<< Пред. стр. 4 (из 13) След. >>
Во многих случаях покупателю можно рекомендовать договоритьсяоб осмотре товара до или в момент передачи продавцом для перевозки
(так называемый осмотр перед отправкой или PSI). Если договор не
предусматривает иного, покупатель сам оплачивает стоимость такого
осмотра, который проводится в его собственных интересах. Однако,
если осмотр проводился для того, чтобы дать продавцу возможность
выполнить какие-либо обязательные правила применимые к экспорту
товара в его собственной стране, он должен сам оплатить такой
осмотр, если не используется термин EXW, так как при использовании
этого термина затраты по осмотру лежат на покупателе.
17. Вид транспортировки и соответствующий термин Инкотермс 2000
------------------------------------------------------------------
Любой вид транспортировки
------------------------------------------------------------------
Группа E EXW Франко завод
(название места)
------------------------------------------------------------------
Группа F FCA Франко перевозчик
(название порта отгрузки)
------------------------------------------------------------------
Группа C CPT Фрахт / перевозка оплачены до
(название места назначения)
CIP Фрахт / перевозка и страхование
оплачены до
(... название места назначения)
------------------------------------------------------------------
Группа D DAF Поставка до границы
(...название места поставки)
DDU Поставка без оплаты пошлины
(...название места назначения)
DDP Поставка с оплатой пошлины
(...название места назначения)
-----------------------------------------------------------------
Только морской и внутренний водный транспорт
-----------------------------------------------------------------
Группа F FAS Франко вдоль борта судна
(название порта отгрузки)
FOB Франко борт
(название порта отгрузки)
------------------------------------------------------------------
Группа C CFR Стоимость и фрахт
(название порта назначения)
C1F Стоимость страхование и фрахт
(название порта назначения)
------------------------------------------------------------------
Группа D DES Поставка с судна
(... название порта назначения)
DEQ Поставка с пристани
(...название порта назначения)
------------------------------------------------------------------
18. Рекомендации по использованию
В некоторых случаях вступление рекомендует использовать или не
использовать тот или иной термин. Это особенно важно в отношении
выбора между терминами FCA и FOB. К сожалению, работники торговли
продолжают использовать термин FOB там, где он совершенно
неуместен, при этом вынуждая продавца нести риски вследствие
передачи товара перевозчику, названному покупателем. FOB возможно
использовать только там, где товар предназначен для поставки
"через поручни судна" или, в крайнем случае на судно, а не тогда,
когда товар передается перевозчику для последующей погрузки на
судно например, загруженный в контейнеры или погруженный на
грузовики или в вагоны в так называемом "po-po" транспорте. Таким
образом, во вступлении к термину FOB было сделано настоятельное
предупреждение о том, что термин не следует использовать, когда
стороны не намерены поставлять товар через поручни судна.
Случается, что стороны ошибочно используют термины,
предназначенные также для перевозки товаров морем, когда
предполагается другой вид транспорта. Это может поставить продавца
в положение, когда он не может выполнить свое обязательство
представить покупателю соответствующий документ (например
коносамент, морскую накладную или электронный эквивалент).
Таблица, приведенная выше в параграфе 17, показывает, какой термин
следует использовать для каждого вида транспорта. Кроме того, во
введении к каждому термину указывается, можно ли использовать его
для всех видов транспорта или только для перевозки морем.
19. Коносамент и электронная торговля
Традиционно бортовой коносамент является единственным
приемлемым документом, который продавец может представить в
соответствии с терминами CFR и CIF. Коносамент выполняет три
важные функции, а именно:
- Доказательство поставки товара на борт судна;
- Свидетельство договора перевозки;
- Средство передачи прав на транзитный товар другой стороне
посредством передачи ей документа.
Другие транспортные документы, помимо коносамента, будут
выполнять первые две указанные функции, но не будут контролировать
доставку транзитного товара в место назначения или давать
возможность покупателю продавать транзитный товар посредством
передачи документов его покупателю. Вместо этого Другие
транспортные документы будут называть сторону, имеющую право на
получение товара в месте назначения. Тот факт, что владение
коносаментом необходимо для получения товаров от перевозчика в
месте назначения, особенно усложняет его замену электронным
Документом.
Далее, обычно выдается несколько оригиналов коносамента, но,
конечно, очень важно, чтобы покупатель или банк, действующий в
соответствии с его инструкциями при оплате продавцу, обеспечил
передачу продавцом всех оригиналов (так называемый "полный
комплект"). Это также является требованием Правил для
документарных кредитов Международной торговой палаты /ICC Rules
for Documentary Credits/ (так называемые Единые традиции и
практика Международной торговой палаты /ICC Uniform Customs and
Practice "UCP"/. Текущая версия выходит в день публикации
Инкотермс 2000; ICC публикация номер 500).
Транспортные документы должны свидетельствовать не только о
доставке товара перевозчику, но также и о том, что товар насколько
перевозчик может это подтвердить, был получен в полной исправности
и хорошем состоянии. Любая запись в транспортных документах,
которая бы указывала, что товар был получен не в таком состоянии,
сделает документ "нечистым" и таким образом неприемлемым в
соответствии с UCP.
Несмотря на особенную юридическую природу коносамента,
предполагается, что в ближайшем будущем он будет заменен
электронным документом. Уже версия Инкотермс 1990 года должным
образом учла это ожидаемое усовершенствование. В соответствии со
статьями А.8. терминов бумажные документы могут быть заменены
электронной информацией при условии, что стороны договорились
осуществлять электронную связь. Такая информация может
передаваться непосредственно заинтересованной стороне или через
третью сторону, обеспечивающую дополнительные услуги. Одной из
таких услуг, которая с пользой может быть предоставлена третьей
стороной, является реестр последовательных владельцев коносамента.
Системы, предоставляющие такие услуги, такие как так называемая
услуга БОЛЕРО, могут потребовать дальнейшей поддержки
соответствующими юридическими нормами и принципами, как
подтверждают это CMI 1990 Правила электронных коносаментов / CMI
1990 Rules for Electronic Bills of Lading/ и статьи 16 - 17
UNCITRAL Модельный закон по электронной торговле /UNCITRAL Model
Law on Electronic Commerce/.
20. Непередаваемые транспортные документы вместо коносаментов
В последние годы документарная практика значительно
упростилась. Коносаменты часто заменяются непередаваемыми
документами, подобными используемым для других видов транспорта
помимо морских перевозок. Эти документы называются "морскими
накладными", "контейнерными накладными", "грузовыми расписками"
или вариантами таких выражений. Непередаваемые документы могут
вполне удовлетворительно использоваться за исключением случаев,
когда покупатель хочет продать транзитные товары посредством
передачи бумажного документа новому покупателю - Чтобы это стало
возможным, обязательно должна быть сохранена обязанность продавца
представить коносамент в соответствии с CFR и CIF. Однако если
договаривающиеся стороны знают, что покупатель не предполагает
продать транзитный товар, они могут специально договориться об
освобождении продавца от обязанности предоставить коносамент, или
в ином случае, они могут использовать термины CPT и CIP, где нет
требования о предоставлении коносамента.
21. Право давать инструкции перевозчику
Покупатель, оплачивающий товар в соответствии с "C" -
термином, обязан обеспечить, чтобы по получении оплаты продавец не
распорядился товаром посредством выдачи новых инструкций
перевозчику. Некоторые транспортные документы, используемые для
определенных видов транспорта (воздушный, автомобильный или
железнодорожный) предоставляют договаривающимся сторонам
возможность препятствовать продавцу в выдаче новых инструкций
перевозчику, обеспечивая покупателя определенным оригиналом или
дубликатом накладной. Однако документы, используемые вместо
коносаментов в морских перевозках, обычно не содержат такой
"препятствующей" функции. Морской Международный комитет исправил
этот недостаток вышеуказанных документов, введя в 1990 году
"Единые правила морских накладных" /Uniform Rules for Sea
Waybills/, которые позволяют сторонам вставить условие "без
распоряжения", по которому продавец посредством инструкций
передает перевозчику право распоряжаться товаром в отношении
доставки товара какому-либо другому лицу или в другое место,
отличное от указанного в накладной.
22. Арбитраж международной торговой палаты
Договаривающиеся стороны, желающие иметь возможность
обратиться в Арбитраж Международной торговой палаты в случае
разногласий с их партнером по договору купли - продажи, должны
специально и четко договориться об Арбитраже Международной
торговой палаты в своем договоре купли - продажи или, в случае
отсутствия единого договорного документа, при обмене
корреспонденцией, которая представляет собой договор между ними.
Факт включения одного или нескольких вариантов Инкотермс в договор
или связанную с этим корреспонденцию сам по себе НЕ представляет
собой договоренности о возможности обратиться в Арбитраж.
Международная торговая палата рекомендует следующее
стандартное условие об арбитраже: "Все разногласия, вытекающие
из / или в связи с настоящим договором, должны окончательно
разрешаться в соответствии с Правилами Арбитража Международной
торговой палаты одним или более арбитрами, назначенными в
соответствии с указанными Правилами."
EXW
EX WORKS
ФРАНКО ЗАВОД (...название места)
Термин "Франко завод" означает, что продавец считается
выполнившим свои обязанности по поставке, когда он предоставит
товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом
названном месте (например: на заводе, фабрике, складе и т.п.).
Продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство,
а также за таможенную очистку товара для экспорта. Данный термин
возлагает, таким образом, минимальные обязанности на продавца, и
покупатель должен нести все расходы и риски в связи с перевозкой
товара от предприятия продавца к месту назначения. Однако, если
стороны желают, чтобы продавец взял на себя обязанности по
погрузке товара на месте отправки и нес все риски и расходы за
такую отгрузку, то это должно быть четко оговорено в
соответствующем дополнении к договору купли - продажи <*>. Этот
термин не может применяться, когда покупатель не в состоянии
выполнить прямо или косвенно экспортные формальности. В этом
случае должен использоваться термин FCA, при условии, что продавец
согласится нести расходы и риски за отгрузку товара.
--------------------------------
<*> См. Введение п. 11.
Обязанности продавца
А.1. Предоставление товара в соответствии с договором
Продавец обязан в соответствии с договором купли - продажи
предоставить покупателю товар, коммерческий счет - фактуру или
эквивалентное ему электронное сообщение, а также любые другие
доказательства соответствия, которые могут потребоваться по
условиям договора купли - продажи.
А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности
Продавец обязан по просьбе покупателя, за его счет и на его
риск, оказать последнему, если это потребуется <*>, полное
содействие в получении любой экспортной лицензии или другого
официального документа, необходимого для экспорта товара.
--------------------------------
<*> См. Введение п. 14.
А.З. Договоры перевозки и страхования
а) Договор перевозки
Нет обязательств <*>.
б) Договор страхования
Нет обязательств <*>.
--------------------------------
<*> См. Введение п. 10
А.4. Поставка
Продавец обязан в оговоренную дату или в пределах оговоренного
срока предоставить неотгруженный в какое-либо транспортное
средство товар в распоряжение покупателя в названном в договоре
месте поставки. При отсутствии в договоре таких указаний, продавец
обязан осуществить поставку в обычные для поставки аналогичных
товаров место и сроки. Если стороны не договорились о каком-либо
конкретном пункте в названном месте поставки и если таких пунктов
несколько то продавец может выбрать наиболее подходящий для него
пункт в месте поставки.
А.5. Переход рисков
Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.5. нести все риски
потери или повреждения товара до момента его поставки в
соответствии со статьей А.4.
А.6. Распределение расходов
Продавец обязан с учетом оговорок статьи Б.6. нести все
расходы, связанные с товаром до момента его поставки в
соответствии со статьей А.4.
А.7. Извещение покупателю
Продавец обязан известить покупателя достаточным образом о
дате и месте, когда и где товар будет предоставлен в его
распоряжение.
А.8. Доказательства поставки, транспортные документы или
эквивалентные электронные сообщения
Нет обязательств <*>.
--------------------------------
<*> См. Введение п. 10.
А.9. Проверка - упаковка - маркировка
Продавец обязан нести расходы, связанные с проверкой товара
(например, проверкой качества, размеров, веса, количества),
необходимой для предоставления товара в распоряжение покупателя.
Продавец обязан за свой счет оплатить расходы, связанные с
упаковкой, необходимой для перевозки товара (за исключением
случаев, когда в данной отрасли торговли принято обычно отправлять
обусловленный контрактом товар без упаковки). Последнее
осуществляется в той мере, в какой обстоятельства, относящиеся к
транспортировке (например, способы перевозки, место назначения),
были известны продавцу до заключения договора купли - продажи.
Упаковка должна быть маркирована надлежащим образом.
А.10. Другие обязанности
Продавец обязан по просьбе покупателя оказать последнему за
его счет и на его риск полное содействие в получении любых
документов или эквивалентных им электронных сообщений, выдаваемых
или используемых в стране поставки и / или в стране происхождения
товара, которые могут потребоваться покупателю для экспорта и /
или импорта товара или, в случае необходимости, для его транзитной
перевозки через третьи страны.
Продавец обязан обеспечить покупателя по его требованию всей
информацией, необходимой для осуществления страхования.