<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

 Вариант 1. Деловая игра "Акционеры"
 Форма игры: первое собрание будущих акционеров.
 Условия: у них есть средства, но нет конкретного решения, что производить - товары или услуги (какие товары и какие услуги).
 Искомый результат - попытаться определить:
 - вид предприятия;
 - род деятельности;
 - условия выхода из "дела" (с компенсацией или без);
 - объект спонсорской помощи (детский дом, дом для престарелых, библиотека, музей и т. д.);
 - размер спонсорской помощи (процент от прибыли).
 Вариант 2. Разделение класса на группы и поручение каждой группе обсудить свою тему
 Возможные темы для обсуждения
 1. Преимущества и недостатки частных и унитарных предприятий. (Этот вопрос изложен в материалах § 27 учебника.) Что же касается унитарных предприятий, то основной недостаток большинства из них - меньшая эффективность работы, проистекающая в основном от того, что на них работают люди, не имеющие никакого отношения к собственности. Преимущества же их в том, что они меньше рискуют обанкротиться, поскольку разумное государство свою собственность, как правило, стремится сохранить и преумножить, и у нормального государства есть для этого достаточно возможностей.
 2. Почему сегодня невыгодно быть акционером больших акционерных обществ (бывших государственных заводов, фабрик, угольных шахт и т. д.)?
 Именно сегодня, поскольку пока еще в массе своей акционируются предприятия с устаревшим оборудованием, их продукция не выдерживает конкуренции с продукцией иностранных фирм, поэтому эти предприятия, как правило, убыточны.
 3. Есть ли перспективы у унитарных предприятий в условиях рыночной экономики? Несомненно, есть. Во-первых, ими были и останутся - на государственном уровне - оборонные заводы, телеграфы, на местном уровне - предприятия газо-, водо- и теплоснабжения и др. Эти предприятия всегда будут пользоваться финансовой и иной поддержкой официальных собственников. Во-вторых, достаточно большое количество унитарных предприятий обладает современными технологическими возможностями и по эффективности работы мало чем уступает современным частным предприятиям.
 Ответы на вопросы и задания к § 27 учебника
 8. Скорее всего, больше дохода предпринимателю могут со временем принести коллективные (корпоративные) предприятия, потому что они крупнее, их доход стабильнее, меньше риска разориться и т. д.
 9. Доходы товарищества и общества делятся между их членами не поровну, а в соответствии с вкладом каждого в капитал фирмы потому, что так определено в законе и записано в уставе. Смысл этого - в противоестественности уравниловки в распределении доходов для нормального хозяйства.
 10. Общество отличается от товарищества тем, что распространяет акции.
 11. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество, называется унитарным предприятием.
 § 28. Бюджет и налоги
 Цель урока: а) раскрыть сущность и роль налогов в жизни общества; б) охарактеризовать их основные виды.
 Урок проводится в форме выступлений заранее намеченных учащихся по дополнительным (к основному материалу) темам.
 Темы выступлений
 1. Субъекты и объекты налоговых правоотношений.
 Налоговое право выделяет субъеы и объеы налоговых правоотношений.
 Субъектами (участниками) налоговых правоотношений являются налогоплательщики, государственные налоговые инспекции, налоговые агенты, органы Государственного таможенного комитета РФ. Все они имеют соответствующие права и обязанности.
 Объекты налоговых правоотношений - движимое (ценные бумаги, деньги) и недвижимое (земельные участки, здания, сооружения, воздушные и морские суда и т. д.) имущество. Иначе эти виды имущества называются материальными благами. Объектами налоговых правоотношений являются также действия с имуществом: операции по реализации товаров, работ, услуг, по ввозу и вывозу товаров и т. д.
 2. Виды налогов.
 Нынешние налоги (в том числе и налоги в России) делятся на:
 прямые и косвенные;
 федеральные, региональные и местные;
 налоги с физических и юридических лиц.
 Уместно подробнее рассмотреть прямые и косвенные налоги.
 К прямым налогам относятся подоходные (налоги на доход) и поимущественные (налоги на имущество), а к косвенным - налоги на обращение и потребление. Плательщиком прямого налога является владелец собственности и получатель дохода; плательщиком косвенного налога оказывается потребитель товара, на которого перекладывается налог через прибавку к цене.
 В случае обложения прямыми налогами успех зависит от способности граждан и предприятия вносить те или иные назначенные платежи - в соответствии с размерами доходов, наличествующего имущества и т. д. Этот способ налогообложения всегда был связан с насильственными мерами (принуждением, штрафами, судебными преследованиями и пр.). Прямые налоги граждане платят очень неохотно, ведь они представляют собой непосредственные вычеты из того, что они могли бы, не будь налогов, считать своим достоянием. Отсюда и множественные нарушения налогового законодательства - вплоть до уголовных преступлений.
 Иное дело косвенные налоги. В этом случае деньги в казну изымаются у населения путем обложения налогом производителей товаров и торговцев. Этот налог включается в цену производимой и продаваемой продукции, и таким образом налоговое бремя несут те, кто покупает данные товары. При косвенном налогообложении величина платежа государству скрыта от глаз налогоплательщика, поэтому государство подчас увеличивает именно эти налоги, попутно демонстративно снижая на несколько процентов прямые налоги. И население легко поддается на такие трюки финансистов, которые склонны затыкать бюджетные бреши, залезая в карманы рядовых граждан.
 Прямые налоги зависят от личной работоспособности граждан и ориентируются на нее. Косвенные же ориентируются на вещи, а не на лица. Они взимаются с производителей, торговцев, владельцев транспорта и в конце концов уплачиваются гражданами, покупающими товар или пользующимися услугами. Эти налоги менее справедливы, чем прямые, потому что бедные и богатые платят одинаковую сумму такого налога - разумеется, в том случае, если у бедных вообще есть возможность покупать обложенные косвенным налогом товары. Незаметность, "мягкость" косвенных налогов приводит к тому, что во многих современных государствах эти люди находятся в привилегированном положении.
 В заключение урока учитель может остановиться на проблеме, которая состоит в том, что налогоплательщики практически лишены возможности хоть какого-то контроля за расходованием государством средств, собранных с помощью налогов. Существует лишь косвенная (через депутатов представительных органов власти) возможность повлиять на направленность бюджетных расходов при обсуждении и принятии годового бюджета. Но у нас по традиции слаба дисциплина расходования бюджетных средств. Как правило, за каждым нарушением бюджетных расходов тайно или явно просматриваются интересы влиятельных коррумпированных групп, хотя внешне все обстоит так, словно чрезмерные и незапланированные траты эти вызваны лишь высшими интересами государства.
 Тем не менее логика демократического развития страны должна привести к максимально полному контролю общества за расходованием бюджетных средств (а следовательно, за деятельностью государства в целом). Когда это произойдет, у тех, кто склонен объяснять свое нежелание платить налоги "непредсказуемостью" внутренней и внешней политики страны, исчезнут основания для уклонения от исполнения одной из важнейших конституционных обязанностей.
 Ответы на вопросы и задания к § 28 учебника
 7. Писатель не прав, потому что считает, что законы могут иметь исключения для отдельных лиц. Его мнение резко противоречит принципу законности.
 8. В. Маяковский в 20-х годах платил через фининспекторов налоги так же, как любой человек, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью,- портной, сапожник, парикмахер и т. д. Поэтому в воображаемом разговоре с фининспектором он доказывает, что поэтическая деятельность качественно отличается от всякой другой (намекая, что не следует с поэтов брать налоги).
 9. В условиях абсолютного господства государственной собственности налоги не являются важнейшим способом пополнения бюджета, потому что основной собственник в стране - государство берет себе из общегосударственного дохода столько средств, сколько ему необходимо.
 § 29. Потребитель имеет право
 Цель урока: разъяснить учащимся права потребителей, законные способы их защиты.
 Урок проходит в форме беседы с элементами выступлений учащихся по соответствующим уточняющим вопросам.
 Учитель поясняет, что в России существуют Основы законодательства о защите прав потребителей. К настоящему времени приняты: Гражданский кодекс, Закон о сертификации, Закон о рекламе, Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Большую роль играет Закон РФ о защите прав потребителей.
