<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Правительственные
 услуги 43,4 47,0 49,5
 Другие виды услуг 252,4 349,9 479,1
 Источник: МВФ. Статистика платежного баланса. Balance of Payments Statistics learbook. IMF, Wash.
 
 Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем услуг составляет около 25 % общей ве­личины мирового экспорта, причем в 1997 году эта величи­на, по приблизительным подсчетам, увеличится еще на 30 %. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, кото­рые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляе­мых частными фирмами; за этот период она выросла в два с половиной раза.
 Причины такого роста весьма разнообразны. Резкое сни­жение транспортных издержек увеличило степень мобиль­ности производителей и потребителей услуг; новые формы и средства спутниковой связи и видеотехники в ряде случаев позволяют вообще отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Технологический прогресс позволил увеличить спрос на те услуги, которые раньше имели товарную форму. Это относится к финансовым услугам, услугам банков, стра­ховых фирм.
 Абсолютная величина суммы услуг, отраженная в ста­тистике Международного валютного фонда, является зани­женной по сравнению с реальной величиной. Заниженными представляются расчеты расходов туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов во время их пребывания за рубежом. Весьма затруднительно рассчитать величину заработной пла­ты, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими обратно в страну пребывания.
 Трудность подсчета связана с тем, что, как правило, ус­луги предоставляются в комплекте с товарами. Причем сто­имость услуги зачастую составляет значительную долю цены товара. Часто услуги фигурируют во внутрифирменном об­мене. В таком случае выразить и определить их стоимость зачастую оказывается невозможно, поскольку на эти виды услуг вообще нет рынка. В некоторых случаях отделение услуги от товара оказывается невозможным (например, ле­чение больного при помощи лекарств).
 Из статистического учета "выпадают" доходы по банков­ским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.
 В связи с этим, по мнению ряда ученых, официальная статистика платежного баланса, в которой указывается еже­годный оборот по статье "услуги" не может дать точного пред­ставления о масштабах международной торговли услугами, величина которых, по мнению ряда экспертов, оказывается заниженной на 40-50 %.
 Географическое распределение торговли услугами, пре­доставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств.
 На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50 % импорта. Доля первой пятерки составляет бо­лее 50 % экспорта. При этом на четыре страны: США, Вели­кобританию, ФРГ, Францию приходится 44 % всего мирового экспорта услуг.
 Для развивающихся стран характерно наличие отрица­тельного сальдо во внешней торговле услугами; вышеска­занное, однако, не исключает, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Синга­пур является крупным финансовым центром. Многие мел­кие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.
 Что касается России, других государств СНГ и стран Балтии, то хотя они и обладают потенциальными резервами для развития туризма, транспортных услуг (организуют мор­ские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая ма­териально-техническая база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Со своей стороны западноевро­пейские страны высокое качество своих услуг дополняют применением широкого спектра ограничений на использова­ние иностранных услуг, в том числе и из стран СНГ.
 Если говорить о распределении стоимости услуг по отдель­ным видам, то наибольшее значение в мировой торговле услугами имеют туризм и транспорт. Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней следует Великобритания, ФРГ и Норвегия. Судоходство составляет 50 % экспорта услуг этой стра­ны. На рынке грузовых и пассажирских транспортных услуг до­минируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туриз­ма. Большой объем туристических услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40-50 % экс­портной выручки.
 Для Турции, Испании и ряда средиземноморских госу­дарств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки.
 
 
 5. СПЕЦИФМКА РЫНКА УСЛУГ И ЕГО РЕГУЛИРОВАНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ
 Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рын­ка, характеризуемого наличием общих черт. Тем не менее можно говорить о важнейших тенденциях, внесших каче­ственно новые моменты в развитие этого рынка.
 Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за ис­ключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением, а точнее массированным выходом на этот рынок, транснациональных корпораций, которые смогли по­ставить себе на службу современные средства телекоммуника­ций, создав глобальную систему передачи информации.
 Это привело к взрывообразному росту сферы международ­ных услуг, которые стали составным элементом внутрипроиз­водственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она рас­членяется по отдельным странам в то время как информационно-технологическое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае, внут­рифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.
 Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпус­кать кредитные карточки, выполнять функции транспорт­ных агентств.
 Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расши­ряют продажу новейших видов наукоемкой продукции, зна­чительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечени­ем к ним, а производитель бытовой электроники гарантиру­ет покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.
 Превращение услуг в составной элемент внутрипроизвод­ственной международной деятельности ТНК поставило на по­вестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
 К настоящему времени действующая система регулиро­вания функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций.
 Специализированные межправительственные организа­ции как, например, ИКАО - Организация международной гражданской авиации, ВТО - Всемирная туристическая орга­низация, ИМО - Международная морская организация спе­циализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей.
 Если, например, в рамках ИКАО осуществляется уни­фикация правил полетов и эксплуатации воздушного транс­порта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.
 Довольно распространенными особенно в середине вось­мидесятых годов были двусторонние договоры. Так, напри­мер, заключенное в середине восьмидесятых годов американо-канадское соглашение о свободной торговле уде­лило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере ту­ризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержа­нию оказалось соглашение США с Израилем.
 На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных регио­нальных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
 В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регу­лирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине восьмидесятых годов сфера деятельности этой орга­низации была расширена по инициативе США, являющего­ся крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным пред­метом переговоров в рамках ГАТТ.
 Основная идея США заключалась в том, чтобы в регули­ровании услуг использовать те же правила, которые вырабо­таны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и един­ство прочтения законов), неприменение национальных зако­нов в ущерб иностранным производителям.
 На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что по­скольку потребление услуги и ее производство осуществля­ются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвес­тирования.
 В области инвестирования ГАТТ использует нацио­нальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным произво­дителям.
 На практике это означает, что США, проводя дерегули­рование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять анало­гичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как пра­вило государственных) фирм.
 Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в на­чале восьмидесятых годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда аме­риканские компании оказались вынужденными конкуриро­вать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.
 Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность ино­странных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т. е. ориен­тируются на режим наибольшего благоприятствования.
 На открывшемся в 1986 году совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и начали проводить­ся параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие спе­циального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состояв­шего из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила ре­гулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликви­дации ограничений в сервисных отраслях.
 Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было достижение соглашения о либерализации торговли ус­лугами. Регулированию подверглись услуги в области теле­коммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохра­нение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспорт­ной продажи кинофильмов и телепрограмм.
 С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании тор­говли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.
 
 резюме
 Последние полтора десятилетия наблюдается стабильный и постоянный рост мировой торговли товарами и услугами, превышающий темпы роста ВВП.
 Тенденции роста мирохозяйственных связей связаны с качественными сдвигами в мировой торговле: преимуществен­ное развитие торговли машин и оборудования, современных наукоемких изделий. Практически неизменно высокой оста­ется доля развитых стран, стабильно сохраняющих за собой три четверти мирового объема товарооборота.
 Расширение внешних связей сопровождается активиза­цией поисков новых средств внешнеторговой политики: от­каза от стоимостных в пользу более гибких, но гораздо более Эффективных и избирательных средств скрытого протекцио­низма. Аналогичные изменения претерпевают и средства форсирования экспорта, где все шире применяются методы, адекватные специфике наукоемкого и технологически совер­шенного производства: технические барьеры и стандарты, государственные субсидии НИОКР, новые формы страхова­ния, расширение послепродажного обслуживания, информа­ционной обеспеченности потенциальных покупателей.
 Исключительно быстро развиваются новые формы меж­дународных экономических отношений и прежде всего ры­нок услуг, на долю которого приходится до тридцати процентов всего объема мирохозяйственных связей.
 Общим следствием вышеперечисленных тенденций стано­вится усиление межгосударственного регулирования. Между­народные организации и прежде всего ГАТТ и ВТО, специализирующиеся на внешней торговле и международных экономических отношениях приобретают все более широкий и глобальный характер не только за счет роста числа своих чле­нов, но и путем включения в орбиту своего регулирования но­вых сфер государственной экономической политики.
 
 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ - Процесс снижения таможенных и нетарифных барьеров на пути раз­вития международной торговли.
 ЭКСПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель, харак­теризующий значимость экспорта для экономики, отдель­ных отраслей и производств по тем или иным видам продукции.
 ИМПОРТНАЯ КВОТА - количественный показатель или ин­струмент административно-количественного регулирования импорта, характеризующий значимость импорта для эконо­мики, отдельных отраслей и производств по различным ви­дам продукции.
 ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ - денежный сбор или инстру­мент административно-количественного регулирования им­порта, взимаемый государством через сеть таможенных учреждений с товаров, имущества и ценностей при пересече­нии ими границы страны.
 ТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫ - систематизированный перечень товаров, облагаемых пошлинами; классическое средство об­щегосударственного экономического управления импортом.
 
 литература
 1. Основы внешнеэкономических знаний. Словарь-справочник. - М.: Высшая школа, 1990.
 2. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. - М.: МО, 1996.
 3. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения. - М.: Высшая школа, 1996.
 4. Левшин Ф. М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. - М.: МО, 1993.
 
 
 
 
 Глава 8. МЕЖДУНАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАПИТАЛА. СУЩНОСТЬ, МЕХАНИЗМ И ФOPМЫ. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
 1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖЕНИЯ КАПИ­ТАЛА. ЕГО ФОРМЫ.
 2. ОСОБАЯ РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
 3. МАСШТАБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИ­ЦИЙ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРО­ВОМ ХОЗЯЙСТВЕ.
 4. МЕСТО РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ, ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАН СНГ В СФЕРЕ МЕЖ­ДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ.
 
 1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ДВИЖНИЯ КАПИТАЛА. ЕГО ФОРМЫ
 Есть два подхода к трактовке сущности международного движения капитала. Различия в основе этих двух подходов, в свою очередь, объясняются двумя причинами: во-первых, развитием рынка и составляющих его форм хозяйственных связей, во-вторых, меняющимся пониманием сущности, роли и значения отдельных форм таких связей в развитии и со­вершенствовании национальных экономик, характера задач, экономической безопасности и социально-экономического благополучия.
 Для экономистов международное движение капитала - это движение одного из факторов производства, основанное на его исторически сложившемся или приобретенном сосредото­чении в различных странах, экономическая предпосылка про­изводства ими отдельных товаров и услуг более эффективно, чем в других странах. В центре внимания здесь рынок в каче­стве универсальной ценности с признанием национальных осо­бенностей его функционирования в отдельных странах, но при этом - с признанием еще одного элемента универсальности "пра­вил игры" на международном уровне, а постепенно также и на национальном уровне. Для полит­экономов это помещение относительно избыточных преимущественно финансовых ресурсов за границей ради системати­ческого получения более высокой прибавочной стоимости, про­изведенной трудящимися страны, в которую помещен капитал (наиболее последовательно это проявилось в марксистско-ленинской политэкономии советского образца, но есть и немало сопоставимых суррогатов в т.н. "политэкономии развивающих­ся стран"). При этом подходе рынок уже не субъект, а объект, средство достижения определенных целей на национальном, региональном или международном уровне.
 Различия могут быть прослежены и дальше, вплоть до понимания категорий интереса, благополучия и безопаснос­ти: в первом случае к каждому из этих трех ключевых поня­тий приложимо определение "национальный", во-втором "государственный". В российской практике применяются оба подхода, и даже есть третий, при котором на равных поме­щаются оба определения (как синонимы), но одно при этом ставится в скобку. Такого рода "развязка" носит скорее лин­гвистический характер. При первом подходе отчетливо про­является трактовка, характерная для "supply side", т.е. производства, во-втором - противостоящая ей "demand side", т.е. спрос с присущими ему свойствами классового противо­стояния.
 Однако постепенно это теоретическое и практическое противостояние стало менее очевидным, как в результате существенных и все продолжающихся реформ в управлении рыночными процессами производства в первом случае (име­нуемым капиталистическим хозяйством), так и историчес­кого краха вполне конкретной модели управлении хозяйством на базе второго подхода, ассоциируемого с социалистичес­ким способом производства.
 В реальном (экономическом) содержании международ­ное движение капитала является определяющим элементом в функционировании мировой экономики, развитии форм и условий международных хозяйственных связей всех видов. Некоторые авторы в отношении международных капиталов­ложений подходят с мерками их межгосударственной "миграции". Хотя этот подход и может быть подтвержден практикой некоторой (преимущественно спекулятивной) ча­сти мирового рынка и имеет в этой связи соответствующие теоретические обоснования, в нашем курсе он не рассматривается, ибо с точки зрения профессиональной ориентации более уместен для специализированных учебников по подго­товке специалистов кредитно-банковского или правоохрани­тельного профиля.
 По характеру и формам международные капиталовло­жения могут быть разными.
 По источникам происхождения - это (1) государствен­ный и (2) частный капитал /1/. Первый (т.е. государствен­ный) капитал в международном обиходе называют еще официальным; он представляет собой средства из госбюдже­та, которые уходят за рубеж или принимаются оттуда по решению либо непосредственно правительств, либо межпра­вительственных организаций. По формам - это государствен­ные займы, ссуды, гранты (дары), помощь, международное движение которых определяется межправительственными со­глашениями. Сюда же относятся кредиты и иные средства международных организаций (к примеру, кредиты МВФ). Но в любом случае, это всё таки деньги налогоплательщи­ков, хотя и идущие до получателя разным путем. Второй -это частный капитал, т.е. средства из негосударственных источников, помещаемые за рубеж или принимаемые из-за рубежа частными лицами (юридическими или физически­ми). Сюда относятся инвестиции, торговые кредиты, меж­банковское кредитование; они не связаны напрямую с госбюджетом, но правительство держит их перемещения в поле зрения и может в пределах своих полномочий их конт­ролировать и регулировать. В практике бывают весьма тон­кие методы превращения государственных средств в частные инвестиции, но это уже особый вопрос /2/.
 По характеру использования международные капи­таловложения могут быть (1) предпринимательскими и (2) ссудными. Первые прямо или косвенно вкладываются в про­изводство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего здесь выступает частный капитал. Вторые означают предос­тавление средств взаймы ради получения процента. Здесь активно выступает капитал из государственных источников, но из частных источников операции также весьма значи­тельны.
 По срокам международные капиталовложения делятся на (1) среднесрочные и долгосрочные, а также (2) краткос­рочные. К первым относят вложения более чем на один год. В данную группу входят наиболее значимые капиталовло­жения, т.к. к долгосрочным относятся все вложения пред­принимательского капитала в форме прямых и портфельных инвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственные кредиты).
 По целям международные капиталовложения делятся на (1) прямые инвестиции и (2) портфельные инвестиции. Первые являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса и обеспечивают его с помощью пра­ва собственности или решающих прав в управлении. В ос­новном прямые иностранные инвестиции являются частным предпринимательским капиталом. Вторые не дают права кон­троля за объектом вложения, а всего лишь долгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очеред­ности в получении такого дохода. Это находит свое выраже­ние в различных типах акций (обычных и привилегирован­ных). Международный валютный фонд в этом же контексте (т.е. "цели") выделяет еще одну группу - "прочие инвести­ции", которую в основном образуют международные займы и банковские депозиты; они могут обнаруживаться попере­менно то в (1), то во (2).
 В изложенной схеме есть два уязвимых момента, кото­рые не полностью укладываются в современную инвестици­онную практику.
 Первое - она вполне логична и способна "работать" с по­зиций валютно-кредитных отношений. Но из недр торгово-экономических связей также возникают, как известно, многочисленные формы операций, связанные с инвестиция­ми /З/. Одни именуются "относящимися к торговле инвес­тиционными мерами" ("trade related investment measures", или TRIMs) /4/. Среди них разнообразные сервисные, мар­кетинговые, управленческие, технологические и прочие кон­тракты, приводящие к появлению инвестиционных прав, но не вписывающиеся жестко в указанную выше классифика­цию. Они не предусматривают передачу иностранцу права собственности, но дают право на систематическое получение дохода (роялти, ренталс и др.). Некоторые такие контракты отношения важны при вовлечении в международную инвес­тиционную деятельность малого и среднего бизнеса, при пе­реводе его из статуса торговых партнеров на уровень торгово- инвестиционного партнера. Одни включают эти меры в сферу движения капитала, другие - воздерживаются.
 Аналогичная ситуация с лизингом, ставшим важной формой торговой деятельности. В то же время лизинг оказался в одном ряду с инвестициями; инвесторами при обра­щении к лизингу выступают арендодатели, ибо платежи за сданное в аренду оборудование становится для них формой получения постоянного дохода и учитывают в полной мере стандарты прибыльности на рынке. Сходная ситуация в от­ношении использования селенга.
 Инвестиционные возможности содержит инжиниринг и другие формы торговли услугами. На уругвайском раунде ГАТТ обращалось внимание на "относящиеся к торговле ас­пекты прав интеллектуальной собственности" ("trade related a&pects of intellectual property rights"), конкретно - авторс­кие и связанные с ними права, торговые марки, географи­ческие обозначения, промышленные конструкции, патенты, разработки интегрированных сетей, нераскрытая (незапатен­тованная) информация (т.е. торговые секреты) /5/. Игнори­ровать эти аспекты инвестиционной деятельности также вевозможно.
 Второе - в изложенной схеме все формы равнозначны. Между тем можно спорить, какие формы инвестиций важнее с точки зрения управления реальным производством, а не ради перераспределения ранее полученных и распреде­ленных прибылей. В основе этих споров, которые выходят на уровень актов законодательных органов или правитель­ственных постановлений, лежит, как правило, личный или групповой интерес соответствующих финансово-промышлен­ных кругов. Но все более признается приоритетное значение прямых инвестиций как наиболее емко объединяющих национальные (или государственные) интересы различных слоев общества, поскольку подчинены деятельности реального сектора в экономике. К тому же они преимущественно связаны с конкретными международно-оперирующими фирмами, финансово-промышленными группами, поэтому они более управляемы, их "правила игры" более определенны. Это особенно важно с позиций управляемого рыночного хозяйства, обеспечения реальных конкурентных стандартов для нацио­нальной экономики.
 
 2. ОСОБАЯ РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
 По разным причинам (в т.ч. названным выше) прямые инвестиции оказывают существенное воздействие на всю мировую экономику и ее сердцевину - международный биз­нес. С экономической точки зрения, с позиций фирм - это:
 • обеспечение для себя стабильного рынка непосред­ственно или в качестве трамплина для выхода на рынки "третьих стран";
 • образование своего "внутреннего рынка", те или иные секторы которого расположены в отдельных странах;
 • включение своего интереса в межгосударственные отношения на региональном и более широком междуна­родном уровне.
 Когда говорят о прямых инвестициях, то имеют в виду наличие либо иностранного контроля над 10 или более про­центами обычных акций, либо голосов, либо "эффективного голоса" в управлении предприятием. Для некоторых это свя­зано только с собственностью, долей в акционерном капита­ле, которую можно получить
 • а) через приобретение акций за рубежом;
 • б) с помощью реинвестирования прибыли;
 • в) посредством внутрифирменных займов или внут­рифирменной задолженности.
 Многие считают эти формы недостаточными и вполне обоснованно продолжают перечень различными неакционер­ными формами (включая субконтракты, управленческие со­глашения, френчайзинг, лицензионные сделки, раздел продукции и др.). Нельзя не признать, что процесс расшире­ния трактовок, относящихся к пониманию форм и методов прямого зарубежного инвестирования, породил ряд проблем, носящих поистине глобальный характер и требующих для их разрешения новых, нестандартных подходов и решений.
 Как известно, за период с 1914 г. до конца второй миро­вой войны заграничные капиталовложения увеличились на 1/3. Потом они удвоились за 10 лет, затем - за 6-7 лет. За четверть века (с середины 60-х годов) они выросли в 4 раза, я в 80-е годы мир вступил примерно с 450 млрд. дол. В 1990 г. был достигнут рубеж в 1,7 трлн. дол., т.е. про­изошло почти 4-кратное увеличение за одно десятилетие. В 1996 г. мир вступил с суммой прямых зарубежных инвес­тиций, приближающейся к 3 трлн. дол. /6/.
 Столь высокие темпы роста иностранных инвестиций объясняются, конечно, отнюдь не избытком капиталов, ко­торые искали бы место для своего прибыльного приложения вследствие ограниченности внутреннего рынка и невозмож­ности эффективно использовать их во внутренней экономи­ке, в то время как есть страны с более высокой нормой прибыли. Произошла перестройка в мировом хозяйстве, когда транснациональные корпорации начали вывозить за рубеж не капитал в прежних формах, а производство, причем во главу угла ставится не только возможность получения при­были, но длительный (постоянный) характер такого получе­ния (до тех пор, пока существует само производство).
 Общая сумма прямых инвестиций, которые находятся в структурах ТНК (число таких хозяйствующих субъектов в мире на конец 1995 года составило 39 тыс. плюс 270 тыс. зарубежных филиалов), 2,7 трлн. дол. ТНК и аналогичные им хозяйственные образования образуют наиболее динамич­ный сектор мирового хозяйства.
 
 3. МАСШТАБЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРЯМЫХ
 ИНВЕСТИЦИЙ, ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
 Структурно этот вопрос выглядит так:
 (1) абсолютные и сопоставимые размеры участия отдель­ных стран и регионов в общей (совокупной) сумме прямых Иностранных инвестиций;
 (2) динамика ежегодных изменений;
 (3) причины изменений и тенденции.
 В связи с первым пунктом следует в особенности ука­зать, что практически все страны являются как экспортера­ми, так и импортерами прямых инвестиций, или иначе (поскольку такие инвестиции идут преимущественно через каналы ТНК) как страны базирования (там, где находится головное подразделение международной корпорации инвес­тора) и как принимающие страны (так, международные ин­весторы имеют свои дочерние компании, филиалы, отделения, действующие на базе прямых инвестиций). Поэтому в при­водимой ниже таблице место каждой группы стран и мира в целом будет характеризоваться на основе данных "Мирового инвестиционного доклада" за 1996 год двумя показателями, как: а) импортера, б) экспортера (млрд.дол., 1995 г.).
 Таблица 8
 
 Весь мир а) 2 657 б) 2 730
 Промышленно-развитые страны а) 1 933 б) 2 514
 Развивающиеся страны а) 653 б) 214
 Страны Центральной и Восточной Европы а) 32 б) 1,4
 
 
 
 
 Если обозначить 10 наиболее крупных импортеров и эк­спортеров капитала, то картина, на первый взгляд, может показаться простой и привычной: в перечне приведены при­знанные лидеры мировой экономики. В числе их США, Ве­ликобритания, Германия, Япония, Франция, Канада, Италия, т.е. та самая "семерка", с ежегодными неформальными встре­чами которой связываются ключевые экономические реше­ния, имеющие глобальное последствия /7/.
 
 
 
 Таблица 9
 
 Распределение стран по размерам прямых иностранных инвестиций (млн. дол.,
  1995 г.)
 
 
 Однако эти простота и привычность обманчивы. Поис­тине пикантная особенность колонки (а): в ней нет Японии (для неё не нашлось бы там строчки, даже если бы вместо десяти стран перечень был бы увеличен в несколько раз: прямые иностранные инвестиции, допущенные японским пра­вительством и бизнесом в эту страну, составляют всего лишь 17831 млн. дол.). На "вакантные" места в левой колонке ("принимающие страны") вышли Китай, Испания, Австра­лия» Нидерланды, Бельгия/Люксембург. В правой колонке ("страны базирования") оказались перечислены также Ни­дерланды, Швейцария, Гонконг (занимающий пока отдельную строку в мировом инвестиционном списке; по-видимому, Гонконгу и в будущем, после присоединения к Китаю, будет отводиться отдельная строка как самостоятельному эконо­мическому образованию в мировой экономики).
 В настоящее время есть основания говорить о трехполюсной глобальной структуре прямых иностранных инвес­тиций: США, Европейский союз, Япония. На "триаду" приходится приблизительно 4/5 общего объёма вывоза и ввоза инвестиций - существенно больше их удельного веса во внеш­ней торговле. США стали самым крупным импортёром ка­питала. Возрос уровень интеграции в ЕС на основе внутрирегиональных прямых инвестиций, а весь регион стал выступать в качестве крупнейшего экспортёра капитала. От­мечаются высокие темпы роста вывоза инвестиций Япони­ей, которая может серьезно усилить свои позиции в мире по размерам "внешней экономики". Страны Азии (за исключе­нием Японии) в ближайшие годы обгонят Западную Европу по объемам привлечения прямых иностранных инвестиций. Согласно данным международной консультативной группы "Артур Андерсен", наиболее перспективным стимулом для капиталовложений за рубежом становится расширение дос­тупа на иностранные рынки, а не сокращение производствен­ных расходов.
 Внутри самой "триады" идет интенсивное взаимное пе­реплетение капитала, взаимная торговля растёт быстрее, чем мировая торговля в целом. В лице "триады" формируется новый, ещё более высокий этаж со своим международным разделением труда и своими механизмами регулирования на национальном, региональном и надрегиональном уровнях, определяющими мирохозяйственные стандарты.
 "Большая семёрка" - это своего рода головная штаб-квар­тира высшего рыночного этажа. Интеграция на нём осуще­ствляется не на основе какого-либо межгосударственного соглашения, но с помощью таких правовых норм, таких "пра­вил игры" рыночных сил, которые обеспечивают высокий динамизм хозяйственного развития. Остальные группы стран, отдельные группировки осуществляют своего рода "настрой­ку" на эти мирохозяйственные стандарты, которая позволя­ет им не терять связи с лидерами. Благодаря достижениям в области средств связи и информации производственные от­расли промышленности станут ведущими иностранными инвесторами; при этом зарубежные капиталовложения ком­паний, специализирующихся на недвижимости и финансо­вом обслуживании, сократятся по сравнению с показателями последнего десятилетия. Приоритетным для многих промыш­ленных компаний обещает стать создание за рубежом не про­изводственных центров, а сетей распространения продукции. Кроме того, многие ведущие фирмы заинтересованы в орга­низации за рубежом научно-исследовательских и опытно-конструкторских бюро.
 Что касается современных масштабов международного движения прямых инвестиций в годовом измерении (обозна­чен выше в плане раздела как пункт 2), то к 1996 г. картина такова. Из суммы прироста за 1995 г. в 315 млрд. дол. наи­большая часть (203 млрд.) приходится на промышленно раз­витые страны, почти 100 млрд. - на развивающиеся (в т.ч. более 38 млрд. - на Китай) и около 12 млрд. - на страны Центральной и Восточной Европы (включая Россию).
 Основная часть инвестиций и осуществляющих их глав­ных "действующих лиц" ТНК сосредоточена в упомянутой "триаде" (США, ЕС и Японии). На 10 крупнейших принима­ющих стран приходятся 2/3 притока инвестиций, на 100 малых стран - 1 %. Рекордный рост инвестиций внутри груп­пы наиболее развитых стран связывают прежде всего с ак­тивно происходящим процессом межфирменных слияний и приобретений акций партнеров (в целом - 229 млрд. из 315 млрд.).
 Неравномерность характерна и в других группах. Среди развивающихся стран это выглядит так: 65% приходится на Азию, 27% - на Латинскую Америку, остальное - Африка.
 Список наиболее активных участников международной инвестиционной деятельности продолжает возглавлять "Роял Датч Шелл" с зарубежными активами в 63,4 млрд.долл. (из общей суммы активов более 100 млрд.); затем идет "Форд" с 60,6 млрд. (при общей сумме активов в 219,4 млрд.); третий - "Экссон" (соответственно 56,2 и 87,9 млрд.). Примерно 2/3 всей суммы накопленных инвестиций (от названной выше суммы в 2,7 млрд.) принадлежат 100 крупнейшим ТНК, рас­положенным в "триаде". На США приходится 1/3 из 100 крупнейших ТНК.
 Вместе с тем среди крупных ТНК имеются теперь и выходцы из ряда развивающихся стран - Азии или Латинской Америки. Список таких ТНК возглавляет "Дэу" (Корея), "Хатчисон Уампу" из Гонконга и "Семекс" из Мексики.
 Известна связь современной торговли с иностранными инвестициями и особенно - с созданием международно-опе­рирующего производства на базе ТНК. Несмотря на извест­ное положение теории о том, что процесс зарубежного инвестирования ведет к замещению торговли, однако на прак­тике инвестиционная деятельность связана с созданием но­вых торговых возможностей и ростом спроса /8/, и эта тенденция превалирует. Торговля ведет к росту инвестиций, что, в свою очередь, стимулирует торговлю. Вопрос в том, как управлять этим процессом, тем более, что неизбежны структурные перемены, особенно на основе международных производственно-сбытовых сетей.
 По пункту (3) данного раздела, т.е. о причинах динами­ки прямых иностранных инвестиций и об ожидаемых тен­денциях на этот счет, картина выглядит так.
 Основные участники международного движения капи­тала относятся не к числу стран, наиболее отличающихся только льготным инвестиционным режимом, а к странам, в которых наиболее активно развиваются рыночные процес­сы. Эти причины могут быть перечислены в таком порядке: давление конкуренции, новые технологии, приватизация, поддержка правительств. Кроме того, называются следую­щие региональные группировки, наиболее активно содейству­ющие притоку инвестиций: ЕС, НАФТА, АСЕАН, АТЭС. МЕРКОСУР, ибо они способствуют глобализации бизнеса, выработке и практическому применению на всех уровнях сопоставимых инвестиционных режимов. Стоит напомнить, как это уже раскрывалось в наших публикациях, страны предостерегаются от соблазна делать ставку на "сманивание" капитала разного рода разовыми льготами вместо предостав­ления стабильного и взаимовыгодного инвестиционного ре­жима и реальных гарантий /8/. В этом направлении выдержаны существующие на этот счет международные со­глашения, а также те, по которым ведется работа в настоя­щее время, в частности, в ОЭСР и ВТО.
 Мировое хозяйство движется в сторону создания много­стороннего механизма, определяющего "правила игры" в отношении прямых иностранных инвестиций /9/. В этой связи отмечается ряд обстоятельств.
 Отмечается рост изменений в законодательстве, ведущих к либерализации инвестиционного режима (в 1995 г. отме­чено 112 изменений в 64 странах, причем в 106 случаях ре­жим облегчен).
 Резко возросло число двусторонних соглашений (на июнь 1996 г. их 1160 между 158 странами).
  Повысилась роль региональных соглашений, предусмат­ривающих конкретные вопросы (в т.ч. режим, гарантии, урегулирование инвестиционных споров, борьба с незакон­ными платежами и другими формами коррупции, предотв­ращение ограничительной деловой практики, установление порядка раскрытия информации, контроль в отношении ис­пользования фирмами трансферных цен, обеспечение защи­ты окружающей среды, решение коренных социальных проблем, в т.ч. крайне болезненной проблемы занятости, га­рантирование цивилизованных стандартов в трудовых отношениях).
 Определился многосторонний подход (особенно в части услуг, прав интеллектуальной собственности, страхования, урегулирования споров, проблем занятости и трудовых отношений). В этой связи можно вновь отметить ГАТС, ТРИПС, ТРИМс, ВТО.
 Что характерно: определился и получил достаточно ши­рокое признание перечень вопросов, на которые иностранный инвестор желал бы получить четкий и определенный ответ в соответствующих законодательных актах, постанов­лениях исполнительной власти, а также в нормах админист­ративной и деловой практики. Обозначим хотя бы перечень ключевых вопросов, не касаясь существа ответов. Это – статус регулирующих документов и возможный порядок их кор­ректировки, определение ключевых понятий (инвестор, инвестиции), меры, влияющие на вход прямых инвестиций в страну и их оперативную деятельность в данной стране (включая режим, стимулы, отчетность, урегулирование споров и пр.). Наличие такого перечня исключает возможность умолчаний или подмены реальных норм политическими дек­ларациями. Важно также представлять, при каких обстоятельствах возможны ограничительные, запретительные или карательные меры, а также какова процедура облегчения режима.
 Анализ существующих планов крупнейших инвесторов позволяет нарисовать следующую общую картину. Все пла­нируют активные зарубежные операции. Но есть некоторые "географические" нюансы: американские фирмы делают став­ку на западноевропейский рынок (особенно в области высо­ких технологий и в производстве потребительских товаров); европейские ТНК рассчитывают делать основные вложения на американском рынке; у японских ТНК - приоритет в Азии. Что касается развивающихся стран, то их новые вложения будут предположительно находиться также в развивающих­ся странах.
 
 4. МЕСТО РОССИИ, ДРУГИХ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ , ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ И СТРАН СНГ В СФЕРЕ
 МЕЖДУНАРОДНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
 Государства перечисленной в подзаголовке группы во многих источниках и в международной практике относят к числу стран переходной экономики. С точки зрения эконо­мической и социально экономической в корректности тако­го определения как будто не возникает каких-либо сомнений. Действительно, в этих странах проходят процессы рыночно­го развития, формирования цивилизованной рыночной эко­номики. В международной хозяйственной практике такое определение, оказывается, связано с определенными издер­жками, т.к. может использоваться партнерами для введе­ния определенных ограничений по ряду конкурентных параметров на том основании, что некоторые из этих стран еще не освободились полностью от административно-коман­дного управления и имеют возможность прибегать к неры­ночным методам в своей хозяйственной политике.
 Несмотря на скромные абсолютные размеры прямых иностранных инвестиций в эту группу стран - в последнее время отмечается довольно значительный темп роста таких вложений (приток в целом превысил уровень 1994 г. почти в 2 раза, причем в Венгрию и в Чешскую Республику - в 3 раза), что связывают с приватизацией и началом эконо­мического возрождения.
 Крупнейшие получатели прямых иностранных инвести­ций в 1995 г. в данной группе (в млн. дол.): Венгрия - 3500, Польша - 2510, Чешская Республика - 2500, Россия - 2017, Румыния - 373, Латвия - 250. В свою очередь, страны дан­ной группы сами выступают инвесторами.
 Большинство корпораций - вкладчиков в бывшие стра­ны социалистического содружества происходят из ЕС. На США приходится 15%, на Японию - 1% новых вложений.
 Применительно к странам СНГ данные о ежегодном при­токе иностранных прямых инвестиций (а) и вывозе таких инвестиций за рубеж (б), об общей сумме вложенных в стра­ну прямых иностранных инвестиций (в) и об аналогичных вложениях этих стран за рубежом (г) по состоянию на 1995г. имеют следующие количественные характеристики (млн. дол., оценка):
 
 Таблица 10
 
 
  а)(б)(в)(г)
 Азербайджан110…
  110...
 Армения1…
  18...
 
 Беларусь20…
  52…
 
 Грузия…
  ...…
  …
 
 Казахстан284…
  719…
 
 Киргизстан15…
  25…
 
 Таджикистан15…
  25…
 
 Молдова32
  86...
 Россия20171294054515
 узбекистан115
  250
 
 украина200375911
 
 
 
 По пунктам (в) и (г) оценка сделана экспертами ЮНКТАД на основе официальных данных о размерах фи­нансовых потоков. О конкретных параметрах инвестицион­ной деятельности России и о существующей на этот счет практике см. выше (главу 4). В основе такой деятельности лежат законы об иностранных инвестициях, о соглашениях о разделе продукции, о финансово-промышленных группах и некоторые другие. Определенные особенности на этот счет предусмотрены в отношении особой экономической зоны Калининградской области, накоплен некоторый опыт в час­ти функционирования СЭЗ "Находка". Есть предложения об учреждении и других аналогичных рыночных образований на территории России. Имеется закон о зоне экономического благоприятствования "Ингушетия". Кроме того, Россия имеет ряд международных соглашений, в т.ч. двусторонние инвес­тиционные соглашения и об избежании двойного налогооб­ложения. Инвестиционные вопросы рассматриваются в хозяйственно-экономических договорах и соглашениях в рамках СНГ, в т.ч. в Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях между Российской Федерацией, Беларусью, Казахстаном и Киргизстаном (от 29 марта 1996 г.) и в Договоре об образовании Сообще­ства Беларусии и России (от 2 апреля 1996 г.).
 С развитием и углублением участия в международных инвестиционных процессах государства данной группы ви­дят важное условие подъема своей национальной экономи­ки, что, конечно, отнюдь не предполагает передачу иностранным инвесторам решающей роли в во всем процес­се национального развития этих стран, преуменьшения и уж тем более нанесения ущерба национальным интересам, на­циональному благосостоянию и национальной безопасности.
 
 резюме
 Стандарты современного мирового хозяйства включают в себя весьма значительный компонент, относящийся к пра­вилам привлечения иностранных инвестиций, их функцио­нирования в национальной экономике на региональном и более широком международном уровне. Опыт показывает, что умелое и грамотное использование иностранных инвес­тиций является залогом успешного функционирования на­циональных хозяйств в состязательном, конкурентном режиме.
 При всем многообразии форм международного движе­ния иностранного капитала приоритетную роль играют на современном этапе прямые иностранные инвестиции, при­чем механизм и каналы, по которым они осуществляются, находятся в процессе постоянного совершенствования и раз­вития, модернизируются вместе со структурными сдвигами во всем мировом хозяйстве.
 Вопреки предположениям и надеждам, что иностранные прямые инвестиции придут вслед за предоставлением им особых благ, льгот и всякого рода поблажек, мировой опыт (в т.ч. опыт стран б. социалистического содружества) пока­зывает: иностранный капитал в производительной, инвести­ционной форме предпочитает идти в страны с эффективно и динамично развивающимися рыночными хозяйствами.
 
 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
 ИНВЕСТОР - юридическое или физическое лицо, осуще­ствляющее капитальные вложения.
 ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - предпринимательские инвести­ции, в результате которых инвестор владеет решающей до­лей собственности или получает право осуществлять управленческий контроль над объектом вложения капитала.
 ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - предпринимательские ин­вестиции, которые не дают их владельцу управленческого контроля над объектом вложения капитала.
 РОЯЛТИ - регулярные платежи по лицензионному согла­шению, установленные в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции.
 
 литература
 1. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. Под ред. В.Е.Рыбалкина, М., 1996, Международные отношения.
 2. В.Д.Щетинин. Международные экономические отношения. Курс лекций. Вып. 1, М., Дипломатическая Академия, 1996, гл. 2., с. 95,96.
 3. Специальная работа генерального директора Всемирной торговой организации Р.Руджейеро "Прямые иностранные инвестиции и многосто­ронняя торговая система", "Transnational 23 corporations", vol. 5. No 1 (april 1996). р. 18.
 4. World Investment Report, 1992. NY, 1992, p.70-73.
 5. Ibid., p. 74 - 75.
 6. World Investment Report, 1996, NY & Geneva, 1996.
 7. Статья В.В. Разумовского в журнале "Международная жизнь", N 10, 1996.
 8. Основы внешнеэкономических знаний. Под ред. И.П.Фаминского, М.,1990.
 9. "Правила рынка". Под ред. В.Д. Щетинина, М., 1994, с.95.
 10. International Investment Instruments. A Compendium, vol. I-III.United Nations Conference on Trade and Development. Division on Transnational Corporations and Investment. Geneva, 1996. А также: Globalization and Liberalization. Development in face of two powerful currents. NY & Geneva. 1996.
 
 
 
 
 Глава 9. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. ВИДЫ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
 1. МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУ­ДОВЫХ РЕСУРСОВ.
 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.
 3. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
 4. ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
  5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
 
 
 1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
 Одним из проявлений интернационализации и демокра­тизации хозяйственной и социально-культурной жизни че­ловечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и стра­нами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий явля­ются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов и разных фор­мах. Это - и добровольные мигранты, пользующиеся права­ми и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбо­ра места жительства и работы. Это - беженцы и вынужден­ные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением "обстоятельств" /1/.
 Масштабы потоков и драматизм положения таких миг­рантов в отдельные исторические периоды и годы превраща­ются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества.
 Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непос­редственно размеры, особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне столкнулось с не­обходимостью координации усилий многих стран по разре­шению острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков. Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы регулирова­ния, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других организаций), региональном (региональные экономические организации) и национальном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной миграции населения и нормализовать миг­рационные потоки. Последнее десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и страны-экс­портеры трудовых ресурсов вносят существенные корректи­вы в свою миграционную политику.
 Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возникает при наличии значительного контраста в уровнях экономического и социального развития и темпах естественно­го демографического прироста стран, принимающих и отдаю­щих рабочую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее развитые страны, такие, как США, Кана­да, Австралия, большинство западноевропейских стран, а так­же страны с высокими доходами от продажи нефти и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты и т. д.).
 Внешняя трудовая миграция относится к одному из ви­дов международной миграции населения, который характе­ризуется перемещением рабочей силы, как правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на времен­ную работу с последующим возвращением на родину.
 Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам, как при­нимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические про­блемы.
 Какие положительные последствия трудовой миграции сегодня признаются и используются?
 Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миг­рации способствуют смягчению условий безработицы, появлению для страны-экспортера рабочей силы дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмиг­рантов, а также приобретения ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило, пополняют ряды сред­него класса, вкладывая заработанные средства в собственное дело, создавая дополнительные рабочие места.
 К отрицательным последствиям трудовой миграции сле­дует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, "утеч­ку умов", иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т. п. /2/.
 Для нейтрализации отрицательных последствий и уси­ления положительного эффекта, получаемого страной в ре­зультате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социаль­ной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, ди­рективных мер и необходимость косвенных, координирую­щих воздействий со стороны государств и правительств.
 
 2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
 Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной политики, при разработке комплекса мер, регулирующих про­цессы внешней трудовой миграции, признано целесообраз­ным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций.
 Ратифицируя международные конвенции, страны, рег­ламентирующие процесс трудовой миграции, признают при­оритет норм международного права над национальным законодательством, что имеет важное значение как для са­мой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообще­ство, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.
 Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осу­ществляется двумя (или более) субъектами, воздействующи­ми на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую несовпадающие интересы. Если страна - импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции стра­ны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регу­лирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом.
 Во многих аспектах интересы стран - экспортеров и им­портеров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Правовое выражение взаимной заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных согла­шений по вопросам миграции. Согласно Программе Дей­ствий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ, организация набора рабочей силы должна производиться на основе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономичес­ких и социальных потребностей стран - экспортеров и им­портеров рабочей силы.
 В настоящее время значительное число учреждений и организаций прежде всего в рамках ООН, а также регио­нальных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
 Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области мигра­ции населения. Деятельность МОТ (Международной органи­зации труда) в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных до­говоров, принятых ВОЗ (Всемирной организации здравоох­ранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенци­ях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучше­ние образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В За­падной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межпра­вительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).
 Соответствующие документы международных организа­ций имеют большое значение применительно к националь­ному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой мигра­ции должны быть учтены требования международных кон­венций.
 Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах /З/ является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой при­надлежности, религии, пола и т. п. Конвенция содержит ста­тьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами при­нимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечи­вается:
 • организацией бесплатных служб для помощи миг­рантам и обеспечения их необходимой информацией (ста­тья 2);
 • принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся им­миграции и эмиграции граждан (статья 3);
 • принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (статья 4);
 • организацией соответствующих медицинских служб (статья 5);
 • разрешением переводить на родину заработок и сбе­режения трудящихся-мигрантов (статья 9).
 Конвенция включает также приложения, среди которых первые два касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, а третье - вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В При­ложении 1, в частности указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут занимать­ся:
 • наниматель или лицо, находящееся у него на служ­бе и действующее от его имени, при наличии разреше­ния от компетентных властей и под их контролем;
 • частное агентство, получившее на это предваритель­ное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при со­блюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной террито­рии, либо соглашением между компетентными органа­ми принимающей и направляющей стран.
 В данном документе также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подле­жат соответствующему наказанию.
 В названной конвенции подчеркивается также необхо­димость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение дан­ных документов с указанием сроков найма, условий и содер­жания труда и уровня его оплаты.
 Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минималь­ной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотре­но национальными законодательствами, - возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработ­ной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
 Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящего­ся-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.
 Международными стандартами предусматривается так­же возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к полу­чению образования.
 Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует рав­ноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Госу­дарства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются со­блюдать по отношению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства, по желанию сто­рон, могут предусматривать одну или более социальных га­рантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безра­ботице и т. п. /4/.
 Согласно Конвенции МОТ 1975 г. /З/ государства долж­ны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвен­ция содержит требования, предъявляемые государствам в от­ношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на тер­ритории государства на законном основании в качестве тру­дящихся-мигрантов или членов их семей.
 Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изло­жена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения /4/. Назначение данной Конвенции - координация национальных систем со­циального обеспечения с учетом различий в уровнях разви­тия отдельных стран.
 Ратификация заинтересованными государствами между­народных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуще­ствления.
 
 3. ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН -ИМПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
 Страны - импортеры трудовых ресурсов, которые посто­янно испытывают потребности в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного соста­ва прибывающих трудящихся-мигрантов.
 В качестве инструмента регулирования численности ис­пользуется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импорте­ре. При определении квоты учитываются потребности стра­ны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образо­ванию и т. п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и соци­альная обстановка в стране-импортере.
 Иммиграционная квота может быть распределена в опре­деленной пропорции между различными категориями иммиг­рантов. Например, в США в 1995 г. принято было следующее распределение иммиграционной квоты: 71% - родственники граждан США, 20% - специалисты, в которых нуждаются США, и 9% - прочие группы иммигрантов. Новый закон об иммигра­ции, принятый в США в 1996 г., существенно расширил раз­меры квоты для иммигрантов, но и ужесточил требования к их качественным характеристикам /5/.
 Регулирование качественного состава трудящихся-иммиг­рантов осуществляется в принимающих странах путем ис­пользования различных методов (в целях определения групп иммигрантов, для которых предусмотрены преференции, они могут рассчитывать на первоочередное получение въездной визы).
 О высоких требованиях к качеству прибывающей рабо­чей силы свидетельствует необходимость прохождения про­цедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также име­ющегося опыта работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных критериев отбора им­мигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов,
 Национальность иммигранта является качественным признаком, дифференцированным в зависимости от нацио­нального состава принимающей страны и учитываемым для обеспечения, например, в США национального равновесия.
 К числу других требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относят:
 • требование хорошего состояния здоровья у прибыва­ющего мигранта (характерно для ряда скандинавских стран и США);
 • дополнительные профессиональные требования, от­носящиеся к ряду специальностей или профессий (в США, например, иностранный программист должен вла­деть принятыми в стране программными средствами, быть знакомым с соответствующими компьютерными си­стемами);
 • ограничения личностного и психологического пла­на. Так, например, претендент на получение граждан­ства ЮАР должен иметь "добрый характер". В США издавна ограничен въезд для представителей любой из партий тоталитарного типа.
 Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может ме­няться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, по ряду важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, на­личие трудового сертификата, обладание определенной про­фессией и профессиональной подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
 Селективность миграционной политики стран-импорте­ров выражается также в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммигра­цию пользуются бизнесмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
 Одной из целей иммиграционной политики является за­щита национального рынка труда от неконтролируемого при­тока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направлен­ные на сокращение или предотвращение иммиграции, а так­же на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания. Например, в США одновременно с ужесточени­ем политики по отношению к нелегальным иммигрантам, законодательством предусмотрено право на легализацию для части иностранцев, без разрешения находящихся в стране, что является гуманным актом и свидетельствует о демокра­тических тенденциях в осуществлении иммиграционной политики. Многие страны - импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические (а не административ­ные) стимулы (предоставление материальной помощи и воз­можности приобретения профессии и т. п.)
 
 4. ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН -ЭКСПОРТЕРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
 Международная организация труда (МОТ) так опреде­лила цели эмиграционной политики стран-экспортеров: эмиг­рация трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы, поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов, которые используются для сбалансированно­сти экспортно-импортных операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий жизненный уро­вень; требование возвращения на родину эмигрантов сочета­ется с приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
 Современная международная трудовая миграция харак­теризуется активизацией и ростом влияния стран - экспор­теров рабочей силы, которые используют различные методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
 • методы и средства защиты интересов государства -экспортера трудовых ресурсов путем регулирования мас­штабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Большинство госу­дарств демонстрируют своей эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на свободное перемеще­ние. Некоторые страны проводят политику сдержива­ния эмиграции, особенно в отношении высококвалифи­цированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при небла­гоприятной демографической ситуации;
  • методы использования эмиграции в целях обеспече­ния ресурсами экономики страны путем привлечения ва­лютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в национальных банках открывают эмигрантам валютные счета под более высокую процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих валютных средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т. д. Ряд государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну происхож­дения значительную (иногда дифференцированную по ка­тегориям) долю полученной за границей заработной платы.
 Государство привлекает также средства частных посред­нических организаций, занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения обязательных вкладов и страховок;
 • методы и средства по защите прав трудящихся-эмиг­рантов путем использования двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за границей, которая призвана обеспечить определенные экономические и социальные гарантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью, продовольственному обес­печению и медицинскому обслуживанию и т. д.), а так­же путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения специальных должностных лиц и т. п. в целях контроля за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции, ре­шения спорных вопросов в стране пребывания мигран­тов и соблюдения их основных прав. В посольствах и представительствах некоторых стран за рубежом назна­чаются атташе по труду, которые призваны обеспечи­вать защиту прав трудящихся-мигрантов, в том числе разрешение спорных вопросов при их размещении, ве­дение переговоров с работодателями.
 Заслуживает внимания опыт создания специальных фон­дов, в задачи которых помимо контроля за соблюдением прав трудящихся-мигрантов и членов их семей входит накопле­ние средств (фонда благосостояния), предназначенных для обеспечения медицинского обслуживания, жилищного строительства, расширения сети школ и т. п. возвращающихся на родину мигрантов.
 • Меры, способствующие сочетанию как защиты госу­дарственных интересов, так и прав и свобод трудящих­ся-мигрантов.
 Государство стремится выработать такой механизм регулирования миграции, который позволял бы совмещать за­щиту государственных интересов и его граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение порядка обязательного государственного лицензирования деятельности по найму граждан для работы за границей. Цель лицензирования - наделение правом посредничества при тру­доустройстве за границей только тех организаций, которые обладают достаточными знаниями, опытом работы, распола­гают надежными международными связями и способны не­сти материальную и юридическую ответственность за результаты своей деятельности.
 • Меры, направленные на взаимную защиту интере­сов стран - экспортеров и стран - импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдержи­вания масштабов миграции, нелегальных перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину).
 
 5. МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 Россия не осталась в стороне от этих процессов. Распад СССР, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические стол­кновения и войны привели к тому, что на территории Рос­сии оказалось в середине 90-х гг. около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, продолжаются.
 Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граждан, в том числе высококвалифицированных специали­стов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупней­ших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. Об этом говорилось, и была признана безотлага­тельная необходимость международной помощи на Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмиг­рантов. На территории России оказались сотни тысяч пере­мещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и других регионов (например, афганская община порядка 200 тысяч человек, а также мигранты - вьетнамцы, китайцы и т.д.).
 Правительство Российской Федерации вынуждено в этих условиях формировать и осуществлять активную миграци­онную политику, искать поддержки - материальной и фи­нансовой - у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и мно­госторонней основе по проблемам миграции населения и тру­довых ресурсов.

<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу