<< Пред. стр. 4 (из 10) След. >>
Правительственные
услуги 43,4 47,0 49,5
Другие виды услуг 252,4 349,9 479,1
Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics learbook. IMF, Wash.
Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25 % общей величины мирового экспорта, причем в 1997 году эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличится еще на 30 %. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.
Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое снижение транспортных издержек увеличило степень мобильности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, страховых фирм.
Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в статистике Международного валютного фонда, является заниженной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной платы, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими обратно в страну пребывания.
Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, услуги предоставляются в комплекте с товарами. Причем стоимость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном обмене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, лечение больного при помощи лекарств).
Из статистического учета "выпадают" доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается ежегодный оборот по статье "услуги" не может дать точного представления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50 %.
Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50 % импорта. Доля первой пятерки составляет более 50 % экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44 % всего мирового экспорта услуг.
Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами; вышесказанное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевропейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использование иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
Если говорить о распределении стоимости услуг по отдельным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50 % экспорта услуг этой страны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50 % экспортной выручки.
Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
5. СПЕЦИФМКА РЫНКА УСЛУГ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.
Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок, транснациональных корпораций, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.
Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае, внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.
Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.
Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций.
Специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая организация, ИМО - Международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей.
Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.
Довольно распространенными особенно в середине восьмидесятых годов были двусторонние договоры. Так, например, заключенное в середине восьмидесятых годов американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.
На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине восьмидесятых годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющегося крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.
Основная идея США заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.
На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвестирования.
В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.
На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило государственных) фирм.
Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в начале восьмидесятых годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.
Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.
На открывшемся в 1986 году совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и начали проводиться параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.
Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.
С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.
резюме
Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий темпы роста ВВП.
Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимущественное развитие торговли машин и оборудования, современных наукоемких изделий. Практически неизменно высокой остается доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.
Расширение внешних связей сопровождается активизацией поисков новых средств внешнеторговой политики: отказа от стоимостных в пользу более гибких, но гораздо более Эффективных и избирательных средств скрытого протекционизма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совершенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхования, расширение послепродажного обслуживания, информационной обеспеченности потенциальных покупателей.
Исключительно быстро развиваются новые формы международных экономических отношений и прежде всего рынок услуг, на долю которого приходится до тридцати процентов всего объема мирохозяйственных связей.
Общим следствием вышеперечисленных тенденций становится усиление межгосударственного регулирования. Международные организации и прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях приобретают все более широкий и глобальный характер не только за счет роста числа своих членов, но и путем включения в орбиту своего регулирования новых сфер государственной экономической политики.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ - Процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров на пути развития международной торговли.
ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель, характеризующий значимость экспорта для экономики, отдельных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.
ИМПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель или инструмент административно-количественного регулирования импорта, характеризующий значимость импорта для экономики, отдельных отраслей и производств по различным видам продукции.
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - денежный сбор или инструмент административно-количественного регулирования импорта, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересечении ими границы страны.
ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ - систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами; классическое средство общегосударственного экономического управления импортом.
литература
1. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1990.
2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996.
3. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. - М.: Высшая школа, 1996.
4. Левшин Ф. М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. - М.: МО, 1993.
Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА. СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ И ФOPМЫ. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИТАЛА. ЕГО ФОРМЫ.
2. ОСОБАЯ РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
3. МАСШТАБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
4. МЕСТО РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАН СНГ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖНИЯ КАПИТАЛА. ЕГО ФОРМЫ
Есть два подхода к трактовке сущности международного движения капитала. Различия в основе этих двух подходов, в свою очередь, объясняются двумя причинами: во-первых, развитием рынка и составляющих его форм хозяйственных связей, во-вторых, меняющимся пониманием сущности, роли и значения отдельных форм таких связей в развитии и совершенствовании национальных экономик, характера задач, экономической безопасности и социально-экономического благополучия.
Для экономистов международное движение капитала - это движение одного из факторов производства, основанное на его исторически сложившемся или приобретенном сосредоточении в различных странах, экономическая предпосылка производства ими отдельных товаров и услуг более эффективно, чем в других странах. В центре внимания здесь рынок в качестве универсальной ценности с признанием национальных особенностей его функционирования в отдельных странах, но при этом - с признанием еще одного элемента универсальности "правил игры" на международном уровне, а постепенно также и на национальном уровне. Для политэкономов это помещение относительно избыточных преимущественно финансовых ресурсов за границей ради систематического получения более высокой прибавочной стоимости, произведенной трудящимися страны, в которую помещен капитал (наиболее последовательно это проявилось в марксистско-ленинской политэкономии советского образца, но есть и немало сопоставимых суррогатов в т.н. "политэкономии развивающихся стран"). При этом подходе рынок уже не субъект, а объект, средство достижения определенных целей на национальном, региональном или международном уровне.
Различия могут быть прослежены и дальше, вплоть до понимания категорий интереса, благополучия и безопасности: в первом случае к каждому из этих трех ключевых понятий приложимо определение "национальный", во-втором "государственный". В российской практике применяются оба подхода, и даже есть третий, при котором на равных помещаются оба определения (как синонимы), но одно при этом ставится в скобку. Такого рода "развязка" носит скорее лингвистический характер. При первом подходе отчетливо проявляется трактовка, характерная для "supply side", т.е. производства, во-втором - противостоящая ей "demand side", т.е. спрос с присущими ему свойствами классового противостояния.
Однако постепенно это теоретическое и практическое противостояние стало менее очевидным, как в результате существенных и все продолжающихся реформ в управлении рыночными процессами производства в первом случае (именуемым капиталистическим хозяйством), так и исторического краха вполне конкретной модели управлении хозяйством на базе второго подхода, ассоциируемого с социалистическим способом производства.
В реальном (экономическом) содержании международное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных хозяйственных связей всех видов. Некоторые авторы в отношении международных капиталовложений подходят с мерками их межгосударственной "миграции". Хотя этот подход и может быть подтвержден практикой некоторой (преимущественно спекулятивной) части мирового рынка и имеет в этой связи соответствующие теоретические обоснования, в нашем курсе он не рассматривается, ибо с точки зрения профессиональной ориентации более уместен для специализированных учебников по подготовке специалистов кредитно-банковского или правоохранительного профиля.
По характеру и формам международные капиталовложения могут быть разными.
По источникам происхождения - это (1) государственный и (2) частный капитал /1/. Первый (т.е. государственный) капитал в международном обиходе называют еще официальным; он представляет собой средства из госбюджета, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межправительственных организаций. По формам - это государственные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется межправительственными соглашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). Но в любом случае, это всё таки деньги налогоплательщиков, хотя и идущие до получателя разным путем. Второй -это частный капитал, т.е. средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физическими). Сюда относятся инвестиции, торговые кредиты, межбанковское кредитование; они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий их контролировать и регулировать. В практике бывают весьма тонкие методы превращения государственных средств в частные инвестиции, но это уже особый вопрос /2/.
По характеру использования международные капиталовложения могут быть (1) предпринимательскими и (2) ссудными. Первые прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего здесь выступает частный капитал. Вторые означают предоставление средств взаймы ради получения процента. Здесь активно выступает капитал из государственных источников, но из частных источников операции также весьма значительны.
По срокам международные капиталовложения делятся на (1) среднесрочные и долгосрочные, а также (2) краткосрочные. К первым относят вложения более чем на один год. В данную группу входят наиболее значимые капиталовложения, т.к. к долгосрочным относятся все вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные кредиты).
По целям международные капиталовложения делятся на (1) прямые инвестиции и (2) портфельные инвестиции. Первые являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью права собственности или решающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским капиталом. Вторые не дают права контроля за объектом вложения, а всего лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередности в получении такого дохода. Это находит свое выражение в различных типах акций (обычных и привилегированных). Международный валютный фонд в этом же контексте (т.е. "цели") выделяет еще одну группу - "прочие инвестиции", которую в основном образуют международные займы и банковские депозиты; они могут обнаруживаться попеременно то в (1), то во (2).
В изложенной схеме есть два уязвимых момента, которые не полностью укладываются в современную инвестиционную практику.
Первое - она вполне логична и способна "работать" с позиций валютно-кредитных отношений. Но из недр торгово-экономических связей также возникают, как известно, многочисленные формы операций, связанные с инвестициями /З/. Одни именуются "относящимися к торговле инвестиционными мерами" ("trade related investment measures", или TRIMs) /4/. Среди них разнообразные сервисные, маркетинговые, управленческие, технологические и прочие контракты, приводящие к появлению инвестиционных прав, но не вписывающиеся жестко в указанную выше классификацию. Они не предусматривают передачу иностранцу права собственности, но дают право на систематическое получение дохода (роялти, ренталс и др.). Некоторые такие контракты отношения важны при вовлечении в международную инвестиционную деятельность малого и среднего бизнеса, при переводе его из статуса торговых партнеров на уровень торгово- инвестиционного партнера. Одни включают эти меры в сферу движения капитала, другие - воздерживаются.
Аналогичная ситуация с лизингом, ставшим важной формой торговой деятельности. В то же время лизинг оказался в одном ряду с инвестициями; инвесторами при обращении к лизингу выступают арендодатели, ибо платежи за сданное в аренду оборудование становится для них формой получения постоянного дохода и учитывают в полной мере стандарты прибыльности на рынке. Сходная ситуация в отношении использования селенга.
Инвестиционные возможности содержит инжиниринг и другие формы торговли услугами. На уругвайском раунде ГАТТ обращалось внимание на "относящиеся к торговле аспекты прав интеллектуальной собственности" ("trade related a&pects of intellectual property rights"), конкретно - авторские и связанные с ними права, торговые марки, географические обозначения, промышленные конструкции, патенты, разработки интегрированных сетей, нераскрытая (незапатентованная) информация (т.е. торговые секреты) /5/. Игнорировать эти аспекты инвестиционной деятельности также вевозможно.
Второе - в изложенной схеме все формы равнозначны. Между тем можно спорить, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством, а не ради перераспределения ранее полученных и распределенных прибылей. В основе этих споров, которые выходят на уровень актов законодательных органов или правительственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышленных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее емко объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества, поскольку подчинены деятельности реального сектора в экономике. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими фирмами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их "правила игры" более определенны. Это особенно важно с позиций управляемого рыночного хозяйства, обеспечения реальных конкурентных стандартов для национальной экономики.
2. ОСОБАЯ РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
По разным причинам (в т.ч. названным выше) прямые инвестиции оказывают существенное воздействие на всю мировую экономику и ее сердцевину - международный бизнес. С экономической точки зрения, с позиций фирм - это:
• обеспечение для себя стабильного рынка непосредственно или в качестве трамплина для выхода на рынки "третьих стран";
• образование своего "внутреннего рынка", те или иные секторы которого расположены в отдельных странах;
• включение своего интереса в межгосударственные отношения на региональном и более широком международном уровне.
Когда говорят о прямых инвестициях, то имеют в виду наличие либо иностранного контроля над 10 или более процентами обычных акций, либо голосов, либо "эффективного голоса" в управлении предприятием. Для некоторых это связано только с собственностью, долей в акционерном капитале, которую можно получить
• а) через приобретение акций за рубежом;
• б) с помощью реинвестирования прибыли;
• в) посредством внутрифирменных займов или внутрифирменной задолженности.
Многие считают эти формы недостаточными и вполне обоснованно продолжают перечень различными неакционерными формами (включая субконтракты, управленческие соглашения, френчайзинг, лицензионные сделки, раздел продукции и др.). Нельзя не признать, что процесс расширения трактовок, относящихся к пониманию форм и методов прямого зарубежного инвестирования, породил ряд проблем, носящих поистине глобальный характер и требующих для их разрешения новых, нестандартных подходов и решений.
Как известно, за период с 1914 г. до конца второй мировой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3. Потом они удвоились за 10 лет, затем - за 6-7 лет. За четверть века (с середины 60-х годов) они выросли в 4 раза, я в 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. дол. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. дол., т.е. произошло почти 4-кратное увеличение за одно десятилетие. В 1996 г. мир вступил с суммой прямых зарубежных инвестиций, приближающейся к 3 трлн. дол. /6/.
Столь высокие темпы роста иностранных инвестиций объясняются, конечно, отнюдь не избытком капиталов, которые искали бы место для своего прибыльного приложения вследствие ограниченности внутреннего рынка и невозможности эффективно использовать их во внутренней экономике, в то время как есть страны с более высокой нормой прибыли. Произошла перестройка в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем во главу угла ставится не только возможность получения прибыли, но длительный (постоянный) характер такого получения (до тех пор, пока существует само производство).
Общая сумма прямых инвестиций, которые находятся в структурах ТНК (число таких хозяйствующих субъектов в мире на конец 1995 года составило 39 тыс. плюс 270 тыс. зарубежных филиалов), 2,7 трлн. дол. ТНК и аналогичные им хозяйственные образования образуют наиболее динамичный сектор мирового хозяйства.
3. МАСШТАБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЯМЫХ
ИНВЕСТИЦИЙ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Структурно этот вопрос выглядит так:
(1) абсолютные и сопоставимые размеры участия отдельных стран и регионов в общей (совокупной) сумме прямых Иностранных инвестиций;
(2) динамика ежегодных изменений;
(3) причины изменений и тенденции.
В связи с первым пунктом следует в особенности указать, что практически все страны являются как экспортерами, так и импортерами прямых инвестиций, или иначе (поскольку такие инвестиции идут преимущественно через каналы ТНК) как страны базирования (там, где находится головное подразделение международной корпорации инвестора) и как принимающие страны (так, международные инвесторы имеют свои дочерние компании, филиалы, отделения, действующие на базе прямых инвестиций). Поэтому в приводимой ниже таблице место каждой группы стран и мира в целом будет характеризоваться на основе данных "Мирового инвестиционного доклада" за 1996 год двумя показателями, как: а) импортера, б) экспортера (млрд.дол., 1995 г.).
Таблица 8
Весь мир а) 2 657 б) 2 730
Промышленно-развитые страны а) 1 933 б) 2 514
Развивающиеся страны а) 653 б) 214
Страны Центральной и Восточной Европы а) 32 б) 1,4
Если обозначить 10 наиболее крупных импортеров и экспортеров капитала, то картина, на первый взгляд, может показаться простой и привычной: в перечне приведены признанные лидеры мировой экономики. В числе их США, Великобритания, Германия, Япония, Франция, Канада, Италия, т.е. та самая "семерка", с ежегодными неформальными встречами которой связываются ключевые экономические решения, имеющие глобальное последствия /7/.
Таблица 9
Распределение стран по размерам прямых иностранных инвестиций (млн. дол.,
1995 г.)
Однако эти простота и привычность обманчивы. Поистине пикантная особенность колонки (а): в ней нет Японии (для неё не нашлось бы там строчки, даже если бы вместо десяти стран перечень был бы увеличен в несколько раз: прямые иностранные инвестиции, допущенные японским правительством и бизнесом в эту страну, составляют всего лишь 17831 млн. дол.). На "вакантные" места в левой колонке ("принимающие страны") вышли Китай, Испания, Австралия» Нидерланды, Бельгия/Люксембург. В правой колонке ("страны базирования") оказались перечислены также Нидерланды, Швейцария, Гонконг (занимающий пока отдельную строку в мировом инвестиционном списке; по-видимому, Гонконгу и в будущем, после присоединения к Китаю, будет отводиться отдельная строка как самостоятельному экономическому образованию в мировой экономики).
В настоящее время есть основания говорить о трехполюсной глобальной структуре прямых иностранных инвестиций: США, Европейский союз, Япония. На "триаду" приходится приблизительно 4/5 общего объёма вывоза и ввоза инвестиций - существенно больше их удельного веса во внешней торговле. США стали самым крупным импортёром капитала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортёра капитала. Отмечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Японией, которая может серьезно усилить свои позиции в мире по размерам "внешней экономики". Страны Азии (за исключением Японии) в ближайшие годы обгонят Западную Европу по объемам привлечения прямых иностранных инвестиций. Согласно данным международной консультативной группы "Артур Андерсен", наиболее перспективным стимулом для капиталовложений за рубежом становится расширение доступа на иностранные рынки, а не сокращение производственных расходов.
Внутри самой "триады" идет интенсивное взаимное переплетение капитала, взаимная торговля растёт быстрее, чем мировая торговля в целом. В лице "триады" формируется новый, ещё более высокий этаж со своим международным разделением труда и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.
"Большая семёрка" - это своего рода головная штаб-квартира высшего рыночного этажа. Интеграция на нём осуществляется не на основе какого-либо межгосударственного соглашения, но с помощью таких правовых норм, таких "правил игры" рыночных сил, которые обеспечивают высокий динамизм хозяйственного развития. Остальные группы стран, отдельные группировки осуществляют своего рода "настройку" на эти мирохозяйственные стандарты, которая позволяет им не терять связи с лидерами. Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные отрасли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения компаний, специализирующихся на недвижимости и финансовом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промышленных компаний обещает стать создание за рубежом не производственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в организации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.
Что касается современных масштабов международного движения прямых инвестиций в годовом измерении (обозначен выше в плане раздела как пункт 2), то к 1996 г. картина такова. Из суммы прироста за 1995 г. в 315 млрд. дол. наибольшая часть (203 млрд.) приходится на промышленно развитые страны, почти 100 млрд. - на развивающиеся (в т.ч. более 38 млрд. - на Китай) и около 12 млрд. - на страны Центральной и Восточной Европы (включая Россию).
Основная часть инвестиций и осуществляющих их главных "действующих лиц" ТНК сосредоточена в упомянутой "триаде" (США, ЕС и Японии). На 10 крупнейших принимающих стран приходятся 2/3 притока инвестиций, на 100 малых стран - 1 %. Рекордный рост инвестиций внутри группы наиболее развитых стран связывают прежде всего с активно происходящим процессом межфирменных слияний и приобретений акций партнеров (в целом - 229 млрд. из 315 млрд.).
Неравномерность характерна и в других группах. Среди развивающихся стран это выглядит так: 65% приходится на Азию, 27% - на Латинскую Америку, остальное - Африка.
Список наиболее активных участников международной инвестиционной деятельности продолжает возглавлять "Роял Датч Шелл" с зарубежными активами в 63,4 млрд.долл. (из общей суммы активов более 100 млрд.); затем идет "Форд" с 60,6 млрд. (при общей сумме активов в 219,4 млрд.); третий - "Экссон" (соответственно 56,2 и 87,9 млрд.). Примерно 2/3 всей суммы накопленных инвестиций (от названной выше суммы в 2,7 млрд.) принадлежат 100 крупнейшим ТНК, расположенным в "триаде". На США приходится 1/3 из 100 крупнейших ТНК.
Вместе с тем среди крупных ТНК имеются теперь и выходцы из ряда развивающихся стран - Азии или Латинской Америки. Список таких ТНК возглавляет "Дэу" (Корея), "Хатчисон Уампу" из Гонконга и "Семекс" из Мексики.
Известна связь современной торговли с иностранными инвестициями и особенно - с созданием международно-оперирующего производства на базе ТНК. Несмотря на известное положение теории о том, что процесс зарубежного инвестирования ведет к замещению торговли, однако на практике инвестиционная деятельность связана с созданием новых торговых возможностей и ростом спроса /8/, и эта тенденция превалирует. Торговля ведет к росту инвестиций, что, в свою очередь, стимулирует торговлю. Вопрос в том, как управлять этим процессом, тем более, что неизбежны структурные перемены, особенно на основе международных производственно-сбытовых сетей.
По пункту (3) данного раздела, т.е. о причинах динамики прямых иностранных инвестиций и об ожидаемых тенденциях на этот счет, картина выглядит так.
Основные участники международного движения капитала относятся не к числу стран, наиболее отличающихся только льготным инвестиционным режимом, а к странам, в которых наиболее активно развиваются рыночные процессы. Эти причины могут быть перечислены в таком порядке: давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка правительств. Кроме того, называются следующие региональные группировки, наиболее активно содействующие притоку инвестиций: ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС. МЕРКОСУР, ибо они способствуют глобализации бизнеса, выработке и практическому применению на всех уровнях сопоставимых инвестиционных режимов. Стоит напомнить, как это уже раскрывалось в наших публикациях, страны предостерегаются от соблазна делать ставку на "сманивание" капитала разного рода разовыми льготами вместо предоставления стабильного и взаимовыгодного инвестиционного режима и реальных гарантий /8/. В этом направлении выдержаны существующие на этот счет международные соглашения, а также те, по которым ведется работа в настоящее время, в частности, в ОЭСР и ВТО.
Мировое хозяйство движется в сторону создания многостороннего механизма, определяющего "правила игры" в отношении прямых иностранных инвестиций /9/. В этой связи отмечается ряд обстоятельств.
Отмечается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима (в 1995 г. отмечено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях режим облегчен).
Резко возросло число двусторонних соглашений (на июнь 1996 г. их 1160 между 158 странами).
Повысилась роль региональных соглашений, предусматривающих конкретные вопросы (в т.ч. режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незаконными платежами и другими формами коррупции, предотвращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении использования фирмами трансферных цен, обеспечение защиты окружающей среды, решение коренных социальных проблем, в т.ч. крайне болезненной проблемы занятости, гарантирование цивилизованных стандартов в трудовых отношениях).
Определился многосторонний подход (особенно в части услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений). В этой связи можно вновь отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМс, ВТО.
Что характерно: определился и получил достаточно широкое признание перечень вопросов, на которые иностранный инвестор желал бы получить четкий и определенный ответ в соответствующих законодательных актах, постановлениях исполнительной власти, а также в нормах административной и деловой практики. Обозначим хотя бы перечень ключевых вопросов, не касаясь существа ответов. Это – статус регулирующих документов и возможный порядок их корректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции), меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную деятельность в данной стране (включая режим, стимулы, отчетность, урегулирование споров и пр.). Наличие такого перечня исключает возможность умолчаний или подмены реальных норм политическими декларациями. Важно также представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.
Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все планируют активные зарубежные операции. Но есть некоторые "географические" нюансы: американские фирмы делают ставку на западноевропейский рынок (особенно в области высоких технологий и в производстве потребительских товаров); европейские ТНК рассчитывают делать основные вложения на американском рынке; у японских ТНК - приоритет в Азии. Что касается развивающихся стран, то их новые вложения будут предположительно находиться также в развивающихся странах.
4. МЕСТО РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ , ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАН СНГ В СФЕРЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Государства перечисленной в подзаголовке группы во многих источниках и в международной практике относят к числу стран переходной экономики. С точки зрения экономической и социально экономической в корректности такого определения как будто не возникает каких-либо сомнений. Действительно, в этих странах проходят процессы рыночного развития, формирования цивилизованной рыночной экономики. В международной хозяйственной практике такое определение, оказывается, связано с определенными издержками, т.к. может использоваться партнерами для введения определенных ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что некоторые из этих стран еще не освободились полностью от административно-командного управления и имеют возможность прибегать к нерыночным методам в своей хозяйственной политике.
Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран - в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (приток в целом превысил уровень 1994 г. почти в 2 раза, причем в Венгрию и в Чешскую Республику - в 3 раза), что связывают с приватизацией и началом экономического возрождения.
Крупнейшие получатели прямых иностранных инвестиций в 1995 г. в данной группе (в млн. дол.): Венгрия - 3500, Польша - 2510, Чешская Республика - 2500, Россия - 2017, Румыния - 373, Латвия - 250. В свою очередь, страны данной группы сами выступают инвесторами.
Большинство корпораций - вкладчиков в бывшие страны социалистического содружества происходят из ЕС. На США приходится 15%, на Японию - 1% новых вложений.
Применительно к странам СНГ данные о ежегодном притоке иностранных прямых инвестиций (а) и вывозе таких инвестиций за рубеж (б), об общей сумме вложенных в страну прямых иностранных инвестиций (в) и об аналогичных вложениях этих стран за рубежом (г) по состоянию на 1995г. имеют следующие количественные характеристики (млн. дол., оценка):
Таблица 10
а)(б)(в)(г)
Азербайджан110…
110...
Армения1…
18...
Беларусь20…
52…
Грузия…
...…
…
Казахстан284…
719…
Киргизстан15…
25…
Таджикистан15…
25…
Молдова32
86...
Россия20171294054515
узбекистан115
250
украина200375911
По пунктам (в) и (г) оценка сделана экспертами ЮНКТАД на основе официальных данных о размерах финансовых потоков. О конкретных параметрах инвестиционной деятельности России и о существующей на этот счет практике см. выше (главу 4). В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, о соглашениях о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и некоторые другие. Определенные особенности на этот счет предусмотрены в отношении особой экономической зоны Калининградской области, накоплен некоторый опыт в части функционирования СЭЗ "Находка". Есть предложения об учреждении и других аналогичных рыночных образований на территории России. Имеется закон о зоне экономического благоприятствования "Ингушетия". Кроме того, Россия имеет ряд международных соглашений, в т.ч. двусторонние инвестиционные соглашения и об избежании двойного налогообложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ, в т.ч. в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизстаном (от 29 марта 1996 г.) и в Договоре об образовании Сообщества Беларусии и России (от 2 апреля 1996 г.).
С развитием и углублением участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы видят важное условие подъема своей национальной экономики, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли в во всем процессе национального развития этих стран, преуменьшения и уж тем более нанесения ущерба национальным интересам, национальному благосостоянию и национальной безопасности.
резюме
Стандарты современного мирового хозяйства включают в себя весьма значительный компонент, относящийся к правилам привлечения иностранных инвестиций, их функционирования в национальной экономике на региональном и более широком международном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иностранных инвестиций является залогом успешного функционирования национальных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме.
При всем многообразии форм международного движения иностранного капитала приоритетную роль играют на современном этапе прямые иностранные инвестиции, причем механизм и каналы, по которым они осуществляются, находятся в процессе постоянного совершенствования и развития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хозяйстве.
Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инвестиции придут вслед за предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в т.ч. опыт стран б. социалистического содружества) показывает: иностранный капитал в производительной, инвестиционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
ИНВЕСТОР - юридическое или физическое лицо, осуществляющее капитальные вложения.
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - предпринимательские инвестиции, в результате которых инвестор владеет решающей долей собственности или получает право осуществлять управленческий контроль над объектом вложения капитала.
ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - предпринимательские инвестиции, которые не дают их владельцу управленческого контроля над объектом вложения капитала.
РОЯЛТИ - регулярные платежи по лицензионному соглашению, установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции.
литература
1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. Под ред. В.Е.Рыбалкина, М., 1996, Международные отношения.
2. В.Д.Щетинин. Международные экономические отношения. Курс лекций. Вып. 1, М., Дипломатическая Академия, 1996, гл. 2., с. 95,96.
3. Специальная работа генерального директора Всемирной торговой организации Р.Руджейеро "Прямые иностранные инвестиции и многосторонняя торговая система", "Transnational 23 corporations", vol. 5. No 1 (april 1996). р. 18.
4. World Investment Report, 1992. NY, 1992, p.70-73.
5. Ibid., p. 74 - 75.
6. World Investment Report, 1996, NY & Geneva, 1996.
7. Статья В.В. Разумовского в журнале "Международная жизнь", N 10, 1996.
8. Основы внешнеэкономических знаний. Под ред. И.П.Фаминского, М.,1990.
9. "Правила рынка". Под ред. В.Д. Щетинина, М., 1994, с.95.
10. International Investment Instruments. A Compendium, vol. I-III.United Nations Conference on Trade and Development. Division on Transnational Corporations and Investment. Geneva, 1996. А также: Globalization and Liberalization. Development in face of two powerful currents. NY & Geneva. 1996.
Глава 9. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. ВИДЫ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
1. МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.
3. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
4. ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов и разных формах. Это - и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы. Это - беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением "обстоятельств" /1/.
Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миграционные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою миграционную политику.
Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественного демографического прироста стран, принимающих и отдающих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство западноевропейских стран, а также страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты и т. д.).
Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов международной миграции населения, который характеризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную работу с последующим возвращением на родину.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические проблемы.
Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?
Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а также приобретения ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, "утечку умов", иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т. п. /2/.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.
Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна - импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран - экспортеров и импортеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно Программе Действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран - экспортеров и импортеров рабочей силы.
В настоящее время значительное число учреждений и организаций прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ (Международной организации труда) в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах /З/ является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т. п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (статья 2);
• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (статья 3);
• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (статья 4);
• организацией соответствующих медицинских служб (статья 5);
• разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (статья 9).
Конвенция включает также приложения, среди которых первые два касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а третье - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В Приложении 1, в частности указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:
• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.
В данном документе также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат соответствующему наказанию.
В названной конвенции подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.
Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства, по желанию сторон, могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т. п. /4/.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г. /З/ государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.
Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения /4/. Назначение данной Конвенции - координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.
Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления.
3. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН -ИМПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммиграции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил размеры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам /5/.
Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем использования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).
О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов,
Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от национального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.
К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
• дополнительные профессиональные требования, относящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен владеть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными системами);
• ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент на получение гражданства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда от неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточением политики по отношению к нелегальным иммигрантам, законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демократических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административные) стимулы (предоставление материальной помощи и возможности приобретения профессии и т. п.)
4. ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН -ЭКСПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Международная организация труда (МОТ) так определила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированности экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
Современная международная трудовая миграция характеризуется активизацией и ростом влияния стран - экспортеров рабочей силы, которые используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
• методы и средства защиты интересов государства -экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации;
• методы использования эмиграции в целях обеспечения ресурсами экономики страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхождения значительную (иногда дифференцированную по категориям) долю полученной за границей заработной платы.
Государство привлекает также средства частных посреднических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т. д.), а также путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, решения спорных вопросов в стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назначаются атташе по труду, которые призваны обеспечивать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ведение переговоров с работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на родину мигрантов.
• Меры, способствующие сочетанию как защиты государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.
Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать защиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, располагают надежными международными связями и способны нести материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.
• Меры, направленные на взаимную защиту интересов стран - экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).
5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Россия не осталась в стороне от этих процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории России оказалось в середине 90-х гг. около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, продолжаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. Об этом говорилось, и была признана безотлагательная необходимость международной помощи на Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и других регионов (например, афганская община порядка 200 тысяч человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки - материальной и финансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.