<< Пред.           стр. 1 (из 428)           След. >>

Список литературы по разделу

  ПРОЕКТ
 
 Методические рекомендации по организации управленческого учета в учреждениях здравоохранения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Содержание
 
 Глава 1 2
 Сущность, цели, пользователи и задачи управленческого учета 2
 Глава 2 7
 Затраты и методы калькулирования в управленческом учете 7
 Глава 3 23
 Бюджетирование и бизнес-планирование 23
 Глава 4 37
 Организация управленческого учета в организациях здравоохранения 37
 
 
 Глава 1
 Сущность, цели, пользователи и задачи управленческого учета
 
 Сущность управленческого учета
  Под управленческим учетом в целях настоящих рекомендаций понимается процесс идентификации, измерения, накопления, анализа, подготовки, интерпретации и предоставления медико-экономической и финансовой информации, на основании которой руководством принимаются оперативные и стратегические решения.
  Построение системы управленческого учета в учреждении здравоохранения заключается в формировании набора формализованных процедур, обеспечивающих руководителей всех уровней информацией, полученной как из внутренних, так из внешних источников, для принятия своевременных и эффективных решений в рамках своей компетенции.
  В системе управленческого учета, в отличие от бухгалтерского и налогового учета, генерируются данные как в денежном, так и в натуральном выражении.
  Управленческий учет охватывает систему управления деятельностью организации в целом, включая стратегическое управление, оценку деятельности организации, ее подразделений и функциональных блоков, контроля и планирования хозяйственной деятельности и обеспечения оптимального использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов.
  Управленческий учет по своему характеру является аналитическим. В качестве базовых компонентов системы управленческого учета и анализа в целях настоящих рекомендаций рассматриваются:
 * учет и управление затратами;
 * разработка показателей деятельности;
 * стратегическое и оперативное планирование деятельности.
  Управленческий учет в первую очередь служит внутренним задачам учреждения и может базироваться на различных методиках анализа деятельности медицинского учреждения, тесно связанных с функциональными процессами, существующими в учреждениях здравоохранения, должен быть привязан к существующей структуре учреждения, соответствовать организационным технологиям управления и быть понятным персоналу учреждения. Несмотря на то, что на практике в организациях обычно используются отдельные элементы управленческого учета, важно, чтобы эти элементы были объединены в единую систему, ориентированную на достижение главного результата – повышения качества управления организацией. Так как первичными данными при постановке управленческого учета в учреждениях здравоохранения являются персонифицированная информация об оказанных пациенту услугах и их стоимость, информация об издержках ЛПУ в разрезе всего учреждения, его подразделений и служб, по профилям больных и т.п. и их динамике во времени и в зависимости от различных факторов, то постановка системы управленческого учета неразрывно связана с информатизацией учреждения.
 Цели управленческого учета
  Основной целью управленческого учета является предоставление руководству полного комплекса фактических, плановых и прогнозных данных о функционировании организации здравоохранения как экономической и производственной единицы (включая представление данных по организации в целом, а также в разрезе структурных и производственных подразделений, центров затрат и прибылей) с целью обеспечения возможности принимать экономически взвешенные управленческие решения.
  В отличие от системы подготовки информации для бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, ориентированной на внешних пользователей, система управленческого учета и анализа ориентирована на внутренних пользователей в лице высшего руководства организации, а также руководителей и ответственных исполнителей ее подразделений.
  В соответствии с этим формирование системы управленческого учета в организации должно отвечать специфическим требованиям руководства, осуществляющего функции планирования, контроля и принятия стратегических, тактических и оперативных решений.
 Ключевые пользователи управленческого учета
  Пользователями информации, генерируемой в рамках системы управленческого учета в организации, являются:
  Высшее руководство – формирует стратегические цели управления организацией. Получает интегрированные управленческие отчеты о достижении поставленных целей, отражающие фактические результаты деятельности организации в целом и в разрезе ключевых структурных подразделений за прошедший период либо на конкретный момент времени; анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты выполнения долгосрочных целей развития организации, а также плановые и прогнозные показатели деятельности на предстоящий период.
  Руководство структурных подразделений всех уровней – формирует оперативную стратегию реализации долгосрочных целей развития организации, и в соответствии с этим получает управленческие отчеты, включающие в себя значения ключевых показателей деятельности подразделений на конкретный момент времени, и результаты их аналитической обработки; информацию планового и прогнозного характера, а также информацию о смежных подразделениях и контрагентах.
  Специалисты структурных подразделений, отвечающих за формирование и реализацию долгосрочных целей развития организации в пределах своей компетенции получают информацию о ее деятельности, деятельности ее подразделений, прогнозы внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности организации.
 Задачи управленческого учета
  С помощью инструментов управленческого учета обеспечивается реализация важнейших задач системы эффективного управления учреждением здравоохранения как экономической и производственной единицей социальной направленности. Среди основных задач можно выделить следующие:
  1. Учет ресурсов и анализ финансово-хозяйственной деятельности
  Одной из ключевых функций управления является анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечение оперативного, полного и достоверного учета ресурсов учреждения, включая материальные, финансовые и человеческие ресурсы, с целью осуществления контроля и повышения эффективности их использования. Внедрение системы управленческого учета обеспечивает генерацию и предоставление руководству системы отчетов и отдельных показателей, характеризующих наличие и движение ресурсов учреждения.
 2. Планирование и прогнозирование
  Под планированием понимается процесс постановки целей, формулирования, оценки и выбора политики, стратегии, тактики и конкретных действий по их достижению, а также количественной оценки воздействия, которое оказывают на учреждение запланированные операции и другие будущие экономические события. Осуществление планирования, включающее в себя стратегический, тактический и оперативный аспекты, требует предоставления информации о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем (прогнозирование).
  Под прогнозированием понимается предоставление заключения о воздействии ожидаемых в будущем событий на основе анализа прошлых событий и их количественная оценка для целей планирования. Процесс планирования, как правило, предусматривает моделирование, то есть выбор варианта действий среди нескольких альтернатив.
 3. Контроль и регулирование
  Под контролем медико-экономической и финансово-хозяйственной деятельности в целях настоящих рекомендаций понимается деятельность, направленная на:
  обеспечение целостности финансовой информации, касающейся деятельности учреждения и его активов;
  мониторинг и измерение ключевых показателей деятельности;
  инициализацию корректирующих действий, необходимых для достижения запланированных результатов деятельности.
  Таким образом, процесс контроля и регулирования заключается в сравнении фактических результатов с плановыми показателями с целью определения отклонений и корректировки расхождений.
 4. Организационная работа и оперативное управление
  Создание структур, внутри которых будет осуществляться запланированная деятельность, направленная на достижение поставленных целей, включая определение центров ответственности, а также распределение функций между исполнителями.
  Система управленческого учета может выполнять функции центрального аппарата, снабжая в форме отчетов руководителей подразделений и руководителей центрального звена информацией, необходимой для принятия решений в процессе оперативного управления.
 5. Стимулирование (мотивация)
  Стимулирование, как целенаправленное воздействие на сознание работников, с одной стороны, помогает им понять цели и задачи, стоящие перед учреждением, и принять правильное решение для их выполнения, с другой стороны четкое представление о плановых показателях в значительной мере стимулирует деятельность людей. Отчеты об исполнении планов призваны мотивировать корректировку достигнутых индивидуальных показателей, а также являться основанием для экономического поощрения сотрудников.
 Основные процессы, обеспечивающие формирование и функционирование системы управленческого учета
  Среди основных процессов, реализация которых лежит в сфере деятельности экономиста–специалиста по управленческому учету, формирующих базу системы управленческого учета и анализа, можно выделить следующие:
  Идентификация, измерение и накопление данных
  Процесс идентификации заключается в определении, классификации и оценке хозяйственных операций и других экономически значимых событий с целью последующего отражения соответствующей информации в системе управленческого учета.
  Процесс измерения предусматривает представление данных о хозяйственных операциях, других произошедших или потенциально возможных экономически значимых событиях в количественном выражении. Такое представление может основываться и на оценочных расчетах.
  Под накоплением понимается упорядоченное и последовательное отражение и классификация хозяйственных операций и других экономически значимых событий в соответствующих учетных регистрах.
  Анализ, подготовка и интерпретация информации
  Процесс анализа информации предполагает определение круга пользователей и задач для реализации отчетной деятельности, а также выявление взаимосвязи этой деятельности с другими экономически значимыми событиями и ситуациями. Цель процесса – предоставление более адекватной отчетной информации.
  Подготовка и интерпретация учетных и/или плановых данных сводятся к согласованию этих данных по определенным признакам. Цель – предоставление логически связанной и обоснованной информации, включающей, если это уместно, аналитические и прогнозные заключения.
  Экономистам рекомендуется интерпретировать в разрезе различных аналитических систем все возможные виды внутренней и внешней информации об учреждении (например, о специалистах и ресурсной базе) и ее деятельности (видах оказываемой медицинской помощи и других услугах); сообщать о влиянии, которое поступающая или планируемая информация может оказать на работу учреждения; делать заключение о значимости и достоверности данных.
  Разработка и технологическое внедрение информационной системы
  В современном управленческом учете широко используются информационные технологии, что предполагает создание на предприятии информационной системы для целей управленческого учета, соответствующей запросам руководства учреждения, а в будущем членов наблюдательно совета и его учредителей.
  В ходе конструирования и разработки полноценной информационной системы управления необходимо реализовать следующие задачи:
  определить результаты, которые пользователи должны получать из системы;
  указать, какие данные необходимо вводить в систему для получения требуемых результатов;
  разработать требования к системе обработки, преобразующей данные на входе в информацию на выходе;
  обеспечить управление и безопасность на уровне баз данных.
  Для обеспечения отбора, накопления, передачи, анализа и сохранности информации необходимо применять современные методики и оборудование. Поэтому экономисты- специалисты в области управленческого учета или члены команды по внедрению управленческого учета должны владеть современными информационными технологиями и автоматизированными методиками ведения учета для их применения в обработке и управлении информацией. Например:
  программное обеспечение (приложения), реализующие основные учетные функции и управление базами данных, методы финансового планирования и принятия решений, такие как модели оптимизации использования активов и распределения ресурсов; сетевые и коммуникационные системы.
  Администрирование системы управленческого учета
  Администрирование включает в себя разработку и поддержание эффективной и рациональной системы организации управленческого учета. Эта система обеспечивает постановку и решение следующих вопросов:
  распределение обязанностей по ведению управленческого учета;
  обеспечение согласования системы ведения счетов с другими операциями;
  делегирование полномочий и решение вопросов, касающихся централизации или децентрализации учета;
  наем, обучение и повышение квалификации персонала на различных участках ответственности;
  разделение обязанностей.
  Другие административные функции специалистов, ответственных за ведение управленческого учета, включают разработку и поддержание:
  учетной политики и должностных инструкций всех лиц, связанных с ведением всех форм учета;
  программы управления учетными регистрами (счетами, первичными документами и их атрибутами, базами данных, журналами, книгами и др.).
 Факторы, оказывающие влияние на организацию системы управленческого учета в учреждениях
  В зависимости от целей долгосрочного развития учреждения и стратегии по их достижению, а также информационных потребностей руководителей различных уровней и направлений, построение системы управленческого учета в различных учреждениях имеет свои особенности.
  Среди ключевых факторов, обуславливающих особенности построения системы управленческого учета, можно назвать следующие:
  особенности нормативно-правового регулирования деятельности учреждения;
  характер оказываемой медицинской помощи и услуг;
  масштаб и объем деятельности;
  организационная структура;
  внутренние стандарты деятельности (стандарты корпоративного управления, стандарты качества, клинические протоколы);
  наличие и характеристики систем информационного обеспечения для целей управления (например, программное обеспечение, позволяющее создавать большие базы данных и управлять интегрированной базой данных).
 
 Глава 2
 Затраты и методы калькулирования в управленческом учете
  Затраты в управленческом учете играют важную роль. Данных финансового бухгалтерского учета о величине затрат в целом по ЛПУ или обычным объектам калькулирования (услуги лабораторий, работа кабинета рефлексотерапии, хозяйственные службы и т. д.) недостаточно для принятия решений по оперативному, плановому и стратегическому управлению.
  Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
  В финансово-бухгалтерском учете для определения затрат используется принцип начисления, т. е. затраты относятся на себестоимость в момент их возникновения независимо от факта оплаты — последующей или предыдущей. В налоговом учете применим как принцип начисления (ст. 271 Налогового кодекса РФ), так и кассовый (ст. 273 Налогового кодекса РФ). В управленческом учете в основу подготовки информации для разных целей могут быть положены как принцип начисления, так и кассовый. Кроме того, для удобства принятия группы решений используются условные (альтернативные) затраты.
  Важное место в системе управленческого учета занимает система классификации затрат.
  В настоящее время в управленческом учете используется несколько разных классификаций затрат, которыми может воспользоваться учреждение:
  — прямые и косвенные затраты в зависимости от технологических процессов и по способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции и услуг;
  — постоянные и переменные затраты в зависимости от объемов продукции и оказываемых услуг. Дополнительными классификациями затрат являются системы, направленные на более полное определение себестоимости и получения прибыли:
  — производственные и непроизводственные (периодичные или единовременные);
  — входящие и истекшие;
  — альтернативные и дифференциальные;
  — возвратные и невозвратные;
  — инкрементные и вмененные;
  — планируемые и непланируемые.
  В основе каждой из классификаций лежит информация об оценке использования ресурсов, о затратах для принятия управленческих решений и сведения о затратах для контроля и регулирования.
  Строго говоря, оценка себестоимости и полученной прибыли не является задачей управленческого учета, но информация о реальной себестоимости и хозяйственных результатах нужна управленцам, причем часто с детализацией, которую может дать только персонифицированный учет и не даст бухгалтерская отчетность учреждения.
  Знание истинных затрат ресурсов (материальных, трудовых и т.п.), которые реально понесло учреждение здравоохранения особенно необходимо в следующих случаях: при создании системы внутреннего хозрасчета и обосновании цены платных медицинских услуг для населения и организаций, т.е. в сфере внебюджетных отношений; для понимания в какой степени тарифы ОМС окупают истинные затраты учреждения на оказание медицинской услуги; для обоснования необходимого финансирования учреждения при получении соответствующего государственного задания на оказания медицинской помощи; при определении размера доплат за оказанную медицинскую услугу, если законодательно будет разрешено использование соплатежей.
  На сегодняшний день методики определения затрат на медицинские услуги определяются временной Инструкцией по расчету стоимости медицинских услуг от 10.11.99г. в случае отнесения затрат на койко-день; Методическими рекомендациями ФФОМСа в случае амбулаторно-поликлинического обслуживания в системе ОМС и Методикой расчета затрат на медицинские услуги, содержащейся в принятой 12.07.04г. Номенклатуре работ и услуг в здравоохранении и базирующейся на условных единицах затрат на оказание простой, сложной или комплексной медицинской услуги, которые могут быть изменены с помощью поправочного коэффициента когда они не коррелируются со значением нормативов выполнения той или иной услуги, что характерно для ФСМУ, так как существуют различия по условиям предоставления услуги и технологией ее предоставления.
  В основу этих методик положены нормативные показатели. Однако для целей управленческого учета учреждение может выбрать методику, отличающуюся от предложенных. Но в любом случае затраты организации здравоохранения делятся на прямые (основные), т.е затраты, технологически связанные с осуществлением услуги и потребляемые в процессе ее выполнения. К ним относятся, например, ампулы и таблетки, предназначенные для лечения конкретного больного, заработная плата лечащего врача, отчисления на заработную плату по единому социальному налогу и т.п.
  Все остальные затраты, относимые к прямым, определяются конкретными особенностями деятельности ЛПУ. Это могут быть командировочные расходы, транспортные расходы, стоимость услуг, оказываемых сторонними организациями, и т. п.
  Косвенные (накладные) расходы не могут быть непосредственно отнесены на отдельные виды продукции (работ, услуг), так как они необходимы для обеспечения деятельности организации здравоохранения и выполнения медицинской услуги, но не потребляются непосредственно в процессе выполнения медицинской услуги, а связаны одновременно с несколькими видами продукции: с обслуживанием ЛПУ, управлением ЛПУ и т.д. Внутри одного подразделения могут возникать как прямые, так и косвенные расходы. Косвенные расходы распределяются между отдельными видами продукции (работ, услуг) косвенным путем согласно выбранной учреждением базе распределения.
 Группы затрат целесообразно объединять по трем направлениям:
  1) для целей калькулирования;
  2) для принятия оперативных, тактических и стратегических решений;
  3) для контроля (таблица 1).
  Такое деление не является жестким, так как указаны только направления, например, метод группировки затрат на услугу и на период может использоваться как в финансовом и налоговом учете — для оценки запасов и исчисления прибыли, так и в управленческом — при подготовке релевантной информации для нестандартных управленческих решений.
 Таблица 1. Содержание классификации затрат по основным направлениям управленческого учета
 Направление управленческого учета
  Виды затрат
  1. Для калькулирования
  Затраты на продукт и затраты на период (периодические). Элементы затрат. Статьи калькуляции. Затраты прямые и косвенные. Затраты по традиционным объектам калькулирования (заказ, передел и др.). Затраты по нетрадиционным объектам калькулирования (операция, бизнес-процесс, «жизненный» цикл)
  2. Для подготовки информации по оперативным, тактическим и стратегическим управленческим решениям
  Релевантные, нерелевантные. Переменные, постоянные, смешанные. Средние и общие затраты. Затраты прошлых периодов. Альтернативные (вмененные) затраты. Приростные (инкрементальные), маржинальные
  3. Для контроля
  Контролируемые, неконтролируемые. Затраты по центрам ответственности. Затраты по местам возникновения
 
  Классификация затрат, связанная с подготовкой информации для оперативных, тактических и стратегических управленческих решений, включает как давно используемые в учреждениях группы затрат, так и новые.
  Новыми для являются следующие группы затрат: альтернативные, затраты прошлых периодов, инкрементальные, маржинальные, релевантные, нерелевантные и др.
  Релевантные затраты — затраты, которые следует принимать в расчет при принятии конкретного управленческого решения. Нерелевантные затраты либо дают неверную информацию руководителю, либо искажают ее. Релевантность затрат хорошо прослеживается при анализе «затрат прошлых периодов», возникающих в результате ранее принятых решений. Затраты уже нельзя изменить, т. е. выбор какой-либо альтернативы не может повлиять на величину данных затрат. Они не релевантные, их не следует брать в расчет для принятия управленческого планового решения.
  Переменные и постоянные затраты в управленческом учете определяются в зависимости от того, меняются ли они в ответ на колебания одного фактора, в качестве которого чаще других используется объем предоставляемых услуг.
  Переменные расходы — затраты, изменяющиеся прямо пропорционально изменению объема оказанных услуг. В экономической литературе предлагается дифференцировать переменные затраты. Например, предлагают разделить переменные затраты на пропорциональные, прогрессивные, дегрессивные, регрессивные, скачкообразные, реманентные, гибкие.
  Пропорциональные находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема оказываемых услуг, например стоимость расходных материалов на проведение операции.
  Прогрессивные растут быстрее, чем объем предоставляемых услуг. Дегрессивные растут медленнее, чем объем предоставляемых услуг.
 Регрессивные отличаются тем, что при росте объема предоставляемых услуг они снижаются. Скачкообразные характерны для случаев существенного повышения или понижения цен на материалы, комплектующие изделия, услуги, тарифных ставок по заработной плате. Разовый характер изменений обусловливает скачкообразное повышение или понижение затрат.
  Реманентные, быстро возрастая при увеличении объема предоставляемых услуг, гораздо медленнее снижаются при его сокращении.
  Гибкие ведут себя по-разному при различных объемах предоставляемых услуг, в отдельных случаях выступая в качестве пропорциональных, прогрессивных или же дегрессивных. Постоянные расходы - расходы, не зависящие от колебания объема предоставляемых услуг, например часть общехозяйственных расходов.
  Смешанные расходы содержат как постоянный, так и переменный компонент.
  Альтернативные «затраты» (условные затраты) рассчитываются, для того чтобы понять, насколько выгоднее принимать то или иное намеченное решение. Данный классификационный прием позволяет ускорить подготовку информационной базы и своевременно принять решение.
  Приростные (инкрементальные, дифференциальные) затраты выделяются для подготовки удобной для руководителя информации. Они не имеют существенного значения, но отчет, полученный руководителем с использованием данной классификационной группы, гораздо более удобен для восприятия, снижает утомляемость, ускоряет процесс принятия решений.
  В управлении подразделениями организации появляются группы контролируемых и неконтролируемых затрат. Контролируемые — затраты, которые поддаются контролю со стороны руководителей данного центра ответственности. Неконтролируемые (нерегулируемые) затраты не зависят от их деятельности.
  Несмотря на простоту определения, разделить затраты по данному признаку достаточно трудно: оказывают влияние особенности организации ЛПУ; организационная структура управления. При подразделении затрат на контролируемые и неконтролируемые обычно учитываются два фактора: уровень управления и время. Неконтролируемые на одном уровне расходы могут быть регулируемыми на другом. Влияние фактора времени хорошо прослеживается на элементе затрат — износ оборудования. Он не контролируем в течение короткого промежутка времени; однако в долгосрочном периоде могут быть внесены изменения управлением. Иными словами, путем тщательного анализа каждой статьи расходов по различным уровням управления и за различные промежутки времени можно достигнуть практически полного подразделения затрат на контролируемые и неконтролируемые.
  Постановка учета затрат по звеньям организационной структуры управления является первым шагом в построении учетной системы по центрам ответственности.
  Вне зависимости от выбранного метода определения затрат вначале необходимо составить весь перечень оказываемых учреждением услуг и произвести их расчет. Для этого необходимо иметь данные персонифицированного учета или собрать их по центрам ответственности на основании предлагаемых табличных формуляров.
 
 
 Таблица 2. Виды основной деятельности
 
 Виды основной деятельности Предыдущий год 1 полугодие текущего года Предложения МУ на плановый год Число медицинских услуг Средняя стоимость Средняя длительность лечения Общая стоимость медицинской помощи Число медицинских услуг Средняя стоимость Средняя длительность лечения Общая стоимость медицинской помощи Плановое число медицинских услуг Плановый тариф на 1 услугу Плановая средняя длительность лечения Плановая общая стоимость медицинской помощи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 1. Стационар
 (по отделениям)
 …………
 - законченные случаи
 - койко-дни
 
 Стационар дневного пребывания
 - законченные случаи
 - дни лечения 2. Поликлиника
 - консультации, посещения
 
 Дневной стационар, стационар на дому
 - законченные случаи
 - дни лечения ИТОГО по учреждению
 
 
 Таблица 3. Дорогостоящие виды медицинской помощи
 
 Дорогостоящие виды помощи в соответствии с утвержденным перечнем Предыдущий год 1 полугодие текущего года Предложения МУ на плановый год Число пролеченных пациентов Средняя стоимость лечения 1 больного Средняя длительность лечения Общая стоимость лечения Число пролеченных пациентов Средняя стоимость лечения 1 больного Средняя длительность лечения Общая стоимость лечения Плановое число пролеченных пациентов Плановый тариф на лечение 1 больного Плановая средняя длительность лечения Плановая общая стоимость лечения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ИТОГО
 
 Таблица 4. Доходы медицинского учреждения
 
 Наименование Предыдущий год Первое полугодие текущего года Проект плана будущего года Медицинские услуги Средняя стоимость Получено средств Медицинские услуги Средняя стоимость Получено средств Плановое число медицинских услуг Средняя стоимость Плановая стоимость помощи 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1. Основная смета, всего в том числе Стационар
 (по отделениям)
 …………
 - законченные случаи
 - койко-дни
 
 Стационар дневного пребывания
 - законченные случаи
 - дни лечения Поликлиника (диспансер)
 - прикрепленное население
 - посещения
 
 Дневной стационар, стационар на дому
 - законченные случаи
 - дни лечения – Скорая медицинской помощи
 - вызовы
 - количество случаев оказания помощи 2.Дорогостоящие виды медицинской помощи 3. ОМС, всего
 в том числе Стационар
 (по отделениям)
 …………
 - законченные случаи
 - койко-дни
 
 Стационар дневного пребывания
 - законченные случаи
 - дни лечения Поликлиника (диспансер)
 - прикрепленное население
 - посещения
 
 Дневной стационар, стационар на дому
 - законченные случаи
 - дни лечения 4. Платные виды помощи, всего
 в том числе Стационар
 (по отделениям)
 …………
 - законченные случаи
 - койко-дни
 
 Стационар дневного пребывания
 - законченные случаи
 - дни лечения Поликлиника (диспансер)
 - прикрепленное население
 - посещения
 
 Дневной стационар, стационар на дому
 - законченные случаи
 - дни лечения Скорая медицинской помощи
 - вызовы
 - количество случаев оказания помощи Итого, из всех источников, всего
  в том числе Стационар
 (по отделениям)
 …………
 - законченные случаи
 - койко-дни
 
 Стационар дневного пребывания
 - законченные случаи
 - дни лечения Поликлиника (диспансер)
 - прикрепленное население
 - посещения
 
 Дневной стационар, стационар на дому
 - законченные случаи
 - дни лечения Скорая медицинской помощи
 - вызовы
 - количество случаев оказания помощи
 
 
 Таблица 5. Расходы медицинского учреждения
 
 Экономическая классификация расходов бюджета Расходы за предыдущий год Расходы за первое полугодие текущего года Проект плана будущего года, расходы Наименование статьи Код статьи План Факт Задолженность План Факт Задолженность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 100000 Закупки товаров и оплата услуг 110000 …….. Капитальные расходы 200000 …….. Итого расходов 800000
 
 
  Себестоимость отражает издержки материальных ресурсов и денежных средств на производство продукта, работы или услуги. Она является обобщающим показателем, всесторонне и полно характеризующим основные причины и факторы, определяющие качество управления и организации оказания медицинских услуг в организации и ее подразделениях. Калькуляция себестоимости имеет цель определить, в каком размере расходы организации входят в стоимость медицинских услуг и возмещаются при их продаже для возобновления процесса производства.
 Каждому методу калькулирования присущ характерный для него способ калькуляции. Характеристики методов калькулирования и присущих им способов калькуляции обобщены в таблице 6.
 Таблица 6. Характеристики методов калькулирования и присущих им способов калькуляции
 Метод калькулирования
  Присущий ему способ калькуляции
  Позаказный
  Суммирование издержек, прямого расчета, исключение издержек
  Попередельный
  Распределение издержек, суммирование издержек, исключение издержек
  Попроцессный
  Суммирование издержек + прямого расчета
  Поиздельный
  Прямого расчета
  Нормативный
  Суммирование отклонений
 
 Позаказное калькулирование
  Особенности позаказного метода калькулирования состоят в индивидуализации учета издержек по калькуляционным объектам и расчета себестоимости по способу их (издержек) накопления.
  Все прямые издержки группируются в аналитическом учете в строгом соответствии с открытыми заказами. Калькуляция полученного продукта или оказанной услуги составляется после полного завершения работ по заказу, независимо от продолжительности его выполнения. Один заказ может находиться в работе не в одном, а в нескольких отчетных периодах.
  Применяется позаказный метод калькулирования, как и другие методы, только в определенных условиях, главным из которых является действительная обособленность данного объекта калькулирования, возможность его выделения и индивидуализации в процессе оказания услуги, объективная необходимость получить данные не о средней, а об ее индивидуальной себестоимости.
  Рекомендации для Центров ГСЭН предлагает осуществлять позаказную калькуляцию с помощью прямых выборок расходов на каждый вид работ (услуг). Предлагается использовать для этих целей информационные системы, обеспечивающие персонифицированный учет медикаментов. Результатом применения таких систем являются персонифицированные счета на медикаментозное лечение конкретных пациентов, которые делают возможным расчет себестоимости медикаментозного лечения каждого пролеченного пациента.
  Персонифицированный учет позволяет осуществлять позаказную калькуляцию себестоимости медицинской помощи на каждого пациента (группу пациентов).
  Для обеспечения считывания первичной информации в персонифицированном учете может использоваться метод штрих-кодирования.
  Совершенно очевидно, что выборки из первичных документов — историй болезни и амбулаторных карт — позволяют получить информацию о прямых материальных затратах. Однако целый ряд расходных материалов, используемых на уровне отделений, не попадает в первичные документы и не учитывается в разрезе персоналий. Среди них: этиловый спирт, мыло, дезинфекционные средства, химические реактивы, бумага для электрокардиограмм и др. Все это вспомогательные материалы, которые учитываются в составе косвенных расходов. Сведения о них могут быть получены из требований в аптеках. После разделения расходов на вспомогательные материалы, на входящие и истинные, последние должны быть включены в себестоимость. ( Хотя надо отметить, что корректный персонифицированный учет медикаментов ориентируется не на требования подразделений, а на потребление этих медикаментов пациентом, так как в первом случае расхождения могут быть как по времени, так и по количеству).
  Однако создание персонифицированного учета медикаментов порождает проблему разрыва единой системы материального учета. Бухгалтерия считает по-своему, операторы персонифицированного учета — по-своему. Каждый из своих источников: бухгалтерия — из аптечных требований, приспособленных к персонифицированному учету, операторы — из историй болезни выписанных больных.
  Данные двух учетных систем могут существенно разойтись. Для недопущения этого в бухгалтерии создается система детализированных позаказных счетов.
  Учетная информация о материалах, хранящихся на складах организации, собирается на складских карточках и в иных складских документах, что проще и доставернее вести при помощи компьютера. Когда запас тех или иных материалов достигает уровня заказа, заведующий складом заполняет требование для отдела закупок приобрести тот или иной материал в размере заказа у соответствующего поставщика. При наличии компьютера требование на закупку автоматически печатается. Получив требование, отдел закупок производит маркетинговые исследования и выбирает поставщика, составляет заказ на поставку. Копия заказа на поставку направляется в группу приемки для сверки данных этого документа с количеством товаров, когда они прибудут.
  При приемке материалов данные накладной на груз, заполненной поставщиком, сверяются с копией заказа на поставку. Сотрудник склада заполняет извещение о получении товара и делает необходимые записи в карточке складского учета. Извещение передается в отдел закупок и бухгалтерию. В отделе закупок делается отметка о выполнении заказа, а в бухгалтерии соответствующее извещение будет сверено со счетом поставщика, чтобы оплату произвести только за те товары, которые действительно были получены. Счет от поставщика может быть получен через несколько дней после получения товаров, и бухгалтерия использует данные этого счета, чтобы оценить каждый из видов материалов, занесенных в извещение. Затем записи о товарах, в нем перечисленных, вносятся в соответствующую графу счета Главной книги, где отражаются записи о запасах.
  Палатное отделение, лаборатория, отдел и т. п., определив нужду в тех или иных материалах, перечисляет их в требованиях на отпуск со склада и передает его вместе с соответствующим листом назначений заведующему складом в обмен на заказанные материалы. После этого заведующий складом заносит данные, содержащиеся в требовании, в колонку «Отпущено», соответствующей складской карточки. Затем он направляет это требование в бухгалтерию.
  При получении требования бухгалтерия проставляет цену и сумму по каждому виду материалов. Эти данные берутся из колонки «Получено» соответствующего счета Главной книги, в которой фиксируются запасы. Затем подсчитывается баланс количества и итогов каждого конкретного вида материалов.
  В заключение производится начисление стоимости материалов в многочисленные, специально созданные счета заказов (персональные счета больных) или счета накладных расходов.
  Такова общая практика. Бюджетный учет допускает серьезные отступления от представленной схемы. Главное состоит в том, что палатное отделение не выписывает требование на конкретный лист назначений оказываемые услуги, и, соответственно, бухгалтерия не может отнести стоимость материалов на соответствующий номер заказа. Этот пробел можно восполнить, если соединить в единую информационную систему палатные отделения, аптеку и бухгалтерию ЛПУ. От бухгалтерий при позаказной калькуляции требуют ведение персонифицированных счетов пациентов и счетов накладных расходов для всех палатных отделений для дальнейшего распределения сумм с этих счетов на персональную себестоимость. Это вполне peaльно при компьютеризации работы ЛПУ.
  При позаказной калькуляции персонал отделения разделяют на две группы: основной (прямые расходы) и вспомогательный персонал (косвенные расходы). Позаказный учет трудозатрат является выборочным (учет времени работ врачей консультантов) и в масштабах всей деятельности ЛПУ мало реален. Однако возможен повсеместный и постоянный учет работниками видов и объемов выполненных работ с последующим пересчетом их длительности.
 Попроцессный метод
  Сущность попроцессного метода заключается в том, что прямые и косвенные затраты учитываются по статьям калькуляции на весь объем предоставленных услуг. В связи с этим среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех произведенных за месяц затрат (в целом по итогу и по каждой статье) на количество оказанных услуг за этот же период. Объекты учета затрат часто совпадают с объектами калькулирования. Основные особенности этого метода:
  1) затраты группируются по отдельным подразделениям безотносительно к отдельным оказанным услугам;
  2) затраты списываются за календарный период (неделю или месяц), а не за время, необходимое для завершения отдельной услуги.
 При попроцессном методе выполняется следующая последовательность учета.
  1. Документирование и учет затрат по элементам (по прямым расходам).
  2. Документирование и учет затрат, относимых на комплексные статьи (в связи с необходимостью учета затрат на вспомогательные подразделения и расходов на управление).

<< Пред.           стр. 1 (из 428)           След. >>

Список литературы по разделу