 Учащимся можно задать вопрос: почему есть специальный закон, защищающий интересы потребителей, и нет закона, защищающего права исполнителей, изготовителей, продавцов? Корректируя ответы, учитель подводит учащихся к выводу: потребитель почти всегда одинок и непрофессионален. На рынке ему противостоят организации, в которых работают юристы, эксперты, товароведы, специалисты по рекламе. Рынок создает ситуацию неравных возможностей, с одной стороны, потребителей и, с другой - изготовителей, продавцов.
 Чтобы улучшить ситуацию в этой области, в большинстве стран мира государство берет на себя обязанность отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства. В России тоже принят Закон о защите прав потребителей. По сравнению с аналогичными законами других стран наш закон более суров, он возлагает на продавцов и исполнителей значительную меру ответственности. В настоящее время это оправданно: ведь если в других странах отношения между потребителем и продавцом регулируются и этическими нормами, и традициями, и обычаями, то у нас пока нет таких традиций. Приходится компенсировать их отсутствие суровостью закона.
 Учащимся полезно напомнить об особенностях отношений между гражданами как продавцами и потребителями. На частное лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, закон возлагает те же обязательства, что и на организацию. А вот на отношения граждан между собой потребительское законодательство не распространяется. Об этом нужно помнить, покупая товары на мелких самодеятельных рынках. Если вы приобретаете что-либо у случайного прохожего или соседки, то на ваши отношения не распространяется действие закона.
 В процессе беседы учащиеся готовят ответы на вопросы и в заключительной части урока выступают с краткими сообщениями.
 Темы для сообщений
 1. Покупатель всегда прав: что это значит?
 В этой поговорке, родившейся в странах с давними торговыми традициями, выражен идеал цивилизованного потребительства, когда считается, что с покупателем, что бы он ни говорил, спорить не следует, ибо это в конечном счете невыгодно.
 2. Культура общества и культура потребления.
 Связь между ними прямая. В каждом обществе есть более культурные и менее культурные слои. Поэтому и культура потребления в любом обществе дифференцированная. Высокая культура потребления свойственна людям, обладающим высокой нравственностью, профессиональной, духовной культурой. Она характеризуется самоограничением, нетребовательностью, высоким вкусом и т. д.
 Ответы на вопросы и задания к § 29 учебника
 6. Прав Сергей В., а мастер не прав, поскольку не выполнил условий договора и, следовательно, не может требовать оплаты услуги.
 7. Оплатить ремонт радиотелефона должен магазин, поскольку в инструкции по эксплуатации не было предупреждения об опасности пользования им в условиях повышенной влажности.
 8. Продавец не прав, поскольку покупатель может вернуть в магазин не подошедший ему товар.
 9. До 2000 г. продавец был бы прав, поскольку покупатель не сохранил чек, но недавно в Закон о защите прав потребителей были внесены изменения, в соответствии с которыми при возврате вещи продавцу можно, помимо чека, представлять и другие доказательства, что покупка приобретена у него. Павел мог бы, например, представить свидетелей своей покупки.
 10. Действия Павловой неправомерны, поскольку по закону она обязана продавать продукты любому, кто согласен заплатить за них необходимую цену. Отказ продать хлеб Воскобойникову является явным нарушением его прав как потребителя.
 § 30. Труд, работа, занятость
 Цель урока: а) показать экономический и социальный аспекты понятия "труд" как существенного фактора развития производства и благополучия личности; б) привлечь внимание учащихся к негативным последствиям потери человеком работы.
 Начать урок можно с выяснения тех аспектов, в которых можно рассматривать понятие "труд". Предложите учащимся изложить свое понимание каждого из этих аспектов и проиллюстрировать примерами. Могут быть названы экономический, исторический, психологический, социальный, иные аспекты. Если необходимо, учитель делает дополнительные пояснения.
 Далее внимание учащихся привлекается к экономическому аспекту понятия "труд", т. е. эффективности, производительности труда, его влиянию на уровень экономического развития общества. На этом этапе урока целесообразно организовать групповую работу. Разбейте учеников на 4-5 групп, предложите им прочитать подпараграф "Труд с точки зрения экономики" § 30 учебника и подготовить ответы на следующие вопросы:
 1. Что такое производительность, интенсивность и эффективность труда?
 2. В какой связи находятся понятия "свободный труд" и "экономическое благополучие общества"?
 3. Чем можно объяснить следующие данные: Россия занимает 1-е место в мире по доле национального богатства на каждого гражданина и находится на восьмом месте по уровню доходов на душу населения.
 Заслушав мнения групп, можно сделать заключение: труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление окружающей природной среды. Эта деятельность имеет три составляющих: собственно труд (живой труд, рабочая сила), предметы труда и средства труда (средства производства). Значение труда в истории давно постигнуто человечеством. Недаром говорят: труд - отец богатства. Решающую роль в становлении и развитии человеческого сообщества сыграла производительность труда, но ее определяющая роль сохраняется и на современном этапе. Только на первый план выходит вопрос о характере труда, степени его свободы, от которой зависит его эффективность и как следствие - экономическое благополучие общества. Экономические успехи государства находятся в прямой зависимости от доминирующего характера труда. Свободный труд создает объективные условия для роста национального богатства и доходов граждан. Вместе с тем этот процесс не так безоблачен, как может показаться на первый взгляд. И потому логично перейти к следующему аспекту понятия "труд".
 Следующий аспект труда, рассматриваемый на данном уроке,- социальный. Он раскрывается через такие вопросы, как трудоустройство, гарантии трудовых прав работников, защита работников в процессе трудовой деятельности, занятость, помощь безработным гражданам. Здесь уместна лекция, по ходу которой ученикам можно предложить составить тезисный план.
 Предлагаем следующий план изложения.
 Начните с общих сведений о трудовых правоотношениях. Труд - это процесс взаимодействия с природой, но не только. Это также отношения между людьми в процессе труда, обмен результатами труда, т. е. трудовые отношения. Расскажите о возрасте и необходимых документах для приема на работу, об основных принципах трудовых правоотношений.
 В соответствии с действующим трудовым законодательством по общему правилу трудовую деятельность можно начать с 15 лет. При этом запрещается: 1) необоснованный отказ в приеме на работу; 2) какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав при приеме на работу в зависимости от пола, национальности или другого основания, не связанного с деловыми качествами работника. Российская конституция закрепила новый принцип трудовых правоотношений. В ней сказано, что труд свободен. Это означает, в частности, что работник свободен, он сам решает, работать ему или нет, на какие условия труда и его оплаты соглашаться и т. д. Государство гарантирует работникам лишь возможность свободно выбирать род занятий, помогает в подборе подходящей работы, обучении новым профессиям.
 Затем перейдите к освещению проблемы безработицы. В условиях провозглашенного принципа свободы труда обострилась проблема занятости: далеко не все работники в состоянии найти себе постоянную работу. Занятость - это трудовая деятельность по найму (трудовому договору), приносящая регулярный доход. Свободный труд, предпринимательство и рыночная экономика привели к возникновению особой категории граждан - безработных. Безработица настолько деликатная проблема, что представить ее идеальное решение очень трудно. Здесь сталкиваются две противоположные задачи: с одной стороны, нужно защитить интересы работника, с другой - дать возможность предпринимателю свободно решать хозяйственные вопросы, в том числе вопросы найма и увольнения работников.
 Далее предложите учащимся подумать над вопросом: какие проблемы порождает безработица? После обсуждения дайте задание проранжировать сначала по степени опасности для общества, а затем по степени опасности для личности следующие последствия безработицы:
 замедление темпов роста производства;
 большие расходы из бюджета на поддержку безработных;
 понижение покупательской способности у большого числа граждан;
 снижение уровня жизни у значительной части семей;
 потеря высококвалифицированных кадров;
 рост семейных конфликтов из-за низких доходов семьи;
 потеря квалификации работником.
 В заключение познакомьте учащихся с правовыми нормами, касающимися безработных. Функции содействия занятости и трудоустройству выполняет в России специальная федеральная служба - Государственная служба занятости. Безработным признается только трудоспособный человек не моложе 16 лет, если он не имеет работы, заработка или дохода (например, пенсии) и проживает на территории России не менее шести месяцев; для признания безработным необходимо обратиться в орган службы занятости с заявлением. Предложите учащимся прочитать помещенную в учебнике памятку, которую выдают службы занятости каждому безработному гражданину, и задать по ее тексту интересующие их вопросы.
 
 9 КЛАСС
 ГЛАВА 4. ПОЛИТИКА
 § 31. Политика
 Цель урока: а) раскрыть сущность политики; б) показать социальные сферы, втянутые в политическую жизнь, а также их роль в политике; в) раскрыть значение политической культуры в демократическом обществе; г) способствовать осознанию необходимости участия в политической жизни общества.
 На изучение этой темы следует запланировать 2 ч.
 Тема данного урока является чрезвычайно актуальной и, как показывает опыт, достаточно интересной для школьников. Но в то же время эта тема достаточно сложна и требует от учителя определенной систематизации учебного материала. Поэтому желательно использовать ряд методических приемов: лекция с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником, составление схем и обсуждение итогов интеллектуальной деятельности групп в классе.
 Думается, что наиболее целесообразной формой работы учащихся будет групповая.
 Начать объяснение нового материала можно с определения понятия "политика", данного Максом Вебером. Учитель записывает определение на доске, а школьники - в тетради: "Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей..." Обратив внимание школьников на то, что центральным звеном политики является власть, можно задать вопрос: как вы думаете, почему власть является таким лакомым куском? На подготовку ответа не следует отводить более 2-3 мин (как показывает опыт, школьники довольно четко воспроизводят знания, полученные в 8 классе в темах "Социальные конфликты" и "Общество граждан").
 После восстановления знаний о значении власти в жизни общества целесообразно перейти к самому понятию "власть". Желательно записать на доске вывод, полученный в результате обсуждения ответа на поставленный выше вопрос: близость к власти дает человеку определенные преимущества, позволяет: а) получать необходимую информацию и делать то, что требуется, хотя бы на один шаг быстрее; б) принимать участие в распределении общественного богатства; г) влиять на принятие нужных решений; д) влиять на распределение ресурсов.
 Разобрав вместе с классом причины привлекательности власти, учитель переходит к разбору понятия "политическая власть". С целью активизации интеллектуальной деятельности школьников учитель ставит следующие вопросы: какие механизмы власти позволяют использовать названные преимущества? Всегда ли власть опиралась на эти механизмы? Когда появилась политическая власть? Далее учащимся предлагается по ходу объяснения выписать (желательно на черновик) специфические черты общинной и политической власти.
 Закончив объяснение, учитель предлагает учащимся обсудить в группах сделанные ими записи. Результаты обсуждения каждая группа представляет в виде таблицы, которая после редактирования должна принять примерно такой вид:
 Общинная власть Политическая власть а) существовала тогда, когда между членами общины не возникало противоречий, поскольку они были объединены общими целями;
 б) не являлась привилегией особой группы людей, не давала им каких-либо особых преимуществ;
 в) основывается на силе авторитета;
 
 г) механизм влияния: общинная мораль, традиции;
 
 д) опора на общинный коллектив а) появилась при возникновении между отдельными людьми и группами людей несовпадающих, подчас прямо противоположных интересов;
 б) дает значительные преимущества людям, приближенным к ней;
 в) механизмы влияния: законы, финансы, информация, идеология, силовые структуры;
 г) власть является причиной конкурентной борьбы между различными социальными группами, партиями, личностями Окончив данную работу, учитель предлагает школьникам попытаться сделать вывод о том, что является сущностью политической власти (вывод также записывается на черновике). В данном случае учитель не проводит обсуждения, а продолжает объяснение нового материала.
 Поскольку на слух воспринимать функции политики достаточно сложно, целесообразно заранее заготовить схему, которую можно вывесить на время объяснения, комментируя каждую функцию. Учащиеся вслед за объяснением учителя воспроизводят означенную схему в тетради1 .
  Окончив объяснение этой части учебного материала, учитель предлагает обсудить предположения школьников о сущности политической власти (при этом необходимо напомнить, чтобы они следили за высказанными мнениями и не повторяли то, что уже было сказано). Заслушав мнения школьников и записав некоторые из них на доске, учитель, постоянно обращаясь к классу, постарается отредактировать высказанные предположения, чтобы в итоге получилась следующая запись: "Политическая власть призвана обеспечить мир и стабильность для достижения значимых для граждан целей, обеспечивающих общественный прогресс".
 Далее учитель предлагает школьникам самостоятельно прочитать подпараграф "Политическая система" и изобразить политическую систему в виде схемы, которую впоследствии можно обсудить в группах, а затем в классе.
  Затем учитель может предложить каждой из групп раскрыть один из элементов политической системы. Если осталось время, то в конце урока разбирается понятие "политическая культура". При отсутствии времени задание дается на дом.
 Перед тем как школьники прочитают последний подпараграф "Политическая культура", можно предложить им написать свое мнение по поводу высказывания американского писателя Генри Джорджа: "В действительности совсем не короли или аристократы, не землевладельцы или капиталисты порабощают повсюду народ, а его невежество". Согласны ли учащиеся с этим мнением? Если да, то чем можно объяснить такое положение? На размышление - не более 5 мин.
 Завершив свои рассуждения, ученики обмениваются результатами размышлений в группе, определяют общие позиции по этому вопросу, а затем соотносят свою позицию с текстом подпараграфа.
 Заканчивается урок тем, что, работая в группах, школьники отвечают на вопрос: какова роль политической культуры в обществе?
 § 32. Государство
 Цель урока: а) раскрыть признаки государства; б) способствовать пониманию роли государства в жизни общества.
 Наиболее адекватной формой урока будет групповая работа.
 На уроках истории школьники знакомились с признаками государства. Однако, как показывает опыт, они нередко путаются и вместо признаков называют государственные должности и институты.
 В начале урока учитель предлагает школьникам ответить на вопрос: каково назначение государства? На выполнение задания отводится не более 3 мин. Сначала каждый ученик выполняет задание самостоятельно, затем результаты индивидуальных усилий обсуждаются в группах, а мнение группы представляется классу и записывается на доске (обсуждение не проводится). По завершении этой части работы учитель предлагает учащимся прочитать три подпараграфа: "Договорная теория происхождения государства", "Теория насилия", "Экономическая теория возникновения государства" - и попытаться скорректировать свое мнение на основе нового знания (напомните школьникам, что они могут воспользоваться знаниями, полученными при изучении темы "Политика"). На работу следует отвести не более 10 мин. После обсуждения ответа в группах учащиеся вносят соответствующие правки в первичное представление, записанное на доске.
 Затем учитель организует обсуждение, в процессе которого уточняются и редактируются записи, сделанные на доске. В окончательном варианте запись на доске должна выглядеть следующим образом: "Государство необходимо для:
 а) создания и поддержания стабильности в обществе;
 б) формулирования целей общественного развития, призванных мобилизовать усилия граждан и обеспечить гражданский мир;
 в) защиты прав и свобод граждан".
 При переходе ко второй части урока учитель записывает на доске определение2: "Государство - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения".
 Следующий этап - выявление признаков государства. Сначала необходимо напомнить школьникам, что появление государства было вызвано объективными обстоятельствами, потребовавшими создания каких-то новых инструментов для управления обществом, в котором выявились индивиды и социальные группы с различными интересами. Затем учитель обращает внимание школьников на определение понятия "государство" и просит определить сущностные, с их точки зрения, элементы государства, присутствующие в этом определении.
 В ходе обсуждения выписываются следующие элементы государства: а) организация публичной власти; б) наличие органов и методов принуждения.
 Затем начинается поэтапный разбор названных элементов в процессе беседы по вопросам:
 I. Организация публичной власти:
 1. Что такое публичная власть?
 2. Какие органы публичной власти вы знаете?
 3. Как формируются органы публичной власти?
 4. Какие задачи призвана выполнять публичная власть?
 II. Наличие органов и методов принуждения:
 5. Как еще называются органы принуждения? (Силовые структуры, правоохранительные органы.)
 6. Какие задачи они призваны выполнять?
 7. Какие существуют методы и средства принуждения? (Законы, суд, различные виды наказания.)
 8. В каких целях и кто использует аппарат принуждения?
 а) В диктаторских государствах, чтобы держать все общество в повиновении в интересах небольшой группы людей. В этом случае аппарат принуждения называют карательными органами.
 б) Для целей защиты прав и интересов большинства членов общества. Во втором случае аппарат принуждения еще называют правоохранительными органами.
 Затем обращается внимание учащихся на то, что в определении, написанном на доске, названы не все признаки государства. Для экономии времени учитель может назвать их сам (территория и валюта) и пояснить. Как показывает опыт, учащиеся знают эти признаки, нецелесообразно тратить время на то, чтобы они их вспомнили.
 Заканчивается разбор нового материала объяснением учителя понятия "суверенитет".
 По итогам обсуждения понятия "государство" учитель может предложить школьникам письменную работу на тему: "Как вы полагаете, не противоречат ли друг другу два философа:
 1. "Не государство - где владыкою один" (Софокл, древнегреческий драматург).
 2. "Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам" (Жан Жак Руссо, французский философ)?"
 Как вы понимаете, что такое сильное государство?
 § 33. Формы правления
 Цель урока: раскрыть понятие формы правления, основные признаки монархической и республиканской форм правления.
 Урок проходит в форме лекции с элементами беседы. Из курсов истории учащиеся уже имеют представления в целом о монархии и республике, главным образом в их конкретных национальных исторических воплощениях. Задачи изучения этого материала в данном курсе заключаются в том, чтобы: а) привести уже имеющиеся у учащихся представления в некоторую систему и, главное, б) обогатить эти представления политологическими сведениями, стараясь при этом избегать идеологических оценок.
 Особенно это касается характеристики монархии как формы правления. Парадоксальность отношения к монархии и к республике при тоталитарном социализме заключалась в том, что, объявляя себя республиканским, этот режим успешно пользовался некоторыми атрибутами и механизмами монархического правления. Достаточно вспомнить объем властных полномочий, которыми обладали такие "республиканцы", как Сталин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен и др. В КНДР кроме того, негласно, но совершенно откровенно ввели институт абсолютной наследственной власти. В то же время монархия в Великобритании, Швеции, Дании и других странах вполне сосуществует со многими формальными и неформальными признаками республиканизма.
 Уместно обратить внимание на классификацию видов власти, данную Аристотелем. Чтобы уяснить суть его отрицательного отношения к демократии, следует, если позволит время, коснуться вопроса о цензах. Это непростой вопрос, имеющий много подводных камней, но при этом чрезвычайно важный, если подходить к организации политической жизни общества ответственно.
 Этот вопрос можно поставить на обсуждение. Несомненно, у учащихся могут быть различные точки зрения на цензы. Например, одни обратят внимание на то, что введение ценза оседлости, определенного (разумного) уровня трудовых доходов, несудимости и прочих позволит исключить из электората люмпенов, уголовный элемент, мафиози и т. п. Другие усмотрят в этом нарушение принципа равенства избирательных прав граждан.
 По-видимому, избежать сопоставления монархии и республики как форм государственного правления трудно. Имеет смысл не делать этого по принципу "хорошо - плохо". Политологический подход характеризуется объективностью, а с объективной точки зрения монархия и республика равноценны, разве что тенденция исторического развития ставит республику далеко впереди монархического правления. Однако и республика имеет слабости. Одна из них - условность процедуры выборов, их неполная демократичность, частая случайность их результатов.
 Заслуживает особого внимания классификация республик в зависимости от реального распределения власти. В учебнике говорится, что Россия после принятия Конституции стала по преимуществу президентской республикой. Можно уточнить, что она стала таковой на практике, хотя в теории нашу страну после декабря 1993 г. считают смешанной республикой - президентско-парламентской.
 Полезно зафиксировать в сознании учащихся мысль о существовании корней парламентаризма в России. Нет необходимости доказывать, насколько упрощенно оценивалось прошлое России в советской историографии. Россия была далеко не "страной рабов". Иное дело, что ей не смогли "привить вкус" к парламентским играм, что обусловливает, в частности, слабую эффективность парламентской деятельности и в наше время.
 Ответы на вопросы и задания к § 33 учебника
 8. Из российских государей к тиранам традиционно причисляют Ивана IV Грозного, Павла I, Николая I. Следует помнить, однако, что исторические оценки во многом идеологичны. Если отбросить западнические пристрастия, явным тираном следует считать Петра I. Он же - просвещенный правитель из ряда царей, начатого, возможно, Борисом Годуновым. Далее в этом ряду можно отметить Елизавету Петровну, Екатерину II, Александра I, Александра II и Николая II.
 9. Автор первого высказывания - представитель авторитарной или тоталитарной власти, а второго - представитель власти, уже ощутимо ограниченной нравственными и юридическими законами.
 11. Смириться с тем, что доходы богатых и бедных различаются в сотни раз, народу трудно. Однако только по этой причине революции не начинаются.
 12. Основная причина, по которой республики бывают различными даже в одной стране,- их достаточно большая гибкость как политического института, способность приспосабливаться к особенностям эпохи. То же можно сказать и о других политических явлениях. Те же из них, которые не в состоянии приспособиться к новым условиям, гибнут безвозвратно.
 13. В США принято проводить существенные различия между демократией и республиканизмом. Республиканцы считают представителей демократической партии либералами, людьми, стремящимися ослабить государство, внести в жизнь общества анархию. Либералы же считают республиканцев консерваторами, даже ретроградами, сторонниками жесткой власти, противоречащей демократии.
 14. По Конституции РФ в Россию входит двадцать одна республика.
 § 34. Национально-государственное устройство
 Цель урока: а) дать учащимся представление о сложности и противоречивости государственного (в нашем случае - национально-государственного) устройства страны; б) показать трудные пути становления цивилизованного российского федерализма.
 Урок целесообразно построить в форме обсуждения отдельных острых проблем федерального устройства России. При этом учащиеся пользуются текстом учебника. Так, учитель обращает их внимание на фрагмент текста, в котором говорится, что после установления советской власти в нашей стране впервые в мировой практике было введено не государственное, а национально-государственное устройство (с. 168). Коснувшись различий между этими типами устройства, он может остановиться на причинах этой "новации". Одна из них - желание "покончить с наследием имперской России", обеспечить права каждой национальности в стране.
 В своей антиимперской политике большевики дошли еще до одной "новации", не мыслимой ни в одной другой стране: они образовали союз республик, причем не конфедеративного, а федеративного типа. Получилось, что внутри одной республики (РСФСР) есть несколько других республик (модель русской матрешки). Чем же, кроме размеров, отличались "внутренние" матрешки от матрешки-матки? Внутренние республики были как бы республиками второго сорта (их назвали автономными), объем их полномочий (предметов ведения) был меньше, чем объем полномочий республики-матки. Еще проблематичнее дело обстояло с республиками в составе СССР. Последний был союзным государством. Каждая республика пользовалась суверенитетом, т. е. формально была независима и имела право на отделение от СССР. Ряд республик (Украина, Белоруссия) имел даже, наряду с СССР, независимое членство в ООН. Все это представляло собой грубые политические декорации, слегка прикрытые тонкой кисеей правовых норм. Когда устанавливали границы советских республик, никто даже и не задумывался о том, что когда-нибудь придется по ним делить большую страну. Ослепленные внешней крепостью своей тоталитарной власти в СССР, коммунистические правители не видели, какая опасная мина подложена под целостностью страны. Естественно, что, как только произошел кризис перестройки, СССР тут же развалился на отдельные части - по границам тех искусственных образований, которые были сформированы отнюдь не с прицелом на их возможное будущее независимое существование.
 Уточнив сущность федеративного устройства, следует особо отметить, что из Конституции убрали юридически и политически неграмотную норму о "праве наций на самоопределение вплоть до отделения", что ставило под сомнение саму основу существования государства - его территориальную целостность. Ныне эта целостность гарантируется.
 Если останется время, можно порассуждать на сложную тему о двусторонних соглашениях Центра с отдельными республиками на примере Татарстана, а также о границах суверенитета тех государственных единиц, которые входят в состав Российской Федерации.
 Хороший материал для понимания проблемы государственного устройства страны и ее важной части - сохранения целостности государства дает анализ причин и результатов Гражданской войны в США 1861-1865 гг. У нас в основном делали акцент на борьбу в ходе этой войны с рабством в южных штатах, но кровавая гражданская схватка между Севером и Югом, унесшая около одного миллиона жизней с обеих сторон, была главным образом акцией Севера, предназначенной для наказания сепаратистского Юга и сохранения единства страны.
 Интересны параллели между событиями в США и СССР. Там и здесь государство имело форму союза (союз штатов, союз республик). Одно и то же время прошло с момента образования этих государств до возникновения отчетливых сепаратистских движений (около 75 лет). И там и здесь число сепаратистских территорий было примерно одинаково - 1/3 (11-12 штатов из 34 у них и 5-6 республик из 15 у нас). Требования и действия сепаратистов в США и СССР грубо нарушали положения соответствующих действующих конституций. На этом основное сходство заканчивается. Различие обнаруживается в действиях федеральных властей США и СССР. Первые проявили политическую волю, обеспечив ей статус великой державы. Вторые проявили политическое безволие и беспринципность и привели великую страну к развалу.
 Ответы на вопросы и задания (ключи) к § 34 учебника
 9-б; 10-а; 11-а; 12-в; 13-а; в; г; е; ж; к.
 § 35. Политические режимы
 Цель урока: а) раскрыть особенности демократического режима, его достоинства и недостатки; б) пояснить характеристики сопутствующих ему политических течений: либерализма и либеральной демократии; показать признаки тоталитарного и авторитарного режимов.
 Первая часть урока - работа со словарем. Достаточно подробная и точная характеристика демократии помогает тем, кто знакомится с этой информацией, убедиться по меньшей мере в том, что в политике нет простых и однозначных решений, идеальных моделей и что успешность и полезность того или иного политического режима во многом зависит от качества людей, действующих в рамках этих режимов. Работа возможна по словарной статье из "Школьного юридического словаря" А. Ф. Никитина:
 "Демократия (греч. demokratia, букв.: народовластие, от demos - народ и kratos - власть) - политический режим, основанный на признании народа в качестве источника власти. Признаки Д.: народовластие, правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов); гарантии основных прав человека; права меньшинств; свободные и честные выборы; равенство всех перед законом; справедливое судопроизводство; конституционные ограничения правительства; социальный, экономический и политический плюрализм; терпимость, прагматизм, сотрудничество и компромисс. Формы Д.: по способу волеизъявления - прямая, представительная; по способу осуществления власти - государственная, негосударственная (трудовые коллективы, партии и т. д.)".
 Во второй части урока уточняются некоторые важные аспекты темы. Так, учитель может отметить, что материал урока представляет особое значение в свете споров о характере и судьбе демократии в нашей стране. Легко доказать несовершенство демократического режима, сопоставив идеи Аристотеля и Платона по этому поводу и то, какова демократия у нас сейчас. Но корректный подход к оценке этого явления подразумевает определение альтернативы - режима, способного конкурировать с демократией. При таком подходе быстро выясняется, что все остальное - почти по У. Черчиллю - еще хуже. И это реальная, естественная ситуация в политике. Выбирают не нечто идеальное (и потому неосуществимое, как, например, коммунизм), а терпимое, в основном не губительное, оставляющее шанс сделать жизнь хоть чуть-чуть лучше. Вот почему демократия завоевала так много сторонников. Однако на практике демократические принципы реализуют конкретные люди со всеми своими слабостями, несовершенствами. И в их руках демократия нередко лишается главного своего достоинства - антиавторитаризма, способности раскрепощать личность. Следующий шаг - игнорирование законности и переход демократии в свою противоположность.
 Можно разбить учащихся на группы и попросить их подготовить краткий, но аргументированный ответ на один из дополнительных вопросов:
 1. Почему такие умные люди античности, как Платон и Аристотель, весьма прохладно относились к демократии?
 2. Всегда ли правило большинства голосов обеспечивает оптимальное решение политических, социальных и иных проблем?
 3. Почему понятие "права человека" часто используется в отношении меньшинства, а не большинства населения?
 4. Почему даже в такой демократической стране, как США, лишь сравнительно недавно право голоса получили женщины и молодежь с 18 лет?
 В оставшееся время учителю целесообразно коснуться вопроса: могут ли политические режимы существовать в чистом виде?
 Известные в политологии политические режимы никогда не существуют в чистом виде. Всегда к основному качеству режима примешивается что-то не совсем соотносящееся с его базой. Существует довольно значительный спектр способов реализации демократических принципов в политической практике. То же самое можно сказать и о тоталитарном режиме. Почти лабораторно чисто он был "претворен в жизнь" в Кампучии (Камбодже). Можно только поражаться тому, на что надеялись ослепленные коммунистическими догмами лидеры кампучийского эксперимента, установив жесткую диктатуру. Во второй половине ХХ в. такие политические опыты выглядят слишком дико. Поэтому "дело Пол-Пота" было заранее обречено на провал. Иначе поступают те приверженцы тоталитарных режимов, которые стараются умело камуфлировать полное подавление личности различными лозунгами - о народной демократии, о свободе от эксплуатации, о государственном суверенитете и т. д. Тоталитаристы похитрее допускают кое-какую бесконтрольность в личной жизни, не диктуют, с кем людям создавать семью, что в обязательном порядке внушать детям дома и т. д. Иногда практикуется видимость рыночных отношений. В этом случае тоталитаризм мягко переходит в авторитаризм, как это случилось в нашей стране после смерти Сталина.
 Черты авторитаризма можно обнаружить в любых, даже самых демократических системах. Критерий их обнаружения один - ситуации реальной опасности для существующей власти. В этих ситуациях противники режима мгновенно убеждаются в том, что власть готова пойти на самые крайние меры, чтобы сохранить политический статус-кво.
 Чтобы сделать рассказ об этих режимах более интересным, полезно прочитать на уроке отрывки из антиутопий Замятина и Оруэлла.
 Ответы на вопросы и задания к § 35 учебника
 8. В российской истории самый яркий пример - захват власти большевиками после нескольких месяцев "торжества свободы" в 1917 г. В мировой истории нередки примеры военных переворотов латиноамериканского типа, когда на смену слабым демократиям приходят диктаторские режимы.
 9. Из определений свободы соответствует действительности: "свобода - это возможность делать то, что дозволено законом".
 10. Мысль о том, что суть демократии в защите всех меньшинств от большинства, не совсем верна. Это суть либерализма. Демократия же все-таки основана на подчинении меньшинства большинству.
 11. Ги де Мопассан, говоря о возможности добра со стороны умного тирана, имел в виду специфическую возможность единоличной власти - не считаться с мнением окружающих как в плохом, так и в хорошем.
 12. Страны, в которых существовал или существует тоталитарный режим: Португалия, Испания, Китай, Румыния, Кампучия, КНДР, Ливия, Россия, Эфиопия, Италия, Монголия, Германия, Гаити.
 13. Все диктаторы убеждены, что их страны самые свободные, потому что не рассматривают свою власть как диктаторскую. В лучшем случае они согласны с тем, что в их стране эффективно устанавливается строгий порядок, отвечающий интересам народа.
 § 36. Выборы
 Цель урока: а) познакомить учащихся с основами избирательного права; б) раскрыть роль правовых норм в организации "чистых выборов", показать действие механизма избирательных процедур; в) способствовать пониманию учащимися необходимости активного участия в выборах.
 Урок можно построить в двух вариантах.
 Вариант 1
 Характеризуя роль выборов в различного рода обществах, в том числе и демократическом, целесообразно сделать небольшой экскурс в историю этого вопроса. Учитель учитывает степень осведомленности учащихся в данных разделах истории и определяет целесообразный объем исторических сведений, сообщаемых на этом уроке.
 Дополнительный материал
 Элементы первичного, родового народовластия принято называть первобытной демократией. В те первобытные времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей является первым органом "властвования", хотя особый отряд управляющих в те времена еще не выделился. Однако во многих случаях власть этих сходок дублируется замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной. Например, у обских угров и селькупов (север Сибири) общественной жизнью в мирное время руководили старики, а в военное на первый план выходили воины-предводители - батыри.
 Зрелую форму управления представляют собой народные собрания древних греков в период ахейской ("гомеровской") Греции. Однако со временем возможности родовой и военной демократии перестают удовлетворять разрастающиеся гражданские общины Греции. В V в. до н. э. в Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления первого стратега Перикла. Этот "демократический взрыв" был подготовлен реформами Солона и Клисфена.
 По-иному развивалась демократия в Риме. Первоначальными "органами демократии" там были куриатные комиции (comitia curiata), в которых собирались все взрослые мужчины для обсуждения важных дел. В комициях избирали царя (rex - что-то вроде военного вождя). Власть его была ограничена сенатом (senatus). Сенат состоял из 100-300 членов, которых называли отцами (patres), а их детей - патрициями (имеющими отца). Отцы и патриции по своему положению резко отличались от пришлых плебеев. Само слово "сенат" произошло от senex - старик: когда-то в сенате заседали старейшины родов.
 Постепенно плебеи все более веско заявляли о своих правах. В конце концов они добились создания магистратуры плебейских трибунов, которые активно защищали интересы этого сословия. Во многом по их инициативе было создано писаное законодательство - знаменитые Законы ХII таблиц. В этих законах устанавливалось единое для всех римлян частное право.
 Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить новгородское вече - орган прямой демократии, выросший на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно-родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: "Мир - великий человек"; "Куда мир - туда и мы"; "Мы от мира не отметчики"; "На миру и смерть красна" и др.
 В период Московского царства при государе для участия в решении важных вопросов существовала аристократическая Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. В его состав входили все "чины" Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также "уездные люди", т. е. вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но нередко и по выбору. Компетенция Соборов была универсальная: вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбора финансовых средств... Соборы 1593 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.
 В заключение уместно упомянуть о предтече нынешней нижней палаты Федерального собрания - Государственной думе, созданной Высочайшим Манифестом 6 августа 1905 г. По Манифесту, этот орган власти был чисто монархическим учреждением, однако принятая уставом Думы система выборов вводит в нее зародыши парламентаризма (в данном случае - относительной независимости в принятии решений от монаршей воли). В частности, можно отметить общегражданскую основу системы выборов в Думу. Было сделано лишь некоторое исключение для крестьян (за ними закреплено 51 депутатское кресло) и казаков (3 кресла). Остальные 358 выборных членов думы избирались большинством голосов вне зависимости от социального статуса и национальности. Однако выборы в Думу проводились не путем всенародного и прямого голосования. Устав думы вводил двойную подачу голосов и высокий имущественный ценз. В результате целые слои народа, в частности городское фабрично-заводское население, не были допущены к выборам.
 Вариант 2. Деловая игра
 Тема: Идеальные выборы: мои предложения.
 Предложения могут быть по нескольким направлениям:
 1. Ввести соответствующие цензы: а) для избирателей и б) для кандидатов на должности.
 2. Усовершенствовать процедуру голосования: сроки, контроль, оборудование (например, электронные приборы) и т. д.
 Все предложения учащихся в конце игры обсуждаются.
 Ответы на вопросы и задания к § 36 учебника
 10. Выборными должностями являются: депутат городской думы, мэр города, Президент РФ.
 14. Мандат члена парламента получат пять человек.
 15. Опасность проникновения в законодательные органы власти членов преступных сообществ весьма велика. Став официальными лицами, они способны совершать преступления (или содействовать таковым) с опорой на механизмы государственного управления и т. д.
 Ключ к тестам: 11-б; 12-а, б, д, е; 13-а, д, ж.
 § 37. Партии и движения
 Цель урока: а) охарактеризовать партию как политический институт; б) дать классификацию партий по степени организованности, политической направленности и т. д.
 По данной теме дидактически целесообразно построить основную часть работы на обсуждении двух вопросов: 1) партии и политический плюрализм и 2) какие партии нужны нормально развивающейся стране.
 Дополнительный материал
 Многопартийность
 Партии - универсальный инструмент политической жизни, позволяющий решать основные ее проблемы цивилизованным путем. У всех в памяти недавние жаркие споры о необходимости многопартийности. Тогда казалось, что стоит создать партии, отражающие основные политические течения и настроения, как многие социально-политические вопросы будут с легкостью решены. И вот такое время наступило. Партии стали расти, как грибы после теплого дождя, а нерешенных вопросов только прибавилось. И люди поняли, что многопартийность отнюдь не панацея, а всего лишь нормальный, рядовой признак нетоталитарного режима. Когда партии не являются государственными, как КПСС, когда членство в них не способствует продвижению по служебной лестнице, желающих стать их членами не столь уж много. Отсюда и их реальный вес в обществе. Действительно, прежде всего партии помогают проводить предвыборные кампании. Все меньше реальной поддержки получают в нормальных условиях развития общества массовые, авангардные партии. Успехи на последних выборах в ряде стран Восточной Европы партий, сформировавшихся на базе коммунистических, свидетельствуют лишь о недостатках деятельности оппонирующих им сил.
 Какие партии необходимы стране?
 Вопрос о том, какие партии необходимы нормально развивающейся стране, решается самой жизнью. Популярны партии, пытающиеся способствовать решению прежде всего экономических проблем, касающихся большинства народа. По своей направленности они тяготеют к политическому центру. Это общедемократическая тенденция. Достаточно обратить внимание на список партий, допущенных к голосованию на выборах в Государственную думу в декабре 1999 г. Учитель может отметить в этом списке партии, тяготеющие к политическому центру. Партии же, которые главным образом удовлетворяют политические амбиции своих лидеров, обречены на сугубую малочисленность и незначительность политического веса.
 Ответы на вопросы и задания к § 37 учебника
 7. Не совсем верен внешне правильный ответ: две или много партий. Все дело в качестве партий. Сейчас, например, в России множество партий и объединений, но реальную политическую силу представляют только движение "Единство" и КПРФ.
 8. Коммунистическая партия, движение "Единство" и отчасти либерально-демократическая партия - массовые; остальные - парламентские.
 
 
 1 Если нет возможности подготовить заранее наглядный материал, то можно воспроизводить схему на доске во время объяснения.
 2 Лучше, если определение понятия "государство" у учителя будет записано на отдельном листе, который можно использовать как наглядное пособие
 
 ГЛАВА 5. ПРАВО
 § 38. Право и закон
 Цель урока: дать учащимся самое общее представление о праве как достаточно сложном явлении, сущностная характеристика которого - порядок и справедливость, внешняя форма (в отечественном законодательстве) - иерархия нормативно-правовых актов.
 Одним из возможных вариантов начала урока может стать выяснение того, что ученики понимают под правом. Можно воспользоваться приемом незаконченной фразы. Предложите учащимся в течение 2-3 мин закончить фразу: "Я думаю, что право - это..." Минуту дайте на обсуждение этого же вопроса в парах. Заслушайте 2-3 предложения, а затем обратите внимание на ключевые слова построенных фраз. Запишите на доске эти слова. Это послужит своеобразной диагностикой имеющихся представлений, вызовет интерес к теме и позволит выявить, во-первых, общее в понимании данного понятия, во-вторых, широкий диапазон его толкований и, наконец, возможные ошибки. Перечень записанных на доске идей и ключевых слов в дальнейшем покажет, что из известного ученикам верно, а что нет.
 Из перечня ключевых слов учителю легко будет составить план, логическую цепочку изложения учебного материала, которая поможет на данном уроке упорядочить исходные знания учеников, а также обозначить перспективы в изучении правового материала в дальнейшем. Например, ученики, как правило, пишут, что право - это определенные правила. Данное представление о праве будет дополнено цепочкой взаимосвязанных понятий, по каждому из которых учитель дает подробные пояснения: правило - норма; социальные нормы; виды социальных норм; право как один из видов социальных норм; отличия правовых норм от других, в частности от морали; специфические признаки норм права. Для того чтобы максимально задействовать зрительный канал восприятия информации на уроке, полезно представлять этот материал в виде схем.
 Отвечая на вопрос о праве, ученики нередко отождествляют право и закон. Развести эти понятия поможет выполнение следующих заданий. Одна половина класса выполняет задание 7 из учебника; другая пытается вспомнить пословицы и поговорки со словом "закон". Работа выполняется письменно в течение 3 мин. Учитель делит доску на две части: на одной записывает 10-12 слов, однокоренных праву, на другой - 2-3 пословицы со словом "закон". В случае затруднения с пословицами учитель может сам дополнить список ("Что мне законы, если судьи знакомы?" и т. д.).
 При анализе списка однокоренных слов рекомендуем обратить внимание на слова "правда", "справедливость", "праведность", "правдивость" и другие близкие по смыслу. На какое смысловое значение слова "право" указывают эти однокоренные слова? (Пусть учащиеся выскажут свои предположения.) На то, что право исторически выражало и выражает сложившиеся в обществе представления о справедливости, правде и порядке. Затем предложите назвать то смысловое значение понятия "закон", на которое указывают записанные на доске пословицы. В чем здесь принципиальная разница?
 После обсуждения уместно познакомить учащихся со следующим определением понятия "право": это система общеобязательных, формально определенных и справедливых правил поведения, установленных и охраняемых государством.
 В своих ответах на вопрос о праве учащиеся, как правило, называют его регулятором отношений между людьми. Это верная в целом посылка также нуждается в уточнении. Ученики в основном плохо представляют себе, как именно право выполняет свою регулирующую роль, какой механизм лежит в основе этих отношений. Поэтому очень важно показать учащимся, что сущность любого правоотношения составляют права и обязанности сторон. Для этого можно воспользоваться приемом, который нередко и с успехом применяют многие учителя. Речь идет о том, что учитель рассказывает об одном из своих рабочих дней и просит учащихся назвать всех, с кем, по мнению учеников, он вступал в правовые отношения. Приведем один фрагмент из такого рассказа: "По дороге на работу я купил в киоске газету; затем сел в автобус и передал деньги за проезд кондуктору; пришел на работу, где провел 5 уроков; после работы зашел к коллеге и вернул ему дискету с правовой программой, которую взял два дня назад для того, чтобы пополнить базу данных своего компьютера; зашел в химчистку, забрал куртку и вернулся домой".
 После рассказа на доске фиксируются: а) действия учителя; б) все лица, с которыми он вступал в отношения; в) содержание этих отношений (ожидания от поведения каждой из сторон); г) предположения по поводу того, что последовало, если бы вместо ожидаемого было иное поведение, например не был бы оплачен проезд, и т. д.
 Общий вывод из подобного анализа очевиден: во всех случаях мы имеем дело с правами и обязанностями сторон, которые взаимосвязаны и возникают по конкретному поводу. Для закрепления данного материала можно предложить учащимся прочитать в учебнике небольшой текст о правоотношениях (с. 187-188) и графически представить понятие "правоотношение" (субъект - участник, объект - предмет, содержание - единство прав и обязанностей).
 До сих пор учащиеся знакомились с достаточно абстрактными понятиями. Наполнить их конкретным содержанием, сформировать у школьников образное представление о тех формах, в которых существует право,- следующая задача учителя на данном уроке. Здесь будет уместен рассказ учителя об исторических формах закрепления права, начиная с характеристики обычаев, обычного права.
 Обычай прочно входит в сознание людей потому, что выражает какую-то закономерность, естественность самой жизни, например переход имущества умершего к его ближайшим родственникам (обычай наследования). Отдельные древние обычаи вошли в законодательство некоторых стран и продолжают действовать до сих пор. А вот с некоторыми приходится расставаться. Так, недавно Англия перешла на метрическую систему измерений, однако отказаться от вековой привычки взвешивать в фунтах, а измерять в дюймах было нелегко и даже потребовало издания специальных юридических санкций к тем, кто, например, продолжал пользоваться привычными мерами веса, обслуживая покупателя.
 Поясняя юридический прецедент (прецедентное право), можно привести в пример современную судебную систему Великобритании. Прецедент появляется, когда требуется юридическое решение того или иного дела, а в законодательстве нет необходимой нормы. В этом случае судья единолично или суд в полном составе принимает решение по делу, руководствуясь принципами права, общепризнанными ценностями, личными убеждениями и жизненным опытом. Такое решение суда становится образцом для последующего рассмотрения аналогичных дел.
 В современной России право существует в форме нормативно-правового акта. Будет полезно познакомить учащихся с тем, как выглядят некоторые из этих актов (пусть подержат в руках, перелистают страницы Конституции РФ, Уголовного, Семейного, Гражданского кодексов, текст Федерального закона "Об образовании", какое-нибудь постановление Правительства РФ и т. д.). После визуального знакомства уместна беседа по вопросам: все ли документы одинаково значимы и обязательны для исполнения всеми? Чем удобна эта форма права? Какие общие реквизиты имеют все эти акты?
 Далее уместно познакомить учащихся с иерархией нормативно-правовых актов. По ходу рассказа учителя ученики фиксируют информацию, необходимую для заполнения пропусков в таблице, приведенной в рабочей тетради (задание 1, § 8). Дома это задание выполняется письменно.
 Ответы на вопросы и задания к § 38 учебника
 5. Законы: 1. Основной закон - Конституция РФ; федеральные законы. 2. Подзаконные акты: постановления и распоряжения Правительства РФ.
 6. Объективное право - это закрепленные в законах или иных правовых актах нормы (общеобязательные правила поведения), например семейное, уголовное, трудовое право и т. д.
 Субъективное право означает личную возможность человека иметь конкретные права, например распоряжаться собственностью, выбирать и быть избранным в органы власти, заключать договоры и т. д.
 § 39. Отрасли права
 Цель урока: а) проверить, насколько качественно был усвоен материал предыдущего урока, и на этой основе углубить представления школьников о системе права; б) помочь им ориентироваться в основных отраслях российского права, научить отличать материальные и процессуальные отрасли права.
 Материал урока логически объединен в три блока: общее положение об отраслях права, материальные и процессуальные отрасли права. Каждый из них подробно освещен в учебнике, поэтому работа с текстом - один из возможных вариантов изучения темы.
 Понятно, что речь не идет о простом чтении учебника. Для активизации познавательной деятельности учащихся можно воспользоваться разными приемами и предложить учащимся ряд заданий, которые они выполняют в тетрадях по ходу чтения:
 1. Составьте и заполните таблицу "Отрасли российского права".
 2. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение вывода о том, что Конституция РФ является источником права для материальных отраслей права.
 3. Найдите в тексте факты и примеры в подтверждение вывода о том, что Конституция РФ является источником права для процессуальных отраслей права.
 4. Выполните задание 9 к параграфу.
 5. Прочтите текст о процессуальных отраслях права. Попутно постарайтесь отслеживать свое понимание прочитанного и с этой целью оставляйте пометки на полях (карандашом). Отметьте знаком "V" то, что вы уже знали ранее; знаком "+" - новую для вас информацию; знаком "-" - то, о чем вы сказали бы "я думал иначе". Знаком "?" отметьте все то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее. Маркировочные знаки ставьте напротив отдельных предложений или целых абзацев.
 6. Составьте перечень вопросов по процессуальным отраслям права, на которые вы хотели бы получить ответ.
 Выполнение части заданий можно проверить прямо в классе. Для этого поинтересуйтесь у учащихся, какие задания они считают удавшимися, а какие - нет и почему. Начните обсуждение с первых. Часть тетрадей с заданиями можно взять для выборочной проверки и оценки.
 Возможно, ученики слышали о международном праве, и им будет интересно узнать, каково его место в общей классификации. Современное международное право занимает отдельное место. Оно регулирует отношения между государствами (субъектами международного права) по общим проблемам развития человеческой цивилизации. Рождаются эти нормы в ходе переговоров между государствами и международными организациями, оформляются в виде договоров. Какого-то одного законотворческого органа в международном праве не существует. В рамках международного права выделяют гуманитарное, водное, воздушное право и др.
 На данном уроке уместно подробнее остановиться на международном гуманитарном праве, которое еще называют правом вооруженных конфликтов. Его следует отличать от права контроля за применением силы в отношениях между государствами или контроля над вооружением. Нормы международного гуманитарного права стремятся лишь смягчить последствия ведения военных действий. Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 г. и ряд дополнительных протоколов к ним. В их числе Конвенция об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (1); Конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (2); Конвенция об обращении с военнопленными (3); Конвенция о защите гражданского населения во время войны (4).
 Женевские конвенции требуют от всех участвующих в конфликте сторон конкретных действий, например: "раненых и больных любого государства следует подбирать и оказывать им помощь"; "с военнопленными следует всегда обращаться гуманно"; "запрещаются акты насилия или угрозы насилия, имеющие основной целью терроризировать гражданское население".
 Часть урока важно отвести для ответа на те вопросы, которые возникли у учащихся по процессуальным отраслям права. Как правило, их интересуют вопросы о правах задержанных, порядке задержания и проведения допроса или обыска.
 В этой связи следует привлечь внимание учащихся к ряду конституционных норм. Во-первых, к норме о том, что никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своих близких родственников (ст. 51 Конституции РФ); во-вторых, к норме о презумпции невиновности (ст. 49).
 Полезно рассказать учащимся о том, что по отношению к несовершеннолетним предусмотрен специальный процессуальный порядок. В частности, такие меры пресечения, как задержание или заключение под стражу, к ним могут применяться лишь в исключительных случаях, когда речь идет о тяжких преступлениях. Задержание по подозрению в совершении преступления органы дознания (оперативные работники милиции) оформляют протоколом и в течение 24 ч письменно сообщают об этом прокурору. В течение 48 ч после сообщения о задержании прокурор обязан либо дать санкцию на заключение под стражу, либо освободить задержанного.
 Вызов к следователю для дачи показаний производится, как правило, через родителей или законных представителей. В соответствии со ст. 285, 397 УПК допрос несовершеннолетнего свидетеля происходит при обязательном присутствии педагога, родителей или законных представителей.
 В соответствии со ст. 52 УПК подозреваемый имеет право на защиту. Он вправе знать, в чем подозревается, давать объяснения, предоставлять доказательства, заявлять ходатайства, знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, а также с материалами, направляемыми в суд. Он может также приносить жалобы на действия и решения следователя, прокурора. С момента задержания подозреваемый имеет право на свидания с адвокатом и родственниками.
 Ответы на вопросы и задания к § 39 учебника
 7. Нормы семейного права, уголовно-процессуального права, уголовного права, конституционного права.
 8. Соподчиненность между отраслями права существует только в отношении конституционного права. Нормы конституционного права имеют ведущий характер в системе права. С них начинается формирование всей системы национального права, всех иных отраслей права. Все иные отрасли права опираются на нормы конституционного законодательства. Так, конституционное положение статьи 38 о защите семьи, материнства и детства воспроизведено в статье 1 Семейного кодекса как основа семейного законодательства. Статья 40 Конституции легла в основу жилищного законодательства. Конституционная норма "труд свободен" нашла отражение в Кодексе законов о труде РФ.
 § 40. Основы конституционного строя России
 Цель урока: а) раскрыть основные конституционные принципы устройства нашего государства, его ценности и приоритеты; б) воспитывать уважительное отношение к российской Конституции.
 Этот урок насыщен довольно сложными понятиями, многие из которых далее будут раскрыты более подробно. Поэтому важно, не перегружая учащихся, привести их первоначальные представления о Конституции в некоторую систему, а главное - обогатить их конкретными фактами и примерами.
 Прежде всего необходимо подчеркнуть значимость этого важнейшего юридического документа, несмотря на неоднозначность оценок ряда его статей и положений. Знакомство лучше начать со структуры документа, кратко комментируя общий смысл каждой главы, а более подробно - назначение главы 1.
 По поводу понятия "конституционный строй" следует подчеркнуть, что само принятие конституции уже означает обязанность государства следовать конституционным порядкам. Однако это понятие нельзя свести лишь к факту существования конституции. Это нечто большее. Конституционный строй становится реальностью в случае, если государство действует в соответствии с конституцией, во всем подчиняясь праву, а также если эта конституция демократическая, т. е. надежно защищает права и свободы человека и гражданина.
 В учебнике назван ряд новых, закрепленных в Конституции, демократических принципов устройства нашего государства. Организуйте самостоятельную работу учащихся с текстом учебника и Конституцией. Предлагаем один из возможных вариантов задания-инструкции:
 1. Прочитайте подпараграф "Демократическое государство", найдите в тексте учебника новые принципы устройства Российского государства.
 2. Найдите в тексте главы 1 Конституции РФ статьи, закрепляющие эти принципы.
 3. Сгруппируйте материал в таблицу:
 Важнейшие принципы демократического устройства Российского государства Статья Конституции РФ, закрепляющая принцип Помимо признания демократических принципов нашего государства, Конституция закрепила ряд его конституционных характеристик: правовое, федеративное, социальное, светское.
 С материалом о федерации учащиеся знакомились ранее. Понятию "правовое государство" отведен отдельный параграф. Поэтому на данном уроке рассматриваются две характеристики государства - социальное и светское.
 В статье 7 Конституции Россия названа социальным государством. Как раскрыть это понятие? Методика работы примерно такая: предложите учащимся в течение 3 мин сформулировать и записать 1-2 вопроса по данной статье. Выпишите отдельные вопросы на доске, не допуская повторов.
 Далее предложите прочитать текст учебника "Социальное государство" и найти ответы на свои вопросы. Если остаются вопросы, на которые материал учебника не дает ответов, подключается учитель. При этом его объяснение касается волнующих учеников вопросов, разговор становится откровенным и доверительным. Если позволит время, в завершение беседы предложите учащимся обосновать свою точку зрения, например, по следующим вопросам:
 1. Что мешает России стать социально ориентированным государством?
 2. Как определить уровень обеспеченности людей?
 3. Какие категории граждан на сегодня находятся в самом трудном положении?
 4. Возможно ли в обществе социальное иждивенчество?
 По усмотрению учителя в ходе обсуждения можно сделать некоторые пояснения. Так, отсутствие денег в государстве для решения социальных задач не столь очевидная причина наших социальных проблем. У нас гораздо больше финансовых средств, чем принято считать официально. В стране немало состоятельных людей, другое дело, что они используют свои средства не на развитие экономики, не на благотворительность, а для личных нужд.
 Уровень жизни людей зависит от их доходов. Для его определения установлены различные показатели. Физиологический уровень означает уровень доходов, необходимый для физического выживания (не умереть с голоду). Прожиточный минимум означает уровень доходов, позволяющий человеку выжить как социальному объекту. Социальный минимум позволяет не просто выжить, а собственно жить. В России действует прожиточный минимум. По ходу обсуждения уместно привлечь внимание к цифрам о прожиточном минимуме, помещенным на с. 196 учебника.
 Статья 14 Конституции характеризует Россию как светское государство. Методика работы может быть аналогичной.
 Ответы на вопросы и задания к § 40 учебника
 3. Российское государство: демократическое, федеративное, правовое, социальное, светское, с республиканской формой правления.
 7. Обязанности государства: охранять, защищать, обеспечивать, гарантировать, соблюдать права и свободы человека. Обязанности граждан перед государством: соблюдать законы, платить налоги, охранять природу, защищать Отечество.
 § 41. Правовое государство
 Цель урока: раскрыть идею господства права, ограничения власти правом - сущностной характеристики правового устройства демократического государства.
 Логику объяснения данного материала задает учебное пособие, где последовательно рассмотрены следующие вопросы:

<< Пред.           стр. 3 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу