<< Пред.           стр. 20 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу

 принимала джайнскую трактовку души как потенциально
 деятельной, познающей и протяженной. Шанкара отвергал и
 безоговорочное признание джайнскими философами объективной
 реальности мира и их понимание путей "спасения". Но джайнов
 в конце XIX в. насчитывалось немного - 1,5 млн.
 Второй по численности была мусульманская община,
 охватывавшая примерно пятую часть населения. Ислам сыграл
 видную роль в развитии Индии, и нередко исследователи делят
 историю страны на два больших периода: доисламский и
 исламский. Дж.Неру критикует такую периодизацию: называть
 приход мусульман в Индию вторжением так же ошибочно и не-
 правильно, как и приход англичан в Индию христианским
 вторжением или именовать период английского господства в
 Индии христианским. Тюркские, афганские и позднее могольские
 племена необыкновенно быстро влились в индийскую жизнь и
 положили начало индо-могольскому периоду3.
 Ислам не поглотил индуизм, подавляющее большинство населения
 сохранило свою веру. Со временем сложились учения,
 соединившие основы обеих религий. Возникший в XV в. сикхизм
 называют сектой индуизма и рассматривают его как
 исламизированный индуизм или как индуизированное
 мусульманство. Учения основателей "еретических движений"
 средневековья также вбирали положения обеих религий. Об
 одном из таких учителей даже есть притча: после его смерти
 поднялся спор - ученики не могли договориться между собой,
 ____________________
  1 Щербатской Ф.И. Теория познания и логика по учению
 позднейших буддистов. Ч.2. Спб., 1909. С.43.
  2 Там же. С.VII.
  3 См.: Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955. С.248-249.
 
 
 
 106
 
 каким образом его хоронить. Если он индус, тогда тело нужно
 кремировать, если мусульманин - предать земле. Правы
 оказались и те, и другие: когда же подняли покрывало, под
 которым лежало тело, там не оказалось ничего, кроме большой
 цветочной гирлянды.
 В XIX столетии начался процесс реформации ислама. Новые идеи
 мусульманских мыслителей во многом были близки
 представлениям деятелей индуистской реформации. Пропаганда
 рационалистической интерпретации Корана и других сакральных
 текстов, акцент на активность человека как сотворца Бога,
 призывы к изменению положения женщин указывали на поиски
 иных ориентиров бытия человека в мире. Широко известна
 деятельность мусульманских просветителей в области
 распространения светского образования. Один из самых
 известных в стране университетов, Алигархский мусульманский,
 был создан тогда усилиями просвещенных мусульман, в первую
 очередь упоминавшегося ранее Сайид Ахмад-хана.
 Индусско-мусульманские противоречия не носили тогда
 общеиндийского характера, хотя и имели место. И.П.Минаев
 описывал отдельные столкновения между членами общин. В целом
 же они были столь незначительны, что он даже сделал вывод,
 что борьба с колониальным подчинением будет опираться на
 тесное единение индусов и мусульман на основе их религиозных
 убеждений4. Развитие исторических событий показало, что
 прогноз его был ошибочным.
 В Индии существовала и по сей день существует христианская
 община. К концу прошлого века она насчитывала около 1 млн.
 человек. Британская администрация первоначально не ставила
 целью усиление христианизации и всячески прокламировала
 принцип невмешательства в религиозные дела коренного
 населения. Ситуация менялась постепенно.
 В соответствии с хартией 1833 г. епископ Калькутты
 становился также епископом всей Индии и главой христиан
 англиканского вероисповедания. Оплата на содержание церкви
 возлагалась на местных жителей. Во второй половине века
 парламент Британии ввел в действие многие законы, имевшие
 силу на всей территории Индии. Узаконением 1850 г.
 отменялись некоторые местные установления и обычаи, частично
 касающиеся религиозной практики индийцев. Например, запреща-
 лось лишать наследства за перемену веры; подлежало судебному
 разбирательству преследование за отказ от своего
 вероисповедания; разрешалось замужество вдов; допускался
 развод супружеских пар, принявших христианство; объявлялось
 о привлечении к суду за убиение младенцев женского пола (в
 то время умерщвление новорожденных девочек было нередким
 явлением в бедных семьях, и европейские путешественники не
 раз отмечали, что "в индийских деревнях не слышно криков де-
 вочек").
 Христианские миссионеры заинтересованно наблюдали за
 исполнением законов. Возросла их роль в распространении
 западного образования: после осуществления реформы,
 ____________________
  4 См.: Минаев И.П. Очерки Цейлона и Индии. Ч.2.
 С.167-209.
 
 
 
 107
 
 проводимой в соответствии с докладом Т.Д.Маколея о
 просвещении (1835 г.), во много раз увеличилось число школ,
 доступных для новообращенных христиан. Ставилась цель
 сформировать из местного населения новый социальный слой,
 способный выполнять под руководством англичан нужную для
 колониальной администрации работу и содействовать рас-
 пространению в массах представлений о благотворности
 британского правления. На одном из заседаний британского
 парламента в 1857 г. прозвучало: "Провидение доверило нам
 огромную империю в Индостане с тем, чтобы стяг Христа
 победно развевался над всей Индией от одного ее конца до
 другого"5. Миссионеры активно действовали на Северо-Западе
 Индии. Согласно переписи 1891 г., в Пенджабе число христиан
 увеличилось за десять лет (с 1881 по 1891 г.) в четыре раза.
 В одном только Сиалкотском дистрикте за те же годы христиан-
 ская община выросла с 253 человек до 97116.
 Преобразования, проводимые колониальной администрацией и
 поддерживаемые миссионерами, воспринимались по-разному в
 разных слоях населения. Многие нормы и установления индуизма
 критиковали и индуистские реформаторы. Их стараниями
 вносились изменения в законодательство. Хорошо известно, что
 деятельность Р.М.Роя против практики сати подготовила
 общественное мнение и укрепила решение британских властей
 принять закон, запрещающий эту практику и расцененный
 ортодоксальными индусами как ущемление их религиозных прав.
 Нередко действия британских должностных лиц вызывали острое
 недовольство жителей страны, порой остракизму подвергались
 те индийцы, которые руководствовались новым семейным
 законодательством. Известный деятель Махараштры М.Г.Ранаде,
 вступивший в брак с вдовой, был жестоко наказан собственным
 отцом - тот навсегда отказался принимать пищу вместе с
 сыном. Молодые люди, защищавшие то или иное новшество,
 зачастую изгонялись из семьи. В Калькутте был даже
 организован специальный пансионат для юношей, вынужденных
 уйти из родительского дома.
 Серьезной была проблема отношения к различным религиям как
 системам. В прошлом веке весьма активно велась работа по
 переводам Библии на новоиндийские языки. Миссионеры
 организовали около Калькутты типографию, и скоро она
 превратилась в крупнейший книгоиздательский центр. Новый
 завет и некоторые части Старого завета на тамильский язык
 перевел еще в XVII в. протестантский проповедник Бартоломео
 Циегенбальг, Новый завет - на урду в 1805 г. Вильям Хантер,
 а на хинди - Вильям Карей в 1811 г. В 1819 г. вышла Библия
 на санскрите и хинди, и к 1868 г. было подготовлено еще два
 перевода. Отдельные части Библии в XIX в. были изданы на 37
 индийских языках7. Скорее всего переводов было еще больше.
 ____________________
  5 Dave N. Dayanand. A Pointer towards Reassesment.
 Ahmedabad, 1983. P.95.
  6 Jones K.W. Arya Dharm: Hindu Consciousness in the
 19-th century Punjub. Berkeley, 1976. P.144.
  7 The Oxford Dictionary of the Christian Church. L.,
 1977.
 
 
 
 108
 
 Уже в середине столетия в местном историческом журнале шла
 оживленная дискуссия по поводу того, кто выполнил перевод
 Евангелия на хинди - автор первых трудов по индийской фи-
 лософии Г.Т.Кольбрук или его однофамилец.
 В научный оборот активно вводились и памятники письменности
 народов Индии. Уже с конца XVIII в. на европейских языках
 стали публиковаться литературные и религиозно-философские
 тексты. Со второй половины XIX в. эта деятельность получила
 большой размах. С 1874 г. начала издаваться многотомная
 серия "Библиотека Индика", в которой печатались памятники
 письменности древней и средневековой Индии. Усилиями группы
 европейских и индийских ученых под руководством Ф.Макс
 Мюллера осуществилось издание многотомной серии "Священные
 книги народов Востока". В нее вошло много сочинений
 индийской религиозной мысли - из 49 томов индуизму был
 посвящен 21 том, буддизму - 10, джайнизму - 2.
 Знакомство с религиозными памятниками Индии и других стран
 Востока заставило христианских теологов определить свою
 позицию более четко. Как соотносится древнее "язычество" с
 ранним христианством? Как развиваются сложные религиозные
 представления и понятия из простейших идей? Как формируется
 религиозное сознание человека? Христианская апологетика в
 принципе исходила из положения об искажении древней
 монотеистической религии "позднейшими наслоениями". Учение
 Христа называлось "религией истины" - "religia verita" в
 противовес "религиям ложным" "religia falsa". Во второй
 половине прошлого века в Европе появилось немало трудов,
 призванных подкрепить положение о "забвении" первоначального
 монотеизма в "языческих" восточных религиях.
 Английский египтолог, санскритолог, знаток "Авесты" и
 редактор комментированного перевода Библии на английский
 язык (1863 г.) Ф.Кук8, исследуя верования древних ариев,
 приходил к выводу о неправомерности применения теории
 эволюции к религиозной мысли. Ошибочно считать, писал он,
 будто совершеннейшая религиозная идея вырабатывается из ее
 менее совершенных форм. Напротив, чистейшие и нравственно
 высокие идеи и представления принадлежали древнейшим
 временам, а их искажение, упадок нравственности и политеизм
 относятся к более позднему периоду истории народов. Ученый
 при этом полагал, что изменение религиозных представлений
 объясняется "влиянием низших (павших) рас". Он сопоставлял
 верования ариев с первым откровением, данным человеку,
 которое, словно неумирающее зерно добра, лежало и лежит в
 сердце людей всех рас, давая полный рост и плод лишь при
 животворящем солнце христианства. Только с ним Ф.Кук
 связывал "те чистейшие блестки истины, которые открываются
 посреди политеистического хлама, накопленного человеческим
 мышлением и воображением"9.
 ____________________
  8 Cook F.C. The Origin of Religion and Language in
 Five Essays. L., 1884.
  9 Властов Г. Риг-веда, Зенд-Авеста и Гаты в их
 отношении к Божественному откровению. [Предисловие к
 пер.сжатого очерка.] кн.: Cook F.C. The Origin of Religion
 
 
 
 109
 
 "Сказания Библии - суть истина", - писали теологи.
 Накопление знаний, касающихся древней истории мира,
 подтверждает все сказанное в Библии - новейшие исследования
 открытых "языческих" источников показывают, что "история
 творения ни единым словом не противоречит выводам
 современной науки, как библейская родословная народов не
 противоречит историческим, лингвистическим, этнологическим
 изысканиям". На заре человечества существовала одна
 человеческая семья; единственный достоверный памятник
 прошедшего, самый древний из них, Библия, с полной ясностью
 рисует нам "происхождение разных народов от трех сыновей
 Ноевых". "Арийское завоевание " Индии имело следствием
 отпадение человека от "истины", считали богословы.
 Утрачивается возвышенное знание, исчезают воспоминания о
 едином Боге, появляется идолопоклонство, вера во множество
 богов, индийцы погружаются в хаотическую тьму суеверий и
 извращенный аскетизм. Рушится чувство всеобщего
 нравственного единения, возникает предельная обособленность
 каждого, выдвигаются мысли о том, что жизнь не имеет
 самостоятельного значения и может считаться только тенью
 подлинного бытия. Извращаются понятия о морали - вместо
 стремления к совершенству, как в христианстве, формируются
 ложные представления о необходимости подавления собственного
 "я", об отрицании ценности жизненной активности, о слиянии
 души с божеством. С христианской точки зрения, индуистское
 мироощущение и миропонимание - это "искажение исторических,
 первобытных преданий о союзе с Богом, некогда нарушенном и
 прерванном"10.
 В научных европейских кругах преобладали сходные
 представления. Ориенталисты углубленно изучали религиозное
 сознание народов Востока. Круг вопросов, разрабатываемых
 ими, включал широкий спектр проблем политического,
 исторического, культурного характера, касающихся развития
 восточных цивилизаций. Их осмысление требовало изучения
 религий Востока; европейские авторы понимали, что без
 уяснения специфики "идеалов и жизненной философии" индийцев,
 содержания "бурного религиозного творчества", интенсивно
 продолжающегося и в то время, многое в культурно-исто-
 рическом развитии страны не может быть понято.
 Ф.Макс Мюллер в цикле прочитанных в Оксфорде лекций "Чему
 Индия может научить нас?" (1883 г.) и в других работах
 проводил мысль о том, что эволюция религиозного сознания у
 всех народов мира происходит одинаково - путем постепенного
 приближения к христианским идеям. Деятельность реформаторов
 индуизма (Р.М.Роя, К.Сена, П.Ч.Мазумдара и др.) он трактовал
 как постепенный подход к христианству. "Если когда-нибудь
 ____________________________________________________________
 and Language in Five Essays. L., 1884// Христианское чтение.
 Спб., 1886. Кн.1. С.14-15.
  10 Властов Г. Риг-Веда, Зенд-Авеста и Гаты; он же.
 Священная летопись первых времен мира и человечества как
 путеводная нить при научных изысканиях. Т.1-3. Спб., 1875;
 Хрисанф О. Религии древнего мира в их отношении к
 христианству. Т.1. Спб., 1875, и др.
 
 
 
 110
 
 осуществится реформа национальной религии Индии и освоение
 христианских доктрин, - писал он, - то это произойдет как
 раз на основе той тенденции, которую наметили эти сейчас
 почти совсем забытые деятели"11. Такого же мнения
 придерживались и многие его коллеги, индологи с мировым
 именем, - Х.Х.Вильсон, М.Моньер-Вильямс и др.12. М.Моньер-
 Вильямс считал, например, что деятельность реформаторов
 индуизма, направленная на искоренение предрассудков и
 суеверий, в конечном счете способствует распространению хри-
 стианских идей, и потому ее нужно всячески пропагандировать,
 ибо в Индии "густая тьма все еще окутывает землю, а в
 некоторых местах - тьма поистине египетская"13 . В одном из
 разделов своей книги "Индийская мудрость" он писал, что
 постарается "выявить пункты противопоставления христианства
 трем основным ложным религиям, распространенным в Индии", и
 утверждал, что христианство, обладающее "абсолютной боже-
 ственной истиной", "должно доминировать повсюду"14.
 В газетах Калькутты того времени содержалось немало
 объявлений о лекциях христианских миссионеров на такие, к
 примеру, темы как "Божественный промысл в Индии", и
 сообщалось, что местные жители с большим интересом внимали
 проповедникам, разъясняющим основы истинной религии. Дешевые
 брошюры ставили целью показать, сколь ошибочны суждения
 жителей Индии о Боге, мироздании, идеале верующего15. Со-
 гласно их интерпретации индуизма получилось, что в самой его
 сущности заложена некая "неистинность", являющаяся
 результатом влияния "шаманства" местных дравидийских племен
 на верования "арийских пришельцев". Поэтому нужно отказаться
 от "ложных верований", послуживших причиной падения

<< Пред.           стр. 20 (из 31)           След. >>

Список литературы по разделу