд" и "работа", а затем определить, в чем разница между индивидуальным трудом дома, на огороде и работой на заводе. Нормы права регулируют не любой труд, а лишь труд наемных работников.
 При помощи простой схемы можно показать участников трудовых правоотношений, объяснить, что означает каждое понятие:
  Основная группа вопросов учащихся касается, как правило, конкретных шагов по трудоустройству, и в первую очередь тех трудовых прав, которые имеют несовершеннолетние. В этой связи следует пояснить смысл и значение трудового договора как основания возникновения правовых отношений между работником и работодателем. Целесообразно не просто познакомить учащихся со статьей 15 КЗоТ РФ, но и продемонстрировать образец трудового договора. На примере этого документа (хорошо, если он есть на каждой парте) будет легче объяснить его значение, обязательность письменной формы, содержание обязательных и дополнительных условий договора.
 Дополнительная информация
 В случае, когда работник приступил к работе по устному распоряжению администрации, т.е. фактически допущен к работе, а трудовой договор письменно не был оформлен, работник считается принятым на работу, он уже находится под защитой норм КЗоТ.
 С несовершеннолетними также заключаются трудовые договоры, но в отличие от взрослых круг их прав шире.
 Ответ на вопрос о трудовых правах и льготах несовершеннолетних дает учебник. Учащимся предлагается прочитать соответствующий пункт учебника, найти четыре группы трудовых льгот для несовершеннолетних и записать ответы в виде схемы:
  Если после прочтения текста остаются вопросы, то консультанты (учитель или ученики) дают на них ответы.
 В перечне вопросов, поставленных учащимися в начале урока, есть, как правило, касающиеся порядка увольнения. Основания прекращения трудового договора наиболее сложная для восприятия учащимися часть темы. С учетом этого целесообразно предусмотреть разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с различными причинами расторжения трудового договора.
 Приведем один из примеров.
 По устному распоряжению директора ООО Таня приступила к работе продавцом. Через десять дней директор сообщил ей, что она больше не работает, так как он недоволен ее работой. Трудовой договор с Таней заключен не был, поэтому директор считает, что может не соблюдать никакие правила при ее увольнении.
 Вопросы: прав ли директор? Куда должна обратиться Таня, если будет уволена?
 По ходу рассмотрения ситуации вводятся понятия: "трудовой договор", "расторжение трудового договора по инициативе работника или по инициативе администрации"; объясняются причины и порядок его расторжения. Можно предложить учащимся придумать свои примеры различных оснований прекращения трудового договора (такое задание можно дать и в качестве домашнего, причем лучше, если ученики будут его выполнять совместно с родителями).
 В завершающей части урока целесообразно организовать практикум. Предложите учащимся решить несколько учебных задач, что позволит им увидеть практическую значимость усвоенного учебного материала.
 Ответы на вопросы и задания к § 50 учебника
 6. Действия администрации в отношении Николая незаконны. Как несовершеннолетний, он вправе в первый год работы получить отпуск в любое удобное для него время, не дожидаясь истечения одиннадцати месяцев непрерывной работы.
 7. Из всех описанных ситуаций нормы трудового права действуют только в первом случае - Андрей работает слесарем в домоуправлении. Индивидуальная трудовая деятельность Игоря, который имеет собственную фотостудию, деятельность свободного художника Сергея, а также труд Лены-домработницы регулируются нормами гражданского права. Нормы трудового права не распространяются и на военнослужащих.
 § 51. Административный проступок
 Цель урока: раскрыть основы административного права, сделав акцент на необходимости не допускать административных проступков. Форма урока - фронтальная беседа.
 Первая часть беседы посвящена вопросам управления, вторая - административным правонарушениям (проступкам).
 В начале объяснения можно познакомить учащихся с высказыванием экономиста М. Алексеева: "Мы созрели для построения новой системы управления. Россия уже использовала имперскую, командную и бюрократическую системы управления. Каждая из этих систем некоторое время строилась, работала и, когда надо, рушилась".
 Вопрос: в какие периоды истории России господствовали перечисленные системы?
 Далее учитель говорит, что ныне в России создается рыночная система управления. Рыночные экономические отношения существовали и до 1917 г., однако экономика тесно связана с системой власти, государственного управления, поэтому тогдашняя авторитарная власть была для рыночной экономики не очень удобной. Нынешняя система управления, называя себя демократической, также имеет ощутимые черты авторитаризма, мешающие ей самой (и, естественно, экономике) стать рыночной.

<< Пред.           стр. 4 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу